RU.LUDENY

Исследование творчества братьев Стругацких

КОНФЕРЕНЦИИ ФИДО

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Пон 16 Июл 01 01:30
 To   : All                                                 Суб 21 Июл 01 00:37
 Subj : ### Ответы БНС в off-line интервью
       БВИ вновь с Вами, All!

Off-line интервью Бориса СТРУГАЦКОГО
---------------------------------------

Борис Натанович!
Вот еще вопрос, который, надеюсь, Вам пока не задавали. Термин
Странники - это намек на Вагнера или случайность? Я знаю, что Вы не
интересуетесь музыкой, но все же напомню. В Кольце Нибелунгов
Вотан, царь богов, посещает Землю переодетый, под именем Стpанник.
В частности, в целях воспитания сына. Говорит загадками и совершает
поступки с точки зpения людей необъяснимые, и вообще неопределимые
как ПОСТУПКИ. Совпадение или намек?
          Владимир Романовский < PnNBr@aol.com>
          New York, U.S. - 07/15/01 20:05:51 MSK

Безусловно, сопадение. Нам слово Странники показалось привлекательным,
я думаю, потому, что сочетало в себе два замечательные смысла:
"странствующие" и "странные". Никакого третьего смысла в этом слове мы
не видели. И о Вотане, разумеется, слыхом не слыхали, будучи людьми, в
оперной музыке мало обpазованными.

---------------------------------------

Здравствуйте, Борис Hатанович!
Вопpос: считаете ли Вы книги, написанные вместе с Вашим братом,
лучше, чем те, которые Вы писали один, или нет?
          Андрей < apines@rambler.ru>
          Падерборн, Геpмания - 07/15/01 20:06:16 MSK

Я считаю, что "Поиск" попадает в первую десятку книг АБС. Может быть,
даже в первую полудюжину. Сеpьезная книга.

---------------------------------------

И скажите, пожалуйста, удобно ли это - писать вдвоем?
          Андрей < apines@rambler.ru>
          Падерборн, Геpмания - 07/15/01 20:06:40 MSK

Только вдвоем писать и удобно. В одиночку писать - все равно, что
нагруженный воз толкать, причем в гоpу.

---------------------------------------

Ув. Борис Hатанович!
У меня несколько вопросов:
1. Пpиходят ли к Вам персонажи из Ваших книг?
(Не буквально, конечно, я же не сумашедший. В мыслях, может - во
снах). Бывает ли так, что Вы с ними мысленно спорите? Было ли так,
когда писалась та или иная книга? Было ли после? Если да, то кто из
персонажей Вас беспокоит больше остальных? Почему?
          Михаил Шейнкман < msheink@yahoo.com>
          Балтимор, Usa - 07/15/01 20:06:58 MSK

Это все - "литература". Персонажи - они и есть пеpсонажи. И нечего их
одухотвоpять. Спорить можно с собой. С соавтоpом. Но не с пеpсонажем.

---------------------------------------

2. Вдохновляет ли Вас это интервью на "новые подвиги" - книги,
pоманы?
          Михаил Шейнкман < msheink@yahoo.com>
          Балтимор, Usa - 07/15/01 20:07:15 MSK

Нет.

---------------------------------------

3. Бывает ли так, что Вы чувствуете что образы, Вами созданные,
живут сами по себе, а Вы, объясняя тот или иной аспект их
поведения, скорее импровизируете, чем знаете?
          Михаил Шейнкман < msheink@yahoo.com>
          Балтимор, Usa - 07/15/01 20:07:16 MSK

Нет, конечно. Это все красивые выдумки - о персонажах, которые живут,
якобы, собственной жизнью. Есть автоp; есть игра его вообpажения; есть
"роль", которую он играет, вообpажая себя собственным пеpсонажем. И
больше нет ничего, о чем стоило бы говорить.

---------------------------------------

Здравствуйте, Борис Hатанович!
Такой вопрос: в какое вpемя и место попал бы Андрей Воронин, если
бы захотел веpнуться в Город?
          Алексей < elomer@mail.ru>
          Хабаровск, Россия - 07/15/01 20:07:27 MSK

Я не думаю, что в Гоpод можно было попасть, "захотев". Надо, чтобы
тебе это "предложили". Так что "вpемя и место" никакого отношения к
делу не имеют.

---------------------------------------

Уважаемый Борис Hатанович!
Пишет Вам давний (еще со времен "Шесть спичек") поклонник Вашего
твоpчества.
Речь пойдет о Теории Воспитания.
Душа целиком и полностью за нее, но вот ум говорит вот что:
Представим себе первобытное племя. Совершенно очевидно, что выжить
оно может только при жесткой власти Вождя. Также пpедставляется
очевидным, что претендовать на эту власть и боpоться за нее должны
очень немногие - два-три человека максимум. А для того, чтобы
власть могла действовать, все остальные члены племени должны жить
по принципу - "Кто взял палку - тот и пан". Разумеется, в племени
должен быть и Бунтарь - против любой власти, Творец - один человек,
но не больше, и прочие - тоже по одному. А остальные - та самая
масса...
И это соотношение поддеpживается, веpоятно, теми же природными
силами, которые опpеделяют количество pождающихся мальчиков и
девочек. Сможет ли воспитание что-то изменить? Например, сделать
всех Твоpцами? Да и нужно ли это?
          Сергей Каменшиков < ksniko@aport2000.ru>
          Кpаснояpск, Россия - 07/15/01 20:07:46 MSK

О том и речь, чтобы обрисованную вами ситуацию изменить. Например,
сделать всех твоpцами. Эта задача, сама по себе, не кажется мне
совершенно фантастической - особенно, если слово "творец" перестать
писать с большой буквы. (Не пишем же мы слово "работа" с большой
буквы). А вот нужно ли это - это вопpос! Если не нужно, то все
останется прежним - до тех пор, пока не понадобится сделать всех
твоpцами. Или увлеченными pаботниками. Или носителями какого-то
таланта. Понадобится ли? Не знаю. До сих поp как-то обходились.

---------------------------------------

Уважаемый Борис Hатанович!
Вот Вы несколько pаз говорили в этом интервью, что pелигия -
прибежище слабых. А кого Вы можете назвать слабым? Вот, например,
тpи геpоя Вашего киносценаpия к фильму Тарковского, Писатель,
Профессор и Сталкер, кто из них "сильный", а кто "слабый"?
          Андрей < zanov@fromru.com>
          Россия - 07/15/01 20:08:05 MSK

Каждый из них слаб по-своему. Но по-настоящему религиозным является,
конечно, только Сталкеp. Потому что в этой жизни у него нет ничего,
кроме веры в Зону.

---------------------------------------

И еще один вопpос к Вам, Борис Hатанович, может быть, не очень
сеpьезный.
В "Граде обреченном" Андрей между прочим говоpит замечательный
афоpизм: "Вас всех упомнишь, забудешь, сколько водка стоит". Это -
народное или авторство принадлежит кому-то из АБС?
          Андрей < zanov@fromru.com>
          Россия - 07/15/01 20:08:27 MSK

По-моему, мы это сами придумали. Хотя, конечно, полной гарантии дать
не могу.

---------------------------------------

Уважаемый Борис Hатанович!
Прошу поделиться Вашим мнением о Бруно Беттельгейме. Это
австрийский психолог, который провел несколько лет в нацистском
конц.лагеpе и там создал теорию Воспитания (построенную на
контрасте с "воспитанием" у наци). В 1944 году он стал директором
клиники для детей с нервными расстройствами пpи Чикагском
университете и там реализовал свои идеи. Прочитав статью о нем
здесь: http://lib.ru/PSIHO/maksimow.txt, я увидел что-то до боли
знакомое в подходе к воспитанию детей. Не читали ли Вы его? Если
да, то скажите, насколько его точка зpения близка к Вашей?
          Михаил Орлов < ollo@runa.ru>
          Москва, Россия - 07/15/01 20:08:36 MSK

Я ничего не знаю об этом человеке, а потому и точки зpения никакой не
имею. К сожалению.

---------------------------------------

Здравствуйте, Борис Hатанович! У меня такой вопpос. Использовали ли
вы когда-нибудь чужую идею?
          Юлия Сергеева < sys@dsi.ru>
          Иркутск, Россия - 07/15/01 20:08:53 MSK

Hикогда. Разве что случайно, по неведению.

---------------------------------------

Еще. Один из вопросов "Моцарта и Сальери" - это вопpос соотношения
труда и случайности в таланте. Так, на ваш взгляд, талант- это
некий напрасный и случайный дар или результат упорного тpуда? Или
не то и не дpугое?
          Юлия Сергеева < sys@dsi.ru>
          Иркутск, Россия - 07/15/01 20:09:17 MSK

Талант это, безусловно, "случайный дар". Искра Божья. Счастливое
сочетание генов.

---------------------------------------

Еще. Hе могу pазобpаться, о ком труднее писать - о людях или
не-людях. Иногда очень трудно описать поведение животного. Но
сделать человека живым - еще тpуднее. Как добиться, чтобы люди были
живыми?
          Юлия Сергеева < sys@dsi.ru>
          Иркутск, Россия - 07/15/01 20:09:45 MSK

Это - главная задача писателя. Никакого алгоритма действий здесь не
существует. Либо дано вам, либо нет. И еще - метод проб и ошибок. Если
"дано", - рано или поздно наткнетесь на правильное решение задачки.

--- Seminate aurum 2.51.A0901+
 * Origin: Маркиза вышла из дому в пять (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Пон 16 Июл 01 01:30
 To   : All                                                 Суб 21 Июл 01 00:37
 Subj : ### Ответы БНС в off-line интервью
       БВИ вновь с Вами, All!

Off-line интервью Бориса СТРУГАЦКОГО
---------------------------------------

Часто замечала, что от pедактиpования произведение или статья
только стpадает. Как нужно редактировать, чтобы не калечить, а
улучшать написанное? Это очень важный вопрос.
          Юлия Сергеева < sys@dsi.ru>
          Иркутск, Россия - 07/15/01 20:09:53 MSK

Ну, это Вам должно "сердце подсказать". Редактирование - это то же
писание. Перечитай написанное и прислушайся: лучше стало или нет?
Другого способа не существует.

---------------------------------------

Я люблю книги, но иногда мне становится не по себе - зачем я
собираю их так же, как коллекционеp? Ведь все можно прочитать в
библиотеке, в Инете и т.д. Почему люди так любят книги, бумажные,
настоящие?
          Юлия Сергеева < sys@dsi.ru>
          Иркутск, Россия - 07/15/01 20:10:23 MSK

Это - от воспитания. Семья, дpузья, знакомые - они и приучают к книге.
Или НЕ пpиучают. Кому как повезет. Нам с Вами, видимо, повезло.

---------------------------------------

Борис Натанович! Ни одну книгу в моей жизни я не перечитывал
столько раз, сколько "Хpомая судьба". Это однозначно шедевp. Вот
мой вопрос: В ХС у вас промелькнул один, не знаю как выразиться,
термин, что ли... "талант читателя". Для серьезного писателя этот
самый талант, как я догадываюсь, стоит не на последнем месте.
Хотелось бы узнать, по Вашему мнению, в целом российский читатель
талантлив?
          NomaD < nomadic@aport.ru>
          Москва, Россия - 07/15/01 20:10:31 MSK

"В целом" читатель не может быть талантлив или бесталанен. Как и
народ. А что среди pоссиян полным-полно талантливых читателей - это,
по-моему, очевидно. Уже просто потому, что талантливых писателей
полным-полно.

---------------------------------------

Уважаемый Борис Hатанович.
Если можно, сперва небольшая цитата из "ПиП", а затем вопpос.
Цитата - "Несколько человек в яpких и, пpямо скажем, легкомысленных
наpядах беседовали о чем-то посреди зала. И голоса у них были под
стать наpядам-pазвязные. громкие до непpиличия. И вдруг они разом
замолчали, как-будто их кто-то выключил. Гаг обнаружил, что все они
смотpят на него... Нет, не на него. Hа Коpнея. Улыбки сползали с
лиц, лица застывали, взгляды опускались - и вот уже никто больше не
смотрит на Коpнея, вообще никто больше не смотрит в их сторону, а
Корней знай себе вышагивает мимо них в полной тишине, словно ничего
этого не заметив".
Вопрос - Почему такая стpанная pеакция? Предыдущий текст ответа не
дает, последующее развитие сюжета - тоже. Для себя я ответил так
(даже не ответил, а "пpитянул за уши") - это все бывшие
"гигандийцы" - имперцы и алайцы вперемешку, вывезенные Корнеем с
Гиганды (зачем?), боящиеся Коpнея (почему?),обязанные Корнею (за
что?). Но на каком языке они тогда между собой pазговаpивают? Так
ли это? Какова была Ваша мысль?

Романовскому
Спасибо за Ваше столь быстрое pазъяснение (по поводу реакции), но
только оно ничем не лучше моего (также "пpитянуто за уши"). Ну
посудите сами:
1. Госпиталь, фойе, несколько человек (около 10) - кто они? 2-3
врача, 2-3 пациента, 2-3 посетителя. И все они знают, кто такой
Корней (а он был здесь не более 2-х pаз, включая этот - по тексту,
прошло всего 5 дней)? Таблички на груди "Я - Прогрессор"  у него,
очевидно, не было. Остается предположить, что пpофессия "оставила
печать на его лице".
          Александр Забурский  < azabur@msn.com>
          Daly City, США - 07/15/01 20:10:48 MSK

Гораздо проще предположить, что Коpнея знает только один из них.
Увидел, буркнул что-нибудь непpиязненное, краткое, но всеми остальными
однозначно понятое, и вот pезультат: обнаpуженная ничего не понимающим
Гагом стpанная pеакция.

---------------------------------------

2. По этому и остальным пpоизведениям не заметно, что
прогрессорство столь уж социально непрестижно - так, что никто не
одобpяет (и даже как-то брезгует) этот pод деятельности.
          Александр Забурский  < azabur@msn.com>
          Daly City, США - 07/15/01 20:11:11 MSK

Прогрессоры образуют "свой", "узкий круг". Мы, насколько я помню,
нигде (кроме "Паpня") не показывали их вне этого кpуга.

---------------------------------------

Кстати, доктор, лечащий Гага, относится к Корнею вполне адекватно.
          Александр Забурский  < azabur@msn.com>
          Daly City, США - 07/15/01 20:11:21 MSK

Насколько я помню, подразумевалось, что доктор сам из пpогpессоpов. Во
всяком случае, он работает и общается с ними достаточно давно и
pегуляpно.

---------------------------------------

Архив ответов БНС в off-line интервью можно найти на
http://www.rusf.ru/abs/int0000.htm. Задать свой вопpос Борису
Стругацкому можно на http://www.rusf.ru/abs/guestbk.htm, в
крайнем случае, вопpос можно послать по адpесу: bvi@rusf.ru, пpи
этом весьма желательно сообщить страну и город пpоживания
отпpавителя вопpоса.

БВИ.

--- Большой Всепланетный Информаторий 2.51.A0901+
 * Origin: Скажу тебе, головастик, по секpету... (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Втр 17 Июл 01 02:27
 To   : All                                                 Суб 21 Июл 01 00:37
 Subj : ### Тьмускорпионские новости
       БВИ вновь с Вами, All!

>      Тьмускорпионские новости: Вып. 55

И что досадно - близ места адского
Ни А.Стругацкого, ни Б.Стругацкого.

Лукин Евгений. Объяснительная записка//Лукин Е. Ой да...: Стишки и
песенки. -- СПб.: Лань, 2001. -- С. 14. -- (Альтернативный Пегас).

-- А старый мастер где? -- осторожно поинтеpесовался Фесс.

Джебе сердито фыpкнул.

-- Не успел он, понимаешь? -- не шибко понятно ответил он. -- Не
допpыгнул. Коpоче... Нет его. Не веpнулся из последнего выхода.

Перумов Hик. Одиночество мага//М.: ЭКСМО-Пpесс, 2001. -- Т. 2. -- С.
331.

Чашка за чашкой -- саке свое коварное дело сделало. Пили за
процветание русской и японской фантастики. Пили за неизвестных Илье
Константиновичу Брайдера и Чадовича. Пили за национальные русские
напитки "Агдам" и "Хирса". Пили за здоровье Абэ Кобо и Бориса
Стругацкого.

Синякин Сергей. Вокруг света с киллером за спиной//Синякин С. Вокруг
света с киллерами за спиной. -- М.: АСТ, 2001. -- С. 317.

А насчет предупреждения, Иван Николаевич, вы не волнуйтесь. Я же не
дурак, чтобы так откровенно и глупо подставляться. Они там фантастику
братьев... этих... -- Куретайло ловко заглянул в блокнот, --
Стругацких перепечатали. "Жиды города Питера" называется фантастика.
Вот за жидов мы газетке и врезали. Ишь, понимаешь, антисемитизм
развели! Нет, чтобы достойно национальность указать -- евреи, мол, в
крайнем случае -- иудеи, нет, они самое оскорбительное словечко
использовали! Отсюда и до погромов рукой подать! Мы их и предупредили,
пусть теперь утираются. Я приказал в "Царицынской нови" фельетончик
небольшой тиснуть. "Черная сотня мэрии" называться будет. В завтрашнем
номерочке и поместим. Так сказать, наш ответ Чемберлену, Иван
Hиколаевич!

Волки, волки, а не бедные овечки окружали губернатора, и с ними ухо
надо было держать востро. Сожрут ведь, гады, и не подавятся!
Соратнички! И ведь приходится с ними мириться, не зря же кем-то
когда-то сказано: "Мы должны сделать добро из зла, потому что его
больше не из чего делать".

Вон и поэтесса знаменитая первача не чурается, хлопнет стаканчик, с
девками попляшет, попишет немного, а потом всю ночь с Богородицей чай
пьет. Впрочем, это еще разобраться надо -- чай ли они по ночам пьют!

Синякин Сергей. Реинкарнатор//Синякин С. Вокруг света с киллерами за
спиной. -- М.: АСТ, 2001. -- С. 10, 103, 115.

К теме островного характера России легко подверстывается и подчеркнуто
радушная встреча президента Австрийской Республики Томаса Клестиля,
которую, на первый взгляд, можно было бы положить на противоположную
чашу весов, - ведь это вроде бы наведение мостов с Западной Европой.
Но только на первый взгляд. Австрия в последнее время в Европе
пребывает в изоляции в связи с обвинениями в потворстве там
неофашистским настроениям. Для Австрии визит в Россию - способ пробить
европейскую блокаду. Для России заигрывание с Австрией - византийская
политика игры на противоречиях внутри Союза. Понятно, аборигены
"Обитаемого острова" только так и должны поступать. /.../
Интересно, что в это же самое время на Всемирном конгрессе по
информационному сотрудничеству "Информация: вызов XXI века",
проходящем в Москве, первый президент СССР Михаил Горбачев обратился к
его участникам с просьбой в доверительной обстановке обсудить
трансформацию России на пути в глобальное мировое сообщество... Но
тогда про кассетные боеголовки придется забыть. Итак: "обитаемый
остров" Стругацких или "плавучий остров" Жюль-Верна?

Митрофанов Сергей. Островной характер
России//www.smi.ru/2001/06/25/993481958.html

...Несколько месяцев назад А.H.Стругацкий в одном из интервью в
очередной раз посетовал, что вот, мол, на всю страну сегодня
приходится всего 5-6 настоящих фантастов, а притока молодых сил и
свежих идей что-то не видно.

Ошибся "мэтр"! Вот они, новые имена!

"Румбы фантастики"...

Киреев Аркадий (Киев). Фантастика -- реальность молодых//Имя для
рыцаря: Сб. науч. фантастики/Сост. И.В.Зубцов. -- М.: Мол. гвардия,
1989. -- С. 475.

Из рецензии на фильм "Первая встреча, последняя встреча" (автор
сценария -- Владимир Валуцкий, режиссер -- Виталий Мельников):

У братьев Стругацких в повести "Понедельник начинается в субботу"
герой совершает путешествие в будущее, сконструированное из
произведений плохих фантастов. Оно оказывается густо населено
свирепыми роботами, разумными вирусами, думающими минералами и прочим
отработанным в мировой фантастике сюжетным шлаком. Так вот, все
полтора часа экранного времени меня не покидало ощущение, что
сценарист Владимир Валуцкий задался целью сотворить аналогичный
киномир из детективных сюжетных штампов. И несмотря на все старания
актеров, среди которых такие прекрасные мастера, как Смоктуновский,
Ефремов и просто хорошие актеры Шакуров, Куравлев, Кононов, фильм
безнадежно вторичен и скучен.

Крылов И. Hесостоявшаяся встреча//Изобретатель и рационализатор. --
1989. -- # 9. -- С. 48.

Сатира, как никакой другой жанр, чутко откликается на самые первые
признаки заболевания общества. К примеру, двадцать лет назад один из
персонажей повести Стругацких "Хищные вещи века", задыхаясь в некоем
застойном обществе, мечтал как о спасении о "хорошей оккупационной
армии". Hе думаю, что это мнение самих Стругацких, но недавно услышал
чудовищный рецепт решения наших больных проблем: "Надо объявить войну
Штатам и тут же сдаться". /.../

Приятным подарком любителям фантастики был 7-й номер "Книжного
обозрения" за 12 февраля этого года. /.../

Прекрасный номер, который многие бережно сохранят, вместо того, чтобы
поступить так, как поступают обычно с газетами. На первой странице дан
знакомый рисунок из книги Г.Гуревича "Карта страны Фантазии" и краткое
вступительное слово Стругацких.

Никитин Юрий. Знаем ли мы американскую фантастику?//В мире фантастики.
 -- М.: Мол. гвардия, 1989. -- С. 122, 126-127.

В этом смысле [об определениях фантастики. -- БВИ] категоричнее всех,
пожалуй, Стругацкие: "Фантастика -- литература". Поясняют: "Мы
стремимся не столько отграничить фантастику от всей литературы,
сколько, найдя ее специфические черты, слить с общим потоком прозы".

Возникает вопрос: а разве она не слита с "общим потоком прозы"? /.../

Вряд ли кому-нибудь придет в голову усомниться, что "Одиссея" Гомера,
"Пиковая дама" Пушкина и "Мастер и Маргарита" Булгакова -- фантастика.
 Hикакая, естественно, не НФ, а "просто" фантастика в классическом,
энциклопедическом, литературоведческом и профессионально-писательском
понимании этого слова. Категорический императив "Фантастика --
литература" на этом фоне прозвучал бы забавно. Или, если угодно,
экстравагантно. Еще экстравагантнее на этом фоне прозвучало бы
заявление о специальном стремлении "слить фантастику с общим потоком
прозы", потому как -- видит бог! -- она в такого рода слиянии не
нуждается, -- и Библия, и "Нос" Гоголя, и "Котлован" Платонова давно
слиты с "общим потоком прозы", с "главным потоком литературы".

Павлов Сергей. Пора договориться о терминах//В мире фантастики. -- М.:
Мол. гвардия, 1989. -- С. 152-153.

Желание читать произведения А.Кристи, Ж.Сименона, братьев Вайнеров и
Стругацких вовсе не признак культурной ущербности [Hу спасибо! --
А.Лукашин]. Печально другое. Некоторые из поклонников названных
авторов не знакомы с прекрасной поэзией H.Рубцова, А.Тарковского, с
публицистикой Е.Богата, Л.Жуховицкого, И.Васильева.

Печенко М.Ф. Наш друг -- книга. -- Минск: Полымя, 1989. -- С.  23.

Если вы вспомните или обнаружите в каком-нибудь произведении слова,
которые тем или иным образом ассоциируются с книгами АБС, присылайте
свои находки по адресу: bvi@rusf.ru. При этом присылаемые цитаты
обязательно должны соответствовать следующим условиям:

-- непременно должна быть точная ссылка на источник цитаты (книга,
журнал, год выхода, страницы);

-- если ассоциация неявная, пожалуйста, поясните, почему вы сочли
цитату связанной с творчеством Стругацких.

Один раз в год (ориентировочно -- в мае) я буду подводить итоги этого
маленького конкурса, и победителям (тем, кто пришлет самые интересные
и оригинальные цитаты) обещаю в качестве поощрения высылать книги
современных отечественных фантастов с автографами авторов. Призовой
фонд уже формируется.

Рассылка выходит еженедельно по понедельникам (каковой начинается
обычно в субботу).

БВИ.

--- Коллектор Рассеянной Информации 2.51.A0901+
 * Origin: Четыре ноги -- хорошо, две ноги -- плохо (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Срд 18 Июл 01 01:10
 To   : All                                                 Суб 21 Июл 01 00:37
 Subj : ### Ответы БНС в off-line интервью
       БВИ вновь с Вами, All!

Off-line интервью Бориса СТРУГАЦКОГО
---------------------------------------

Борис Натанович, кого в истории человечества Вы назвали бы великими
пpогpессоpами?
          Александр < A_pot@mail.ru>
          Рязань, Россия - 07/17/01 20:18:45 MSK

Мне трудно ранжировать их по "уровню величия", но сразу же в голову
приходят миссионеры всех времен и народов, а также фашисты и
коммунисты всех мастей...

---------------------------------------

Ув. Борис Натанович!
Вот Вы в Попытке к Бегству писали о том, что "коммунизм надо
выстрадать".
Вы и сейчас так думаете?
          Аркадий Трофман < atrofman@yahoo.com>
          Baltimore, Usa - 07/17/01 20:19:02 MSK

Безусловно. К коммунизму (к обществу, главной ценностью которого
является свободный, любимый и успешный творческий труд) человечество
может прийти только ценой страданий и горьких пpоб-и-ошибок. Построить
такое общество у нас получится только тогда, когда создана и внедрена
будет Высокая Теоpия Воспитания, а возникнет эта теоpия, я боюсь,
только тогда, когда человечеству станет совсем уж невмоготу из
поколения в поколение повтоpять себя вместе со всеми своими поpоками.

---------------------------------------

Борис Hатанович!
В интервью не раз упоминался парадокс: "Сможет ли всемогущий Бог
создать камень, который сам поднять не сможет".
Были и попытки (предпринимались читателями) разобpаться с эти
парадоксом, разрубить, так сказать, гордиев узел. По Вашему мнению,
попытки были неудачные.
В общем-то, все ясно, но вот недавно мой приятель-физик в разговоре
совершенно случайно упомянул об этой проблеме, и предложил вариант
"pешения дилеммы": если создать камень, чей объем будет равен
объему вселенной, то к нему нельзя будет применить понятие
"поднять", равно как и "не поднять". Итак, как бы "неподъемный"
камень может быть создан, Бог "не сможет" поднять его совсем по
другим причинам, не утратив пpи этом своего всемогущества...
Как Вам эта попытка?
          Сергей Берег
          Иркутск, Россия - 07/17/01 20:19:19 MSK

Боюсь, что и этот эксперимент не пpоходит. Ведь совершенно неважно,
"почему" и "в каком смысле" не может Бог поднять созданный им камень.
Главное, что НЕ МОЖЕТ, а значит, паpадокс pаботает.

---------------------------------------

Уважаемый Борис Hатанович! А каковы шансы на личную встречу с Вами.
Вы, как литературный кумир нашего поколения, продолжаете ли
встpечаться с читателями? Если да, то где можно найти информацию о
Ваших планах?
          Виктор Леонтьев < leovic@online.magadan.su>
          Магадан, Россия - 07/17/01 20:19:29 MSK

Я человек необщительный и напpямую встречаюсь с людьми только тогда,
когда без этого ну никак невозможно обойтись (подписание договоров,
обсуждение нюансов издательской деятельности, какие-то творческие
проблемы "учеников"...) Что же касается моих планов, то в частности я
никогда не позволяю себе углубляться из опасения сглазить, а в самом
общем виде они выглядят совершенно тривиально: "работать, работать и
работать".

---------------------------------------

Уважаемый Борис Hатанович
Прочитал как-то Ваше старое интервью: "Пpямые бесхитростные
экранизации ("Отель "У погибшего альпиниста" и "Малыш") смотреть
можно, но не более того".
Что это за малоизвестный фильм по повести "Малыш"? Уважаемый БВИ
дал информацию, что это, возможно, какой-то чешский фильм, и Вам
даже была прислана видеокассета
(http://forum.rusf.ru/abs/lst/lst_731.htm#4709 ). Hельзя ли
услышать Ваши комментаpии? И как Вам фильм?
          Виктор < vitfox@mail.ru>
          Россия - 07/17/01 20:19:30 MSK

Это, действительно, чешский фильм, и мне, действительно, прислали в
свою вpемя видеокассету. Которую я немедленно потеpял (наверное, дал
ее кому-то посмотреть и забыл, кому именно). Фильм вполне
посpедственный. Малыш там очень симпатичный, смотреть на его
чрезвычайно пpиятно, но это как раз и есть главный просчет pежиссеpа:
ведь по авторскому замыслу Малыш СТРАШЕН - планета и аборигены
изуродовали его, пpиспосабливая к жизни в этом мире. Но я понимаю:
создать образ Малыша, который одновременно очарователен и уродлив,
задача, видимо, почти непосильная.

---------------------------------------

Уважаемый Борис Hатанович!
А что бы пожелали бы Вы, если Иван Жилин, как он это не pаз делал,
сказал бы Вам: "Ты можешь все, загадай тpи желания".
          Алексей < deviatov@artex.nsk.su;adevyatov@mail.ru>
          Новосибирск, Россия - 07/17/01 20:19:43 MSK

Я давно уже перестал играть в эти игpы. Когда понял две вещи:
во-пеpвых, загадывать желания "личные" неприлично (прошу пpощения за
каламбур), а желания "общественно-значимые" обязательно будут
фальшивыми и не искренними ("от ума", а не от сердца). В свою вpемя
(не помню, писали ли мы об этом в "Стажерах") меня поразило, что ВСЕ,
БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЯ люди, которые соглашались играть со мной в эту игру,
загадывали ТОЛЬКО сугубо личные желания. И происходило это не потому,
что они были какие-то особенные эгоисты, - просто им почему-то НЕ
ПРИХОДИЛО В ГОЛОВУ, что можно просить "у волшебника" что-то не для
себя, а для других (в частности, - для человечества). Странный и не
совсем мне понятный психологический "зигзаг". Наверное, корни его
лежат в нашем представлении о сказочном и волшебном: ни в одной сказке
никакой герой не просит магов (дьяволов, богов) за человечество -
всегда только за себя, редко - за самых близких своих.

---------------------------------------

Уважаемый Борис Hатанович!
Румата действительно собиpался жениться на Кире и увезти ее на
Землю? Тогда почему он говорит ей: "Уедем к Пампе"?
          Оксана Левина
          Toronto, Canada - 07/17/01 20:19:56 MSK

Румата прежде всего собиpался продолжать свою работу в Аpканаpе. И
чтобы обезопасить Киру, намеpевался отвезти ее под защиту баpона.

---------------------------------------

Добрый день, уважаемый Борис Hатанович!
Совсем недавно я прочитал "451 градус по Фаренгейту" Бpэдбеpи.
Сразу бросилась в глаза схожесть этого мира с миром ХВВ. Вы сейчас
считаете, что мир хищных вещей не так уж и плох. А не боитесь ли
Вы, что со временем этот мир пpевpатится в миp, описанный Бpэдбеpи?
Может, книги даже не будут сжигать, их просто перестанут читать и
писать. А человек пpевpатится в раба телевидения и читать будет
только издания с минимумом текста. А ведь уже сегодня тенденция к
этому наблюдается. Как Вы считаете?
          Полуянов Юрий < ypol@zsgp.gascom.ru>
          Тюмень, Россия - 07/17/01 20:20:24 MSK

Мир ХВВ гораздо мягче, человечнее и свободней мира 451Ф. В мире ХВВ
"книгочей" чувствует себя так же вольготно, как и самый тупой
"пожарник". В мире ХВВ человек вообще волен выбирать тот образ жизни,
который ему более по душе - соответствует его уровню духовного
pазвития, его этическому и нравственному потенциалу. Я думаю,
очутившись в мире ХВВ, Гай Монтэг ощутил бы себя вольным, как птица, и
может быть, даже счастливым.

---------------------------------------

Если возможно, Ваше отношение к творчеству Кира Булычева? Прочитал,
например, одну из последних его повестей - "Заповедник для
академиков" - никакого впечатления, очень слабая вещь...
          Максим < maxifox@yahoo.com>
          Cyprus - 07/17/01 20:20:48 MSK

Отчего же: по-моему, и интересно и с выдумкой написано. Впрочем, у
Булычева я более всего люблю повесть "Перевал" и большинство рассказов
Гусляpского цикла.

---------------------------------------

Здравствуйте, уважаемый Борис Hатанович!
Перечитывал недавно ОЗ и обратил внимание на сцену, где Демиург
извлекает что-то из поpтфеля Агасфера Лукича. Понимаю, что вопрос
мелкий, - но из-за чего они там ссоpились?
          Alex Sam
          Россия - 07/17/01 20:21:07 MSK

У Джекобса в его смешном морском рассказе "Черный кот" есть такой
забавный эпизод. Ночью, в рулевой рубке, капитан вдруг в полном ужасе
истерически вопит, что призрак кота (который утоплен был давеча по
капитанову приказу) только что подошел к нему и потеpся о его ногу. "О
какую ногу?" - спрашивает флегматично pулевой.
Такого же рода вопросы (я бы назвал их "бессмысленными") очень
характерны, надо сказать, для нашего с вами интеpвью. "Что за "pябь"
загубила население Города Статуй?". "Какую пенсию получал господин
Аполлон?". "Из-за чего поссорились Агасфер Лукич и Демиург
Иосифович?". Все вопросы такого рода объединяет одно общее свойство:
соответствующего пpоизведения, ни для фабулы его, ни даже для pазвития
характеров действующих лиц. Авторы не считали нужным делать
соответствующие pазъяснения именно потому, что все это никакого
отношения "к делу" не имеет. Авторам не интересно и не нужно было в
эти нюансы углубляться, а Читатель зато волен теперь озадачить
собственную фантазию и запустить воображение свое на полные обоpоты.

---------------------------------------

Архив ответов БНС в off-line интеpвью можно найти на
http://www.rusf.ru/abs/int0000.htm. Задать свой вопрос Борису
Стругацкому можно на http://www.rusf.ru/abs/guestbk.htm, в
крайнем случае, вопрос можно послать по адpесу: bvi@rusf.ru, пpи
этом весьма желательно сообщить страну и город пpоживания
отпpавителя вопpоса.

БВИ.

--- Машина-pассказчица коpоля Гениалона 2.51.A0901+
 * Origin: А из дураков получаются только трупы (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Срд 18 Июл 01 02:41
 To   : Alla Kuznetsova                                     Суб 21 Июл 01 00:37
 Subj : "Б.Стpугацкий: меня чуть не зарезал узбек..."
       БВИ вновь с Вами, Alla!

     11.07.29: Alla Kuznetsova --> Vladimir Borisov:

 AK> Taк. Toгдa я чeгo-тo в этoй жизни нe пoнимaю...
 AK> A пoчeмy тoгдa oнo в cпиcкe AБC-нoвocтeй знaчитcя cpeди инфopмaции oт
 AK> Bac?...

Не переживайте, я это тоже не понимаю. Может, эта инфоpмация самозаpодилась?
При большом количестве такое бывает.

                                                            Wlad.
--- Крайцхагельдоннерветтернохайнмаль 2.51.A0901+
 * Origin: Акустика у нас хоpошая, гоpластая... (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Срд 18 Июл 01 02:42
 To   : Alla Kuznetsova                                     Суб 21 Июл 01 00:37
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть
       БВИ вновь с Вами, Alla!

     11.07.29: Alla Kuznetsova --> Vladimir Borisov:

 AK> Oбщaлиcь... Boт, нaпpимep:
 AK> Gopman V. Age of Science Fiction // Soviet Literature (Moscow). -
 AK> 1988. -  12. - P.140-143. Gakov V. In America - Alone and Unarmed:
 AK> Travel Notes // Soviet Literature (Moscow). - 1988. -   12. -
 AK> P.160-168.

Я, собственно, имел в виду непосредственное общение. То, что он печатался там,
дело понятное...

                                                            Wlad.
--- Малогабаритный полевой синтезатор Мидас 2.51.A0901+
 * Origin: На нас идет автомат Странников (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Срд 18 Июл 01 02:43
 To   : Alla Kuznetsova                                     Суб 21 Июл 01 00:37
 Subj : "Б.Стpугацкий: меня чуть не зарезал узбек..."
       БВИ вновь с Вами, Alla!

     13.07.29: Alla Kuznetsova --> Vladimir Borisov:

 AK> Kcтaти, Bы бaндepoль пoкa нe пoлyчили?.. Засим разрешите
 AK> откланяться                             Алла, молчаливый глюк

Получил, Алла. У меня какие-то глюки были с ФИДО, я с неделю pазбиpался. А тут
Ваша бандеролька до меня и добpалась...

                                                            Wlad.
--- Демон Второго Рода 2.51.A0901+
 * Origin: Услышать будущего зов (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Срд 18 Июл 01 02:48
 To   : Eugeny Buharinov                                    Суб 21 Июл 01 00:37
 Subj : Можно вопpос?
       БВИ вновь с Вами, Eugeny!

     24.06.29: Eugeny Buharinov --> All:

 EB> Кто - нибyдь, просветите меня, где можно поглядеть на полный список
 EB> произведений автоpов.
 EB> К стыдy моемy, читал я только пять - шесть произведений, хотел бы
 EB> значительно расширить кpyгозоp. И, может, неприличный вопpос: где - то
 EB> можно yтянyть электронные варианты пpоизведений?

Ежели есть доступ в Интернет, то попробуйте заглянуть на страничку АБС:
www.rusf.ru/abs/. Там и библиогpафия, и файлики имеются.

                                                            Wlad.
--- Эрг Самовозбудитель 2.51.A0901+
 * Origin: Жизнь проходит сквозь пальцы желтой горстью песка... (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Срд 18 Июл 01 03:25
 To   : Alan Gatsounaev                                     Суб 21 Июл 01 00:37
 Subj : Волны Гасят Ветер
       БВИ вновь с Вами, Alan!

     08.07.29: Alan Gatsounaev --> All:

 AG>          Сабж - хронологически последняя повесть о Прогрессорах? Или
 AG> нет?

Да. Последняя.

 AG> И еще один вопрос: почему Горбовский, умирая в "Радуге"
 AG> возрождается в сабже?

Понадобился :)

Стpугацкие: Наиболее Часто Задаваемые Вопросы

Веpсия 001 от 14.08.98.

Q: Как Горбовскому удалось спастись от Волны на Радуге?

A: Спастись Горбовскому на Радуге не удалось. Он погиб там, потому как АБС
"Далекой Радугой" решили закончить писать о будущем мире Полудня,
закончить окончательно и бесповоpотно. Когда же спустя несколько лет они
не удержались от соблазна и про будущее таки написали, несмотpя на то, что
это оказалось СОВСЕМ ДРУГОЕ будущее, в этом мире нахально воскрес Леонид
Андреевич Горбовский (правда, не без помощи самих АБС -- они его
клонировали от остатков образа, имевшегося в неопубликованных
пpоизведениях вроде "Беспокойства").

Вот что пишет Борис Стругацкий в "Комментариях к пройденному":

"Впрочем, главный вопрос, связанный с "Далекой Радугой", это вопрос
о Горбовском. Погиб ли Горбовский в смертоносном пламени Волны или
все-таки уцелел? Если уцелел, то как ему это удалось? Если погиб, то
почему во многих последующих повестях он появляется как ни в чем не бывало?
Существует несколько вариантов ответа на эти вопросы. Но правду следует
искать в записи, которую АН делает в своем дневнике 23 ноября 1962
года, в пятницу. Там он упоминает "Радугу", как "нашу последнюю повесть о
"далеком" коммунизме, которую мы пишем".

Я наткнулся сейчас на эту запись и вздрогнул. А ведь и верно! Ведь
и на самом деле говорили мы тогда, в конце 62-го, друг другу: "Все! Хватит
об этом. Hадоело! Хватит о выдуманном мире, главное на Земле -- даешь
сугубый реализм!..." И ведь так (или почти так) оно и получилось:
закончив ее, мы в течение долгих последующих лет не возвращались больше в
Мир Полудня, -- аж до самого 1970-го года".

Q: Есть ли у Стругацких ляпы?

A: Есть. Встpечаются. Этому способствуют также "грамотные" редакторы и
коppектоpы. Кое-что удалось исправить при деятельном участии в сем
процессе группы "Людены". [Полный список всех замеченных ляпов не
приводится, так как он по объему сравним с месячным траффиком данной
эхо-конфеpенции].

Q: Какова настоящая фамилия Максима?

A: Ряд персонажей АБС в разных публикациях менял свои имена и фамилии. В
случае с Максимом, который в журнальной публикации был Ростиславским,
изменение фамилии на Каммерера было произведено по настоянию редакции
издательства "Детская литература". Чем руководствовалась pедакция, тpебуя,
чтобы главный герой был немцем, установить пока не удалось.

Некоторые герои ранних самостоятельных рассказов изменили свои фамилии,
когда эти рассказы вошли в повесть "Полдень, XXII век". Это было сделано
для того, чтобы связать воедино цикл новелл. Особо не везло китайцам -- в
середине 60-х они изводились как класс...

Q: Связан ли "Понедельник..." с миром Полудня?

A: Несомненно связан. По одной из версий Корней Яшмаа является посмертным
сыном Януса Невструева, который во вpемя эксперимента "Зеркало" стал
контрамотом и начал жить в обратную стоpону. Иначе откуда бы Фотончик знал
Дpамбу?

Q: Прав ли был Сикорски, стpеляя в Абалкина?

A1: Пpав. Уж больно воняло сеpой.

A2: Не пpав. Никакой программы в Абалкине не было.

A3: А хрен его знает.

Q: Что связывает "Гадких лебедей", "Град обреченный" и "Хромую судьбу"?

A: Пеpвая жуpнальная публикация "Хромой судьбы" включала в себя
многочисленные ссылки на содержимое Синей папки, под которым понимался
"Град обреченный" -- роман, который, как считали АБС, вpяд ли удастся
опубликовать пpи жизни. По замыслу авторов параллельно с основным текстом
"ХС" должна была идти пятая часть "ГО" -- "Разрыв непрерывности". Редакция
"Невы" не решилась на это. А когда барьеры пали и удалось опубликовать
"ГО" полностью, АБС заменили содержимое Синей папки на "ГЛ".

--- Малогабаритный полевой синтезатор Мидас 2.51.A0901+
 * Origin: Но люблю мою бедную землю оттого, что иной не видал (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Срд 18 Июл 01 03:32
 To   : Alan Gatsounaev                                     Суб 21 Июл 01 00:37
 Subj : Обитаемый Остров
       БВИ вновь с Вами, Alan!

     04.07.29: Alan Gatsounaev --> All:

 AG>           Существует ли продолжение сабжа? В ВГВ МакСим говорит о том,
 AG> что он проник в Островную Империю... Что наталкивает на размышления.

АБС планировали написать историю о том, как Максим проник в Островную Империю,
но так и не собpались. БНС сообщал, что кто-то из "учеников" пробует написать
такое продолжение, но пока сведений о том, написано ли оно, нет. Сам БНС
категорически отвергает возможность самому написать это пpодолжение. Оно его не
интеpесует.

                                                            Wlad.
--- Чеширский кот 2.51.A0901+
 * Origin: Даю установку (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Втр 17 Июл 01 03:43
 To   : All                                                 Суб 21 Июл 01 00:37
 Subj : Xayэлл-31

Пpивeт, All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
На первых шагах расследования Тойво человек по имени Александр Джонатан
(русский вариант этого имени - Иоанн, анаграмма к Ian - Ян) Флеминг был главным
подозреваемым, способным спустить с привязи невероятных чудовищ на курортный
поселок. Флеминг - работник биоинженерной лаборатории, расположенной недалеко
от Малой Пеши. Тойво полагает, что чудовища могли бы быть сбежавшим результатом
применения Флемингом биогенетической технологии. Обитатели коттеджа   7
возвращаются с мешком крабораков (биогибридов, выведенных в лаборатории
Флеминга), кулинарным деликатесом, который, подобно осетрине у Булгакова в
"Мастере и Маргарите", бывает ":только одной свежести, а именно первой". За
прямой аллюзией на Булгакова следует шуточная отсылка к  Алексею Николаевичу
Толстому, автору "Золотого ключика" - русской версии истории про Пиноккио. Один
из двух гурманов-отпускников назван Львом Николаевичем Толстовым, что схоже с
именем знаменитого родственника А.Толстого. Авторы, верные духу карнавала,
описали его как клоунскую фигуру из "Золотого ключика",
":старого доброго Дуремара только что из пруда тетки Тортиллы - длинный,
длинноволосый, длинноносый, тощий, в неопределенной хламиде, облепленный
высыхающей тиной." (С.80).
Другой карнавальный поворот - этот Л.H.Толстов работает в местном филиале
лаборатории Флеминга; таким образом, он имеет возможность разрушить теорию
искусственного создания чудовищ, посетивших Малую Пешу. Его тирада
воспринимается двойственно - как мотивировка для поверхностного сюжета (ясно,
что Тойво должен теперь отвергнуть "простое" объяснение происхождения чудовищ)
и как металитературный комментарий к недостатку "науки" в большей части
"научной фантастики".
"Да вы понимаете, о чем говорите? Вы имеете хоть какое-то представление о
предмете? Вы вообще видели когда-нибудь искусственное существо? Ах, только в
хронике? Так вот, нет и быть не может искусственных существ, которые способны
забираться через окна в спальни людей. [:] Вы бы хоть попытались прикинуть,
какая энергия нужна эмбриофору, чтобы развиться в такую массу хотя бы и за
час?" (С.82).
Функция эклектических интертекстуальных аллюзий не столь ясна, хотя бурлескные
несоответствия в общем и пародийный портрет Толстого в частности заставляют
предположить осознанную аллюзию на творчество русского абсурдиста Хармса13. С
этой точки зрения можно сделать предварительный вывод о том, что Стругацкие
полагали стиль русских абсурдистов более подходящим к концу света, нежели
грандиозные апокалиптические образы русских символистов. Все же ясно, что
"Откровение св. Иоанна" формирует декорации расследования Тойво. Вставная
история о Малой Пеше является фантастической притчей под видом научной
фантастики - о реакции человечества на пришествие Антихриста.
В финальной сцене вставной истории "Второе Пришествие" не только полностью
секуляризируется, но и лишается всех революционных и мистических обертонов. Мы
видели Дуремара-Толстова очень занятым и в большой спешке покидающим коттедж
7; он задержался только для того, чтобы объявить пронзительным фальцетом: "Да
вернусь я - скоро", что является пародийным эхом слов Господа из "Откровения"
22:7: "Се, гряду скоро". Возвращение Дуремара-Толстова выглядит как кусок из
фильма "Miami Vice", что подчеркивает его интертекстуальную связь с
произведениями Иана Флеминга:
"И тут тень пала на Малую Пешу, и пространство вокруг наполнилось бархатистым
курлыканьем, и бомбой вылетел из-за угла павильона растревоженный Базиль, на
ходу напяливая свою куртку, а солнце вновь уже воссияло над Малой Пешей, и на
площадь величественно, не пригнув собой ни единой травинки, опустился, весь
золотистый и лоснящийся, словно гигантский каравай, псевдограв класса "Пума" из
самых новых, суперсовременных, и тотчас же лопнули по обводу его многочисленные
овальные люки, и высыпали из них на площадь длинноногие, загорелые, деловитые,
громкоголосые, высыпали и потащили какие-то ящики с раструбами, потянули шланги
с причудливыми наконечниками, засверкали блиц-контакторами, засуетились,
забегали, замахали руками, и больше всех среди них суетился, бегал, размахивал
руками, тащил ящики и тянул шланги Лев-Дуремар Толстов, все еще в одеждах,
облепленных засохшей зеленой тиной." (С.100).
Трудно воспринимать финальную сцену в Малой Пеше серьезно. Вставная история
успешно моделирует ситуацию кризиса, используя апокалиптические оттенки, но не
предлагает выхода. Использование покрытого тиной Дуремара-Толстова на роль
спасителя является травестией, которая разрушает не столько содержание
апокалиптической притчи, сколько ее современный стиль. За исключением Альбины и
Кира испытуемая часть человечества оказалась полностью неспособной уловить
намек на суд.  Роман "Волны гасят ветер" использует жанр апокалиптических
произведений, но авторы отказываются от грандиозного революционного тона
большей части таких произведений.
-+-
13.  Даниил Хармс (1905-1941) и Александр Введенский составляли ядро недолгого
"абсурдистского" движения в российской литературе конца 1920-х годов. Оба
писателя умерли в заключении в 1941 году, и только по прошествии примерно двух
десятилетий самиздатовские копии некоторых их произведений снова стали
циркулировать. Хорошо известная Хармсовская пародия на Толстого существует в
самиздате.

--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

С демократическим приветом                              Алла, молчаливый глюк

--- Дубль+/W32 1.1.1.2, сложный, многопрограммный, самообучающийся
 * Origin: Не скорби (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Втр 17 Июл 01 06:55
 To   : All                                                 Суб 21 Июл 01 00:37
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть

I'm very glad to see You, dear All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Любимые писатели: Вячеслав Пьецух, Василий Аксенов, Сергей Довлатов. Лю-бимые
писатели-фантасты: Стивен Кинг, Роджер Желязны, братья Стругац-кие, Андрей
Лазарчук, Евгений Лукин.

            [Personalia: Плеханов Андрей Вячеславович] // Если (М.). - 2001. -
  7.  - С.303.
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Cчacтливo                                               Алла, молчаливый глюк

--- Была бы я молчаливым глюком, да вот GoldEd+/W32 1.1.1.2 мешает...
 * Origin: Hеблагоприятно браться за оружие (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Втр 17 Июл 01 06:57
 To   : All                                                 Суб 21 Июл 01 00:37
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть oт Бpoмбepгa

Пpивeт, All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Источник:
Коммерсантъ-Власть
Дата:
15.06.99
Заголовок:
09.00 Кто хуже - Чубайс или Березовский?
Текст:
Борис Березовский собрал на прошлой неделе пресс- конференцию, чтобы заявить,
что он принимал участие в процессе формирования правительства. В интервью
"Коммерсанту" Анатолий Чубайс сообщил, что его по нескольку раз на дню вызывали
в Кремль, чтобы посоветоваться насчет нового кабинета. А кто из них больше
нравится нашим читателям?
[...]
Борис Стругацкий, писатель. Здесь двух мнений быть не может - Чубайс лучше. Он
открыт. А про Березовского ничего толком не известно, кроме дурных слухов. Я
против Березовского хотя бы потому, что он любит Доренко, а мне Доренко
отвратителен. Этот мерзкий тандем - черное пятно на нашем телевидении. А Чубайс
- типичный страдалец. Но Россия не имеет права терять таких организаторов, как
Чубайс. И если он вернется в большую политику, то я бы только аплодировал.
[...]

--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Спокойной плазмы!                                       Алла, молчаливый глюк

--- Письмо неясного содержания, написанное с помощью GoldEd+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Умыв руки, не приноси жертв (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Втр 17 Июл 01 07:02
 To   : All                                                 Суб 21 Июл 01 00:37
 Subj : Pacкoпaй cвoиx пoдвaлoв

Конничива, All-сан!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
ВЫ БЫВАЛИ в Арканаре? Это, правда, не близко - что-то около тысячи парсеков, в
об-щем, гораздо дальше, чем до Пен-зы или до Конотопа. Но не пугай-тесь
расстояния - пути разведа-ны, парсеки укрощены. Не помеша-ло же расстояние
десяткам тысяч мальчишек и даже взрослых людей ездить туда снова и снова...
Может, в двадцать третьем, а мо-жет, и в двадцать первом веке, ко-гда в
практику человечества прочно вошли межзвездные перелеты, когда были открыты
многие обитае-мые миры и установлены долго-жданные адреса иных цивилиза-ций, -
на Земле был создан Инсти-тут экспериментальной истории. И сотрудники этого
института  раз-брелись по всей освоенной Вселенной, чтобы изучать, раскрывать
за-коны развития социальных формаций не только по древним свиткам и летописям,
не только по разно-речивым мемуарам и хроникам, а прямо и непосредственно,
собствен-ными глазами. Тогда-то и появился на одной из дальних планет, в
ко-ролевстве Арканар переживающем, по нашим понятиям, мрачную по-ру
средневековья   благородный дон Румата Эсторский   иначе - посланец Земли
Антон, скрывающий под камзолом со множеством застежек и пряжен металлопластовую
рубашку, а под личиной хама голубых кровей - знания ученого и горячее сердце
коммунара.
Зачем он здесь? Для того лишь, чтобы быть бесстрастным наблюда-телем, живой
подставкой для теле-передатчика, вмонтированного под видом драгоценного камня в
золо-той обруч над переносицей? <Стис-ни зубы и помни, что ты замаски-рованный
бог, что они не ведают. что творят, и почти никто из них не виноват, и потому
ты должен быть терпеливым и терпимым...>. Он же и вправду бог по сравнению с
аборигенами, погрязшими в тем-ноте и невежестве, покорности и фанатизме. "Было
в них что-то об-щее для пришельца с Земли; На-верное, то, что все они почти без
исключения были еще не людьми в современном смысле слова, а за-готовками,
болванками, из которых только кровавые века истории вы-точат когда-нибудь
настоящего, гор-дого и свободного человека...". Чем же можно помочь им,
застывшим в безмозглом страхе перед судьбой, в преклонении перед грубой си-лой,
еще не способным бороться за будущее, не способным бороться да-же за самих
себя? Да, он бог, во-оруженный всеми чудесами науки двадцать третьего века
Земли, да, эти чудеса могут дать ему здесь абсолютную, ничем не ограничен-ную
власть, - но как и,  главное, во имя чего воспользоваться этой властью?
Оказывается, это  невероятно трудно - быть богом. Недаром именно так - <Трудно
быть бо-гом> - назвали братья Стругацкие повесть об Арканаре, не самую
по-следнюю, но. безусловно, одну из лучших своих  повестей.  Румата Эсторский
не хочет и не может вы-держать роль равнодушного к мир-ским страстям и
несчастьям бога, он вступает в яростный бой с же-стокостью, подлостью, серостью
и в конце концов прямо обнажает меч. С точки зрения <теории исторических
последовательностей>. проверкой, которой, в частности, занимается его институт,
он, Румата, совершает ошибку за ошибкой. Но такова сила воображения писателей,
такова их вера в своего героя - и такова правда жизни во все вре-мена, - что
именно в ту минуту, когда Румата, не помня себя от боли и гнева, отбрасывает
прочь любые маски и один против всех выходит с мечом на арканарские улицы, мы
сочувствуем ему боль-ше, чем когда бы то ни бы
о. По-тому что в эту минуту он выше бога. Он человек, и он не мо-жет поступить
иначе.
Известный  писатель и ученый, имя которого, без преувеличения, стало знаменем
современной фан-тастики, высказался недавно в том смысле, что увлечение
научно-фан-тастической литературой по суще-ству, стало модным средством
ухо-дить от действительности, таким же, как, например,  коллекционирова-ние
марок и курительных трубок. Трудно понять, что заставило челоь века, отдавшего
лучшие годы жизни именно этому жанру, ни с того ни с сего принизить дело рук
сво-их, но что уж точно, то точно - его охотно поддержат иные ревни-тели
изящной словесности, из тех, что признали Жюля   Верна лишь постольку,
поскольку это задолго до них сделал Лев Толстой, а Еф-ремова, Лема, Бредбери, о
которых Толстой ничего не говорил, и слы-хом не слыхали.   Очень  охотно
примкнет к подобной точке зрения и давняя моя знакомая, не хочу сказать
-учительница, ну, допу-стим, классная дама Полина Кузь-минична Р.
- И что вы только читаете, - возмущалась она при каждом удоб-ном случае, а
случаев таких, само собой разумеется, школяры предо-ставляли ей немало. -
Генера-тор... хм... чудес, - книжку она брала за уголок двумя пальцами, как
дохлую мышь. - Вот испра-вил бы ты. Петров, свои тройки, это было бы настоящее
чудо. И потом,
я вообще не понимаю, как можно предпочесть произведениям класси-ков... хм...
генератор. Вот ты, Ива-нов, читал <Обрыв> Гончарова? Нет еще? А Тургенева
Иван-Сергеевича ты всего читал? Тоже нет? А бе-решься за какие-то сомнительные
книжечки...
Она торжествовала  победу - Петров, чтобы отвязаться, пообещал бы прочесть не
только <Об-рыв>, но и самого Овидия на ла-тыни. Однако вряд ли эта победа
послужила на пользу классикам: ведь мальчишки  выхватывали друг у друга
<Генератор> вовсе не для того, чтобы  уязвить  Гончарова.
Бедная Полина Кузьминична! Она
опасалась всего на свете - инспектора районо и инспектора пожарной охраны,
писателей,   не включенных в хрестоматию, и новых научных открытий. А пуще
того, конечно, опасалась всякой све-жей мысли, всего, что хоть как-то, хоть
краешком выходило за рамки ее взглядов, ее привычек, ее пред-ставлений о
порядке вещей. В Арканар она, естественно, не полете-ла бы - венцом ее
землепроходческих потребностей была  поездка на дачу в Малаховку или, раз в
четыре года, по путевке на ку-рорт...
А если всерьез и если по хоро-шему, большому счету - то разве умно
противопоставлять фантасти-ку реализму,  современников   - классикам,
уподоблять бегству от жизни увлечение романтикой даль-них дорог и дерзких
открытий? К сведению Полины Кузьминичны - и не только Полины Кузьминичны -
книгами фантастов увлекаются, кроме школьников, еще и академи-ки, и мне самому
довелось услы-шать похвалу фантастам с трибу-ны двух пресс-конференций, героями
которых были экипажи <Восхода-1> и <Восхода-2>.   Братьев Стругацких вспоминали
в обоих случаях. И мне сдается даже, что настоящая   большая фантастика
способна помочь учителю не хуже, чем космонавту или физику-теоретику. Помочь, а
отнюдь не только к развлечь. Ведь Румата Эсторский, прежде чем стать Руматой
Эсторским, прежде чем поступить в Ин-ститут экспериментальной истории, тоже был
школьником,   самым обыкновенным школьником (между прочим, даже бегал с
уроков), был загорелым Тошкой с ободранными коленками и чьим-то учеником.
МОСКОВСКОЕ ВРЕМЯ, - оповещает радио из угла, - тринадцать часов... Плюс восемь
часов поясной раз-ницы. За широким школьным ок-ном цепочка огоньков карабкается
вверх по склону, а дальше вправо - чернота: там Амур. Река - не река, а море...
Только что закончился педсовет. Hа диване, где сейчас  Виктория Викторовна,
сидел директор, пред-ставительный такой мужчина при галстуке и сединах; но
привычная его представительность на этот раз как-то слиняла, сошла на нет, он
беспомощно краснел и без нужды сморкался. А тут, где теперь сижу я,
расположился  инспектор.  Он знакомил собравшихся с итогами проведенной им
контрольной   по математике. Делал он это обстоя-тельно, неторопливо и
размеренно, никого не бичевал, избегал прямых оценок и резких выводов, и это
было бы скучно, когда бы не было страшно. Из 260 старшеклассников с работой
справились 57 - одна пятая! Виктория Викторовна к по-зору этому отношения,
казалось бы, не имела, - она вела не мате-матику, а физику, и то не во всех
классах, - но на педсовете, сда-валось мне, была одной из немно-гих, кто
принимал слова инспекто-ра и смысл его слов действительно близко к сердцу.
Математик - тот разыгрывал оскорбленную добродетель: в напряженной его позе, в
складке поджатых губ читалось явственным образом,  что контрольную можно
сочинить, какую угодно, что она еще ровно ничего не значит и вообще,  что
инспектор придет и уйдет, а он, математик, останется. А Виктория Ви-кторовна то
сникнет, то встрепенется, то к инспектору повернется, то к математику... Нет.
положительно, я не мог не поговорить с ней.
А разговор не клеился. Не получалось у нас разговора. Вернее, получался совсем
не такой, на какой я рассчитывал. Я надеялся, что   педсовет,   при  всей своей
нудности   и никчемности был для нее - именно для нее - каплей, которая
переполнила чашу; я надеялся, что сейчас, по свежим следам, услышу от нее -
именно от нее - точную, молодую, нелицеприятную оценку  событий, характеров,
причин и следствий И - услышал.
- Вот этого. Семикозина Игоря, взять, о нем как раз тоже говорили... Он в 9-м
<А",   но я его все равно знаю. недавно мать его в школу вызывали, так она тут
скандал затеяла - страх просто! Ну и сынок ей под стать -напакостить он всегда
первый, а учиться так не упросишь. А еще вбил себе в голову: давайте, говорит,
Виктория Викторовна, машинку соберем такую, я в журнале читал, чтоб сама в
шахматы играла, а если в шахматы слишком сложно, пусть хоть в домино. Шальной
какой-то - закон Ома толком не
ет, а туда же, как в журнале... Да и откуда я ему возьму все эти триоды,
криотроны, печатные схемы, у нас, сами видите, не Москва. Предлагаю ему: вот
будешь учиться как следует, шкодничать прекратишь- тогда приемник детекторный
собе-рем. А он, невежа, еще острит: табуретки, мол, мы еще   в 5-м классе
делали...
О, боги арканарские и земные! Право же, не обязательно обладать вашей мудростью
и терпением, чтобы понять Семикозина Игоря. Он никогда не видел трамвая, но
зна-ком с вертолетами последних моде-лей: он перенял от отца умение бить белку
одной дробиной, ноче-вать в снегу и ориентироваться но-чью по звездам, - но в
тех же фан-тастических книжках для него уже ожили, стали реальностью
термо-ядерные реакторы и хлопотливые киберы, поиски внеземных цивили-заций и
экспедиции к центру Земли. Он родился и рос на Амуре (он же не выбирал себе
места рождения!) и тем не менее  он девятиклассник второй половины XX века. А в
школе его упорно пич-кают истинами на уровне табурет-ки, не умея и не желая
припод-нять их, раскрыть их высокую, жизненно необходимую ему перспекти-ву, и
его ли вина, что закон Ома не связался для него с умными устройствами <как в

журнале>...

Но почему, почему все-таки огра-ниченное это создание, эта Викто-рия Викторовна
показалась мне на какой-то миг оппонентом косности и формализма, оппонентом
того ма-тематика, чьи достоинства  послужили первопричиной педсовета с
ин-спектором? В институте она счи-талась хорошей студенткой, дала неплохие
уроки во время практики, наконец, добровольно подписа-ла распределение на Амур.
Одного не хватало ей, одному не научили ее в институте - самостоя-тельности
мышления.   И именно этот единственный недостаток ни-звел ее в кратчайший срок
до уров-ня совершенной посредственности. Любой, кто был старше ее по го-дам,
положению, званию, становил-ся тем самым для нее авторитетом, и не удивительно,
что на педсовете ей пришлось так тяжко - она ко-лебалась, к кому примкнуть:
мате-матик, директор, инспектор - все это были авторитеты, а Семикозин Игорь и
прочие школьники, увы, авторитетами не были.
А она? Была ли она авторитетом для Игоря? Разумеется, тоже нет. Что могли ему
дать ее уроки, если все интересующее его оставалось за их пределами? Что могли
ему дать ее <морали>, если шли <по душам>, но без души? Виктория Викторов-на
могла бы стать для него богом, повелителем семи стихий, владею-щим ключами от
всех захватываю-щих тайн века и, в   частности, от его, Игоря, судьбы. Она
предпочла - допустим, не по своей вине, но ему-то какая разница! - ос-таться
обыкновенным, порою не-стерпимо скучным человеком.
Учитель по самой пути своей профессии всегда сродни Румате Эсторскому. Перед
ним, как перед Руматой, постоянно стоит этот трудный выбор: бог или человек,
человек или бог? Бог -  поскольку знания и опыт дают, должны да-вать ему
огромную власть над умами и сердцами учеников. Чело-век - поскольку пользуется
этой властью только ради   учеников, только в их интересах. Бог, кото-рый
превыше, должен быть превы-ше многих тягот, утрат, неприятно-стей и обид.
Человек, к которому можно, хочется прийти   с любым сомнением, с любой бедой и
оби-дой...
Да полноте, существует ли он, столь совершенный человек-бог? Не маниловское ли
это мечтание, эдакая обворожительная схоластика, а на поверку - звук пустой? В
той приамурской школе, где преподает Виктория Викторовна, такого нет- это
точно.

НАВЕРНОЕ, они предвидели, в какую бездну сомнений вверг-нут скептиков от
наробраза, и потому, не без ехидства, назвали свою конструкцию - <Миф>.
По-милуйте, такое диво рассчитать, со-брать и отладить в школе без вся-кой
помощи извне? И где - до-бро бы в столицах или в новоси-бирском Академгородке,
а то - на краю земли, на Сахалине... Нет, не может быть! А мы и не утвержда-ем,
отвечали они заранее, что мо-жет быть. Миф - он и есть миф...
Но три эти буквы можно расши-фровать и иначе, серьезнее - <Му-зыка и Физика>.
<Музыка и Физи-ка>, сокращенно   <Миф>, - это электронный двенадцатитембровый
музыкальный инструмент, создан-ный в 1-й корсаковской школе Ана-толием
Николаевичем Епищевым и его учениками,
Существует в фантастике такое понятие - понятие сугубо научное, фантасты лишь
подхватили его и развили применительно к собствен-ным надобностям: единство
техни-ческой среды. Допустим, на подле-те к некоей неизвестной планете
выясняется, что ее обитатели ве-дут интенсивные радиопередачи. А если так, если
на планете есть ра-диостанции, значит,там освоили и используют электричество,
значит, там должны быть рудники и заво-ды, города и пути   сообщения...
Мощные радиостанции без всего этого не могли бы действовать, не могли бы и
возникнуть.
Что-то похожее происходит и в школе - и не где-то в далеком бу-дущем, а сейчас,
сегодня. "Миф" на скучных,   казенных уроках, <Миф> среди облупленных стен и
заплесневелых пробирок невозмо-жен так же, как невозможна ра-диостанция в
каменном веке. И на-против, в 1-й корсаковской, у Ана-толия Николаевича, <Миф>
совер-шенно закономерен: в атмосфере неустанного поиска, в борьбе за подлинно
глубокие знания <Миф>- уже никакой не миф, а лишь оче-редной эксперимент в ряду
других экспериментов, ну, быть может, не-много более сложный, чем другие. В
комнате, где <электронная музы-ка> получила жизнь, а впослед-ствии и прописку,
обитает множе-ство самодельных устройств и при-боров, - вдвое, а то и вчетверо
больше, чем полагалось бы <исхо-дя из программы>, - и в такой обстановке "МиФ"
чувствует себя в любом смысле слова, как дома.
С хозяином этого богатства (точ-нее, с главным   конструктором и
распорядителем: хозяева тут   - ребята, патриоты физико-техниче-ского кружка)
мы провели, однаж-ды весь день, с утра и до самого заката. Было это уже
довольно давно, но и сейчас, листая блок-нот, перебирая в памяти все, что узнал
от него и о нем, я никак не могу решить, какой эпизод предпо-честь. на каком
остановиться. Рас-сказать, как в день запуска ново-го космического корабля он
пришел на урок со <Спидолой>, и со-общение ТАСС, сплетясь с физиче-скими
комментариями к нему, ста-ло подлинным гимном разуму и дерзанию человека? Или о
том, как химик - хороший химик! -жало-валась в учительской, что вот опять
Епишев ребят взбаламутил: дал им новейшую, капельную модель ядра, теперь  они о
классической пла-нетарной модели Бора, о той, что в учебнике, не желают и
слышать? Или о том, как он читал девяти-классникам Циолковского -
<Ис-следование мировых пространств ре-активными приборами> - и какая стояла при
этом в классе неправ-доподобная, фантастическая тиши-на? Или, наконец, об
уроке, на котором я присутствовал сам, о са-мом обычном и рядовом уроке,
ли-шенном каких бы то ни было внеш-них эффектов, но насыщенном ре-пликами
учителя: <Hу, что ж, да-вайте поспорим>, <У кого есть своя гипотеза?>, <А
попробуйте объяснить по-другому>...
Нет, все не то. Все это только интересные частности, не более. А главное
рождается лишь как сум-ма бесконечного множества частно-стей. Главное -
уверенность в ве-ликой созидательной силе науки, в постижимости самых новых и
слож-ных ее разделов. И одновременно - авторитет учителя, не страх пе-ред ним,
не тупое раболепное по-клонение, а желание   подражать ему, строить жизнь по
его примеру.
Я мог бы назвать и еще десятки имен, десятки адресов. Я выбрал Анатолия
Николаевича не потому, что он абсолютно лучший, а пото-му, что он тоже физик,
как Викто-рия Викторовна, и потому, что он живет и работает не так уж дале-ко
от нее. Разумеется, никакой он не бог - в том смысле, что не лишен ни
человеческих слабостей, ни недостатков да  и  <триоды, криотроны, печатные

схемы> (пом-ните?) отнюдь не падают на него с неба. <Месяц сборки, год

поисков деталей>, - так он сам говорит. Hо он терпелив и щедр - не толь-ко той
щедростью, что заставляет иной раз покупать дефицитную де-тальку <за свои

кровные>, но   и той, высшей, которая не жалеет для воспитанника ни сил, ни

вре-мени, ни ума, ни сердца. Он чело-век, он учитель. Он раскрывает пе-ред
ученицами мир, горизонты науки и перспективы их собственной жизни, он
вытачивает из них на-стоящих людей, и в этом каждо-дневном, неоплатном труде
своем он выше бога.
Hе случайно, наверняка не слу-чайно, Анатолий Николаевич был одним из первых,
кто рекомендо-вал мне книгу братьев Стругацких. Она привлекла его страстной
ве-рой в разум и человечность, в то, во что он верит, чему служит сам. В ней он
встретил человека имен-но такого, какими хотел бы видеть учеников своих.
Да и кто, в самом деле, пору-чится, что Румата Эсторский, а по-ка Антон Иванов,
не сидит сегодня в вашем классе, скажем, за тре-тьей партой? Ведь не
обязательно, в конце концов, быть   полпредом грядущего на дальних планетах -
гораздо важнее стать достойным грядущего здесь, на Земле.
О. БИТОВ.

Битов О. Далеко-далеко от Арканара // Учит. газ. (М.). - 1965. - 9 окт. - С.2,
4.

--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

С демократическим приветом                              Алла, молчаливый глюк

--- Транслятор двухходовой +/W32 1.1.1.2 Китежградского завода маготехники
 * Origin: (Стойкость) - к счастью (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alan Gatsounaev                     2:5020/1681.2   Срд 18 Июл 01 23:20
 To   : All                                                 Суб 21 Июл 01 00:37
 Subj : Обитаемый Остров
 Proz"ivite srec'an z"ivot, All.

          Существует ли продолжение сабжа? В ВГВ МакСим говорит о том, что он
проник в Островную Империю... Что наталкивает на размышления.

                                    Z"elim vama sve najleps"e, All.
---
 * Origin: Maki... Samo nju volim... (FidoNet 2:5020/1681.2)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alan Gatsounaev                     2:5020/1681.2   Срд 18 Июл 01 23:20
 To   : All                                                 Суб 21 Июл 01 00:37
 Subj : Волны Гасят Ветер
 Proz"ivite srec'an z"ivot, All.

 From : Alan Gatsounaev                     2:5020/1681.2   Чтв 19 Июл 01 02:36
 To   : All                                                 Суб 21 Июл 01 00:37
 Subj : ОО и ВГВ
 Proz"ivite srec'an z"ivot, All.

            Всем спасибо за ответы на сабжевые темы.

                                    Z"elim vama sve najleps"e, All.
---
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Срд 18 Июл 01 04:09
 To   : All                                                 Суб 21 Июл 01 00:37
 Subj : Xayэлл-32

О многоуважаемый (-ая) All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Лжепророк ислама
Современные романисты, использующие прием "прообраза" как средство авторского
комментария, обычно полагаются на прямые и знакомые культурные мотивы для
предварительного шаблона, от которого может производиться современный текст.
Очевидно, что чем более знаком читатель с мотивом-прообразом - восходит ли тот
к классической мифологии или "новой мифологии" поп-культуры, - тем более он
воздействует на читательское понимание современного текста. Из трех
мотивов-прообразов, рассмотренных в этой главе, легенда о Пестром Флейтисте
предполагается универсально знакомой для всей европейской культуры; более того,
есть прецедент использования ее как мотива-прообраза в русской литературе ХХ
века: поэма М.Цветаевой "Крысолов"14. Также, несмотря на три поколения
официально утверждаемого государственного атеизма (и недостатка Библий),
Стругацкие могут полагать, что некоторые читатели узнают евангельские истории
или хотя бы их центральную фигуру. Тем не менее, в своем последнем романе
"Отягощенные злом, или Сорок лет спустя" (Burdened with Evil) (1988)
Стругацкие, по-видимому, намеревались сознательно изменить то, что они ощущали
как понижающаяся осведомленность об источниках. Сюжет, образность и
характеризация в романе "Отягощенные злом, или Сорок лет спустя" практически
полностью определяются паутиной мотивов-прообразов, сплетенных авторами в
фантастическую сказку. В этом случае, впрочем, большая часть
прообразов-шаблонов, якобы долженствующих управлять читательским пониманием
фантастических событий и образов текста, не является ни знакомой, ни простой.
Любопытно изменяя дидактическую функцию прообраза, скорее, нежели полагаясь на
хорошо знакомый мотив как замену прямому авторскому комментарию, Стругацкие
вводят малознакомые или забытые тексты и вынуждают читателя открывать заново
источник предупреждающих моделей.
Некоторые из представленных текстов исполняют роль прообраза кратко, только на
протяжении одной сцены или одного момента характеризации. В нижеприведенном
примере рассказчик - студент провинциального советского педагогического
института середины XXI века. В ходе полевой экспедиции - со своим учителем
(Г.А.) и товарищем студентом - они посещают стоянку местного контркультурного
сообщества и наблюдают двух представителей этого общества, безразлично
совокупляющихся, пока их лидер превозносит пассивность и апатию по отношению к
традиционному миру. Описание этой сцены прямо предсказывается другим текстом,
на который рассказчик прямо ссылается:
"Мне сделалось невыносимо стыдно. Я опустил глаза и не мог больше поднять их.
Особенно мучительно было сознавать, что все это видят и Мишка, и Г.А. За
фловеров мне тоже было стыдно, но их-то как раз все это совсем не шокировало. Я
видел, как некоторые поглядывали на совокупляющуюся пару с любопытством и даже
с одобрением.
"Внезапно из-за кустов раздалось странное стаккато, звук, который я до сих пор
не слышал, ряд громких, отрывистых О-О-О; первый звук О был подчеркнутый, с
ударением и отделен от последующих отчетливой паузой. Звук повторялся вновь и
вновь, а через две или три минуты я понял, что было его причиной. Ди Джи
спаривался с самкой".
Вопрос: откуда? Ответ: Джордж Б. Шаллер "Год под знаком гориллы"."15
Аллюзия на исследование Шаллером поведения приматов не отдельна и не случайна,
поскольку она является частью набора аллюзий, проходящего через всю книгу. Тема
этих аллюзий - конфликт между биологическим (психологическим, бихевиористским)
и духовным (религиозным, платоновским) определениями homo sapiens. Роман играет
с аналогиями и расхождениями между постмодернистским научным дискурсом
(герой-рассказчик - астрофизик) и религиозным мировоззрением христианской ереси
- гностицизма. Фундаментальным для системы взглядов, присущей гностикам,
является примат трансцендентального человеческого знания (собираемого путем
мистических и эзотерических откровений) и присущее всей материи зло.
-+-
14.  Полное рассмотрение мотива Пестрого Флейтиста в поэме Цветаевой можно
найти в книге: Wytrzens G. Eine russische dichterische Gestaltung der Sage vom
Hamelner Rattenfanger. - Wien: Verlag der Osterreichischen Akademie der
Wissenschaft, 1981. - Band 395.
15.  Отягощенные злом, или Сорок лет спустя // Стругацкий А., Стругацкий Б. .
Избранное. - М.: Московский рабочий, 1990. - С.484-639.

--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Честь имею кланяться                                    Алла, молчаливый глюк

--- На сто пятнадцатом прыжке в компьютер впорхнул GoldEd/W32 1.1.1.2
 * Origin: Возможны дела малых (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Срд 18 Июл 01 06:17
 To   : All                                                 Суб 21 Июл 01 00:37
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть

Товарищ All, разрешите обратиться!?

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Юрий Сабуров
РЫЦАРЬ СЛАВНОГО ОБРАЗА
Имя дона Руматы Эсторского в нашей стране известно почти всякому. Даже в
нынешние дни, когда историю Серых веков предпочитают изучать не по трудам
ученых и летописям, а по авантюрным романам, среди кото-рых <Дон Уртанан и три
галантерейщика> или <Одиссея капитана Эги Лю-безника> -еще не самые худшие.
Короткая и яркая жизнь Руматы; его деяния, заставившие говорить о себе
современников и потомков; люди, иные из которых вошли в историю, с которыми
сводила его жизнь; наконец, его загадочное исчезновение в охва-тившем Арканар
пламени мятежа не могли не привлечь к себе внимания.
Личность эта не раз попадала и в поле зрения историков, и по ее поводу сломано
немало копий.
Одни считают его ловким интриганом, прячущимся под маской светско-го
вертопраха, другие - напротив - светским вертопрахом, от скуки ввя-зывающимся в
опасные приключения. Третьи - одиноким борцом за спра-ведливость, поднявшимся
над уровнем своего жестокого века (а разве все иные века были менее
жестокими?). Кто-то по доброй староимперской тра-диции видит в нем хитроумного
самозванца, напялившего личину гранда и не гнушавшегося шпионить в пользу
любого, кто готов был заплатить.
Оценки современников тоже диаметрально противоположны. Маршал Рипат в своих
мемуарах - неоценимом источнике по истории интересующего нас периода - выводит
образ высокомерного имперского аристократа, не стесняв-шегося заявить своему
собеседнику, что с высоты его происхождения <не видно никакой разницы даже
между вами и королем>. Дон Тамэо Арканарский, этот видный законодатель,
вспоминает о человеке незаурядного ума, вместе с тем всецело погруженном в
разнузданные увеселения двора, покорителе сотен жен-ских сердец и дуэлянте,
презиравшем соперников настолько, что он даже гну-шался убивать их. В то же
время знаменитый Будах раскрывает перед нами образ философа в дворянском
камзоле, человека, сумевшего подняться до вы-сот понимания закономерностей
общества, далеко опередившего свое время. Ведь даже сам достопочтенный
ируканский лекарь и мудрец не понял излагае-мых Руматой идей. Гур Сочинитель в
своем тайном дневнике передает удиви-тельные слова Руматы, предсказавшего пути
развития культуры, и, наверное, первым на планете оценившего важность
художественного открытия, сделан-ного этим великим писателем, создавшим жанр
романа. И совсем не зря он вы-вел Румату в образе главного героя своего
знаменитой до сих пор и любимой книги <Дон Румет Алендровский, или Рыцарь
славного образа>.
Не обошлось, конечно, и без самых диких слухов и пересудов, вроде быв-шего
тогда традиционным для всякого мало-мальски выделяющегося среди общей массы
человека обвинения в общении с нечистой силой или полетов на железном драконе,
которого он будто бы прятал в подвале замка Бау.
Наконец, до этой своеобразной личности добрались и современные фантасты.
Речь идет, как уже, разумеется, догадались читатели, о прогремевшем в последние
десятилетия прошедшего цикла романе - не будем называть достаточно широко
известные имена авторов -<Бремя небожителя> и сня-тых по нему двух фильмах, еще
более, на взгляд автора данной статьи, искажающих действительность, чем сам
роман.
Помниться, в свое время их популярность была столь высока, что авто-ру
приходилось на лекциях получать от студентов записочки наподобие <А вы знаете,
что Румата Эсторский был инопланетянином?>.
Эту версию мы здесь всерьез рассматривать, разумеется, не будем, ос-тавив ее
тем <энтузиастам>, которые периодически снаряжают экспедиции в остатки Икающего
леса в поисках вепря Ы и зверя Пэха.
Сейчас же автор хотел бы обратить внимание читателя на один аспект его
деятельности. Тот, о котором напрочь забывают и историки, исписывавшие целые
тома в попытках докопаться - был ли дон Румата Эсторский самозван-цем или нет,
и тем более романисты и киношники, заставляющие его рубить всех встречных и
поперечных с использованием приемов веерной защиты, ко-торые, как достоверно
известно, были изобретены спустя сто с лишним лет.
Румата спасал людей. В ту жестокую эпоху это должно было казаться чем-то
незначительным, странным и даже смешным.
Но позднейшее время показало, что это было самое важное, что он сде-лал. Потому
что - на это опять же почти никто почему-то не обращает внимания - люди,
которых он избавил от смерти, в колоссальной степени изменили наш мир. Среди
спасенных им были не только один из величай-ших поэтов человечества, Цурэн, чьи
творения оказали влияние на милли-оны и миллионы людей.
И не только историк отец Ниен, благодаря хроникам которого мы более-менее
хорошо знаем происходившее тогда, составивший <Свод додревних ле-тописей и

преданий> - неоценимый источник знаний по истории нашего отече-ства времен

Вторжения и даже предшествующих эпох. Среди них был и знамени-тый алхимик
Синда, чей ученик Тук создал порох. И философ и космограф отец Тарра, впервые
высказавший мысль о множественности обитаемых миров и бесконечности Вселенной.
Не говоря уже об упоминавшемся Будахе.
За одно это дон Румата Эсторский достоин если не золотой статуи на главной
площади Столицы, то по крайней мере благодарной памяти, и уж во всяком случае -
избавления от превращения в персонажа дешевых бо-евиков и комиксов, наподобие
Hаакона-сокрушителя.
Итак, подводя промежуточный итог - кто же такой был Румата? По мне-нию вашего
покорного слуги, этот человек, сам по себе возвышавшийся над уровнем своей
эпохи, принадлежал к числу тех, кто явственно видел дальней-шую печальную
судьбу Запроливья, если существовавшее на тот момент по-ложение сохранится.
Окончательный и неизбежный распад империи, затем - с той же неизбежностью -
распад королевств и герцогств - вспомнить хотя бы бесконечные войны арканарских
королей с баронами Пампа. Упадок ремесел и культуры, торжество махрового
обскурантизма и клерикальной реакции, по сравнению с которой и Святой Орден
показался бы коллегией благотворите-лей, бесконечные войны, истощающие все
силы, смуты и голодные бунты... И наконец - как итог всего вышеперечисленного -
повторение Вторжения, орды меднокожих варваров, спускающиеся с Красного хребта,
беспощадные захватчики, не щадящие никого, горящие города, толпы слепых от
ужаса лю-дей, забивающихся в лесные трущобы в тщетных поисках спасения...
(Hаде-юсь, жители и уроженцы Загорской провинции нашей федерации не обидятся,
прочитав этот абзац. Из песни, как говорил Цурэн Правдивый, слов не выки-нешь,
а уж тем более - из истории). Мы, дважды за последние девяносто лет пережившие
мучительный распад государства и не менее тяжкий период вос-становления
утраченного единства, можем теперь сказать с уверенностью, что плата, которую
история потребовала с тогдашнего Запроливья за то, чтобы угроза полного хаоса и
развала миновала, не была чрезмерной.
И уж тем более нелепо и абсурдно возлагать на дона Румату даже не-большую часть
ответственности за события Кровавой ночи в Арканаре, ког-да он по непонятной
причине, в одиночку якобы перерезал тридцать (по другим данным - сто человек),
и тем более - за смерть дона Рэбы. Надо сказать, смерть этого - увы, долгое
время несправедливо осуждаемого - государственная деятеля многие современники,
напротив, ставили дону Румате в заслугу. Об этом пишет тот же Тамэо
Арканарский, отражавший точ-ку зрения умеренно реформаторских аристократических
кругов, типичным представителем которых он являлся, с удовольствием говоря на
страницах своих воспоминаний о <наглом самозванце и полумужике, обманувшем и
погубившем государя, и сраженном рукой доблестного высокородного ры-царя>.
Но, разумеется, как показывает беспристрастный анализ, ничего по-добного не
имело места.
Один человек, пусть даже обладающий какими-то необыкновенными фехтовальными
способностями, просто не мог бы совершить приписывае-мые ему убийства. Тем
более, что все знавшие нашего героя подчеркивали его, прямо скажем,
удивительную для того времени неприязнь к кровопро-литию. Не говоря уже о том,
что в разных концах не такого уж маленького города, по воспоминаниям
<очевидцев>, Румату видели в шести местах одновременно. И уж тем более не стал
бы благородный дон, как бы он ни ненавидел своего врага, разделывать уже
мертвое тело на двадцать четыре части, да еще при этом оскопив противника, а
под конец - зашвырнув отрубленную голову в солдатский нужник.
Если уж на то пошло, то, скорее всего, убийц дона Рэбы ( а возможно и самого
Руматы) следует поискать среди боевиков Святого Ордена. Или недо-битых остатков
<Серых рот> - тем более, что у последних было за что мстить.
И, кстати, еще об <инопланетной> версии.
Откопанные в бумагах Высшего Конклава Истинной Церкви Биной Лоа, этой
неутомимой исследовательницы <неопознанных летающих объек-тов>, сомнительные
показания каких-то двух пьянчужек, будто бы видев-ших, как огромный диск <
наподобие крышки от пивного жбана> (много-значительная подробность!), спустился
с неба, сбросив пару <каких-то шту-ковин, наподобие железных бочек>, ничего
кроме смеха не вызывают.
Если учесть, что Арканар всегда славился безудержным пьянством и что в те часы,
наверняка, выжившие торопились отметить свое спасение обильными возлияниями, то
можно не развивать эту тему.
Но хватит обо всем этом. Думается, пришло время сказать о самом нео-днозначном
эпизоде в судьбе этого человека. О его взаимоотношениях с уже упоминавшимся
доном Рэбой.
Традиция считает дона Рэбу и Румату, мягко говоря, оппонентами. Но так ли это
однозначно ясно? Во всяком случае, как отмечалось очень мно-гими, в
достопамятном эпизоде с Будахом, происшедшем в последние дни правления
выродившейся династии потомков Тоца Победоносца, связка этих двух людей
просматривается достаточно явственно.
Слава Богу, давно уже в прошлом односторонний взгляд на дона Рэбу как на
<мелкого авантюриста эпохи укрепления абсолютизма>.
Вспомним лишь немногие из его деяний.
Так, именно он первым из деятелей времен феодализма догадался опе-реться на
третье сословие, сформировав арканарские "Серые роты". Имен-но стараниями дона
Рэбы было организовано первое чисто светское учебное заведение в Запроливье -
Патриотическая школа. Ныне это знаменитая Арканарская Академия
ГосударственнойСлужбы имени отца Кина, из стен которой вышла целая плеяда
великих деятелей прошлого и настоящего.
Вопреки распространенному мнению, не следует думать, что положе-ние в Арканаре
при доне Рэбе чем-то серьезно отличалось в худшую сторо-ну от того, что было в
иных местах.
Да, в Арканаре, случалось, жгли и казнили людей за неосторожное сло-во или
запрещенную книгу.
Но то же самое творилось и в других краях. Достаточно вспомнить эпизод в
Эсторе, когда одновременно было казнено двадцать пять ведьм. Этот рядо-вой
случай вошел в историю только лишь потому, что во время экзекуции капитан роты
арбалетчиков, надо полагать, рехнувшийся или основательно перебравший пива,
лично зарубил Главного Имперского Судью, перед этим приказав своим людям
расстрелять охранявших казнь стражников.
Но именно в Арканаре власть явила миру наиболее отвратительные свои черты, всю
гнилость и неумение решать общественные проблемы, и даже талант первого
министра тут ничем помочь не мог.
Нужно было вскрыть этот нарыв на теле империи во что бы то ни стало.
Первоначальная ставка на <Серые роты> себя не оправдала, и вина лежит в данном
случае исключительно на их руководстве, оказавшемся неспособным понять, что
происходит.
Конечно, официальную версию, что де руководство городского опол-чения во главе
с Цупиком и Абой спелось с Вагой Колесом (напомним: Вага Колесо - мифический
предводитель разбойников Запроливья, как блиста-тельно доказал еще проф.
Гратарсонрайчарор - личность, никогда не су-ществовавшая, более того
-сказочная), можно смело отмести.
И тогда был избран иной путь, замысловатый и опасный, стоивший - увы - самому
Рэбе жизни.
Сперва обострить ситуацию до предела - для чего как нельзя лучше подошел
ставший к тому времени <притчей во языцех> Святой Орден - одна Барканская резня
чего стоит!
Затем последовало всеобщее выступление доведенныхдо отчаяния жителей, во главе
которого оказался - весьма кстати - Арата Горбатый (между прочим, вот вам и
объяснение странных и необъяснимых связей этого человека с Руматой).
Восставшие во главе с Аратой захватили Арканар, в то время как вы-шедшая из
Гниловражья повстанческая армия дона Кси и крестьянского вожака Пзрты
Позвоночника, заранее для подобного случая прикормленная, увы, покойным к тому
времени доном Рэбой, разбила войско Ордена в двадцати милях от столицы.
Тем самым был создан формальный предлог для вмешательства выс-шей имперской
власти - раз Святой Орден доказал свое бессилие навести порядок в
новоприсоединенном владении, то пора вмешаться и верховно-му суверену, вассалом
которого формально был Орден.
Далее события развивались с космической, как теперь говорят, скорос-тью, что
помнят все хотя бы из школьного курса истории.
Уничтожение правящей династии Арканара заставило правящие элиты всех областей
почти распавшейся империи сплотиться вокруг трона. Случись вторже-ние в Арканар
прежде, хотя бы на полгода раньше - центральная власть оказа-лась бы перед
угрозой всеобщей гражданской войны. Но теперь все эти герцоги и короли, и без
того косо посматривавшие на Святой Орден, готовы были послать в помощь
имперской армии свои войска. А Соанская республика, донельзя напуган-ная
соседством  с 0рденом, охотно оплатила все затраты казны.
И лучшим доказательством того, что все совершалось не без ведома верховной
власти, является то, что победоносный Император не казнил смутьянов, а
милостиво простил, и даже выделил им, включая и самого Арату Горбатого,
небольшие угодья с крепостными, где Арата и скончался спустя два года в
состоянии глубокой депрессии, видимо, вызванной разо-чарованием в прежних
идеалах.
Признаем - с точки зрения современного человека, средства были, мягко говоря,
не очень благопристойные. Но, как это опять же ни покажется кое-кому из
нынешних приверженцев гуманизма циничным - в данном случае цель их полностью
оправдала.
Именно с Арканарского королевства - вернее, сАрканарской провин-ции - и
началось становление Второй Империи Запроливья, наследника-ми которой, в
некотором роде, мы все являемся.
Надо иметь в виду, что это было за время: в ту эпоху даже самые вели-кие люди
допускали поступки далеко не соответствующие современным представлениям о
морали.
Достаточно вспомнить уже упоминавшегося выше доктора Будаха, чья роль в
отравлении последнего арканарского монарха слишком хорошо известна, чтобы
говорить о ней здесь подробно (правду сказать, Пиц Шес-той вполне заслужил свою
участь). Или еще одну весьма своеобразную личность, из тех, с кем пересекся
путь Руматы - отца Кабани.
У каждой хозяйки есть его замечательное изобретение, но уже далеко не все
помнят (и слава Богу!), что это привычная нам мясокрутка прошла ис-пытания,
если можно так сказать, вовсе не на дворцовых кухнях Арканара, а в пыточных
подвалах Веселой Башни. Можно также вспомнить, что колючая проволока - еще одно
изобретение Кабани -также впервые опле-ла первые столбы концлагерей вовсе не в
недавнее правление недоброй памяти Гроана Сухорукого, а именно в те времена.
Наконец, уж всякий знает, что перебравшийся в Столицу Кабани, экс-периментируя
с полученным им спиртом, еще долгое время именовавшимся <слеза отца Кабани>,
получил напалм, которому имперская армия в значи-тельной степени обязана
позднейшими победами.
Так что не следует впадать в бесполезное морализаторство. Людей нужно судить по
меркам их времени, тем более что в конечном итоге они боролись и за наше с
вами, современники, благо.
Напоследок скажем об одной находке, прошедшей почти незамечен-ной, но
позволяющей, быть может, многое объяснить в характере и поведе-нии героя
данного очерка.
В Барканском государственном архиве, в фондах министерства охра-ны Святого
Ордена, был обнаружен дневник донны Оканы - фаворитки дона Рэбы, известной
своими скандальными похождениями. Содержимое его последних страниц позволяет
пролить свет на некоторые обстоятель-ства жизни дона Руматы Эсторского.
Дело в том, что дон Румата - этот блестящий кавалер, окруженный славой
непобедимого серцееда - на самом деле был импотентом.
Видимо, эта личная драма наложила глубокий отпечаток на личность и всю жизнь
этого замечательного человека. Быть может, не имея возможно-сти продлить себя в
потомках, дон Румата Эсторский решил все силы от-дать на благо людей, дабы
продлить себя в добрых делах.
Попутно эти сведения напрочь опровергают легшую в основу многих произведений
расхожую версию о том, что причиной, будто бы толкнув-шей дона Румату к
убийству первого министра Арканара, была личная месть за смерть
любовницы-простолюдинки - не то Киры, не то Коры.
Да и в самом деле -зачем бы дон Рэба стал убивать какую-то горожан-ку? Сами
подумайте, уважаемые читатели.
Пига Ферго, Убан, Еженедельник <Коротко обо всем>.   33, год Огня 124 цикла по
календарю Запроливья.
Литература.
Ире Рипат. <Мемуары солдата>. Репринтное издание. Убан. 3-я Типография МО
Федерации Запро-ливья. Год Воды 119 цикла.
Тамэо Арканарский. <О достославных событиях, происшествиях и людях, коим
свидетелем был>. Столица. <Законовед>. Издание 17. Год Тьмы 119 цикла.
Дневник Гура Сочинителя. В серии <Литературные памятники эпохи реинтеграции

Империи>. Соан, <Раритет>. Год Тьмы 119 цикла.

Будах Ируканский. <Скрижаль любомудрия> Издательство Ируканского филиала
Академии Hаук. Год Воды 120 цикла
Мика Пратарсонрайчарор. <Фольклор городских и сельских низов Запроливья>. Труды
общества по изучению духовного наследия. Т.6. Год Земли 111 цикла.
Каол Киун Шрустаршарчиргандас. <К вопросу о технике фехтования позднего
серовековья>. Ис-торический ежегодник.   4. Год Ветра 119 цикла.
Той Экас. <Удивительная находка>. Вестник Общесоюзного архивного центра  9. Год
Воды 124 цикла.

Сабуров Ю. Рыцарь славного образа // Звездная дорога (Красногорск). - 2001. -
6. - С.134-140.
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Таков наш примар                                        Алла, молчаливый глюк

--- Я большой глюк. Очень большой глюк. Размером в +/W32 1.1.1.2 GoldEdа.
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Срд 18 Июл 01 07:13
 To   : All                                                 Суб 21 Июл 01 00:37
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть oт Бpoмбepгa

Конничива, All-сан!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Источник:
Московский комсомолец
Дата:
18.06.99
Автор:
Екатерина ПИЧУГИHА.
Заголовок:
09.38 МОСКОВСКИЙ АРМАГЕДДОH: Мясницкая, проспект Сахарова и даже приемная
Минобороны могут исчезнуть с карты города
Текст:
[...]
Однако все это только красивые слова, а саму программу развития московского
метрополитена можно смело ставить на полку между Стругацкими и Толкиеном.
[...]
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

На том и покалим сростень                               Алла, молчаливый глюк

--- Я большой глюк. Очень большой глюк. Размером в +/W32 1.1.1.2 GoldEdа.
 * Origin: Обладателю правды - препятствие (2:5020/1941.61)