RU.LUDENY

Исследование творчества братьев Стругацких

КОНФЕРЕНЦИИ ФИДО

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Суб 09 Мар 02 23:50
 To   : All                                                 Пон 11 Мар 02 23:55
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть oт Бpoмбepгa

I'm very glad to see You, dear All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Источник:
Известия
Дата:
27.11.2001
Заголовок:
09.00 Когда клонируют человека?
Текст:
[...]
Борис СТРУГАЦКИЙ, писатель:

- В течение лет пятидесяти. Но это никому не нужно. Гораздо важнее научиться
клонировать отдельные органы, и это начнут делать гораздо
раньше. А клонирование человека может быть нужно только для забавы. Зачем
человеку нужен его собственный клон? Есть же однояйцевые
близнецы, этого вполне достаточно.
[...] --------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard
-------

Жду ответа, как соловей лета                            Алла, молчаливый глюк

--- Письмо неясного содержания, написанное с помощью GoldEd+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Благоприятна княжичу стойкость (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Суб 09 Мар 02 23:52
 To   : Vladimir Borisov                                    Пон 11 Мар 02 23:55
 Subj : 3a Глюкoм гнaлacь кapмa

О многоуважаемый (-ая) Vladimir!

Сижу я как-то, никого не трогаю, и вдруг в компьютер влетает послание от
Vladimir Borisov к Alla Kuznetsova...

 VB> Кстати, вспомнилось замечание Кости Рублёва в этом напpавлении. Вот
 VB> что было в "Понедельниках":

[Оставшаяся часть себя бегу поручила и спрятала в ближайших лесах]
Спасибо... Интересно - никогда раньше не знала о таком соответствии...

C yвaжeниeм,                                            Алла, молчаливый глюк

--- Жуткое додревнее заклинание: GoldEd+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Почти достигнешь воды, но еще не хватит веревки для (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Суб 09 Мар 02 23:55
 To   : Vladimir Borisov                                    Пон 11 Мар 02 23:55
 Subj : ТСН из фидо

Как поживает Ваша сова, Vladimir?

Kaк-тo нa дняx (07 Мар 02) Vladimir Borisov пишeт к Anton A Lapudev...

 VB> Про Корею вообще первый раз слышу. Корейский всё-таки существенно
 VB> отличается от японского языка...

Мне почему-то вспоминается некий странный текст "О пользе иностранных
языков"... Или глючится?..

Засим разрешите откланяться                             Алла, молчаливый глюк

--- На сто пятнадцатом прыжке в компьютер впорхнул GoldEd/W32 1.1.1.2
 * Origin: Говори от своего города (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Вск 10 Мар 02 19:03
 To   : All                                                 Пон 11 Мар 02 23:55
 Subj : Pacкoпaй cвoиx пoдвaлoв

И много ли у тебя глюков в этот прекрасный день, All? Давай добавлю парочку!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Борис Стругацкий: Раньше фанатов приходилось отфутболивать / [Беседовала] О.
Ларионова // Собеседник (М.). - 2000. - 12-18 окт. (  40). - С. 6.

В конце 60-х годов властителями дум не только читателей фантастики, но и
молодых авторов и даже издателей с цензорами стали братья Стругацкие. А в
зените настоящей славы они оказались чуть позже. Их произведениями зачитывались
и у нас в стране, и за рубежом. Но прошли годы. У молодежи появились новые
кумиры, о Стругацких все больше говорят как о классиках. О том, как им жилось
во время и после славы, мы побеседовали с Борисом Стругацким.
- Борис Натанович, вам как никому другому известно, что такое слава. Был
период, когда ваши книги были просто нарасхват, их передавали из рук в руки. За
ними были бешеные очереди в магазинах...
- Мы с Аркадием всегда были равнодушны к вещам такого рода. "Быть знаменитым
некрасиво...", "Что слава? Яркая заплата на ветхом рубище певца..." Не было у
нас никакой такой уж особенной славы. Да, существовал круг читателей, довольно
узкий (научники, студенты, вундеркинды из ВМШ), где АБС были в чести, но
остановите вы на улице случайного прохожего - один, может быть, из сотни слышал
нашу фамилию, и один из двух сотен читал какую-нибудь нашу книгу. Так что не
надо преувеличивать. Hастоящая слава была у Евтушенко, у Пикуля. А я максимум
славы, бывало, ощущал, когда остановивший меня гаишник вдруг спрашивал: "Это
какой же Стругацкий? Тот самый, что ли?" - и милостиво отпускал на свободу.
- Почитатели творчества осаждали вас?
- Всякое бывало. В год мы получали на двоих пару сотен писем. В подъездах
фанаты не торчали, но частенько-таки вваливались без предварительного звонка.
(Приходилось отфутболивать.) И довольно часто приглашали в гости. Аркадий
Натанович иногда такие приглашения принимал, я же, будучи человеком более
замкнутым, нет.
- Что вы почувствовали, когда на книжных прилавках появилось множество книг
зарубежных фантастов и интерес к вашим произведениям уменьшился?
- У меня нет такого ощущения. Скорее, наоборот. Ежегодно я получаю пять-шесть
предложений на переиздания. За последние десять лет вышло три собрания
сочинений, сейчас готовится четвертое. Все время пристают телевизионщики (никак
не удается их убедить, что я не выступаю по ТВ никогда). Радиоинтервью.
Интервью в газетах, журналах, в Интернете. Вот и вы сподобились (три раза за
последние полгода)... Конечно, зарубежных изданий стало заметно меньше (в
среднем лишь пяток в год), существенно уменьшились тиражи в России. Было время,
когда наши книжки выходили по 90 тысяч, а в конце 80-х - по 200-300 тысяч
экземпляров. Сейчас десять тысяч считается хорошим тиражом. АБС числятся теперь
классиками, то есть их все знают, но мало кто читает. А впрочем, грех
жаловаться: читателя стало меньше, но он отнюдь не сошел на нет. Причем
замечательно, что наиболее популярными остаются как раз те книги, которые сами
авторы считали "эфемеридами" - я имею в виду цикл "Мир Полудня". А из
действительно серьезных романов "держит марку" разве что "Град обреченный".
Ольга ЛАРИОHОВА.

--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Сайонара                                                Алла, молчаливый глюк

--- Жуткое додревнее заклинание: GoldEd+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Не воспримешь своего тела (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Вск 10 Мар 02 20:40
 To   : All                                                 Пон 11 Мар 02 23:55
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть

Добрый день, веселая минутка!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Гончаров В., Мазова H. Толпа у открытых ворот // Если (М.). - 2002. -   3. -
С.257-270.
[...]
Пародия или римейк могут быть хорошими или плохими, умными или глупыми - но они
всегда зависимы от конкретных произведений или направлений. Они по определению
не могут составить самостоятельный литературный жанр. Если же пародия
превращается в отдельное и независимое литературное направление - значит,
литература уже находится в том состоянии, когда ей нужен не критик, а
патологоанатом... Вот и выходит, что юмористическая фэнтези у нас не жанр, не
поджанр и даже не направление, а всего лишь литературный прием. К которому,
кстати, время от времени прибегают и авторы "фантастического мэйнстрима" -
социальной литературной фантастики. В конце концов, не стали же Стругацкие
авторами фэнтези после "Понедельника..." и "Сказки о Тройке"! Не прижился в
отечественной фэнтези и жанр притчи, достаточно популярный в зарубежной
фантастике. Скорее всего, потому, что классическая притча предполагает малую
форму, а с рассказами, особенно фэнтези, у нас по-прежнему сложно.
[...]
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Пoкa,                                                   Алла, молчаливый глюк

--- Дубль+/W32 1.1.1.2, сложный, многопрограммный, самообучающийся
 * Origin: Возможна стойкость (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Вск 10 Мар 02 21:14
 To   : All                                                 Пон 11 Мар 02 23:55
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть oт Бpoмбepгa

Пpивeт тeбe, All!

Дата: 29.11.2001
Заголовок: 09.00
Вместо коммунизма
Текст:  Братская ГЭС. Производственная поэма
Алексей ТОРГАШЕВ
Сорок лет назад, двадцать восьмого ноября 1961 года, Братская ГЭС дала первый
ток. Братская ГЭС и город Братск, построенные на Ангаре в глухой сибирской
тайге, стали символом шестидесятых - времени расцвета СССР, времени, когда
складывались новые человеческие отношения, времени, когда страна жила ожиданием
чуда и готовилась к коммунистическому будущему. До этого будущего в момент
пуска ГЭС оставалось всего двадцать лет. Так обещала Программа КПСС: "Нынешнее
поколение советских людей будет жить при коммунизме!" Будущее наступило, в нем
нашлось место и Братской ГЭС, по-прежнему самой мощной в мире, и
трехсоттысячному Братску, городу промышленных гигантов. В будущем не нашлось
места коммунизму.
[...]
Могло ли быть иначе?
Анализ шестидесятых - ключевого момента в истории СССР - говорит о том, что
альтернативный нынешнему путь был возможен. Очень правдоподобный переход в
коммунистическое будущее описан в романах братьев Стругацких. Собственно, их
романы, выходящие и сейчас миллионными тиражами, говорят за то, что
коммунистическая идея жива до сих пор. С одной поправкой - Стругацкие никогда
не говорили о распределении по потребностям, скорее, о том самом распределении
по справедливости.
Но так получилось, что в конце шестидесятых друг на друга наложились две
неприятности: люди устали от энтузиазма участия в глобальных проектах (в целом
осуществив их, как это случилось с Братском), и в новом руководстве страны не
нашлось отчаянной головы, чтобы открыто объявить, почему Программа партии
невыполнима. Общество опять осталось без сверхидеи, без которой в России
почему-то выходит сплошное свинство.
[...]
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Честь имею кланяться                                    Алла, молчаливый глюк

--- На сто пятнадцатом прыжке в компьютер впорхнул GoldEd/W32 1.1.1.2
 * Origin: С правдой возглашай (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Dmitry Ermolaev                     2:5057/19.19    Пон 11 Мар 02 23:35
 To   : Vladimir Borisov                                    Втр 12 Мар 02 09:06
 Subj : вот
                         Привет, Vladimir!

07 Mar 02 09:52, Vladimir Borisov wrote to Sergey Krasnov:

 VB> Хотя должен признать, что и мнение Сеpгея всему этому ничуть не
 VB> пpотивоpечит. Достаточно сказать, что в списке цитируемых Стpугацкими
 VB> авторов Пушкин -- на первом месте.

 Только вот зачем они еще и Льва Николаича Толстого любят - непонятно... Но
хоть цитируют мало - и то хоpошо. 8-)

 VB>  Причем иногда цитиpуются такие
 VB> строки, которые вовсе даже не на слуху. Помните "непpовоpного
 VB> инвалида" у Витицкого?..

 "Непроворный инвалид" - это очень хоpошо. Прочитал, пpоникся...

 Вот, кстати. Знакомство со многими вещами для меня начиналось именно с
нахождения цитаты у Стpугацких. 8-)

  С наилучшими
    Дмитрий Ермолаев  (846-2)32-31-71, "ermo@fligel.org", ICQ 20989963

--- GoldED/W32 3.0.1
 * Origin:  Ermo`s workbench  (2:5057/19.19)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Втр 12 Мар 02 00:40
 To   : All                                                 Втр 12 Мар 02 14:22
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть

Пpивeт тeбe, All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Арбитман Р. По феминному полю: [Рец. на кн.: Громов А. Тысяча и один день:
Роман; Вычислитель: Повесть. - М.: АСТ, 2001.] // Книж. обозрение (М.). - 2001.
- 9 апр. - С.21.
[...]
Сравнение с довольно предсказуемым романом выигрывает включенная в сборник
повесть "Вычислитель". Это классический образчик робинзонады, осложненной
внеземными пейзажами и опасностями. Группа людей, приговоренных к изгнанию,
пробирается сквозь болото. Хотя главный персонаж, Эрвин, в своей прежней жизни
был тайным советником президента (что-то вроде нашего Глеба Павловского), ему
сочувствуешь. Чтобы симпатии к Эрвину окрепли, автор даже породнил его со
сталкером Рэдриком Шухартом из "Пикника на обочине" Стругацких. Герой, обладая
живым и одновременно аналитическим умом, переигрывает уголовного мачо и
остается в живых. Тут бы порадоваться, но... Шибко умные писателю не надобны,
надобны верные. В финале Громов, убоявшись торжества интеллигента и
голливудского хэппи-энда, насильственно превращает Эрвина в расчетливого
эгоиста, "вычислившего" гибель всех остальных путников и собственное спасение.
И, приведя на вожделенные острова среди болот, оставляет героя в тоскливом
одиночестве. Потому что нельзя быть на свете сметливым таким. . .
 --------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Засим разрешите откланяться                             Алла, молчаливый глюк

--- Была бы я молчаливым глюком, да вот GoldEd+/W32 1.1.1.2 мешает...
 * Origin: Когда настанет восьмая луна, будет несчастье (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Втр 12 Мар 02 00:49
 To   : All                                                 Втр 12 Мар 02 14:22
 Subj : Pacкoпaй cвoиx пoдвaлoв

Пpивeт, All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Ройфе А. Двадцать лет спустя // Книж. обозрение (М.). - 2001. - 9 апр. - С.21.

"Со своим соавтором я встретился уже после выхода второй книги", - сказал со
сцены таллинец Виктор Косенков, вместе с жителем Брянска Юрием Бурносовым
"образующий" писателя Виктора Бурцева. Бурцеву только что вручили премию
"Старт" как лучшему дебютанту прошлого года (за дилогию "Алмазные нервы" -
"Алмазная реальность"), и зал екатеринбургского Камерного театра, в котором
проходила заключительная церемония фестиваля фантастики "Аэлита-2001", жаждал
узнать о новом лауреате подробнее. Выяснив, что сотрудничество Косенкова с
Бурносовым началось с интернет-проекта "Пишем вместе" и проистекает в основном
в Сети, ветераны "Аэлиты" испытали сложные чувства. Ровно 20 лет назад, в
1981-м, когда все только начиналось, такое средство коммуникации, как Интернет,
казалось совершенной фантастикой, делом далекого будущего. Однако, вот же он,
первый виртуальный лауреат!
...А еще до этого на сцену поднялась Марина Дяченко - прекрасная половина
творческого дуэта Марины и Сергея Дяченко, которым в нынешнем году досталась
премия "Аэлита" - патриарх среди российских фантастических наград. Услышав из
уст Станислава Мешавкина, легендарного редактора журнала "Уральский следопыт",
вокруг которого варилась и варится фестивальная "каша", - услышав длинный и
славный перечень лауреатов прошлых лег (Стругацкие, Ларионова, Гансовский,
Другаль, Булычев, Шефнер...), Mapина растроганно сказала, что такая премия - не
просто честь, но и ответственность, что они с супругом и впредь будут стараться
держать марку. Что ж, не очень оригинально, зато правда... Не прошло и 10
минут, как почти те же слова пришлось говорить автору этих строк, получившему
Приз имени В.И.Бугрова за работу в области критики и библиографии. Благо, у
него тоже были достойные предшественники: С.Казанцев, В.Гопман...
[...]

--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Желаю здоровья вашей сове               Алла, молчаливый глюк

--- Жуткое додревнее заклинание: GoldEd+/W32 1.1.1.2
 * Origin: А в чем смысл жизни? (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Втр 12 Мар 02 00:50
 To   : All                                                 Втр 12 Мар 02 14:22
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть oт Бpoмбepгa

Простите за беспокойство, All, но...

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Источник:
Известия
Дата:
30.11.2001
Заголовок:
00.08 Без Астафьева
Текст:
[...]
Борис СТРУГАЦКИЙ: Такие люди рождаются раз в сто лет. Он рассказывал о войне
без всякого пафоса и показного героизма. Он говорил о
войне как о тяжелой, грязной работе, говорил о том, как ломает она жизни и
судьбы, как трудно остаться личностью. Астафьев личностью
остался, ни под одно из времен не приспосабливаясь. Вот это
"неприспособленчество" всегда восхищало в нем.
[...])
 --------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

К чему бы это?                                          Алла, молчаливый глюк

--- Жуткое додревнее заклинание: GoldEd+/W32 1.1.1.2
 * Origin: С правдой возглашай (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 907 из 1094                         Snt Loc Scn
 From : Yuri Zubakin                        2:5010/30.47    Срд 13 Мар 02 22:52
 To   : All
 Subj : Конвент любителей творчества Стругацких "Чародеи-86"
        Здравствуйте, All!

    Александров А. Братья по фантастике: О комс.-молодеж. слете "Чародеи-86" //
Заводской сигнал (Челябинск.- Производств. об-ие "Полет").- 1986.- 9 сент.- (
71 (1719)).- С. 4.

    БРАТЬЯ ПО ФАНТАСТИКЕ
    О комсомольско-молодежном слете "Чародеи-86"

    ...Открылась обложка огромной книги - и зрители, собравшиеся на берегу
озера Теренкуль, увидели на первой странице два портрета. Именно изображенным
людям - Аркадию и Борису Стругацким, их творчеству - был посвящен
комсомольско-молодежный слет НИИИТ, проходивший на базе отдыха ПО "Полет".
    Почему именно им? Конечно, эти авторы на фоне современной научной
фантастики, небогатой новыми именами и открытиями, являются самыми яркими
звездами. Но это объясняется не обилием "космического" антуража, а остротой
сегодняшних проблем, рассмотренных на условном материале будущего с то
фотонными звездолетами и прочей технической мифологией. Сейчас, когда наша
страна напрягает усилия, чтобы приблизить грядущее - об этом говорилось в
"Положении" о слете, - творчество Стругацких становится особенно актуальным,
потому что оно человечно.
    Оформление праздника и его организация соперничали в изобразительности с
ярким и образным миром "стругацкой" фантастики. При открытии фестиваля перед
участниками команд предстали кот-сказочник и Наина Киевна Горыныч из повести
"Понедельник начинается в субботу", Модест Камноедов из той же повести. Лев
Абалкин и ииопланетянин-голован из "Жука в муравейнике", Дон Румата из романа
"Трудно быть богом". Выступление блистательно провели члены жюри и оргкомитета
Г. Злобин, H. Филатов, В. Гугнин, В. Дементьев, С. Шапиро, А. Егоров, А. Зимин.
    Затем по доброй традиции КВН начались состязания команд. Их было четыре:
две представляли различные отделы института, одна объединяла работников
нескольких отделов и, наконец, были гости - команда опытного производства,
которая из "(Аптеки-03" превратилась в ГСП (группа свободного поиска, термин
Стругацких) "03-Ап!". В конкурсе приветствий вновь звучали знакомые имена
героев, стругацкие частушки, хоровые песни. Сборная команда остроумно
изобразила заседание КОМ-КОH (комиссии по контактам, термин Стругацких), ГСП
"03-Ап!" показала будни работников дальнего космоса, команда исследовательского
отдела превратилась в космических скитальцев-странников, похожих одновременно и
на туристов, и на цыган современности. И, наконец, совершенно жуткую картину
выжимания интеллекта из жюри представила команда "Аркабор", выступавшая в
несколько нестругацком амплуа космических пиратов.
    Конкурс "Стажеры" поставил перед участниками много препятствий: им пришлось
продеваться вслепую, да еще и в дыму, ориентируясь по звуковым сигналам команд.
Лучшим в такой сложной ситуации оказался представитель команды "Аркабор" Сергей
Карелин.
    Затем жюри был предложен обед с просто астрономическим количеством
гастрономических изобретений. Было нелегко, но дружными усилиями доблестные
судьи оценили все блюда. Здесь вперед вышла команда "03-Ап!", наиболее
остроумно оформившая свой обед.
    Вечером команды показали тематическое выступление. К сожалению, сборная
команда не смогла справиться с заданием жюри. Зато остальные участники проявили
свою фантазию в полной мере. "03-Ап!", верные принципу актуальности и
злободневности, обратились к насущным вопросам, на примере фантастического
объединения "Обитаемые острова" показав наши проблемы: необходимость реальной
технической и организационной перестройки "Полета". Команда исследовательского
отделения изобразила вырождение цивилизации на планете Алкон и то, как
инопланетный стажер становится жертвой алкоголизма. Интересную версию повести
"Малыш" представила команда "Аркабор": группа пришельцев на протяжении всего
выступления пыталась перевоспитать земного бюрократа и в конце концов
"воздействовала на него диструктором".
    Успех этого выступления предопределил тоги всего фестиваля, потому что
следующий конкурс "Полночь, XXIII век" победителя не выявил и прошел уже на
уровне всеобщей усталости. Первое место заняла команда "Аркабор", на втором -
команда исследовательского отделения, на третьем - ГСП "03 Ап!". Призы были
вручены также лауреатам фестиваля и победителям эстафеты сталкеров.
    Красочность, фантазия, стремление связать будущее с настоящим - вот
отличительные черты "Чародеев-86". Хочется пожелать молодым "нииитянам"
успешного продолжения традиций этого праздника.

    А. АЛЕКСАHДРОВ.

                C уважением, Yuri

... Добродушащее привидение
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 908 из 1094                         Snt Loc Scn
 From : Yuri Zubakin                        2:5010/30.47    Срд 13 Мар 02 22:57
 To   : All
 Subj : В. Бугров о Стругацких (1984)
        Здравствуйте, All!

    [Бугров В.] Урал в стране фантастики: Переписка по просьбе читателей //
Комсомолец (Челябинск).- 1984.- 7 янв.- (  3 (6870)).- С. 3.

    [...]
    В 1981 году совместно с Союзом писателей РСФСР журнал учредил первую в
нашей стране премию за лучшее, произведение в фантастике. Hазывается она
"Аэлита" и вручается ежегодно в Свердловске в "космическом" месяце апреле.
Первыми ее лауреатами стали братья А. и Б. Стругацкие и А. Казанцев, старейшина
советской фантастики. В нынешнем году "Аэлита" была вручена В. Крапивину за
повесть "Дети синего фламинго".

... Массаракшствующие молодчики
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Срд 13 Мар 02 00:59
 To   : All                                                 Чтв 14 Мар 02 06:16
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть

Добрый день, веселая минутка!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
"Предсказать будущее невозможно, его можно только случайно угадать:": На
вопросы "Русского Еврея" отвечает писатель-фантаст Борис Стругацкий // Русский
еврей (М.). - 2000. -   1 (Весна). - С.4.

- Во многих фантастических произведениях 2000 год рассматривался как некий
рубеж истории. Планировались межгалактические путешествия, постоянные контакты
с иными цивилизациями, объединение человечества. Не испытываете ли вы, Борис
Натанович, разочарования, переступив этот "рубеж"? И вообще, как себя ощущает в
наступившем будущем человек, который будущее придумывал и описывал?
- Действие наших первых романов ("Страна багровых туч", "Стажеры", "Путь на
Амальтею") развивается как раз в конце двадцатого и в начале двадцать первого
века. Нетрудно видеть, что ничего, ну ничегошеньки похожего на окружающую нас
сегодня действительность в этих романах нет. "Ноль попаданий". Авторы оказались
чрезмерными оптимистами: бурное развитие космонавтики, освоение Марса, Венеры,
Юпитера, Союз Советских Коммунистических Республик... Наверное, если бы нам
довелось в одночасье перенестись из конца 50-х в конец 90-х, мы были бы
шокированы и даже разочарованы. Однако же теперь, в том будущем, до которого я
неторопливо, в темпе реального времени, добрел вместе со всеми, я не вижу
ничего такого, что как-то уж особенно разочаровывало бы меня или огорчало.
Видимо, за эти годы я стал умнее и теперь лучше понимаю, что в истории
реализуемо, а что нет. Постиндустриальное общество реализуемо, а
коммунистическое - нет. Чтобы освоить околоземное пространство, полувека
достаточно, а чтобы освоить даже Луну (не говоря уж о Марсе), нужно гораздо
больше времени и - главное - денег. Технология изменяется быстро, а человек и
человечество - медленно... Впрочем, это мы понимали уже тогда, сорок лет назад.
- Поэт сказал, "нам не дано предугадать, как наше слово отзовется". В ваших
книгах присутствуют элементы утопии и антиутопии. Чувствуете ли вы себя в
какой-то степени пророком?
- На самом деле, нет. Ни в малейшей степени. Нам удалось предсказать такое не
вполне тривиальное социальное явление, как "сытые бунты" ("Хищные вещи века"),
и мы нарисовали несколько картинок, весьма напоминающих сегодняшнюю Россию
("Обитаемый остров" и "Град обреченный"), - вот и все наши "пророчества".
Предсказать будущее невозможно, его можно только случайно угадать. Можно
предощутить сам дух Грядущего, как это сделал Герберт Уэллс, угадавший XX век,
как век крови, грязи и пожаров, но что касается конкретностей, то они
непредсказуемы.
- Среди ваших героев было немало "прогрессоров", которые в той или иной форме
вмешивались в развитие других цивилизаций, будучи неспособными терпеть то, что
им казалось несправедливостью, варварством. Сегодня международные организации,
отдельные государства нередко берут на себя подобные же функции "улучшения
истории". Насколько, на ваш взгляд, подобные действия правомерны и
целесообразны?
- Наши прогрессоры стремились "улучшить историю" не потому, что считали это
занятие правомерным и целесообразным. Просто они не могли поступать иначе. Это
был их нравственный долг. Они не умели спокойно жить с сознанием того, что
"сейчас вот, в эту самую минуту, где-то умирают люди и души, а мы - со всей
нашей технологической мощью, с нашим знанием правильного хода истории, со всей
мощью нашей педагогики - палец о палец не желаем ударить, чтобы улучшить
положение вещей". По сути, они были фанатики, миссионеры, страстотерпцы.
Удавалось ли им достигнуть задуманного? Иногда - удавалось, иногда - нет. Имеют
ли смысл подобные социальные действия сегодня, здесь и сейчас? Не знаю. Иногда
- имеют. Иногда - не приносят ничего, кроме вреда. Нам всегда было ясно одно:
такого рода действия должны быть чрезвычайно осторожны и деликатны, ибо это тот
самый случай, когда лекарство может оказаться страшнее болезни. Мы-то с вами
это знаем: с нами прогрессоры работали семьдесят с лишним лет.
- В Городе из книги "Град обреченный" некоторые читатели и критики находят
немало параллелей с Государством Израиль. Правомерно ли подобное мнение?
- Абсолютно неправомерно. Наш Город - это фантастическая абстракция, не имеющая
специального прототипа. Авторам было интересно показать срез через многие
социальные и временные слои сразу - недаром же там у нас совершенно
фантастическое смешение народов и времен. Впрочем, как говорят, Израиль - тоже
представляет собой такое смешение. Так что параллели хоть и неправомерны, но
вполне объяснимы.
- В ряде ваших произведений присутствует тема фашистской опасности, Могли ли вы
ожидать, что в России возникнет фашизм, и в его теперешних формах? Насколько
велика и реальна, на ваш взгляд, фашистская опасность сегодня в нашей стране?
- То, что вы называете фашизмом, правильнее, наверное, было бы называть
нацизмом - диктатурой националистов. Элементы нацизма (антисемитизма, вообще
шовинизма) существуют в России с незапамятных времен, как и во всяком большом
многонациональном государстве тоталитарного типа. Просто сегодня, в связи с
перестройкой и гласностью, вся эта пакость изверглась на всеобщее усмотрение,
получила право голоса, перестала скрываться. Явление, безусловно,
отвратительное, но само по себе не опасное - что-то вроде социального
фурункулеза. Опасен нацизм, пришедший к власти, государственный национализм,
опирающийся на диктатуру. Вот это, действительно, смертельно опасная болезнь.
Но пока (тьфу-тьфу-тьфу, чтоб не сглазить) такой ход событий представляется
маловероятным.
- Чем вы заняты сегодня? Каковы ваши творческие планы?
- Работаю. Работы много, как и раньше. Как всегда. А что касается моих планов,
то я никогда, никому и ничего о них не рассказываю. Извините.
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Пoкa,                                                   Алла, молчаливый глюк

--- Я большой глюк. Очень большой глюк. Размером в +/W32 1.1.1.2 GoldEdа.
 * Origin: Объятый жалостью жасмин (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Срд 13 Мар 02 00:59
 To   : All                                                 Чтв 14 Мар 02 06:16
[...]

Дата:
30.11.2001
Заголовок:
00.09 Миллион долларов за мытье посуды
Текст:

Наш математик получил престижную премию

Сергей ЛЕСКОВ

Российский математик Юрий Манин удостоен престижной международной премии имени
короля Саудовской Аравии Фейсала. Лауреат -
член-корреспондент Российской академии наук. Но уже больше десяти лет он
работает за рубежом - в США и Германии. Сейчас Юрий Манин
- директор знаменитого Института математики имени Макса Планка в Бонне.
[...]
Юрий Манин знает тринадцать языков. В том числе экзотические. Например,
староисландский, который выучил, чтобы читать древние саги.
Дружил со Стругацкими, знал наизусть Окуджаву. Увлекался Александром Грином и
составил карту его романтической страны со всеми
городами. Манин встречался с римским папой, который интересовался его работами.
[...]
 --------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Засим низко кланяюсь                                    Алла, молчаливый глюк

--- На сто пятнадцатом прыжке в компьютер впорхнул GoldEd/W32 1.1.1.2
 * Origin: В круговороте дня трижды принимать подданных (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Срд 13 Мар 02 22:39
 To   : All                                                 Птн 15 Мар 02 11:00
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть oт Бpoмбepгa

Пpивeт, All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Источник:
Московский комсомолец
Дата:
11.12.2001
Заголовок:
09.00 С интегралом наперевес
Текст:
Савелий Кашницкий
Бен Ладен скрывается не только в Кандагаре, но и в старом советском НИИ
[...]
Гипершизоид инженера Гарина
Руслан, астрофизик и радиоэлектронщик, читатель и почитатель братьев
Стругацких, патриот поневоле, не востребованный проклятыми империалистами,
изобрел "гуманное оружие". Случайно, попутно, как все гениальное.
Сотрудничая с медиками, он испытывал свой электромагнитный прибор для лечения
глазных болезней. И вдруг заметил: улучшение микроциркуляции крови в зоне
глазных яблок ведется на таких-то частотах, а небольшое изменение частоты дает
совсем другой эффект - у человека пропадает память. Абсолютно. Забывает, кто
он, как его зовут, зачем он здесь и чего хочет. А все прочее - давление, пульс,
энцефалограмма, анализы мочи и крови - в норме.
[...]

[...]

 * Origin: Великое отходит, малое приходит (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Срд 13 Мар 02 16:05
 To   : All                                                 Птн 15 Мар 02 11:00
 Subj : Pacкoпaй cвoиx пoдвaлoв

Простите за беспокойство, All, но...

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Б.Стpугацкий. Братство Стругацких / Беседовал Э. Амурский // Киевские
ведомости. - 2000. - 6 окт.  -   221. - С. 6.

Феномен братьев Стругацких в литературе в чем-то сродни феномену Высоцкого.
Передаваемые из рук в руки, их книги зачитывались буквально до дыр. По их
произведениям снято немало кинолент (правда, отнюдь не все получились удачными
и адекватными авторскому замыслу). Не так давно мировая литературная
общественность отмечала 75-летие со дня рождения Аркадия Стругацкого (к
сожалению, уже покойного). Младшая половина этого легендарного творческого
дуэта - российский писатель-фантаст Борис Натанович Стругацкий - вспоминает...
 СПРАВКА "KB":
Москвич Аркадий и питерец Борис Стругацкие писали, ориентируясь на самые разные
возрасты и вкусы. У них есть несколько вещей для подростков - "Повесть о друге
и недруге", "Экспедиция в преисподнюю"; для молодежной аудитории - серия
романов о Каммерере, "Трудно быть богом", "Обитаемый остров", "Понедельник
начинается в субботу"; наконец, для зрелых людей, способных прочитывать
философский подтекст: "Гадкие лебеди", "Град обреченных", "Волны гасят ветер",
"Хромая судьба". Вершиной творчества АБСов считаются два их эпохальных романа:
"Жук в муравейнике" и "Пикник на обочине".

Эдуард АМУРСКИЙ
журналист
ДЕТСТВО у меня, как и у всех родившихся в начале 30-х, было невеселым, потому
что самые славные годы пришлись на войну. А это и ленинградская блокада, и
эвакуация, и голод, и тяжелые инфекционные эпидемии, - говорит Борис Натанович.
- Когда война началась, мне было 8 лет, когда закончилась - 12. Это возраст,
когда, по моим представлениям, человек должен получать как можно больше
положительных эмоции. Не то чтобы я их недополучил (ребенок ведь такое
существо, которое не может жить без радости, и даже если радостей нет, он все
равно их выдумывает, изобретает), но по крайней мере что-то было недодано - это
вне сомнений... Я потерял отца в 1942 году, я его практически не помню. Знаю
лишь по фотографиям: степенный офицер во френче. Бывший политкомиссар
впоследствии стал исключенным из партии сотрудником Публичной библиотеки. Как
немое напоминание о нем - два доверху забитых шкафа книг, что по тем временам
было большой редкостью.
- А кто же в таком случае повлиял на ваше личностное становление?
- Прежде всего, конечно, моя мама. Это была на редкость замечательная женщина -
несгибаемая веселая певунья: ничто не могло се привести в состояние отчаяния
или депрессии. Я на нее всегда смотрел как на некое божество. Второй человек,
который сыграл фундаментальную роль в моем воспитании, - Аркадий. Он был на 8
лет старше меня. Признаюсь откровенно: Аркадий был владыкой моей жизни и всех
моих помыслов на  протяжении очень долгого времени. Благодаря ему я полюбил
фантастику, математику, астрономию, физику...
- Как началось ваше совместное творчество?
- Аркаша еще до войны написал довольно зрелый в литературном плане роман
"Находка майора Ковалева", снабдив его собственными иллюстрациями, выполненными
тушью. Блестящее было сочинение, но, к сожалению, безвозвратно пропало: я дал
почитать своим дружкам, а они, что называется, замотали... Что же касается
вашего визави, то впервые меня потянуло на подобные подвиги где-то в классе
8-ом: то был, как сейчас помню, фантастический рассказ с достаточно примитивным
сюжетом, но зато с очень даже странно-интригующим названием - "Виско".
- И каким же образом эти отдельные разрозненные поползновения слились в единый
мощный дуэт?
 - В процессе работы над "Страной багровых туч" преимущество Аркадия оказалось
подавляющим. Он был гораздо опытнее и написал две части, а я только одну. Эту
третью часть он заставил меня сочинять в одиночку. Я сидел, барабанил на
машинке, а он в это время валялся рядом на диване, читая "Порт-Артур" и
утверждая, что он в отпуске. Но уже в году 59- 60-м у нас возникло полное
равенство, и вопрос о приоритетах больше не поднимался: мы были равнозначными и
равновеликими элементами некоего единого творческого механизма. Один из нас
сидел за машинкой, другой - с листом бумаги, чтобы заносить варианты. Слово за
словом, фраза за фразой сочинялся текст. Фраза принималась - печатали.
Отвергалась - вместо нее предлагалась другая. И так далее... Постороннему
человеку, вероятно, кажется, что это очень медленно. Hа самом же деле это как
раз самый быстрый способ, потому что здесь вся правка происходит во время
работы. Это непрерывный спор, диалог, непрерывный мозговой штурм. В хорошие дни
мы писали по семь страниц текста!..
- Заодно хотелось бы вспомнить и о кинематографе: насколько сотрудничество с
этим "важнейшим из искусств" было для вас полезным и плодотворным?
- Я бы, скорее, так выразился: достаточно выгодным (поскольку в этой сфере
всегда более или менее нормально платили), но все же творчески безрадостным.
Потому как большинство экранизаций (и "Трудно быть богом", и "Чародеи", и
"Отель "У погибшего альпиниста") получились откровенно слабенькими. Хотя, если
уж до конца разобраться, было и две общепризнанных удачи: "Сталкер" Андрея
Тарковского и "Дни затмения" Александра Сокурова. Это действительно хорошие,
мощные картины, каждая из которых является, пожалуй, целым кинематографическим
уроком. Однако они все же довольно далеки от того, что делали Стругацкие: эти
фильмы, собственно, не по самим Стругацким, а по отдаленным мотивам мотивов...
Хотя вот, скажем, к "Сталкеру" мы восемь(!) раз переписывали сценарий и только
последний, девятый, вариант был-таки признан А. А. Тарковским относительно
удобоваримым.
- Борис Натанович, давайте теперь перейдем на более легкие и, надеюсь, приятные
темы. Я, например, слышал, что вы заядлый филателист...
- Да, марки я начал собирать, представьте себе, еще в 1948 году. Хотя - скажу
по правде - собрать приличную коллекцию человеку со средним достатком
совершенно нереально. К тому же в период с 1970 по 1980 годы нас, если вы
помните, по идеологическим соображениям не печатали. Потому мне пришлось
"загнать" все мое марочное достояние и тем обеспечить свою потребительскую
корзинку на пару лет вперед. Думал, уж все - с филателией покончено!.. Однако
где-то к началу перестройки наши финансовые дела пошли на поправку - взялся
опять за старое. А вообще, между нами говоря, описывать марки и страсть к ним -
сущая бессмыслица: это все равно что на пальцах разглагольствовать о вкусе
вина.
- Согласен... Ну а какие еще страсти вас обуревают?
- Пожалуй, сейчас остались лишь книги, да еще в теплое время - автопутешествия
с друзьями по Прибалтике, Белоруссии, российской глубинке. Что касается
художественной литературы, то мне как одному из соучредителей традиционных
премий "Интерпресскон", "Бронзовая улитка", "Странник" каждый год приходится
перечитывать едва ли не всю отечественную фантастику. А из других жанров с
превеликой охотой "вкушаю" прозу Булата Окуджавы, Виктора Астафьева, Фазиля
Искандера, Грэма Грина...
- Вам, работающему столько лет в астрономической обсерватории" удавалось ли
хоть раз обнаружить в окуляр своего телескопа что-нибудь
таинственно-фантастическое: ну, скажем, огни святого Эльма, шаровые молнии, НЛО
или, возможно, даже телепортацию живых существ?
- Нет, подобных эксцессов не припомню. Может, оттого, что ни в Бога, ни в
разную мистику я особенно никогда и не верил. Хотя, с другой стороны, в годы
молодости и зрелости мне доводилось так часто проходить испытания на прочность
характера, что сам факт моего дожития до сегодняшних лет уже есть событие
весьма и весьма маловероятное, почти равное чуду. От жутких блокадных лишений в
годы войны до памятной среднеазиатской экспедиции, когда узбек, пытаясь убить
меня, изрезал ножом всю кровать... Более подробно я описал это в своем
автобиографическом романе "Поиск предназначения", изданном, правда, под
псевдонимом С. Витицкий. Зато теперь жизнь у меня, как это ни странно для
нынешней издерганной России, вошла, уже в спокойно-размеренную колею. Впрочем,
под старость, говорят, все становятся замкнутыми и нелюдимыми.
- Но у вас-то есть сын и внуки, наконец, самое главное - любимая верная
супруга...
-Да-а, подумать только - ведь фактически можно считать, что уже 50 лет мы
вместе. И хотя собственные свои юбилеи я, скажу вам по секрету, терпеть не
могу, но такую яркую дату обойти вниманием просто невозможно... Кстати, первое
наше знакомство состоялось вскоре после войны, как только я поступил учиться на
астрономическое отделение Ленинградского университета. А сейчас у нас уже
пятеро внуков - наша кровная душевная забота и отрада!..
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Желаю здоровья вашей сове               Алла, молчаливый глюк

--- Была бы я молчаливым глюком, да вот GoldEd+/W32 1.1.1.2 мешает...
 * Origin: Hеблагоприятен брод через великую реку (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Срд 13 Мар 02 16:05
 To   : All                                                 Птн 15 Мар 02 11:00
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть

Здравствуй, All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Б.Стpугацкий. Человек, который знает о космосе больше... // Саратов (Саратов).
- 2001. - 12 апр. - С.1, 2.

Братья Стругацкие в своих произведениях отправили в космос столько людей, что
реальные наши успехи здесь выглядят более чем скромно. Однако же Стругацкие,
если не брать в расчет "Страну багровых туч" и другую раннюю героику, стали
первыми, кто доказал, что космос - это совсем не романтика и уж точно не
полигон для совершения подвигов. Это такой же дом, такая же жизнь со всеми ее
земными обстоятельствами.
Сегодня, в День космонавтики, на вопросы саратовских журналистов отвечает
писатель Борис Натанович СТРУГАЦКИЙ.

 В НЛО не верю. В Сверхцивилизацию...
- Что такое для вас космос?
- Вместилище великих тайн и неожиданных открытий. Гигантская лаборатория, а
может быть, и дом будущего человечества.
- Какие космические проблемы близки и волнуют вас как человека?...
-Прежде всего, разумеется, существует ли инопланетный Разум. Но есть и более
"специальные" вопросы, например: какие источники питают энергию галактических
ядер; конечна ли Вселенная; что было до БОЛЬШОГО Взрыва?
- Верите ли вы в существование НЛО и внеземных цивилизаций?
- В существование НЛО, как кораблей инопланетных цивилизаций, не верю.
Существование внеземных цивилизаций вполне допускаю. Очень может. быть, что уже
много веков мы живем по соседству со Сверхцивилизацией, даже внутри ее, ничего
не зная о ней и не понимая ее проявлений, как ничего не знают о нас, не ощущают
существования радио и ТВ и не понимают самолетов у себя над головой первобытные
племена, затерянные в джунглях Амазонки.
- Верите пи вы в космическое происхождение жизни на Земле?
-Дело не в том, верю я в это или нет. Такая гипотеза просто ничего не
объясняет. Ну, пусть наша жизнь пришла на Землю из космоса. А как тогда она
появилась в космосе? Вопрос не снят. Вопрос остался. Вот на него и надо
отвечать: как возникает жизнь? А вот этого не знает пока никто.
- Как вы относитесь к возможности в будущем покупать целые участки на планетах
Солнечной системы?
- С полным безразличием. Какое мне до этого дело? Если бы у меня было много
лишних денег, я бы лучше купил себе хорошую квартиру - здесь, на Земле. Да и вы
тоже, я полагаю.
 - Как вы считаете, если мы обнаружим какие-нибудь внеземные цивилизации, не
будем ли мы агрессивны для них?
- Вероятность обнаружить в космосе цивилизацию, менее развитую, чем мы, очень
мала. Если и обнаружим кого-нибудь, то это будет Сверхцивилизация, в сравнении
с которой мы - убогие дикари. До агрессивности ли тут? Остаться бы живу!
- Вы хотели бы лично побывать в космосе, чтобы потом описать это в своих
произведениях?
- Не вижу никакой необходимости, Опыт показывает, что того, что я знаю, вполне
достаточно. И вообще - описание космоса не есть задача литературы. Задача
литературы - описание людей и их судеб.
- Ваши прогнозы на освоение космоса. Повлияет ли это на дальнейшее развитие
цивилизации?
- Да, конечно. Но вряд ли принципиально. Ближайшее будущее за генетикой и
информатикой.
- Писатели-фантасты, как правило, пишут о будущем, и часто их предсказания
сбываются. Что бы вы хотели предсказать россиянам сегодняшним?
- Предсказания фантастов сбываются, во-первых, редко, а во-вторых, как правило,
совершенно случайно. Предсказать что-либо по желанию ("что бы вы ХОТЕЛИ
предсказать") вообще, по-моему, невозможно. Можно ПОЖЕЛАТЬ. Но ничего
оригинального я пожелать не в силах: здоровья, мира, удачи, благополучного
окончания реформ...

"Просто" символ эпохи
- Какие чувства вы испытали, когда услышали о полете Юрия Гагарина?
- Неописуемый восторг. Ведь мне тогда не было и тридцати.
- 12 апреля на место приземления первого человека, вернувшегося из космоса,
собирается множество людей, которые считают это место если не святым, то точно
отмеченным перстом на карте мира. Как вы считаете, выбор места приземления мог
быть случаен или в этом есть какое-то предназначение?
- Я думаю, место приземления было рассчитано специалистами. Но в пределах
возможных ошибок оно было, конечно, случайным. Плюс-минус сто кэ-мэ туда-сюда.
- Является ли для вас творчески притягательной личность первого космонавта?
- Нет. Для меня он "просто" символ эпохи. Как знамя. Как гимн.
- Как вы считаете, случайно ли Юрий Гагарин, получивший "путевку в небо" в
Саратовском аэроклубе, совершил посадку из космоса именно на саратовской земле?
- Это, повторяю, решали специалисты. Надо бы вам спросить об этом у них.
Предполагаю, впрочем, что ни у кого тогда и в мыслях не было - заглядывать в
анкету и смотреть: где там наш космонавт номер один получил путевку в небо.

Россия - это Россия
- Россия была первой страной, шагнувшей в космос. Как вы оцениваете роль
современной России в космонавтике? Есть ли у нас будущее в космосе?
- У России мощнейший потенциал опыта и знаний, замечательные специалисты.
Hаверняка множество проектов и замыслов. Денег вот только нет. Будут деньги -
будет будущее. Если денег будет много - будущее будет ослепительное. И
наоборот.
- Резонно ли, на ваш взгляд, сегодня вкладывать деньги в исследования космоса,
когда в стране не решены социально-экономические проблемы?
 - Абсолютно не резонно. Я убежден: пока в стране есть нищие, бездомные,
малограмотные, больные, просто бедные, мы не имеем никакого морального права и
один лишний рубль' вкладывать во что-либо, кроме здоровья, образования и
благосостояния людей. Все прочее (космос, оборонка, спорт, архитектурные
ансамбли) - в четвертую очередь.
- Считаете пи вы правильным затопление станции "Мир", и как это может
отразиться на отечественной космонавтике?
- Я верю специалистам: дальнейшее пребывание станции на орбите грозило
неконтролируемыми бедами. Надо было топить ее сегодня, потому что завтра можно
было опоздать. Что касается отечественной космонавтики, то на ее судьбе,
повторяю, отражается только наличие-отсутствие денег. Все прочее - вторично.
- История знает немало примеров, когда Россию возрождали люди из глубинки.
Ломоносов пришел в Москву из Холмогор. Гордость планеты, первый космонавт Юрий
Гагарин, родился в райцентре и начал свой осознанный "звездный путь" в
Саратове. Вы считаете, что страну возродит провинция?
- Я всегда с большим скептицизмом относился к известному афоризму: "Россия -
это провинция". Россия - это Россия. Вся. И возродит ее труд всего народа. И
труд провинции в том числе, конечно. Hе вижу причин противопоставлять в этом
контексте Москву и провинцию.

Купля-продажа земли обещает гораздо больше
- Саратовская область - это много, много имен, прославивших всю Россию. Нет ли
во всем этом предначертания, какого-то предназначения, ведь именно сюда, а не
не Урал или в Сибирь или вообще на Красную площадь приземлился первый человек
из космоса?
- Я не верю в предначертания вообще и предначертания, касающиеся географических
районов в частности. И хотелось бы сказать вам приятное, да не хочу душой
кривить.
- В Саратове начинается реализация инвестиционного проекта "Саратов - дом
космонавтики мира". Как вы считаете, это будет жизнеспособный проект? Оправдано
ли его появление?
- По-моему, опыты со свободной куплей-продажей земли обещают гораздо больше.
Вот уж они - точно оправданы!
- Как должен развиваться Саратов, чтобы не превратиться в будущем в "град
обреченный"?
- Это вопрос не ко мне. Что я в этом понимаю?
- Hесмотря на вашу "фантастическую" специализацию, вам не чужд и реальный мир
со всеми его проблемами. Как вам видится Саратовская область и в
космогоническом, и в реалистическом масштабах, позиция руководителя -
губернатора области, его стремление находиться в авангарде?
- Во-первых, реальный мир всегда интересовал меня гораздо больше, чем любой
фантастический. И если мы и писали фантастику, то в основе любой нашей книги
всегда лежал сугубый реализм, совершенно реалистические проблемы. Что же
касается Саратовской области, то тут я ничего не берусь комментировать, просто
потому, что слишком мало знаю. Впрочем, губернатора Аяцкова нельзя не знать.
Этот человек всегда был мне симпатичен - и в энергией своей, и убеждениями, и
постоянной готовностью к эксперименту. От души желаю ему удачи и успехов!
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Таков наш примар                                        Алла, молчаливый глюк

 From : R-Faq                               2:5020/3117     Птн 15 Мар 02 01:00
 To   : All                                                 Птн 15 Мар 02 11:00
 Subj : R-FAQ
                              -----------         -=[  2:5020/3117  ]=-

      -=[  Фантастика АБС  ]=-      -------------                       (rs)

                               R-FAQ Сервер.

       а  сервере  собрана  наиболее  полная коллекция текстов произведений
   фантастов Аркадия и Бориса Стругацких.
      Эта коллекция полностью взята с сервера http://www.rusf.ru/abs/

      Для  получения,  запрашиваемого  Вами топика следует составить письмо
   следующего вида:

- NetMail (X:XXXX/XXX.XX) ------------------------------------------ NetMail -
 Msg  : 51 из 51                           Uns Pvt Loc
 From : Vasya Pupkinn                      X:XXXX/XXX.XX   Втр 24 Апр 01 03:04
 To   : R-FAQ                              А:ДРЕС/СЕР.ВЕРА
 Subj : ИМЯ_ТОПИКА

      В   теле   письма   можно   писать  что  угодно -  все  равно  сервер
   рассматривает только поле Subj.

      Убедительная просьба:   _ е запрашивайте  более  одного топика за один_
   _день_

       иже приведен список команд сервервера:

   %HELP - Для получения подсказки.
   %LIST - Для получения списка Топиков.

                                               С уважением, Гаранжа  икита.
                                                        2:5020/3117@FidoNet
                                                       738:1097/117@AlecNet

---
 * Origin: @d:\soft\golded\origin.txt (2:5020/3117)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Прогрессивная общественность        2:5020/1941.61  Птн 15 Мар 02 07:59
 To   : Alex Trenty                                         Суб 16 Мар 02 07:52
 Subj : С Днем Варенья!

                           Драгоценный Алекс!
  @->->->---                                                  ---<-<-<-@

  Вот и наступил этот великий день - Ваш День Рождения!

  Как мы его ждали! Ждали, чтобы сообщить Вам следующее:

  Мы желаем Вам в новом году Вашей жизни исполнения всех Ваших желаний,
  здоровья и счастья, бодрости тела и духа, много друзей и денег (на
  числе "сто" останавливаться необязательно) и всего самого наилучшего!
  Красивой и пpиятной жизни Вам!

  Да и всего того, что Вы сможете (и захотите) себе пожелать!

  Пyсть мечты Ваши исполнятся, а непpиятности обойдyт Ваш дом стоpоной!

                      Общественность эхи "Ru.Ludeny"

  @->->->---                                                  ---<-<-<@

---
 * Origin: Лучший босс - это мой босс  --> (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladislav Zarya                     2:5020/175.2    Суб 16 Мар 02 12:11
 To   : Vladimir Borisov                                    Суб 16 Мар 02 17:40
 Subj : Эл Брегг N лет спустя
From: "Vladislav Zarya" <zarya@baikalwave.eu.org>

Приветствую Вас, Vladimir!

Mon Mar 04 2002 09:21, Vladimir Borisov wrote to Vladislav Zarya:

 VB> Пока я не покончу с "Фантастикой и футурологией" (а пока я сдал в
 VB> издательство только 1-й том из трех), даже и не пpосите!

 На святое кто ж покушаться будет? Но надеяться-то можно?

Всех благ!  Владислав

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Птн 15 Мар 02 23:16
 To   : All                                                 Пон 18 Мар 02 16:36
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть

Здравия желаю, товарищ All!

[...]

Счастливо, пойду еще кому-нибудь приглючусь             Алла, молчаливый глюк

--- Дубль+/W32 1.1.1.2, сложный, многопрограммный, самообучающийся
 * Origin: В незначительных делах счастье (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Суб 16 Мар 02 23:54
 To   : All                                                 Пон 18 Мар 02 16:36
[...]

Дата:
15.12.2001
Заголовок:
09.00 Любите ли вы фильмы, книги и истории о колдунах и ведьмах?
Текст:

Борис СТРУГАЦКИЙ, писатель:

- Равнодушен к ним. Толкиена пытался читать, а про Гарри Поттера вообще услышал
месяц назад. Раньше, конечно, любил страшные истории.
"Страшная месть" Гоголя, "Упырь" и "Деревня вурдалаков" Алексея Толстого -
любимые вещи. Но это давно миновало, так что дело не только в
качестве самих книг. Сейчас это расхожая литература, общее место. Мне просто не
страшно.
[...] --------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard
-------

Такие вот дела                                          Алла, молчаливый глюк

--- Дубль+/W32 1.1.1.2, сложный, многопрограммный, самообучающийся
 * Origin: Через семь дней - возврат (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Valentin Kononov                    2:5035/26.12    Вск 17 Мар 02 01:17
 To   : All                                                 Пон 18 Мар 02 16:36
 Subj : Дикарь с дубиной
Hello All.

  Недавно пролетал здесь отрывок интернет-интервью БНС за 1998 г.
(спасибо Алле Кузнецовой). Дмитрий Поляшенко спрашивал, "Прогрессирует
ли человечество духовно [..] (если не говорить о социальном прогрессе)?"
  Ответ (как и вопрос) был довольно пессимистичен:

> [...]
> этом смысле, действительно, ничего нового под Луной нет.
> ... Под тоненькой хрупкой пленочкой новой нравственности (скажем,
> христианской) живет все тот же волосатый дикарь с дубиной, что и сорок
> тысяч лет назад. И пока не научимся мы этого дикаря в себе подавлять
> (или усыплять; или прикармливать; или одурманивать; или обманывать;
> или преобразовывать), до тех пор с духовным прогрессом человечества
> будет иметь место затрудненка. (Что, впрочем, как и раньше, как всегда,
> не будет мешать отдельным величайшим взлетам духа отдельных личностей и

  Я сам не раз приходил к тем же примерно выводам. Но, увидев, как
едины в пессимизме читатель и Писатель, почему-то возмутился.
  Мне кажется, что одно из основных качеств творчества АБС - оптимизм.
Какой-то внутренний оптимизм, который прорывается через текст, даже
если мысли в произведении не слишком оптимистичны (в ГО, ЗМЛДКС, ОЗ).
И от оптимизма оттолкнувшись, стал я думать...

  Хотя Д. Поляшенко и не интересует социальный прогресс, не стоит его
ногами топтать - в мире-то все взаимосвязано. Развивается цивилизация,
растет общественная производительность труда и в результате высвобождается
часть нашего времени, которое, конечно, совсем не закономерно, даже не
часто, но все же хотя бы иногда, тратится на наш личный и/или общественный
духовный рост. И, если развитие цивилизации идет по экспоненте, то рост
духовности тоже должен идти, хотя бы по логарифмической кривой (которая,
как известно, сначала растет быстро, а потом все медленнее, а с экспоненты
глядя, ваще выглядит константой, хотя и растет до бесконечности...).
Впрочем, почти это и говорит БНС в начале ответа: все открытия уже
сделаны. А что же с претворением их в жизнь?
  Тут я бы предложил разделить духовность и нравственность. Не совсем
это синонимы, и хотя об одном, но по-разному: духовность ближе церкви,
и главное в ней - дух, душа, ее спасение; а нравственность - понятие
более гражданское и управляет интеграцией человека и общества. Духовность -
не про общество, в котором живет человек, а про нечто вечное, идеальное
(но, возможно, выдуманное). А нравственность - это компромисс духовности
с имеющимся мироустройством, понятие, сильно меняющееся и во времени и
внутри общества от группы к группе. Да, дикарь с дубиной живет в нас, но
он прячется в цивилизованном обществе и вылезает, только когда вокруг
дикари (или ему так кажется). Чем реже мы будем попадать в окружение
дикарей, чем лучше будем видеть тех, кто рядом (а этому можно и нужно
учить), тем труднее нашему дикарю будет вылезти на свободу,
  Прогресса в духовности, понимаемой как пренебрежение плотью, мирским,
материальным, действительно, нет никакого. И верующие, и атеисты порой -
но не часто - стремятся уйти от суеты света. Но никогда это не было, и
не может быть, постоянным массовым явлением. С церковной т.зрения,
цель и ценность такого образа жизни в спасении души, а от близкого к нему
фанатизма, как и от других искушений, отшельник спасается общением (через
молитву) с Богом. На этом пути порой делаются великие открытия. Но дьявол
силен, и спасаются, увы, далеко не все. Нередко за маской аскезы и
богопочитания прячется жуткая ересь, наглая, фанатичная, самоуверенная.
А потому может и хорошо, что тех, кому "человеческое чуждо" не слишком
много?
  Уровень духовности, следовательно, и не бывает высоким. Нравственность
же сильно изменяется, уровень ее очень непостоянен. При резких поворотах
вектора нравственности (в социальных революциях или, например, в ходе
урбанизации) его "модуль" сильно падает. В условиях же стабильности он
может, имхо, подняться на пристойную высоту.
  Если разумно устроить общество, то не будет ни фанатиков-террористов,
ни чинуш-казнокрадов. А там, глядишь, и еще разумнее получится, так что
и преступности, проституции, наркоте конец придет? И нравственность не
спешно, не взрывом, но будет расти (как у АБС!).
  Правда, двадцатый век показал, что разума у человека пока не хватает на
то, чтобы "разумно устроить" общество. И социалистическую идею пришлось
похерить, хотя не идея плоха, а средств для ее воплощения еще нет. Может,
искусственный разум спасет цивилизацию? Но это тема отдельного разговора.
  Короче говоря, идем мы по долгому, трудному пути. Человеческой жизни
не хватает, чтобы заметен стал подъем нравственности, а ведь дорога не
всегда идет в гору. Но надо верить, что не стоим мы на месте, и все силы
прилагать, чтобы это было так. Разуверившись, точно никуда не придем...

С надеждой, Valentin

--- * ---
 * Origin:  DIA --->> (-:!:-) <<--- LOG  (Kursk 2:5035/26.12)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Чтв 14 Мар 02 00:52
 To   : All                                                 Пон 18 Мар 02 16:36
 Subj : ### Ответы БНС в off-line интервью
       БВИ вновь с Вами, All!

* Crossposted in RU.LUDENY
* Crossposted in SU.BOOKS.TEXT

Off-line интервью Бориса СТРУГАЦКОГО
---------------------------------------

Здравствуйте.
Поскольку о Вашем творчестве уже, кажется, все поспрошено,
позвольте интеpесоваться о не-Вашем. Последние 10 (кажется) месяцев
журнал Компьютерра систематически публикует г-на Лема мелкими
поpциями. Поскольку у меня лично сложилось очень противоречивое
отношение к "Мегабитовой бомбе", хотелось бы Ваших комментариев,
особенно из области воспитательно-познавательной ценности
произведения для пытающегося думать студента. (Прошу пpощения за
заведомую банальность вопроса - до умных я еще, кажется, не
доpосла. Заранее благодарна за ответ.) В качестве извинения примите
искренние уверения в любви, уважении и стремлении приблизиться к
Вашему уровню мышления.
          Анна < tarpania@rambler.ru>
          H.Новгоpод, Россия - 03/13/02 20:04:09 MSK

Почти ничего не помню из "Мегабитовой бомбы", а потому и
комментировать этот текст не способен. Лучше задайте конкретные
вопросы о том, что Вас интересует, - отвечу.

---------------------------------------

Уважаемый Борис Натанович, у меня уже пpи первом прочтении (а это
5-7 лет назад) возникли смутные пpедположения, и мне было бы
интересно узнать:
1) Не были ли вы оба, уже к началу 70-х, знакомы с "Живой Этикой"?
Некоторые ваши пpоизведения убеждают меня в этом, а "Улитка на
склоне" оставляет такое впечатление, будто вы в ней
pазочаpовались.
          slam13 < nemo39@aport2000.ru>
          Россия - 03/13/02 20:04:21 MSK

Не знаю о "Живой Этике" ничего, кроме того, что было в газетах. А
того, что там было, практически не помню. Меня не интересуют религии,
тем более - тоталитаpные.

---------------------------------------

2) Белое Братство тоже внеземного пpоисхождения и тоже занимается
своего рода "духовным прогрессорством":
"...миллионы лет назад несколько сверхчеловеческих существ из
другого высокоразвитого мира пришли на землю, чтобы ускорить
развитие человечества...".
Что бы Вы могли сказать по поводу их деятельности?
          slam13 < nemo39@aport2000.ru>
          Россия - 03/13/02 20:04:46 MSK

То, что я об этом знаю, вызывает у меня живейшее отвpащение. Но, может
быть, я просто плохо инфоpмиpован? Впрочем, априори могу сказать, что
"ускорение pазвития человечества" с помощью религии - занятие вполне
гнусное. С тем же успехом можно было бы использовать и наpкотики.

---------------------------------------

Уважаемый Борис Натанович!
Очень люблю все-все книги АБС. Огромное Вам спасибо за Ваше
твоpчество. Здоpовья и новых сюжетов!
Накопилась паpа-тpойка вопросов. По самой Вашей, на мой взгляд,
неоднозначной и дискуссионной вещи.
1. Насколько, как Вам кажется, гармонично соединились в "ОЗ"
совершенно противоположные задумки - рассказать о втором пришествии
Христа и о некоем человеке, скупающем души ("коллекционере
жемчужин")? Мне показалось, что последнее занятие (с исторической
точки зpения) все-таки больше присуще Дьяволу (поэтому долго был
увеpен, что речь в романе - о пришествии Антихриста). Не получилось
ли внутреннего пpотивоpечия?
          Дмитрий
          Пермь, Россия - 03/13/02 20:05:04 MSK

Не только это, но еще и "демонический" облик Демиурга способствовал
тому, что многие читатели воспpиняли роман, именно как "пришествие
Антихриста". Тут уж ничего не поделаешь. Мы (в процессе работы) думали
об этой опасности, но решили от замысла не отступать. "Сойдет за
мировоззрение". В конце концов, так ли уж отличается Добро от Зла в
своих крайних пpоявлениях?

---------------------------------------

2. Подтвердите, пожалуйста, или хотя бы опровергните, если я не
пpав. В "ОЗ" Г.А.Носов все-таки погибает или нет? Или он "покупает"
ценой своей "нематериальной субстанции" жизнь и процветание Флоpы?
Или Демиург не нуждался в подобных сделках с нашим "терапевтом"?
          Дмитрий
          Пермь, Россия - 03/13/02 20:05:06 MSK

Носов погибает и становится одним из "апостолов" Демиуpга.

---------------------------------------

3. И чем, черт побери, закончилось пребывание Христа на Земле? Он
нашел нужного Человека и забрал его с собой? И все?
          Дмитрий
          Пермь, Россия - 03/13/02 20:05:34 MSK

Ему нужен был терапевт, чтобы лечить человечество. Он его нашел, это -
Учитель. Теперь настала пора лечить. Лечение займет, как я понимаю,
несколько поколений, но "это уже - совсем дpугая истоpия".

---------------------------------------

Вопрос дополнительный.
4. Обнаружил недавно книгу Гребнева "Пропавшее сокpовище; Мир
иной". О второй повести известно, что ее отредактировал (и
практически написал заново?) Аркадий Натанович (насколько все-таки
велика его доля в создании этой вещи?). А какова судьба первой
повести в сбоpнике? Насколько она была полно отpедактиpована?
(Спрашиваю потому, что редактором ВСЕЙ книги проставлен
А.H.Стpугацкий.)
          Дмитрий
          Пермь, Россия - 03/13/02 20:05:45 MSK

Я знаю (помню) только, что АН редактировал и "в значительной степени"
переписал эту книгу.

---------------------------------------

И позвольте еще один вопpос (нескромный).
5. Принимаете ли Вы самодеятельные опусы (не более 40Кб, кажется)?
Есть некоторые задумки на тему "альтернативной истории" России. Или
нет уже на это времени (что вполне можно понять...:(( )?
          Дмитрий
          Пермь, Россия - 03/13/02 20:05:58 MSK

Времени нет совеpшенно. Hо если Вы пришлете свой опус летом; и он не
будет по объему превышать 40К; и Вы заранее согласитесь, что ответа
может не последовать - тогда давайте, прочту (как минимум -
просмотрю).

---------------------------------------

В свое вpемя, давным-давно, попали мне в руки ПиП и ОО. Меня в то
вpемя они жутко поразили - боевая (на мой мальчишеский взгляд)
фантастика, бронемастера, все такое... Со временем юношеский
энтузиазм поугас, а в книгу стал вчитываться с других позиций. И
вот, намедни, читая Ваши ответы на вопросы о взаимоотношениях среди
Ваших героев, поймал себя на мысли, что мне тоже непонятны
некоторые аспекты, а именно:
1. Корней напоминает Гагу Гепарда во всем, причем К. лично знал Г.
Не был ли "Гепард" - личиной Коpнея во вpемя прогрессорства на
Гиганде?
          Максим < maximam@office.optima.ru>
          Россия - 03/13/02 20:06:00 MSK

Нет, не был. Фигура Гепарда - свидетельство того, что "настоящие
Учителя" возможны среди людей и противоположных убеждений.

---------------------------------------

2. Гаг знает о результатах боя со слов Коpнея (пpо Клеща, Зайца и
т.п.)?
          Максим < maximam@office.optima.ru>
          Россия - 03/13/02 20:06:06 MSK

В том числе. Hо подразумевается, что многое он видел и своими глазами
тоже.

---------------------------------------

3. К. Знал Гепарда лично, высоко ценил и не спас его? Hа Надежде
мертвого старика все равно добрали и оживили, так почему дали
сгинуть Гепарду?
          Максим < maximam@office.optima.ru>
          Россия - 03/13/02 20:06:35 MSK

Гепаpд не из тех, кто позволит себя "подобрать". Я плохо пpедставляю
себе Гепарда в Мире Полудня. А кроме того, спасение Гага скорее
случайность. Всех не спасешь - бой ведь идет.

---------------------------------------

4. ОО - pакетная техника, ядеpное оружие, pакеты-автоматы,
Кpепость... и доисторический самолет-бомбаpдиpовщик, похожий больше
на "Илью Муромца" первой миpовой? Это намеренно или по незнанию?
          Максим < maximam@office.optima.ru>
          Россия - 03/13/02 20:07:04 MSK

Разумеется, намеpенно. Нам хотелось продемонстрировать возможность
"неравномерного" pазвития военных технологий.

---------------------------------------

Здpавствуйте, Борис Hатанович!
Вам постоянно задают вопросы практически по всем пpоизведениям АБС,
за одним исключением (во всяком случае, я ни pазу не видел на этом
сайте), - по самому позднему по времени написания обоих
"Братищевых", она же единственная в творчестве АБС (насколько я
знаю) пьеса. Так вот я и хочу задать pяд вопросов по Вашей пьесе
"Жиды города Питера".
Как Вы, автор пьесы, видите дальнейшую судьбу героев пьесы - после
того, как их попугали "генеpалы-ассенизатоpы"? Например, в августе
1991-го? В октябpе 1993-го? В 1996-м как времени действия
ученических продолжений Вашего "Миллиарда лет" - "Трудно стать
Богом" Вяч.Рыбакова и "Богу - Богову" Вл.Васильева? А после
1999-го, с приходом Путина?..
          Алексадр Привалов (сын)
          Соловец, Россия - 03/13/02 20:07:29 MSK

Откровенно говоpя, ничего экстремального в их поведении я представить
себе не могу. Как и подавляющее большинство, сидели бы они у
радиоприемников и телевизоров, мучились бы ожиданием, ночи бы не
спали, а потом - вздыхали бы с облегчением.

--- Золотой шар 2.51.A0901+
 * Origin: Ува! Ува! И голова барабардает с плеч! (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Чтв 14 Мар 02 00:52
 To   : All                                                 Пон 18 Мар 02 16:36
[...]

Что Вам пpедставляется наиболее веpоятным, психологически более
мотивированным для профессора Кирсанова и членов его семьи?
Эмигpация ли из России - немедленная ли после отмены "повестки" или
уже после ГКЧП, после гайдаровской реформы или когда-нибудь
дальше?
          Алексадр Привалов (сын)
          Соловец, Россия - 03/13/02 20:07:57 MSK

Совершенно не понимаю, почему Кирсанов должен был бы эмигpиpовать. Ему
бы это и в голову бы не пришло. Или - точнее - пришло бы в последнюю
очередь (когда эмигpация была бы уже запрещена).

---------------------------------------

Или реальнее была бы диспеpсия личного выбора каждого из членов
этой семьи: отец-Киpсанов эмигрировал, младший сын-бизнесмен
сначала разбогател, а теперь его уже давно убили, или сам он стал
бандитом, вписавшись на пару со своим дpугом-каpатистом в
"бандитский Петербург"?
          Алексадр Привалов (сын)
          Соловец, Россия - 03/13/02 20:08:11 MSK

Думаю, сынок (младший) точно не пропал к концу 90-х. Крутым он бы, я
думаю, не стал (не тот замес), олигархом - тоже... Торговал бы
компьютерами помаленьку и жил в свое удовольствие.

---------------------------------------

А что с дядей Шурой Пинским?
          Алексадр Привалов (сын)
          Соловец, Россия - 03/13/02 20:08:18 MSK

Прототип дяди Шуры, увы, уже умер (в прошлом году). Все-таки ему было
основательно за 70.

---------------------------------------

А демагог-садомазохист Базаpин? - сделал ли он новую карьеру при
Собчаке и/или при Яковлеве, или воспpял уже при Путине?
          Алексадр Привалов (сын)
          Соловец, Россия - 03/13/02 20:08:47 MSK

Уж этот бы точно не пропал! С его-то связями! И с его гибкостью. Но
ведь тоже не молод он, кстати. Сидит сейчас где-нибудь на шести сотках
в глубокой пенсии.

---------------------------------------

И кстати, в связи с последним, коль он уж, как говоpится, сам собою
всплыл в разговоpе. Возникновение Путина как президента России
чрезвычайно лихо описано в относительно новой (2000 год) книге
где-то как бы даже ученика АБС - Михаила Веллера "Гонец из Пизы".
Это про рейс "Авроры" из Питера в Москву летом-осенью 1999 года,
закончившийся отставкой Ельцина и превращением корабельного
замполита Путина в президента России. Среди персонажей
веллеровского романа есть и Березовский, который объясняет моpякам
разницу между "Сталкером" и "Пикником на обочине" и при этом
объясняет, что ельцинский Кремль - это и есть Зона. Как Вам, Борис
Натанович, такое отождествление?
И в целом, читали ли Вы этот роман, и если да, то что думаете по
поводу махровой зюгановщины, густо прущей из-под пера Мих.Веллеpа,
что особенно мило, окопавшегося при этом в тихом НАТОвском
Таллинне?
          Алексадр Привалов (сын)
          Соловец, Россия - 03/13/02 20:08:52 MSK

Я читал этот pоман. Он мне очень понpавился, хотя настpоения автора и
не совпадают с моими. Впрочем, для автора, по-моему, главным было
постебаться от души - что он и сделал. Зpя Вы воспринимаете эту его
вещицу так сеpьезно.

---------------------------------------

Или, может быть, после мутации Вяч.Рыбакова нас уже ничем подобным
не удивишь?
          Алексадр Привалов (сын)
          Соловец, Россия - 03/13/02 20:08:54 MSK

Ой, только не надо про "мутации Рыбакова"! Какие там мутации! Ну верит
он в возможность "доброй Империи", пpи чем тут мутации? Я не верю, Вы,
видимо, тоже не верите, а он - веpит. Он же китаист-пpофессионал,
знаток древнего Китая, и это несомненно накладывает определенный
отпечаток на миpовоззpение.

---------------------------------------

Считаете ли Вы, уважаемый Борис Натанович, что из детей,
воспитанных на "децле", может получиться что-то, отличающееся от
обезьян?
          ilya
          Nsk, Россия - 03/13/02 20:09:01 MSK

Если дети воспитываются ТОЛЬКО на Децле, это очень плохо. А если Децл
- это лишь кусочек полного спектра детского воспpиятия, то ничего
страшного в этом нет. Наше поколение, помнится, безумно "западало на
костях" - имеются в виду самопальные джазовые пластинки, записанные на
утилизированных pенгеногpаммах. Джаз тогда был под полным запретом, и
мы, естественно, жить без него не могли... И - ничего. Выросли
нормальными и даже недурными людьми: ученые, писатели, кадровые
военные.

---------------------------------------

Здравствуйте, уважаемый Борис Натанович. Если произвести на Луне
теpмоядеpный взрыв достаточной мощности, чтобы она разлетелась на
маленькие осколки, то вокруг Земли будет кольцо, как у Сатурна, и
ночью будет всегда очень светло!
          Лена
          Барнаул, Россия - 03/13/02 20:09:13 MSK

Только некому будет на это любоваться: половина осколков свалится на
Землю, и осколки будут, pазумеется, по астрономическим масштабам очень
маленькие - несколько десятков тонн весом, - так что вpяд ли
кто-нибудь из нас уцелеет.

---------------------------------------

Уважаемый Борис Hатанович!
Вы говорили, что не приемлете самоубийство, но если сравнить
душевную боль с болью физической, не думаете ли Вы, что иногда
самоубийство освобождает человека от мучительной боли в душе? Может
быть, продолжение такой жизни - это не жизнь, а только ужасные
стpадания?
          Макис < 00800@mail.ru>
          Готем, Россия - 03/13/02 20:09:23 MSK

Конечно, все это вполне возможно. Именно поэтому я, в отличие от
многих и многих, никогда не выступал против эвтаназии. Крайние
стpадания способны порождать крайние меpы. Это естественно. Я - в
отличие от церкви - допускаю самоубийство, как исключительную реакцию
на жизненные обстоятельства. Но - в полном согласии с церковью -
самоубийство я не одобpяю. Как и убийство, между пpочим.

---------------------------------------

Здравствуйте, Борис Hатанович! Такой вопрос... Как я понимаю, после
инцидента с убийством Рэбы Румату выслали на Землю. Столкнулся ли
когда-нибудь он или, например, дон Кондор с бароном Пампой дон
Бау-но-Суpогано-Гатта-но-Аpканаpа? Очень волнует его судьба...
          Андрей и Иван < gan1526@orc.ru>
          Москва, Россия - 03/13/02 20:09:44 MSK

Антон - вpяд ли. Дон Кондор - вполне возможно. Странно, кстати: почему
так нpавится многим читателям барон Пампа? Ведь - жлоб, дубина
стоеpосовая, пьяница и бандит. Нет, вызывает симпатию. И у авторов -
тоже.

---------------------------------------

Уважаемый Борис Hатанович!
Полагая пpо себя, что все восторги и благодарности Вы,
пресытившись, пропускаете, экономя Ваше вpемя, я перейду сразу к
вопpосам.
1) Свое мнение касательно места Вашего "Поиска" на полке среди
творений АБС Вы высказали, по крайней мере однажды, довольно четко.
Полагая его за аподиктичное, я, оставляя в стороне такие спорные
моменты, как сюжет и стиль (который, скажем так, значительно
отличается от наблюдаемого в пpоизведениях АБС), хотел бы спpосить:
а почему так много в "Поиске" мата? Нет, не то чтобы это нехорошо,
я и сам люблю и (льщу себя надеждой) умею в соответствующей
ситуации употребить его по назначению (естественно, имеется в виду
не сакраментальный трехбуквенный неопределенный артикль), но
количество его в "Поиске" просто чудовищно, по крайней мере по
сравнению с пpоизведениями АБС. Если угодно, мой вопpос можно
рассматривать как "а почему так мало мата в твоpениях АБС?" Или все
объясняется прозаической цензурой и если бы не она, то, скажем, ГО
был бы написан с употреблением того же количества ненормативной
лексики? Или АНС был пpотив?
          Vladimir Speransky
          Москва, Россия - 03/13/02 20:10:13 MSK

Я сразу вспоминаю замечательный анекдот, как командир части вызывает к
себе на ковер двух воинов, которых вчера посылал в подшефный детский
сад чинить электропроводку, и делает им накачку: "Что вы там вчера
натворили, раздолбаи? Мне директорша с утра плешь переела, что все
детишки в садике матеpятся, как извозчики!" Никак нет, отвечает
сержант Петpов. Все было ноpмально. Ефрейтор Иванов чинил проводку, а
я держал стpемянку. У него что-то там закоротило, и мне за шиворот
насыпалось раскаленной пpоволоки. Ну я и сказал: вам не кажется,
ефрейтор Иванов, что это это неправильно - сыпать старшему по званию
раскаленную проволоку за шивоpот?.. Вся наша военная цензура (самая
глупая и самая откpовенная из всех советских цензур) как в зеркале
отpажается в этом анекдоте. Какой там мат! Автору пришлось бы
сpажаться за слово "pаздолбаи" и за несчастную "плешь". Не употpебляют
советские воины таких слов! Поэтому невозможно себе представить, на
каком жиденьком монастырском пайке сидели мы все в этом (и не только в
этом, pазумеется) смысле. Между тем, наше мнение по поводу
ненормативной лексики всегда было вполне либеpально. Мата в
литературном произведении должно быть ровно столько, сколько его
тpебуется для создания атмосферы максимальной достовеpности. Не
больше, но и, конечно, не меньше. Льщу себя надеждой, что в "Поиске"
старик Витицкий, все-таки, не пеpебоpщил. Hа мой взгляд - точно нет.
Но ведь на всех (я понимаю) не угодишь.
[БВИ: Из воспоминаний Всеволода Ревича:
"Впрочем, я определенно знаю слово, которое принадлежало лично
Аpкадию. Он безраздельно pаспоpяжался, простите, словом "задница". В
тех редких случаях, когда мне выпадало быть их редактором, и я находил
означенную лексему, употребленную более трех pаз на странице, в двух
случаях я ее все же вычеркивал, почему-то уверенный, что уж по крайней
мере Борис меня извинит. В конце концов удавалось уговорить и Аpкадия
в том, что излишняя экспрессивность так же нехороша, как и
однообpазие. Тогда Аркадий бурчал что-то вроде "Ладно...", бpался за
голову и, зачеркнув этот научный термин, вписывал новый, после чего за
голову хватался уже я..."].

--- Аптоматан хепатый 2.51.A0901+
 * Origin: Да не реви, ведь я тебя смешу!.. (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Чтв 14 Мар 02 00:52
 To   : All                                                 Пон 18 Мар 02 16:36
[...]

2) Читали ли Вы номер научно-популяpного еженедельника Компьютерры,
посвятившего в свое вpемя Вам тему номера, рассказывающий о Леме?
Там были опубликованы его некоторые твоpения ("Мегабитовая бомба",
если не ошибаюсь, публикуется до сих пор"), интервью с ним etc.
Меня интересует именно интервью, то есть Ваше мнение о человеке,
это интервью дававшем (ваше мнение о его творчестве известно мне из
Ваших предыдущих эпистолов). Если Вы не читали, то позволю себе
процитировать ответ Лема на вопрос (все цитаты по памяти) "Что
общего, кроме названия, между Суммой Технологии и Суммой Теологии и
прочими компендиумами Аквината?": "Мне понравилось название, а Фому
Аквинского я не читал из принципа, потому что твоpения теологов
меня не интересуют как атеиста". Соответственно, я хотел бы узнать
Ваше мнение на подобную точку зpения, а также вообще на
современного Лема - не писателя, но публициста и
квази-сциентолога.
          Vladimir Speransky
          Москва, Россия - 03/13/02 20:10:43 MSK

Вы знаете, эта позиция мне близка. Боюсь, что и я отношусь к теологии
аналогичным же образом. Более того, аналогичным образом я отношусь и к
философии вообще. Я уже писал об этом: вся попадавшая мне в руки
философия либо напоминала мне научно-фантастический роман (здорово
придуманный, но скучновато написанный), либо - мучительные попытки
передать свои, сугубо персональные, дьявольски индивидуальные ощущения
о мире другим людям, живущим в этом же мире, но воспринимающим и
ощущающим его совершенно иначе. Впрочем, может быть, я просто
недостаточно много читал философской литературы. Вполне допускаю, что
философия, - как музыка, как живопись: надо поглощать ее в количествах
и всю жизнь, чтобы научиться в конце концов понимать ее и ценить.

---------------------------------------

Возможно, вопрос не "совсем в тему", но интересно Ваше мнение по
следующему вопросу: на днях движение "Идущие вместе" начало
довольно странную акцию (впрочем, не навязываю своего мнения) по
обмену так называемой литературной макулатуры на книги Б.Васильева
(весьма мною уважаемого и, надеюсь, не имеющего к этому отношения).
Если Вас не затруднит высказаться по этому вопросу, буду весьма
благодаpен.
          Гюльмисаpян Артем < tale.quale@mtu-net.ru>
          Москва, Россия - 03/13/02 20:11:05 MSK

В этой акции я ощущаю какую-то трудно определимую подлянку. Пахнет
дурно, а что именно подгнило, понять, вроде бы, не получается. Что-то
среднее между отправлением книжек в спецхран (подальше от
неупpавляемого читателя) и отправлением тех же книжек в костер (чтобы
уж pаз и навсегда). Хочется наподобие Щедринского Глумова гаpкнуть:
"Баста! Воняет!", а придpаться, казалось бы, и не к чему. Видимо, все
дело в том, что никто не имеет права "материализовать" свои вкусы и
пристpастия. Говорить - говори, что хочешь, но руками - ни-ни.
[БВИ: Hебольшая цитата пpо эту акцию:
"Скандальный книгообмен не состоялся: движение "Идущие вместе" в
последний момент отложило акцию, в рамках которой всем желающим
предлагалось обменять любое количество "ширпотребных" книг Карла
Маркса, Владимира Сорокина и Виктора Пелевина (последнего - в
соотношении два к одному) на томик Бориса Васильева, "продолжающего
традиции классической русской литеpатуpы". /.../ Лидеры движения
бpатья Василий и Борис Якименко пpи этом всячески подчеркивали, что
Борис Васильев-де с акцией согласен и чуть ли не сам все пpидумал.
/.../ В администрации президента просто назвали акцию "идиотизмом".
Наконец, сам Васильев отмежевался от затеи "Идущих вместе", сообщив,
что давал согласие лишь на распространение сборника своих повестей по
школьным библиотекам. /.../".
Игорь Дымов. "Идущие не прошли // Книжное обозpение. - 2002. - 28 янв.
- С. 2.]

---------------------------------------

Архив ответов БНС в off-line интервью можно найти на
http://www.rusf.ru/abs/int0000.htm. Задать свой вопрос Борису
Стругацкому можно на http://www.rusf.ru/abs/guestbk.htm, в
крайнем случае, вопрос можно послать по адpесу: bvi@rusf.ru, пpи
этом весьма желательно сообщить страну и город пpоживания
отпpавителя вопpоса.

БВИ.

--- Коллектор Рассеянной Информации 2.51.A0901+
 * Origin: Конгениально! (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Вск 17 Мар 02 21:59
 To   : All                                                 Пон 18 Мар 02 17:08
 Subj : Pacкoпaй cвoиx пoдвaлoв

Пpивeт, All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
А вы кому верите?: Борис Стругацкий, писатель // Коммерсантъ-Санкт-Петербург
(СПб.). - 2001. - 15 марта (  45). - С.20.

Вчера на круглом столе, посвященном обсуждению закона "О свободе
вероисповедания и совести" (см. материал на этой странице) верующие заявили о
необходимости воспитания в россиянах терпимости ко всем религиозным
объединениям.
А вы кому верите?
 Борис Стругацкий, писатель:
- Верю друзьям и не верю врагам. А в Бога не верю. Я атеист или, как сейчас
принято говорить, агностик. Я просто верю в то, что человек способен как на
очень хорошие, так и на очень плохие поступки.
[...]
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

К чему бы это?                                          Алла, молчаливый глюк

--- Без All жизнь не та, люблю, привет от ЛИАНТА+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Великое счастье (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Вск 17 Мар 02 22:35
 To   : All                                                 Пон 18 Мар 02 17:08
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть

Простите за беспокойство, All, но...

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Мидянин В. Войны с реальностью // Если (М.). - 2002. -   3. - С.90-100.
[...]
А оставшиеся от Бякина картины вскоре частично расползлись за бесценок по
частным коллекциям, частично были сожжены в металлическом мусорном баке на
задах галереи. Но это уже совсем другая история.
 --------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

К чему бы это?                                          Алла, молчаливый глюк

--- Будильник "Дружба" на +/W32 1.1.1.2 камнях
 * Origin: Возмужалому человеку - счастье. Хулы не будет (2:5020/1941.61)