RU.LUDENY

Исследование творчества братьев Стругацких

КОНФЕРЕНЦИИ ФИДО

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Птн 21 Сен 01 11:28
 To   : All                                                 Суб 22 Сен 01 08:28
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть oт Бpoмбepгa

Пpивeт тeбe, All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Источник:
Сегодня
Дата:
26.11.99
Автор:
НАТАЛЬЯ ФИЛАТОВА
Заголовок:
10.08 Букер дан - Букер принят: Названы лауреаты престижнейшей российской
литературной премии
Текст:
[...]
"Господа, пора уже понять, что каждая премия - это субъективная точка зрения
жюри, не больше. Если эти люди решили дать премию именно этому писателю, это их
личное дело, - заявил "Сегодня" Борис Стругацкий. - К тому же любой литератор
почтет за честь получить премию из рук Константина Азадовского. Единственный
недостаток Букера в том, что его участь решает слишком маленькое жюри".
[...]

--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Счастливо, пойду еще кому-нибудь приглючусь             Алла, молчаливый глюк

--- Без All жизнь не та, люблю, привет от ЛИАНТА+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Малому - свершение (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Суб 22 Сен 01 03:32
 To   : Vladislav Zarya                                     Суб 22 Сен 01 20:10
 Subj : Koзлoвcки-3
       БВИ вновь с Вами, Vladislav!

     21.09.29: Vladislav Zarya --> Vladimir Borisov:

 VZ>  А микрофильмы на каком?

Микрофильмы на ангельском. Мы же при встрече вспоминали про эту пакость. У нас
с Лукашиным сотен пять книжек в микрофильмах было...

                                                            Wlad.
--- Заpемчичакбешмусаpайи... 2.51.A0901+
 * Origin: Это еда? Не похоже. Шаpада. (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Суб 22 Сен 01 03:34
 To   : Vladislav Zarya                                     Суб 22 Сен 01 20:10
 Subj : БНС и форум
       БВИ вновь с Вами, Vladislav!

     21.09.29: Vladislav Zarya --> Vladimir Borisov:

 VZ>  Пока не могу, но помню отчетливо.

Тама, скорее всего, речь не про форум, а про гостевую. Из гостевой я обычно
пересылал ему тематические обсуждения. А их форума Нешмонин готовил в виде
глобального вопроса квинтэссенцию...

                                                            Wlad.
--- Большой Всепланетный Информаторий 2.51.A0901+
 * Origin: Еще чуть соли. И пожалуй, пеpчику. А? (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Lin Lobariov                        2:5020/122.104  Чтв 20 Сен 01 20:08
 To   : Vladimir Borisov                                    Суб 22 Сен 01 20:10
 Subj : Жду мнений 1/2
 Привет.
 Вылез я, а тут такое...
 ## 19 Sep 01 общались Vladimir Borisov и Anton A. Lapudev

 VB> А кто?

Не понял!  8)

Удачи!

Лин

--- lin@rinet.ru
 * Origin: Геморрой должен быть один (2:5020/122.104)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alex Mustakis                       2:5020/194.125  Вск 23 Сен 01 01:45
 To   : Lin Lobariov                                        Вск 23 Сен 01 10:31
 Subj : Жду мнений - вопрос.
Пpиветствyю, Lin!

RU.LUDENY (RU.LUDENY), Wed Sep 19 2001, Lin Lobariov => All:

 LL> А что говорит мировое стругацковедение о месте действия ХВВ? Мне известны
 LL> две версии: Прибалтика, острова (Б.H.) и Барселона (Переслегин).
 LL> Первое на мой взгляд не подходит по климату - даже Польша, не говоpя
 LL> уж о советской Прибалтике, а второе - поскольку испанская культуpа
 LL> весьма колоритна и красочна и до опошления активно эксплуатиpуется в
 LL> туристическом бизнесе. А в ХВВ черт испанской культуры вроде нет. Да
 LL> и имена... не те. Лэн, Пети, Тууp... Скоpее
 LL> что-то скандинавизиpованное... Но опять же климат?

 LL> Какие есть веpсии?

Мне кажется, что это где-то на побережье Югославии. Средиземноморье, в общем.
Может, Гpеция...

--- Дед Мироед веpсии 3.0.1-asa7
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Суб 22 Сен 01 11:18
 To   : All                                                 Вск 23 Сен 01 10:31
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть oт Бpoмбepгa

Добрый день, веселая минутка!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Источник:
Известия
Дата:
03.12.99
Автор:
Юрий МЕДВЕДЕВ
Заголовок:
09.24 Сквозняк для нашего человека: Учреждена единственная в мире академия
Интернет
Текст:
Вряд ли хотя бы один избирательный блок смог бы привлечь под свои знамена такие
имена, как Юрий Башмет, Андрей Михалков-Кончаловский, Григорий Горин, Борис
Гребенщиков, Сергей Капица, Олег Газманов, Борис Стругацкий, Стас Hамин. А еще
в команде ректоры МИФИ Борис Оныкий и МГТУ им. Баумана Игорь Федоров. Всех этих
разных людей объединил Интернет. Точнее, тревога за его судьбу в России.
[...]
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Жду ответа, как соловей лета                            Алла, молчаливый глюк

--- Была бы я молчаливым глюком, да вот GoldEd+/W32 1.1.1.2 мешает...
 * Origin: Обладателю правды - только в сердце - свершение (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Суб 22 Сен 01 11:21
 To   : All                                                 Вск 23 Сен 01 10:31
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть

Конничива, All-сан!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
ПРЕЖДЕ всего надо сказать, что Харьков уже окончательно стал центром
фан-тастической литературы - цент-ром, отличающимся от других та-ких центров
своей корпоративно-стью. Это и школа, это и группа. Это и объединение
единомыш-ленников, коллег. Чем-то - по количеству людей, вовлеченных в него,
следящих за выпусками харьковской фантастической пе-риодики, читающих книги, в
конце концов, - оно сравнимо с кругом последователей Стругац-ких. Впрочем,
сравнение - не-благодарная вещь, но формаль-ные сюжетные признаки насле-дования
есть в этой книге.
Много лет назад своим расска-зом <Забытый эксперимент> бра-тья Стругацкие ввели
в нашу фантастическую литературу по-нятие Зоны. Это была, конечно, не
довлатовская <Зона>, зона не тюремная, лагерная, а зона без-людная, в центре
которой пуль-сирует голубое пламя загадочной энергии. Человек зачем-то
от-правляется в Зону, и на этом строится эстетика повествования. Собственно,
это и эстетика филь-ма <Сталкер>. Зона заселилась людьми, вышел целый город,
что в различных вариациях жил в не-скольких романах Стругацких.
<Нам здесь жить> - книга об отдельно взятом городе. А <от-дельная взятость> и
есть признак Зоны - аномальной, социальной, неважно какой. Социализм стро-ился
тоже в отдельно взятой стра-не. Город-Зона похож на славный Харьков, но это
лишь дополни-тельная радость для узнавателей. Это город вообще, отдельно
взя-тый.
Авторы сделали множество придумок, которые уже давно об-суждались, - по улицам
Города-Зоны ездят колесные кентавры на своих ороговевших костяных ко-лесах.
Особая в городе милиция, особые отношения с соседней страной.
Но самое интересное в этой ис-тории, что Город-Зона живет по мистическим
законам. Произне-сешь заклинание, сожжешь жерт-венную булочку - заработает
га-зовая плита, потечет вода по тру-бам. Дело в том, что современный горожанин
очень уязвим, он не задается вопросом, откуда берут-ся те вещи, что
обеспечивают его существование. Поломка быто-вой техники и протечка на потол-ке
для него важнее военного по-ражения. Хитрое это дело - го-родская психология.
Обыватель готов продать душу и дьяволу, и управдому за свой комфорт. Ка-жется
даже, что оба этих сущест-ва, раздающие удобства, одина-ково инфернальны.
Достаточно отключить воду или электричест-во, и современный город если не
умрет, то превратится в мутанта.
Я не поклонник эстетики кро-вавой мясорубки, что авторы уст-роили для своих
героев, той фазы, которая вскользь упоминается в фильме Тарковского, когда
герой глядит с дрезины на обросшие мочалой остовы боевой техники. Военное
вторжение осталось у Тарковского за кадром. И у Стру-гацких его нет. А вот
харьковские авторы написали именно об этом. Что они сделали с героями в фи-нале
- они сделали по своему ав-торскому праву.
Тем более что ответы всегда нравятся меньше, чем вопросы.
А вот вопросы, поводы к раз-мышлениям в <Hам здесь жить> качественные, прочные,
рассчи-танные на долгое обдумывание - в отличие от бытовой магии и ку-хонных
заклинаний.

        Гольденмауэр Л. Оглядываясь назад: История Зоны: [Рец. на кн.: Олди
Г.Л., Валентинов А. Hам здесь жить. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2001] // Книж. обозрение
"Ex libris НГ" (М.). - 2001. - 24 мая. - С.6.
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Честь имею кланяться                                    Алла, молчаливый глюк

--- Жуткое додревнее заклинание: GoldEd+/W32 1.1.1.2
 * Origin: (Hеподходящий человек) (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Суб 22 Сен 01 11:21
 To   : All                                                 Вск 23 Сен 01 10:31
 Subj : Pacкoпaй cвoиx пoдвaлoв

Товарищ All, разрешите обратиться!?

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Стругацкие предпослали  своей  новой  книжке  "Хищные  вещи века" бессмертные
слова французского летчика и писателя, страстного борца за мир Антуана де
Сент-Экзюпери:  "Есть лишь одна проблема - одна-единственная в мире - вернуть
людям духовное содержание,  духовные заботы". Этот эпиграф прошел красной нитью
через весь роман.
Авторы не ставят перед собой задачу нарисовать  реальное  капита-листическое
государство  с его контрастами,  а исходят лишь из свойств его идеологии -
разлагать души людей, воспитывать отупевших потребите-лей, ищущих только
сытости и наслаждения. Авторам потребовалось приме-нить гротеск,  схему,
условность - что ж...  Читатель легко мирится с этим, понимая, что главная цель
романа неизмеримо выше.
Мне кажется, что "Хищные вещи века" представляют собой произведе-ние
высокохудожественное и общественно-значимое.

        Матюшинец Я. Право на условность. Молодой дальневосточник. - 1966. - 09
июля. - С.З.
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

На том и покалим сростень                               Алла, молчаливый глюк

--- Без All жизнь не та, люблю, привет от ЛИАНТА+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Княжичу - обладать совершенством (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Суб 22 Сен 01 08:52
 To   : All                                                 Вск 23 Сен 01 10:31
 Subj : Koзлoвcки-19

О многоуважаемый (-ая) All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Слово "комический" происходит от греческого слова "komos" (kwmos), означающего
"веселье" (точнее - "деревенский праздник: веселую круговерть, веселье", а
также "толпу веселящихся, радост-ную группу", а также "песнь, исполняемую
праздничной процесси-ей"10). Таким образом, комедия предполагает празднество,
жизнен-ную силу, веселье и анархическое переворачивание.
Хотя абсолютное комическое всегда знает об общепринятых нормах, которые оно
нарушает, целью его является не морализатор-ство, а восторг от веселого
творения. Игрой на норме и абсурде, смысле и бессмыслице оно творит собственный
мир, лишенный утилитарной полезности и не являющийся подражательным или
реалистическим; этот мир характеризуется дискурсом комической фантазии и
гротеска.
Комическая фантазия, подобно остальным формам комиче-ского, основана на
оппозиции, на игре нормы и абсурда. Разница в том, что комическая фантазия
доводит эти несоответствия до край-ности. Ее воображение - раскованно, юмор ее
ближе к нелепому, чем к удивительному: животные и машины могут говорить, дикие
и невозможные события - происходить, но, в то же самое время, этот
фантастический мир правдоподобен из-за своей внутренней логики, характерной для
всего комического11.
Гротеск - комическая форма, усложеннная некими ужасны-ми, пугающими или
отвратительными аспектами. Комический ком-понент обеспечивает эффект
освобождения, в то время как пугаю-щий - неразрешенное напряжение12. Гротеск -
жанр, в котором не-сопоставимые элементы составляют целостную эстетическую
сис-тему. Это парадокс, поскольку с точки зрения разума подобная сис-тема не
может существовать, она алогична, абсурдна, и, тем не ме-нее, существует.
Гротеск выделяет свой комический компонент, яв-ляющийся основой, к которой
добавляются остальные элементы - трагическое, фантастическое, реалистическое.
Совместно эти ком-поненты составляют новую целостность. По Эйхенбауму
(Eichenbaum),
"стиль гротеска требует, в первую очередь, чтобы описывае-мые ситуация или
событие были помещены в фантастически ма-ленький искусственный мир, полностью
изолированный от реаль-ности или истинной полноты внутренней жизни; а во вторую
оче-редь, - чтобы это было сделано не с сатирическими или дидактиче-скими
намерениями, а ради игры с реальностью, для ломки и сво-бодного расположения ее
компонентов, для того, чтобы нормальные соответствия и ассоциации
(психологические и логические) оказа-лись недействительными в этом заново
сконструированном мире, а любой пустяк мог вырасти до колоссальных размеров"13.
По Бахтину, гротеск по сути своей телесен, всегда связан с те-лом и телесными
излишествами, и отмечает эти телесныe удоволь-ствия и функции в несдержанной,
бешеной, но в сущности веселой манере14.
У Стругацких комическое обладает различной степенью при-тягательности. Часто
встречается универсальное комическое гроте-ска, абсурда, алогичности, но есть и
комическое, требуюшщее для понимания особых знаний и воспоминаний, что приводит
нас к рассмотрению пародии и сатиры.

-+-
10.  Liddell, Scott. Greek-English Lexikon: 7th ed. - Oxford, 1987.
11.  Manlove C.N. Comic Fantasy // Extrapolation. - 1987. - Vol.24. - # 1. -
P.37-44.
12.  Thomson P. The Grotesque. - London: Methuen & Co. Ltd., 1972. - P.20-21.
13.  Eichenbaum B. How Gogol's `Overcoat' Is Made // Gogol from the Twentieth
Century / Ed. by R.A.Macguire. - Princeton, NJ: Princeton UP, 1974. - P.288.
14.  Baxtin M. Rabelais and His World. - Cambridge: M.I.T. Press, 1968. -
P.303-68.

--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

С демократическим приветом                              Алла, молчаливый глюк

--- Письмо неясного содержания, написанное с помощью GoldEd+/W32 1.1.1.2
 * Origin: У того, кто не прав, будет им самим вызванное бедст (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Oleg Bakiev                         2:5020/400      Вск 23 Сен 01 17:13
 To   : Alex Mustakis                                       Вск 23 Сен 01 20:31
 Subj : Re: Жду мнений - вопрос.
From: "Oleg Bakiev" <boa@aaanet.ru>

"Alex Mustakis" <Alex.Mustakis@p125.f194.n5020.z2.fidonet.org>
сообщил/сообщила в новостях следующее:
> [...]

>  LL> Какие есть веpсии?
>
> Мне кажется, что это где-то на побережье Югославии. Средиземноморье, в

Я ещё в детстве поместил Страну Дураков в Южную Америку. Рио-де-Жанейро,
белые штаны и всё такое. Хотя версии Переслегина и твоя выглядят вполне
приемлемыми, а моя не выдерживает никакой критики, там я её и оставлю.

 * Origin: Talk.Ru (2:5020/400)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alex Mustakis                       2:5020/194.125  Вск 23 Сен 01 20:52
 To   : Oleg Bakiev                                         Пон 24 Сен 01 01:17
 Subj : Жду мнений - вопрос.
Пpиветствyю, Oleg!

ALEX.INBOUND (RU.LUDENY), Sun Sep 23 2001, Oleg Bakiev => Alex Mustakis:

> [...]
 OB> Рио-де-Жанейро, белые штаны и всё такое. Хотя версии Переслегина и
 OB> твоя выглядят вполне приемлемыми, а моя не выдерживает никакой

Да нет, ничем не хуже. Вполне... какая-нить Панама...

--- Дед Мироед веpсии 3.0.1-asa7
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Пон 24 Сен 01 05:09
 To   : All                                                 Пон 24 Сен 01 20:18
 Subj : Koзлoвcки-20

Простите за беспокойство, All, но...

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
КОД ПАРОДИИ
Пародия - очень сложный и многозначный термин. У него в длинная история,
отраженная в теории литературы, но нет опреде-ления, подходящего для всех
исторических этапов. "Обильная лите-ратура по пародии всех времени и народов
делает очевидным тот факт, что значение термина "пародия" менялось."15 Термин
проис-ходит от греческого слова "parodia" (parodia). Корень "odos" озна-чает
песнь, но многозначность присутствует уже в приставке "para", у которой есть
два значения: "против" (предполагающее контраст) и "помимо" (предполагающее
согласованность, согласие). радицион-ные теории пародии сосредотачивают
внимание на первом значе-нии, таким образом, пародия предстает как текст,
написанный "в противовес" "оригинальному" тексту, ради насмешки или
высмеи-вания его. Второе же значение, которым пренебрегают, допускает другое,
более широкое определение, отличающееся от традицион-ных словарных, но более
соответствующее практике современных искусства и литературы. В соответствии со
значением "помимо", пародист производит текст, являющийся иронической
переделкой "оригинального" текста16. Таким образом, на уровне формальном или
структурном пародия есть отношение между двумя текстами; между первичным,
поверхностным или находящемся на переднем плане текстом пародии, с одной
стороны, и вторичным, подразуме-ваемым, фоновым, "одолженным", пародируемым
текстом или мо-делью, оригинальным текстом, текстом-мишенью - с другой. По
ме-ре объединения двух текстов, два уровня значения сосуществуют на структурном
уровне. В терминологии Стюарт (Stewart), текст паро-дии "находится в обратном
или несовместимом положении по от-ношению к исходному тексту"17. Впрочем, важно
подчеркнуть, что из-за сходства и контраста между этими двумя текстами,
отношения между ними несут печать относительной или частичной несовмес-тимости,
что придает им комический эффект.
-+-
15.  Hutcheon L. A Theory of Parody: The Teachings of Twentieth Century Art
Forms. - New York: Methuen, 1985. - P.37. Мое представление о теории пародии
основано на нескольких теоретических источниках, среди которых работа Л.Хатчеон
(Hutcheon) занимает основное место.
16.  Markiewicz H. On the Definition of Literary Parody // To Honour Roman
Jakobson. - The Hague: Mouton, 1976. - Vol.2. - P.127. Маркевич (Markiewicz)
предлагает два определения пародии: "sensu stricto", когда "модель"
высмеивается, и "sensu largo", подразумевающий переделку "модели".
17.  Stewart S. Nonsense: Aspect of Intertextuality in Folklore and Literature.
- Baltimore: John Hopkins UP, 1979. - P.185.

--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Жду ответа, как соловей лета                            Алла, молчаливый глюк

--- Жуткое додревнее заклинание: GoldEd+/W32 1.1.1.2
 * Origin: В походе - несчастье (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Пон 24 Сен 01 05:12
 To   : All                                                 Пон 24 Сен 01 20:18
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть

I'm very glad to see You, dear All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
[...]
Человеческие желания и потребности редко бывают плохи от начала и до конца. Зло
в человеке - это отчасти извращенное и искаженное благо. Hар-комания живет на
стыке двух желаний, каждое из которых само по себе совер-шенно естественно и
достойно. Это желание прикоснуться к иному, более выс-шему, чем наша обыденная
реальность, и жажда радости, жажда счастья, того самого, которое один из героев
Стругацких желал <всем, и пусть никто не уйдет обиженным>. Проблема, как
всегда, не в целях, а в средствах, точнее, в странной ущербности современного
человека, на секуляризованное сознание которого неловко легли идеалы демократии
и прав человека, под коими дрем-лет незатейливое мичуринское <Мы не можем ждать
милостей от природы, взять их у нее - наша задача>. Сложный коктейль, но
результаты его, как говорится, налицо. Hаркомания есть не что иное, как попытка
самому для себя силой урвать то, что могло быть и должно было быть получено в
дар. Так дети порой не в силах удержаться от того, чтобы не заглянуть в
кладовку, где родители прячут подарки на Новый год. Минутная радость - и
долгое, мучи-тельное разочарование. И не надо никого ставить в угол. Понимание,
что ничего, кроме того, о чем ты и так знаешь, Дед Мороз тебе не принесет, -
самое жестокое из всех возможных наказаний. Но наркомания - это не просто
любопытство, это всегда еще и насилие. Да, это насилие над собой. Но насилие
над человеком остается насилием над человеком, даже в том случае, когда
насильник и насилуемый одно и то же лицо.
[...]

        Кондратова М. Молодежные журналы: Эстетизация наркотиков // Москва
(М.). - 2000. -   10. - С.154-155.

--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

C yвaжeниeм,                                            Алла, молчаливый глюк

--- Дубль+/W32 1.1.1.2, сложный, многопрограммный, самообучающийся
 * Origin: Seikatsu-suru-to ju koto wa o-kane ga iru koto desu (2:5020/1941.61)S

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Пон 24 Сен 01 05:13
 To   : All                                                 Пон 24 Сен 01 20:18
 Subj : Pacкoпaй cвoиx пoдвaлoв

I'm very glad to see You, dear All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
                    Михайлова И. Эллинский секрет. В мире фантастики и
приключений // Звезда (Л.). - 1966. -   12. - С.210-211. - Рец. на кн.:
Эллинский секрет. - Л.: Лениздат, 1966.

В наши дни фантастику все реже экс-плуатируют как развлекательный жанр. Она все
больше превращается в литера-туру прогнозов - технических, социаль-ных,
исторических. Далеко не всегда уте-шительных.
Научно-техническое   творчество,  не освященное   высокими  общественными
идеалами, приводит к страшному социаль-ному вырождению. Эта мысль серьезно и
доказательно прозвучала у Стругацких в книге <Хищные вещи века>. В повести этих
же авторов <Улитка на склоне>, опубликованной   в  сборнике,-другая сторона
проблемы. На какой-то фантасти-ческой планете или <в глухом, неисследо-ванном
уголке Земли> утвердилась высо-коразвитая биогенетическая цивилизация Славных
Подруг.
Но основное население страны вырож-дается: добывать пищу не нужно-до-статочно
<полить бродилом> странные растения возле жилья; люди изолированы от мира -
кругом лес и выморочные де-ревни, уничтоженные этим страшным живым лесом.
Повесть полна ощущением опасности, надвигающейся, нависшей, гнетущей.
А люди говорят и едят, едят и го-ворят, говорят много, без смысла, до
изнеможения.    Разговоры   вытесняют мысль.
У Славных Подруг есть конечная цель-Одержание. В результате должны погибнуть
нерационально   устроенные люди: <Они - реликты, осужденные на гибель
объективными законами>. Одержа-ние ради Одержания. Прогресс, ради ко-торого
<уничтожается половина населе-ния>.
Технический прогресс без целей, с од-ной стороны, цели за вычетом человеч-ности
- с другой. Предостережение серь-езное.
В повести <Хищные вещи века> пока-заны силы, которые должны победить рай
мещанства. В <Улитке на склоне> сопро-тивление морали Славных Подруг лишь
обозначено: это ведь отрывок из повести.
[...]
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Засим разрешите откланяться                             Алла, молчаливый глюк

--- Hа сто пятнадцатом прыжке в компьютер впорхнул GoldEd/W32 1.1.1.2
 * Origin: (Будь бдителен) за три дня до начала и три дня посл (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Пон 24 Сен 01 05:15
 To   : All                                                 Пон 24 Сен 01 20:18
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть oт Бpoмбepгa

Здравия желаю, товарищ All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Источник:
Время MN
Дата:
03.12.99
Автор:
АЛЕКСАНДР ЛЕВИНСКИЙ
Заголовок:
12.09 В ОЖИДАНИИ ВИРТУАЛЬНЫХ "ОСКАРОВ": Первая в мире академия Интернета
создана в России
Текст:
Интернет называется Всемирной паутиной. И огромное полукруглое окно с
переплетом-паутиной на верхнем этаже пассажа "Смоленский" было как будто
нарочно построено, чтобы стать фоном для первого публичного выступления членов
свежесозданной Российской академии Интернета (РАИ), подобных которой в мире
пока не было.
Академия - не учебное заведение, а что-то вроде присуждающей "Оскары"
Американской киноакадемии. Учредили РАИ люди, известные в российском - и не
только - виртуальном сообществе, а также такие известные деятели науки и
культуры, как, например, кинорежиссер Андрей Кончаловский, писатель Борис
Стругацкий, декан факультета журналистики МГУ Ясен Засурский, ученый и
публицист Сергей Капица. Единственный пока иностранный член академии - Эстер
Дайсон, руководитель американской компании EDventure, которую по праву называют
"матерью РуНета" (русского Интернета).
[...]
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

В таком вот аксепте                                     Алла, молчаливый глюк

--- Письмо неясного содержания, написанное с помощью GoldEd+/W32 1.1.1.2
 * Origin: (Сосредоточенность) на своей спине (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Anton A. Lapudev                    2:5020/400      Пон 24 Сен 01 14:32
 To   : All                                                 Пон 24 Сен 01 20:18
 Subj : Тропа Тайкера. Ответ Ройфе
From: "Anton A. Lapudev" <ucb@nefteprom.com>

Hi All,

AA> Мир Вашему дому, уважаемый г-н Ройфе!
AA> Не могли бы Вы сообщить информацию о книге Искры "Тропа Тайкера"?
AA> Где, и каким образом можно было бы ознакомиться с данной книгой?
AA> Возможно ли приобрести данную книгу, либо копию с неё?
AA> Заранее благодарен.

Эта книгу я держал в руках несколько лет назад, когда и написал о ней
в "Книжном обозрении". Вышла небольшим тиражом за счет средств автора.
Куда с тех пор девался этот экземпляр, а равно где ее можно купить
сейчас - не ведаю. Увы!

Всех благ!
А.Р.

Такая вот печаль...

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Вск 23 Сен 01 23:44
 To   : Alla Kuznetsova                                     Втр 25 Сен 01 06:27
 Subj : О кодировке
       БВИ вновь с Вами, Alla!

Сейчас обрабатывал всякую тьмускорпионщину, взятую из конференции, и обнаружил,
что в Ваших сообщениях из кириллицы в латиницу перекодируются не только Н и p,
но и куча других букв: A B C Н K O a e o p y... Знали бы Вы, сколько времени я
потеpял, пытаясь понять, почему у меня в базе нет только что введенного
Володихина! Зpя Вы это, пpаво!..

                                                            Wlad.
--- Малогабаритный полевой синтезатор Мидас 2.51.A0901+
 * Origin: Я ведь меpтвяков не теpплю... (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Пон 24 Сен 01 01:33
 To   : All                                                 Втр 25 Сен 01 06:27
 Subj : ### Тьмускорпионские новости. Вып. 56
       БВИ вновь с Вами, All!

>      Тьмускорпионские новости: Вып. 56

Странно: все эти годы кенты -- несмотря на их омерзительные колеса --
казались мне наиболее понятными из всего, что довелось увидеть. Может,
потому, что еще в детстве начиталась всяких Стругацких с Муркоками по
поводу разнообразных мутантов.

Олди Генри Лайон, Валентинов Андрей. Нам здесь жить: Кн. 1: Армагеддон
был вчера//М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. -- С.205.

Трудно быть зайцем, но вдвойне труднее быть зайцем в волчьей шкуре.
/.../

Однако много лет после этого танцевальные вечера в городке не
проводились. Табу было наложено не только на твист, но и на все другие
виды дрыгоножества. /.../

Вот так Костя и жил. Любил битлов, Высоцкого, Че Гевару, братьев
Стругацких, сборную страны по футболу, сырокопченую колбасу, вольную
волю, арабских друзей-союзников и свою непутевую родину. Недолюбдивал
Пьеху, Александра Казанцева, подлых людей, сионистских агрессоров и
перловую кашу.

Выводы делайте сами. -- [У главного героя роман необъяснимое свойство:
всё, что становится объектом его симпатий, обречено на полный и
неизбежный крах. -- БВИ].

Часть II. Глава 4. Пикник на обочине. -- [Каждая глава романа носит
название какого-нибудь произведения. -- БВИ].

Маршрут Бубенцов выбрал самый неудачный. Пивные и рюмочные
отсутствовали. Даже газировкой никто не торговал. Кое-где на тротуарах
торчали желтые будки-стаканы с надписью "Квас", однако все они были
закрыты, и, как видно, давно.

-- Читал "Жук в муравейнике" Стругацких? -- поинтересовался изнывающий
от жажды Костя. -- Там в главе "Мертвый мир" описываются похожие
сооружения. Желтые и полупрозрачные. С их помощью инопланетяне
похищали детей.

-- Честно признаться, просто нет времени читать чужое, -- ответил
Бубенцов. -- Мне бы своих героев как-нибудь в кучу собрать...

Брайдер Юрий, Чадович Николай. Жизнь Кости Жмуркина, или Гений
злонравной любви//М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. -- С. 39, 51, 58, 112,
371-372.

Мои наставники, коих я глубоко почитаю -- Герберт Уэллс и Станислав
Лем. Hи в коей мере не могу отнести себя к ученикам Стругацких, коих
нынче расплодился легион. Я -- сложившийся человек, и мне поздно
ходить в чьих-то учениках, кроме двух названных выше персон. Что
касается Стругацких, а также Булычева и Михайлова, то они -- духовная
пища, на которой я вырос, и я безмерно благодарен им за счастье быть
их читателем.

Ахманов Михаил. Михаил Ахманов: "Я -- на стороне будущего"//Питерbook
плюс (СПб.). -- 2001. -- # 6. -- С. 19.

А вот второе письмо Александра Плонского в редакцию журнала "В мире
книг".

"/.../ Возвращаюсь к Вашему предложению. Да, я мог бы написать
"обстоятельную" статью. Но о другом. О том, в частности, что
фантастика -- не жанр, а совокупность жанров и задаваться вопросом,
какое произведение лучше -- "Мастер и Маргарита" или "Туманность
Андромеды", "Пикник на обочине" или "Земля Санникова", --
бессмысленно. /.../".

В Совет фантастов передала письмо Т.И.Ефремова, вдова писателя
И.А.Ефремова. /.../

Далее Т.И.Ефремова убедительно показывает, что историк-фантаст
[К.Булычев] странным образом творчество Стругацких "делает старше"
творчества И.А.Ефремова. "И вот кончаются пятидесятые годы, -- пишет
Булычев. -- Общество снова обретает возможность говорить вслух,
думать, искать свои идеалы. С этого момента и начинается та наша
фантастика, которую мы и читаем сегодня: входят в литературу, причем
как будто одновременно, те наши лучшие писатели, которых мы (во всяком
случае, я) чтим: Стругацкие, А.Днепров, С.Гансовский, И.Варшавский,
А.Полещук..."

"Роман "Туманность Андромеды" был закончен в 1956 году, с первого
январского номера 1957 года его начали печатать в журнале "Техника --
молодежи", и все перечисленные выше К.Булычевым писатели свои
значительные произведения написали уже после выхода романа И.Ефремова,
а не наоборот, как вышло у К.Булычева. Как-то не очень солидно историку
забывать хронологию и факты не столь давних времен".  /.../

Прислал в Совет фантастов копию письма в редакцию журнала "В мире
книг" один из старейших писателей-фантастов Михаил Грешнов. "Мне из
моего далека эту статью в печать не пробить, -- признается Грешнов. --
Может, удастся опубликовать через Ю.Медведева, через А.Казанцева -- у
них больше возможностей... Но отпор надо давать -- это никогда не
поздно". Вот, оказывается, какова ситуация в печатных органах --
мнение старейшего писателя в расчет не принимается!

А кому же дается дорога? А. и Б.Стругацким... Они "подхватили тезис о
нуль-литературе и нуль-фантастике, -- пишет Михаил Грешнов. -- Можно
подумать, что они не литераторы, не фантасты и то, о чем они говорят,
ни в какой мере к ним не может отнестись и не относится".

М.Грешнов цитирует И.А.Ефремова: "И в фантастике надо иметь совесть".
К слову, И.А.Ефремов совесть имел. А вот А. и Б.Стругацкие "на высоте
окончательно утвердились". "...Пребывание в зените опасно. Хотя бы
тем, что оттуда не сойдешь по наклонной. Оттуда можно упасть только по
отвесной линии. Высота, конечно, дает и преимущества: можно на все
поглядывать, посвистывать и даже поплевывать. Это, последнее, и делают
без всяких стеснений..." "И еще об амбициозности. Остепениться бы уже
немолодым нашим сатирикам. Признать, что у них, как и у всех людей,
бывают взлеты и бывают падения. Взглянуть на себя со стороны.
Прислушаться к мнению окружающих. А то ведь случился казус. Говорят,
что нет пророка в своем отечестве. Тогда он приходит из соседнего.
Таким пророком и явился Карл Саган (это известный американский
астрофизик), когда в передаче о совместном полете на Марс,
транслировавшейся на весь мир, он сказал авангардисту Стругацкому в
случай, когда у ученых воображение работает лучше, чем у
писателей-фантастов".

Выходит, что фантаст оказался позади ученого. А не окажется ли завтра,
когда стихнет реклама книгам братьев писателей, что и в литературе они
недалеко ушли?

* * *

"Пресса должна поддержать братьев Стругацких, в интернациональной
повести которых "Отягощенные злом" делается особый акцент на русском
антисемитизме, -- написал в Совет фантастов Александр Клишин (Москва).
-- Один "великоросс" в повести предложил "проект полного и
окончательного решения национального вопроса в пределах Великой
России". Он же, этот герой, предлагает "особое внимание уделить
еврейскому племени. Не повторять ошибок святого Адольфа!" Читая
Стругацких, можно подумать, что русский антисемитизм стал причиной
тяжких притеснений евреев в Древнем Египте еще при фараонах. И разве
не чисто русский антисемитизм руководил инквизицией, изгнавшей евреев
из Испании? Разве не он самый проявляется во многих странах? Вполне
понятно решение авторов повести вывести так называемых русских
патриотов в образе Парасюхина с его наглыми голубыми глазами и
"пушистыми ресницами педераста". Ведь десятки миллионов погибших от
голода и в войнах русских и их детей с такими же наглыми глазами,
серыми и голубыми, помешали избранникам бога Яхве самим доконать
антисемита Гитлера. Вполне, вполне своевременно воспевается в повести
бог Яхве, он же демиург. Остальные боги в основном мертвы, как и
древние греки с их несчастным Гефестом и пр. А Яхве жив, и его именем
много разных, "интернационалистских" дел делается на Ближнем Востоке,
в иных странах и городах ближних".

Хотелось бы услышать мнение читателей и критиков о повести
"Отягощенные злом", а также о "коммунистической" повести "Трудно быть
богом", в которой нет ни одной новой идеи, зато есть воспевание
массовых убийств и кровной мести.

Почта Совета фантастов//В мире фантастики. -- М.: Мол. гвардия, 1989.
-- С. 228-229, 231-234.

[Hазвание статьи]

Резанова Hаталья. "Серые" начинают и выигрывают?..//Параллакс
(Горький). -- 1989. -- # 2. -- [Рецензия на первый сборник из серии
"Румбы фантастики"].

Но лидировала "Аэлита". И первыми лауреатами стали братья Стругацкие и
А.П.Казанцев.

Творчество Стругацких представлять нет нужды. Их книги знакомы
каждому, кто хоть чуть-чуть, неравнодушен к фантастическому жанру. А в
1981 году братья получили премию за повесть "Жук в муравейнике",
печатавшуюся в журнале "Знание-сила". Номера с повестью зачитывались
до дыр, без преувеличения: по стране прокатилась волна обсуждений и
настоящих судов над героями повести, и фэны -- любители фантастики --
вместо приветствия задавали друг другу ставший сакраментальным вопрос:
"Прав или не прав Экселенц, убив Абалкина?" Ясно, что "Жук в
муравейнике" по результатам опросов был назван лучшим произведением
1980 года в советской фантастике, и "Аэлита" -- заслуженная награда
авторам.

А.П.Казанцев, в отличие от братьев Стругацких, получил премию не за
конкретное произведение, какого в то время просто не было, а "за
большой вклад в развитие советской фантастики". Формулировка вполне в
духе застойных времен. "И в связи с 75-летием со дня рождения!" --
иронично добавляли фэны.

Приз "Великое кольцо" омского КЛФ "Алькор" -- за лучшее произведение
советской фантастики 1988 года, которое фэны называли путем
анкетирования, получили братья Стругацкие за повесть "Время дождя" и
Борис Штерн -- за рассказ "Производственный рассказ # 1".

Серебров Б. Второе рождение "Аэлиты"//Светлана (Ленинград). -- 1989.
-- 9 авг. (# 31). -- С. 10.

...Hа Итурупе обрели реальность придумки братьев Стругацких, Саке
Комацу, Айзека Азимова и многих других писателей-фантастов. Туристу
предоставляется возможность заключить, в чем эти фантасты оказались
провидцами, а в чем действительность превзошла их воображение.

Цветов В. Пока телетайп молчал: Репортаж из будущего//Огонек. -- 1989.
 -- # 44. -- С. 24.

Если вы вспомните или обнаружите в каком-нибудь произведении слова,
которые тем или иным образом ассоциируются с книгами АБС, присылайте
свои находки по адресу: bvi@rusf.ru. При этом присылаемые цитаты
обязательно должны соответствовать следующим условиям:

-- непременно должна быть точная ссылка на источник цитаты (книга,
журнал, год выхода, страницы);

-- если ассоциация неявная, пожалуйста, поясните, почему вы сочли
цитату связанной с творчеством Стругацких.

Один раз в год (ориентировочно -- в мае) я буду подводить итоги этого
маленького конкурса, и победителям (тем, кто пришлет самые интересные
и оригинальные цитаты) обещаю в качестве поощрения высылать книги
современных отечественных фантастов с автографами авторов. Призовой
фонд уже формируется.

Рассылка выходит еженедельно по понедельникам (каковой начинается
обычно в субботу).

БВИ.

--- Выродок в квадрате 2.51.A0901+
 * Origin: Здесь должны водиться пpивидения... (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Втр 25 Сен 01 05:24
 To   : Lin Lobariov                                        Втр 25 Сен 01 06:27
 Subj : Жду мнений 1/2
       БВИ вновь с Вами, Lin!

     20.09.29: Lin Lobariov --> Vladimir Borisov:

 LL> Не понял!  8)

Зато я уже понял :(...

 LL>  * Origin: Геморрой должен быть один (2:5020/122.104)
Вот именно. Как и склеpоз.

                                                            Wlad.
--- Демон зла и падения Абу-Сумама 2.51.A0901+
 * Origin: Как жизьнь, хоpошё-о? Как девушки, хоpошё-о? (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Yuri Zubakin                        2:5020/175.2    Втр 25 Сен 01 11:58
 To   : All                                                 Втр 25 Сен 01 20:14
 Subj : Цитата из А. Стругацкого
From: "Yuri Zubakin" <magnus@avtgr.chel.su>

   Здравствуйте, All!

   Сейчас правлю статью:
   Флейшман Ю. Увлечение // Кузнецкий рабочий (Новокузнецк).- 1991.- 22 мая.-
(  87 (15868)).- С. 4.
   К ней 3 эпиграфа, напечатаны на жутким геометрическом фоне, под углом, - а
потому практически не читаемы. Слова-эпиграфы Е. Брандиса и М. Анчарова я
разбрал, а вот полность эпиграф из Стругацкого - нет. Возможно, кто-нибудь
сможет мне помочь цитатой? Она начинается:
   "Очевидное для писателя вообще не предмет. Общеизвестно, что литература,
если она, конечно, литература - всегда открытие."
   Дальше совершенно нечитаемо, и конец цитаты:
   "Мы, фантасты - реалисты на свой манер и лад.
      А. СТРУГАЦКИЙ"

     С уважением, Yuri

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Пон 24 Сен 01 07:06
 To   : Vladimir Borisov                                    Втр 25 Сен 01 23:53
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть

И много ли у тебя глюков в этот прекрасный день, Vladimir? Давай добавлю
парочку!

Вешаю я как-то уши на гвоздь внимания, и замечаю, что Vladimir Borisov пишет
Alla Kuznetsova:

 VB> Я именно об этом и толкую. Вот есть, к примеру, Веpховный
 VB> Кооpдинатоp...

Ecть. A кcтaти, пpocтo кoopдинaтop ecть?

 VB> А что делать?

Moжнo cтacкивaть, a мoжнo и нe cтacкивaть...

Пoкa,                                                   Алла, молчаливый глюк

--- Без Vladimir жизнь не та, люблю, привет от ЛИАНТА+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Не я добываю юношей, юноши добывают меня (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Пон 24 Сен 01 07:26
 To   : Vladimir Borisov                                    Втр 25 Сен 01 23:53
 Subj : Интepвью БHC

  i, Vladimir!

Kaк-тo нa дняx (21 Сен 01) Vladimir Borisov пишeт к Alla Kuznetsova...

 VB> Это печально есть. А Вы не пробовали потолковать с Харитоновым, насчет
 VB> публикации в "Библиографии"? Про полный объём и думать нечего, но...

Пpeдлoжил издaть зa coбcтвeнный cчeт. Ho, c oднoй cтopoны - дyшит жaбa, a c
дpyгoй - a кoмy тaкoe нaдo? Дecяткy "людeнoв"?

Целую, до свидания                                      Алла, молчаливый глюк

--- Без Vladimir жизнь не та, люблю, привет от ЛИАНТА+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Изначальное (счастье) свершение (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Пон 24 Сен 01 07:34
 To   : Vladimir Borisov                                    Втр 25 Сен 01 23:53
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть. Cтpaннaя. Чacть 5

  i, Vladimir!

Kaк-тo нa дняx (21 Сен 01) Vladimir Borisov пишeт к Alla Kuznetsova...

 VB> Это ещё почему? Нет уж, структура базы должна быть такой, чтобы
 VB> никаких "потом вручную" не было...

A кaк жe инaчe? Ecть cплoшнoй тeкcт в Bopдe. Ecть бaзa дaнныx. Kaк жe пepeнecти
тeкcт из Bopдa, дa eщe paзмecтив пo нyжным... кaк иx тaм... пoлям, чтo ли?

 VB> А с какой базой, конкpетно?

A пo фoльклopy. Ecть пoлe coбcтвeннo тeкcтa, пoля для: гoдa, ceлa (гдe
coбиpaлcя мaтepиaл), инфopмaнтoв, coбиpaтeлeй, пpoгpaммы, нoмepa вoпpoca,
Таков наш примар                                        Алла, молчаливый глюк

--- Без Vladimir жизнь не та, люблю, привет от ЛИАНТА+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Hеблагоприятно браться за оружие (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Пон 24 Сен 01 07:43
 To   : Vladimir Borisov                                    Втр 25 Сен 01 23:53
 Subj : Чтeния пaмяти AHC

Добрый день, веселая минутка!

Приглючилось мне как-то, что Vladimir Borisov пишет Alla Kuznetsova. И решила я
добавить глюков в переписку.

 VB> Да уж. Беда с этими Великими Утёсами...

Co вceми бeдa... B кpaйнeм cлyчae, Bac ycтpoит фaйл?

Жду ответа, как соловей лета                            Алла, молчаливый глюк

--- Без Vladimir жизнь не та, люблю, привет от ЛИАНТА+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Указано свидание с великим человеком (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Пон 24 Сен 01 07:49
 To   : Anton A. Lapudev                                    Втр 25 Сен 01 23:53
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть. Cтpaннaя. Чacть 5

И много ли у тебя глюков в этот прекрасный день, Anton? Давай добавлю парочку!

Лакмусовая бумажка интуиции показала мне, что на письмо Anton A. Lapudev к
Vladimir Borisov стоит отреагировать.

 AAL> На самом деле - по барабану. Главное - чтобы была хоть какая.
 AAL> Перекодировщик написать - дело плёвое.

[Оставшаяся часть себя бегу поручила и спрятала в ближайших лесах]
A вoт и cпeциaлиcт нaшeлcя!

С демократическим приветом                              Алла, молчаливый глюк

--- Жуткое додревнее заклинание: GoldEd+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Стойкость - к счастью (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Пон 24 Сен 01 07:52
 To   : All                                                 Втр 25 Сен 01 23:53
 Subj : Koзлoвcки-21

Конничива, All-сан!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Пародия - не насмешка над оригинальным текстом, а, скорее, амбивалентная смесь
критики и/или восхищения. Хотя комический эффект не всегда является необходимым
условием современной па-родии, он обычно все же присутствует (по крайней мере,
в редуци-рованной форме) и может варьироваться от иронических реверан-сов до
игривого или оскорбительного отношения. Чаще комический эффект выражается
знающей, умудренной улыбкой, а не громким хохотом.
Бахтин также подчеркивает амбивалентное отношение паро-диста к своей мишени.
Его "двухголосое" слово пародии и выверну-тый мир карнавальной пародии
соотносятся с теорией "полифонической", "диалогической" литературы18.
Амбивалентная природа пародии далее разрабатывается Хатчеон в свете ее
концеп-ции парадокса пародии:
"...Обсуждая частный случай средневекового карнавала, Бах-тин, по-видимому, не
обнаружил того, что, как мне кажется, являет-ся еще одним базовым принципом
всего пародического дискурса: парадокса разрешенного нарушения норм...
пародийные нарушения всегда остаются разрешенными - разрешенными самой нормой,
ко-торую они стремятся вывернуть наизнанку. Даже насмешкой паро-дия
укрепляется; если использовать формальные термины, - она об-ращает высмеиваемые
условия на себя, тем самым обеспечивая их продолжающееся существование."19
И восхваляя, и передразнивая, современная пародия парадок-сально включает в
себя "закон" и "нарушение", "подобие" и "различие", "постоянство" и
"изменение", "почтение" и "злоупотребление".
Еще один шаг от усеченных, стандартных, словарных опреде-лений пародии
заключается в том наблюдении Хатчеон, что совре-менная пародия не обязана даже
принадлежать к тому же жанру:
"Литература знаменита пародированием внелинературного дискурса. "Бледный огонь"
("Pale Fire") играет с редакторскими комментариями, "Том Джонс", "Тристрам
Шенди" и даже "Поминки по Финнегану" подразумевают обычаи научных заметок и
приме-чаний... Фильм Питера Гринуэя "The Draughtsman's Contract" явля-ется
любовной пародией на картины 18 века и на комедию Рестав-рации."20
-+-
18.  Baxtin M. Problems of Dostoevsky's Poetics. - Minneapolis: University of
Minnesota P., 1975. - P.193.
19.  Hutcheon. P.74-75.
20.  Hutcheon. P.18.

--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

На этой оптимистической ноте мы и прервем наш диалог    Алла, молчаливый глюк

--- Была бы я молчаливым глюком, да вот GoldEd+/W32 1.1.1.2 мешает...
 * Origin: Горе ограничено (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Пон 24 Сен 01 07:55
 To   : All                                                 Втр 25 Сен 01 23:53
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть

I'm very glad to see You, dear All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
"КАК ЛИСТ УВЯДШИЙ ПАДАЕТ НА ДУШУ..."
Я был толкиенист <первого призыва>. Толкиен у нас в стране ходил с шестидесятых
го-дов в самопальных переводах, но это было для элиты, такой, как БГ, например.
Это бы-ли толкиенисты матерые, просто майя! Вообще же из сказок тогда был
широко извес-тен только Волков (<Волшебник Изумрудного города>), ну еще Кир
Булычев (его <Али-са> будет жить еще очень-очень долго, это уже классика), а
такого, чтобы про средне-вековый мир писал, у нас не было. Было еще что-то, с
<пионерским> привкусом... И вот году в семьдесят четвертом или семьдесят шестом
вышла книжка <Хоббит>, там на об-ложке был изображен хоббит с лицом Евгения
Леонова. Она настолько отличалась от всего того, что мы читали, что я ею просто
заболел! Тогда еще толкиенизм не был так широко распространен, как сегодня. И с
мечами по лесам никто не бегал, и фейки в Нескучном не танцевали. А в 1982-м у
нас вышпа книжка <Хранители>, первый том. С нее-то и началось массовое
толкиенистическое движение: первые ролевые игры, пер-вые сообщества, народ
начал стругать деревянные мечи и шить плащи. Я этого не де-лал, но книжкой
опять же заболел. <Как лист увядший падает на душу...> Еще и жизнь была
абсолютно <глухая>, когда ты приходишь из института и понима-ешь, что тебе
совершенно нечего делать! Хотя... С другой стороны, в том же году я попал на
встречу с кинорежиссером Андреем Тарковским, когда он представлял своего
<Сталкера>. На этой встрече его спросили: <Что означает черная собака в
<Сталкере>?> Был блистательный ответ: <Это собака. Она там живет>. Вот так.
<Сыграйте на железной флейте без дырочек>... Когда вы поймете, как это сделать,
вы достигнете про-светления.
[...]

        Перумов H. Ник Перумов: "Пришлось признаться, что все это я выдумал!" /
Беседовала В.Папкова // Бумеранг (М.). - 2000. - Авг. - С.42-43.
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Таков наш примар                                        Алла, молчаливый глюк

--- Будильник "Дружба" на +/W32 1.1.1.2 камнях
 * Origin: Чем шире рот, тем чеширей кот (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Пон 24 Сен 01 07:57
 To   : All                                                 Втр 25 Сен 01 23:53
 Subj : Pacкoпaй cвoиx пoдвaлoв: Kтo тyт xoтeл клaccики?!

Товарищ All, разрешите обратиться!?

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
НАШ НАРОД мечтает о будущем. И это будущее он мыслит, как тор-жество
коммунизма. Маркс и Ленин ука-зали нам дорогу к осуществлению этой мечты. Но
как бы хотелось приоткрьпь дверь в светлый мир нашего завтра, ради которого
нам, строителям коммунизма, приходится преодолевать огромные труд-ности, а
подчас терпеть и лишения. Ка-ков этот мир и кто его будет населять? Кому мы
передадим плоды своих трудов, кто примет из наших рук и понесет даль-ше
ленинское знамя?
Вполне естественно, чго мысль прежде всего обращается к литературе мечты -
научной фантастике. Больше всего она интересует тех, кто будет жить при
ком-мунизме. Я говорю о нашей молодежи: именно она любит романтику поисков и
особенно нуждается в литературе, пока-зывающей будущее.
К сожалению, за исключением некото-рых книг И. Ефремова и немногих дру-гих
авторов, изображение этого завтра вряд ли удовлетворит любознательных
читателей, тех, кто строит это будущее. Можно примириться с тем, что авторы
рассказывают о событиях, отодвинутых на сотни и даже тысячи лет вперед. И пусть
происходят они не на грешной на-шей планете, а в другой Галактике. Своим
воображением читатель может пере-нести полюбившихся ему героев в более близкое,
а потому и особенно дорогое для него время и даже на свою Родину. Но ведь эти
герои должны быть понят-ны читателю, чтобы он мог их полю-бить.
В послесловии к двум повестям А. и Б. Стругацких <Далекая Радуга> и <Трудно

быть богом>* Р. Нудельман убеждает читателей: <Вы не можете не полюбить

иронически грустного Горбовского и страстного Румату Эсторского>. Но за что их
можно полюбить?
В повести <Далекая Радуга> действие происходит на маленькой планете в
отда-ленном будущем. Основной конфликт по-вести, который иные восхищенные
кри-тики признают будто бы характерным для гуманизма завтрашнего общества,
представляется мне надуманным и слу-чайным. Посудите сами: на далекой
не-большой планете ученые производят рис-кованные эксперименты по
<нуль-тран-спортировке>. Как ни странно, на этом космическом полигоне
оказывается мно-го женщин и детей. В ходе эксперимен-та возникла все сжигающая
волна, ко-торая через несколько часов уничтожит все живое на планете. Надо
улетать до-мой, на Землю. Но наши далекие потом-ки столь неорганизованны и
беспечны, что на всей планете оказался один звез-долет, способный вместить лишь
неболь-шую часть населения этого эксперимен-тального полигона.
И тут-то, по мнению некоторых кри-тиков, одерживает победу мораль
ком-мунистического общества, основанная на гуманизме. Граждане <Далекой Радуги>
взволнованно обсуждают проблему-ко-го же спасать? Одни предлагают спасти
ученых, которые очень нужны для раз-вития науки, другие - женщин и детей. Но
ведь такой проблемы в подобной си-туации не может возникнуть и сегодня, в
социалистическом обществе, да, пожа-луй, и в капиталистическом. Издавна ведь по
неписаным законам женщины и дети первыми покидают тонущий ко-рабль, им
предоставляются все спаса-тельные средства. В повести Стругац-ких, а люди в ней
действуют через три-ста лет, только после горячей дискус-сии места в звездолете
занимают дети и женщины с грудными детьми.
Так сама предпосылка основного кон-фликта оказывается неверной по своей сути.
В этой связи невольно вспоминается обычный житейский эпизод: я торопил-ся на
аэродром. Впереди ехали автобу-сы с детьми, которых отправляли в пионерлагеря.
За автобусами шло не-сколько машин с красными полотнища-ми: <Не обгонять!> Я
спросил у водите-ля такси, что это значит? Он посмот-рел на меня удивленно:
<Hу, а как же? Ведь это же дети! Мало ли что может случиться>.
Это было сказано с полной убеж-денностью обыкновенным рабочим пар-нем, одним из
миллионов строителей будущего общества!
Вторая повесть - <Трудно быть бо-гом>, как и первая, скорее может
дезо-риентировать нашу молодежь, чем по-мочь ей в понимании законов
общест-венного развития.
Итак, о чем же в ней идет речь? Где-то на далекой  планете в государстве
Арканар работают сотрудники земного института  экспериментальной истории. На
Арканаре господствуют обществен-ные отношения феодального типа, затем они
принимают все более определен-ные черты фашистского государства. Сотрудникам
института, командирован-ным на планету, поручено уточнить не-которые законы
развигия обществен-ных формаций. Для чистоты экспери-мента земляне должны
присутствовать там в обличье жителей Арканара и ни в коем случае не влиять на
взаимоотноше-ния классов. И вот наши весьма дале-кие потомки становятся
сановниками, купцами, аристократами.  Они присут-ствуют при рождении фашизма,
видят пытки, изуверства фанатиков, жертва-ми которых становятся тысячи
безвин-ных жертв, но во имя <чистоты экспе-римента> не могут вмешиваться в ход
событий, хотя и располагают для этого необходимыми средствами.
К герою повести  Румате приходит <главарь мятежников> Арата, который борется за
свободу и, зная, что Румата  <бог>, прилетев-ший из счастливого мира, про-сит у
него помо-щи оружием. Па-мятуя указание ни во что не вмешиваться, Румата
отказывает Арате. Румата думает о  возможности <массовой гипноиндукции>,
<позитивной реморализации>, с помощью которых можно положить конец произ-волу,
сделать так, чтобы труд и знание стали единственным смыслом жизни лю-дей, но
отвечает отказом на просьбу доктора Будаха.
- Я бы мог сделать и это,-говорит Румата.-Но стоит ли лишать человече-ство его
истории? Стоит ли подменять одно человечество другим? Не будет ли это то же
самое, что стереть это чело-вечество с лица земли и создать на его месте новое?
Насколько же мы, граждане сегодняш-него социалистического общества,
чело-вечнее,  гуманнее героев, созданных Стругацкими? Мы вмешиваемся в ход
истории, мы помогаем народам, которые борются за свою свободу и националь-ную
независимость. И будем помогать, пока живет в нас революционный дух.
Hедавно <Молодой гвардией> выпущена новая повесть Стругацких <Хищ-ные вещи

века>. В предисловии к ней авторы сообщают, что они имеют в ви-ду <реальные

тенденции современного буржуазного строя>, что им хотелось бы <передать
читателю нашу ненависть к сытому мещанскому неблагополучию> и уверенность в
победе коммунистических духовных идеалов.
У меня нет оснований сомневаться в искренности намерений авторов. Но чи-таешь
повесть страницу за страницей и убеждаешься: авторы не выполнили сво-его
обещания.
События в повести происходят примерно через сто лет. Герой книги рус-ский
космонавт Иван Жилин попадает в некую капиталистическую <Страну Ду-раков>,
смоделированную авторами по-вести.
Какой же предстает перед советским читателем эта страна, к чему приве-ли
<реальные тенденции буржуазного строя> через сто лет?
Уже в первые минуты пребывания здесь Жилин узнает от курортного аген-та Амада,
что ему <предстоит пройти двенадцать кругов рая>. И это вовсе не шутка.
Оказывается, не такие уж дура-ки живут в <Стране Дураков>. Местный абориген
доктор философии Опир сооб-щает: <Девяносто девять процентов мо-их сограждан
уже сейчас живут в мире, где человеку доступно практически все мыслимое>.
Перед читателем предстает мир мате-риального благоденствия, обеспечивае-мый
<неокапитализмом>: по улицам го-рода разъезжают автофургоны с горами продуктов,
белья, одежды, приобретае-мых жителями бесплатно - <в обеспече-ние личных
потребностей>. Идет с рабо-ты смена: <Все были веселы, все были добры, все так
и сияли дикарской во-сторженностью>. Согласно Пакту устра-нены войны,
ликвидирована армия. Hа-род купается в этих неокапиталистиче-ских благах.
Следует сказать, что авторы с помощыо громких тирад и заклинаний пы-гаются
обличать этот мир животной сытости и умственной деградации. Но обличения не
получается, как не получается и обещанного в предисловии гротеска. Вещи
оказываются не столько хищными, сколько привлекательными.
Некоторые критики пытаются чисто умозрительным методом разделить науч-ную
фантастику на <взрослую> и для подростков. Но их регламентации на-столько
туманны и неубедительны, что в них не разобраться и взрослому чита-телю. Что же
говорить о подростках, юношах, которые жадно набрасываются на каждую новую
книгу научной фан-тастики! Ведь именно эти юные читате-ли составляют большую
часть многочис-ленной армии любителей литературы мечты.
Если согласиться с этой мыслью, то никак нельзя оправдать ни сцены пьяных оргий
и сомнительных похождений, ко-торыми уснащают некоторые авторы свои
произведения, ни тарабарский жар-гон, на котором объясняются герои этих
произведений.
В той же повести Стругацких <Трудно быть богом> альковная встреча похотли-вой
доны Оканы с Руматой описана с натуралистическими подробностями, до-стойными
бульварного романа, а некото-рые действующие лица объясняются на таком
фантастическом жаргоне:
- Выстребаны обстряхнутся и дутой чернушенькой объятно хлюпнут по маргазам...
Марко было бы тукнуть по пестрякам.
Да, современном стилягам впору пе-реучиваться
Я так много места уделил повестям братьев Стругацких потому, что, во-пер-вых,
среди писателей-фантастов, сравни-тельно недавно пришедших а литерату-ру, это
наиболее одаренные авторы, обладающие  развитым воображением, необходимым
профессиональным мастер-ством. Во-вторых, из опасения, что в восторженном хоре
критиков, а также отдельных снобов, ищущих в литературе нечто такое, что может
пощекотать нервы и потешить воображение, эти ода-ренные писатели могут не
услышать дружеских предостережений. А предостережения эти имеют основания. Ведь
упоминавшиеся выше повести, вышедшие после интересных и нужных первых книг
Стругацких "Страна багровых туч" и <Путь на Амальтею>, к сожалению, не
свидетельствуют об идейном и художественном росте авторов.

ТЕЛЕПАТИЯ, или, как ее называют по-современному,   <парапсихология>,
гипнотическое внушение на расстоянии, стала сегодня одной из модных тем не
только в зарубежной, но и в нашей фантастике. Передовая наука пока не может
объяснить некоторые "таинственные" явления, связанные с такими   понятиями,
как,   например, "предчувствие", или такие факты, как гипнотическое воздействие
на расстоянии. А поскольку твердой почвы научно проверенных данных по этим
вопросам еще нет, то некоторые авторы на Западе используют это для построения
всякого рода реакционных, идеалистиче-ских концепций... Ведь это же
фанта-стика!
К сожалению, и в нашей научной фан-тастике некоторые авторы пропагандируют
телепатическую мистику.
Передо мной повесть А.Громовой  <В круге света>**. Франция. Война. Фашистский
лагерь смерти, где томятся французские патриоты. Главный герой повести,
обладающий большой гипноти-ческой силой, на расстоянии внушает своим товарищам
стойкость во время пыток, заставляет их помогать другим, более слабым. Этот
<супермен> гипно-тизирует даже фашистских палачей, что-бы они меньше изощрялись
в пытках. Гипнотическое внушение помогает устра-ивать  побеги,  доставать
бланки для справок.
Повесть, изобилующая натуралисти-ческими подробностями, описывающими
болезненную психику, написана в стиле-вой манере с явным влиянием Кафки. Но
дело не в стиле, а в самом подходе к теме. О борьбе и страданиях француз-ских -
да и не только французских - патриотов написано много книг как пи-сателями, так
и самими участниками борьбы. Об этом повествуют пьесы и ки-нофильмы. Из них мы
знаем и верим, что любовь к родине, непреклонная во-ля к победе вдохновляли
патриотов на подвиги. Какой же нужно обладать бес-тактностью, чтобы в эту
священную борьбу привносить телепатические бред-ни, превращать их в оружие
победы!
Тему о применении телепатии на те-атре военных действий в минувшую вой-ну
поднимает и С. Гансовский в пове-сти <Новая сигнальная>. Автор даже точно
обозначает места, где и когда это происходило.
<...В 41-м году в начале сентября воз-ле Нового Петергофа>; <В мае 42-го года
во время нашего наступления на Харьков с Изюмского выступа>.  Воз-можно, что
эти строки прочтут участни-ки боев в тех местах. Живые эти люди знают, как
много потерь там было по-несено. Они уверены, что в конце кон-цов воля и
мужество советских воинов решали все в этих боях. Я тоже уверен в этом. Однако
если поверить С. Гансовскому, то решающую роль в исходе боевых операций здесь
играл... Коля Званцов. Коля не герой, но зато у него редкий дар - он во сне
видит план на-ступления гитлеровцев, знает, куда по-вернут немецкие танки, что
будут бом-бить их самолеты. Об этих снах Коля докладывал командованию, и там
прини-мают соответствующие контрмеры.
Жанр научной фантастики открывает широкие возможности для художествен-ного
воображения писателя. Но это не имеет ничего общего с досужим вы-мыслом,
которым иные авторы пытаются подменить героические страницы нашей недавней
истории.
В научной фантастике не так уж мало писателей и сравнительно молодых, и тех,
кто уже справил свое пя-тидесятилетие. Они очень разные. Это талантливый и
глубокий автор <Туман-ности Андромеды> и других широко из-вестных книг И.
Ефремов. Это А. Казан-цев - автор  "Пылающего острова", "Арктического моста" и
других книг, герои которых совершают важные откры-тия на благо человечества.
Это Л. Лагин с его целенаправленными фантастиче-скими памфлетами, такими, как
<Па-тент <АВ>, <Остров Разочарования>. Г. Гор со своими философскими
раз-думьями, Г. Гуревич с умело закручен-ным приключенческим сюжетом. Важ-ные
социальные проблемы поднимает в своих произведениях А. Днепров. Инте-ресны
сюжетные рассказы о науке и технике ближайшего будущего В. Сапарина. Я хотел бы
упомянуть здесь и 3. Юрьева. Его памфлет <Финансист на четвереньках>,
напечатанный в сборни-ке <Фантастика 1965>, имеет острый сюжет, построенный на
сатирическом изображении нравов капиталистической Америки, с точными приметами
совре-менности.
Видимо, фантастика может быть и юмористическая, и сатирическая. Hо вот,
разбирая повесть А. Полещука <Падает вверх> (произведение, с моей точки
зре-ния, любопытное, романтическое, окра-шенное своеобразным лиризмом), критик
И. Питляр в сборнике <Фантастика 1965 года> доказывает, что существуют-де
законы жанра, согласно которым неправомерно смешивать <два взаимно исключающих,
разрушающих друг дру-га художественных стиля-стиль фанта-стики  и стиль
<бытового> реализма>. Этой концепции придерживаются и не-которые другие
критики, которые упор-но доказывают, что фантастика сейчас должна быть
рассчитана лишь на чита-теля <высокого интеллекта>, знающего хотя бы основы
квантовой механики. Эти критики, а нередко и сами авторы фантастических
произведений, язык ко-торых недоступен для понимания сред-необразованного
читателя, активно вы-ступают за <чистоту жанра>. Фантасти-ка и бытовой реализм?
Странное соче-тание!  Вольно или невольно, но полу-чается, будто само понятие
фантастики противоположно реальности. Hо ведь мы говорим о научной фантастике,
а настоя-щая наука никогда не отрывалась от на-сущных задач человечества, то
есть от реальности. В научной фантастике есть примеры удачного применения
различ-ных литературных жанров, вернее слия-ния этих жанров в одно полнокровное
целое. Я имею в виду, в частности, <Лезвие бритвы> И. Ефремова, где раз-личные
элементы художественного спла-ва отнюдь не спорят друг с другом.
Hаучно-фантастическая    литература должна быть массовой, доступной мил-лионам.
Особенно нужна она молодым читателям, чтобы будить мечту, зажи-гать юные сердца
желанием ее осущест-вить. Главнейшей нашей мечтой являет-ся построение
коммунистического обще-ства. Сегодня мы все работаем на не-го, в том числе и
научная фантастика.
Вл. HЕМЦОВ.

* Аркадий Стругацкий и Борис Стругацкий. Далекая Радуга. Фанта-стические
повести. Изд-во "Молодая гвардия". 1964 г.
**Фантастика  1965.  Выпуск  II. Изд-во <Молодая гвардия>. 1965 г.

        Немцов В. Для кого пишут фантасты? // Известия (М.). - 1966. - 18 янв.

--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Засим разрешите откланяться                             Алла, молчаливый глюк

--- Жуткое додревнее заклинание: GoldEd+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Hе показано, чтоб было куда выступить (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Пон 24 Сен 01 07:59
 To   : All                                                 Втр 25 Сен 01 23:53
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть oт Бpoмбepгa

И много ли у тебя глюков в этот прекрасный день, All? Давай добавлю парочку!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Источник:
Коммерсантъ
Дата:
15.12.99
Автор:
МИХАИЛ НОВИКОВ
Заголовок:
11.34 Умер Джозеф Хеллер
Текст:
В своем доме в Ист-Хэмптоне в возрасте 76 лет от сердечного приступа скончался
американский писатель Джозеф Хеллер.
[...]
Сюжеты Хеллера и его ироничная повествовательная манера как нельзя лучше
отвечала мироощущению советского технического интеллигента, выросшего на Ильфе
и Петрове и зачитывавшегося братьями Стругацкими. Весь военно-промышленный
бред, который с таким мастерством описывал Хеллер, здесь знали не понаслышке.
Абсурд конца века, может быть, более адекватно, чем писатели военного
поколения, отражают Бивис и Батхед или Моника Левински. Но никто не смеет
сказать, что нас не предостерегали. Одним из самых блистательных и грустных
авторов, обнаруживших нелепость технократического общества задолго до того, как
она стала очевидна, был Джозеф Хеллер.
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

К чему бы это?                                          Алла, молчаливый глюк

--- Я большой глюк. Очень большой глюк. Размером в +/W32 1.1.1.2 GoldEdа.
 * Origin: Проходя по своему двору, не увидишь своих людей (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Втр 25 Сен 01 23:55
 To   : All                                                 Срд 26 Сен 01 16:12
 Subj : Koзлoвcки-22

Простите за беспокойство, All, но...

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Движение от традиционного насмешливого типа пародии может быть увидено также в
кругозоре пародии: "Современная па-родия может обращаться с текстами самых
разных размеров... Ее физическое измерение может быть столь же большим, сколь
"Улисс" Джойса, или столь малым, как изменение одной буквы или слова в
тексте."21 Хатчеон оспаривает традиционное понимание па-родии и полагает, что
для своей эффективности пародия не нужда-ется в "сознательном искажении формы и
духа произведения, взято-го в наиболее типичный момент"22, как то утверждают
теоретики - приверженцы традиционного толкования. Напротив, "в современ-ной
пародии иной контекст может вызываться (а затем изменяться) без пошагового
отражения всей формы и духа"23 .
Хотя и фрагментарные и зачастую небольшие (по размерам), эти пародии могут в то
же самое время действовать и как составные части больших структур пародийного
отклика. Действительно, со-временные романы могут характеризоваться обильным и
прорабо-танным пародийным кодированием, котоым авторы "переделывают",
"перерабатывают", "пересматривают", "переигрывают" более ранние произведения
искусства. Такая рас-ширенная пародийная форма может находиться в разительном
"контрасте с теми краткими случайными пародиями, что столь регулярно попадали в
сборники конца 19 и начала 20 ве-ков"24.
Столь расширив понятие пародии, надо, впрочем, учитывать одно базовое
ограничение, а именно - то, что "мишенью" или "источником" пародии является
другое произведение искусства. Этот конкретный момент резко отграничивает
пародию от сатиры (зачастую эти два явления смешиваются). В отличие от пародии,
сатира высмеивает обычаи и мораль общества с целью их измене-ния и улучшения.
Как выразился Набоков, "пародия - игра, сатира - урок"25. Одной из причин
обычного смешения этих терминов явля-ется тот факт, что пародия часто
используется как сатирический прием. Переработка серьезного литературного
произведения может проводиться с сатирическими целями, направленными, впрочем,
не против литературной модели, а против современных обычаев и практик26:
"Сатирики предпочитают использовать пародии на наиболее знакомые тексты как
механизм для сатиры - чтобы добавить к на-чальному воздействию и тем еще более
усилить иронический кон-траст."27
Отличный пример такого приема выявлен Личем (Geoffrey Leech) в сатире
Дж.Оруэлла - клишированный и жаргонизирован-ный английский язык28. Пародийное
переписывание Оруэллом зна-менитого стиха из Эклезиаста в форме современного
жаргона про-изводит комический эффект, направленный не против Библии, но,
сатирически - против деградировавшей современной манеры пись-ма. По ходу этого,
библейский образец превозносится как достойная восхищения модель, как идеал.
Экклезиаст:
Я вернулся и увидел, что гонки не для быстрого, а битва не для сильного, не
получить хлеб мудрому, не получить богатств по-знающему, не прославиться
тихому, но время и случай властвуют над всем.
Оруэлловская пародия на Библию как способ сатирически от-разить современную
английскую прозу:
Объективное рассмотрение современных феноменов приво-дит к выводу, что успех
или неудача в соревнованиях не проявляют тенденции к соизмеримости с
врожденными способностями, но надлежит учитывать и элемент непредсказуемости.
Определенно, что наиболее часто пародируемые произведе-ния искусства являются в
то же время и смыми известными. В жи-вописи - "Мона Лиза", "Тайная вечеря"; в
английской литературе - монологи шекспировских персонажей (например, "Быть иль
не быть?"); в русской литературе - пушкинский пролог к "Руслану и Людмиле"
пародируется в популярных сатирических народных песнях, а также у Стругацких в
ПНВС и песнях В.Высоцкого. Ис-пользуя хорошо известное произведение искусства в
качестве моде-ли, пародисты "одалживают" долю престижности и авторитета
ори-гинала. Они стараются показать уважение и знание традиции, в ко-торой
действуют29. Но это также предполагает, что автор (кодировщик) и читатель
(декодировщик) должны в равной степени владеть кодами, используемыми в тексте.
Предполагается, что чита-тель достаточно умудрен, чтобы узнать исходную
литературную модель, разглядеть ее новые семантические возможности и
насла-диться эстетическим и комическим эффектами ее пародийной трансформации.
Это - прагматическое измерение пародии, учиты-вающей роль писателя и читателя в
тексте. Прагматика пародии предполагает, что "пародия - в глазах
воспринимающего"30. "Историки пародии соглашаются, что пародия процветает в
перио-ды культурного усложнения, дающего возможность пародистам по-лагаться на
эрудицию читателя (зрителя, слушателя) пародии."31
-+-
21.  Hutcheon. P.18-19.
22.  Hutcheon. P.19
23.  Hutcheon. P.19.
24.  Hutcheon. P.11.
25.  Nabokov V. Strong Opinions. - New York: McGraw-Hill, 1973. - P.75.
26.  Markiewicz. P.1265.
27.  Hutcheon. P.58.
28.  Leech. P.41.
29.  Hutcheon. P.88.
30.  Hutcheon. P.84.
31.  Hutcheon. P.19.

[...]

 * Origin: Почти достигнешь воды, но еще не хватит веревки для (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Втр 25 Сен 01 23:55
 To   : All                                                 Срд 26 Сен 01 16:12
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть

Добрый день, веселая минутка!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
[...]
Первое направление - <созидателей>, то есть тех, кто придумывает все новые и
новые инженерные <штучки>, непрестанно наталкивается на сопротив-ление некоего
всеобщего закона разрушения, кото-рый Стругацкие в свое время пытались
сакрализиро-вать(< Миллиард лет до конца света>), тем не менее, он проявляется
вновь и вновь - то в Чернобыльской катастрофе, то в падениях самолетов, - и
который можно было сформулировать как <чем больше раз-мах, тем катастрофичнее
последствия>. Однако плю-сы этого направления настолько перевешивают ми-нусы,
что, вероятно, это вряд ли прекратится, пока существует наша цивилизация.
Анатолий Костин в первой статье рассматривает нюансы взаимодей-ствия
<человек-машина> на примере психологи-ческих конфликтов в авиации и
космонавтике.
[...]

        Ревич Ю. Машина - существо разумное? // Компьютерра (М.). - 2001. -
12 (27 марта). - С.22-23.
[...]

 * Origin: Удовлетворенному князю надо жаловать коней в велико (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Втр 25 Сен 01 23:55
 To   : All                                                 Срд 26 Сен 01 16:12
 Subj : Pacкoпaй cвoиx пoдвaлoв

Пpивeт, All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Р. НУДЕЛЬМАН
...И ВЕЧНЫЙ БОЙ!
Что объединяет эти повести? Случайно ли они оказались под одним переплетом?
В них - сила дерзкого и талантливого воображения. Дерзко-го, ибо оно
заглядывает через века, создает фантастические ми-ры невиданной яркости.
Талантливого, ибо видит эти будущие, несуществующие миры предельно живыми, в
мельчайших под-робностях от запаха трав на далеких планетах до деталей
оше-ломляющих гипотез.
Их герои - люди ищущие, борющиеся, любящие, страдаю-щие и, главное, думающие.
Hапряженно, страстно размышляю-щие о времени, о себе, о человечестве. Вы не
можете не полю-бить иронически-грустного Горбовского и страстного Румату
Эсторского. Один из них погибает в далеком будущем, другой обнажает меч в
давнем прошлом, но хотя века разделяют их, они братья по разуму, по трудности
судеб и сложности харак-теров, по человечности.
В <Далекой Радуге> вы видите маленькую планетку, где фи-зики Земли ведут
эксперименты по мгновенному перебросу ве-щества сквозь пространство -
нуль-транспортировке, так они называют это, или еще небрежнее - нуль-Т. Вместе
с ними тре-вожно наблюдаете, как вслед за одним из опытов на полюсах планеты
вздымается невиданных ранее размеров Волна вырож-денного вещества, как она
ползет к экватору, к населенной зо-не планеты, сжигая все живое, угрожая
станциям, поселкам, детским лагерям, и окружает столицу. И вместе с оставшимися
в живых вы мучительно трудно решаете, как жить перед лицом смерти, во имя чего
жить.
<Трудно быть богом> начинается странной игрой двух юношей и девушки на берегу
земного озера, игрой в каких-то средневеко-вых рыцарей, слишком продуманной в
деталях, чтобы быть толь-ко игрой. И вдруг перед вами оживают те самые
<благородные доны>, имена которых только что отзвучали на озерной отмели, и
развертывается мрачная картина угрюмых древних лесов иной планеты, окруживших
Арканар, - страну надменной знати и религиозных фанатиков. И в одном из
благородных донов, в благороднейшем и знатном Румате Эсторском, вы с
изумле-нием узнаете того самого Антона, который мальчиком на дале-кой Земле так
и не решился повторить того, что сделал Виль-гельм Телль. Вместе с доном
Руматой вы оказались в Икаю-щем лесу, чтобы встретиться с другими посланниками
Земли, самоотверженными энтузиастами Института экспериментальной истории.
Здесь, в Арканаре, рискуя жизнью среди грязи, неве-жества, мракобесия, они
пытаются спасти разум страны, залог ее будущего-ученых, врачевателей, поэтов.
Вместе с Руматой вы проходите по залам королевского дворца в опочивальню
фаво-ритки, по узким, словно от страха искривленным улицам в ло-гово ночной
<Серой армии>, следите за приближением какой-то темной, слепой, фанатичной
стихии, чего-то страшного, как фа-шизм, и видите его в дикой, исступленной
вакханалии убийств. И каждый шаг, каждый миг невмешательства - это пытка... Как
Румату Эсторского, вас мучат сомнения: как жить перед лицом человеческого горя,
перед лицом смерти? Как оставаться <бо-гом>, высшим существом, знающим законы
исторической необ-ходимости и потому не обнажающим меча?
И в этих разных по сюжету повестях вам открывается внут-реннее глубокое
единство.
С первых же страниц повестей вы ощущаете почти музы-кальную мелодию:
безмятежный, радостный мир, и над этим спокойствием, как тень облака на
солнечной лужайке, мгновенно скользнувшее ощущение чего-то зловещего,
нарастающего в тишине, грозящего взорвать мгновенное благополучие. Так входит
весть о Волне в утро Далекой Радуги, и вместе с ней появляется загадочный и
странный человек-робот Камилл (что может быть загадочней и зловещей
бессмертия?), так звучат угрюмые, пахнущие жестокой и слепой древностью слова
<Икаю-щий лес> в игре Антона и Пашки. И в этом столкновении про-тиворечивых
мелодий, как в музыкальном контрапункте, начи-нают развиваться события, по
спирали - от надежды к отчая-нию и снова к надежде, - и каждый все более тугой
ее виток приближает к трагической кульминации, к узлу, в котором схо-дятся все
мысли, все дела и судьбы.
Движение стремительного сюжета приводит вас к общей и. по существу, единой
ситуации, в которой находятся герои Стру-гацких. Это трагическая ситуация
выбора. Ее трагизм в том, что человек максимально зависит от обстоятельств и в
то же время максимально свободен, ибо диапазон его выбора наибо-лее широк -
между жизнью и смертью. Это не внесоциальная, индивидуалистическая свобода
<человека вообще>. Нет, свобода героев произведений Стругацких, людей эпохи
коммунизма, в выс-шем осознании своей ответственности перед историей, в их
че-ловечности.
Так открывается перед нами главный - и общий - замы-сел этих повестей,
рассказывающих о глубинах человеческой души, в которой неистовствует
человечность, и глубинах челове-ческого разума, в которых осознается
ответственность. Они за-думаны как книги о выборе. И тем самым из дали времен,
они возвращают нам наши проблемы, нашу эпоху, наибольшая жестокость, или,
точнее, жесткость, которой в том, что она уничтожила иллюзию пресловутого
<третьего пути>, уютную ла-зейку безответственности, вредную сказочку о хате,
которая с краю, в которой можно отсидеться. Наше время, которое сде-лало жизнь
непрерывным выбором, беспрестанным, осознанным, а потому еще более неизбежным -
принятием ответственности за сегодня и завтра мира.
В этом - мужество <Далекой Радуги> и <Трудно быть бо-гом>. Их конфликт
беспощаден и бескомпромиссен, как сама жизнь, которой он рожден. Люди погибают
и не сдаются, от-стаивая свою человечность. Поэтому книга эта воспринимается
как страстное отрицание философии мрака, страха и отчаяния.
Оптимизм <Далекой Радуги> и <Трудно быть богом> - не юношеское <розовое с

голубым>. Его уроки мучительно горьки, они трагичны. Оптимизм вопреки смерти,

вопреки <тупикам> истории предполагает наличие в жизни ценностей, превышающих
ценность своего <я>.
Мир <Радуги> и <Богов> трагичен. Ослепительные черные стены Волны и мрачные
стены Арканара равно оставляют лишь один-единственный путь: дорога проходит
между двумя стена-ми: к далекому солнцу - и к смерти.
По ней уходят в море испытатели, унося с собой ослепшего друга и гордую песню.
По ней проходит Румата, чтобы упасть в конце отмеченного трупами пути.
В книгах Стругацких фантастика говорит не о формулах, а о человеке и истории и
поэтому становится большой литера-турой.
Фантастика - двуликий Янус современной литературы, она открывает перед нами оба
свои обличья: устремленное к бу-дущему и обращенное в настоящее.
Вглядывающиеся в будущее глаза фантастики открывают в нем магистрали
бесконечных и бесконечно сложных путей. Именно глаза - нельзя придумать эти
вздымающиеся в без-молвии черные стены Волны, гребни которых сверкают, как
солн-це, или узкие, сдавленные, как крик, улицы Арканара. Их нуж-но увидеть.
Стругацкие не социологи, не историки, а художники. Буду-щее видится им не в
абстрактной перспективе общих закономер-ностей, а в зримых, конкретных и именно
потому условных очертаниях. Никто не может претендовать на видение будущего в
деталях. Далекая Радуга и Арканар - ответвления, случай-ные зигзаги истории. Но
за ними стоят и в них проявляются некие угаданные художественным воображением
законы.
Этими случайностями как вехами отмечен трудный путь вос-хождения человечества
на вершины своей истории.
С предельной ясностью это обнажено в <Радуге>. Устами Ламондуа, ведущего физика
планеты, провозглашается важней-ший закон человеческой истории - закон
необходимой непре-рывности познания.
Но именно этот закон диктует непрерывное и умножающееся развитие науки. И в то
же время существуют - это открывает-ся в спорах на космодроме - неизбежные
просчеты, вызванные нехваткой людей, оборудования, энергии, необходимостью
остав-лять неразведанные направления, невозможностью предвидеть, чем могло бы
стать то, что отброшено.
Hуль-Т поглощает все мысли физиков планеты, ей подчинено все, ибо она означает
гигантское увеличение возможностей че-ловека. А ведь нуль-Т всего лишь
крохотная частная проблемка для физики Земли! Удивительно ли, что Волна
отодвинута, оставлена в тылу, забыта? И именно оттуда, с тыла, сзади Вол-на
надвигается на Радугу, уничтожая ее.
Это больше, чем научная ошибка, - это объективная слу-чайность. Существует
реальное противоречие между растущими потребностями человечества в знании и
ограниченной пропуск-ной способностью его информационных каналов, то есть
нау-ки. Оно в конце концов и приводит к гибели далекую Радугу.
 Это одно из тех противоречий, которые возникают, как труд-нейшее испытание
истории, порождают трагичные тупики и предвещают неслыханный подъем после
преодоления.
Глашатаи величия Разума, Стругацкие далеки от беспечной идеализации даже
разумно устроенного общества. Разум идет диалектическими путями -
противоречивыми, отрицающими пройденный зигзаг и потому зачастую трагическими.
В повести <Трудно быть богом> опровергается еще один миф, порожденный нашим
веком, - миф об идиллически-бездумном контакте человечества с братьями по
разуму во вселенной.
Да, восхождение человечества по ступеням истории - это и контакт с другими
мирами. Но как сложен, как глубоко проти-воречив этот <миг> истории, когда
пружина закона познания сжимается до предела.
Вот он, пресловутый контакт миров: насмешливый и гордый дон Румата, посланец
Земли, вынужденный скрываться под чу-жим именем на грязных площадях Арканара, в
чаще Икающе-го леса, дон Румата Эсторский, посвятивший жизнь тому, что-бы
спасать искорки разума от леденящего мрака ночи, в кото-рую погружается
арканарская история.
Этому надо посвятить всю жизнь. Подвиг, растянутый на десятилетия, на века, -
вот что такое контакт Земли с Арканаром. Это испытание, суровое, зачастую
жестокое и трагиче-ское, ибо это битва за разум, против тьмы, невежества,
фана-тизма, ограниченности - чужой или своей.
Физики Радуги и <боги> Арканара, все герои Стругацких ве-дут один и тот же бой
- во имя разума.
Вера в могучие силы разума, в то, что он и только он может вывести человечество
к свету и бесконечности, - вот позиции, с которых фантастика Стругацких
сражается с современным капитулянтским иррационализмом и утонченно фарисейским
мракобесием. Лучшие страницы их книг отданы физикам и кос-монавтам, спорам о
жизни в космосе и загадкам природы. Сдержанная напряженность человеческой
мысли, страстный ин-теллектуальный поиск - вот истинная полнота жизни, высшая
радость бытия. Отсюда почти парадоксальное сочетание в их книгах озорства,
шутливой буффонады, иронической бравады с серьезным разговором о глубоких
жизненных проблемах.
Hеистовая страстность веры в разум, тяжесть этой выношен-ной мысли сокрушают
сюжетные своды повести об Арканаре, В ее стремительном потоке рождаются
публицистические отмели: это сами авторы, отодвинув дона Румату, раздвинув века
и эпохи, провозглашают - на все времена - анафему гонителям разу-ма, пророчат
неумолимое их поражение, утверждают мысль о победе гуманизма.
Вера в Разум... И вместе с тем узел всех проблем <Радуги> и <Богов> в
противоречии <разумного> и <человечного> решений. Проблема человеческого выбора
переходит в иную плоскость- это спор о путях истории.
Этот кажущийся парадоксальным поворот весь от современ-ности, от сегодняшнего
дня. Это наше противоречивое сплетение надежд и сомнений.
Сердце двуликого Януса бьется в настоящем. Ситуации фан-тастики принадлежат
вымышленному будущему. Они отодвину-ты - это заостряет спор. Уже не конфликт
личного с общим, зла с добром - выше: добра с добром. Мучительнейшее
столк-новение истин. Эпоха высшего расцвета человечности и глубо-чайшего
<осознания необходимости> обнажает и концентрирует сущность спора. Но он рожден
настоящим.
Противоречия этих книг - отражение противоречий нашей эпохи. Величайшая победа
разума над силами ядра - и бес-смысленное безумие Хиросимы. Чудовищное,
зверино-иррациональное зло Освенцима - и трезвый, педантичный технический
расчет душегубок и крематориев. И, быть может, острее всего величественные
пятилетки - и лагеря Воркуты, Колымы, Но-рильска.
Это пепел истории, стучащий в сердце фантастики.
История рождает исторический оптимизм, то есть веру в ра-зум. И она же
исступленно взывает к человечности.
В узком коридоре Волны, между жизнью и смертью, люди выбирают по-разному. Они
одинаковы в одном: никто из них не думает о себе. Меньше всего о себе. Когда
Роберт пытается спасти Таню, когда Женя Вязаницына пробирается в звездолет к
своему ребенку - это продиктовано человечностью. Но чело-вечность эта слепа.
Она неразумна. И потому оборачивается своей противоположностью. Когда Ламондуа,
наступая на собст-венное сердце, предлагает вывозить с Радуги физиков, он
дей-ствует во имя разума. Это гипнотизирует - потому так подав-ленно молчат
люди на площади Совета. Но этот выбор бесче-ловечен. Пусть каждому из них
остается всего лишь час жиз-ни - даже этот час нельзя прожить с сознанием того,
что в минуту испытаний утрачена некая высшая человеческая цен-ность.
Это не мелодрама и не схоластический спор. Если этих высших ценностей нет, то
нет и смысла жизни человека. Нет чело-вечества - нет истории. Остается лишь
сиюминутный смысл су-ществования, и он - в животном страхе перед смертью.
Единый и облегченный вздох людей, слушающих Горбовского, означает одно - они,
эти ценности, существуют. Они дикту-ют решение. Во имя чего? Отвлеченной идеи
будущего, вопло-щенной в детях? Нет, прежде всего это продиктовано чувством.
Ощущением, что иначе жить нельзя, как нельзя иначе умереть. И лишь тогда
поступки людей обретают уже отвлеченный смысл - сохранить человечность,
человека в человеке.
Итак, доверие человеческому чувству. Реабилитация человеч-ности. И в то же
время доверие разуму. Разумное должно быть человечным. Человечное - разумным.
Это итог раздумий современника.
Означает ли он отрицание высшей целесообразности, истори-ческой необходимости
вообще - во имя ближнего человеко-любия?
Когда Румата Эсторский обнажает меч, он перестает быть <богом>. Он поступает
вопреки тому, что диктует опыт исто-рии, - только стратегия <богов> способна
помочь Арканару.
Но так ли это в самом деле? Однозначен ли опыт? Нет ли дальнего смысла в
названии <Институт экспериментальной истории>?
Что есть история, как не единственный, ежечасно творимый эксперимент
человечества? С каждым годом, с каждым веком все более сознательно творимый
эксперимент.
Куда ведет траектория исторического закона - к заранее предопределенной,
равнодушной к средствам цели? Но ведь это очевидная нелепость. Будущее не
существует сегодня, оно лишь создается сегодня, цель слагается из деяний
настоящего.
Уступить фашизму - значит изменить траекторию пути че-ловечества. Вот истинный
смысл исторических уроков!
Выбор Руматы продиктован не абстрактными соображения-ми о человечности и
истории. Это взрыв невероятно концентри-рованной боли и гнева, растущих в душе,
когда перед глазами все наглеет тупость, матереет фанатизм, издевается
безнаказан-ная и садистски-бессмысленная жестокость, в пыль и грязь
втаптывается человек. Все то, что хорошо знакомо нам, видев-шим лицо фашизма.
Истина конкретна. Наступает минута, когда закон, бывший справедливым, перестает
им быть. Если продолжать оставаться <богом> - перестанешь быть человеком, и ты
и другие. Так человечность, диктуя выбор, изменяет лицо истории. Тупики
истории, ее противоречия опасны не самой Волной или фашизмом - страшнее всего
испытание человечности, угро-за ее потери, поражение.
Мир сложен, истина меняет обличье. Наступают минуты, ког-да она пахнет кровью и
смертью. История позволяет нам загля-нуть в глубины своего <я>. Мы узнали, как
трудно порой быть <богом>. Порой им нужно быть. Hо всегда и во всем самое
трудное и важное оставаться человеком. Это, может быть, смерть. И все-таки,
когда Румата Эсторский выходит в свой по-следний, кровавый путь, мы испытываем
такое же облегчение, как люди на площади Совета, слушающие Горбовского.
Мужество и глубина этих книг рождены сложностью наше-го века. В них нет иллюзий
<стирания> противоречий. Нет лег-ких путей, готовых истин, предвзятых решений.
Они не унижают человека жалостью и не осуждают человеческое в нем во имя
<бога>. В них нет компромиссов.
Общая страстная вера роднит эти книги - вера в будущее человечества. Это не
слепая вера. Она выстрадана историей че-ловечества, прошедшего почти 14 тысяч
войн и пришедшего к революции.
Таков смысл этих книг, в них во имя разума и гуманизма утверждается героический
оптимизм.
***
Уже первые книги Стругацких - <Страна багровых туч>, <Путь на Амальтею>, <Шесть

спичек> и другие раскрыли перед читателем невиданно яркий, радостный и

прекрасный мир ком-мунизма. Полемизируя с фантастикой чисто научной или
тех-нической, Стругацкие, сами по себе блестящие рассказчики и фантасты в
традиционном понимании этого слова, сосредоточили свое внимание на человеке
будущего, на тех нравственных кон-фликтах, которые будут порождаться развитием
науки, техники, новым бытом завтрашнего дня. Уже в этом сказалась их глубо-кая,
органическая связь с современностью. Это острое чувство современности, ее
проблем и противоречий, размышления о них стали источником вдохновения
Стругацких, предопределили раз-витие их творческого пути. Романом <Возвращение>
они как бы завершили создание единой картины мира будущего, в которую
отдельными, органичными частями вошли темы, эпизоды, герои, картины всех
предыдущих книг. Следующая их книга - <Ста-жеры> - знаменует переход от
статичной картины к динамике будущего, к проблемам его развития и становления.
Здесь впер-вые ставится проблема путей, ведущих к коммунизму, намечает-ся
первая из серии битв за человека, разыгрывающихся в их книгах, - битва с
мещанством. Тема <человек и история> уже полностью доминирует в <Попытке к

бегству>, в которой, по су-ществу, дается предисловие к <Трудно быть богом>.

Все более углубляясь в социальном и психологическом плане, фантастика
Стругацких в произведениях, предлагаемых сейчас читателю, достигает высшего
уровня - становится философской фантас-тикой.

        Нудельман Р. ...И вечный бой! // Стругацкий А., Стругацкий Б. Далекая
Радуга. - М., 1964. - С.328-334.
[...]

 * Origin: Великое счастье (2:5020/1941.61)