| ФЭНДОМ > Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью |
Наше время по-новому освещает жизненный и творческий путь Андрее Платоном, заставляя изменить позиции, с которых в прошлом рассматривалось его художественное наследие. Гуманистический пафос наполняет все творчество писателя. Содержанием его является пристальное, концентрированное внимание к драматизму человеческого существования, к одухотворению окружающей действительности, к поиску истины. Но гуманизм у Платонова никогда не имел застывшую, канонизированную форму. Он обогащался и дополнялся в условиях развития советской действительности. Новое качество творчества писателя в полной мере проявилось в повести "Котлован", написанной в 1929-193О г.г. и увидевшей свет лишь в 1987 году. Анализируя своеобразие художественного мира А. Платонова, С. Залыгин сделал проницательное обобщение: "...чем более высока в философском смысле задача, поставленная автором, тем сильнее и настойчивее эта задача вынуждает его отрешиться от образов совершенно правдоподобных и повседневных", (1) заставляет обращать свой взгляд к художественной символике. Фантастическая условность в повести "Котлован" не переходит границу допустимых представлений о реальном мире. И медведь-кузнец, самый фантастический из персонажей, и сплав по реке на плотах собственников, - все это жизнеподобно. Но то качество, которое им придает автор, распределение ролей и функций, совмещение и взаимоотношения реальных и ирреальных элементов наполняет новым философским содержанием сказочно-фантастический мир повести. Этот своеобразный платоновский антропоморфизм и анимизм позволяет автору с огромной художественной силой показать революционные и уродливые явления действительности 30-40-х годов. Такой реализм писателя сближает его творчество с мифом, былиной, притчей, где возможно существование не столько фантастических элементов, сколько необыкновенных по своей условности событий, вынуждающих жизнеподобных по своей природе героев вступать в фантастические отношения между собой. Платоновская условность, отвлеченность ради реальности, ради ее более глубокого постижения и является основой метода, который позволяет писателю решать проблемы человеческого бытия. Это сближает творчество А. Платонова с художественным опытом ведущих прозаиков XX века.
1. Залыгин С. Литературный эаботы. М., Современник, 1972, С. 147.
Николаев
ИНТЕРЕСНЫЕ СТАТЬИ
Мельников А. От героя «безгеройного» жанра к полноценному образу Зубакин Ю. Мироздание и «духи злобы поднебесные»
|
|
|
||