История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

А. Рассолов

ФУНКЦИЯ ФАНТАСТИЧЕСКОЙ УСЛОВНОСТИ В ПОВЕСТИ А. ПЛАТОНОВА «КОТЛОВАН»

КОНВЕНТЫ ФАНТАСТИКИ

© А. Рассолов, 1988

Тезисы докладов и сообщений на Всесоюз. науч. конференции-семинара, посвящ. творчеству И. А. Ефремова и проблемам науч. фантастики.- Николаев, 1988.- С. 107 - 109.

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2001

Наше время по-новому освещает жизненный и творческий путь Андрее Платоном, заставляя изменить позиции, с которых в прошлом рассматривалось его художественное наследие.

Гуманистический пафос наполняет все творчество писателя. Содержанием его является пристальное, концентрированное внимание к драматизму человеческого существования, к одухотворению окружающей действительности, к поиску истины. Но гуманизм у Платонова никогда не имел застывшую, канонизированную форму. Он обогащался и дополнялся в условиях развития советской действительности. Новое качество творчества писателя в полной мере проявилось в повести "Котлован", написанной в 1929-193О г.г. и увидевшей свет лишь в 1987 году.

Анализируя своеобразие художественного мира А. Платонова, С. Залыгин сделал проницательное обобщение: "...чем более высока в философском смысле задача, поставленная автором, тем сильнее и настойчивее эта задача вынуждает его отрешиться от образов совершенно правдоподобных и повседневных", (1) заставляет обращать свой взгляд к художественной символике.

Фантастическая условность в повести "Котлован" не переходит границу допустимых представлений о реальном мире. И медведь-кузнец, самый фантастический из персонажей, и сплав по реке на плотах собственников, - все это жизнеподобно. Но то качество, которое им придает автор, распределение ролей и функций, совмещение и взаимоотношения реальных и ирреальных элементов наполняет новым философским содержанием сказочно-фантастический мир повести.

Этот своеобразный платоновский антропоморфизм и анимизм позволяет автору с огромной художественной силой показать революционные и уродливые явления действительности 30-40-х годов. Такой реализм писателя сближает его творчество с мифом, былиной, притчей, где возможно существование не столько фантастических элементов, сколько необыкновенных по своей условности событий, вынуждающих жизнеподобных по своей природе героев вступать в фантастические отношения между собой.

Платоновская условность, отвлеченность ради реальности, ради ее более глубокого постижения и является основой метода, который позволяет писателю решать проблемы человеческого бытия. Это сближает творчество А. Платонова с художественным опытом ведущих прозаиков XX века.

1. Залыгин С. Литературный эаботы. М., Современник, 1972, С. 147.

    А. Б. РАССОЛОВ
    Николаев



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Конвенты >
1970-1980 | 1981-1990 | 1991-2001 | Другие материалы
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2018
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001