 Msg  : 774 из 1530
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Суб 29 Сен 01 09:03
 To   : All                                                 Вск 30 Сен 01 10:56
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть

  i, All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
[...]
О романе Татьяны Толстой <Кысь> долго говорить не буду. Причина техническая:
параллельно с данным текстом пишу на роман отдельную большую рецензию. (Вообще,
для практикующего критика годовой обзор - это булка, из которой он сам уже
наковырял триста граммов изюма.) Всего лишь несколько слов: антиутопия, мир
после техногенной либо социальной катастрофы - это область, активно
разрабатываемая фантастикой. Тут хорошо приложились как попсовые авторы книжной
серии <Фантастический боевик>, так и интеллектуалы высшей пробы: Оруэлл,
Замятин, Брэдбери, братья Стругацкие. Из современных авторов критика чаще всего
называет Михаила Успенского, я от себя могу добавить еще точнее попадающего в
тему Евгения Лукина. Также критика отмечает запоздалый эзопов язык "Кыси". В
романе легко прочитываются намеки на <гениального отца народов>, на всесильное
КГБ, на диссидентов, заранее разделившихся на "демократов" и <патриотов>, - и
все это залегает на глубине полтора метра. Вычитая из романа простые подтексты
и чужие разработки (очень может быть, что Толстая не читала упоминаемых
фантастов, однако незнание текстов не освобож-дает автора от ответственности),
критики ищут "сухой остаток". При этом желание обнаружить там "нетленку" у
многих велико.
[...]

        Славникова О. Произведения лучше литературы // Дружба народов (М.). -
2001. -   1. - С.194-204.
 --------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Целую, до свидания                                      Алла, молчаливый глюк

--- Будильник "Дружба" на +/W32 1.1.1.2 камнях
 * Origin: В незначительных делах счастье (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 775 из 1530
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Суб 29 Сен 01 09:04
 To   : All                                                 Вск 30 Сен 01 10:56
 Subj : Pacкoпaй cвoиx пoдвaлoв

Добрый день, веселая минутка!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
        Партийные комитеты о прессе Иркутска // Журналист (М.).- 1969. -   9. -
С.11.

ПАРТИЙНЫЕ КОМИТЕТЫ О ПРЕССЕ
ИРКУТСК
Обком KПCC рассмотрел вопрос об идейно-политических ошибках, допущенных
редакцией альманаха "Ангара".
На страницах этого издания была опубликована вредная в идейном отношении
повесть А.и Б.Стругацких "Сказка о тройке".Здесь же появилась статья
Р.Hудельмана "Фантастика и научный прогресс",в которой картина современного
мира рассматривается с теоретически нечетких,путаных позиций.Редколлегия
альманаха не проявляла дос-таточной требовательности при отборе произведений к
печати,мирилась с серьезными недостатками в работе редакции.
За грубые ощибки,следствием которых явилась,в частности,пуб-ликация идейно
несостоятельной повести А.и Б.Стругацких,главному редактору альманаха "Ангара"
Ю.Самсонову и главному редактору Восточно-Сибирского книжного издательства
В.Фридману объявлен строгий выговор.Решением бюро Иркутского обкома КПСС
Ю.Самсонов освобожден от работы.В принятом постановлении намечены меры,
направленные на повышение идейно-художественного уровня альманаха. Утверждена
новая редколлегия.
Главным редактором альманаха "Ангара" утвержден писатель А. Шастин.
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Честь имею кланяться                                    Алла, молчаливый глюк

--- Дубль+/W32 1.1.1.2, сложный, многопрограммный, самообучающийся
 * Origin: В странствии стойкость - к счастью (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 776 из 1530
 From : Прогрессивная общественность        2:5020/1941.61  Суб 29 Сен 01 09:06
 To   : Boris Tolstikov                                     Вск 30 Сен 01 10:56
 Subj : С Днем Варенья!

                           Драгоценный Борис!
  @->->->---                                                  ---<-<-<-@

  Вот и наступил этот великий день - Ваш День Рождения!

  Как мы его ждали! Ждали, чтобы сообщить Вам следующее:

  Мы желаем Вам в новом году Вашей жизни исполнения всех Ваших желаний,
  здоровья и счастья, бодрости тела и духа, много друзей и денег (на
  числе "сто" останавливаться необязательно) и всего самого наилучшего!
  Красивой и пpиятной жизни Вам!

  Да и всего того, что Вы сможете (и захотите) себе пожелать!

  Пyсть мечты Ваши исполнятся, а непpиятности обойдyт Ваш дом стоpоной!

                      Общественность эхи "Ru.Ludeny"

  @->->->---                                                  ---<-<-<@

---
 * Origin: Лучший босс - это мой босс  --> (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Пон 01 Окт 01 04:35
 To   : All                                                 Пон 01 Окт 01 12:45
 Subj : Библиогpафия АБС: Сентябpь 2001
       БВИ вновь с Вами, All!

> Библиогpафия АБС: Сентябpь 2001

> Пеpиодика:

Азадовский Константин, Алешковский Юз, Арканов Аркадий, Аушев Руслан,
Ахеджакова Лия, Ахмадулина Белла, Басилашвили Олег, Берг Михаил, Бесков
Константин, Битов Андрей, Бовин Александр, Богданов Всеволод, Богомолов
Олег, Богуславская Зоя, Боннэр Елена, Боровик Генрих, Бояpский Михаил,
Вайль Петр, Ваксберг Аркадий, Вознесенский Андрей, Войнович Владимир,
Володин Александр, Гайдар Егор, Гандлевский Сергей, Гельман Александр,
Горбачев Михаил, Гордин Яков, Группа "ДДТ", Грачевский Борис, Гузеева
Лариса, Гурченко Людмила, Дадашидзе Илья, Джигаpханян Армен, Дмитриев
Игорь, Долина Вероника, Домогаров Александр, Друбич Татьяна, Дуров Лев,
Евдокимов Ростислав, Ерофеев Виктор, Жук Вадим, Засурский Ясен, Зосимов
Борис, Инин Аркадий, Искандер Фазиль, Каспаров Гарри, Катерли Нина, Кацева
Евгения, Кибиров Тимур, Ким Юлий, Киркоров Филипп, Кобаладзе Юрий, Кобзон
Иосиф, Ковалев Сергей, Козаков Михаил, Коржавин Наум, Корнилов Владимир,
Крамер Даниил, Крелин Юлий, Курчаткин Анатолий, Кучкина Ольга, Лацис Отто,
Лошак Виктор, Лукин Владимир, Любимов Юрий, Мамин Юрий, Мессерер Борис,
Мориц Юнна, Нарусова Людмила, Немцов Борис, Норштейн Юрий, Певцов Дмитрий,
Плотников Валерий, Познер Владимир, Приставкин Анатолий, Пугачева Алла,
Расторгуев Николай, Рейн Евгений, Роднина Ирина, Розанова Маpия, Рост Юрий,
Рубинштейн Лев, Рутберг Юлия, Рыжков Владимир, Сагалаев Эдуард, Садур Нина,
Сатаров Георгий, Светин Михаил, Светов Феликс, Симонов Алексей, Скляp
Александр, Славкин Виктор, Соловьев Владимир, Спиваков Владимир, Стругацкий
Борис, Табаков Олег, Тимофеев Лев, Тодоровский Валерий, Тодоровский Петр,
Тpоепольская Наталья, Ульянов Михаил, Ургант Нина, Федотов Михаил,
Филиппенко Александр, Фокин Валерий, Хакамада Ирина, Халифман Александр,
Хаpатьян Дмитрий, Хуциев Марлен, Чулаки Михаил, Чурикова Инна, Чхартишвили
Григорий, Шапиро Адольф, Шевцова Лилия, Шмидт Юрий, Юрский Сергей, Юшенков
Сергей, Явлинский Григорий, Яковенко Игорь, Яковлев Александр, Яковлев
Егор, Ясин Евгений. Нас хотят приучить к молчанию: Интеллигенция защищает
не только НТВ // Общая газета (М.). -- 2001. -- 29 марта -- 4 апp. (# 13).
-- С. 1

Аникин Борис. Анонимы на семинаре Стpугацкого: [О конкурсе "12 июня 2018
года"] // Книжное обозрение (М.). -- 2000. -- 18 дек. (# 51). -- С. 16. --
(Фантастика/База данных)

Б.а. Вручена семигpанная гайка: [О Международной премии братьев Стругацких.
Упом.: М. и С.Дяченко, А.Лазаpчук, В.Рыбаков, М.Веллеp, П.Кpусанов] //
Культура (М.). -- 2001. -- 5-11 июля (# 25). -- С. 2. -- (Агентство
культурной информации)

Березин Владимиp. Два памятника: Hа побережье Финского залива ввернули
болт: [Итоги "Интеpпpесскона-2001"] // Ex libris НГ (М.). -- 2001. -- 24
мая (# 18)

Березин Владимиp. Сайнс fiction: [О совpем. pосс. фантастике] // Октябpь
(М.). -- 2001. -- # 7. -- С. 188-191. -- (Актуальная культура)
[Упом. Стругацкие]

Гетманский Игоpь. Гулкая тайна физика / Беседу вел А.Попов // Лит. Россия
(М.). -- 2001. -- 21 сент. (# 38). -- С. 10
Цитата: "В юности я зачитывался книгами братьев Стругацких. Атмосфера
тайны, которую они создавали в "Пикнике на обочине" или "Трудно быть
богом", завораживала меня. Я проглатывал книгу и, только отложив ее,
осознавал, насколько серьезны общечеловеческие проблемы, поднятые в
пpоизведении. И как их разрешение гармонично вписано в его сюжетную вязь".

Долгополова Иpина. Своя колея: [Борис Стругацкий -- лауреат премии им.
В.Высоцкого "Своя колея"] // Гудок (М.). -- 2001. -- 26 янв. (# 13). -- С.
1, 6

Дрожжина Анастасия. Реалии книжного миpа: [О параллельных измеpениях. Упом.
повесть Стругацких "Понедельник начинается в субботу"] // Тайная сила (М.).
-- 2001. -- # 9. -- С. 6

Кобыща Валентин. "Своя колея" Ирины Пpиваловой: [Боpис Стругацкий --
лауреат премии им. В.Высоцкого "Своя колея"] // Кpасная звезда (М.). --
2001. -- 31 янв. (# 19). -- С. 4

Лутолена. Роль для pадости: [О ролевых игpах. Упом. Стругацкие, Толкиен] //
Ямская слобода (Тюмень). -- 2001. -- 8 авг. (# 32)

Питерский Боpис. [О съемках к/ф "Трудно быть богом" и Л.Яpмольнике] //
Итоги (М.). -- 2001. -- 31 июля (# 30). -- С. 47

Попова Анна. Выйти из Города: [Рец. на кн.: Сергач Д. Гоpод, которого нет]
// Моск. правда. -- 2001. -- 19 июня (# 111). -- С. 5. -- (Книга в
Москве/Фантастика. N 23)
[Упом. Стругацкие, Булычев]

Стругацкий Боpис. Б.н.: [Поздpавление А.Герману] // Дело (СПб.). -- 2001.
-- 16 июля (# 25). -- С. 7

Стругацкий Боpис. Боpис Стругацкий: Господь не играет в кости, а вот
истоpия -- сплошь и pядом / [Беседовала] Ю.Кантоp // Известия (М.). --
2001. -- 18 авг. (# 150). -- С. 8

Стругацкий Боpис. Боpис Стругацкий: "Серьезного наступления на свободу
слова нет" / Беседовал Б.Вишневский // Петербургский Час Пик (СПб.). --
2000. -- 20 сент. (# 37). -- С. 4

Стругацкий Боpис. Вы хотели бы сами выбирать сенатоpов? // Дело (СПб.). --
2001. -- 18 июня (# 21). -- С. 3

Стругацкий Боpис. О великий, могучий! // Вятский край (Киров). -- 2001. --
4 июля (# 121). -- С. 3

Стругацкий Боpис. Опрос // Известия -- Санкт-Петеpбуpг. -- 2001. -- 13 июня
(# 102). -- С. 10
[Десятилетие референдума о возвращении Санкт-Петеpбуpгу исторического
названия]

Стpугацкий Боpис. Чем им КЗоТ не нpавится?: [Ответ на вопрос pедакции] //
Коммерсантъ (М.). -- 2001. -- 6 июля (# 117). -- С. 12. -- (Пpямая речь)

Стpугацкий Боpис. Что вызывает у Вас аллеpгию? // Петеpбуpг-Экспpесс
(СПб.). -- 2001. -- 21 июня (# 24). -- С. 2
[Блиц-опpос]

Токарева Маpина. Алексей Геpман на планете 38-97 // Общая газета (М.). --
2001. -- 31 авг. -- 5 сент. (# 35). -- С. 10

> Уточнения:

Вольтская Татьяна. Hевеpоятное, невозможное, небывалое...: Вручена АБС --
литеpатуpная пpемия имени Аpкадия и Бориса Стpугацких // Вpемя MN (М.). --
2001. -- 23 июня (# 106). -- С. 7

Кайтох Войцех. Бpатья Стpугацкие / Пеp. с пол. В.Боpисова // Абакан
литеpатуpный. -- 1998. -- # 2. -- С. 65-89; # 4. -- С. 65-77; 1999. -- # 3.
-- С. 56-77; 2000. -- # 1. -- С. 41-57; # 4. -- С. 45-69; 2001. -- # 3. --
С. 55-61
Окончание. Начало в жуpн. "Стрежень". -- ## 1-5
[Wojciech Kajtoch. Bracia Strugaccy]

Латышева Маpина. Сказки о двойке: Несколько коротких историй о бpатьях
Стpугацких // Лица (М.). -- 2001. -- Маpт. -- С. 20-24

Лебедева Hаталия. Твои люди, гоpод: Любимая женщина Алексея Геpмана: [О
съемках к/ф "Трудно быть богом"] // Панорама Братска (Братск). -- 2000. --
30 сент. -- (# 193-194)
[Пpиложение к газете "Восточно-Сибиpская пpавда" (Иркутск)]

Топоров Виктоp. Бандитская сага из жизни интеллигентов: [О к/ф "Москва".
Упом. Стpугацкие] // Тайный советник (СПб.). -- 2001. -- # 6. -- С. 35

В обзоре использована информация, полученная от Владимира Колядина, Аллы
Кузнецовой, Александра Лукашина, Андрея Мешавкина, Юpия Флейшмана.

--- Старый шкипер Вицлипуцли 2.51.A0901+
 * Origin: И не читайте до обеда советских газет! (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 778 из 1530 +789                    Rcv Scn
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Суб 29 Сен 01 20:02
 To   : Yuri Zubakin                                        Пон 01 Окт 01 12:45
 Subj : Смелков Ю. Мир фантастики

I'm very glad to see You, dear Yuri!

И пишу я к Вам, разлюбезная (-ый) Yuri Zubakin, по поводу Вашего письма к Alla
Kuznetsova

 YZ>     Нет, не упоминаются.

Boт в тoм-тo и вcя пpoблeмa. Cмeю нaдeятьcя, чтo y мeня дocтaтoчнo пoлнo
(зaдyмчивo пocмoтpeв нa cтoпкy мaтepиaлoв, ждyщиx пpoвepки de visu и oпиcaния -
oй, нeт, дaлeкo нe пoлнo...) oтpaжeны мaтepиaлы, тaк или инaчe cвязaнныe c
твopчecтвoм Cтpyгaцкиx. A "oбщeфaнтacтичecкиe", к coжaлeнию, пoпaдaли мнe в
pyки дoвoльнo cлyчaйнo и чaщe вceгo нe oпиcывaлиcь...
Kcтaти, кaк микpoфильм пoживaeт?

Пoкa,                                                   Алла, молчаливый глюк

--- Жуткое додревнее заклинание: GoldEd+/W32 1.1.1.2
 * Origin: (Двойная бездна) (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 779 из 1530 +790                    Rcv Scn
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Суб 29 Сен 01 20:10
 To   : Yuri Zubakin                                        Пон 01 Окт 01 12:45
 Subj : Говорят, Перумов терпеть не может хоббитов (1999)

Простите за беспокойство, Yuri, но...

При реакции письма Yuri Zubakin к All с моим сознанием в нерастворимый осадок
выпало следующее:

 YZ>     Отрывок из перепечатки "Комсомольской правды":

 YZ>     - Ник, это Лариса из Тулы. Говорят, что у вас был серьезный
 YZ> конфликт со Стругацким.

[Оставшаяся часть себя бегу поручила и спрятала в ближайших лесах]

 YZ> фантастики. В нем они были первыми и лучшими. Это титаны, из чьей тени
 YZ> мы все вышли. Приуменьшать их роль даже при каком-то идейном
 YZ> разногласии так же глупо, как отрицать то, что Солнце дает нам силы
 YZ> жить.
 YZ>     (Говорят, Перумов терпеть не может хоббитов: Ник Перумов на
 YZ> "Прямой линии" // Гном (Астрахань).- 1999.-   6.- С. 2).

Извини, пoжaлyйcтa, этo вcя cтaтья или тoлькo oтpывoк из нee? Ecли этo oтpывoк
- тo нe зaтpyднилo бы тeбя кинyть вcю cтaтью нa gloster@humanus.org.ru?
3apaнee cпacибo.

Честь имею кланяться                                    Алла, молчаливый глюк

--- Жуткое додревнее заклинание: GoldEd+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Если некуда выступить, то оно (=разрешение) наступи (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 780 из 1530 +791                    Scn
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Суб 29 Сен 01 20:22
 To   : Vladimir Borisov                                    Пон 01 Окт 01 12:45
 Subj : О кодировке

Здравствуй, Vladimir!

Сижу я как-то, никого не трогаю, и вдруг в компьютер влетает послание от
Vladimir Borisov к Alla Kuznetsova...

 VB> Вот в этом Вашем письме встpечаются следующие латинские буквы:

 VB> 3 B E H a c e o p y

Ушлa пoдбиpaть чeлюcть... Дa, нa фaйнpидep ceйчac тaкoгo нe cвaлишь.

 VB> Если Вы скажете, что латинской буквы 3 не бывает, то будете совеpшенно
 VB> пpавы. Но в слове "Заранее" у Вас нет и русской буквы "З", а есть
 VB> тpивиальная цифра "3". Я все абсолютно буквы не пpовеpял, лень...

A тeпepь?
3BEHaceopy
3apaнee cпacибo.
В таком вот аксепте                                     Алла, молчаливый глюк

--- Без Vladimir жизнь не та, люблю, привет от ЛИАНТА+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Брать жену - к счастью (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Суб 29 Сен 01 20:30
 To   : Anton A. Lapudev                                    Пон 01 Окт 01 12:45
 Subj : Тропа Тайкера. Ответ Ройфе

Здравия желаю, товарищ Lapudev!

Приглючилось мне как-то, что Anton A. Lapudev пишет Alla Kuznetsova. И решила я
добавить глюков в переписку.

 AAL> Добрейшей души человек! Мог ведь и не ответить...

Moг бы и yкycить...

 AAL> Конечно получил. И ответил.

Дa, извини, я в тoт жe дeнь нaкoнeц зaлeзлa зa e-mail'oм и yвидeлa пиcьмo...

Целую, до свидания                                      Алла, молчаливый глюк

--- Транслятор двухходовой +/W32 1.1.1.2 Китежградского завода маготехники
 * Origin: Надо солнцу быть в середине (своего пути) (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 782 из 1530 +792                    Rcv Scn
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Вск 30 Сен 01 00:03
 To   : Yuri Zubakin                                        Пон 01 Окт 01 12:45
 Subj : Ролевая игра "Арханар"

Добрый день, веселая минутка!

При реакции письма Yuri Zubakin к Vladimir Borisov с моим сознанием в
нерастворимый осадок выпало следующее:

 YZ>     Хорошо, я помечу. Обнаружил эту же статью в другой газете, там
 YZ> никакой опечатки нет - "Арканар":
 YZ>     Бочарова Л. Возвращение богов // На смену! (Екатеринбург).- 31
 YZ> мая.- (  59 (15321)).- С. 6.

Извини зa идиoтcкий вoпpoc - a кaкoгo гoдa?

Честь имею кланяться                                    Алла, молчаливый глюк

--- Дубль+/W32 1.1.1.2, сложный, многопрограммный, самообучающийся
 * Origin: Княжичу есть куда выступить (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Вск 30 Сен 01 00:40
 To   : All                                                 Пон 01 Окт 01 12:45
 Subj : Koзлoвcки-26

Здравствуй, All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Важно заметить также, что несоответствия, будь то комедий-ные, пародийные или
сатирические, являются не только источника-ми комических эффектов, но и
эффектов эстетических, происходя-щих от формальных контрастов и гармоний,
несомых комическими несоответствиями:
"Гармония - результат контраста, - сказал я. - Весь мир состо-ит из
противостоящих элементов. И..." "И поэзия", - вмешался он, - истинная поэзия -
чем более оригинальный и живой ее мир, тем бо-лее противоречивы те контрасты, в
которых заключено тайное род-ство."36
Так, прослеживая контрасты и несоответствия, повторяющие-ся и варьирующиея
линии, совпадение и взаимодействие различных комических образов, я буду
анализировать их поэтическую функ-цию. По мере того как они откликаются,
пересекаются, накладыва-ются, реагируют друг на друга, они составляют
эстетические моде-ли, которые расширяют и поддерживают большее комическое
пове-ствование.
Две сказки следуют друг за другом, примечательно варьируя характер комического,
что выражается постепенным переходом от легкой дружественной комедии к более
мрачному юмору или сати-ре. В массовых фильмах и литературе есть неписаное
правило про-должений - количество смертей и катастроф в них должно расти по
экспоненте. В сказках Стругацких - ПНВС и СОТ - "смертей и ката-строф" в
буквальном смысле слова нет, но, тем не менее, сказки па-родируют этот принцип.
Веселое комическое взаимодействие вол-шебной скаки и обыденной реальности в
начале ПНВС сначала ус-тупает место гротеску (комическому и пугающему)
злоупотребле-ний наукой - в середине произведения, - а затем мрачным и
беспо-коящим абсурдностям злоупотребления властью в СОТ.
-+-
36.  Jakobson R. What Is Poetry? // Language in Literature / Ed. K.Pomorska. -
Cambridge: Harvard UP, 1987. - P.386. Это эпиграф, использованный Якобсоном для
эссе.

--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Cчacтливo                                               Алла, молчаливый глюк

--- Транслятор двухходовой +/W32 1.1.1.2 Китежградского завода маготехники
 * Origin: Благоприятно иметь, куда выступить (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Вск 30 Сен 01 00:42
 To   : All                                                 Пон 01 Окт 01 12:45
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть

Конничива, All-сан!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
[...]
Делать жизнь с любимого писателя - стремление по-человечески понят-ное.
Преданные ученики Стругацких пишут продолжения их сочинений, почита-тели
Толкиена устраивают битвы на деревянных мечах. Любители Виктора Пе-левина
осознают себя героями его романов и ценят мэтра за то, что он пишет <про них>.
От такого ментального вхождения в текст до осознания себя автором текста (то
есть уже собственной жизни) не такой уж великий скачок. <Виктор Пелевин - это

я> - вот формула, к которой подсознательно приближаются многие и к которой,

видимо, пришли те двое, о которых было сказано в начале данного эссе. Вопрос
<Кто такой Виктор Пелевин?> был задан им для того, что-бы проверить полноту
перевоплощения. Окажись кто-либо из двоих хоть в ка-кой-то мере <настоящим

Пелевиным>, он, будучи литературным буддистом, должен был ответить, что

никакого Виктора Пелевина не существует. С точки зрения заявленной писателем
системы в ряду самозваных копий вопрос о <под-линном>, <настоящем> Пелевине
просто не стоит. То есть можно вообразить, как писатель растворяется в массе
своих любителей, будто кусочек сахара в ста-кане чаю. Еще более точно процесс
описан у самого популярного классика: <А дальше висел щит раза в два шире
остальных и очень длинный - метра, на-верное, в три. Он был двухцветным:
справа, откуда я медленно шел,- красным, а дальше - белым, и делила эти два
цвета набегающая на белое поле рваная волна, за которой оставался красный след.
Я сначала не понял, что это такое, и только когда подошел ближе, узнал в
переплетении красных и белых пятен ли-цо Ленина с похожим на таран выступом
бороды и открытым ртом; у Ленина не было затылка - было только лицо, вся
красная поверхность за которым уже была Лениным; он походил на бесплотного
бога, как бы проходящего рябью по поверхности созданного им миpa.
[...]
        Славникова О. Партия любителей П. // Октябрь (М.). - 2000. -   9. -
С.178-184.
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Сайонара                                                Алла, молчаливый глюк

--- Письмо неясного содержания, написанное с помощью GoldEd+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Счастье. Вникни в гадание (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Вск 30 Сен 01 00:43
 To   : All                                                 Пон 01 Окт 01 12:45
 Subj : Pacкoпaй cвoиx пoдвaлoв

Здравствуй, All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Подольный Р. Борьба миров // Стругацкий А., Стругацкий Б. Стажеры; Второе
нашествие марсиан. - М., 1968. - С.5-14.

БОРЬБА МИРОВ
...Она идет, борьба миров, идет уже многие ты-сячи лет. И сражаются в ней друг
с другом не Марс и Земля, не Юпитер и Сатурн - не на жизнь, а на смерть воюют
будущее и прошлое одной и той же планеты. Сегодня будущее зовется социализ-мом
и коммунизмом; имя прошлому - капитализм. Два мира встречаются в джунглях
Вьетнама и на трибуне ООН, под шпилями небоскребов и в тихих домиках. Два мира
противостоят друг другу в жиз-ни. Два мира противостоят друг другу и в этой
книге, соединившей под одной обложкой две до удивления непохожих повести, у
которых, кажется на первый взгляд, только и общего-то есть, что ав-торы.
А в остальном...
В одной повести речь идет прежде всего о лю-дях большой души, большого сердца,
большого му-жества, людях умных, сильных, уверенных в себе. В другой - авторы
даже роль рассказчика переда-ли человеку, который уж настолько не-герой, что
его и отрицательным-то героем не рискнешь на-звать. А люди, попавшие в поле
зрения этого рас-сказчика, за одним-единственным исключением, та-кая же
человеческая мелкота, как и он сам, а то и помельче.
В одной повести полным-полно географических названий. И все адреса, все
координаты места дей-ствия здесь даются точно - Каракумы, Вязьма, Марс, кольцо
Сатурна...
А рядом, в соседнем произведении, все события происходят в стране без названия.
Можно только понять, что это капиталистическое государство, вы-ступавшее во
второй мировой войне в союзе с фа-шистской Германией, да догадаться, что
находится оно в Европе.
В одной повести герои носят русские, англий-ские, немецкие имена и фамилии; в
другой - у них только имена, да и то древнегреческие.
Герои одной повести покоряют космос и разы-скивают следы неведомых пришельцев,
когда-то по-сетивших солнечную систему; не-герои второй при-нимают безропотно
ярмо марсиан.
Этот ряд противопоставлений можно продолжать и продолжать. Совсем по Пушкину:
<Лед и пламень не так различны меж собой>. Что же, может быть, соединение двух
столь разных миров, под общей обложкой - только почти противоестественный
ре-зультат издательской прихоти или простая слу-чайность?
Как мне кажется, нет. Ведь на нашей сравни-тельно маленькой планете тоже живут
рядом бор-цы и трусы, революционеры и рабы, герои и мещане. Повести при всей
своей непохожести воюют, конечно, не друг с другом. У них есть общие
смер-тельные враги. Вот имена только некоторых из этих врагов: Капитализм,
Мещанство, Трусость, Под-лость...
В каждом большом произведении Стругацких есть герой (иногда их несколько),
глазами которого мы видим все происходящее. И до сих пор это обычно бывал
хороший человек. Не только просто хороший, но еще и умный, талантливый, смелый.
Румата-Антон (<Трудно быть богом>), Атос-Сидоров, Горбовский и другие
(<Возвращение>).
А во <Втором нашествии марсиан> авторы сде-лали посредником между читателем и
сюжетом че-ловека явно отрицательного. Мало того. Они откры-то доверили этому
своему персонажу рассказ о со-бытиях. Событиях удивительных - втором нашест-вии
марсиан. Первое, как известно, <состоялось> в начале XX века, описано оно
Уэллсом, и интересова-лись тогда марсиане прежде всего человеческой кровью.
Помните, они пускали в ход всесжигающий тепловой луч и смертельный газ, они
убивали лю-дей, разрушали города, они уничтожали все и всех без разбора.
Марсиане второго нашествия деликатнее, а глав-ное - умнее. И пришли они не за
кровью, как те, прежние, а за... желудочным соком. Впрочем, для таких, как
Аполлон, (рассказчик) и его друзья, эта жидкость поважнее крови. Но марсиане
готовы за-платить за желудочный сок звонкой монетой, а важ-нее монеты для таких
ничего нет. Марсиане даже враги насилия. Тех, кто выступил против них с оружием
в руках, они не считают нужным истреблять. Hаоборот: отпускают на свободу, еще
уговаривая на прощание бороться против них <легальными ме-тодами>. Они
устанавливают в захваченной стране фашизм полного брюха - а такой вполне может
сосуществовать с откровенно бессильной <буржуаз-ной демократией>. Пожалуй,
признание и поощре-ние ее марсианами - сильнейшая оплеуха, кото-рую эта
<демократия> когда-нибудь получала в со-ветской фантастике.
Марсиане даже берутся за весьма благое дело, бывшее этой <демократии> не под
силу. Они унич-тожают торговлю наркотиками, истребляя ведущих ее гангстеров.
Они не могут поступить иначе - ведь наркотики вредно влияют на выработку в
ор-ганизме драгоценного желудочного сока.
И тут вспоминаешь  об итальянском фашизме. Последыши Муссолини любят хвастать,
что этот диктатор справился со знаменитой сицилийской ма-фией, разгромил ее.
Заслуга? Как определил один итальянский писатель, это просто общенациональная
мафия победила мафию местную...
Собственно, марсиане, завоеватели и правители неведомой страны, так ни разу и
не появляются от-крыто на страницах повести. Они действуют руками своих слуг -
людей. И единственное серьезное из-менение, которое претерпел в результате
узкий и пошлый мир Аполлона, - это появление на улицах фургонов, в которых
принимают желудочный сок. Да еще то, что в этой же жидкой валюте будут
приниматься теперь налоги.
Что же - господин Аполлон, учитель на пенсии, бывший солдат, донельзя доволен
марсианами. Все теперь в полном порядке; гангстеров нет, пенсию ему прибавят -
а то, что он превратился в домаш-нее животное с желудочным соком повышенной
сортности, его вполне устраивает. Одно слово - мещанин...
Но здесь стоит добавить вот что. Нет сейчас ни в литературе, ни в критике слова
моднее, чем <ме-щанство>. Оно и резерв фашизма, и последний оп-лот старого
мира, и бог знает что еще. Многие та-кие обличения целиком или почти целиком
спра-ведливы. Только цель у них стала туманной, поня-тие мещанства расплылось
настолько, что в эту ми-шень уже можно попасть, стреляя через плечо назад. И
стали критики бить в белый свет как в ко-пеечку: кинешь камнем в собаку
(литературную) - попадешь в мещанина. Уже и Свифт, как  утвер-ждает в своей
статье один известный писатель, в ви-де йеху изобразил именно мещан. Уже и Юлий
Це-зарь, оказывается, был мещанином - потому лишь, что стремился к всемирной
власти. Ой ли? Ведь главная беда и вина мещан та, что им хочется по-коя и
благоденствия. Чересчур хочется.
Давайте сразу договоримся, что фашизм был организован отнюдь не мещанами,
поставлявшими для него лишь подъяремный скот да пушечное мя-со; что изменяют
женам и тут же осуждают жен-изменниц не одни только мещане; что злы,
неспра-ведливы, кровожадны и даже глупы бывали и бывают не только одни мещане и
что вообще в ха-рактере человека могут сочетаться черты мещан-ские к
немещанские. А уж мещанина Аполлона у Стругацких никак не назовешь ни злым, ни
крово-жадным, он даже изо всех сил старается быть справедливым...
В дискуссии - и не только в ней - прежде всего надо договориться о терминах. В
качестве лакмусовой бумажки для определения мещанина можно предложить всего
лишь один вопрос. Во-прос, который задает дочь Аполлона, узнав о наше-ствии
марсиан: <Что с нами сделают?>
Hастоящий человек, как говорят сами Стругац-кие устами ее мужа, спрашивает:
<Что я должен делать?>
Стругацкие не хотят ставить знака равенства ме-жду мещанином и тем, кого можно
назвать рядо-вым человеком. В <Стажерах>, в повести о покори-телях космоса,
пропет грустный гимн такому чело-веку.
<Работал он честно, без всякого увлечения, но добросовестно. Мы летали к
Юпитеру, поднимали вечную мерзлоту, строили новые заводы, а он все сидел в
своем учреждении и считал на машинах, которые не сам придумал. Образцовый
маленький человек. Хоть обложи его ватой и помести в музей под колпак с
соответствующей надписью: <Типичный самодовлеющий человечек конца двадцатого

века>. Потом он умер. Запустил пустяковое заболевание, потому что боялся

операции, и умер. Это случается с маленькими людьми, хотя об этом никогда не
пи-шут в газетах...
- Это было в Карелии, на берегу лесного озе-ре. Его кровать стояла на
застекленной веранде, и я сидел рядом и видел сразу и его небритое тем-ное
лицо... мертвое лицо... и огромную синюю тучу над лесом на той стороне озера.
Врач сказал: <Умер>. И тотчас же ударил гром невиданной силы, и разразилась
такая гроза, какие на редкость даже на южных морях. Ветер ломал деревья и кидал
их на мокрые розовые скалы, так что они разлетались в щепки, но даже их треска
не было слышно в ре-ве ветре. Озеро стеной шло на берег, и в эту стену били не
по-северному яркие молнии. С домов сры-вало крыши. Повсюду остановились часы -
никто не знает почему. Животные умирали с разорванны-ми легкими. Это была
неистовая, зверская буря, словно весь неживой мир встал на дыбы. А он ле-жал
тихий, обыкновенный, и, как всегда, это его не касалось, ...Я вдруг подумал:
<Так вот ты какой был, наш маленький, скучный Толик. Ты тихо и неза-метно, сам
не подозревая ни о чем, держал на пле-чах равновесие Мира. Умер - к равновесие
рухну-ло, и Мир встал дыбом>. Если бы мне тогда про-кричали на ухо, что Земля
сорвалась с орбиты и ринулась не Солнце; я бы только кивнул головой>.
Маленький   человек   честен, добросовестен, добр; мещанин же прежде всего
себялюбив.
Маленького человека можно и научить, как стать большим: <Hикто никогда не
бывает виноват сам... Раньше главным была дать человеку свободу стать тем, чем
ему хочется быть. А теперь главное - показать человеку, каким надо стать для
того, чтобы быть по-человечески счастливым>. Так говорит Иван Жилин, до
<Стажеров> бывшим одним из героев <Пути на Амальтею>, а после <Стажеров>
ставший главным героем <Хищных вещей века>.
Маленького человека можно научить; для меща-нина этого мало - его надо
заставить учиться быть счастливым,
Задача труднейшая. И Иван Жилин в <Стажерах> приходит к выводу, что раз она
труднейшая, значит и важнейшая. Он изменяет космосу ради Земли; он покидает
общество подлинных полубогов, прекрас-ных хозяев Вселенной, ради того, чтобы в
<Стране дураков> вырвать хотя бы внуков господина Апол-лона из мертвой хватки
общества, где каждый ду-мает только о себе, где человек покорствует
об-стоятельствам.
Труднее - значит важнее; труднее всего - мы знаем это от Стругацких же - быть
богом. Hа-сколько проще, насколько легче стать животным... Но для настоящего
человека это попросту невоз-можно.
Сейчас, когда так много говорят о летающих тарелочках, на земле найдется немало
людей, жду-щих пришельцев из космоса, чтобы они наконец-то навели порядок на
нашей планете. Приидите, мол, и володейте нами. Этакие варяги с Альфы
Центав-ра, которых с явным удовлетворением готовы при-нять в князья всяческие
господа Аполлоны. У Стру-гацких же за марсианами отчетливо видится фа-шизм -
последняя надежда обреченного капитали-стического мира,
И тут стоит вспомнить историю <взаимоотноше-ний> Земли и Марса. У Уэллса
марсиане нападали на землян и погибали. У немецкого фантаста начала  века Курта
Лассвица (<Hа двух планетах>) война Марса и Земли кончалась взаимным признанием
ра-венства и союзом. В романе Александра Богданова <Красная звезда> марсиане
тайно принимали уча-стие в русском революционном движении. После Октября нужда
в иноземной помощи для завоева-ния свободы уже не ощущалась даже фантастами. И
герои <Аэлиты> Алексея Толстого сами вмеши-ваются в классовую борьбу на Марсе.
Hу, а в 60-х годах XX века, когда вопрос <кто - кого> в принципе решен
историей, на марсиан-завоевателей остается   надеяться   защитникам умирающего
общества. Так, во всяком случае, я понимаю одну из многих граней, которыми
поочередно поворачивается к читателю <Второе нашествие марсиан>.
Hастоящую фантастику можно определить, упот-ребляя название одного из
произведений тех же Стругацких, как заведомо неудавшуюся <попытку к бегству>.
Ведь это только кажется, что фантаст опи-сывает будущее; на самом деле
подлинный писа-тель может черпать материал для своих произве-дений только из
настоящего, и это настоящее в кни-ге заставляет любить ее и учиться у нее.
Из настоящего пришли в книгу и пенсионер Аполлон и капитан космического корабля
Быков; из настоящего появились и заняли свои места в бу-дущем деликатнейший
Михаил Крутиков, нетерпели-вый Юра Бородин и подхалим Кравец тоже. Грани-ца
между двумя мирами на нашей планете проле-гает не только там, где стоят
полосатые погранич-ные столбы; и в книге, которая перед вами, эта граница не
проходит строго по листу с заглавием второй повести.
Мещане и подлецы остаются и в нашем мире. Говоря точнее - каждый из нас в жизни
сам вы-бирает, с каким миром он вместе. Коммунисты Стругацкие видят
<сверхзадачу> своих произведе-ний в том, чтобы сделать яснее неизбежность этого
выбора.
<Стажеры> можно при желании назвать совре-менной утопией; <Второе нашествие

марсиан> так и просится на полочку с табличкой <антиутопия>. Появление

повестей рядом лишний раз подчерки-вает, что эти два вида фантастики не только
не ме-шают, но помогают друг другу.
В творчестве Стругацких оба они, конечно, не случайны. <Стажерам>
предшествовало <Возвраще-ние (Полдень, XXII век)>, <Второму нашествию мар-сиан>
- <Хищные вещи века>.  (Любопытно, что время действия произведений, написанных
позже, оказалось ближе к настоящему.)
Но если бы нужно было назвать главную черту, роднящую произведения Стругацких
последних лет и выделяющих их из хорошей советской фантастики нынешнего
десятилетия, я бы попытался сформули-ровать ее так: они всегда делают читателя
не про-сто даже соучастником действия, но полноправным соавтором своих
произведений. Над их книгами нужно думать - иначе они просто покажутся
неин-тересными. Стругацкие не выдумывают, а думают. Будем это делать вместе с
ними.
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

К чему бы это?                                          Алла, молчаливый глюк

 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Пон 01 Окт 01 04:48
 To   : Alla Kuznetsova                                     Пон 01 Окт 01 12:45
 Subj : Интepвью БHC
       БВИ вновь с Вами, Alla!

     27.09.29: Alla Kuznetsova --> Vladimir Borisov:

 AK> A oн и в этoм мoжeт пocoдeйcтвoвaть?... Xoтя тaм yжe кoгдa-тo
 AK> пeчaтaлacь xopoшaя библиoгpaфия Cтpyгaцкиx... Moгyт cкaзaть, чтo нe
 AK> нaдo eщe paз.

Ну Вы попpобуйте. Я бы предложил выделить именно кpитику...

                                                            Wlad.
--- Лев Абалкин, в натуре 2.51.A0901+
 * Origin: Мы - побочный продукт звездной эволюции (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Пон 01 Окт 01 04:49
 To   : Alla Kuznetsova                                     Пон 01 Окт 01 12:45
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть. Cтpaннaя. Чacть 5
       БВИ вновь с Вами, Alla!

     27.09.29: Alla Kuznetsova --> Vladimir Borisov:

 AK> Cтpyктypиpoвaн мaлo... У мeня, вo вcякoм cлyчae.

 AK> Cкopee, нe кoe-чтo, a вce...

Это уже хужее. Но не безнадёжно.

 AK> A кaкиe? И кaк этa cиcтeмa дoлжнa выглядeть?

Ой, тема для очень большого pазговоpа. Скажу лишь, что идеальная такая система
должна включать все тексты, а также обладать некоторыми свойствами
искусственного интеллекта.

 AK> Этo дa. Ho ктo вoзьмeтcя? He Bы, cлyчaйнo?

Я загоняю помаленьку, но там ещё много pаботы...

                                                            Wlad.
--- Коллектор Рассеянной Информации 2.51.A0901+
 * Origin: Но мне нpавится, что ты опpавдываешься! (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Пон 01 Окт 01 04:51
 To   : Alla Kuznetsova                                     Пон 01 Окт 01 12:45
 Subj : Чтeния пaмяти AHC
       БВИ вновь с Вами, Alla!

     27.09.29: Alla Kuznetsova --> Vladimir Borisov:

 AK> Hy, нaвepнoe, к тoй нeдeлe Гeвopкян yжe вepнeтcя, бyдy eгo
 AK> дocтaвaть...

Это хоpошо. Я тут Байкалова ещё попросил извлечь из Керзина диск с записанными
кой-какими текстами, который ему передала Света Бондаренко, и передать его Вам.
Может, вложите его в очередную посылочку, когда она собеpется...

                                                            Wlad.
--- Выродок в квадрате 2.51.A0901+
 * Origin: Ребята, напишите мне письмо! (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Yuri Zubakin                        2:5010/30.47    Пон 01 Окт 01 14:02
 To   : Alla Kuznetsova
 Subj : Смелков Ю. Мир фантастики
        Здравствуйте, Alla!

         Случайно увидел, как Alla Kuznetsova писал Yuri Zubakin (Суббота
Сентябрь 29 2001, 20:02):

 AK> Kcтaти, кaк микpoфильм пoживaeт?

    Разбираюсь потихоньку.

                C уважением, Yuri

... Пикник в муравейнике
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Yuri Zubakin                        2:5010/30.47    Пон 01 Окт 01 14:03
 To   : Alla Kuznetsova
 Subj : Говорят, Перумов терпеть не может хоббитов (1999)
        Здравствуйте, Alla!

         Случайно увидел, как Alla Kuznetsova писал Yuri Zubakin (Суббота
Сентябрь 29 2001, 20:10):

 AK> Извини, пoжaлyйcтa, этo вcя cтaтья или тoлькo oтpывoк из нee?

    Написано - "Комсомольская правда", 1999". И всё.

 AK> Ecли этo oтpывoк - тo нe зaтpyднилo бы тeбя кинyть вcю cтaтью нa
 AK> gloster@humanus.org.ru? 3apaнee cпacибo.

    ОК

                C уважением, Yuri

... Добры молодцы и злобны монстрицы
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Yuri Zubakin                        2:5010/30.47    Пон 01 Окт 01 14:10
 To   : Alla Kuznetsova
 Subj : О кодировке
        Здравствуйте, Alla!

         Случайно увидел, как Alla Kuznetsova писал Vladimir Borisov (Суббота
Сентябрь 29 2001, 20:22):

 AK> Ушлa пoдбиpaть чeлюcть... Дa, нa фaйнpидep ceйчac тaкoгo нe cвaлишь.

    Это не FineReader - от тебя doc-овские файлы пришли в норме. Это, по всей
видимости, русификатор.

 AK> A тeпepь?
 AK> 3BEHaceopy

    То же самое.

                C уважением, Yuri

... Ой, вы ручки мои шаловливые... (с) Ф.Крюгер
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Yuri Zubakin                        2:5010/30.47    Пон 01 Окт 01 14:10
 To   : Alla Kuznetsova
 Subj : Ролевая игра "Арханар"
        Здравствуйте, Alla!

         Случайно увидел, как Alla Kuznetsova писал Yuri Zubakin (Воскресенье
Сентябрь 30 2001, 00:03):

    1997.

                C уважением, Yuri

... Спокойно, Сикорски, я - Бромберг
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Вск 30 Сен 01 12:46
 To   : All                                                 Втр 02 Окт 01 12:02
 Subj : Koзлoвcки-27

Пpивeт тeбe, All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
ЧАСТЬ 2
МАГИЯ И НАУКА

ГЛАВА 3
СУЩНОСТИ РУССКОЙ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ И HАУЧHО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ
ЧАРОДЕЙСТВА И ВОЛШЕБСТВА - НИИЧАВО

Большая часть действия ПНВС происходит в Hаучно-исследовательском институте
чародейства и волшебства - НИИЧАВО. Пивалов - один из магов\ученых Института, а
также - главный герой и рассказчик. Он постоянно наблюдает таинствен-ных
персонажей и магические действия в Институте и его окрестно-стях.
Прибыв в Институт, Привалов видит слово "НИИЧАВО" уже на воротах музея Инстиута
(10). Комический эффект этого слова может быть проанализирован сначала на
стилистическом (вербальном) уровне. Слово само по себе является акронимом и
по-ходит, то есть имеет парадигматическое отношение, частично в произношении (а
еще более - в ненормативном, провинциальном русском произношении) на слово
"ничего", озачающее "ничто", "ничего особенного". Так эти два слова составляют
комическое не-соответствие (неожиданное сходство и различие): НИИЧАВО\ничего.
Неожиданное, подразумевающееся значение слова "ничего" комически подрывает
серьезную форму, скрытую в акрониме - названии Института.
Комическое несоответствие также развивается на композици-онном (синтаксическом)
уровне, когда Привалов пытается угадать значение загадочного акронима,
появляющегося позже и в развер-нутой форме:
"АН СССР НИИЧАВО (43)
Hаучно-Исследовательский Институт Чаво? В смысле Чего?"
1.Перая часть акронима (два слова) - ясна, привычна, полно-стью уважаема: АН
СССР.
2.Вторая часть акронима - неясна и непривычна. В попытках расшифровать ее,
Привалов использует вопросительное слово "Чаво", хотя это и не нормативный
русский язык. Затем он выдви-гает некоторые разумные, но, тем не менее,
комические (с лингвис-тической точки зрения) гипотезы (примечание: первые три
буквы опознаваемы):
"Чрезвычайно-Автоматизированной Вооруженной Охраны?
Черных Ассоциаций Восточной Океании?" (43)
3.Когда вторая часть акронима наконец открывает свою тай-ну, один
несоответсвующий акроним уступает место другому, ко-мически сочетающемуся с
предшествующими лингвистическими догадками Привалова:
"Чародейства и Волшебства" (80).
Эта вторая часть акронима оказывается несоответствующей, но в другом смысле. В
рассматриваемом акрониме присутствует не-ожиданное семантическое
несоответствие. Читая: "Академия Наук Союза Советских Социалистических
Республик Hаучно-Исследовательский Институт", участник не ожидает фразы:
"Чародейства и Волшебства". Серьезная (или, по крайней мере, по-тенциально
серьезная) наука сталкивается с миром чародейства и волшебства. Сопоставление
этих двух дискурсов производит коми-ческое несоответствие, которое встроено в
структуру ПНВС как движущая сила повествования.
Учитывая предыдущее подразумеваемое акронимом возмож-ное значение - "ничего", -
финальное раскрытие полного названия восстанавливает, правда, только частично и
иронически, серьез-ность и респектабельность слова "НИИЧАВО". Само название
Ин-ститута заключает в себе удивительную комическую несопостави-мость -
эмпирической деятельности Института, пересекающейся с чародейством и
волшебством.
Слово "HИИЧАВО", будучи насмешливым комментарием в адрес Института, кратко
предсказывает не только несоответствие как основную творческую технику сказок,
но и игру эмпирического и сверхетественного миров, показывая их,
соответственно, через "реалистический" и волшебно-сказочный дискурсы. В
получившем-ся в результате этого научно-фантастическом дискурсе, впрочем, два
пересекающихся мира достигают комической и поэтической многозначности. Таким
образом, само слово "HИИЧАВО" предлага-ет шутливое краткое содержание и
комический взгляд на ПНВС и СОТ.

--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Спокойной плазмы!                                       Алла, молчаливый глюк

--- Транслятор двухходовой +/W32 1.1.1.2 Китежградского завода маготехники
 * Origin: Благоприятно свидание с великим человеком (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Вск 30 Сен 01 12:47
 To   : All                                                 Втр 02 Окт 01 12:02
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть

  i, All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
[...]
Теперь о текущей ситуации. Что мы видим, "попав" в Интернет? Библиотеку
Машкова, на-пример, по адресу http://www.lib.ru. Около трид-цати тысяч полных
текстов книг. Ни одна тради-ционная библиотека России ничем подобным
похвастаться не может. Да и в зарубежном мире не очень-то... Откуда все у
Машкова взялось? Это достаточно просто. Планшетный сканер сто-ит копейки.
"Софт" для распознавания - в Рос-сии даром. Дальше - энтузиазм и полное
незнание законов об авторском праве - и вот они, Стругацкие. Полностью. Разные
люди по всей стране сканируют, распознают и присыла-ют в библиотеку Машкова
электронные тексты книг. Он их собирает и "выставляет" в Интернете. Бесплатно!
То ли памятник ему за это ста-вить, то ли в тюрьму сажать. Впрочем,
альтерна-тива для России вполне обычная.
[...]

        Вислый А. Вступаем в электронную эру... // Мир библиографии (М.). -
2000. -   6. - С.14-19.

--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Такие вот дела                                          Алла, молчаливый глюк

--- Без All жизнь не та, люблю, привет от ЛИАНТА+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Уйдешь и придешь, но колодец останется колодцем (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Вск 30 Сен 01 12:49
 To   : All                                                 Втр 02 Окт 01 12:02
 Subj : Pacкoпaй cвoиx пoдвaлoв

О многоуважаемый (-ая) All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
[...]

В тех случаях, когда писатель отрывается от марксистско-ленинского анализа
законов общественного развития, его ждет неудача.
Покажем это на примере.
Среди советских фантастов и читателей в последнее время заметную популярность
завоевали талантливые писатели Аркадий и Борис Стругацкие. Многие их
произведе-ния привлекают  читателей   свежестью мысли, оригинальностью
коллизий, а главное, стремлением показать героя, остро ощущающего историческую
ответственность за свои поступки, активно действующего во имя самых светлых
идей. Особенно хо-чется отметить в связи с этим глубокую по мысли
антифашистскую повесть братьев Стругацких <Попытка к бегству>.
Тем досаднее творческая осечка их с другой повестью - <Хищные вещи века>.
История эта поучительна во многих от-ношениях. Увлекшись идеей математиче-ского
моделирования, применяемого в фи-зике и других областях естественных наук для
прикидки перспектив развития отдель-ных процессов в искусственно ограничен-ных
условиях, писатели задумали создать модель человеческого общества. Собствен-но,
в самой попытке моделирования соци-альных процессов ничего плохого нет, и метод
мог бы оказаться весьма плодотвор-ным, если бы мысленный эксперимент стро-ился
на основе социальных закономерно-стей.
Но, конструируя модель общества-яв-ления     социального,-экспериментаторы
странным и непостижимым образом даже с точки зрения элементарной логики решили
исключить из его конструкции именно со-циальную суть.
С одной стороны, в авторском предисло-вии к книге говорится, что речь в повести
идет о реальных тенденциях современно-го буржуазного строя, явлениях, суть
ко-торых раскрыта в работах К. Маркса, В. И. Ленина. С другой стороны,
эксперимен-таторы там же оговаривают условия экспе-римента: <Мы не ставили
перед собой зада-чи показать капиталистическое государство с его полюсами
богатства и нищеты, с его не-избежной классовой борьбой>.
Нелогичная эта позиция получает столь же нелогичное обоснование: <Да и в одной
небольшой повести нам никогда не удалось бы осветить все стороны, все
социальные противоречия капиталистического государ-ства>. Конечно, все стороны
и все социаль-ные противоречия капиталистического госу-дарства невозможно
осветить в повести, но это не дает ровно никаких оснований все эти стороны
отбрасывать, коль скоро авто-ры взялись говорить о реальных тенденци-ях
современного капиталистического мира. Но именно такая попытка делается в их
эксперименте.
Авторы поясняют, что под тенденциями и явлениями, о которых речь шла выше, они
имеют в виду <массовую идеологию, еже-дневно и ежечасно порождаемую практи-кой
частнособственнического предпринима-тельства>, и саму практику, которая
приво-дит к тому, что <меркантильные интересы... готовы поглотить все другие
человеческие чувства, а само общество выглядит как тол-кучка стяжательских

страстей>.

Но нельзя упускать из виду, что К. Маркс и В. И. Ленин видели в буржуазном
обще-стве разную идеологию у разных его клас-сов. Массовая идеология,
разделяемая все-ми членами общества,-это особенность общества, в котором нет
антагонистических классов или нет классов вообще, то есть социалистической
страны, коммунистиче-ского общества.
Не учитывая эти коренные положения марксизма-ленинизма, авторы конструиру-ют
<капиталистическое государство>, ли-шенное признаков классовой структуры.
Страна Дураков (в повести она называет-ся также <неострой>) - это <средних
раз-меров страна>, достигшая материального изобилия (каким путем, ве
объясняется, просто говорится, что страна захвачена изо-билием <врасплох>). Все
или почти все по-головно обеспечены всем или почти всем по части материальных
благ. Никаких сколько-нибудь серьезных умственных ин-тересов у людей вет, не
говоря уже о со-циальных устремлениях. Свободное время они просто <прожигают>.
Однако нельзя сказать, что всякие общественные движения здесь отсутствуют. Вот
описывается демонстрация. <Плакаты взывали вливаться в самодеятельный
город-ской ансамбль <Песни отечества>, вступать в муниципальные кружки
кулинарного ис-кусства, записываться на краткосрочные курсы материнства и
младенчества>. Одна-ко и эти слабые попытки вовлечь людей хоть в какой-то вид
коллективной деятель-ности встречают негодование толпы. <Лю-дям с плакатами
поддавали бамперами с особенным удовольствием. В них кидали окурки, огрызки
яблок и комки жеваной бумаги>. Не потому, что считали их при-зывы слишком
малозначительными, а, на-оборот, чересчур отвлекающими от главно-го смысла
жизни - жить в свое удоволь-ствие.
Ведется и борьба. В этом обществе все-общего благоденствия людям смертельно
скучно. Они всем пресытились. Поскольку духовных интересов нет, люди ищут
всевоз-можных наслаждений, любых, лишь бы они давали острые ощущения. В
частности, устраиваются особые радения на площади - <дрожки>, во время которых
люди с по-мощью массовых стимуляторов приводят себя в истерическое состояние.
Hебольшая горстка интелей пытается вы-вести всех остальных людей этой страны из
состояния тупой самоограниченности. Никаких социальных целей интели-борцы не
преследуют. Объектом нападения они избрали эти радения на площади - <дрож-ки>.
Тайно изготовив газовые бомбы и раз-добыв самолеты, интели периодически
сбра-сывают бомбы на толпу, собирающуюся на площади, в обстреливают ее из
пулеметов. Цель-вызвать ненависть к себе в надеж-де, что, может быть, хоть
ненависть объ-единит как-то их, лишенных всякого чувст-ва коллектива,
сограждан.
В стране процветают наркомания, психи-ческие извращения. <Хищные вещи века>
убивают в людях человеческие начала, превращают их почти в животных.
Омер-зительные сцены следуют одна за другой; люди теряют человеческий облик,
вы-глядят отвратительно. Социальные истоки этих страшных картин жизни Страны
Дураков, как авторы и оговаривали в пре-дисловии, не раскрываются.
В конце концов всякая мельница выдает муку из того зерна, которое в нее
насыпа-но. Если в машиноэлектронную модель общества не заложили социальных
зерен, то и нечего ожидать каких бы то ни было социальных выводов. В чем же
смысл опы-та? Может быть, авторы эксперимента, отвлекаясь от прочих
соображений, хотели просто показать, что если сделать два до-пущения: 1)
предоставить некоему скопле-нию людей в изобилии материальные блага и 2) лишить
их стимулов социального и морального порядка, грубо говоря, поста-вить их в
положение животных на откор-мочном пункте, то животные начала и бу-дут в них
развиваться? Но моделирование такого сорта напоминает анекдотического таракана,
у которого экспериментатор отор-вал ноги, чтобы доказать, что без ног та-ракан
ходить не может.
Встает законный вопрос: целесообразны ли такие <фантастические> опыты?
Читатель, знакомый с зарубежной фантастиче-ской литературой, легко заметит, что
мо-дель, созданная авторами повести, отнюдь не оригинальна, она в известной
мере во-площает идеи, характерные для ряда рома-нов-предупреждений, созданных
на Западе. Но авторы тех романов, хотя и движимы благими побуждениями -
предупредить от опасности подчинения человека вещам, без-удержного
распространения мещанства,- по существу, смотрят на возможность раз-вития
человеческого общества с пессими-стических позиций, ибо не видят подлин-ных
тенденций его развития. Конечно, со-ветским писателям отнюдь не заказано
об-ращаться к столь <заезженной> в фанта-стике теме, но. очевидно, мы вправе
ожи-дать в этом случае иной ее трактовки, иначе зачем же браться за перо? Но,
увы, <табу>, наложенное авторами повести на социальные стороны, не позволяет им
ска-зать свое слово, вступить в полемику с те-ми, кто в силу разных причин
страдает ог-раниченным социальным видением.
Но, может быть, повесть не претендует на серьезность, может быть, достаточно
пожать плечами и улыбнуться наивным по-пыткам моделировать социальный механизм
без социальных пружин, опытам, в самих условиях которых заложена их
никчем-ность? В сложной лаборатории соорудили что-то вроде детских часов с
нарисованны-ми стрелками, которые не способны пока-зывать время и условны, как
и всякая иг-рушка.
Но повесть не допускает легкого к ней отношения.
Весь <гвоздь> в том, что, производя опы-ты в лаборатории, в некоем замкнутом
ус-ловном  пространстве,  экспериментаторы выносят затем полученную модель в
реаль-ный мир и рассматривают ее во взаимоот-ношениях с целой планетой. Тут уже
на-зываются определенные, конкретные вехи истории   человечества,
устанавливается датировка  событий   (конец нынешнего века), разговор ведется в
глобальном мас-штабе.
Тем интереснее узнать место, которое отводят авторы Стране Дураков на плане-те,
узнать о ее взаимоотношениях с дру-гими странами, о самом мире конца нашего
века - пусть в самых общих контурах.
Однако в обрисовке мира нет даже пунк-тира, просто отдельные штрихи.
В Стране Дураков запрещена иммигра-ция, но пожить там временно можно, и ту-да,
в <заповедник глупости, невежества и порнократии>, лихорадочно, <предвкушая
сладкие денечки>, валят со всего света; лон-донские клерки и их невесты,
оклахомские фермеры, туринские рабочие с женами и детьми, финские лесорубы,
иранские сту-денты, профсоюзные деятели из Замбии... Сюда приезжают и
<микрогитлеры> из <крошечных, разграбленных до полной ни-щеты королевств и

княжеств>. Здесь при-нимают любую валюту, включая рубли, та-моженная
княжеств>декларация отпечатана на раз-ных языках, в том числе и на русском.

Разобраться в политической обстановке того времени, основываясь на беглых
заме-чаниях авторов, весьма трудно. Была ка-кая-то <заварушка>. Описывается
эпизод боя с фашистами, в котором принимали уча-стие тяжелые штурмовые танки
<мамонт>, предназначенные для преодоления  зоны атомных ударов. Мельком
упоминается, что <прошли атомные бомбы>. Подписан пакт о разоружении. Но он,
видимо, не получил еще полного признания потому, что в книге говорится о
проекте <полной демилитари-зации, хотя бы и насильственным путем, еще
милитаризованных районов земного шара>.
Судя по одному высказыванию (о нем подробнее пойдет речь дальше), можно
сде-лать вывод, что <в огромном большинстве стран мира> еще существует
капитализм. Конкретное упоминание о том, что на све-те существует и
социалистический мир, во всяком случае, наша страиа, сводится бук-вально к
следующему: <В Москве на Меж-дународном конгрессе ядерников Хаггертон и
Соловьев сообщили о проекте промыш-ленной установки для получения антиве-ществ.
Третьяковская галерея прибыла в Леопольдвиль, официальное открытие про-изойдет

завтра>. Так информирует своих читателей одна из газет Страны Дураков. Другой
завтра>информации читатель повести не получает.

Правда, главный герой повести Иван Жи-лин, от лица которого ведется
повествова-ние,-советский человек. Но он выступает как тайный эмиссар
международного уч-реждения -загадочного Совета Безопасно-сти. В своих
размышлениях об обществен-ном развитии Жилин ссылается на брошю-ру двух
<советских педагогов>, Криницкого и Миловановича, вышедшую <в конце века>.
Педагогику авторы брошюры понимают как науку, совершенно лишенную социаль-ного
содержания, и в своих рассуждениях ничем не обнаруживают даже отдаленного
представления о научном коммунизме.
Знакомясь с размышлениями Жилина и рассуждениями названных <педагогов>, яа
каждом шагу вы ощущаете необходимость в самых решительных возражениях.
Из дальнейшего хода событий в повести выясняется, что Страна Дураков угрожает
гибелью всему человечеству. Дураки, ли-шенные духовных интересов, предаются
особому виду наслаждений, создаваемому волновой психотехникой, более опасному,
чем употребление наркотиков,-зараза гро-зит расползтись по всему свету.
<...Римайер,- сказал я.- Я боюсь за человечество. Это же конец... Все миллиарды
людей в ваннах, погруженные в горячую воду и в себя. Только в себя...> <И когда
в иллю-зорные миры уйдут все - а ты знаешь, этим может кончиться,- история
человечества прекратится...>
Писатели и на этот раз, словно нарочно, решили использовать широко
использован-ное: в западноевропейской и американской фантастике полно
произведений, в которых описываются иллюзорные миры, люди, ухо-дящие в них в
результате воздействия таблеток, лучей и т. п. Но отнюдь не в этом основной наш
упрек. В конце концов ре-шает главное; каковы позиции авторов в оценке тех
явлений, о которых они рас-сказывают?
В рассуждениях упомянутых советских людей <раскрывается> основная, коренная
причина возникшей для человечества опас-ности. В конце века советские педагоги
Криницкий и Милованович констатирова-ли, что <в огромном большинстве стран мира
воспитание молодого поколения нахо-дится на уровне
восемнадцатого-девятнадцатого столетий>. <Эта давняя система воспитания,- пишут
они далее,- ставила и ставит своей целью прежде всего и по пре-имуществу
подготовить для общества ква-лифицированного, но оболваненного участ-ника
производственного процесса>. Поэто-му, приходят они к выводу, <вне
произ-водственного процесса человек в массе ос-тается психологически человеком
пещер-ным, Человеком Hевоспитанным>. Бго ха-рактеризует <неспособность
индивидуума к восприятию нашего сложного мира во всех его противоречиях,
неспособность связы-вать психологически несовместимые поня-тия и явления,
неспособность получать удо-вольствие от рассмотрения связей и законо-мерностей,
если они не касаются непо-средственного удовлетворения самых при-митивных
социальных инстинктов>. <Чело-век Невоспитанный воспринимает мир как некий по
сути своей тривиальный, рутин-ный, традиционно простой процесс, из ко-торого
лишь ценой больших усилий удается выколотить удовольствия, тоже в конце концов
достаточно рутинные и традицион-ные>.
Как видим, нарисована довольно песси-мистическая картина.
Авторы брошюры не видят необходимо-сти в социальных переменах в мире, о
ко-тором они рассказывают. Основная задача человечества на ближайшую эпоху, по
их убеждению, будет чисто педагогическая: развитие мозга у Человека
Hевоспитанно-го. <...Hеиспользованные потенции остают-ся, по-видимому, скрытой
реальностью че-ловеческого мозга. Задача научной педаго-гики как раз и состоит
в том, чтобы приве-сти в движение эти потенции, научить че-ловека фантазии,
привести множественность и разнообразие потенциальных связей чело-веческой
психики в качественное и количе-ственное соответствие с множественностью и
разнообразием связей реального мира. Эта задача, как известно (!), и должна
стать основной задачей человечества на ближай-шую эпоху>.
В своих рассуждениях Криницкий и Милованович не оригинальны. Утвержде-ние, что
подлинный прогресс человечества зависит от простого распространения
обра-зования, помимо социальных предпосылок и условий, вы можете не в коице
века, а сегодня услышать из уст некоторых буржуазных социологов.
Самое же удивительное состоит е том, что в повести никто даже не пытается
оспари-вать эти взгляды <советских педагогов>, а главное действующее лицо -
смелый и ре-шительный, но, как мы получим возмож-ность убедиться дальше, весьма
не сильный в вопросах теории Жилин -принимает их по своей простоте за чистую
монету.
Таково главное препятствие, с которым столкнулись создатели <неостроя>.
<Но пока эта задача не решена,- предо-стерегают Криницкий и Милованович,-
ос-таются основания предполагать и опасать-ся, что успехи психотехники приведут
к та-ким способам волновой стимуляции мозга, которые подарят человеку
иллюзорное бы-тие, яркостью и неожиданностью своей зна-чительно .превышающее
бытие реальное. И если вспомнить, что фантазия позволяет че-ловеку быть и
разумным существом и на-слаждающимся животным, если добавить к этому, что
психический материал для соз-дания ослепительного иллюзорного бытия
поставляется у Человека Невоспитанного самыми темными, самыми первобытными
рефлексами, тогда нетрудно представить се-бе тот жуткий соблазн, который таится
в подобных возможностях...>
Таким образом, искусственно созданная в творческой лаборатории писателей модель
Страны Дураков вдруг превращается в не-кий типичный случай для истории
челове-чества, предопределенный развитием или, вернее, недоразвитием Человека
Hевоспи-танного, представляющего основную массу населения планеты.
Поскольку угроза, идущая из Страны Ду-раков, приобретает планетный масштаб, в
действие вступают международные силы. Совет Безопасности (?) посылает туда для
расследования обстоятельств своих тайных эмиссаров. Среди них и Иван Жилив,
хо-рошо известный читателям по другим про-изведениям братьев Стругацких.
Ознакомившись с отчаянным положением в Стране Дураков, Жилин решительно
уст-ремляется на ее спасение.
Жилину уже приходилось, и не раз, уча-ствовать в спасательных операциях.
"Какое-то проклятие на этих людях,-рассуждает он,- какая-то   жуткая
преемственность угроз и опасностей. Империализм, фа-шизм... десятки миллионов
загубленных жизней, исковерканных судеб... в том чис-ле миллионы погибших
дураков, злых и добрых, виноватых и невиновных... Послед-ние схватки, последние
путчи, особенно беспощадные, потому что последние. Уго-ловники, озверелое от
безделья офицерье, всякая сволочь из бывших разведок и контрразведок,
наскучившая однообразием экономического шпионажа, взалкавшая вла-сти...
Пришлось вернуться из космоса, вый-ти из заводов и лабораторий, вернуть в строй
солдат. Ладно, справились. Ветерок перебирает листы <Истории фашизма> под
ногами... Hе успели вдоволь повосхищаться безоблачными горизонтами, как из тех
же грязных подворотен истории полезли недобитки с короткоствольными автомата-ми
и самодельными квантовыми пистолета-ми, гангстеры, гангстерские шайки,
гангстер-ские корпорации, гангстерские империи...> <Ладно,- вспоминает оа
дальше,-...снова вернулись из космоса, снова вышли из за-водов и лабораторий,
вернули в строй сол-дат-справились. Снова горизонты безоб-лачны>.
Но наслаждение безоблачностью было недолгим. <...Снова все из тех же
подво-ротен потек гной. Тонны героина, ци-стерны опиума, моря спирта... и еще
что-то, чему даже нет пока названия...> Кончается это своеобразное <обобщение>
историче-ского процесса выводом: <Дураки и пре-ступники...
Преступники-дураки...>
В другой раз Жилин в сердцах воскли-цает: <До каких же пор вас нужно будет
спасать? Вы когда-нибудь научитесь спасать себя сами? Почему вы вечно слушаете
по-пов, фашиствующих демагогов, дураков опиров? Почему вы не желаете утруждать
мозг? Почему вы так не хотите думать?> (Опир - одно из действующих лиц повести,
философ-проповедник материального бла-годенствия).
Как видно, Жилин вполне разделяет точку зрения Криницкого и Миловановича насчет
того, что во всех бедствиях человечества по-винна недоразвитость мозга у
основной мас-сы индивидуумов, и он так же, как и она, не видит социальных
сторон даже в самых крупных событиях истории. В размышлени-ях положительных
персонажей повести по-нятие Страны Дураков распространяется далеко за ее
географические пределы.
В обрисованном Жилиным мире, где лю-ди без конца подвергаются воздействию
различных злых сил, не видно сил, им про-тивостоящих. Спасение приходит все
время извне.
Жилин решает принять активное участие в новом спасении дураков, <в последней
войне, самой бескровной и самой тяжелой для ее солдат>.
В этой войне он не сможет опираться на социальные силы: в Стране Дураков их
нет, да они, собственно, в данном случае и не нужны. Ведь задача этой
войны-развитие потенций мозга Человека Hевоспитанного.
На этом повесть обрывается. Читатель может сам раздумывать о том, к чему
приведут усилия Жилина и тех, кто возьмется ему помогать. Жилин, как и
полагается за-каленному бойцу, не сомневается, что он и другие <солдаты> - на
этот раз <педагоги и воспитатели> - ив этой последней войне своего добьются.
Что же, интересно, у них получится? Страна Дураков без всяких со-циальных
изменений, вполне по рецептам Криницкого и Миловановича, превратится в общество
материального изобилия с умст-венно развитыми людьми? С Жилина труд-но
спросить, но авторы, как нам кажется, могли бы помочь своему любимому герою
сообразить, что цепочка: капиталистическое государство - <неокапитализм> с
дефектами в силу недоразвитости человеческого моз-га - <неокапитализм>,
исправленный благо-даря педагогическим усилиям,- общество материального
изобилия и духовного раз-вития всех его членов-представляет со-бой чистый
домысел, лишенный реальной основы, ве имеющий никакой опоры в зако-нах
общественного развития. Жестоко по-ступили напоследок писатели с давним сво-им
и таким симпатичным по характеру ге-роем, направив его усилия на осуществле-ние
невыполнимой задачи.
Книга братьев Стругацких вызвала до-вольно много откликов. Были и
положи-тельные оценки, высказывалось немало и критических замечаний. Говорилось
об уяз-вимости повести с философской стороны. Нам представляются в этом
отношении справедливыми замечания, которые выска-зал академик Ю. Францев. В
частности, он пишет: <К истории, к вопросам социаль-ной структуры общества
нельзя относить-ся как к декорации, служащей бледным фо-ном, на котором
развертывается сюжет. Это хорошо известно, особенно со времен Баль-зака и Л.
Толстого. Социальная структура общества и в фантастическом романе, по-священном
социальным проблемам, опреде-ляет всю ткань повествования. Понимание
общественных   отношений - необходимый трамплин для высокого полета социальной

фантазии>.

Авторы как будто поняли главный свой просчет. В интервью, опубликованном в   1
<Иностранной литературы> за 1967 год, они высказывают такие соображения:
<Ли-тература должна пытаться исследовать ти-пичные общества, то есть
практически - рассматривать все многообразие связей между людьми, коллективами
и созданной ими второй природой. Современный мир на-столько сложен, связей так
много и они так запутаны, что эту свою задачу литература может решать только
путем неких социоло-гических обобщений, построением социоло-гических моделей,
по необходимости упро-щенных, но сохраняющих характернейшие тенденции и
закономерности>.
Оставим в стороне вопрос о предпочти-тельности метода моделирования-он не ху-же
и не лучше других творческих приемов, все зависит от цели, поставленной автором
в данном произведении,-важно другое: уме-ние видеть и показывать именно
<характер-нейшие тенденции и закономерности>, ис-следуя <типичные общества>,-в
этом весь фокус.
О повести <Хищные вещи века>, может быть, и ве стоило бы столь детально
гово-рить спустя почти два года после ее выхо-да, если бы в последнее время в
ряде кри-тических выступлений (И. Михайловой в   12 <Звезды> за 1966 год, Ал.
Горловского в   1 <Юности> за 1967 год, Ю. Кагарлицкого в   I <Иностранной

литературы> за 1967 год) не прозвучала бы только положи-тельная опенка книги.
литературы> При этом достоинст-ва книги в некоторых случаях видят как раз в
литературы> ее недостатках. Ал. Горловский пи-шет: <Может быть, иных
литературы> читателей именно эта повесть Стругацких впервые заставит
литературы> задуматься, насколько опасно для человека сделать наслаждение
литературы> целью жизни, подверг-нуть себя нравственному и физическому
литературы> са-моубийству, медленному, незаметному и по-тому особенно
литературы> страшному. И я не знаю, что здесь опаснее: то ли, что читатель не
литературы> раз-берется в <экономическо-социологической> основе Страны
литературы> Дураков, или то, что, разо-бравшись в ней, он облегченно
литературы> вздохнет: <Hу, это-то меня лично не касается, пото-му что
литературы> происходит в капиталистическом мире>. Я очень хотел бы надеяться,
литературы> что та-кой читатель всего-навсего плод моей фан-тазии, но иные
литературы> газетные и негазетные вы-ступления почему-то лишают меня моей
литературы> благой уверенности>.

Читателя предостерегают от опасности не-понимания главного смысла повести и
под-сказывают. как ее надо <понимать>. Но по-весть не согласуется с этой
<подсказкой>. Она показывает не просто трагедию челове-ка, подвергнувшего себя
в жажде наслаж-дений нравственному и физическому само-убийству, а судьбу
общества, которое <хищные вещи века> поставили на край ги-бели.
Однако в сколько-нибудь серьезном про-гнозировании подобных процессов именно
экономическая и социальная основа общест-ва, отличия капиталистического мира от
со-циалистического в первую очередь должны быть приняты во внимание.
В литературных дискуссиях, в выступле-ниях на страницах печати некоторые
называют <Хищные вещи века> <повестью-пре-дупреждением> и в том усматривают
основ-ное ее достоинство. Hо, когда речь заходит о романе-предупреждении, мы не
можем не различать, кого и о чем стремится преду-предить писатель и из каких
позиций он исходит. Нужно ли добавлять, что от со-ветского автора мы,
естественно, ожидаем марксистско-ленинского подхода к явлени-ям?
Кого и о чем <предупреждают> <Хищные вещи века>? Может быть, человечество
во-обще предупреждается, что любое общест-во, достигшее материального изобилия,
рис-кует оказаться во власти <хищных вещей века>? Об <опасности> материального
изо-билия для человечества, как иногда прихо-дится слышать? Беде, которая
зависит ве от социальной структуры общества, а от <че-ловеческой натуры>?
В основе подобных взглядов лежит немарксистское, ограниченное представление о
путях развития человечества.
[...]

        Сапарин В. Будущее человечества через призму фантастики // Коммунист
(М.). - 1967. -   12. - С.120-128.

--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Пoкa,                                                   Алла, молчаливый глюк

--- Без All жизнь не та, люблю, привет от ЛИАНТА+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Объятый жалостью жасмин (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Пон 01 Окт 01 13:22
 To   : Vladimir Borisov                                    Втр 02 Окт 01 13:37
 Subj : Чтeния пaмяти AHC

  i, Vladimir!

По агентурным данным, Vladimir Borisov писал 01 Окт 01 к Alla Kuznetsova:

> [...]
 VB> записанными кой-какими текстами, который ему передала Света
 VB> Бондаренко, и передать его Вам. Может, вложите его в очеpедную

To ecть этoт диcк нaдo Baм пepeпpaвить? A ceбe cкoпиpoвaть мoжнo?

 VB>  *Origin: Ребята, напишите мне письмо! (2:5007/1.45)

Дa вoт, пишeм пoтиxoнькy...

 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Пон 01 Окт 01 13:14
 To   : Vladimir Borisov                                    Втр 02 Окт 01 13:37
 Subj : Интepвью БHC

О многоуважаемый (-ая) Vladimir!

Однажды (01 Окт 01) состоялся следующий диалог между Vladimir Borisov и Alla
Kuznetsova:

 VB> Ну Вы попpобуйте. Я бы предложил выделить именно кpитику...

Taк тaм и былa бoльшaя пoдбopкa библиoгpaфии кpитики. Oдин из кpaeyгoльныx
кaмнeй мoeй...

С демократическим приветом                              Алла, молчаливый глюк

--- Я большой глюк. Очень большой глюк. Размером в +/W32 1.1.1.2 GoldEdа.
 * Origin: --->  Xopoшo жить xopoшo !  <--- (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Пон 01 Окт 01 13:17
 To   : Vladimir Borisov                                    Втр 02 Окт 01 13:37
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть. Cтpaннaя. Чacть 5

Пpивeт, Vladimir!

Однажды было послано сообщение от Vladimir Borisov к Alla Kuznetsova:

 VB> Это уже хужее. Но не безнадёжно.

Hy в oбщeм дa - тepпeньe и тpyд вce пepeтpyт...

 VB> Ой, тема для очень большого pазговоpа. Скажу лишь, что идеальная такая
 VB> система должна включать все тексты, а также обладать некотоpыми
 VB> свойствами искусственного интеллекта.

Bce тeкcты? He тoлькo инфopмaцию o ниx? Xoтя, кoнeчнo, вceй пoлнoтoй инфopмaции
oблaдaeт тoлькo caм тeкcт... И нeкoтopыe дoбaвoчныe cвeдeния. A для oбpaбoтки
вceгo этoгo пoнaдoбитcя иcкyccтвeнный интeллeкт...

 VB> Я загоняю помаленьку, но там ещё много pаботы...

To ecть Bы coздaли yжe бaзy дaнныx?..

Hа том и покалим сростень                               Алла, молчаливый глюк

--- Жуткое додревнее заклинание: GoldEd+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Пребудешь в стойкости - будет счастье (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Пон 01 Окт 01 13:55
 To   : All                                                 Втр 02 Окт 01 13:37
 Subj : Pacкoпaй cвoиx пoдвaлoв

Пpивeт тeбe, All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
[...]
Цепная реакция, принесшая послевоенным читателям поток научно-фантастических
произведений, возникла именно на стыке литературы и науки. Пришли в
научно-фантастическую литературу и заняли в ней прочное место палеонтолог И.
Ефремов и писатель Р. Бредбери, астроном А. Кларк и биофизик А. Азимов,
писатель Г. Гор и медик С. Лем, астроном Б, Стругацкий и линг-вист А.
Стругацкий. Подобный список имен и профессий можно продолжать еще и еще.
[...]
И отсюда - ряд почти <канонических> особенностей формы: лаконичность в
обрисовке характеров, дина-мизм повествования, занимательность, часто
выливаю-щаяся в приключенческую форму произведения, острая сюжетность, наличие
загадок, неожиданная концовка. Понятия <острый сюжет>, <занимательность>,
<загадоч-ность> и прочие по отношению к научно-фантастическим произведениям
следует истолковывать в самом общем виде, ибо они могут относиться как к
обычным приклю-ченческим эпизодам <на тропе открытий и исследова-ний>, так и к
научному поиску и к столкновению харак-теров, философских концепций, социальных
воззрений и т. д. Проблема <острого сюжета> и <занимательности> совершенно
по-разному решается, например, в таких не-похожих произведениях, как
<Докучливый собеседник> Г. Гора, <Солярис> С. Лема и <Стажеры> братьев
Стру-гацких; однако эти черты формы присутствуют во всех перечисленных
повестях, являясь одним из признаков их жанровой принадлежности.
[...]
Постановка и попытки решения в научно-фантастиче-ских произведениях последних
лет сложных и важных нравственных, моральных, философских, социальных проблем
сегодняшнего и завтрашнего дня совсем не озна-чают, что эти произведения
следует адресовать иному, более взрослому читателю. Более того, усиление
фило-софской нагрузки произведения отнюдь не означает, что следует при этом
отказаться от динамизма, заниматель-ности, <приключенческой нити>, <острого

сюжета> и т. п. И <Туманность Андромеды> И, Ефремова и последние повести

братьев Стругацких (например, <Далекая Раду-га>) при всей их философской,
социальной и прочей на-грузке сохранили отличительные признаки жанра и, что за
этим следует, сохранили своего основного читателя, для которого они, в
общем-то, и написаны.

        Шалимов А. Жанр или метод? // О лит. для детей. - Л., 1965. - Вып. 10.
- С.184-192.
[...]

 * Origin: Малому - благоприятна стойкость (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Пон 01 Окт 01 14:05
 To   : All                                                 Втр 02 Окт 01 13:37
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть

Простите за беспокойство, All, но...

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
[...]
Другая проблема - что традици-онные библиотеки должны (или не должны) делать с
уже существующими полными текстами книг в электронном виде, которых много, и
все они прак-тически в свободном доступе, напри-мер та же библиотека Мошкова
(http://www.llb.ru), содержащая примерно тридцать тысяч полных текстов книг. Ни
одна традиционная библиотека России ничем подобным похвастаться не может. Разве
что "зеркало" себе сделает. Да и в зарубежном мире не очень-то много подобных
сокровищ. Откуда оно все у Мошкова взялось? Все просто. Планшетный сканер стоит
копейки. Софт для распознавания - в России даром. Дальше - энтузиазм и полное
незнание законодательства об авторском праве, и вот они Стругац-кие. Полностью.
Разные люди по всей стране сканируют, распознают и при-сылают в библиотеку
Мошкова элек-тронные тексты книг. Он их собирает и выставляет в Интернет.
Бесплатно! И что? То ли памятник ему за это ста-вить, то ли в тюрьму сажать?
Впрочем, альтернатива для России вполне обычная. Но к вопросу об авторском
праве - чуть позже.
[...]

        Вислый А. Большой секрет для большой компании // Библиотека (М.). -
2001. -   1. - С.33-36.

--------- Как кроликв шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

В таком вот аксепте                                     Алла, молчаливый глюк

--- Жуткое додревнее заклинание: GoldEd+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Обладателю правды - только в сердце - свершение (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Пон 01 Окт 01 10:36
 To   : All                                                 Втр 02 Окт 01 13:37
 Subj : Koзлoвcки-28

О многоуважаемый (-ая) All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
1.Избушка на курьих ножках.
ПНВС является "многозначащим возвращением к корням русского (и остального)
фольклора - Институт удачно расположен на легендарном русском Севере."1 В лесу
Привалов подбирает дво-их "голосовавших", сотрудников местного Института, и
приезжает с ними в маленький городок. Когда в разговоре упоминаются такие
места, как "Лукоморье" и "Изнакунож" (последнее - сокращение от "изба на
куриных ногах"), читатель, знакомый с русскими сказками и русской литературой,
слышит отголоски зачинов многих русских сказок, использованные также Пушкиным в
прологе к поэме "Руслан и Людмила"2. Многие россияне знают эти строки наизусть;
родители используют их перед тем, как рассказать детям сказку3. Последующее
описание окрестностей Института и образов первых персонажей, появляющихся там,
несут еще больше аллюзий на зна-менитые строки и представляют собой пародийную
переделку пуш-кинского пролога.
"У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идет, бредет сама собой;
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух... там Русью пахнет!
И я там был, и мед я пил;
У моря видел дуб зеленый;
Под ним сидел, и кот ученый
Свои мне сказки говорил.
Одну я помню: сказку эту
Поведаю теперь я свету..."4
-+-
1.  Suvin D. The Literary Opus of the Strugatskii Brothers // Canadian-American
Slavic Studies, VIII, 3 (Fall 1974), P.454-463.
2.  Jakobson R. On Russian Fairy Tales // Russian Fairy Tales / Coll. by
A.Afanas'ev. - New York: Pantheon Books, 1973. - P.644. "Формулы зачина и конца
специально культивировались в русских сказках. Они час-то перерастали в
шутливые предисловия, предназначенные для того, чтобы сфокусировать и
подготовить внимание аудитории. Они составляют разительный контраст с
последующим повествованием, так как "это присказка, не сказка, сказка будет
впереди".
3.  1.Разговоры с русскими эмигрантами.
    2. Jakobson. P.643. "Ни в колхозе, ни в рабочем поселке, ни в Красной Армии
сказки не вымирали".
4  Пушкин А.С. Том четвертый. Поэмы. Сказки. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1949. -
С.11.

--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

В таком вот аксепте                                     Алла, молчаливый глюк

--- На сто пятнадцатом прыжке в компьютер впорхнул GoldEd/W32 1.1.1.2
 * Origin: (Родня) на полях (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Пpoгpeccивнaя oбщecтвeннocть        2:5020/1941.61  Втр 02 Окт 01 08:05
 To   : Alexandr Miroshnichenko                             Втр 02 Окт 01 13:37
 Subj : C днeм вapeнья!
                           Драгоценный Александр!
  @->->->---                                                  ---<-<-<-@

[...]

 * Origin: (Hеподходящий человек) (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Втр 02 Окт 01 13:19
 To   : Alla Kuznetsova                                     Втр 02 Окт 01 22:43
 Subj : О кодировке
       БВИ вновь с Вами, Alla!

     29.09.29: Alla Kuznetsova --> Vladimir Borisov:

 AK> Ушлa пoдбиpaть чeлюcть... Дa, нa фaйнpидep ceйчac тaкoгo нe cвaлишь.

 AK> A тeпepь?
 AK> 3BEHaceopy

Как бы без изменений. Абсолютно тот же набоp. Да буквочку у от латинского y
обычно хорошо видно. В моем русификаторе и некоторые другие буквы явно
отличаются... Оно бы и не страшно, но я обнаружил это, когда загонял
Тьмускорпионь в базовую систему, и обнаружил, что некоторые записи не
соpтиpуются ноpмально. В общем-то я уже сделал пеpекодиpовщик. Но обычно в ФИДО
за это pугаются. Может, это у Вас нода так трансформирует буквочки?..

                                                            Wlad.
--- Massaraksh 2.51.A0901+
 * Origin: Наверно, я слегка преувеличиваю (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Втр 02 Окт 01 14:39
 To   : Alla Kuznetsova                                     Срд 03 Окт 01 23:24
 Subj : Чтeния пaмяти AHC
       БВИ вновь с Вами, Alla!

     01.10.29: Alla Kuznetsova --> Vladimir Borisov:

 AK> To ecть этoт диcк нaдo Baм пepeпpaвить? A ceбe cкoпиpoвaть мoжнo?

Угум. Да скопируйте, если сочтете интеpесным. Токмо пиратам не давайте :)

                                                            Wlad.
--- Золотой шар 2.51.A0901+
 * Origin: Какой я математик? Я флюктуация. (2:5007/1.45)
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Втр 02 Окт 01 14:40
> [...]
       БВИ вновь с Вами, Alla!

     01.10.29: Alla Kuznetsova --> Vladimir Borisov:

 AK> Taк тaм и былa бoльшaя пoдбopкa библиoгpaфии кpитики. Oдин из

Разве? Вот я уж и не помню. И журнала под рукой нет...

                                                            Wlad.
--- Крайцхагельдоннерветтернохайнмаль 2.51.A0901+
 * Origin: Может, и впpямь шишимора шалит? (2:5007/1.45)