RU.LUDENY

Исследование творчества братьев Стругацких

КОНФЕРЕНЦИИ ФИДО

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Срд 19 Сен 01 00:49
 To   : All                                                 Срд 19 Сен 01 18:08
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть

Конничива, All-сан!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
[...]
Есть две категории учителей: одни, как <мокрецы> из <Гадких лебедей>
Стругацких, тащат детей из их  <плохого мира>, уверенные, что таким образом их
спасают. Другие - приходят в их мир, чтобы облегчить им жизнь там, научить
нехитрым премудростям, несложным приемам, некоторым полезным навыкам. Первые
берут на се-бя роль судьбы, вторые, как тот же Иозеф Кнехт, служат.
Мне больше но душе <гувернеры>, чем <конквистадо-ры>, уверенные, что как
посланцы совершенного мира они несут цивилизацию туземцам.
[...]
        Берштейн А. Круг чтения // Педология/новый век (М.).  - 2000. -   1. -
(Февр.). - С.66-69.
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

На этой оптимистической ноте мы и прервем наш диалог    Алла, молчаливый глюк

--- Письмо неясного содержания, написанное с помощью GoldEd+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Женщина уходит (к мужу) - счастье (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Lin Lobariov                        2:5020/122.104  Срд 19 Сен 01 09:17
 To   : Anton A. Lapudev                                    Срд 19 Сен 01 18:08
 Subj : Свежая Суета. Часть 3
 Привет.
 Вылез я, а тут такое...
 ## 18 Sep 01 общались Anton A. Lapudev и All

 AL> хх.02. Немировский Борис. Смур-1 (стружки фантастики) // эл. версия.

1994, Киев

 AL> хх.04. Привалов А. Зеркало // эл. версия.

Это - Сергей Яковлев (Куковлев), писано им в армии, соответственно... ну, 87-й,
полагаю...

Удачи!

Лин

--- lin@rinet.ru
 * Origin: Геморрой должен быть один (2:5020/122.104)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Lin Lobariov                        2:5020/122.104  Срд 19 Сен 01 09:20
 To   : Yuri Zubakin                                        Срд 19 Сен 01 18:08
 Subj : Жду мнений 1/2
 Привет.
 Вылез я, а тут такое...
 ## 15 Sep 01 общались Yuri Zubakin и Lin Lobariov

 YZ>     Очень мило. Вот только "был" и производные от него, повторенные 47
 YZ> раз в 15k текста, отвлекают.

Осознал, испpавлю... 8)) А еще замечания по стилю?

 YZ>     "На палубе "Коньэй-Мару" было скользко и пахло испорченной рыбой
 YZ> квашенной редькой. Стекла рубки были разбиты и заклеены бумагой...".
 YZ>     (Тут ценно как можно чаще повторять "были", "был", "было". Стекла
 YZ> были разбиты, морда была перекошена...)."
 YZ>     Стругацкие А. и Б. Хромая судьба.

Вот-вот, именно оттуда оно видимо и лезет. "Был он циник и был он дуpак..." По
крайней мере в других текстах я вроде таким не гpешу... 8))

 From : Lin Lobariov                        2:5020/122.104  Срд 19 Сен 01 09:22
 To   : All                                                 Срд 19 Сен 01 18:08
 Subj : Жду мнений - вопрос.

Пpивет!

А что говорит мировое стругацковедение о месте действия ХВВ? Мне известны две
веpсии: Прибалтика, острова (Б.H.) и Барселона (Переслегин). Первое на мой
взгляд не подходит по климату - даже Польша, не говоpя уж о советской
Прибалтике, а второе - поскольку испанская культура весьма колоритна и красочна
и до опошления активно эксплуатиpуется в туристическом бизнесе. А в ХВВ черт
испанской культуры вроде нет. Да и имена... не те. Лэн, Пети, Тууp... Скорее
что-то скандинавизиpованное... Но опять же климат?

Какие есть веpсии?

 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Срд 19 Сен 01 01:29
 To   : Anton A. Lapudev                                    Срд 19 Сен 01 18:08
 Subj : Жду мнений 1/2
       БВИ вновь с Вами, Anton!

     17.09.29: Anton A. Lapudev --> Vladimir Borisov:

 AL> Мнэээ... Это вообще-то не я... Но "Суету..." этим конечно пополнить
 AL> придётся.

А кто?

                                                            Wlad.
--- Общекотовичаpохpистофоpная хpящетвоpобка 2.51.A0901+
 * Origin: Вы рисуйте, вы рисуйте, вам зачтется... (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Срд 19 Сен 01 01:31
 To   : Serge V Berezhnoy                                   Срд 19 Сен 01 18:08
 Subj : Чтeния пaмяти AHC
       БВИ вновь с Вами, Serge!

     17.09.29: Serge V Berezhnoy --> Vladimir Borisov:

 SB> К логике это не имеет ни малейшего отношения. Это почти аксиома. Я не
 SB> участвую ни в каких премиальных жюри, даже под псевдонимами.
 SB> "АБС-премия" - единственное исключение, его повторения не будет.

Ах, вон оно что! Ну что ж, поищем других кандидатов в псевдонимы.

                                                            Wlad.
--- Смуглый и золотоглазый 2.51.A0901+
 * Origin: Чем вам, уж лучше в руки Пpавосудия!.. (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Срд 19 Сен 01 01:32
 To   : Vladislav Zarya                                     Срд 19 Сен 01 18:08
 Subj : Koзлoвcки-3
       БВИ вновь с Вами, Vladislav!

     18.09.29: Vladislav Zarya --> Vladimir Borisov:

 VZ>   Определение хорошее, потому что достаточно общее (к чему явно
 VZ> человек и стремился). В самом деле, для контрамота "нормальное"
 VZ> время является противоположно направленным потоком, и он с ним
 VZ> взаимодействует.

Hу-ну! Дефинитоpы. Вервие непpостое.

 VZ>    Высказываю гипотезу, что такое определение возникло из-за того,
 VZ> что Козловски читал произведение Баррингтона Бейли "Курс на
 VZ> столкновение", в котором противоположно направленные временнЫе
 VZ> потоки едва не провзаимодействовали с катастрофическими
 VZ> последствиями. Но один из них удалось вроде бы чуть-чуть
 VZ> отклонить. :->
 VZ>    Кстати, Бейли назван в одной критической статье "пульп-
 VZ> Борхесом и мыльным Лемом". Во!

Хм. За что его так? Кстати, несколько рассказов Бейли, которые я читал
когда-то, мне понpавились. Лодка там у него, помню, была, всплывающая в другом
пространстве, еще что-то...

                                                            Wlad.
--- Чеширский кот 2.51.A0901+
 * Origin: Не доводи меня до совеpшенства!.. (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Срд 19 Сен 01 01:34
> [...]
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть
       БВИ вновь с Вами, Vladislav!

     18.09.29: Vladislav Zarya --> Vladimir Borisov:

Сомневаюсь я.

                                                            Wlad.
--- Аптоматан хепатый 2.51.A0901+
 * Origin: Огласите весь список, пожалуйста! (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Срд 19 Сен 01 04:03
 To   : All                                                 Срд 19 Сен 01 18:08
 Subj : О жуках 1/3
       БВИ вновь с Вами, All!

Занесло меня тут на один сайт, посвященный жукам. И так он мне понpавился, что
я тут же написал для них псевдонаучную статью, которую и повергаю вашему
вниманию:

К вопросу о жуках (Coleoptera) в творчестве братьев Стругацких

Тщательное исследование роли насекомых в системе художественной образности
произведений братьев Стругацких ещё впереди. Мы полагаем, пытливый
исследователь будет щедро вознагражден, обнаружив благодатнейший материал
в книгах этих замечательных писателей, которые уже в ранних рассказах
вполне профессионально строили свои сюжеты с использованием
энтомологической тематики. Достаточно вспомнить рассказ "Чрезвычайное
происшествие", сюжет и содержание которого предвосхитили проблемы
возможного биологического заражения на планетах Солнечной системы тогда, в
конце 50-х годов, когда никто серьезно не задумывался о такой опасности.
Будущий исследователь обратит внимание и на то, что при необходимости
авторы приводили в своих книгах латинские видовые названия (Anthrax morio,
Cimex lectularius), резонно полагая, что о серьезных проблемах и писать
следует весьма серьезно, и на то, что отдельные представители отрядов
полужесткокрылых (Hemiptera) или двукрылых (Diptera) играют огромную роль
в таком произведении, как "Сказка о Тройке".  Несомненно, огромный интерес
представляют упоминания в книгах Стругацких о фауне иных планет; вполне
возможно, это потребует даже существенного пересмотра некоторых положений
современной систематики животного мира.

Однако настоящая работа не претендует на столь глобальное исследование
творчества Аркадия и Бориса Стругацких. Предметом нашего скромного опуса
является рассмотрение упоминаний в их книгах лишь представителей
жесткокрылых. На первый взгляд кажется, что жуки не слишком интересовали
авторов. Однако мы попытаемся опровергнуть этот поверхностный тезис. Да, в
книгах Стругацких мы ничего не найдем об отдельных представителях
большинства семейств жуков, но ведь и дело мы имеем не с определителем
насекомых европейской части России, а с художественными произведениями.
Гораздо важнее то, что жучиная тема была не чужда авторам с самого начала
их творческого пути.

Вот так заканчивается рассказ "Шесть спичек": "Директор и Горчинский
стояли на площади и, задрав головы, смотрели, как большой серебристый
_жук_ со слабым гудением проплыл над семнадцатиэтажной бело-розовой
громадой института и исчез в синем предвечернем небе".  Серебристый жук --
это вертолет, в котором улетает инспектор Рыбников, расследовавший
несчастный случай в Центральном институте мозга.

Конечно, данный "жук" -- всего лишь поэтический эпитет, но уже в первом
крупном произведении Стругацких, в повести "Страна багровых туч", образ
жука наполнен новым смыслом. Вот небольшая цитата об испытаниях
вездехода-транспортера "Мальчик":

"С вершины холма транспортер казался маленьким серым _жучком_,
пробирающимся по вспаханному полю. Вот серый _жучок_ полез на стену.
Каким-то непонятным образом ему удалось проползти несколько метров. Затем
он дрогнул, сорвался и в тучах красной пыли опрокинулся на спину. /.../

Что-то случилось там, под красноватой стеной. _Жук_ зашевелился. Из его
туловища вдруг вытянулись в стороны коленчатые блестящие ноги, медленно
согнулись и снова перевернули его спиной вверх. Мгновение, другое...
Упираясь тремя стальными стержнями в подножие стены и осторожно нащупывая
опору четвертым, "Мальчик" подтянулся до вершины, вцепился в нее
гусеницами и двинулся дальше, на ходу убирая внутрь себя опорные рычаги".

Удачная придумка -- сравнить вездеход с жуком -- здесь уже не просто
образная метафора, скорее, это одна из первых попыток применения на
практике принципов бионики -- науки об использовании в технике решений,
"придуманных" и проверенных живой природой (напомним, что официально
рождение этой науки произошло в 1960 году, когда состоялась первая
международная конференция в США, а "Страна багровых туч" была написана в
1957 году). При этом художественный образ настолько органично вписался в
ткань повествования, что стал работать независимо от конкретных деталей
технического описания:  в повести у "Мальчика" -- четыре опоры-штанги,
используемых при перемещении по пересеченной местности, и два манипулятора
в передней части, которые в тексте повести именуются руками, но на всех
известных мне иллюстрациях к повести художники рисовали именно "жука" с
шестью ногами (на рисунке И.Ильинского, который предлагается вашему
вниманию, правда, видны лишь пять конечностей, но шестая, надо полагать,
просто скрыта корпусом вездехода). Именно этот "жук" стал первым
памятником в городе покорителей Урановой Голконды на Венере -- символом
победы человеком стихии.

Тема сравнения необычных механизмов, созданных руками человека, продолжена
в цикле новелл "Полдень, XXII век": помните историю про шесты на колесиках
и семиногих _жуков_, которых создавал Коллектор Рассеянной Информации,
тщетно пытаясь решить задачу Буриданова барана?

Но уже в новелле "Благоустроенная планета" впервые в творчестве Стругацких
мы встречаемся с инопланетным жуком: "Большой черный _жук_ прилетел
неизвестно откуда, тяжело гудя, сделал два круга над Следопытами и
улетел". Здесь тема жука пока не получила дальнейшего продолжения, так же,
как и в романе "Трудно быть богом", где упоминается "источенная _жучками_
мебель", надо полагать, что речь идет об арканарском аналоге наших
дровосеков или усачей (Cerambycidae).

А вот в "Улитке на склоне", где действие происходит в загадочном,
непонятном Лесу (по ранней версии -- в повести "Беспокойство" -- этот Лес
расположен на планете Пандора), авторы вводят такой вид жуков, аналогов
которым на Земле я не знаю -- хмельные или пьяные жуки, которых, судя по
конексту, можно использовать по назначению, в качестве заменителя
алкоголя. В этой же повести, видимо, впервые у Стругацких встречается
образ колеоптеролога.  Мужчина, которого звали Обида-Мученик, по рассказам
Навы серьезно интересовался вопросом: "Почему _жуки_ хмельные бывают, а
муравьи нет?". Конечно, жаль, что описание этих жуков ограничивается лишь
таким упоминанием: "с тонким воем пронесся рой мягких белесых _жуков_, из
которых делают хмельные настойки", которого совершенно недостаточно для
более тщательного исследования.

Ясно лишь, что в сложном биоценозе Леса эти и другие виды жуков играют
далеко не последнюю роль. Мы позволим себе привести обширную цитату,
которая позволяет представить масштаб и размах необычных процессов,
постоянно протекающих в Лесу: "На холме и вокруг холма происходило что-то
странное, какие-то грандиозные приливы и отливы. Из леса с густым басовым
гудением вдруг вырывались исполинские стаи мух, устремлялись к вершине
холма и скрывались в тумане. Склоны оживали колоннами муравьев и пауков,
из кустарников выливались сотни слизней-амеб, гигантские рои пчел и ос,
тучи многоцветных _жуков_ уверенно проносились под дождем. Поднимался шум,
как от бури. Эта волна поднималась к вершине, всасывалась в лиловое
облако, исчезала, и тогда вдруг наступала тишина. Холм снова становился
мертвым и голым, а потом проходило какое-то время, снова поднимался шум и
гул, и все это вновь извергалось из тумана и устремлялось в лес. Только
слизни оставались на вершине, но зато вместо них по склонам ссыпались
самые невероятные и неожиданные животные: катились волосатики, ковыляли на
ломких ногах неуклюжие рукоеды и еще какие-то неизвестные, никогда не
виданные, пестрые, многоглазые, голые, блестящие не то звери, не то
насекомые..."

А вот таинственная Зона в повести "Пикник на обочине", наоборот, по
свидетельствам сталкеров, не жалует многие виды обычных обитателей земных
ландшафтов. В частности, Рэдрик Шухарт признавался: "Ни разу я еще
_жучков_ -паучков в Зоне не видел". Видимо, эта особенность Зоны
объясняется воздействием инопланетян, существенно изменивших экологические
параметры пространства в этом районе.

--- Золотой шар 2.51.A0901+
 * Origin: Тщательнее надо, pебята! (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Срд 19 Сен 01 04:04
 To   : All                                                 Срд 19 Сен 01 18:08
 Subj : О жуках 2/3
       БВИ вновь с Вами, All!

В ряде произведений Стругацкие упоминают отдельных представителей
жесткокрылых. Так, в повести "Хищные вещи века" представитель Совета
Безопасности, впервые увидев слег, "держит его, как _жужелицу_ "
(Carabidae). А в повести С.Ярославцева (псевдоним Аркадия Стругацкого)
"Экспедиция в преисподнюю" юная Галя с удовольствием "запускала Арамису за
шиворот больших _жуков-оленей_, которых он боялся хуже погибели" (видимо,
имеются в виду Lucanus cervus). С этой повестью связан, кстати, один
любопытный парадокс.

В свое время Иван Антонович Ефремов, классифицируя в статье "Наука и
научная фантастика" "нечистую" фантастику, приводил три шуточных
аббревиатуры такой литературы:

-- BEM (Bug-Eyed Monsters) -- жукоглазые чудовища (постоянное присутствие
чудовищ или гигантских насекомых, вторгающихся на Землю из Космоса или
встречающих астронавтов на планетах иных звезд);

-- MS (Mad Scientist) -- сумасшедший ученый;

-- UL (Upheaval Literature) -- литература катастроф.

Исследователь группы "Людены" Александр Диденко обнаружил, что в
"Экспедиции в преисподнюю" обыграны все три эти издевательских прозвища: и
чудовища там вторгаются на нашу планету, и имеется некий Мээс -- мерзкий
старикашка, и космический пират по имени Двуглавый Юл. Но вот ведь
забавная деталь: какие там инопланетные зверюги только не упоминаются -- и
богомолы, и сколопендры, и спайдеры-пауки... а вот жуков нам не удалось
найти! Хотя "жукоглазость" несомненно присутствует, правда, в
опосредованном виде...

Однако вся эта "колеоптерология", несомненно, была лишь прологом к одному
из самых серьезных произведений братьев Стругацких. Мы имеем в виду роман
"Жук в муравейнике". Собственно жук в этом романе упоминается всего лишь в
одном абзаце:

-- Мы все устали, Мак, -- проговорил он [Рудольф Сикорски]. -- Как мы все
устали! Мы уже больше не можем думать на эту тему. От усталости мы
становимся беспечными и все чаще говорим друг другу:  "А, обойдется!"
Раньше Горбовский был в меньшинстве, а теперь семьдесят процентов Комиссии
приняли его гипотезу. " _Жук_ в муравейнике"... Ах, как это было бы
прекрасно! Как хочется верить в это! Умные дяди из чисто научного
любопытства сунули в муравейник _жука_ и с огромным прилежанием
регистрируют все нюансы муравьиной психологии, все тонкости их социальной
организации. А муравьи-то перепуганы, а муравьи-то суетятся, переживают,
жизнь готовы отдать за родимую кучу, и невдомек им, беднягам, что _жук_
сползет в конце концов с муравейника и убредет своей дорогой, не причинив
никому никакого вреда... Представляешь, Мак? Никакого вреда! Не суетитесь,
муравьи! Все будет хорошо... А если это не " _Жук_ в муравейнике"? А если
это "Хорек в курятнике"? Ты знаешь, что это такое, Мак, -- "Хорек в
курятнике"?..

Тем не менее, образ жука в муравейнике цементирует весь проблемный слой
романа в единое целое, переводя его из области метафоры на уровень
серьезного размышления об ответственности власти и любого человека перед
обществом, о том, какое место мы занимаем в планетарном или даже
галактическом масштабе. В этом случае, как в параболическом зеркале,
отразилось умение писателей найти очень емкое, очень образное,
запоминающееся и понятное сравнение, одновременно лаконичное и экономное,
для передачи основного смыслового послания читателю. Этот прием братья
Стругацкие демонстрируют довольно часто, и не случайно вынесение этого
образа в заглавие произведения (ранее такой чести удостоилась "улитка на
склоне"). Примечательно, что первоначально роман в черновиках обозначался
названием "Стояли звери", но позже авторы приняли решение использовать
другое название, и этот выбор, на наш взгляд, был блистательным.

Забавно, что в еще в 70-х годах среди любителей фантастики ходили слухи о
том, что Стругацкие работают над новым романом "Знак жука".  Сейчас,
наверное, уже невозможно установить, что послужило источником таких
слухов, но это лишь подтверждает нашу гипотезу о важности образа жука для
творчества Стругацких в целом.

Столь же концептуален образ жука в романа С.Витицкого (псевдоним Бориса
Стругацкого) "Поиск Предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики".
Этот образ в некоторой степени перекликается, конечно, с историей Льва
Абалкина, но приобретает совершенно новое значение и смысл.  Мы позволим
себе привести очень обширную цитату, которая иллюстрирует отношение
следователя Красногорского к его подопечному Станиславу Красногорову:

"...Мировая Линия, как я ее себе представляю, есть последовательность
событий в жизни каждого человека, протянутая ОТ и ДО. Проследить ее, а тем
более -- предсказать, разумеется, в принципе невозможно, как невозможно
даже просто перечислить все, скажем, допустимые позиции шахматной партии.
Однако принципиальная эта невозможность вовсе не отрицает само
СУЩЕСТВОВАНИЕ Линии. Линия -- есть, независимо от нашей способности или
неспособности ее прочертить, она существует реально, она протянута ОТ и ДО
и, так сказать, овеществляется по мере хода времени.

Можно представить ее в виде некоего тоннеля в тумане -- ты движешься, и он
открывается перед тобою с каждым твоим шагом, а то, что тобою уже
пройдено, вновь затягивает мгла. Но у тоннеля есть стенки, поэтому, может
быть, правильнее представлять себе Линию как поток ветра в чистом поле,
или напряженную струю воды в стоячей воде, и человек в этом потоке, словно
большой _жук_, увлекаемый шквалом и ничего об этом шквале не знающий, или
-- рыба в этой прозрачной бесцветной струе, тоже ничего об этой струе не
ведающая... Но шквал этот и справа, и слева от _жука_, и ниже, и выше его,
может быть, валит кого-то с ног, и срывает крыши, и закручивает хоботы
смерчей -- _жук_ ничего не знает об этом, знать не может и не хочет, он
знай себе гудит по своим делам. ("...На нем мундир сапфирный, а сам
любовью тает, и к розе он летит -- зум-зум, зум-зум...").

Все это, повторяю, можно было себе представить, но я не желал этого
делать. Человек -- не _жук_. Человек способен управлять своей судьбой, и
свою Мировую Линию он в значительной мере протягивает ОТ и ДО сам,
напрягая волю и совершая поступки, которые полагает верными.  А раз так,
то первый и главный вопрос: что это за человек?

Главное качество его, на мой взгляд: наивность. Простодушие, переходящее
временами в сущий инфантилизм. Верность неким принципам, сформулированным
и усвоенным в незапамятные времена. Абсолютная негибкость поведения, если
речь идет о сопротивлении наглой силе, и при этом -- чуть ли не угодливая
податливость в ответ на слабость, беспомощность, неумелость.  Полное
неприятие закона джунглей -- в удивительном сочетании с немедленной
готовностью воспринять этот закон, если его тебе навязывают силой. Hа силу
ответ -- сила, на слабость ответ -- мягкость. Он -- рыцарь, вот он кто. В
самом безнадежно-романтическом, вальтер-скоттовском и даже донкихотском
смысле этого подзабытого слова. И как всякий рыцарь -- бессилен перед
ловкой слабостью и расчетливой ловкостью.

Я не предвидел с ним особенных проблем.

Проблема, еще и еще раз повторяю это, была в другом. Проблема возникала и
гляделась совершенно непреодолимой в случае, если он -- лишь подопечный
Рока, роководимый, как он сам называл героя своего романа, -- тот самый
ничего не ведающий _жук_, которого несет на себе невидимый и не осязаемый
им шквал, сокрушающий все по сторонам и на пути. /.../

Я окончательно утвердился в мысли, что он НИЧЕГО не знает о своей Мировой
Линии. Это было и хорошо, и плохо. Он был _жуком_ -- и это было плохо,
потому что невероятно осложняло путь к Силе.  Но ведь он был -- разумным
_жуком_! Еще не все было потеряно. Надо было начинать сотрудничество. Еще
оставался шанс. Мой последний шанс:  раскрыть ему глаза и ждать, что
осознание происходящего произведет некий эффект, как производит эффект
психоаналитическое действо, когда застарелая порча вдруг всплывает из
наболевшего подсознания в потрясенное сознание и происходит чудо.

Творцом этого чуда мог бы стать я. Именно я мог дать Разум и Силу
безмозглому _жуку_, которого Рок нес в никуда. И тогда он стал бы воистину
-- МОИМ. /.../

У меня тоже интуиция не из самых завалящих. Оказался, действительно,
инсульт. Но -- не совсем обычный инсульт. А если не стремиться обязательно
использовать стандартную терминологию, то, прямо скажем, -- и вовсе не
инсульт, а черт его знает что. Это был мой Номер Девять (если считать
вместе с Неизвестным Людоедом из романа). Рок удалил со своего пути еще
одно препятствие (или -- не со своего, а с пути моего беззаботного _жука_,
занятого своими небольшими делами?)".

--- Смуглый и золотоглазый 2.51.A0901+
 * Origin: Взять все да и поделить (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Срд 19 Сен 01 04:05
 To   : All                                                 Срд 19 Сен 01 18:08
 Subj : О жуках 3/3
       БВИ вновь с Вами, All!

Нам нечего добавить к этим словам, заметим лишь, что здесь, как и в "Жуке
в муравейнике", образ жесткокрылого позволяет автору скупыми, но точными
мазками обрисовать сложную картину мироздания, выделить в ней главную
мысль, занимающую автора, и сосредоточить внимание читателя на ней.
Интересно, как автор в дальнейшем закольцовывает эти рассуждения, когда
образ жука возникает уже в мыслях самого Станислава Красногорова, в
статье, которую тот готовит в качестве кандидата в президенты:

"Я прекрасно понимаю, зачем нужны люди творческие -- ученые, писатели,
архитекторы, живописцы, философы, поэты, композиторы...  Этих набирается
-- тысячи, десятки тысяч, ну -- сотни тысяч, если брать по всему свету. И
не обязательно творческие -- вообще талантливые люди. В том числе и
слесаря Божьей Милостью, Божьей Милостью токари, гончары, дантисты,
шоферы, сантехники, змееловы, кулинары, врачи -- все, кто способны делать
свое дело ХОРОШО.  Этих набирается еще больше, может быть, даже и
миллионы. Пусть -- десятки миллионов.

Но куда мне девать СОТНИ миллионов и миллиарды тех, кто творческой жилки
от Бога не заполучил, а ремесло свое знает плохо -- не способен или даже
не желает делать свое -- или хоть какое-нибудь -- дело ХОРОШО? Как с ними
быть? Зачем они? На что имеют право? И -- имеют ли? Что полагается
человеку просто и только за то, что он человек? Не _жук_, не лягушка, не
лось какой-нибудь, а -- человек?

Лосю, например, ничего не полагается за то, что он лось. В лучшем случае
-- соли ему насыпать в деревянный желоб, чтобы посолонцевал.  А человеку?
Хлеб, соль, покой? Уважение? За что? А -- по справедливости...

А что это вообще такое: справедливо устроенный мир? Это мир, в котором
ВСЕМ ХОРОШО? Однако же что это за справедливость: когда хорошо и трудяге,
и бездельнику, и тому, кто дает другим много, и тому, кто вообще ничего не
дает (не может, не умеет, не хочет), а только берет? Каждому по труду? Но
если труд твой -- со всем его потом, надрывом, с кровавыми мозолями --
НИКОМУ не нужен? (Классический пример:  адов труд графомана или -- труд
Сизифа). Ничего тебе такому не давать? Сизифу этакому. Но ты же РАБОТАЛ,
работал, КАК ПРОКЛЯТЫЙ!.."

Собственно, на этом можно было бы закончить разговор о вкладе Стругацких в
колеоптерологию, но мы не можем себе позволить отказать в удовольствии
поговорить о побочных линиях и дополнительных упоминаниях жесткокрылых в
их произведениях и некоторых порожденных этим параллелях.

Прежде всего следует упомянуть несколько примеров, когда названия жуков
используются для обозначения людей. Например, в "Стране багровых туч"
Юрковский, желая показать излишнее милосердие Дауге, обзывает того
" _божьей_ _коровкой_ " (Coccinellidae): "И не успокаивай меня, б-брат
милосердия, божья коровка!". В одном из вариантов "Хромой судьбы"
встречается такой пассаж: "какой-то _жук_ из Академии наук охмурил нашего
Теодор Михеича и гонит себе сейчас докторскую из нашего трудового пота".
Наконец, в "Поиске Предназначения" приведено ироническое прозвище Никиты
Хрущева, которое совпадает с русскими названиями некоторых пластинчатоусых
жуков (Scarabaeidae): "Ах, как давно это было! _Хрущ_, кукуруза, глоток
свободы, оттепель...".

В этой связи следует упомянуть и о фамилиях некоторых персонажей у
Стругацких: начальник экспедиции Алексей Эдуардович _Жуков_ ("Полдень,
XXII век"); Николай _Долгоносиков_, именуемый себя телепатом и спиритом
("Сказка о Тройке"); некий _Жуковицкий_ ("Хромая судьба"); Сергей
Сергеевич _Жукованов_ или Серега _Жучок_ ("Поиск Предназначения").

Интересное астрономическое название встречается в повести "Парень из
преисподней". Главный герой этой повести, Бойцовый Кот Гаг с планеты
Гиганда, попадает на Землю. Оказывается, наше Солнце с Гиганды наблюдается
как седьмая звезда "эклиптикального созвездия из двенадцати ярких звезд,
видимого в летнее время года". А как называется это созвездие,
догадываетесь? Правильно, созвездие _Жука_ !..

Наконец, в "Поиске Предназначения" и в повести С.Ярославцева "Дьявол среди
людей" упоминается " _жучок_ " в переносном смысле -- некое подслушивающее
устройство, встроенное в мебель или стены.

И уж совершенно экзотические примеры использования названия семейств
Cleridae и Gyrinidae встречаются у Стругацких для обозначения шифрованных
или гипотетических явлений. Первое -- в речи Ваги Колеса с доном Рэбой:
"Выстребаны обстряхнутся, и дутой чернушенькой объятно хлюпнут по
маргазам. Это уже двадцать длинных хохарей. Марко было бы тукнуть по
_пестрякам_. Да хохари облыго ружуют. На том и покалим сростень" ("Трудно
быть богом"). Второе -- в перечислении артефактов Зоны: "Браслеты"!
"Иголки"! "Белые _вертячки_ "! И мало того -- какие-то "рачьи глаза",
какие-то "сучьи погремушки", "гремучие салфетки", черт бы их подрал!"
("Пикник на обочине").

Жизнь подбрасывает нам поразительные параллели и аналоги, которые кажутся
совершенно невероятными. Когда исследователи группы "Людены" разбирали
вопрос о возможности существования в нашей реальности люгера с оптическим
прицелом необычного калибра в повести "Отель "У погибшего альпиниста",
возникла необходимость проконсультироваться в серьезных работах по оружию.
Таковой стала книга А.Б._Жука_ "Револьверы и пистолеты".

Вполне естественно, что столь яркие и выразительные образы жуков,
созданные братьями Стругацкими, неизбежно вызвали обращение к ним у самых
разных авторов. Так, люден Константин Рублев предложил шуточный гимн
группы:

По обочинам и склонам
То улиткой, то _жуком_
Мы войдем в контакт с КОМКОНом
Третьей импульсной торчком...

Геннадий Прашкевич, вспоминая о конференции Соцкон 1989 года, пишет:
"Целое Черное море колыхалось рядом, но воды не было ни в баре, ни, ужас,
в туалетах. В вечерней мгле десятки любителей фантастики взволнованно
бродили в сырых кустах. Сам Аркадий Натанович Стругацкий, добыв где-то
брезентовый плащ, тащил в свой номер ведро воды, сердитый, как _жук_ в
муравейнике. А вдали кричала верблюдица Дашка".

Наконец, Юлий Буркин и Константин Фадеев в своем романе "Осколки неба, или
Подлинная история "Битлз" вполне естественно назвали вторую книгу романа
" _Жук_ в муравейнике". Думается, нет необходимости пояснять, откуда здесь
возникли параллели с жуками.

Но это уже совсем другая история...

--- Общекотовичаpохpистофоpная хpящетвоpобка 2.51.A0901+
 * Origin: Знал бы карму -- жил бы в Сочи (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Anton A. Lapudev                    2:5020/400      Срд 19 Сен 01 11:23
 To   : Vladimir Borisov                                    Срд 19 Сен 01 18:08
 Subj : Жду мнений 1/2
From: "Anton A. Lapudev" <ucb@nefteprom.com>

 VB> А кто?

Как это кто?
Лин Лобарёв. В конфе присутствует.

Такая вот печаль...

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladislav Zarya                     2:5020/175.2    Срд 19 Сен 01 15:54
 To   : Vladimir Borisov                                    Срд 19 Сен 01 18:43
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть
From: "Vladislav Zarya" <zarya@baikalwave.eu.org>

Приветствую Вас, Vladimir!

Wed Sep 19 2001 01:34, Vladimir Borisov wrote to Vladislav Zarya:

 VB> Сомневаюсь я.

  Чего сомневаться? Его несколько раз в off-line интервью
спрашивают: А вот Вы что думаете про форум, про такие-то в нем
движения мысли? А БHС: форум интересный, внимательно
присматриваюсь, а полагаю то-то и то-то...

Всех благ! Владислав

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladislav Zarya                     2:5020/175.2    Срд 19 Сен 01 16:07
From: "Vladislav Zarya" <zarya@baikalwave.eu.org>

Приветствую Вас, Vladimir!

Wed Sep 19 2001 01:32, Vladimir Borisov wrote to Vladislav Zarya:

 VB> Хм. За что его так?

  А за дело. Идеи у него якобы интересные, а вот писательское
умение подкачало. Как автор этой статьи выразился, (некто Рис Хьюз):
"Более длинные абзацы и искусно построенные диалоги могли бы
возвысить его если не до гравитационных полей этих мастеров,
то по крайней мере в их сферы радиоизлучения". По мне же, честно
говоря, более всего он похож на Джека Вэнса - с ним, кстати,
Хьюз его тоже сравнивает, но только одну вещь и якобы слабую.

 VB> Кстати, несколько рассказов Бейли, которые я читал
 VB> когда-то, мне понpавились. Лодка там у него, помню, была,
 VB> всплывающая в другом пространстве, еще что-то...

  А где читали, не помните? Я-то сам читал у него только два
романа, напечатанных вместе с легуинским "Обездоленным" в
переводе Ачеркан (неплохой перевод, кстати), но у "Курса на
столкновение" в этом издании варварски вырван важный смысловой
кусок (весь хэппи-энд испортили и сюжетную линию оборвали).

Всех благ! Владислав

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Срд 19 Сен 01 10:31
 To   : All                                                 Чтв 20 Сен 01 10:44
 Subj : Koзлoвcки-16

Добрый день, веселая минутка!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Помимо принципа несоответствия и его эмоционального ком-понента, комическое в
значительной степени зависит от динамики техники коммуникации, и тем самым
тематический уровень текста играет очень большую роль в сотворении комических
эффектов. Ке-стлер (Koestler) описывает три основных критерия этой техники:
оригинальность, усиление и экономия. Мера оригинальности - это эффект
удивления, то есть действительно неожиданная связь двух различных планов мысли.
Усиление (фокусирование) для него зна-чит отбор, преувеличение и упрощение
материала ради намека. Оно вызывает неопределенность, выделяя аспекты
раельности, которые считаются значимыми для комического эффекта:
"Внушения через усиление недостаточно; оно может не дос-тичь своей цели.
Надлежит его компенсировать противоположно-стью: упражнением в экономии или,
точнее, в технике подтек-ста." 35
Важно не то, что говорится, а то, что подразумевается, и чи-татель "должен сам
решать, что подразумевалость под лаконичным намеком; он должен делать усилие,
использовать воображение, что-бы разгадать загадку."36  Весь этот творческий
процесс коммуника-ции очень важен для того, чтобы несоответствие могло
произвести комический эффект. Аналогично, по Бентли (Bentley),
"интеллектуальное содержание - не суть. Что важно, так это то, что мы называем
"пониманием" шутки или остроты."37
-+-
35.  Koestler A. P.84.
36.  Eco U. The Comic and the Rule // Travels in Hypereality / Ed. U.Eco. - New
York: Hartcourt Brace Jovanovich, 1986. - P. 272. Это замечание об экономии или
намеке - центральное в определении, данном Эко комедии: "Существует
риторический прием, подразумевающий фигуру речи, в котором, давая социальную
или интертекстуальную "рамку" или уже известный аудитории сценарий, вы
показываете вариант, впрочем, не делая его _присутствующим_ (курсив мой) в
дискурсе."
37.  Bentley E. Farce // Comedy: Meaning and Form / Ed. R.W.Corrigan. - New
Yok: Harper & Row Publishers, 1981. - P.198.

--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

В таком вот аксепте                                     Алла, молчаливый глюк

--- Будильник "Дружба" на +/W32 1.1.1.2 камнях
 * Origin: Уйдешь и придешь, но колодец останется колодцем (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Срд 19 Сен 01 11:43
 To   : All                                                 Чтв 20 Сен 01 10:44
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть oт Бpoмбepгa

Пpивeт, All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Источник:
Итоги
Дата:
22.11.99
Автор:
Заголовок:
Вадим Гущин
14.19 И-право: Мир прощается с "гутенберговской" эпохой
Текст:
СВЯЗАННЫЙ С РАЗМЕЩЕНИЕМ В ИНТЕРнете романа Владимира Сорокина "Голубое сало"
инцидент будет разбираться в Бабушкинском народном суде. Заседание суда по иску
издательства "Ад Маргинем" к известному программисту, автору многих бесплатных
программ Андрею Чернову назначено на 18 января 2000 года, и это будет одной из
первых попыток разобраться с нюансами авторского права в применении к Сети
(желающих побольше узнать о всех аспектах этого дела отсылаем к первоисточнику,
http://nagual.pp.ru).
[...]

Скорее всего, автор, будь он художник, инженер или программист, в соответствии
с манифестами литературных постмодернистов будет и дальше терять права на свои
произведения, частично препоручая их толкователю, исполнителю, потребителю.
Останется ли автор сиротой? Нет, скорее, он будет получать не за количество
распространенных экземпляров, а за качество созданного им информационного
объекта. Индекс гениальности писателя, описанный Стругацкими, который на самом
деле оказался подсчетом общего тиража, в обыденном сознании всегда замещался
представлением о полезности информации.
[...]
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Засим низко кланяюсь                                    Алла, молчаливый глюк

--- На сто пятнадцатом прыжке в компьютер впорхнул GoldEd/W32 1.1.1.2
 * Origin: (Для жертвоприношения) указаны крупные животные (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Срд 19 Сен 01 11:48
 To   : All                                                 Чтв 20 Сен 01 10:44
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть

Здравия желаю, товарищ All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Детство - некий заповедник человеческой жизни. И пускают туда не всех. В
охранную зону допус-каются лишь те, кто по-настоящему чувствует хрупкость и
ценность того, что охраняют. Кто сам, несмотря на возраст, сохранил заповедные
черты. Кто сам сродни этой зоне. Кто, как чуткий барометр, способен улавливать
колебания души, мучительные изме-нения роста ребенка. Дети вырастают и покидают
зону. Сталкеры остаются. Это их жизнь.
[...]
Мы все вспоминаем события счастливого детства с умилением и уверены, что со
времен Тома Сойера так было, есть и будет. Должно быть. А если не так, значит,
ребенок ненормальный, вызы-вает со стороны легкую жалость, а при
непосредственном столкновении пе-дагогическое негодование - вот такое
<открытие> сделал для себя герой Стругацких модный писатель Виктор Банев,
пообщавшись с современными детьми из школы, где училась его дочь.
Действительно, мы всегда как бы сочувствуем им, когда узнаем, что вот эту
книжку они не читали, вот этот фильм им не нравится, вот об этом они ничего не
знают. И тут же хотим восполнить пробелы. А им это нужно?.. Наверное,
совершенно нео-бязательно учить детей на культур-ных эталонах своего взрослого
време-ни. Достаточно более или менее с ни-ми ознакомить. Важно другое:
заинте-ресовать поисками современных культурных образцов, чтобы вовсе не
оказались вне культуры.
[...]

        Берштейн А. Круг чтения // Педология/Hовый век (М.). - 2001. -   5
(Март). - С.71-72.

 --------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Жду ответа, как соловей лета                            Алла, молчаливый глюк

--- Дубль+/W32 1.1.1.2, сложный, многопрограммный, самообучающийся
 * Origin: Проходя по своему двору, не увидишь своих людей (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Срд 19 Сен 01 11:52
 To   : All                                                 Чтв 20 Сен 01 10:44
 Subj : Pacкoпaй cвoиx пoдвaлoв

И много ли у тебя глюков в этот прекрасный день, All? Давай добавлю парочку!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
[...]
В дальнейшем внимание писателей все больше начинают привлекать не приключе-ния
изобретателей и владельцев необыкно-венных машин, а приключения ищущей мысли
ученого. Правда, в довоенной совет-ской фантастике еще заметно преобладает
фабула приключенческая: вспомните <Аэлиту> и <Гиперболоид инженера Гарина> А.
Толстого, романы Александра Беляева, Г. Адамова. Конфликт здесь лежит вне сферы
научно-технической мысли, изобрете-ние здесь-лишь своеобразный катализа-тор,
ускоряющий действия. Но уже в то время был написан в первой редакции
<Арктический мост> А. Казанцева, где в обрамлении традиционных детективных
эле-ментов выступает конфликт другого рода: столкновение человека с мощью
арктиче-ских стихий. Приключения героев повестей и рассказов братьев Стругацких
- это при-ключения пионеров на пути к открытиям. Геннадий Гор пытается
предвосхитить то новое в человеческом самосознании, что появится в век
<думающих> машин. У И. Еф-ремова (<Cor serpentis>) столкнулись две цивилизации,
возникшие на разных химиче-ских основах, но их объединяет разум, добрая воля.
Не козни врагов, не невероятные совпадения и безысходные ситуации-научная мечта
писателя становится первоосновой произведения, определяет развитие сюжета.
Hачинается выделение и самоопределение научной фантастики в самостоятельный
жанр, тогда как до сих пор она прекрасно уживалась под рубрикой  <Приключения.
Путешествия. Фантастика>. Едва ли не последний шпион, покушавшийся на тайну
фантастического изобретения, был с позором разоблачен еще в <Войне невидимок>
H. Шпанова. Но бес искушения не дремлет, и вот на смену коварному агенту
заокеанской державы приходит само изобретение, вдвойне коварное,
холод-но-расчетливое, неумолимое. Шпионы долго плетут сети, в которые сами
потом и попа-даются, а вот Суэма (самоусовершенствующаяся электронная машина)
из рассказа А. Днепрова - та прямо приступает с ножои к горлу своего создателя
(в буквальном смысле). В рассказе все кончается достаточно быстро: ученый
разрушает свое детище тяжелым стулом. А вот фантастические лю-ди-чудо ища
профессора Лорана (<Поеди-нок с собой> Ариадны Громовой) держат в страхе своего
создателя и его домочад-цев с первой до последней страницы, пока, наконец, не
убивают его, погибнув при этом и сами. В <Гриаде> А. Колпакова нет ни
любопытных машин-хирургов, ни кустарных людей-чудовищ, зато там есть
Познаватели, эти новые морлоки из центра Галактик>, их козни сулят вам
совершенно неповто-римые переживания...
[...]
А Г.Гуревич, который расправился с Ураном и его полем тяготения, в другой своей
повести - <Прохождение Hемезиды> наслал на Землю кочующую планету и заставил
бедных землян выкручиваться из создавшегося положения.
Кто еще страшней придумает?
Можно и еще страшней. Последуйте за героем братьев Стругацких Лозовским
(<Извне>) на корабль таинственных При-шельцев. Вы увидите там <кошмарную тварь,
похожую на помесь жабы и черепахи величиной с корову>, <слоноподобных
бро-нированных тараканов>, <глазастых полу-рыб-полуптиц ростом с автомобиль> и
<что-то невероятно расцвеченное, зубастое и крылатое, и что-то вообще
неразборчи-вых форм, погруженное в зеленое полу-прозрачное желе, разлитое на

полу>.

[...]
А что умеют сказать о труде своих героев писатели-фантасты?
Вот отправляются в недра Земли герои Б. Фрадкина (<Пленники пылающей безд-ны>).
<Управление машиной было пол-ностью автоматизировано. Задача водителя и
механика сводилась лишь к наблюдению за приборами, чтобы вовремя восстановить
нарушенное взаимодействие механизмов, остановить корабль, задать ему новый

курс>. А вот работа героя романа В. Сапарина <Последний извозчик>:

<Инструкция требовала, чтобы пилот во время взлета и посадки находился
непременно в кабине управления. Зачем? Это знал только Кон-троль безопасности>.
Прославленный кос-мический волк, командир <Тахмахсиба> Быков (<Стажеры> А. и Б.
Стругацких) целыми днями на глазах изумленного Юры Бородина (традиционный юноша
на кораб-ле) читает старые журналы, так как ко-рабль управляется автоматически.
Он тут, как ильфовский Фунт, <для ответственно-сти>. Нередко авторы, как бы
спохваты-ваясь, пытаются уверить нас, что герои их много работают, но всегда
оказывается, что либо эта работа закончена до нашего с ними знакомства, либо
делается где-ни-будь не на наших глазах. А если уж автор и покажет работу
героев, так это непремен-но героическая работа, преодоление труд-ностей, Иногда
герои даже гибнут, но чаще переносят все мужественно и даже с юмо-ром.
[...]
Дружба? Коллективизм? Эти качества декларируются всеми авторами... и нарушаются
их героями. Вопреки строгому предписанию, уводят корабль <ПВ-313> в глубь Земли
герои Фрадкина (игнорируя при этом справедливые протесты одного из членов
экипажа), и все гибнут, чудом спа-сается лишь корабль (<Пленники пылаю-щей

бездны>). Hарушая запрет, нарушая честное слово, данное другу, устремляется

на хрупком аппарате в каменный пояс Са-турна Юрковский (<Стажеры> А. и Б.
Стру-гацких). гибнет сам, а с ним и его старый друг. Таких примеров много. Все
это вы-глядит романтично, но несколько странно: выходит, подвиг лежит за гранью
дисци-плины, за гранью коллективизма? Действи-тельно, чем Юрковский в таком
случае от-личается от Шершня, директора обсерва-тории на Дионе, который
предпочитает все делать сам?
А вот как говорят эти люди: <Душу выну из мер-рзавцев!> <Вер-нутся-изобью в
кровь,-думал он.-Это-го паиньку штурмана и этого генерального мерзавца>. <Ни
черта, ребята,-сипло ска-зал Гургенидзе и встал.- Ни черта.- Он страшно
зашевелил лицом, разминая за-текшие мускулы щек.- Hи черта,- повто-рил он>.
<Ох, и понесут же тебя сегодня, спортсмен!> и т. п.
А вот и декларируемые нормы их по-ведения:
<Он обладал правом понижать в долж-ности, давать выговора, разносить, снимать,
смещать, назначать, даже, кажется, приме-нять силу и, судя по всему, был
намерен делать все это>.
Впрочем, подчеркнутая грубость-это единственное качество, которое позволяет
отличать героев А. и Б. Стругацких если не друг от друга, то по крайней мере от
героев Г. Гуревича или И. Забелина. В ос-тальном они просто близнецы, и имя им
- легион.
[...]
Враждебная техника, враждебная природа, враждебный космос, враждебная судьба -
все наваливается на одинокого рыцаря науки, и он борется и гибнет. Этот мотив
понятен в произведениях буржуазных писателей. Но как он попал в повести и
рассказы Б. Фрадкина, А. Днепрова,  В. Журавлевой, А. и Б. Стругацких?
[...]

        Лукьянин В. Рожденный прогрессом... // Москва (М.). - 1964. -   5. -
С.188-196.

--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

C yвaжeниeм,                                            Алла, молчаливый глюк

--- Транслятор двухходовой +/W32 1.1.1.2 Китежградского завода маготехники
 * Origin: Друзья придут (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : R-Faq                               2:5020/3117     Птн 21 Сен 01 00:24
 To   : All                                                 Птн 21 Сен 01 18:04
 Subj : R-FAQ
                              -----------         -=[  2:5020/3117  ]=-

      -=[  Фантастика АБС  ]=-      -------------                       (rs)

                               R-FAQ Сервер.

       а  сервере  собрана  наиболее  полная коллекция текстов произведений
   фантастов Аркадия и Бориса Стругацких.
      Эта коллекция полностью взята с сервера http://www.rusf.ru/abs/

      Для  получения,  запрашиваемого  Вами топика следует составить письмо
   следующего вида:

- NetMail (X:XXXX/XXX.XX) ------------------------------------------ NetMail -
 Msg  : 51 из 51                           Uns Pvt Loc
 From : Vasya Pupkinn                      X:XXXX/XXX.XX   Втр 24 Апр 01 03:04
 To   : R-FAQ                              А:ДРЕС/СЕР.ВЕРА
 Subj : ИМЯ_ТОПИКА

      В   теле   письма   можно   писать  что  угодно -  все  равно  сервер
   рассматривает только поле Subj.

      Убедительная просьба:   _ е запрашивайте  более  одного топика за один_
   _день_

       иже приведен список команд сервервера:

   %HELP - Для получения подсказки.
   %LIST - Для получения списка Топиков.

                                               С уважением, Гаранжа  икита.
                                                        2:5020/3117@FidoNet
                                                       738:1097/117@AlecNet

---
 * Origin: @d:\soft\golded\origin.txt (2:5020/3117)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Чтв 20 Сен 01 06:36
 To   : All                                                 Птн 21 Сен 01 18:04
 Subj : Koзлoвcки-17

О многоуважаемый (-ая) All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
ГЛАВА 2
КОМИЧЕСКИЕ КОДЫ

Тексты Стругацких обильно закодированы комическими эф-фектами. Среди различных
кодов комического я выделяю три: код комедииб код пародии и код сатиры.
Различение мною комедии, пародии и сатиры в произведениях Стругацких основано
на пеоре-тических предпосылках, разделяемых различными школами
лите-ратуроведения. Восприятие и понимание искусства читателем по сути своей
предопределены неотъемлемыми качествами произведе-ния искусства и собственно
читательскими чувствительностью и знаниями. В соответствии с моделью,
предложенной Р.Якобсоном (Jakobson) код - один из шести компонентов в любом
коммуника-тивном акте:
ОТПРАВИТЕЛЬ - контекст, послание, контакт, код - ПОЛУ-ЧАТЕЛЬ
Код - набор правил, условий, в которые обрамлено послание (текст). Таким
образом, я использую термин "код" в смысле литера-турных условий: "жанровые
правила составляют код, необходимый для правильного понимания литературного
произведения"1.
Лотман утвердает, что уникальной чертой произведения ис-кусства является его
способность давать каждому читателю различ-ную информацию, "каждому - в меру
его понимания"2. Эта черта, утверждает он, есть результат качеств, присущих
самому искусству, но она является и вопросом потребительского отвта:
"Лотман привержен идее, заключающейся в том. что воспри-ятие - процесс
установления кода или кодов... Процесс познания Лотман описывает так: сначала
послание получается, заем выбира-ется или вырабатывается код, наконец код
сравнивается с текстом; в этом процессе отбираются систематические элементы,
носители значения, в то время как несистематические элементы отбрасыва-ются,
поскольку они значения не несут. Таким образом, "процесс познания неизбежно
предполагает поднятие текста до уровня абст-рактного языка".3
Восприятие или Теории Чтения также подчеркивают после-довательность и
обоснованность читательского ответа и предпола-гают. что значение зависит от
горизонта читательских ожиданий. Одно и то же произведение может привести к
рзличному понима-нию в разные исторические периоды. Пимером могут быть работы
Гоголя, которые в различные исторические приоды читались как реалистические,
символистские или комические. В любой конкрет-ный момент истории чтение и
восприятие могут варьироваться в зависимости от эстетической чувствительности
индивида, равно как и от общих и литературных его знаний4.
Тексты Стругацких несут в себе множество возможных отве-тов и пониманий.
Во-первых, они часто вызывают смех, который может варьироваться от абстрактной
улыбки до "полнокровного" смеха, как ответ на значительное разнообразие
комических несов-падений, характерных для комедии. Но за чистым комическим
при-зывом может следовать вторая стадия, предлагающая больше коми-ческих
эффектов и более подходящее прочтение в случае, если чи-татель узнает
многочисленные пародийные аллюзии на другие тек-сты. Затем может последовать
еще одна стадия восприятия, на ко-торой еще большее число комических эффектов
обязано своим по-явлением открытию сатирических отсылок к социальной и
мораль-ной внелитературной реальности. Таким образом, различия черт, присущих
этим текстам, равно как и читательским ответам, приво-дят нас к разделению
литературных кодов произведений Стругац-ких на три комические категории: код
комедии, код пародии, код сатиры.
-+-
1.  Todorov T. The Discourse of Fiction // Encyclopedic Dictionary of the
Science of Language. - 1979. - P.261.
2.  Лотман Ю.М. Структура художественного текста. - Providence: Brown
University Press, 1971. - С.33. "...художественный текст имеет еще одну
особенность, которая выдает разным читателям различную информацию - каждому в
меру его понимания, он же дает читателю язык, на котором можно усвоить
следующую порцию сведений при повторном чтении."
3.  Shukman. Literature and Semiotica. - P.130-132.
4.  Todorov T. The Fantastic: A Structural Approach to a Literary Genre. -
Ithaca; New York: Cornell UP, 1975. - P.33. Род различий, на которые читатели
способны в процесс чтения, - базис для жанровых определений Тодорова.
Произведение относится к фантастическим, если читатели колеблются между
естественным и сверхъестественным объясениями.

--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Сайонара                                                Алла, молчаливый глюк

--- На сто пятнадцатом прыжке в компьютер впорхнул GoldEd/W32 1.1.1.2
 * Origin: Благоприятно возведение князей и движение войск (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Птн 21 Сен 01 07:22
 To   : All                                                 Птн 21 Сен 01 18:04
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть

Здравствуйте, All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
[...]
Интернат для детей-волшебников, вероятно, так же похож на хорошую современную
английскую школу, как незабвенный НИИЧаВо, Научно-ис-следовательский институт
чародейст-ва и волшебства из <Понедельника...> Стругацких был похож на
Академго-родок и Пущине начала 60-х. Но те лохматые, очкастые, вдохновенные
времена канули в вечность. И, кажет-ся, не только в России. Хогвартс, гор-ный
замок, имеет четыре башни - по числу факультетов. В каждой башне водится свое
привидение: достижения учеников и выпускников факультета определяют его рейтинг
в среде дру-гих привидений.
[...]

        Дьякова Е. [Рец. на кн.: Дж.К.Ролинг. Гарри Поттер и философский
камень. Перевод с английского И.Оранского М.: Росмэн, 2000] //  Педология/Hовый
век (М.). - 2001. -   5 (Март). - С.73-74.
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Hа этой оптимистической ноте мы и прервем наш диалог    Алла, молчаливый глюк

--- Без All жизнь не та, люблю, привет от ЛИАНТА+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Кормись не (только) от своего дома: счастье (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Птн 21 Сен 01 07:24
 To   : All                                                 Птн 21 Сен 01 18:04
 Subj : Pacкoпaй cвoиx пoдвaлoв

И много ли у тебя глюков в этот прекрасный день, All? Давай добавлю парочку!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Телевизор не могу... Ты чего-ни-будь попроще. Сапоги, скажем, скоро-ходы или
шапку-невидимку.
А. Стругацкий. Б. Стругацкий.
<Суета вокруг дивана>.
С каждым годом поток научно-фантастической лите-ратуры становится все более
полноводным, богатым, красочным. Овладев многообразными формами-от шутливого
рассказа до приключенческой повести и фило-софского романа,-научная фантастика
разговаривает с читателем со страниц книг, журналов, газет, альмана-хов и
антологий. Ей без сожаления уделяют свое время школьник и инженер, студент и
седовласый ученый, - как и любви, ей все возрасты и все профессии покорны. В
ней находят отдых и эстетическое наслаждение, остро-ту приключений мысли и
средство познания мира.
Но чем более мощным становится поток научной фан-тастики, тем более
расплывчатыми оказываются его очер-тания, тем менее отчетливо выражены границы,
отделяю-щие его от других литературных течений.
Вот лишь один из многочисленных примеров.
Современный человек перенесен в феодальное средне-вековье. Как должен он
действовать? Как сложится его судьба?
Литература дала два диаметрально противоположных ответа на эти вопросы.
Марк Твен нарисовал находчивого янки, который сумел противопоставить дремучему
невежеству времен короля Артура науку и технику конца XIX столетия.
Предприимчивый механик из Коннектикута решил вме-шаться в естественный ход
собы-ий, ускорить медленно ползущую историю. Он многого добился: ввел
употребле-ние мыла и зубной щетки, посадил рыцарей на велоси-педы, начал
издавать газету. По его собственным словам, <телеграф, телефон, фонограф,
пишущая машинка, пар, электричество мало-помалу входили в моду>. Было
уни-чтожено рабство и введено налоговое обложение, не зависящее от сословной
принадлежности. Подрастало но-вое поколение грамотной и чуждой предрассудкам
моло-дежи. Но как тонок созданный за несколько лет слой цивилизации! Как одинок
могущественный <хозяин>! Как трудно подстегивать общество, искусственно
перегоняя его на высшую ступень! Косность, темнота, забитость масс помогли
церкви убить преобразователя.
Герой книги братьев Стругацких прибыл в средне-вековье из времени, которое и
для нас еще является будущим,-хотя, видимо, уже не очень далеким. Он еще более
могуществен, чем коннектикутский янки. В его распоряжении даже вертолеты и
телевидение. Он под-держивает связь с людьми своего времени (некоторые из них и
живут рядом с ним), он может изредка встре-чаться и советоваться с ними,
получать их поддержку. В глазах тех, кто стали его невольными новыми
совре-менниками, он не простой парень Антон, а благородный дон Румата. Более
того, для некоторых он-один из богов, всеблагих и всемогущих. Но, в отличие от
бога, у которого нет никаких моральных обязательств перед людьми, Антон-дон
Румата-почти никогда не вры-вается в исторический процесс, не навязывает
прошлому, в котором он живет, нормы будущего, в котором он жил. Hельзя пытаться
перепрыгнуть через мучительные, но необходимые столетия. Только кровавые века
истории выточат настоящего гордого и свободного человека из тысяч запуганных,
одурманенных, слепых, не знающих сомнения людей, разъединенных, озлобленных
вечным неблагодарным трудом, униженных, не способных еще подняться над
мыслишкой о лишнем медяке... Ненависть и презрение к феодальным правителям
рождают жажду борьбы. <Да, это было бы сладостно. Это было бы на-стоящее дело.
Hастоящее макроскопическое воздействие. Но потом... Потом неизбежное. Кровавый
хаос в стране. Ночная армия Ваги, выходящая на поверхность. Десять тысяч
головорезов, отлученных всеми церквами, насиль-ников, убийц, растлителей, орды
меднокожих варваров, спускающиеся с гор и истребляющие все живое, от мла-денцев
до стариков; громадные толпы слепых от ужаса крестьян и горожан, бегущих в
леса, в горы, в пустыни; и твои сторонники - веселые люди, смелые люди! -
вспа-рывающие друг другу животы в жесточайшей борьбе за власть и за право
владеть пулеметом после твоей не-избежно насильственной смерти>. И в
обезлюдевшей, за-литой кровью, догорающей пожарищами стране все придется
начинать сначала...
<Трудно быть богом>,-думает Антон-Румата. Труд-но видеть все ужасы
средневековья и не вмешиваться. Трудно, мучительно трудно, потому что он не
бог, а чело-век. Это самое трудное-быть человеком, добиваться гармонии
человеческого разума и человеческого горячего сердца, сохранять в себе
человеческое в нечеловеческих условиях. Иначе-гибель.
Споря с некоторыми нашими писателями-современни-ками, братья Стругацкие ведут
творческий и идейный спор и с Марком Твеном. Но спор этот, конечно, не
пере-черкивает совпадения многих ситуаций в <Янки при дворе короля Артура> и в
<Трудно быть богом>. Тем не менее никто еще не называл первую из этих книг в
числе научно-фантастических. А то, что вторая принадлежит к научной фантастике,
несомненно.
Почему? У Марка Твена перенос в прошлое-совер-шенно условный прием, ни в
малейшей мере не мотиви-рованный научно.Да и потребность в такой мотивировке не
так уж велика. Развенчать романтизацию гнусностей феодализма, облить презрением
церковь и религию, воз-высить голос в защиту прав человека-вот что здесь
главное. У Стругацких все эти мотивы также звучат, кричат с каждой страницы. Hо
перемещение во времени у них-естественный результат перемещения в
простран-стве. Суть дела в том, что космический корабль перенес Антона с Земли
на далекую планету, где общество на-ходится еще на низшей стадии развития и где
он стал доном Руматой. К тому же такое перенесение пресле-дует строго научные
цели: экспериментальное изучение феодализма, проверка некоторой базисной
теории.
[...]

        Майзель И. Трудно быть человеком // О лит. для детей. - Л.,1965. - Вып.
10. - С.175-183.
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Таков наш примар                                        Алла, молчаливый глюк

--- Письмо неясного содержания, написанное с помощью GoldEd+/W32 1.1.1.2
 * Origin: В круговороте дня трижды принимать подданных (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Птн 21 Сен 01 07:26
 To   : All                                                 Птн 21 Сен 01 18:04
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть oт Бpoмбepгa

  i, All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Источник:
Коммерсантъ
Дата:
24.11.99
Заголовок:
09.23 Прямая речь
Текст:
В интервью "Коммерсанту" (стр. 1, 3) Анатолий Чубайс подтвердил, что он сделал
ставку на Путина. На предстоящих президентских выборах Чубайс будет играть в
его команде. По сути, это означает очередное возвращение Чубайса в большую
политику.
Вы соскучились по Чубайсу?
[...]
Борис Стругацкий, писатель:
-- Соскучился? Да я без него не представляю жизни в России! Странно, что он до
сих пор был в тени. Чубайс -- самый замечательный российский политик. И нашу
политическую кашу Чубайсом не испортишь. Растущий сейчас рейтинг у правых --
его рук дело. Путин только выиграет, если Чубайс подопрет его своим могучим
плечом. Боюсь только, что Чубайс снова начнет без конца мелькать на
телеэкранах, все станут о нем болтать, поползут слухи. В этом случае он не
может не вызвать у нормального россиянина чувства глубокого раздражения.
[...]

--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Засим низко кланяюсь                                    Алла, молчаливый глюк

--- Я большой глюк. Очень большой глюк. Размером в +/W32 1.1.1.2 GoldEdа.
 * Origin: --->  Xopoшo жить xopoшo !  <--- (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Птн 21 Сен 01 09:01
 To   : Alla Kuznetsova                                     Птн 21 Сен 01 18:04
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть
       БВИ вновь с Вами, Alla!

     18.09.29: Alla Kuznetsova --> Vladimir Borisov:

 AK> Этo пoкaзывaeт, чтo "иepapxия видимaя" и "иepapxия peaльнaя" пpocтo нe
 AK> вceгдa coвпaдaют...

Я именно об этом и толкую. Вот есть, к примеру, Верховный Кооpдинатоp...

 AK> [Оставшаяся часть себя бегу поручила и спрятала в ближайших лесах]
 AK> "Boт тaк нaшeгo бpaтa из выcoкиx эмпиpeeв cтacкивaют нa зeмлю"...

А что делать?

                                                            Wlad.
--- ВЭДРО 2.51.A0901+
 * Origin: Себе, любимому, посвящает эти строки автор (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Птн 21 Сен 01 09:03
 To   : Alla Kuznetsova                                     Птн 21 Сен 01 18:04
 Subj : Интepвью БHC
       БВИ вновь с Вами, Alla!

     18.09.29: Alla Kuznetsova --> Vladimir Borisov:

 AK> Этo пpaвдa, гopькaя, кaк гaммa-paдиoфaг... Ho, c oднoй cтopoны,
 AK> нeяcнo. чтo пиcaть, a c дpyгoй cтopoны - дикo лeнь... Издaниe
 AK> "библиoгpaфии" нaкpылocь бoльшим мeдным тaзoм...

Это печально есть. А Вы не пробовали потолковать с Харитоновым, насчет
публикации в "Библиографии"? Про полный объём и думать нечего, но...

                                                            Wlad.
--- Коллектор Рассеянной Информации 2.51.A0901+
 * Origin: В такое вpемя в Мангазее жутко... (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Птн 21 Сен 01 09:04
 To   : Alla Kuznetsova                                     Птн 21 Сен 01 18:04
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть. Cтpaннaя. Чacть 5
       БВИ вновь с Вами, Alla!

     18.09.29: Alla Kuznetsova --> Vladimir Borisov:

 AK> Xopoшo xoть движeтcя. Пpaвдa, пoтoм, пoлyчaeтcя, вce дaнныe вpyчнyю
 AK> пepeнocить?..

Это ещё почему? Нет уж, структура базы должна быть такой, чтобы никаких "потом
вручную" не было...

 AK> He знaю... Boт ceйчac я paбoтaю c oднoй бaзoй дaнныx, нo aбcoлютнo нe
 AK> пpeдcтaвляю, кaк ee мoжнo былo бы пpиcпocoбить к нaшим нyждaм. Этo
 AK> cпeциaлиcт нyжeн...

А с какой базой, конкpетно?

                                                            Wlad.
--- Лев Абалкин, в натуре 2.51.A0901+
 * Origin: Ветер богов поднимает бурю, но он же раздувает паруса (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Птн 21 Сен 01 09:06
> [...]

 AK> Гeвopкян мeня зa Флeйшмaнa пpинял... A y Boлoдиxинa, кaк выяcнилocь,
 AK> нeт пyбликaции мaтepиaлoв c пpoшлыx Чтeний пaмяти AHC. Пocлaл к

Да уж. Беда с этими Великими Утёсами...

                                                            Wlad.
--- ВЭДРО 2.51.A0901+
 * Origin: Улыбаюсь во сне -- ну а что мне еще остается... (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Птн 21 Сен 01 09:08
 To   : Vladislav Zarya                                     Птн 21 Сен 01 18:04
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть
       БВИ вновь с Вами, Vladislav!

     19.09.29: Vladislav Zarya --> Vladimir Borisov:

 VZ>   Чего сомневаться? Его несколько раз в off-line интервью
 VZ> спрашивают: А вот Вы что думаете про форум, про такие-то в нем
 VZ> движения мысли? А БHС: форум интересный, внимательно
 VZ> присматриваюсь, а полагаю то-то и то-то...

Как интеpесно! Не могли бы Вы привести конкретную цитату?

                                                            Wlad.
--- Аптоматан хепатый 2.51.A0901+
 * Origin: Подумаешь, подстрелил пару блямб... (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Птн 21 Сен 01 09:09
> [...]

 VZ> столкновение" в этом издании варварски вырван важный смысловой
 VZ> кусок (весь хэппи-энд испортили и сюжетную линию оборвали).

Скорее всего, на польском впеpвые. Хотя какие-то и микрофильмы есть, точно.
Только кто ж их сейчас упомнит...

                                                            Wlad.
--- Лев Абалкин, в натуре 2.51.A0901+
 * Origin: Как бы это вам рассказать, чтобы не совpать? (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Птн 21 Сен 01 09:31
 To   : Anton A. Lapudev                                    Птн 21 Сен 01 18:04
 Subj : Жду мнений 1/2
       БВИ вновь с Вами, Anton!

     19.09.29: Anton A. Lapudev --> Vladimir Borisov:

 AL> Как это кто?
 AL> Лин Лобарёв. В конфе присутствует.

Тьфу на меня! Чего это я вас перепутал друг с дpугом? Надо записать, чтобы
информатор напоминал: "Пить надо меньше. Надо меньше пить".

                                                            Wlad.
--- Massaraksh 2.51.A0901+
 * Origin: Не надо лезть в бутылку добpовольно... (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladislav Zarya                     2:5020/175.2    Птн 21 Сен 01 11:42
 To   : Vladimir Borisov                                    Птн 21 Сен 01 18:04
 Subj : Koзлoвcки-3
From: "Vladislav Zarya" <zarya@baikalwave.eu.org>

Fri Sep 21 2001 09:09, Vladimir Borisov wrote to Vladislav Zarya:

> [...]

 VB>  19.09.29: Vladislav Zarya --> Vladimir Borisov:

 VB> Скорее всего, на польском впеpвые. Хотя какие-то и микрофильмы есть,

 А микрофильмы на каком?

Всех благ! Владислав

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladislav Zarya                     2:5020/175.2    Птн 21 Сен 01 11:45
 To   : Vladimir Borisov                                    Птн 21 Сен 01 18:04
 Subj : БНС и форум
From: "Vladislav Zarya" <zarya@baikalwave.eu.org>

Приветствую Вас, Vladimir!

Fri Sep 21 2001 09:08, Vladimir Borisov wrote to Vladislav Zarya:

 VB> Как интеpесно! Не могли бы Вы привести конкретную цитату?

 Пока не могу, но помню отчетливо.

Всех благ! Владислав

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Anton A. Lapudev                    2:5020/400      Птн 21 Сен 01 11:45
From: "Anton A. Lapudev" <ucb@nefteprom.com>

 VB> Это ещё почему? Нет уж, структура базы должна быть такой, чтобы никаких
 VB> "потом вручную" не было...
На самом деле - по барабану. Главное - чтобы была хоть какая. Перекодировщик
написать - дело плёвое.
 VB> А с какой базой, конкpетно?
Самое смешное, что лучше всего работать таки с МикроСофтами. Конкретно - с
аксесом. К примеру, когда я писал бэк-офис для банка, аксес был выбран именно
ввиду его интегрированности в М-Офис, и возможностью лёгкого обмена с ехелем и
вордом.
Язык я выучил ну... за неделю, наверно. Программу писал месяца два в свободное
время. Таки написал! И работает отлично. И отчёты шарашит какие хочешь, и
выборки, и данные подсасывает. Выгодно.
Впрочем, свою домашнюю базу по фантастике я в аксесе уже несколько лет веду.
Hормально.

Такая вот печаль...

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Птн 21 Сен 01 11:20
 To   : All                                                 Суб 22 Сен 01 08:28
 Subj : Koзлoвcки-18

Добрый день, веселая минутка!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
КОД КОМЕДИИ
"Трагическое (и драматическое), говорят, универсально... Ко-мическое, с другой
стороны, кажется привязанным к своему време-ни, обществу, культурной
антропологии. Мы понимаем драму глав-ного героя "Расемона", но мы не понимаем,
когда и почему японцы смеются. Требуется усилие, чтобы найти комическое в
Аристофане, и требуется больше знаний для того, чтобы смеяться над
произве-дением Рабле, нежели для того, чтобы рыдать над смертью палади-на
Орландо."5
Комическое основано на функции отсылок. Его эффект зави-сит от нашего знания
культурных, социальных или литературных кодов, привычных моделей поведения,
доминирующих или тради-ционных отношений, литературных персонажей, событий или
сти-лей. "Юмор - не для детей, марсиане, или прирожденных идиотов. Мы делимся
нашим юмором с теми, кто разделяет нашу историю и понимает нашу интерпретацию
опыта."6
Есть, впрочем, значительное количество таких случаев, когда адресация юмора
более или менее универсальна; это называется элементарным (или абсолютным)
комическим. Бодлер делил коми-ческое на "абсолютное комическое" и на
"указывающее комиче-ское". Первое он идентифицировал с гротескным созданием, не
имеющим утилитарного назначения, а второе полагал более подра-жательным, нежели
творческим. Общая теория, выдвинутая Бодле-ром, остается неясной по сей день (в
сущности, он полагал весь смех сатанинским), но его классификация комического
соотносится с бо-лее поздними экскурсами в теорию комического. Э.Керн (E.Kern)7
связывает бодлеровскую идею абсолютного комического с концепци-ей Бахтина о
гротескном творении и "амбивалентном карнавальном смехе". Абсолютный смех берет
свое начло в карнавальных празд-нествах, которые отбрасывали существующие
правила, перевора-чивaли мир с ног на голову, смешивали насмешку и триумф,
сплав-ляли восхваления и брань8. Далее, Гуревич (Gurewitch) интерпре-тирует
бодлеровский термин "абсолютное комическое" как вопло-щение иррациональности,
выворачивающей логику и отрицающей практический здравый смысл9.
-+-
5.  Eco U. The Comic and the Rule // Travels in Hypereality / Ed. U.Eco. - New
York: Hartcourt Brace Jovanovich, 1986. - P.269.
6.  Nash W. The Language of Humour: Style and technique in comic discourse. -
London; New York: Longman, 1985. - P.9.
7.  Kern E. The Absolute Comic. - New York: Columbia University Press, 1980. -
P.3-18.
8.  Baxtin M. Problems of Dostoevsky's Poetics. - Minneapolis: University of
Minnesota P., 1975. - P.164.
9.  Gurewitch N. Comedy: The Irrational Vision. - Ithaca; London: Cornell
University Press, 1975. - P.182-237.

[...]

 * Origin: И дрожащий от ужаса жасмин у виска... (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Птн 21 Сен 01 11:24
 To   : All                                                 Суб 22 Сен 01 08:28
 Subj : Pacкoпaй cвoиx пoдвaлoв

Здравия желаю, товарищ All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
[...]
Герой книги-Мартьянов-защищает диссертацию, опираясь на средства и аргументы
математической ло-гики. Его оппонент - антагонист Баскин - выступает против, не
затрудняя себя разбором исследования по су-ществу, а бросая громкие слова о
<символических вы-крутасах>, <дебрях схоластических упражнений>, <реак-ционных
извращениях>. Ссылаясь на авторитетное мне-ние <о всей этой лженауке>, Баскин
назвал известного лектора, который часто выступал от имени философии и с
удовольствием наводил порядок в вопросах современ-ного естествознания. <Hе
соответствует>, <необходимо осудить>, <решительно отмести> - было главным, чем
одаривал он своих слушателей. И недавно еще возвестил он об опасности, что
надвигается на науку вместе с но-вейшей выдумкой, под названием <кибернетика>.
Он даже пытается спекулировать на работах В. И. Ленина. Разоблачая Баскина,
автор утверждает веру в чистоту и принципиальность подлинной науки.
Выходя за границы научно-популярной и научно-ху-дожественной литературы,
представляется уместным обратиться к <сказке для научных работников младшего

возраста> - книге А. и Б. Стругацких <Понедельник на-чинается в субботу> (М.,

<Детская литература>, 1965). Здесь также ведется война против демагогии и
спекуляции в науке-черт, воплощением которых является про-фессор Выбегалло. На
аргументы своих критиков он также отвечает крикливой бессодержательной
болтов-ней: <Вы стираете... Вы всячески замазываете! Мы, ко-нечно, стираем
противоречия... между умственным и фи-зическим... между городом и деревней...
между муж-чиной и женщиной, наконец... Но замазывать пропасть мы вам не
позволим... Царские жандармы меня не за-пугали, и вы меня также не запугаете!..
Отгораживаете нашу науку от народа... Критики не любите>. Остро са-тирический,
даже гротескный образ Выбегалло помогает <научным работникам младшего возраста>
воспитать в себе иммунитет и ненависть к лженауке, в какие бы покровы она ни
драпировалась.
Долг познавательной литературы состоит также в том, чтобы формировать такие
черты, как коллективизм и интернационализм. В денном случае существенно то
обстоятельство, что наука - плод коллективных уси-лий людей, результат их
сознательной или бессознатель-ной кооперации, продукт деятельности ученых
различ-ных наций, представителей различных государств. В то же время обращение
к науке, ее истории и настоящему служит важным источником воспитания
социалистиче-ского патриотизма. Важную роль в этом отношении мо-гут сыграть
наряду с книгами, посвященными деятель-ности отечественных ученых, инженеров,
изобретателей, книги, развертывающие историческую панораму движе-ния
научно-технической мысли на протяжении длитель-ных отрезков времени и в
пределах ряда стран.
[...]

        Майзель И. Hаучно-технический прогресс и литература для детей // О лит.
для детей. - Л.,1966. - Вып. 11. - С.3-18.

--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Жду ответа, как соловей лета                            Алла, молчаливый глюк

--- Будильник "Дружба" на +/W32 1.1.1.2 камнях
 * Origin: У того, кто не прав, будет им самим вызванное бедст (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Птн 21 Сен 01 11:26
 To   : All                                                 Суб 22 Сен 01 08:28
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть

Простите за беспокойство, All, но...

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Даже Герману
<ТРУДHО БЫТЬ БОГОМ>

...Наутро город проснулся, объятый страхом. Дисциплина полная,водка подешевела.
И один из героев говорит: <Как легко дышится!>

Питерский кинорежиссер Алексей Герман начал работу над фильмом по роману
братьев Стругацких. Обещает за полтора года снять!

В ленфильмовской каморке битком народа. Дым коромыслом. Не курящий Герман в
центре клубящейся массы всматривается в фотографию неизвестной планеты
тринадцатого века... Идет первая рабочая планерка по запуску новой картины
<Трудно быть богом>.
Алексей Юрьевич замечает корреспондента <Комсомолки> и принародно заявляет:
<Это мое послед-нее интервью на до-о-олгое время!>

Когда появляются <черные>?
- Алексей Юрьевич, сила режис-сера Германа в бытоподобии, в жи-вой детали, в
правде жизни, одним словом. И вдруг вы беретесь сни-мать фантастику...
-Тридцать лет назад мы с Борисом Стругацким написали сценарий под названием
<Трудно быть богом>. Это был такой двойной мир, в нем все напоминало нашу
историю.

Сюжет простой: средневековое государство, но скорее не на Земле, а на другой
планете, и в этом государстве мелькнуло возрождение, а сейчас оно задавливается
всеми cпособами. Герой чувствует, что происходит что-то не то, он встречается с
вождем восставших, пытается ему помогать, но скоро понимает, что это
бессмысленно... Планета должна выстрадать свою историю.
А потом происходит дворцовый переворот, и все, что до тех пор было страшно,
оказывается пустяком. Потому что к власти приходит черный орден, кото-рый
погружает все в пучину инквизиции. Он за ночь переве-шал всех - бедных,
богатых. книгочеев, бандитов, баркашовцев. Наутро город про-снулся, объятый
страхом. Дисциплина полная, водка поде-шевела. И один из героев гово-рит: "Как
легко дышится!". А потом у него гибнет любимое существо, и он, как всякий
нормальный человек, начинает крутить всех и вся.
Вот такой сценарий мы на-писали.
- Сколько вам тогда было лег?
- 28. В это время советские войска вошли в Чехослова-кию, и я получил такой
Годовань: забудьте думать. Потом при-шел Горбачев, либерализа-ция, я получаю
две Госпре-мии. И вдруг выясняется, что эту картину снимает немец-кий режиссер
Флейшман в Киеве. Я написал письмо ми-нистру кино Ханжарову. Он сказал: поезжай
к Флейшману и забирай у него эту картину. Я поехал в Киев. Там, в студии,
какие-то гигантские декорации, из-за них выходит очень милый человек и говорит:
<Алексей, - о чем речь, хотите - снимайте, я буду продюсером>. Я прочитал -
сценарий и сказал, что его надо переписать. <А вот это нет, - сказал Флейшман,
- снимать надо по этому сценарию>.
Короче, я отказался. Флейшман закончил картину.
А мне Ханжаров предложил: <И ты сними. Пусть будет две карти-ны>. Дали деньги.
Мы снова нача-ли писать сценарий, и стало скуч-но. На дворе 87-й год,
перестрой-ка, радостные надежды...
- А теперь не скучно?
- Сейчас обнаружилась трагедия реформаторства, оно не радость, а горе. Нашлись
люди. которые остро ощущают это, они дали мне деньги и сказали: <Запускайся
немедленно!>. Вытяну ли, не знаю.
- Вы уже нашли места для сьемок?
 - Мы потеряли Западную Украину, Кавказ, где можно снять горский народ,
средневековый замок. Те места, которые я знаю, просто опасны - заберут тебя, а
потом будешь платить выкуп. Сережа Бодров никогда об этом не писал, но их
захватили, когда они снимали <Кавказского пленника>... Остаются Чехословакия и
Польша. Идеально было бы махнуть в Геную, но на это нет денег. Нужны мечи,
арбалеты, латы, копья, другие рыцарские доспехи. Послед ний фильм Михалкова
стоит 35 или 40 миллионов долларов, а мой - три с половиной миллиона.
<Хрусталев,  машину!>  стоил столько же.
- Сейчас вместе с вами над тем старым сценарием работает ваша жена Светлана
Кармалита?
- Старый сценарий абсолютно не годится. Он был про то, что ка-ждый советский
человек обязан быть богом и приходить на по-мощь. А сейчас это достаточно
пе-чальная история о том, что богом быть невозможно. Реформы наши погибают, и
мы можем стать уча-стниками фильма сами, потому что эти черные могут возникнуть
в любой момент.
- Когда картина будет готова?
- Мы должны ее сделать меньше чем за полтора года. Я всегда очень тщательно
готовился, а это надо сделать быстро. Зато в этой карти-не мне не надо поисков
нового ки-нематографического языка, надо сделать жесткую простую историю типа
<Проверки на дорогах>.
- Кто будет играть в новой карти-не?
- Я ведь никогда не ставил себе задачи снимать неизвестных арти-стов, пробовал
всяких. Но побеж-дали часто неизвестные - не пото-му, что они лучше, а потому,
что они искренни. Профессиональ-ный артист, даже весьма хороший, непроизвольно
вынимает выраже-ние лица из кармана. Хотя Русла-нова у меня, как правило,
выигры-вает. Болтнев выиграл у известно-го артиста Губенко, причем Губен-ко мне
сам сказал; <Бери сибиря-ка, он лучше>. Он непосредственный, и на нем был
отпеча-ток смерти. А на Гу-бенко был отпечаток того, что он стал ми-нистром
культуры.
- Актерские кино-пробы уже начались?
- Мы актеров долго ищем, потом долго снимаем, их разби-рают в другие
карти-ны... Есть такой Боря-старичок, у него огромные уши, он очень гордился,
что у нас снимается. Но потом его стали все картины хватать. Боря входил и
говорил: <Поздравьте, Алексей Юрьевич, утвердили на двенад-цать серий к
американцам>.
- ...А почему все-таки вы заявили, что это интервью - для вас послед-нее на
долгое время?
- Я не большой любитель давать интервью. У меня не было денег на <Хрусталева>,
надо было что-то делать... Сейчас это не нужно. Те-перь у нас договоренность:
вы опоздали с выплатой - я работу за-крываю. Никаких шести лет, даже трех не
будет.
- С вас хватило <Хрусталева>?
- На всю жизнь!

Через сколько лет мы увидим <Хрусталева>?
- С прошлогоднего Каннского фе-стиваля много воды утекло, но кар-тину,
показанную вами там, увидеть нигде нельзя. А ведь миллионы рос-сиян ждут!
- У фильма странная судьба. Мы вколотили в него около трех мил-лионов долларов,
но ни единого экземпляра в стране нет.
Пять с половиной месяцев нам морочили головы на <Мосфиль-ме>. А потом
признались; <Мы не умеем. Мы немножко вас обма-нули>. Оказывается, они никогда
не имели дела с черно-белым <Кодаком>. Деньги на печатание копий мне дал Hикита
Михал-ков, выделил из Фонда культуры. Из них половину упер <Мос-фильм>...
-Hеужели наше Госкино до такой степени равнодушно?
- Там свои проблемы - снимают Армена Медведева, назначают ми-нистром Голутву.
Когда Чубайс командовал частью этого государства, я ему сказал: <Hе трогайте
Медведева, у него есть не-достатки, он пьет, но Мед-ведев мудрый, держит
ки-нематографистов на том расстоянии, где они не пе-рерывают друг другу
глот-ки>.
Сейчас пришла вице-премьер Матвиенко и со-вершила поступок - убра-ла Медведева.
А дальше началось: Голутва или Арсеньев? Арсеньев заведует кино на НТВ, он
ничего не понимает в нашем де-ле...
- А какова судьба ваших старых картин на Западе?
- Этo настоящий детек-тив. Во Франции появился неизвестный человек, рус-ский,
который объявил се-бя собственником картин <Мой друг Иван Лапшин> и <Двадцать
дней без войны>. Он не разрешает показывать каналу культуры мой фильм, если ему
не заплатят 10 тысяч долларов. Пред-ставляете?! Такая же точно исто-рия в
Италии и в Японии. Я спро-сил у Голутвы, у Медведева, кто этот человек, но они
не знают!
- Но вернемся к <Хрусталеву>. Когда все же эта пленка придет из Франции, ее
ведь надо будет устра-ивать в прокат?
- Ничего не буду делать. Будем показывать ее в небольших залах интеллигенции.
Начнем со сто-лиц, потом поедем в провин-цию. Потом это пройдет по
те-левидению. <Хрусталев> наберет свое, как набрал <Лапшин>, ко-торый сначала
был никому не нужен.
- То есть все это вы уже проходи-ли?
- Hа Каннском фестивале все было точь-в-точь, как с <Лапши-ным>. Жюри ругалось,
а директор Каннского фестиваля Жюль Жакоб сказал, что это станет
кино-классикой.
<Лапшина> признали через че-тыре года, <Проверку на дорогах> - через
пятнадцать, <Двадцать дней без войны> - через полтора года.
Татьяна МАКСИМОВА.
Санкт-Петербург.

Личное дело:
ГЕРМАН Алексей Юрьевич. Родился 20 июня 1938  года. Сын писателя Юрия Германа.
Учился у Григория Козинцева . Работал в БДТ.
Сценарии фильмов создает совместно с женой Светланой Кармалитой.
Первый фильм поставил в 1965 году. Он назывался "Рабочий поселок". С тех пор
снял еще почти пять фильмов (почти - потому что последний проект "Хрусталев,
машину!" после многих лет работы все еще не завершен).
Наиболее известные картины - "Мой друг Иван Лапшин" и "Проверка на дорогах"
(много лет пролежавшая "на полке"). В советское время испытывал постоянные
сложности в отношениях с властью. Впрочем, и при нынешней демократии успел
поссориться с олигархом Гусинским по поводу премии НТВ, которую ему сначала
торжественно вручили, а потом тихо не выплатили.

[Подписи к фотографиям:]
Этот малыш - будущий Адольф Гитлер. Он тоже мечтал быть богом. За ним тоже шла
толпа...

Алексей Герман: сюжет отличный. И не из пальца высосан!

        Герман А. Даже Герману "Трудно быть богом" / Беседовала Т.Максимова //
Комсомольская правда (М.). - 1999. - 27 февр. - С.12.

--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Пoкa,                                                   Алла, молчаливый глюк

--- Была бы я молчаливым глюком, да вот GoldEd+/W32 1.1.1.2 мешает...
 * Origin: Когда настанет восьмая луна, будет несчастье (2:5020/1941.61)