История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

А. Ройфе

«КАЗАКИ-РАЗБОЙНИКИ» ДЛЯ ЛИТЕРАТОРОВ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА

«Интерпресскон-95»: разочарования и надежды

КОНВЕНТЫ ФАНТАСТИКИ

© А. Ройфе, 1995

Книжное обозрение.- 1995.- 20 июня.- ( 25).- С. 8.

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2002

"КАЗАКИ-РАЗБОЙНИКИ" ДЛЯ ЛИТЕРАТОРОВ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА

"Интерпресскон-95": разочарования и надежды

НАЧНУ с констатации бесспорного: "Интерпресскон", ежегодный фестиваль любителей фантастики, в пятый уже раз прошедший под Санкт-Петербургом, окончательно перехватил инициативу у знаменитой уральской "Аэлиты" (в 1995-м не проводилась) и в настоящее время является, так сказать, официальной площадкой для подведения итогов "фантастического года". Причем площадкой довольно-таки неплохой: достойный уровень гостиничного сервиса, приятные сюрпризы (вроде появления премии "Звезда фэндома", первым лауреатом которой стал разумеется, волгоградец Борис Завгородний), масса возможностей для неформального общения - вот неполный перечень заслуг организаторов мероприятия во главе с Александром Сидоровичем и Андреем Николаевым. Впрочем, главное, конечно же, не уровень сервиса, но - "подведение итогов".

Подводятся они, напомню, по формуле равно безыскусной и гениальной: номинационная комиссия составляет списки произведений-претендентов, писатель Борис Стругацкий определяет обладателей премии "Бронзовая Улитка", по результатам голосования участников фестиваля вручается премия "Интерпресскон". Весомость выбора гарантирована, с одной стороны, авторитетом мэтра, а с другой - независимостью и эрудицией полутора сотен фэнов со всех концов бывшего СССР. И какими бы ни были номинационные списки, можно не сомневаться награды достанутся наиболее достойным

СПИСКИ по итогам прошлого года потрясают. Подобного "обвала" превосходных произведений наша фантастика, по-моему, не знала уже давно. Давайте пробежимся по конкретным номинациям, чтобы убедиться в этом воочию.

"Крупная форма". "Улитку" завоевали "Солдаты Вавилона" Андрея Лазарчука, "Интерпресс" - "Многорукий бог далайна" Святослава Логинова. А кроме них, на премии претендовали такие замечательные романы, как "Клинки Максаров" Ю.Брайдера, Н.Чадовича, "Повелитель марионеток" С.Казменко, "Бикфордов мир" А.Куркова, "Там, где нас нет" М.Успенского, "Галактический консул" Е.Филенко.

"Средняя форма". "Улитка" - у "Ночи навсегда" Александра Щеголева, "Интерпресс" - у "Знака Дракона" Сергея Казменко (увы, ныне покойного). Но ведь были еще и "День последний - день первый" П.Амнуэля, "Калигари" Ю.Буйды, "Такой же, как вы" А.Громова, "Сегодня, мама!" С.Лукьяненко, Ю.Буркина, "Дорогой товарищ король" М.Успенского, "Улет в теплую сторону" А.Чуманова.

"Малая форма". "Улитка" досталась "Кощею Бессмертному - поэту бесов" Бориса Штерна, "Интерпресс" - "Фугу в мундире" Сергея Лукьяненко. Можно ли, однако, не упомянуть "Войти в реку" Л.Вершинина, "Чужие обычаи" С.Другаля, "Человек человеку Лазарь" А.Етоева, "Мыс дохлой собаки" А.Саломатова, "Как вы мне все надоели" Д.Трускиновской?

"Критика, публицистика". "Улитка" вручена Вячеславу Рыбакову за сборник "Кружась в поисках смысла", "Интерпресс" - Вадиму Казакову за статью "Полет над гнездом лягушки". Помимо них... назвать, к сожалению, некого (за исключением разве что Б.Ланина, автора монографии "Русская литературная антиутопия"). Ну, не хотят пика критики поддержать порыв писателей. Должно быть, запаздывают, как всегда. Что ж, подождем до следующего "Интерпресскона"...

ПОРА, однако, переходить к неприятному - к "разочарованиям", как о том сказано в подзаголовке. Там, конечно, сказано и о "надеждах", но с ними, я полагаю, уже более-менее ясно: если каждый следующий год будет приносить нам такое же количество хороших НФ-произведений, как и 1994-й, за судьбу отечественной фантастики можно не беспокоиться. Что же касается "разочарований", то ими стали результаты присуждения премии "Странник".

Строго говоря, эта премия, созданная издательством "Terra Fantastica" и финансовой группой "РоссКо", не есть "плоть от плоти" фестиваля. Напротив, она существует как бы рядом, параллельно, что всячески подчеркивается учредителями: церемония награждения, например, в нынешнем году прошла в Петербургском Доме композиторов, тогда как сам "Интерпресскон" не покидал пределов зеленогорского пансионата "Восток-6" (назван в честь космического корабля В.Терешковой). Тем не менее, коль скоро упомянутая церемония была включена в официальную программу фестиваля, разговор о "Страннике" в рамках настоящей статьи абсолютно уместен.

Скажу сразу: мнение литературного жюри (а именно оно, состоящее из популярных писателей-фантастов - таких, как Ю.Брайдер, Э.Геворкян, Е.Лукин. В.Рыбаков, А.Столяров, - именно оно занимается здесь "раздачей слонов") в отношении художественных произведений не вызывает у меня вопросов. Оба лауреата - и киевлянин Борис Штерн (по номинации "Малая форма" - за рассказ "Кощей Бессмертный - поэт бесов"), и красноярец Михаил Успенский (по номинации "Средняя форма" - за повесть "Дорогой товарищ король", по номинации "Крупная форма" - за роман "Там, где нас нет") победили вполне заслуженно, опубликовав в 1994-м весьма и весьма достойные тексты. Не зря же М.Успенскому был вручен еще и небезызвестный приз "Золотой Остап": учредители последнего признали писателя "лучшим фантастом-юмористом года". Повторяю, вердикт жюри в его "литературной" части кажется мне достаточно убедительным.

Чего, к сожалению, не скажешь об остальных частях.

Возьмем номинацию "Издательство". На премию претендовали "Полярис", "Армада", "Параллель", "Флокс", "Аргус". А "Странник" достался московскому "Миру". Мотивировка? Прошлые заслуги, непреходящее значение, 30-летие серии "ЗФ". Спору нет: и юбилей исключительный, и заслуг не отнять. Вот только результаты деятельности "Мира" на ниве фантастики в прошлом году (каковые, согласно статуту премии, и должно было оценить жюри) оказались, откровенно говоря, довольно посредственными...

Но, может, мы просто имеем дело со сменой критериев? Так сказать, с корректировкой статута в рабочем порядке? Увы, имена некоторых лауреатов не позволяют согласиться с данной версией.

Номинация "Художник". Опередив мэтра, постоянного оформителя той же "ЗФ" Киру Сошинскую, победу одерживает Яна Ашмарина - иллюстратор, тесно сотрудничающий с издательством "Terra Fantastica".

Номинация "Переводы". С точки зрения жюри, "Странник" надлежит вручить не многоопытному Александру Корженевскому, не профессиональнейшему Кириллу Королеву, не эрудированным Наталье Григорьевой и Владимиру Грушецкому, но - некоему Сергею Хренову, автору... как бы это выразиться поточнее... ученических переложений ряда романов и повестей Джеймса Кейбелла.

Где же, спрашивается, "уважение к сединам"? И в помине нет.

СКАНДАЛОМ - иначе не скажешь - обернулось решение жюри касательно победителя в категории "Редактор, составитель". Им оказался Роман Солнцев, руководитель красноярского журнала "День и ночь", включенный в уже опубликованные номинационные списки задним числом, за несколько дней до "Интерпресскона". Вряд ли справедливо обвинять членов жюри (Суда Странников, как высокопарно именует его отпечатанный организаторами рекламный буклет) в желании отблагодарить г-на Солнцева за публикацию их произведений ("Солдаты Вавилона" и "Там, где нас нет" - неплохой, но уж больно маленький перечень достижений журнала в фантастическом жанре). Если бы причина действительно была в этом, никто не помешал бы наградить "полезного человечка" обычным порядком, с соблюдением всех формальностей, не нарушая собственных правил. Награждение же, как вы знаете, носило форс-мажорный характер - значит, причина другая. Какая? Возможно, та, которую упоминали в изобилии циркулировавшие по фестивалю слухи. Мол, таким образом был отмечен вклад главного редактора "Дня и ночи" в организацию красноярского слета писателей-фантастов "Сибкон" - слета, проведенного на деньги краевого бюджета в конце марта (отсюда и спешка с награждением).

Маленькая деталь. Руководитель журнала "Если" Александр Шалганов (а согласитесь, также номинировавшийся "Если" как журнал фантастики превосходит "День и ночь" на несколько порядков), сомневаясь в неангажированности членов жюри, еще в январе официально объявил об изъятии своей кандидатуры из числа соискателей. Однако учредители "Странника" попросту проигнорировали его волю...

И еще одно. Забавно, но единожды почтить "День и ночь" Суду Странников показалось мало. И премия в номинации "Критика, публицистика" была присуждена писателю Виктору Пелевину за статью "Зомбификация" ("ДиН" № 4 за 1994 г.). Нет, статья-то, может, и неплохая, вот только - какое совпадение! - автор ее также не значился в перечне претендентов. Мало того, лично я ничего не слышал и о внесении туда (пусть задним числом) его кандидатуры. Впрочем, не будем особенно придирчивы - ведь хозяева премии вправе наградить кого хотят, не так ли?

ВЕСТИМО, так. Уже наградили. Вопрос лишь в том, к чему это привело. Боюсь, что сегодня приходится говорить о существенной компрометации "Странника" - точнее, о его самокомпрометации. Если в прошлом году инцидент с победителем в номинации "Издательство" (им тогда, напомню, оказался сам учредитель, т. е. "Terra Fantastica") выглядел случайностью, пресловутым "первым блином", то нынешние результаты подводит к очень грустным выводам. Нет, это не "профессиональная премия для профессионалов", это совсем не "напоминает знаменитую премию "Небьюла" (цитаты все из того же рекламного буклета). Это прежний, набивший оскомину в советские годы "междусобойчик", вот что это такое. Или, если угодно, ролевая игра. Нечто вроде "казаков-разбойников" для литераторов среднего возраста.

Тем острее потребность в независимой, авторитетной, действительно профессиональной премии, которая вручалась бы не за красивые глаза, а за реальные дела, которая стала бы точкой отсчета, системой координат нашего НФ-сообщества, превратилась бы в мощный катализатор литературного процесса. Искренне надеюсь, что появление подобной премии не за горами.

    Александр РОЙФЕ.

P.S. На церемонии награждения в Петербургском Доме композиторов было объявлено о создании еще одной "странниковской" номинации - "Мастер" (ах, "Небьюла", "Небьюла"...). Первым лауреатом стал екатеринбургский редактор, критик, библиограф, историк литературы Виталий Бугров (посмертно). Рискуя показаться непоследовательным, хочу поблагодарить организаторов за уважение к памяти человека, положившего жизнь на алтарь отечественной фантастики.

    А.Р



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Конвенты >
1970-1980 | 1981-1990 | 1991-2001 | Другие материалы
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2021
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001