RU.LUDENY

Исследование творчества братьев Стругацких

КОНФЕРЕНЦИИ ФИДО

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Суб 21 Июл 01 07:37
 To   : All                                                 Вск 22 Июл 01 20:19
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть

Здравия желаю, товарищ All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
[...]
Любое противоречие развивается, и в итоге истинные реалии непременно должны
были по-явиться в литературе. А поскольку в <большой> литературе барьеры
цензуры были непреодоли-мы, поток критического отношения к яви устре-мился в
проран фантастики. Авторы-фантасты умели отразить реальность таким образом, что
и цензору вроде бы не придраться, и читателю скушать - пальчики оближешь. Да,
цензоры да-вили и такие <отражения>, но все же аллегорические тропочки к
читательским умам проло-жить было можно (дон Рэба, например, жил в литературе с
1964 года, а о Л.Берия стали писать лишь в конце 80-х).
[...]

            Романецкий H. Арьегардные бои фантреализма // Книж. обозрение (М.).
- 2001. - 16 июля (  29-30). - С.27.

 --------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

На этой оптимистической ноте мы и прервем наш диалог    Алла, молчаливый глюк

--- Я большой глюк. Очень большой глюк. Размером в +/W32 1.1.1.2 GoldEdа.
 * Origin: (Двойная бездна) (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Суб 21 Июл 01 09:19
 To   : All                                                 Вск 22 Июл 01 20:19
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть oт Бpoмбepгa

Простите за беспокойство, All, но...

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Источник:
Сегодня
Дата:
20.06.2000
Автор:
ДМИТРИЙ ОЛЬШАНСКИЙ
Заголовок:
09.00 Буквы в Сети: Русская изящная словесность в Интернете
Текст:
ИНТЕРНЕТ, как некая философская идея, опоздал родиться. Году в 1967 его
появление пришлось бы кстати - в основе "сетевого" мировоззрения лежит
антикварное шестидесятничество, с его чудесными патологическими лозунгами -
"Возьмемся за руки, друзья..." и далее по тексту. "Друзья" взялись за Интернет
с таким рвением, что первое время разумно мыслящие люди старались держаться от
него подальше.
Литературу в русском Интернете первоначально оккупировали романтичные
программисты - те, что без ума от Стругацких, Гребенщикова и Ричарда Баха. Но
постепенно в творчество компьютерных графоманов стали проникать серьезные
сайты, посвященные текущей литературе.
[...]

--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Целую, до свидания                                      Алла, молчаливый глюк

--- Жуткое додревнее заклинание: GoldEd+/W32 1.1.1.2
 * Origin: (Hеподходящий человек) (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Суб 21 Июл 01 09:26
 To   : All                                                 Вск 22 Июл 01 20:19
 Subj : Pacкoпaй cвoиx пoдвaлoв

Пpивeт, All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
[...]
Планета Марс давно уже стала объектом пристального внима-ния не только ученых,
но и писателей-фантастов. После того как итальянский астроном Скиапарелли
обнаружил в 1877 году на Марсе <каналы>, являющиеся якобы искусственными
сооружениями, и стали возникать гипотезы о высокоразвитой марсианской
цивилизации, романисты ответили на это десятками книг, посвященных Марсу и его
обитателям. У истоков современного фантастического <марсоведения> находятся
немецкий писатель Курт Лассвиц с его романом <Hа двух планетах>, Герберт Уэллс
(<Война миров>), А. Богданов (<Красная звезда> и <Инженер Мэнни>). В советской
научной фантастике, начиная с <Аэлиты> Алексея Толстого, с Мар-сом связаны
сюжеты многих произведений (Г. Мартынов <220 дней на звездолете>; А. Казанцев
<Гость из космоса>; К. Волков <Марс пробуждается>; А. Стругацкий, Б. Стругацкий
<Стажеры> и <Ночь на Марсе>; В. Журавлева <Голубая планета>; М. Емцев и Е.
Парнов <Последняя дверь> и др.).
[...]
<Путь на Амальтею> Аркадия и Бориса Стругацких и <Пленники астероида> Георгия
Гуревича проще всего было бы охарак-теризовать как обычные <космические>
повести. В самом деле, фотонный грузовик <Тахмасиб> с продовольствием для
планетологической станции на Амальтее терпит аварию в непосредственной близости
от Юпитера. Hачинается падение в водородные бездны гигантской планеты. Шансы на
спасение ничтожны. Тем не менее экипаж <Тахмасиба> в невероятно трудных
условиях частично восстанавливает фотонный двигатель и в конце концов
вырывается из плена притяжения Юпитера. Задание выполнено - груз на Амальтею
доставлен.
Hо этот сжатый пересказ вовсе не раскрывает содержания повести. Все дело в
людях и их характерах. Среди членов эки-пажа - Быков и Крутиков, Юрковский и
Дауге, герои межпланет-ных экспедиций, знакомые читателям по книгам тех же
авторов: <Страна багровых туч> и <Стажеры>. Это о них думает молодой
бортинженер Жилин, совершающий на <Тахмасибе> свой первый полет: <Какие
имена!.. Страшная и прекрасная, с детства знако-мая полулегенда о людях,
которые бросили к ногам человечества грозную планету. О людях, которые на
допотопном <Хиусе> - фотонной черепахе с одним единственным слоем мезовещества
на отражателе - прорвались сквозь бешеную атмосферу  Венеры О людях, которые
нашли в черных первобытных песках Урановую Голконду-след удара чудовищного
метеорита из антивещества>.
И Жилин не ошибся в своих спутниках, так же как и они не ошиблись в своем
молодом товарище.
Беспредельное  мужество,  самоотверженность,  нравственная сила, высокое
чувство долга и прочная, как гранит, дружба, свой-ственные людям новой
коммунистической формации, воспеваются в этой повести.
[...]

                                        Брандис Е., Дмитревский В. Предисловие
// В мире фантастики и приключений: Альм. - Л., 1964. - С.5-17.

 --------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Целую, до свидания                                      Алла, молчаливый глюк

--- Без All жизнь не та, люблю, привет от ЛИАНТА+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Возможна стойкость (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Суб 21 Июл 01 09:27
 To   : Vladimir Borisov                                    Вск 22 Июл 01 20:19
 Subj : "Б.Стpугацкий: меня чуть не зарезал узбек..."

Здравствуй, Vladimir!

По агентурным данным, Vladimir Borisov писал 20 Июл 01 к Alla Kuznetsova:

 VB> Ведь не только в чёpном ей самозаpождаться...

Ecтecтвeннo. Дoлoй диcкpиминaцию кoмпьютepoв!

Засим низко кланяюсь                                    Алла, молчаливый глюк

--- Дубль+/W32 1.1.1.2, сложный, многопрограммный, самообучающийся
 * Origin: (Будь бдителен) за три дня до начала и три дня посл (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Суб 21 Июл 01 09:28
 To   : Vladimir Borisov                                    Вск 22 Июл 01 20:19
 Subj : Eщe cтaтья из cпpaвoчникa

Здравствуй, Vladimir!

Вы, Vladimir Borisov, как-то писали, что...

 VB> Да, на такой короткий текст излишне много глюков... Это надо
 VB> постаpаться.

Bидимo, cтapaлиcь. Kcтaти, oзнaчeннyю cтaтью в "Independent" Bы нe видeли?..

Засим низко кланяюсь                                    Алла, молчаливый глюк

--- Письмо неясного содержания, написанное с помощью GoldEd+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Проходя по своему двору, не увидишь своих людей (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Вск 22 Июл 01 06:36
 To   : All                                                 Вск 22 Июл 01 20:19
 Subj : Интepвью БHC

Пpивeт, All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Борис Стругацкий:
"Не идти над пропастью,
а лететь над ней..."
Первый раз книги братьев Стругацких попали мне в руки году эдак в 85-м. В то
время достать их в мага-зинах было практически невозожно, и тем не менее мы
находили выход из положения. Утыкали носы в отпеча-танные на машинке талмуды
или бледные фотокопии и погружались в удивительный мир, где веселые и от-важные
астронавты покоряли звезды, воевали с марсианскими пиявкамщразгадывали "тайну
пятой ноги"... Но, впрочем, а в этом чудесном мире отдаленного бу-дущего не все
было так благополучно, как казалось на первый взгляд.

- Борис Натанович, не на-поминает ли вам сегодняшняя российская
действительность Арканар времен "серых"?
- Нет, совсем не напоми-нает. А времена на дворе ско-рее похожи на Империю
Не-известных отцов сразу после того, как Максим взорвал "иде-ологический
пресс", или на Город из "Града обреченного" - в те его времена, когда там царил
хаос и вся жизнь была разъедена коррупцией.
- Признайтесь честно, вам снились вещие сны? Каким об-разом вам удалось все это
пре-дугадать?
- Все гораздо проще, чем кажется на первый взгляд. "Си-туация Саракша" - это
страна после большой, разрушитель-ной, проигранной войны. В этом смысле
сходство с нами - полное. Мы (точнее было бы сказать - наше начальство) на
протяжении семидесяти лет вели непрерывную войну со всем миром - войну
"горячую" и "холодную", экономичес-кую, идеологическую, нрав-ственную, если
угодно, - и проиграли ее вчистую, абсо-лютно по всем статьям, разве что только
оккупантов на свою территорию не заполучили. Ну так и на Саракше оккупации тоже
нет. Потому так похоже все, вплоть до инфляции.
- На нищих глазах нелегкие времена переживает российс-кая интеллигенция. Люди
теря-ют интерес к науке, исследова-ниям космоса. Не скатываемся ли мы в новое
средневековье?
- У интеллигенции в Рос-сии судьба всегда была неза-видной. Но никакой трагедии
сегодня, по-моему, не наблю-дается. Во всяком случае раз-говоры о ее
"вымирании" ка-жутся мне сильным преувели-чением.
Меня часто спрашивают: как бы жилось магам из книги "Понедельник начинается в
субботу" в наши дни? Думаю, большинство из них (Эдик Амперян, Саша Привалов,
Ро-ман Ойра-Ойра, Витька Корнеев и, уж конечно, все Вели-кие) продолжали бы
занимать-ся своей наукой. Даже за гра-ницу никто бы из них не по-ехал: в
НИИЧАВО условия ра-боты после перестройки вряд ли ухудшились бы существен-но -
магия все-таки... Плохо другое: все бы они постарели и помрачнели - совершенно
не-зависимо от ветров перемен. Мы, признаться, задумывали году этак в 86-м -
88-м писать "НИИЧАВО сегодня", но так и не собрались: невеселая по-лучалась
сказка.
Что касается того, что люди утрачивают интерес к науке, - это не совсем так, У
каждого времени - свои боги. Мы всту-пили в эру информатики и ге-нетики, а
интерес к космосу теперь надолго будет утрачен, пока не обнаружат жизнь на
Марсе или следы Разума в Мак-рокосмосе.
- Как вы представляете себе будущее России? Чтождет нас в ближайшие пять,
десять, пятьдесят лет?
- Мысль о том, что "глав-ное свойство будущего состо-ит в том, что оно не
похоже на любое наше представление о нем", пришла нам в голову еще в середине
60-х. В частно-сти, мы писали нашу "Улитку на склоне" под сильнейшим
впечатлением от этой мысли.
2000 год, к примеру, мы представляли себе всегда совер-шенно неправильно,
достаточ-но вспомнить наши ранние вещи - "Страну багровых туч", "Стажеров".
Действие "Отяго-щенных злом" происходит в 20-х годах XXI века - это на-писано
уже под впечатлением перестройки, но опять почти все там угадано неверно. Если
попытаться обобщить, то до середины 60-х (примерно) мы представляли себе 2000
год как год побеждающего повсюду социализма, а позже (и до кон-ца) - как
Великий Застой без единого шанса на мирный прогресс, (но об этом мы, по
понятным причинам, никогда не писали). Так что пророк из меня никудышный.
Что касается личных впе-чатлений, то я отношусь к тем людям, которые считают,
что путь России - это путь куль-турного, экономического и - в конечном счете -
политическо-го объединения с Европой. К сожалению, эта позиция (так же,
впрочем, каки противопо-ложная, как и любая иная из существующих) не поддается
сколько-нибудь доказательному анализу. Это - просто инту-иция, базирующаяся
вдобавок на сознательном или подсоз-нательном желании.
В огромный же перевес "сил зла" я не верю. Это всего лишь, на мой взгляд,
эмоциональная оценка того обстоятельства, что Россия, как никакая другая страна
в Европе, застряла в фе-одализме и выкарабкивается из него с огромным трудом,
сди-рая в кровь локти и колени. Мы - страна."перестоявшегося фе-одализма" ,
страна холопского менталитета, страна "совка" - феодализма эпохи атома и
все-общей компьютеризации. По-надобится, я думаю, еще два-три поколения, прежде
чем мы из средневековья выподэем наконец в современностъ. Этот процесс идет
вовсю и смотрится так же неаппетитно, как смотрелся в начале века в США, в
Германии времен Веймарской республики или в Италии, насилуемой Муссолини.
-Давайте предположим, что некая высокоразвитая цивилизация занялась
прогрессорской деятельностью в современной России. Одоб-рили бы вы ее действия?
Злом или благом обернулась бы ее помощь для нашей страны?
- Мы всегда относились к прогрессорству скорее отри-цательно. Деятельность
прогрессоров всегда вызывала у нас большие сомнения. Мы никогда не были
сторонника-ми принципа "цель оправды-вает средства". Более того, мы всегда были
уверены, что не-правильно выбранные сред-ства способны изуродовать и обратить в
противоположность любую сколь угодно благород-ную цель. Цели наших
про-грессоров были всегда благо-родны. Средства же - почти никогда.
Вмешательство в чужую историю возможно ("разреша-ется") только в самой мягкой,
самой осторожной и макси-мально продуманной форме. Терапевтическое, но ни в
коем случае не хирургическое. Что такое хирургическое прогрессорское
вмешательство (с самы-ми лучшими намерениями!), мы прекрасно знаем по своему
опыту, а также по опыту Гер-мании и Японии. В добрые по-следствия вмешательства
сверхцивилизации в наши со-временные дела я не верю со-вершенно. Пусть лучше
дер-жатся от нас подальше - будет гораздо меньше крови, грязи и разочарований.
- Отвергая идею прогрессорства, вы говорите, что со-мневаетесь, может ли оно
при-нести хоть какой-то положительный результат. Но ведь и Иисус Христос, и
большевики являлись своеобразными нрогрессорами, а ведь их деятель-ность
оказала существенное влияние на ход истории?
- Христа я никак не могу считать прогрессором. Он не переделывал историю, он
"все-го лишь" нес миру новые ис-тины. Прогрессорами можно считать воинствующих
цер-ковников, внедряющих эти истины уже не столько словом, сколько огнем и
мечом. Боль-шевики - тоже несомненные прогрессоры. Их деятельность оказала
несомненное влияние на ход истории, но я сомнева-юсь, что она принесла хоть
ка-кой-то положительный ре-зультат.
- Отрицая существующий строй, вы тем не менее всегда писали о "светлом будущем
все-го человечества". Сейчас, спу-стя десять лет после развала СССР, не
разочаровались ли вы в коммунизме?
- Действительно, мы с бра-том писали о Мире Полудня -мире, в котором нам бы
хоте-лось жить. Лучше я ничего себе представить не могу. Называть ли его
"коммунизмом"? Это проблема скорее терминологи-ческая.
Для нас всегда коммунизм был общественным устройством, обеспечивающим каж-дому
гражданину возможность свободно заниматься люби-мым трудом. Никакого друго-го
смысла мы в это понятие не вкладывали. В отличие от иде-ологов КПСС, для
которых коммунизм был таким обще-ством, где весь народ с радос-тью и
удовольствием исполня-ет предначертания партии и правительства. Не дай бог,
если они опять придут к власти!
- Достигнем ли мы когда-нибудь Мира Полудня ?
- Сегодня мне уже совер-шенно ясно, что Мир Полу-дня - это всего лишь красивая
мечта, которую можно реали-зовать локально (в одном от-дельно взятом институте,
в одном отдельно взятом дачном поселке и т.д.), но которая аб-солютно
нереализуема в мас-штабах государства, а тем бо-лее человечества в целом.
Собственно, нравствен-ность Мира Полудня есть не что иное, как нравственность
сегодняшнего "приличного" человека, для которого самым главным наслаждением в
жиз-ни является успешный твор-ческий труд, а главным идеа-лом - свобода этого
самого творческого труда.
Циничный мир рынка за-частую мешает такому челове-ку реализовать себя, но он
вовсе не противоречит этой нравственности. Просто быть нравственным в мире
рынка трудно, но ведь быть нравственным вообще трудно. В любом мире
безнравственным быть гораздо легче и - увы! -видимо; естественней для хомо
сапиенс.
Десять заповедей писаны, видимо, отнюдь не для него, а для какого-то другого
хомо. Человек Нравственный всегда и везде был и остается сейчас в подавляющем
(точнее - в по-давляемом) меньшинстве.
Так что Мир Полудня представляется мне возмож-ным, но весьма маловероят-ным,
если не будет создана и введена в регулярный обиход Высокая теория воспитания.
-В чем ее суть?
- Я вообще подозреваю, что воспитание - это процесс, не поддающийся
алгоритмиза-ции. Это разновидность твор-чества. И каждый воспитуемый - штучный
товар. Как кар-тина художника, книга писа-теля, песня поэта. И трудность
воспитания не в том, чтобы выучить 100 тысяч иерогли-фов, а в чем-то совсем
другом: сделать маленькое (а может быть, и совсем не маленькое) открытие, найти
совершенно новый прием, обнаружить вдруг, что надо не "идти над пропастью", а
лететь над ней... Создать нового человека!
- С новой моралью и нрав-ственностью?
- У меня лично такое впе-чатление, что все "открытия" в области нравственности
че-ловечеством уже сделаны. Те-перь дело за малым: внедрить все эти высочайшие
достиже-ния мысли и морали в души людей. И вот здесь нас ожида-ет большое
разочарование. Ги-гантские человеческие массы тысячелетиями живут по прин-ципу
"старое поколение повто-ряется в новом", и ничто пока не способно изменить
этого стационарного процесса. Под тоненькой хрупкой пленочкой новой
нравственности (ска-жем, христианской) живет все тот же волосатый дикарь с
ду-биной, что и сорок тысяч лет назад. И пока не научимся мы этого дикаря в
себе подавлять (или усыплять, или прикарм-ливать, или одурмани-вать, или
обманывать, или преобразовывать), до тех пор с духовным прогрессом человечества
будет иметь место "затрудненка" (что, впро-чем, как и раньше, как всегда, не
будет мешать отдельным величайшим взлетам духа отдельных личностей и даже
не-больших коллективов).
- А нужно лик этому стре-миться? Люди были бы гораздо счастливее, не будь
десяти за-поведей, которым они стара-ются, но помогут следовать.
- Большинство заповедей либо никак не "обоснованы" системой инстинктов хомо
сапиенс, не заложены в гены его и в подсознание ("Не убий", "Не укради",
"Почитай отца и матерь свою"), либо даже во-обще противоречат основным
инстинктам продолжения рода и самосохранения ("Не прелю-бодействуй", "Не
лжесвиде-тельствуй"). Это означает, что последовательное исполнение заповедей
HЕЕСТЕСТВЕH-HО для хомо сапиенс, а иногда и ПРОТИВОЕСТЕСТВЕH-HО, противоречит
его приро-де. Но кто вам сказал, что люди должны быть счастливы? "В поте лица
своего будешь есть хлеб свой", а что касается счас-тья... Это уж как получится.
Елена ЖУРАВЛЕВА

Борис Стругацкий: "Hе идти над пропастью, а лететь над ней..." / Беседовала
Е.Журавлева // Смена (Спб.). - 2001. - 20 апр. (  81). - С.3.
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Cчacтливo                                               Алла, молчаливый глюк

--- Транслятор двухходовой +/W32 1.1.1.2 Китежградского завода маготехники
 * Origin: WinErr: 01F Зарезервировано для новых ошибок. (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladislav Zarya                     2:5020/175.2    Вск 22 Июл 01 10:48
 To   : Igor Sabadah                                        Вск 22 Июл 01 20:19
 Subj : Жизнь Кости Жмуркина
From: "Vladislav Zarya" <zarya@baikalwave.eu.org>

Приветствую Вас, Igor!

Fri Jul 20 2001 20:18, Igor Sabadah wrote to ALL:

 IS> Привет всем, прочитал Жизнь Кости Жмуркина Брайдера с Чадовичем, неплохая
 IS> книга, ребята прошлись по почти всем:

 IS> Самозванцев - Казанцев и тд и тп, но вот кто такая Элеонора Кишко так и
 IS> не определил.

  Елена Грушко, надо думать, только вот как это все относится к эхотагу?

Всех благ! Владислав

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Вск 22 Июл 01 08:20
 To   : All                                                 Пон 23 Июл 01 10:13
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть

О многоуважаемый (-ая) All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
В Ростове-на-Дону прошел маленький фести-валь фантастики <ДонКон>. Организаторы
из местного КЛФ <Притяжение> вкупе с пригла-шенными гостями (в их числе были
волгоградцы Евгений Лукин и Борис Завгородний, харь-ковчане Дмитрий Громов и
Олег Ладыженский - Генри Лайон Олди) общались с читателями, пе-ли песни,
вручали призы. Премия <Пирами-Дон-2001>  досталась жительнице, Донецка Светлане
Бондаренко (<за многолетний самоот-верженный вклад в издание творческого
наследия братьев Стругацких>) и ГЛ.Олди (<за повыше-ние температуры
фантастической литературы и создание стойких галлюцинаций>).

            Фантасты на Дону / Подг. Б.Аникин // Книж. обозрение (М.). - 2001.
- 16 июля (   29-30). - С.27.
 --------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Пoздpaвляeм Cвeтлaнy Бoндapeнкo!

Жду ответа, как соловей лета                            Алла, молчаливый глюк

--- На сто пятнадцатом прыжке в компьютер впорхнул GoldEd/W32 1.1.1.2
 * Origin: Умыв руки, не приноси жертв (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Вск 22 Июл 01 08:26
 To   : All                                                 Пон 23 Июл 01 10:13
[...]

Дата:
22.06.99
Автор:
ВАДИМ НЕСВИЖСКИЙ
Заголовок:
09.34 Евгений Лукин объявлен лучшим писателем-фантастом 1998 года
Текст:
Вчера в Петербурге в Центре современной литературы и книги состоялось вручение
АБС-премии - Общенациональной литературной премии в области фантастической
литературы имени Аркадия и Бориса Стругацких. По словам возглавлявшего жюри
писателя Бориса Стругацкого, эта премия "присуждается за лучшее фантастическое
произведение года, причем под фантастическим понимается любое произведение, в
котором автор в качестве художественного сюжетообразующего приема использует
элементы невероятного, невозможного, небывалого. Таким образом, рассмотрению
подвергается чрезвычайно широкий спектр произведений - от чистой научной
фантастики до гротесков и фантасмагорий. Hаграждается не автор, а произведение.
Поэтому один и тот же писатель может неоднократно становиться лауреатом этой
премии". Решением жюри обладателем премии по номинации "Лучшее художественное
произведение года" стал писатель Евгений Лукин за роман "Зона справедливости".
Кроме того, в этой же номинации были награждены Владимир Михайлов (роман
"Вариант"), Михаил Успенский ("Кого за смертью посылать") и Василий Щепетнев
("Седьмая часть тьмы"). Лауреатом АБС-премии по номинации "Лучшее
критико-публицистическое произведение года" был объявлен посмертно Всеволод
Редич ("Перекресток эпохи. Судьбы фантастики на фоне судеб страны"). Всего жюри
пришлось выбирать из 32 художественных и 10 критико-публицистических
произведений.
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Таков наш примар                                        Алла, молчаливый глюк

 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Вск 22 Июл 01 08:31
 To   : All                                                 Пон 23 Июл 01 10:13
 Subj : Xayэлл-36

Здравия желаю, товарищ All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Я решила рассмотреть именно этот случай использования Стругацкими буквального
прообраза, поскольку он показывает пределы, до которых этот прием может быть
применен успешно. Хотя этот пример демонстрирует технику основывания
современного текста на предсказывающем его шаблоне, он жертвует значительной
частью значения, которое должен был бы обеспечивать, поскольку ни труд
Бартольда, ни его тема не являются частью культурной мифологии, знакомой
большинству западных или российских читателей. Роман "Отягощенные злом, или
Сорок лет спустя", по утверждению Бориса Стругацкого (в личном разговоре, 1989
год), является "романом о трех Христах". Наиболее знакомый и стабильный
прообраз-мотив в романе - жизнь Христа, которая отражена в характеристике
<Г.А.>, Демиурга и исторического Иисуса (в воспоминаниях Агасфера Лукича).
Впрочем, это и роман о лжепророках. После двух тысячелетий христианства
человечество, описанное в романе, менее чем когда-либо готово ко Второму
Пришествию. Каждая фигура Христа в романе сопровождается лжепророками,  включая
Сталина, Гитлера, "панка" - лидера контркультурного сообщества и, в более
смутном прообразе, рассмотренном выше, - лжепророка ислама.
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

В таком вот аксепте                                     Алла, молчаливый глюк

--- Жуткое додревнее заклинание: GoldEd+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Благоприятно иметь, куда выступить (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Вск 22 Июл 01 08:32
 To   : All                                                 Пон 23 Июл 01 10:13
 Subj : Pacкoпaй cвoиx пoдвaлoв

Конничива, All-сан!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Читателям хорошо знакомо творчество наших писателей-фантастов Аркадия и Бориса
Стругацких. Их последние пове-сти - <Возвращение> (Полдень, 22-й век>),
<Стажеры>, <По-пытка к бегству>, <Далекая Радуга> - посвящены
морально-этическим проблемам и формированию духовного мира нового человека.
Когда-то H. Г. Чернышевский в <Очерках гоголевского пе-риода русской

литературы> писал: <...если хотите, это так: ге-ний - просто человек, который

говорит и действует так, как должно на его месте говорить и действовать
человеку с здра-вым смыслом; гений - ум, развившийся совершенно здоровым
образом, как высочайшая красота - форма, развившаяся совершенно здоровым
образом. Если хотите, красоте и гению не нужно удивляться; скорее надобно было
бы дивиться толь-ко тому, что совершенная красота и гений так редко
встре-чаются между людьми: ведь для этого человеку нужно только развиться, как
бы ему всегда следовало развиваться>.
В наше время уже создаются предпосылки для того, чтобы гений и красота,
гармонически соединенные в новом человеке, стали бы не исключением из правила,
а правилом лишь с ред-ким исключением. Но если герои <Туманности Андромеды> и
<Сердца Змеи> уже отвечают этому высокому эталону - ведь действие перенесено на
тысячу или больше лет вперед,- то герои повестей Стругацких, живущие в XXI или
XXII веке, находятся еще на подступах к этой цели.
В отличие от героев Ефремова, вполне сознательно припод-нимающего их над людьми
нашего времени, Стругацкие на-деляют людей будущего чертами наших лучших
современни-ков. Они исходят из той мысли, что через двести-триста лет
большинство людей будут такими, какие сегодня кажутся ис-ключительными.
Моральные искания героев каждой из упомянутых книг Стругацких ясно
сформулированы устами бортинженера Ивана Жилина в повести <Стажеры>. Жилин,
привязавшись к юному стажеру Юре Бородину, думает о том, что мог бы помочь
миллионам таких же Юрнков, оставшихся на Земле.
<Помочь им входить в жизнь, помочь найти себя, опреде-лить свое место в мире,
научить хотеть сразу много, научить хотеть работать взахлеб.
Научить не кланяться авторитетам, а исследовать их и сравнивать их поучения с
жизнью.
Научить настороженно относиться к опыту бывалых лю-дей, потому что жизнь
меняется необычайно быстро.
Научить презирать мещанскую мудрость.
Научить, что любить и плакать от любви не стыдно.
Научить, что скептицизм и цинизм в жизни стоят дешево, что эти много легче и
скучнее, нежели удивляться и радовать-ся жизни.
Научить доверять движениям души своего ближнего.
Научить, что лучше двадцать раз ошибиться в человеке, чем относиться с
подозрением к каждому.
Научить, что дело не в том, как на тебя влияют другие, а в том. как ты влияешь
на других.
И научить их, что один человек ни черта не стоит>.
Но подлинный художник не имеет права ограничиться одним лишь декларированием
своих воззрений.
Идея должна найти свое образное выражение! И вот, читая книги Стругацких, мы
убеждаемся, что это у них получается. И люди старшего поколения - экипаж
<Тахмасиба>: командир Алексей Быков, планетолог Владимир Юрковский, штур-ман
Михаил Крутиков, бортинженер Иван Жилин, и предста-вители молодежи - стажер
Юрий Бородин, <смерть-планетчики> с астероида Эйномия, и персонажи повести
<Возвраще-ние> и "Далекая радуга" обретают видимые и осязаемые чер-ты человека
новой формации, шагнувшего из царства необхо-димости в царство свободы.
У героев Стругацких есть своя, выверенная мера поступков и поведения, не
позволяющая сфальшивить или принять малое и не очень значительное за большое и
важное. Они. как пра-вило, люди мужественные и смелые, не страшатся опасностей,
охотно идут на риск. Возьмем, к примеру, Юрковского. Из-вестный всей планете
ученый, он в качестве генерального ин-спектора совершает <поездку> по трассам
солнечной системы. И когда на Марсе проводится облава на чудовищных пиявок,
этот, уже немолодой человек, первым проникает в пещеру, куда скрылись спасшиеся
страшилища. Тот же Юрковский укрощает бунт <нищих духов> на астероиде Бамберга
и в конце концов погибает во время исследования колец Сатурна, пытаясь помочь
раздавленному каменной глыбой Крутикову.
В <Далекой радуге> физик-нулевик Роберт Скляров са-дится на резервную <Харибду>
(танк - поглотитель энергии) и вступает в неистовое, безнадежное единоборство с
Волной, испепеляющей на своем пути все живое.
Можно привести много подобных случаев. Но характерно, что совершающему подвиг и
в голову не приходит, что он по-ступает как-то особенно. Не звучат фанфары
славы, и авторы не спешат увенчать героя лавровым венком. Подвиг становит-ся
поступком, вытекающим из нормы поведения человека. Иным он быть не может, ибо
таково его существо - результат коммунистического воспитания многих поколений.
В каждом произведении Стругацких мы сталкиваемся со стремлением писателей
найти, раскрыть и обосновать те но-вые конфликты, которые, по всей видимости,
вырастут на поч-ве будущего и станут типичными для человека, которому при-дется
решать массу новых, сложнейших нравственных, мо-ральных н философских проблем.
Особое значение придается вопросам нравственности. Их книги учат преодолевать
соб-ственные слабости н недостатки, понимать душевное состояние другого
человека и вовремя приходить ему на помощь, ненавидеть и презирать равнодушие -
эту коррозию, разъе-дающую человеческую психику...
Особенно четко и непримиримо поставлен вопрос о качест-вах нового человека в
повести <Попытка к бегству>. Совет-ский офицер Репнин бежит из фашистского
концлагеря. В какой-то момент им овладевает страх, ибо в его <шмайсере>
осталась последняя обойма. Вместо того, чтобы выпустить ее по врагам, Репнин...
<дезертирует> в будущее. Попав на далекую неизученную планету, Саул (он же
Репнин) сталки-вается с насилиями, ужасами, концентрационными лагерями, со всей
той скверной, которую преодолевает человечество на своем многовековом пути к
физической и нравственной свобо-де. И Саул в конце концов приходит к убеждению,
что совер-шить <прыжок> в коммунизм нельзя: право войти в коммунизм
завоевывается очень высокой ценой, хотя бы и ценой собствен-ной жизни!
Идея этого сложного и смелого по мысли произведения рас-крывается в финале:
заключенный концлагеря Репнин поги-бает в схватке с фашистами, расстреливая
свою последнюю обойму.
Пристально вглядываясь в лицо нашего молодого совре-менника, Стругацкие берут
на вооружение лучшие его черты и наделяют ими своих героев, трансформируя эти
черты при-менительно к новым общественным условиям.
Ненависть к мещанству, к рутине, ханжеству, лицемерию сочетается у Стругацких с
подлинным гуманизмом. <Hикакие открытия не стоят одной единственной
человеческой жизни,- говорит Жилин.- Рисковать жизнью разрешается только ради
жизни. Это придумали не люди. Это продиктовала исто-рия, а люди только сделали
эту историю>. И когда во время катастрофы на Радуге возникает вопрос, что
надлежит спасать в первую очередь: материалы величайших научных открытии или же
детей, находящихся на погибающей планете, спасают, конечно, детей.
Вот ситуация, в которой оправдывается не только право рисковать жизнью, но и
отдать свою жизнь за жизнь других!
Изображая будущее, Стругацкие выдвигают на первый план острые, а иной раз даже
трагические конфликты, к кото-рым приводят неизбежные противоречия между
стремлением человека покорить Вселенную и сопротивлением материи; между
творческой одержимостью коллектива ученых и обще-ственной целесообразностью,
лимитирующей их действия; между субъективным пониманием нравственного долга и
объ-ективными историческими закономерностями, которые иногда заставляют
отказаться от поступка-подвига, предждевременного в данных условиях.
Творчество Стругацких оптимистично. Во всех своих по-строениях они исходят из
непреложного тезиса: истинная че-ловечность не может быть неразумной. Разумное
не может быть негуманным.
Свою творческую задачу братья Стругацкие понимают так:
"Очень хочется написать о многом.
О далеком будущем с его колоссальными проблемами, ко-торые мы сейчас не в
состоянии разрешить, но уже можем поставить, о будущем, которое предстает перед
нами не как смутное розовое марево над болотом всеобщей успокоенности, а как
великолепный и грозный мир человеческого духа, оза-ряемый молниями великих
задач и дел, мир невиданных взры-вов коллективного гения, мир поражающих
воображение су-деб и характеров.
О близком будущем, о великой эпохе человеческой истории, которая даст нашим
потомкам мир и безопасность, об эпохе победоносного сражения с мещанством... И
о нашем времени хочется написать, о нелегком и суровом, когда миллионы
испытываются на прочность, создавая фундамент будущего...>
Показать коммунистическое общество во всем его величии, домыслить детали,
наметить подробности, раскрыть взаимо-отношения людей - в ясной и доходчивой
для юных читате-лей форме - благородная задача научно-фантастической
ли-тературы.
Г. Мартынов пишет преимущественно для детей и юноше-ства и, надо признать,
сумел установить прочный и постоян-ный контакт с молодыми мечтателями, которых
так много в нашей стране.

            Брандис Е., Дмитревский В. Мир будущего в научной фантастике. - М.:
Знание, 1965. - С.33-37.
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Засим низко кланяюсь                                    Алла, молчаливый глюк

--- Была бы я молчаливым глюком, да вот GoldEd+/W32 1.1.1.2 мешает...
 * Origin: Что нужно (для жертвоприношения?) - и двух (вместо  (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Nikita Garanja                      2:5020/3117     Вск 22 Июл 01 01:25
 To   : Alla Kuznetsova                                     Пон 23 Июл 01 22:27
 Subj : Можно вопpос?
Привет Alla! Обсудим тему Можно вопpос??

<Понедельник Июль 16 2001, 08:04> Alla Kuznetsova писал к Nikita Garanja:

 AK> Xopoшo...
 AK> Дyмaeшь, лyчшe мнe иx в эxy oтфopвapдить?..
 AK> Bпpoчeм, кaжeтcя, вce paвнo нe ocтaлocь...
Слонопотам почти все съел? =)
Откровенно говоря, я не знаю как отнесется модератор к тому, чтобы постить в
эху объявления Фак-Сервера. Если он даст добро (я это добро, конечно же возьму
себе), то я могу постить эти объявления на автомате...

 /*#       #/*   Пока, Alla. Пиши.
 _       _                                    С уважением, Никита Гаранжа.

... Даже самый лютый Юзверь способен испытывать жалость.
--- Я жалости не испытываю - следовательно я не Юзверь...
 * Origin: Естественный отбор денег. (2:5020/3117)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Суб 21 Июл 01 18:33
 To   : Igor Sabadah                                        Пон 23 Июл 01 22:27
 Subj : Жизнь Кости Жмуркина
       БВИ вновь с Вами, Igor!

     20.07.29: Igor Sabadah --> ALL:

 IS> Привет всем, прочитал Жизнь Кости Жмуркина Брайдера с Чадовичем,
 IS> неплохая книга, ребята прошлись по почти всем: ТОРФ - ВТО, Эпсилон -
 IS> Эридан, Савлов - Павлов, Вершков - Бушков, Самозванцев - Казанцев и тд
 IS> и тп, но вот кто такая Элеонора Кишко так и не определил.

Елена Грушко, скорее всего.

                                                            Wlad.
--- ВЭДРО 2.51.A0901+
 * Origin: А болтать-то мне когда? Мне болтать и некогда! (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Втр 24 Июл 01 06:54
 To   : Alla Kuznetsova                                     Втр 24 Июл 01 22:54
 Subj : Eщe cтaтья из cпpaвoчникa
       БВИ вновь с Вами, Alla!

     21.07.29: Alla Kuznetsova --> Vladimir Borisov:

 AK> Bидимo, cтapaлиcь. Kcтaти, oзнaчeннyю cтaтью в "Independent" Bы нe
 AK> видeли?..

Нет, не видел.

                                                            Wlad.
--- Аптоматан хепатый 2.51.A0901+
 * Origin: Вы не в церкви, вас не обманут (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Втр 24 Июл 01 07:03
 To   : Nikita Garanja                                      Втр 24 Июл 01 22:54
 Subj : Можно вопpос?
       БВИ вновь с Вами, Nikita!

     22.07.29: Nikita Garanja --> Alla Kuznetsova:

> [...]
 NG> постить в эху объявления Фак-Сервера. Если он даст добро (я это добро,
 NG> конечно же возьму себе), то я могу постить эти объявления на

А что за Фак-Сеpвеp? Ежели эти объявления в рамках АБС, то почему бы и нет?

                                                            Wlad.
--- Электрувер Тpуpля 2.51.A0901+
 * Origin: Но кому я, к черту, попутчик! Ни души не шагает pядом. (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Втр 24 Июл 01 20:28
 To   : All                                                 Срд 25 Июл 01 12:37
 Subj : Pacкoпaй cвoиx пoдвaлoв

  i, All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Двадцать пять лет назад в журнале <Техника - молоде-жи> был опубликован рассказ
<Извне> молодых авторов Ар-кадия и Бориса Стругацких. Из-вестность им принесла
первая повесть <Страна багровых туч>, вышедшая в 1959 году. Чита-тели признали
ее сразу, крити-ка - несколько позже.   Еще бытовала теория ближнего при-цела,
сводившая   все задачи фантастики и единственной - научной популяризации, и
кри-тике еще предстояло осознать, что для советской фантастики началась новая
эпоха. Повести Стругацких середины 60-х го-дов   <Трудно быть богом>, <Хищные

вещи века>, <Поне-дельник начинается в субботу>, <Улитка на склоне> и многие

другие - новаторские,   само-бытные, в чем-то спорные, но неизменно талантливые
- выз-вали горячий интерес и самую оживленную полемику.
С тех пор прошло еще 15 лет. На карте страны фанта-зии появилось   много новых
имен, однако братья Стругац-кие продолжают оставаться в авангарде   советской
научной фантастики. Ими зачитываются, о них говорят, а когда в нашей стране
была   создана литера-турная премия <Аэлита> - за лучшее фантастическое
произ-ведение, они стали ее первыми лауреатами. Трудно и, пожа-луй, невозможно
перечислить все слагаемые их успеха. От-метим только одно: созданный писателями
фантастический мир в высшей степени убедителен и осязаем. Убедителен он
по-тому, что соткан из примет ре-ального мира,   легко узнавае-мых черт
повседневности, ха-рактеров близких нам людей. Эти черты   действительности,
причудливо сплавленные автор-ской фантазией, образуют новое качество - мир
Стругацких, знакомый  и незнакомый, не-предсказуемый и притягатель-ный.
Тема контакта с инопланет-ным разумом - одна из самых распространенных в
современ-ной   научно - фантастической литературе. Но Стругацкие на-ходят в ней
новый неожидан-ный ракурс. В ряде повестей и особенно в <Трудно быть бо-гом>
писатели рисуют столкно-вение высокогуманного, технически совершенного,
социально и этически <взрослого> общества Земли будущего с <детской>, еще не
развитой чужой цивили-зацией. Причем <детской> - на уровне варварства и дикости
средневековья. Огромная дис-танция между   коммунистической формацией   и
раннефеодальной определяют основную проблему, стоящую перед землянами на этой
планете, - проб-лему бескровного воздействия. По сравнению с представителями
Земли жители планеты еще дети - злые, жестокие, невоспитанные дети. <Стисни
зубы и помни, что...   они не ведают, что творят, и почти никто из них не
виноват,   и потому ты  должен быть терпеливым и терпимым>, - внушает себе
Антон, разведчик-землянин, скрывающийся под маской аристократа королевства
Арканар дона Руматы.   Герой повести Стругацких, вооруженный законами
исторического развития, прекрасно понимает, что, как ребенок   не может
мгновенно повзрослеть, так и вся планета не может мгновенно <перепрыгнуть> в
коммунизм: до этого еще сменится не одно поколение. Не случайно среди крови,
грязи, подлости и предательств, окружающих его. Румата, мысленно обращается к
<еще не родившимся   мальчикам и девочкам перед учебным стереовизором в школах
Арканарской Коммунистической   Республики>. Собственно, он и находится на
планете  ради будущего таких ребят. Тезис "Будущее создается тобой, но не для
тебя" - основополагающий   и для Руматы, и для героев многих книг Стругацких.
Острейший нравственный конфликт в душе   Антона между долгом его как историка,
наблюдателя, <бога> и совестью коммунара, <не   могущего   равнодушно смотреть,
как режут и оскверняют>, завершается   в конечном итоге его безнадежным бунтом.
<Сердце не выдержало. Простите меня...   Я просто не смог. Надо было хоть
что-нибудь сделать>, - говорит другой герой Стругацких, Саул Репнин из повести
<Попытка к бегству>, оказавшийся в такой же ситуации и тоже поднявший оружие.
Писатели-фантасты  неоднократно предостерегают от каких бы то ни было
<экспери-ментов> с историей. Можно, в принципе, и уничтожить тира-нов и
угнетателей, и накормить голодных - земная цивилизация достаточно
могущественна. Но как быть с громадой тра-диций, <освященных веками,
не-зыблемых, проверенных..., освобождающих от необходимости думать и
интересоваться?>.
Аркадия Стругацкого однаж-ды спросили, с какими научны-ми открытиями связывает
он самые большие надежды.   Он ответил: <Пока таких нет. Но наибольшие надежды
я связы-вал бы с открытиями в области педагогики, психологии. Воспи-тание -
наша главная задача>. В большинстве произведений Стругацких проблема
воспита-ния - как истинного,   так и мнимого, калечащего души людей, - является
одной из цент-ральных.
Вот сталкер Рэд Шухарт (по-весть   <Пикник на обочине>).
Он глубоко  ненавидит общество, в котором живет, презирает его, не желает   на
него работать. Но он - плоть от плоти его, он отравлен и опустошен борьбой   за
существование в этом <обществе потребления>. И перед Золотым шаром, спо-собным
исполнить любое жела-ние,   Шухарт вдруг понимает, что ему нечего сказать: в
душе не осталось ничего светлого, только пачки зеленых  бумажек и рыла, рыла,
рыла...
Появление Человека Невоспитанного - не в житейском, конечно, а в социальном
смысле - чрезвычайно   тревожит писателей. Многие страны Запада сейчас достигли
сравнительно высокого жизненного уровня, но их общество осталось социально и
нравственно крайне несовершенным. Здесь возникает тип неомещанина, Массового
Сытого Невоспитанного Человека - опасность необычайно серьезная. Используя все
достижения современной науки и техники, такой человек может поставить
человечество на край гибели - не со зла, а просто в погоне за еще более
утонченными наслаждениями (повесть  <Хищные вещи века>), может предать его,
даже не заметив своего предательства за мелкой выгодой, узко-утилитарными
приобретениями (<Второе нашествие марсиан>). К опасности потребительства, как
психологии жизни,   не следует быть беспечным и нам. Как неоднократно
подчеркивал В. И. Ленин, вся сложность   борьбы с мещанством  и буржуазностью
заключается в том, что главный фронт этой борьбы проходят глубоко в душах
людей. И так ли   фантастичен   персонаж <Улитки  на склоне>, вполне серьезно
мечтающий о коммунизме как о царстве безделья, бесплатной выпивки и жратвы?..
По мнению Стругацких, одна из основных задач школы будущего - не только
обучение, но и воспитание. В школе "закладывается фундамент хорошего человека",
который потом  <никогда не спутает хорошее с плохим>, в ней учат <страшному>
для мещанина представле-нию, что <работать гораздо интереснее, чем
развлекаться>. Герой повести <Стажеры> космонавт Иван Жилин возвращается на
Землю, чтобы стать педагогом, воспитателем, помочь молодым людям войти в жизнь,
определить свое место в мире, найти себя.
В обществе будущего, нарисованном   Стругацкими, педагог - самая почетная и
ответственная профессия. В романе <Возвращение> есть глава об учителе Тенине и
его учениках. Глава невелика по размеру, но важна для понимания всего романа:
она предваряет дальнейшее повествование о выросших мальчиках - людях будущего,
которые воплощают в себе лучшие черты человека сегодняшнего дня.
В эпоху обострившейся идеологической борьбы двух систем  книги Стругацких стали
действенным орудием пропаганды коммунистического мировоззрения. В связи с этим
любопытен отзыв рецензента <Hыо-Йорк Таймс> о повести <Трудно быть богом>:
<Это, конечно, красная пропаганда, зато какая литература!>. Именно соединение
подлинной художественности с четкой идейной позицией придает особую ценность
произведениям выдающихся  мастеров советской социальной фантастики -Аркадия и
Бориса Стругацких.

            Арбитман Р. Истоки будущего - в настоящем // За инженер. кадры
(Саратов). - 1983. - 2 нояб. -   32 (1108). - С.4.
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Счастливо, пойду еще кому-нибудь приглючусь             Алла, молчаливый глюк

--- Была бы я молчаливым глюком, да вот GoldEd+/W32 1.1.1.2 мешает...
 * Origin: Объятый жалостью жасмин (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Втр 24 Июл 01 20:29
 To   : All                                                 Срд 25 Июл 01 12:37
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть?..

I'm very glad to see You, dear All!
У вaн 3aйчикa peгyляpнo yпoминaютcя xapaктepныe мapки мaшин: "Tapиэль"
(нaпpимep: 3aйчик вaн X. Дeлo o пoлкy Игopeвe. - CПб.: Aзбyкa, 2001. - C.47),
"Xиyc" (Taм жe. - C.49), "Taxмacиб" (Taм жe. - C.111).
Этo caбж?
A тaкжe пpиcyтcтвyeт cлeдyющaя цитaтa:
"Mинyт пятнaдцaть Бaг, зaбыв o цeли пpиxoдa, yпoeннo лиcтaл cтapыe, дopoгиe
cepдцy издaния клaccичeecкиx poмaнoв - oт кcилoгpaфичecкoгo "Mиpa бeз вoйны" дo
"Пepвицa нaчинaeтcя в шecтepицy" c иллюcтpaциями, выпoлнeнными в пopядкe
кyльтypнoгo oбмeнa знaмeнитым зaпaдным мacтepoм Гюcтaвoм Дopэ; для этиx книг
был выдeлeн ocoбый шкaп." (Taм жe. C.160).
Сайонара                                                Алла, молчаливый глюк

--- Жуткое додревнее заклинание: GoldEd+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Великое счастье (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Втр 24 Июл 01 09:34
 To   : All                                                 Срд 25 Июл 01 12:37
 Subj : Xayэлл-38

Добрый день, веселая минутка!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
В части 5 романа "Град обреченный" Андрей покидает пост функционера фашистского
режима для того, чтобы присоединиться, совместно с Изей к экспедиции к краю
мира ("Антигороду"). В части 6 он проходит полный круг, в то время как замысел
замыкается на себя, подобно ленте Мебиуса: и Андрей, и Изя умирают в конце
путешествия, но вновь появляются в родном городе, Ленинграде - в последней
сцене. Таинственный "Наставник", появлявшийся перед Андреем в решающие моменты
путешествия, готов приветствовать его, вернувшегося из преисподней.
"- Ну, вот, Андрей, - произнес с некоторой торжественностью голос Наставника. -
Первый круг вами пройден.
Лампа под зеленым стеклянным абажуром была включена, и на столе в круге света
лежала свежая "Ленинградская правда" с большой передовой под названием: "Любовь
ленинградцев к товарищу Сталину безгранична". Гудел и бормотал приемник на
этажерке за спиной. Мама на кухне побрякивала посудой и разговаривала с
соседкой. Пахло жареной рыбой. Во дворе-колодце за окном вопили и галдели
ребятишки, шла игра в прятки. Через раскрытую форточку тянуло влажным
оттепельным воздухом. Еще минуту назад все это было совсем не таким, как
сейчас, - гораздо более обыденным и привычным. Оно было без будущего. Вернее -
отдельно от будущего...
Андрей бесцельно разгладил газету и сказал:
- Первый? А почему - первый?
- Потому что их еще много впереди, - произнес голос Hаставника.
Тогда Андрей, стараясь не смотреть в ту сторону, откуда доносился голос,
поднялся и прислонился плечом к шкафу у окна. Черный колодец двора, слабо
освещенный желтыми прямоугольниками окон, был под ним и над ним, а где-то
далеко наверху, в совсем уже потемневшем небе горела Вега. Совершенно
невозможно было покинуть все это снова, и совершенно - еще более! - невозможно
было остаться среди всего этого. Теперь. После всего.
- Изя! Изя! - пронзительно прокричал женский голос в колодце. - Изя, иди уже
ужинать!.. Дети, вы не видели Изю?
И детские голоса внизу закричали:
- Иська! Кацман! Иди, тебя матка зовет!..
Андрей, весь напрягшись, сунулся лицом к самому стеклу, всматриваясь в темноту.
Но он увидел только неразборчивые тени, шныряющие по мокрому черному дну
колодца между громоздящимися поленницами дров.>1
По ходу романа Андрей был проведен своим Наставником через несколько кругов ада
- только для того, чтобы вернуться, "после всего", к своему земному
существованию. С другой стороны, финальная сцена, очевидно, предшествует
действию романа, поскольку в ней Изя - еще ребенок, а ленинградцы все еще
питают безграничную любовь к товарищу Сталину. Андрей умирает - возможно, в
одном из сталинских лагерей, "между громоздящимися поленницами дров" - вскоре
после этого, и в этот момент он прибывает на первую страницу романа -
мусорщиком в "Граде обреченном".
Отсылка Hаставника к дантовым концентрическим кругам ада придает новый оттенок
значения отчетливой декорации ленинградского дома конца 1930-х годов. Сравнение
городской русской архитектуры XIX века, с ее высокими, сплошными зданиями,
окружающими центральный дворик, с вертикальной структурой дантова Ада,
предполагает некоторые параллели. Дантов Ад, воронкообразная яма, представляет
углубляющиеся возможности зла в душе. Hакладывая друг на друга топографию зла у
Стругацких и Данте, получаем, что ординарная жизнь улицы в городе, управляемым
Сталиным, становится равной дну ада, помимо того впечатления, что глубины
колодца находятся, с точки зрения Андрея, даже ниже уровня земли. Яма ада -
видение лагеря: "неразборчивые тени, шныряющие по мокрому черному дну колодца
между громоздящимися поленницами дров".2  С другой стороны, звезда Вега -
высоко над стенами домов соотносится с "яркой планетой", которая давала поэту
Данте надежду, когда он впервые сбился с правильного пути в сумрачном лесу,
который вел в ад. То, как Андрей попал на путь, ведущий в Ад, может быть
сопоставлено с началом дантова путешествия сквозь преисподнюю:
"Земную жизнь пройдя до половины,
Я очутился в сумрачном лесу,
Утратив правый путь во тьме долины.

Не помню сам, как я вошел туда,
Настолько сон меня опутал ложью,
Когда я сбился с верного следа" (Песнь 1, строки 1-3, 10-13)3
-+-
1.  Град обреченный // Стругацкий А., Стругацкий Б. Избранное. - М.: Московский
рабочий, 1990. - С.483.
2.  Режиссер Абуладзе использовал тот же самый ужасающий образ в фильме
"Покаяние", когда жена и дочь узника ГУЛАГа ищут среди огромных куч бревен
свидетельства о любимом человеке.
3.  Данте Алигъери. Божественная комедия / Пер. М.Лозинского. - М.: Худож.
лит., 1967. - С.77.

[...]

 * Origin: Счастье. Вникни в гадание (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Втр 24 Июл 01 10:33
 To   : All                                                 Срд 25 Июл 01 12:37
 Subj : Интepвью БHC.

Добрый день, веселая минутка!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
ПРЕМЬЕРА РУБРИКИ: ДИАЛОГ С СОВРЕМЕННИКОМ

Когда-то в послесловии к "знаковому", как теперь сказали бы, роману братьев
Стругацких Всеволод Ревич написал: "Трудно быть богом" назвали авторы свою
книгу. Совсем наоборот. Трудно быть человеком". Сегодня мы открываем новую
рубрику "Новой газеты" - "Трудно быть человеком. Диалог с современником". О чем
речь?
О том, как низко пали (или, наоборот, как высоко поднялись) в наше время в
нашей стране духовные, в том числе и так называемые вечные ценности. Что они
для нас: недостижимый идеал или приближающийся берег исполнения желаний? Какой
ценой мы за них раплачиваемся?
Напомним: в романе "Трудно быть богом" земной Институт экспериментальной
истории посылает на далекую планету своих разведчиков. Антон и Пашка, еще
недавно, в отрочестве, игравшие в Вильгельма Телля и разгадывавшие тайну
анизотропного (однонаправленного) шоссе, становятся доном Руматой Эсторским,
"плотью от плоти двенадцати поколений воинственных предков, прославленных
грабежами и пьянством", и доном Гугом, старшим постельничим его светлости
герцога Ируканского. А на планете дремучий, беспросветный феодализм с
бесчисленными Мертвожорками, Висельниками, Ограбиловками, недавно
переименованными по августейшему указу  в Желанные, Благодатные, Ангельские. С
семью могилами святого Мики на одной дороге. С таверной "Серая радость" и
пыточной Веселой башней. С поголовным физическим уничтожением  людей
творчества, мысли, культуры, науки. С диктатурой серых штурмовиков и "серого
кардинала" Рэбы при короле-недоумке Пице Шестом, которая в одночасье зловеще
оборачивается феодально-фашистской диктатурой черного Святого Ордена, наместник
которого епископ и боевой магистр - все тот же Рэба. Обладая в условиях
арканарской "цивилизации" возможностями "богов", земным разведчикам невыносимо
оставаться только наблюдателями. Некоторые, как и герой романа, не выдерживают.
И тогда...
Открываем рубрику вопросом: почему братья Стругацкие написали роман "Трудно
быть богом" в 60-е годы ХХ века и почему Алексей Герман снимает по его мотивам
фильм в первом году века XXI?
Сегодня отвечает Борис СТРУГАЦКИЙ.
Алексей Герман обещал ответить позже, когда спадет цейтнот идущих сейчас и
отнимающих все его силы и время съемок.

- Борис Натанович! Пред-ставьте: перед вами - чистый первый лист, на котором
только заголовок: <Трудно быть богом>. Что бы последовало дальше имен-но
сегодня?
- Положительно, решить подобную задачку мне не по плечу. Во-первых, никогда не
приходилось мне начинать но-вое произведение с заглавия. На-звание всегда
приходило позже - как правило, в самом конце работы. Во-вторых, совсем уж
невозможно (не представляю, как) написать что-либо на задан-ную тему, да еще
повторно. Не понимаю даже, с какого конца здесь следует начинать. И нако-нец,
если вы имеете в виду впол-не определенный, именно этот роман, то
первоначальное (<ус-ловное>) название у него было совсем другое: он назывался
<Седьмое небо> и представлялся авторам как забойная приключенческо-мушкетерская
повес-тушка об Арканаре времен та-мошних Великих географичес-ких открытий...
Так что увольте. Не берусь. Как говорится, спаси-бо, нет
- В <Понедельнике>, кото-рый <начинается в субботу>, вы сотворили образ
времени, движу-щегося в обратном направлении. Один из критиков написал тогда:
<Меня не устраивает финал <По-недельника...>. Мне кажется, что слишком уж
засерьезнили его ав-торы, придумав хитроумную исто-рию с У-Янусом и А-Януюм. В
отаичие от других мест, сцен, об-разов, ходов <Понедельника...> за этой самой
контрамоцией не скрывается никакого намека. Она существует сама по себе и
именно поэтому выпадает из общей забав-но-иронической тональности>. Но не
отосится ли этот мотив к тому, что Блаженный Августин определял как <настоящее
про-шлого, настоящее настоящего, на-стоящее будущего>? И не есть ли это в
какой-то мере продолжение романа <Трудно быть богом> с его несовместимостью
разных вре-мен?
- Должен вас огорчить. Прав в этом маленьком неглас-ном споре все-таки ваш
оппо-нент; которого вы процитировали выше. История с контрамоцией и в самом
деле есть, безус-ловно, шутка - тяжеловесная (согласен), лишенная какого-либо
подтекста (увы) и придуманная, по сути, для того лишь, чтобы проиллюстрировать
(как и сказано в послесловии Саши Привалова) <работу мысли, но> <на
неблагодарном материале довольно элементарной логичес-кой задачки>. Так что не
будем привлекать сюда тяжелую артил-лерию физики и философии. Это просто шутка
из серии <маги продолжают шутить>, и никак не более того.
- Так все-таки прав или не прав был ваш герой, нарушив за-поведь эпиграфа из
Хемингуэя: <Выполняя задание, вы будете при оружии... Но пускать его в ход вам
ие разрешается ни при каких обстоятельствах>? Сами-то вы на чьей стороне в этом
конфликте между долгом и сове-стью (кстати, очень злободнев-ном для России и
XX, и, как уже ясно, XXI веков)?
- Наш Румата задуман как фигура беспросветно трагичес-кая. Человек, который
пытается изменить естественный (то есть кровавый и грязный) ход исто-рии и даже
обладает, казалось бы, всеми возможностями сде-лать это (могучая
сверхцивилизация стоит за его плечами), но в конечном итоге оказывается
бес-силен и, по сути, предает все те идеи и принципы, во имя кото-рых жил и
работал: терпимость, человеколюбие,    милосердие. <Божьи мельницы мелют
мед-ленно>, и ничего нельзя сделать в истории за время одной чело-веческой
жизни - разве что еще более  увеличить  количество страданий, крови и грязи.
Так уж она, история людей, устроена. Не станет дерево расти быстрее, если
тянуть его вверх за ветки. А если хочешь, чтобы что-нибудь хорошее случилось
через сто лет, - начинай прямо сейчас.
- Нас с вами усиленно убеж-дают, что спасение России, да и всего мира, - в
повсеместном пе-реходе к рыночной экономике и к демократии западного образца.
Очень популярен нынче афоризм Черчилля, что демократия - безобразная форма
правления, но, к сожалению, человечество до сих пор не придумало ничего
лучшего. А между тем самые глубокие и дальновидные утверждают, что оба пути
развития экономики - и командно-административный, и рыночный - привели
че-ловечество в тупик, на грань эко-логического апокалипсиса. Выход один -
революционная (время не терпит!) экологизация всей  жизни человечества на
Земле, всей миро-вой экономики, политики, обра-зования, культуры.
Однако не приведет ли по-пытка революционной экологизации мира к тому же, что и
попыт-ка Антона (он же - Румата Эсторский) из <Трудно быть богом> вмешаться в
естественный и страшный своей естественностыо ход событий на далекой, но так
похожей на нашу планете?
- Я решительный против-ник каких-либо революций, в том числе и революции
экологи-ческой. Революция - это всегда насилие над существующим: обязательно
летят щепки, обяза-тельно мучаются люди, обяза-тельно возникают руины там, где
только что стояли здания, еще вполне пригодные для жи-лья. Дальше - больше, а
когда революция наконец затихает, выдохшись, начинается откат- расправа над
революционерами и реставрация разрушенного, но уже в новых формах. Так что
хо-рошо бы обойтись без револю-ций. Тем более что главная угро-за, поджидающая
нас <за пово-ротом, в глубине>, - это все-таки не экологический, а скорее
энергетический кризис: истоще-ние традиционных источников энергии при
отсутствии сколь-ко-нибудь адекватной замены типа пресловутого <термояда>. В
середине века нам грозит быть отброшенными на двести-триста лет назад со всеми
вытекающи-ми из такого поворота обстоя-тельствами: резкое ухудшение качества
жизни, приостановка технического прогресса, вынуж-денный отказ от
демократичес-ких ценностей и возврат к само-му крутому тоталитаризму. Это будет
похлеще любой револю-ции!
- Почему так легко серые штурмовики преобразуются в книге в черных ландскнехтов
Святого Ордена? Не потому ли, что этот переход подготовлен уничтожением
культуры, книгочеев, ученых, мастеров? Не потому ли, что это необходимо для
превращения народа в серое трясинное болото?
Дмирй Сергеевич Лихачев повторял буквально до последнего дыхания: культура - в
опасности, надо спасать ее! Только выполнение Декларации прав культуры, считал
он (далее цитирую нашу газету),  <даже не Декларации прав человека - спасет
народ от само-уничтожения>. Как вы относитесь к такому современному прочтению
вашего романа?
- Идея хрупкости и неза-щищенности культуры, идея культуры как главного (а
может быть, и единственного) витами-на прогресса и одновременно главного врага
любого тоталита-ризма - это, собственно, и есть основная идея нашего романа.
<Единственный носитель культуры - интеллигенция, а потому никакой прогресс без
интелли-генции невозможен> - так или примерно так формулировали мы для себя
<основную теоре-му>, заложенную фундаментом под трагическую историю
несча-стного дона Руматы. Это было время, когда мы идеализировали
интеллигенцию, она представля-лась нам единым, сплоченным, наиболее энергичным
и <боес-пособным> отрядом социума, единственной надеждой челове-ческой истории.
Это было, разу-меется, заблуждением. Но и сей-час я, перефразируя упомянутого
вами сэра Уинстона, готов зая-вить: <Интеллигенция разроз-ненна, рыхла,
ненадежна, кап-ризна, зачастую продажна, но ничего лучшего человечество за всю
свою историю не придума-ло>. Такие дела.
- В каком времени прописаны вами герои <Трудно быть. бо-гом> - Антон, Павел,
Анка? Ос-танутся они в 60-х прошлого сто-летня, акклиматизируются на по-чве
века XXI, или им еще только предстоит появиться в том буду-щем, в котором их
изобразили ав-торы?
- Вообще-то мы писали до-вольно типичных ребятишек на-шего времени. Мы и сами
были примерно такими же, и школь-ные друзья наши - тоже. Уве-рен, что и сегодня
таких пол-ным-полно - и в дачных посел-ках, и на рок-танцульках, и даже в
мрачных наших подъездах, в которые так страшно заходить по вечерам. К
сожалению, дале-ко не все наши дети такие, а те, кто сегодня <такие>, завтра
под прессом поганой действительно-сти, может быть, перестанут та-кими быть...
Но в этом и состоит главная проблема наша: как сде-лать, чтобы они выросли
Чело-веками Воспитанными, чтобы избежали нравственной порчи, чтобы нашли себя в
этом мире, в котором быть плохим естествен-нее, чем быть хорошим, болеть на
порядок естественнее, чем быть здоровым, а умереть моло-дым легче, чем дожить
до глубо-кой старости.
-На что ваша главная надежда в новом веке, в новом поколении? На интернет? Hа
прогресс науки? Hа волю, разум, совесть и дальновидение человека? Hа Бога?
Или?..
- Я надеюсь на естествен-ный здравый смысл человече-ства и на поистине
твердокаменную стабильность этой порази-тельной Системы. Вполне могу допустить,
что нас ожидают в этом веке трудные времена, но ни в какую не допускаю ни
воз-можности всеобщей катастрофы, ни полной остановки прогресса, ни гибели
цивилизации, ни про-чей <эсхатологии>. <Чем велик человек? Тем, что создал
вторую природу? Что привел в движение силы почти космические? Что в ничтожные
сроки завладел пла-нетой и прорубил окно во Все-ленную? Hет! Тем, что, несмотря
на все это, уцелел и намерен уцелеть и далее>
 Вопросы задавал Ким СМИРНОВ, научный обозреватель <Hовой газеты>

            Трудно быть человеком: Борис Стругацкий: В середине века мы можем
попасть на двести лет назад / Вопросы задавал Ким Смирнов // Hовая газета (М.).
- 2001. - 23-26 июля (  51).  - С.15.
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

2БBИ: Гaзeтa зaкyплeнa и бyдeт кoгдa-нибyдь пpиcлaнa...

Жду ответа, как соловей лета                            Алла, молчаливый глюк

--- Hа сто пятнадцатом прыжке в компьютер впорхнул GoldEd/W32 1.1.1.2
 * Origin: Благоприятен брод через великую реку (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Втр 24 Июл 01 17:49
 To   : Nikita Garanja                                      Срд 25 Июл 01 12:37
 Subj : Можно вопpос?

Добрый день, веселая минутка!

Письмо от Nikita Garanja к Alla Kuznetsova, добавленное 22 Июл 01 к мировой
ноосфере, вызвало у меня следующий резонанс:

 NG> Слонопотам почти все съел? =)

Пpимepнo...

> [...]
 NG> постить в эху объявления Фак-Сервера. Если он даст добро (я это добро,
 NG> конечно же возьму себе), то я могу постить эти объявления на

Hy тaк cпpocи...
2БBИ: Bы кaк, нe пpoтив?..

На том и покалим сростень                               Алла, молчаливый глюк

--- На сто пятнадцатом прыжке в компьютер впорхнул GoldEd/W32 1.1.1.2
 * Origin: Благоприятна женщине стойкость (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Втр 24 Июл 01 18:40
 To   : All                                                 Срд 25 Июл 01 12:37
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть

О многоуважаемый (-ая) All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Источник:
Коммерсантъ
Дата:
30.06.99
Заголовок:
09.22 Родились
Текст:
Алексеева Оксана
(Стр. 6)
[...]
Сегодня, 30 июня, исполняется 51 год депутату Государственной думы, лидеру
Партии экономической свободы Константину Боровому
Боровой родился в Москве, окончил Московский институт инженеров
железнодорожного транспорта и механико-математический факультет МГУ; работал в
различных HИИ; в 1983-1987 годах преподавал в Московском институте инженеров
землеустройства; в 1990 году им была создана Российская товарно-сырьевая биржа,
до 1994 года он - президент и главный управляющий этой биржи; в 1991 году
основал Конгресс бирж; в 1992 году создал Партию экономической свободы и стал
ее сопредседателем; в 1995 году избран депутатом Госдумы, является членом
комитета по бюджету, налогам, банкам и финансам.
С днем рождения Константина Борового поздравляет лидер партии "Демократический
союз России" Валерия Hоводворская:
- Костю Борового приятно поздравлять, потому что он во всем безупречен. Если
кому-то и стоило родиться на этой грязной земле и в этой, в общем-то, гнусной
стране, так это Константину Боровому. Он не совершил ни одной моральной или
политической ошибки. Мне Костя напоминает фонарщика из "Маленького принца"
Сент-Экзюпери, который зажигал и тушил фонарь независимо от того, насколько
быстро вращалась его планета, потому что он должен был выполнять это
человеческое условие. Это достойно уважения.
Он не похож на большинство. Он этакий "выродок" из произведений братьев
Стругацких, на которого абсолютно не действуют выстраиваемые идеологические
башни. Они не вызывают у него ни истерики, ни повышенной активности и желания
делать хоть что-нибудь. В сегодняшней ситуации Костя выступает на стороне НАТО,
потому что оно право, потому что, по нашему с ним убеждению, будущее
человечества за HАТО.
[...]
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

К чему бы это?                                          Алла, молчаливый глюк

--- Будильник "Дружба" на +/W32 1.1.1.2 камнях
 * Origin: В круговороте дня трижды принимать подданных (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alex Mustakis                       2:5020/194.125  Суб 25 Авг 01 07:47
 To   : Alla Kuznetsova                                     Срд 25 Июл 01 12:37
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть?..
Пpиветствyю, Alla!

RU.LUDENY (RU.LUDENY), Tue Jul 24 2001, Alla Kuznetsova => All:

> [...]
 AK> (нaпpимep: 3aйчик вaн X. Дeлo o пoлкy Игopeвe. - CПб.: Aзбyкa, 2001. -
 AK> C.47), "Xиyc" (Taм жe. - C.49), "Taxмacиб" (Taм жe. - C.111). Этo

Сабж, сабж. Там кивков в эту сторону куда больше, правда, менее явных.

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 75 из 1530
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Пон 23 Июл 01 06:47
 To   : All                                                 Чтв 26 Июл 01 00:08
 Subj : Xayэлл-37

I'm very glad to see You, dear All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Глава 3
Апокалиптические декорации
Двадцать первый век на пороге. Коммуналка. Тоска.
И над всем этим - черным фломастером по белому
кафелю кухонной стены - напоминание:
"Lasciate ogni speranza"
- Стругацкие. Отягощенные злом, или Сорок лет спустя.

Дантовы круги ада
"Град обреченный" был закончен в 1975, но впервые опубликован в 1988. Это роман
в 6 частях. Каждая часть соответствует определенной стадии в развитии сознания
героя. Фактически, духовное путешествие героя начинается только после его
смерти, поскольку город, в котором разворачивается действие романа, расположен
в загробной жизни. На первых страницах романа мы узнаем, что все обитатели
города в момент смерти сделали выбор - участвовать в Эксперименте, после чего и
были перенесены прямо в город. В результате этого обитатели города, очевидно,
происходят из разных географических мест и различных моментов истории, хотя все
они говорят по-русски и все прибыли из относительно недавней - уже после Второй
мировой войны - истории. Большая часть городских обитателей помнит о своей
прежней жизни; исключения, рассматриваемые ниже, подтверждают правило; отсюда
следует их особая значимость как носителей памяти и культуры.
Социальная и политическая культура города явно смоделирована с элементами
тоталитаризма в советском и китайском стиле, смешанного с нацизмом. Внутри этой
культуры существуют группы несогласных, равно как и возможность объединиться и
подняться "наверх". Главный герой, Андрей, вступает в жизнь после смерти
простым сборщиком мусора, вместе с американцем и китайцем. Он знакомится с
девушкой, очевидно, покинувшей "реальный" мир как испорченная гражданка
упадочного скандинавского общества. Выясняется, что американец - диссидент, и в
конце концов его убивают, А Андрей поднимается наверх по городской иерархии
работ, став редактором значительной газеты, а позже - после переворота, во
время которого приходят к власти фашисты, - высокопоставленным
правительственным чиновником. Его восхождение к вершинам власти описывается в
частях с 1 по 4. Его накопление власти и статуса пассивно; он не сочувствует
насилию и расизму, но и не пытается выступить против них. Его бывшая любовница,
а ныне - жена, также виновна в преступлении Андрея - безмысленном конформизме.
Только остроумный и эксцентричный еврейский интеллектуал, друг Андрея Изя
Кацман, сумел пережить все превратности городского политического климата,
искусно манипулируя своим образом "придворного шута". Его неряшливая одежда,
сверхвзбудораженное поведение и стереотипные "неприятно еврейские" манеры
обеспечивают безопасный, шутливый фасад для его огромной эрудиции и
интеллектуального любопытства.
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Засим разрешите откланяться                             Алла, молчаливый глюк

--- Будильник "Дружба" на +/W32 1.1.1.2 камнях
 * Origin: Великому человеку - счастье (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 76 из 1530
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Пон 23 Июл 01 09:54
 To   : All                                                 Чтв 26 Июл 01 00:08
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть oт Бpoмбepгa

Здравствуйте, All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Источник:
Коммерсантъ-Деньги
Дата:
28.06.2000
Заголовок:
СОЮЗ ЧИТАТЕЛЕЙ
От братьев Стругацких к поиску по Библии
Сможет ли Интернет заменить книгоиздание? Откуда черпают вдохновение
топ-менеджеры тех компаний, которые претендуют на звание парадного входа в
Рунет? На эти и другие вопросы "Денег" отвечает Аркадий Волож, генеральный
директор компании Яndex, владеющей системой поиска в Интернете Yandex.Ru.
[...]
-- То есть вы типичный "физик" и наверняка выросли на братьях Стругацких...
-- Для "физиков" моего поколения братья Стругацкие -- это идеология,
полурелигиозная литература. Еще был самиздат начала 80-х годов -- Достоевский,
Толстой, те работы, которые не читают в школе. Но и по общественным наукам
что-то было прочитано. Например, "Откровения рекламиста" Дэвида Огилви, одна из
первых переводных книг на эту тему. Хотя в области маркетинга и менеджмента
более важную роль играли статьи в газетах и журналах, например в ваших.
[...]

[...]

 * Origin: Благоприятен юго-запад (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 77 из 1530
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Пон 23 Июл 01 10:08
 To   : All                                                 Чтв 26 Июл 01 00:08
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть

Простите за беспокойство, All, но...

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
            Олди Г.Л., Валентинов А.  Нам здесь жить: Кн.1:  Армагеддон был
вчера. - М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. - С.205.

"Странно: все эти годы кенты - несмотря на их омерзительные колеса - казались
мне наиболее понятными из всего, что довелось увидеть. Может, потому, что еще в
детстве начиталась всяких Стругацких с Муркоками по поводу разнообразных
мутантов."

--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

C yвaжeниeм,                                            Алла, молчаливый глюк

--- Жуткое додревнее заклинание: GoldEd+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Что нужно (для жертвоприношения?) - и двух (вместо  (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 78 из 1530
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Пон 23 Июл 01 10:16
 To   : All                                                 Чтв 26 Июл 01 00:08
 Subj : Pacкoпaй cвoиx пoдвaлoв

Здравия желаю, товарищ All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Фантастика всеобъемлюща и, по существу, безгранич-на, как безграничен творящий
разум. Есть у нее одно преимущество, которым редко владеют или пользуются
авторы обычных реалистических произведений. Это - второй план, требующий
соотнесения фантазии с дей-ствительностью. Если она используется не ради
обоснования научной или технической задачи, не только в по-пуляризаторских
целях, то в серьезных произведениях почти всегда будет содержаться подтекст,
иносказание, аллегория.
В этой связи стоит вспомнить <Попытку к бегству> братьев Стругацких и <День

гнева> С. Гансовского. Этот рассказ говорит о несомненной одаренности

писателя, которая ставилась под сомнение, когда из-под его пера выходили один
за другим поверхностные, подражатель-ные рассказы. Фантастические существа
отарки-по-лулюди, полузвери, придуманные Гансовским, - сами по себе не
производили бы большого впечатления (любители фантастики знают и не таких
чудовищ!), если бы здесь не было целенаправленной социальной аллегории. Вопрос
ставится так: что делает человека человеком? Способность мыслить, рассуждать,
делать логические выкладки? Может ли существовать разум без доброты? Отарки
обладают отличной памятью, способны к отвле-ченному мышлению, но они жестоки,
кровожадны, им не свойственно чувство жалости. Значит, у них нет подлин-но
человеческих качеств! Автор не навязывает своих мне-ний. Но его аллегория
прозрачна и вполне конкретна. И потому рассказ по-настоящему волнует, как
волнует и <Попытка к бегству> - вещь более трудная и сложная, о которой уже
много говорилось в печати.
Вот, кстати, типичные случаи превращения фанта-стики в художественный прием! Но
и здесь писатели не обходятся без помощи науки. В <Попытке к бегству>
космический корабль, переносящий героев на какую-то условную планету, где
торжествует разнузданный чер-ный деспотизм,-это нечто иное, как наукообразное
обоснование развития дальнейшего действия; в рассказе <День гнева>-отарки,
вырвавшиеся из лаборатории объекты какого-то странного биологического
экспери-мента. Тем самым и здесь мы находим условную науко-образную мотивировку
последующих событий.
Наука в фантастическом произведении может быть предметом изображения или, как в
этих случаях, слу-жить обоснованием действия, превращаясь в своего рода <deus

ex machina>. Но так или иначе, без науки современному фантасту не обойтись! И

даже в шутливой повести Стругацких "Понедельник начинается в cyббoтy" научные
сотрудники из <HИИЧАВО> (Научно-исследовательского института чародейства и
волшебства) только притворяются волшебниками, а на самом деле воспроиз-водят
<научными методами> фантастические метамор-фозы сказочных персонажей.
Правда, без науки свободно обходятся авторы аме-риканских <fantasy>-рассказов и
повестей, где нередко вводятся в действие мистические потусторонние силы. А
ведь это не что иное, как подновленные варианты <готических романов> или
оккультных фантазий начала XX века. С таких писателей и спрос другой!
И тут уместно будет поспорить с Аркадием и Бори-сом Стругацкими-авторами статьи
<Через настоящее- в будущее> (<Вопросы литературы>, 1964,   8).
<Отличие писателя-фантаста от <обычного> писа-теля,-пишут они,-состоит в том,
что он пользуется методами, которые не применяли ни писатели-реалисты, ни
Рабле, ни Гофман, ни Сент-Экзюпери в <Маленьком принце>. Отличие только в
методах.
Все это прекрасно, скажете вы, но при чем здесь наука? Почему вас называют
научными фантастами? Мы ответим: не знаем. Не знаем, почему до сих пор
дер-жится устаревший термин <научная фантастика>. В луч-шем случае он пригоден
для определения одного из на-правлений фантастики>.
И далее авторы доказывают, что у писателей-фанта-стов, например у Савченко или
Войскунского с Лукодьяновым, отношения с наукой такие же, как у писателей
нефантастов, Д. Гранина или И. Грековой. Отношения с наукой у всех примерно
одинаковы. Разные только методы работы.
В этом высказывании есть противоречия.
Если писатели-фантасты в таких же хороших отно-шениях с наукой, как Гранин или
Грекова, если они пользуются методами, которые не применяли ни Рабле, ни
Гофман, ни Сент-Экзюпери в <Маленьком принце> (заметьте, пользуются методами,
которых не применяли авторы фантастических произведений!), то тем самым
Стругацкие не отрицают близости современных писате-лей-фантастов к науке и,
следовательно, отделяют с пол-ным основанием художественный метод современной
фантастической литературы от художественного метода фантастов прошлых времен.
Но тут же следует утверждение, что термин <научная фантастика> устарел и
нуждается в замене. Очевидно, предлагается отбросить первое слово - <научная> и
оставить второе - <фантастика>.
Как же тогда свести концы с концами? И что этим будет достигнуто? Стругацкие
могут называть свои книги просто фантастическими, и все равно от науки им не
уйти! Разве не отношение писателя к науке определяет особенности современной
фантастики и ее отличия от фантастики прошлых времен?
Если художественный метод современной фантастики считать независимым от науки,
то тем самым и Рабле, и Гофман, и Сент-Экзюпери в <Маленьком принце> станут в
одну шеренгу с братьямч Стругацкими. Компа-ния, конечно, неплохая, но ведь речь
идет об особен-ностях современной фантастической литературы.
Если мы оставим слово <фантастика> и отбросим <научная>, то смешаем в кучу
фантастов всех времен, всю мировую фантастическую литературу и потеряем
возможность дифференцировать разные виды и разные типы фантастики.
Это не только терминологический спор. Речь идет не только о словесных
сочетаниях.
Ведь получается так, что сами Стругацкие были научными фантастами в своих
первых книгах-<Страна багровых туч> и <Шесть спичек>, где заметны были еще
популяризаторские тенденции, и стали просто фанта-стами, когда написали
<Попытку к бегству>, <Далекую Радугу> и <Трудно быть богом>, где, отказавшись
от популяризаторских намерений, используют фантастику в качестве
художественного приема, ставя при этом перед собой куда более сложные и трудные
задачи.
Но и фантастика, превращенная в прием, остается в наше время научной
фантастикой. Критерий у нас один, и Стругацкие от него не отступают:
научно-фило-софское, диалектико-материалистическое видение мира, иными словами,
современный научный уровень мышле-ния, при котором исторический критерий,
социологиче-ские воззрения играют не меньшую роль в фантастиче-ской литературе,
чем научно-технические идеи и гипо-тезы.
[...]
Убедительное обоснование действия даже в тех слу-чаях, когда фантастика
используется в качестве художе-ственного приема, - вещь обязательная. Пусть это
будет только логическая мотивировка, лишенная научной до-стоверности. Там, где
она отсутствует, читатель теряет доверие к автору. И это нисколько не
противоречит тому, что говорилось выше в связи со статьей Смилги. Потеря
внутренней логики неизбежно мстит за себя, как она отомстила авторам <Последней

двери> и авторам десят-ков других рассказов, написанных неизвестно для чего.

Hо вот случай более сложный: <Далекая Радуга> Стругацких-одна из самых
серьезных и глубоких фан-тастических повестей, появившихся за последние годы.
Здесь подняты значительные моральные проблемы, си-туация заострена до
трагического напряжения.
Планета Далекая Радуга превращена в полигон для экспериментов физиков,
изучающих структуру матери-альных частиц и оказывающих на них искусственное
воздействие. Волна материи, изменившей свою струк-туру, проходит по планете,
сметая все на своем пути. Hа Далекой Радуге сделаны величайшие научные
открытия. Там находятся лучшие умы человечества. Ученые живут в особом городе с
женами и детьми. Когда накатывается волна, возникает вопрос, кого надо спасать,
ибо на Да-лекой Радуге есть один-единственный звездолет. Спасать великих
ученых? Добытые годами напряженного труда уникальные научные результаты? Женщин
или детей? В звездолете мало места, и спасти предпочитают детей. Таково высшее
проявление гуманизма.
Hо мне, как читателю, мотивировка действия кажется недостаточно убедительной,
недостаточно продуманной. Почему на Далекой Радуге, где производятся столь
опасные опыты, должны находиться дети? И можно ли представить себе звездолет,
битком набитый детьми, как кильками в банке? Правдоподобно ли это?
[...]
Библиотека советской научной фантастики пополняет-ся сейчас силами целого
подразделения литераторов: И. Ефремов, братья Стругацкие и Г. Гор, И.
Варшавский и А. Днепров, А. Казанцев и В. Сапарин, Л. Лагин и Р. Ким, Г.
Мартынов и Г. Гуревич, Г. Альтов и В. Жу-равлева, В. Савченко и И.
Росоховатский, А. Полещук и Г. Анфилов, Г. Голубев и В. Пальман, Емцев с
Парновым и Войскунский с Лукодьяновым, Рич и Черненко, Михаил и Лариса
Немченко, А. Шалимов, П. Аматуни, А. Мееров, А. Бердник, Г. Ланин, А. Колпаков,
Б. Фрад-кин, В. Невинский, О. Ларионова-вот далеко не пол-ный перечень имен.
Около пятидесяти активно действую-щих писателей по сравнению с четырьмя-пятью,
которые подвизались на этой ниве несколько лет назад.
[...]
Однажды по Би-Би-Си передавался обзор научно-фантастической литературы. В устах
диктора этой да-леко не объективной радиостанции неожиданно прозву-чала фраза,
которая врезалась в память и заставила увидеть в новом свете то, к чему мы
успели привыкнуть, что кажется нам естественным и даже само собой
разу-меющимся. Речь зашла о советской фантастике и твор-честве братьев
Стругацких. В передаче была, примерно, такая фраза: <Вся мировая литература
основана на кон-фликтах добра и зла, а братья Стругацкие строят свои
произведения на конфликтах добра с добром и, несмотря на это, создают острые
коллизии, и книги их читаются с большим интересом>.
Ведь именно на таких принципах построены почти все произведения советских
писателей, в которых изобра-жаются люди сложившегося коммунистического
обще-ства. Мы к этому привыкли и иначе не мыслим взаимо-отношений людей
будущего. А на Западе, где читатели воспитываются на другой литературе,
новаторская сущность советской научной фантастики должна восприни-маться
особенно остро.
И недаром наша фантастика за короткое время полу-чила международное признание.
Книги И. Ефремова, Аркадия и Бориса Стругацких переведены на многие языки. В
разных странах перепечатываются сборники советских научно-фантастических
рассказов, выпущен-ные первоначально московским Издательством литера-туры на
иностранных языках. Во многих европейских странах, и особенно в Японии, быстро
переводятся почти все наши новинки. И порою возникает чувство досады, когда
узнаешь, что за границей получают распростране-ние даже такие книги, которые мы
единодушно признаем плохими, вроде романа Л. Оношко <Hа оранжевой пла-нете> или
<Гриады> А. Колпакова.

            Брандис Е. О научной фантастике наших дней // О литературе для
детей. - Л., 1965. - Вып.10. - С.112-130.

[...]

 * Origin: Возможны дела малых (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Срд 25 Июл 01 08:11
 To   : All                                                 Чтв 26 Июл 01 08:53
 Subj : Xayэлл-39

Здравствуй, All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
В части 1, главе 3 романа "Град обреченный" Андрей просто выбрасывается из
фантастического "Красного Здания" на городскую площадь. "Красное Здание"
появляется в различных местах города по ночам; похоже, что оно существует по
собственному желанию в разных местах и временах. Хотя ушиб головы, от которого
страдает Андрей, недвусмысленно болезнен, обстоятельства. при которых он
получен, весьма двузначны. Андрею хотелось бы верить, что он не был внутри
странствующего "Красного Здания":
"Он сидел на скамейке перед дурацкой цементной чашей фонтана и прижимал
влажный, уже степлившийся платок к здоровенной, страшной на ощупь, гуле над
правым глазом. Света белого он не видел, голову ломило так, что он опасался, не
лопнул ли череп [:] Впрочем, все это, может быть, было даже и к лучшему. Все
это придавало происходящему отчетливо выраженную грубую реальность. Не было
никакого Здания, [:] а просто брел человек в темноте, зазевался да и загремел
через низенький цементный барьер прямо в идиотскую чашу, треснувшись дурацкой
своей башкой и всем прочим о сырое цементное дно..." (С.268).
"Реалистическая" версия несчастного случая с Андреем частично предсказана
источником - Данте. Мы узнаем из части 1 романа, что Андрей прибыл в <град

обреченный>, "земную жизнь пройдя до половины". В части 2 он потерян в
обреченный>темноте, и из-за крайней усталости спотыкается о цементное
обреченный>препятствие - современный городской эквивалент древесного корня в
обреченный>лесу, равно как и искаженная отсылка к божественному фонтану рая.
обреченный>Материальные параллели двух повествований делаются значимыми из-за
обреченный>параллелей духовного плана. Хотя дантов Нижний Ад населен
обреченный>историческими или легендарными персонажами, страдающими от
обреченный>последствий своих различных намеренных искажений, они также -
обреченный>аллегорические фигуры, представляющие возможность зла в душе поэта
обреченный>и любого индивида. Это значительное, но не невозможное упрощение
обреченный>аллегории - сказать, что, пока каждый не осознает ад внутри, будет
обреченный>невозможным - для любого сообщества, или государства, или
обреченный>человечества в целом - достичь гармонии рая (в светской
обреченный>терминологии - социальной утопии). Вергилий выбран в спутники
обреченный>Данте в его путешествии через Ад, потому что в нем сочетаются
обреченный>культурные и художественные достижения западной цивилизации. Его
обреченный>искусство, философия и этика не могут сами по себе отворить ворота
обреченный>Hеба, но они могут разбудить и направить грешную душу на путь
обреченный>праведности и спасения.

Эпическая поэма Данте является также политической иеремиадой, нацеленной на
критическое социополитическое положение в Италии XIII века. Во введении к
"Божественной комедии" Дороти Сейерс (Dorothy Sayers) формулирует политические
убеждения Данте как "протест против того, что ведет к теократии: [которую он
рассматривал как] попытку утвердить Царство Божие здесь и сейчас как
духовно-политическую структуру" (с.46). Великий двойной шаблон,
развертывающийся в эпической поэме Данте, утверждает взгляд на историю как на
процесс искупления внутри времени и на спасение как на процесс искупления вне
времени. Данте бранит неотъемлемую гуманистическую попытку локализовать Царство
Божие не в вечности, а во времени. И, как один из персонажей романа Стругацких
проницательно замечает, "идеи коммунизма сродни идеям раннего христианства".
Давайте предположим, что в романе "Град обреченный" Стругацкие решили снова
провести героя через круги дантова ада, чтобы найти объяснение неудачи
человечества ХХ века в изгнании из своей души - и из реальности своих временных
"Королевств" корней фашизма, сталинизма и расизма. Дальнейшие значащие
параллели между двумя текстами выдвигают на первый план иронические расхождения
между космологией по Данте и по Стругацким.
В то время как Андрей приходит в себя на барьере цементного фонтана, появляется
его первый "проводник" - в облике ученого старика, чья речь подтверждает
интертекстуальную связь романа с "Божественной комедией" Данте.
[...]

 * Origin: Через семь дней - возврат (2:5020/1941.61)