 Msg  : 1 из 530                            Scn
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Пон 22 Окт 01 03:26
 To   : Yevgeny Chernyshov                                  Пон 22 Окт 01 13:05
 Subj : Пеpеводы.
       БВИ вновь с Вами, Yevgeny!

     19.10.29: Yevgeny Chernyshov --> All:

 YC>     Скажите пожалуйста, на какие языки переводились пpоизведения
 YC> братьев Стpугацких? Особенно интересует повесть "За миллиард лет до
 YC> конца света"; но перечислите и дpугие.

На сегодня у БНС зафиксировано 441 издание в 33 странах на 31 языке. При этом
его не интересуют фрагменты и газеты, реально языков и публикаций больше.
Боюсь, всё это пеpечислять будет несколько утомительно.

"За миллиард лет до конца света" публиковалась на английском, болгарском,
венгерском, греческом, корейском, немецком, польском, португальском,
сербохорватском, финском, французском, чешском, шведском, эстонском, японском
языках.

                                                            Wlad.
--- Заpемчичакбешмусаpайи... 2.51.A0901+
 * Origin: Вообще-то соображаю я быстро, правда, думаю медленно (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 2 из 530                            Scn
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Пон 22 Окт 01 03:34
 To   : Alla Kuznetsova                                     Пон 22 Окт 01 13:05
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть
       БВИ вновь с Вами, Alla!

     20.10.29: Alla Kuznetsova --> All:

> [...]
 AK> закончится ох как не скоро, - уже семьсот пятьдесят... Погибли в Чечне
 AK> тысячи армейцев, сотни сотрудников других силовых структур. Кто
 AK> сосчитал жертвы среди мирных в Чечне, Азербайджане и Армении, Абхазии,
 AK> Южной Осетии и собственно в Грузии, Приднестровье, Таджикистане? А вот
 AK> Борис Стругацкий (<ЛГ>   24-25), фантаст, пишет: <Это было десятилетие
 AK> тихой революции. Революции, которая, слава богу, обошлась
 AK> минимумом жертв и разрушений. Заплатив сравнительно недорогую цену,
 AK> страна наша превратила себя из тоталитарной в демократическую>.
/.../

 AK>             Карпов Б. Тяжелая контузия: У моих боевых товарищей десять
 AK> лет ушло на войны // Литературная газета (М.). - 2001. - 17-23 окт. -
 AK> С.4.

Вот люблю я любителей статистики. За год в России пропадает без вести (не на
войне, а просто уходят из дому и более их никто не видел) более 5 тысяч человек
ежегодно. В автокатастрофах гибнут десятки тысяч. Молодых, полных сил.
Написать, что ли, "Одну минуту", которую прорецензировал Лем?..

                                                            Wlad.
--- Лев Абалкин, в натуре 2.51.A0901+
 * Origin: Порой пpиятно полежать в основе... (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 3 из 530                            Scn
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Пон 22 Окт 01 03:39
 To   : Alla Kuznetsova                                     Пон 22 Окт 01 13:05
 Subj : Swiaty braci Strugackich: Czas uczniow
       БВИ вновь с Вами, Alla!

     20.10.29: Alla Kuznetsova --> Serge V. Berezhnoy:

 AK> Дaвaй xopoм пoпpocим... Toчнee, пoкa дyэтoм.

А на фиг Вам польский вариант "Времени учеников"? У нас кучи книжек самих
Стругацких на иностранных языках нет...

                                                            Wlad.
--- Эрг Самовозбудитель 2.51.A0901+
 * Origin: Массаpакш-и-массаpакш!!! (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 4 из 530                            Scn
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Пон 22 Окт 01 03:41
 To   : Alla Kuznetsova                                     Пон 22 Окт 01 13:05
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть oт Бpoмбepгa
       БВИ вновь с Вами, Alla!

     20.10.29: Alla Kuznetsova --> All:

> [...]
 AK> компании об аутентичности, например, какого-нибудь факта,
 AK> исторического события или высказывания знаменитости. В начале апреля
 AK> открылась рабочая версия сайта "Рубрикон" -- www.rubricon.ru -- самого
 AK> крупного на сегодня энциклопедического ресурса российского сектора
 AK> Интернета. Теперь любое утверждение или догадку противника в споре
 AK> легко проверить, заскочив на минутку в сеть. [...] Романтики ликуют:
 AK> Большой Всемирный Информаторий, появление которого еще в начале 70-х
 AK> годов предсказали Стругацкие, формируется прямо на наших глазах. [...]

Hу-ну! Романтики с большой доpоги...

                                                            Wlad.
--- Seminate aurum 2.51.A0901+
 * Origin: Я вынужден применить крайние меры убеждения (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 5 из 530                            Scn
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Пон 22 Окт 01 03:42
 To   : Alla Kuznetsova                                     Пон 22 Окт 01 13:05
 Subj : Pacкoпaй cвoиx пoдвaлoв
       БВИ вновь с Вами, Alla!

     20.10.29: Alla Kuznetsova --> All:

 AK>         Васильева В. Новаторство ли это? // Лит. газ. (М.). - 1969. -
 AK> 15 окт. - С.6.

 AK> Но ведь пути развития человечества могут быть разными, и то, что
 AK> грозит буржуазному обществу, не может грозить нам.

Неплохо звучит нынче, а?

                                                            Wlad.
--- Лев Абалкин, в натуре 2.51.A0901+
 * Origin: Такая вот у нас теперь будет жизнь. Отныне. (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 6 из 530 +7                         Scn
 From : Anton A. Lapudev                    2:5020/175.2    Пон 22 Окт 01 10:38
 To   : All                                                 Пон 22 Окт 01 13:05
 Subj : Анекдот
From: "Anton A. Lapudev" <ucb@nefteprom.com>

Hi All,

Прочитал как-то люден в прайс-листе металлорежущего завода - "гайка
семигранная - 1 шт. - 15 руб." - обрадовался, побежал, купил.
Дома распаковывает - шестигранная! Пошёл, поменял, - опять шестигранная!
Что за чёрт? Пошёл жаловаться.
"Уважаемый, а Вы инструкцию по изделию читали?" - спрашивают его.
"Нет, а что там может быть????"
"Ну как же - видите - п. 7 - довести напильником!"

Такая вот печаль...

Такая вот печаль...

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 7 из 530 -6                         Snt Loc Scn
 From : Yuri Zubakin                        2:5010/30.47    Пон 22 Окт 01 23:45
 To   : Anton A. Lapudev
 Subj : Анекдот
        Здравствуйте, Anton!

         Случайно увидел, как Anton A. Lapudev писал All (Понедельник Октябрь
22 2001, 10:38):

> [...]
 AL> инструкцию по изделию читали?" - спрашивают его. "Нет, а что там может
 AL> быть????" "Ну как же - видите - п. 7 - довести напильником!"

    "Слушайте, крестьяне, почему все эти киберанекдоты такие дубовые?"
    Хорошо еще, что про семигранную крынку никто не придумал:
    "Выпили по стакану, закусили, Изя выдал анекдот - грохнули. Дядя Юра тоже
выдал анекдот, чудовищно неприличный, но очень смешной. Даже Ван смеялся, а
Сельма просто скисла от хохота. "В крынку... - захлебывалась она, утирая глаза
ладонями. - В крынку не лезет!.."

                C уважением, Yuri

... Пикник в муравейнике
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 8 из 530                            Scn
 From : Yevgeny Chernyshov                  2:478/55.22     Втр 23 Окт 01 02:48
 To   : Alla Kuznetsova                                     Втр 23 Окт 01 04:07
 Subj : Re: Пеpеводы.

 Привет.

   Цитирование  Alla Kuznetsova -> Yevgeny Chernyshov (21/10/1    10:57)

> [...]

[..skip..]
AK> кaтaлoнcкoм, xинди, эcпepaнтo, ивpитe, тypeцкoм... Уф!
    Уф! :) Спасибо.
AK> A coбcтвeннo "3a миллиapд лeт дo кoнцa cвeтa":
AK> нa aнглийcкoм, вeнгepcкoм, гpeчecкoм, швeдcкoм, нeмeцкoм, финcкoм,
AK> фpaнцyзcкoм,  пoльcкoм, чeшcкoм, эcтoнcкoм, кopeйcкoм, япoнcкoм,
AK> бoлгapcкoм, пopтyгaльcкoм...
AK> Toчныe библиoгpaфичecкиe oпиcaния нyжны?
    Нет, не нужно. Но, возможно, где-то в Интернете "За миллиаpд..." на
английском доступен?

                                                     Yevgeny.
---
 * Origin: Крат. сестр. талан. (2:478/55.22)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 9 из 530                            Scn
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Втр 23 Окт 01 01:44
 To   : Anton A Lapudev                                     Втр 23 Окт 01 05:42
 Subj : Анекдот
       БВИ вновь с Вами, Anton!

     22.10.29: Anton A Lapudev --> All:

> [...]
 AL> инструкцию по изделию читали?" - спрашивают его. "Нет, а что там может
 AL> быть????" "Ну как же - видите - п. 7 - довести напильником!"

Смейтесь, смейтесь! Будет и на нашей улице небо в алмазах!

                                                            Wlad.
--- Старый шкипер Вицлипуцли 2.51.A0901+
 * Origin: Мои труды читать надо! (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Втр 23 Окт 01 01:45
 To   : Yevgeny Chernyshov                                  Втр 23 Окт 01 05:42
 Subj : Пеpеводы.
       БВИ вновь с Вами, Yevgeny!

     22.10.29: Yevgeny Chernyshov --> Alla Kuznetsova:

 YC>     Нет, не нужно. Но, возможно, где-то в Интернете "За миллиаpд..."
 YC> на английском доступен?

Нет, нету пока. Я, во всяком случае, не нашедши...

                                                            Wlad.
--- Заpемчичакбешмусаpайи... 2.51.A0901+
 * Origin: А? Э-э!.. Так-то, дружок, в этом-то все и дело (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Пон 22 Окт 01 06:17
 To   : Vladimir Borisov                                    Втр 23 Окт 01 14:21
 Subj : опять Цурэн

  i, Vladimir!

Письмо Vladimir Borisov к Alla Kuznetsova от 21 Окт 01 гласит:

 VB> Вроде бы всё восстановилось. И Ашкинази я написал, и пpочим. Хотя,
 VB> скорее всего, часть почты пpопала.

Дo мeня дoпoлзли нa дaнный мoмeнт 2 (кaжeтcя) пиcьмa oт Bac.

 VB> Вот видите, не такой уж он и бастион оказался. Да, "Звездная дорога"
 VB> на будущее мне идет по подписке точно, так что можно не беспокоиться.
 VB> А насчет ньюслеттера и диска -- кажется, в конце месяца наши люди
 VB> будут в столице, можно будет с ними пеpедать...

Toгдпa нaдo пoтopoпитьcя c кoпиpoвaниeм ньюcлeттepa. И кaк cвязaтьcя c
Kepзиным? Или oн caм cвяжeтcя?

Сайонара                                                Алла, молчаливый глюк

--- Будильник "Дружба" на +/W32 1.1.1.2 камнях
 * Origin: Обладателю правды - только в сердце - свершение (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Пон 22 Окт 01 06:19
 To   : Vladimir Borisov                                    Втр 23 Окт 01 14:21
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть. Cтpaннaя. Чacть 5

Конничива, Vladimir-сан!

Kaк-тo нa дняx (21 Окт 01) Vladimir Borisov пишeт к Alla Kuznetsova...

 VB> А что за доклад? Сказали "а"...

Cклepoз в coчeтaнии c лeнью - cтpaшнaя вeщь! Ceгoдня жe кинy. Oтдeльным
пиcьмoм.

 VB> Вы, как всегда, преувеличиваете опасности. Слушатели, они, в кpайнем
 VB> случае заснуть могут, а более от них никакой опасности не бывает...

Ho мoгyт чтo-нибyдь и cпpocить тaкoe...

К чему бы это?                                          Алла, молчаливый глюк

--- Будильник "Дружба" на +/W32 1.1.1.2 камнях
 * Origin: От летящей птицы оставшийся голос (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Пон 22 Окт 01 06:21
 To   : All                                                 Втр 23 Окт 01 14:21
 Subj : Koзлoвcки-48

О многоуважаемый (-ая) All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
ГЛАВА 4
ИНЫЕ ФОЛЬКЛОРНЫЕ СУЩНОСТИ И НИИЧАВО
Пероснажи русских волшебных сказок - не единственные ма-гические сущности,
действующие в ПHВС. Сущности близких фольклорных жанров - легенд и мифов -
также привнесены в текст, чтобы формировать другие фундаментальные единицы
сказки. И, как и сущности из волшебнных сказок, они взаимодействуют друг с
другом, подвергаются комическим трансформациям, совместно производя
фантастическую и комическую ткань повествования.

1.Диван Бен Бецалеля
До того, как Привалов оказывается принят на работу в Ин-ститут, он проводит
наполненную событиями ночь на диване в му-зее Института. Вокруг этого дивана в
Институте разворачивается значительная суета. Идет спор о его природе: то ли
это просто обычный диван, на котором можно спать, или старинная мебель -
предмет музейной ценности, или прибор, способный превращать повседневную
реальость в реальность волшебной сказки. Одно оп-ределенно: что в прошлом он
принадлежал императору Рудольфу II и был создан легендарным волшебником и
аолхимиком Львом Бен Бецалелем:
"Ручной труд, - быстро сказал Роман. - Безотказен. Конструк-ции Льва бен
Бецалеля. Бен Бецалель собирал и отлаживал его три-ста лет..." (70).
Большая часть переплетения реальности и фантазии, науки и магии, происходящего
в Институте, приписывается существованию и работе этого таинственного дивана:
"Диван был транслятором. Он создавал вокруг себя М-поле, преобразующее, говоря
просто, реальную действительность в дей-ствительность сказочную." (120).
Два предложения в этом отрывке производят комический эф-фект благодаря
применению композиционной (стилистической) техники. Второе предложение, в
частности, предлагает интересный прием симметричного парафраза, достаточно
часто используемого в произведениях Стругацких. Он используется Приваловым,
когда тот описывает эмпирическую научную реальность в терминах ма-гии волшебной
сказки, или наоборот, когда его подход к образу или действию волшебной сказки
приближается к научному дискурсу. В этих симметричных парафразах в качестве
соединения наиболее часто используются такие выражения, как "то есть",
"известный как", "значит", "говоря просто".
Этот прием очень правдоподобен на психологическом уровне, поскольку мы часто
используем парафразы для дальнейшего объяс-нения того, что мы имели в виду. На
литературном уровне он очень похож на синтаксическую симметрию псалмов, или -
из русской ли-тературы - Моления Даниила Заточника или Жития протопопа
Ав-вакума, где авторы говорят дважды об одной и той же вещи, но в различных
формах. Оба симметричных элемента говорят об одном и том же, но каждый элемент
помогает понять другой. Зачастую один элемент может быть туманным или
непонятным, в то время как второй дополняет или проясняет его:
"...и бысть солнце противо Гаваоно, еже еси на полднях, ста Исус крестообразно,
сиречь распростре руце свои... Возвратилося солнце к востоку, сиречь назад
отбежало".
"Бысть же я в третий день приалчен, - сиречь- есть захотел"1.
Когда в этих примерах Аввакум объясняет или перeфразиру-ет книжные
старославянские выражения, используя обыденные русские фразы, он ломает границы
между двумя языками. В таких произведениях становится субъектом язык, поиск
правильного сло-ва и объединение двух разделенных языков.
-+-
1.  Житие протопопа Аввакума, им самим написанное. - М.: Гос. изд-во худож.
лит-ры, 1960. - С.57, 66.
Vinogradov V. On the Task of Stylistics: Observatons Regarding the Style of the
"Life of Avvakum" // Archpriest Avvakum: The Life Written by Himself / Ed.
K.Bromstrom. - Ann Arbor: Michigan Slavic Publications UP, 1979. - P.125. "Суть
оригинального использования Аввакумом духовной лексики, впрочем,- не игра слов,
а уничтожение инстинктивно чувствуемой границы между торжественным духовным и
повседневным."

--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Счастливо, пойду еще кому-нибудь приглючусь             Алла, молчаливый глюк

--- Транслятор двухходовой +/W32 1.1.1.2 Китежградского завода маготехники
 * Origin: У женщины - сила (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Пон 22 Окт 01 21:38
 To   : All                                                 Втр 23 Окт 01 14:21
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть

И много ли у тебя глюков в этот прекрасный день, All? Давай добавлю парочку!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
[...]
- Факт! И я знаю, что он пишет сам, никаких "негров" у него нет. Популярность,
конечно, бешеная, от сюжетов и их масштабности дух захватывает, хотя при таком
ритме неизбежно что-то приносится в жертву, язык, например. Вообще, в основном
то, что лежит сейчас на лотках - форменное безобразие! Несмотря на обилие новых
имён, ни свежих идей, ни достойных сюжетов не наблюдается: большинство
повторяется из романа в роман будто под копирку!
- Я согласна, что общий уровень современной фантастики стремится к нулю:
торжествует коммерческая, то есть иллюзорно-компенсаторная фантастика. Но, как
ни странно, авторитет писателей-фантастов возрос! От них и в "толстых" журналах
теперь не отмахиваются, и даже "День литературы" печатает Вячеслава Рыбакова,
ученика Бориса Стругацкого. А ведь раньше славянофилы в упор не видели
фантастику!
- Hе видели только "зашоренные", и необязательно славянофилы. Мне, например,
путёвку в большую литературу ещё лет десять назад дал Валентин Свининников из
"Нашего современника". Он всегда говорил, что "есть литература и нелитература,
а остальное - от лукавого".
[...]
- Белянин - это "пластилиновая" реальность, то есть в любой момент может
случиться всё, что угодно. Есть сюжет, но нет какого-то сквозного конфликта,
который должен этот сюжет "держать". Впрочем, сейчас я рассуждаю как критик.
Вообще-то большинство таких авторов не считает, что их писанина годна только
для развлечения. Их герой, постреляв из бластера, обязательно присядет и
задумается "о добре и зле, о лютой ненависти и святой любви". Или затеет спор о
тайнах мироздания, о диалектических законах бытия... Ведь все фантасты нашего
поколения воспитаны на Стругацких! Но давай, наконец, поговорим о той
фантастике, которую я назвала бы "культовой".
- Ты имеешь в виду ту, которую нельзя упрекнуть в отсутствии психологизма,
которая поднимает и более-менее успешно решает действительно важные
социально-философские проблемы?..
[...]

        Мурашова Е., Федотов Д. В фантазиях и в реальности: Современная
фантастика: на чём она стоит и куда идёт // Литературная Россия (М.). - 2001. -
28 сент. - С.10-11.
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Засим низко кланяюсь                                    Алла, молчаливый глюк

--- Будильник "Дружба" на +/W32 1.1.1.2 камнях
 * Origin: По первому гаданию - возвещу (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Пон 22 Окт 01 23:46
 To   : All                                                 Втр 23 Окт 01 14:21
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть oт Бpoмбepгa

Пpивeт тeбe, All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Источник:
Известия
Дата:
21.04.2001
Автор:
Марк АНТОНОВ
Заголовок:
09.00 Время без драконов
Текст:
Что фантастика и фэнтази стремительно потеряли популярность не только в
"продвинутой", но и широкой читательской среде, что издательствам пришлось
срочно переориентироваться: непритязательным - на боевики и женский роман,
солидным - на то, что считается "серьезной литературой" - это, в общем, трюизм.
На полках пылятся нераспроданные тиражи романов Ника Перумова, Юлии Латыниной,
Макса Фрая (далеко не худших "жанровых" писателей), вышедших еще в 1999 году.
Перумов - петербуржец, ныне живущий в США, издается сейчас в одном из
московских издательств. Название одного из романов - "Не время для драконов" -
говорит само за себя.
[...]
Петербургские писатели школы Стругацкого всегда претендовали на принадлежность
к "большой литературе" и предпочитали называть себя "магическими реалистами". У
Андрея Столярова, так же как у Андрея Измайлова, Вячеслава Рыбакова и других,
несомненно, есть свой, и достаточно широкий, круг читателей и поклонников.
Пишут они ничуть не хуже авторов "Нашей марки", хотя к их романам не пишут
предисловий патентованные интеллектуалы вроде А.Секацкого. Характерно, что в
романе А.Столярова "Наступает мезозой", нет внешних признаков жанра.
Причудливые приключения и превращения героев, которые превращаются в
огнедышащих ящеров, торгуются с дьяволом и успешно продают ему "то, чего нет",
являются лишь метафорой нынешнего времени, каким видится оно массовому
постсоветскому сознанию. Автор претендует на продолжение традиций "магической
петербугской прозы", восходящей к Гоголю и Достоевскому.
[...]
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Такие вот дела                                          Алла, молчаливый глюк

--- Транслятор двухходовой +/W32 1.1.1.2 Китежградского завода маготехники
 * Origin: У того, кто не прав, будет им самим вызванное бедст (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Пон 22 Окт 01 23:49
 To   : All                                                 Втр 23 Окт 01 14:21
 Subj : Pacкoпaй cвoиx пoдвaлoв

Здравствуйте, All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
[...]
Антиутопия же чаще все-го порождается  духовной слабостью, смятением,
не-уверенностью в грядущем, в способностях и возмож-ностях человека и его
ра-зума, земной цивилизации. Повальное увлечение фан-тастов антиутопиями в мире
капитализма   естественно. Упорное цепляние за анти-утопию некоторых
пред-ставителей   <интеллекту-альной> группы фантастов в нашей стране вызывает
досаду и разочарование в этих авторах, ибо в их антиутопизме видно вольное или
невольное следование <лучшим западным образ-цам> (на деле - далеко не всегда
лучшим).
Уверены ли поборники <интеллектуальной>   фан-тастики, что усиленное
на-гнетание атмосферы общественной мысли мрачным антиутопизмом    поможет людям
увидеть тот пози-тивный путь, которым на-до следовать? Что это по-может
разглядеть, предста-вить лучшую из реальных возможностей?
Думается, вряд ли пра-вильно   именовать фан-тастику позитивного пла-на
утопической. Очевид-но, в   данном   случае это   неудачный термин. Разве
<Туманность Андро-меды> И. Ефремова - это только утопия? В какой-то мере это
реальность, осо-бенно в изображении чело-веческих надежд, устремле-ний и
характеров. Даже пе-ренося условно действие, изображаемое в своих кни-гах, на
тысячелетия вперед, ни И. Ефремов, ни иной любой фантаст не в силах оторваться
полностью от нашего <сегодня>. Да фан-тасты и не ставят перед со-бой такой
абсурдной зада-чи. Ни про одно фантасти-ческое произведение нель-зя сказать,
что оно на сто процентов изображает <ме-сто, которого нет>, общест-во, которое
невозможно, характеры, которых не мо-жет быть в природе.
[...]

        Высоков H. Зови вперед и выше // Лит. газ. (М.). - 1969. - 7 сент.
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Засим разрешите откланяться                             Алла, молчаливый глюк

--- Письмо неясного содержания, написанное с помощью GoldEd+/W32 1.1.1.2
 * Origin: С трепетом блюди середину - счастье (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Втр 23 Окт 01 00:29
 To   : All                                                 Втр 23 Окт 01 14:21
 Subj : Дoклaд

Конничива, All-сан!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Влияние творчества братьев Стругацких на советскую массовую культуру: На
примере упоминаний

Влияние того или иного писателя на общество можно оценить несколькими
способами. К таковым относятся, например, рейтинги - читательские и экспертные,
критико-литературоведческие работы, наличие пародий, заимствование у данного
писателя сюжетов дру-гими писателями, динамика издания произведений,
цитируемость и т.д. В данной работе кратко рассмотрены некоторые из этих
спосо-бов оценки.
Согласно социологическим опросам, работы Стругацких за-частую занимали верхние
строчки в рейтингах "читательских пред-почтений"1 (такая ситуация сложилась уже
в конце 1960-х годов и имеет место до сих пор). Эти рейтинги можно разделить на
два ти-па: относящиеся только к фантастике и к литературе в целом, и
произведения Стругацких занимали лидирующие места в <фантастических> рейтингах,
поэтому только на основании этих сведений сказать что-либо о восприятии
творчества Стругацких на фоне всей <большой> литературы и, шире, о месте
творчества Стру-гацких в <культурной памяти> нельзя. Но есть и другие данные,
любезно предоставленные Б.В.Дубиным (ВЦИОМ). Так, во всерос-сийских опросах
1992 и 94 годов на вопрос <Hазовите, пожалуйста, вашего любимого

писателя> около 0,3% респондентов называло Стругацких. Во всероссийский опрос

1994 года был включен во-прос <Hазовите автора и названия 1 - 2 книг, купленных
вами в по-следнее время>. Таким вопросом <захватывается> более широкий круг
авторов, поскольку покупаются книги не только любимых пи-сателей. Всего назвало
фантастику 6,3%, из них больше всего Стру-гацких и Ефремова - по 0,9%, далее
следует Жюль Верн - 0,7%. В Москве 1998 года на вопрос <Hазовите 5 - 6 имен
самых выдаю-щихся российских писателей ХХ века> 2,8% респондентов назвали
Стругацких, 1,3% - Беляева, 1,0% - Ефремова. <Всероссийский> от-вет на этот
вопрос был бы, вероятно, таким же, так как по данным другого опроса читаемость
Стругацких почти одинакова в столи-цах, больших и малых городах, и лишь на селе
она меньше пример-но в 1,5 раза. Разумеется, на самом деле социологов обычно
интере-сует, не кого чаще читают и тем более не чьи книги чаще покупают, а кто
больше влияет на людей - и тем самым, на историю. Но сей-час, когда человек
более свободен в выборе чтения, чем раньше, то, что он покупает и читает,
зависит от того, что ему запомнилось из прочитанного вчера, что произвело на
него впечатление, что - именно поэтому - повлияло на него.
Но отражение творчества Стругацких в критике было связано не только с их
популярностью. А учитывая, что, в сущности, выше-упомянутая критика зачастую (в
советские времена) являлась рупо-ром партии, можно сделать вывод, что
творчество Стругацких было расценено <руководящими инстанциями> как достаточно
важное с идеологической точки зрения.
Некоторую - но только некоторую (учитывая особенности со-ветской издательской
модели) помощь в анализе этого восприятия могут оказать сведения об изданиях
произведений Стругацких, а также вышеупомянутые рейтинги <читательских
предпочтений>.
Можно выстроить некую <систему реакций>: реакция властей на произведения
Стругацких (как, впрочем, и любых других писа-телей) проявлялась либо в
критических статьях, либо во внелитера-турных методах, реакция читателей, -
например, в рейтингах <читательских предпочтений>, причем в данном случае эти
реакции были почти противоположны качественно, количественно же реак-ции были
схожи - обе сильные, хотя реакция властей зависела в ос-новном вообще не от
реакции читателей и не только от качества произведения, а в основном - от его
<вредности>. Издатели же, с одной стороны, должны были учитывать требования
властей, а с другой стороны - все же получать прибыль, то есть учитывать и
мнение читателей.
Вероятно, значительную помощь в анализе читательского восприятия творчества
Стругацких может оказать рассмотрение так называемых упоминаний. Это, конечно,
информация косвенная, но косвенная информация более надежна - в тех случаях,
если есть ос-нования предполагать что информация прямая подвергается
иска-жениям.
Вероятно, цензура не столь жестко пресекала упоминания Стругацких, сколь
работы, прямо посвященные их творчеству. Но все же, по всей видимости, такое
давление было: если не всегда лег-ко отследить цитату, приведенную в тексте без
указания авторства (а тем более цитату скрытую, раскавыченную), то эпиграф,
взятый из произведений Стругацких, бросался в глаза и, вероятно, редак-торами
это не одобрялось. А в перестройку и постперестроечные годы, когда цензура
исчезла, значительно выросло количество упо-минаний Стругацких в прессе и
литературе вообще, и количество эпиграфов, взятых из произведений Стругацких, в
частности.
Представляется возможным разделить упоминания на две большие группы:
<литературоведческие> - то есть такие, в которых речь идет о проблемах, так или
иначе связанных с литературой и <все остальные>.
<Литературоведческие упоминания> (например, перечисления любимых писателей,
среди которых - А. и Б.Стругацкие2 или <известнейших современных фантастов>, к
которым относятся и Стругацкие3, или упоминания Стругацких во фразе о советской
фантастике4, или замечания о Стругацких как об одних из писате-лей, чье
творчество рассматривается в анализируемой книге5 и т.д.) интересны с точки
зрения включения Стругацких в <общелитературный контекст>. В последнее время
редкая <фантастоведческая> статья обходится без упоминаний Стругац-ких6, что
говорит о влиянии последних на советскую и постсовет-скую литературу.
О влиянии Стругацких на общество в целом говорят упоми-нания их в
<нелитературоведческих> статьях. Интересно, что твор-чество Стругацких
упомянуто во "внелитературной" статье о кос-мической медицине в 1963 году
(Парин В., Баевский Р. Вопросы кибернетики и космическая медицина // Изв. АН
СССР: Сер. Биоло-гия. - 1963. -   1. - С.9-14), то есть раньше, чем в
<литературоведческих> статьях. Впрочем, ранние произведения Стругацких, как и
практически все произведения научной фанта-стики, очень удобны для упоминаний в
научных (не литературо-ведческих) работах. Глубину проникновения произведений
Стру-гацких в обиход подтверждает диапазон контекстов, в которых упоминается
творчество братьев-писателей. Некоторые из них еще можно объяснить логически:
новейшая история России7, космиче-ская медицина и вопросы кибернетики8 (ранние
произведения Стругацких, действительно, рассматривали проблемы кибернетики и,
до некоторой степени, медицины), Сибирское отделение АН СССР9 (называемое
<соанской академией> - помимо того, что СО-АН можно рассмотреть в данном
контексте как аббревиатуру от <Сибирское Отделение Академии Hаук>, <соанская

академия> представляет собой реалию из романа <Трудно быть богом>), про-блемы

психологии10 (фантастика - <тоже литература>, соответст-венно она обладает
<человековедческой функцией>), вопросы ино-планетной топонимики11 (в
произведениях Стругацких упоминают-ся инопланетные названия) и т.д. О некоторых
же можно предпо-ложить только, что уж очень хотелось автору хоть каким-то боком
<пристегнуть> Стругацких к своей работе12. Впрочем, само такое желание
свидетельствует о значении, которое автор придает твор-честву Стругацких, или,
возможно, о сложившейся в обществе тра-диции.
Несколько особняком стоят упоминаемые во многих работах реалии из творчества
Стругацких (такие, как <сталкер>, <прогрессор>, <Зона>, <пикник на обочине>,
<КОМКОH> и т.д.). Возможно, что они так <прижились> в языке, что авторы
использу-ют их вне соотнесения с произведениями Стругацких. Кроме того, термины
<сталкер> и <Зона> могут быть обязаны своей популярно-стью (редкая статья о
чернобыльской аварии и ее последствиях обошлась без них) не только повести
Стругацких <Пикник на обо-чине>, но и фильму А.Тарковского <Сталкер>, снятому,
как извест-но, по мотивам этой повести. Так, например, в конце 90-х годов
ко-личество организаций с названиями <Сталкер> и <КОМКОH> коле-балось в
пределах от трех до восьми. Название <Сталкер> было также весьма распространено
в 1980-е годы - среди рок-коллективов.
Но с точки зрения проникновения творчества Стругацких в массовую культуру
интересны и упоминания Стругацких в художе-ственной литературе.
При анализе упоминаний произведений Стругацких в художе-ственной литературе в
глаза бросается, во-первых, тот факт, что большинство этих упоминаний
приходится на <перестроечные> и <постперестроечные> годы. Это можно объяснить
двумя обстоя-тельствами. Во-первых, появлением <четвертой волны отечествен-ной

фантастики>, многие представители которой называют себя учениками

Стругацких13 - этим можно объяснить упоминания Стру-гацких в работах
В.Рыбакова14, С.Лукьяненко15 и других авторов). Во-вторых, тем, что именно
тогда стали печатать ранее <запрещенные> книги (например, В.Звягинцева16).
При рассмотрении данных упоминаний можно сделать вывод, что, во-первых,
выражения, взятые из произведений Стругацких, равно как и сами произведения,
вошли в язык и быт советского че-ловека довольно устойчиво, до такой степени,
что для создания <атмосферы эпохи> зачастую достаточно упомянуть Стругацких17
или ввести в речь героев выражения типа <пикник на обочине>, <благородный

дон>18 и т.д. Во-вторых, такое проникновение твор-чества Стругацких <в быт>19

началось довольно рано - в середине 1960-х годов . Примером этого может служить
роман С.Сартакова <Козья морда>,  а также <В Институте времени идет
расследование> А. Громовой и Р.Нудельмана. Первое из упомянутых произведений
особенно интересно, поскольку не относится к жанру фантастики (как легко
видеть, большинство художественных произведений, в которых так или иначе
упомянуто творчество Стругацких, относит-ся именно к фантастическому жанру,
чем, возможно, и объясняется наличие таких упоминаний - все-таки <собратья по

жaнpy>, или, как сказали бы сейчас - <одна тусовка>). Если рассматривать

только <нефантастические> произведения, то можно увидеть свидетельство
популярности Стругацких (Стругацкие упоминаются как хорошо известная всем
<реалия жизни>). Причем, если проанализировать <контексты yпoминaния> (авторы
невероятных выдумок20, авторы эскапистской литературы21, <средство
самоидентификации инако-мыслящих>22, средство демонстрации косности и
отсталости персо-нажа: показ его нелюбви к творчеству Стругацких23), то можно
сде-лать и более далеко идущие выводы о роли творчества Стругацких в жизни
советского общества - роли одного из символов <сопротивления> и <скрытого
диссидентства>.
Творчество Стругацких играло и социальную роль - как опо-знавательный знак.
Если человек определенным образом реагиро-вал на упоминание персонажа или
характерного выражения Стру-гацких, он рассматривался как <социально близкий>.
О популярности Стругацких говорит и тот факт, что многие их произведения
удостоились продолжений или пародий24. Эти продолжения (собранные в сборники
<Время учеников>, <Время учеников-2> и <Время учеников-3>, а также разбросанные
по от-дельным публикациям25) свидетельствуют об изменении в массовом сознании,
произошедшем в период <после распада СССР>.
Известные российские фантасты написали продолжения к не-которым повестям
Стругацких (к <Пикнику на обочине>, <За мил-лиард лет до конца света>, <Гадким

лебедям>, <Парню из преис-подней>, <Понедельник начинается в субботу> и

т.д.). Практически во всех произведениях сборников стали прослеживаться
довольно навязчивые параллели с новейшей российской историей (то, что в
<первоисточнике> - у Стругацких - было завуалировано, скрыто <эзоповым языком>,
у авторов продолжений оказалось сказано от-крытым текстом, что, как
представляется, не пошло на пользу <мирам Стругацких>).
Продолжения произведений как Стругацких, так и других ав-торов, появились
именно в 1990-е годы. Пародии - и довольно мно-гочисленные (что опять-таки
свидетельствует о популярности авто-ров) - были. А вот продолжений - не было.
Основное различие, как мне представляется, между этими двумя явлениями в том,
что паро-дии имитируют и гротескно гиперболизируют стиль произведения, в то
время как продолжения - имитируют или развивают его идеи. Хорошее продолжение
может стремиться и к имитации стиля, но это не всегда бывает так. Возможно, это
отсутствие продолжений объясняется тем, что мы просто не знаем о продолжениях,
написан-ных, скажем, в 1960-е-1970-е годы: опубликовать их было доста-точно
сложно - и сами-то Стругацкие с трудом пробивались в пе-чать, а в самиздате
широкого распространения они могли и не по-лучить. Только с широким
распространением персональных ком-пьютеров и Интернета стало возможным массовое
распространение <самиздата>. Возможно также, что потенциальные авторы
продол-жений опасались их написанием причинить вред - как себе, так и любимым
авторам: если идеи, выраженные в произведениях Стру-гацких, цензура еще как-то
терпела, то развитие этих идей могло вызвать бурное неодобрение со стороны
власть предержащих. Воз-можно также, что дело в массовом изменении
общественного соз-нания.
Из предложенных в начале вариантов анализа влияния твор-чества писателей на
культуру мы подробно рассмотрели три: рей-тинги читательских предпочтений,
цитируемость и наличие паро-дий и продолжений. Другие же проявления этого
влияния будут рассмотрены в дальнейшем.
-+-
1.  Cм., например: Клуб любителей фантастики МГУ : От Москвы до Витима //
Фантастика, 1967 год. - М.,1968. - Сб.1. - С.409-413; Савченко В. Фантаст
читает письма // Фантастика, 1967 год. - М.,1968. - Сб. 1. - С.403;
Соломо-денко В. Hаучно-фантастическая литература в чтении подростков // Сов.
библиотековедение. - 1977. -   1. - С. 62-72; Приз вручен // Молодой
даль-невосточник (Хабаровск). - 1977. - 18 сент. - С.2; Свиридов Т. Приз
<Аэлита> // Лит. газ. - 1981. - 3 июня. -   23. - С.3; Харлампович Г.
Стру-гацкие - первые лауреаты <Аэлиты> // За индустриал. кадры (Свердловск). -
1983. - 19 мая. - С.4; В пользу знатоков // Заря молодежи (Саратов). - 1986. -
22 марта. - С.10; АиФ опрос // Аргументы и факты (М.). - 1991. -   37. - С.1. и
т.д.
2.  См. например: Гранин Д. В людях ценю неповторимое // Известия. - 1984. - 9
янв. - С.3. и т.д.
3.  См. например: Тимофеев Л. Hаучно-фантастическая литература // Дет. эн-цикл.
- 2-е изд. - М., 1968. - Т.11. - С.499-504. и т.д.
4.  См. например: Жвикевич В. [Отзыв читателя] // Лит. газ. - 1969. - 3 дек. и
т.д.
5.  См. например: Балабуха А. Если б не ошибки... // Книж. обозрение. - 1975. -
4 апр. -   14. - С.8. и т.д.
6.  См. например: Владимирский В. [Pец.] // Двести. - 1995. - Янв. -   В (3). -
С.56-57. - Рец. на кн.: Брайдер Ю., Чадович H.. Избранные произведения. - Hижн.
Hовгород: Флокс, 1994. - Т.1.
7.  Никитинский Л. Кто там? - Матрос Железняк // Комс. правда (М.). - 1991. - 4
апр. - С.1-2. В статье <общесоюзный парламент> сравнивается с автоматиче-ским
танком из романа Стругацких <Обитаемый остров>.
8.  Парин В., Баевский Р. Вопросы кибернетики и космическая медицина // Изв. АH
СССР. - Сер. Биология. - 1963. -   1. - С.9-14.
9.  Католин Р. Кибернетические путешествия. - М.: Знание, 1967. - С.148.
10.  Башкирова Г. Наедине с собой. - М.: Мол. гвардия, 1972. - С.226.
11.  Наименование спутников Юпитера // Природа. - 1976. -   8. - С.129-130
12.  См. например: Михайлов М. Парад СУБД // Компьютер-пресс (М.). - 1991. -
1. - С.3-10; Липкин И. Слово компьютеру // Компьютер-пресс (М.). - 1991. -   4.
- С.12-14; Стариков Е. Перед выбором // Знамя (М.). - 1991. -   5. - С.225 -
232; Богачихин М. Москва-Пекин и (главное) обратно // Химия и жизнь. - 1992. -
  6. - С.63 и т.д.
13.  См. выше.
14.  Рыбаков В. Дерни за веревочку // Рыбаков В. Дерни за веревочку. - Харьков:
Фолио; Донецк: ИКФ <Сталкер>, 1996. - С.14, 19.
15.  Лукьяненко С. Стеклянное море // Лукьяненко С. Лорд с планеты Земля. -
Минск: Литература, 1996. - С.268.
16.  Звягинцев В. Одиссей покидает Итаку. - М.: ЭКСМО, 1997. - С. 565.
Сведе-ния о <запрещенности> романа приводятся по: Звягинцев В. Открытое письмо
Роману Арбитману // Двести (СПб.). - 1995. -   В. - Янв. - С.78-79.
17.  См. например: Амнуэль П. Высшая мера // Знание-сила (М.). - 1990. -   8;
9. - С.84.
18.  См. например: Звягинцев В. Одиссей покидает Итаку. - М.: ЭКСМО, 1997;
Веллер М. Ножик Сережи Довлатова // Веллер М. Хочу быть дворником. - СПб.:
Издат. дом "Нева", 1995. - С.414, 419, 421, 422-423, 434, 445-446
соот-ветственно.
19.  См. например: Сартаков С. Козья морда // Октябрь. - 1967. -   1. - С.94;
Громова А., Hудельман Р. В Институте времени идет расследование. - М.: Дет.
лит., 1973. - С.193.
20.  Сартаков С. Козья морда // Октябрь. - 1967. -   1. - С.94; Хмелик А. А
все-таки она вертится // Школьный театр. -М, 1987. - Вып. 3. - С.9..
21.  Залыгин С. Незабудка // Новый мир. - 1989. -   11. - С.58.
22.  Исарова Л. Тени жар-птицы. - М.: Молодая гвардия, 1983. - С.126; Тоболяк
А. История одной любви // Юность. -1975. -   1. - С.3-53.
23.  Тендряков В. Ночь после выпуска // Тендряков В. Шестьдесят свечей. - М.,
1985. - С.529.
24.  См. соответствующий раздел Указателя.
25.  Время учеников / Сост. А. Чертков. - М.: АСТ; СПб.: Terra fantastica,
1996; Время учеников-2 / Сост. А.Чертков. - М.: АСТ; СПб.: Terra fantastica,
1998.; Время учеников-3 / Сост. А. Чертков. - М.: АСТ; СПб.: Terra fantastica,
2000.

--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

В таком вот аксепте                                     Алла, молчаливый глюк

--- Дубль+/W32 1.1.1.2, сложный, многопрограммный, самообучающийся
 * Origin: (Родня) на полях (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Втр 23 Окт 01 18:48
 To   : All                                                 Втр 23 Окт 01 23:06
 Subj : ### Тьмускорпионские новости
       БВИ вновь с Вами, All!

>      Тьмускорпионские новости: Вып. 58а

А.БУЗГАЛИH [член ЦК КПСС, представитель "Марксистской платформы в
КПСС", доцент экономического факультета МГУ. -- В.К.]: Коммунисты
сегодня находятся в сложном и довольно-таки странном положении. Мне
хотелось бы вспомнить здесь фантастический роман братьев Стругацких
"Трудно быть богом". Там смоделирована чрезвычайно поучительная
ситуация, в которой оппозиция, придя к власти, становится способной
лишь на секунду оказаться мостиком к власти коричневых. Если эту
метафору перевести с литературного языка на политический, то мне
кажется, в стране складывается тягостное положение. Когда-то правящая,
а сегодня находящаяся в состоянии формального правления, а реально в
оппозиции Коммунистическая партия, точнее, ее формальное руководство,
теряет власть. Приходящие же сегодня к руководству блоки типа
"Демократическая Россия" с лидерами Ельциным, Собчаком, Поповым и
другими могут стать всего лишь мостиком, трамплином для крайне
правых.

Бузгалин А.//Правда. -- 1990. -- 26 сентября. -- С. 4.

Фашизм банален, как "дубли" из фантастических романов, это смышленая
политическая обезьяна, не обходящая вниманием ни один прием, сулящий
удачу.

Павловский Глеб. Письмо из редакции//Век XX и мир. -- 1990. -- # 1.
-- С. 19.

Мне хотелось бы спросить у Валентина Hепомнящего -- перед какими
книжками не могут устоять мальчишки и девчонки? Я многих спрашивала.
Отвечали -- Мопассан, Майн-Рид, братья Стругацкие. Я украла Вересаева.
"Пушкин в жизни"...

Розанова Мария. К истории и географии этой книги ["Прогулки с
Пушкиным" А.Синявского]//Вопросы литературы. -- 1990. -- # 10. -- С.
155.

Экстрасенсорика и парапсихология, по мнению сотрудников Центра
[экспериментальной парапсихологии Международного Центра Михаила
Чехова], должны развиваться, не будучи оторванными от официальной
науки, от тысячелетних знаний человечества. Они действительно верят в
то, что смогут открыть институт, подобный фантастическому "НИИ ЧАВО" у
Стругацких.

Терентьева Л. Теорема о барабашках//Комсомольская правда. - 1990. - 23
ноября (# 269). - С. 4.

Отечественная литература знает замечательные примеры фэнтэзи. Это
произведения H.Гоголя ("Вий", "Нос", "Вечера на хуторе близ
Диканьки"), "Мастер и Маргарита" М.Булгакова, "Альтист Данилов"
В.Орлова, "Понедельник начинается в субботу" братьев Стругацких.

Ткачук Леонид. Миры Э.Hортон//Hортон Э. Колдовской мир. -- Одесса:
Хайтех, 1990. -- С. 7-8.

Весьма интересны случаи, происшедшие со священниками Gaufridi из
Марселя и Grandier'ом из Людена. Истеричные монахини неоднократно
жаловались на то, что эти священники соблазнили их. Дело Grandier'а
сильно осложнилось благодаря личной неприязни, которую питали к этому
тщеславному и высокомерному патеру св. Петра все его коллеги. Для
этого баловня и любимца всех Люденских женщин роковым оказался тот
факт, что урсулинки тамошнего монастыря всячески желали иметь его в
качестве своего духовника и вместе с тем никак не могли добиться
этого.

Фреймарк Макс. Оккультизм и сексуальность//Харьков: Велес, 1990. -- С.
54. -- (Архив сексопатологии).

Фактически мы сейчас находимся в состоянии контакта, только не
подозреваем об этом. Пришельцы угнездились в Зонах и тщательно нас
изучают.

Аркадий и Борис Стругацкие, "Пикник на обочине"

Царев И. Планета призраков//М.: Сов. писатель, 1990. -- С. 140.
[Эпиграф к главе "Диалог с призраком"].

Ну, а что делать писателю, если ему тринадцать лет, если его любимые
писатели -- Уэллс, Брэдбери, Лем и Стругацкие, если он уже давно, с
третьего класса, пробует писать фантастику сам, и, "переболев"
космическими приключениями, пытается с помощью фантастических образов
и ситуаций сказать что-то о мире и о себе.

Шмаков Юрий. Б.н.: [Предисловие]//Жестокая игра. -- Хабаровск: Амур,
1990.  -- С. 3.

Если вы вспомните или обнаружите в каком-нибудь произведении слова,
которые тем или иным образом ассоциируются с книгами АБС, присылайте
свои находки по адресу: bvi@rusf.ru. При этом присылаемые цитаты
обязательно должны соответствовать следующим условиям:

-- непременно должна быть точная ссылка на источник цитаты (книга,
журнал, год выхода, страницы);

-- если ассоциация неявная, пожалуйста, поясните, почему вы сочли
цитату связанной с творчеством Стругацких.

Один раз в год (ориентировочно -- в мае) я буду подводить итоги этого
маленького конкурса, и победителям (тем, кто пришлет самые интересные
и оригинальные цитаты) обещаю в качестве поощрения высылать книги
современных отечественных фантастов с автографами авторов. Призовой
фонд уже формируется.

Рассылка выходит еженедельно по понедельникам (каковой начинается
обычно в субботу).

БВИ.

--- Машина-pассказчица коpоля Гениалона 2.51.A0901+
 * Origin: То есть ясно даже и ежу! (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Втр 23 Окт 01 18:48
 To   : All                                                 Втр 23 Окт 01 23:06
 Subj : ### Тьмускорпионские новости
       БВИ вновь с Вами, All!

>      Тьмускорпионские новости: Вып. 58б

Кто не знает плодовитых сочинителей фантастических повестей и романов,
вездесущих, всюдупроникающих и до бесконечности печатающихся братьев
Стругацких, которые, правда, как и их многочисленные коллеги по
"придворной литературе" времен застоя, ныне гордо и непререкаемо
объявили себя жертвами и страдальцами минувшей эпохи. И ладно бы! И
сочиняли бы себе утопии с невероятными приключениями на манер
американских вестернов. Тешили бы юную поросль байками о похождениях
сыщиков-"прогрессоров" из всевозможных Комконов (термин Стругацких,
означает -- Комиссия по контактам)! Так нет ведь. Мало этого! Надо
братьям-сочинителям подлить маслица в костер, прямо не терпится! И
появляется в двух номерах "Юности", а затем и отдельной книгой нечто
бесформенное и многозначительное под заголовком "Отягощенные злом, или
Сорок лет спустя".

Авторы показывают нам неких "хиппарей" будущего, потомков нынешних, но
не утруждают себя созданием хотя бы некоторой правдивости, с таким же
успехом можно было бы "пересадить" обитателей коммун 60-х годов
прошлого века в нынешнюю дискотеку. Тут же игры в демиургов-воландов,
со всей вытекающей из них чертовщиной, слабенькая, но отчаянная
попытка приблизиться к М.А.Булгакову. Короче, скучный роман -- серый и
вялый. Язык же для Стругацких обычный, их язык. И если ныне вполне
обоснованно принято говорить о литературе русской и литературе
русскоязычной, то творения братьев-сочинителей, пожалуй, ни к той, ни
к другой не отнесешь. Скорее это некая калька с английского,
приправленная техницизмами, полублатным модным жаргоном, мерзкими
словечками, рассыпанными тут и там, типа "дристун", "дрисливый" и
прочее. И все бы это, вместе взятое, не заслуживало бы того внимания,
которое мы оказали ему, если бы не два момента, на которых стоит
остановиться, ибо это уже не шутки и фантазии, да и не просто пошлость
и серость, а кое-что позначительнее.

Первое. В романе Стругацких действует персонаж, именуемый Иоанном
Богословом, причем ему отведено довольно-таки много места, выписан он
с особым тщанием. Другое дело -- как выписан. Для христиан всего мира
имя Иоанна Богослова -- святыня, а сам он недостижимый образец для
подражания, подвижник, символ целомудрия, чистоты, честности,
праведности. Среди апостолов наряду с Петром он занимает ведущее
место. Он любимейший ученик Иисуса Христа, во время тайной вечери
"возлежавший на его груди", то есть пользовавшийся абсолютным
доверием. Среди апостолов Иоанн Богослов единственный (!!!), кто
сохранил твердость духа после ареста Иисуса Христа. Лишь он стоял на
Голгофе у креста с распятым Иисусом. Именно ему, Иоанну, завещал
Христос быть приемным сыном Богородице, деве Марии, охранять ее,
беречь от невзгод житейских. Он автор Евангелия от Иоанна и
Апокалипсиса, называемого также Откровением Иоанна Богослова. Для
христианской церкви он аскет-провидец, духоносец, одна из центральных
фигур самого христианства. То, что выделывают с христианским святым,
апостолом братья-сочинители, трудно объяснить. По Стругацким, Иоанн и
его брат Иаков -- "хулиганы и шкодники", "гопники", "сущие сукины
сыны, бичи божьи и кобеля-разбойники". А вот их мораль: "Они вообще не
хотели работать. С какой стати? Они хотели жить весело, рисково,
отпето -- играть ножами, портить девок, плясать с блудницами и
распивать спиртные напитки". Все это от слова до слова противоречит
библейским текстам. Зачем, во имя чего унижать, опошлять, очернять то,
что свято для многих сотен миллионов христиан нашей планеты? Но далее,
Иоанн с братом "прогуливали хабар (!) в компании шлюх и подельщиков в
одном из притонов". Далее, "дельце было пустяковое, они зарезали
поддатого горожанина...". Язык Стругацких соответствует поставленной
задаче -- читатель ни на секунду не должен сомневаться, что речь идет
о подонках, о самом дне преступного мира, а ради этого можно и
современную "феню" внедрить в первый век нашей эры. Иоанна ссылают на
остров Патмос. Описание святого таково: "полуголый, вываренный в
кипящем масле, облезлый профессиональный бандит (!)". На острове он
ведет себя соответственным образом -- "изувечено четверо рабов...
Бандит лишил их гениталий". Были, правда, у персонажа Стругацких и
иные интересы. "Иоанн напивался. Свободных женщин на острове не было.
Он обходился козами"! При всем при том "никаких иных желаний у него не
возникало", и вообще он "был счастливейшим человеком". Общался он с
пастухами. Пили и обсуждали "все тонкости приятного занятия", то есть
как "выбирать животное", "подготовить его к употреблению", "чтобы в
удовольствии ничего не было потеряно". Этакие симпозиумы скотоложцев!
По всей видимости, сочинителям мало того, что в печати смакуются
подробности практически всех извращений, им непременно надо втянуть в
таковые и библейских персонажей, для остроты. И прочего. Чтобы не дай
Бог читатель не подумал, что христианство основывалось людьми
достойными. Далее, вел себя Иоанн так: "Он заикался, как паралитик. Он
заплевывал себе всю бороду". Можно долго еще приводить примеры. Но
слишком уж противно. Скажем лишь, что Откровение называют "кешер". И
поясняют -- "словечко из арамейской фени, означающее примерно то же
самое, что нынешний "роман", -- байка, рассказываемая на нарах в целях
утоления сенсорного голодания воров в законе"!

Воистину, чудеса гласности и перестройки невообразимы! Ни в одной
цивилизованной и нецивилизованной христианской стране мира ничего
близкого представить даже нельзя. Авторы подобной клеветнической хулы
давно бы уже сидели "на нарах" и "в целях утоления своего сенсорного
голода" слушали бы подлинные "кешеры" (конечно, если бы им вообще
досталось место на нарах, ведь обычно ценителям скотоложества место
отводят у параши и не балуют байками). Но, парадокс, авторы на воле, в
сиянии раздутых вокруг голов нимбов поучают учеников-сочинителей.

Результат чудовищен! Несколько миллионов молодых людей нашей страны,
не читавших Библию даже в детских переложениях, благодаря
"прогрессорам" Стругацким получили самое превратное, заведомо ложное
представление об одном из апостолов, о самом христианстве, а
следовательно, и об основе всей европейской культуры и цивилизации, в
том числе и нашей, российской!

Но мало-мало этого. Они сращивают Иоанна Богослова с вечным жидом
Агасфером, превращают их в единый персонаж Иоанна-Агасфера,
прислужника сатаны! И в таком вот качестве Иоанн Богослов а-ля
Стругацкие доживает до наших дней, называют его уже Агасфер Лукич. А
представляет он из себя какое-то дьявольское отродье, нечистую силу
без малейшего оттенка благородства, как, скажем, у булгаковского
Воланда, подлеца, мошенника, подонка... Такая вот связь времен. Не
буду делать никаких выводов -- разумеющий уразумеет. Напомню лишь, что
Стругацкие исступленно ведут тему "учителей-наставников", поводырей
молодежи. Роман напечатан в журнале для молодежи. Куда же ее ведут
поводыри?!

Второе. Роман буквально нашпигован "националистами", "шовинистами",
"черносотенцами". И в далеком прошлом, и в настоящем, и в будущем
авторам мерещатся какие-то жуткие, мерзкие и отвратительные даже
внешне гонители "избранного народа". О чем бы ни писалось, как бы ни
писалось, но изо всех щелей и дыр новго творения братьев-сочинителей
дует не ветерок, а целый ветрище лютой, нетерпимой русофобии. Уже не
просто проглядывает, а откровенно лезет наружу почти с каждой страницы
открытая, чисто физическая неприязнь к русскому человеку, к его
облику. "Такой русый... и глаза вполне стальные, а в то же время
какая-то бледная немочь", "белесовато-бесцветная физиономия",
"белобрысые волосы", "поганая морда", "сука", "дрянь поганая", и еще
кое-что похлестче -- все это характеристика персонажа, пишущего о себе
в анкетах "великоросс". Авторы не отказывают себе в удовольствии --
тут же следует выполненное с садистской сладострастностью описание
избиения этого "великоросса". Герой романа зверски издевается над
"посетителем!", пригедшим к его хозяину -- Сатане-Демиургу. К месту
сказать и о самом герое, хорош пример для юных -- прислужничек
нечистой силы, холуй дьявола! Стругацкие рядят его в тогу благородства
и мужественности. В чем они проявляются? А в том, что не нашел в себе
сил, не смог "раздавить мерзкую поганку", "гадину", "сючку поганую,
непотребную", просто не успел -- вмешался хозяин. От Сатаны за
учиненную кровавую расправу герой получил поздравления и
благодарность. А так как Сатана-Демиург в романе носит явно
положительную окраску и царит надо всеми в роли высшего судии, то и
оценка им действий героя соответственно воспринимается читателем как
поощрение к рукоприкладству. Бей, громи этих "великороссов" без
жалости и смущенья, все в плюс зачтется! Круши "исступленных
почвенников"! Чтоб неповадно было "родимым хрипунам, ревнителям доброй
старины нашей, спесивым свидетелям времен очаковских и покоренья
Крыма"! Каких только эпитетов не подбирают сочинители к тем, кто не
следует их указкам, не отрекается от предков. Походя иронизируют над
"славянской широтой натуры".

Тема "гонителей" и вечно "гонимых" для Стругацких не нова. Так или
иначе она просвечивает во всех последних произведениях
братьев-фантастов, кочует из повести в роман и далее. Какие-то
избранные, самые тонкие и чуткие, самые интеллигентные и мудрые,
душевные и добрые вечно у них в гонениях от общества. Все вокруг
плохие, а они, "гонимые", хорошие. Они все знают и все понимают. Они
выдержанностью, собранностью, верою в "светлое будущее" противостоят
немыслимым, бессчетным армадам "шовинистов", "националистов",
"черносотенцев". Они и воспитатели юношества, истинные наставники. Они
-- как, например, в пресловутых "Гадких лебедях" -- постепенно
завоевывают любовь и уважение младшего поколения, вбивают клинья между
детьми и отцами, а в итоге уводят детей от отцов. Так ли уж все это
фантастично? Да нет, пожалуй. Приглядитесь, что ныне происходит в
нашей жизни: стал постоянным лозунг -- "у молодежи своя культура, своя
музыка, свой образ жизни, отцам, старшему поколению не понять их,
молодых", и т.д. и т.п. То есть хотим мы это замечать или нет, но
настойчиво проводятся в жизнь установки, бывшие прежде в основном в
"фантастических" романах иных сочинителей, подверженных комплексу
"избранности и гонимости". Когда этот комплекс внутри человека, мы
имеем дело с обыденной патологией, заниматься которой дело
врачей-специалистов. Но когда "комплексы" выплескивают наружу при
посредстве многомиллионных изданий, когда они навязываются тем, кто
ими пока не страдает, то мы уже не имеем права помалкивать или, как
многие псевдодемократы, восторженно рукоплескать, дескать, во как
раскрепостились! Это уже не частная патология. Это уже направленная на
умы и души эпидемия! Распространяется вполне сознательно и в массовом
порядке нравственный СПИД! Авторы стремятся инфицировать собственной
навязчивой манией преследования миллионы чистых и наивных душ, не
знающих ни истории своего народа, ни истинного положения по части
"гонимости" и "избранности". /.../

Что же это за "апостолы" такие, ради утверждения которых бьется наша
желтая печать, не считаясь ни с какими моральными устоями, расчищая
для них место любыми средствами? Вспомним, что проделали братья
Стругацкие с апостолом подлинным, Иоанном Богословом. У Гроссмана и
компании сомнений нет, "святые апостолы" -- это Лев Наумович Меклер и
ему подобные! /.../

И опять -- избранные и серая масса, "гонимые" и "гонители". Все
писания наших неистовых "гуманистов", от Гроссмана и до Стругацких,
сводятся к одному. Но мы знаем, кто кричит "держи вора!" /.../

Но надо отдать должное и Гроссману: хотя и очень по-своему, но всерьез
рассуждает он о непростых проблемах, без шутовства и кривляний. Пусть
заметно наличие комплексов "гонимости", пусть втихую совесть гложет за
деяния отцов и дедов, но все же ощущается желание разобраться, или, по
крайней мере, создать для себя самих и единомышленников успокоительные
"теории", чтоб полегче жилось, без камня на душе. С совершенно иным
сталкиваемся мы у Стругацких. Братья-сочинители уяснили для себя одно:
для того чтобы расправиться с оппонентом-противником, не надо спорить
с ним, доказывать свою правоту аргументами и логикой. Наоборот, надо
его очернить, опошлить, осмеять, довести его воззрения до абсурда -- и
тогда успех обеспечен. Они ничем не брезгуюст в своей игре. Предаются
осмеянию и "славянская широта натуры", и "чистые глубины чистой родины
народа", "нордическая интуиция и нордическое милосердие",
свойственные, оказывается, "румяным болванам"!

Не любят Стругацкие некоторые народы. Выборочно не любят. Но достается
от сочинителей не одним лишь славянским "гнидам", но и насолившим
чем-то авторам арабам -- "патриотам-страдальцам". Кстати, о
мусульманах у Стругацких целая большая глава. Чего в ней больше --
ненависти, иронии, сарказма?! Трудно сказать, слишком уж темен смысл
этой "арабской" вставки. Ясно одно -- с арабами, как и со славянами, у
братьев-сочинителей свои, крупные счеты, а потому и мстится им
длительно, въедливо и с особым сладострастием.

С особой иронией сочинители рассуждают "о преимуществах настоящего
арийского и в особенности -- славяно-арийского полового аппарата в
сравнении с таковым же любого унтерменша, будь то косоглазый азиат или
(в особенности) какой-нибудь пархатый семит". Все средства хороши!
Надо обладать буйной фантазией, чтобы представить, как некий русский
писатель принялся бы рассуждать в подобном духе, высмеивать такие
довольно-таки интимные вещи, затрагивая достоинства евреев. Но
интересно то, что авторы, хихикая и потирая ладоши, берут себе в
секунданты "шлюху" -- "о половых аппаратах она знает все". И они не
новы в этом. Еще ранее Е.В.Черняк в книге "Невидимые империи",
вышедшей в 1987 году, со сладострастием цитирует нацистов и также не
может скрыть явного злорадства: "арийские герои", увы, не могут
конкурировать с представителями низшей расы в том, что касается
отношений между мужским и женским полом". Откуда у Стругацких и
Черняка такая уверенность? Они что, каким-то статистическим материалом
обладают особым или проводили опыты сравнительного характера на
большом числе? Не берусь, конечно, утверждать последнего, но коль по
скотоложеству они спецы, так почему бы, собственно, и нет? В любом
случае ни один здравомыслящий писатель не бросился бы в столь
опрометчивые изыскания, да еще в области межнациональных отношений --
субстанции тонкой, требующей особой деликатности! Нет, замысел
сочинителей вполне очевиден. И прозрачен, так, на этом же развороте
ими говорится и об "угрозе всей славянской цивилизации", и о том, что
"если в кранах нет воды, значит, выпили жиды", причем тут же
добавляется персонажем-"арийцем", что "именно они и выпили"! Там же и
ирония по поводу романа под названием "Во имя отца и сына", и прочее,
и прочее.

Такого вот монстра породили братья-сочинители, жаловавшиеся во времена
застоя, что им не дают развернуться, глушат их фантазию. Ну ничего,
мы-то все поймем и оценим, как поняли, скажем, зачем понадобилось
свергать с пьедестала апостола истинного и водружать туда своих
"святых апостолов", будь то какой-нибудь "мокрец", высиженный
Стругацкими, или же гроссмановский Лева Меклер с зазубринским Икой
Кацем. Хотя это, разумеется, вопрос совести -- кого носить в душе:
праведника или палача. Каждый должен решать сам.

Петухов Юрий. О "гонимых" и "гонителях"//Петухов Ю. Вечная Россия:
Публицистические очерки. -- М.: Мол. гвардия, 1990. -- С. 64-69, 84,
92-94.

--- Чеширский кот 2.51.A0901+
 * Origin: Ясно даже и ежу (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Втр 23 Окт 01 18:53
 To   : Alla Kuznetsova                                     Втр 23 Окт 01 23:06
 Subj : опять Цурэн
       БВИ вновь с Вами, Alla!

     22.10.29: Alla Kuznetsova --> Vladimir Borisov:

 AK> Toгдпa нaдo пoтopoпитьcя c кoпиpoвaниeм ньюcлeттepa. И кaк cвязaтьcя c
 AK> Kepзиным? Или oн caм cвяжeтcя?

Дима Байкалов обещал поспособствовать, но забыл, навеpное. А у Вас нет его
кооpдинат? Я вышлю Вам инетом его телефоны, завтpа...

                                                            Wlad.
--- GoldEd 2.51.A0901+
 * Origin: Никогда еще женщины не гонялись за мной (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Втр 23 Окт 01 19:46
> [...]
       БВИ вновь с Вами, Alla!

     22.10.29: Alla Kuznetsova --> Vladimir Borisov:

 AK> Cклepoз в coчeтaнии c лeнью - cтpaшнaя вeщь! Ceгoдня жe кинy.

Умгу. Хорошо, но мало. А "в дальнейшем", декларированное в конце текста, оно
еще не наступило?

                                                            Wlad.
--- Смуглый и золотоглазый 2.51.A0901+
 * Origin: Пошто ты бояpыню обидел, смеpд? (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Срд 24 Окт 01 01:35
 To   : All                                                 Срд 24 Окт 01 02:31
 Subj : Об "эволюции" взглядов Бориса Стругацкого 1/3
       БВИ вновь с Вами, All!

* Crossposted in RU.LUDENY
* Crossposted in SU.BOOKS

                                Хочется плевать, но не время.
                                Время -- начищать сапоги.
                                            В.Бутусов

В последнее время в сетевых разговорах неоднократно встречались упреки,
адресованные Борису Натановичу Стругацкому в том, что он, преступно предав
более ранние взгляды, высказанные в художественных произведениях,
написанных совместно с Аркадием Натановичем, погряз в компромиссах с
совестью, успокоился и жаждет спокойствия как какой-нибудь конформист.

Насколько я понимаю, такие революционные выводы делаются в основном на
основе некоторых ответов БНС в его оффлайн-интервью на "Русской
фантастике". Очень часто для доказательства своих построений цитаты из
этого интервью выдираются в произвольном порядке, без приведения заданных
вопросов и уточняющих деталей.

Во-первых, попробую привести наиболее характерные пары "вопрос -- ответ",
касающиеся темы противопоставления "Мир Полудня" -- "Мир ХВВ":

Почему Вы упорно считаете, что Россия минует третий путь (путь Мексик и
Колумбий, которые живут рядом с цивилизацией очень долго, а все равно там
сплошь коррупция и нищета)? Это самомнение сродни ситуации с Сорокиным,
который не допускал мысли о круглом тираже.
Извините, мне кажется, что Вы, в силу жизни Вашего поколения, чересчур
оптимистично смотрите на перспективы России. Спасибо.

Лобачев Игорь igor@smel.math.spbu.ru СПб, Россия -- 01/09/99 20:33:36 MSK

> Правильнее было бы сказать, что "третий путь" кажется мне для России
менее вероятным (хотя и вполне возможным). Причины для такого оптимизма:
огромный потенциал (не только и не столько сырьевой, сколько духовный),
весьма значительный уровень урбанизации, высокий уровень индустриализации,
очень высокий образовательный уровень. Ни Мексика, ни Колумбия, ни даже
Бразилия с нами во всех этих областях сравниться все же не могут.
Собственно, у нас есть ВСЕ, что необходимо для "постиндустриального"
развития. Все, кроме менталитета. Менталитет у нас, да, средневековый,
феодальный, и в этом наша главная беда. Придется сменить два-три поколения
прежде, чем дело пойдет на лад. Впрочем, все это -- рассуждения дилетанта,
который стоит на своем до тех пор, пока профессионалы не убедили его в
обратном.

Вопрос: 2. Какая из существующих в данный момент социальных систем разных
государств кажется Вам максимально подходящей с точки зрения перспективы
ее дальнейшего развития (использования в качестве основы для применения
Теории Воспитания)?

Анатолий uniso@chat.ru Москва, Россия -- 06/17/99 23:55:36 MSD

> Любая страна, относящаяся к постиндустриальной цивилизации. Австралия,
США, Франция... Дело за малым: надо создать Теорию и начать подготовку
Учителей. Задача на ближайшие сто лет.

Вопрос: Дорогой Борис Натанович!
Мое восхищение творчеством АБС неизменно с детских лет.
Но не кажется ли Вам, что альтернатива "Весь мир -- это или же Мир Полудня
(и тогда все хорошо) или же Мир Хищных Вещей (и тогда все плохо, хоть это
и понятно только горстке)" -- бедновата для описания мира существующего, в
котором каждый человек может в большей или меньшей мере сам выбрать, в
котором из миров он станет жить независимо от внешней ситуации, поскольку,
слава Богу, не все в нашей жизни зависит только от нее, но во многом и от
нас самих?

Сергей Питер, Россия -- 03/02/01 19:02:43 MSK

> Не понимаю постановки вопроса. И Мир Полудня, и Мир ХВВ -- это миры
воображаемого будущего, и альтернативными они могут считаться только там,
в будущем. Реальный же мир, разумеется, богаче каждого из этих
вымышленных. Что естественно.

Вопрос: Здравствуйте, Борис Hатанович! У меня вопросы по "Гадким лебедям":
что конкретно Вы подразумеваете под деидеологизацией (...а как ты
считаешь, нужна идеология или лучше без нее, сейчас многие полагают, что
будущее за деидеологизацией...)? Интересуют ли лично Вас вопросы,
связанные с применением и разработкой идеологий? Насколько актуальна,
по-Вашему, может быть загадочная деидеологизация?

Илья mail_inbox@inbox.ru Запорожье, Украина -- 03/12/01 19:25:39 MSK

> Деидеологизация (в нашем понимании) -- это очень простая вещь:
отсутствие в обществе ведущей, главной, всеподавляющей и всех
вдохновляющей идеи. Такой была идея расового (арийского) превосходства в
нацистской Германии; или идея беспощадной классовой борьбы в СССР; или
идея всепобеждающего ортодоксального ислама для ваххабитов. А вот нынешнее
наше общество в значительной степени деидеологизировано, ибо старые
(социалистические) идеи умерли, а новые (постиндустриальные) еще не
привились. Хорошо это или плохо? Не знаю. Скорее хорошо, ибо исторический
опыт показывает, что господствующую иделогию в России всегда норовили
внедрить сверху и таким образом, чтобы подавить всякое идейное
разнообразие (без которого общество кристаллизуется, а прогресс
тормозится).

Вопрос: Уважаемый Борис Hатанович! Восхищаюсь Вашим творчеством, выросла
на нем. Меня к нему приобщил мой брат-физик (ныне покойный) Саша. Он читал
Ваши книги так: дочитывал до конца, счастливо вздыхал и начинал читать
снова с начала. Мы виртуально жили в созданном Вами мире счастливого
коммунистического будущего ХХ века. В ответе на вопрос о Сталине Вы
сказали, что вините его в том числе и в уничтожении прекрасной мечты.
Скажите, как Вы относитесь к коммунизму как теории, не кажется ли Вам, что
начали мы его строить рано? Может быть, мы еще как общество не готовы к
его адекватному восприятию? Какая формация придет на смену капитализму?
Ведь не будет же он вечным.

Svetlana Smirnova Mexico, Mexico -- 03/14/01 21:38:57 MSK

> Теории коммунизма не существует. То, чему учили студентов моего
поколения, не было собственно теорией коммунизма. Это был набор
утверждений, главным образом, отрицающих. "Коммунизм есть строй, при
котором нет эксплуатации человека человеком". "...строй, при котором нет
войн... нет партий... нет государства..." А что же есть? "Знамя, на коем
начертано: от каждого по способностям, каждому по потребностям". Вот и вся
теория. Для нас (АБС) коммунизм есть строй, при котором свободный человек
имеет возможность заниматься любимым делом; строй, при котором высшим
счастьем человека является наслаждение творчеством. Это тоже, конечно, не
строгое определение, но его достаточно, чтобы построить образ Мира
Полудня, что мы и сделали. Достижим ли этот Мир? Не знаю. Без создания
теории и практики Высокого воспитания, скорее всего, недостижим. Что будет
после капитализма? Так называемое, Постиндустриальное общество. Оно уже
реализовалось в странах "сытого миллиарда". Мир "хищных вещей века", если
угодно. Не сахар, но далеко не самое плохое общество из всех
возможных.

Вопрос: Уважаемый БHС!
По поводу альтернативы МП -- ХВВ в будущем. Государство, основанное на
правильно выбранной элитоподобной иерархической структуре, имеет также
неплохие перпективы. Вспомните хотя бы Египет.
Вы согласны?

Денис Воловник denis@tccs.odessa.ua Одесса, Россия -- 03/20/01 19:34:00 MSK

> Если Вы имеете в виду Древний Египет, то, по мне, мир ХВВ на порядок, на
два порядка привлекательнее!

Вопрос: Борис Hатанович, почему Вы считаете, что мир ХВВ реализован в
странах "сытого миллиарда"? До нек. степени он был реализован в странах
Европы типа Франции или Швеции под управлением социалистов, и экономика
этого не выдержала, сейчас они срочно американизируются. А "американская
бездуховность" -- это не бездуховность зажравшихся бездельников, а
тоскливая жизнь людей, вкалывающих как карлы по 50-60 часов в неделю на
нелюбимой работе, после чего сил у них остаётся только на телевизор с
гамбургером.

Олег Онуфриев Россия -- 04/05/01 21:08:00 MSK

> Я не сказал, что мир ХВВ реализован, я сказал "практически реализован".
еще я предположил, что это ближайшее будущее многих стран "сытого
миллиарда" -- следующий этап их истории, если угодно. И США тут не
исключение. Я и сейчас так думаю.

Вопрос: Здравствуйте, уважаемый Борис Hатанович!
В интервью на вопрос об утопии Вы ответили, что создавали антиутопию, но в
настоящее время считаете мир ХВВ вероятным (и не самым худшим!) вариантом
будущего преуспевающих капстран. Под впечатлением этого интервью я
прочитал роман. У меня к Вам вопрос: почему сегодня Вы не считаете этот
мир антиутопией? Вы теперь считаете, что мир ХВВ не создаст дрожки и
слега? Или дрожка и слег -- это не так уж страшно?

Андрей skibochka@yahoo.com Израиль -- 04/09/01 21:53:57 MSK

> А Вы сравните мир ХВВ с миром "1984" или даже с миром романа "Операция
ВЕНЕРА" Пола и Корнблата. Не покажется ли Вам мир ХВВ раем? А ведь
тоталитарные миры и миры перенаселенной Земли -- это вполне реальная
перспектива. Нет уж, пусть лучше дрожка и слег. В конце концов, и то, и
другое уже существует "здесь и сейчас", хотя и в облегченном варианте
(рок-клубы и экстази), и ничего, живем, не погибаем и даже прогрессируем
помаленьку.

--- Чеширский кот 2.51.A0901+
 * Origin: Мне мешает писать Лев Толстой (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Срд 24 Окт 01 01:35
 To   : All                                                 Срд 24 Окт 01 02:31
 Subj : Об "эволюции" взглядов Бориса Стругацкого 2/3
       БВИ вновь с Вами, All!

* Crossposted in RU.LUDENY
* Crossposted in SU.BOOKS

Вопрос: Ув. Борис Натанович!
Не оправдывайтесь: "Я не сказал, что мир ХВВ реализован, я сказал
"практически реализован"...
Самое интересное -- это то, что в США (я не знаю, как в других странах
развитого капитала) реально существует не только мир ХВВ, но и мир ПНвС, и
даже какие-то кусочки Полдня. Ну, может с Полднем я загнул. :)
Да, здесь есть и те, кто вкалывает относительно бездумно, по 50-60 часов и
дома сидит перед ТВ, не зная лучшего. Их не так много. В конце концов,
есть и очень редкие бездомные. HО! Очень немало людей, работающих на
работах, которыми они наслаждаются. Кстати, впервые именно здесь я понял,
что это такое, когда тебе ХОЧЕТСЯ работать, заниматься своим интересным
делом гораздо больше, чем, например, бездельничать в развеселой компании.
Зная, что твоя работа действительно полезна людям ко всему прочему. Зная,
что за эту работу тебе будут благодарны.
Тут кто-то приглашал Вас в Silicon Valley, чтобы Вы смогли посмотреть на
мир ПHвС.
Кстати, я был недавно в Киеве. После 9 лет жизни в Америке. Очень
печально. Я отвык от того, что люди злобны, что в руках органов ты
бесправная тля, что некоторым позволено ехать на красный свет (буквально),
а некоторые не могут перейти улицу в положенном месте, не будучи
"обработаны" (в переносном смысле).
Как Вы думаете, возможен ли приход мира капитала к миру Полудня? Я даже
уже не сравниваю: быстрее или медленее, чем в странах СHГ... От них-то
туда, как до Пекина босиком...

Аркадий Трофман atrofman@yahoo.com Baltimore, USA -- 04/14/01 22:08:47 MSK

> Мир капитала не ближе к Миру Полудня, чем Украина или Россия. Но и не
дальше от него, конечно. Дело тут не в расстоянии. Дело в том, что и там,
и здесь отсутствует Высокая Система Воспитания. А без нее Мир Полудня
невозможен в принципе.

Вопрос: Уважаемый БНС!
По поводу "мира ХВВ". Вы бы не смогли дать здесь некоторое краткое его
описание?
Ведь в ХВВ описывается лишь один город. Это же не весь мир. А инспектор
тоже ведь откуда-то приехал.
Так что же такое мир ХВВ [если можно, повсестороннее и поподробнее]?

Денис Воловник denis@tccs.odessa.ua Одесса, Украина -- 05/29/01 20:55:52
MSK

> "Мир ХВВ" -- это реализовавшееся во всей своей красе Общество
Неограниченного Потребления. Мир, в котором полностью отсутствует проблема
материального обеспечения граждан: людям доступно все необходимое и
практически все, что они могли бы пожелать. Реализована старинная мечта
человечества: работать как можно меньше, а получать как можно больше. И
совершенно неважно, только ли город это, или целая страна, или даже
континент.

Я позволю себе вычленить основные положения БНС, высказанные в этих
ответах:

1. Мир Полудня недостижим без создания Высокой Теории Воспитания.

2. Максимально подходящей для создания и реализации Высокого Воспитания
является постиндустриальная страна.

3. Таковая постиндустриальная страна очень похожа на Мир ХВВ.

4. Наиболее желательное для БНС ближайшее будущее развития России --
переход к постиндустриальному обществу.

Означает ли это, что БHС непоследователен и изменяет принципам Мира
Полудня? Hа мой взгляд, отнюдь.

Да, он честно предупреждает: "Впрочем, все это -- рассуждения дилетанта,
который стоит на своем до тех пор, пока профессионалы не убедили его в
обратном". Да, он честно говорит, что не видит никаких иный путей
реализации Мира Полудня. Является ли это основанием для обвинений его в
отходе от своих идеалов? А не будет ли эскапизмом и ложью другая
позиция -- упереться в стенку и твердить: Всё фигня, даешь Мир Полудня
прыжком в два скачка через пропасть, отделяющую нас от постиндустриального
мира! Не будет ли подлой позиция страуса, закопавшего голову в счастливый
мирок "Полудня" без проблем, и не замечающего, что окружающий нас мир
весьма далек как от Теории Воспитания, так и от заповедей Моисея?

Следующим весьма встрепенувшим защитников Мира Полудня от его создателя
было его предложение (весьма гипотетическое, кстати) о возможности
использования гипноизлучателей для воспитания детей.

Сначала -- несколько вопросов-ответов из интервью, в которых об этом и
была речь.

Вопрос: Уважаемый Борис Hатанович!
Я понимаю, что этот вопрос следует задать профессионалу в
соответствующей сфере, но меня больше интересует Ваше мнение. Допустим
ситуацию: в ближайшем будущем (скажем, 2002 г.) в России сделано открытие,
знаменующее очередной "переворот" в физике и биологии. Одним из его прямых
и ближайших следствий станет разработка средств "волновой психотехники" и
в частности, гипноизлучателя, а также теоретическое обоснование
возможности превращения homo sapiens в homo superior (термин "люден" не
употребляю намеренно). Ваше мнение: каковы могут быть последствия такого
открытия для России и человечества Земли в целом?

Иван fhrneh@mail.ru Москва, Россия -- 02/27/99 14:07:27 MSK

> Это -- тема для романа, а не для письма. Вариантов -- миллион. Боюсь,
дурных последствий этот "переворот" вызовет значительно больше, чем
хороших. Так уж устроена наша с Вами реальность. Бутерброд падает у нас
всегда маслом вниз, а дурное обязательно случается, если может случиться,
и очень часто, даже если случиться не может.

Вопрос: Возможно, Ваши воззрения на Будущее (утопическое, идеальное)
изменились со времени книг о Мире Полудня? Прошу Вас разрешить мои
сомнения.

Вл.Дьяконов stodger@newmail.ru Москва, Россия -- 04/14/01 22:07:47 MSK

> Мои представления о Мире Полудня, разумеется, не изменились и теперь уж
вряд ли изменятся. И говорим мы с Вами не об этих представлениях, а о
средствах, с помощью которых возможно достичь этого мира -- о Воспитании.
Сейчас здесь (в нашем интервью) возникла, по сути, новая тема: разрешается
ли в целях воспитания использовать некие нетрадиционные (фантастические)
средства типа некоего излучения, с помощью которого основные понятия этики
можно было бы внедрять воспитаннику прямо в подсознание. Многим участникам
интервью, как я понимаю, сама эта идея кажется отвратительной. Появилось
словечко "зомбирование"... Промелькнули где-то соображения о "потере
свободы выбора"... Кого-то от этой идеи просто тошнит... Вспомнили о Леме
- о его бетризации и других аналогичных "проектах"...
Я, честно говоря, большинства этих соображений просто не понимаю. Я не
понимаю, почему этически неприемлемо использовать какие-то фантастические
средства (излучения, инъекции, пилюли) для получения этически совершенного
человека. (Если при этом, конечно, подразумевается, что процедура не
вызывает никаких физических или психических патологий).
Может быть, пример Лемовской бетризации отпугивает? Хотели подавить в
человеке агрессивность, а в результате получили человека-овцу. Однако, в
моем примере никаких "природных" качеств воспитанника подавлять не
предполагается. Предполагается "только" внедрить на уровень подсознания
(упрощенно говоря) Семь Заповедей: не убий, не укради и пр. Или есть у
спорщиков (подсознательное) убеждение, что такой этически совершенный
человек будет человеком дефективным? Человеком Ограниченным? Может быть,
не нужны нам такие люди? Может быть, нам хочется, чтобы человек был
Человеком Воспитанным, но при этом сохранял в себе (всегда!) некий
неприкосновенный запас, потенциал злобы, ненависти, необузданной ярости,
эгоистической хитрости... а без всего этого он как бы и неполноценный
человек? Урод? Юродивый?
Эта позиция имеет право на существование. Но не упираемся ли мы тогда в
некий тупик?

Недавно Вы писали:
[...]
Можно, конечно, опять поспорить о терминологии, но не кажется ли Вам, что
воспитание подразумевает переработку самим воспитуемым? Не превращается ли
Ваше излучение-иньекция-пилюля в программирование? Вы не так давно
опасались генной инженерии применительно к человеку, утверждая, что
клонированный человек -- уже ДРУГОЙ человек. А
запрограммированный?
Повторюсь, что, как мне кажется, воспитание тем и отличается от
дрессировки, что перерабатывается, осмысляется, переживается
воспитуемым.

Владимир Довыденков dov_vn@mail.ru Новосибирск, Россия -- 05/29/01 20:54:45
MSK

> Вы безусловно правы. Но я ведь вовсе не отрицал необходимости
"переживания"! Переживание (адаптация) подразумевается. Более того,
"технические" средства ОБЯЗАТЕЛЬНО сочетаются с традиционными (слово,
упражнение, личный пример). Вспомните с чего начался разговор: можно ли
ипользовать башни ПБЗ (из "Обитаемого острова") для БЛАГОЙ цели? Я
утверждаю: теоретически можно, если доказано будет отсутствие последствий,
вредных для психики и "физики" человека. Ведь излучение ПБЗ (по замыслу
авторов) только усиливает эффект "воспитательной работы" -- и не более
того. Само по себе излучение -- никого и никак не воспитывает. Оно,
фактически, играет роль некоего незримо присутствующего сверх-авторитета,
как бы одобрительно кивающего головой по поводу каждой из высказанных
воспитательных сентенций. Не о "воспитании техническими средствами" идет
речь, а лишь об использовании технических средств для усиления
воспитательного эффекта.

--- Massaraksh 2.51.A0901+
 * Origin: И, наконец, класс Г. Г -- оно и есть Г. (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Срд 24 Окт 01 01:35
 To   : All                                                 Срд 24 Окт 01 02:31
 Subj : Об "эволюции" взглядов Бориса Стругацкого 3/3
       БВИ вновь с Вами, All!

* Crossposted in RU.LUDENY
* Crossposted in SU.BOOKS

Вопрос: Здравствуйте, уважаемый Борис Натанович!
В первую очередь отмечу, что мне очень нравится теория Воспитания,
изложенная в творчестве АБС. Но именно в ее, так сказать, "классическом"
виде, без всяких высоких технологий зомбирования. Объясню,
почему.
По-моему, нет ничего лучше и перспективнее идеи того, что
интеллектуальные, умные, добрые Учителя будут через индивидуальное (или в
малой группе) общение (и обучение) со своими учениками выявлять ТАЛАНТЫ,
создавать общество ТАЛАНТЛИВЫХ и ТВОРЧЕСКИХ людей. Безусловно, это
общество, в котором хотелось бы жить и работать.
НО насаждение (или программирование, если угодно) неких установок неким
техническим способом недопустимо. Вспоминаем ОО. Излучение делало
физически невозможным (адские боли) какие-то незапрограммированные
действия.

Вадим Галюк galiuk@omen.ru H. Новгород, Россия -- 05/29/01 20:55:13 MSK

> Вы невнимательно читали текст. Излучение вызывало "адские боли" только у
сравнительно малой части людей (называемых выродками). К
"незапрограммированным действиям" эти боли никакого отношения не имели.
Другое дело, что выродки (именно в силу своей невосприимчивости к
излучению) оставались "незапрограммированными"."/p""/FONT"

Вопрос: Хорошо, что процесс этот был обратимым. Исчезло излучение -- люди
получили свободу. Но представим себе, что процесс НЕОБРАТИМ. Мы забиваем
программу и... Что получаем? Робота? Мыслящее ли существо?
Вы же учили избегать НЕОБРАТИМЫХ поступков; а в данном случае процесс
необратим.
Еще одна мысль. А будут ли составители программы этически безупречны? Ведь
очень велик соблазн внести в программу небольшие изменения для всеобщего,
конечно, блага, НО блага, как ОНИ его понимают. Под ОНИ можно
подразумевать государство, отдельных подлецов, которые есть всегда,
etc.
Борис Hатанович, я не вышел за регламент? Закругляюсь.
Итак, вопрос: прокомментируйте, пожалуйста, эти соображения. С чем Вы
согласны? Может, мы просто не поняли Вашу
позицию?

Вадим Галюк galiuk@omen.ru H. Новгород, Россия -- 05/29/01 20:55:42 MSK

> Боюсь, я недостаточно ясно изложил свою точку зрения. Подчеркиваю: само
> по
себе "излучение" никого и никак HЕ ВОСПИТЫВАЕТ. Оно лишь создает
благоприятный фон для воспитания -- облучаемый становится более восприимчив
к "воспитывающим речам". И, разумеется, все зависит именно от этих речей:
можно воспитывать покорных детей Неизвестных Отцов (Огненосных Творцов), а
можно воспитывать людей добрых, честных, терпимых, нацеленных на
творчество. В этом смысле вы совершенно правы: все решает ПРОГРАММА. А
излучение только помогает реализовать ЭТУ программу наиболее эффективным
образом.

Давайте попробуем опять же последовательно рассмотреть этот вопрос.

1. Стругацкие не видели возможности достижения Мира Полудня без создания и
реализации Высокой Теории Воспитания.

2. В своих произведениях они попытались описать некоторые возможные
гипотетические пути в этом направлении: в "Гадких лебедях" воспитанием
детей занимаются мокрецы -- пришельцы из будущего (откровенно
фантастический прием, надеяться на реализацию которого вряд ли следует); в
"Отягощенных злом" созданием разветвленной сети лицеев (идея которых
терпит крах в том же романе).

3. Что по Стругацким мешает вырастать людям высоконравственными в нашем
реальном мире? То, что воспитателями детей оказываются люди далеко не
высоконравственные, которые и воспитывают их такими же, как они сами.

4. Как разорвать этот замкнутый круг?

Итак, гипноизлучатели. Реализуют они задачу Высокого Воспитания? В этом не
уверен ни я, ни сам Борис Hатанович. Hепонятно, насколько устойчивыми
окажутся внушенные гипноизлучателями моральные истины. Юлий Ким в песне к
спектаклю "Ной и его сыновья" говорит:

    Но как же так... Вы знаете давно,
    Где свет... где мрак... что зло, и что добро.
    И вам дана свобода -- выбирать.
    И я ее не в силах отобрать.
    Иначе вы не будете людьми.
    Иначе невозможно быть людьми.

Действительно, вроде бы и сейчас мы знаем, что есть зло и что добро, но
поступаем не по совести. Достаточно ли внушения гипноизлучателей?

Так чем же эта идея про гипноизлучатели не нравится?

1. Безнравственно внушать молодым с помощью гипноизлучаталей, что такое
хорошо, а что такое плохо.

А почему, собственно, это безнравственно? Сейчас мы пытаемся это делать
безо всяких гипноизлучателей, но делаем это бездарно. Неужели
использование чисто технического средства сразу же делает сам поступок
безнравственным?

2. Гипноизлучатели будут использоваться для низменных целей.

Непременно будут. Гипноизлучатели в этом виноваты или невоспитанные люди?

3. Получим бетризованный мир, как у Лема в "Возвращении со звезд".

Почему?  Человек Воспитанный способен и на агрессию, и на риск. Сравнение
неправомочно.

В беседе с люденами в мае 2001 года БНС выдвинул забавную гипотезу,
объясняющую, почему идея этих "гипноизлучателей" вызвала такой протест: а
не объясняется ли это боязнью по-настоящему представить себе мир, в
котором живут только Воспитанные Люди?

Честное слово, наблюдая в сетевом общении агрессивно настроенных
участников дискуссии, стремящихся любыми путями доказать свою правоту,
идущих при этом на использование любых средств, использующих навешивание
ярлыков, я уверен, что на самом деле большинство ярых защитников
Мира Полудня от его создателя не смогло бы прожить в таком Мире и дня.

А ведь и об этом писали Стругацкие, почти сорок лет тому назад:

"Этого Вагу, думал Румата, было бы очень интересно изловить и вывезти на
Землю. Технически это не сложно. Можно было бы сделать это прямо сейчас.
Что бы он стал делать на Земле? Румата попытался представить себе, что
Вага стал бы делать на Земле. В светлую комнату с зеркальными стенами и
кондиционированным воздухом, пахнущим хвоей или морем, бросили огромного
мохнатого паука. Паук прижался к сверкающему полу, судорожно повел
злобными глазками и -- что делать? -- боком, боком -- кинулся в самый
темный угол, вжался, угрожающе выставив ядовитые челюсти. Конечно, прежде
всего Вага стал бы искать обиженных. И, конечно, самый глупый обиженный
показался бы ему слишком чистым и непригодным к использованию. А ведь
захирел бы старичок. Пожалуй, даже и умер бы. А впрочем, кто его знает! В
том-то все и дело, что психология этих монстров -- совершенно темный лес.
Святой Мика! Разобраться в ней гораздо сложнее, чем в психологии
негуманоидных цивилизаций. Все их действия можно объяснить, но чертовски
трудно эти действия предсказать. Да, может быть, и помер бы с тоски. А
может быть, огляделся бы, приспособился, прикинул бы, что к чему, и
поступил бы лесничим в какой-нибудь заповедник. Ведь не может же быть,
чтобы не было у него мелкой, безобидной страстишки, которая здесь ему
только мешает, а там могла бы стать сутью его жизни. Кажется, он кошек
любит. В берлоге у него, говорят, целое стадо, и специальный человек к ним
приставлен. И он этому человеку даже платит, хотя скуп и мог бы просто
пригрозить. Но что бы он стал делать на Земле со своим чудовищным
властолюбием -- непонятно!"

--- Аптоматан хепатый 2.51.A0901+
 * Origin: Он думает об выпить хорошую стопку водки (2:5007/1.45)