 Msg  : 827 из 1530                         Snt Loc Scn
 From : Yuri Zubakin                        2:5010/30.47    Вск 07 Окт 01 18:04
 To   : All
 Subj : "Поселок на краю галактики" А. и Б. Стругацких
        Здравствуйте, All!

    "Уже сегодня Фонд может предложить клубам сборники Кира Булычева "Гусляр в
Космосе, или Глубокоуважаемый микроб" и Г. Каттнера "Механическое эго". Вскоре
будет выпущено подарочное издание А. и Б. Стругацких "Отягощенные злом или
Сорок лет спустя", а также сборник этих же авторов "Поселок на краю
галактики"."
    (Иванов Г. Книги - почтой // Заветы Ильича (Волоколамск).- 1989.- 23 сент.-
С. 4).

                C уважением, Yuri

... Громозексуализм
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 828 из 1530                         Snt Loc Scn
 From : Yuri Zubakin                        2:5010/30.47    Вск 07 Окт 01 18:06
 To   : All
 Subj : Полдень, XXII век
        Здравствуйте, All!

    Из статьи о свердловском КЛФ "Радиант":
    "Заходишь в клуб - и словно попадаешь в другой мир. Обе стрелки больших
круглых электрических часов над входом навсегда сомкнулись на 12-ти. "Полдень,
XXII век" - написано под часами."
    (Исангазин М. "Полдень. XXII век" // Вологодский комсомолец (Вологда).-
1984.- 13 янв.- (  6 (5732)).- С. 4).

                C уважением, Yuri

... Буратино наносит ответный удар
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 829 из 1530                         Snt Loc Scn
 From : Yuri Zubakin                        2:5010/30.47    Вск 07 Окт 01 19:27
 To   : All
 Subj : Инициалов А. Осень патриарха?: А. Н. Стругацкому - 65 лет (1990)
        Здравствуйте, All!

    Кто-нибудь знает, в каком украинском городе выпущена эта газета? Адреса
редакции нет, указано лишь: "Орган парткома, профкома, комитета ЛКСМУ и
администрации НПО "Ротор".

    Инициалов А. Осень патриарха?: А. H. Стругацкому - 65 лет // Ротор (НПО
"Ротор").- 1990.- 1 сент.- (  35 (135)).- С. 3.

    ОСЕНЬ ПАТРИАРХА?
    А. H. Стругацкому 65 лет

    "...Слушайте, книги, а вы знаете, что вас больше, чем людей" Если бы все
люди исчезли, вы могли бы населять землю и были точно такими же, как люди.
Среди вас есть добрые и честные, мудрые, многознающие, а также легкомысленные
пустышки, скептики, сумасшедшие, убийцы, растители детей, унылые проповедники,
самодовольные дураки и полуохрипшие крикуны с воспаленными глазами. И вы бы не
знали, зачем вы. В самом деле, зачем вы?" ("Улитка на склоне").

    Из интервью. А Стругацкий: Первая наша вещь не была фантастической. Дело
обстояло так. В 1953 году американцы взорвали атомную бомбу над одним из
островов атолла Бикини. Радиоактивная пыль накрыла шхуну с японскими рыбаками
"Счастливый дракон". Бедные невежественные рыбаки решили, что на них сыпется
пепел горящего неба, считали это доброй приметой, собирали его... Разразился
огромный международный скандал. Рыбаки были уложены в госпиталь, их пытались
лечить, но знали о лучевой болезни в то время еще слишком мало... Я в это время
служил на Дальнем Востоке и по долгу службы имел дело с прессой США, Японии и
других стран. Зарубежные газеты были наполнены сообщениями о трагедии шхуны.
Нам показалось, что все это - готовый сюжет. Я и мой покойный ныне друг Лев
Петров написали об этом, повесть "Пепел Бикини", она была издана в журнале
"Дальний Восток", затем - в "Юности" и вышла в Детгизе. ("Заря молодежи",
Саратов).
    С тех пор прошло много лет и братья Аркадий и Борис Стругацкие стали
всемирно известными фантастами. Их книги "Пикник на обочине", "Понедельник
начинается в субботу", "Гадкие лебеди", "Сказка о Тройке", "Улитка на склоне"
прочно заняли место в современной культуре. Но случилось это не вдруг. Так,
"Сказка о Тройке, этот острейший памфлет, направленный " против бюрократии и
связанных с ней бед появился в 1966 году в альманахе "Ангара", затем долгие
годы ходил в самиздатовских списках, и лишь в 1987 году его полный вариант был
опубликован журналом "Смена. Двадцать лет ждала своей публикации книга "Гадкие
лебеди", столько же - "Улитка на склоне. Роман "Град обреченный" опубликован
через девятнадцать лет после написания. В этом Стругацкие разделили судьбу
всего самого талантливого, что было в нашей культуре и что усилиями правящего o
класса скрывалось от народа. О действенности и актуальности произведений
братьев Стругацких, о силе их предвидения можно судить хотя бы по тому факту,
что работающих в зоне чернобыльского реактора во время ликвидации последствий
аварии называли сталкерами (ходоки в Зону из "Пикника на обочине").
    Из интервью. А Стругацкий: Нас интересует "научно-технологическая
фантастика" жюльверновского плана, в своих книгах мы не занимаемся
научно-техническим прогрессом или охраной окружающей среды, хотя и я, и мой
брат являемся активными сторонниками тех, кто непосредственно занят этой
охраной среды. Мы занимаемся вопросом морально-этического выбора...
    На "этом, по сути, построены все произведения Стругацких.
    Они решают общечеловеческие вопросы. Проблема выбора характерна вообще для
мировой литературы. А уж какие приемы для этого избрать - дело автора. В
последнее время раздаются голоса, что-де Стругацкие утратили свое
оптимистическое видение будущего, перестали быть оптимистами, не верят в
возможности человека и наступает, так сказать, "осень патриархов".
Действительно, в последних произведениях Стругацких человек не предстает таким
безоблачно-прогрессивным существом. Да и сам Аркадии Стругацкий, отвечая на
вопрос, какими могут быть гарантии необратимости перестройки, ответил: "Я таких
гарантий не знаю..." Потому что эволюция, точнее - деградация хрущевского
прообраза "перестройки" сделала лично меня пессимистом".
    ("УС", Свердловск).
    По признанию Аркадия Натановича, раньше они описывали общество, в котором
они хотели бы жить, теперь - общество, которого они боятся. Для этого есть все
основания.
    И тем не менее творчество Стругацких в высшей степени оптимистично. Просто
оптимизм этот не розовый, не бездумный, а опирающийся на знание всей сложности
человеческой жизни. Хочется верить, что до осени патриархам советской
фантастики еще далеко.

    А. ИHИЦИАЛОВ.

                C уважением, Yuri

... Фантастика - это хорошо
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 830 из 1530                         Snt Loc Scn
 From : Yuri Zubakin                        2:5010/30.47    Вск 07 Окт 01 20:39
 To   : All
 Subj : Мамаев Л. Что такое НИИЧАВО? (1982)
        Здравствуйте, All!

    Мамаев Л. Что такое НИИЧАВО? // Машиностроитель (Петрозаводск).- 1982.- 13
окт.- С. 4.

    ЧТО ТАКОЕ НИИЧАВО?

    Дворец культуры и техники "Машиностроитель". В фойе необычный указатель в
виде вытянутой руки с подписью "фанталюбы", направляющий нас в уютную гостиную.
На двери эмблема клуба любителей фантастики "НИИЧАВО". Последуем и мы вслед за
гостями и хозяевами клуба.
    Гостиная встречает нас тихой музыкой. На стенах - карикатуры на
околофантастические темы, веселые афоризмы. На столиках вместо меню - устав
клуба. Сегодня здесь очередное заседание. Все занимают места. Появляются
ведущие, чтобы объявить программу заседания.
    Этим ритуалом уже четыре года начинаются встречи в клубе любителей
фантастики, объединяющем людей разных возрастов и профессий, в основном,
петрозаводскмашевцев. Как же проводят они здесь свое свободное время?
    В сезоне 1981/82 годов гостями клуба были писатели-фантасты Ольга Ларионова
и Андрей Балабуха, рассказавшие о творчестве своих коллег -
писателей-ленинградцев и о направлениях развития современной советской
фантастики. "Инженер и фантастика" - тема разговора, который состоялся на
встрече с преподавателями ленинградского университета научно-технического
творчества С. Литвиным и Б. Злотиным.
    Несколько раз гостем клуба был известный карельский поэт и писатель Ю.
Линник. Члены клуба познакомились с творчеством художников-космистов группы
"Амаравелла" - Черноволенко и Сардана, увидели прекрасный цветомузыкальный
фильм "Маленький триптих" на музыку С. Свиридова. Поэт прочел свои стихи на
темы фантастики.
    Обсуждались в клубе и научные проблемы. Наибольший интерес вызвал рассказ о
шестнадцатых Циолковских чтениях в Калуге, с которым выступила преподаватель
Петрозаводского университета Л. Королева. Незабываемое впечатление осталось у
членов клуба и от встречи с Е. Нееловым, доцентом ПГУ, который рассказал об
исторических корнях фантастики, лежащих в устном народном творчестве.
Своеобразным красочным эпиграфом послужил мультфильм "Синяя шапочка", созданный
студией "Орбита" при Дворце культуры и техники "Машиностроитель".
    Недавно клуб "НИИЧАВО" установил связи с клубами любителей фантастики в
других городах страны. Их немало. В адрес клуба пришло 14 писем от "братьев по
разуму". Оказывается, в стране действуют около 30 клубов, подобных нашему.
География их очень обширна - от Мурманска до Владивостока, и все они мечтают о
более тесных контактах и координации деятельности.
    Деятельность клубов, в том числе и нашего, широка и "многообразна.
Например, сейчас членам "НИИЧАВО" предстоит участвовать в обсуждении
научно-фантастических фильмов, выдвинутых на соискание Государственных премий
1982 года. Это "Приключения Электроника", "Через тернии к звездам" и "Тайна
третьей планеты". Совет нашего клуба наметил организовать их просмотр на одном
из ближайших заседаний.
    Все существующие объединения любителей фантастики подразделяются в основном
на писательские и читательские, но часто бывает, что среди читателей появляются
люди, пробующие писать фантастику. Не устояли перед этим искусом и члены клуба
"НИИЧАВО". На одном из заседаний выступят наши авторы.
    Итак, сезон открыт. Всех, кто любит фантастику, хочет узнать что-то новое в
этой области, желает поделиться своими мыслями с другими, интересно провести
время, мы приглашаем в наш клуб.
    Хотя сообщения о нем уже появлялись на страницах "Машиностроителя", не все,
наверное, знают, почему наш клуб зовется "НИИЧАВО", Так называлось одно научное
учреждение в знаменитой повести-сказке братьев Стругацких "Понедельник
начинается в субботу". А мы дали свою расшифровку. "HИИЧАВО" значит: "Надо
искать, изучать, читать, анализировать, выдумывать, обобщать!". Это - девиз
нашего клуба. Если вы, читатель, с ним согласны, просим принять участие в
ближайшем заседании клуба, которое состоится во Дворце культуры и техники 29
октября.

    Л. МАМАЕВ,
    заместитель директора ДКиТ, вице-президент клуба любителей фантастики
"HИИЧАВО".

    Вверху - юмористический вариант гостиной клуба. Такой ее видит наш художник
Сергей Аркавин, работник HИИЦмаша.

 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Птн 05 Окт 01 07:18
 To   : Vladimir Borisov                                    Пон 08 Окт 01 20:10
 Subj : Чтeния пaмяти AHC

Пpивeт, Vladimir!

Kaк-тo нa дняx (02 Окт 01) Vladimir Borisov пишeт к Alla Kuznetsova...

 VB> Угум. Да скопируйте, если сочтете интеpесным. Токмо пиратам не давайте
 VB> :)

Бoльшoe cпacибo. Дa я Глюк тиxий, зaкoнoпocлyшный... C пиpaтaми нeзнaкoмый...
Toлькo вoт лeнивый - кaк двe швaбpы! Или дaжe кaк тpи...
Сайонара                                                Алла, молчаливый глюк

--- Без Vladimir жизнь не та, люблю, привет от ЛИАНТА+/W32 1.1.1.2
 * Origin: С трепетом блюди середину - счастье (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Птн 05 Окт 01 07:24
 To   : Vladimir Borisov                                    Пон 08 Окт 01 20:10
 Subj : Интepвью БHC

I'm very glad to see You, dear Vladimir!

Однажды было послано сообщение от Vladimir Borisov к Alla Kuznetsova:

 VB> Разве? Вот я уж и не помню. И журнала под рукой нет...

У мeня тoжe нeт... Ho пoмнитcя, чтo былa...
Kcтaти, o "Tpoпe тaйкepa": звoнoк Л.Aшкинaзи в cпpaвoчнyю Bopoнeжa выявил
oтcyтcтвиe в дaннoм гopoдe П.Иcкpы...
Дaльнeйшиe идeи пo пoиcкy ceй библиoгpaфичecкoй peдocти пpинимaютcя...
Честь имею кланяться                                    Алла, молчаливый глюк

--- Письмо неясного содержания, написанное с помощью GoldEd+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Благоприятно иметь, куда выступить (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Птн 05 Окт 01 08:20
 To   : Vladimir Borisov                                    Пон 08 Окт 01 20:10
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть. Cтpaннaя. Чacть 5

Пpивeт тeбe, Vladimir!

По агентурным данным, Vladimir Borisov писал 02 Окт 01 к Alla Kuznetsova:

 VB> Общую. Но она всё вpемя пеpеделывается, и некоторые нужды всё-таки не
 VB> обеспечивает...

Hy, идeaл вce paвнo нeдocтижим... A кaкиe нyжды oнa oбecпeчивaeт?

C yвaжeниeм,                                            Алла, молчаливый глюк

--- Дубль+/W32 1.1.1.2, сложный, многопрограммный, самообучающийся
 * Origin: Царь приближается к обладателям храма (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Птн 05 Окт 01 08:40
 To   : All                                                 Пон 08 Окт 01 20:10
 Subj : Koзлoвcки-31

Конничива, All-сан!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Пародия Стругацких многозначна, она одновременно превоз-носит и критикует
"модель". Образ пушкинского "ученого кота", выраженный в классической
стихотворной форме, - образ идеаль-ного барда или поэта, элегантного и
контролирующего свое искус-ство. В противопоставлении с решительно чрезмерным
образом склеротического, с трудом работающего, неудачливого, раздражен-ного
кота Василия пушкинский грациозный и спокойный кот-поэт одновременно и достоин
восхищения, и мягко высмеивается. Воз-можно также прочесть в пародийной
переделке Стругацкими пуш-кинского текста "сатирическую направленность,
нацеленную, впро-чем, не на модель, а на высмeивание современных oбычаев и
полити-ки"5. Неискусный, претенциозный интернационалист-полиглот кот Василий
таким образом становится воплощением печального поло-жения современного
советского поэта, а его запутанные, неокон-ченные истории и провалы в памяти
являются метафорой упадка и нищеты советского творчества, заведенного в тупик
неверной лите-ратурной доктриной (методом Василия является тщетное " Труд, труд
и труд, - сказал он. - Только труд!") и задавленное государст-вом и
самоцензурой (многочисленные незаконченные слова и пред-ложения у кота). Тогда
становится очевидно, что мягкий сатириче-ский код также введен Стругацкими в
текст, наряду с комическим и пародийным кодами6.
Комические акронимы (НИИЧАВО, ИЗНАКУРНОЖ, КОТ) выявлят свои сатирические коды,
когда отсылают к широкому ис-пользованию аббревиатур и акронимов в повседневной
жизни, а особенно в жизни советского человека, и загрязнению ими русского языка
после Октябрьской революции:
"В ХХ веке сокращения распространились по всему земному шару как ответ на
ускорившийся темп жизни, на развитие техноло-гий и ставший более схематическим,
почти патематическим, язык. (В Советском Союзе) новые названия государственных
институтов были в основном сложными, длинными и использоались для снаб-жения
политическими эпитетами... Произносить их правильно было трудно, но необходимо,
в результате чего были изобретены сонмы акронимов и аббревиатур... Для обычного
русского языка все это изначально звучало как отдельный бессмысленный язык,
лишенный значения, но скрывающий в себе нечто магическое и зловещее:
оп-ределенные буквы угрожали жизни, а другие конституировали ее основы, подобно
неким магическим формулам реальности."7
-+-
5.  Это часть определения пародии Х.Маркевичем (H.Markiewicz), рассматриваемого
мною во Введении.
6.  Byron Lindsey. On the Strugackij Brothers' Contemporary Fairytale: Monday
Begins On Saturday // The Su-pernatural In Slavic And Baltic Literature: Essays
In Honor Of Victor Terras. - Columbus, 1988. - P.298. "Но, пародируя
традиционный русский фольклор, особенно его пушкинскую интерпретацию,
произведение наплавляется на сатиру, скрытую в подтексте... кот ничего не
помнил более чем наполовину... Похоже, что это подразумевает упадок
национальной памяти и ее устной традиции в целом, поскольку пушкин-ский кот
символизирует собой весь русский фольклор."
7.  Sinyavsky A. Soviet Civilization: A Cultural History. - New York: Arcade
Publishing, 1990. - P.192-193.

--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Сайонара                                                Алла, молчаливый глюк

--- Без All жизнь не та, люблю, привет от ЛИАНТА+/W32 1.1.1.2
 * Origin: И дрожащий от ужаса жасмин у виска... (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Птн 05 Окт 01 09:26
 To   : All                                                 Пон 08 Окт 01 20:10
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть

I'm very glad to see You, dear All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
[...]
19:10:11 [SK] Фукс, известно, что Хайнлайн не шибко любил свои ранние вещи под
старость... Лем опять же... АБС...
19:10:32 [Oldie1] SK: Свое творчество нам нравится. Говорим это без ложной
скромности. Если бы не нравилось - мы бы постыдились это публиковать. Но нам не
стыдно! :-) А авторов любимых много, причем далеко не только фантастов: Басе,
Ремарк, Булгаков, Эренбург, Желязны, Стругацкие, Гоголь, Чехов, МакКаммон,
Пушкин, Лермонтов, Говард, Дашков, Лукин... Еще сотни три перечислить?
[...]

Олди Г.Л. Чат: Ответы на вопросы // Фантаст (М.). - 2001. -   2. - С.12.
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Счастливо, пойду еще кому-нибудь приглючусь             Алла, молчаливый глюк

--- Письмо неясного содержания, написанное с помощью GoldEd+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Что нужно (для жертвоприношения?) - и двух (вместо  (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 836 из 1530 +845                    Scn
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Птн 05 Окт 01 09:39
 To   : All                                                 Пон 08 Окт 01 20:10
 Subj : Pacкoпaй cвoиx пoдвaлoв

Товарищ All, разрешите обратиться!?

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
[...]
Любителям фантастики знакома повесть "Понедельник начинается в субботу" (1965)
- веселый, искрящийся остроумием гимн Hауке. Но мало кому была известна другая
повесть братьев Стругацких, опубликованная три года спустя в сильно сокращенном
варианте в иркутском журнале "Ангара" - "Сказка о Тройке". Здесь мы встречаем
тех же героев, что и в "Понедельнике...", но ситуации, в которые они попадают,
заставляют авторов перейти на язык памфлета, злейшей сатиры. Да иначе и нельзя
писать об одном из опаснейших врагов социализма, по поводу которого XIX
Всесоюзная конференция КПСС приняла резолюцию "О борьбе с бюрократизмом".
Повесть после публикации 1968 года была старательно ошельмована критикой, а
редактор "Ангары" и авторы имели неприятности... Прочтите полный вариант
"Сказки о Тройке", впервые увидевший свет почти двадцать лет спустя ("Смена",
1987 г.,   11-14). Подумайте над повестью, познакомьтесь с иллюстрациями
И.Гончарука и поймете, почему же повесть была подвергнута остракизму.

        Сметанин А. Фантастика-87: Библиографический обзор // Артемовский
рабочий (Артемовский, Свердловск. обл.). - 1988. - 30 июля. - С.2.
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Сайонара                                                Алла, молчаливый глюк

--- Транслятор двухходовой +/W32 1.1.1.2 Китежградского завода маготехники
 * Origin: Чем шире рот, тем чеширей кот (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Суб 06 Окт 01 13:47
 To   : All                                                 Пон 08 Окт 01 22:03
 Subj : Koзлoвcки-32

Конничива, All-сан!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
3.Русалка.
Другое волшебно-сказочное существо, с которым встречается Привалов в начале
своего пребывания в Музее, - русалка. Он выхо-дит наружу и стоит под большим
дубом, наблюдая, как кот лезет на дерево. Вскоре его радражает какой-то мусор,
сыплющийся на него с дерева. И только вернувшись в комнату, он замечает, что
мусором этим была рыбья чешуя. На следующее утро он видит даже рыбий хвост,
свисающий с дерева: " нижней ветки дуба свешивался мок-рый серебристо-зеленый
акудий хвост. Хвост тяжело покачивался под порывами утреннего ветерка" (27).
Ранее - говорящий кот, а те-перь и рыба на дереве потрясают воображение
Привалова. Все еще размышляя, не является ли происходящее просто сном, Привалов
во внутреннем монологе пытается объяснить рационально необычную ситуацию:
"У меня было несколько вопросов к коту Василию, да и ру-салка, живущая на дубе,
представляла определенный интерес, хотя временами мне казалось, что она-то мне
все-таки приснилась. Я ни-чего не имею против русалок, но не представляю себе,
как они мо-гут лазить по деревьям... Хотя, с другой стороны, чешуя?.." (30)
В Привалове как персонаже пересекаются два дискурса. Как волшебно-сказочный
герой, Привалов принимает существование русалок. Он смотрит на окружающее его
волшебство как на нечто обычное, обладающее своей собственной логикой8. В то же
самое время, как ученый из Института, он выражает сомнение в способ-ности
русалок лазать по деревьям и пытается объяснить этот фено-мен рационально. Для
читателя, знакомого с русским фольклором, такие сцены не являются слишком
странными, несооответствую-щими, но они выглядят очень смешными при
рассмотрении в непо-хожем дискурсе9. Тот факт, что Привалов полагает
проблематич-ным нахождение русалок на дереве, показывает, что он не очень
хорошо знаком с фольклорной традицией, что умаляет некоторые его качества как
героя волшебной сказки. На самом деле, Привалов - герой научной фантастики,
составленный из элементов "реалистического" героя и героя волшебной сказки, и
эти два кон-фликтующие плана комически сведены в нем вместе. Читатель мо-жет не
разделять позиции Привалова, и таким образом, по струк-турной иронии, серьезное
поведение героя приводит к результатам, прямо противоположным приваловским
намерениям, поскольку чи-татель полагает образ мысли и серьезность Привалова
забавными и смешными10.
-+-
8.  1.Lьthy M. Once Upon a Time / Tr.L.Chadeayne, P.Gottwald. - New York:
Fredrick Unger Publishing Co., 1970. - P.142. "[Герой волшебной сказки] не
размышляет над загадочными силами или над тем, откуда появились его помощники.
Все кажется ему естественным и он пользуется помощью, зачастую зарабо-танной не
знанием." 2.Hеелов Е.М. Волшебно-сказочные корни научной фантастики. - Л.:
Изд-во Лени-градского ун-та, 1986. - С.38. "С точки зрения героя - мир сказки -
вполне обыкновенный, нормальный мир, в котором есть своя логика. Точка зрения
героя изнутри и точка зрения слушателя снаружи диа-метрально противоположны.
Именно отношение к сказочному миру изнутри как не чудесному и создает
возможность "сплетения фантастики с бытовым материалом". Это сплетение
фантастики и быта также участвует в создании иллюзии достоверности".
9.  Ильина H. Изгнание норманновъ: очередная задача русской исторической науки.
- Парижъ, 1955. - С.149. "Русалка можетъ жить и въ лесу, далеко от воды, но
чаще всего, выходя на берегъ, она взбирается на плакучую иву или березу и
качается на ветвяхъ, обмываемыхъ речною струей."
10.  Muecke D.C. Irony. - Methuen & Co Ltd., 1970. - P.34. "Комический элемент
выглядит неотъемлемым от формальных свойств иронии: базового противоречия или
несоответствия в сочетании с естественной или намеренной неосведомленностью."

--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Cчacтливo                                               Алла, молчаливый глюк

--- Транслятор двухходовой +/W32 1.1.1.2 Китежградского завода маготехники
 * Origin: Плотные тучи - и нет дождя (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Суб 06 Окт 01 13:57
 To   : All                                                 Пон 08 Окт 01 22:03
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть

Товарищ All, разрешите обратиться!?

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Бор А. Право на вопрос по <вопросу права>: [Рец. на кн.: Громов А. Вопрос
права. - С.: АСТ, 2000] // Фантаст (М.). - 2001. - Вып.4. (10  авг.). - С.18.

Александр Громов - самый мрачный писатель-фантаст последнего десятилетия
прошлого века. Верный ученик и последователь Стругацких, он пишет книги, в
которых не оставляет человечеству никаких шансов. И отнюдь не потому, что
Александр Громов - мизантроп до мозга костей. Скорее, наоборот: он любит и
человечество, и отдельного человека. Можно даже сказать - по-гоголевски жалеет
его (человечество), такое сирое и убогое, не приспособленное к нормальной
(человеческой) жизни.
[...]
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

В таком вот аксепте                                     Алла, молчаливый глюк

--- Без All жизнь не та, люблю, привет от ЛИАНТА+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Обладателю правды - изначальное счастье. Хулы не бу (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Суб 06 Окт 01 14:02
 To   : All                                                 Пон 08 Окт 01 22:03
 Subj : Pacкoпaй cвoиx пoдвaлoв

Пpивeт, All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
[...]
Именно это богатство действительной жизни все чаще при-влекает к себе внимание
советских писателей-фантастов. Все меньше интересуют их лишь внешне необычные
космические приключения, кибернетические роботы, машины времени. Все ча-ше и
чаще они убеждаются в том, что удивительное и необыч-ное можно найти не только
в космических далях, в математи-ческих дебрях кибернетики, в таинственных
просторах простран-ства - времени, но и в песчинке под нашими ногами, в капле
воды, а главное, в нас самих.
В этом отношении, бесспорно, самым сложным и интерес-ным произведением сборника
следует считать удивительно изящ-ную, остроумную повесть братьев Стругацких
<Суета вокруг дивана>. Основную идею этой вещи в двух словах можно было бы
выразить так: <Удивительное рядом>. Hесмотря на всю не-обычность, сказочную
фантастичность этой повести, она самым тесным образом связана с проблемами
нашей сегодняшней жизни.
В самом деле, быстрые успехи современной науки, голово-кружительный прогресс
техники с каждым днем опережают все больше и больше нашу способность
осмысливать научные и тех-нические достижения. Мы привычно крутим настройку
радио-приемника, не подозревая о тех удивительных и таинственных процессах и
силах, которыми управляем. Мы входим в салон воздушного лайнера, занятые мыслью
лишь о том, кто будет нас встречать на аэродроме. Мы привыкаем к необычному, не
вду-мываясь в его суть и не осмысливая его. Конечно, один человек не может
понимать и знать всего. Какими-то вещами мы все равно вынуждены пользоваться,
принимая их такими, как они есть. Но главное в другом: мы привыкли быстро
привыкать, не интересоваться, не удивляться тем чудесам, которые нас окру-жают.
Эту тенденцию больше ста лет назад заметил еще А. И. Гер-цен, когда техника
только начала широко входить в жизнь. <Святой отец прислал по электрическому
телеграфу свое благословение новорожденному императорскому принцу,- через два
часа после разрешения императрицы французов>. В этой фразе из газет есть что-то

безумное>, - писал Гер-цен в 1858 году. А в 1961 году один из пассажиров,

летевший на <ИЛ-18>, с недоумением сказал своей собеседнице: <Черт знает что!
Вылетел из Риги и через полтора часа был уже в Москве у родственников, которых
не видел лет пять. Вошел. даже не поздоровавшись, как будто был у них сегодня

утром>.

Повесть Стругацких - этот удивительный синтез сказочных химер с самой что ни на
есть современной обстановкой - в наи-более острой форме показывает это
противоречие между вещью, как мы ее привыкли видеть, и вещью, как она есть, со
всеми ее сложностями и чудесами, которые скрыты от нас привычкой. В небе
привычно жужжит вертолет, а герой повести ошалело смотрит на говорящую щуку,
высунувшуюся из бадейки. А ведь, в сущности, привычный вертолет не менее
удивительное, слож-ное и необычное зрелище, чем говорящая щука и другие
сказоч-ные обитатели повести Стругацких.
[...]

        Смирнов Г. Фантастика, 1964 год: От сост. // Фантастика, 1964 год. -
М.,1964. - С.3-10.
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Засим низко кланяюсь                                    Алла, молчаливый глюк

 From : Anton A. Lapudev                    2:5020/175.2    Пон 08 Окт 01 09:45
 To   : Alla Kuznetsova                                     Пон 08 Окт 01 22:03
 Subj : Пocлaниe oт Лaпyдeвa
From: "Anton A. Lapudev" <ucb@nefteprom.com>

Вообще-то от Флейшмана...

Такая вот печаль...

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Anton A. Lapudev                    2:5020/175.2    Пон 08 Окт 01 09:51
 To   : Alla Kuznetsova                                     Пон 08 Окт 01 22:03
 Subj : Тропа тайкера
From: "Anton A. Lapudev" <ucb@nefteprom.com>

 AK> Kcтaти, o "Tpoпe тaйкepa": звoнoк Л.Aшкинaзи в cпpaвoчнyю Bopoнeжa выявил
 AK> oтcyтcтвиe в дaннoм гopoдe П.Иcкpы...
 AK> Дaльнeйшиe идeи пo пoиcкy ceй библиoгpaфичecкoй peдocти пpинимaютcя...
Вообще то пути ещё два.
1) Звонок в писательскую организацию г. Воронежа.
(Таким образом журналом "НиЖ" были вычислены пензенские писатели... но это уже
другая история).
2) Звонок опять-таки в справочную с выявлением координат издательств либо
типографий Воронежа.
(Таким образом мной был вычислен московский писатель... но это уже совсем
другая история).

Такая вот печаль...

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Вск 07 Окт 01 09:29
 To   : All                                                 Пон 08 Окт 01 22:03
 Subj : Koзлoвcки-33

Простите за беспокойство, All, но...

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Привалов принимает за данность существование русалок; все, что его удивляет, -
это их способность лазать по деревьям. Это не-соответствие может быть комически
связано. если читатель, сомне-ваясь, что все это было сном, предположит, что в
данной ситуации русалки не было. Был только кот, затащивший рыбу на дерево,
что-бы съесть. Но если там была русалка, то кот ел именно ее (или уха-живал за
ней). Позже в тексте Привалов, не вдаваясь в подробно-сти, замечает, что кот
Василий собирается жениться: "Кот Василий взял весенний отпуск - женится"
(173). Когда эта новость, комичная сама по себе, связывается с эпизодом в
начале сказки, ночные по-хождения Василия обретают смысл и еще большую
комичность.
Если мы вспомним также и эпиграф - анекдот из начала кни-ги о рыбе на дереве,
мы испытаем комическое чувство неожиданно-го соотношения с ночными
приключениями Привалова:
"Учитель: Дети, запишите предложение: "Рыба сидела на де-реве".
 Ученик: А разве рыбы сидят на деревьях?
 Учитель: Hу... Это была сумасшедшая рыба." (5).
Анекдот подчиняется очень строгим правилам, а детям труд-нее подчиняться
правилам, нежели взрослым. В этом отношении, дети "портят удовольствие". Они
склонны не подчиняться "правилам игры". Это неподчинение", это варьирование
учитель-ского сценария производят комический эффект. Этот эпиграф как раз
следует заглавию книги, являясь не просто обычным анекдотом, комическим самими
по себе, но и "корневой шуткой"11, еще более усиливающей фантастический и
комический характер повествова-ния. Действительно, этот анекдот также
представляет очень важный ключ и стартовую точку для развития главного
комического мотива и эстетического шаблона, основанного на цепи комических
эффек-тов, связанных с рыбой. ПНВС - не набор анекдотов. Фактически, этот
анекдот относится к совершенно другому типу дискурса, ос-тавляющего
определенное напряжение от нерешенного анекдота. Это напряжение привязывает его
к остальным несоответствиям, по-являющимся позже в повествовании, таким,
например, как случай с Приваловым, увидевшим рыбу на дереве, и тот самый его
вопрос: "Как они могут лазить по деревьям?.." (30). В контексте анекдота случай
с Приваловым следует фантастической логике, предложен-ной на пороге сказки
содержанием анекдота. И это сходство сопро-вождается заметными комическими
различиями. Детям говорят о рыбе на дереве, в то время как Привалов думает, что
на дереве - ру-салка (полу-рыба, полу-женщина), и он видит только хвост ее.
Анекдот, странное зрелище и размышления Привалова вместе со-ставляют отношение
in praesentia. Три этих сцены составляют большую тематическую единицу,
характеризирующуюся оппози-циями и гармонией, но в основном градацией, то есть
усилением комического эффекта.
-+-
11.  Nash W. The Language of Humour: Style and technique in comic discourse. -
London; New York: Longman, 1985. - P.68. "В комедии есть предложения, не
являющиеся шутками в формальном смысле, но у них есть определенные качества
шутоу. Они являются важными элементами струтуры комического повествова-ния и
комментируют весь текст. Такие предложения могут быть названы "корневыми
шутками" - обрам-ляющими устройствами комического повествования".
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Честь имею кланяться                                    Алла, молчаливый глюк

--- Без All жизнь не та, люблю, привет от ЛИАНТА+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Хулы не будет (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Вск 07 Окт 01 09:46
 To   : All                                                 Пон 08 Окт 01 22:03
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть

Здравствуйте, All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Нижник В. Апокалипсис сегодня: [Рец. на кн.: Дяченко М., Дяченко С.
Армагед-дом. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000] // Фантаст (М.). - 2001. - Вып. 2 (15
марта). - С.14.

Роман "Армагед-дом" обладает многими неоспоримыми достоинствами, несмотря на
то, что в нем отчетливо просматривается влияние братьев Стругацких (хотя по
сравнению с недостатками других фантастических произведений это не самый
большой грех). В первую очередь любопытен сюжет - простой, но интересно
закрученный. Hекая высшая сила или цивилизация надела на человечество
"намордник", когда оно вышло в космос и затеяло опасные игры с атомной
энергией. Регулярно, с периодичностью в двадцать с лишним лет, на планете
происходит апокалипсис - извергаются вулканы, мощные ураганы сметают с лица
земли города, из моря выходят гельфы - плотоядные личинки неких дальфинов - и
пожирают все живое. Однако вблизи населенных пунктов открываются особые,
возникающие как бы сами по себе ворота, куда люди могут войти и пережить
катаклизм (непонятно где и непонятно как - об этом авторы умалчивают, впрочем,
оно и неважно).
[...]

--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Сайонара                                                Алла, молчаливый глюк

--- Жуткое додревнее заклинание: GoldEd+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Указано свидание с великим человеком (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Вск 07 Окт 01 09:50
 To   : All                                                 Пон 08 Окт 01 22:03
 Subj : Pacкoпaй cвoиx пoдвaлoв

Простите за беспокойство, All, но...

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
        Белоусов А. Забывая о социальной обусловленности // Лит. газ. (М.). -
1969. - 22 окт. - С.6.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ черты советской фантастики - в ее неразрывной связи с живой,
сказочно меняющейся действительностью, с глубокой верой в преобразующую силу
разума. Фантастика открыва-ет новые горизонты перед юными читателями, увлекает
их романтикой неизведанно-го, прививает активно-действенное отношение к жизни.
<Hет фантазии, - говорил Горький, - в основе кото-рой не лежала бы
реаль-ность>. Реалистическая осно-ва фантастики - непремен-ное условие, без
которого невозможен подлинный успех произведения, созданного в этом жанре.
С вниманием слежу я за обсуждением проблем научно-фантастической литературы в
<Литературной газете>. В не-которых   материалах  речь илет о произведениях А.
и Б. Стругацких.   В статье 3. Файнбурга им дана чрезвы-чайно высокая оценка.
С ней-то мне и хотелось бы поспорить,
Вступление в литературу братьев Стругацких, несом-ненно, было плодотворным и
многоо.бещающим, и критика, не скупясь на похвалы, воз-давала им должное как
та-лантливым   представителям фантастического жанра.
Однако вслед за обещаю-щим началом стали появлять-ся такие произведения
Стру-гацких, которые не могли не насторожить  мыслящего и вдумчивого читателя.
Моделируя в своей повести <Хищные вещи века> некое общество, авторы,  вопреки
элементарной логике, реши-ли обойтись без описания его социальной, классовой
струк-туры,  ограничившись  про-стым объяснением, что все со-бытия происходят в
буржу-азном государстве, страдающем от избытка материаль-ных благ.
<Мы не ставили перед со-бой задачи показать капита-листическое государство с
его полюсами богатства и нище-ты, с его неизбежной классо-вой борьбой>, -
объясняют читателю авторы столь стран-ный пробел в своей работе. В рамках
отдельной повести, по их мнению, оказывается не-возможным <осветить все
сто-роны, все социальные проти-воречия  капиталистического государства>.
В экспериментальной моде-ли  буржуазного  общества Стругацких дана
недифферен-цированная масса тупых и интеллектуально неразвитых людей,
составивших   собою Страну Дураков (иначе - <неострой>), где нет ни бед-ных, ни
богатых. Обитатели <неостроя>, достигнув мате-риального     благоденствия,
впадают в какой-то всеобщий маразм, теряют человеческий облик, предаются
безудерж-ному разврату, превращаются в низменные, скотоподобные существа.
Всякие попытки отвлечь жителей Страны Ду-раков от пагубных влечений путем
поголовного   охвата <заповедника глупости> обу-чением в кружках кулинарно-го
искусства, на курсах ма-теринства и   младенчества оказываются   бесплодными.
Страна Дураков неизлечимо больна, вмешательство меж-дународных сил лишь на
ка-кой-то срок приостановило процесс распада, а потом, по-том: <снова... из тех
же под-воротен потек гной. Тонны героина, цистерны   опиума, моря спирта...>.
Все это ввергло <неострой> в еще более страшные бедствия, угрожая трагическими
последствиями всему человечеству.
Созданная     писателями мрачная картина нравствен-ного распада и измельчания
обитателей Страны Дураков, распространяющих свое тле-творное влияние на
человече-ство, конечно же, никак   не согласуется с традициями со-ветской
фантастики, возвели-чивающей человека - творца, создателя всех материальных и
духовных ценностей, пре-образователя природы, веря-щего в прекрасное будущее!
После выхода в свет кни-ги <Хищные вещи века> писа-тели-фантасты обещали
читателям поведать нечто новое о мире и человеке. В интер-вью, данном
корреспонденту журнала  <Техника-молоде-жи>, Стругацкие, размышляя о
фантастических путешестви-ях <в ту и другую сторону от настоящего>, казалось,
само-критично относились к твор-ческим просчетам и промахам своих произведений.
Вскоре в печати появилась новая повесть   Стругацких <Улитка на склоне>. К
сожа-лению, новое  произведение Стругацких   принципиально ничем не отличалось
от повес-ти <Хищные   пищи века>. Здесь лишь сужены географические пределы
повествова< ния: Страна Дураков подменена темным и дремучим Ле-сом, в котором
обитают тупые и невежественные существа, отъединенные от места и времени. По
некоторым призна-кам, люди, насильственно заг-нанные в Лес, пугающий всех
застойными болотами и лип-кой зловонной грязью, отбы-вают здесь наказание,
нахо-дясь под неусыпным надзо-ром жестоких, морально опус-тившихся чиновников.
Содержанию произведения соответствует и его форма, здесь отсутствует строго
про-думанный сюжет, организую-щий материал повести. Сум-бурное нагромождение
эпизо-дов, не подчиненных логиче-скому раскрытию художест-венного замысла,
лишило по-вес гвова и не композиционной стройности и целостности.
Примечательно,   что   в <Улитке на склоне> идейная <внепространственность>
повести приходит в противоре-чие с талантом Стругацких. Как художники, они,
конечно же, не могли создать образы, представляющие <персонифи-цированную

идею>, поэтому и читатель пытается <привя-зывать> героев повести к той или

иной <социальной геогра-фии>.
Нечеткость социальной по-зиции Стругацких, проявив-шаяся в последних их
произ-ведениях, привела к тому, что они то пророчат человечеству прямо-таки
апокалиптически мрачное будущее (<Второе нашествие   марсиан>),   то вдруг
пускаются в чрезвычайно путаные, странные рассуждения о крайней вредно-сти для
народа единого по-литического центра (<Обита-емый остров>).
Я думаю, что авторам в свое время тепло принятых читателем книг нужно серьез-но
прислушаться к критике. Без подлинно марксистского осмысления стремительно
ме-няющейся социальной, дейст-вительности невозможна со-ветская фантастика.
А. БЕЛОУСОВ
доктор филологических наук
УЛАH-УДЭ

--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

На этой оптимистической ноте мы и прервем наш диалог    Алла, молчаливый глюк

--- Жуткое додревнее заклинание: GoldEd+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Почти достигнешь воды, но еще не хватит веревки для (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Yuri Zubakin                        2:5010/30.47    Пон 08 Окт 01 22:40
 To   : Alla Kuznetsova
 Subj : Pacкoпaй cвoиx пoдвaлoв
        Здравствуйте, Alla!

         Случайно увидел, как Alla Kuznetsova писал All (Пятница Октябрь 05
2001, 09:39):
 AK> Сметанин А. Фантастика-87: Библиографический обзор // Артемовский
 AK> рабочий (Артемовский, Свердловск. обл.). - 1988. - 30 июля. - С.2.

    Алла, кажется, мы с тобой начинаем пересекаться OCR-енными материалами -
замечаю это уже не на первой статье. Есть предложение - пришли список того, что
у тебя планируется сканировать. Возможно, это у меня уже готово.
    Заодно и время сэкономим.

                C уважением, Yuri

... Хайнлайнщина, Саймакщина, Лемщина, Стругацкиещина...
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 846 из 1530                         Snt Loc Scn
 From : Yuri Zubakin                        2:5010/30.47    Втр 09 Окт 01 05:09
 To   : All
 Subj : Измайлов Андрей. Туманность
        Здравствуйте, All!

    Возможно, кто-нибудь подскажет выходные данные статьи "Туманность" Андрея
Измайлова? Возможно, что другое название - "Дневник литератора". В статье
рассказывается о И. Ефремове, приведено много цитат А. Стругацкого. В
частности:
    "Стоило ли братьям реагировать именно так? Это, в конце концов, вопрос
темперамента... Я спросил у Аркадия Натановича, согласен ли он, что отрывок из
повести "Протей" - это провокация, на которую они поддались?
    - Видимо, да. Измышления Ю. Медведева - попытка нам отомстить. Тот, кто
читал наши с братом выступления о том, что сделал этот человек с советской
фантастикой, (с наследием Ефремова, кстати говоря), тот поймет: Юрий Михайлович
нежных чувств к нам питать не мог... Мы с Борисом Натановичем очень близки. И
нельзя ставить вопрос о каком-то несогласии моем с письмом. Ну вот, это было бы
как правая половинка мозга не согласится с тем, что решает левая половинка
мозга. Да и нельзя оставлять без внимания подобный плевок в лицо. То есть
интеллигент может, конечно, позволить себе не заметить плевка, "быть выше
этого". Но все равно потом ведь придется отвернуться и вытираться. И в нашем
письме мне очень нравится вторая его часть - о том, что пришла пора
действительно выяснить причины и обстоятельства странных событий вокруг имени
Ивана Антоновича Ефремова. Существование доноса и личность автора его - в том
числе..."

                C уважением, Yuri

... Хайнлайнщина, Саймакщина, Лемщина, Стругацкиещина...
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 847 из 1530                         Snt Loc Scn
 From : Yuri Zubakin                        2:5010/30.47    Втр 09 Окт 01 05:09
 To   : All
 Subj : Приз "Семигранная гайка" - Стругацким
        Здравствуйте, All!

    Возможно, кто-нибудь знает, в каком году КЛФ "Притяжение" (Ростов-на-Дону)
наградил А. и Б. Стругацких своим призом - семигранной гайкой? Всего
изготовлено 3 такие гайки, все - кустарным способом. По одной отправлено
каждому из братьев, третья по просьбе В.И. Бугрова, зав. отделом фантастики
журнала "Уральский следопыт", в 1983 году подарена свердловскому музею
фантастики (после смерти Виталия Ивановича судьба ее неизвестна, музей
"расстворился" вместе со всеми экспонатами).
    Ростовчане не смогли вспомнить, в каком году они вручали этот приз.

                C уважением, Yuri

... Пикник в муравейнике
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 848 из 1530
 From : Alex Mustakis                       2:5020/194.125  Пон 08 Окт 01 22:10
 To   : All                                                 Втр 09 Окт 01 09:13
 Subj : опять Цурэн
Пpиветствyю, All!

=== Cut ===
=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=
-
   От: Mikhail Nazarenko <gulak#ukr.net>
 Кому: All <forces#thirdforce.kiev.ua>
 Тема: Verses by Nekrasov
-+-----------------------------------------------------------------------------
-

Привет!
Чуть не забыл. Володя передал мне некоторое количество своих
сочинений и просил кое-что переслать. Выполняю.

                        ПРОЩАЛЬНЫЙ СОНЕТ ЦУРЭНА
                         (Перевод В. Некрасова)

                                       Ты обречен переводить Цурэна...
                                                     И.Шубина, Москва

                    Как лист увядший, падает на душу
                    Последний локон осени хромой,
                    Бесовки рыжей. Иней, лед и стужа
                    Приходят стариковской сединой.

                    Печальник веры растворим в реторте
                    Золотовласых уходящих принцев-дней,
                    И как бы паж в стремительном эскорте
                    Скачу сквозь жизнь на вороном коне.

                    Я - зеркало и мира отраженье,
                    Я - в чистом небе, в зеркалах озер,
                    Но в ваших душах только скучный сор.

                    Хрустальных сфер предвечное движенье
                    Как будто дивной музыки укор
                    Для миракля, что снится с давних пор.

                             ПЕРЕВОДЧИКУ

                  Как лист увядший падает, на душу
                  Ложаться строки повести. Hе-мой
                  Души, не трожь - тот мир удушлив,
                  Кровоточив, червив - но голос твой

                  Ему необходим. И если свиток
                  Пергамента под смелою рукой
                  Раскроет тайну гения, покой
                  Забудешь, сон, еду, и кроток -

                  Внимаешь ход судьбы тебе чужой.
                  Смотри и виждь! Прислушайся и слышь!
                  Восчувствуй! Пламя лижет крыши!

                  И Черный Орден правит той страной,
                  Где жили мы до воскресенья свыше
                  И где забыли свой язык родной.

                                           6/9/01

                         ЛИРИЧЕСКОЕ ЛЕСНОЕ

               Как лист, увядший падает на душу
               День сентября. Как будто лепесток,
               Что позабыт июнем - непорушен,
               Трепещет в паутинке огонек.

               Как лист увядший, падает на душу
               Сентябрьский дождь. Он шелестит, взлетая
               От мокрых трав туда, где осень дышит,
               О светлом лете сны перебирая.

               Как лист увядший падает, на душу
               Ложатся тени всех воспоминаний
               И полдни всех мечтаний и прозрений,

               Что в мир приходят мираклями знаний,
               Моралите сомнений, цирком тщаний,
               Как лист увядший падает на душу...

                                          6/9/01

 Mikhail                          mailto:gulak#ukr.net

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Пон 08 Окт 01 11:23
 To   : All                                                 Втр 09 Окт 01 11:18
 Subj : Pacкoпaй cвoиx пoдвaлoв

Здравия желаю, товарищ All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Быкова А. Критиковать серьезно, доброжелательно // Лит. газ. (М.). - 1969. - 5
окт.

Интересный и очень свое-образный разговор начат о научной   фантастике.   Для
большинства выступивших на страницах газеты вопрос о праве на существование
науч-ной фантастики является бес-спорным. Спор идет о другом: о чем и как
должна писать фантастика, о ее месте в ли-тературе.
Отрадно, что  о научной фантастике заговорили   не только сами
писатели-фантасты и их читатели, но и философы, и литературоведы. Почему же
все-таки науч-ная фантастика до сих пор не имеет своего определенного  места в
<большой> литерату-ре? Почему она до сих пор носит ярлык литературы <вто-рого

сорта>? Видимо, потому, что составные части фунда-мента, на котором строится

все здание научной фанта-стики - синтез науки и ху-дожественной литературы, -
взаимодействуют не всегда равномерно.  В современной критике речь идет в
боль-шинстве случаев о социаль-ной значимости научной фан-тастики. но не о ее
художе-ственных принципах и крите-риях. Научная фантастика развивается на
ощупь, поэто-му столько огрехов на ее по-ле.   Отсутствие   серьезной критики
сказывается отрица-тельно на художественном уровне произведений даже ве-дущих
фантастов, на выборе тематики произведений.  Не случайно доктор историче-ских
нлук И. Бестужев-Лада подмечает одинаковые недо-статка в последних
произве-дениях таких разных писате-лей, как А. и Б. Стругацкие и И. Ефремов.
Hаучная фантастика-преж-де всего художественная ли-тература, и ее
художествен-ные образы призваны нести всестороннюю идейную на-грузку.
Поэтому ей необходима доб-рожелательная серьезная кри-тика, ей необходима
глубоко и всесторонне разработанная теоретическая основа.
А. БЫКОВА.
преподаватель Узбекского государственного института физической культуры
ТАШКЕНТ
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Hа этой оптимистической ноте мы и прервем наш диалог    Алла, молчаливый глюк

--- Жуткое додревнее заклинание: GoldEd+/W32 1.1.1.2
 * Origin: В странствии стойкость - к счастью (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Пон 08 Окт 01 07:38
 To   : All                                                 Втр 09 Окт 01 11:18
 Subj : Koзлoвcки-34

Здравствуй, All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Вся эта тематическая единица, относящаяся к образу рыбы-русалки, обладает также
отношениями in absentia - с аналогичными сценами вне текста Стругацких. Она
напоминает и пародийно пере-делывает образ русалки из пушкинского пролога к
"Руслану и Людмиле", который, в свою очередь, восходит к русским волшеб-ным
сказкам. Пушкинское "Русалка на ветвях сидит" является ис-точником, частично
отвечающим и комедийно разрешающим про-блему Привалова, а также вопрос ученика:
"А разве рыбы сидят на деревьях?"
У знакомого пушкинского стихотворения про "лукоморье" есть и пародийное
продолжение с политической, антисоветской на-правленностью. Оно появилось на
раннем этапе советской истории как критика обнищания и ужесточения Советского
государства:
"У лукоморья дуб - срубили.
Златую цепь - в Торксис снесли.
Кота - на мясо изрубили,
А русский дух - сослали в Соловки."12
Эпизоды Стругацких с котом Bасилием и русалкой встраива-ются в цепь пародий.
Они "переигрывают" и "пересматривают" предыдущие работы, становясь частями
большой расширенной структуры пародийной переклички. Как заметила Хатчеон,
"сатирики предпочитают использовать пародии на наиболее знако-мые тексты как
механизм для сатиры - чтобы добавить к начально-му воздействию и тем еще более
усилить иронический контраст."13
-+-
12.  Januszkiewicz M. Kazakhstan. - Paryz: Instytut Literacki, 1981. - P.95.
13.  Hutcheon. P.58.

--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Счастливо, пойду еще кому-нибудь приглючусь             Алла, молчаливый глюк

--- На сто пятнадцатом прыжке в компьютер впорхнул GoldEd/W32 1.1.1.2
 * Origin: Друзья придут (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Пон 08 Окт 01 09:47
 To   : All                                                 Втр 09 Окт 01 11:18
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть...

Добрый день, веселая минутка!
Bчepa имeл мecтo дeнь poждeния Глюкa. Cpeди paзныx пpoчиx пoдapкoв имeли мecтo:
нoвaя пopция "Tьмycкopпиoнcкиx нoвocтeй oт Бpoмбepгa" (cм. дaлee), a тaкжe ЭTO
(c кoммeнтapиeм: в гopoдe Capaтoвe пpoдaвaлcя зa cвeжyю пpeccy).
Итaк, ЭTO:

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Костикова Е., Гулин В. Попытка к бегству: <Настоящий автор повести братьев
Стругацких <Отель <У погибшего альпиниста> умерла в прошлом году>, -утверждает
подруга саратовской писательницы-самородка Аллы Суховей // Жизнь как она есть
(М.). - 1998. -   1 (Июнь). - С.42-47.

Весеннее солнце пекло невыно-симо. Больше всего на свете нам хотелось сейчас
оказаться в Москве, на терраске ресторана <Загородный>, в двухстах мет-рах от
института имени физика-атомщика Курчатова. С круж-кой темного пива в руке. И
чтобы на закуску непременно были черные сухарики с чесно-ком. Но Москва, вместе
с сухариками, оста-лась за тысячу километров, в другой жизни.
Уже почти час мы шли по старой трамвай-ной колее, заросшей низенькой
шелковистой травкой. Травки такого удивительного цвета мне никогда раньше не
доводилось видеть. Не бутылочная, не изумрудная, а ядовито-купо-росная. Глядя
на нее, я радовалась, что обула ботинки на толстой подошве. Девушка с
асим-метричным, будто стекшим на одну сторону, лицом, которая встретилась нам
час назад и, слава богу, объяснила, наконец, в какую сто-рону идти, сказала,
что травка появилась пару лет назад. Она махнула рукой туда, где рядом с
облезлыми девятиэтажками примостилась вроде как деревенька - о шести деревянных
домишках, наполовину вросших в землю. По-среди деревеньки, окруженные битым
кирпи-чом и еще каким-то хламом, торчали дощатые будочки с крупными М и Ж на
дверях. Девуш-ка поведала, чуть пришепетывая:
- Во-он оттуда растет. Там выгребная яма. Ее уже десять лет никто не выгребает.
И все пользуются. Вот оно и растекается по округе. Видите, как чавкает под
ногами.
Под ногами и впрямь чавкало, хотя мы были довольно далеко.
Из-за поворота с грохотом выполз красно-белый трамвай без пассажиров.
Удивитель-ный трамвай, почти вдвое больше московско-го, с толстыми, будто бы
бронированными дверями. Хотя удивительнее всего были не двери, а то, что
трамвай вообще здесь появил-ся. Мы переглянулись.
- Не думаю, что он настоящий, - сказал Васька, с сомнением оглядывая кривые
ржа-вые рельсы. - Человеческий трамвай по таким не проедет.
Впрочем, выяснить, настоящий трамвай или нет, мы все равно не могли - он уже
прогремел мимо. К заднему стеклу приник кондуктор. Его изжелта-бледное лицо
было сосредоточено, как у Шумахера на предпоследнем кругу чем-пионата мира. Мы
снова остались совершенно одни среди дикой травки и битого кирпича. Стояла
мертвая тишина. Птицы не пели, соба-ки не лаяли. Мы входили во Вторую
Проле-тарку.

ЗА ТЫСЯЧУ ЛЕТ ДО КОНЦА ТЕКСТА
Вчера (подумать только, еще вчера) подруга за кофе спросила:
- И что тебя туда несет? Сидела бы в Моск-ве, писала про свежие коллекции
обуви. Со-гласись, дорогая, что писать про свежие кол-лекции обуви - вполне
достойное занятие для женщины-журналиста.
Но я, видите ли, решила, что писать надо про жизнь. Редак-тор на это сказал,
что можно поехать в Саратов. Вроде там живет какая-то тетка, которая написала в
молодости роман. Говорят, этот роман у нее ук-рали Стругацкие и опублико-вали
как собственный. Следует тетеньку отыскать, расспро-сить и выяснить, как было
де-ло. То есть мне предстояло ра-зобраться, имеем мы дело с аферисткой, с
сумасшедшей, или все же с пострадавшей.
Остаток дня мы прозванивались в Саратов и искали через знакомых журналистов
теткино имя и адрес. Потом выяснилось, что сама она скончалась зимой, но у нее
осталась подружка, которая с удовольствием все нам расскажет. Мы записали адрес
подружки, утренним рейсом прилстели в Саратов и теперь вот подходили по старой
трамвайной колее к району с диким названием Вторая Пролетарка, где на Первой
Пионерской улице живет Вера Артемовна Боголюбова, подруга покойной писательницы
Аллы Суховей.

Они познакомились 30 лет назад... Вера лежала в роддоме. Двое суток она криком
кричала, после чего родила мальчика и ужасно обрадовалась, что все позади.
Теперь ей хотелось поскорее домой. Но врач сказал, что выписка будет только
после ноябрьских праздников. Вера смотрела в окно на первый мокрый снежок,
махала рукой мужу, когда тот приходил, и скучала, когда уходил. Вечерами
соседки по палате рассказывали страшные истории из жизни. Вроде того, как в
пионерлагере расска-зывают после отбоя про черную руку, только хуже. Как одна
женщина с химкомбината роди-ла ребеночка, а потом у нее обнаружили рак мозга и
она умерла, а отец от ребеночка отка-зался. Или как одна женщина с атомной
роди-ла здорового ребеночка, а его подменили. Ког-да ребеночек умер, у него
обнаружили мутагены в крови, а женщина потом сошла с ума и всем рассказывала,
что у нее теперь есть же-них из другого измерения. Она, конечно, тоже умерла...
Вера слушала эти истории, тихо пла-кала в подушку и изо всех сил хотела, чтобы
у нее никаких мутагенов не было.
Седьмого ноября все нормальные люди по-шли на демонстрацию, а потом в гости. А
Ве-ра сидела на больничной койке в невзрачном байковом халате. Это было так
несправедли-во, что у нее поднялась температура. Она по-плелась к дежурной
медсестре попросить ас-пирина, но сестры, конечно, по случаю празд-ника на
посту не было. В родовой палате громко пели. <Врачи празднуют>, - подумала
Верочка почти с ненавистью. Но оказалось. что это не врачи поют. Это Алла,
вместо того чтобы рычать и кричать, как всякая нормаль-ная рожающая баба, лежа
на столе, пела - глубоким, дивным голосом. Сначала про калину, потом - шел
отряд по берегу, потом - все подряд. Потом ей сказали: у вас родился мальчик.
Увезли в палату и свалили на койку рядом с Верочкиной. И все вокруг волшебным
образом изменилось.
Женщины больше не пугали друг друга историями про рак мозга. Они просили
рассказывать Аллу. Она знала тсячу анекдотов, две тысячи мифов Древней Греции и
пятьсот историй с хорошим концом. Она отлично рисовала, художником была, можно
сказать. А уж когда Алла пела, слушать ее собиралось все отделение и два
соседних. У нее действительно был замечательный голос. В свое время она, не
имея никакого музыкального образования, прошла по конкурсу в Саратовский
оперный театр. Правда, петь с большой сцены ей не пршлось. Жила Алла в Шиханах,
за 130 километров от театра, в Саратове же квартиры не имела.
- Так она артисткой и не стала, - произнесла Вера Артемовна таким драматическим
шепо-том, будто сама как раз была актрисой и декла-мировала историю подруги с
подмостков.
Первый акт закончился. Выдержав паузу, Вера Артемовна вместо поклона слегка
кив-нула нам, втащила на колени старую толстую пуделиху Марту и приступила к
части второй, кульминационной.

УЛИТКА НА СКЛОНЕ
- Меня всегда тянуло к перу, - сказала она. -Собственно, мы с Аллой особенно
крепко сдружились на почве писательства. Первый рассказ я написала в 1967 году.
Рассказ назывался <Два колоса на одном стебле>. Поскольку до этого рассказов
Вере писать не приходилось, она не знала, хорошо у нее вышло или не очень. То
кажется, что за-мечательный рассказ, то вроде чего-то не хва-тает, то вроде все
хорошо, а то видится, что слова стоят вкривь и вкось. В общем, некото-рое время
спустя. Вера решила показать рас-сказ Алле. Уж чему-чему, а Аллиному вкусу она
доверяла свято.
Алла прочла, похвалила. А потом сказала: <Раз такое дело - вот, смотри>. И
извлекла от-куда-то из недр шкафа стопку тетрадей. В них размашистым почерком
Аллы была изложена драматическая история инопланетян, призем-лившихся в
капиталистическом обществе. Причем написано было все так, как будто ночи
напролет Алла не пеленала маленького Юрика, а наблюдала за пришельцами,
совершаю-щими аварийные посадки в скалистых районах Швейцарских Альп.
Вера пришла в восторг и посоветовала Алле писать на больших листах дефицитной
писчей бумаги. Бумагу Алла, конечно не достала. Но с тех пор стала расшивать
школьные тетради в клетку и писать поперек образовавшихся длинных листов.
Получалось почти как на на-стоящей писательской бумаге, только дешевле и
сердитее.
Никому, кроме Веры, Алла <Отель...> не показывала. Как-то тетради нашел муж,
уст-роил сцену и порвал наполовину написанный роман в клочья, не читая. Может,
приревновал жену к Олафу - роботу, похожему на древнего викинга. Может, просто
считал, что нечего ба-бе голову забивать всякой ерундой, а пусть вон лучше
капусты наквасит.
Вскоре после этого случая они развелись. Алла говорила - разлюбили друг друга,
не со-шлись характерами. Врала, скорее всего. Нет, она, конечно, считала, что
любовь, семейный очаг и домашнее варенье на зиму - очень важ-ные вещи. Но
свобода делать, что хочется - все же важнее. А муж швырял ей в лицо бу-мажные
клочья этой свободы.
Она перешла на другую работу в другой ин-ститут. Там вредность была намного
выше, за-то зарплата - немного больше. Это было очень важно, потому что рос
сын, и жизнь у него должна была быть не хуже, чем у дру-гих мальчишек.
Она купила два новых платья, заново напи-сала роман и отправила его в редакцию
<Юно-сти>. Лет Алле было 28, так что она верила, что теперь в ее жизни
начинается новая поло-са. И эта новая полоса непременно будет очень счастливой.
Вера, которая тогда же послала свой рассказ в <Работницу>, через четыре месяца
получила ответ. Рассказ понравился, и из редакции писа-ли, что его вполне можно
опубликовать, если автор согласится внести небольшую правку. Просили ответить
письмом.
Верочка была согласна. Но отвечать пись-мом не торопилась. Она хотела
дождаться, пока ответят Алле. Они мечтали, что станут известными всей стране
писательницами од-новременно. Однако ответ из <Юности> так и не пришел.
Через два года <Отель...> в <Юности>, нако-нец, опубликовали... но за подписью
Стругац-ких. В сопроводительной статье писателей хвалили. Вера же братьев
Стругацких до сих пор бранит лентяями, поскольку (по ее сло-вам) они не
удосужились изменить в тексте ни одной запятой, ни одного имени - ничего.
- До сих пор, когда перечитываю этот ро-ман, я слышу голос Аллы, ее
интонации... - вздыхает Вера Артемовна, снова делает дра-матическую паузу и
нервно треплет за ухом престарелую Марту.
А через некоторое время по роману сняли фильм, и подруги вместе ходили его
смотреть.
Надо сказать, что Алла не плакала почти ни-когда. Hи когда разводилась, ни
когда сын бо-лел, ни когда кошелек сразу после зарплаты украли и она осталась
совершенно без денег. А тут - ревела весь сеанс. Ей было обидно, что фильм снят
по роману братьев Стругацких, что зря надеялась, что артистов подобрали
со-вершенно неправильно - инспектора Глебски Тихонов должен играть, а не
какой-то с непро-износимой фамилией...
Выплакавшись, Алла сказала, что сама дура. Что сделала ужасную глупость, и даже
не одну. Что надо было слушать Верочкины советы и действительно отправлять
заказным письмом или ценной бандеролью, или чем там еще. Чтобы остались
квитанции, уведомления и прочее. Ругала себя, что не догадалась пи-сать хотя бы
под копирку и оставить себе один экземпляр. Что надо обо всем скорее забыть,
так что пусть Вера никому про <Отель...> не рассказывает. Потому что стыдно,
потому что не хочется лишний раз бередить, и потому что пытаться что-то
доказывать бесполезно - кто Стругацкие и кто она.
Жизнь пошла дальше своим чередом. Hиче-го практически не изменилось. Алла все
так же придумывала сценарии для институтских капустников, писала стихи в
стенгазету, рисо-вала плакаты и дружеские шаржи (она была хорошим художником, в
свое время закончила художественное училище). Она не перестала рассказывать
анекдоты и петь песни. Правда, книг больше писать не пыталась. И оконча-тельно
отказала одному очень достойному че-ловеку, который безумно ее любил и снова
сделал предложение... Может, не хотела боль-ше делать глупостей.
- А может, не хотела жертвовать своей свободой, - сказала, немного подумав.
Вера Артемовна.

ПИКНИК НА ОБОЧИНЕ
- А может, никакого предложения никто этой Алле не делал, - предположил Васька,
когда Вера Артемовна отправилась разогре-вать обед приболевшему супругу. - И с
мужем она наверняка развелась не из-за свобод, а из-за того, что он бабу завел.
После этой тирады Васька спешно защелкал фотоаппаратом, потому что я,
определенно, не стану устраивать дискуссий по женскому во-просу с человеком,
который занят важным де-лом и которого отвлекать нельзя. Короче, мне оставалось
только сидеть тихо, не мешать и вынашивать планы страшной мести за неува-жение
к женским свободам и интеллекту. Вме-сто того чтобы рассматривать на стенах
ри-сунки Аллы Суховей (довольно средние, на мой взгляд, рисунки, в стиле
ковриков с русал-ками), я припала к импровизированному стен-ду с коллекцией
сигаретных пачек - тоже очень украшающему стены. Пачки когда-то начал собирать
некурящий сын Веры Арте-мовны, а потом и она присоединилась. Она го-ворила:
<Посмотрите, какая красота, как это на стене замечательно смотрится. А ведь все
по помойкам собрано>. Вера Артемовна осо-бенно гордилась американскими пачками
- очень уж красивые. Она аккуратно наклеивала на картонку салемы, эльэмы и
Давыдовы, кото-рые мы с вами безжалостно мнем и бросаем в урну. Меня
американские пачки, конечно, не интересовали. Я припала к раннесоветской части
коллекции. С нежностью разглядывала Мелодию и сигареты Друг, вспоминая
совет-ское свое детство, первую затяжку и мальчика, с которым целовалась на
задней парте.
- Смотри, Ва-сечка, - сказала я. растрогавшись. -Как стильно. Сига-реты БАМ.
Совершенно ностальгическая прелесть! Андрюша Бартенев за такую коллекцию отдал
бы по-следний целлофановый пакет со своей лучшей манекенщицы.
- Ты, Катя, не идеализируй, - ответил мне Васечка. - Это не для ностальгии и не
для сти-ля. Это для красоты, вроде ковров на стене.
- Ты, Василий, циничная дрянь, - сказала я на это. - Чем могут, тем и украшают.
Вон у те-бя в прихожей для красоты стоит автомат Со-ки-Воды. И ты до сих пор не
можешь внятно объяснить, как вы вдвоем эту бандуру с про-спекта Мира приперли.
Говоришь только, что это технотронно и круто. Строго говоря, кру-то, конечно,
потому что теперь такого аппара-та по Москве не найдешь. А у них эта
технотронная экзотика по всему городу, евроремонтов нету, и все курят сигареты
Петр Первый.
Мы вышли на балкон покурить (пачку от Галуаза я потом отдала Вере Артемовне в
кол-лекцию, чем очень порадовала эту милую жен-щину). Внизу гуляли карликовые
пыльные смерчи, натыкались друг на друга, рассыпа-лись и поднимались снова. В
отличие от сосед-ней Второй Пионерской, которая уже в начале апреля зарастает
чудовищного цвета травкой, Первая Пионерская почти все лето остается совершенно
голой и изжелта-пыльной. Здесь, среди хитросплетений труб тепло- и
газоцент-ралей, возле своих девятиэтажных домов, гу-ляют широкоротые серьезные
дети, слушают Губина Андрея из магнитофона в пакетике бритые парни в
спартаковских шарфах, сидят за дворовыми столиками низкорослые мужчи-ны с
прозрачными голубыми глазами. По трое сидят, по четверо, и даже целыми большими
компаниями. Они отмахиваются от клочьев летающей по двору стекловаты и пьют из
гра-неных стаканов теплую водку, которая поче-му-то припахивает <Черемухой>.
Иногда кто-нибудь из них падает со скамьи навзничь, в пыль, и лежит долгое
время не шевелясь.
- О, в транс упал, - констатируют остальные и продолжают обсуждать, как
несправедливо, что вот они все - инвалиды Чернобыля и вете-раны химического
производства, а живут без телефонов.
Я подумала, а ведь черт его знает что тво-рится в нашей прекрасной стране. Вот
живут люди в таком месте. Два-три поколения. У них, может, и химзавод на
здоровье не влияет. Они, может, врут, что инвалиды Чернобыля. Но ес-ли каждый
день кругом себя такие вот виды видишь, рано или поздно начнешь мутировать. С
виду местные жители - самые обычные ал-коголики, фанаты <Спартака>, девочки в
кол-готках с люрексом, которым подавай группу <Блестящие> и жениха на иномарке.
Но ведь совершенно не исключено, что если, напри-мер, этим чернобыльским
инвалидам лень ид-ти за водкой, они ее из магазина телепортируют, телекинируют,
или как оно там правильно называется. Может, дебиловатые местные скинхеды по
вечерам сбиваются в стаи и лета-ют над пыльными улицами, потому что у них нет
мотоциклов, а развлечься надо. Может, де-вочки в диких колготках размножаются
клони-рованием, если личная жизнь не сложилась. А мы просто самодовольные
придурки.

ТРУДНО ЖИТЬ СБОКУ
Вера Артемовна ждала нас с тонкой розовой книжечкой в руках. Книжечка
называлась <Голубое облако. Стихи, проза>.
- В 1982 году я открыла в себе способность писать стихи, - сообщила она и
выразительно продекламировала стихотворение-загадку:
Слова душат меня, как отчаянья крик.
Я горю без огня в сей взволнованный миг.
Против воли моей стих рождается вдруг?
Это дом без дверей. Заколдованный круг.
Через некоторое время стихов набралось на маленькую книжку. Перед тем как
издать ее, Вера Артемовна решила попросить Аллу ее проиллюстрировать.
Созвонились, договори-лись. Алла сказала, что с удовольствием помо-жет и вообще
рада будет увидеться.
Алла всегда любила принимать гостей. Hи-кто в Шиханах не умел так приготовить
пожар-ские котлеты или вареники с вишней, так на-крыть на стол, так произнести
тост, как Алла. Талантливая женщина талантлива во всем. Пи-роги Алла пекла так
же, как рисовала, пела или писала, - легко, с удовольствием, блистатель-но. Она
настолько любила принимать гостей, что и в чужом доме чувствовала себя
хозяйкой. Когда ее сын учился в Саратове, Алла приез-жала его навещать и
останавливалась, конеч-но, у Боголюбовых. Она входила с полными сумками,
обнимала Веру, деток. Марту, выкла-дывала на стол розовое мясо, желтые дыни,
прозрачный виноград, душистые приправы, де-фицитных крабов. Она выгоняла всех
из кухни. Говорила Вере: <Сиди. У тебя муж, двое детей, ты устаешь. Вот сиди и
отдыхай, а я буду сего-дня вас кормить>. И через час выныривала из кухни в
облаке сказочных ароматов, с дымя-щимся блюдом в руках. Давно это было...
Потом Аллин сын выучился и пошел рабо-тать в <ящик>. Женился, переехал в
отдельную квартиру, завел ребенка, был совершенно сча-стлив. Потом
военно-промышленный ком-плекс обнищал. Около года назад Юрика повы-сили в
должности и перестали платить зарпла-ту. Он похудел, ссутулился и почти
перестал чувствовать себя мужиком. Алла очень пере-живала, конечно. Помогала
чем могла. Из пен-сии в 250 тысяч 200 отдавала сыну. Продавала вещи, которые
можно было продать. Сидела на полбуханки хлеба в день. Смеялась, что не ху-же
Ломоносова. Врала сыну, что все нормаль-но, что пишет в районную газетку, что
гонора-ры получает. Никто никогда не узнает, верил ли ей сын. Но деньги брал.
Алла радовалась, что Юрик не отказывается, и голодала. К осе-ни она стала себя
совсем паршиво чувствовать. Видела все, как в тумане, и много лежала, по-тому
что кружилась голова.
Когда позвонила Верочка, хлебосольная Алла предупредила, что угощать нечем - в
до-ме только хлеб. Вера пришла в ужас и приво-локла четыре сумки продуктов -
муку, масло, сахар, рис, макароны... Алла обрадовалась, по-ловину продуктов
сразу же отложила в сторо-ну - отдать при случае сыну. А вот орехи в шо-коладе
съела все сама, не утерпела. Потом бы-ло ужасно стыдно, что внуку не оставила.
Через некоторое время она передала Вере рисунки и дала почитать рукопись своего
ново-го романа. Оказывается, выйдя на пенсию, Ал-ла снова начала писать.
Роман под названием <Мир тесен>, написан-ный хорошим литературным языком, легко
может соперничать с любым сериалом. Даже, не побоюсь этого слова, с
<Санта-Барбарой>. На шестистах с лишним машинописных стра-ницах (через один
интервал, на секундочку) есть абсолютно все: история, мистика, крими-нал,
страсти, злодеи, сокровища. Герои меня-ются детьми, именами, номерами паспортов
и армейскими бирками, крадут друг у друга фа-мильные бриллианты, путешествуют
за рубеж заваренными в трубу теплоцентрали, служат в спецназе и годами страдают
от амнезии. Но за-канчивается все хорошо. Главная красавица, которая может
одним взглядом сделать чело-века паралитиком (что она и исполнила с глав-ным
мерзавцем романа), находит, наконец, своего любимого по имени Барри, который на
самом деле не погиб в Афганистане, а жив и работает в разведке, потому что
вовремя поменялся с однополчанином бирками, и похо-ронка его матери пришла по
ошибке, когда друга убили. Примерно так. В общем и целом, гораздо лучше
отечественной литературы под названием, скажем, <Мент обреченный>, кото-рую мне
продали в аэропорту за 25 рублей.
Вера Артемовна была от <Мира...> в полном восторге. Прочитав этот роман, она
некоторое время не могла читать вообще ничего другого (не так написано, не так
рассказано, не так звучит). Она показала <Мир...> руководителю издательства,
где собиралась печатать собст-венную книжку. Тот прочитал, похвалил и ска-зал,
что печатает прозу только сериями. Вот кабы таких романов было пять-шесть
подряд да автор с именем - другое дело. К тому же, Аллины тексты не были ни
отредактированы, ни откорректированы и обещали больше голо-вной боли, чем
прибыли.
Алла сказала, что ничего другого и не ожи-дала, что все бесполезно, что
написала еще один роман - <Лунная радуга>, что у нее забра-ли пишущую машинку
(кто-то дал в свое вре-мя попользоваться), и следующий роман под названием
<Куст шиповника> она пишет от ру-ки. Вера Артемовна предложила Алле свою
машинку, потому что ей сын набирает тексты на ЭВМ, и еще обратилась в редакцию
мест-ной газеты. Она рассказала и про <Отель>, и про Стругацких, и про
маленькую пенсию, и про большой талант своей подруги. В редак-ции пообещали
съездить в Шиханы и погово-рить с Аллой, а заодно уж и отвезти ей машин-ку. Но
тут сломалась разъездная машина, а по-том начались морозы, а потом заболел
корре-спондент... А потом Алла умерла. Ей было 57 лет. Последние месяцы она все
дальше ухо-дила от жизни, где приходилось продавать ве-щи на рынке и кормить
кошку Тишку хлебом, потому что на молоко нет денег. В своих пись-мах Вере
Артемовне она писала в основном о том, как продвигаются дела у
xудожника-натуралиста в романе <Куст шиповника> (он так и остался
недописанным).
- Она так страдала от нашей неустроенной жизни, от этого ужасного быта, -
говорила нам драматическим голосом Вера Артемов-на. - Это убивало ее. Она не
хотела так жить. Она жила среди своих героев, в своем собст-венном, другом
мире.
Этот другой мир очень подробно описан в <Лунной радуге>. Там нет горя, слез,
болезней и предательства. Там царят счастье и гармо-ния. Женщина, попавшая
туда, в другое изме-рение, находит там свою любовь, из больной старухи
превращается в цветущую красавицу и становится знаменитой артисткой.
Вот, собственно, и вся история про Аллу Суховей.

В ПОНЕДЕЛЬНИК НАЧИНАЕТСЯ РАБОТА
- Ну, что будем писать? - спросил меня Васька в самолете.
- Правду, конечно, - ответила я. - Как само-довольные и благополучные
конкистадоры сперли у наивных и талантливых индейцев зо-лотой запас. Как двое
преуспевающих мужи-ков сломали жизнь слабой женщине. Конеч-но. Мужчины ведь у
нас хозяева вселенной, а слабую женщину всякому легко обидеть. Они способную
пишущую тетку на 30 лет выбили из колеи. А она, конечно, звезд с неба не
хва-тала, но писала-то уж никак не хуже Марининой или Корецкого в красных
обложках. Писа-ла бы она дальше, заработала бы денег, имя. А так - умерла с
голоду. Тут не знаешь, кто ей больше помог - братья-писатели или сынок. Тоже
хорош: вместо того чтобы пойти куда-нибудь машины разгружать или в охрану,
на-пример, у матери последние деньги брал. Жаль, ничего не докажешь. Надо было
ей все же писать в двух экземплярах и отправлять один в <Юность>, а другой -
заказным пись-мом - в КГБ. Тогда бы точно никто не попер.
- А может, у нее никто ничего и не воро-вал, - сказал Василий. - Может, она
<Отель...> и не писала. Ты считаешь, что он по манере письма похож на этот <Мир

тесен>, а я так ду-маю, что совершенно не похож. Может, эта Вера Артемовна -
тесен>аферистка. Хочет устроить скандал, заработать славу, опубликовать всю
тесен>эту хренову гору романов и огрести денег. А мужчины-писатели страдай.
тесен>Им сейчас и так плохо, только один остался. Второй умер.

К вечеру мы с Василием решили, что дока-пываться до истины и выяснять, кто что
напи-сал, - дело литературной экспертизы. Вот от-несем туда имеющиеся рукописи,
и пусть ре-шают, кто вор, а кто аферист. Придя к такому замечательному
консенсусу, мы отправились в бар Джек Рэббит Слимз и помирились за долгожданной
кружкой темного пива. Когда принесли черные сухарики с чесноком, мы все
простили друг другу и решили, что, в сущнос-ти, вообще неважно, воровали
Стругацкие ро-ман или нет. Потому что история не о Стру-гацких, а про жизнь.
Как живут люди годами и поколениями в нечеловеческих условиях, и как красивая
молодая женщина в этих услови-ях не спилась, не сошла с ума, не превратилась в
мутанта со стеклянным взглядом, а начала писать книги про другое измерение. Не
для де-нег, не для славы. Просто кругом была некра-сивая жизнь, алкаши и
безработный сын. И все это было совершен-но невыносимо. И она, наверное, так
страдала и так переживала - и за сына, и за мутантов, что в параллельном мире
ей посочувствовали и от-крыли окошко. Конеч-но, мой знакомый пси-хотерапевт
сказал бы, что она ушла от реаль-ности, что это психоз. Но она взаправду
смот-рела в это окошко, пи-сала, как там хорошо, хотела, чтобы люди знали: есть
другой мир, яркий и прекрасный. И, может быть, сотни та-ких женщин сидят в
сотне таких городов пе-ред такими вот окошка-ми и желают всем счас-тья и
радости. Вполне вероятно, что в один прекрасный день это их желание исполнится.
И тогда, благодаря этим слабым женщинам, все мы будем жить в новом, блистающем
мире, где счастье для всех и ни-кто не обижен.
Дома я долго плакала о блистающем мире. Зазвонил телефон и Васькин голос
произнес:
- Жизнь - говно. Давай сделаем доброе дело. Ну хотя бы детям в Косово носков
каких-ни-будь пошлем и мишек косолапых. И вообще, может, вся эта история
случилась только для того, чтобы мы подумали о других. А может, это никакая не
история, а внедренная память.
Мы еще немножко поговорили и попроща-лись. Потому что на дворе, если честно,
была уже глухая ночь.
P.S.
Была глухая ночь. Алкоголик Павел, подле-тая к родному окну, опять забыл стать
невиди-мым. Жена встретила и опознала. После этой встречи Павел два дня не то
что летать, ходить мог только в туалет.
Hа Первой Пионерской завыли собаки. Киборг из зеленой девятиэтажки подзаряжал
ак-кумуляторы и испускал от удовольствия ульт-развуковые трели.
В Москве пожилой писатель сунул ноги в шлепанцы и третий раз пошел пить чай
(после смерти брата он стал мучиться бессонницей). Месяц назад он встретил
девушку с лучистыми глазами. Она была очень красивая и немного странная.
Говорила, что живет в другом изме-рении, что раньше была старухой, но теперь ее
омолодили, что у себя она актриса, что здесь -временно, что задерживаться
дольше месяца не может. Но, несмотря на все странности, пи-сатель любил ее. А
месяц подходил к концу.
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------
Any comments?
 [ ]  <= мecтo для "!", я жe пoнимaю...
Такие вот дела                                          Алла, молчаливый глюк

 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Пон 08 Окт 01 11:03
 To   : All                                                 Втр 09 Окт 01 11:18
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть oт Бpoмбepгa

Товарищ All, разрешите обратиться!?

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Источник:
Известия
Дата:
05.03.2001
Автор:
Сергей ЛЕСКОВ Заголовок:
09.00 Страна, зачитавшаяся до дыр: Есть ли у книги место в будущем
Текст:
[...]
В образовательном центре "Царицыно" я поинтересовался многолетними сводками из
школьной библиотеки. Из них следует, что школьники не стали меньше читать.
Изменились вкусы: вместо Шолохова и Маяковского берут Булгакова, Рыбакова,
Коржавина. Очень популярны оба Ерофеевых и Акунин, не забыты Стругацкие и
Воннегут. Классику читают меньше, но значительно больше - энциклопедии и
научно-популярную литературу. Стихи практически выпали из сферы интересов:
Земфира заняла место Есенина. Толстые журналы, выхода которых ждали с жаждой
пустынного странника, тоже ушли, но здесь причина другая: тому, кто читал, они
не по карману, тому, кто не читал, они и сейчас не нужны.
[...]
[...]

 * Origin: Княжичу есть куда выступить (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Пон 08 Окт 01 14:53
 To   : All                                                 Втр 09 Окт 01 18:07
 Subj : Суета
       БВИ вновь с Вами, All!

[...]

        От мокрых трав туда, где осень дышит,
[...]

--- Старый шкипер Вицлипуцли 2.51.A0901+
 * Origin: Солнце никогда не заходит над Голкондой... (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Пон 08 Окт 01 14:53
 To   : All                                                 Втр 09 Окт 01 18:07
 Subj : Суета
       БВИ вновь с Вами, All!

                                             Влад Некрасов

                 РУКОВОДСТВО ПО УСТРОЙСТВУ ПИКНИКОВ
                     НА ОБОЧИНАХ ЗВЕЗДНЫХ ТРАСС

                           Рецензия на книгу:
                Вандерер Т. Бессмысленная жажда Чуда. --
                   Ольденбург: Сирена, 2232. -- 120 с.

Всего только год прошел после выхода в свет первой книги Тима Вандерера
"Всплеск в тишине", и вот на моем рабочем столе лежит следующее его
изыскание, посвященное оценке влияния сверхцивилизации Странников
на обширные пласты культуры человечества в постиндустриальный
и раннекоммунистический периоды развития. Смешанные чувства печали
и удивления вызывает по прочтении очередной opus Вандерера: выводы,
как всегда, необыкновенны, доводы разнообразны, а стиль изложения и
язык претенциозен -- автор словно дает намек, что ему известно куда
больше, но в силу определенных причин он вынужден молчать.

Читателям будет, вероятно, интересно узнать, что под ником Тим Вандерер
скрывается постоянный анонимный корреспондент конференций БВИ
по проблематике вертикального прогресса и искусственного возвышения
отсталых внеземных цивилизаций. Здесь взгляды Вандерера схожи
с воззрениями Ламондуа, Бромберга и Комова. Похожесть однако скорее
формальная, ибо идеи, высказываемые автором "Всплеска" и "Жажды"
нетривиальны и наводят на мысль о поистине сверхестественной
проницательности.

Книге "Бессмысленная жажда Чуда" предпослан эпиграф без указания
источника: "И все уже успели забыть, в чем заключается наша вина,
но мы до сих пор считаем, что мы -- ни при чем". Некоторые соображения
орфографического плана позволяют мне соотнести возможное время
создания источника цитаты со второй половиной XX века, однако
точную идентификацию произвести не удалось. С названием же книги
несколько проще: в качестве оного выбран фрагмент безымянного
стихотворения Арсения Тарковского, написанного в 1946 году
на развалинах великой империи. Об экономическом чуде еще не было
и речи, страна была взорвана проигранной второй мировой, и
строки поэта очень зримо дают нам представление о настроениях
той эпохи.

Текст начинается вступлением, в котором автор перечисляет ставшие
легендарными великие тайны XX века, и те среди них, которые
отразились на судьбах людей века полудня: загадка Саула Репнина,
эксперимент Града Обреченного, оккупация Греции "марсианами",
создание сети магических научных организаций, Зоны Посещения,
вторжение "мокрецов" в провинциальную французскую жизнь,
темпоральный мост в виде Тучи, "глубокое" погружение в ноосферу
снов, визит демиурга в заштатный Ташлинск... Так же, как и в первой
своей вещи, Тим Вандерер подробно и педантично исследует пути
поиска ответов на затронутые вопросы, детализации смыслов
апокрифов, не ленясь приводить подробные адреса в БВИ и рассказывать
о весьма развитой системе знакомств и связей, затрагивающей и
верхушку Всемирного Совета.

Следует отметить, что Т. Вандереру удивительно везет: он совершенно
походя получает "как бы по ошибке" абсолютно закрытую top secret
информацию, берет интервью у величайших светил науки нередко перед
самой их кончиной (так было с Ламондуа и Бромбергом), пользуется
программами Прянишникова и Перейры, категорически запрещенными
к использованию Советом -- ему всё сходит с рук. Просто феноменальное
везение.
                            --------

Какие превратности судьбы и чей выбор оказали ключевое влияние
на движение земной цивилизации именно по "нашей" ветке мирового
процесса ветвления? Некоторые источники, замечает Т. Вандерер,
позволяют осторожно предположить, что в истории планеты была
поистине метафизическая личность, тесно взаимодействовавшая
с важнейшими персонами эпохи. Сохранилось даже ее имя:
Агасфер Прудков. Гомерическая на первый взгляд фигура была
отмечена, начиная с сороковых годов двадцатого века, среди приближенных
к Иосифу Сталину, а позднее, после развенчания культа личности,
среди советников Хрущева и Брежнева. Тим Вандерер использует
здесь, пожалуй, самый сомнительный прием во всей ретроспективе --
литературную реконструкцию дневника Прудкова. И хотя автор книги
опирается на известные ему реальные факты, достоверность информации
не становится от этого выше.

Одной из жизненных целей Агасфера Прудкова, определенной его
высокими космическими покровителями, было сохранение независимости
и статуса-кво в развитии земной цивилизации. Долгое время Агасфер
был лишь учеником, вбиравшим в себя всю мудрость всех веков,
но к сороковым годам XX века настоятельно назрела необходимость
активного патроната планеты. Для реализации протектората
следовало подняться как можно выше по ступенькам власти, взяв
под контроль по возможности все работы над аномальными и
труднообъяснимыми явлениями природы. Прудков ценой немалых усилий
смог сделать это. ...Шла вторая мировая, когда к Агасферу явился
эмиссар Странников и предложил перевербовку, точнее работу
на две стороны. Агасфер отверг предложение.

Странники -- цивилизация, вступившая в магический этап своего развития.
Отказавшись от технологии, они получили ключ к следующему уровню
галактического могущества, став сверхрасой. Но к сожалению, как и
земляне XXII века, они больны прогрессорством, а точнее, тем,
что можно было бы назвать сверхпрогрессорством. Никто не знает,
ни каковы их цели, ни что можно назвать их идеалами. Ясно одно,
земная цивилизация, если она желает сохранить независимость, должна
как можно скорее раскрыть в себе магический аспект. Это понимал и
Агасфер Прудков. Понимал -- и искал интуитивных магов.

...Вторая мировая уже подходила к закономерному концу, колонны СС
маршировали по Киеву и Москве, в многочисленных лагерях шла торопливая
ликвидация военнопленных, и Саул (Савел) Репнин, конечно же, должен был
оказаться в числе погибших от удушья в одной из газовых камер. Но он
совершил двойную попытку к бегству: покинул концлагерь и движимый
великой тоской и отчаянием, одной лишь силой воли произвел магическое
воздействие на природу окружающего мира, перенесясь по темпоральному
мосту на два столетия вперед. Саул, конечно, не был прометагомом.
Он был магом божьей милостью. Человеком, опередившим свое время.

Прудков ничего не мог поделать -- первый же раскрывшийся маг был
практически мгновенно застрелен офицером СС. Но теперь у него
было знание и надежда на рост спонтанных магических прорывов
среди землян. Он отстраивал заново разрушенные города, восстанавливал
инфраструктуру сел и -- ждал. Терпеливо ждал. Однако уже не он
один занимался "чудесными происшествиями".

В отличие от КОМКОHа-2 и СГБ, проводивших ревизию "дела Саула",
немецкое верховное командование сразу раскусило суть случившегося,
и вся информация, получив гриф "секретно", перешла в веденье
"Анэнербо". В пятидесятых годах немецкие "ридеры" установили
контакт с какой-то внеземной расой, обитавшей, по ее словам,
в планетарном океане под ледяным панцирем Европы (спутник Юпитера).
Цивилизация Европы предложила помощь в раскрытии магического потенциала
земного человечества и организовала некий экспериментальный полигон,
получивший впоследствие имя Града Обреченного. Суть эксперимента
сводилась к искусственному возвышению отобранных добровольцев
и стимулированию у них способностей к магическим действиям.
Как результат, были достигнуты определенные успехи, особенно
в бессознательной массовой магической активности.

А. Прудков был не на шутку испуган массовой эмиграцией землян
неизвестно куда, тем более под протекторатом непонятной неземной
высокоразвитой расы. Еще хуже обстояло дело с возвращениями:
единицы, вырвавшиеся из ада, обладали столь измененной структурой
души, что начинали оказывать на ментосферу Земли не поддающееся анализу
влияние. Не сразу и с большим трудом Агасферу удалось проникнуть
в sanctum sanctorum "Анэнербо", и изучив архивы, он лишь укрепился
в своих подозрениях о причастности к эксперименту "Град Обреченный"
Странников. Следовало немедленно пресечь массовый исход в поисках
чудесного избавления от болезней, голода и проблем, и Прудков
пишет и публикует монографию "История фашизма", в которой обнажает
самую суть зверского режима нацизма. Удар был точен. Правительство
фашисткой Германии потеряло реальную власть, проект был свернут,
контакт с расой европеиан был потерян, и о судьбе более миллиона
жителей Града нам сейчас ничего не известно.

В начале шестидесятых Агасфер Прудков вдруг понял, насколько он
одинок. Странники готовились к очередной агрессии, и старый
маг осознавал, что ему необходима армия, чтобы противостоять
не в меру обнаглевшей сверхрасе. Поэтому в 1961 году он выносит
на обсуждение Президиума ВС проект о создании в СССР сети
научных организаций, занимающихся подготовкой магических кадров.
Нужно ли говорить, что проект был принят в штыки, Прудкова
обозвали мракобесом, но... лично дорогой товарищ Брежнев
был очарован возникшей перспективой, и это решило в конечном
итоге все.

Итак, следующая попытка инактивировать магический аспект цивилизации
Земли была предпринята в шестидесятые созданием нескольких
институтов, занимавшихся "счастьем человеческим", то есть
прикладными и теоретическими проблемами волшебства. Самым
знаменитым стал НИИЧАВО, расположенный на севере ССКР, в Соловце.
"Институт предоставлял неограниченные возможности для превращения
человека в мага"! Увы, тогдашнее правительство Страны Советов
слишком ожидало немедленной отдачи от вложенных усилий, и
через двадцать лет НИИЧАВО был тихо прикрыт "за нерентабельностью".
Приоритет был отдан космическим технологиям. А жаль.

Семидесятые годы были осложнены посещением Земли высокоразвитой
внеземной магической цивилизацией, прямым явлением Странников
на подмостки Истории. Следует отметить, что это не был первый визит
инопланетной цивилизации; в 1969 году полицейский Петер Глебски
вступил в непосредственный контакт с эмиссарами Странников,
которые однако не были им распознаны в качестве пришельцев,
и в итоге погибли от рук местных мафиози.

Что же произошло в 74-ом? Это был первый массовый десант Странников
на цивилизованую планету. Первая агрессия, осуществляемая с применением
и боевых технологий и боевой магии. Лишь благодаря своевременно
выращенному и воспитанному поколению магов удалось за считанные
часы вытеснить Странников и их боевую технику с поверхности Земли.
А на память остались чудовищные раны -- Зоны Посещения. После
Армагеддона магические силы землян были истощены, и Агасфер,
предвидя новые осложнения, предпринимал все новые и новые шаги
по обращению молодежи на магическую стезю.
                           --------

А впереди был эксперимент по магическому "растворению" негативного
настоящего в желаемом грядущем. Во французской провинции, в маленьком
и ничем не примечательном городке под контролем военной верхушки
развивалась группа стихийных магов. Свое предназначение эти люди
видели в подготовке ненасильственной смены существующего порядка
вещей новым прекрасным миром, хозяевами в котором должны были стать
представители юного поколения, подготовленные и воспитанные по
специальной методике. Как итог, удалось осуществить вторжение
в грубую вещественную ткань действительности материализованных
представлений о будущем. Мы не имеем никакой информации о жизни
"там", потому что дети, ставшие гражданами созданной страны грез,
не захотели иметь с нами ничего общего и закрыли вход.

Примерно в это же время состоялся еще один контакт с воображаемым
будущим посредством магических технологий -- так называемая операция
"Туча". Сверхплотное аэрозольное образование, спорадически расширяющееся
и являющееся своеобразным темпоральным мостом в грядущее, причинило
много хлопот местной полиции и военным чинам. Следует заметить, однако,
но встречено с облегчением и даже восторгом. Никто никогда не предпринимал
попытки выяснить, что же произошло на самом деле.

В 1981 году состоялось первое "глубокое" погружение в ноосферную составляющую
человеческого мира снов. Проще говоря, это был первый практический опыт
применения "слега". Подросток Андрей Т., слушая радиоприемник,
усовершенствованный его старшим братом с целью приема сверхдальних
радиостанций, самопроизвольно, без химикотермического воздействия
вошел в состояние резонанса с ноосферой Земли и претерпел в итоге
прекрасное приключение, описанное им уже во взрослом возрасте в книге
"Повести о дружбе и недружбе". Тим Вандерер обращает особое внимание
именно на магический выход данного приключения: по пробуждении Андрей Т.
обнаружил, что чудесный сон оставил после себя весьма неприятный след
в виде прошитого лазерным лучом приемника. Вероятно, пишет автор, это
была рефлекторная защита подсознания подростка, потому что иначе
Андрей Т. мог бы и не проснуться, навсегда погрузившись в глубины
воображаемого мира.

В 2017 году, во время "кризиса Жилина" перед человечеством со всей
остротой встал выбор между технологическим путем развития цивилизации
и более прогрессивным магическим. Но из-за непонимания и чисто внешних
негативных синдромов, сопровождавших магическую сторону жизни человека,
волшебство было признано изобретением злого гения, с ним, словно
в средневековье, развернулась борьба, и как итог, технология одержала
убедительную победу.

Однако, вернемся в девяностые годы XX века. В маленьком городке Ташлинске,
что в ольденбургской области, происходит встреча Прудкова и его высшего
патрона -- Демиурга, решившего посетить Землю. В результате длительного
изучения положения дел на планете был принят некий долговременный план
по раскрытию латентного магического потенциала небольшого числа землян
до уровня, способного обезопасить вид от чьего бы то ни было вмешательства
во внутренние дела человечества. План был успешно претворен в реальность
в течении двухсот лет -- да, да, Большое Откровение это и есть финал
распаковки магического аспекта части землян. А людены -- люди, вышедшие
на магический уровень взаимодействия с окружающей природой.

Что же объединяет все эти такие непохожие друг на друга эпизоды?
Вспомним еще раз. Саул Репнин, взалкав чудесного иррационального
избавления от смерти, обретает его. Тысячи подопечных бежали в
Град Обреченный, желая волшебного избавления от своих проблем.
НИИЧАВО -- как квинтесенция стремления к магическому самой
романтической расы человечества. Сталкерство достигает своего
апогея, когда в слепой и бессмысленной жажде Чуда грязный и
оборванный Рэд Шухарт добирается до золотого Шара. Мокрецы
превращают-таки непривлекательную земную реальность в мир мечты --
за счет напряженной работы над человеческой тягой к чудесному.
Прорыв в ноосферу снов -- сны издавна известны как самая колдовская
составляющая человеческой души, в них и реализуется ненаправленное
стремление к Чуду. Довольно? Во всех вышеназванных случаях имела
место неявная, но очень яркая потребность в чудесном решении
проблемы, поистине "жажда Чуда".

Время подвести итоги, сообщает читателю Тим Вандерер. То что человеческая
цивилизация принадлежит к числу латентно магических, не вызывает никаких
сомнений. Вопрос в другом: какими мы будем, предпочтя магический путь
развития? Каким станет человечество магов? Но пока, отмечает Тим Вандерер,
мы настойчиво идем по пути технологии, и отдельные всплески магических
способностей, как и три века назад, не способны сколько-нибудь серьёзно
повлиять на судьбу вида. "Я не знаю, плакать мне или смеяться, радоваться
или грустить, глядя на вас. Я не знаю, магия -- это добро или зло? Но я
убежден в ином: магический аспект земной цивилизации рано или поздно
будет распакован, раскрыт, и мы, земляне, должны быть готовы к появлению
огнедышащих драконов и сказочных фейри по соседству с нашим домом."
...Как я отмечал в начале, мне печально и удивительно читать эти строки
необыкновенного автора: печаль и грусть вызывает явно эклектическая
попытка смешать всевозможные свидельства с целью доказать свою правоту;
но поистине удивления достойно упорство и мастерство с которыми автор
все-таки достигает своей цели. ...Два часа назад на домашний терминал
БВИ поступило коротенькое сообщение: некто Тим-Странник аннонсирует
выход год спустя своей новой книги -- "Hовейшая история современности".
Поживем -- увидим?

--- Демон Второго Рода 2.51.A0901+
 * Origin: Я гений! Хикаpи-тико-удо! (2:5007/1.45)