| ФЭНДОМ > Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью |
Среди любителей научной фантастики часто встречаются желающие попробовать свои силы в написании научно-фантастического произведения. Пишут рассказы, юморески, пародии, а иногда сразу берутся за роман. Простая оценка типа "нравится" - "не нравится" мало что дает начинающему автору, а ему хочется и полезно знать, что именно в его опусе исполнено на достаточно хорошем уровне, а что - ниже нормы. Настоящие заметки не претендуют на описание всесторонней оценки НФ произведения, и могут служить лишь примерным методологическим пособием при работе с начинающими фантастами, особенно в таких условиях, когда невозможен или трудно реализуем квалифицированный разбор творения опытным редактором. В научной фантастике большой вес имеет собственно научно-фантастическая идея. Придумать новую НФ-идею довольно сложно, и хорошая новая идея встречается гораздо реже, чем даже хорошие произведения. Как правило, молодые фантасты используют вторичные идеи. Это не всегда заведомо плохо, но в таком случае становится особенно важной реализация этой идеи. Полезно сравнить произведение начинающего автора с уже известными рассказами на ту же тему и выяснить, чем отличается новое от старого. Некоторые идеи так широко разработаны фантастами (машина времени, пришельцы, роботы), что в них трудно найти даже новый поворот в освещении темы. Далее, важно также, для чего использована автором эта идея? Помогает ли она ярче осветить характеры героев, высказать какую-то общественно значимую мысль, выявить ростки намечающихся тенденций в окружающем мире и так далее. Обязательно стоит оценивать новое произведение с позиций коммунистической направленности, гуманизма, то есть даже в самом маленьком произведении искать зерна сверхзадачи, которые, возможно, стоит развить, дать им прорасти в самостоятельный организм, принести желаемые плоды. Иногда в произведениях молодых авторов встречается неумение строить сюжет. Полезно оценивать сюжеты по общим литературным критериям (наличие завязки, кульминации и т. д.), указывать на логические противоречия, если таковые встретятся, наконец, находить оплошности, неграмотные или малонаучные места с целью их устранения. Следует помнить, что в коротких рассказах, там, где невозможно достаточно полно разработать характеры героев, сюжет играет главную роль, зачастую действие закручивается, как пружина, чтобы сорваться в самом последнем предложении или абзаце. Хорошо, если автору удается найти такую концовку, такой неожиданный поворот (или даже два поворота) в ситуации, который заставляет читателя производить молниеносную переоценку прочитанного. И конечно же, в любом произведении важен стиль письма, литературные качества написанного. Начинающие авторы, часто неосознанно, переносят в свои творения манеру и образ писания наиболее импонирующих им авторов. Конечно, у мастеров нужно учиться, но в любом литературном произведении ценится именно самобытность автора, и любое подражание рано или поздно начинает раздражать читателя, особенно если оно бросается в глаза. На это следует обращать внимание молодых писателей, стремиться помочь им выработать свой стиль, свой язык, свое отношение к описываемому. Автор предлагаемых глав из фантастической повести "Каторга для богов", Александр Бушков, в общем-то, уже не новичок в фантастике. В пятом номере журнала "Литературная учеба" за 1981 год была опубликована его повесть "Варяги без приглашения", ряд рассказов А. Бушкова печатался в молодежных газетах. В новой повести А. Бушкова основная идея - наказание землян инопланетянами за варварское отношение к "братьям нашим меньшим" - животным планеты Земля. И хотя не каждый согласится с тем, что высший разум сможет позволить также далеко не гуманное отношение к разумным существам - людям-охотникам, направленность повести достаточно актуальна и современна. Когда-то охота была для человека единственным средством выжить, тогда она была насущной необходимостью, а не развлечением, теперь же охота на животных чаще всего выглядит жестокой потехой. Браконьерское отношение к дичи чаще всего приводит к вымиранию отдельных видов животных. На грани исчезновения находятся и хищники, и травоядные во многих странах. И повесть "Каторга для богов" с новой точки зрения подводит читателя к простой, но далеко не всем ясной истине: жестокость к животным будет наказана. Скорее всего, дело обойдется без инопланетян, но расплата неминуемо наступит! Предлагаемые главы из повести достаточно разноплановы, чтобы оценить мастерство автора. Если в "Гладиаторе" главное - действие, насыщенное экзотикой и фантастикой, то глава "Подсудимые" - рассуждения о судьбе животных в нашем мире. Рассуждения в форме монолога, где автор не спешит назидательно и снисходительно объяснить, кто прав, кто виноват. Обе главы читаются с интересом, автор умеет держать читателя в напряжении, которое не исчезает ни на минуту. А. Бушков пишет раскованно, четко и последовательно, его лексикон достаточно широк. Может быть, временами он злоупотребляет вниманием читателя, роскошно выплескивая свою эрудицию, как, например, в речи Ляхова, но с другой стороны, это увеличивает познавательную ценность произведения, что в научной фантастике также немаловажно. Начитанный любитель фантастики заметит, видимо, что сцена сбора синих лепешечек перекликается с охотой на яйца ганзеров в "Обмене Разумов" Р. Шекли, но аналогия между этими описаниями чисто внешняя и не нарушает общего впечатления от прочитанного. Конечно, по части произведения нельзя судить о нем в целом но можно смело сказать, что автор выдал хорошую заявку на добротную повесть. Хотелось бы надеяться, что через некоторое время мы увидим "Каторгу для богов" опубликованной.
ИНТЕРЕСНЫЕ СТАТЬИ
Севастьянов В. Симфония космоса Белошистая А. Не отпуская руки... Стругацкий Б. Фантастика сегодня, завтра Осипов А. Миры на ладонях. Фантастика в творчестве писателей-сибиряков
|
|
|
||