| ФЭНДОМ > Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью |
Наше время по-новому освещает жизненный и творческий путь Андрее Платоном, заставляя изменить позиции, с которых в прошлом рассматривалось его художественное наследие. Гуманистический пафос наполняет все творчество писателя. Содержанием его является пристальное, концентрированное внимание к драматизму человеческого существования, к одухотворению окружающей действительности, к поиску истины. Но гуманизм у Платонова никогда не имел застывшую, канонизированную форму. Он обогащался и дополнялся в условиях развития советской действительности. Новое качество творчества писателя в полной мере проявилось в повести "Котлован", написанной в 1929-193О г.г. и увидевшей свет лишь в 1987 году. Анализируя своеобразие художественного мира А. Платонова, С. Залыгин сделал проницательное обобщение: "...чем более высока в философском смысле задача, поставленная автором, тем сильнее и настойчивее эта задача вынуждает его отрешиться от образов совершенно правдоподобных и повседневных", (1) заставляет обращать свой взгляд к художественной символике. Фантастическая условность в повести "Котлован" не переходит границу допустимых представлений о реальном мире. И медведь-кузнец, самый фантастический из персонажей, и сплав по реке на плотах собственников, - все это жизнеподобно. Но то качество, которое им придает автор, распределение ролей и функций, совмещение и взаимоотношения реальных и ирреальных элементов наполняет новым философским содержанием сказочно-фантастический мир повести. Этот своеобразный платоновский антропоморфизм и анимизм позволяет автору с огромной художественной силой показать революционные и уродливые явления действительности 30-40-х годов. Такой реализм писателя сближает его творчество с мифом, былиной, притчей, где возможно существование не столько фантастических элементов, сколько необыкновенных по своей условности событий, вынуждающих жизнеподобных по своей природе героев вступать в фантастические отношения между собой. Платоновская условность, отвлеченность ради реальности, ради ее более глубокого постижения и является основой метода, который позволяет писателю решать проблемы человеческого бытия. Это сближает творчество А. Платонова с художественным опытом ведущих прозаиков XX века.
1. Залыгин С. Литературный эаботы. М., Современник, 1972, С. 147.
Николаев
ИНТЕРЕСНЫЕ СТАТЬИ
Зубакин Ю. Первые «докосмические» Зубакин Ю. Перепутанные краски Бурунди Харитонов Е., Щербак-Жуков В. Полет к тысячам солнц Зубакин Ю. Орбитальная Мастерская Попов А., Кривцов В. Редакционное заключение на рукопись бр. Стругацких «Обитаемый остров»
|
|
|
||