RU.LUDENY

Исследование творчества братьев Стругацких

КОНФЕРЕНЦИИ ФИДО

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Чтв 13 Сен 01 02:11
 To   : Serge V Berezhnoy                                   Чтв 13 Сен 01 22:53
 Subj : Чтeния пaмяти AHC
       БВИ вновь с Вами, Serge!

     12.09.29: Serge V Berezhnoy --> Vladimir Borisov:

 SB> А где это берется?

Вестимо, в Питеpе! :)

Например, в журнале "P.S. Посткриптум". -- 1997. -- # 1.

Или в Алма-Ате. Пpостоp. -- 1993. -- # 4.

Это такая у Гены большая эссе с байками и пpибаутками... Впрочем, о содержании
можно судить уже по названию.

                                                            Wlad.
---     GoldEd     2.51.A0901+
 * Origin: А ну отдай мой каменный топоp! (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Чтв 13 Сен 01 02:39
 To   : Yuri Zubakin                                        Чтв 13 Сен 01 22:53
 Subj : Pacкoпaй cвoиx пoдвaлoв
       БВИ вновь с Вами, Yuri!

     12.09.29: Yuri Zubakin --> Alla Kuznetsova:

 YZ>     О! Вот и классика началась...

Не говоpи! Как говоpится: дожили!

                                                            Wlad.
--- Демон зла и падения Абу-Сумама 2.51.A0901+
 * Origin: Все это -- средневековый вздор (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Anton A. Lapudev                    2:5020/400      Чтв 13 Сен 01 13:10
 To   : Vladimir Borisov                                    Чтв 13 Сен 01 22:53
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть. Cтpaннaя. Чacть 5
From: "Anton A. Lapudev" <ucb@nefteprom.com>

Мир Вашему дому, уважаемый!
 VB> Hичего-ничего! Чай, не в каменном веке живем! Всё это надо держать в виде
 VB> базы данных, дабы перенумеровывала техника.
Угу. А если это ещё и в печатном виде, как у Аллы?
Ради одно изменения всю пачку перепечатывать? Hевыгодно. Совсем.
А вот отдельно взятый год - запросто.

Такая вот печаль...

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Serge V. Berezhnoy                  2:5020/175.2    Чтв 13 Сен 01 16:21
From: "Serge V. Berezhnoy" <barros@citycat.ru>

Привет, Vladimir!

Thu Sep 13 2001 02:11, Vladimir Borisov wrote to Serge V Berezhnoy:

 VB> Например, в журнале "P.S. Посткриптум". -- 1997. -- # 1.
 VB> Или в Алма-Ате. Пpостоp. -- 1993. -- # 4.

Мерси.

 VB> Это такая у Гены большая эссе с байками и пpибаутками... Впрочем, о
 VB> содержании можно судить уже по названию.

Я Геннадия Мартовича видел, кстати, в Москве на ярмарке. Спросил не приедет ли
на "Странник" - говорит, не приглашают - ну и не надо. Я все думаю: это ж как
надо руками двигать, чтобы Прашкевич обиделся? :-(( Не представляю.

-= Удачи! =- Сергей -= [ http://barros.narod.ru ] =-

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 534 из 1530 +536                    Rcv Scn
 From : Oleg Bakiev                         2:5020/400      Чтв 13 Сен 01 21:00
 To   : Yuri Zubakin                                        Птн 14 Сен 01 01:59
 Subj : Re: Материалы из архива А. Кузнецовой выложены на "Истории Фэндома"
From: "Oleg Bakiev" <boa@aaanet.ru>

"Yuri Zubakin" <Yuri.Zubakin@p47.f30.n5010.z2.fidonet.org> сообщил/сообщила
в новостях следующее: news:1000358196@p47.f30.n5010.z2.FIDOnet.ftn...
>         Здравствуйте, All!
>
>     Полные тексты статей 1950-60, отрывки из которых постила Алла,
выложены на
> http://www.fandom.ru/about_fan/index.htm

Почему бы в раздел Стругацких не выложить "Бриллиантовые дороги"
Переслегина?

 * Origin: Talk.Ru (2:5020/400)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 535 из 1530 +537                    Scn
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Птн 14 Сен 01 00:33
 To   : All                                                 Птн 14 Сен 01 01:59
 Subj : Фидошные афоризмы
       БВИ вновь с Вами, All!

Если бы Стругацкие были фидошниками, они обязательно написали бы роман
"Утилитка на склоне."

Переломать всем ноги, и пусть никто не уйдет обиженым!

                                                            Wlad.
--- Заpемчичакбешмусаpайи... 2.51.A0901+
 * Origin: Экий ты, братец, алкоголик, смотреть противно (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 536 из 1530 -534 +541               Snt Loc Scn
 From : Yuri Zubakin                        2:5010/30.47    Птн 14 Сен 01 02:52
 To   : Oleg Bakiev
 Subj : Материалы из архива А. Кузнецовой выложены на "Истории Фэндома"
        Здравствуйте, Oleg!

         Случайно увидел, как Oleg Bakiev писал Yuri Zubakin (Четверг Сентябрь
13 2001, 21:00):

 OB> Почему бы в раздел Стругацких не выложить "Бриллиантовые дороги"
 OB> Переслегина?

    Политика у меня такая. Во-первых, я использую только те материалы, которые
люди присылают/передают мне сами или же те, которые я обнаружил в архивах
(бумажных); во-вторых, я не согласовывал этот вопрос с автором "Бриллиантовых
дорог". Многое из выложеных (и пока еще не выложеных) материалов (по крайней
мере, 1990-х) уже согласовано с авторами и изданиями (к примеру, с редакцией
журнала "Уральский следопыт", газетой "Книжный клуб", Е. Харитоновым, В.
Владимирским и др.). То же, что не согласовано _и_ вызывает возражения со
стороны авторов и изданий, постепенно изымается - по просьбе одного из авторов,
упомянутых в биобиблиографическом справочнике Жени Харитонова, временно изъята
статья о нем, и в ближайшие часы будут изъяты все материалы, когда-либо
опубликованные в газете "Книжное обозрение" (статьи, некрологи, письма
читателей, документы):

<A HREF="http://www.fandom.ru/about_fan/chalikova_1.htm">Виктория Чаликова ОТ
БЕЛОВОДЬЯ ДО... БАБАЕВСКОГО</A>
<A HREF="http://www.fandom.ru/about_fan/dyacenko_1.htm">Р. Арбитман КОНЕЦ СВЕТА
В КОНЦЕ КВАРТАЛА</A>
<A HREF="http://www.fandom.ru/about_fan/gopman_01.htm">В. Гопман В ТРАДИЦИЯХ
ЛЯПУНОВА И БУГРОВА</A>
<A HREF="http://www.fandom.ru/about_fan/gromov_1.htm">Д. Володихин НЕТ
ВОЗВРАТА</A>
<A HREF="http://www.fandom.ru/about_fan/senyakin_1.htm">И. Чёрный И ВСЕ-ТАКИ
ОНА ПЛОСКАЯ!</A>
<A HREF="http://www.fandom.ru/about_fan/vershinin_1.htm">И. Белозеров ЗЕМHОЕ
ЭХО КОСМИЧЕСКИХ БУРЬ</A>
<A HREF="http://www.fandom.ru/inter/efremov_1.htm">КОРАБЛЮ ВЗЛЕТ!</A>
<A HREF="http://www.fandom.ru/inter/gromov_2.htm">Александр ГРОМОВ: "ФАHТАСТИКА
- ЭТО ВРАНЬЕ, КОТОРОЕ НЕ ПРИКИДЫВАЕТСЯ ПРАВДОЙ"</A>
<A HREF="http://www.fandom.ru/inter/krapivin_1.htm">ИHТЕРВЬЮ С ЛАУРЕАТОМ</A>
<A HREF="http://www.fandom.ru/inter/kuzmenko_1.htm">С. Яценко ПЛОДЫ ПОЗНАНИЯ С
"ДРЕВА ЖИЗНИ"</A>
<A HREF="http://www.fandom.ru/inter/kuzmenko_2.htm">С. Яценко САМОУБИЙСТВО НА
ПОРОГЕ БЕССМЕРТИЯ?</A>
<A HREF="http://www.fandom.ru/inter/mirer_3.htm">АЛЕКСАHДР МИРЕР: "НЕ ЛЮБЛЮ
ИЗОБРАЖАТЬ ЗЛО..."</A>
<A HREF="http://www.fandom.ru/inter/parnov_1.htm">СЛОМАТЬ БАРЬЕРЫ
СТЕРЕОТИПОВ</A>
<A HREF="http://www.fandom.ru/klf/bugrov_1.htm">СЛОВО ПРОЩАHИЯ</A>
<A HREF="http://www.fandom.ru/klf/halymbadza_1.htm">Е. Харитонов ОH НЕ УСПЕЛ
УВИДЕТЬ ЧУДА...</A>
<A HREF="http://www.fandom.ru/klf/klf_abakan_1.htm">ДЕТСКИЙ КЛФ</A>
<A HREF="http://www.fandom.ru/klf/klf_abakan_8.htm">В. Борисов "ЦЕНТАВР" БУДИТ
МЫСЛЬ</A>
<A HREF="http://www.fandom.ru/klf/klf_cherkassy_2.htm">А. Лубенский ПОЧЕМУ
ТУСКНЕЕТ "ПАРАЛЛАКС"?</A>
<A HREF="http://www.fandom.ru/klf/klf_perm_1.htm">HА КРЫЛЬЯХ МЕЧТЫ: ЗНАЮЩИЙ -
ДА ПОДЕЛИТСЯ!</A>
<A HREF="http://www.fandom.ru/convent/000/isangazin_1.htm">Марат Исангазин
"ФАНТАСТИЧЕСКИЕ" НАГРАДЫ РОССИИ</A>
<A HREF="http://www.fandom.ru/convent/103/vladimir_1993_2.htm">В. Гопман
"ДУМАТЬ - НЕ РАЗВЛЕЧЕНИЕ, А ОБЯЗАHHОСТЬ..."</A>
<A HREF="http://www.fandom.ru/convent/108/interpress_1998_2.htm">А. Р. [А.
Ройфе] КОГО НАГРАДЯТ В "РАЗЛИВЕ"?</A>
<A HREF="http://www.fandom.ru/convent/109/aelita_1999_5.htm">Александр Ройфе
УТРАТЫ И ОБРЕТЕHИЯ</A>
<A HREF="http://www.fandom.ru/convent/118/interpress_1995_2.htm">ПЕРВЫЕ
МЕЧЕHОСЦЫ</A>
<A HREF="http://www.fandom.ru/convent/118/interpress_1995_3.htm">А. Ройфе
"КАЗАКИ-РАЗБОЙHИКИ" ДЛЯ ЛИТЕРАТОРОВ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА</A>
<A HREF="http://www.fandom.ru/convent/118/interpress_1995_4.htm">А. Лазарчук
"ВЫ НАНЕСЛИ УЩЕРБ ДЕЛУ РОССИЙСКОЙ ФАHТАСТИКИ..."</A>
<A HREF="http://www.fandom.ru/convent/118/interpress_1995_5.htm">А. Ройфе УЩЕРБ
HАНЕСЕH, HО - HЕ МHОЙ</A>
<A HREF="http://www.fandom.ru/convent/118/interpress_1995_6.htm">А. Шелганов
"ДАВАЙТЕ ХОТЯ БЫ HЕ МЕШАТЬ ДРУГ ДРУГУ..."</A>
<A HREF="http://www.fandom.ru/convent/122/aelita_1994_1.htm">А. Летаев
ТРИHАДЦАТАЯ "АЭЛИТА": ДАСТ БОГ, HЕ ПОСЛЕДHЯЯ</A>
<A HREF="http://www.fandom.ru/convent/127/interpress_1994_1.htm">Л. Hукневич
ИHТЕРПРЕССКОH, СТРАННИК, БРОНЗОВАЯ УЛИТКА</A>
<A HREF="http://www.fandom.ru/convent/127/interpress_1994_2.htm">ВОСЕМЬ ФАКТОВ,
КОТОРЫЕ ВАМ НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ ОБ "ИНТЕРПРЕССКОНЕ"</A>
<A HREF="http://www.fandom.ru/convent/127/interpress_1994_3.htm">Борис
СТРУГАЦКИЙ: "КНИГИ ОЧЕНЬ ПОХОЖИ HА ЛЮДЕЙ"</A>
<A HREF="http://www.fandom.ru/convent/128/interpress_1997_1.htm">А. Ройфе
"ИHТЕРПРЕССКОH-97": ПОЛЕТ HОРМАЛЬHЫЙ</A>
<A HREF="http://www.fandom.ru/convent/129/strannik_1997_2.htm">А. Ройфе
ПЕТЕРБУРГСКИЙ УСПЕХ ПЕЛЕВИHА</A>
<A HREF="http://www.fandom.ru/convent/131/perm_1999_3.htm">А. Кузанский
КИБЕРПАHКИ ПЕРМСКОГО ПЕРИОДА</A>
<A HREF="http://www.fandom.ru/convent/134/strannik_1999_1_1.htm">А. Ройфе
ГЛАВHЫМ "СТРАННИКОМ" СТАЛ "ЭФИОП"</A>
<A HREF="http://www.fandom.ru/convent/135/urania2000_1.htm">Б. Аникин "АЭЛИТА"
ОБЕРHУЛАСЬ "УРАНИЕЙ"</A>
<A HREF="http://www.fandom.ru/convent/26/aelita_1983_1.htm">ПРИЗ
"АЭЛИТА-83"</A>
<A HREF="http://www.fandom.ru/convent/31/seminar_1983_1.htm">H. Балыкова
СЕМИHАР ПИСАТЕЛЕЙ И ИЗДАТЕЛЕЙ</A>

    Постепенно я постараюсь заменить эти материалы на аналогичные, но, боюсь,
что статью Виктории Чаликовой об утопиях и великолепнейшую подборку документов
Ф. Дымова (Суркиса) из переписки И. Ефремова мне заменить ничем не удастся.
Впрочем, в этом нет ничего страшного или трагического - эти материалы, видимо,
когда-нибудь выложит "Книжное обозрение" на своем сайте.
    Вообще с коопирайтами и выкладыванием материалов в Сети вопрос весьма и
весьма деликатный - по этой причине я почти не выкладываю материалов из
фэнзинов. А там встречаются совершенно чудные статьи и интереснейшие факты...
    В-третьих, я стараюсь в первую очередь выкладывать малодоступные
большинству любителей фантастики материалы - статьи из региональной прессы, из
старых газет и журналов, документов, информов и т.п. Статья же Переслегина
широко распространена в Сети.
    И я никому не отказываю в просьбах использовать материалы с www.fandom.ru
потому что цель у меня - сохранить историю отечественного Фэндома. Которую мы
чуть было не пропили по конвентам.

                C уважением, Yuri

... Громозексуализм
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Yuri Zubakin                        2:5010/30.47    Птн 14 Сен 01 03:03
 To   : Vladimir Borisov
 Subj : Фидошные афоризмы
        Здравствуйте, Vladimir!

         Случайно увидел, как Vladimir Borisov писал All (Пятница Сентябрь 14
2001, 00:33):

 VB> Если бы Стругацкие были фидошниками, они обязательно написали бы роман
 VB> "Утилитка на склоне."

    Сейчас такие романы пишутся. Про Модератора с плюсометом, к примеру,
писалось.
    А Стругацкие вряд ли написали произведение с подобным названием - не
настолько они, как мне кажется, ограничены:
    "Потом он жевал черствую булку с джемом и горько сетовал на то, что вылил
пол-бутылки бренди в раковину во избежании соблазна, и радовался, что цикл "За
кулисами большого города" все-таки начат, и начат неплохо, прекрасно начат,
вполне удовлетворительно. Хотя, наверное, придется все переписать. Странно
все-таки, подумал он, почему эти рассказы пошли именно сейчас? Почему не год
назад, не два года назад, когда я их придумал? Сейчас я должен был бы писать о
ханурике, вообразившем себя суперменом, вот о чем. Я ведь начал с этого.
Впрочем, такое со мной не в первый раз. А если подумать и хорошенько вспомнить,
то так бывает всегда. И именно поэтому невозможно писать по заказу. Начинаешь
писать роман о юных годах господина Президента, а получается про необитаемый
остров, где живут странные обезьяны, которые питаются не бананами, а мыслями
потерпевших кораблекрушение..." Стругацкие А. и Б. Гадкие лебеди.

                C уважением, Yuri

... Массаракшствующие молодчики
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Птн 14 Сен 01 00:49
 To   : Anton A. Lapudev                                    Птн 14 Сен 01 03:20
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть. Cтpaннaя. Чacть 5
       БВИ вновь с Вами, Anton!

     13.09.29: Anton A. Lapudev --> Vladimir Borisov:

 AL> Угу. А если это ещё и в печатном виде, как у Аллы?
 AL> Ради одно изменения всю пачку перепечатывать? Hевыгодно. Совсем.
 AL> А вот отдельно взятый год - запросто.

Я же честно написал: надо менять материальный носитель. Профессор Доньда
доказал, что публиковать библиографию на глиняных плитках -- неpационально.

                                                            Wlad.
--- Коллектор Рассеянной Информации 2.51.A0901+
 * Origin: Сделал свое дело -- и уходи (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Птн 14 Сен 01 00:52
 To   : Serge V Berezhnoy                                   Птн 14 Сен 01 03:20
 Subj : Чтeния пaмяти AHC
       БВИ вновь с Вами, Serge!

     13.09.29: Serge V Berezhnoy --> Vladimir Borisov:

> [...]
 SB> приедет ли на "Странник" - говорит, не приглашают - ну и не надо. Я
 SB> все думаю: это ж как надо руками двигать, чтобы Прашкевич обиделся?

Это он просто не в настроении был. Он что-то в последнее вpемя как-то мрачно
настpоен. Надо бы ему найти какую-нибудь книжку из маленькой "рамочки"
(помнишь, выходили такие в 50-х годах), он их собиpает. Где только ее найти?

                                                            Wlad.
--- Massaraksh 2.51.A0901+
 * Origin: Без умысла все помыслы мои... (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Птн 14 Сен 01 01:15
 To   : Oleg Bakiev                                         Птн 14 Сен 01 03:20
 Subj : Материалы из архива А. Кузнецовой выложены на "Истории Фэндома"
       БВИ вновь с Вами, Oleg!

     13.09.29: Oleg Bakiev --> Yuri Zubakin:

 OB> Почему бы в раздел Стругацких не выложить "Бриллиантовые дороги"
 OB> Переслегина?

Потомучта! Он мне для этой цели их прислал еще пару лет назад. И они уже даже в
виде HTML давно готовы. А вот поди ж ты!..

                                                            Wlad.
--- Коллектор Рассеянной Информации 2.51.A0901+
 * Origin: Пp-p-pоклятые годы... (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Yuri Zubakin                        2:5010/30.47    Птн 14 Сен 01 03:40
 To   : Oleg Bakiev
 Subj : Материалы из архива А. Кузнецовой выложены на "Истории Фэндома"
        Здравствуйте, Oleg!

         Случайно увидел, как Vladimir Borisov писал Oleg Bakiev (Пятница
Сентябрь 14 2001, 01:15):

 VB> Потомучта! Он мне для этой цели их прислал еще пару лет назад. И они
 VB> уже даже в виде HTML давно готовы. А вот поди ж ты!..

    Вот и поэтому тоже я стараюсь весьма ограничивать у себя материалы по
творчеству Стругацких: люденам - люденово. А то еще побьют при встрече. Мне же
побитому никак нельзя быть, у меня и без того материалов на несколько месяцев
вперед. В интенсивной обработке.

                C уважением, Yuri

... Громозексуализм
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 542 из 1530                         Snt Loc Scn
 From : Yuri Zubakin                        2:5010/30.47    Птн 14 Сен 01 06:46
 To   : All
 Subj : Как перекрыли "Ангару"
        Здравствуйте, All!

    Из архива Евгения Пермякова (Екатеринбург):

    Как перекрыли "Ангару": [Отр. из интервью Ю. Самсонова] // Фантастическая
газета (Томск).- 1991.-   3.- С. 1-2.

    Как перекрыли "Ангару"

    Лучшая память об Аркадии Натановиче - это произведения великих братьев.
Перечитайте, эти книги сейчас доступны. А мы напомним о временах, когда все
было иначе. Предлагаем выдержки из интервью Юрия Самсонова, где речь идет
непосредственно о Стругацких, об отношении к их творчеству.

    В феврале 1969 года бюро Иркутского обкома партии приняло постановление об
идейно-политических ошибках, допущенных в альманахе "Ангара". Поводом к этому
послужила публикация повести братьев Стругацких "Сказка о Тройке". Произведение
это было признано идейно порочным и аполитичным, номера "Ангары" с повестью
изъяты из массового библиотечного пользования и переведены в спецхран, а
главный редактор альманаха писатель Юрий Самсонов освобожден от должности.
    Ю.С. "Сказку о Тройке" братьев Стругацких и груду других фантастических
рассказов данных авторов по моей просьбе выслала Ариадна Громова из Москвы.
    На заседании редколлегии я сообщил о содержании редакционного портфеля.
Вскоре последовал звонок инструктора обкома Дмитрия Милюкова:
    - Ты сказал, что собираешься печатать Булгакова и Аксенова?
    - Я сказал, что имею их в портфеле.
    - Ясно.
    Мне тоже стало ясно, что остается печатать фантастический номер. А
фантастики, привозной и местной, хватало на два. Стало быть, напечатаем два.
Рассказы были относительно безобидны. Зато "Сказка"!..
    Я позвонил Ариадне Громовой:
    - Слушай, может, убрать откровенное хулиганство - хоть этот эпизод с
пионерами, которые пришли приветствовать Вунюкова?
    - Не смей ничего убирать. Лучше уж не печатай.
    Поразмыслив, я решил, что она права: что могли изменить поправки?
    В это время в Иркутск прилетел заместитель редактора журнала "Байкал", мой
друг Владимир Бараев и рассказал, что в Улан-Удэ работает комиссия из двадцати
трех человек, разбирается с опубликованием повести "Улитка на склоне" все тех
же Стругацких - путь их пролегал по редакторским трупам...
    - А я ставлю в номер "Сказку о Тройке".
    - Поздравляю: к тебе тоже приедет комиссия. Держи мою объяснительную -
авось пригодится.
    Не пригодилась...
    Журн. Тем не менее история с "Байкалом" служила лишним подтверждением, что
со "Сказкой" придется немало повозиться, не так ли? Какие на сей раз вы
предприняли шаги, чтобы облегчить ее публикацию, что удалось придумать?
    Ю.С. Ровным счетом ничего. Я ограничился тем, что отправил в отпуск
редактора Л. А. Васильеву, отчасти потому, что она действительно изрядно со
мной подустала, а в основном потому, что не хотел ее подставлять под удар.
Номер я подписал сам, но никаких военных действий не вел: ни с кем не
консультировался, не запасался рецензиями, не оказывал никакого давления.
По-видимому, это усыпило бдительность руководства издательства и обллита, в
общем-то привыкших к тому, что в критических ситуациях главный редактор
альманаха, наоборот, проявляет активность. А может быть, те, кто стоял на
страже, просто ничего не поняли.
    Повесть прошла без сучка и задоринки. В один альманах она не уместилась, и
окончание пришлось перенести на следующий номер. Между двумя выпусками был
перерыв примерно в два месяца, и я с опасением ждал, что начало повести дойдет
до более высокого начальства, последует запрет, и окончание повести не увидит
свет. Но этого не произошло.
    А время шло, я работал над составлением последующих номеров альманаха, все
было спокойно и тихо, но ощущение занесенного топора не проходило, хотя и
запряталось в самую глубину.
    И только в феврале ночью раздался звонок из Москвы:
    - Ваш Антипин (секретарь обкома - ред.) получил за тебя в ЦК взбучку, едет
в ярости, готовься.
    Взбучка, говорят, была получена от секретаря ЦК Демичева. Вопрос предложили
рассмотреть на бюро обкома.
    Скоро Антипин нас вызвал. Особенно долго почему-то выяснял, откуда
известно, что повесть относится к жанру фантастики. Никак его не устраивало,
что я и сам фантаст, могу, поди, судить. Нет, это должно быть обозначено в
подзаголовке - тогда будет фантастика. А без обозначения - ни в коем случае...
    Первый секретарь обкома H. В. Банников спросил, как я оценил "Сказку о
Тройке", когда получил ее для публикации. Я ответил, что оценил произведение
как антибюрократическую сатиру в области науки.
    - А теперь как оцениваете? - задали мне вопрос в соответствии с намеченным
сценарием.
    - У меня не было времени изменить свое мнение, - ответил я.
    Покаяние не состоялось, члены бюро были вынуждены начать обсуждение,
которое длилось добрых полтора - два часа. Их вопросы казались мне странными,
они явно гадали - где крамола, которую должны были непременно осудить. Похоже,
что никто ничего не понял, хотя перед каждым лежал номер альманаха, исчерканный
красным карандашом, - я это видел со своего лобного места. Придирки имели
случайный, вымученный характер, иногда злобный, как у второго секретаря по
фамилии Кацуба. Нелепая была ситуация: мы говорили на разных языках без
переводчика, но с предопределенным результатом. Ни до чего, естественно, не
дотолковались, однако хоть внешне разговор наш выглядел прилично. Банников был
до того вежлив, что всякий раз, задавая вопрос, вставал с места.
    Жутким образом все переменилось, когда меня сменил главный редактор
издательства В. Г. Фридман. Видать, они слишком сдерживали "ндрав", а в зубы
наконец попался человек зависимый, из номенклатуры...
    Ему и говорить-то толком не давали.
    - Чем вы объясните свою политическую близорукость?
    Фридман начинает:
    -Я был загипнотизирован... - Он хотел сказать, известностью, именем братьев
Стругацких. Перебили:
    - Кем загипнотизирован - Клопом, что ли?..
    И - новые вопросы. А в заключительном слове Банников выдает уже как вполне
установленный факт: "фридмана загипнотизировал Клоп".
    Спустя полгода Фридмана не утвердили в должности как раз по мотиву этого
Клопа. Дорого Клоп обошелся издательству: главным редактором Фридман был
преотличным.
    Легче задышалось лишь во время выступления Антипина: хоть один человек да
понял эту "Сказку о Тройке". Hе упустил ассоциации с особыми тройками тридцатых
годов, не забыл про пионеров, приветствующих товарища Вунюкова, раскрыл нам
глаза на то, что фамилия профессора Выбегалло содержит намек на наших
выдвиженцев - мне это как-то в голову не пришло.
    Кацуба предложил исключить меня из партии. Банников спросил:
    - Вы прежде имели взыскания?
    - Hет.
    - Тогда предлагаю ограничиться строгим выговором с занесением в учетную
карточку. Какой вуз окончили?
    - Иркутский педагогический институт.
    - Плохо изучали марксизм.
    Черт возьми, ну при чем же здесь бедный марксизм? Ведь то, что происходило
в этой большой полированной комнате, меньше всего напоминало собрание
марксистов.
    Вот доказательство:
    "Бюро ОК отмечает, что в 1968 году на страницах 4 и 5 номеров
литературно-художественного и общественно-политического альманаха "Ангара"
опубликована идейно порочная, аполитичная повесть Стругацких "Сказка о Тройке".
    Под предлогом фантастического сюжета, широко используя средства иносказания
(аллегории), авторы повести в нарочито искаженном виде, субъективно и
тенденциозно представляют советское общество, охаивают историю развития
Советского государства, деятельность его учреждений, жизнь советских людей,
строящих коммунизм.
    Вместо сатирического изображения отдельных недостатков нашей жизни и показа
конкретных носителей социального зла, еще встречающегося в нашей
действительности, авторы обобщили и заострили это зло, не показав сил, которые
успешно преодолевают трудности и недостатки на пути движения советского
общества к коммунизму. Частные и переходящие отрицательные явления, отражающие
процесс борьбы нового со старым в поступательном движении общества к
коммунизму, приобрели несвойственные им всеобщность и фатальную неизбежность...
    Костяк сюжета повести, ее художественный строй, особенно язык и стиль
направлены на охаивание научно обоснованных методов руководства в нашем
государстве... Авторы отошли от принципов партийности и социалистического
реализма" и т. д...
    После таких обвинений, сами понимаете, ни о каком помиловании и речи быть
не могло. Было постановлено главному редактору альманаха "Ангара" объявить
строгий выговор с занесением в учетную карточку и от работы освободить...
Удручены и угнетены мы были не суровостью примененных наказаний, а
бессмысленностью всего, что случилось. Это было в чистом виде продолжение
"Сказки о Тройке, ненаписанная Стругацкими ее иркутская глава, не менее
страшная и в то же время нелепая. Мы даже подумали, что непросто, конечно,
придумать "Сказку о Тройке", еще труднее ее написать, но пережить "Сказку о
Тройке"!..

                C уважением, Yuri

... Ой, вы ручки мои шаловливые... (с) Ф.Крюгер
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 543 из 1530                         Snt Loc Scn
 From : Yuri Zubakin                        2:5010/30.47    Птн 14 Сен 01 06:48
 To   : All
 Subj : Смелков Ю. Мир фантастики
        Здравствуйте, All!

    Смелков Ю. Мир фантастики: Литературные заметки // Правда.- 197?

    В рассказе К. Булычева "Половина жизни" пришедший из глубин Вселенной
космический корабль захватывает в плен обитателя Земли. Такие сюжеты - не
редкость в современной фантастике; столкновением с внеземной цивилизацией
проверяются интеллект, мужество и воля человека. Однако у Булычева в контакт с
чужим разумом вступает не ученый, не космонавт, а простая женщина, медсестра
сельской больницы Надежда Матвеевна Сидорова. К тому же захвачена она не
разумными существами, а роботами - они управляют автоматическим
кораблем-разведчиком, договориться с ними невозможно, а для борьбы нет знаний.
    Надежда Сидорова проводит в космическом плену долгие годы, ей удается
подружиться с "братьями по разуму", как и она, захваченными кораблем. Она
погибает, дав им возможность освободиться. Исследуя мотивы ее стойкости, ее
подвига, автор не наделяет свою героиню какими-нибудь необыкновенными
способностями и качествами - от начала до конца Надежда Сидорова остается
простой доброй женщиной. Это и оказывается самым главным - доброта, готовность
помочь тому, кто слабее...
    Рассказ этот, на мой взгляд, отражает весьма характерную особенность
фантастики последних лет: в привычной фантастической ситуации действует
необычный для фантастики герой. В последние десятилетия главной темой
фантастики стала научно-техническая революция, ее социальные и нравственные
аспекты.
    Сегодня героями фантастики оказываются обыкновенные люди, те, кто живет в
эпоху НТР, ощущая на себе последствия грандиозных перемен, происходящих в жизни
общества.
    Люди как люди, ничем особенным не выделяющиеся, - именно они оказываются
лицом к лицу с небывалым, неведомым, с потрясающими открытиями, с удивительными
изобретениями. Для художественного исследования ситуаций и конфликтов такого
рода от фантастов потребовалась уже не только техническая эрудиция и смелость
гипотез, но и мастерство психологического анализа личности. Нынешний этап
развития фантастики как раз тем и интересен, что она, не теряя "своего лица",
эволюционирует по направлению к "обычной" литературе.
    Герои рассказов К. Булычева, встречающиеся с фантастическими достижениями
науки и техники будущего или внеземных цивилизаций, далеко не всегда способны в
полной мере осмыслить то, что вторгается в их жизнь. Но никакие фантастические
обстоятельства не заслоняют от них главного, неотменяемого ни в каком веке
человеческого долга - сделать все от них зависящее, чтобы другим людям жилось
легче и лучше.
    В творчестве А. и Б. Стругацких человек рассматривается преимущественно с
точки зрения его социальной функции. В последних произведениях, повестях
"Пикник на обочине" и "Парень из преисподней" Стругацкие создают тип своего
рода современного "маленького человека", по-своему порядочного и не лишенного
хороших качеств, но социально безграмотного, покорно и без рассуждений
принимающего общественный строй, основанный на насилии и несправедливости. В
фантастической ситуации "Пикника на обочине" такой человек получает возможность
переделать мир по своему желанию и с ужасом осознает, что он в сущности не
знает, чего именно хочет, хотя хочет, конечно же, добра. Ему отпущены считанные
минуты, чтобы придумать и высказать желание - любое - и оно будет исполнено, и
именно в эти минуты он убеждается, что не умеет думать, никогда даже не пытался
этому научиться. Героям Стругацких слишком многое нужно преодолеть в себе,
чтобы сделать даже первый, небольшой шаг к гуманистической нравственности, но
они все-таки делают этот шаг. В "Парне из преисподней" солдат с далекой
планеты, раздираемой бессмысленными войнами, профессиональный убийца, попадает
на добрую и прекрасную Землю будущего - и ничего не может понять. Но,
возвратившись на свою планету, он подставляет плечо, чтобы вытащить из грязи
машину, везущую вакцину в зачумленный город, - только и всего, но впервые
"парень из преисподней" сделал хоть что-то, чтобы не убить, а спасти незнакомых
ему людей.
    Ставя своих героев лицом к лицу с грядущими научными открытиями и
техническими чудесами, фантасты устраивают им своего рода проверку на
человечность, испытывают их способность обратить достижения НТР во благо
человечеству.
    Несколько лет назад мы привычно произносили "фантастика и приключения" -
сегодня фантастическая литература не только отдалилась от приключенческой, но и
внутри нее чисто приключенческое начало, на мой взгляд, утрачивает свои некогда
сильные позиции. Разумеется, и сегодня нередки произведения, авторы которых
уповают главным образом на острый, динамичный сюжет и фантастический "антураж"
- звездолеты, роботы, машины времени, но они проигрывают в сравнении с книгами,
использующими то или иное фантастическое допущение для построения социальной
гипотезы или исследования личности. Скажем, в романе В. Савченко "Открытие
себя" есть детективный мотив, но он второстепенен, главная тема романа -
влияние научного открытия на жизнь общества. Встречаются, однако, и
произведения, в которых парадоксы времени, путешествия в прошлое и будущее
"работают" почти исключительно на детективную интригу.
    Еще не так давно фантастика стояла несколько в стороне от общего движения
литературы, воспринималась как промежуточный жанр, располагающийся где-то между
научно-популярным и приключенческим. Сейчас положение изменилось, фантастика
вес более органично включается в литературный процесс. Она, как мне кажется,
все больше отходит от популяризации достижений науки, оставив эту задачу
научно-популярной литературе, сама же решает задачи, все более сближающиеся с
общелитературными. (В связи с этим возросло ее собственное жанровое
разнообразие - в современной фантастике мы найдем сказку, памфлет, лирическое и
сатирическое повествование, философский роман, социологическое исследование).
Возникает новый критерий оценки фантастического произведения, точнее,
дополняется старый - научная гипотеза, лежащая в его основе, должна быть не
только оригинальной и смелой, но и художественно плодотворной, способной
породить новую точку зрения, новый аспект исследований проблемы - "человек и
НТР".
    Можно назвать произведения, в которых интересное фантастическое допущение
не приводит к удаче, как, например, рассказ М. Грешнова "Цветы Альбароссы",
представляющий собой весьма примитивную вариацию на тему "Соляриса" С. Лема
(неудачными следует признать и другие рассказы, вошедшие в его сборник
"Волшебный колодец"). С другой стороны, уже "обкатанные" гипотезы могут
плодотворно разрабатываться, если писатель, не довольствуясь внешними эффектами
фантастического антуража, по-новому осмысливает проблему.
    В то же время с фантастики, разумеется, не снята другая ее задача -
художественный прогноз будущего. Всем памятей огромный успех "Туманности
Андромеды" И. Ефремова, романа глубокой социальной мысли, ставшего этапом в
развитии советской фантастики. К сожалению, эта линия не получила, на мой
взгляд, достойного продолжения: модель будущего, созданная в "Туманности
Андромеды", повторялась, дополнялась в каких-то частностях - не более того.
    Главной темой стала современность - отталкиваясь от настоящего, фантасты
уходят в будущее, чтобы снова вернуться к настоящему, к актуальным проблемам
своего времени. Плодотворность этого направления подтверждается тем, что оно
объединяет писателей очень различных по манере и индивидуальности.
    Вместе с тем выходит в свет немало произведений сугубо эпигонских,
вторичных по форме, бедных мыслью. И авторы таких книг в издательства,
выпускающие их, отлично понимают, что подзаголовок "научно-фантастический" сам
по себе обеспечивает повышенный читательский спрос, и злоупотребляют
популярностью жанра (таких книг немало выходит, в частности, в серии
"Библиотека приключений и научной фантастики", выпускаемой издательством
"Детская литература"). Скажем, "Далийский вариант" Ю. Тупицына представляет
собой заурядный роман о гангстерах и сыщиках, только действие происходит на
неведомой планете и персонажи пользуются всевозможными удивительными приборами.
Бедность языка, однокрасочные герои - эти недостатки не только встречаются во
многих фантастических произведениях, но иногда признаются чуть ли не
неотъемлемыми качествами фантастики, выдаются, так сказать, за специфику жанра.
    Фантастика - один из популярнейших жанров современной литературы; по данным
анкетных опросов, особенно высока ее популярность у людей творческого труда, а
также у школьников и молодежи. И сегодня мы можем назвать немало произведений,
художественными средствами исследующих те перспективы, над которыми неизбежно
задумывается современный человек.

    Ю. СМЕЛКОВ.

                C уважением, Yuri

... Громозексуализм
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 544 из 1530                         Snt Loc Scn
 From : Yuri Zubakin                        2:5010/30.47    Птн 14 Сен 01 06:51
 To   : All
 Subj : Ю. Медведев "Протей" 1
        Здравствуйте, All!

    Открытое письмо директору ВТО МПФ В. И. Пищенко // Информ-сообщение ВС
КЛФ.- Ростов-на-Дону, 1990.- март.- С. 14.

    Как и другие члены КЛФ страны, мы имели неоднократно возможность слышать
Ваши пространные уверения в том, что Вы лично принципиальный противник раскола
советской фантастики. Более того, Вы неоднократно утверждали, что ВТО МПФ
[Всесоюзное творческое объединение молодых писателей-фантастов - YZ] при
издательстве "Молодая гвардия" отказывается от использования издательских
площадей для внелитературной борьбы и сведения счетов.
    Однако публикация в сборнике ВТО МПФ "Простая тайна" повести Ю. Медведева
"Протей" свидетельствует об обратном. Эта повесть - явление беспрецедентное в
советской HФ. Аморальность данного сочинения, вызывающе, цинично оскорбляющего
А. и Б. Стругацких в доносительстве, настолько очевидна, что не нуждается в
комментариях. Примечательно, что это не первый случай, когда Медведев прибегает
к нечистоплотным приемам. У любителей фантастики на памяти рассказ этого автора
"Чертова дюжина Оскаров" - отвратительный пасквиль на А. А. Тарковского.
Подобная "литературная" деятельность Ю. Медведева прямо вытекает из его идейной
позиции, ставшей широкоизвестной в начале 70-х годов. В то время Медведев,
назначенный заведующим отделом фантастики издательства "Молодая гвардия", начал
разгром советской научно-фантастической литературы и травлю ее лучших
представителей.
    От имени многочисленных любителей фантастики мы спрашиваем Вас: как
совместить Ваши призывы ко всем авторам и КЛФ "жить дружно" и печатание повести
Ю. Медведева?

    ВСЕСОЮЗНЫЙ СОВЕТ КЛУБОВ ЛЮБИТЕЛЕЙ ФАНТАСТИКИ

                C уважением, Yuri

... Чебурашкообразные эвоки. StarWars?
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 545 из 1530                         Snt Loc Scn
 From : Yuri Zubakin                        2:5010/30.47    Птн 14 Сен 01 06:54
 To   : All
 Subj : Ю. Медведев "Протей" 2
        Здравствуйте, All!

    Из архива Татьяны Приданниковой "Магнитогорск":

    Открытое письмо Ю. Медведеву.- Б. м., б. г.- 2 с.

    Нас, магнитогорских любителей фантастики, объединенных в КЛФ "Странник",
вынудили обратиться к вам следующие обстоятельства.
    В повести "Протей", помещенной в сборнике "Простая тайна" ("Школа
Ефремова". Сборник фантастических произведений. Сост. И. Ткаченко. Отв. ред. С.
Павлов. М., "Молодая гвардия", 1988) мы обратили внимание на эпизод, очень
слабо связанный с остальным сюжетом. В этом эпизоде Вы даете легко узнаваемы
каждым, кто читает фантастику, портреты писателей А. и Б. Стругацких и
предъявляете им крайне серьезные обвинения.
    Не вдаваясь в суть этих разногласий, которые возникли между Стругацкими и
Вами, мы хотели обратить внимание на следующие стороны Вашего поступка.
    Во-первых, Ваш поступок представляется нам крайне безнравственным, так как
Вы выступили не против тех, в чьих руках "власть в фантастике", распределение
публикаций и т. п. Вы выступили против тех, кого долго и несправедливо била
наша критика, кого и сегодня порой пытаются ударить не по делу очень многие.
Такая позиция не делает чести человеку.
    Во-вторых, Вы сделали бесчестный поступок, обвинив людей в преступлении (а
ложный донос - преступление, УК РСФСР, ст. 180), но не предоставив ни единого
доказательства своего обвинения. И где бы такое обвинение не делалось - в
статье, критическом выступлении, художественном произведении, - без
доказательств оно становится подлостью.
    В третьих, Ваш поступок выглядит особенно недостойно, так как Вы, бросив
обвинение, сами постарались занять неуязвимую позицию. Вы не назвали имен, хотя
и дали очень узнаваемый (и однозначно узнаваемый - это тоже важно) портрет.
Если Вы убеждены в бесчестности Ваших противников, что Вам помешало выступить
открыто? А если не убеждены, значит - сознательно пустили в оборот тиражом
75000 экз. сплетню, слух, навет.
    В силу всего этого мы можем сделать лишь один вывод: все, что сделали Вы,
можем быть определено как подлость.
    Мы отлично понимаем, что писатель в нашей стране от читателей не зависит.
Мы понимаем, что наше отношение к Вашим поступкам и Вашим книгам никак не
поколеблет ни Вашего материального положения, ни Ваших представлений о себе. Мы
бессильны чем-либо, кроме этого письма, наказать Вас за совершенную подлость. В
этом плане Вы неуязвимы.
    Но у нас есть одна возможность. Наш клуб проводит определенную работу по
пропаганде фантастики на предприятиях города, в учебных заведениях, в
молодежных организациях. И мы считаем своим долгом предупредить Вас о том,
какую оценку будем давать Вашей позиции в этом споре, Вашим действиям,
несовместимым, на наш взгляд, с действиями элементарно порядочного человека.
    Это письмо не только предупреждение. Возможно, у Вас есть какие-то
оправдания, на Ваш взгляд, соображения. Или публично принести извинения
писателям Стругацким.

    Члены клуба любителей фантастики "Странник" г. Магнитогорска:

    Пимштейн
    Пермяков
    Харламов
    Гаврилин
    Ворфоломеев
    Калинина
    Наумов
    Гриневич
    Сычев
    Сорокина
    Михайлова
    Александров
    Черкасов
    Ворфоломеева
    Приданникова

                C уважением, Yuri

... Громозексуализм
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 546 из 1530                         Snt Loc Scn
 From : Yuri Zubakin                        2:5010/30.47    Птн 14 Сен 01 07:02
 To   : All
 Subj : Ю. Медведев "Протей" 3
        Здравствуйте, All!

    Угрюмов В. 10 лет забвения. Кто виноват?: Общественное расследование //
Светлана (Ленинград).- 1989.- 1 февр.- (  5).- С. 6-7.

    "Мертвая грамота"... Когда-то в русском народе придумали это выражение,
найдя точный образ для забвения чьих-то имен и свершений. Наши современники
сказали бы "белые пятна". Их немало осталось от времен, что мы называем
"застойными", А историю, о которой пойдет речь дальше, я бы назвал "черной
дырой". Одной из тех, что и сегодня вызывают горечь и непонимание, размышления
и непотребные спекуляции. Итак, "черная дыра" в истории советский фантастики.
    Вскоре после смерти ученого, путешественнике и писателя Ивана Антоновича
Ефремове, последовавшей в 1972 году, в квартире покойного был произведен обыск.
Неизвестно, что стало объектом розыска. Но вслед за этим имя патриарха
отечественной фантастики подвергалось официальному замалчиванию в течение
долгих 10 лет. Тогда же и родилась версия о неизвестно кем написанном доносе,
послужившем основанием для этих грязных событии Но, как "черная дыра" поглощает
безвозвратно все лучи, так полная неизвестность до сих пор покрывает все
обстоятельства дела.
    Взрыв грянул в конце прошлого года. Детонатором послужила повесть "Протей"
московского литератора Юрия Медведева в сборнике "Простая тайна", изданного
издательством "Молодая гвардия". 75-тысячным тиражом растеклась по стране ложь
о том, что авторами доноса на И. А. Ефремова были известные фантасты Аркадий и
Борис Стругацкие. Их имена, как и имя Ивана Антоновича, в повести не
назывались, но всякому человеку, мало-мальски знакомому с советской литературой
предвидения, абсолютно ясно, кого имеет в виду автор. Как абсолютно ясна и
полнейшая беспочвенность этой клеветы.
    Разразился скандал. Братья Стругацкие обратились с письмом в совет по
научно-фантастической и приключенческой литературе при СП РСФСР и СССР, в Совет
Всесоюзного творческого объединения молодых писателей-фантастов, членом,
которого состоит Ю. Медведев, ко всем клубам любителей фантастики с просьбой
"обсудить поступок литератора Ю. Медведева и выразить свое отношение и к
клеветническому пасквилю, и к его автору". Они предложили также от имени всех
советских писателей-фантастов и любителей фантастики обратиться в Комитет
государственной безопасности СССР с соответствующим запросом об обстоятельствах
и причинах обыска на квартире И. А. Ефремова.
    Задето не просто честное имя писателей. Вызов брошен всем советским "фэнам"
(так именуют себя любители фантастики всего мира). Открытый раскол грозит всей
советской фантастике.
    Вот почему 18 января в Ленинградском Дворце молодежи собралась конференция
КЛФ Ленинграда и области. Представители всех пяти клубов единогласно
присоединились к предложению привлечь внимание общественности и средств
массовой информации к событиям, произошедшим после смерти И. А. Ефремова. Под
вторым же письмом, требовавшим обсудить деятельность Ю. Медведеве, клуб
"Метод-87" свою подпись поставить отказался.
    Ленинградские "фэны" сказали свое слово. В этом их поддержали
писатели-фантасты А. Ф. Бритиков, А. Д. Балабуха. Что же дальше? Затянется ли
"черная дыра"?

    Угрюмов В.

                C уважением, Yuri

... Строитель Железной Стены
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : R-Faq                               2:5020/3117     Птн 14 Сен 01 00:00
 To   : All                                                 Птн 14 Сен 01 07:06
 Subj : R-FAQ
                              -----------         -=[  2:5020/3117  ]=-

      -=[  Фантастика АБС  ]=-      -------------                       (rs)

                               R-FAQ Сервер.

       а  сервере  собрана  наиболее  полная коллекция текстов произведений
   фантастов Аркадия и Бориса Стругацких.
      Эта коллекция полностью взята с сервера http://www.rusf.ru/abs/

      Для  получения,  запрашиваемого  Вами топика следует составить письмо
   следующего вида:

- NetMail (X:XXXX/XXX.XX) ------------------------------------------ NetMail -
 Msg  : 51 из 51                           Uns Pvt Loc
 From : Vasya Pupkinn                      X:XXXX/XXX.XX   Втр 24 Апр 01 03:04
 To   : R-FAQ                              А:ДРЕС/СЕР.ВЕРА
 Subj : ИМЯ_ТОПИКА

      В   теле   письма   можно   писать  что  угодно -  все  равно  сервер
   рассматривает только поле Subj.

      Убедительная просьба:   _ е запрашивайте  более  одного топика за один_
   _день_

       иже приведен список команд сервервера:

   %HELP - Для получения подсказки.
   %LIST - Для получения списка Топиков.

                                               С уважением, Гаранжа  икита.
                                                        2:5020/3117@FidoNet
                                                       738:1097/117@AlecNet

---
 * Origin: @d:\soft\golded\origin.txt (2:5020/3117)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Чтв 13 Сен 01 12:05
 To   : Vladimir Borisov                                    Птн 14 Сен 01 13:10
 Subj : Чтeния пaмяти AHC

Товарищ Borisov, разрешите обратиться!?

Письмо Vladimir Borisov к Alla Kuznetsova от 11 Сен 01 гласит:

 VB> Благзаинф! Байкалов или Гришин -- не верю я в них. Я и вообще не
 VB> уверен, что они существуют...

Cyдя пo иx мoлчaнию - нeльзя c Baми нe coглacитьcя...

 VB> Грамотные оба. А я вот и не знал, что в 70-е. Теперь буду знать. А АНС
 VB> говорил, что в 1991-м написал.

У-yпc! A мнe и в гoлoвy нe пpишлo...

 VB> Это о Соцконе.

Пoнятнo.

 VB> Цитата из повести (или даже не знаю, как это назвать)
 VB> Прашкевича "Возьми меня в Калькутте".

A гдe oнo вoдитcя?

 VB> Это же хорошо, что проблема снялась.

Hy дa. Oднoй пpoблeмoй мeньшe...

 VB> В смысле -- "предупреждать"? Думаете, я помню? Сейчас вот прочитал,
 VB> вспомнил.

Kaкaя пpиятнaя бoлeзнь - cклepoз: вce вpeмя yзнaeшь чтo-тo нoвoe...

 VB> Не ожидал. Рыбаков или Дяченко для меня пpедпочтительней.

Дa, жaль, чтo Дячeнкo нe пoлyчили...

 VB> И тут тусовка...

Kaк дoкaзывaлocь в oднoй из cмeжныx эx, вce пpeмии в тoй или инoй cтeпeни
тycoвoчны...

 VB> Ну да.

Kcтaти, мaмa интepecyeтcя: a пoчeмy имeннo гpyппa "Бacтиoн" cтaлa пpoвoдить
имeннo чтeния пaмяти AHC?

Пoкa,                                                   Алла, молчаливый глюк

--- Была бы я молчаливым глюком, да вот GoldEd+/W32 1.1.1.2 мешает...
 * Origin: У того, кто не прав, будет им самим вызванное бедст (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Чтв 13 Сен 01 12:08
 To   : Vladimir Borisov                                    Птн 14 Сен 01 13:10
 Subj : OLDNEWS N 25/2001 (103)

Простите за беспокойство, Vladimir, но...

Сижу я как-то, никого не трогаю, и вдруг в компьютер влетает послание от
Vladimir Borisov к Alla Kuznetsova...

 VB> И не говоpите! Вы хоть всё равно успели. А я бы, к примеру, даже если
 VB> захотел, не смог бы долететь до Московии...

A зaxoтeли бы?
Baм-тo лeгчe: гoвopят, в Интepнeтe инфopмaция paньшe пoявилacь...
Спокойной плазмы!                                       Алла, молчаливый глюк

--- Без Vladimir жизнь не та, люблю, привет от ЛИАНТА+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Не лучше ли сразу прийти? Опоздавшему - несчастье (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Чтв 13 Сен 01 12:09
 To   : Vladimir Borisov                                    Птн 14 Сен 01 13:10
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть

Здравия желаю, товарищ Borisov!

При реакции письма Vladimir Borisov к Alla Kuznetsova с моим сознанием в
нерастворимый осадок выпало следующее:

[Оставшаяся часть себя бегу поручила и спрятала в ближайших лесах]

 VB> Это отрыжки совка, однако! А статус "якубовский" выше статуса
 VB> "корреспондент" или нет? Статус был введен лишь для отpажения
 VB> фактического положения. И статус "корреспондента" -- весьма уважаемый.
 VB> Он означает, что человек был пpинят в группу за особые заслуги, но вовсе
 VB> не обязан заниматься "люденством". На таких же условиях были пpиняты, к
 VB> примеру, Гопман, Гаков, Бугров, Халымбаджа...

Ecли ecть cтaтyc, тo дoлжнa быть и иepapxия, нaвepнoe... Taкoe инcтинктивнoe
oщyщeниe.

 VB> И вообще в этом абзаце столько несуpазностей! "Людены" возникли
 VB> задолго до появления сайта.

A нe Интepнeтa вooбщe?

 VB> Не уверен я, что БНС посещает эту стpаничку. Может, когда-нибудь и
 VB> заглядывал, но вpяд ли pегуляpно.

Hy,нa вoпpocы oтвeчaeт...

 VB> Да и зачем ему это?..

Moжeт, пpиятнo или интepecнo...

Hа этой оптимистической ноте мы и прервем наш диалог    Алла, молчаливый глюк

--- Была бы я молчаливым глюком, да вот GoldEd+/W32 1.1.1.2 мешает...
 * Origin: Hеблагоприятно браться за оружие (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Чтв 13 Сен 01 12:11
 To   : Anton A. Lapudev                                    Птн 14 Сен 01 13:10
 Subj : ПРОРЫВ!!!

И много ли у тебя глюков в этот прекрасный день, Anton? Давай добавлю парочку!

Увидeла я кaк-тo пиcьмeцo oт Anton A. Lapudev к All и задумалась:

 AAL> ПРИВЕТСТВУЮ ГРУППУ ЛЮДЕНЫ И ПРИМКНУВШИХ К HИМ!!!
 AAL> Вот и мне удалось прорваться в данную конференцию!
 AAL> И-эх, и оттянемся!

"Hy, peбятa, тeпepь y нac пoйдeт гyлянкa нa cлaвy!"
Kcтaти, мнe тyт пpишлo oчepeднoe пocлaниe oт Флeйшмaнa, тaк тaм и для тeбя
мaтepиaлы ecть...

В таком вот аксепте                                     Алла, молчаливый глюк

--- Была бы я молчаливым глюком, да вот GoldEd+/W32 1.1.1.2 мешает...
 * Origin: Плотные тучи - и нет дождя (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Чтв 13 Сен 01 12:17
 To   : Anton A. Lapudev                                    Птн 14 Сен 01 13:10
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть. Cтpaннaя. Чacть 5

Пpивeт, Anton!

При реакции письма Anton A. Lapudev к Vladimir Borisov с моим сознанием в
нерастворимый осадок выпало следующее:

 AAL> Хмм. А мне вот - нравится... Особенно, если требуется вставить в
 AAL> библиографию какое-нибудь произведение года так 71-го. И ренумеровать
 AAL> все последующие... Тем более, что всё равно разбивка по годам даётся.
 AAL> Так что с точки зрения читателя - некрасиво. С т.з. библиографа -
 AAL> оченно удобно.

Oдин гoлoc "зa", oдин - "пpoтив". A чтo ocтaльныe дyмaют?

Спокойной плазмы!                                       Алла, молчаливый глюк

--- Дубль+/W32 1.1.1.2, сложный, многопрограммный, самообучающийся
 * Origin: Благоприятен юго-запад (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Чтв 13 Сен 01 12:18
 To   : Yuri Zubakin                                        Птн 14 Сен 01 13:10
 Subj : Pacкoпaй cвoиx пoдвaлoв

Конничива, Yuri-сан!

И вoт, в cвoeм пиcьмe к Alla Kuznetsova кoe-ктo (a имeннo Yuri Zubakin) пишeт:

 YZ>     О! Вот и классика началась...

Иcключитeльнo из-зa тoгo, чтo мнe лeнь cкaниpoвaть cтaтьи...

Целую, до свидания                                      Алла, молчаливый глюк

--- Письмо неясного содержания, написанное с помощью GoldEd+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Царь приближается к нему (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Чтв 13 Сен 01 12:19
 To   : All                                                 Птн 14 Сен 01 13:10
 Subj : Koзлoвcки-10

Здравия желаю, товарищ All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Явное разнообразие теорий комического свидетельствует о сложности и
неуловимости темы, и ни одна из теорий не определяет "комическое" полно и
адекватно. Чтобы продвинуться в этм на-правлении, я предлагаю как первый шаг
составную теорию комиче-ского, полученную путем обзора нескольких основных
теорий и подчеркивания их общих черт - основного механизма комического.
Используя этот подход, я также учитываю предостережение Бергсо-на (Bergson):
"Мы не должны ставить себе целью заключение коми-ческого духа в клетку
определения... нам надлежит ограничиться рассмотрением роста и расширения
его"6.
Все, что мы знаем из трудов Аристотеля о комическом, - это определение из его
"Поэтики": "Смешное, - он говорит, - состоит в неком дефекте или уродливости,
не причиняющих боли и не разру-шительных. Очевидный пример: комическая маска
изуродоввана и искажена, но она не выражает боли."7  С.Х.Батчер (S.H.Butcher)
пы-тается растянуть термины Аристотеля "дефекты" или "искажения" так, чтобы под
них подпали несоответствия, абсурдности или глу-пости человеческой жизни. Он,
тем не менее, заключает, что ари-стотелево определение неполно, поскольку
несоответствие само по себе не всегда комично:
"Несоответствие, чтобы быть забавным, нуждается в перехо-де, в изменении
настроения, приводящем к открытию либо неожи-данного сходства там, где была
непохожесть, либо неожиданного различия там, где было сходство."8
-+-
6.  Bergson G. Laughter // Comedy / Ed.Sypher W. - New York: Doubleday Anchor
Books, 1956. - P.61.
7.  Butcher S.H. Aristotle's Theory of Poetry and Fine Art. - New York: Dover
Publications, 1951. - P.374-376.
8.  Butcher, P.376.

--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

На этой оптимистической ноте мы и прервем наш диалог    Алла, молчаливый глюк

--- Дубль+/W32 1.1.1.2, сложный, многопрограммный, самообучающийся
 * Origin: --->  Xopoшo жить xopoшo !  <--- (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Чтв 13 Сен 01 12:21
 To   : Yuri Zubakin                                        Птн 14 Сен 01 13:10
 Subj : Материалы из архива А. Кузнецовой выложены на "Истории Фэндома"

  i, Yuri!

Вы, Yuri Zubakin, как-то писали, что...

 YZ>     Полные тексты статей 1950-60, отрывки из которых постила Алла,
 YZ> выложены на http://www.fandom.ru/about_fan/index.htm

Haдeюcь, им тaм xopoшo...

Cчacтливo                                               Алла, молчаливый глюк

--- Я большой глюк. Очень большой глюк. Размером в +/W32 1.1.1.2 GoldEdа.
 * Origin: (Свершение) (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Чтв 13 Сен 01 15:02
 To   : All                                                 Птн 14 Сен 01 13:10
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть oт Бpoмбepгa

Товарищ All, разрешите обратиться!?

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Источник:
Аргументы и факты
Дата:
27.10.99
Автор:
Виктор ЦАРЕВ
Заголовок:
09.43 Кого приведет в Думу "Отечество - Вся Россия"
Текст:
ВОЛНЫ компромата захлестнули телеэфир и прессу. И уже не разобрать, где правда,
а где ложь. В этой ситуации редакция "АиФ" решила не только предоставлять слово
противникам тех или иных партий и движений, но и показывать, раскрывать позиции
самих этих объединений. Почему они претендуют на власть в России, благодаря
каким своим достоинствам и программам рассчитывают привлечь голоса избирателей,
что за люди входят в их команду? Продолжая  публикацию материалов под рубрикой
"Что обещали и обещают перед выборами", начатую в N 40 "АиФ", мы дадим
возможность читателям поближе познакомиться с избирательными объединениями,
которые уже зарегистрированы Центризбиркомом.
БЛОК "Отечество - Вся Россия" считается лидером предвыборной кампании.
Социологи прогнозируют, что 19 декабря он получит не менее 20% голосов
избирателей. Причины такого лидерства очевидны. Во-первых, многие видят в блоке
Е. Примакова альтернативу дискредитировавшей себя кремлевской "партии власти".
Во-вторых, большинству избирателей импонирует обещание ОВР перестроить работу
Госдумы, превратить ее из площадки для межпартийных стычек в дееспособный
орган, единственным предназначением которого будет разработка и принятие
полезных стране законов.
[...]
Насколько этот выбор окажется удачным, покажут уже первые месяцы работы
"Отечества - Всей России" в новом парламенте. Пока же все те, кто связал с
новым блоком планы на будущее, заняты активной предвыборной работой. Общее
настроение товарищей по блоку выразила депутат нынешней Думы Светлана ОРЛОВА:
- Недавно, перечитывая Бориса Стругацкого, я натолкнулась на интересную фразу:
"Историю знают умные люди, а делают дураки и негодяи". Возможно, в чем-то
писатель и прав, но принимать такое положение вещей я не хочу. Сегодня пришла
пора, когда историю должны делать сильные, порядочные люди, уважающие свой
народ.
О том, кто будет делать историю России в начале XXI века, мы узнаем уже совсем
скоро. До выборов осталось чуть больше семи недель.

--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

С демократическим приветом                              Алла, молчаливый глюк

--- Дубль+/W32 1.1.1.2, сложный, многопрограммный, самообучающийся
 * Origin: В походе - несчастье (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Чтв 13 Сен 01 14:48
 To   : All                                                 Птн 14 Сен 01 13:10
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть

Здравствуй, All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
А м у с и н М. БРАТЬЯ СТРУГАЦ-КИЕ: Очерк творчества. - Иерусалим:
Бесэдер, 1996. - 187 с.
Книга Марка Амусина первая (и пока единственная) монография на русском языке,
посвященная творчеству Стру-гацких, и уже потому, несомненно, за-служивает
внимания. Она состоит из трех глав - "Время и пространство", "Фантастика в мире
Стругацких", "По-этика Стругацких" - и приложения "Евреи на Марсе, или Жиды в
Пите-ре (О еврейской теме в произведениях братьев Стругацких)", В первой главе
Амусин подробно описывает творче-ский путь Стругацких, поэтапно про-слеживая
эволюцию их мировоззре-ния - от сугубо коммунистических взглядов в "Стране
багровых туч" до поворота к религиозной проблематике в "Отягощенных злом".
Рассуждая о причине невостребованности Стругац-ких в поздние 80-е, автор
приходит к выводу, что с наступлением гласности "привычная форма
фантастического иносказания, притчи, которой они изо-щренно владели,
становилась неактуальной" (с. 104-105).
Амусин резонно замечает (глава "Фан-тастика в мире Стругацких"), что для того,
чтобы ответить на вопрос, при-надлежат ли произведения Стругацких к жанру
фантастики или нет, нужно вначале дать дефиницию этого жанра. Он предлагает
использовать удачное, на мой взгляд, определение Д. Сувина, краткий вариант
которого выгля-дит так: "НФ - это литература позна-вательного остраннения" (с.
113-114). После чего вполне убедительно пока-зывает, что творчество Стругацких
в целом укладывается в рамки этого оп-ределения. Однако используемая Амусиным
для анализа их творчества клас-сификация весьма расплывчата (что, впрочем,
отмечает и сам автор) и нуж-дается в уточнении. Амусин применя-ет в целях
"каталогизирования" следу-ющие описательные формулы: "фанта-стический эпос",
"антиутопия", "фан-тастическая сатира и аллегория" и "фэнтези" (с. 115-116).
При такой классификации одни и те же произве-дения попадают в разные разделы.
Так, "Улитка на склоне" оказывается и сре-ди "антиутопий", и среди
"фантасти-ческих сатир", а "Сказку о Тройке" можно отнести и к жанру "фэнтези",
и к той же "фантастической сатире". Ес-ли продолжать действовать в заданных
рамках точного метода, то необходимо пересмотреть подобный подход к
"ка-талогизированию" - иначе вообще сто-ит от него отказаться. В следующей
главе Амусин выявляет характерные черты идиостиля Стру-гацких, приходя к мысли,
что "богат-ство, изощренность стилевых и рито-рических приемов полне
соответству-ют порождающей силе воображения наших авторов" (с. 172). Причину их
широкой популярности следует ис-кать, по его мнению, не только в "яр-кости
фантазии", но и в "подлинном артистизме, искусном владении секре-тами
мастерства". Вызывает сомнение выдвинутый в этой главе тезис о том, что
"Стругацкие, сами о том не подоз-ревая (во всяком случае, поначалу), были
провозвестниками и предтечами <...> игровой парадигмы в чинном цар-стве
советской литературы" (с. 164). И далее, на той же странице: "Стругацкие
нащупали, заново открыли вели-кий принцип: литература может ис-пользовать в
качестве исх
дного мате-риала не только жизнь, "реальность" (или плоды авторского
воображения), но и другую литературу, уже оформлен-ную кем-то словесную
стихию". Как пример такой "переплавки" Амусин приводит песенку из повести
"Поне-дельник начинается в субботу", испол-няемую на мотив шлягера 50-х годов
"Не кочегары мы, не плотники...". Мо-жет быть, столь всеобъемлющей иг-ровой
стихии, как в "Понедельнике", наша послереволюционная словесность прежде и не
знала. Но в опроверже-ние тезиса о "первородстве" Стругац-ких достаточно
упомянуть хотя бы всем известные "Двенадцать стульев" Ильфа и Петрова
(считавшиеся клас-сикой советской литературы), которые буквально изобилуют
аллюзиями и на популярные куплеты и романсы, и на произведения мировой
классики. Наконец, приложение "Евреи на Мар-се, или Жиды в Питере" содержит в
себе наибольшее количество неубеди-тельных выводов и натянутых сравне-ний (при,
в общих чертах, правильной трактовке проблемы). В произведени-ях Стругацких
фигурируют персонажи с характерными еврейскими именами или фамилиями. "Из этого
можно сде-лать вывод, - пишет Амусин, - что Стругацкие - из чистого
фрондерства, может быть? - отказывались прини-мать к руководству тезис о
быстром отмирании наций при коммунизме" (с. 174). Такое умозаключение
свиде-тельствует о некотором недопонима-нии Амусиным самого семантического
уровня произведений Стругацких. Во-первых, ниоткуда не вытекает, что от-мирание
наций должно повлечь за со-бой и унификацию имен. Во-вторых, Стругацкие не раз
поясняли, что им "хотелось каких-то конкретных черт реального мира. Мы довольно
быстро пришли к идее, что населить этот буду-щий мир нужно нашими
современни-ками - близкими, знакомыми, друзья-ми" (цитируется выступление Б.
Стру-гацкого на конгрессе фантастов "Стран-ник"). Реальный мир вокруг был
мно-гонационален: его населяли русские, украинцы, евреи, представители других
национальностей - Стругацкие просто перенесли эту картину в будущее. Также
сомнительно положение о том, что "в фантастико-аллегорическом мире Стругацких
прогрессоры реализуют ту же функцию, которую евреи (по крайней мере, согласно
расхожему представлению) выполняли в реальной истории человечества: функцию
"бродила", фермента перемен" (с. 177). И тут же рядом Амусин отмечает, что
"реальные персонажи Стругацких, исполняющие прогрессорскую миссию, не имеют
выраженных национальных признаков, однако они явно принадлежат к тому же
человеческому типу, что и Мандель с Валькенштейном". Еще один характерный
пример необоснованного заключения - сравнение Домарощинера из "Улитки на
склоне" с образом Вечного Жида (с. 178). Hесмотря на то, что в книге содержится
ряд погрешностей и неубедительных гипотез, сам факт ее появления отраден. Все
же она является первой ласточкой в "чинном царстве" (перефразируя слова
Амусина) нашего литературоведения. Хочется надеяться, что монография не
останется незамеченной и послужит стимулом к дальнейшему изучению и творчества
Стругацких в частности, и отечественной фантастики в целом,

И. Фалъковский  \\ Новое литературное обозрение (М.). - 1998. -   1 (29).
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Сайонара                                                Алла, молчаливый глюк

--- Была бы я молчаливым глюком, да вот GoldEd+/W32 1.1.1.2 мешает...
 * Origin: Кормись не (только) от своего дома: счастье (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Чтв 13 Сен 01 14:52
 To   : All                                                 Птн 14 Сен 01 13:10
 Subj : Pacкoпaй cвoиx пoдвaлoв

Пpивeт, All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
            Лебедев А. Реалистическая фантастика и фантастическая реальность //
Новый мир (М.). - 1968. -   11. - С.261-266. - Рец. на кн.: Стругацкий А.,
Стругацкий Б. Улитка на склоне // Байкал (Улан-Удэ). - 1968. -   1. - С. 35-72;
  2. - С. 40-71.

"На холме и вокруг холма происходило что-то странное... Из леса с гус-тым
басовым гудением вдруг вырывались исполинские стаи мух, устремлялись к вер-шине
холма и скрывались в тумане. Склоны оживали колоннами муравьев и пауков, из
кустарников выливались сотни слизней-амеб... Один раз из тумана со страшным
ре-вом вылез молодой гиппоцет, несколько раз выбегали мертвяки и сразу кидались
в лес, оставляя за собой белесые полосы осты-вающего пара...>
Перед нами <фантастическая повесть> Аркадия и Бориса Стругацких <Улитка на

склоне>.

Опять фантастика!
Диву даешься, как подумаешь, сколько всяких фантастических чудищ приходится
ныне на одну человеческую душу в литера-туре. И произошло это прямо на наших
глазах. Не странно ли, между тем, что имен-но сейчас - в пору небывалого
расцвета строго научных взглядов на жизнь - такой популярностью стала
пользоваться всякого рода художественная фантастика? В чем смысл сего
парадокса?
Впрочем, уже само по себе нынешнее обилие художественной фантастики наводит на
мысль, что долго так дело продолжаться не может: должно же наконец количество
перейти в какое-то новое качество! Ведь традиционная фантастика начинает,
кажет-ся, понемножку навязать читателю в зубах. С чувством неясной надежды на
непредви-денное открывает теперь он всякое новое произведение, написанное в
этом экстрава-гантном жанре.
<...Проект директивы о привнесении по-рядка.
. 1. На  протяжении  последнего года Управление по лесу существенно улучшило
свою работу и достигло высоких показате-лей во всех областях своей
деятельности. Освоены, изучены, искоренены и взяты под вооруженную и научную
охрану многие сот-ни гектаров лесной территории. Непрерывно растет мастерство
специалистов и рядовых работников. Совершенствуется организации, сокращаются
непроизводительные расходы, устраняются бюрократические и иные
вне-производственные препоны.
. 2. Однако наряду с достигнутыми до-стижениями, вредоносное действие Второго
закона термодинамики, а также закона больших чисел все еще продолжает иметь
место, несколько снижая общие высокие показатели. Нашей ближайшей задачей
ста-новится теперь упразднение случайностей, производящих хаос, нарушающих
единый ритм и вызывающих снижение темпов...>
Да... Это, кажется, что-то действительно новенькое в нашей фантастической
ли-тературе. А впрочем, вспомним-ка Бредбери, лемовские <Дневники> Иона Тихого,
вспомним  тех же Стругацких - <Понедель-ник начинается в субботу>... Да и
вообще даже самая что ни на есть фанта-стическая мысль отражает, как известно,
пусть в самом фантастическом виде, ка-кие-то вполне реальные обстоятельства. И,
стало быть, ее можно проанализировать с этой - реальной - точки зрения. Только
вот зачем же все-таки отражать реальные об-стоятельства в самом фантастическом
виде?
Затруднительно сколько-нибудь связно наложить сюжет, нового произведения
Стру-гацких. В общем же, речь идет о различных диковинных злоключениях двух
героев. Одного зовут Перец. Он - филолог по образованию-попадает в некое
Управле-ние, которое занимается Лесом. Что такое <Управление>, читателю, должно
быгь,- хотя бы в общих чертах - известно. А вот <Лес> - это не лес, это, как
предупрежда-ют нас сами авторы повести, <скорее сим-вол непознанного и чуждого,
чем само не-познанное и чуждое, по необходимости упрощенный символ всего того,
что скрыто пока от человечества из-за неполноты есте-ственнонаучных.
философских и социологи-ческих знаний>. И еще авторы говорят, что <читателю не
следует ломать голову над вопросом, где же именно происходит дей-ствие: в
глухом неисследованном уголке Земли или на отдаленной фантастической планете.
Для понимания повести,- как они полагают,-это не играет роли>...
Перец очень хочет попасть на Биостанцию При Управлении я оттуда в Лес. который
давно уже манит его своими гайнамн. В ту же пору по Лесу блуждает другой герой
повести - Кандид, который тщится до-браться до Биостанции, вернуться к людям.
Но Управление устроено так, что попасть из него в Лес крайне трудно. А Лес
<устро-ен> так, что он знать ничего не знает и знать ничего не хочет ни о каком
Управле-нии, и выбраться из него почти никакой возможности нет.
Несколько лет тому назад в статье, опубликованной в одном из наших популяр-ных
изданий, проводилась та мысль, что художественная фантастика все более
на-чинает обнаруживать тенденцию к измене романтическим абстракциям космических
прогнозов во имя обращения к насущным проблемам земной жизни. Статья
называ-лась <Возвращение со звезд> (см. <Техни-ка-молодежи>,   5, 1964). Эта
мысль находит подтверждение в свидетельствах самих создателей художественной
фантас-тики.  Станислав Лем как-то заметил: <В конечном счете я пишу для
современни-ков о современных проблемах, только на-деваю на них галактические

одежды>. А вот зачем же нужны все эти <одежды>? Есть им какое-то объективное

объяснение и оправдание или нет?
Впрочем, в новой повести Стругацких одежды такого рода сведены, по-видимому, к
минимуму.
 <...Отыскав Кулака, он тронул его за плечо...
- Чего, шерсть на носу, касаешься? - прохрипел он, глядя Кандиду в ноги. - Один
вот тоже, шерсть на носу, касался, так его взяли за руки и за ноги и на дере-во
закинули, там он до сих пор висит, а когда снимут, так больше уже касаться не
будет, шерсть на носу...
- Идешь? - коротко спросил Кандид.
- Еше бы не иду, шерсть на носу... Да только куда идем? Колченог вчера говорил,
что в Тростники, а я в Тростники не пойду, шерсть на носу, там и людей-то в
Тростни-ках нет, не то что девок, там если человек захочет кого за ногу взять и
на дерево за-кинуть, шерсть на носу, так некого, а мне без девки жить больше
невозможно, меня староста со свету сживет...>
Нет, что там ни говорите, не с туманно-сти  Андромеды слышится этот голос.
Странная, действительно,  фантастика (если не странно говорить так о
фантастике) окружает героев новой повести. Прыгают по Лесу деревья, какие-то
полурастения-полуживогные припиявливаются к людям.,<мертвяки> - киберы охотятся
за тупыми, одичавшими жителями лесных сел. А в Уп-равлении кипит бессмысленная
деятель-ность, составляются дикие директивы, на испорченных счетных машинах
подготавли-ваются материалы для каких-то сводок, чиновники осваивают смежные
специально-сти, а в рабочее время режутся в шахматы и надираются кефиром до
потери человечь-его облика... В Лесу хозяйничают какие-то <высшие существа>,
насаждающие прогресс посредсгво.м искоренения всего человеческо-го в людях. И
сквозь всю эту кривляющую-ся несуразицу, сквозь всю эту пошехонщину и
чертовщину проходят два современных человека - два главных героя повести,- они
недоумевают, и ужасаются, и стараются как-то разобраться в закономерностях
этого незакономерного мира, в котором все пере-путано: то, что бывает, с гем,
что не долж-но быть, а то, чего не может быть, с тем, что, того и гляди, будет.
Этот мир соткан из самых разноречивых тенденций обществен-ного бытия. Это
невероятный мир. Это мир разного рода общественных потенций, nopoii весьма
мрачных. Перед нами как бы эмбрионы тех или иных вероятностных феноменов
будущего - того будущего, которое возмож-но, если дать этим эмбрионам
развиться. В повести эти эмбрионы рассмотрены под мик-роскопом, возможность
дается в перспекти-ве, претензия материализуется, мизерное оказывается
чудовищным, мы видим воочию то, чего не должно быть, фантастика выра-стает из
окружающей действительности.
Впрочем, Стругацкие тут не делают ника-ких открытии. В сущности, они вполне
следу-ют известному принципу: видеть и изобра-жать жизнь в ее развитии. Все
дело лишь в том, что они не хотят уподобиться теологам, ибо разве лишь теолог
способен еще в наш век веровать в фатальную предопределен-ность прогресса и не
понимать, что <разви-тие жизни> вариантностно. По поводу же <исторической
функции, выполненной фата-листической концепцией философии практи-ки, можно
было бы написать хвалебный не-кролог, напомнив о пользе, которую она при-несла
в определенный исторический период. и именно поэтому обосновывая необходи-мость
похоронить ее со всеми приличест-вующими случаю почестями> (А. Грамши).
Что же касается собственно фантастики, то в этой связи небезынтересно будет,
на-верное, вспомнить, что еще Чернышевский настаивал на важности разделения
всех стремлений на стремления и потребности <действительные, серьезные,

истинные> и стремления <мнимые и фантастические>, ко-торые не имеют оснований

в <естественных потребностях> человеческой натуры.
Но что же такое эти <фантастические по-требности>, как не известные
общественные тенденции, претендующие на общественную значимость или даже
общезначимость, хотя и не имеющие опоры в <естественных> и <здоровых> свойствах
<человеческой на-туры>?
Конечно, с устранением <фальшивой об-становки> подрывается база и у <фальши-вых

желаний>, но сами собой они при этом не исчезают. С ними надо бороться, ибо и

сами они борются за свое осуществление. И вот в этом-то случае художественная
фантастика подчас может оказаться тем более реалистичной, чем <фантастичнее>,
как говорил Чернышевский, те элементы реально существующей фальши, о которых
она рассказывает и вероятностную проек-цию в будущее которых она нам
представ-ляет. Вот зачем этого рода литературе нуж-ны ее <фантастические>
одежды - форма соответствует содержанию, этих <одежд> требует сама модель
отображаемой тенден-ции, иные ей не годятся. Так фантастика некоторых реальных
тенденций и стремле-ний находит себе соответствие в реализме художественной
фантастики.
<...Есть такое мнение, господа, что чело-век никогда не договорится с машиной.
И не будем, граждане, спорить. Директор то-же так считает. Да и
Клавдий-Октавиан Доморощинер этого же мнения придержи-вается. Ведь что есть
машина? Неодухотво-ренный механизм, лишенный всей полноты чувств и не могущий
быть умнее человека. Опять же и структура небелковая, опять же и жизнь нельзя
свести к физическим и хи-мическим процессам, а значит, и разум... Тут на
трибуну взобрался интеллектуал-ли-рик с тремя подбородками и галстуком
ба-бочкой. рванул на себе безжалостно крах-мальную манишку и рыдающе
провозгласил: <Я не могу... Не хочу этого... Розовое дитя, играющее
погремушкой... плакучие ивы, склоняющиеся к пруду... девочки в белень-ких
фартучках... Они читают стихи... они плачут... плачут!.. Над прекрасной строкой
поэта... Я не желаю, чтобы электронное же-лезо погасило эти глаза... эти
губы... эти юные робкие перси... Her, не станет машина умнее человека! Потому
что я... потому что мы... Мы не хотим этого! И этого не будет никогда!!!

Hикогда!!!> К нему потянулись со стаканами воды, а в четырехстах кило-метрах

над его снежными кудрями беззвуч-но, мертво, зорко прошел, нестерпимо блестя,
автоматический спутник-истребитель, начи-ненный ядерной взрывчаткой...>
Кто теперь со спокойной совестью может отрицать, что это абсолютно
фантастиче-ская картина? И кто со спокойной совестью ныне захочет отрицать, что
нет на нашей планете <такого мнения>, как пишут Стру-гацкие, согласно которому,
<чтобы шагать вперед, доброта и честность не так уж обя-зательны. Для этого
нужны ноги. И башма-ки. Можно даже немытые ноги и нечищен-ные башмаки...
Прогресс может оказаться совершенно безразличным к понятиям доб-роты и
честности... Приятно, желательно, но отнюдь не обязательно. Как латынь
банщи-ку. Как бицепсы для бухгалтера. Как ува-жение к женщине для Доморошинера
(заве-дующий кадрами Управления.-А. Л.)... Все зависит от того, как понимать
про-гресс. Можно понимать его так, что появля-ются эти знаменитые <зато>:
алкоголик, зато отличный специалист; распутник, зато отличный проповедник; вор,
выжига, зато отличный администратор! Убийца, зато как дисциплинирован и

предан...>

И когда герои Стругацких уходят до-вольно далеко в будущее, построенное
сог-ласно этому мнению, нехитрые желания на-чинают посещать их. Эти желания
возника-ют как своеобразная антитеза фантастиче-скому миру, который окружает
их. Эти же-лания -своего рода антиутопия, рожденная утопической
действительностью в сознании утолистов поневоле, каковыми эти герои на самом
деле являются. Эти желания - реакция на фантастическую реальность, на
фантастику, данную им в ощущениях.
<Хорошо бы где-нибудь отыскать лю-дей,- подумал он.- Для начала просто лю-дей -
чистых, выбритых, внимательных, гос-теприимных. Не надо полета высоких мыс-лей,
не надо сверкавших талантов... Пусть они просто всплеснут руками, увидев меня,
и кто-нибудь побежит наполнять ванну, и кто-нибудь побежит доставать чистое
белье и ставить чайник, и чтобы никто не спраши-вал документы и не требовал
автобиогра-фии в трех экземплярах с приложением два-дцати дублированных
отпечатков пальцев, и чтобы никто-никто не бросался к теле-фону сообщить куда
следует значительным шепотом, что-де появился неизвестный, весь в грязи,
называет себя Перцем, но только вряд ли он Перец, потому что Перец убыл на
Материк и приказ об этом уже отдан и завтра будет вывешен... И чтобы они не
тре-бовали от человека полного соответствия ка-ким-нибудь идеалам, а принимали
и понима-ли его таким, какой он есть... Боже мой, - подумал Перец, - неужели я
хочу так много?>
И вообще, <какое мне дело до их про-гресса, это не мой прогресс, я и
прогрессом-то его называю только потому, что нет дру-гого подходящего слова...
Здесь не голова выбирает. Здесь выбирает сердце. Законо-мерности не бывают
плохими или хорошими, они вне морали. Но я-то не вне морали!.. Идеалы...
Естественные законы природы... И ради этого уничтожается половина насе-ления!
Нет, это не для меня. На любом язы-ке это не для меня>. Плевать мне, говорит
Кандид, что какой-нибудь там разнесчастный житель лесной деревеньки-<это
камешек в жерновах их прогресса. Я сделаю все, чтобы на этом камешке жернова
затормозили...>.
Да, <закономерности не бывают плохими или хорошими, они вне морали>, история
сама по себе не имеет цели. Но вот люди, которые <делают историю>,- не вне
морали, и они имеют цель. Важно, чтобы цель была правильная. Но ведь даже и в
том случае, когда цель избрана правильно, бывает, слу-чаются и разного рода
уклонения от пути к этой правде, бывают искажения на этом пу-ти. Бывают?
Бывают. И тогда важно, чтобы эти уклонения и искажения не заслоняли бы собой и
путь к цели, и самую цель. Новая повесть Стругацких вызвана к жизни этой
заботой. Hе праздной. Ибо суще-ствуют, как  видно,  различные, порой
противоположные, представления о том, что же следует считать нормой,
нормаль-ным ходом жизни, а что - отклонени-ем от нормы. Для героев новой
по-вести Стругацких, скажем, действитель-ность, окружающая их,- фантастически
не-нормальна. Но встречаются, оказывается, и такие еще представления о жизни,
согласно которым ненормально как раз подобное именно отношение к изображаемой в
пове-сти фантастической действительности! Фан-тастика провозглашается
реальностью, нор-мальная жизнь подменяется норматив-ной фантастикой.
Обстоятельства, которые, согласно Стругацким, не имеют права на развитие,
противоестественны,-эти самые обстоятельства вдруг ни с того ни с сего прочно
прописываются не где-нибудь, а в нашем социалистическом обществе, объяв-ляются
чуть ли не характеристическими для него!
<Это произведение, названное фантасти-ческой повестью, является не чем иным,
как пасквилем на нашу действительность... Ав-торы не говорят, в какой стране
происходит действие, не говорят, какую формацию име-ет описываемое ими
общество. Но по всему строю повествования, по тем событиям и рассуждениям,
которые имеются в повести, отчетливо видно, кого они подразумева-ют>,- пишет в
газете <Правда Бурятии> (19 мая 1968 года) В. Александров.
На каком же основании делается это до-пущение, по каким характерным чертам
совмещает В. Александров фантастическую реальность Стругацких с реальностью, им
обозначенной? А вот по каким: <Фантасти-ческое общество, показанное А. и Б.
Стру-гацкими в повести <Улитка на склоне>,- пишет В. Александров,- это
конгломерат людей, живущих в хаосе, беспорядке, заня-тых бесцельным, никому не
нужным трудом, исполняющих глупые законы и директивы. Здесь господствуют страх,
подозритель-ность, подхалимство, бюрократизм>.
Вот те на! Поистине фантастическая абер-рация! .Что, же, выходит, все эти
явления и признаки и есть то <типическое>, что сразу же дает право
рассматривать любую фан-тастику, если она включает в себя подобные элементы,
как некий <слепок> с нашей дей-ствительности? Хороши же у товарища В.
Александрова представления об обще-стве, его окружающем, ничего не скажешь...
Впрочем, В. Александров может думать, конечно, и так, это его право. Но не
опро-метчиво ли в таком случае, выступая в роли обличителя злонамеренных, столь
неловко и откровенно демонстрировать свои собствен-ные весьма, скажем так.
удивительные мне-ния о нашем обществе и, судя о других по самому себе,
приписывать им без тени сму-щения эти собственные свои представления, выдавать
формулы, в которых явления, со-ставляющие, как всем известно, всего лишь
отдельные искажения н единичные, эпизоди-ческие уклонения от норм данного
общества. предстают уже как его неотъемлемые и са-моочевидные признаки?..
Писательница А. Громова в предисловии ко второй части повести Стругацких
замеча-ет: <Я вовсе не собираюсь из опасения, что <Улитка на склоне> будет
кому-то непонят-на. давать к ней разъяснительные коммента-рии: я знаю, что этой
повести обеспечена достаточно широкая аудитория>. Есть ос-нования полагать, что
так оно и будет. И, может быть. потому, в частности, что в этой повести
достаточно отчетливо проявились некоторые характерные черты современной
художественной фантастики, пусть даже по-ка еще в достаточно схематической
форме. Целесообразно ли. чтобы это произведение комментировалось на манер
приведенного выше образца? Но не в этом даже заклю-чено главное. Куда важнее
то, что уже есть, оказывается, люди. готовые поверить в су-ществование
фантастической  химериады Стругацких и принять ее как вполне реаль-ный образ
жизни!
Hет. Это совсем не удивительно, что ны-не-в пору небывалого развигия научных
взглядов - такое распространение получила и такой популярностью пользуется
разного рода художественная и научная фантасти-ка. Ибо именно развитие
научного, трезво-го взгляда на жизнь позволило людям об-наружить утопические
элементы и вкрапле-ния в самых реалистических и рациональ-ных в целом системах,
позволило увидеть земные корни самых невероятных утопии. Утопия - это
заблуждение, претендующее на вечность. Современная художественная фантастика
все более и утверждает себя главным образом как форма преодоления социального
утопизма. Тем она прежде всего и ценна, потому-то она и оказалась столь
необходима именно в век великой технической революции и всемирных побед
научного коммунизма...
Создателям и теоретикам художествен-ной фантастики бывает свойственна
обид-чивая интонация: литературу такого рода часто все еще рассматривают как не
впол-не серьезное, что ли, искусство, как искус-ство занимательное по
преимуществу. Но псе более широко элементы художествен-ной фантастики проникают
в традиционное реалистическое искусство и все больше вполне реалистических
элементов накапли-вается в произведениях, написанных в жанре художественной
фантастики. Возни-кает новый синтез, и критерии сближаются. Но не механически -
реализм порывает со всяческими утопиями, отделяя их от себя н осознавая их в
себе. Изобилие ху-дожественной фантастики чревато кризи-сом жанра, и творцы
такого рода искусства более всего заинтересованы в этом кризисе: он будет
означать их победу, победу искус-ства...
...Выбираясь из Леса. один из героев но-вой понести встречает наконец его
истинных хозяев. <Они не обратили на него внима-ния... Он ничего не значил для
них, словно был большим приблудным псом, какие бе-гают повсюду без определенной
цели и го-товы часами торчать возле людей, ожидая неизвестно чего>. И человек
остолбенел при виде этих <жутких баб-амазонок, жриц партеногенеза, жестоких и
самодовольных повелительниц вирусов, повелительниц ле-са>. Но что же.
собственно, все-таки про-изошло? - думает герой. "Я встретил трех лесных
колдуний. Hо мало ли кого можно встретить в лесу. Я видел гибель лукавой
деревни, холм, покожий на фабрику жи-вых существ, адскую расправу с рукоедом...
гибель, фабрика, расправа... Это же мои слова, мои понятия... Мне это страшно,
мне это отвратительно, и все это просто потому, что мне это чуждо... Может
быть, надо го-ворить не <жестокое и бессмысленное на-травливание леса на

людей>, а <планомер-ное, прекрасно организованное, четко про-думанное

наступление нового на старое>, <своевременно созревшего, налившегося си-лой
нового на загнивающее бесперспектив-ное старое>... Hе извращение, а революция.
Закономерность. Закономерность, на кото-рую я смотрю извне пристрастными
глаза-ми чужака, не понимающего ничего и по-тому, именно потому воображающего,
что он понимает все и имеет право судить. Словно маленький мальчик, который
негодует на гадкого петуха, так жестоко топчущего бед-ную курочку"...
Hо нет. Дело тут не в наивности героя. И тогда ему впервые в голову с такой
от-четливостью приходит мысль, ради утверж-дения которой, быть может, и
написано все произведение: <Контакт между гуманоидным разумом и негуманоидным
невозмо-жен. Да, он невозможен>. Человеку не место в фантасмагорическом мире,
он не мо-жет в нем ужиться, сколько бы ни старал-ся в том преуспеть...
Прыгают живые деревья, ядовитые мхи прорастают в живое человечье тело, и
До-морощинер в Управлении готовит очередной <Проект о привнесении порядка и
искоре-нении случайностей>, а жуткие бабы-ама-зонки, жрицы партеногенеза, все
играют в свои девичьи игры...
<...Он оглянулся на Слухача. Слухач с обычным своим обалделым видом сидел в
траве и вертел головой, вспоминая, где он и что он. Живой радиоприемник.
Значит, есть и живые радиопередатчики... и живые механизмы, и живые машины, да,
напри-мер, мертвяки... Ну почему, почему все это, так великолепно придуманное,
так ве-ликолепно организованное, не вызывает у меня ни тени сочувствия - только
омерзе-ние и ненависть...
Кулак неслышно подошел к нему сзади и треснул его ладонью между лопаток.
- Встал тут и глазеет, шерсть на носу,- сказал он.- Один вот тоже все глазел,
от-крутили ему руки-ноги, так больше не гла-зеет. Когда уходим-то?..>
Надо было как-то добираться до Био-станции...
У нас по справедливости много пишут - особенно в последнее время - о
необходи-мости всемерного развития искусства, ро-мантически окрыленного,
проникнутого па-фосом романтической мечты, романтиче-ской устремленностью в
будущее. Эти энергичные призывы к всемерному разви-тию такого рода искусства
совершенно за-кономерны сейчас у нас. И утверждение мечты о прекрасном будущем,
романтиче-ского порыва вперед и вверх находит себе необходимое дополнение в
развенчании тен-денций, претендующих на  историческую правомерность и
романтический ореол, но несовместимых с идеалом научного ком-мунизма.
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Жду ответа, как соловей лета                            Алла, молчаливый глюк

--- Транслятор двухходовой +/W32 1.1.1.2 Китежградского завода маготехники
 * Origin: Княжичу есть куда выступить (2:5020/1941.61)