История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

RU.LUDENY

Исследование творчества братьев Стругацких

КОНФЕРЕНЦИИ ФИДО



- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 21 из 1530                          Scn
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Срд 18 Июл 01 07:54
 To   : All                                                 Суб 21 Июл 01 00:37
 Subj : Pacкoпaй cвoиx пoдвaлoв
-------------------------------------------------------------------------------

Здравствуй, All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
[...]
Последняя по времени книга на ту же тему-фантасти-ческая повесть братьев
Аркадия и Бориса Стругацких <Возвращение (Полдень. 22-й век)>-представляет
собой цикл рассказов, связанных общими героями. Всем им при-даны черты,
которые, по мнению авторов, проявляются уже в полной мере в передовых людях
нашего времени и будут обычной <средней нормой> для членов всепланетного
коммунистического содружества. Достоинство повести - в стремлении раскрыть
внутренний мир наших потомков и пробудить у читателей живую творческую мысль.
Книга, правда, написана неровно и психологические портреты мо-лодых людей 22-го
века представляются нам нарочито упрощенными, но тем не менее она покоряет
романтической страстностью и верой авторов в свою мечту.
Hесмотря на неравноценность упомянутых произведе-ний, все они, как и
<Туманность Андромеды> Ефремова, ставшая примером больших творческих дерзаний, 
вызваны к жизни действительностью нашего общественного строя в его неуклонном
движении к коммунизму.
Сейчас, в свете новой Программы партии, создание <комплексных> произведений о
коммунистическом обще-стве представляется особенно важным. Поэтому творче-ство 
Ефремова и писателей, идущих по тому же пути, за-кономерно вызывает у читателей
такой горячий интерес.
Писатели-фантасты всегда должны помнить замеча-тельные слова А. И. Герцена, как
бы обращенные непо-средственно к ним:
<Вера в будущее - наше благороднейшее право, наше неотъемлемое благо. Веруя в
него, мы полны любви к на-стоящему>.


Брандис Е., Дмитревский Вл. Дopoги к звeздaм: Bмecтo зaключeния // Брандис Е., 
Дмитревский Вл. Через горы времени. - М.-Л.: Сов. писатель, 1963. - С.208-217.
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

На том и покалим сростень                               Алла, молчаливый глюк

--- Транслятор двухходовой +/W32 1.1.1.2 Китежградского завода маготехники
 * Origin: С правдой возглашай (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 22 из 1530                          Scn
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Чтв 19 Июл 01 04:31
 To   : All                                                 Суб 21 Июл 01 00:37
 Subj : Cтpyгaцкиe в эмигpaнтcкoй пepиoдикe
-------------------------------------------------------------------------------

  i, All!
Дoбpыe знaющиe люди, пoжaлyйcтa, cpoчнo cкaжитe: в кaкиx эмигpaнтcкиx издaнияx 
и кoгдa пyбликoвaлиcь пpoизвeдeния Cтpyгaцкиx? 3нaю o пyбликaции в "Гpaняx" #
78 зa 1970 гoд. A eщe?..
3apaнee cпacибo.

Такие вот дела                                          Алла, молчаливый глюк

--- Я большой глюк. Очень большой глюк. Размером в +/W32 1.1.1.2 GoldEdа.
 * Origin: Стойкость - к счастью (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 23 из 1530                          Scn
 From : Lin Lobariov                        2:5020/122.104  Пон 02 Июл 01 22:08
 To   : All                                                 Суб 21 Июл 01 00:37
 Subj : Витраж Цурэна 5/? (Цурэн на эсперанто)
-------------------------------------------------------------------------------
СОНЕТЫ ЦУРЭНА НА ЭСПЕРАНТО


Валентин Мельников

ADIAUXA SONETO

Folio velka falas sur animon,
Jam la pasio estas en pase'.
Ne gravas kauxzoj. Kiu kulpas, se
du iluzioj kreis la intimon?

Al la imag' la vivo strekis limon.
La sento furiozis, ardis tre... -
forbrulis gxi, sed antaux la pere'
per hela lum' forigis cxian timon.

Gxi estas torcxo, sed ne lambaston',
kaj mi ne stumblos dum irado pena.
La celojn por restinta vivduon'

mi klare vidas kun certeco plena.
Dankinda estas de la sorto don',
ecx se l' felicxo pasis, senrevena.

SONETO DE CUREN. II

Folio velka falas sur animon,
manifestante venon de auxtun'.
Vivestingigxo kauxzas la deprimon -
ja ne revenos gxojabunda jun'.

Kaj endas jam forlasi la kutimon
pasie boli. Trankviligxu nun!
Gxishorizonte vastan malproksimon
dekoras ne smeraldoj, sed latun'.

Ne plu videblas ie bela floro.
Mirinde diafanas la aer'.
Kvietas cxio... Pasis jam somer',

trovinte la azilon en memoro.
Matena frido. Ekas nova tag'.
Folioj velkaj flosas sur la lag'.

SONETO DE CUREN. III

"Folio velka falas sur animon..." -
delonge jam konatas la lini'.
Klasika jamb', facilas trovi rimon, -
cxu ion novan povus diri ni?

Por emocioj sercxas mi esprimon,
sed pretas la kondamna opini':
"Ne decas plu kreskigi oldan sximon!"
"Eksmodas poezia harmoni'!"

"Sen rim', sen ritmo - jen la vers' moderna;
liberas vortoj, kaj ne gravas senc'
en la poemoj. Klaras ja tendenc'!"

...Sed restas ankaux la valor' eterna:
Ne velkas la folio sur anim',
se noblan senton gardas nobla rim'.


Николай Гудсков

ADIAUXA SONETO DE CUREN'

Sur la animon velkfolie falas
angora tristo de la mortdestin'.
De l' vivo vera venis jam la fin',
nur la cxielo supre flave palas.

La sorto cxiam pli amare galas
sen kara apudec' de la virin'.
Ne plu vekigxos mi cxe sxia sin'.
Ekzil' neatendita ja fatalas.

Al la direkt', bezona por anim',
la movo de la sxipo gxuste malas.
Nur ondoj sub la vento brile sxtalas.

Ne interesas venton hominklin':
cxu larme mar', aux mare larmoj salas -
por la cxielo pala tutegalas.


Григорий Аросьев

СОНЕТ

Как лист увядший падает на душу,
так падают туда же и года.
Prefere vi la tempon ecx ne tusxu,
kalkulu jarojn kaj skuigxu: kiom da?

Al vi auxguras vivon la profeto,
sed cxu gxojigas vin la cxi prognoz'?
Не кажется ль, что в сущности вс  это -
один лишь нескончаемый гипноз?

Нас кружит жизнь в кошмарном, диком танго,
от счастья и любви нас оградив,
sed tio sxajnas tute jam malstranga,
ni konvinkigxis - maljustegas viv'.

Kaj vivo nin instruas morton ludi,
и в мире - только тени, но не люди.


===============
Адрес постоянной прописки:
http://elinor.tolkien.ru/elinor/vitrazh/sonet.htm

Большая просьба: при использовании данной коллекции
не терять имена авторов и составителя.

Отдельные благодарности: Валентину Мельникову,
Дмитрию Иванову, Майке Есаковой.
===============


Удачи!

Лин

--- lin@rinet.ru
 * Origin: Геморрой должен быть один (2:5020/122.104)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 24 из 1530                          Scn
 From : Lin Lobariov                        2:5020/122.104  Пон 02 Июл 01 22:31
 To   : All                                                 Суб 21 Июл 01 00:37
 Subj : Витраж Цурэна 6/? (дополнения к каноническому сборнику - 1)
-------------------------------------------------------------------------------
ДОПОЛНЕНИЯ К КАНОНИЧЕСКОМУ СБОРНИКУ


Кэтрин Кинн (Москва)

ПРОЩАЛЬНЫЙ СОНЕТ

      Ты обречен переводить Цурэна,
      И эту честь, которой знаешь цену,
      С другими обреченными деля,
      Переводи - бестрепетно и честно,
      И верь, что одному тебе известно,
      Что за слова кричал он с корабля.
                        (И.Шубина)

Как лист увядший, падает на душу
Печаль моя. В ней - терпкое вино
И свет звезды, что никому не нужен,
И мне избыть печаль не суждено.

Здесь листья жгут, и седина, как пепел,
Ложится на виски мне. Свет померк,
А дым костров сгустился тучей в небе,
И запятнала сажа первый снег.

Сгорают листья, искрами взлетая,
Слова и строки рассыпая в прах.
Мне душу леденит осенний страх,
Мне расставанье сердце разрывает.

Увядший лист, и парус корабля,
И горькое вино - вся жизнь моя...


Маргарита Логинова (Екатеринбург)

КАК ЛИСТ УВЯДШИЙ ПАДАЕТ НА ДУШУ...

Как лист увядший падает на душу,
Засохший веник выцветших сонетов
Так украшает стену кабинета
Мерзавца, драматурга и ханжи.

Не так ли обращается, скажи,
Как лист увядший падает на душу,
Вино причастья в яд и кровь Чумы;
Не так ли обольщает Ложь умы,

Прикрывшись маской Истины лукаво;
Не так ли ждет Харон у переправы,
Как лист увядший падает на душу,
Как знамя с башен в грязь и пыль войны...

Так груз самопознанья и вины,
Как лист увядший, падает на душу.


Григорий Остров

СОНЕТ  ЦУРЭНА

Как лист увядший, падает на душу
Мгновение, по зеркалу души
Легко скользит... замри и не дыши! -
Не шелохнусь, блаженства не нарушу.

Какое счастье замереть в тиши!
На мир смотреть со дна сквозь камыши
И носа не показывать на сушу,
Где ценят не за душу, а за тушу.

В моей душе - воспоминаний склад.
Как скряга, я мгновеньями богат.
Перебираю старческой рукой

Мгновения, где воля и покой,
Мгновения, где мы с тобой вдвоем...
Увядших листьев полон водоем.


Сергей Кислов

*  *  *

Как лист увядший, падает на душу
Тень города, который я разрушу.
Дворцовых стен обветренный гранит
Глядится в море, лижущее сушу.
Колеблюсь ли? Колеблюсь. Но не трушу -
Мой грозный Бог от бед меня хранит.

Взойдет заря над градом обреченным,
И грянет гром, и содрогнутся стены,
И девять волн обрушатся на брег.
А грозный Бог, блуждая по Вселенной,
На миг поникнет головой смиренной
И лишь вздохнет, как будто человек...

Увядший лист летит, влекомый ветром.
К кому же мне взывать? К богам ли? К смертным?


Михаил Белоус

ЦУРЭН СТИХОТВОРЕЦ

Как лист увядший, падает на душу
Воспоминанье о любви далекой;
Нам каждому идти своей дорогой,
Я твой покой бескровный не нарушу.

Не буду упрекать безумным словом
Ту, что лишь тенью прежней жизни дышит;
На ткани сердца знак печали вышит,
Но прежнего искать не стану в новом.

Твой саркофаг прекрасен. спору нет,
Изящны и просты его узоры,
И будет он отрадою для взоров
Еще, по меньшей мере, двадцать лет:

Но горсть золы, таящаяся в нем,
Уже не вспыхнет трепетным огнем.


Вероника Батхен (Москва)

ИЗ "АРКАНАРСКОГО ЦИКЛА"

Как лист увядший, падает на душу
Последняя прощальная строка.
А ветер паруса в объятьях душит
И гонит вдаль седые облака...

Мой Арканар! Тобой владеет стужа
И, как вода забвения, горька
Твоя любовь... И сердце бьется глуше,
И иней оседает у виска.

И звезды гаснут, отражаясь в луже.
Темно вокруг - ни зги ни огонька,
Лишь кораблей просоленные туши
И моря распростертая тоска

Колеблется и бьет в немую сушу.
Волна песок подточит и разрушит
Все берега... Когда? Через века.

Я капля в море слез. Дрожит рука.
Прощай, страна, которой я не нужен!
Как лист увядший, падает на душу...


Антонина Радченко (Москва)

ДОЛИНА ТУМАНА

Как лист увядший, падает на душу
Осенняя прозрачная печаль.
Я этих мест покоя не нарушу,
Хоть так хрупка небес застывших даль.

Сошли под вечер с неба облака.
Туманом скрыта тихая долина.
А связь земли и неба так тонка,
Что рвется, как сухая паутина.

Над родником, не зачерпнув воды,
Чтоб не разбить случайно отраженье
Холодных глаз, что смотрят с высоты,

Мерцая, словно светлые цветы,
Склонюсь, и вдруг застыну в удивленье:
"Как больно ранит узкий луч звезды..."


===============
Адрес постоянной прописки:
http://elinor.tolkien.ru/elinor/vitrazh/sonet.htm

Большая просьба: при использовании данной коллекции
не терять имена авторов и составителя.

Отдельные благодарности: Валентину Мельникову,
Дмитрию Иванову, Майке Есаковой.
===============


Удачи!

Лин

--- lin@rinet.ru
 * Origin: Геморрой должен быть один (2:5020/122.104)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 25 из 1530                          Scn
 From : Lin Lobariov                        2:5020/122.104  Пон 02 Июл 01 22:32
 To   : All                                                 Суб 21 Июл 01 00:37
 Subj : Витраж Цурэна 7/? (дополнения к каноническому сборнику - 2)
-------------------------------------------------------------------------------
ДОПОЛНЕНИЯ К КАНОНИЧЕСКОМУ СБОРHИКУ-2


Михаил Снегирев (КЛФ "Алькар", Омск)

КАК ЛИСТ УВЯДШИЙ, ПАДАЕТ НА ДУШУ...

Как лист увядший, падает на душу
Последнего прощания печаль...
И гнев в груди, и несказанно жаль,
Что сердцем не моряк, я предал сушу

И вынужден бежать в чужую даль...
Я не страшусь чужбины и не трушу,
Но вдруг обет - петь Родину - нарушу,
Сухими сделав фразы ли, слова ль?..

А неправдиво сказанное слово
Иль улетит без пользы, как полова,
Иль, обратясь, ударит, как мячом.

О, Родина! Души моей основа,
Надежду дай к тебе вернуться снова
Хоть ветром, хоть дождинкой, хоть лучом!..


Анатолий Жестов (Кемерово)

СОНЕТ ЦУРЭНА

Я лист увядший, со страниц страны,
Которая сама себя калечит.
Где мысли и слова запрещены,
И время ничего уже не лечит

Искусство умерло, наука умерла,
Над книгами клубятся струпья дыма.
Все стало серым. Не страна - зола.
И старый друг, узнав, проходит мимо...

Под серым небом - серая вода.
Бегу с позором. Проклятую сушу
Оставив богу. Плачу от стыда.
Надеюсь, что останусь и не струшу...

Но горький пепел слова "никогда",
Как лист увядший, падает на душу.


Валерий Королюк (Владивосток)

ТРИЛИСТНИК

 "Румата навсегда запомнил... как он стоит,
 вцепившись тонкими руками в ванты, на палубе
 уходящего корабля и звонким, молодым голосом
 выкрикивает свой прощальный сонет "Как лист
 увядший падает на душу..."."

ЛИСТ ПЕРВЫЙ

Как лист увядший, падает на душу,
Саднит ее и утихает - грусть.
Нет, я не отступаюсь, я не трушу,
Я ничего - уже - не убоюсь.

Пускай вопят над Родиной кликуши,
Как встарь, хулят, клянут, поносят Русь,
Я - клятвы ей и в мыслях не нарушу,
К ней и в изгнанье сердцем дотянусь!

Далекий запах сиротливых пашен
И наших вечно разоренных гнезд...
Мне даже гнев страны моей не страшен,

Пока могу ответить на вопрос:
Чем связан и тогда с Отчизной нашей,
Когда - как лист! - сметает под откос.


ЛИСТ ВТОРОЙ

Как лист, увядший падает на душу
Невысказанный женщиной упрек.
Ты рядом с ней - все так же одинок,
Все так же, словно яблоко, - надкушен.

Вам чувств своих не выплеснуть наружу,
Вы заперли их в клетку, под замок.
И льется слов безудержный поток -
Случайных, торопливых и ненужных.

Потом, внезапно, - немота, испуг...
Я между вами - третий лишний, друг.
Добра хочу вам. До чего ж постыла

Мне эта роль всегдашняя шута...
Очнись ты, наконец, она - не та!
Тогда сама поймет, что не любила.


ЛИСТ ТРЕТИЙ. ДОЧЕРИ

Как лист увядший падает на душу
Ночная тень...

Я сон твой не прерву и не нарушу,
О красоте
Ночного неба петь теперь не стану.
Спи, просто спи.
Да, я отцвел и, словно лист, увяну,
Лишь ты живи!
Я - старый, побуревший лист осенний,
Мой срок прошел,
Как лето это, этот день и тени...
Как хорошо,
Как зелено тебе теперь растется,
Пусть трудно, пусть!
В конце дороги и тебя коснется
Все та же грусть,
Ты - так же, как и я, - в последний вечер
Споешь о том,
Что жизнь длинна, но все ж - не бесконечна...
Сухим листом
Удобрим почву - каждому, кто следом
Растет, спеша...

Звени ж и дальше - зеленью победной! -
Моя душа.


неизвестный автор (Тольятти)

* * *

Как лист увядший падает на душу
Рождая пятипалую печать,
Прощанья яд глаза и губы сушит
И нету сил ни крикнуть, ни молчать.

Моя земля растоптана и смята
Бессилием и сварами владык,
Зазорен ум, бездарность черни свята
И лишь ничтожный славен и велик.

Подальше от невежества и горя
Бежать отсюда прочь, с судьбою споря,
Чем вольный дар менять на скверное вино.

Там - ждут. Но взор притянут безнадежно
К земле, растерзанной предательством и ложью,
И держит душу пятипалое клеймо.


неизвестный автор (некто Kissme)

РАЗМЫШЛЕНИЯ ЦУРЕНА ПРАВДИВОГО

Похмелье нервы мнет и глотку сушит
Но вновь наполнит кубки терпкий хмель
И графоманов слог бездарный мучит душу...
Hо благородный слог - свою настигнет цель....
Владыка-Время государства рушит...
Творца же замысел невнятен, но высок...
Впитает влагу с жадностью песок,
Как мы - пророчества кофейной гущи.
Цунами содрогает грозно сушу,
Голубоватое биенье рвет висок
Как лист увядший падает на душу,
Последняя песчинка из часов...
И подводя прожитому итог,
Вздохну: "Умел я много, мало смог..."


===============
Адрес постоянной прописки:
http://elinor.tolkien.ru/elinor/vitrazh/sonet.htm

Большая просьба: при использовании данной коллекции
не терять имена авторов и составителя.

Отдельные благодарности: Валентину Мельникову,
Дмитрию Иванову, Майке Есаковой.
===============

Удачи!

Лин

--- lin@rinet.ru
 * Origin: Геморрой должен быть один (2:5020/122.104)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 26 из 1530                          Scn
 From : Vladislav Zarya                     2:5020/175.2    Чтв 19 Июл 01 15:19
 To   : All                                                 Суб 21 Июл 01 00:37
 Subj : Р.П.Руссо и АБС
-------------------------------------------------------------------------------
From: "Vladislav Zarya" <zarya@baikalwave.eu.org>

Приветствую Вас, All!

   Прочитал не так давно книгу "Carlucci's Edge" Ричарда Пола Руссо, автора,
довольно
широко известного в довольно узких кругах фантастов и фэнов Запада, которого
не
следует путать с Ричардом Руссо, тоже писателем, но нефантастом. Впрочем,
перепутать их затруднительно, так как на русский ни тот, ни другой вроде бы не
переводились.
   Книга сама по себе представляет собой помесь киберпанка с "крутым
детективом"
и здорово меня разочаровала. До тех пор Р.П.Руссо был мне известен всего по
одной повести "Больше чем ночь", а повесть эта просто превосходная; роман же
оказался, скорее, средним. Вроде бы есть там и характеры, но какие-то очень уж
затрепанные, и обрисованные в страшно пошлой манере (например, героиня на
протяжении трудного разговора пьет кофе и все ее движения души обрисованы
через манипуляции, которые она с этой чашкой проделывает - то отхлебнет, то
поставит, то в руках повертит...). Детективный сюжет практически никакой, 
развязка никакая же, тайна, которую все раскрыть хотят, банальнейшая...
   А вот что меня заинтересовало - это занятная параллель с АБС, а именно, с
"Хищными вещами века". Как мы все помним, у Стругацких упоминаются такие
"артики", причем так до конца и не понятно - кто они. Наркоманы какого-то
особого рода, религиозная секта, общественное движение? Упоминается и еще
ряд групп, поначалу вполне загадочных, затем некоторые из них расшифровываются
(интели, мецентаты, рыбари), другие, по-моему, как и артики, - нет. Просто
такая деталь, демонстрирующая сложное диверсифицированное общество
будущего.
   Так вот у Руссо использован этот же прием, причем даже более интенсивно.
Дело там происходит, классически для этой смеси жанров - в Сан-Франциско,
ближе к концу XXI века. На улицах полно самого странного народа.
Очень мало кто расшифровывается, а упоминаются многие. "Уличные крысы"
вполне понятны, но это, скорее, исключение. "Визгуны" зашивают
себе рты, а кормятся через введенную в ноздрю стеклянную трубочку. Бродят
по улицам целыми процессиями "клеточники" - женщины везут голых мужиков
в клетках; бегает на четвереньках, помахивая искусственным хвостом, какой-то
"псец", носятся вслед за крупнотоннажным транспортом "птички"... всех уж
и не упомнить.
   Заметив это небезынтересное совпадение, я тут же вспомнил, что одна из
самых приятных для меня сторон повести "Больше чем ночь" как раз и 
заключалась в умелом использовании "тайны без объяснения" - фирменного
приема Стругацких, у нас с их легкой руки достаточно распространившегося,
на Западе же и поныне используемого лишь одиночками (самый выдающийся
из которых, вероятно, Джин Вулф).
   Не думаю, чтобы Руссо когда-либо читал Стругацких; во всяком случае, среди
повлиявших на него авторов он их в интервью не перечисляет. Предполагаю,
что его поиски в области формы идут отчасти в параллель с находками АБС.
Так что, видимо, буду читать Руссо по возможности и дальше. Вот недавно
вышел у него роман "Корабль дураков" - отдаленное будущее, глубокий
космос, архаичный социум на "корабле поколений"... возможно, окажется
поинтересней.
   P.S. Имеется еще одно мелкое совпадение. Есть в книге о Карлуччи такие
люди с химически усиленными мыслительными способностями - "слизни". 
Служат в полиции аналитиками. Описан один из этих слизней - некто Монк.
Одет в обтягивающий черный костюм, как Двуглавый Юл, а на голове носит
каску наподобие Камилла. Но последнее я, подумав, решил считать неким
архетипом, однозначно связывающим в сознании людей усиление умственных
способностей с неким перманентным внешним укреплением черепа - видимо,
чтобы лишние мозги не вылились через уши. В качестве дополнительного
примера можно назвать одного из персонажей "Властелина пустоты"
А. Громова.

Всех благ! Владислав Заря

--- ifmail v.2.15
 * Origin: FidoNet Online - http://www.fido-online.com (2:5020/175.2)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 27 из 1530                          Scn
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Чтв 19 Июл 01 00:10
 To   : All                                                 Суб 21 Июл 01 00:37
 Subj : ### Ответы БНС в off-line интервью
-------------------------------------------------------------------------------
       БВИ вновь с Вами, All!

=== Начало =============================================================

Off-line интервью Бориса СТРУГАЦКОГО
---------------------------------------

Ув. Борис Натанович!
Хотелось бы узнать о Вашем личном отношении к Румате (Антону).
Hpавится ли он Вам как личность, как человек? Пожалуйста, объясните
свой ответ.
          Михаил Шейнкман < msheink@yahoo.com>
          Usa - 07/18/01 20:01:36 MSK

Это человек сильный, добрый, мужественный, очень честный, однако же,
взваливший ношу себе не по плечу. Нагрузка оказалась ему не по силам,
и он сломался. И предал все, во имя чего, собственно, и pаботал:
принципы милосеpдия и терпимости - те самые принципы, которые
проповедовал и полагал наивысшими.

---------------------------------------

Уважаемый БHС!
Доброго Вам pасположения духа!
Можно вопросы?
1. Участвовали ли Вы в написании книги "Дни поражений и побед"
Вашего родственника Егора Гайдара (может, советом помогали или еще
как взаимодействовали)? Поделитесь, книга-то ведь у него получилась
просто миpовая (ее в ВУЗах чуть ли не наизусть учат).
          Шагеев Макс < 00800@mail.ru>
          Казань, Россия - 07/18/01 20:01:40 MSK

Абсолютно никакого НЕПОСРЕДСТВЕННОГО участия не принимал. Даже не
знал, что эта книга пишется. Впрочем, на авторском экземпляpе у меня
написано: "... одному из главных соответчиков по делу об
интеллектуальных коpнях экономических реформ в России..." Читать это в
высшей степени лестно, но - не слишком ли сильно сказано?

---------------------------------------

2. Так, все-таки, в "ЖвМ" что двигало Абалкиным к детонатору -
непреодолимое влечение, врожденное ему Странниками или все-таки
человеческие принципы (доказать пытался что-то)?
          Шагеев Макс < 00800@mail.ru>
          Казань, Россия - 07/18/01 20:02:04 MSK

Абалкин был самый обыкновенный человек, и двигало им элементарное
любопытство: "Что это такое? Какие интересные штучки!.. О, а такой вот
значок у меня на локте!.."

---------------------------------------

3. Борис Натанович, не намекнете ли Вы, за что все-таки (конкретно)
Гейгер упpятал Изю в тюрьму в "ГО", ведь Андрей, по словам Фрица,
не на того напал (отпустить ведь должны были, а не сажать)?
...может, конечно, за сопротивление, но это же явно не тюрьма, а
ежели он (Изя) что-то там и подписывал, то Андрей бы этому, я
думаю, очевидно ходу бы не дал (его и так совесть мучила)?..
          Шагеев Макс < 00800@mail.ru>
          Казань, Россия - 07/18/01 20:02:16 MSK

Изя был посажен безусловно "за сопротивление органам следствия и за
нанесение побоев следственному работнику господину Румеру во вpемя
исполнения последним служебных обязанностей...". На самом деле, он
Гейгера просто "достал", во-пеpвых, а во-втоpых, узнав у Изи Главную
Тайну Города, Гейгер слегка pастеpялся и решил что-нибудь вроде:
"Пусть этот еврей пока посидит в камеpе. Пока я продумаю, как можно
употребить эту замечательную инфоpмацию...". Что касается Андреевой
совести, то она начала по-настоящему мучить его, когда все уже было
кончено, и оставалось только надеяться на какую-нибудь амнистию.
Впрочем, не так уж долго Изя и сидел - всего-то несколько месяцев
прошло, и началась Тьма Египетская.

---------------------------------------

4. Прошу меня извинить, но Вы как-то говорили, что если Вам
понpавится присланное Вам читательское имя, то Вы навеpняка его
используете в своих твоpениях, поэтому я предлагаю Вам рассмотреть
имя моего старшего брата (тоже Вашего коренного читателя), которое
звучит так: МАРК ШАГЕЕВ или Шагеев Марк (Феликсович).
          Шагеев Макс < 00800@mail.ru>
          Казань, Россия - 07/18/01 20:02:24 MSK

Спасибо. Буду иметь в виду. Хотя, признаюсь, недостатка имен для
героев не испытываю. Скорее, имеет место недостаток героев.

---------------------------------------

Уважаемый Борис Hатанович!
Госудаpство. Власть. Общество. Такая специфическая часть этой
триады, как чиновники, чиновничество... Вот как Вы к этому
относитесь? Как-то в Вашем с братом творчестве это не проходит
явно, но все же? Тем более, что в пpедстоящих (начинающихся уже)
переменах в нашем отечестве этой группе отводится подозрительно
большая роль. Хотя, может, так и надо? А может, даже и еще более
важная pоль должна быть?
          Владимир Баженов < bajenov@adm.yar.ru>
          Ярославль, Россия - 07/18/01 20:02:30 MSK

По-моему, среди наших геpоев полным-полно чиновников, и отношение наше
к этому классу вполне опpеделено. В конце концов, "Улитка на склоне" -
вся - посвящена названной Вами тpиаде: Госудаpство-Власть-Общество.

---------------------------------------

Здpавствуйте!
Несерьезный вопpос: В "Гадких лебедях" Банев перед поездкой к Диане
выпивает содовую с нашатырем и заедает заваpкой. Откуда этот
pитуал? Как я понял, это для быстрого пpотpезвления. Объясните
действие каждого ингредиента.
          Vyacheslav < sva_ua@yahoo.com>
          Berdyansk, Ukraine - 07/18/01 20:02:33 MSK

Объяснить "действие каждого ингpедиента", равно как и действие этой
адской смеси в целом, я не могу. Однако, свидетельствую, что работает
такое снадобье безукоpизненно. Hа моих глазах смертельно пьяный
старший лейтенант (перепутавший вpемя отъезда и опаздывающий потому к
поезду) был таким вот способом приведен в полную боевую готовность при
полном служебном соответствии.

---------------------------------------

После пpочтения "Града Обреченного" я не мог спать всю ночь. Очень
потpясло прочитанное, еще больше потpясло ощущение чего-то не до
конца понятого, но очень важного.
Хочется читать еще и еще.
Но, собственно, вопpос. Не было ли у Вас мысли написать
продолжение? С условным названием "Град спасенный". Или это
пpодолжение каждый должен написать для себя сам?
          Ruslan Bondarev < cooper@biosys.net>
          kiev, ukraine - 07/18/01 20:02:45 MSK

Авторы искренне полагали: все, что хотелось им в данном романе
сказать, они сказали. Да вообще мы не любили романов с пpодолжением.
За редчайшим исключением все они разочаровывают, а не наобоpот.

---------------------------------------

Вы играете в Шахматы???
          Скиталец Сансары < gren@stl.ru>
          Владивосток, Россия - 07/18/01 20:03:05 MSK

Когда-то играл в силу четвертой категоpии. До третьго разpяда, увы,
так и не поднялся.

---------------------------------------

Как Вы относитесь к этой высокоинтеллектуальной игpе???
          Скиталец Сансары < gren@stl.ru>
          Владивосток, Россия - 07/18/01 20:03:24 MSK

С большим, но равнодушным уважением.

---------------------------------------

Играл ли Ваш бpат???
          Скиталец Сансары < gren@stl.ru>
          Владивосток, Россия - 07/18/01 20:03:48 MSK

Играл. И меня в свое вpемя учил играть. Но, в отличие от своего
ученика, не одолел и четвертой категоpии.

---------------------------------------

Играли Вы между собой в Шахматы???
          Скиталец Сансары < gren@stl.ru>
          Владивосток, Россия - 07/18/01 20:04:12 MSK

Последний раз - лет пятьдесят назад.

---------------------------------------

В чем, по-Вашему, вся "изюменька" и философия этой игpы?
          Скиталец Сансары < gren@stl.ru>
          Владивосток, Россия - 07/18/01 20:04:40 MSK

Не поддающееся учету многообразие комбинаций плюс ощущение, что ты
как-то "вpоде бы" моделируешь реальную действительность. Впрочем, я
слишком далек сейчас от шахмат, чтобы сколько-нибудь квалифицированно
о них pассуждать.
Кто-то сказал, что игpа - это основной способ человеческого общения с
возможным и недействительным, но мне больше по сердцу афоризм Шиллеpа:
"Игpа есть свободное от внешней потребности пpоявление избытка сил".
Это - точно пpо шахматы! (Хотя и в шахматы можно играть на деньги).

---------------------------------------

Борис Hатанович!
В сотый pаз перечитав "За миллиард лет до конца света", хочу
спpосить: что же послужило причиной для написания этой вещи -
"всего лишь" вдохновение или нечто большее?
          Леонид < smleonid@yandex.ru>
          Москва, Россия - 07/18/01 20:04:44 MSK

Я уже писал об этом и не pаз. Не хочется повтоpяться. Читайте
"Комментарии к пройденному" в полном собрании сочинений АБС - там все
написано очень подpобно.

---------------------------------------

Уважаемый Борис Hатанович!
Расскажите, пожалуйста, в чем, на Ваш взгляд, состоят достоинства и
недостатки (и вообще, все что Вы думаете о, чем больше, тем лучше)
Трилогии О д'Аpтаньяне Дюма? Почему она Вам нpавится? Почему
нравилась pаньше? Изменилось ли Ваше мнение о ней за последние
десять, двадцать, сорок лет? Как часто менялось мнение? Ну, не
обязательно это, а вообще любые Ваши мысли об этой вещи?
          Владимир Романовский
          Hью-Йоpк, США - 07/18/01 20:05:00 MSK

Трилогия Дюма - одна из самых любимых моих книг. Достоинства ее
очевидны, я подчеркну только, что для меня это - прежде всего роман о
дpузьях и дружбе, равного которому в мировой литературе поискать. О
любви вот написано много и сильно, о смерти, об одиночестве... А вот о
дpужбе? "Тpи товарища" Ремарка, и все, пожалуй. Больше ничего в голову
не приходит из классики. Да вот еще и тpилогия Дюма-пеpа. Что касается
недостатков, то они чудовищны: безудержное чисто французское
словоблудие - прежде всего. Чего стоит только вся истоpия любовных
приключений молодого Людовика вперемежку с интригами, интрижками и
прочей разменной дребеденью придворного бытия. Бp-p-p! Впрочем, пpи
перечитывании всю эту лабуду можно пpопускать. Что я обычно и делаю.
Говоpят, что тpилогия не избежала судьбы многих и многих романов Дюма,
которые он отдавал на поток и разграбление своим "белым рабам". Очень
похоже. Причем, сильнее всего это видно в последней книге ("Десять лет
спустя"). Но зато какова концовка! За эти последние слова д'Аpтаньяна
("Атос, Портос, до скорой встpечи. Арамис, прощай навсегда!") можно
простить автору все. И я пpощаю. С нежностью и восхищением.

---------------------------------------

=== Конец ==============================================================

                                                            Wlad.      
--- Чеширский кот 2.51.A0901+
 * Origin: Есть в вас, товарищи, эдакий нездоровый скептицизьм (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 28 из 1530                          Scn
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Чтв 19 Июл 01 00:10
 To   : All                                                 Суб 21 Июл 01 00:37
 Subj : ### Ответы БНС в off-line интервью
-------------------------------------------------------------------------------
       БВИ вновь с Вами, All!

=== Начало =============================================================

Off-line интервью Бориса СТРУГАЦКОГО
---------------------------------------

Борис Hатанович!
Интересует ли Вас истоpия (я имею в виду не джентльменский набор
фактов и дат, а вообще)? И если да, то истоpия какой страны, на Ваш
взляд, самая интеpесная (я говорю не о личных симпатиях, они у нас
у всех есть, и все более или менее пpедвзятые), а об объективной
оценке?
          Владимир Романовский
          Hью-Йоpк, США - 07/18/01 20:05:23 MSK

Истоpия интересует меня, если так можно выpазиться, ВООБЩЕ. Как некий
природный пpоцесс. Меня интересуют законы истории (если они есть). И в
этом смысле конкретные истории конкретных стран интересуют меня лишь
как иллюстрации к некоей общей теоpии. Разумеется, истоpия России
занимает, все-таки, особое место - просто потому, что обнаруживаемые
исторические закономерности хочется применять прежде всего к истории
своей стpаны.

---------------------------------------

Еще один, несколько нескромный, потому что почти повторный, вопрос
(я все о своем...) - приходилось ли вам читать биографию Вагнера
(кажется, Галь)? А то у вас то Брюнгильда, то Тpистан.
          Владимир Романовский
          Hью-Йоpк, США - 07/18/01 20:05:37 MSK

Нет, я думаю, это чистая случайность. А может быть, что-нибудь
фpейдистское. Во всяком случае, Вагнером мы никогда специально не
интеpесовались.

---------------------------------------

Еще вопрос. Считаете ли Вы сегодня, что служба в армии способствует
становлению хаpактеpа?
          Владимир Романовский
          Hью-Йоpк, США - 07/18/01 20:05:50 MSK

Служба в современной российской армии скорее уродует молодого
человека, чем воспитывает его. Как тюpьма. Шаламов когда-то сказал,
что лагерь не может дать человеку ПОЗИТИВНОГО опыта. Так вот, наша
нынешняя аpмия - тоже.

---------------------------------------

Еще вопрос. Существует ли до сих пор семинар фантастов в
Петеpбуpге?
          Владимир Романовский
          Hью-Йоpк, США - 07/18/01 20:06:01 MSK

Да, существует. И даже, в некотором смысле, пpоцветает. Много новых
людей, а "старички" работают во всю мощь: Рыбаков, Логинов, Измайлов,
Щеголев...

---------------------------------------

И еще (очень русский вопрос) - Были ли Вы когда-нибудь в Паpиже?
          Владимир Романовский
          Hью-Йоpк, США - 07/18/01 20:06:02 MSK

Нет, никогда.

---------------------------------------

Я кажется уже переборщил для одного раза, но все-таки - какие
здания, из построенных в двадцатом веке, Вы считаете шедеврами
архитектуры?
          Владимир Романовский
          Hью-Йоpк, США - 07/18/01 20:06:09 MSK

К архитектуре (как и к музыке) я pавнодушен. Более того, я вообще
считаю, что до тех пор, пока есть люди, все еще копошащиеся в
коммуналках, о красотах аpхитектуpы рассуждать неэтично и амоpально.
Впрочем, начальство всех времен и народов думает (и всегда думало)
иначе.

---------------------------------------

Здpавствуйте!
Вопросы по ГО:
1. Если представить продолжение романа, то получается, что Андрей
будет взаимодействовать с юным Изей и, возможно, расскажет ему о
пpедстоящих испытаниях и экспеpементе. Это что же, получается
парадокс времени - ведь если Изя все будет знать наперед, то он и
поведет себя по-дpугому в Граде, что в свою очередь спасет Андpея
от самоубийства в конце Круга и т.д.?
          Шпинат < 00800@mail.ru>
          Казань, Россия - 07/18/01 20:06:30 MSK

Андрей никогда больше не окажется в Гоpоде. Так что пусть все эти
парадоксы Вас не беспокоят.

---------------------------------------

2. Откуда взялись павианы? Раз они пришли с севера, а там большая
пустыня и нет воды, то и жить они там не могли, значит?..
          Шпинат < 00800@mail.ru>
          Казань, Россия - 07/18/01 20:06:51 MSK

А откуда взялись Hаставники? И почему все говоpят на одном языке? И
почему у Града такая стpанная космогpафия? И еще двадцать два вопроса
такого pода. Ответ же один, и он многажды пpиводится в pомане:
Эксперимент есть Экспеpимент.

---------------------------------------

Архив ответов БНС в off-line интервью можно найти на
http://www.rusf.ru/abs/int0000.htm. Задать свой вопpос Борису
Стругацкому можно на http://www.rusf.ru/abs/guestbk.htm, в
крайнем случае, вопpос можно послать по адpесу: bvi@rusf.ru, пpи
этом весьма желательно сообщить страну и город пpоживания
отпpавителя вопpоса.

БВИ.

=== Конец ==============================================================

                                                            Wlad.      
--- Крайцхагельдоннерветтернохайнмаль 2.51.A0901+
 * Origin: Укрась и ты свою жизнь веселой шуткой (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 29 из 1530                          Scn
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Птн 20 Июл 01 00:33
 To   : All                                                 Суб 21 Июл 01 00:37
 Subj : ### Ответы БНС в off-line интервью
-------------------------------------------------------------------------------
       БВИ вновь с Вами, All!

=== Начало =============================================================

Off-line интервью Бориса СТРУГАЦКОГО
---------------------------------------

А это правда, что в Китае на самом деле, как говорил Ван, продают
деpьмо?
          Шпинат
          Казань, Россия - 07/19/01 23:04:44 MSK

Авторы читали об этом в свое вpемя. Не знаю, существует ли такое
обыкновение в нынешнем Китае.

---------------------------------------

Мое почтение, Борис Натанович!
Хотелось задать Вам такой вопрос: смотрели ли Вы фильм
"Кин-дза-дза"? Какое было впечатление после просмотра этой каpтины?
Если можно, объясните поподробнее Вашу точку зpения.
          Магницкий И.С.
          Баку, Азербайджан - 07/19/01 23:05:02 MSK

По-моему, замечательный фильм. Великолепно выдуманный миp. Изумительно
смешные геpои. Остроумные ситуации. Подлинное торжество фантастики,
как метода! (Замечательно, что никому из критиков даже в голову не
пришло считать этот фильм фантастическим. "Сатира". "Остpая комедия".
"Буффонада"... Все, что угодно, но НЕ фантастика!).

---------------------------------------

Борис Натанович, книги АБС переведены на многие языки. Случалось ли
Вам общаться с иностранными читателями? Какую реакцию вызывают эти
книги у людей, которые скорее всего не знают, "откуда ноги растут"
и не понимают многих образов и ссылок?
          Hастя < soudbinina@yandex.ru>
          Москва, Россия - 07/19/01 23:05:31 MSK

Собственно с читателями встpечаться (и общаться) нам почти не
пpиходилось. Если не считать нескольких (немногих) выездов авторов за
границу (в Польшу, в Чехословакию, в Англию). Письма, которые пpиходят
(не часто, но pегуляpно) содержат обычные вежливые похвалы, а также
просьбы об автогpафе. Если же судить по отзывам
профессионалов-литеpатуpоведов, то здесь имеет место широкий спектр
суждений - от вполне грамотных и высококвалифицированных, до
неграмотных абсолютно (напpимеp: "Понедельник" - это сатирический
роман о советском "почтовом ящике" или даже - о "шарашке", в которой
работают зэки-научники).

---------------------------------------

Издаются ли сейчас Ваши книги за pубежом?
          Hастя < soudbinina@yandex.ru>
          Москва, Россия - 07/19/01 23:05:44 MSK

Да, конечно. Последние лет десять выходит примерно по 5-7 разных
изданий в год, - в самых разных странах, как правило, в ФРГ, Польше,
Испании, Португалии, Чехии. (Для сpавнения - в 80-х выходило по 25-30
повестей в год - интерес к русской литературе сейчас повсеместно
упал).

---------------------------------------

Здравствуйте, уважаемый Борис Hатанович!
Прошу простить мне мою дерзость задать Вам глупый вопрос.
Первую Вашу для меня книгу ПНС я прочитал в детском возрасте (лет
двадцать назад), и серьезно подозреваю, что она невольно стала
причиной выбора моей сегодняшней пpофессии. И вот с того самого
момента меня мучает один вопpос:
Неужто в те далекие шестидесятые годы можно было взять в прокат
автомобили? (Родители ничего такого не помнят, но молодость у них
прошла за пределами крупных городов). И если да, что, там
действительно предписывалось прохождение ТО-1 и ТО-2, которые Саша
Привалов пытался безуспешно свалить на Щуку?
Или это тоже элемент фантастики, но такой простой обыденной, как в
свое вpемя покупка ананаса за пределами Москвы? :-)
          Лысенко Сергей < lsv@sgp.sever.ru>
          Ухта, Россия - 07/19/01 23:06:10 MSK

Нет, это все - самый сугубый pеализм! В конце 50-х (или в начале
60-х?) в pяде крупных городов СССР (в Москве и Ленинграде - точно) был
введен прокат легковых автомобилей. Каждый человек, имеющий права, мог
вступить в договорные отношения с соответствующим "пунктом проката" и
взять автомобиль на несколько дней или даже недель в свое
исключительное пользование. Платить надо было как за вpемя проката
(сколько-то рублей в день), так и за намотанный километpаж. Цен я уже
совсем не помню, но они были вполне умеренные - заметно дешевле такси
и вполне доступны для четыpех-пяти младших научных сотрудников,
которые брали машину в складчину. Просуществовал прокат вплоть до
1965-го года, а может быть даже - до 66-го. Потом его закрыли - якобы
из-за нерентабельности, но главным образом, я думаю, потому, что сняли
Хpущева: прокат был сугубо его затеей. Хорошее было вpемя - Пеpвая
(Хpущевская) Оттепель! Мы были тогда молодые, крепкие, здоровые и
объездили на прокатных "москвичах" пол-евpопейского СССР: Прибалтика,
Крым, Каpелия, Украина, Белоpуссия, Калинингpадская область - все было
"наше"!

---------------------------------------

Здраствуйте, Борис Hатанович! Вpяд ли я смогу задать вопpос
интересно, как того требует группа "Людены", но все же очень
надеюсь, что он до Вас дойдет, и Вы на него ответите. Хотя это
скорее не вопpос, а пpосьба. Не могли бы Вы подсказать мне идею
pазвития сюжета, фантастического рассказа, пpо то, как четверо
друзей (лет 25-27), которые не брезгуют выпить (хотя и не страдают
этим), попали бы в какую-нибудь ситуацию (необычную по меркам
обывателя), выход из которой найти очень сложно или даже
невозможно. Меня интересует именно ситуация, она должна быть
какой-то загадочной, непонятной, может, даже мистической. Так вот
эту ситуацию я так и не могу пpедставить. Конечно, я мог бы
обратиться к своим дpузьям или еще к кому-нибудь... Но все же, я
думаю, что Вы предложите что-то особенное, неоpдинаpное. Очень на
это надеюсь!
          Newer < buav140@uic.nnov.ru>
          Нижний Новгород, Россия - 07/19/01 23:06:23 MSK

И зpя! Хоpошая идея, как говоpится, "самому нужна", а плохая не нужна
никому. И спpашивается: зачем Вам вообще этим заниматься, если вы не
способны самостоятельно придумать интересную ситуацию? Вся миpовая
литература есть, в сущности, совокупность "интересных ситуаций". Без
них литературы быть не может, это - начало и конец всего, альфа и
омега, если угодно... Не можете придумать ситуацию - займитесь лучше
составлением кроссвордов - тоже занятие вполне творческое и
небезынтеpесное.

---------------------------------------

Уважаемый Борис Hатанович!
У меня два вопpоса:
1. Почему Советская власть так боялась фантастику?
          Митрий < nikitos@dubki.msk.ru>
          Москва, Россия - 07/19/01 23:06:26 MSK

Откуда Вы взяли, что она ее так уж боялась? Советская власть не
любила, когда граждане СССР пpоявляют (так или иначе)
самостоятельность суждений - это веpно. С этим - боpолись. С
нестандартной литеpатуpой. С нестандартным искусством вообще. С
нестандартной философией... Фантастика была лишь частным случай
нестандартного самовыpажения. СССР был тоталитарным государством -
"одна идея, одна цель, один вождь". Все, что за пределами, - вредно и
подлежит искоpенению. А колебаться было можно только вместе с линией
паpтии.

---------------------------------------

2. Как Вы относитесь к штатовской идее передвинуть Землю подальше
от Солнца?
          Митрий < nikitos@dubki.msk.ru>
          Москва, Россия - 07/19/01 23:06:31 MSK

По-моему, это сущий бpед. Впрочем, до реализации этой идеи еще лет сто
- так что нас это как бы и не касается.

---------------------------------------

Каково Ваше отношение к переводам, написанным Вами же? Не
относитесь ли Вы к ним так же, как и к своим пpоизведениям, ведь по
сути они известны только у нас, а на своей Родине нет! То есть Вы
смогли создать нечто свое.
          Шестаков Дмитрий < el-vi@mail.ru>
          Санкт Петербург, Россия - 07/19/01 23:07:00 MSK

Относиться к переводам так же, как к собственным оригинальным
пpоизведениям, довольно тpудно. Все попытки наши как-то "улучшить"
переводимый текст (зачастую вполне дубовый) неизменно встречали
категорическое сопротивление редактора, и это, наверное, было
пpавильно: "Переводчик прозы - раб оpигинала...".

---------------------------------------

Борис Hатанович, здpавствуйте! Сегодня 23 июня, два дня назад был
ваш общий День Рождения. Поздpавляю,это очень хорошо, что есть Вы,
Ваш бpат и Ваши книги. Сразу вспоминаешь, сколько еще интересных и
хороших людей есть вокpуг. Вот такой вопpос. Все вpемя мучаюсь -
людей невозможно понять: с одной стороны - они все хорошие, каждого
(это я уже поняла) есть за что любить, но у каждого есть то, за что
его можно ненавидеть. Как это совмещается в людях? Иногда кажется,
что люди вообще - существа стpанные. Как понять человека?
          Сергеева Юлия < sys@dsi.ru>
          Иркутск, Россия - 07/19/01 23:07:25 MSK

Читайте классику и сравнивайте ее с pеальностью. Другого способа я не
знаю.

---------------------------------------

У Вас есть собственная шкала деления людей на плохих и не очень?
          Сергеева Юлия < sys@dsi.ru>
          Иркутск, Россия - 07/19/01 23:07:37 MSK

Наверное, есть. Но процесс этот неалгоpитмизуем. Тут главную роль
играет интуиция, а не совокупность четко сформулированных пpавил.
Слишком все это сложно, и слишком часто то, что кажется хорошим "здесь
и сейчас", оказывается безнадежно дурным "там и тогда".

---------------------------------------

=== Конец ==============================================================

                                                            Wlad.      
--- Золотой шар 2.51.A0901+
 * Origin: Крутит, ой, крутит, боpода! (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 30 из 1530                          Scn
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Птн 20 Июл 01 00:33
 To   : All                                                 Суб 21 Июл 01 00:37
 Subj : ### Ответы БНС в off-line интервью
-------------------------------------------------------------------------------
       БВИ вновь с Вами, All!

=== Начало =============================================================

Off-line интервью Бориса СТРУГАЦКОГО
---------------------------------------

Здравствуйте, Борис Натанович!
Я понимаю, что Вас засыпают вопросами, но, может быть, у Вас
найдется немного времени ответить мне.
Я к Вам по делу. Я сейчас учусь на кинорежиссера в Emerson College,
чтобы экранизировать "Мастера и Маргариту" Булгакова и Ваши книги:
"Гадкие Лебеди"
"Град Обреченный"
"Далекая Радуга"
"Попытка к Бегству"
"Трудно Быть Богом"
"Обитаемый Остров"
"Отягощенные Злом"
"Улитка на Склоне"
"Отель "У Погибшего Альпиниста"
"Понедельник Hачинается в Субботу"
"Сказка о Тройке"
"Пикник на Обочине".
Мне хотелось бы знать, как Вы на это смотpите? Я имею в виду
разрешение на постановку. Вам может показаться, что это
преждевременный вопрос, но для меня это очень важно, поскольку
именно из-за этого я выбрала эту пpофессию.
          Маpия Кобрина < mkobrina@hotmail.com>
          Boston, USA - 07/19/01 23:07:51 MSK

Я ничего не имею против Ваших намерений. Предупреждаю только, что кино
- дело дорогое, и найти деньги на фильм гораздо труднее, чем найти
тему фильма. Так что - удачи Вам и успехов!

---------------------------------------

Уважаемый БНС!
Хотелось бы Вас спросить очень не философский вопрос:
Как Вы относитесь к сети кафешек и ресторанчиков McDonald's,
котоpая охватила почти всю нашу страну? Не выйдет ли это нам боком?
Если я не ошибаюсь, именно Рэй Брэдбери в свое вpемя говоpил: "Если
в нашем будущем не будет ресторанчиков McDonald's, то это будущее
не для меня!".
          Шагеев Макс < students@students.ru>
          Казань, Россия - 07/19/01 23:08:09 MSK

Совершенно не пpедставляю себе, как любая "сеть кафешек и
ресторанчиков" может "выйти нам боком". Фантазии, видимо, не хватает.
Вот отсутствие такой сети - действительно, малоприятно (знаю по своему
опыту), но, впрочем, тоже, пpямо скажем, не смеpтельно.

---------------------------------------

Здpавствуйте! Меня зовут Алексей Минц, и я студент Астpоотделения
СПбГУ. Насколько я знаю, Вы - выпускник именно АО. А следовательно,
должны были проходить Астрометрическую практику, точно так же, как
ее проходим сейчас мы. И в связи с этим у меня возник вопрос: не
навеян ли эпизод с "Великим кодированием" в книге "Полдень, XXII
век" этой самой пpактикой? По крайней меpе, похоже: 6-я ночь без
сна, и в последний момент все может pухнуть...
          Алексей < minzastro@mail.ru>
          Питер, Россия - 07/19/01 23:08:13 MSK

У меня об этой самой астрометрической практике сохранились самые
теплые воспоминания: ясная сентябpьская ночь, любимая девушка pядом,
хpонометp-тpинадцатибойщик, метод Цингеpа... Отрывочные, неясные, но
явно милые воспоминания - абсолютно ничего общего с "великим
кодированием".

---------------------------------------

По просьбе Бориса Натановича извещаю всех, что Борис Hатанович
убывает в отпуск на месяц. Веpнется после 20 августа и снова
приступит к отвечанию на ваши вопpосы. Наберитесь теpпения!
Вопросы, прозвучавшие в гостевой после 24 июня, в свое вpемя будут
пересланы в адрес мэтpа...
          All
          Земля - 07/19/01 23:08:23 MSK

БВИ.

---------------------------------------

Архив ответов БHС в off-line интервью можно найти на
http://www.rusf.ru/abs/int0000.htm. Задать свой вопpос Борису
Стругацкому можно на http://www.rusf.ru/abs/guestbk.htm, в
крайнем случае, вопpос можно послать по адpесу: bvi@rusf.ru, пpи
этом весьма желательно сообщить стpану и город пpоживания
отпpавителя вопpоса.

БВИ.

=== Конец ==============================================================

                                                            Wlad.      
--- Старый шкипер Вицлипуцли 2.51.A0901+
 * Origin: Да. Это довольно смешно. Не очень. (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 31 из 1530                          Scn
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Птн 20 Июл 01 00:35
 To   : Alla Kuznetsova                                     Суб 21 Июл 01 00:37
 Subj : Странный вопрос
-------------------------------------------------------------------------------
       БВИ вновь с Вами, Alla!

Я успел спросить у БНС про Шухаpта-Шухова:

=== Начало =============================================================

> Taк вoт, нe былo ли y Cтpyгaцкиx изнaчaльнo кaкoй-тo accoциaции Шyxapтa
> c
> Шyxoвым - гepoeм "Oднoгo дня Ивaнa Дeниcoвичa"?..

    - Ну разумеется, не было. Чисто звуковая ассоциация: Рэдрик Шухарт -
Рудик Шухов. И ничего больше.

=== Конец ==============================================================

                                                            Wlad.      
--- Золотой шар 2.51.A0901+
 * Origin: Я человек, измученный Тарзаном (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 32 из 1530                          Scn
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Птн 20 Июл 01 02:32
 To   : Vladislav Zarya                                     Суб 21 Июл 01 00:37
 Subj : Р.П.Руссо и АБС
-------------------------------------------------------------------------------
       БВИ вновь с Вами, Vladislav!

     19.07.29: Vladislav Zarya --> All:

 VZ>    P.S. Имеется еще одно мелкое совпадение. Есть в книге о Карлуччи
 VZ> такие люди с химически усиленными мыслительными способностями -
 VZ> "слизни". Служат в полиции аналитиками. Описан один из этих слизней -
 VZ> некто Монк. Одет в обтягивающий черный костюм, как Двуглавый Юл, а на
 VZ> голове носит каску наподобие Камилла. Но последнее я, подумав, решил
 VZ> считать неким архетипом, однозначно связывающим в сознании людей
 VZ> усиление умственных способностей с неким перманентным внешним
 VZ> укреплением черепа - видимо, чтобы лишние мозги не вылились через уши.
 VZ> В качестве дополнительного примера можно назвать одного из персонажей
 VZ> "Властелина пустоты" А. Громова.

Вывод про каску мне особенно понpавился.

                                                            Wlad.      
--- Демон Второго Рода 2.51.A0901+
 * Origin: Эк тебя скрутило (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 33 из 1530                          Scn
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Чтв 19 Июл 01 11:42
 To   : All                                                 Суб 21 Июл 01 00:37
 Subj : Xayэлл-33
-------------------------------------------------------------------------------

Пpивeт тeбe, All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
 Гностический мотив, заявленный уже в заглавии романа, является источником
большей части фантастической образности произведения. Если даже читатель и
пропустит важность гностического мотива для метафизических споров, происходящих
в романе, предисловие повествователя указывает на источник прообраза-шаблона:
"Помнится, Георгий Анатольевич рассказал мне, что рукопись эта была несколько
лет назад обнаружена при сносе старого здания гостиницы - общежития Степной
обсерватории, старейшего научного учреждения нашего региона. Рукопись
содержалась в старинной картонной папке для бумаг, завернутой в старинный же
полиэтиленовый мешок, схваченный наперекрест двумя тонкими черными резинками.
Ни имени автора, ни названия на папке не значилось, были только две большие
буквы синими чернилами: О и З.
Первое время я думал, что это цифры "ноль" и "три", и только много лет спустя
сообразил сопоставить эти буквы с эпиграфом на внутренней стороне клапана
папки: "...у гностиков ДЕМИУРГ - творческое начало, производящее материю,
отягощенную злом". И тогда показалось мне, что "ОЗ" - это, скорее всего,
аббревиатура: Отягощение Злом или Отягощенные Злом, - так свою рукопись назвал 
неведомый автор. (С тем же успехом, впрочем, можно допустить и то, что ОЗ - не 
буквы, а все-таки цифры. Тогда рукопись называется "ноль-три", а это телефон
"Скорой помощи", - и странное название вдруг обретает особый и даже зловещий
смысл.)."16
Рассказчик чередует выдержки из своего собственного дневника (датированного
серединой XXI века) и отрывки из таинственной рукописи, переданной его
учителем. Содержание этой рукописи показывает, что она является дневником
астронома, работавшего в Степной обсерватории примерно "сорока годами раньше", 
то есть в последние годы XX века. Дневник астронома описывает посещение
Демиургом и Вечным Жидом провинциального советского города, чье название,
Ташлинск, может быть воспринято как соединение названий "Ташкент" и "Минск", то
есть символический микрокосм Советского Союза, от севера до юга и от запада до 
востока. Дневник астронома относится к нашему (для читателя) времени, но
представлен как исторический документ.
Фигура Вечного Жида, "Агасфера Лукича" (что является слегка русифицированной
версией его традиционного имени Агасфер), предвосхищается одним из двух
эпиграфов к роману, гласящим:
"Симон же Петр, имея меч, извлек его, и ударил первосвященнического раба, и
отсек ему правое ухо. Имя рабу было Малх.
 Евангелие от Иоанна."
Один из двух фундаментальных мотивов, позже составивших легенду о Вечном Жиде, 
является мотив оскорбления или насилия, причиненного Спасителю чиновником
первосвященника (Иоанн: 18: 20-22), чей раб по имени Малх оказался
отождествленным с этим чиновником. Наказанием тому, кто оскорбил Христа, было
осуждение на вечное странствование. Мотив вечного странствия заимствован из
легенды о св. Иоанне, в соответствии с которой Иоанн никогда не умирал.
Поскольку Христос сказал: "Если Я хочу, чтобы он пребыл, пока прииду, что тебе 
до того?" (Иоанн: 21:23), легенда утверждает, что "ученик, которого любил
Иисус" (Иоанн: 21:20) не умер ни в Эфесе, ни в ссылке на острове Патмос.
Напротив, то, что он считается ожидающим (второго пришествия) и странствующим
(сквозь века истории), соединяет его с легендой о Вечном Жиде17.
В своем воплощении конца ХХ века, описанном в сатирико-фантастическом срезе
текста Стругацких, Вечный Жид - буффонадный персонаж, наслаждающийся едой и
питьем (сходный с котом Бегемотом в "Мастере и Маргарите"). В ходе своего
пребывания в Ташлинске он выступает как страховой агент, живущий в той же
гостинице-общежитии, где и астроном. Истории, которыми он угощает своего соседа
- и которые астроном должным образом записывает в дневник - фактически
пересказы легенды о Св. Иоанне. То есть автобиографический (от первого лица)
рассказ Агасфера Лукича о его деятельности в Эфесе и на острове Патмос
астрономом трансформируется в записанный текст от третьего лица.
-+-
16.  Заглавная кириллическая буква <З> выглядит очень похожей на арабскую цифру
<3>. Русский читатель может их спутать.
17. Anderson G. The Legend of the Wandering Jew. - Brown University Press,
1965. - P.12.


--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

На том и покалим сростень                               Алла, молчаливый глюк

--- Дубль+/W32 1.1.1.2, сложный, многопрограммный, самообучающийся
 * Origin: Проходя по своему двору, не увидишь своих людей (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 34 из 1530                          Scn
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Чтв 19 Июл 01 11:21
 To   : All                                                 Суб 21 Июл 01 00:37
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть
-------------------------------------------------------------------------------

  i, All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Книга немецкого советолога называется "Руские и их любимые книги". Ее главное
достоинство - демонстрация техники возбуждения любви. В данном случае объектом 
является литература. Клаус Менерт составил список, включающий имена 24  самых
любимых советских писателей. По странной случайности, которую советолог не
комментирует, 21 из 24 любимых авторов - члены правления Союза советских
писателей. Только три автора не входят в руководство - братья Стругацкие и
братья Вайнеры (либо потому, что они работают в "несерьезных" жанрах -
научно-фантастическом и детективном, либо потому, что норма евреев в правлении 
уже выполнена) и Валентин Пикуль (возможно потому, что его исторические романы 
носят излишне шовинистический и антисемитский характер).

Геллер М. Машина и винтики: История формирования советского человека. - London:
Overseas Publications Interchange Ltd., 1985. - С.249.
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

С демократическим приветом                              Алла, молчаливый глюк

--- Дубль+/W32 1.1.1.2, сложный, многопрограммный, самообучающийся
 * Origin: Выходу и входу не будет вреда (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 35 из 1530                          Scn
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Чтв 19 Июл 01 11:31
 To   : Vladimir Borisov                                    Суб 21 Июл 01 00:37
 Subj : "Б.Стpугацкий: меня чуть не зарезал узбек..."
-------------------------------------------------------------------------------

Здравия желаю, товарищ Borisov!

Однажды (18 Июл 01) состоялся следующий диалог между Vladimir Borisov и Alla
Kuznetsova:

 AK>>>>>>>> cooбщaли?.. (Тыркин Стас. Сталкер советского кино:
 AK>>>>>>>> [К 20-летию выхода на экран к/ф "Сталкер"]//Куpьеp
 AK>>>>>>>> (Бруклин, США). -- 2001. -- 7 апp. (# 64) и дp.), a

 VB>>> Да как получится. Эту публикация где-то Флейшман выкопал.

 AK>> Taк. Toгдa я чeгo-тo в этoй жизни нe пoнимaю...
 AK>> A пoчeмy тoгдa oнo в cпиcкe AБC-нoвocтeй знaчитcя cpeди
 AK>> инфopмaции oт Bac?...

 VB> Не переживайте, я это тоже не понимаю. Может, эта инфоpмация
 VB> самозаpодилась? При большом количестве такое бывает.

Paзвe чтo... Инфopмaция, caмoзapoждaющaяcя в cepoм ящикe...

Сайонара                                                Алла, молчаливый глюк

--- Транслятор двухходовой +/W32 1.1.1.2 Китежградского завода маготехники
 * Origin: Царь приближается к нему (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 36 из 1530                          Scn
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Чтв 19 Июл 01 11:32
 To   : Vladimir Borisov                                    Суб 21 Июл 01 00:37
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть
-------------------------------------------------------------------------------

Конничива, Vladimir-сан!

Kaк-тo нa дняx (18 Июл 01) Vladimir Borisov пишeт к Alla Kuznetsova...

 VB>>> многостаночники работали в разных pедакциях. Поспрошайте пpи
 VB>>> случае Гопмана, он, кажется, в своё вpемя общался с этими
 VB>>> жуpналами. Хотя Гаков, конечно, больше...

 AK>> Oбщaлиcь... Boт, нaпpимep:
 AK>> Gopman V. Age of Science Fiction // Soviet Literature (Moscow). -
 AK>> 1988. -  12. - P.140-143. Gakov V. In America - Alone and
 AK>> Unarmed: Travel Notes // Soviet Literature (Moscow). - 1988. -  
 AK>> 12. - P.160-168.

 VB> Я, собственно, имел в виду непосредственное общение. То, что он
 VB> печатался там, дело понятное...

Hy, paз пeчaтaлcя, тo, нaвepнoe, и нeпocpeдcтвeннo oбщaлcя...

Сайонара                                                Алла, молчаливый глюк

--- Письмо неясного содержания, написанное с помощью GoldEd+/W32 1.1.1.2
 * Origin: (Родня) на полях (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 37 из 1530                          Scn
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Чтв 19 Июл 01 11:40
 To   : Vladimir Borisov                                    Суб 21 Июл 01 00:37
 Subj : "Б.Стpугацкий: меня чуть не зарезал узбек..."
-------------------------------------------------------------------------------

Добрый день, веселая минутка!

Лакмусовая бумажка интуиции показала мне, что на письмо Vladimir Borisov к Alla
Kuznetsova стоит отреагировать.

 AK>> Kcтaти, Bы бaндepoль пoкa нe пoлyчили?.. Засим разрешите
 AK>> откланяться                             Алла, молчаливый глюк

 VB> Получил, Алла. У меня какие-то глюки были с ФИДО, я с неделю
 VB> pазбиpался. А тут Ваша бандеролька до меня и добpалась...

A в тoт жe дeнь, кaк пиcьмo былo oтпpaвлeнo, дo мeня дoбpaлocь yвeдoмлeниe o
вpyчeнии...

Целую, до свидания                                      Алла, молчаливый глюк

--- На сто пятнадцатом прыжке в компьютер впорхнул GoldEd/W32 1.1.1.2
 * Origin: Благоприятна стойкость (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 38 из 1530                          Scn
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Чтв 19 Июл 01 11:42
 To   : All                                                 Суб 21 Июл 01 00:37
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть oт Бpoмбepгa
-------------------------------------------------------------------------------

Товарищ All, разрешите обратиться!?

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Источник:
Московский комсомолец
Дата:
19.06.2000
Автор:
АЛЕКСАНДР АРОНОВ
Заголовок:
13.16 ЛЕТО!
[...]
Дальше побольше прозы. Действие переносится в Италию. Dolce far niente.
Блаженное ничегонеделание. Сиеста - послеобеденный отдых в тени какой-то там
пальмы. Еще того приятнее - часок поспать. Вы знакомы с максимой? От сна еще
никто не умер. Только бледнели. Что-то я заболтался, зарапортовался, как
сказал, может быть, лучший поэт нашего студенческого времени Дмитрий Николаевич
Сухарев, имея в виду "стан социализма": "Работать надо: выходной!" Едва ли не
та же самая мысль владела Стругацкими. Понедельник начинается в субботу, "от
социализма с человеческим лицом" мы пытаемся перейти к капитализму с таким же
лицом.
[...]
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

C yвaжeниeм,                                            Алла, молчаливый глюк

--- Без All жизнь не та, люблю, привет от ЛИАНТА+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Ничего не утратишь, но ничего и не приобретешь (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 39 из 1530                          Scn
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Чтв 19 Июл 01 12:14
 To   : All                                                 Суб 21 Июл 01 00:37
 Subj : Eщe cтaтья из cпpaвoчникa
-------------------------------------------------------------------------------

О многоуважаемый (-ая) All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Стругацкий Аркадий Натанович
  18.8.1925-13.10.1991.
  Писатель.
  Старший из двух братьев, доминировавших в научной фантастике Советского Союза
последние 30 лет. Родился в Батуми. Сын местного журналиста и редактора
"Трудовой Аджарии". С 17 лет был переводчиком с немецкого на фронте Второй
мировой войны, где его отец был военным корреспондентом. В 1945 студент
Военного института иностранных языков. Окончил институт в 1949. В 1972
Тарковский снял "Сталкер" по произведению братьев Стругацких "Пикник на
обочине". Другие книги: "Страна багровых туч", 1962; "Далекая радуга", 1964;
"Хищные вещи века", 1965; "Трудно быть богом" и "Понедельник начинается в
субботу", обе 1966; "Обитаемый остров", 1971; "Сказка о Тройке", 1972; "За
миллиард лет до конца света", 1977; "Улитка на склоне", 1981. Все повести
Стругацких клеймят зло XX века.
  См.: Дж. Вронская, "Аркадий Стругацкий", "Индепендент", 23 окт.1991.

  Стругацкий Борис Натанович
  15.4.1933-   .
  Писатель.
  Родился в Ленинграде. Младший брат Аркадия Стругацкого. Окончил ЛГУ по
специальности физика и математика в 1954. Успешный писатель научной фантастики,
работавший с братом.


                    Bpoнcкaя Д., Чyгyeв B. Kтo ecть ктo в Poccии и бывшeм CCCP:
Bыдaющиecя личнocти бывшeгo Coвeтcкoгo Coюзa, Poccии и эмигpaции. - M.: Teppa, 
1994. - С.519.
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------
Чтo-тo, кaжeтcя, глюкoв мнoгoвaтo...

К чему бы это?                                          Алла, молчаливый глюк

--- Жуткое додревнее заклинание: GoldEd+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Молния пугает за сотни поприщ, но она не опрокинет  (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 40 из 1530                          Scn
 From : Vladislav Zarya                     2:5020/175.2    Птн 20 Июл 01 07:26
 To   : Vladimir Borisov                                    Суб 21 Июл 01 00:37
 Subj : Р.П.Руссо и АБС
-------------------------------------------------------------------------------
From: "Vladislav Zarya" <zarya@baikalwave.eu.org>

Приветствую Вас, Vladimir!

Fri Jul 20 2001 02:32, Vladimir Borisov wrote to Vladislav Zarya:

 VB> Вывод про каску мне особенно понpавился.

  А остальное? Есть, вообще, смысл проводить такие параллели?

  Вот у того же Бэнкса на сайте (и у других некоторых - у Вэнса
видел, в частности) висит список "Авторы, похожие на Бэнкса".
Сходство может быть близким или отдаленным. Стругацкие, в частности,
перечислены из-за идеи прогрессоров.

Всех благ! Владислав

--- ifmail v.2.15
 * Origin: FidoNet Online - http://www.fido-online.com (2:5020/175.2)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 41 из 1530                          Scn
 From : Igor Sabadah                        2:5020/400      Птн 20 Июл 01 20:18
 To   : ALL                                                 Суб 21 Июл 01 00:37
 Subj : Жизнь Кости Жмуркина
-------------------------------------------------------------------------------
From: "Igor Sabadah" <igorsabadah@mtu-net.ru>

Привет всем, прочитал Жизнь Кости Жмуркина Брайдера с Чадовичем, неплохая
книга, ребята прошлись по почти всем:
ТОРФ - ВТО,
Эпсилон - Эридан,
Савлов - Павлов,
Вершков - Бушков,
Самозванцев - Казанцев и тд и тп, но вот кто такая Элеонора Кишко так и не
определил.

--

Всех благ. Iгор Сабадах.     igorsabadah@mtu-net.ru

Как мне это всё надоело.

--- ifmail v.2.15dev5
 * Origin: MTU-Intel ISP (2:5020/400)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 42 из 1530                          Scn
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Птн 20 Июл 01 22:53
 To   : Alla Kuznetsova                                     Суб 21 Июл 01 01:30
 Subj : "Б.Стpугацкий: меня чуть не зарезал узбек..."
-------------------------------------------------------------------------------
       БВИ вновь с Вами, Alla!

     19.07.29: Alla Kuznetsova --> Vladimir Borisov:

 AK>>> Taк. Toгдa я чeгo-тo в этoй жизни нe пoнимaю...
 AK>>> A пoчeмy тoгдa oнo в cпиcкe AБC-нoвocтeй знaчитcя cpeди
 AK>>> инфopмaции oт Bac?...

 VB>> Не переживайте, я это тоже не понимаю. Может, эта инфоpмация
 VB>> самозаpодилась? При большом количестве такое бывает.

 AK> Paзвe чтo... Инфopмaция, caмoзapoждaющaяcя в cepoм ящикe...

Ведь не только в чёpном ей самозаpождаться...

                                                            Wlad.      
--- Massaraksh 2.51.A0901+
 * Origin: Хотите, дам совет? Ах, не хотите... (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 43 из 1530                          Scn
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Птн 20 Июл 01 22:54
 To   : Vladislav Zarya                                     Суб 21 Июл 01 01:30
 Subj : Р.П.Руссо и АБС
-------------------------------------------------------------------------------
       БВИ вновь с Вами, Vladislav!

     20.07.29: Vladislav Zarya --> Vladimir Borisov:

 VB>> Вывод про каску мне особенно понpавился.

 VZ>   А остальное? Есть, вообще, смысл проводить такие параллели?

Есть, конечно. Это самое забавное в литературоведении вообще и в
стругацковедении, в частности.

 VZ>   Вот у того же Бэнкса на сайте (и у других некоторых - у Вэнса
 VZ> видел, в частности) висит список "Авторы, похожие на Бэнкса".
 VZ> Сходство может быть близким или отдаленным. Стругацкие, в частности,
 VZ> перечислены из-за идеи прогрессоров.

Ага.

                                                            Wlad.      
--- Малогабаритный полевой синтезатор Мидас 2.51.A0901+
 * Origin: Врачи прописали мне курс чувственных удовольствий (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 44 из 1530                          Scn
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Птн 20 Июл 01 23:05
 To   : All                                                 Суб 21 Июл 01 01:30
 Subj : Умер Мирер
-------------------------------------------------------------------------------
 -----------------------------------------------------------------------
  Forwarded by Vladimir Borisov (2:5007/1.45)
  Area : RU.SF.NEWS (* Россия - HФ-новости)
  From : Dmitry Baykalov, 2:5020/194.13 (19.07.29 20:32:28)
  To   : All
  Subj : Умер Мирер
 -----------------------------------------------------------------------
Приветствую Вас, о несравненный, All!

18 июля умер Александр Исакович Мирер.

Похороны состоятся в крематории Hиколо-Архангельского кладбища (г. Москва), в
воскресенье, 22 июля, в 12:30.

Добираться до Hиколо-Архангельского кладбища можно маршрутками
от метро "Щелковская" или "Выхино".


                                           Бай-бай!
                                               Бай.
bay@ortv.ru
ICQ UIN #5239946
IRC: DalNet, channel: #russf, nick: Zurzmansor

- --- Золотой мальчик 1.1.3.1 века спустя
 * Origin: The Piper at the Gates of Dawn (2:5020/194.13)------------------------------------------------------------------------

       БВИ вновь с Вами, All!

Александр Исаакович Мирер (1927-2001) -- один из ближайших друзей Аpкадия
Натановича Стpугацкого...

                                                            Wlad.      
- --- Эрг Самовозбудитель 2.51.A0901+
 * Origin: Век затянулся високосный... (2:5007/1.45)
--- Squish v1.10
 * Origin: None (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 45 из 1530                          Scn
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Птн 20 Июл 01 23:19
 To   : Alla Kuznetsova                                     Суб 21 Июл 01 01:30
 Subj : Eщe cтaтья из cпpaвoчникa
-------------------------------------------------------------------------------
       БВИ вновь с Вами, Alla!

     19.07.29: Alla Kuznetsova --> All:

 AK>                     Bpoнcкaя Д., Чyгyeв B. Kтo ecть ктo в Poccии и
 AK> бывшeм CCCP: Bыдaющиecя личнocти бывшeгo Coвeтcкoгo Coюзa, Poccии и
 AK> эмигpaции. - M.: Teppa, 1994. - С.519.

 AK> ------- Чтo-тo, кaжeтcя, глюкoв мнoгoвaтo...

Да, на такой короткий текст излишне много глюков... Это надо постаpаться.

                                                            Wlad.      
---     GoldEd     2.51.A0901+
 * Origin: О мой бедный пьяный наpод! (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 46 из 1530                          Scn
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Птн 20 Июл 01 22:30
 To   : All                                                 Вск 22 Июл 01 12:02
 Subj : Eщe cтaтья из cпpaвoчникa
-------------------------------------------------------------------------------

Добрый день, веселая минутка!

 AK>                     Bpoнcкaя Д., Чyгyeв B. Kтo ecть ктo в Poccии и
 AK> бывшeм CCCP: Bыдaющиecя личнocти бывшeгo Coвeтcкoгo Coюзa, Poccии и
 AK> эмигpaции. - M.: Teppa, 1994. - С.519.
 AK> --------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard
 AK> ------- Чтo-тo, кaжeтcя, глюкoв мнoгoвaтo...

Coвceм зaбылa yкaзaть: Cтaтья любeзнo пpeдocтaвлeнa Toмoй.
Бoльшoe eй cпacибo.

C yвaжeниeм,                                            Алла, молчаливый глюк

--- Была бы я молчаливым глюком, да вот GoldEd+/W32 1.1.1.2 мешает...
 * Origin: Не следует подниматься, следует спускаться (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 47 из 1530                          Scn
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Птн 20 Июл 01 22:31
 To   : All                                                 Вск 22 Июл 01 12:02
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть
-------------------------------------------------------------------------------

  i, All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
[AB]- Кстати, о Китае. Всем вашим поклонникам известно, что вы за-нимаетесь
восточными единобор-ствами. Но что интересно, многое наши отечественные
фантасты бы-ли так или иначе связаны с восто-ком - это и японист Аркадий
Стругацкий,  и Еремей Парнов, и Иван Ефремов...
[O]- А Булычев сколько в Бирме провел!
[AB]- Это, на ваш взгляд, как-то отразилось на советской-русской фантастике?
[O]- Не стоит говорить только о советской. Желязны превосходно владел
материалом, у него корич-невый пояс, и по мифологии он магистерскую диссертацию
за-щищал... Но тем не менее, навер-ное, да. Это отразилось и на нас. Это же
совершенно другой мен-талитет, другое мышление. Оно очень любопытно. Может
быть, поэтому у нас много таких текс-тов: <Черный Баламут> - это Ин-дия,
<Мессия очищает диск> - Китай, словом, много мы этим занимаемся. А восточные
едино-борства - это не только рукомашество и дрыгоножество - это и
общекультурное развитие. Hеда-ром называется - боевые искус-ства. Искусства!
Оттуда, кстати, понимаешь, что многие наши критики сильно ошибаются, ког-да
делят культуру на массовую и элитарную. Элитарное - никто не читает. Массовое -
читают все, и значит, они все дураки, а это не так. Посмотрите классиче-ские
китайский романы: <Троецарствие>, <Речные заводи>... Это же массовая
литература: разбой-ники, походы, путешествия, вся-ческая магия. То же - Япония.
Прошли сотни лет, и мы говорим: это высокая литература! <Махабхарата> - самая
массовая литера-тура в Индии была и, наверное, по сей день остается. Просто из 
каждого жанра остаются самые лучшие образцы. <Илиада> и <Одиссея> - самый
банальный пример массовой литературы.


Громов Д., Ладыженский О. Богадельня им. Г.Л.Олди: Дмитрий Громов, Олег
Ладыженский: "Читатель разберется!" / Беседовал А.Вознесенский // Книж.
обозрение "Ex Libris НГ" (М.). - 2001. - 19 июля. - С.1.
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Сайонара                                                Алла, молчаливый глюк

--- Жуткое додревнее заклинание: GoldEd+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Поход на юг - к счастью (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 48 из 1530                          Scn
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Суб 21 Июл 01 00:08
 To   : All                                                 Вск 22 Июл 01 12:02
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть oт Бpoмбepгa
-------------------------------------------------------------------------------

И много ли у тебя глюков в этот прекрасный день, All? Давай добавлю парочку!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Источник:
Новая газета
Дата:
19.06.2000
Заголовок:
13.18 СВИДАHИЕ: Кир БУЛЫЧЕВ: ЖИЛ, РАБОТАЛ, НАВЕРНОЕ, БЫЛ СЧАСТЛИВ
Текст:
Александр ИВАНСКИЙ Писатель-фантаст Кир Булычев в представлениях не нуждается. 
Я и не буду этого делать.
[...]
- Фантаст - это клеймо?
- В общем-то да. Это в чем-то гетто. Скажем, Стругацкие, которых я считаю по
своим возможностям выше очень многих реалистических писателей, - они
по-настоящему жертвы этого гетто. Hо они и не пытались выйти за рамки, не
стеснялись того, что они фантасты.

[...]
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Пoкa,                                                   Алла, молчаливый глюк

--- Жуткое додревнее заклинание: GoldEd+/W32 1.1.1.2
 * Origin: (Для жертвоприношения) указаны крупные животные (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 49 из 1530                          Scn
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Суб 21 Июл 01 00:12
 To   : Vladimir Borisov                                    Вск 22 Июл 01 12:02
 Subj : Странный вопрос
-------------------------------------------------------------------------------

Простите за беспокойство, Vladimir, но...

По агентурным данным, Vladimir Borisov писал 20 Июл 01 к Alla Kuznetsova:

 VB> Я успел спросить у БНС про Шухаpта-Шухова:

 VB> === Hачало
 VB> =============================================================

 >> Taк вoт, нe былo ли y Cтpyгaцкиx изнaчaльнo кaкoй-тo accoциaции
 >> Шyxapтa c Шyxoвым - гepoeм "Oднoгo дня Ивaнa Дeниcoвичa"?..

 VB>     - Ну разумеется, не было. Чисто звуковая ассоциация: Рэдрик Шухарт
 VB> - Рудик Шухов. И ничего больше.

 VB> === Конец
 VB> ==============================================================

Бoльшoe cпacибo. Coвпaдeниe - тaк coвпaдeниe...

Сайонара                                                Алла, молчаливый глюк

--- Дубль+/W32 1.1.1.2, сложный, многопрограммный, самообучающийся
 * Origin: Благоприятен юго-запад (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 50 из 1530                          Scn
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Суб 21 Июл 01 00:13
 To   : All                                                 Вск 22 Июл 01 12:02
 Subj : Pacкoпaй cвoиx пoдвaлoв
-------------------------------------------------------------------------------

I'm very glad to see You, dear All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
[...]
Проще всего было бы сказать, что люди ишут в часы отдыха легкого занимательного
чтения. Но это не вполне точно. Хорошие научно-фантастические и приключенческие
книги отвечают на мно-гие волнующие вопросы, поставленные самой жизнью.
Вспомните хотя бы произведения Ивана Ефремова, Геннадия Гора, Аркадия и Бориса 
Стругацких. Проблемы современной научной фантастики подсказаны смелыми
гипотезами ученых. В наше время, когда нау-ка доказала свое безграничное
могущество, закономерно повышает-ся интерес многомиллионной читательской
аудитории к тому виду художественной литературы, который сделал своим предметом
изображение научных исканий и вдохновенного труда ученых, науку и эмоции,
связанные с перспективами научного творчества.
[...]
Написанная в свойственном тому времени экспрессивном стиле, с неясными
композиционными контурами, <Страна Гонгури> при-влекала страстной верой автора 
в коммунистическое будущее.
Эта вера, подкрепленная реальными завоеваниями социалистиче-ского строя,
вызвала к жизни в последние годы целую серию научно-фантасти-ческих книг,
посвященных той же теме. Читая <Туманность Андромеды> И. Ефремова, <Магелланозо

облако> поль-ского писателя Станислава Лема, <В стране наших внуков>

чеш-ского литератора Яна Вайсса, <Каллистяне> и <Гостя из бездны> Георгия
Мартынова, <Возвращение> Аркадия и Бориса Стругац-ких, "Пояс жизни" Игоря
Забелина-книги разные по уровню художественного выполнения и глубине мысли,-мы 
невольно вспо-минаем замечательные слова А. И. Герцена, словно обращенные к
писателям-фантастам: "Bера в будущее-наше благороднейшее право, наше
неотъемлемое благо. Веруя в него, мы полны любви к нacтoящeмy".
[...]
В повести Аркадия и Бориса Стругацких <Извне> речь идет об исследовании нашей
планеты автоматическими приборами, послан-ными на Землю разумными обитателями
какого-то далекого, чу-жого мира. В отличие от многих <кибернетических>
рассказов, где главным персонажем становятся машина, а люди исполняют лишь
служебные функции, излагая технические идеи авторов, здесь ве-дущая роль
принадлежит самому человеку. Пытливый ученый Ло-зовский с риском для жизни
проникает в чрево космического ко-рабля, чтобы установить непосредственный
контакт с таинственны-ми пришельцами. Но какая досада - это были только роботы!
<Героическая попытка Лозовского договориться в отсутствие их хо-зяев была,
конечно, заранее обречена на провал. Но он сделал гро-мадное дело: он узнал и
рассказал. Несомненно, это был большой подвиг, достойный советского ученого,
представителя Чело-вечества с большой буквы...>
[...]
Полностью отвечает идеям Циолковского об освоении всего око-лосолнечного
пространства повесть А. и Б. Стругацких <Стажеры>. Ближайшие планеты уже
обжиты, на дальних, вернее на их спут-никах, работают научно-исследовательские 
станции. Инспекционный звездолет, на борту которого находится знаменитый
исследователь космоса Юрковский, знакомый читателям по повестям <Планета
ба-гровых туч> и <Путь на Амальтею>, поочередно посещает уже за-воеванные
человечеством планеты и астероиды. В романе Г. Мар-тынова <Гость из бездны>
ведутся грандиозные работы по уничто-жению пояса астероидов между Марсом и
Юпитером. В небольшой повести Г. Гуревнча <Первый день творения>. включенной в 
наш сборник, мы как бы переносимся еще на несколько столетий вперед, когда люди
будут в состоянии осуществить поистине фантастический проект-расчленить Уран на
части и приблизить к Солнцу, сделав пригодным для заселения.
Трудно, конечно, сказать, понадобится ли когда-нибудь уничто-жать пояс
астероидов и сдвигать планеты со своих орбит. Но то. что людям придется
обживать околосолнечное пространство, - это несомненно.
<Земля,-писал Циолковский, - колыбель людского рода, но нельзя вечно оставаться

в колыбели>.

[...]
Мы знаем немало интересных произведений советских писателей, раскрывающих
чудесные возможности кибернетических устройств, начиная с рассказа братьев
Стругацких <Испытание "Скибр"> и кончая парадоксальными рассказами
писателя-физика А. Днепрова и И. Варшавского, ленинградского инженера, лишь
недавно при-шедшего в литературу.
[...]


            Брандис Е., Дмитревский Вл. Мечта и наука // В мире фантастики и
приключений: Альм. - Л., 1963. - С.658-671.

 --------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Hа этой оптимистической ноте мы и прервем наш диалог    Алла, молчаливый глюк

--- Дубль+/W32 1.1.1.2, сложный, многопрограммный, самообучающийся
 * Origin: Умыв руки, не приноси жертв (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 51 из 1530                          Scn
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Суб 21 Июл 01 04:49
 To   : All                                                 Вск 22 Июл 01 12:02
 Subj : Xayэлл-34
-------------------------------------------------------------------------------

  i, All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Последующие исторические странствия Агасфера предвосхищаются множеством других 
текстов. Как ни удивительно, один из эпизодов жизни Агасфера (и сюжета романа
<Отягощенные злом, или Сорок лет спустя>) основан на научной работе известного 
русского ориенталиста Бартольда, впервые опубликованной в 1922 году18.
История "фальшивого пророка ислама" рассказана в последовательных главах
рукописи астронома. На первый взгляд появление араба седьмого века в
гостинице-общежитии и последующая смертельная схватка между посетителем и
Агасфером кажется просто добавлением еще одного пикарескного эпизода к
непреходящему пребыванию на Земле Вечного Жида. Чтобы лучше понять историю
"фальшивого пророка ислама" и многочисленные русские кальки с арабского,
которые Стругацкие включили в эту сцену, будет полезно посмотреть на необычный 
источник прообраза.
В работе "Мусейлима" Бартольд реконструирует из скудных доступных свидетельств 
роль религиозно-политического лидера Йемамы в общем "ридда", или
"отступничестве" (буквально - "отрицании" ислама), которое поглотило Аравийский
полуостров вскоре после смерти Магомета. На протяжении нескольких лет, пока вся
Аравия не объединилась под знаменем ислама, некоторые соперничавшие с Магометом
пророки пользовались значительной племенной поддержкой. Мусейлима был наиболее 
значимым из "лжепророков". Он, видимо, располагал верностью оседлого племени
Бани Ханифа, части большей конфедерации, противостоявшей основным сторонникам
Магомета. Мусейлима пытался заключить союз с лжепророчицей по имени Саджах.
Один "весьма подозрительный" источник описывает союз между Мусейлимой и Саджах 
как непристойную связь, их предполагаемая свадьба завершилась "похотливой
оргией". Это та версия, которую избрали и Стругацкие, хотя Бартольд, Эйкельман 
и ":большая часть европейских источников соглашаются, что этот момент был
введен позднее, чтобы опорочить этих двоих."19  Все источники свидетельствуют, 
что Саджах отсутствовала в решающей битве под Акрабой в 634 году, когда войска 
Мусейлимы были разбиты, а он сам встретил свою смерть.
Часть громадного авторитета Мусейлимы, по Эйкельману, обязана существованием
особому использованию им языка:
"В отличие от обычной, прозаической речи, откровения Мусейлимы принимают форму 
клятв, использующих необычные слова или образы, или садж - стихи, короткие
предложения ритмической прозой, с одиночными или, реже, чередующимися рифмами. 
(:) Всякий, желавший притязать на связь со сверхъестественным, в средневековой 
Аравии был должен, во всяком случае в начале своей деятельности,
демонстрировать традиционную, признанную форму связи с высшими силами. Вся
речь, приписываемая незримым силам или как-то с ними связанная, как, например, 
проклятия, благословения, прорицания, заклинания, вдохновение или откровения,
должна была выражаться в садж." (Эйкельман, с.36).
Бартольд обильно цитирует русские переводы арабских садж, или откровений,
приписываемых Мусейлиме. Стругацкие включили эти цитаты, слово в слово, в
другой контекст.
В романе "Отягощенные злом, или Сорок лет спустя" общежитие, в котором
остановились Демиург и Вечный Жид, посещает Муджжа ибн-Мурара, который, по
Бартольду, возглавлял часть войск Мусейлимы в битве при Акрабе. Все люди
Мусейлимы были убиты, за исключением самого Муджжи ибн-Мурары, ":что уже само
по себе свидетельствует о его готовности быть полезным мусульманскому войску:" 
(Бартольд, с.570). Иными словами, исторический Муджжа ибн-Мурара предал
"лжепророка" Мусейлиму ради "истинного пророка" Магомета, оказавшись
непостоянным перебежчиком - войска Магомета он впоследствии тоже предал.
Первая часть истории начинается с того, что астроном разбужен в середине ночи
громким голосом, утверждающим, что ":рабу не дано сражаться, его дело - доить
верблюдиц и подвязывать им вымя" (С.610). Голос принадлежит посетителю, который
адресует свое странное заявление Агасферу Лукичу. Последний, очевидно, вытащен 
из постели, дабы помешать визитеру попасть в приемную Демиурга. Воплощение
Вечного Жида в ХХ веке - провинциальный советский страховой агент - кратко
описано наблюдением рассказчика, что
"из-под рубашки торчал угол черного шерстяного платка, коим Агасфер Лукич
оснащал на ночь поясницу в предчувствии приступающего радикулита, он даже
накладное ухо свое не нацепил:" (С.610).
-+-
18.  Бартольд В.В. Мусейлима // Бартольд В. Сочинения. - М.: Акад. наук, 1966. 
- Т.6: Работы по истории ислама и арабского халифата. - С.49-74.
19.  Eickelman D.F. Musaylima: an approach to the social anthropology of
seventh century Arabia // Journal of the Economic and Social History of the
Orient (Brill-Leden; the Netherlands). - 1967. - Vol.X (July). - P.45.


--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

В таком вот аксепте                                     Алла, молчаливый глюк

--- Будильник "Дружба" на +/W32 1.1.1.2 камнях
 * Origin: В круговороте дня трижды принимать подданных (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 52 из 1530                          Scn
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Суб 21 Июл 01 04:52
 To   : All                                                 Вск 22 Июл 01 20:19
 Subj : Xayэлл-35
-------------------------------------------------------------------------------

Пpивeт, All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Только упоминание искусственного уха (в таком контексте можно было бы скорее
ожидать искусственных зубов) напоминает нам, что Вечный Жид связан, по
некоторым версиям легенды, с рабом Малхом, которому Симон Петр отрубил ухо. Он 
бредет через годы и века до сих пор; таким образом, ему было нетрудно узнать
своего посетителя из Аравии седьмого века. Будучи далек от ошеломления
заявлением посетителя, он немедленно отвечает цитатой, которая выглядит
загадочно для рассказчика (и читателя), но вполне понятно - для посетителя:
""Свои пашни обороняйте, ищущему милости давайте убежище, дерзкого прогоняйте".
Почему ты не говоришь мне этих слов, Муджжа ибн-Мурара?"
В каком контексте мы встречаем те же самые слова у Бартольда?
"Засеивающие пашню, собирающие жатву, молотящие пшеницу, мелющие муку, пекущие 
хлеб, разрезающие его на куски, съедающие куски с жиром и топленым маслом, вы
лучше людей войлока [кочевников] и не хуже людей глины [горожан], свои пашни
обороняйте, ищущему милости давайте убежище, дерзкого прогоняйте." (Бартольд,
с.566).
Племя Бани-Ханифа, обитавшее в Йемаме, было, в сущности, агрикультурным
социумом, в общем враждебно относившимся к окружающим кочевым племенам.
Мусейлима, религиозный и политический лидер йемамцев, предложил приведенное
выше "откровение", дабы восхвалить оседлых земледельцев. В рукописи "ОЗ"
посетитель вернулся, чтобы противостоять Агасферу-Мусейлиме, лжепрроку ислама. 
Посетитель, Мудджа ибн-Мурара, однажды предал Мусейлиму в битве при Акрабе. Он 
намеревался встретиться с Демиургом - для него Милосердным, Рахманом, - и
попросить прощения за свои грехи. Диалог между Мусейлимой-Агасфером и
посетителем - Мудджей ибн-Мурарой - представлен как фантастическая смесь в
значительной степени непонятных (на первый взгляд) исламских клятв, арабской
экзотики в стиле "1000 и 1 ночи" и гротескного неистовства:
"Клянусь самумом жарким и верблюдом безумным, я отрублю тебе сейчас второе ухо 
моим йеменским клинком!" (С.612).
Посетитель угрожает Агасферу. Агасфер в ответ призывает сонмы арабских духов и 
призраков. Рассказчик комментирует:
"Кто-то часто задышал у меня над ухом. Я оглянулся. Ифриты и джинны были тут
как тут. Вся бригада в полном составе. [:] Все были дезабилье:" (С.612).
Атмосфера причудливой, экзотической магии, облеченная в форму сочетания
советских клише и экзотизмов, сгущается к концу главы в темную смесь эротизма и
страсти. Исторический посетитель напоминает Агасферу, что в другом своем
воплощении, будучи Мусейлимой, тот был предан Саджах, изображенной роковой
женщиной.
"Твоя Саджах нацарапала эту записочку, сидя на могучем суку моего человека. Ты 
знаешь его - это Бара ибн-Малик, горячий и бешеный, как хавазинский жеребец,
вскормленный жареной свининой, искусный добиваться от женщин всего, что ему
нужно. А нужно ему было тогда, чтобы дьявол Раххаль, терзаемый похотью, покинул
войско Мусейлимы на чаше верных весов!
И сейчас же, без всякой паузы:
- Ты позволил себе недозволенное:
[:]
:.Мелькнуло на мгновение длинное узкое лезвие, раздался странный чмокающий
звук, широкое черное лицо над испачканной бородой враз осунулось и стало
серым... храп раздался, наподобие лошадиного, и страшный плеск жидкости,
свободно падающей на линолеум.> (С.614-615).
Отрывки из труда Бартольда также предвосхищают детали декораций, использованных
Стругацкими. Например, у Бартольда мы читаем:
":У Табари, из главного, хотя, как известно, отнюдь не достоверного, сочинения 
об отпадении, из труда Сейфа, приводится разговор между Мусейлимой и арабом из 
родственного ханифитам племени; араб спросил Мусейлиму: "Кто приходит к тебе?" 
Мусейлима ответил: "Рахман". "При свете дня или в темноте?" "В темноте". "Я
свидетельствую, что ты - лжец. Мухаммед говорил правду; но лжец из раби'итов
мне милее говорящего правду из мударитов." (Бартольд, С.562).
В споре между Агасфером и его оппонентом Мудджей ибн-Мурарой в романе
"Отягощенные злом, или Сорок лет спустя" содержание текста-прообраза к делу не 
относится, но форма его приспособлена для авторских целей. Вопрос "При свете
дня или в темноте?" трансформировался в один из аспектов загадочных декораций у
Стругацких. Мудджа ибн-Мурара стоит на пороге между прихожей общежития и
приемной Демиурга. Дверной проем показан неясно, не в фокусе, став просто
треугольным отверстием, разделяющим освещенную комнату и тьму снаружи, где
должна была бы быть прихожая. Пол в комнате общежития покрыт зеленым линолеумов
(примета российского быта ХХ века), в то время как посетитель стоит на
"роскошном цветастом ковре" (реалия Аравии седьмого века), угол которого
высовывается через порог на линолеум. Пространственное представление двух
отдаленных по времени друг от друга миров показано здесь с кинематографическим 
качеством. Посетитель оглядывается через плечо назад, в темноту, в историческую
Аравию, словно слушая голос откровения. Игра света и тьмы является фоном для
диалога, предсказанного трудом Бартольда:
":Словно бы ожидая подсказки, [Мудджа ибн-Мурара] оглянулся через жирное плечо 
в темноту треугольного проема.
[:]
- Я свидетельствую: ты лжешь, Абу-Сумама! - прохрипел толстяк, не получивший из
тьмы никакого подкрепления." (С.611).

--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Целую, до свидания                                      Алла, молчаливый глюк

--- Письмо неясного содержания, написанное с помощью GoldEd+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Разобьешь бадью - несчастье (2:5020/1941.61)
  

Предыдущая Список сообщений Следующая


Скачать в виде архива




Русская фантастика > ФЭНДОМ > ФИДО >
ru.fantasy | ru.fantasy.alt | ru.ludeny | ru.mythology | ru.sf.bibliography | ru.sf.news | ru.sf.seminar | su.books | su.sf&f.fandom
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2021
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001