История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

Г. Федосеев, Е. Гранова

ГУМАНИЗМ УТОПИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ СОВЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ КАК УТВЕРЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА КОММУНИСТИЧЕСКОГО

КОНВЕНТЫ ФАНТАСТИКИ

© Г. Федосеев, Е. Гранова, 1988

Тезисы докладов и сообщений на Всесоюз. науч. конференции-семинара, посвящ. творчеству И. А. Ефремова и проблемам науч. фантастики.- Николаев, 1988.- С. 57 - 60.

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2001

    "...Коммунизм представляет собой нравственный идеал человечества, величайшее добро для всех людей. Строительство такого общества - высоконравственная задача. Гуманистическая природа коммунизма делает его величайшим нравственный идеалом современности, критерием нравственных оценок".
      В. И. Ленин

Искусство досоциалистических формаций обращалось и будущему как отрицанию настоящего. Искусство социализма обращается к настоящему как утверждению будущего. Эта отличительная особенность социалистического искусства - следствие особенной общественной психологии, социалистического гуманизма.

В социалистических литературах появилась качественно новая утопия - произведение о будущем обществе, основанное на научном предвидении, показывающее будущее как воплощение основных, определяющих тенденций настоящего.

Художественный образ всегда есть трансформированное отражение действительности. В утопиях социалистических литератур современность трансформируется в сторону развития основных тенденций, воплощающих историческую необходимость.

Наши возможности предвидения будущего определяются степенью понимания настоящего. "Из собственных форм существующей действительности мы должны развить истинную действительность как ее долженствование и конечную цель" (К. Маркс). "Истинная действительность", которая даст возможность развить в человеке все истинно человеческое - коммунизм, общество "самых человечных" людей. Пафос марксизма - в действительности гуманизма.

Художественное произведение своеобразно "программирует" потенциальное поведение; мироощущение читателя, воспитывает его чувства. Лучший способ воспитать Человека коммунистического - это "заставить" читателя стать (почувствовать себя) коммунистическим человеком. Самое появление утопий социалистических литератур было вызвано жизненной необходимостью, возрастающей ролью художественной культуры в коммунистическом строительстве.

Автор утопий не должен придумывать человека коммунистического общества. Он должен воплотить характер уже существующий в действительности как общественный идеал - нечто совершенно реальное и объективно существующее в общественном сознании. Автор утопии должен видеть (чувствовать) конкретные образы конкретных людей, воплощающих общественный идеал с различной степенью приближенности, должен увидеть индивидуальных носителей этих характеров в совокупности их важнейших определений.

Никогда еще в истории человечества не было идеала, сравнимого по преобразующей силе идей и их воздействию на исторический процесс и миллионы людей, по жизненности и гуманизму с идеалами коммунизма. Подход к действительности с точки зрения идеала не есть привнесение в действительность чего-то ей не свойственного, это, наоборот, "очищение истинного понятия" от случайных и внешних особенностей, от преходящего и временного.

В утопиях социалистических литератур мы видим нашу действительность в изображении, освобожденном от преходящего, не определяющего истинную природу человека, сбросившего оковы тысячелетней зависимости от общественных сил, подавляющих его. В утопиях люди будущего предстают перед нами как воплощение Человека, как личности необыкновенные, но, как было замечено Н. Г. Чернышевским, "... необыкновенная личность - самое лучшее выражение человека и человеческой природы вообще".

Изображение идеала сущим стало возможным лишь с появлением нового художественного метода - социалистического реализма, который предоставил художнику возможности для изображения жизни не только существующей, но и долженствующей быть. Желаемое и исторически возможное выступило уже как исторически необходимое, что обусловило действенность советского гуманизма.

Развитие формы, происшедшее в силу законов, логики развития художественного мышления, было обусловлено законами более глубокими - развитием общественной жизни. Появление утопий социалистических литератур в конечном счете было обусловлено особенностями мироощущения человека социалистического общества, практически решающего задачу построения коммунизма. В утопиях совершенно по-новому ставится проблема реалистического изображения действительности в ее революционном развитии, дается дальнейшее развитие категории литературного историзма. Как искусству утверждающему, преобразующему утопии в высшей степени свойствен революционный гуманизм, романтизм реалистического научно-обоснованного предвидения будущего в настоящем. В силу этого утопии посвящаются изображению наиболее важных проблем современности. Совершенно по-новому решается в них и проблема положительного героя.

Все это дает основание говорить об утопиях социалистических литератур как о новой форме художественного утверждения социалистического гуманизма.

    Г. Ф. ФЕДОСЕЕВ, Е. А. ГРАНОВА
    Николаев



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Конвенты >
1970-1980 | 1981-1990 | 1991-2001 | Другие материалы
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2018
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001