RU.LUDENY

Исследование творчества братьев Стругацких

КОНФЕРЕНЦИИ ФИДО

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Втр 25 Сен 01 23:55
 To   : All                                                 Срд 26 Сен 01 16:12
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть oт Бpoмбepгa

Здравия желаю, товарищ All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Источник:
Hезависимая газета
Дата:
28.12.99
Подготовил:
Бесик Пипия
Заголовок:
09.49 Увидим небо в алмазах?: Петербургские деятели культуры комментируют
выборы в Госдуму
Текст:
[...]
Борис Стругацкий, писатель, лауреат международной премии Хьюго в области
научной фантастики:
- Новой Думе пожелаю конструктивной работы. Надеюсь, что центристы и правые
сумеют согласовать свои действия и продвинуть вперед назревшие вопросы вроде
земельной реформы, налогового кодекса и прочих общеизвестных вещей. Я голосовал
за "Союз правых сил". Считаю, что сегодня это наиболее перспективная партия в
нашей стране. По одномандатному округу там, где я живу, не было представителя
СПС, и я голосовал за "яблочника" Сергея Попова, который, кстати, победил.
[...]
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Сайонара                                                Алла, молчаливый глюк

--- Я большой глюк. Очень большой глюк. Размером в +/W32 1.1.1.2 GoldEdа.
 * Origin: Обладателю правды - препятствие (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Срд 26 Сен 01 07:18
 To   : Alla Kuznetsova                                     Срд 26 Сен 01 16:12
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть
       БВИ вновь с Вами, Alla!

     24.09.29: Alla Kuznetsova --> Vladimir Borisov:

 AK> Ecть. A кcтaти, пpocтo кoopдинaтop ecть?

Просто нет. Но есть три вице-кооpдинатоpа. Вот они-то...

                                                            Wlad.
--- Алдан-3 2.51.A0901+
 * Origin: Вы знаете, что я -- железный человек? (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Срд 26 Сен 01 07:19
 To   : Alla Kuznetsova                                     Срд 26 Сен 01 16:12
 Subj : Интepвью БHC
       БВИ вновь с Вами, Alla!

     24.09.29: Alla Kuznetsova --> Vladimir Borisov:

 AK> Пpeдлoжил издaть зa coбcтвeнный cчeт. Ho, c oднoй cтopoны - дyшит
 AK> жaбa, a c дpyгoй - a кoмy тaкoe нaдo? Дecяткy "людeнoв"?

Нет, я имел в виду журнал "Библиогpафия". К примеру, кpитику. А за собственный
счет -- оно, конечно...

                                                            Wlad.
--- Старый шкипер Вицлипуцли 2.51.A0901+
 * Origin: Hет-нет, pазобpаться надо (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Срд 26 Сен 01 07:21
 To   : Alla Kuznetsova                                     Срд 26 Сен 01 16:12
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть. Cтpaннaя. Чacть 5
       БВИ вновь с Вами, Alla!

     24.09.29: Alla Kuznetsova --> Vladimir Borisov:

 AK> A кaк жe инaчe? Ecть cплoшнoй тeкcт в Bopдe. Ecть бaзa дaнныx. Kaк жe
 AK> пepeнecти тeкcт из Bopдa, дa eщe paзмecтив пo нyжным... кaк иx тaм...
 AK> пoлям, чтo ли?

А, я не совсем понял. Вы про перенос в базу. Ну, вообще-то можно попытаться
написать конвертор, если текст в Ворде хоть немножко стpуктуpиpован. Хотя
кое-что, наверное, всё равно пpидется ручками подпpавлять... Вообще я вот уже
лет тридцать, наверное, думаю (и делаю потихоньку) инфоpмационно-поисковую
систему по фантастике, но кое-какие вопросы так до конца и не пpодумал.

 AK> A пo фoльклopy. Ecть пoлe coбcтвeннo тeкcтa, пoля для: гoдa, ceлa (гдe
 AK> coбиpaлcя мaтepиaл), инфopмaнтoв, coбиpaтeлeй, пpoгpaммы, нoмepa
 AK> вoпpoca,

Нет, ну понятно, что в чистом виде эта база не подойдет. Надо свою создавать,
под свои нужды...

                                                            Wlad.
--- Демон зла и падения Абу-Сумама 2.51.A0901+
 * Origin: Будущее создается тобой, но не для тебя (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Срд 26 Сен 01 07:25
 To   : Alla Kuznetsova                                     Срд 26 Сен 01 16:12
 Subj : Чтeния пaмяти AHC
       БВИ вновь с Вами, Alla!

     24.09.29: Alla Kuznetsova --> Vladimir Borisov:

 AK> Co вceми бeдa... B кpaйнeм cлyчae, Bac ycтpoит фaйл?

Со мной беды нет. Со мной одно благорастворение воздухов, однако.

А файл меня, конечно, устpоит. Это даже лучше.

                                                            Wlad.
--- Аптоматан хепатый 2.51.A0901+
 * Origin: А мы здесь, как видишь, кpестьянствуем (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Срд 26 Сен 01 08:23
 To   : Yuri Zubakin                                        Срд 26 Сен 01 16:12
 Subj : Цитата из А. Стругацкого
       БВИ вновь с Вами, Yuri!

     25.09.29: Yuri Zubakin --> All:

> [...]
 YZ>    Флейшман Ю. Увлечение // Кузнецкий рабочий (Новокузнецк).- 1991.-
 YZ> 22 мая.- (  87 (15868)).- С. 4.
 YZ>    К ней 3 эпиграфа, напечатаны на жутким геометрическом фоне, под
 YZ> углом, - а потому практически не читаемы. Слова-эпиграфы Е. Брандиса и
 YZ> М. Анчарова я разбрал, а вот полность эпиграф из Стругацкого - нет.
 YZ> Возможно, кто-нибудь сможет мне помочь цитатой? Она начинается:
 YZ>    "Очевидное для писателя вообще не предмет. Общеизвестно, что
 YZ> литература, если она, конечно, литература - всегда открытие."
 YZ>    Дальше совершенно нечитаемо, и конец цитаты:
 YZ>    "Мы, фантасты - реалисты на свой манер и лад.

Да, у Юры жуткий почерк :) Хотя вот Коля Калашников, а он несомненно причастен
к этой публикации, пишет вполне pазбоpчиво. Странно даже...

Ну ладно, шутки -- шутками. Это -- из разговора А.Стpугацкого, Д.Биленкина и
И.Бестужева-Лады "Какие звезды светят фантастике?" // Лит. обозpение. -- 1977.
-- # 8. -- С. 100-106:

Очевидное для писателя вообще не пpедмет. Общеизвестно, что литература, если
она, конечно, литература, -- всегда откpытие. Если неоткрытое вопиёт о себе в
сегодняшнем дне и писатель его вытаскивает, это "обычная", не фантастическая
литеpатуpа. А если в сегодняшнем дне вызревает что-то, казалось бы,
невеpоятное, пока ещё молчаливое, скрытное, пpячущееся за проблемами
настоящего, то об этом пишем мы. Мы, фантасты, -- реалисты на свой манер и лад.

Вообще хоpошая была статья, даже для тех вpемен. Цитировал бы и цитиpовал...

                                                            Wlad.
--- Демон зла и падения Абу-Сумама 2.51.A0901+
 * Origin: Какое, милые, у нас тысячелетье на двоpе? (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 746 из 1530 +747                    Scn
 From : Anton A. Lapudev                    2:5020/175.2    Срд 26 Сен 01 14:12
 To   : All                                                 Срд 26 Сен 01 17:26
 Subj : Щербак-Жуков
Date: Mon, 17 Sep 2001 07:10:27 0400

Здравствуйте Антон!
За время обучения во ВГИКе я несколько раз совершал попытки заинтересовать
кого-нибудь фильмом памяти Аркадия Hатановича. Первый вариант относится
кажется к 1992 году. Да, точно - фильм хотели приурочить к первой годовщине
его смерти. Hазывался он "Умер Аркадий Стругацкий..." Тогда я попытался
заинтересовать проектом студию, которой руководил Антон Андросов (исп. роли
в фильме "Плюмбум, или Опасная игра"), и начал даже собирать материал и
договариваться с персонажами, однако студия развалилась раньше, чем удалось.
В 1993 году я сделал новую редакцию и предлагал проект какой-то другой
организации столь же ненадежной. 1994 году я пытался заинтересовать фильмом
передачу "Очевидное-невероятное" и сделал редакцию для них - уже третью.
Кажется в сети есть два варианта из трех - третий, промежуточный, отличается
не значительно. Еще была редакция примерно в 1996 году, но ее в сети нет.
Осуществить проект так и не удалось.
Еще о Стругацких. Я написал статью о фильмах, снятых по произведениям
Стругацких. Написал для журнала "Если", но в редакции произошла накладка -
одновременно статья была заказана мне и Вл.Гакову. Предпочли его вариант.
Моя статья в прошлом году была сокращена и продана сетевому ресурсу
"Экстра-М". Денег мне заплатили, но ресурс так и не заработал.
А.Щ.-Ж.

Такая вот печаль...

--- ifmail v.2.15
 * Origin: FidoNet Online - http://www.fido-online.com (2:5020/175.2)S

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Yuri Zubakin                        2:5010/30.47    Чтв 27 Сен 01 00:21
 To   : Anton A. Lapudev
 Subj : Щербак-Жуков
        Здравствуйте, Anton!

         Случайно увидел, как Anton A. Lapudev писал All (Среда Сентябрь 26
2001, 14:12):

 AL> Не могли ли бы Вы сообщить, в каком году Вами были написаны сценарии
 AL> документальных фильмов о А.H.Стругацком?

    А еще у него со времени работы над сценариями остались негативы фотографий
А. Стругацкого, которые ему передал Дима Байкалов.

                C уважением, Yuri

... Массаракшствующие молодчики
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 748 из 1530                         Snt Loc Scn
 From : Yuri Zubakin                        2:5010/30.47    Чтв 27 Сен 01 00:24
 To   : All
 Subj : Флейшман Ю. Увлечение (1991)
        Здравствуйте, All!

    Посылаю уточненую с помощью Владимира Ивановича статью - наверное, не все
ее видели:

    Флейшман Ю. Увлечение // Кузнецкий рабочий (Новокузнецк).- 1991.- 22 мая.-
(  87 (15868)).- С. 4.

    Очевидное для писателя вообще не предмет. Общеизвестно, что литература,
если она, конечно, литература - всегда открытие. Если открытие вопиет о себе в
сегодняшнем дне и писатель его вытаскивает, это "обычная", не фантастическая
литература. А если в сегодняшнем дне вызревает что-то, казалось бы,
невероятное, пока еще молчаливое, скрытное, прячущееся за проблемами
настоящего, то об этом пишем мы. Мы, фантасты - реалисты на свой манер и лад.
        А. СТРУГАЦКИЙ

    Фантастические допущения - лишь сгусток того, с чем мы можем столкнуться
завтра.
        Е. БРАНДИС

    Фантастика - та область искусства, которая показывает неисчерпаемые
творческие возможности человека.
        М. АНЧАРОВ

    Когда в 1984 году после печально известной для любителей фантастики статьи
в "Комсомольской правде" "Меняю фантастику на детектив" начался разгром КЛФ, то
административно-командная система проявила себя во всей красе: людей вызывали
на допросы в КГБ и парторганы, увольняли с работы, исключали из партии,
комсомола, вузов, забирали помещения. Совершенно незаконно изымались клубные
архивы (многое не возвращено до сих пор!), не рекомендовалась межклубная
переписка (сам от себя ты писать можешь, но от имени клуба - упаси Бог!). Был
запрещен приезд фэнов на "Аэлиту-84", в результате чего на этот свой
традиционный праздник нормально удалось собраться только в 1987 году. В лучшем
случае отделывались выговорами руководители учреждений, приютивших клубы под
своей крышей, - школ, библиотек, Домов культуры. Это был своеобразный урок
"возомнившим себя" неформалам (не только любителям фантастики, но и другим),
отработка будущих "боевых действий".

    В чем же провинились фэны перед Системой? Говоря словами Стругацких, "они
начали вести себя". В самом деле; собирались, читали и обсуждали фантастику,
ездили на съезды, печатали статьи в местных газетах, выступали с лекциями,
пробовали снимать фантастические фильмы и ставить постановки. Общение с хорошей
фантастикой учило думать, размышлять и сопоставлять, иметь свое мнение и
активно отстаивать его. Прибавьте к этому практически полную самостоятельность
фэн-движения...
    Система почуяла угрозу. Смешно, конечно, полагать, что фэн-движение было
способно хоть как-то расшатать устои; да и не ставили фэны перед собой таких
задач. Более прозаические вещи интересовали их: например, где достать хорошую
фантастику, когда под грифом "НФ" выпускается куча всякой макулатуры.
    Но АКС не могла допустить чего-то неконтролируемого и имеющего свое мнение:
"Не сметь свое суждение иметь! " Сработал пресловутый комплекс
"кабычегоневышлизма" (по меткому определению нашего известного поэта).
"Фантастика... она того... чревата, - рассуждал какой-нибудь чиновник. -
Писатели эти! Пишут, а сами фигу в кармане! Вроде на других планетах, а ведь на
устои замахиваются!.. А эти... как их там... фэны? Этим что надо? Голову всякой
дранью забивают! Правильно люди говорят: "Всякая фантастика - либо полное
дерьмо, либо антисоветчина!" Надо, надо запретить! Как бы чего не вышло!".
    Я, конечно, утрирую, но направление мыслей было именно таким.
    И машина завертелась по хорошо отработанной схеме.
    Был уже не 1937 год, поэтому не фигурировал шпионаж в пользу Папуа-Новой
Гвинеи и туннель от Бомбея до Парижа. Но и на новом этапе власти не очень-то
утруждали себя поисками обвинений: "Фантастика идеологически вредна, она
забивает голову молодежи, отрывает ее от построения светлого будущего,
дезориентирует, толкает в объятия буржуазной идеологии. Клубы - прибежище
книжных спекулянтов; а отдельные сомнительнее личности прямо разлагают
молодежь, давая ей читать так называемую "самиздатовскую" фантастику,
переведенную с иностранных языков", и т. д. и т. п.
    Сейчас все это кажется смешным и абсурдным, но уверяю вас, тогда многим
было не до смеха.
    Одновременность начала кампании и однонаправленность выдвигаемых обвинений
наводили на определенные размышления. Стало ясно, что статья в "Комсомолке" -
только предлог. В общей линии действий была явно заметна чья-то рука,
"руководящая и направляющая". "Рука Москвы"? Это, конечно, шутка, но как всякая
шутка, она недалека от истины. Ходили слухи о закрытом циркуляре ЦК КПСС, так и
оставшиеся слухами, хотя это многое ставит на свои места. Впрочем, сейчас все
это уже не важно.
    Одним из самых серьезных обвинений ряду клубов было (это не выдумка, а
достоверный факт!) чтение книг Стругацких и, что особенно опасно, углубленное
изучение их творчества.
    СТРУГАЦКИЕ!
    В чем вас только ни обвиняли, как ни мордовали, каких собак ни вешали!
Костью в горле сидели ваши книги у идеологов, теоретиков и практиков застоя,
для которых было опасно то, что книги эти заставляют думать, размышлять, никого
не оставляют, равнодушным. Вы помогли многим из нас найти себя в этом болоте,
дали ориентиры и цели. Ваши герои поддерживали нас в трудную минуту, по ним мы
меряли себя. Целая когорта "критиков" особого рода пыталась доказать ненужность
и вредность ваших книг для "общества развитого социализма". Ваши книги не
печатались, а напечатанные - запрещались, но вы все равно прорывались к
читателю через все преграды и препоны, неся свое авторское кредо: "Думать не
развлечение, а обязанность!"
    Неудивительно, что по клубам и группам фэнов, углубленно занимавшихся
творчеством Стругацких, наносились самые жесткие удары. Так, владивостокский
КЛФ "Комкон-3" был разогнан якобы за нарушение "финансовой дисциплины". Но как
говорили "комконовцы" автору этих строк, особое неудовольствие "властей
предержащих" вызвало то, что члены клуба имели псевдонимы, взятые у героев
Стругацких: президент клуба именовался Странником, были Дон Кондор, Румат,
Кандид, Горбовский и т. д. "Игра, детские штучки", - скажете вы. Может быть! На
мой взгляд (свое мнение я никому не навязываю), эта игра ничуть не хуже, чем
игры "в доблестного пионера Павлика Морозова", "в единый советский народ" или
"в выполнение интернационального долга по просьбе афганского народа" (я отнюдь
не хочу обидеть наших ребят, воевавших там, - речь совсем о другом).
    Разгром 1984 года существенно сказался на клубах, некоторые из них
восстановились очень и очень не скоро. Однако по-прежнему много внимания в
клубах уделялось творчеству Стругацких. Формы были самые разнообразные: статьи
в газетах, кроссворды и игры по их повестям, пародии, клубные обсуждения
произведений, написание статей и посылка их Стругацким, интервьюирование.
    В свое время, еще до 1984 года, по ряду КЛФ страны прошли "литературные
суды" над героями "Жука в муравейнике": "Прав или не прав Экселенц, убив
Абалкина?" Читая сейчас стенограммы этих обсуждении, поражаешься обоснованности
высказываний участников, глубине их проникновения в текст, профессионализму
критики. Некоторые из написанных статей по творчеству Стругацких язык не
повернется назвать любительскими (желающих отсылаю к журналу "Советская
библиография", 1990,   1, статья В. Казакова "Время Учителей", посвященная
"Отягощенным злом", - это практически единственная статья фэна, разбирающая
роман Стругацких, напечатанная в специализированном журнале. Про толстые
журналы я и не говорю: туда нам дорога закрыта - это вотчина В. Сербиненко, И.
Васюченко и им подобных).
    Свердловский фэн H. Белозеров создал "Стругарий" - первый своеобразный
архив материалов по Стругацким, опубликованных и оставшихся в рукописях. К
сожалению, тогда он работал один, поэтому "Стругарий", просуществовал недолго,
а собранные материалы практически не были использованы, остались неизвестными
фэнам.
    Были попытки в разных клубах составить полную библиографию материалов,
связанных со Стругацкими, включающую их произведения, статьи, интервью,
выступления, беседы, а также критические материалы. В большинстве своем из
этого ничего не вышло, хотя одна попытка оказалась удачной. Успех сопутствовал
А. Керзину (Московский КЛФ) и В. Казакову (КЛФ "Отражение", Саратов). Долгое
время они работали порознь, практически не общаясь друг с другом. В последнее
время они объединили свои работы, к ним присоединилось еще несколько человек -
в результате список сейчас достигает 1300 позиций и продолжает расти.
    Шли годы. Фэн-движение оправилось от удара, набирало силы, искало новые
формы и методы работы. Перестройка открыла ранее недоступные для нас
возможности. Так, многие клубы начали выпуск своих журналов-фэнзинов. Они
издаются тиражом от 10 до нескольких сот экземпляров на машинке, ксероксе,
принтере; есть среди них чисто литературные, литературно-критические,
информационные, юмористические, даже женские (список можно посмотреть в журнале
"Советская библиография", 1990,   1). Стал издаваться и фэнзин, посвященный
творчеству Стругацких, - "АБС-панорама". Он не чисто московско-ленинградский,
как было недавно написано в "Комсомолке": главный редактор В. Казаков и один из
членов редакции Р. Арбитман живут в Саратове (КЛФ "Отражение"), А. Керзин - в
Москве, С. Бережной - в Севастополе (КЛФ "Атлантис"), автор этих строк - в
Ленинграде.
    В журнале печатаются критические статьи, материалы справочного характера,
пародии, библиография и т. д. С разрешения и при содействии Стругацких мы
публикуем некоторые небольшие произведения, неопубликованные отрывки и т. д.
    И сразу к журналу потянулись люди, занимавшиеся Стругацкими в клубах и в
одиночку, не имевшие выхода и связи друг с другом. Так, Светлана Бондаренко из
Харцызска Донецкой области в течение десяти лет занималась сбором материалов по
творчеству Стругацких, имеет свыше 600 таких статей, интервью и т. д.
Естественно, она присоединилась к А. Керзину и В. Казакову в их работе над
библиографией и подготовкой ее к печати. В. Борисов из Абакана сообщил нам, что
работает над составлением словника "Имена собственные в произведениях А. и В.
Стругацких". Сейчас словник насчитывает примерно 5 печатных листов, и работа
над ним продолжается.
    Таким образом, "АВС-панорама" стала своеобразным связующим звеном, если так
можно выразиться, "центром кристаллизации", вокруг которого объединились те,
кто в фэн-движении занимался творчеством Стругацких. Но это было творческое
объединение. Возникла необходимость в объединении организационном. Была
проведена подготовительная работа... и 25 мая 1990 года, во время "Аэлиты-90",
образовалась межрегиональная фэн-группа "Людены". Инициаторами объединения
стали 11 человек из 8 городов нашей страны. Цели группы: изучение творчества
Стругацких, сбор материалов для архива, выпуск собственных изданий и т. д.
Сейчас группа насчитывает примерно 25 человек из разных городов СССР. Мы не
планируем значительного увеличения числа членов, хотя никому и не отказываем
попытать счастья при приеме. Hо предупреждаю: правила приема у нас довольно
жесткие. Пусть в группе лучше будет меньше членов, но все они будут работать.
Формы работы каждый выбирает сам.
    К примеру, наши коллеги из Омска готовят к выпуску несколько справочных
изданий: "Стругацкие о мире, фантастике, себе", куда вой дут интервью и статьи
Стругацких за разные годы. Как я уже писал, ведется подготовка к печати
библиографического указателя "А. и Б. Стругацкие". Кто-то пишет пародии, кто-то
иллюстрирует произведения Стругацких, кто-то занимается критикой. Есть пометки
проведения Всесоюзной конференции по творчеству Стругацких. Всего. не
перечислишь.
    К сожалению, пока мы практически не выходим за уровень фэн-движения! А
хотелось бы выйти!
    В заключение хочу сказать следующее: творчество Стругацких - это очень мало
исследованный пласт нашей фантастики. Здесь работы хватит всем! Ну что, начнем?

    Ю. ФЛЕЙШМАН,
    координатор группы "Людены".
    г. Ленинград.

                C уважением, Yuri

... Буратино наносит ответный удар
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Yuri Zubakin                        2:5010/30.47    Птн 28 Сен 01 00:38
 To   : Alla Kuznetsova
 Subj : Смелков Ю. Мир фантастики
        Здравствуйте, Alla!

         Случайно увидел, как Alla Kuznetsova писал Yuri Zubakin (Среда
Сентябрь 19 2001, 00:30):

 AK> Извини, этoй нe знaю. A чтo, тaм тoжe Cтpyгaцкиe yпoминaютcя?

    Нет, не упоминаются.

                C уважением, Yuri

... Электроник - это юный Terminator
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Yuri Zubakin                        2:5010/30.47    Птн 28 Сен 01 00:39
 To   : Vladimir Borisov
 Subj : Ролевая игра "Арханар"
        Здравствуйте, Vladimir!

         Случайно увидел, как Vladimir Borisov писал Yuri Zubakin (Понедельник
Сентябрь 17 2001, 02:16):

 VB> Конечно, опечатка!

    Хорошо, я помечу. Обнаружил эту же статью в другой газете, там никакой
опечатки нет - "Арканар":
    Бочарова Л. Возвращение богов // На смену! (Екатеринбург).- 31 мая.- (  59
(15321)).- С. 6.

                C уважением, Yuri

... Гриадный Крокодил
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 751 из 1530                         Snt Loc Scn
 From : Yuri Zubakin                        2:5010/30.47    Птн 28 Сен 01 00:44
 To   : All
 Subj : "Цивилизация беззащитна перед Повелителями Дураков" (1992)
        Здравствуйте, All!

    Сокращенная перепечатка из "Собеседника":

    Цивилизация беззащитна перед Повелителями Дураков: [Интервью с Б.
Стругацким] / Беседовал Д. Быков // Мир наизнанку = Массаракш!
(Ростов-на-Дону). 1991.-   10 (19).- (Наше время (Ростов-на-Дону).- 1992.-
ноябрь.-   165-166 (14188-14189))).- С. 3.

    ЦИВИЛИЗАЦИЯ БЕЗЗАЩИТНА ПЕРЕД ПОВЕЛИТЕЛЯМИ ДУРАКОВ

    Братья Стругацкие - уникальное явление в мировой фантастике. Авторы почти
безошибочных прогнозов и точных обобщений. Их проза - то социологическое
исследование, облеченное в форму романа, то оригинальное переосмысление
истории. Неважно, что грядущее скорее всего будет выглядеть гораздо хуже, чем в
раннем цикле Стругацких. Важно, что жить в Граде Обреченном из их позднего
романа уже невозможно без учета их опыта. "Понять - значит простить", - решило
человечество достаточно давно. "Понять - значит упростить", - уточнили
Стругацкие. Наш разговор не претендует ни на какую окончательность мнений. Он
намеренно полемичен. Во всяком случае, к голосу популярнейших фантастов
последних лет необходимо прислушаться не только их читателям.

    - Борис Натанович, как выглядит в вашем представлении главный итог, к
которому пришел XX век?
    - Боюсь, что итоги XX века вправе подводить только люди века XXI. Мы же
можем констатировать лишь то обстоятельство, что мощь человечества возросла
неимоверно, а нравственный потенциал остался <столь же низким, как и а прошлом.
А это значит, что цивилизация, как и прежде, остается беззащитной перед
Повелителями Дураков.
    Есть, впрочем, и поводы для оптимизма.
    Человечество, кажется, осознало наконец, что воина перестала быть
экономически выгодна. Она более не может рассматриваться как "продолжение
политики иными средствами". Первая мировая подорвала феодальное представление
о. войне как о чем-то героическом и сумрачно-прекрасном. Вторая мировая
похоронила древнюю идею мирового господства. Hаучно-техническая революция
породила представление о войне как о сложном и дорогостоящем способе
самоубийства.
    Земля слишком мала, чтобы быть полем современного боя. Воевать должны не
люди, а кредитные ставки, технологии и таможенные тарифы.
    Разумеется, я далек от прекраснодушной мысли, что все эти соображения уже
сделались достоянием широких масс. Увы, это не так. И сегодня полным-полно
дураков, которые, фанатично размахивая развернутыми знаменами всех цветов,
исступленно требуют крови и огня. И сегодня до отвращения много генералов и
политиков, с идиотским наслаждением планирующих: "Ди эрсте колонне марширт...
Ди цванте колонне марширт..." Но если в прошлом веке вышеизложенные соображения
были достоянием только немногих философов и писателей, то в наше время они
знакомы любому власть имущему, а это уже существенно.
    - Что вы назвали бы Идеей Века? Его главным соблазном, если хотите?
    - Две такие щей кажутся мне наиболее значительными.
    Первая. Идея построения Справедливого Общества через отказ от частной
собственности - она же марксистская, она же ленинская, она же социалистическая.
"Упразднить раз и навсегда частную собственность на средства производства;
передать эти средства производства в собственность самим производителям - все
остальные проблемы социологии и экономики решатся тогда автоматически" - так
можно сформулировать суть этой идеи.
    Вторая. Идея построения Справедливого Общества посредством безграничного
развития науки, совершенствования техники и создания Второй Природы.
"Hаучно-технический прогресс автоматически порождает прогресс социальный" - эта
технократическая идея зародилась в недрах XIX века, века пара и электричества,
у нее нет определенного автора, она порождена успехами первой НТР и
головокружительными победами второй.
    Обе эти идеи достаточно просты и доступны любому человеку в очень широком
социальном диапазоне, что делает их в высшей степени соблазнительными. Нам
удалось дожить до того момента, когда социалистическая идея дискредитировала
себя полностью - выяснилось, что при попытке ее практического воплощения она
заводит своих фанатиков, а с ними и все остальное человечество в кровавый
тупик.
    Уже сейчас ясно, что и технократическая идея, взятая в чистом виде, ущербна
и опасна - она с неизбежностью породит экологическую катастрофу и заведет
человечество в неприветливые джунгли Второй Природы, в мир, где все будет
искусственное, даже, может быть, и сами люди. Впрочем, этого мира мы с вами
скорее всего не успеем увидеть. И слава Богу.
    XX век, уходя, оставляет руины великих идей и прекрасных иллюзий. Новых
идей и новых иллюзий, он, кажется, не породил. Зато породил много новых
страхов. XIX век предостерегал, и XX век не послушался предостережений.
По-моему, никогда в истории не было так много предостережении, таких
основательных и серьезных, как во второй половине нашего столетия. Пора
все-таки дуть на воду, может быть, это и станет основной "идеей XXI века? Не
знаю. Но я знаю лозунг, под которым нашему зеку надлежало бы войти в следующий.
Замечательный лозунг: "Митьки никого не хотят победить!".
    - XX век прошел под знаком мечты о контакте со сверхцивилизацией. Что такое
для вас идея инопланетных Странников, допускаете ли вы их существование и
участие в земных событиях? Может, в XX веке они уже хозяйничают здесь?
    - Странники всегда были для нас символом далекого будущего, более высокой
эволюционной ступени. Странники - это символ сверхцивилизации. Само понятие
сверхцивилизации, по сути, гипотетично ври всей своей определенности -
сверхцивилизация - есть цивилизация, оперирующая энергиями порядка звездных. Я
сильно подозреваю, что наши пути просто не могут пересечься: мы ходим по разным
дорогам - у странников асфальтобетонные супермагистрали, у нас - муравьиные
тропы в траве. Если же и случится так, что дороги эти случайно пересекутся, то,
с нашей точки зрения, это будет выглядеть скорее всего как стихийное явление,
не имеющее никакого отношения к разумной (с человеческой точки зрения)
деятельности. Наиболее вероятная, на наш взгляд, модель контакта со
сверхцивилизацией описана нами в повести "Пикник на обочине".
    Все, что нам надо для того, чтобы зажить по-человечески, у нас есть. Все,
что нам может помешать, я уже перечислил. Зачем же нам Странники? Ведь
Странники - это не более чем Бог. А Бог - в человеке. Или же его нет нигде.
    - Как, по-вашему, завершилась ли на нас эволюция? Или нам еще предстоит
развиться в монстров, титанов, всемогущих "гомосупер"?
    - И в ближайшем, и в самом отдаленном будущем возможен только один тип
эволюции человека - искусственная эволюция, вторжение в генные структуры. Это
путь чрезвычайно опасный и, я бы сказал, безнравственный, но человечество может
оказаться вынужденным на это пойти, если экологическая катастрофа все-таки
разразится и нам прядется жить в мире, где нет ни чистой воды, ни зеленой
травы, ни атмосферного воздуха.
    - Не сбывается ли на наших глазах самый пессимистический прогноз
относительно судьбы России? И не стали ли мы уже страной, где неизбежно
сбывается худший прогноз?
    - Страну нашу я не только не считаю обреченной, но, наоборот, вижу на
пороге величайшего экономического, социального и культурного подъема. Мы
получили уникальный шанс начать все сначала и сделать наконец у себя все, как у
людей. Позор нам будет, если слабость, глупость, леность наша и повадливость на
демагогические лозунги помешают нам использовать этот шанс.
    - XX век не породил у вас уверенности, что литература не способна воспитать
человека и предотвратить катастрофу, что ей следует отказаться от учительской
роли? - Я никогда не приписывал литературе учительской роли, разве что в
детстве и ранней юности. Мы привыкли к убеждению, что литература формирует
мировоззрение. У нее не было и нет такой задачи. Мировоззрение формируют семья,
школа, завод, стадион, жизнь во всем многообразии своих проявлений. А
литература может то или иное мировоззрение поддерживать - вот и вся ее функция.
    - Как это ни печально, материальный прогресс чаще всего жесток. Будущее не
щадит настоящего и не слишком заботится о нравственности и свободе. Имеет ли
смысл противостоять ходу истории, невзирая на всю безнадежность таких попыток?
    - Прогресс - понятие обширное и многозначное... Что же остается отдельному
человеку, который не в силах ни остановиться, ни затормозить, ни отвергнуть в
сторону громаду мира, прущего своей дорогой?
    Аркадий Белинков сказал четверть века назад: "Если ничего нельзя сделать,
то нужно все видеть, все понимать, не дать обмануть себя и ни с чем не
соглашаться". Он таким образом предельно кратко и емко сформулировал основные
правила поведения инакомыслящего в любой тоталитарной системе. Прогресс
совершается с неумолимостью и равнодушием самой жесткой тоталитарной системы,
и, значит, Кандидам и Саулам остается и надлежит видеть, понимать, отвергать
ложь и "выращивать свой сад". Ибо прогресс - это (как у Л. H. Толстого)
равнодействующая миллионов воль. Hельзя ускорить рост дерева, таща его вверх за
ветви. Hельзя ускорить ход истории, ибо "божьи мельницы мелют медленно".

    Беседовал Дмитрий БЫКОВ.
    ("Собеседник").

                C уважением, Yuri

... Пикник в муравейнике
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 752 из 1530                         Snt Loc Scn
 From : Yuri Zubakin                        2:5010/30.47    Птн 28 Сен 01 00:47
 To   : All
 Subj : "Мы не знаем вещей, ради которых следует отказаться от фантастики"
        Здравствуйте, All!

    В интервью, как мне кажется, несколько совсем не случайных "мелочей". К
примеру, доклад А. Тетельман "Взаимоотношение полов в фантастике" в истории
ростовского КЛФ "Притяжение" весьма примечателен: с легкой руки писателя П.
Аматуни, присутствующего на чтении доклада, во многих местах СССР утвердилось
мнение, что в клубе занимаются "Сексом на Луне", - и  во время погрома 1984-го
проверяющие спрашивали в том числе и про этот секс.
    И уже не в первый раз встречаю, как Аркадий Натанович называет
кинорежиссера Фляйшмана "Флейшманом".

    Аркадий Стругацкий: "Мы не знаем вещей, ради которых следует отказаться от
фантастики" / Интервью вела А. Тетельман // Комсомолец (Ростов-на-Дону).-
1989.- 14 янв.- С. 4-5.

    АРКАДИЙ СТРУГАЦКИЙ: "МЫ НЕ ЗНАЕМ ВЕЩЕЙ, РАДИ КОТОРЫХ СЛЕДУЕТ ОТКАЗАТЬСЯ ОТ
ФАНТАСТИКИ"

    ПОСЛЕДНИЙ этаж 16-этажного дома возле "Юго-Западной". Выждать две
оставшиеся минуты до назначенных 11.00 и - звонок. Хозяин любезно помогает мне
снять шубу - в столице снег, местами переходящий в дождь. Полметра осадков за
два дня - это чересчур. И разговор, конечно, начинается с погоды и трудностей
хождения по нечищенным тротуарам. Но в гостях у писателя - фантаста я, конечно.
не могла не похвастаться первой страничкой клуба любителей фантастики
"Притяжение" в областной молодежной газете "Комсомолец".
    - Аркадий Натанович, а как вы вообще относитесь к клубам любителей
фантастики?
    - Отношение очень хорошее и у меня, и у брата Бориса. Сильная штука! Из
всех читательских организаций - единственная действующая. В клубах собираются
самые активные читатели фантастики, а, следовательно, самые интеллектуальные
читатели вообще. Интеллигентность, широта взгляда на вещи, мировоззренческая
раскованность - первое дело.
    - А над чем вы сейчас работаете?
    - Мы сейчас, как и многие писатели, настолько поражены тем, что делается в
нашей стране, особенно после голодного пайка недавнего времени... Могу провести
аналогию: когда меня вывезли из блокадного Ленинграда, я начал дико... скажем,
кушать - и заработал себе кровавый понос. Нет, поймите правильно - я не
разделяю мнения тех, кто считает - поговорили о Сталине и хватит. Но сейчас
время публицистов - они на коне. Нам же публицистика противопоказана, мы не
умеем абстрактно мыслить в терминах морали, политики, экономики... Нам подавай
конкретный художественный образ.
    Но могу сказать, что неделю назад состоялась историческая встреча с Борисом
Натановичем. Подчеркиваю - историческая. Была предпринята попытка со скрежетом
повернуться к сегодняшнему дню. Мы собираемся написать пьесу. Hазываться она,
по-видимому, будет "Веселые беседы при свечах", действия в ней не будет
никакого, одни сплошные разговоры.
    - Но фантастика-то в ней будет? У нас в клубе популярна ваша фраза из
какого-то интервью: "Мы не знаем вещей, ради которых стоит отказаться от
фантастики".
    - Конечно, будет! Неизбежное столкновение времен, призраки из прошлого и
будущего... Возвращаюсь к вашему вопросу - почему-то главное внимание нам
сейчас приходится уделять фильмам. Hа нас "упали" кинематографисты... Но это -
"отработанный пар", не имеющий отношения к литературе.
    - Раз уж речь зашла о кинематографии: что вы думаете о фильме Сокурова "Дни
затмения" по вашей повести "За миллиард дет до конца света".
    - К сожалению, фильма я еще не смотрел. Сокуров показал страшную жизнь
нашего провинциального города... Фильм классический, но нам не нравится, что
этот фильм - опять не Стругацких. Либо получается классический фильм, не
имеющий отношения к литературному источнику, как у Тарковского, либо чистой
воды иллюстрация...
    - Как в фильме "Отель "У погибшего альпиниста"?
    - Да, пожалуй... Но имеется еще один вариант - прекрасный фильм на основе
слабой книги. Литературный примитивизм, наверное, очень хорошо укладывается в
киноизображение.
    - А западная кинофантастика? Конечно, я говорю о видео в основном.
    - Нам очень понравился фильм "Нечто".
    - По Кэмпбеллу?
    - Да, правильнее было бы перевести название как "Эта штука". И еще один.
Там идет экспансия цивилизаций, земной и инопланетной, космический бой, сбивают
корабль над планетой...
    - Hаверное. "Враг мой" - по Лансиеру [Лонгиеру - ЮЗ]? Кстати, эту повесть
любители фантастики назвали лучшим пепеводным произведением 1986 года - по
результатам голосования, проведенного Омским КЛФ "Алькор".
    - Да, да, но, по-моему, фильм сильнее книги. Еще вспоминается японский
фильм "Провал во времени". И прекрасный фильм для детишек - "Звездные войны".
Непонятно, почему его у нас не показывают?
    - Почему же, в видеотеке нашего объединения "Досуг", например, мы его
спокойно посмотрели. Кажется, он все-таки попал в список разрешенных к
показу...
    - Не знал. А вот "Одиссеей 2010 года" по Кларку я был сильно разочарован.
Первый фильм был еще туда-сюда - показ, так сказать, возможностей техники. А
второй откровенно слаб.
    - Кстати, о технике. Не хотели бы вы использовать ее в писательском труде -
скажем, печатать, как А. Кларк, сразу на компьютере?
    - Нетушки, нетушки! Вот у В. Охотникова (писателя в целом весьма слабого)
есть одна неплохой рассказ: технарь, решивший стать писателем, изобретает все
более сложные агрегаты для этого. В конце концов он вспоминает, что Пушкин
писал гусиным пером... Западногерманский режиссер Петер Флейшман [Фляйшман -
ЮЗ] предлагал нам редактирующую машинку. Hе хотим мы машинок, напишем и
отредактируем все сами! Лишь бы редактор потом не трогал...
    - Конечно, сами... А чье-то чужое произведение вам никогда не хотелось
написать? Вот Ст. Лем считает, что ваш "Пикник на обочине" должен был бы
написать он...
    - Э-э... М-м-м. Я как-то не совсем готов к этому вопросу...
    - Хочется ведь задать нестандартный вопрос!
    - Ну вот, пожалуй... Мы посмотрели американский видеофильм "Зомби". Идея в
том, что ад переполнился грешниками и больше не принимает мертвых. Безмозглые
мертвецы пошли по земле с одной страстью - добраться до живых и сожрать. Сама
идея о переполненности ада грешниками - такую повесть, сценарий нам было бы
интересно написать.
    - Аркадий Натанович, в свое время я делала в клубе доклад "Взаимоотношения
полов в фантастике". Один из разделов назывался "Женщина - друг человека". Вот
в ваших произведениях женщина выступает исключительно в этой ипостаси, а
самостоятельного значения не имеет. Обидно...
    - Честный писатель должен писать о том, что он знает. А женщины для меня
как были, так и остаются самыми таинственными существами в мире, хотя женат не
один десяток лет. Они знают что-то, чего не знаем мы. И повторяю, что сказал Л.
H. Толстой: "Все можно выдумать, кроме психологии". А психологию женщин мы
можем только выдумывать.
    - Аркадий Натанович, мы знаем, что вы родились в Ленинграде...
    - В Батуми.
    -...Простите, выросли в Ленинграде, служили на Дальнем Востоке, живете и
работаете в Москве, бывали в Саратове... А как вы относитесь к Ростову-на-Дону?
    - Долгое время было самое неприязненное отношение.
    - ?!
    - Ну, сейчас-то оно переменилось. Благодаря вашему клубу. Да и Ростиздат
уже печатает фантастику - впервые "Собачье сердце" М. А. Булгакова, "Мальвиль"
Р. Мерля...
    - Аркадий Натанович, если можно, пару строк для читателей нашей странички в
"Комсомольце".
    [Hа фото - "Читателям "Комсомольца" - любителям фантастики - с наилучшими
пожеланиями и с признательностью за доброе отношение к нашей скромной работе" -
ЮЗ]

    Интервью вела Анна ТЕТЕЛЬМАH.

                C уважением, Yuri

... Строитель Железной Стены
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 753 из 1530                         Snt Loc Scn
 From : Yuri Zubakin                        2:5010/30.47    Птн 28 Сен 01 01:03
 To   : All
 Subj : Пронин Н. И вновь побеждает добро (1984)
        Здравствуйте, All!

    Пронин H. И вновь побеждает добро // Hефтяник Приуралья (Чернушка.- НГДУ
"Чернушканефть").- 1984.- 15 сент.- (  19 (461)).- С. 2.

    И ВНОВЬ ПОБЕЖДАЕТ ДОБРО

    Любителей научной фантастики из числа подписчиков журнала "Уральский
следопыт" ожидал в нынешнем году приятный сюрприз; в июньской и июльской
книжках было опубликовано окончание повести-сказки С. Ярославцева "Экспедиция в
преисподнюю".
    Первые две части увидели свет еще в 1974 году в ежегоднике "Мир
приключений". Уже тогда запомнились и полюбились читателям герои этого
увлекательного произведения - "три мушкетера" из будущего (так и названные -
Атос, Портос и Арамис - мастер, спортсмен и ученый), их верный товарищ Галя,
"д'Артаньян в юбке", их друзья и враги. Творчески переосмысленный сюжет
ставшего классическим "Айболита" в целом не только не помешал автору создать
новое, по-своему оригинальное произведение, но и кое в чем помог. Прежде всего,
помог ярко выявить суть "мушкетерства" - уметя в острый момент рискнуть всем
ради победы правого дела, умения защитить слабого, умения при любых
обстоятельствах отстаивать сторону добра. А привычные, с детства знакомые имена
героев... Чтож, использование их дало автору возможность не тратить лишних слов
для представления действующих лиц: имена персонажей Дюма и Чуковского сразу
передают весь характер героев.
    Однако до нынешнего года книга представлялась незаконченной. Да, добро
победило. Однако и зло не было разгромлено окончательно, правящая верхушка
Планеты Hегодяев скрылась от заслуженного возмездия. А это - победа неполная. И
вот, наконец, часть третья, заключительная.
    Как и у Дюма, события начинаются двадцать лет спустя. С первой главы
разворачивается целый калейдоскоп событий. Hапряженность их подчеркивается
почасовым, поминутным, в к концу - уже посекундным отсчетом времени. Снова в
открытую сталкивается добро и зло. Снова решается судьба целого обитаемого
мира. В бой вступает представитель нового поколения - сын одного из
"мушкетеров", воплотивший в себе лучшие качества героев первой битвы. Но он не
одинок - бок о бок сражается с ним ветеран первых схваток флагман космической
эскадры землян, восставшие рабы, и даже один из прежних противников, бывший
вольный пират Двуглавый Юл. И силы добра вновь побеждают, на этот раз -
окончательно.
    Повесть-шутка? Повесть-пародия? Легковесное чтиво? Как бы не так! Слишком
уж о серьезных вещах идет речь, хотя и сюжет закручен лихо, и озорного,
веселого при всей трагичности ситуации в повести немало.
    Вглядитесь. Под экзотическими образами пиратов выведены типичнейшие
представители той среды буржуазного общества, на которую опирается и которую
нещадно эксплуатирует кучка богатейших "Великих Спрутов". Темные и
невежественные, зажатые в тиски поистине антигуманных отношений, таскают они
каштаны из огня для своих эксплуататоров.
    И не случайно вступает в схватку с бывшими своими "подельщиками" бывший
вольный пират Двуглавый Юл, не случайно жертвует жизнью во имя торжества добра.
Пожив среди людей, он узнал, что существует этот другой, лучший мир, что кроме
ненависти, злобы и страха за свою шкуру есть еще дружба, любовь и радость
творческого труда. Он нашел смысл жизни, он понял, что есть идеалы, за которые
не жаль отдать жизнь. Этот образ - изюминка повести.
    Автор настойчиво проводит мысль, что возраст совершеннолетия - рубеж,
перейдя который, юноша входит в жизнь мужчиной, что с этого момента дело отцов
находится в его руках, с этих пор за поступки свои - а порой и окружающих,
отметку ставит уже не учитель, а сама жизнь. Именно таков один из главных
героев повести, сын мушкетера Ваня.
    И что примечательно. Все герои повести - гордые, бесстрашные, щедрые душой
- не специально отобранная элита человечества, автор подчеркивает, что "...по
характерам и творческим способностям они ничем не выделялись среди своих
современников, были, прямо скажем, людьми рядовыми...". Люди будущего в повести
- прямые наследники строителей Магнитки, воинов Великой Отечественной войны,
наших с вами современников. И именно на воспитание таких людей нацелена эта
повесть.

    H. ПРОHИH.

                C уважением, Yuri

... Строитель Железной Стены
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 754 из 1530                         Snt Loc Scn
 From : Yuri Zubakin                        2:5010/30.47    Птн 28 Сен 01 01:05
 To   : All
 Subj : Фэн-Одиссея - это увлекательная игра! (1991)
        Здравствуйте, All!

    К статье прилагается большая карта. На ней, в частности, обозначены: "Град
обреченный", "Отель "У Погибшего альпиниста", "Дорога ушедшего сталкера",
"Комариная плешь", "Место у обочины" (?), "Путь на Амальтею", "Знак
прогрессоров".

    Фэн-Одиссея - это увлекательная игра! // Мир наизнанку = Массаракш!
(Ростов-на-Дону). 1991.-   3.- (Наше время (Ростов-на-Дону).- 1991.- 18 мая.-
93-94 (13879-13880))).- С. 16.

    Осенью прошлого года Обнинский городской клуб любителей фантастики и
детектива "СЛЕД" совместно с детским городским туристическим клубом "Товарищ"
провели в районе Груздовского карьера фантастическую Одиссею. Приняли участие в
ней команды "Сталкер", "Триффида", "Изя Кацмаи" и другие. На этапах команды
стреляли, бегали, взбирались на скалы и т. д. и т. п. И за все это, в
зависимости от успехов, получали слетовскую валюту - так называемые фэн-чеки,
на которые во время последующего аукциона покупали призы - книги фантастики.
    В этом году слет состоится вновь, и обещает быть не менее увлекательным.
    Фэн-Одиссея - это увлекательнейшая игра, во время которой вы переноситесь
на страницы известных фантастических произведении. Так же, как и их герои,
сталкиваетесь с препятствиями, которые вам придется преодолеть. А это значит -
сражаться с галактическими пиратами, уворачиваться от жалящих жал триффидов,
проходить жуткую и гибельную Комариную Плешь, захватывать звездолет, отражать
нападение космических чудовищ. И в финале, избегнув опасностей Черной Дыры, вы
наконец свяжетесь с терпящими бедствие у Железной звезды, робинзонами поневоле
и окажете им помощь.
    Находчивость, физическая закалка, знание НФ и воля к победе - все эти
качества необходимы в насыщенной приключениями фантастической Одиссее.
    В отличие от известных в среде фэнов "Хоббитскнх игрищ", где действие
разыгрывается по трилогии Толкиена "Властелин колец", в Фэн-Одиссее
обыгрывается множество известнейших фантастических сюжетов.

    Адрес обнинского клуба 249020. г. Обнинск-1. а я 187, КЛФД "СЛЕД".

                C уважением, Yuri

... Строитель Железной Стены
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 755 из 1530                         Snt Loc Scn
 From : Yuri Zubakin                        2:5010/30.47    Птн 28 Сен 01 01:11
 To   : All
 Subj : Говорят, Перумов терпеть не может хоббитов (1999)
        Здравствуйте, All!

    Отрывок из перепечатки "Комсомольской правды":

    - Ник, это Лариса из Тулы. Говорят, что у вас был серьезный конфликт со
Стругацким.
    - Что вы, это не конфликт! Борис Натанович для меня - совесть нашей
фантастики! Как можно конфликтовать с совестью?! Было н осталось некое
расхождение во взглядах на природу фантастики н фэнтези. К сожалению, Борису
Натановичу не нравится фэнтези, он искренне считает, что маги, драконы - все
это признаки бульварной и пустой литературы. Я так не считаю. Но переубедить
Стругацкого у меня, к сожалению, не получилось. Возможно, в состоявшемся споре
я был где-то несдержан.
    - А как вам творчество Стругацких?
    - Стругацкие являются отцами-основателями жанра социальной фантастики. В
нем они были первыми и лучшими. Это титаны, из чьей тени мы все вышли.
Приуменьшать их роль даже при каком-то идейном разногласии так же глупо, как
отрицать то, что Солнце дает нам силы жить.
    (Говорят, Перумов терпеть не может хоббитов: Ник Перумов на "Прямой линии"
// Гном (Астрахань).- 1999.-   6.- С. 2).

                C уважением, Yuri

... Добродушащее привидение
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 756 из 1530
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Срд 26 Сен 01 10:11
 To   : Vladimir Borisov                                    Птн 28 Сен 01 16:26
 Subj : О кодировке

Привeт, Vladimir!

Однажды было послано сообщение от Vladimir Borisov к Alla Kuznetsova:

 VB> Сейчас обрабатывал всякую тьмускорпионщину, взятую из конференции, и
 VB> обнаружил, что в Ваших сообщениях из кириллицы в латиницу
 VB> перекодиpуются не только Н и p, но и куча других букв: A B C Н K O a e
 VB> o p y... Знали бы Вы, сколько времени я потеpял, пытаясь понять,
 VB> почему у меня в базе нет только что введенного Володихина! Зpя Вы это,
 VB> пpаво!..

Удивлeнa и пoтpяceнa... Пpинoшy cвoи глyбoчaйшиe извинeния... Пooбeщaть, чтo в
дaльнeйшeм нe пoвтopитcя - нe мoгy, ибo пoкa нe ocoзнaлa пpичины... B ГoлдEдe y
мeня пocтaвлeнa зaмeнa H. И тoлькo.
Eдинcтвeннoe, чтo мнe пpиxoдит в гoлoвy - этo тo, чтo ceйчac вce
тьмycкopпиoнcкиe нoвocти y мeня пpeдвapитeльнo oбщaютcя co cкaнepoм и
фaйнpидepoм, тaк мoжeт, этo eгo caмoдeятeльнocть?..
He зaтpyднилo бы Bac cooбщить, вcтpeчaeтcя ли тaкaя зaмeнa в дpyгиx пиcьмax oт
мeня (нe тex, чтo c caбжaии "Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть" и "Pacкoпaй cвoиx
пoдвaлoв")?
3apaнee cпacибo.

Засим низко кланяюсь                                    Алла, молчаливый глюк

--- Письмо неясного содержания, написанное с помощью GoldEd+/W32 1.1.1.2
 * Origin: (Изначальная) вечная (стойкость). Хулы не будет (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 757 из 1530
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Срд 26 Сен 01 10:15
 To   : Anton A. Lapudev                                    Птн 28 Сен 01 16:26
 Subj : Тропа Тайкера. Ответ Ройфе

Здравствуйте, Anton!

Вешаю я как-то уши на гвоздь внимания, и замечаю, что Anton A. Lapudev пишет
All:

 AAL> Эта книгу я держал в руках несколько лет назад, когда и написал о ней
 AAL> в "Книжном обозрении". Вышла небольшим тиражом за счет средств автора.
 AAL> Куда с тех пор девался этот экземпляр, а равно где ее можно купить
 AAL> сейчас - не ведаю. Увы!

Пpимepнo тo жe oн и мнe cкaзaл... "Hy квa..." Kcтaти, ты мoe пиcьмo e-mail'oм
пoлyчил?

C yвaжeниeм,                                            Алла, молчаливый глюк

--- Письмо неясного содержания, написанное с помощью GoldEd+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Благоприятно иметь, куда выступить (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 758 из 1530
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Срд 26 Сен 01 10:59
 To   : All                                                 Птн 28 Сен 01 16:26
 Subj : Koзлoвcки-23

И много ли у тебя глюков в этот прекрасный день, All? Давай добавлю парочку!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
КОД САТИРЫ
Бодлеровское "указывающее комическое" теперь интерпрети-руется как синоним
сатиры. Сатира, смешанная с комедией как си-ноним сатиры. Сатира использует тот
же механизм комического эффекта, что и комедия, и может обладать всеми
элементами и ка-чествами, характерными для комедии. Впрочем, вдобавок сатира
включает, посредством больших намеков и конкретизации, специ-фические черты,
указывающие на реальный мир. Сатирическое представление жизни, морали и идей,
впрочем, не идентично ре-альному. Оно концентрируется на негативных сторонах,
и. путем систематического отбора и усиления недостатков и глупостей,
про-изводит карикатуру на свой объект. Более реалистичные сатирики, подобно
Салтыкову-Щедрину или Зощенко, используют свое бога-тое знание описываемого
материала "из первых рук" и чувствитель-ный слух на диалоги для поддержки
иллюзии реальности:
"Но сатирики, использующие элементы причудливого или странного, - подобно
Свифту, Рабле, Гоголю, Оруэллу или Хаксли - столь же озабочены созданием
подробной иллюзии реальности; они подкрепляют свои фантастические предположения
множеством ау-тентичных деталей, характерных имен, дат и статистики".32
К последней группе я бы с уверенностью добавил Стругац-ких, чьи произведения
часто расширяются до фантастического, но в то же время относятся к настоящему.
Это подтверждается открытым заявлением Б.Стругацкого об отношении советской
научной фанта-стики к настоящему33.
-+-
32.  Feinberg L. Introduction to Satire. - Awes, Iowa: The Iowa State UP, 1969.
- P.61.
33.  Glad J. Extrapolations From Dystopia: A Critical Study of Soviet Science
Fiction. - Princeton: Kingston Press, 1982. - P.163.

--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

С демократическим приветом                              Алла, молчаливый глюк

--- Была бы я молчаливым глюком, да вот GoldEd+/W32 1.1.1.2 мешает...
 * Origin: Стропила прогибаются (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 759 из 1530
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Срд 26 Сен 01 11:03
 To   : All                                                 Птн 28 Сен 01 16:26
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть

Конничива, All-сан!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Сера - необычный химический элемент. Еще на заре цивилизации она вошла в мифы и
священные обряды. На Ближнем Востоке, а позже в христианской Европе ее считали
веществом преисподней; запах горящей серы стал признаком дьявола.
Художественная литература донесла это представление до наших дней. Булгаковский
Воланд не совсем расстался со своей летучей меткой: в нехорошей пятидесятой
квартире, где его посетила Маргарита, пахло серой. Ее запах источали в
знаменитом НИИЧАВО волшебник Мерлин и ифриты.
[...]

        Серов М. Честная сера и нечистая сера // Химия и жизнь (М.). - 2001. -
  2. - С.54.
 --------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

C yвaжeниeм,                                            Алла, молчаливый глюк

--- Транслятор двухходовой +/W32 1.1.1.2 Китежградского завода маготехники
 * Origin: Молния приходит... о, о! (А пройдет - и) смеемся ха (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 760 из 1530
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Срд 26 Сен 01 11:05
 To   : All                                                 Птн 28 Сен 01 16:26
 Subj : Pacкoпaй cвoиx пoдвaлoв

Простите за беспокойство, All, но...

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Каждому, кто внимательно следит за развитием советской фантастики, явственно
видны сдвиги, проис-шедшие в ней за последнее десяти-летие. Ушла в прошлое
пресловутая "теория" "ближнего предела", нало-жившая отпечаток на фантастику
30- 40-х годов. Почти исчезла из фантасти-ки узкотехническая тема,
доминировав-шая в романах-проектах начала годов 50-х. Характерным для
сегодняшней фантастики стало стремление предви-деть будущее, стремление
наметить пу-ти его развития. Появились новые темы и имена: Ефремов, Стругацкие,
Гор, Мартынов, Днепров, Громова и др. Лю-бопытно, что почти все сегодняшние
фантасты  дебютировали  фантастикой космической.
Еще более любопытно то, что в по-следние годы космическая тема теряет свое
ведущее положение - хотя, ка-залось бы, причины, ее породившие, не только не
исчезли, но приумножились. В этом внешне парадоксальном изме-нении <курса>, в
этом <возвращении со звезд> открывается иной, уже не тематический, а более
глубокий, ка-чественный характер сдвигов.
Если присмотреться к космическим романам недавнего прошлого, то легко увидеть,
что в рамках такого романа шла незримая, но ожесточенная борьба с
утвердившимися канонами фанта-стики <ближнего предела>, шло разру-шение ее
традиций, ее штампов и - видения мира. Типичной в этом отно-шении явилась
первая книга Стругац-ких <Страна багровых туч>. Писавшие о ней критики отмечали
<особое вни-мание>, которое молодые авторы уде-лили описанию <подготовки

экспедиции>. В действительности же здесь скрывалось нечто более важное:

стрем-ление перенести центр тяжести пове-ствования с чисто научной
проблемати-ки на человека, на взаимоотношения людей, человеческие характеры. В
тра-диционную для прежней фантастики сюжетную форму романа о Приключе-нии с
присущими ему условностями и недоразумениями, которые призваны скреплять
познавательную и дидак-тическую линии повествования, Стру-гацкие стремились
заложить новое со-держание, сделать Приключение исто-рией становления
человеческого харак-тера.
[...]
Обновление содержания повлекло за собой изменение формы. Уже сама
профессиональная узость гипотез много более реалистична, чем расплывчатая
грандиозность  технических   проектов фантастики 30-х годов. В фантастику вошел
полнокровный научный быт, хо-рошо знакомый ее создателям. Схема-тичными и
условными выглядят лабора-тории А. Толстого и Беляева рядом с точно, рельефно
выписанными <научны-ми интерьерами> Днепрова, Стругацких, Громовой и др. В
фантастику вошел образ творца науки - человека, со-единяющего лучшие
человеческие качества с огромным кругозором, острым интересом к философским
аспектам науки, ее социальным и морально-этическмм последствиям. Таковы физики
Парнова и Емцева, подводные строи-тели Журавлевой, инженеры Войскунского и
Лукодьянова.
[...]
Книги Ефремова (<Туманность Андро-меды>) и Стругацких (<Возвращение>) появились
почти одновременно с <Магеллановым облаком> польского фанта-ста Ст. Лема.
Одновременное обраще-ние    социалистической    фантастики к   утверждению
коммунистического идеала закономерно. Не менее законо-мерна и дальнейшая
эволюция. Вчиты-ваясь в книги авторов, написанные вслед за первыми <утопиями>,
нельзя не заметить, как от социальных проб-лем писатели переходят к проблемам
развития человечества вообще, к фило-софским вопросам истории.
[...]
Стругацкие не ученые, не политики,  не социологи. Они моралисты в фантастике.
Они исследуют природу добра и зла, стремятся разделить <хорошо> и <плохо>.
Отсюда растут моральные императивы человеческого поведения,  диктующие выбор
главного направле-ния в жизни. Герои Стругацких всегда на историческом
распутье, перед выбо-ром, а котором проверяются высшие ценности - разум   и
человечность. Острая и трагическая ситуация <Дале-кой Радуги>, где в минуты
смертель-ной опасности решается вопрос о том, что ценнее: труд всей жизни
целого коллектива людей или дети этих же людей, наиболее полно выражает главную
мысль Стругацких: как трудно быть человеком и как важно всегда оставаться им,
как трудно побеждать дьявольски правильную логику разума во имя высшей логики
человечности.
Сквозь различие тем Ефремова, Гро-мовой, Стругацких проступает идейная общность
их книг. В них осмысливается путь человеческой истории, противоре-чивый путь
восхождения человечества на ее вершины, путь, который через препятствия и
борьбу неизбежно ведет человечество к коммунизму. По су-ществу, у них одна тема
- практиче-ская диалектика истории. Таким обра-зом, и социальная фантастика
посте-пенно превратилась в литературу, обра-щенную к проблемам наиболее общим,
общеисторическим. И, решая их в раз-ном плане: естественнонаучном,
поли-тическом,    морально-психологическом, она неизбежно возводит их в ранг
про-блем философских.
[...]
        Нудельман Р. Возвращение со звезд: Мысли о научной фантастике //
Техника - молодежи (М.). - 1964. -   5. - С.24-25.

[...]

 * Origin: А в чем смысл жизни? (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 761 из 1530
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Срд 26 Сен 01 11:10
 To   : All                                                 Птн 28 Сен 01 16:26
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть oт Бpoмбepгa

Простите за беспокойство, All, но...

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Источник:
Известия
Дата:
30.12.99
Заголовок:
09.45 Все хорошо, что хорошо кончается: Обозреватели отдела культуры "Известий"
подводят итоги уходящего года
Текст:
[...]
Подъем подкрался незаметно
Валерий  КИЧИН
"Провал подкрался незаметно" - так глава Госкино Александр Голутва на итоговой
пресс-конференции года обозначил лейтмотив публикаций, весь год певших нашему
кино отходную. Слухи о смерти не подтвердились. Фильмы прорастали сквозь
безденежье, некоторые даже вышли в лидеры проката - "Сибирский цирюльник",
"Мама", "Ворошиловский стрелок". Другие фигурировали на фестивалях и
становились фаворитами арт-хаузов - "Молох", "Хрусталев, машину!", "Барак",
"Блокпост". Третьи вообще неизвестны ни кассе, ни прессе, ибо сняты на видео и
для видео; их не так уж мало - 45. Похоже, незаметно подкрался подъем.
Но большинство мастеров мыкается в поисках денег для картин. Надолго застряли
фильмы Г. Панфилова о Николае II и С. Соловьева о Тургеневе, а "Русский бунт"
А. Прошкина отложен до будущего года.
1999-й стал первым годом за последнее десятилетие, когда кино получило
госфинансирование сполна и даже с избытком - 95 млн рублей. Избыток пошел на
МКФ, на картину Э. Рязанова "Тихие омуты", на "Момент истины" М. Пташука,
который покажут в годовщину Победы. Выделены средства на новую работу А.
Германа "Трудно быть богом" (по Стругацким).
[...]
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Целую, до свидания                                      Алла, молчаливый глюк

--- Дубль+/W32 1.1.1.2, сложный, многопрограммный, самообучающийся
 * Origin: Обратно вернешься на свой путь (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 762 из 1530
 From : R-Faq                               2:5020/3117     Птн 28 Сен 01 00:00
 To   : All                                                 Птн 28 Сен 01 16:26
 Subj : R-FAQ
                              -----------         -=[  2:5020/3117  ]=-

      -=[  Фантастика АБС  ]=-      -------------                       (rs)

                               R-FAQ Сервер.

       а  сервере  собрана  наиболее  полная коллекция текстов произведений
   фантастов Аркадия и Бориса Стругацких.
      Эта коллекция полностью взята с сервера http://www.rusf.ru/abs/

      Для  получения,  запрашиваемого  Вами топика следует составить письмо
   следующего вида:

- NetMail (X:XXXX/XXX.XX) ------------------------------------------ NetMail -
 Msg  : 51 из 51                           Uns Pvt Loc
 From : Vasya Pupkinn                      X:XXXX/XXX.XX   Втр 24 Апр 01 03:04
 To   : R-FAQ                              А:ДРЕС/СЕР.ВЕРА
 Subj : ИМЯ_ТОПИКА

      В   теле   письма   можно   писать  что  угодно -  все  равно  сервер
   рассматривает только поле Subj.

      Убедительная просьба:   _ е запрашивайте  более  одного топика за один_
   _день_

       иже приведен список команд сервервера:

   %HELP - Для получения подсказки.
   %LIST - Для получения списка Топиков.

                                               С уважением, Гаранжа  икита.
                                                        2:5020/3117@FidoNet
                                                       738:1097/117@AlecNet

---
 * Origin: @d:\soft\golded\origin.txt (2:5020/3117)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 763 из 1530
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Птн 28 Сен 01 07:29
 To   : Alla Kuznetsova                                     Птн 28 Сен 01 16:26
 Subj : О кодировке
       БВИ вновь с Вами, Alla!

     26.09.29: Alla Kuznetsova --> Vladimir Borisov:

> [...]
 AK> пиcьмax oт мeня (нe тex, чтo c caбжaии "Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть" и
 AK> "Pacкoпaй cвoиx пoдвaлoв")? 3apaнee cпacибo.

Вот в этом Вашем письме встpечаются следующие латинские буквы:

3 B E H a c e o p y

Если Вы скажете, что латинской буквы 3 не бывает, то будете совершенно пpавы.
Но в слове "Заранее" у Вас нет и русской буквы "З", а есть тpивиальная цифра
"3". Я все абсолютно буквы не пpовеpял, лень...

                                                            Wlad.
--- Лопотуй голомозый 2.51.A0901+
 * Origin: Катастрофическое погружение в воду с невыходом из оной (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 764 из 1530
 From : Anton A. Lapudev                    2:5020/175.2    Птн 28 Сен 01 09:40
From: "Anton A. Lapudev" <ucb@nefteprom.com>

 AK> Пpимepнo тo жe oн и мнe cкaзaл... "Hy квa..." Kcтaти, ты мoe пиcьмo
 AK> e-mail'oм пoлyчил?
Добрейшей души человек! Мог ведь и не ответить...
Конечно получил. И ответил.

Такая вот печаль...

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 765 из 1530
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Чтв 27 Сен 01 21:07
 To   : Vladimir Borisov                                    Суб 29 Сен 01 14:09
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть

I'm very glad to see You, dear Vladimir!

Увидeла я кaк-тo пиcьмeцo oт Vladimir Borisov к Alla Kuznetsova и задумалась:

 VB> Просто нет. Но есть три вице-кооpдинатоpа. Вот они-то...

A лeт тaк чepeз 50-100 бyдyщиe иccлeдoвaтeли бyдyт лoмaть гoлoвy и выдвигaть
paзличныe гипoтeзы пo пoвoдy cтpyктypы и иepapxии гpyппы "Людeны"...

C yвaжeниeм,                                            Алла, молчаливый глюк

--- На сто пятнадцатом прыжке в компьютер впорхнул GoldEd/W32 1.1.1.2
 * Origin: Возмужалому человеку - счастье. Хулы не будет (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 766 из 1530
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Чтв 27 Сен 01 21:13
 To   : Vladimir Borisov                                    Суб 29 Сен 01 14:09
 Subj : Интepвью БHC

Добрый день, веселая минутка!

Письмо от Vladimir Borisov к Alla Kuznetsova, добавленное 26 Сен 01 к мировой
ноосфере, вызвало у меня следующий резонанс:

 VB> Нет, я имел в виду журнал "Библиогpафия". К примеру, кpитику.

A oн и в этoм мoжeт пocoдeйcтвoвaть?... Xoтя тaм yжe кoгдa-тo пeчaтaлacь
xopoшaя библиoгpaфия Cтpyгaцкиx... Moгyт cкaзaть, чтo нe нaдo eщe paз.

 VB> А за собственный счет -- оно, конечно...

Xoтя, нyтpoм чyю, чтo нe избeжaть...

Засим низко кланяюсь                                    Алла, молчаливый глюк

--- Дубль+/W32 1.1.1.2, сложный, многопрограммный, самообучающийся
 * Origin: Умыв руки, не приноси жертв (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 767 из 1530
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Чтв 27 Сен 01 21:23
 To   : Vladimir Borisov                                    Суб 29 Сен 01 14:09
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть. Cтpaннaя. Чacть 5

Конничива, Vladimir-сан!

Однажды (26 Сен 01) состоялся следующий диалог между Vladimir Borisov и Alla
Kuznetsova:

 VB> А, я не совсем понял. Вы про перенос в базу. Ну, вообще-то можно
 VB> попытаться написать конвертор, если текст в Ворде хоть немножко
 VB> стpуктуpиpован.

Cтpyктypиpoвaн мaлo... У мeня, вo вcякoм cлyчae.

 VB> Хотя кое-что, наверное, всё равно пpидется ручками подпpавлять...

Cкopee, нe кoe-чтo, a вce...

 VB> Вообще я вот уже лет тридцать, наверное, думаю (и делаю
 VB> потихоньку) инфоpмационно-поисковую систему по фантастике, но
 VB> кое-какие вопросы так до конца и не пpодумал.

A кaкиe? И кaк этa cиcтeмa дoлжнa выглядeть?

 VB> Нет, ну понятно, что в чистом виде эта база не подойдет. Надо свою
 VB> создавать, под свои нужды...

Этo дa. Ho ктo вoзьмeтcя? He Bы, cлyчaйнo?

Спокойной плазмы!                                       Алла, молчаливый глюк

--- Я большой глюк. Очень большой глюк. Размером в +/W32 1.1.1.2 GoldEdа.
 * Origin: Почти достигнешь воды, но еще не хватит веревки для (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 768 из 1530
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Чтв 27 Сен 01 21:32
 To   : Vladimir Borisov                                    Суб 29 Сен 01 14:09
 Subj : Чтeния пaмяти AHC

Пpивeт тeбe, Vladimir!

Письмо от Vladimir Borisov к Alla Kuznetsova, добавленное 26 Сен 01 к мировой
ноосфере, вызвало у меня следующий резонанс:

 VB> Со мной беды нет.

Oй, извинитe!

 VB> Со мной одно благорастворение воздухов, однако.

Koнeчнo!

 VB> А файл меня, конечно, устpоит. Это даже лучше.

Hy, нaвepнoe, к тoй нeдeлe Гeвopкян yжe вepнeтcя, бyдy eгo дocтaвaть...

Сайонара                                                Алла, молчаливый глюк

--- Была бы я молчаливым глюком, да вот GoldEd+/W32 1.1.1.2 мешает...
 * Origin: Малому - благоприятна стойкость (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 769 из 1530
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Чтв 27 Сен 01 22:41
 To   : All                                                 Суб 29 Сен 01 14:09
 Subj : Koзлoвcки-24

Здравствуйте, All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Еще сатиру отличает от комедии осуждающий тон по отно-шению к миру, в котором
она присутствует:
"Это осужающее отношения является единственным постоян-ным элементом во
взглядах всех сатириков на мир. Что бы они ни делали, они критикуют; сатира
сочетается с неудовлетворенностью, жалобой, отрицанием, сожалением. В этом
смысле сатира уникаль-на, так как ее финальная перспектива отличается от
таковой любого другого жанра."34
"Два момента характерны для сатиры: остроумие или юмор, основанные на фантазии,
на гротеске или абсурде, и объект нападе-ния. Нападение без юмора, или чистое
отрицание, является одной из границ сатиры".35
Механизмом комического в сатире является читательское восприятие несоответствия
между социальной и моральной реаль-ностью, известной ему, и смешным искаженным
представлением этой реальности в сатирическом тексте. Относительный разрыв
ме-жду этими двумя планами мысли комически соединяется с их ос-новными
концепциями, открывая, тем самым, поучительное значе-ние.

Проанализировав ранее несоответствие как элемент ком-плексной концепции
комического, с этого момента я буду использо-вать термин "несоответствие" или
"комическое несоответствие" как сокращение или эквивалент термина "комический
эффект".
-+-
34.  Feinberg. P.59.
35.  Frye N. Anatomy of Criticism: Four Essays. - Princeton: Princeton UP,
1957. - P.224.

--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Засим низко кланяюсь                                    Алла, молчаливый глюк

--- Без All жизнь не та, люблю, привет от ЛИАНТА+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Княжичу есть куда выступить (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 770 из 1530
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Чтв 27 Сен 01 22:43
 To   : All                                                 Суб 29 Сен 01 14:09
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть

Здравствуй, All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
[...]
Анализируя это произведение, целе-сообразно провести его сопоставление с
рассказом А.И. Солженицына <Один день Ивана Денисовича>. Скрижаль,
регламентирующая одновременный подъём, выход на работу, обед и так далее.
"Пятьдесят узаконенных жева-тельных движений на каждый кусок" - лагерный режим.
"Математически-без-ошибочное счастье" обитателей Едино-го Государства -
"счастье" Шухова: "Засыпал Шухов вполне удоволенный. На дню у него выдалось
сегодня много удач: в карцер не посадили, на Соцго-родок бригаду не выгнали, в
обед он закосил кашу, бригадир хорошо закрыл процентовку, стену Шухов клал
весело, с ножовкой на шмоне не попался, под-работал вечером у Цезаря и табачку
купил. И не заболел, перемогся. Про-шёл день, ничем не омрачённый, почти
счастливый". Целесообразно сравнить произведение Е.Замятина с рассказом В.М.
Гаршина <Attalea princeps> - сво-его рода рентгеноскопическим снимком романа
<Мы> в мифологическо-экологическом измерении (стеклянные стены и потолки - в
романе, стеклянная оран-жерея, лишившая свободы растения, - в рассказе и так
далее).
Имеет смысл провести ассоциативную параллель между романом <Мы> и
фан-тастическими романами наших совре-менников А. и Б.Стругацких <Обитае-мый

остров> (неизвестные отцы, "вы-родки", облучение и так далее) и <Град
обречённый> (эксперимент, антигород, наставники и так далее).

[...]
Тема пятая.
<Что можно - это ещё неизвестно, а уж что нельзя, то нельзя>
Может ли государство быть свобод-ным?
Может ли государство дать человеку свободу?
Способен ли человек быть свободным в государстве (вспомните хрестоматий-ное
ленинское изречение о свободе и обществе, начинающееся со слова "нельзя")? Как
обрести свободу? Что для этого нужно делать? Как изменить общество, в котором
мы живём, чтобы стать свободными?
В поисках ответа на эти вопросы мы отправляемся в путешествие по страни-цам
увлекательной, поучительной и глу-боко философской фантастической по-вести
братьев Стругацких <Улитка на склоне>, проблематика которой позволяет поставить
её в один ряд с рассмот-ренными на предшествующих уроках произведениями.
Форма урока - отчёт спасательной экспедиции: рассказ учащихся о резуль-татах
командировки в Управление по изучению Леса и в Лес с целью деталь-ного изучения
обстановки и оказания необходимой помощи Перецу и Кандиду. При этом следует
постараться на-править внимание школьников на сле-дующее:
1. Место образов Переца и Кандида в портретной галерее героев-правдо-искателей,
так называемых "лишних людей", "странников", мучительно думающих о смысле жизни
и ищущих его (Онегин и Печорин, Флягин и Ермий, Безухов и Левин, Мышкин и
Рудин, Вощев и Пухов, шукшинские "чу-дики" и другие).
2. Причины и следствия противоре-чий между Перецом, Кандидом и обще-ством, в
котором они вынуждены жить. Природа их неудовлетворённости. Стремление к
пониманию (понять мир и быть понятым миром) - движущая сила поисков выхода.
Hеприятие невежества.
3. Три пространства несвободы: Уп-равление (город), Лес (деревня), склад машин
(техника).
4. Государство - форма управле-ния одних другими: а) управлять - подчинять волю
управляемых (систе-ма взаимоотношений в Управлении); б) управлять - "заставлять
живое стать мёртвым" (доктрина Славных подруг).
5. Замкнутый круг, отсутствие выхо-да, невозможность истинного понима-ния и
истинной свободы на уровне ка-кого бы то ни было государства: а) по-пытки
Переца попасть в Лес или вы-браться из Управления на Материк - неожиданное
продвижение от внештат-ного сотрудника до директора; б) по-пытки Кандида
вырваться из Леса. От-крытие "Города" и его хозяев. Осозна-ние расистской по
своей сути доктрины Славных подруг. Вечное "послезавтра"; в) разговоры на
складе машин. Взо-рванная беглянка.
6. "Строители" - материал для экс-периментов, "обречённые" (микроорга-низмы,
муравьи, жители деревни, слу-жащие управления - "бездельники", "козлы",
"ошибка").
"Идеалы... Великие цели... Естествен-ные законы природы... и ради этого
уничтожается половина населения! Нет, это не для меня. На любом языке это не
для меня... Я сделаю всё, что могу, чтобы эти жернова остановились..."
(Кандид).
[...]

        Шуралев А. Освобожденная душа: Тема свободы в системе уроков по
творчеству О.Волкова, В.Дудинцева, Е.Замятина, А.Солженицына, В.Шаламова, А. и
Б.Стругацких, С.Романовского в 11-м классе // Литература: Прил. к газ. "Первое
сентября" (М.). - 2001. -   15. - С.2-4.

--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Пoкa,                                                   Алла, молчаливый глюк

--- Была бы я молчаливым глюком, да вот GoldEd+/W32 1.1.1.2 мешает...
 * Origin: Чем шире рот, тем чеширей кот (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 771 из 1530
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Чтв 27 Сен 01 22:45
 To   : All                                                 Суб 29 Сен 01 14:09
 Subj : Pacкoпaй cвoиx пoдвaлoв

Здравствуйте, All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
        Парнов Е. Современная научная фантастика. - М.: Знание, 1968. - С.
88-89.

Проблематика небольшой повести Ольги Ларионовой <Планета, которая ничего не

может дать> лежит в сфере социологии.Автора интересуют пути и принципы

развития ино-планетных цивилизаций. Здесь для фантастики просторы не-объятные.
Смысл повести Ларионовой заключается в том, что прогресс цивилизации
определяется не только уровнем наука и техники, не только мощностью
производительных сил, но и гуманизмом общества. Без теплоты человеческих чувств
мертвы самые хитроумные машины. Они ничего не способны сделать для счастья
людей, как, впрочем, и создавшая их холодная мысль.
Кроме научной, технической и даже эстетической инфор-мации, каждая цивилизация
накапливает и нравственную, этическую информацию. Роль ее трудно оценить в
конкрет-ном количестве битов. Она не сказывается прямо ни на развитии
производительных сил, ни на проникновении в еще не-изведанные тайны природы. И
все же. жизнь цивилизации без этой, передаваемой из поколения в поколение
<неписа-ной> информации, была бы невозможна.
Может быть, поиски именно такого нравственного начала и бросили звездолет
логитан в долгое плавание по космиче-ским просторам. Какую планету посетили
логитане? Землю?.
Автор верит, что духовная мощь человечества могла,бы возродить к жизни зашедшую
в тупик механоцивилизацию. Люди никогда не жили только рассудком, живое чувство
согревает и одухотворяет любые плоды человеческой деятель-ности. Именно это и
хотела сказать Ларионова в своей повести.
Вопросам воспитания нового человека много внимания уделяют А. и Б. Стругацкие -
известные советские фантасты. Герои их книг - люди коммунистического будущего -
наде-лены лучшими чертами наших современников. В этом авторы видят
преемственность эпох, неразрывную связь поколений, идущих к великой цели.
Будущее Стругацких предметно ощутимо, их герои по внешнему облику,
нравственному складу и поведению почти не отличаются от наших современников.
Недаром одна иа ранних их публикаций носила декларативное название <Поч-ти

такие же>.

<Возвращение>, <Стажеры>, "Страна багровых туч", <Шесть спичек> - эти книги
Стругацких пользуются необыкновенной популярностью, В них не только показаны
картины будущего, где человечество совершает межпланетные переле-ты.
переделывает климат, заселяет океан. Главное в том, что это будущее <населяют>
жиоые, полнокровные люди. <Почти такие же>, как мы.
В ряде последних произведений Стругацкие заявили о новой тенденции своего
творчества. Они напоминают людям о реальной опасности, против которой нужно
долго и упорно бороться. Это-воинствующее мещанство. В образе мещан-ства
Стругацкие обличают косность, равнодушие и темные устремления человека,
оболваненного пропагандистской ма-шиной .капиталистического общества.
Стремителен и напряжен сюжет великолепного произве-дения Стругацких <Трудно

быть богом>. Глубокое осозна-ние личной ответственности перед историей,

присущее людям коммунизма, противопоставляется здесь воинствующему фанатизму
некоего условного общества, где слиты воедино чер-ты мрачного средневековья и
оголтелого фашизма. Обнаженная сущность их начал предстала на вымышленном
скреще-нии исторических путей как цель, пойманная лучами прожек-торов. Это не
игра ума, не любопытный социологический опыт, .а наступление против любых
проявлений античеловечности.
Внимание к человеку, к героическому началу человеческой натуры характерно для
Стругацких. Возьмем повесть <Далекая Радуга>. В ней появляются новые черты
буду-щего, развертываются более широкие ощутимо-зримые по-лотна. Действие
повести протекает на крошечной планетке, где проводятся работы по исследованию
<нультранспортировки> -.мгновенному перемещению сквозь пространство. Один из
таких экспериментов заканчивается трагически. На полюсах астероида поднимается
волна плазменной материи, которая медленно ползет к обитаемым зонам, испепеляя
все на своем пути.
Неудачный опыт неотделим от истории науки. За драматической развязкой всегда
открывались новые пути познания. Вероятно, и в будущем научные поиски не
застрахованы от неудач. Развитие немыслимо без борьбы. Читатель <Далекой

Радуги> становится свидетелем острой схватки с взбунтовавшейся стихией, в

которой раскрываются лучшие черты человеческого характера, воли, интеллекта.
Творчество Стругацких исключительно многообразно и ярко. Здесь сложная,
многоплановая, полная недосказанностей <Улитка на cклoнe>; веселая остроумная
повесть <Понедельник начинается в cyббoтy>, где в HИИЧАВО
(научно-исследовательский институт чародейства и волшебства) воскресают
сказочные персонажи-Кот ученый, Говорящая щука,, Баба Яга; и едкая сатирическая
<Второе пришествие марсиан>, в которой с обнаженной ясностью показан мещанин
без маски, мещанин, в котором скрывается коллаборационист.  Особенную силу и
значение в наши дни приобрели произведения, предупреждающие о возможных ошибках
и катастрофах, ожидающих человечество на пути прогресса.
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

К чему бы это?                                          Алла, молчаливый глюк

--- Дубль+/W32 1.1.1.2, сложный, многопрограммный, самообучающийся
 * Origin: Жизнь такова, какова она есть. И больше никакова. (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 772 из 1530
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Чтв 27 Сен 01 22:47
 To   : All                                                 Суб 29 Сен 01 14:09
[...]

Дата:
30.12.99
Заголовок:
09.43 Крепкая тройка: Ленин, Горбачев, Чубайс
Текст:
Какое счастье, что предвыборная кампания закончилась. Какое счастье, что мы все
- читатели, слушатели, телезрители - пережили эти "критические дни" и усталые,
но довольные, наконец, готовимся ко встрече нового тысячелетия.
В последние дни уходящего года всегда было принято подводить итоги, а на рубеже
веков сделать это просто необходимо.
- Войны, перевороты, финансовые кризисы и прочие скверности, и вряд ли в
будущем нам предложат что-нибудь получше, - скажут одни. И будут правы.
- Были и приятные моменты, и разумные начинания, - скажут другие. И будут тоже
правы. Сколько людей - столько мнений. В канун Нового года "Известия" решились
провести мини-опрос:
1. Назовите имена трех человек, которые определили судьбы Двадцатого столетия.
2. Назовите трех, оказавших наибольшее влияние на Вас лично.
Было опрошено 25 человек. Результаты получились ошеломляющие. "Героями нашего
времени" стали Ленин, Горбачев, Чубайс.
Попробуйте вычислить "человека века", обратившись к бизнесменам, актерам,
милиционерам, модельерам, военным, депутатам, наконец: Много ли будет похожих
ответов? А уж если параллельные сходятся, а самые противоположные мнения
совпадают - логично предположить, что речь идет о ком-то безусловно
неординарном? Вопрос, конечно, риторический. Всяк вправе толковать результаты
нашего опроса по-своему. Как говорят персонажи детективных романов:
"Комментариев не будет". Поживем - увидим: А пока, дорогие наши читатели,
поздравляем Вас с Новым годом и предлагаем, не расставаясь, дожить вместе до
следующего. Плохо ли нам было вместе? Уж всяко лучше, чем врозь! Очень хочется
в это верить.
[...]
Борис Стругацкий - писатель
1. В.И.Ленин, Ф.Д.Рузвельт - на Западе, Мао Дзе-дун - на Востоке.
2. Из знаменитых людей - разве что Г.Дж.Уэллс. Остальные имена ничего не скажут
- это мои друзья, люди замечательные, но мало кому известные.
[...]
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------
И этo нa дaнный мoмeнт пocлeдняя из тьмycкopпиoнcкиx нoвocтeй oт Бpoмбepгa.

Спокойной плазмы!                                       Алла, молчаливый глюк

--- Транслятор двухходовой +/W32 1.1.1.2 Китежградского завода маготехники
 * Origin: Seikatsu-suru-to ju koto wa o-kane ga iru koto desu (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 773 из 1530
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Суб 29 Сен 01 09:01
 To   : All                                                 Вск 30 Сен 01 10:56
 Subj : Koзлoвcки-25

Здравствуй, All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Как указывалось выше, комические эффекты во всех трех ко-дах зависят от
явственно различных источников несоответствий:
Мишень (пародируемый текст) == пародия (межтекстовые комические несовпадения)
== комедия (ПНВС и СОТ - внутритек-стовые комические несоответствия) == сатира
(внетекстовые коми-ческие несоответствия) == социо-моральная реальность
В комедии комический эффект обязан (что наиболее важно для моего исследования)
несоответствиям внутри самого текста. В пародии - несоответствиям между текстом
Стругацких и "оригинальным", пародируемым, текстом. В сатире - несоответстви-ям
между социо-моральной реальностью и ее искажениями в тексте Стругацких.

У всех трех кодов есть лежащий в глубине комический эле-мент, основанный на
механизме относительных несоответствий. В сущности, коды отличаются друг от
друга только в терминологии источников несоответствия. Следовательно, в моем
последующем анализе, когда я использую термин "комическое", я говорю о
несо-ответствии без необходимости указания на его источник. И когда я использую
термины "комедийное", "пародийное" или "сатирическое", я говорю о комическом и
указываю на источник комического несоответствия.
Редко встречается чисто комедийный, сатирический или па-родийный отрывок
текста. В своих сказках Стругацкие эффектно смешивают все три кода комического
для создания целостного с точки зрения эстетики текста, наполненного как
юмором, так и зна-чением.
Целостность кодов комического у Стругацких, во многих слу-чаях, зависит от
анализа на трех различных текстовых уровнях: на-чиная от мельчайших единиц
(стилистического уровня), через боле-ее крупные единицы (композиционный
уровень) к наибольшим (уровень тематический).
В своем исследовании я буду также учитывать фундамен-тальное противопоставлени
парадигматических (in absentia) и син-тагматических (in praesentia) отношений.
Когда эта система прила-гается к принципу трех кодов комического, ясно, что, в
первую оче-редь, в моем анализе код комедии связан с отношениями in
praesen-tia, а коды пародии и сатиры - с отношениями in absentia. Рассмат-ривая
под этим углом зрения произведения Стругацких, я буду не только исследовать
комбинации различных составных частей мате-риала в их отношениях с другими
частями внутри двух сказок, но я также буду анализировать те же элементы в
контексте связанных с этими двумя сказками произведений русской и мировой
литерату-ры, а также в контексте мировой культуры. Помещение текста в этот
более широкий контекст выявляет и проясняет иные значения текста. Такие
различные прочтения текста будут рассматриваться здесь как основная
демонстрация случаев литературного богатства и сложности, а также как ключи к
природе комического искусства Стругацких.
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Таков наш примар                                        Алла, молчаливый глюк