История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

Марина Романова

ИГРА В «ФАНТЫ»

Современная фантастика: боевик плюс фэнтези плюс философско-апокалипсический трактат о будущем

КОНВЕНТЫ ФАНТАСТИКИ

© М. Романова, 2003

Эксперт-Урал (Екатеринбург)- 2003.- 18 августа.- 29-30 (110).- С. 28-29.

Пер. в эл. вид Д. Бахтерев, 2003

"АЭЛИТА"

Скульптор Виктор Саргин, придумавший пластическую "Аэлиту", вложил в нее образ спирали. Возможно, для Владимира Савченко (на снимке) "Аэлита" станет отправной точкой очередного писательского витка

Фестиваль родился в 1981 году. В 90-е годы вместе со страной переживал "время перемен", когда периоды не жизни, а выживания сменялись полной стагнацией. С 2002 года начался поиск новых форм и "энергетических источников". Фестиваль всегда был итоговым: поощрял за заслуги в области литературной фантастики. Лауреатами его в разные годы были братья Стругацкие, Александр Казанцев, Ольга Ларионова, Кир Булычев (ныне - председатель жюри). "Жюрирование" организовано таким образом: предлагается 10-12 номинантов, победитель определяется путем голосования. Кстати, до сих пор лишь дважды премия вручалась уральским писателям (этим подчеркивались объективность и неместечковый уровень фестиваля). Фестиваль предполагает жить долго и счастливо и даже размножаться: организаторами принято решение о проведении еще и "Аэлиты-junior".

В Екатеринбурге прошел фестиваль литературной фантастики "Аэлита" - юбилейный, 20-й по счету. Организаторы подняли вокруг возрожденного фестиваля мощную волну интереса и попытались превратить некогда междусобойчик всесоюзного масштаба в явление общественной жизни.

Постоянство перемен

О фантастической литературе можно говорить как о величине постоянной. В то время как в структуре читательского интереса за последнее десятилетие произошли кардинальные изменения (см. "Эксперт-Урал" № 18 от 19.05.03), фантастика сохранила свои 5% читательской аудитории. В нее влюбляются один раз и на всю жизнь: это та "женщина", которой не изменяют (кстати, среди почитателей жанра в основном мужчины). Однако сама фантастическая литература пережила серьезные перемены, и "Аэлита" отчетливо продемонстрировала ее новые качества.

Первое, чем отличался фестиваль от прежних тусовок - "кадровый состав". Фанаты фантастики, фант-фэны, как и раньше, составили немалую часть гостей и съехались со всей России: из Москвы и Санкт-Петербурга, Ульяновска и Челябинска, Тюмени и Томска. Новая черта - присутствовала такая жизненно важная для литературы категория, как издатели.

Фестиваль взят под опеку крупнейшим региональным книжным издательством "У-Факторией", руководство которого видит в этой теме большие перспективы. Здесь уже вышла серия компьютерной фантастики "Киберtime", разрабатывающая пласт виртуальной реальности. По результатам "Аэлиты" издательство намерено подготовить несколько фантастических книг. "У нас благодатная почва для занятия культурным бизнесом - фантастикой", считает директор Гильдии издателей периодической печати "Уральский рабочий" Александр Бисеров. Лучшие вещи, представленные на фестивале, обещал также напечатать журнал "Урал": это, возможно, привлечет к нему дополнительных читателей, хотя фантастика и "не совсем наш формат", сказал редактор журнала драматург Николай Коляда.

Среди учредителей появились и нелитературные силы, и это тоже черта времени. Промышленники становятся (или хотя бы желают выглядеть) все более культурными. Спонсором и активным участником фестиваля явился завод ОЦМ в лице его генерального директора Николая Тимофеева. Интерес к "Аэлите" проявил и гендиректор Уральской горно-металлургической компании Андрей Козицын. Поддержка позволила поднять уровень фестиваля на небывалую прежде международную высоту: гостем "Аэлиты" стал известный американский писатель Роберт Шекли. Он встретился с читателями (в России, как оказалось, его поклонников едва ли не больше, чем на родине), познакомился с жизнью российской провинции в лице столицы Среднего Урала. Впечатление: "Здесь я чувствую себя персонажем, попавшим на другую планету".

Другое важное новшество фестиваля - содержательное. Обсуждали судьбы фантастической литературы как таковой. На сторонний взгляд, сегодня она переживает не лучший период. В советское время фантастика являлась той областью литературы, где удавалось воплощать "внепартийные" философские и политические взгляды (яркий пример - произведения братьев Стругацких, лауреатов первого фестиваля). Сегодня она переместилась в пласт развлекательный. Налицо признаки кризиса жанра: идет в основном переводная литература, перепечатки созданного ранее, а из новых направлений развивается преимущественно фэнтези.

У Роберта Шекли от Урала ощущение фантастическое: он чувствует себя персонажем, попавшим на другую планету

Андрей Токарев

Впрочем, сами писатели-фантасты далеки от пессимистических выводов. Председатель оргкомитета "Аэлиты" Борис Долинго считает, что фантастическая литература, как и все в этой жизни, развивается по спирали, и период некоторого спада вскоре сменится новым подъемом. Александр Бисеров уверен: литературная фантастика направлена в будущее, так как заставляет задуматься, куда мы движемся. Даже Роберт Шекли, продемонстрировавший апокалипсическое ощущение будущего планеты ("Сегодня трудно предугадать, что произойдет с миром: может, астероид врежется и все уничтожит, может, глобальное потепление нанесет ущерб жизни на Земле"), в отношении фант-литературы пребывает в состоянии творческой эйфории. Он, как и прежде, много пишет, сейчас у него в работе несколько рассказов и, возможно, одно из будущих произведений он посвятит российско-уральским впечатлениям.

В числе постоянных величин "Аэлиты" - ее поощрительный смысл. И прежде, и сейчас - это премия за заслуги. Материальное воплощение премии - не в денежных единицах, а в изящной статуэтке, на которую с вожделением поглядывают многие русскоязычные фантасты. Стать ее обладателем - все равно что получить знак качества. В 2003 году он был вручен киевлянину Владимиру Савченко, чьи произведения входят в золотой фонд русской фантастики: роман "Открытие себя" сочетает элементы "инженерного стиля" и интерес к человеку, последнее же крупное произведение "Должность во Вселенной" представляет взгляд автора на цивилизацию.

    Екатеринбург



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Конвенты >
1970-1980 | 1981-1990 | 1991-2001 | Другие материалы
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2021
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001