История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

В. Чистов

К ВОПРОСУ О ЖАНРОВОЙ СПЕЦИФИКЕ НАУЧНОЙ ФАНТАСТИКИ

КОНВЕНТЫ ФАНТАСТИКИ

© В. Чистов, 1988

Тезисы докладов и сообщений на Всесоюз. науч. конференции-семинара, посвящ. творчеству И. А. Ефремова и проблемам науч. фантастики.- Николаев, 1988.- С. 66 - 70.

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2001

Проблема литературных родов, равно как видов и жанров, посвящена огромная научная литература. Однако далеко не во всех случаях она касается рассмотрения жанровых форм научной фантастики. Между тем здесь свои проблемы, решение которых углубляет не только наше представление о научной фантастике, но и само учение о жанрах как таковых.

Известно, что ряд исследователей рассматривает научную фантастику на уровне отдельного литературного рода. Но для этого нет оснований прежде всего потому, что в этом случае пришлось бы менять сам подход, принцип, на основании которого мы выделяем такие литературные виды, как эпос, лирика и драма. Это же относится и к другим предложениям, например, вселить в отдельный литературный род сатиру, роман, детектив, кинодраматургию и т. д. Налицо существенное смещение понятий, когда в каждом конкретном случае позиция, основные положения, связанные с толкованием сущности литературного рода, оказываются сугубо индивидуальными, однозначными, а не общими, типологическими.

При своей качественной определенности научная фантастика не является отдельным литературным родом. Она включает в себя произведения и эпического и драматургического рода. В первом случае здесь есть повествователь и все то, что так или иначе относится к эпосу. Во втором - то, что всегда связывалось с драмой как таковой. Труднее с практикой создания лирических научно-фантастических произведений. Теоретически это возможно. Вопрос в том, имеется ли необходимость в создании таких сочинений.

Специфика научной фантастики позволяет говорить о ней на уровне только литературного вида, а далее - жанра. И конечно, следует определить, что делает научную фантастику именно искусством, художественной литературой и что отличает ее от других видов литературы, как по содержанию, так и по форме. В первую очередь, возникает вопрос, является ли научная фантастика тем человековедением, о котором обычно говорят, если хотят обозначить основной предмет, основную задачу искусства вообще. Ответ на этот вопрос заключается уже в научно-фантастических произведениях Герберта Уэллса, Жюля Верна, Карела Чапека и др. Это воздействие на человека последствий научно-технического прогресса, науки вообще прежде всего в будущем, когда именно наука существенно изменит окружающий человека мир, а следовательно, и самого человека. В то же время зарождение этого вида литературы относится к более раннему времени. Это "Утопия" Томаса Мора, "Город Солнца" Томазо Кампанеллы, "Новая Атлантида" Фрэнсиса Бэкона.

В принципе, научно-фантастический жанр является антитезой жанрам исторического романа. Если в историческом романе писатель так или иначе исходит из фактов уже состоявшихся и которые ему так или иначе надлежит воспроизвести, то здесь он идет от сугубо предполагаемых изначальных условий. Если в историческом романе его автор так или иначе опирается на накопленный поколениями эмоциональный опыт, то во втором случае он должен прогнозировать то, чего еще не было, но что может состояться. И эти дополнительные трудности но так легко преодолимы. Подходить к научно-фантастическим произведениям с требованиями, которые мы привыкли предъявлять художникам, раскрывающим проблемы своего времени, - значит не учитывать специфику данных произведений.

Типизация, понимаемая как характерное, раскрывающее сущность данного явления, обретает в научно-фантастических произведениях свой особый специфический характер, далеко не столь подчеркнуто выраженный как в других видах литературы. Здесь не так просто обобщать в прямом смысле этого слова. Отсюда образы - персонажи в научной фантастике имеют скорее иллюстративной, нежели конкретно-обобщенный смысл. Так или иначе они непосредственно "пересажены" из времени автора в художественное время самого произведения. Но, пожалуй, этим-то они нам и интересны. Это как раз тот недостаток, который, являясь продолжением достоинств самого жанра, представляется одной из особенностей научно-фантастических произведений.

В то же время характер сюжетики, сама поэтика научной фантастики позволяют ставить человека в ситуации, которые не всегда возможны в произведениях иных жанров. Это способствует более широкому раскрытию человеческих характеров прежде всего в необычных и в то же время стрессовых ситуациях. Весьма существенно, что развязка, разрешение конфликта в научно-фантастических произведениях определяется не столько уровнем и характером научных достижений, а прежде всего сугубо человеческими способностями, и решающими здесь оказываются именно сущностные человеческие силы.

    В. П. ЧИСТОВ
    Николаев



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Конвенты >
1970-1980 | 1981-1990 | 1991-2001 | Другие материалы
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2018
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001