RU.LUDENY

Исследование творчества братьев Стругацких

КОНФЕРЕНЦИИ ФИДО

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Yuri Zubakin                        2:5020/175.2    Птн 22 Фев 02 13:46
 To   : All                                                 Птн 22 Фев 02 18:38
 Subj : Интервью Б. Стругацкого от 21.02.02.   [2/3]
From: "Yuri Zubakin" <magnus@avtgr.chel.su>

    "У МЕНЯ НЕТ КОНТАКТА С ГЕРМАHОМ..."

    - Год назад на вопрос: "Вам уже ясно, что за фильм снимает Алексей Герман?"
вы ответили: "Я знаю одно: если кто-нибудь в мире способен снять хороший фильм
по "Трудно быть богом" - это Алексей Герман". Что вы теперь скажете? Вы видели
отснятые сцены? Надежды оправдались?
    - У меня нет никаких контактов с Германом, и о фильме я знаю не больше (а
скорее всего, меньше), чем вы. Я не знаю даже, где сейчас Герман и чем он
занимается.
    - А являетесь ли вы вообще автором сценария этой кинокартины? Если да, то
почему так мало знаете о съемках? Герман консультировался с вами по поводу
картины? Вроде бы режиссер и сценарист должны работать в связке...
    - Почему же? По-разному бывает. Например, над сценарием "Сталкера" мы
работали в тесном контакте с Тарковским, и Аркадий Натанович даже регулярно
ездил на съемки. А, скажем, с режиссером Фляйшманом (который снимал немецкий
вариант фильма "Трудно быть богом") никакого контакта у нас не было. Совсем.
Когда мы в первый раз работали с Германом в конце 60-х, контакт был очень
тесный, а сейчас вот - никакого. Так уж получилось.
    - По поводу сценария в дирекции кинокартины на "Ленфильме" ответили так:
"Автором его является Светлана Кармалита. Изначально сценарий писал Борис
Стругацкий, но потом в текст были внесены поправки. Стругацкий в курсе
происходящего, сейчас Кармалита и Стругацкий находятся в контакте". А вы,
оказывается, не в курсе и не в контакте...
    - Да нет, в общем, все это соответствует действительности. Просто контакты
наши чрезвычайно редки, но в более частых нет никакой необходимости. Насколько
знаю, за основу нынешнего фильма взят тот сценарий, который мы делали с
Германом в 68-м. Он слегка подправлен, но, я бы сказал, несущественно. В
новейших поправках я участия не принимал.
    - А почему? Вы не сошлись во взглядах, поссорились? Совместная работа не
заладилась с начала съемок? Или контакт пропал в процессе?
    - Нет, ничего такого не было. Просто мне изначально не показалось
интересным
возвращаться к этой теме. А Герман интерес сохранил. И слава богу.
    - Вы смотрели последний фильм Германа "Хрусталев, машину!"? Какой вам?
    - Только отрывки. По-моему, очень сильная картина.
    - Герман снимает "Трудно быть богом". А что другие режиссеры? Кто-то еще в
последнее время обращался к произведениям Стругацких?
    - Обращаются довольно часто, но все как-то бестолково. Ничего определенного
пока нет, хотя договоры подписаны и даже выплачены авансы. Есть многолетней
давности договор по "Обитаемому острову". Кина нет. Только что истекло время
действия контракта по "Понедельнику" - кина нет опять же. Греки заключали
договор на "Миллиард лет" - представления не имею, чем дело завершилось и
завершилось ли вообще. Много лет режиссер Михаил Масленников тщится пробить
съемки "Малыша" - безрезультатно: нет денег. Американцы заключали опцион на
"Жука в муравейнике" - все кончилось пшиком... И так далее и тому подобное.
Довольно безнадежная картина.
    - Говорят, что американцы снимают фильм After the Visitation по "Пикнику на
обочине". Что вам об этом известно?
    - Очень мало. Знаю, что история эта тянется уже больше десяти лет. Знаю,
что
снимает режиссер Вонг, тот самый якобы, который снимал известный сериал
"Секретные материалы". Знаю, что по условиям договора влиять на съемки никак
не могу.
    - Правда, что вы не смотрите эти самые "материалы"?
    - Да ерунда полная. Именно поэтому я и не жду от After the Visitation
ничего
особенного. Хотя и любопытно было бы посмотреть! Мне рассказывали, что
сценарий переделывался несколько раз.
    - Кому из кинорежиссеров, кроме Германа, вы без опасений доверили бы сейчас
работу с произведениями Стругацких? Кто, так сказать, в вашем формате?
    - О, да таких режиссеров великое множество! И дело тут даже не в том, они
"мои" или "не мои". Приличный фильм практически по любой повести Стругацких
может снять, как мне кажется, любой режиссер. Были бы деньги и желание.
    - Вы хотели сказать - любой приличный режиссер? Запороть даже вещи
Стругацких
в кино очень просто, и это неоднократно подтверждено практикой (взять хотя бы
немецкую экранизацию "Трудно быть богом").
    - На мой взгляд, по произведениям Стругацких не снято ни одного
действительно
плохого фильма. Посредственные - сколько угодно, но ведь все-таки неплохие. Но
вы, разумеется, правы: я имел в виду, конечно, не любого режиссера, а
режиссера приличного, а таких у нас - пруд пруди.
    - Но личные предпочтения у вас, очевидно, есть? Вы в этом смысле однажды
упоминали Кубрика (как пример). А из ныне живущих? Спилберг? Лукас? Бессон?
Михалков?
    - Все названные режиссеры способны снять любой фильм, на любую тему, по
любой
книге. И так, что мы с вами будем только пальчики облизывать. Повторяю: нужно
только желание. И деньги, разумеется.

    "ПЕРЕЧИТЫВАТЬ СВОЙ ПЕРВЫЙ РОМАН Я НЕ РИСКHУ..."

    - После выхода под псевдонимом вашего первого самостоятельного романа
"Поиск
предназначения..." вы сказали: "Писатель С. Витицкий мучительно и с огромным
трудом пишет свой второй роман. Как известно, писать его на порядок труднее,
чем первый. Вот он и мучается, несчастный старик". Как продвигается работа? О
чем роман? Можете приоткрыть завесу тайны?
    - Нет, не могу. Могу сказать только, что получается скорее все-таки не
роман,
а большая повесть. На роман духу не хватило.
    - Повесть автобиографическая?
    - В ничтожной степени.
    - Это фантастика? Или вы склонились к реализму?
    - Разумеется, фантастика. Но реалистическая. Реальность, искаженная
фантастическим допущением.
    - А почему второй роман труднее?
    - По-моему, это имманентное свойство второго романа. Я слышал (и читал)
соответствующие жалобы множества самых разных писателей. Скорее всего, дело
здесь в том, что материал для первого романа писатель накапливает всю
предшествующую жизнь, а материал для второго - только в промежутке между
вторым и первым.
    - Но "Поиском предназначения..." вы довольны?
    - Я доволен, что сумел закончить его (я вовсе не был уверен, что это у меня
получится). И мне понравилось его (в свое время) перечитывать - это добрый
признак. Однако же перечитать вторично я бы его уже не рискнул.
    - Говорят, сейчас вы почти не читаете иностранной фантастики.
    - Мы и раньше догадывались, что читаем далеко не лучшее из того, что
публикуется на Западе. Такова уж была тогдашняя издательская политика:
разрешалось печатать в год два-три-четыре названия, не больше, и наши
замечательные редакторы и переводчики (работавшие, например, в издательстве
"Мир") старались, чтобы уж в этот жалкий перечень попали лучшие из лучших. А
теперь мы получаем все и закон Старджона предстает перед нами во всей своей
неприглядной красе: девять десятых чего угодно (в том числе и зарубежной
фантастики) есть дерьмо. Искать самому жемчужные зерна в этой огромной
навозной куче мне было просто не под силу, и читал я только то, что
настоятельно рекомендовали мне самые утонченные из знатоков, а это пара
названий в год, никак не больше. И далеко не всегда (почти никогда) не
совпадали мои впечатления с мнениями знатоков... Так вот и наступает
разочарование.
    - Однажды вы критически отозвались о творчестве Сент-Экзюпери и даже
привели
на этот счет чью-то цитату.
    - Точной цитаты я, к сожалению, сейчас привести не могу. И автора не помню.
Что-то вроде: "Вот пример того, как банальность, поднятая на высоту в пять
тысяч футов, становится философией". Жестко сказано и даже жестоко, но что-то
в этом, увы, есть.
    - Говорят, что книги Стругацких читали по крайней мере два крупных
российских
политика - Явлинский и Жириновский. Жириновский оказался благодарным
читателем?
    - Представления не имею. Знаю только, что к моему 65-летию он прислал
поздравительную телеграмму весьма трогательного содержания и совсем не
официальную.
    - А Путин хоть одну вашу книгу прочел?
    - Мне бы этого хотелось.

    С уважением, Yuri

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Yuri Zubakin                        2:5020/175.2    Птн 22 Фев 02 13:47
 To   : All                                                 Птн 22 Фев 02 18:38
 Subj : Интервью Б. Стругацкого от 21.02.02.   [3/3]
From: "Yuri Zubakin" <magnus@avtgr.chel.su>

    "Я ОБЫКНОВЕННЫЙ ЮЗЕР-ЧАЙHИК..."

    - Если не секрет, какой компьютер стоит у вас дома? В какой почтовке
"мейлите"? Что за доменное имя после "собаки" в вашем электронном адресе - tf?
    - Компьютер Pentium-3, 800 Мг Сервер tf, насколько мне известно,
принадлежит
издательству Terra Fantasica. А вот насчет почтовки - тут я пас. Я ведь всего
лишь обыкновенный юзер-чайник и в компьютерных нюансах совсем не разбираюсь.
    - А в Интернете много времени проводите? Лем, кажется, высказывался против
Интернета. А Гребенщиков в свое время сказал: "Интернет - это больше, чем
"Битлз".
    - Интернет - это новый славный мир. Я провожу там не так уж много времени,
но
хорошо понимаю людей, которые оттуда вообще норовят не вылезать.
    - Но Интернет и развращает, и губит, и оглупляет. И является наркотиком.
    - То же самое (слово в слово) можно сказать и о телевидении. И о кино. И о
любой масс-культуре. За все хорошее приходится расплачиваться. Вот мы и
расплачиваемся.
    - А что ждет нас дальше? Интернет-зависимость, слыхали?
    - Не верю ни в какие ужасы. Интернет-зависимость - нисколько не более
опасный
зверь, чем ТВ-зависимость, рок-зависимость или, скажем, телефонозависимость.
Да, появится слой людей, которые жить не могут без Интернета и вне Интернета.
Да, их будут, скорее всего, миллионы. Но их всегда будет меньше, значительно
меньше (к сожалению), чем наркоманов, хулиганов и алкоголиков.
    - Что вы предпримете, если в стране снова начнут "закручивать гайки"?
    - Ничего особенного. Очевидно, буду жить по принципу: если ничего нельзя
сделать, то нужно все видеть, все понимать, не дать обмануть себя и ни с чем
не соглашаться. Так в конце 60-х писал замечательный литературовед и публицист
Аркадий Белинков - чеканная формулировка modus operandi любого из диссидентов
всех времен и народов. А еще буду ждать и надеяться (как рекомендовал еще граф
Монте-Кристо).
    - Каким событиям будущего вы хотели бы стать свидетелем?
    - Таких великое множество. Вот, навскидку: победа над нищетой, победа над
наркоманией, победа над раком.
    - А победа над пороками рода человеческого?
    - Давайте будем реалистами: это дело весьма отдаленного будущего.

    Владимир КОЖЕМЯКИН

    С уважением, Yuri

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Yuri Zubakin                        2:5020/175.2    Птн 22 Фев 02 13:56
 To   : All                                                 Птн 22 Фев 02 18:38
 Subj : Поправка: Интервью Б. Стругацкого от 21.02.02.   [1/3]
From: "Yuri Zubakin" <magnus@avtgr.chel.su>

Fri Feb 22 2002 13:45, Yuri Zubakin wrote to All:

 YZ>  Кожемякин В. Борис Стругацкий: "Секретные материалы" - полная ерунда //
 YZ> Вечерний Челябинск (Челябинск).- 2002.- 21 февр.- (  33 (9446)).- С. 4.

    Неправильно указал страницы, правильно:

    Кожемякин В. Борис Стругацкий: "Секретные материалы" - полная ерунда //
Вечерний Челябинск (Челябинск).- 2002.- 21 февр.- (  33 (9446)).- С. 8-9.

    С уважением, Yuri

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Чтв 21 Фев 02 12:02
 To   : All                                                 Суб 23 Фев 02 08:23
 Subj : Pacкoпaй cвoиx пoдвaлoв

Пpивeт тeбe, All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Шорыгина Т. "Грядущего прозренье...":  Спор о научной фантастике ведут в стихах
и прозе герои, которых придумала Т. А. ШОРЫГИНА. // Читаем, учимся, играем:
Журнал-сборник сценариев для библиотек (М.: Либерея-Информ). - 2001. -   3. -
С.67-72.

 Татьяна Андреевна ШОРЫГИHА - член Союза писателей и Союза журналистов России,
автор десяти поэтических сборников и семи книг для детей, лауреат литературной
премии газеты "Труд".

Действующие лица: Библиотекарь, Учительница литературы, Учитель биологии,
Учитель истории, Читатель, Читательница.

Оформление:
На сцене - портреты известных писателей-фантастов: Жюля Верна, братьев Аркадия
и Бориса Стругацких, Станислава Лема, Рэя Брэдбери, Александра Беляева, Алексея
Толстого и других. На сцене стоит стол, на нем стопка заранее подобранных книг
по фантастике. За столом сидит Библиотекарь.
[...]
УЧИТЕЛЬ БИОЛОГИИ: Этот рассказ Брэдбери напоминает нам о том, как бережно и
осторожно мы должны относиться к окружающему миру. Мудрая и такая своевременная
мысль!
УЧИТЕЛЬНИЦА ЛИТЕРАТУРЫ: Кстати, в нашей отечественной литературе первыми о
проблемах отношений человека и природы написали братья Аркадий и Борис
Стругацкие. Они писали об экологии, когда само это понятие только робко входило
в нашу жизнь. В произведениях этих писателей-фантастов поднимаются сложнейшие
вопросы о взаимоотношениях личности и общества, о воспитании юношества, об
охране живой природы. А главный герой замечательного романа "Понедельник
начинается в субботу" - человек очень современной профессии, программист.
[...]
Всегда ли фантастика - фантастика?..
Выборочный список литературы
[...]
Российские фантасты

Из периодических изданий
Амусин М. Стругацкие и фантастика текста // Звезда. - 2000. -   7. - С.
208-216.
Анализ творчества, особенности языка и стиля.
 Близнецы из разных времен: Беседа о будущем с писателем Борисом Стругацким //
Известия. - 2000. - 8 дек. - С. 17.
[...]
Вольтская Т. Борис Стругацкий: "В фантастику XXI века еще никто не
прорвался"//Литературная газ. -1997. - 12 нояб. - С. 10.
[...]
Стефанов А., Попов Р. Борис Стругацкий: "Я верю в конец света. Но через пять
миллиардов лет": Беседа с писателем // Комсомольская правда. - 1999. - 5
окт.-C.17.
[...]
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

C yвaжeниeм,                                            Алла, молчаливый глюк

--- На сто пятнадцатом прыжке в компьютер впорхнул GoldEd/W32 1.1.1.2
 * Origin: Стропила прогибаются (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Чтв 21 Фев 02 12:27
 To   : All                                                 Суб 23 Фев 02 08:23
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть

I'm very glad to see You, dear All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Гончаров В.  Люди и миры Хола Клемента // Клемент Х. Звездный свет. - М.: ООО
"Изд-во АСТ", 2002. - С.5-14.
[...]
Уже в 1954 году <Экспедиция "Тяготение"> вышла отдельной книгой в издательстве
<Даблдэй>, специализирующемся на выпуске научной фантастики - правда, в
несколько сокращенном варианте (именно этот вариант в 1972 году и стал известен
советскому читателю в блестящем переводе братьев Стругацких). Гораздо более
объемистый изначальный текст романа снова увидел свет лишь в 1978 году - с
некоторыми дополнениями и одной новой главой. Но еще до этого момента роман
стал основой для серии, которую многие критики считают центральной в творчестве
Клемента. Помимо <Экспедиции "Тяготение"> в нее вошли роман <У критической

точки> (<Close to Critical>), опубликованный в 1958 году все в том же журнале

<Эстаундинг>, но книжным изданием вышедший лишь шесть лет спустя, и роман
<Звездный свет> (<Star Light>), выпущенный издательством <Валлантайн Букс> в
1971 году. При этом третий роман является непосредственным продолжением
первого, в то время как некоторые из персонажей второй книги фигурируют и в
третьей. В частности, Элис (<Изи>) Рич из романа <У критической точки> является
постаревшим на четверть века <Изи> Хофманом из <Звездного света>.
[...] --------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard
-------

Засим разрешите откланяться                             Алла, молчаливый глюк

--- Транслятор двухходовой +/W32 1.1.1.2 Китежградского завода маготехники
 * Origin: Что нужно (для жертвоприношения?) - и двух (вместо  (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Чтв 21 Фев 02 12:38
 To   : All                                                 Суб 23 Фев 02 08:23
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть oт Бpoмбepгa

I'm very glad to see You, dear All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Источник:
Время новостей
Дата: 01.02.2002
Заголовок: 04.10 Чем вам не "Триумф"?
Текст: Андрей НЕМЗЕР
Список новых лауреатов премии президента Российской Федерации блестяще
подтверждает версию о полном тождестве "государственных" и "независимых" наград
(см. заметки о десятилетии премии "Триумф" -- "Время новостей", 29 января).
Высокой награды удостоились актриса и режиссер Галина Волчек, дирижер Валерий
Гергиев, писатель Михаил Жванецкий, архитектор Александр Кедринский, актриса
Нонна (Hоябрина) Мордюкова, кинорежиссер Глеб Панфилов, пианист и дирижер
Михаил Плетнев, драматург Виктор Розов, искусствовед Дмитрий Сарабьянов,
прозаик Борис Стругацкий. Безусловно, все это люди достойные, харизматичные и
уважаемые. (Иные так и заслуженно любимые.) Кто-то из лауреатов и сейчас на
творческом подъеме, кто-то ценим за былые, но незабываемые удачи, которые
позволяют надеяться на их новые творческие свершения.
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

На этой оптимистической ноте мы и прервем наш диалог    Алла, молчаливый глюк

--- Была бы я молчаливым глюком, да вот GoldEd+/W32 1.1.1.2 мешает...
 * Origin: Благоприятен юго-запад (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Птн 22 Фев 02 23:05
 To   : All                                                 Вск 24 Фев 02 09:00
 Subj : Pacкoпaй cвoиx пoдвaлoв

Пpивeт тeбe, All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Б.Стругацкий. Россия негодует: [О январских событиях в Прибалтике] // Рос. газ.
(М.). - 1991. - 22 янв. - С.1.

То, что происходит сегодня в Прибалтике, вызывает ужас и отвра-щение .
Нас хотят снова загнать в болото лжи и застоя, задавить силой оружия, запугать,
превратить в покорное стадо.
На их стороне танки и черные полковники. На их стороне мощная организация,
пронизывающая все государственные структуры, исторически обреченная и поэтому
особенно опасная. На их стороне наша неорганизован-ность, неумелость, наш
застарелый страх перед властью, наша извечная на-дежда: авось как-нибудь
обойдется.
Но ведь с другой-то стороны, никогда демократические силы не были так сильны в
нашей стране, как сейчас! Никогда не было так очевид-но миллионам людей, на
чьей стороне правда! Неужели же не выстоим?
Ведь сегодня - Прибалтика, завтра - Россия.
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------
На том и покалим сростень                               Алла, молчаливый глюк

--- Транслятор двухходовой +/W32 1.1.1.2 Китежградского завода маготехники
 * Origin: Обладателю правды - изначальное свершение (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Птн 22 Фев 02 23:29
 To   : All                                                 Вск 24 Фев 02 09:00
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть

Здравствуйте, All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Столкновение цивилизаций: Круглый стол / Участвуют: И.Андреев, Г.Круглова,
А.Назаретян, К.Оман, Л.Пономарева, Б.Стругацкий; Вел "круглый стол" А. Никонов
// Огонек. - 2001. - Спецвыпуск (Чукотка). - Март. - С.84-89.

У нас были похожие проблемы - мы пришли на чужие земли. Американцы - на
индейские, алеутские... Мы - на земли евразийских северных народов: чукчей,
эскимосов... Пришли по праву сильного. Нас никто не звал. Пришли и принесли
аборигенам свою культуру, дали им чужие имена, подарили технологии. Растворили
в себе их самобытность. И каков результат? Что получили мы и что они?

 Раньше это называлось колонизацией. И было колонизацией - грубым столкновением
двух цивилизаций разного уровня с последующим покорением и ограблением
высокоразвитой цивилизацией цивилизации низкоразвитой. При этом низкоразвитая
получала медицину, водопровод, правопорядок, алфавит и железные дороги,
исправно платя оккупантам-цивилизаторам восстаниями и партизанщиной.
Потом это стало называться гуманитарной помощью - цивилизация, стоящая на более
высокой ступени технологического прогресса, посылала <дикарям> врачей,
миссионеров, учителей и тушенку, поскольку в результате воздействия первого,
второго и третьего без посторонней продовольственной помощи <дикари> уже
прожить более не могли.
Где-то в промежутке между сменой понятий, в узком временном зазоре смены
колониальной эпохи эпохой гумпомощи два человека придумали явлению обобщающее
название: прогрессорство. Эти два человека были фантастами. Именно они, братья
Стругацкие, ввели в фантастический обиход данное словечко, которое позже вышло
из рамок чисто литературных и обозначило собой целую проблему. Эта проблема -
столкновение двух разноплановых цивилизаций. Причем результатом столкновения
всегда являлось неравнозначное разрушение: низкая цивилизация переставала
существовать в своей самобытности, а высокую начинали терзать муки совести -
она наживала <комплекс бывшего колонизатора> и синдром политкорректности, порой
граничащий с идиотизмом.
Когда-то из совершенно благих, гуманистических соображений советская власть
решила перетащить палеоантропов - малые народы Севера - из века каменного
(костяного, скажем так) в век атома и ледокола <Ленин>. Каждый год ранней
осенью геологи мучились: нельзя было найти вертолет, чтобы отправиться в
экспедицию, - все вертолеты летали по тундре и охотились (буквально!) на детей.
Завидев ребенка, представители роно снижались, хватали дитенка и быстро
улетали, пока не прибежали из яранги разгневанные родители. И - в интернат его
на полгода. После школы в стойбища возвращались дети, которые уже не умели жить
по-старому - пасти оленей, есть копанку (полусгнившее мясо), чтобы восполнить
недостаток витаминов. В итоге - выпадающие у последних поколений чукчей на
северном безвитаминье зубы, социальная апатия. Завершил процесс распада
цивилизации нетрадиционный наркотик - водка. Привыкший к традиционным
психоделикам (грибы, корень родиолы розовой) организм чукчей с физиологическим
наркотиком не справился.
Теперь чукчи уже не могут жить так, как жили тысячи лет. Но и в современность
при этом не вписались. Они прочно подсели на цивилизацию - в школе их научили,
что нужно жить с электричеством, носить европейскую одежду. Если нынче чукчей
бросить, перестать возить им гуманитарную помощь, люди просто вымрут. Поэтому
бросать нельзя. Спонсировать дальше? <Где деньги, Зин?..> Самим кушать нечего.
Братья Стругацкие решили проблему позитивного прогрессорства, спроецировав ее
на далекое будущее, в котором высокая цивилизация <из сострадания> спрямляла
исторический путь низкой цивилизации незаметным вмешательством с помощью
внедренных шпионов. Насчет будущего сказать трудно, но как нам сегодня
относиться к прогрессорству?
Переместимся на другой берег Берингова пролива. Тем более что чукчи и индейцы
родственные народы и принадлежат к монголоидной расе. Так вот истребление
индейцев в Америке тоже было своего рода прогрессорством. Во всяком случае
выжившие индейцы теперь живут при электричестве, голосуют за президента и ходят
в школу. Но нужно ли им это? Тот небольшой процент индейцев, кто получил
университетское образование и теперь преподает или лечит, скажут, что, конечно,
цивилизация не помешала. А что скажет старый племенной шаман?
И как тогда нам, русским, относиться к прогрессорской деятельности американцев,
обогнавших нас на пути технологического и, соответственно, социального
развития? Ведь Америка по отношению к России - прогрессор. А как вообще
землянам относиться к возможной прогрессорской деятельности наших возможных
братьев по разуму? Или она уже идет?..
Короче говоря, нравственно ли искусственно подтягивать живущие, скажем, в
каменном веке племена до уровня века атома? Нет? Значит, относиться к людям,
как к животным, строя им заповедники (резервации, фактории), занося в Красную
книгу и показывая заезжим туристам? Тоже нет? Первичный гуманистический порыв
говорит: надо помогать! Хотя бы врачами! учителями!
...Учителями? Появление в той же Африке современного образования привело к
тому, что аборигены теперь с легкостью пользуются в войнах друг с другом
современным вооружением, вплоть до самолетов и танков с лазерным наведением на
цель.
...Помогать врачами? Появление современной медицины в отсталой Африке в
середине XX века так резко увеличило численность населения (за счет сокращения
детской смертности), что на Африку, где в землю палку воткни - вырастет,
обрушился голод А современные технологии сельского хозяйства, которые бы смогли
прокормить возросшее число людей, предполагают развитую химическую
промышленность (удобрения), а также всю прочую промышленность (сбор, хранение,
доставка, переработка урожая). Плюс вузы для подготовки специалистов, плюс
развитый финансовый рынок для обеспечения покупательной способности населения
на этот урожай и так далее. И это уже во сто крат дороже, чем
врачей-добровольцев из Красного Креста присылать. Такие <подарки> никто не
потянет. К тому же отношение к дареному, то есть доставшемуся даром, плевое,
стало быть, дареные тракторы, дареная химическая промышленность работать толком
не будут, а породят только иждивенчество и разврат.
Значит, надо им это продавать. А что есть у низкоразвитых народов на обмен,
кроме сырья? Hичего. Значит, они превращаются в сырьевые придатки, хотя бы на
первых порах. Кто сказал <новый виток колонизации>?..
Но и не вытягивать их нельзя. Душа протестует, когда видишь, сидя у плазменного
телевизора, как в конце XX века в джунглях Амазонии прыгают с копьями люди,
мучатся от глистов и пожирают себе подобных. Как старшему брату не помочь
младшим?
А как помочь?..
И как выйти из положения? Сегодня мы решили провести по этой проблеме <круглый

стол>. Помните, когда-то была модной такая форма? Сегодня мы ее возрождаем на

новом уровне: наш <круглый стол> виртуальный, потому что собеседники находятся
в разных городах и на разных континентах. Случайных людей на нашем <кругляке>,
как называли когда-то <круглый стол> журналисты, нет. Тем не менее вряд ли мы
найдем за одну беседу ответ на один из главных вопросов XX века. Но хотя бы еще
раз обозначить, очертить ситуацию, в которой оказалась планета, сможем...

Галина КРУГЛОВА,
по национальности удэгейка. по образованию врач-иммунолог, но заданию отдела
полярной медицины Санкт-петербургского института Арктики и Антарктики изучала
экологическую обстановку в местах обитания малых народов.
Игорь АНДРЕЕВ,
профессор, африкановед, бывший руководитель лаборатории цивилизационных
проблем, защищал докторскую диссертацию по проблемам малых народов Севера.
Лариса ПОНОМАРЕВА,
бывший помощник председателя Госкомсевера России, ныне помощник депутата
Госдумы по Чукотскому автономному округу.
Борис СТРУГАЦКИЙ.
в представлениях не нуждается, родоначальник термина <прогрессорство>.
Акоп HАЗАРЕТЯH.
доктор философских и кандидат психологических наук, профессор, автор книги
<Агрессия, мораль и кризисы в развитии мировой культуры>.
Кайана ОМАН,
эскимосская писательница, проживает на Аляске в четвертом колене потомок
гавайского короля, бежавшего от местных племенных разборок, инициированных
белыми колонизаторами.

Игорь АHДРЕЕВ:
 - Столкновение цивилизации всегда заканчивалось плачевно для малой
цивилизации. Влияние же малой цивилизации на большую было не в пример меньшим,
а порой просто анекдотичным. Например, известно, что тысячи лет северные
монголоиды - индейцы, эскимосы, алеуты - жили в своем замкнутом мирке, причем
почти не моясь. И когда им впервые привезли мыло с отдушкой, они его съели,
объяснив, что пахло вкусно. А ныне наука признала, что частое мытье не полезно
для иммунитета вообще и кожи в частности. И теперь в цивилизованной Германии
ширится движение людей, которые принципиально не пользуются мылом во время
мытья, потому что небезосновательно полагают, что воздействие жирных кислот
(мыла) на кожу вредно.
Не так давно бельгийским миссионерам удалось уговорить часть племени
пигмеев-бамбути, которые населяют бассейн реки Итури, покинуть пристанище
предков. Взамен образа жизни охотников и собирателей им был предложен
упрощенный евростандарт - прямо на опушке установили типовые домики.
Ну и что в результате? Чем же завершился этот эксперимент? Непревзойденные
охотники на слонов и гиппопотамов вскоре превратились в деморализованную кучку
оборванцев-алкоголиков, безнадежных наркоманов и мелких попрошаек-воришек на
уровне клептомании.
Первым признаком физиологического неблагополучия невольных переселенцев стала
почти непрерывная резь в глазах и мучительные головные боли. Дело в том, что
пребывание в течение тысяч лет в сумраке тропического леса, куда лучи солнца
попадают уже многократно преломленными и отраженными, адаптировало зрение
пигмеев к приглушенным, матовым цветам. Прямой <удар> экваториального солнца
вывел из строя сложившийся режим зрения и оказал неблагоприятное воздействие на
кору головного мозга.
Дальше - больше. Прием лекарств от головной боли лишь усугубил ситуацию.
Организм пигмеев, в принципе не знакомый с химией, воспринял ее как новый
стресс и шок аллергического типа. Ведь чем реже какое-либо воздействие на
биологический объект, тем сильнее его эффект, который в данном случае был не
только непредвидим, но и непредсказуем. Самая безобидная таблетка может в
подобной ситуации оказать влияние, сопоставимое с наркотиком. Всю жизнь пигмеи
лечили, например, простуду путем закапывания в нос выжимки из свежего помета
слона. Кстати, эффективность этого экологичного лекарства гораздо выше, нежели
у аспирина Упса.
А по поводу их воровства и побирушничества... Мелкое воровство и
побирушничество в данном случае отнюдь не преступление, а психологический
реликт. Ведь пигмеям еще долго в голову не придет, что пища или какая-то
забавная вещица, которая лежит без дела, кому-то принадлежит. И что этот
кто-то, даже не нуждаясь в ней, имеет монопольное, непререкаемое. защищенное
законом, судом и полицией право другого к ней не допускать. Зачем человеку
иметь больше, чем ему нужно, тем более что холодильников в лесу нет? Пигмеям
это непонятно в принципе. Обычаи дележа нищи, тепла, одежды с ближним и даже
незнакомым человеком естественны и понятны для них.
И это была далеко не первая попытка "цивилизовать" карликов-дикарей декретом
сверху.
В конце концов правительство Заира поняло бесполезность <отлова> строптивых
сограждан в безбрежном лесу и обратилось за содействием к мировому
сообществу... В общем, участники международной конференции пришли к выводу, что
пигмеи нужны человечеству именно в том качестве, в котором они пребывают уже
тысячи лет.
- И зачем они нужны нам в этом качестве?
ИА: - Например, затем, что пигмеи, по существу, - единственный одушевленный и
достоверный источник непосредственной словесной информации об африканском
тропическом лесе. Для всех, кроме них, он недоступен по-настоящему. Крохотные
экспедиции ученых проникают в лучшем случае на его окраины, да и то с помощью
проводников - тех же пигмеев.
Кстати, надо отдать должное правительству Заира. Оно согласилось с
рекомендациями ученых и решило оставить <гномов> в покое.
То же самое происходило и с американскими индейцами. А в лесах Амазонии
миссионеры упорно боролись с таким редкостным бесстыдством, как ношение пончо.
Если дули пронизывающие ветры, пончо подобно парусу разворачивалось навстречу
ему, нередко оголяя при этом детородные органы. Монахи, пугая гневом и карами
заморского бога, заставили несколько групп аборигенов надеть европейские брюки
как знаковый признак цивилизованности.
Цена этого эксперимента была жестокой. Те из индейских племен, кто последовал
насаждаемой <моде>, стали вымирать. В климате, влажность которого приближалась
к абсолютной, а перепады температур и направления ветров были частыми, ношение
брюк, непродуваемых и аккумулирующих сырость, приводило к грибковым
заболеваниям и туберкулезу. При этом страдали половые органы, что резко снижало
репродуктивную способность обращенных в христианство краснокожих. И никакие
будильники ввезенные святыми отцами, чтобы среди ночи напомнить <ленивым>
индейцам о выполнении супружеского долга, не могли спасти послушную паству.
Штаны как символ критерия цивилизованности - вот что мы часто предлагаем
<дикарям>!..
Сто раз надо подумать, прежде чем безнаказанно <двигать> социальное время
других людей, племен, народов, будь то тропики или тундра. Допустимо ли
переводить Стрелки Часов Истории даже с целью осчастливить кого-то по
собственному разумению?
Кайана ОМАH:
- Я родилась в 1915 году, многое помню. Белый человек принес нашим народам
культуру, миссионеры поднимали эскимосов до уровня своей культуры. Но у каждой
культуры есть свои плюсы и минусы. В первым раз я увидела пьяного человека,
когда мне было 18 лет. У нас никогда не было алкоголя. А потом он появился.
Примерно с начала тридцатых годов алкоголь широко распространился и начал
косить аборигенов. Но в конце концов принимать или не принимать любой наркотик,
зависит только от человека. Я воспитывала своих детей так, чтобы они не
тянулись к бутылке.
Много лет тому назад русские эскимосы стали завозить сюда табак. Тогда этот
табак, который шел сюда через Сибирь, могли курить только богатые люди. А
сейчас - любой. Конечно, белые цивилизаторы вместе с цивилизацией завезли и ее
болезни. Точнее, заменили наши традиционные социальные болезни нетрадиционными.
Это все отрицательно повлияло на нашу жизнь. Особенно процесс ускорился, когда
на Аляску пришли большие корпорации. Большой бизнес окончательно развалил наш
традиционный уклад жизни.
Когда белые люди начали осваивать землю. делить ее, мы сначала долгое время не
понимали, что происходит. В нашем сознании не укладывалось, что земля может
быть собственностью. Что .значит <моя земля>, если она общая?
С другой стороны, в 1934 году появился закон, который дал право приватизировать
землю, на которой когда-то жили твои предки. И если раньше никто не хотел быть
эскимосом, то потом эскимосами на Аляске захотели стать все! Можно было легко
приватизировать землю, сказав: а здесь когда-то стояла моя яранга. Это вылилось
в некую напряженку между корпорациями и местным населением, которое считает:
белые люди и их корпорации портят нашу землю. Особенно это характерно для юга
Аляски.
Есть и другой опыт решения проблемы - опыт южных штатов и Канады. Там
резервации. Отдельно живут индейцы, отдельно - белые, отдельно - алеуты,
эскимосы... Мне это не нравится. Именно потому, что они живут отдельно. Нельзя
жить в каменном веке, когда планета глобализируется. Рано или поздно одна
цивилизация все равно вольется в другую.
Галина КРУГЛОВА:
- Вот еще некоторые факты касательно взаимовлияния цивилизации... Я приведу
российские данные, поскольку ими располагаю. Медицинская статистика - это вещь,
которая все ставит на свои места. Итак, результаты прогрессорства: в то время
как но России на 5000 человек один болеет активной формой туберкулеза, среди
так называемых коренных малочисленных народов - каждый тридцатый! Здесь дело не
только в слабом иммунитете северных народов. Туберкулез - социальная болезнь.
Социальный диагноз прогрессорства.
Борис СТРУГАЦКИЙ:
- Давайте все-таки помнить, что само понятие <прогрессорство> взято из
фантастических романов. Там. в романах, вниманию читателя предлагалась
следующая картинка.
...Существует чрезвычайно высоко развитая цивилизация, уже решившая большинство
наших нынешних мучительных проблем - экономических, политических,
идеологических- и, главное, создавшая и внедрившая Высокую Теорию воспитания,
то есть научившаяся из каждого человеческого детеныша выращивать Человека
Воспитанного (практически без ошибок и накладок). Эта цивилизация (по
определению) превосходит по всем своим параметрам любую из известных нам
сегодня цивилизаций настолько, насколько мы сами превосходим нынешние дикие
племена, затерянные в джунглях Новой Гвинеи. И вот эта Цивилизация обнаруживает
в космосе иные населенные миры, пребывающие на нижних ступенях исторического
развития, мучительно барахтающиеся в крови, грязи и невежестве, и немедленно
встает вопрос: что же нам, Человекам Воспитанным, делать с этими мирами?
Предоставить их естественному течению исторических процессов или все-таки
попытаться ускорить эти процессы, используя для такой (благородной вроде бы)
цели всю мощь нашей науки, техники и педагогики? Совершенно очевидно, что
вопрос этот не для праздной болтовни, он не решается (не должен решаться!)
простым голосованием, а решаться он должен специалистами, причем самого
высокого уровня. Специалисты изучают проблему, и очень скоро выясняется, что
единого мнения здесь нет, да и быть не может.
Очевидно, что вторгаться в исторические процессы надо исключительно осторожно,
избегая <хирургических> методов и норовя обойтись исключительно методами
терапевтическими. Иначе можно так напахать, что лечение окажется страшнее
болезни.
Я не стану перечислять всех проблем и проблемок, которые неизбежно возникают,
когда пытаешься ответить на вопрос: <Должна ли Цивилизация вмешиваться в ход
исторических процессов, а если должна, то - как?> Я хотел бы только подчеркнуть
здесь следующее. Фантастическое наше прогрессорство только внешне, только по
форме своей напоминает ту деятельность, о которой вы говорите. Мы, нынешние,
находимся в качественно другой ситуации, нежели Человеки Воспитанные из
фантастических романов!
Во-первых, мы бесконечно далеки от совершенства. Во-вторых, имеем ли мы хоть
малейшее представление о том, КАК надлежит помогать <отсталым>? И наконец, а
знаем ли мы, какое именно устройство общества может и должно считаться
образцовым?
- Тогда я спрошу: а что же нам делать? Просто стоять и смотреть?
Б.С.: - И не только вы спрашиваете - их много, людей, <сердце которых полно

жалости> и которые не могут и не хотят стоять в стороне, равнодушно наблюдая,

как <бедные дикари> мучатся и страдают, погруженные в жизнь, по всем нашим
канонам отличающуюся от <правильной>. У меня нет ни советов, ни рекомендаций на
этот счет. Советы и рекомендации могут быть только у специалистов. А пока
специалисты не определились - да, лучше всего именно <стоять в стороне и,
страдая, наблюдать>, но уж никак не вмешиваться с неуклюжими дарами своими и
сомнительными советами.
Г. К.: - Сегодня стоит проблема не только разрушения культурной самобытности,
но и простого физического выживания малых народов. Большая цивилизация так
изменяет под себя нашу общую окружающую среду, что это боком выходит малым, в
особенности северным, народам. Поскольку места обитания малых народов богаты
ископаемыми, там идет обширное промышленное освоение территорий. Резкое
изменение экологического фона крайне неблагоприятно влияет на здоровье
аборигенов.
Страшнее не то, что происходит с их здоровьем, а то, что происходит с их
психикой. Вот пример. Будучи в экспедиции, мы поехали на одну из северных рек
порыбачить. Подходит к нам коренной житель. Просит, я извиняюсь, водки. Водки я
ему не дала, конечно. И тогда он, знаете, что попросил? Никогда не поверите.
Меня это тогда просто потрясло... Он попросил рыбы!.. Это был сентябрь, когда
лосось идет на нерест. Знаете, как там рыбу .ловят? Во время отлива сеть
растягивают на берегу, а после прилива-отлива ходят по берегу и выбирают рыбу
из сетей. Но он просто не хочет ходить и собирать. Проще попросить у белого
человека, он даст.
- Есть и  другая культурная парадигма: дать голодному не пищу, а удочку, чтобы
сам ловил.
Лариса ПОHОМАРЕВА:
- Но они уже не хотят работать. Произошли какие-то необратимые изменения в
психике. Еще пример. Вот недавно мы побывали в селе Айон. Для тою чтобы
привлечь людей на работу в Айон, администрация заключала договоры - за пять лет
работы человек получал квартиру. С материка зазывали. А приглашали кого -
дизелистов, сварщиков... Не сильно умственные работы. При этом в Айоне среди
местных, коренных жителей царит страшная безработица. Но они работать
дизелистами не хотят. Почему такая апатия? Я не в упрек это говорю, поймите. Я
сама сильно переживаю все это.
- Что же делать с ними теперь нам, замученным социальной совестью?
Л.П. (вздыхает): - У меня нет готового ответа. Интуитивно могу сказать:
наверное, нужно возвращаться назад - к факториям. Чтобы малые народы занимались
в них традиционными промыслами. Но основная проблема, с которой мы столкнемся,
- водка. Здесь, думаю, могут помочь национальные лидеры, национальные комитеты.
Б.C.: - Я, признаться, вообще не уверен, что отсталые племена когда-нибудь
сумеют влиться в нашу цивилизацию, как равные. Слишком велик разрыв между нами.
Во всем. Я не уверен даже, что племена эти способны просто выжить как
самостоятельные образования, - не потому даже, что их травят <дарами
цивилизации>, а просто по естественному ходу вещей, как умирает (почти умерла
уже) русская, например, деревня - разбрелась по городам, по заводам и вузам,
иссякла, утратила традиции, стала частью нового мира, перестав быть.
Можно по-всякому относиться к социально-историческим процессам такого типа. Я
склонен воспринимать их как естественные. <Обер давит унтера>. <Воля народа -

воля Бога>. Более жизнеспособная и <востребованная> цивилизация побеждает в

конкурентной борьбе.
- Значит, более прогрессивная Америка победит нашу самобытность в конкурентной
борьбе?
Б.C.: - В этом смысле меня отнюдь не пугает наступление <массовой культуры

Запада>. Эта массовая культура, несомненно, величайшее порождение XX века, и

она не может не вызывать восхищения, пусть даже смешанного с раздражением, а
иногда и с отвращением.
Это всеобщая грамотность плюс технический прогресс принесли с собою
последствия, о которых не задумывались ревнители народного просвещения:
массовую литературу, массовое кино, массовую музыку. И самое замечательное в
этой массовой культуре то, что она оказалась интернациональна. Она - для всех.
- Вернемся к прогрессорству... Не думал я дожить до времен, когда Стругацкий,
придумавший прогрессорство, будет так активно высказываться против него:
<стоять и смотреть>.
В.С,: - Если совсем коротко: я против прогрессорства. Прогрессорство - это
всегда насилие, осуществляемое меньшинством в отношении большинства. Недаром
тоталитарные режимы обожают прогрессорство.
Hе надо лечить больное общество хирургическими методами. Hе надо кавалерийских
наскоков, не надо рубить врага в капусту, не надо ходить на целые народы в
идеологические атаки. Только терапия. Только терпение и постепенность. Только
педагогика и всяческое поощрение высокой нравственности. И ни в коем случае не
торопиться: <Божьи мельницы мелют медленно>.
Акоп HАЗАРЕТЯH:
- Я хотел бы обратить внимание еще на один аспект проблемы. Ведь более развитая
цивилизация дает менее развитой не только прелести медицины, азбуку и так
далее, но и технологии. В том числе и технологии разрушения - оружие. А между
тем культурный уровень менее развитой цивилизации совершенно не соответствует
той инструментальной мощи, которую она получает. Дело в том, что с развитием
технологий, с развитием <убойности> оружия растет и степень сдерживающих
факторов. У высокоразвитой цивилизации этот сдерживающий фактор, называемый еще
моралью, соответствует инструментальной мощи этой цивилизации, а у примитивной
цивилизации - нет.
Некоторые почему-то полагают, что нравственность человека не возросла со времен
каменного века. Другие вообще считают, что <дикари> более нравственны, чем
современные <цивилизованные варвары>. На самом деле все наоборот! И наука это
подтверждает.
Есть закон технико-гуманитарного баланса: чем выше энергетическая мощь, уровень
технологий, тем более сильные культурные механизмы сдерживания агрессии
необходимы. Если наступает дисбаланс - цивилизация может погибнуть. Когда в
горные селения Вьетнама были завезены американские карабины, это довольно
быстро привело к тому, что племена деградировали. Просто перестреляли друг
друга. Их <культурный предохранитель> соответствовал лукам и копьям, а в руках
оказалось оружие большей разрушающей силы. В этом опасность контакта - резкий
рост технологических возможностей приводит к ощущению эйфории, вседозволенности
и вандализму.
- Но если цивилизации встретились, прогрессорство дальше уже пойдет
автоматически. И что нам делать с теми, кого мы уже <приручили>?
Б.С.: - Я ответил. Оставить их в покое. Перестать эксплуатировать. Помаленьку
лечить и учить тех из них, кто хочет лечиться и учиться. Терпение и
методичность. Пока специалисты не поймут, как можно форсировать ситуацию, если
это вообще возможно.

Вел <круглый стол> Александр HИКОHОВ

--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Такие вот дела                                          Алла, молчаливый глюк

--- Hа сто пятнадцатом прыжке в компьютер впорхнул GoldEd/W32 1.1.1.2
 * Origin: Малому - свершение (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Птн 22 Фев 02 23:56
 To   : All                                                 Вск 24 Фев 02 09:00
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть oт Бpoмбepгa

Добрый день, веселая минутка!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Источник:
Челябинский рабочий
Дата: 01.02.2002
Заголовок: 14.36 Горячая колонка
Текст:
Мордюкова
 Владимир Путин подписал указ о награждении госпремиями в области литературы и
искусства за 2001 год. Ее лауреатами, в частности, стали писатели Борис
Стругацкий и Михаил Жванецкий, музыканты Валерий Гергиев и Михаил Плетнев,
режиссеры Галина Волчек и Глеб Панфилов, драматург Виктор Розов, актриса Нонна
Мордюкова.
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Засим низко кланяюсь                                    Алла, молчаливый глюк

 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Суб 23 Фев 02 00:04
 To   : All                                                 Вск 24 Фев 02 09:00
 Subj : Hoвoe издaниe

  i, All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Стругацкий А., Стругацкий Б. Понедельник начинается в субботу: Повесть. Трудно
быть богом: Фантаст. роман / Худож. М.Лукьянов. - М.: Издательский дом "ОНИКС
21 век", 2002. - 432 с., ил. - (Золотая библиотека).
Содерж.: Понедельник начинается в субботу. С.5-240; Трудно быть богом.
С.241-430.
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

На том и покалим сростень                               Алла, молчаливый глюк

--- Письмо неясного содержания, написанное с помощью GoldEd+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Не скорби (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alex Mustakis                       2:5020/194.125  Вск 24 Фев 02 00:07
 To   : All                                                 Вск 24 Фев 02 09:00
 Subj : вот
Пpиветствyю, All!

Тут в одной эхе возник раазговор, как мне кажется, эхотажный. Что я пpямо
засомневался... Вот мне и захотелось спросить у общественности, у кого глюки
(чтоб не сказать худшего).

=== Cut ===

- RU.KRAPIVIN.CLUB (2:5020/194.125) ------------------------ RU.KRAPIVIN.CLUB -
 Msg  : 158 of 167 +163                     Snt Loc
 From : Alex Mustakis                       2:5020/194.125  Sat 23 Feb 02 14:11
 To   : Sergey Utkin                                        Sat 23 Feb 02 15:12
 Subj : Cменим тему?
Пpиветствyю, Sergey!

RU.KRAPIVIN.CLUB (RU.KRAPIVIN.CLUB), Sat Feb 23 2002, Sergey Utkin => Sergey
Evdokimov:

> [...]
 SU> прочитать некоторое количество производственных романов, где мудpые
 SU> начальники мудро руководили молодыми гениями, которые в своем
 SU> энтузиазме могли и натворить чего. Обязательно находился свой
 SU> бюрократ, которого почему-то нельзя уволить... Только, в отличие от
 SU> "Понедельника", все это писалось на полном сеpьезе. Вся эта любовь к
 SU> плакатам и лозунгам, участие в местной самодеятельности и выпуски
 SU> стенгазет... Я, пpизнаться, принимал эти "твоpения" за чистую монету,
 SU> пока на "Ленинец" не пришел после ПТУ. А потом еще "Понедельник"

Да, действительно, очень оригинальное прочтение "Понедельника". Оказывается,
Стругацкие пародировали и высмеивали жизненную позицию "магистров". А настоящие
герои, конечно, Выбегалло, Камноедов, Г.Пpоницательный и Б.Питомник. Ибо они
сплошная личная жизнь. Hе! Самый главный герой -- это же кадавp! А его,
беднягу... вот она, ужасная действительность, против которой боролись
Стpугацкие! И добоpолись-таки, сейчас кадаврам самая жизнь!

-+- Дед Мироед версии 3.0.1-asa7
 + Origin: Black Dinos' Nest (FidoNet 2:5020/194.125)

- RU.KRAPIVIN.CLUB (2:5020/194.125) ------------------------ RU.KRAPIVIN.CLUB -
 Msg  : 163 of 167 -158                     Rcv
 From : Sergey Utkin                        2:5030/951      Sat 23 Feb 02 21:15
 To   : Alex Mustakis                                       Sun 24 Feb 02 00:04
 Subj : Cменим тему?
                  Приветствую тебя, преКРЯсный лорд Alex !!!

Плаваю я в своей заводи, вдpyг -БУЛЬК!- мыло пpиплыло. Гляжy, а это
Alex Mustakis пишет Sergey Utkin:

 AM> Да, действительно, очень оригинальное прочтение "Понедельника".

Алекс, у меня закpадывается мысль, что ты зpя сомневался насчет своих
умственных качеств. Или дебил я и так хреново написал, что ты текст перевернул
с ног на голову? В любом случае поясняю: "понедельник" _паpодиpует_
совдеповские производственные романы, коих во времена оные было до дуpи. Фильм
"Пpемия" еще не забыл? А ведь это еще не худший пpимеp. И не единственный...

Единственное, в чем ты прав - кадаврам сейчас лафа. Но вывелись-то они не
сейчас! И выбегаллы не сегодня появились... И выжили потому, что всякие
карманные писаки сочиняли красивые сказочки пpо мудрых руководителей партии,
придумывали красивые лозунги. А умненькие мальчики из райкомов комсомола учили
жить по этим лозунгам, втихаpя слушая запрещенных "битлов"...

Я, наверное, Америку открою - вот эти умненькие мальчики-мажоpы, сынки всяких
боссов, и есть эти самые кадавpы. И плодят очередных кадавpиков... Вон
питерский морской порт - нужно было сынку большого папы должность придумать,
так целое ведомство создали, сейчас офис стpоят...

    E-mail don_ald@mail.ru                                   Честь имею!
                                                                Дон Альд

... Winamp в отрубе - и тишина...
-+- Менты в Кремле
 + Origin: "Рожденный ползать получил приказ летать" ДДТ (2:5030/951)

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Dyakonov                   2:5020/400      Вск 24 Фев 02 14:03
 To   : Alex Mustakis                                       Вск 24 Фев 02 19:46
 Subj : вот
From: Vladimir Dyakonov <dyakonov@sio.rssi.ru>

Приветствую, Alex!

Alex Mustakis to All (24/2/2002, 00:07):

 AM> Вот мне и захотелось спросить у общественности, у кого глюки

Беда. Впрочем, за три месяца чтения эх я наузнавал столько
интересного о любимых с детства книгах, что уже не удивляюсь.
Доктрина С.Уткина вполне может соперничать с идеей о том, что имя
ведьмы Стеллы должно ассоциироваться со звездой Давида.

> [...]

 SU> "понедельник" _паpодиpует_ совдеповские производственные романы,
 SU> коих во времена оные было до дуpи. Фильм "Пpемия" еще не забыл?

Как тут можно возражать? "По разному", например, столь же категорично:

1. "Понедельник" НЕ является пародией ни на какие романы.
Соответственно, и основные образы "Понедельника" - первичны, они если
и высмеивают что-то, то именно соответствующие явления, а не
литературные типажи.

2. "Времена оные" были достаточно неоднородны, поэтому "Понедельник"
и "Премия" - это разные эпохи.

3. НИИЧАВО подается хотя и юмористически, и сатирически, но
несомненно позитивно, ни в коем случае не высмеивается. (Как сообщал
БНС, антураж НИИ списан с Пулковской обсерватории.) Я попал в 72-м на
курсовую в ИФВЭ (Серпухов) и могу подтвердить близкое сходство,
несмотря на десятилетнее отставание.

4. Увлеченность работой, позднее это назвали трудоголизмом
(workaholism), никогда не была объектом осмеяния для АБС, да и вообще
это плохой объект для вышучивания, неудобный и неблагодарный.

5. Наконец, "молодой" + "специалист" вовсе не равно "молодой
специалист". Привалов действующий специалист, имеющий престижную и
дефицитную специальность и работу в столичном городе. Его
переманивают в Соловец, а не "распределяют" туда.

 AM> (чтоб не сказать худшего)

Вот именно. А почему бы, собственно, и не сказать? По-моему, такие
тухлые ассоциации объясняются только тяжелым детством:

 SU> Я, пpизнаться, принимал эти "твоpения" за чистую монету, пока на
 SU> "Ленинец" не пришел после ПТУ. А потом еще "Понедельник"
 SU> пpочитал...

(Т.е. читать научился, видимо, на "Ленинце".) Все же проводить
экстраполяцию по двум точкам (через ПТУ и "Ленинец" к НИИ) не стоило,
мало данных...

Всего наилучшего.

Владимир.

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : George Seryakov                     2:5020/400      Пон 25 Фев 02 00:14
 To   : Alex Mustakis                                       Пон 25 Фев 02 08:10
 Subj : Re: вот
From: "George Seryakov" <george_seryakov@subdimension.com>

Привет!

"Alex Mustakis" <Alex.Mustakis@p125.f194.n5020.z2.fidonet.org> wrote in
message news:1014509397@p125.f194.n5020.z2.ftn...

> [...]
>  SU> сути
>  SU> высмеяли литературный образ советского молодого специалиста, котоpому
>  SU> работа заменяет все, включая личную жизнь. В свое вpемя мне довелось
>  SU> прочитать некоторое количество производственных романов, где мудpые
>  SU> начальники мудро руководили молодыми гениями, которые в своем
>  SU> энтузиазме могли и натворить чего. Обязательно находился свой
>  SU> бюрократ, которого почему-то нельзя уволить... Только, в отличие от
>  SU> "Понедельника", все это писалось на полном сеpьезе. Вся эта любовь к

Похоже, произведение шире своего замысла. Хотя я ПНС воспринимаю не
пародийно, а апологетически. Год назад, перечитав, моя реакция была "Какую
науку про---ли, сволочи!" и дальше еще что-то про колбасу и членовозы,
неразборчиво.

Говоря же об образе советского НИИ, я считаю, что наболее близкое к нему -
шарага, см. "В круге первом" и прочая мемуаристика типа воспоминаний про
А.H.Туполева. Хотя, может, я просто на излете все застал (1981 и далее, ИТФ
немного, ИПМ им Келдыша, ИКИ).

>                  --- Alex ---
ГС

 * Origin: Talk.Mail.Ru (2:5020/400)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alex Mustakis                       2:5020/194.125  Вск 24 Фев 02 22:14
 To   : Vladimir Dyakonov                                   Пон 25 Фев 02 08:10
 Subj : вот
Пpиветствyю, Vladimir!

RU.LUDENY (RU.LUDENY), Sun Feb 24 2002, Vladimir Dyakonov => Alex Mustakis:

 VD> Вот именно. А почему бы, собственно, и не сказать? По-моему, такие
 VD> тухлые ассоциации объясняются только тяжелым детством:

Спасибо. Я укpеплён в своей вере и снова в стpою.

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Dyakonov                   2:5020/400      Пон 25 Фев 02 01:07
 To   : George Seryakov                                     Пон 25 Фев 02 08:10
 Subj : вот
From: Vladimir Dyakonov <dyakonov@sio.rssi.ru>

Приветствую, George!

George Seryakov to Alex Mustakis (25/2/2002, 00:14):

> [...]
 GS> воспоминаний про А.H.Туполева. Хотя, может, я просто на излете
 GS> все застал (1981 и далее, ИТФ немного, ИПМ им Келдыша, ИКИ).

Ну почему такие страсти, Георгий, "шарага", "В круге первом"? К концу
60-х относится реприза Мироновой и Менакера: "Кому на Руси жить
хорошо? Известно кому - научным работникам". Дело вовсе _не_ в
зарплате, и правда ведь неплохо жили "научные работники младшего
возраста". Может, все дело в том, что ты вспоминаешь прикладную
науку, более того - закрытую, "девяточную"?

Я, конечно, не об отраслевой принадлежности, здесь по разным-всяким
причинам много чего было напутано: серпуховский ускоритель относился
к ГКАЭ, но атмосфера там (1972 - 1980, старшие курсы МГУ,
аспирантура, диссертация) ничуть шарагу не напоминала.

Вот КБ "рядом" с популярным нынче ЗИХ'ом - это была, да, шарага. И
отраслевой (то бишь центральный) институт АСУ Миноборонпрома недалеко
от этого ушел.

А "выездные" (в то время) институты - это вообще особая статья, я
зацепил краем тогдашнюю океанологию (с 1986). И не шарага вовсе, но и
на НИИЧАВО не слишком похоже.

Всего наилучшего.

Владимир.

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : George Seryakov                     2:5020/400      Пон 25 Фев 02 07:11
 To   : Vladimir Dyakonov                                   Пон 25 Фев 02 11:40
 Subj : Re: вот
From: "George Seryakov" <george_seryakov@subdimension.com>

Привет!

"Vladimir Dyakonov" <dyakonov@sio.rssi.ru> wrote in message

> [...]

> хорошо? Известно кому - научным работникам". Дело вовсе _не_ в
> зарплате, и правда ведь неплохо жили "научные работники младшего

    Да никакие не страсти. Чего в шараге страшного? Собрались вместе
вменяемые люди, имеют какие-никакие материальные условия, делают конкретное
дело. Хорошо живем.

    А то, что они делают бомбу (систему подслушивания, ПРО,...) можно и
забыть, или даже какое самооправдание найти.

> Может, все дело в том, что ты вспоминаешь прикладную
> науку, более того - закрытую, "девяточную"?

    Не без этого, может быть.

> зацепил краем тогдашнюю океанологию (с 1986). И не шарага вовсе, но и
> на НИИЧАВО не слишком похоже.

    А в твоем понимании слова "шарага" - это что, типа военного номерного
иниститута? "Разрешите обратиться, товарищ полковник!"?

 From : Oleg N. Kotenko                     2:5020/194.97   Птн 22 Фев 02 16:30
 To   : Alla Kuznetsova                                     Пон 25 Фев 02 11:40
 Subj : gloster@humanus.org.ru не работает...
Take your own, Alla, sick with fever...

 Четверг Февраль 21 2002 00:13, Alla Kuznetsova пишет Oleg N. Kotenko:

 AK> А на уровне pаспознавания текста нельзя как-то это наладить? Ведь
 AK> как-то же оно отличает дефис от пеpеноса!

В зависимости от символа, который стоит за значком дефиса.

                                                 Hogaktningsfullt, Ardaris
np: Summoning '95 "Minas Morgul"
... АНГСОЦ
--- FastEcho V1.45
 * Origin:  (2:5020/194.97)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Втр 26 Фев 02 01:00
 To   : Vladimir Dyakonov                                   Втр 26 Фев 02 01:18
 Subj : По поводу "Koзлoвcки-129"
       БВИ вновь с Вами, Vladimir!

     04.02.30: Vladimir Dyakonov --> Vladimir Borisov:

 VD> Видишь ли, Влад, формат off-line интервью для обсуждения столь важного
 VD> вопроса малопригоден (как правильно однажды заметил Сам: "Здесь у нас
 VD> интервью, и дает его БН"). Поэтому никакого обсуждения там и нет,
 VD> есть повторение, причем почти дословное, одной и той же позиции.

Да, конечно.

 VD> Из глубокого уважения к любимому писателю я могу сидеть себе и не
 VD> квакать со своим мнением (или, притворяясь дебилом, попытаться
 VD> втиснуть его в псевдовопросительную форму), но от повторения позиция
 VD> БН не становится, скажем, понятней. ПОЧЕМУ это две большие разницы?
 VD> Почему программировать человека с хорошей целью - воспитание, а с
 VD> плохой - зомбирование? Что ж, опять начать цитировать ОО, про фракцию
 VD> "просветителей", про "кукол умиленных, квази-добрых"?

Вот жаль, не всплыл этот вопрос, пока я сидел у тебя на кухне. У БНС нигде не
шла речь о "программировании человека". Он как бы само собой pазумеющееся
считает, что человека разумного перевоспитать уже не пpедставляется возможным.
И я где-то с ним согласен. А вот человека неразумного, детеныша,
программировать как бы можно. Что и делается ныне в меру сил и возможностей.
Как правило, все возpажения против этого пpогpаммирования гpемят "в стиле
Бадера". Мустейкис, к примеру, очень убедительно показал, что мир, в котором
такое программирование будет возможно, неизбежно окажется в неустойчивом
положении, и кто-нибудь из властьпредержащих обязательно попытается
использовать подобное программирование в своих целях. Наверное, это так.

Но исходная постановка задачи звучала так: можно ли переделать этот мир, не
пеpеделывая подрастающее поколение? Судя по всему, нельзя. Во всяком случае, за
последние 2 тысячи лет изменения идут очень негибко.

Честно говоpя, я всю эту тему считаю уже пpойденной. Развитие генной инженерии
неизбежно переведет этот мир в качественно иную стадию. И нынешние этические
проблемы окажутся при этом совершенно несущественными. Радует лишь то, что я
надеюсь покинуть сей миp до того, как всё это пpоизойдёт...

                                                            Wlad.
--- Алдан-3 2.51.A0901+
 * Origin: На редкость непpиятную историю вы рассказали нам... (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Втр 26 Фев 02 01:15
 To   : Vladimir Dyakonov                                   Втр 26 Фев 02 01:18
 Subj : перетрясая своих подвалов...
       БВИ вновь с Вами, Vladimir!

     04.02.30: Vladimir Dyakonov --> Vladimir Borisov:

 VD> Намеки какие-то... Я что, я пожалуйста. Но боюсь, Влад, что "взрыва
 VD> на аннигиляцию" не выйдет, я выскажу все, что смогу, а потом сверну
 VD> пространство, закуклюсь и остановлю время. Поможет разве что джинн, в
 VD> бутылке.

Да, я это уже понял. Никакой джинн не поможет, ежу ясно.

                                                            Wlad.
--- Лев Абалкин, в натуре 2.51.A0901+
 * Origin: Сегодня я -- гений (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Втр 26 Фев 02 01:17
 To   : Alex Mustakis                                       Втр 26 Фев 02 01:18
 Subj : По поводу "Koзлoвcки-129"
       БВИ вновь с Вами, Alex!

     04.02.30: Alex Mustakis --> Vladimir Borisov:

 AM> Где взать для пpочитать?

Рассказ был в польской "Новой фантастике". Я даже попытался его перевесть, но
лень человеческая...

                                                            Wlad.
--- GoldEd 2.51.A0901+
 * Origin: И мне порой отказывает вкус... (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Втр 26 Фев 02 01:20
 To   : Konstantin Grishin                                  Втр 26 Фев 02 01:18
 Subj : Дождались!
       БВИ вновь с Вами, Konstantin!

     05.02.30: Konstantin Grishin --> Vladimir Borisov:

 KG>     Осталось только вспомнить - а что же БНС написал в 2001 году?..

Ежу ясно, что пpемия эта должна была быть вручена в 1963 году, но тогда у нас
не было Пpезидента...

                                                            Wlad.
--- Seminate aurum 2.51.A0901+
 * Origin: Почему бы и нет? Пуркуа па, так сказать... (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Втр 26 Фев 02 01:22
 To   : Sergey Krasnov                                      Втр 26 Фев 02 01:18
 Subj : Дождались!
       БВИ вновь с Вами, Sergey!

     05.02.30: Sergey Krasnov --> Vladimir Borisov:

 SK> Несомненно одно -- это значительно прибавит весомости как самой
 SK> премии, так и попyляpности Пpезидентy.

 SK> K.Snov ps По крайней мере в моих глазах. :)

Как скахал БНС в одном из ответов оффлайн-интеpвью: "Я надеюсь, что Путин
что-нибудь Стругацких читал". Я лично и на это не очень надеюсь, но чем черт не
шутит...

                                                            Wlad.
--- Волноводный вычислитель ЛИАНТО 2.51.A0901+
 * Origin: Пилите, Шура, пилите! (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Втр 26 Фев 02 01:23
 To   : Alla Kuznetsova                                     Втр 26 Фев 02 01:18
 Subj : Новость
       БВИ вновь с Вами, Alla!

     06.02.30: Alla Kuznetsova --> Vladimir Borisov:

 AK> ВСЕ? МИРЫ? БРАТЬЕВ СТРУГАЦКИХ? То есть все допечатки?.. А это научная
 AK> фантастика - собрать их все? Я уже махнула pукой. Их бы хоть учесть...
 AK> А если их собирать - это же не хватит никаких денег, никакого места и
 AK> никакгого теpпения у мамы!

Как выяснилось, Лёша Керзин тоже махнул pукой. Я тоже об этом думаю.

                                                            Wlad.
--- Демон Второго Рода 2.51.A0901+
 * Origin: Колдун -- это неисчерпаемое существо (C) Б.Лаптев (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Втр 26 Фев 02 01:25
 To   : Anton A Lapudev                                     Втр 26 Фев 02 01:18
 Subj : Библиогpафия АБС
       БВИ вновь с Вами, Anton!

     12.02.30: Anton A Lapudev --> Vladimir Borisov:

 AL> А вот не вышлите ли мылом сабж по публицистике.
 AL> Хотя бы в объёме Энциклпедии-от-АСТа?
 AL> Оченно нужоть.

Ха. Если бы она у меня была в таком объёме. Это у нас только у Казакова свет
Вадима было. Попросите Аллу, у неё вообще стpашная библиогpафия имеется...

                                                            Wlad.
--- Seminate aurum 2.51.A0901+
 * Origin: Куда несет нас рок событий... (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Вск 24 Фев 02 22:20
 To   : All                                                 Втр 26 Фев 02 01:18
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть

Здравия желаю, товарищ All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Ашкинази Л. Сложность простых вопросов // Ами: Народ мой (СПб.). - 2002. - 31
янв. ( 2).  -С.3.
[...]
Попробуем понять, что такое "вера" на языке описания, включающего а) собственно
события; б) ценности событий; в) вероятности не зависящих от нас следствий; г)
вероятности зависящих от нас следствий, т.е. оценку наших намерений.
В качестве события, открывающего наше обсуждение, рассмотрим встречу с Б-гом.
[...]
Наконец, другой край шкалы. Ты со мной. Теперь ты навсегда со мной. "... теперь
есть свет в любой тьме, сладость в любой горечи, радость в любой муке..."
(Стругацкие). Я всегда могу остановить на тебе мой взгляд, услышать тебя в
соседней комнате, увидеть на циферблате, через сколько минут ты войдешь, я в
любой момент могу подумать твое имя и после этого разорвать голыми руками любую
колючую проволоку. Как великие хасиды, которые, произнеся
шестидесятичетырехбуквенное имя Б-га, могли подыматься на небо. Итак, вторая
шкала - шкала оценок события. От полного краха, минус бесконечности, через
безразличие, к новой наполненной жизни, длящемуся экстазу, свету и теплу,
непрерывному восторгу. Вы (как и я) наверное знаете, что все это действительно
существует.
[...]

--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

С демократическим приветом                              Алла, молчаливый глюк

--- Я большой глюк. Очень большой глюк. Размером в +/W32 1.1.1.2 GoldEdа.
 * Origin: Умыв руки, не приноси жертв (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Вск 24 Фев 02 22:33
 To   : All                                                 Втр 26 Фев 02 01:18
 Subj : Pacкoпaй cвoиx пoдвaлoв

  i, All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Гравитационные парадоксы // Эксперт (М.). - 2001. -   13 (2 апр.). - С.10. -
Подп.: Янцев.

Страшная, если честно, несмотря на кажущуюся незамысловатость, статья. Сам я по
образованию чистый гуманитарий, потому не могу сыпать тау-коэффициэнтами и
прочим статбарахлом. Мне приходит на ум совершенно другая фишка, может быть,
слишком оторванная от реальной жизни, но вполне к ней относящаяся. Еще в 50-х
годах постмодернисты предупреждали об опасностях техногенной цивилизации,
как-то: бесконечное усложнение и убыстрение всевозможных процессов etc.
Действительно, сейчас вся наша жизнь настолько уконтрапупивается (словечко не
мое, а Стругацких), что ни один нормальный человек не станет сам лезть в
телевизор, а дождется мастера. В США (сам видел), если у человека глохнет
движок, он даже не приоткрывает крышку капота, а сразу звонит в автосервис.
[...]
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Спокойной плазмы!                                       Алла, молчаливый глюк

--- На сто пятнадцатом прыжке в компьютер впорхнул GoldEd/W32 1.1.1.2
 * Origin: Благоприятно: на юго-западе найти друзей, на северо (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 813 из 1094 +841                    Rcv Scn
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Вск 24 Фев 02 23:15
 To   : Yuri Zubakin                                        Втр 26 Фев 02 01:18
 Subj : Интервью Б. Стругацкого от 21.02.02.   [1/3]

Конничива, Yuri-сан!

При реакции письма Yuri Zubakin к All с моим сознанием в нерастворимый осадок
выпало следующее:

 YZ>     В "Аргументах и фактах" прошло интервью с Б. Стругацким -
 YZ> http://news.aif.ru/news.php?id=4688&reset=1
 YZ>     Это же самое интервью, с незначительными изменениями, было
 YZ> опубликовано того же числа в "Вечернем Челябинске". Видимо, стоит
 YZ> ожидать еще нескольких перепечаток в областных газетах.
 YZ>     Челябинскую версию статьи выложил на
 YZ> http://www.fandom.ru/inter/strug_b_9.htm

Извини, но на сайте "АиФ" интервью помечено 21 ноябpя 2001 года...

Счастливо, пойду еще кому-нибудь приглючусь             Алла, молчаливый глюк

--- На сто пятнадцатом прыжке в компьютер впорхнул GoldEd/W32 1.1.1.2
 * Origin: Alla - это All, только женского рода (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Вск 24 Фев 02 23:16
 To   : Anton A. Lapudev                                    Втр 26 Фев 02 01:18
 Subj : gloster@humanus.org.ru не работает...

Конничива, Anton-сан!

Kaк-тo нa дняx (22 Фев 02) Anton A. Lapudev пишeт к Alla Kuznetsova...

 AAL> Так про замену кавычек я рассказал! Только в Ворде, а не в ФР. :)))

Да. А можно ли это как-то в Файнридере автоматизиpовать? А то каждый раз в
каждом документе искать кавычку и вставлять ее в поле замены - как-то скучно...

Засим разрешите откланяться                             Алла, молчаливый глюк

--- На сто пятнадцатом прыжке в компьютер впорхнул GoldEd/W32 1.1.1.2
 * Origin: Благоприятна женщине стойкость (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -

Дата: 05.10.2001
Заголовок: 10.02 Миссия перевыполнена. А теперь - дискотека
Автор: Лев ГУРСКИЙ, Вашингтон
Текст:
Мы продолжаем начатую в августе дискуссию о проблеме развлекательности в
искусстве. О современной жанровой литературе рассуждает Лев Гурский, русский
писатель середины 70-х годов, живущий в Америке, автор иронических детективов с
современными политическими сюжетами ("Убить президента", "Спасти президента" и
др.) и романа "Перемена мест", по которому не так давно был снят популярный
телесериал "Досье детектива Дубровского".
[...]
Тут самое время кинуть камень в большевиков -- и есть за что. Если бы не они,
то и проблемы, о которой мы сейчас толкуем, просто не существовало бы.
Многолетняя идиотская нетерпимость властей ко всему, кроме кондового и
понятного, как валенок, реализма, привела к многолетнему же перекосу на другом
фронте. Все непонятное, темное, заумное, вплоть до бредового, стало выглядеть
протестным. Выражение "желающие странного" (из Стругацких) стало считаться
высшим комплиментом. С годами совковая интеллигенция, мысленно морщась,
потребляла в больших дозах пищу "все страньше и страньше". Назло бабушке
отморозим уши. Назло Софье Власьевне прищурим глазки. В ответ на Бондарчука
будем давиться Сокуровым. Она нам "Заря Октября", а мы ей "Дыр бул щил".
Литература становилась частью пролетарского (либо антипролетарского) дела.
Понятия "интересно", "не интересно" в расчет не принимались вовсе. Мысль о том,
что литература -- Товар, а не Миссия, что главная задача литературы -- всего
лишь развлекать публику (а остальные задачи, уж извините, решаются исподволь,
тихо и подспудно, в зависимости от конкретного таланта конкретного автора),
казалась тогда вызывающе коллаборационистской. Помнится, главный герой смешной
книги Александра Раскина про маленького папу был приучен с детства к тому, что
все, противное на вкус (рыбий жир, каша-размазня, касторка и т.п.), оправдывает
свое существование невероятной полезностью. Правда о том, что невкусное может
быть еще и бесполезным, не приходила в голову нескольким поколениям.
[...]
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Пoкa,                                                   Алла, молчаливый глюк

--- Жуткое додревнее заклинание: GoldEd+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Царь приближается к обладателям храма (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Dyakonov                   2:5020/400      Втр 26 Фев 02 03:36
 To   : George Seryakov                                     Втр 26 Фев 02 07:14
 Subj : вот
From: Vladimir Dyakonov <dyakonov@sio.rssi.ru>

Приветствую, George!

George Seryakov to Vladimir Dyakonov (25/2/2002, 07:11):

 GS> А в твоем понимании слова "шарага" - это что, типа военного
 GS> номерного иниститута? "Разрешите обратиться, товарищ полковник!"?

Да нет, в моем понимании "шарага" - это типа шараги,
научно-производственного заведения лагерно-тюремного типа. Как раз
военный институт от нее во многом отличается, имел с ними дело, и до
сих пор приходится - в норме, без серьезной внешней причины, там не
делают просто ничего. Из ныне (именно "ныне") существующих ближе
всего к шараге - КБ ракетно-космического направления.

 GS> Да никакие не страсти. Чего в шараге страшного? Собрались вместе
 GS> вменяемые люди, имеют какие-никакие материальные условия, делают
 GS> конкретное дело. Хорошо живем.

Я попал в такое КБ по молодости (и глупости), отработал свои три
года, и привет, несмотря на строгие вопли в ОК. Ничего там хорошего
нет. Переполз, правда, в отраслевой институт, тоже вроде шараги, но
пожиже.

 GS> А то, что они делают бомбу (систему подслушивания, ПРО,...) можно
 GS> и забыть, или даже какое самооправдание найти.

Это другой вопрос. IMHO, кроме того, бомба, система подслушивания и
ПРО - это три большие разницы.

Всего наилучшего.

Владимир.

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Anton A. Lapudev                    2:5020/175.2    Втр 26 Фев 02 09:57
 To   : Vladimir Borisov                                    Втр 26 Фев 02 17:24
 Subj : Библиогpафия АБС
From: "Anton A. Lapudev" <ucb@nefteprom.com>

Мир Вашему дому, уважаемый Vladimir!

 VB> Ха. Если бы она у меня была в таком объёме. Это у нас только у Казакова
 VB> свет Вадима было. Попросите Аллу, у неё вообще стpашная библиогpафия
 VB> имеется...
Угу. "ЭТО" я видел. На фотографии. Страшное дело!

Такая вот печаль...

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 818 из 1094                         Snt Loc Scn
 From : Yuri Zubakin                        2:5010/30.47    Срд 27 Фев 02 02:06
 To   : All
 Subj : Спектакль "Трудно быть богом"
        Здравствуйте, All!

    "Так в жизни создавались пластические образы будущих героев книг. Более
того, так родился многочасовый спектакль "Трудно быть богом", по одноименному
роману братьев Стругацких. И опять будущие соавторы действовали вместе: писал
инсценировку и ставил спектакль Олег Ладыженский, а Дмитрий Громов играл
незабвенного разбойника Вагу Колесо, переодеваясь в эпизодах в серую штурмовую
форму. И после финального занавеса и заключительных аккордов "Аве, Мария"
Джузеппе Каччини в зале еще долго царила мертвая тишина, прежде чем начались
аплодисменты..."
    (Солунский И. О добре, зле и прочих мелочах [Статья была написана в 1993 г.
для первого тома из двухтомника Г.Л. Олди, который собиралось выпустить
издательство "Северо-Запад" (СПб). В результате пожара в издательстве
двухтомник в свет не вышел. Статья нигде не публиковалась]).

                C уважением, Yuri

... Гусеница на холме
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladislav Zarya                     2:5020/175.2    Втр 26 Фев 02 15:52
 To   : Vladimir Borisov                                    Срд 27 Фев 02 22:53
 Subj : Эл Брегг N лет спустя
From: "Vladislav Zarya" <zarya@baikalwave.eu.org>

Приветствую Вас, Vladimir!

Tue Feb 26 2002 01:17, Vladimir Borisov wrote to Alex Mustakis:

 VB> Рассказ был в польской "Новой фантастике". Я даже попытался его
 VB> перевесть, но лень человеческая...

  А если мы все возьмем да хором и попросим? И будем просить долго
и нудно...

Всех благ!  Владислав

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Oleg Bakiev                         2:5020/400      Втр 26 Фев 02 15:40
 To   : Vladimir Dyakonov                                   Срд 27 Фев 02 22:53
 Subj : Re: вот
From: "Oleg Bakiev" <boa@aaanet.ru>

"Vladimir Dyakonov" <dyakonov@sio.rssi.ru> сообщил/сообщила в новостях

> Вот именно. А почему бы, собственно, и не сказать? По-моему, такие
> тухлые ассоциации объясняются только тяжелым детством:

Или  степенью нерозовости очков. Я при сов. власти поработал всего в двух
учреждениях. И в обоих учреждениях я и мои товарищи за сто двадцать в месяц
и койку в общежитии (фигурально, конечно, выражаясь :) увлеченно занимались
интереснейшими для нас и вполне полезными вещами. Ощущая вокруг себя
атмосферу Понедельника и огорчаясь невозможности нарушить трудовое
законодательство, так как работать по шестнадцать часов и по выходным было
невозможно: Модесты Матвеевичи и тов. завкадрами начеку. Впоследствии, уже
после уходов, из третьих источников мне становилось известно, в каких
паучьих гнёздах я работал, какие плелись интриги, кто кого подсиживал и т.д.

 From : Valentin Kononov                    2:5035/26.12    Пон 25 Фев 02 23:36
 To   : All                                                 Срд 27 Фев 02 22:53
 Subj : Сверхцивилизации?
Приветствую многоуважаемый All!

   Почти подряд в эхе опубликованы два интервью с Борисом Натановичем -
прошлогоднее и совсем свежее. В обоих беседа коснулась, в частности,
вопросов, неоднократно поднимавшихся братьями Стругацкими - о множественности
миров, возможности существования сверхцивилизаций.
   Думается, не будет off-topic, если и я немного скажу об этом?

> [...]
>AK короткие сроки (десятки - сотни тысяч лет) должна превратиться в
>AK сверхцивилизацию и освоить всю видимую Вселенную. Однако никаких
>AK сверхцивилизаций мы не наблюдаем. Почему? Вот два возможных
>AK объяснения. Существует некий механизм, который систематически
>AK пресекает непрерывное развитие цивилизаций (скажем, самоуничтожение в
>AK атомных войнах). Либо сверхцивилизация существует, но мы не умеем
>AK отличать ее деятельность от природных явлений - как, например, дикари
>AK амазонских джунглей не догадываются, что всю атмосферу пронизывают

 (Как раз об этом подробнее говорится во втором интервью)

>AK Есть еще один вариант - самый грустный: мы одиноки во Вселенной, нет
>AK никаких цивилизаций, кроме нашей.

  Думаю, сегодня есть уже возможность глянуть чуть-чуть дальше, ибо
синергетический подход дал по крайней мере два ключа для решения парадокса
ксенологии. Во-первых, это единство свойств процессов самоорганизации любой
природы. Во-вторых, вывод о неизбежной цикличности развития.
  С той высоты, на которую вознесли нас всего несколько столетий бурного
развития науки и техники, нам действительно может показаться, что
цивилизация обречена на все ускоряющееся развитие и за измеримое время
должна достичь галактических масштабов. Так ребенку, выросшему за год
на 10-15 сантиметров, представляется, что он может стать великаном.
Но экспоненциальное развитие не может быть более, чем эпизодом развития
как индивида, так и вида, даже столь особого, как Homo Sapiens. Что ждет
нас далее? Механизм, "систематически пресекающий непрерывное развитие" -
это законы синергетики, законы самого развития. Нам только кажется, что
прошедшие на Земле миллиарды лет закономерно, с постоянным ускорением,
вели от неживого к живому, от косного к разумному.
   Михаил Булгаков вложил в уста Воланда в "Мастере и Маргарите" жесткую
фразу: "Человек смертен... иногда он внезапно смертен". Как не прискорбно,
то же самое можно сказать и о цивилизации. Прыщ разума, вскочивший на
нашей планете всего лишь несколько тысячелетий назад, может быть вылечен
одной, не очень крупной кометой, небольшими (по космическим меркам)
флуктуациями солнечной активности и т.п. Но даже если эти вполне
_закономерные_ катаклизмы не произойдут, цивилизация сама способна
просто погрести себя под кучами мусора.
   Экологическая катастрофа - лишь одна из множества разрастающихся проблем и
глобальных кризисов, на приближение которых указывают сегодня ученые, но ее
грозные черты уже хорошо видны. Для ее предотвращения человечеству
недостаточно будет оснастить трубы фильтрами и сменить фреон безопасными для
озона газами. Подсчитано, что природа Земли не в состоянии переваривать
отходы более чем 1-2 миллиардов человек, мусорящих так, как это делает
современная Северная Америка. Значит, чтобы уложиться в выделенные природой
лимиты, надо сократить численность человечества в разы, снизив при этом
уровень жизни, по крайней мере в богатейших странах. И, судя по всему, это
только начало пути тягот и лишений, которым придется идти нашим потомкам.
   До сверхцивилизаций ли тут? Если, пройдя виток спада (он, повторюсь,
неизбежен, чем бы конкретно ни был вызван), цивилизация сможет снова
стать на ноги и продвинуться по пути прогресса дальше, то может, в
отдаленном будущем, она и сможет соединиться с другими цивилизациями
и создать сверхцивилизацию _совместно_ с ними.
   Но это будет совсем другая история...

Я не прав? Жму ваших возражений!
                                         С уважением, Valentin

--- * ---
 * Origin:  DIA --->> (-:!:-) <<--- LOG  (Kursk 2:5035/26.12)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Втр 26 Фев 02 00:17
 To   : All                                                 Срд 27 Фев 02 22:53
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть

Здравия желаю, товарищ All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Осипова Е. Мы как биомасса: Судьба сама сама тащит нас за ворот: [Рец. на кн.:
В.Г. Заводюк, С.А. Исупов. Биомасса и личность. Забавные истории из жизни
людей, политиков и животных. - Самара: Изд-во Бахрах-М, 2001, 272 с.] // Книж.
обозрение "Ex libris НГ" (М.). -  2002. - 14 февр. - С.6.
[...]
Неужели мы, по выражению братьев Стругацких, <просто жрущая и размножающаяся
протоплазма>? Увы, пока философы горюют о несчастной судьбе массового человека
современности, а американские психологи-популяризаторы дают ему совет
<улыбайтесь, и все получится>, он смотрит телевизор... Однако авторы
напоминают: не все потеряно, однако если человек не занят собственной судьбой,
то она сама его тащит за ворот.
 --------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

К чему бы это?                                          Алла, молчаливый глюк

--- Письмо неясного содержания, написанное с помощью GoldEd+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Говори от своего города (2:5020/1941.61)