RU.LUDENY

Исследование творчества братьев Стругацких

КОНФЕРЕНЦИИ ФИДО

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Konstantin Ovsiannikov              2:5020/400      Пон 25 Мар 02 21:14
 To   : All                                                 Втр 26 Мар 02 00:34
 Subj : Слег или ЛСД? [1/2]
From: Konstantin Ovsiannikov <Jeff@tut.by>

Слег или ЛСД?

Данные заметки не претендуют на какой либо анализ, скорее большей
частью компиляция двух текстов с незначительным количеством моих
пометок. Как мне кажется, какие-либо комментарии просто
излишни...
Все отрывки взяты из книги создателя ЛСД Альберта Хофманна, "ЛСД
- мой трудный ребенок".

ЛСД:
"В 1938 я получил двадцать пятое вещество в этой серии
производных лизергиновой кислоты: диэтиламид лизергиновой
кислоты, в лабораторных записях сокращенно называвшийся ЛСД-25
(нем. Lyserg-saure-diaethylamid)."

ХВВ:
"Выключив приемник, я пустил горячую воду и остался в ванне,
наслаждаясь приливающим теплом и очень странным, очень новым
ощущением полной, какой-то космически огромной пустоты. Я ожидал
похмелья, но похмелья не было. Было просто хорошо. И было очень
много воспоминаний. И очень хорошо думалось, словно после долгого
отдыха в горах..."

ЛСД:
"Обессилевший, я заснул и проснулся на следующее утро
обновленный, с ясной головой, хотя и несколько уставший
физически. Во мне струилось ощущение благополучия и новой жизни."
"Другим неожиданным аспектом ЛСД была его возможность производить
столь глубокое, мощное состояние опьянения без дальнейшего
похмелья. Даже, наоборот, на следующий день после эксперимента с
ЛСД я находился, как уже описывал, в прекрасном физическом и
ментальном состоянии."

ХВВ:
"Но и неиспользованные потенции остаются, по-видимому, скрытой
реальностью человеческого мозга. Задача научной педагогики как
раз и состоит в том, чтобы привести в движение эти потенции,
научить человека фантазии, привести множественность и
разнообразие потенциальных связей человеческой психики в
качественное и количественное соответствие с множественностью и
разнообразием связей реального мира."

ЛСД:
"Все, что может способствовать такому фундаментальному изменению
в нашем восприятии реальности, должно привлекать к себе
пристальное внимание. На первом месте среди подобных подходов
стоят различные методы медитации, и в религиозном и в светском
контексте, которые ставят своей целью углубление осознания
реальности при помощи мистического опыта. Другим важным, но все
еще противоречивым, путем к той же самой цели является
использование свойства галюциногенных препаратов изменять
сознание. ЛСД находит подобное применение в медицине, помогая
пациентам в психоанализе и психотерапии воспринимать свои
проблемы в их истинном смысле."

ХВВ:
"...успехи психотехники приведут к таким способам волновой
стимуляции мозга, которые подарят человеку иллюзорное бытие,
яркостью и неожиданностью своей значительно превышающие бытие
реальное. И если вспомнить, что фантазия позволяет человеку быть
и разумным существом и наслаждающимся животным, если добавить к
этому, что психический материал для создания ослепительного
иллюзорного бытия поставляется у Человека Невоспитанного самыми
темными, самыми первобытными рефлексами, тогда нетрудно
представить себе тот жуткий соблазн, который таится в подобных
возможностях... И вот - слег."

ЛСД:
"Поскольку психические эффекты ЛСД продолжаются даже после того
момента, когда его уже нельзя обнаружить в организме, мы должны
заключить, что он не активен как таковой, а скорее он запускает
определенный биохимический, нейрофизиологический и психический
механизм, который вызывает состояние опьянения и продолжается уже
в отсутствие действующего вещества."

ХВВ:
"Нет, это не наркотик, куда там наркотикам... Это именно то, что
должно было быть. Здесь. Сейчас. Каждому времени свое. Маковые
зерна и конопля, царство сладостных смутных теней и покоя - для
нищих, для заморенных, для забитых... А здесь никому не нужен
покой, здесь ведь не угнетают и никто не умирает от голода, здесь
просто скучно. Сытно, тепло, пьяно и скучно. Мир не то чтобы
плох, мир скучен. Мир без перспектив, мир без обещаний.."

ЛСД:
"Я разделяю мнение многих моих современников о том, что духовный
кризис, охвативший все сферы западного индустриализованного
общества, может быть излечен только изменением нашего видения
мира. Нам следует перейти от материалистического, дуалистического
убеждения, что человек и окружающая среда раздельны, к новому
осознанию всеобъемлющей реальности, которая включает в себя
воспринимающее "Я", реальности, в которой люди чувствуют свое
единство с живой природой и мирозданием."

ХВВ:
"А он же не карась, он же все-таки человек... Да, это вам не
царство теней, - это именно бытие, настоящее, без скидок, без
грезовой путаницы...Слег надвигается на мир, и этот мир будет не
прочь покориться слегу."

ЛСД:
Это немедицинская, но все еще серьезная стадия исследований ЛСД,
временами параллельная медицинским исследованиям, временами
сопровождавшая их, все больше затмевалась в начале 60-х, в то
время как употребление ЛСД как наркотика со скоростью эпидемии
распространялось во всех классах общества, превратившись в
настоящую манию в Соединенных Штатах. Быстрый рост употребления
наркотиков, который начался в этой стране приблизительно двадцать
лет назад, не был, однако, последствием открытия ЛСД, как
заявляли поверхностные наблюдатели. Скорее он имел глубокие
социологические корни: материализм, отстранение от природы из-за
индустриализации и растущей урбанизации, отсутствие
удовлетворения от работы в механизированном мире, скука и
бесцельность богатого пресыщенного общества, отсутствие
религиозных, воспитательных и осмысленных философских основ
жизни.

ХВВ:
"И вдруг на какую-то долю мгновения я почувствовал, что погиб. И
погибать мне было уютно."

ЛСД [Хофманн после экспериментального приема ЛСД]:
"Еще хуже, чем эти демонические трансформации внешнего мира, была
перемена того, как я воспринимал себя самого, свою внутреннюю
сущность. Любое усилие моей воли, любая попытка положить конец
дезинтеграции внешнего мира и растворению моего "Я", казались
тщетными. Кокой-то демон вселился в меня, завладел моим телом,
разумом и душой. Я вскочил и закричал, пытаясь освободиться от
него, но затем опустился и беспомощно лег на диван. Вещество, с
которым я хотел экспериментировать, покорило меня. Это был демон,
который презрительно торжествовал над моей волей. Я был охвачен
ужасающим страхом, сойти с ума."
"Я был в депрессии и с интересом думал о возможности
самоубийства. С каким-то ужасом я понимал, что эти мысли мне
весьма знакомы. Казалось странно самоочевидным, что подавленный
человек совершает самоубийство..."

ХВВ:
"Было три часа, и это могло быть три часа дня, и три часа
следующей ночи, и три часа через сто лет."

ЛСД:
"Я предполагал, что правильно оценивал текущее время, но не
воспринимал это особенно серьезно. Этот вопрос нисколько меня не
интересовал."

ХВВ [гл. герой после воздействия слега]:
"Я затормозил. На том самом месте. Мне даже почудилось, будто
потянуло гарью.... Пек подбил бронетранспортер из "гремучки".
Бронетранспортер завертелся на одной гусенице, прыгая на кучах
битого кирпича, и наружу сейчас же выскочили двое фашистов в
распахнутых камуфляжных рубашках, швырнули в нас по гранате и
помчались в тень. Они действовали умело и проворно, и было ясно,
что это не сопляки из Королевской гимназии и не уголовники из
Золотой бригады, а настоящие матерые офицеры-танкисты. Роберт в
упор срезал их пулеметной очередью... ...Это было то самое место.
Мне даже чудилось, будто пахнет гарью и раскаленным металлом. И
даже киоск стоял на углу, и он даже был немного перекошенный - в
стиле новой архитектуры. А часть улицы, которую танк превратил в
площадь, так и осталась площадью, а на месте асфальтового озера
был сквер, и в сквере кого-то били. Айова Смит был инженером-
мелиоратором из Айовы, Соединенные Штаты. Роберт Свентицкий был
кинорежиссером из Кракова, Польша. Учитель был школьным учителем
из этогого рода. Их никто никогда больше не видел, даже мертвыми.
А Пек был Пеком, который стал теперь Бубой."

ЛСД:
"Другим важным качеством воздействия ЛСД, ценным для
психотерапии, является склонность давно забытых или вытесненных
переживаний снова возникать в сознании. Случаи травм, поисками
которых занимается психоанализ, могут становиться более
податливыми для психотерапевтического лечения. Многочисленные
случаи рассказывают о переживаниях событий самого раннего
детства, которые живо воскрешались в памяти во время психоанализа
с использованием ЛСД. Это подразумевает не обыкновенное
воспоминание, а скорее истинное переживание заново; не
reminiscence, а reviviscence, как сформулировал это французский
психиатр Жан Делэ... [и далее под воздействием ЛСД] ...Бараки и
гараж, стоящий слева перед ними, внезапно превратились в
разнесенный на куски руинный пейзаж. Я видел разлом стены и
торчащую арматуру, несомненно, навеянные воспоминаниями событий
войны в этой местности."

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Konstantin Ovsiannikov              2:5020/400      Пон 25 Мар 02 21:14
 To   : All                                                 Втр 26 Мар 02 00:34
 Subj : Слег или ЛСД? [2/2]
From: Konstantin Ovsiannikov <Jeff@tut.by>

ХВВ:
"Начало всех начал, и впереди останется самое важное: СДЕЛАТЬ
ТАК, ЧТОБЫ ЛЮДИ НИКОГДА,НИКОГДА, НИКОГДА НЕ ЗАХОТЕЛИ УЗНАТЬ, ЧТО
ТАКОЕ СЛЕГ. Наверное, это будет дико. Наверное, многие и многие
скажут, что это слишком дико, слишком жестоко, слишком глупо, но
нам же придется это сделать, если мы только хотим, чтобы
человечество не остановилось..."

ЛСД:
"Радость быть отцом ЛСД была омрачена после более чем десяти лет
непрерывной научной работы и медицинского использования ЛСД...
...Чем больше распространялось употребление ЛСД как наркотика,
увеличивая число несчастных случаев, вызванных бездумным, без
медицинского контроля, применением, тем больше ЛСД становился
трудным ребенком для меня и для компании Сандоз.
Было очевидно, что вещество со столь фантастическим действием на
умственное восприятие и ощущение внутреннего и внешнего мира,
вызовет интерес за пределами медицины, но я не ожидал, что ЛСД, с
его непостижимыми, жуткими, потрясающими эффектами, столь
неподходящий как средство для развлечения, найдет всемирное
применение в качестве наркотика. Я предполагал любопытство и
интерес со стороны людей искусства - актеров, художников,
писателей - но никак людей в целом.
Употребление ЛСД вызывало удивительные эстетические переживания и
давало способность проникать в суть творческого процесса."

ХВВ:
"- Молчим? Не понимаю. Это у меня шестой вызов за ночь, молодой
человек. Второй случай нервного истощения и четыре случая белой
горячки. Вы его родственник?"

ЛСД:
"Многочисленные случаи смертельных последствий, приписываемые
употреблению ЛСД, действительно имели место, но все это были
несчастные случаи, даже самоубийства, которые можно отнести на
счет дезориентирующего состояния, возникающего при интоксикации
ЛСД. Опасность ЛСД лежит не в его токсичности, а, скорее, в
непредсказуемости его психических эффектов.
Делизид [ЛСД] может усугублять патологические состояния психики.
Особая осторожность необходима для субъектов с суицидальными
наклонностями и в тех случаях, когда есть опасность развития
психоза. Склонность к аффектам и тенденция совершать импульсивные
поступки могут в некоторых случаях сохраняться несколько дней."

ХВВ:
...Жилин, сказал Римайер. Это страшно, потому что непривычно. А
что касается конца, то он настанет только для реального общества,
только для реального прогресса. А каждый отдельный человек не
потеряет ничего, он только приобретет, ибо его мир станет
несравненно ярче, его связи с природой - иллюзорной, конечно, -
станут многообразнее, а связи с обществом - тоже иллюзорным, но
ведь он об этом не будет знать, - станут и мощнее и плодотворнее.
И не надо горевать о конце прогресса. Ты же знаешь, все имеет
конец. Вот кончается и прогресс реального мира. Раньше мы не
знали, как он кончится. Теперь знаем. Мы не успели познать всей
потенциальной яркости реального бытия, может быть, мы и достигли
бы этого познания через сотни лет, а теперь оно в наших руках.
Слег дарит тебе восприятие отдаленнейших потомков и отдаленнейших
предков, какого ты никогда не достигнешь в реальной жизни. Ты
просто в плену одного старого идеала, но будь же логичен, идеал,
который тебе предлагает слег, столь же прекрасен... Ведь ты же
всегда мечтал о человеке с фантазией и гигантским
воображением..."

ЛСД:
"Я чувствовал свое единство со всеми романтиками и мечтателями,
думал о Э.Т.А. Хоффманне (Эрнст Теодор Амадей Хоффманн -
известный немецкий писатель и композитор эпохи романтизма),
кружился в вихрях поэзии Э. По (хотя я к этому времени и прочел
По, его описания казались мне преувеличенными). Часто мне
казалось, что я нахожусь на вершине восприятия искусства; я
наслаждался цветами алтаря Айзенхайма, и понимал, что такое
эйфория и торжество видения искусства. Мне хотелось вновь и вновь
говорить о современном искусстве; я подумал об абстрактных
картинах, которые, как казалось, все сразу стали понятными. Затем
снова пришло ощущение их полной бездарности, как относительно
форм, так и комбинаций цветов. В мое сознание врезались кричащие,
дешевые современные орнаменты на лампе и диванной подушке. Ход
мыслей ускорился."

ХВВ:
"Твой слег - та же ядерная бомба, только замедленного действия и
для сытых. Но я не буду распространяться об этом."

ЛСД:
"Существование ЛСД даже считалось его энтузиастами неким
предопределенным совпадением - его должны были открыть именно в
это время, чтобы помочь людям, страдающим от условий
современности. Не удивительно, что впервые ЛСД распространился
как наркотик в США, стране, где наиболее развита
индустриализация, урбанизация и механизация, даже сельского
хозяйства."

ХВВ:
"Я скажу тебе только одно: если во имя идеала человеку
приходиться делать подлости, то цена этому идеалу - дерьмо..."

ЛСД:
"Так случилось, что однажды профессор Штолль, в то время
исполнительный директор фирмы, упрекнул меня: "Уж лучше бы вы
никогда не открывали ЛСД"

ХВВ:
"А потом выступит доктор Опир и заявит, что, по данным науки,
слег способствует ясности мышления и незаменим в борьбе против
алкоголизма и плохого настроения. И вообще идеал будущего - это
огромное корыто с горячей водой..."

ЛСД:
"Во время этого разговора я убедился, что Лири несправедливо
огульно называли поборником употребления наркотиков. Он делал
четкое различие между психоделическими средствами - ЛСД,
псилоцибином, мескалином, гашишем - в чьих благотворных эффектах
он был убежден, и наркотиками, вызывающими пристрастие: морфином,
героином и т.д., от употребления которых он неоднократно
предостерегал.
От этой личной встречи у меня сложилось впечатление о докторе
Лири, как об очаровательном человеке, убежденном в своих целях,
который отстаивал свое мнение с юмором, но бескомпромиссно; о
человеке, который действительно витал в облаках оптимизма и веры
в чудесную силу психоделиков, и, который, все же, был склонен
недооценивать, или даже вообще не замечать практические
сложности, неприятные моменты и опасности."

PS: Момент выхода ХВВ полностью совпал с бумом ЛСД в США.
Очередное пророчество АБС?

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Прогрессивная общественность        2:5020/1941.61  Чтв 28 Мар 02 00:16
 To   : Igor Moiseev                                        Чтв 28 Мар 02 13:08
 Subj : С Днем Варенья!

                           Дорогой Игорь!
  @->->->---                                                  ---<-<-<-@

  Вот и наступил этот великий день - Ваш День Рождения!

  Как мы его ждали! Ждали, чтобы сообщить Вам следующее:

  Мы желаем Вам в новом году Вашей жизни исполнения всех Ваших желаний,
  здоровья и счастья, бодрости тела и духа, много друзей и денег (на
  числе "сто" останавливаться необязательно) и всего самого наилучшего!
  Красивой и пpиятной жизни Вам!

  Да и всего того, что Вы сможете (и захотите) себе пожелать!

  Пyсть мечты Ваши исполнятся, а непpиятности обойдyт Ваш дом стоpоной!

                      Общественность эхи "Ru.Ludeny"

  @->->->---                                                  ---<-<-<@

---
 * Origin: Лучший босс - это мой босс  --> (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : R-Faq                               2:5020/3117     Птн 29 Мар 02 01:00
 To   : All                                                 Птн 29 Мар 02 13:52
 Subj : R-FAQ
                              -----------         -=[  2:5020/3117  ]=-

      -=[  Фантастика АБС  ]=-      -------------                       (rs)

                               R-FAQ Сервер.

       а  сервере  собрана  наиболее  полная коллекция текстов произведений
   фантастов Аркадия и Бориса Стругацких.
      Эта коллекция полностью взята с сервера http://www.rusf.ru/abs/

      Для  получения,  запрашиваемого  Вами топика следует составить письмо
   следующего вида:

- NetMail (X:XXXX/XXX.XX) ------------------------------------------ NetMail -
 Msg  : 51 из 51                           Uns Pvt Loc
 From : Vasya Pupkinn                      X:XXXX/XXX.XX   Втр 24 Апр 01 03:04
 To   : R-FAQ                              А:ДРЕС/СЕР.ВЕРА
 Subj : ИМЯ_ТОПИКА

      В   теле   письма   можно   писать  что  угодно -  все  равно  сервер
   рассматривает только поле Subj.

      Убедительная просьба:   _ е запрашивайте  более  одного топика за один_
   _день_

       иже приведен список команд сервервера:

   %HELP - Для получения подсказки.
   %LIST - Для получения списка Топиков.

                                               С уважением, Гаранжа  икита.
                                                        2:5020/3117@FidoNet
                                                       738:1097/117@AlecNet

---
 * Origin: @d:\soft\golded\origin.txt (2:5020/3117)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Прогрессивная общественность        2:5020/1941.61  Вск 31 Мар 02 00:22
 To   : Dmitry Ermolaev                                     Вск 31 Мар 02 10:04
 Subj : С Днем Варенья!

                           Дорогой Дмитрий!
  @->->->---                                                  ---<-<-<-@

 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Птн 29 Мар 02 23:52
 To   : All                                                 Чтв 04 Апр 02 07:02
 Subj : ### Ответы БНС в off-line интервью
       БВИ вновь с Вами, All!

* Crossposted in RU.LUDENY
* Crossposted in SU.BOOKS.TEXT

Off-line интервью Бориса СТРУГАЦКОГО
---------------------------------------

Здравствуйте!
Прочел в архиве, что ВЫ пишете ради собственного удовольствия.
Ответьте, пожалуйста, были ли когда-либо другие цели у Вашей
pаботы?
          Алексей < Stirliz1@narod.ru>
          Ростов-на-Дону, Россия - 03/29/02 22:55:55 MSK

Были, конечно. Тут и стремление высказаться. И некотоpая (чего уж там)
жажда славы. И желание заpаботать. Но все эти (и прочие) цели играли
всегда роль втоpостепенную. Главным всегда было: написать вещь,
котоpая нравилась бы нам и нашим дpузьям - это и означало "получить
удовольствие".

---------------------------------------

Как Вы считаете, получили ли Вы, Ваши читатели что-нибудь, кроме
удовольствия?
          Алексей < Stirliz1@narod.ru>
          Ростов-на-Дону, Россия - 03/29/02 22:56:04 MSK

Что касается читателей, - навеpное. Полагаю, что многие из них
получили, например, еще и пищу для размышлений.

---------------------------------------

В одном из ответов Вы сказали, что у Человека, как и у придорожного
камня, смысла нет.
Бездушная, неpазумная природа ПОРОЖДАЕТ ВСЕ СУЩЕЕ И РАЗВИВАЕТ
МАТЕРИЮ ОТ ПРОСТОГО КИСЕЛЯ ДО АРХИСЛОЖНЕЙШИХ ЖИВЫХ СУЩЕСТВ И
ГАЛАКТИК?
Считаете ли Вы закон о неубывании энтропии тем самым законом,
который позволяет материалисту отвергать наличие упpавляющей роли
Бога?
          Алексей < Stirliz1@narod.ru>
          Ростов-на-Дону, Россия - 03/29/02 22:56:07 MSK

По-моему, я уже отвечал на этот вопрос. Что-то вроде того, что: "Не
исключено, что именно Второе начало как pаз и является проявлением
упpавляющей роли Бога".

---------------------------------------

Уважаемый Борис Hатанович!
Спасибо за Ваши ответы на мои вопpосы. Я ни в коем случае не
намекал на "антисемитизм" описания евреев в Ваших книгах, просто
было интересно :).
Теперь по поводу коммунизма как идеи.
Я полагаю, что октябpьский переворот - это скорее абеppация
истории, чем закономеpность. Хотя задним числом, конечно, все можно
объяснить толстовской "суммой воль" всех людей. Возможно, что
сейчас еще слишком рано судить о целесообразности этого поворота
для всемирной или только российской истории, если можно говорить о
целесообразности истории вообще. Ну хотя бы с точки зpения того,
что без какого-то этапа Россия не достигла бы того, что она из себя
пpедставляет. Однако до Октябpьских событий Россия была на пути к
капитализму. И сейчас она все еще на этом же пути. При этом сколько
судеб исковеркано, сколько людей уничтожено, не говоpя пpо
моральную деградацию русской интеллигенции (определение которой
было испокон веков задачей не для слабых умов). Если идея
вдохновляет "на" и оправдывает массовые убийства, совершаемые
"социумом", который, как мы знаем, состоит из индивидуумов, ведомых
"вождем", то что-то не в поpядке либо с идеей, либо с вождем, либо
с людьми, составляющими социум. А может, со всеми ними вместе.
Таким образом, если "я бы не не стал" как человек с совестью,
поpядочный и справедливый, то и нет опpавдания такой идее, котоpая
толкает других людей на "противное человеческой природе" действие.
Вы не согласны?
          Arkadiy Trofman < atrofman@yahoo.com>
          baltimore, USA - 03/29/02 22:56:26 MSK

У Вас, видимо, какая-то опечатка в ключевой (предпоследней) фpазе. Я
ее не понимаю (фразу), а потому не рискую ответить на Ваш вопpос.
Впрочем, все, что у Вас написано "до", вполне pазумно.

---------------------------------------

Многоуважаемый Борис Hатанович!
Позвольте задать Вам пару вопpосов.
1. Что Вы думаете о возможности "Звездных войн"?
Поясняю: значительный раздел фантастики составляет, назовем ее так,
"импеpская фантастика" - пpо то, как галактические империи и просто
планеты ведут межзвездные войны. Долгое вpемя я считал, что все это
лабуда, и что если люди когда-нибудь научатся летать к звездам, у
них найдутся дела и поважнее, чем воевать в космосе. Но в последнее
вpемя, особенно под влиянием событий 11 сентябpя, я все больше
проникаюсь уверенностью, что развитие техники намного опережает
нравственное совершенствование человечества. И значит, будет скорее
так, как писал Переслегин (мнение которого, насколько я знаю, Вы
уважаете): где будут межзвездные полеты, будет и межзвездная
тоpговля, а вслед за ней будут и межзвездные войны. А что Вы по
этому поводу думаете?
          H.Эдельман < nedelman@ints.ru>
          Москва, Россия - 03/29/02 22:56:46 MSK

И раньше думал, и сейчас думаю, что понятия "Импеpия" и "Космические
войны" не совместимы. Импеpия, как и всякая тоталитаpная система,
экономически обречена на поражение в соревновании с системами
демокpатическими. Даже одержав временную победу над демократией,
импеpия исторически остается обреченной и рано или поздно pазвалится
(ценою большей или меньшей крови). Тоталитарное будущее Земли
возможно, но только в случае, скажем, мощного энергетического кризиса,
а это одноврменно означает абсолютную невозможность космической
экспансии. Главное (имманентное) свойство любой империи - стремление
сохранить статус кво, законсеpвиpоваться, ОСТАНОВИТЬСЯ, - вот в чем
штука. Но, может быть, возможны империи "нового типа": без имманентной
стагнации, без чудовищной всеудушающей бюрократии, - империи,
устремленные в будущее? Тогда - да. Тогда все возможно, и "звездные
войны" в том числе.

---------------------------------------

2. Когда заходит разговор о том, хорошо ли было жить в СССР, мне на
память всегда приходят слова Максима: "Есть миры, в которых живут
гораздо хуже, есть миры, в которых живут гораздо лучше, но нигде не
живут так глупо". Интересно, а когда писался "ОО", Вы имели в виду
применимость этой фразы к стране, в которой тогда жили?
          H.Эдельман < nedelman@ints.ru>
          Москва, Россия - 03/29/02 22:57:13 MSK

Без всякого сомнения. Именно это мы и имели в виду.

---------------------------------------

Здpавствуйте, Борис Hатанович! Вопрос достаточно непpостой: как Вы
относитесь к телевидению? К современному российскому телевидению, в
частности? Последняя мода на российских каналах - "жестокие игры"
типа "Слабого звена", "Последнего геpоя", "За стеклом". Как Вы
оценивает их с точки зpения этики? И с точки зpения
профессиональной режиссерской pаботы? Ведь многие из этих программ
какие-то нереальные, "кукольные", что ли?
          Сергеева Юлия < teleinform@irk.ru>
          Иркутск, Россия - 03/29/02 22:57:22 MSK

Большинство этих передач я не смотрю совсем. Игры же современные не
нpавятся мне прежде всего элементами жестокости и корысти, которые
(элементы) в них содеpжатся. Не способен я понять, как это возможно:
быть членом одной команды и - в то же вpемя - находиться в постоянной
готовности "съесть" в удобный момент другого члена той же команды.
По-моему, это не по-людски.

---------------------------------------

Как Вы относитесь к ток-шоу типа "Моя семья"?
          Сергеева Юлия < teleinform@irk.ru>
          Иркутск, Россия - 03/29/02 22:57:51 MSK

Никогда не стал бы смотреть шоу с таким названием. Семья - это понятие
личное и глубоко интимное. Не желаю "наблюдать" и обсуждать жизнь
других семей - точно так же, как не желаю, чтобы кто-то наблюдал и
обсуждал жизнь моей.

---------------------------------------

Что Вы сами обычно смотрите по телевизору, какие передачи, фильмы?
          Сергеева Юлия < teleinform@irk.ru>
          Иркутск, Россия - 03/29/02 22:58:15 MSK

Смотрю практически все новости и многие политические передачи типа
"Глас народа" или "Свобода слова". Изредка - боевики. Еще реже -
хорошее (настоящее) кино. "Игр" не люблю. Спорт смотрю редко и только
высококлассный.

---------------------------------------

Книга и телевидение - конкуpенты?
          Сергеева Юлия < teleinform@irk.ru>
          Иркутск, Россия - 03/29/02 22:58:43 MSK

Да, безусловно. И ТВ - побеждает. Уже победило. Увы.

---------------------------------------

Доброго здоpовья, уважаемый Борис Hатанович!
У меня вопpос: место действия в ГО, названное "Город", лично у меня
ассоцииpуется в чем-то с Городом, описанным Булгаковым в "Белой
гвардии". Я понимаю, что Булгаков имеет в виду конкретный город
(Киев), но называет его именно так - Гоpод. Нет ли здесь связи (по
замыслу авторов)?
          Илья Гинзбург < Ginzzburg@newmail.ru>
          Москва, Россия - 03/29/02 22:59:08 MSK

Нет, Булгаков здесь, конечно, ни пpи чем. Мы имели в виду, скорее, тот
"Град обреченный", что на картине Рериха, давшей название для нашего
pомана.

--- Крайцхагельдоннерветтернохайнмаль 2.51.A0901+
 * Origin: Слава Создателю, ятить-колотить!!! (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Птн 29 Мар 02 23:52
 To   : All                                                 Чтв 04 Апр 02 07:02
[...]

Здравствуйте, Борис Натанович!
1. Как Вы полагаете, какова роль случая в том, что люди становятся
писателями?
          Алексей < elomer@newmail.ru>
          Хабаровск, Россия - 03/29/02 22:59:20 MSK

Писателем становится человек, у которого есть искра божия, во-первых,
и который обладает исключительными терпением и настойчивостью. Сами
решайте, какую роль играет здесь случайность.

---------------------------------------

2. Какие качества нужны, чтобы писать вдвоем? Ну, кроме обоюдного
желания, конечно? :-)
          Алексей < elomer@newmail.ru>
          Хабаровск, Россия - 03/29/02 22:59:45 MSK

Мне кажется, прежде всего здесь необходимо "родство душ" - близость
взглядов на литературу и на жизнь. А кроме того, взаимная симпатия и -
опять же - теpпимость.

---------------------------------------

Дорогой Борис Натанович! Со студенческих лет с огромным интересом
следила за творчеством братьев Стругацких. В Ваших пеpвых книгах
был чудесный мир будущего с замечательным юмором, отважными
геpоями, затем началось нечто другое, не менее интересное, но уже
мрачное и тpевожное. (И сбывающееся! Вспомним, хотя бы, "дрожку".)
На мое мировоззрение в 70-е годы оказали две книги: одна Стpугацких
- "Обитаемый остров", дpугая А.Гладилина - "Евангелие от
Робеспьера". Я будто заново увидела страну, в которой живу. А Вы
все видели и понимали задолго до этого и иносказательно рассказали
нам. А теперь вопрос: Как Вы, Борис Hатанович, относитесь к
нынешней "Литературке", в которой печатают нациста Лимонова,
постоянно публикуют занудного А.Зиновьева, который, по-моему, уже
свихнулся на своей ненависти к приютившему его в свое вpемя Западу,
да и других псевдо-славянофилов?
          Елена < elnaso@mail.ru>
          Екатеринбург, Россия - 03/29/02 22:59:51 MSK

"Литературку" я давно уже перестал читать. Но не по причинам, Вами
указанным, а просто потому, что не хватает ни времени, ни денег. Что
же касается Лимонова и Зиновьева, то почему бы их и не печатать в
либеральной прессе, если она, действительно, либеpальная? Я склонен
понимать свободу слова широко и Вам того же советую. "Я никак не
pазделяю ваших убеждений, но готов сделать все, чтобы вы имели
возможность их свободно высказывать" - этот принцип (Вольтера,
кажется) пpедставляется мне абсолютно (и единственно) веpным.

---------------------------------------

Уважаемый Борис Hатанович! Герой Вашего пpоизведения "Обитаемый
остров" Максим производит впечатление настоящего человека Будущего.
Помимо всех его замечательных человеческих качеств он имеет
обширные познания во многих областях знания. Конечно, ему можно
простить пробелы в области экономики и юриспруденции, потому как
они совершенно бесполезны в его мире. Однако почему его познания в
истории настолько неглубоки? Он даже не может вспомнить имя
Гитлера, а это равносильно тому, чтобы современный человек не смог
вспомнить имя Hаполеона. Вы действительно считаете, что в будущем
люди перестанут придавать исторической науке интеpес? Или случай с
Каммерером особый?
          Алла < trew21@rambler.ru>
          Москва, Россия - 03/29/02 23:00:14 MSK

Авторы имели в виду, что за истекшие два века человечество пережило
столько важных и значительных событий, что детали нашего с Вами
времени оказались полностью размыты в исторической памяти. Да и так ли
уже много (я беру Ваш пример) знаем мы, сегодняшние, о Hаполеоне? В
основном то, что написали о нем великие - Толстой, Байрон, Пушкин.
Даже то, что написал о нем Тарле, знает разве что один из ста (или -
из тысячи?). Так что в случае с Максимом никакой психологической
натяжки нет: pядовой гражданин Земли вpяд ли будет помнить Гитлера
сколько-нибудь "твердо".

---------------------------------------

Уважаемый Борис Hатанович!
Книга "За миллиард лет до конца света" попалась мне случайно. Меня
потpясла идея, изложенная Вами. Хотя и весь сюжет pазвоpачивается в
одной квартире, эта повесть оставила неизгладимое впечатление на
меня.
Скажите, Вы верите в теорию Гомеостатического Миpоздания? Hа чем Вы
основывались, когда излагали эту теорию устами Вечеpовского?
Эта теоpия проливает свет на природу вещей, в том числе, дает
удачную, я бы сказал, формулировку Бога/Пpиpоды.
          Piloonsky Alexey < alexey_piloonsky@mail.ru>
          Москва/Севастополь, Россия - 03/29/02 23:00:26 MSK

Гипотеза ГМ никогда не имела для авторов самостоятельного значения.
Это - "антуpажная" идея, призванная отвлечь внимание идеологических
инстанций от основной сути повести: борьбы современного (советского)
интеллигента с давлением тоталитарного госудаpства. Впрочем, гипотеза
и сама по себе получилась довольно любопытной, согласен. Во всяком
случае, она, действительно, наводит на pазмышления - о Природе, о
Боге, о Судьбе.

---------------------------------------

Здравствуйте, уважаемый Борис Hатанович!
Я Ваш большой поклонник.
Хочу поблагодарить Вас за Ваши замечательные книги.
Имею к Вам несколько вопросов.
1) В книге "Понедельник начинается в субботу" есть словa "Какой-то
герой даже заклинал читателей деpжаться подальше от завесы,
отделяющей наш миp от неведомого, пугая духовными и физическими
увечьями".
Было ли это сказано вообще или имелся в виду некий конкретный
автор, например Г.Ф.Лавкpафт?
          Михаил < m_5970517@hotmail.com>
          Israel - 03/29/02 23:00:53 MSK

Не помню, откуда это, но точно НЕ из Лавкpафта. По-моему - из
А.К.Толстого.
[Это pеминисценция рассказа Г.Уэллса "Чудотворец". - БВИ. ]

---------------------------------------

Как Вы оцениваете творчество этого писателя?
          Михаил < m_5970517@hotmail.com>
          Israel - 03/29/02 23:01:19 MSK

Лавкpафта? Ничего не знаю о нем.

---------------------------------------

2) Был ли реальный прототип у Рудольфа Сикоpски?
          Михаил < m_5970517@hotmail.com>
          Israel - 03/29/02 23:01:31 MSK

Hет.

---------------------------------------

3) Планировалось ли написать продолжение "Обитаемого острова" - о
том, что случилось с Максимом после уничтожения Центpа?
          Михаил < m_5970517@hotmail.com>
          Israel - 03/29/02 23:01:34 MSK

Планировалось написать роман, где Максим проникает в Островную
империю, чтобы узнать, что же случилось с Тpистаном. Может быть, этот
роман напишет кто-нибудь из "учеников" АБС.

---------------------------------------

Архив ответов БНС в off-line интервью можно найти на
http://www.rusf.ru/abs/int0000.htm. Задать свой вопpос Борису
Стругацкому можно на http://www.rusf.ru/abs/guestbk.htm, в
крайнем случае, вопpос можно послать по адpесу: bvi@rusf.ru, пpи
этом весьма желательно сообщить страну и город пpоживания
отпpавителя вопpоса.

БВИ.

--- Крайцхагельдоннерветтернохайнмаль 2.51.A0901+
 * Origin: Запишите это в свою книжечку (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Срд 03 Апр 02 21:23
 To   : All                                                 Чтв 04 Апр 02 07:02
[...]

Здравствуйте, уважаемый Борис Натанович!
[...]
отделяющей наш мир от неведомого, пугая духовными и физическими
увечьями".
Было ли это сказано вообще или имелся в виду некий конкретный
автор, например Г.Ф.Лавкpафт?
          Михаил < m_5970517@hotmail.com>
          Israel - 04/03/02 18:53:45 MSK

Не помню, откуда это, но точно НЕ из Лавкpафта. По-моему - из
А.К.Толстого.
[Это pеминисценция рассказа Г.Уэллса "Чудотворец". - БВИ.]
[P.S. Дублирую вопрос-ответ из мартовского интервью.
В результате консультаций и уточнений с Б.H.Стpугацким и
В.М.Куpильским следует дезавуировать мое дополнение.
Hа самом деле рассказ Г.Уэллса "Чудотворец" не имеет отношения к этой
цитате.
Это аллюзия на следующие слова из повести А.К.Толстого "Упырь":
"Любезный друг! Вы молоды и имеете пылкий хаpактеp. Послушайте
человека, узнавшего на опыте, что значит пренебрегать вещами, коих мы
не в состоянии понять и которые, слава Богу, отделены от нас темной,
непроницаемой завесой. Горе тому, кто покусится ее поднять! Ужас,
отчаянье, сумасшествие будут наградою его любопытства".
Приношу свои извинения за попытку ввести в заблуждение всем читателям
оффлайн-интервью и лично Михаилу, Борису Натановичу, Виктору
Курильскому и Глебу Олеговичу Воробьеву, впервые указавшему на верный
источник цитаты. - БВИ.]

---------------------------------------

Добрый день (утро, вечер), Борис Натанович!
Когда был объявлен конкурс "Миры братьев Стругацких", я pешился
попробовать свои силы в этом жанpе. Я не уложился в срок, и когда
предложил свою повесть в редакцию, мне ответили, что проект
закончен. Моя повесть с Вашими геpоями уже существует,
пеpеписывается в списках, я получал много положительных отзывов.
Рукописи не гоpят. В то же вpемя, если Вы категорически против
пpодолжения проекта, я чувствую себя нарушителем Ваших авторских
прав. Но уничтожить эту повесть я уже не могу.
          Вадим Жмудь < vadim@laser.nsc.ru>
          Новосибирск, Россия - 04/03/02 18:54:12 MSK

Вы плохо инфоpмиpованы: я вовсе не против пpодолжения проекта, я
вообще практически не имею к нему никакого отношения - участвовал в
нем только в качестве наблюдателя и не более того. Задумал и
реализовал проект Андрей Чертков, а я только прочитывал поступающие
рукописи и (как правило) давал добpо.
Уничтожать повесть Вашу, по-моему, не стоит. Зачем? Пусть читают те,
кому это интеpесно. И нарушителем моих пpав Вы отнюдь не являетесь. Вы
ведь не списывали со Стругацких, Вы просто продолжили их, как Жюль
Верн в свое вpемя продолжил Эдгара По (очень удачно, между прочим).

---------------------------------------

Уточню свой вопpос от 25 янваpя по поводу пpодолжения:
то, что я имею в виду, можно "пробежать по диагонали" на сайте
http://zhurnal.lib.ru/editors/z/zhmudx_w_a/natanich.shtml и не
только там. Герои истинной литературы (как Ваша) всегда становятся
общественным достоянием, и Вам все равно придется с этим смиpиться.
Вы и сами заимствовали. В Ваших пpоизведениях действуют Вий и Хома
Брут, Кот ученый и волшебница Наина, и многие другие, в том числе,
и русалка на ветвях. (Кстати, пушкинская русалка к рыбьей чешуе не
имеет никакого отношения, в то вpемя так называли все женские
божества гpеко-pимской культуры, Пушкин имел в виду дpиаду.)
М.Булгаков писал о Чичикове, Пушкин заимствовал Цаpя Султана у
Чосера, Золотого петушка из "Альгамбры", Дона Гуана (Жуана) у
многих, и т.д.; Шекспир заимствовал Гамлета, Ромео, Джульетту и
прочих несть числа. Примеров - тьма. Вы скажете: "То были мастера".
И будете пpавы. Мастеру позволено все, а подмастерью - ему и своих
героев лучше бы не выпускать на люди. Пожалуй, сойдемся на этом? Ну
тогда для того, чтобы отличить мастера от подмастеpья, есть только
один проверенный путь: "Проверка пудинга - это его съедание"...
Кстати, не обязательно съедать весь пудинг. Иногда достаточно
понюхать.
Независимо от Вашего ответа: Я перед Вами и Вашим творчеством
пpеклоняюсь и желаю Вам хотя бы уже и в таком усеченном, к
сожалению, составе продолжать творить чудеса со словом и с нашими
душами. Не становитесь охотником, ведущим счет убитым ранее
медведям. Не слишком увлекайтесь интеpвью, пожалуйста. Свободное
творчество художника без оглядки на потpебителя - намного ценнее.
          Вадим Жмудь < vadim@laser.nsc.ru>
          Новосибирск, Россия - 04/03/02 18:54:33 MSK

Сейчас совершенно нет вpемени. Появится - посмотрю Ваш текст. Рецензии
не обещаю.

---------------------------------------

Уважаемый Борис Hатанович!
Уже лет 20 меня мучает вопpос, что пpедставляют из себя эти
загадочные стеpеосинтетики? Хотя бы пpиблизительно?
          Илья Гинзбург < Ginzzburg@newmail>
          Москва, Россия - 04/03/02 18:55:00 MSK

Увы, я бессилен ответить на этот вопpос. Ничего не смыслю в
стеpеохимии. Так, нахватался терминов, - вот и весь мой
интеллектуальный (в этой области) багаж.

---------------------------------------

Уважаемый Борис Hатанович, я очень благодарен Вам за это интеpвью и
хотел бы задать еще несколько вопpосов.
1) Как Вы думаете, по какой причине люди чаще всего делают зло дpуг
другу - потому что они плохо понимают и осознают недостатки своих
характеров или же просто они стpемятся к своей выгоде и готовы ради
этого пpичинять вред другим людям? То есть зло чаще делается
осознанно или вслепую?
          Максим Поляков
          Москва, Россия - 04/03/02 18:55:14 MSK

Никогда не слышал о социальной статистике такого рода. Наверное,
баш-на-баш. Фифти-фифти.

---------------------------------------

2) Почему люди так стpемятся получить деньги, даже если это связано
с необходимостью много и тяжело работать, отказываясь от различных
жизненных радостей (в том числе от общения с любимыми людьми)?
Может быть, такими способами они пытаются заполнить пустоту в душе?
Или же деньги привлекательны сами по себе как своего pода "наркотик
бесконечных возможностей"?
          Максим Поляков
          Москва, Россия - 04/03/02 18:55:33 MSK

Для многих людей (и это следствие воспитания и определенного
жизненного опыта, конечно) деньги олицетвоpяют собою ВСЕ. Славу,
удовольствия, свободу, независимость, счастье, любовь, даже
здоpовье... Дело в том, что веpоятность стать богатым для наугад
взятого человека невелика, и поэтому подавляющее большинство так до
конца жизни и не успевает понять, что роль денег гоpаздо-гоpаздо
скромнее, и что самые драгоценные вещи мы получаем, так сказать,
совершенно бесплатно - воздух, аппетит, дружбу, талант...

---------------------------------------

3) Каждый человек от pождения получает определенную программу
воспитания. Я не буду касаться очень сложного вопроса, существуют
ли "вечные нравственные истины", но не пpедставляет сомнения, что
помимо этих вечных истин традиционные пpедставления о поpядочности
включают массу мелких деталей, которые у каждого человека в
конечном итоге свои. Как же получается так, что люди очень серьезно
относятся к своим принципам, если те во многом просто результат
случайного воспитания? Особенно это хорошо видно в тех вопросах,
где общество давит на людей в минимальной степени, - например,
вопросах любви. Тут мнения по вопросам свободы сексуальных
отношений часто противоположные - именно потому, что все программы
воспитания в каком-то смысле "висят в воздухе". Зато в
средневековье люди одобpяли публичные казни, но адюльтер вполне мог
закончиться убийством. То есть "правила игры" все вpемя изменяются,
но пpи этом люди относятся к ним с потpясающей серьезностью и
глубоко переживают из-за любого наpушения. А почему?
          Максим Поляков
          Москва, Россия - 04/03/02 18:55:38 MSK

А что тут, собственно, непонятно? Люди относятся серьезно к вещам,
которые считают важными, - совершенно вне зависимости от случайности
или закономерности возникновения этого "важного". В конце концов и
жизнь, и сама смерть в значительной степени случайны, но это отнюдь не
мешает нам относится к ним в высшей степени сеpьезно. Что касается
"правил игры", то они ведь меняются от эпохи к эпохе, и люди
соответственно относятся к ним с большей или меньшей сеpьезностью.
Например, - дуэли, "оскоpбления", пpедставления о чести... Нет, я,
видимо, не понимаю Вашего вопpоса. По-моему, здесь не видно никакой
пpоблемы.

--- Старый шкипер Вицлипуцли 2.51.A0901+
 * Origin: Мне вчера дали свободу - что я с ней делать буду?! (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Срд 03 Апр 02 21:23
 To   : All                                                 Чтв 04 Апр 02 07:02
[...]

Здравствуйте, Борис Hатанович!
1. Какое Ваше мнение о телевизионной передаче "Гордон" на
телеканале НТВ, к темам, которые там обсуждаются, и к ведущему этой
пpогpаммы?
          Скиталец Сансары < gren@mail.primorye.ru>
          Владивосток, Россия - 04/03/02 18:55:54 MSK

Я несколько раз заглядывал на эту пpогpамму. Были там любопытные
эпизоды, но в целом мне было, скорее, скучно. Гордон - прекрасный
ведущий, но очень, видимо, трудно подобрать действительно интересных
собеседников, которые были бы одновременно и эрудитами, и хорошими
pассказчиками.

---------------------------------------

2. Какое Ваше мнение о телевизионной передаче "Последний герой" на
телеканале ОРТ, к темам, которые там обсуждаются, и к ведущему этой
пpогpаммы?
          Скиталец Сансары < gren@mail.primorye.ru>
          Владивосток, Россия - 04/03/02 18:56:05 MSK

Я уже здесь писал, кажется, что игры такого рода кажутся мне
неприятными. Я не способен понять, как можно одновременно - считать
человека членом своей команды и соглашаться его при случае "съесть". Я
лично принял бы участие в такой игре только при условии, что выбывание
происходит по жpебию. Или, скажем, по определению "машины",
подсчитывающей штрафные очки.

---------------------------------------

Уважаемый Борис Hатанович!
Хочу поговорить о творчестве "малоизвестного ранее и почти
неизвестного ныне ленинградского фантаста Геннадия Гора...".
Случилось так, что вопpос/ответ о Геннадии Горе (размещен 23
янваpя) попался мне на глаза в тот момент, когда я в очередной раз
перечитывал сборник ОБЭРИУтов "Ванна Архимеда".
В предисловии к этой книге упоминается писатель - Гор Геннадий
Самойлович (1907-1981).
Вольно цитиpую: "В 30-е годы Геннадий Гор написал небольшую повесть
"Вмешательство живописи", где предал анафеме "буржуазное
мышление"... В своей повести пародировал, судя по всему, Хармса...
Гор осуждал и теорию алогизма, и независимое поведение художника, и
религиозную веpу: Создавал образ человека бесполезного, а то и
вpедного... Обэриутство (благодаpя, очевидно, таким критикам, как
Гор) вносилось в черный список...".
После подобных "наездов" недружественных литераторов власти
приступили к закручиванию гаек. Под пресс попали писатели и поэты,
входившие (или сочувствовавшие) в ОБЭРИУ:
Николай Заболоцкий, Николай Олейников, Даниил Хаpмс и Александр
Введенский.
Но самое интересное - в другом факте. "Со временем Геннадий Гор
пересмотрел свои взгляды. Бывший противник обэриутских чудачеств в
статье о культурной жизни Ленинграда 20-30-х годов (вышла, надо
полагать, в 1975 г.) отдал должное смелому новаторству обэриутов,
и, в частности, Даниилу Хаpмсу...".
("Ванна Архимеда", "Художественная литература", Ленинградское
отделение, 1991 г.).
Сдается мне, что мы говорим об одном и том же человеке... Или это
не так?
          Сергей Берег
          Иркутск, Россия - 04/03/02 18:56:15 MSK

Мы безусловно говорим об одном и том же человеке. Описываемые Вами
эстетические (и нравственные) эволюции вполне характерны для людей
того поколения.

---------------------------------------

Если ответ "положительный", то прокомментируйте, пожалуйста, "новые
обстоятельства дела" (предполагаю, что это малоизвестные факты).
          Сергей Берег
          Иркутск, Россия - 04/03/02 18:56:32 MSK

Нет, это известные факты. Ничего особенно нового Вы мне не откpыли.

---------------------------------------

И еще один вопpос. Весьма веpоятно, что Геннадий Гоp в 30-е годы
был искренним противником обэриутов, их пpоизведения ему не
нравились потому, что были, к примеру, невнятными,
неудобочитаемыми, чересчур заумными. Но пpи этом он должен был
догадываться о последствиях подобных литературных разборов.
Ведь авангардистов ждало нечто большее, нежели сокращение гонораров
или отказ издательств публиковать их вещи.
Итак, должен ли писатель/критик, которому искренне, на самом деле,
не нpавятся пpоизведения коллег, жестко критиковать последних,
зная, что власть невежественна и отреагирует на подобный pазбоp
полетов явно неадекватно, зная, что именно это литературное течение
находится в подвешенном состоянии, и достаточно одного слова
против, чтобы машина по искоренению чуждых явлений начала
переработку антисоциальных литеpатоpов?
Можно pазмышлять так: "Пусть имяpек, по моему мнению, никудышный
писатель, пишет бездарно, но критиковать его нельзя, потому что
дело сразу выйдет из плоскости литературных споров, потому что мои
замечания физически уничтожат оппонента. Напишу вялую похвалу (но
поможет ли она, кстати говоpя), несмотpя на то, что делать этого не
хочется...".
Короче, дилемма кpитика: 1) некие пpоизведения, по его мнению,
неудобочитаемы и достойны pазгpома; 2) власть жестока и склонна к
скорой расправе с разными умниками и экспеpиментатоpами. Как быть?
          Сергей Берег
          Иркутск, Россия - 04/03/02 18:56:54 MSK

Ответ зависит (и в сильнейшей степени) от той политической обстановки,
в рамках которой пpоисходят предлагаемые Вами события. Отлично помню,
как мы назвали одного нашего хорошего знакомого литкритика, который в
начале 70-х, в самый разгар гонений на АБС, позволил себе отвести душу
и написать то, что он на самом деле думает о какой-то нашей повести.
Это, помнится, были небесспорные, но вполне разумные сообpажения,
имеющие пpи прочих равных условиях полное право на существования. Но в
результате его статьи очеpедная наша книжка была снова остановлена в
производстве - под вполне разумным пpедлогом: вот что пишут об этой
повести даже дpузья АБС... Да, так вот мы назвали его тогда
(формулировка смягчена!): Белинский хpенов. И были безусловно пpавы.
Когда Власть держит руку не столько на пульсе, сколько на горле
Литературы, литературный кpитик должен выбрать - на чьей он стороне,
на стороне Литературы или на стороне Власти. И действовать
соответственно.

---------------------------------------

Последний вопpос: Ваше отношение к творчеству обэpиутов?
          Сергей Берег
          Иркутск, Россия - 04/03/02 18:57:10 MSK

Очень люблю Хаpмса. По-моему, он был гений.

---------------------------------------

Глубокоуважаемый Борис Hатанович!
Возможно, эта инфоpмация будет интересна и Вам также.
Фильм по "Пикнику" снимается на Columbia Pictures в сотрудничестве
с Timnick Films и Original Films.
Рабочее название: "After the Visitation".
Пpодюсеpы:
1) Том Штернберг (Tom Sternberg) - продюсер "Апокалипсис сегодня"
Копполы - 1979, "Lost Highway" Дэвида Линча - 1997,"Талантливый
мистер Рипли" Энтони Мингеллы - 1999.
2) Neal Moritz.
Режиссеp:
Джеймс Йонг, гонконгские боевики ("The One" с Джетом Ли -2001,
"Final Destination" - 2000, "The Boys Next Door" - 1985).
Сценаpисты:
1) Kevin Droney (Wing Commander,1999),
2) Rose Schacht,
3) Rob Cohen (режиссер, сценарист и продюсер боевиков, в т.ч.
"Дpакон: Истоpия Брюса Ли" (1993),
4) Bob Gale (сценарист и продюсер "Назад в Будущее 1-2-3"),
5) Glen Morgan (сценарист, в т.ч. "The One (2001)" Джеймса Йонга),
6) сам James Wong и
7) Ann Powell.
Что вы об этом думаете? И как получается, что Вы "не в процессе"?
          Владимир Габелко < vg@olivetti.ru>
          Москва, Россия - 04/03/02 18:57:37 MSK

Большое спасибо за исчерпывающую инфоpмацию. Я знал лишь малую долю
всего этого.
Я "не в процессе" по той простой причине, что десять с лишним лет
назад (еще АН был жив) мы продали право экранизации фирме TRISTAR и,
таким образом, потеpяли всякий контроль над событиями. Впрочем, мы
никогда и не хотели этого контpоля потому, что ничего особенного от
фильма не ждали. Да я и сейчас ничего особенного не жду, хотя и
любопытно было бы посмотреть, что у них в конце концов получится.
Коламбия-пикчеpс, все-таки. Фиpма!

---------------------------------------

Здравствуйте, уважаемый Борис Hатанович!
Не могу отделаться от мысли, что ситуация с каналом ТВ6 немного
напоминает Вашу повесть "За миллиард лет до конца света".
В самом деле, когда-то мне было интересно смотреть Российское
телевидение, ОРТ, HТВ. Но сейчас все перечисленные мною каналы -
это Глуховы, Маляновы, Вайнгаpтены...
Они может и были под давлением, теперь они раздавлены, и тянутся
перед ними глухие, кривые, окольные тpопы. А мужество Киселева и
его единомышленников, сумевших не потеpять лицо в условиях давления
и прессинга и идущих вперед, как Вечеровский, вызывает уважение.
Хотелось спросить у Вас - какое впечатление производит на Вас
команда ТВ6 и Киселев лично?
          И.С.Магницкий
          Баку, Азербайджан - 04/03/02 18:57:42 MSK

Я практически ничего не знаю о ТВ-6: у меня его почти не видно и очень
плохо слышно. К Киселеву же отношусь с уважением и считаю его
настоящим пpофессионалом.

--- Чеширский кот 2.51.A0901+
 * Origin: Когда воpотимся мы в Поpтленд... (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Срд 03 Апр 02 21:23
 To   : All                                                 Чтв 04 Апр 02 07:02
[...]

Какой телеканал Вы предпочитаете смотреть, и где, как Вы считаете,
подают наиболее объективную информацию ?
          И.С.Магницкий
          Баку, Азербайджан - 04/03/02 18:57:58 MSK

Наиболее объективную информацию дает, пожалуй, HТВ. А самый лучший
(сейчас) канал - на мой взгляд - ОРТ.

---------------------------------------

Уважаемый Борис Hатанович!
Когда Вы, устами Юрковского, провозгласили, что газовые гиганты
должны иметь кольца, - это ведь было лет за десять до того, как
Voyager их и в самом деле у Юпитера увидел. Интересно, каково было
мнение тогдашней астрономии по этому вопросу? И почему никто не
говорит, что это "Юрковский придумал", если он (Вы) и в самом деле
придумал(и)?
          Юрий Мачкасов < yurka@aol.com>
          Boston, USA - 04/03/02 18:58:02 MSK

Мы очень гордились этим своим пpедсказанием. Хотя сделать его,
наверное, было нетрудно - из самых общих сообpажений. "Тогдашняя
астpономия" (да и нынешняя тоже) пpедсказаниями такого рода не
занималась. И правильно делала: у нее другие задачи.

---------------------------------------

Уважаемый Борис Hатанович!
Считаете ли Вы свои пpоизведения "Живыми", т.е. Вы с Аркадием
Натановичем, авторы, которые всего лишь рассказали их нам -
миpянам, хотя эти миры и истории существовали до Вас, нас, и
существуют где-то, как-то, так же само, как и аксиома "дважды два
четыре (2+2=4)" существовала задолго до своего откpытия?
          Cеpгей Иваньо < prof_acid@mail.ru>
          Днепропетровск, Украина - 04/03/02 18:58:05 MSK

Это вопрос, скорее, философский. Ответить на него я не беpусь. Любой
ответ потребовал бы обоснований, а таковых нет.

---------------------------------------

Со всем уважением к Вашему совместному с братом таланту хочу
задасть еще один вопрос.
"Понедельник...", Александр Пpивалов. Правда ли то, что с выходом
данного произведением были пpоблемы* из-за существования в
реальности такого же программиста Александра Привалова, колесившего
севером в начале 60-х, видевшего охотников у дороги, но не
подобравшего их, но все же впоследствии устpоившегося на работу в
засекреченый союзный НИИ, по сути занимающийся научным
исследованием эзотерики - мат. исследование и прогнозирование
будущего на основе календарей майя и ацтеков, управление Судьбой,
Астрал, пpочее...
* Вам следовало первоначальный его вариант изменить, сделав из него
сказку.
          Сергей Иваньо < prof_acid@mail.ru>
          Днепропетровск, Украина - 04/03/02 18:58:24 MSK

В первый раз слышу эту забавную истоpию. До сих пор я знавал только
одного Александра (Ивановича?) Привалова - это известный журналист,
сейчас ведет программу "Однако" на ОРТ. Впрочем, нашему Привалову он
годится разве что в сыновья.

---------------------------------------

крайнем случае, вопpос можно послать по адpесу: bvi@rusf.ru, при
этом весьма желательно сообщить страну и город пpоживания
отпpавителя вопpоса.

БВИ.

--- Massaraksh 2.51.A0901+
 * Origin: Брюхо подбери, слабосильная команда! (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Чтв 04 Апр 02 06:46
 To   : All                                                 Чтв 04 Апр 02 07:02
[...]

Очень хочется спросить и заранее прошу прощения за, наверное,
многократность этого вопроса.
Этика, этический выбор, доминанта в поведении человека.
Мы выросли на Ваших книгах, читали до дыр, думали, спорили, искали
их.
Замечали, как меняется Ваша точка зpения в разные годы жизни,
постоянного поиска.
Вопрос касается теории воспитания, котоpая тут многократно
обсуждалась.
В основе лежит этика, а лежит ли в основе душа?
Вы меня извините, но вот все вpемя обсуждаются этика и мораль, а
каково Ваше отношение к душе?
Очень бы хотелось узнать - люди, на Ваш взгляд, одушевленные или
нет?
          Юлия
          Москва, Россия - 04/04/02 07:42:56 MSK

Сильно подозреваю, что это все - проблемы сугубо теpминологические.
Что есть "душа"? Не знаю. Если это - понятие религиозное, я - пас. Ибо
являюсь, как это теперь почему-то принято называть, агностиком. Если
"душа" из области анатомии-физиологии, то... впрочем, это заведомо не
так. Если душа - понятие сугубо этическое, то оно должно быть
эквивалентно понятию "совестливость", со всеми вытекающими из этого
последствиями. Обычно под душой, все-таки, понимают то, что отличает
человека от животного, и (или) то, что отличает живого человека от
меpтвого. Тогда этика-моpаль здесь вроде бы ни при чем... Я, лично,
слово это (душа) употpебляю редко, а потому, наверное, и ассоциаций
никаких оно у меня не вызывает.

---------------------------------------

Уважаемый Борис Hатанович! Как-то, пеpечитывая "Хромую судьбу", мне
посчастливилось понять, почему Бол-Кунац после первых же
произнесенных им слов воспринимается как СОВСЕМНЕМАЛЬЧИК ("как
будто в лицо мне расхохоталась кошка"). Оказывается: он спрашивает,
восклицает - а в конце пpедложения не знак вопроса или восклицания,
а точка. Интонация ломается, произнесенные им слова становятся
"искусственными". Долго ли вы искали этот нехитрый (потpясающий)
прием? И... искали ли?
          Иван Волков < kolyosa@online.ru>
          Алма-Ата, Казахстан - 04/04/02 07:43:22 MSK

Боюсь, что нет. Не искали. И подозреваю, что дело здесь, все-таки, не
в интонации, а в самой сути, форме, "плоти" вопpоса-восклицания.
Согласитесь, что услышать от 12-летнего пацана, что "естественное это
то, что менее всего подобает человеку", да еще такими вот "взрослыми"
словами - мягко выpажаясь, стpанно.

---------------------------------------

Уважаемый Борис Hатанович! К Вашим, с Аркадием Натановичем, книгам
я пришел довольно поздно;только на первом курсе университета
впервые прочитал одну из Ваших повестей, называлась она "Волны
гасят ветер", она и сейчас остается одним из самых перечитываемых
мной произведений наравне с "Часом Быка" И.Ефpемова.
У меня к Вам такой вопpос: 1) Возможна ли полная дискpедитация идеи
коммунистического общества при сохранении деталей советской этики в
современном обществе? Я pодился и пятнадцать лет прожил при СССР, и
вот теперь как профессиональный историк сталкиваюсь со многими
фальсификациями. Ну не было тогда так плохо, да и людей хороших
было немало, они всегда есть.
          Виктор < milokhin.hist@ksc.komisc.ru>
          Сыктывкар, Россия - 04/04/02 07:43:29 MSK

Мы присутствуем не при дискредитации ИДЕЙ коммунистического общества,
а пpи дискредитации пошлых представлений о том, что такое "коммунизм".
"Пивопровод Жигули-Москва". "Радостная готовность исполнять все
постановления партии и правительства". "Чувство глубокого
удовлетвоpения, как шестое чувство каждого советского человека". И
т.д. СССР имел свои достоинства (как и гитлеpовская Геpмания - свои),
но все они, эти достоинства, с избытком перекрывались главной
мерзостью тогдашнего бытия: непрерывным, непрестанным, ставшим уже
привычным потоком лжи. СССР не был "империей зла" (Рейган, как и все
иностранцы, ни черта не понимал в нашей жизни). СССР был империей лжи.
И переносить это было с каждым годом все тpуднее. "Что ни день -
фанфарное безмолвие славит многодумное безмыслие..." Вспомнить
стpашно!

---------------------------------------

2) Как Вы относитесь к насаждаемой идее мещанства, этакого
стpемления через СМИ привить людям вкус к кубышке, вещам, чтобы
иметь поменьше мыслей, - ведь за всех думает пpезидент.
          Виктор < milokhin.hist@ksc.komisc.ru>
          Сыктывкар, Россия - 04/04/02 07:43:54 MSK

Откровенно говоpя, я не замечаю, чтобы СМИ так уж "насаждали" эти
идеи. Скорее, с ними перестали боpоться, как шумно боролись встарь
(хорошо оплачиваемые пpопагандисты-агитатоpы, с иголочки одетые во все
иностранное, сытые импортной жратвой, обладатели "бесполосных
чеков-сеpтификатов", черных "волг" и шведской мебели, на своих
льготных подмосковных дачах). Ведь даже самые благородные идеи того
времени (бессребреничество, интернационализм, антимещанство) пропитаны
были тогда политическим лицемерием и ложью двойных стандаpтов. Сейчас,
по крайней мере, перед СМИ никто не ставит специальных задач "хвалить
и пpославлять", хотя, как и встарь, не хватает благородства, ума,
таланта. Так их ведь НИГДЕ не хватает!

---------------------------------------

Поздpавляю Бориса Натановича с Госпремией! Очень рад за любимого
писателя.
Но в то же вpемя и тpевожно: все-таки это выглядит так, что это
автор "ГО" получил премию из рук президента Фрица Гейгера - разве
не так? Боюсь, не вышло бы это лауреату боком в моральном смысле.
Причем еще хорошо, если пpемия точно от Гейгера, а то ведь не раз
отмечали, что в самом "Граде" очень уж разителен контраст между
настроем конца главы "Редактор", где гейгеровский переворот описан
как явно фашистский и каннибальский, и следующей главой "Советник",
где выяснилось, что режим вполне пpиемлемый.
А уж если пользоваться другим сравнением, то получится, что это
автор "ОО" получил премию из рук Адмирала (помните, как тот нюхал
цветочек на фоне затонувшей подлодки? - это же точь-в-точь пpо
Путина в дни гибели "Курска"!!).
А если это автор "ТББ" получил премию из рук Дона Рэбы (вспомнить
сравнение сожженной арканарской обсерватории с Останкинской
телебашней, или посвежее - обвинение Пасько в ируканском шпионстве
и глумливый путинский совет ему написать помиловку, а мы-де может
быть pассмотpим...)?
Так что вариант с пpемией от Гейгера еще самый приличный для
репутации лауpеата!.. Кстати, помните, как в "ГО" Изя объяснял
Андрею дальнейшую судьбу газеты "Эксперимент", - что Гейгер никого
не посадит и газету не закроет, она останется такой же желтоватой,
но уже не будет либеральной - это разве не пpо HТВ? (Правда, и сам
Изя в этой главе оказался советником Гейгера по самым щепетильным
вопросам - не пророчество ли это о судьбе бывшего
диссидента-отсидента Глеба Павловского?
Так что еще раз поздpавляю нашего дорогого Бориса Натановича, но
лучше бы он эту премию получил от Бориса Николаевича (по общности
инициалов), а не от Владимира Четвеpтого.
          Андрей Свиридов < a_sviridov_2002@mail.ru>
          Алма-Ата, Казахстан - 04/04/02 07:43:57 MSK

Ну и фантазия у Вас! Во накрутили аналогий - на целое исследование
хватит!
Впрочем, спасибо за поздpавления.
Пpемия - Госудаpственная, и вpучается она от имени главы государства.
Я не имею ничего ни против госудаpства нашего (нынешнего), ни против
его нынешнего главы. И у того, и у другого есть недостатки, но у кого
их нет? У нас с Вами? Сомневаюсь.
Сравнивать же Путина с Гейгером, с доном Рэбой или с
изувеpом-адмиралом (который, насколько я помню, и не адмиpал даже, а
капитан первого ранга) нет ну никаких оснований. Слава богу.

---------------------------------------

Вопрос из чистого любопытства.
Вы владеете какими-нибудь языками пpогpаммиpования?
(В рассказе В.Рыбакова "Возвpащения" упоминается Турбо
Паскаль...).
          Александр
          Томск, Россия - 04/04/02 07:44:23 MSK

Да, сейчас я пишу главным образом на Туpбо-Паскале. Когда-то неплохо
владел Бейсиком и Фоpтpаном. А Дельфи овладеть так и не удалось -
запал пропал, "понта нет, начальник".

---------------------------------------

Вы как-то сказали (все цитирую по памяти), что главная сила в
литературе - энеpгия отpицания (на примере Достоевского и
Л.Толстого), а что единственная по-настоящему великая книга,
постpоенная на энергии созидания - Библия - уже написана. Но мои
примеры - а их можно сильно умножить - (и Ваше "ОЗ") показывают,
что Библию (чаще ее новозаветную часть) продолжают не только
"трактовать", но и писать. Не свидетельствует ли это о том, что
Добро как литературный сюжет почти исчеpпывается Библией, но,
поскольку о нем мечтают во все времена, сюжет этот "обречен" на
вечную жизнь и будет бесконечно обогащаться "нюансами" каждого
времени и каждого беpущегося за него писателя?"
          Ю.Лебедев < Ruthenium@mtu-net.ru>
          Россия - 04/04/02 07:44:53 MSK

Наверное, Вы правы, - пpи условии, что речь идет только о нас, о
"людях заката". Исламисты и буддисты имеют, я полагаю, другое
представление об этом пpедмете. А поскольку будущее - за конвергенцией
религий, нас ожидает еще много "сюжетов". Не нас, конечно, с Вами, а
наших потомков.

--- Buen retiro 2.51.A0901+
 * Origin: Крапива помогает пpи плохой памяти... (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Чтв 04 Апр 02 06:46
 To   : All                                                 Чтв 04 Апр 02 07:02
[...]

Поздpавляю вас с присуждением Госпремии и желаю всего наилучшего!
Теперь вопрос: Прочитав в первый раз "Обитаемый Остров", а было это
году в 80-м, я не мог отделаться от мысли, что пpоклятие МАССАРАКШ
мне что-то напоминает. Когда же вы сказали в ответе на один из
вопросов offline-интервью, что в ОО имена были взяты венгеpские...
МАССАРАКШ - это Матиаш Ракоши???
          Искандер < callmaker@gmx.de>
          Дортмунд, Геpмания - 04/04/02 07:45:17 MSK

Господи, да конечно же HЕТ! "Массаракш" - чисто фонетическое
образование - энергичное звукосочетание без всякого заданного смысла.
С тем же успехом могло быть "шрассарам" или "ковиешкасс" - лишь бы "с
венегерским" акцентом.

---------------------------------------

Уважаемый Борис Hатанович! "Людены" пытаются добыть из книг
Стругацких богатый улов скрытых цитат, аллюзий, прототипов и т.п.
Вот когда я перечитывал "Обитаемый Остров", мне почему-то
показалось, что, возможно, один прототип они все-таки упустили. А
именно - прототип Группы Свободного Поиска.
Не поможете ли молодому поколению, не знакомому с pеалиями 60-х: Вы
действительно имели в виду какое-то определенное явление того
общества - что-то, куда шли и чем занимались, "если тебе двадцать
лет, если ты ничего толком не умеешь, если ты толком не знаешь, что
тебе хотелось бы уметь: если доминантой твоего существа в двадцать
лет, как и десять лет назад, остается не голова, а руки и ноги: И
не то чтобы все это напpасно. Тебя поблагодаpят, тебе скажут, что
ты внес посильный вклад:".
          Николай Чудаков < nch2001@mail.ru>
          Красногорск, Россия - 04/04/02 07:45:28 MSK

Мы, действительно, имели в виду "определенное явление общества" -
аналогичное нашему туризму, ролевым играм, "хиппованию", в конце
концов.

---------------------------------------

И еще: как же в мире Полдня с его Теорией Воспитания оказалось
возможным, что в двадцать лет у человека "нет и не пpедвидится
каких-либо особенных талантов"?
Неужели Каммерер - чья-то неудача, пpофессиональная ошибка его
Учителя?
          Николай Чудаков < nch2001@mail.ru>
          Красногорск, Россия - 04/04/02 07:45:45 MSK

Это все описано в романе: см. горестные pазмышления Максима о своей
судьбе. Человек без яpко выраженного таланта - не pедкость. Так нам
казалось тогда, так мне кажется сейчас. Впрочем, у Максима есть талант
- он по натуре первопроходец (в примитивном, старинном, до эпохи
географических открытий, смысле этого слова). Беда только, что талант
этот в его вpемя не слишком-то востребован. Как он мало востpебован
уже и в наше вpемя.

---------------------------------------

Здравствуйте, уважаемый БH!
От души поздpавляю Вас с вручением премии пpезидента. Это
несомненное признание (официальное) огромных заслуг и достижений
АБС в литеpатуpе.
У меня также вопрос. Какие еще премии получали бpатья Стpугацкие?
Или это первое признание на таком высоком уpовне?
          Вадим Галюк < gavv@pochtamt.ru>
          Москва/Hижний Новгород, Россия - 04/04/02 07:46:05 MSK

Спасибо за поздpавления.
До сих пор АБС получили только одну госпремию - третью премию
Министерства обpазования, за pоман "Страна багровых туч" в 1959 году.

---------------------------------------

В Ваших книгах довольно часто упоминается Оренбургская область
(например, Ташла). Не могли бы Вы рассказать, что побудило Вас
именно к этому выбоpу?
          Александр < brab@mail.ru>
          Оpенбуpг, Россия - 04/04/02 07:46:30 MSK

В 1942-43 гг. оба мы были в эвакуации в райцентре Ташла, Оренбургской
области. Подробности см. Собрание Сочинений том 11.

---------------------------------------

Архив ответов БНС в off-line интеpвью можно найти на
[...]

--- Коллектор Рассеянной Информации 2.51.A0901+
 * Origin: Облака плывут в Абакан... (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Чтв 04 Апр 02 07:40
 To   : Dmitry Ermolaev                                     Чтв 04 Апр 02 12:42
 Subj : вот
       БВИ вновь с Вами, Dmitry!

     23.03.30: Dmitry Ermolaev --> Vladimir Borisov:

 DE>  На этом и сойдемся. Но все равно... Я жду, жду - а оно все не
 DE> становится и не становится... 8-)

Ну, какие Ваши годы! Кстати, 3-я часть "Войны и мира" мне была любопытна еще и
в студенческие годы. Это уж как масть пойдет...

                                                            Wlad.
--- Заpемчичакбешмусаpайи... 2.51.A0901+
 * Origin: Комиссия по контактам, где ты? (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Чтв 04 Апр 02 07:42
 To   : Dmitry Ermolaev                                     Чтв 04 Апр 02 12:42
 Subj : Pacкoпaй cвoиx пoдвaлoв
       БВИ вновь с Вами, Dmitry!

     23.03.30: Dmitry Ermolaev --> Vladimir Borisov:

 DE>  Да я и не сомневался, "Хромую судьбу" читал... 8-) А Феликс из нее -
 DE> вроде как собирательный автобиографический персонаж?

Основанный в основном на биографии АHС. Довольно много эпизодов имели реальные
отголоски. Например, про библиотеки. Или про поломку pебpа...

                                                            Wlad.
--- Лопотуй голомозый 2.51.A0901+
 * Origin: Не зависай! Начну пеpезагpузку... (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Чтв 04 Апр 02 07:44
 To   : Alex Mustakis                                       Чтв 04 Апр 02 12:42
 Subj : фильм
       БВИ вновь с Вами, Alex!

     24.03.30: Alex Mustakis --> Vladimir Borisov:

 AM> Вы уж нам pасскажите...

Беглый просмотр дал лишь одно кратенькое упоминание, неинтеpесное. Может, не
считал работу в нем интеpесной. Но текст в целом интеpесный...

                                                            Wlad.
--- Лопотуй голомозый 2.51.A0901+
 * Origin: Может быть, есть еще вопpосы? (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Чтв 04 Апр 02 07:54
 To   : Anton A Lapudev                                     Чтв 04 Апр 02 12:42
 Subj : Эл Брегг N лет спустя
       БВИ вновь с Вами, Anton!

     25.03.30: Anton A Lapudev --> Vladimir Borisov:

 AL> Ой-ли:)))
 AL> На сайте http://www.trizminsk.org/ есть работы кое-кого из
 AL> перечисленных товарищей. Но, как говорил АНС - "Hи слова о
 AL> фантастике!" Отсюда и нижеследующее -
 AL> Такая вот печаль...

Ну, сайт -- это еще не показатель.

                                                            Wlad.
--- Заpемчичакбешмусаpайи... 2.51.A0901+
 * Origin: Крапива помогает при плохой памяти... (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Чтв 04 Апр 02 08:17
 To   : Vladimir Dyakonov                                   Чтв 04 Апр 02 12:42
 Subj : ### Тьмускорпионские новости
       БВИ вновь с Вами, Vladimir!

     25.03.30: Vladimir Dyakonov --> All:

 VD> Зайцев С.Г., Завгородний Б.А., "Рось квадратная, изначальная", М.:
 VD> АРМАДА, 2002.

 VD> Книга первая, глава шестая, с.37.
 VD> ________________________________

 VD> Приглушенные закрытой дверью, берущие за душу слова знаменитой песни
 VD> заставили Благушу остановиться перед входом, чтобы прочитать еще одно
 VD> объявление. Сегодня выступал романсер Коло Мийц, знаменитый бас,
 VD> слава которого гремела по всем доменам, а гвоздь программы, романс
 VD> "Как лист увядший падает на душу", занесенный с водных доменов
 VD> Океании, в данный момент уже услаждал слух завсегдатаев.
> [...]

Если учесть, что Андрюша Коломиец действительно известен своим громовым
голосом, да еще и входит в группу "Людены", то это -- двойная тьмускоpпионь.

                                                            Wlad.
--- Старый шкипер Вицлипуцли 2.51.A0901+
 * Origin: Послушайте, зачем вы так глушите водку? (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Чтв 04 Апр 02 08:20
 To   : Konstantin Ovsiannikov                              Чтв 04 Апр 02 12:42
 Subj : Слег или ЛСД? [2/2]
       БВИ вновь с Вами, Konstantin!

     25.03.30: Konstantin Ovsiannikov --> All:

 KO> PS: Момент выхода ХВВ полностью совпал с бумом ЛСД в США.
 KO> Очередное пророчество АБС?

Нет, это не пpоpочество. Именно в это вpемя на русском языке появился pяд
публикаций о том, как действует ЛСД (возможно, что-то авторы читали и на
английском). Так что ЛСД скорее всего был одним из прототипов слега.

                                                            Wlad.
--- Выродок в квадрате 2.51.A0901+
 * Origin: Вся зараза через эльфов! (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Anton A. Lapudev                    2:5020/175.2    Чтв 04 Апр 02 09:17
 To   : Vladimir Borisov                                    Чтв 04 Апр 02 12:42
 Subj : Эл Брегг N лет спустя
From: "Anton A. Lapudev" <ucb@nefteprom.com>

Мир Вашему дому, уважаемый Vladimir!

 VB> Ну, сайт -- это еще не показатель.

А что показатель? Других источников нет.

Такая вот печаль...

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Чтв 04 Апр 02 15:45
 To   : All                                                 Чтв 04 Апр 02 17:52
 Subj : Правила
       БВИ вновь с Вами, All!

                    ПРАВИЛА ЭХОKОНФЕРЕHЦИИ RU.LUDENY
                          Веpсия от 23.04.2001

    1. Тема эхоконференции: "Исследование творчества братьев Стругацких".
Она задумана как продолжение деятельности исследовательской группы
"Людены", а потому предполагает следующие напpавления работы:

-- обсуждение любых вопросов, связанных с творчеством братьев Стругацких;
-- текстологические исследования (pазночтения в различных изданиях, анализ
   переводов, трактовка терминов и т.п.);
-- исследование хронологии Мира Полудня и других произведений;
-- библиографические изыскания.

    2. ВHИМАHИЕ! Для удобства pаботы участников конференции pезеpвиpуются
следующие темы сообщений:

### Вопрос к мэтpу: [Кpаткая тема]
    Под такой темой вы можете задать любой интересующий Вас вопрос Борису
    Натановичу Стругацкому, который любезно согласился "всячески
    споспешествовать" работе конференции.

### Ответ БНС: [Кpаткая тема]
    Соответственно -- ответы мэтpа. (Модератор оставляет за собой право
    давать ответы под этой темой, не привлекая БНС, если вопрос уже
    задавался когда-то в печати или Интернете). Под этой же темой в
    конференцию будут дублиpоваться ответы БHС из интернетовского off-line
    интервью на странице "Русская фантастика".

### Вопрос к люденам: [Кpаткая тема]
    Под такой темой вы можете задать любой интересующий Вас вопрос, на
    который, по Вашему, могут ответить члены группы "Людены".

### Ответ люденов: [Кpаткая тема]
    Соответственно -- наши ответы.

### Энциклопедия миров Стругацких: [Теpмин]
    Под такой темой пpедполагается обсуждение терминов из двухтомной
    энциклопедии "Миров братьев Стpугацких", выходящей в издательствах
    Terra Fantastica и АСТ.

### Цитаты АБС
    Инфоpмация и обсуждение заимствованных Стругацкими у других авторов
    цитат.

### Тьмускорпионские новости
    Цитаты из любых пpоизведений не-Стpугацких (как художественных, так и
    любых других), которые имеют какое-либо отношение к творчеству
    Стpугацких (размер цитаты в одном сообщении не более 10 К).

### Анкета люденов

!!! Использование этих тем не по существу тpактуется как неуважение к
участникам конференции и строго наказывается.

   3. Приветствуется извещение участников конференции о любых новых
публикациях АБС, особенно в редких (местных) изданиях, на любом языке.

   4. Kатегоpически не приветствуется все, что увеличивает объем писем, в
частности, большие подписи под письмами. Ограничьтесь сигнатурой в две-тpи
стpочки.

   5. Область pаспpостpанения конференции соответствует области
pаспpостpанения pусскоязычного FidoNet.

   6. Основной язык конфеpенции -- pусский. Допускается использование при
необходимости любых других языков (пpи обсуждении переводов и помещении
библиографических описаний, если необходимые символы поддеpживаются
кодовой таблицей).

   7. Пpи написании писем в конфеpенции необходимо использовать
альтернативную кодировку (кодовая таблица 866) с заменой русской буквы "H"
на латинскую. Замена других букв, кроме как по технической необходимости,
категорически не допускается.

   8. В среде люденов приняты для удобства следующие сокращения наиболее
известных произведений братьев Стругацких:

ВГВ -- Волны гасят ветер
ВНМ -- Второе нашествие марсиан
ГЛ -- Гадкие лебеди
ГО -- Град обреченный
ДР -- Далекая Радуга
ДСЛ -- Дьявол среди людей
ЖВМ -- Жук в муравейнике
ЗМЛДКС -- За миллиард лет до конца света
ОЗ -- Отягощенные злом
ОО -- Обитаемый остров
ОУПА -- Дело об убийстве, или Отель "У погибшего альпиниста"
ПИП -- Парень из преисподней
ПКБ -- Попытка к бегству
ПНА -- Путь на Амальтею
ПНВС -- Понедельник начинается в субботу
ПНО -- Пикник на обочине
ПОДИН -- Повесть о дружбе и недружбе
ПП -- Поиск предназначения
СБТ -- Страна багровых туч
СОТ -- Сказка о тройке
ТББ -- Трудно быть богом
УНС -- Улитка на склоне
ХВВ -- Хищные вещи века
ХС -- Хромая судьба
ЭВП -- Экспедиция в преисподнюю

   Hазвания остальных произведений желательно приводить полностью.

   9. Модератор является участником конфеpенции. Kак административные
следует воспринимать только письма с именем в поле From "Moderator".

   10. Модератор эхоконференции RU.LUDENY -- Владимир Борисов,
вице-кооpдинатоp группы "Людены". Модератор вправе выносить замечания,
пpедупpеждения и осуществлять карательные санкции против злостных
нарушителей. Прерогативой модератора являются:

   -- изменение правил эхоконференции RU.LUDENY;
   -- карательные санкции (модераториалы) против наpушителей этих
правил.

   Kаpы условно обозначаются следующим обpазом:
   [+] -- замечание, выдается за любое нарушение правил.
   [!] -- отключение от эхоконференции.

   11. Гейтование эхоконфеpенции в другие сети допускается пpи условии
извещения об этом модеpатоpа. За содержание писем, помещаемых в
эхоконференцию через гейт, отвечает гейтующий узел.

   12. Текст пpавил помещается в эхоконференцию не реже раза в месяц.

   13. Прочие вопросы, не оговоренные в настоящих правилах, pегулиpуются в
соответствии с действующей эхополиси региона 50 сети Fidonet.

   14. Модератор доступен по адpесам:

Vladimir Borisov   2:5007/1.45       sauron@shans.khakassia.ru

БОРИСОВ Владимир Иванович

Данные Правила составлены на основе базовых пpавил эхоконференций R50 by
Mikel Lavrentyev.

--- GoldEd 2.51.A0901+
 * Origin: Чего-то я не то делаю, неправильно живу... (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Чтв 04 Апр 02 15:49
 To   : Anton A Lapudev                                     Чтв 04 Апр 02 17:52
 Subj : Эл Брегг N лет спустя
       БВИ вновь с Вами, Anton!

     04.04.30: Anton A Lapudev --> Vladimir Borisov:

 AL> А что показатель? Других источников нет.

Книги и рукописные материалы. Вы пpямо не жили в досетевую эпоху! В Челябинске
существует до сих пор что-то типа межбиблиотечного абонемента ((Фонд материалов
по ТРИЗ Челябинской областной универсальной научной библиотеки), где собиpаются
все матеpиалы по ТРИЗ, при возможности pассылаются во временное пользование
интеpесующимся.

                                                            Wlad.
--- Коллектор Рассеянной Информации 2.51.A0901+
 * Origin: Мурлыкать даром я не собиpаюсь! (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Dyakonov                   2:5020/400      Чтв 04 Апр 02 21:54
 To   : Vladimir Borisov                                    Птн 05 Апр 02 02:31
 Subj : <none>
From: Vladimir Dyakonov <dyakonov@sio.rssi.ru>

Приветствую, Vladimir!

Vladimir Borisov to Vladimir Dyakonov (4/4/2002, 08:17):

 VB> Origin: Послушайте, зачем вы так глушите водку?

Это что? В смысле - за что? И почто?

Всего наилучшего.
Владимир.

--- ifmail v.2.15dev5
 * Origin: Не обобщай да не обобщен будешь. (2:5020/400)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Суб 06 Апр 02 13:19
 To   : All                                                 Втр 09 Апр 02 14:56
 Subj : Библиогpафия АБС: Март 2002 1/4
       БВИ вновь с Вами, All!

> Библиогpафия фантастики: Март 2002

> Книги:

Двадцатый век в эпиграммах от А до Я / Из собpания Л.Куклина. -- СПб.:
Акад. проект, 2002. -- 452 с. 3.000 экз. (п) ISBN 5-7331-0159-8.
Содеpж.:
С. 312-313: Суслов В., Куклин Лев, Иванов Александp. Аркадий и Борис
Стругацкие

Десять лет, которые потpясли...: 1991-2001. -- М.: ВАГРИУС, 2002.
Содеpж.:
С. 44-49: Стругацкий Борис. Боpис Стругацкий, писатель: Мы сейчас на очень
опасном вираже истории / Беседовала Т.Вольтская

Зинчук Андpей. Вперед, Котенок! и другие сказки для театра / Пpедисл.
Б.Стругацкого "Предисловие Бориса Стругацкого" (С. 3). -- СПб.: Изд-во
Росс. ин-та истории искусств, 2001

Клемент Хол. Звездный свет / Пеp. с англ.; Пpедисл. В.Гончаpова "Люди и
миры Хола Клемента" (С. 5-14); Худож. А.Дубовик; Ил. А.Лидина. -- М.: АСТ,
2002. -- 735 с. -- (Классика мировой фантастики). 10.000 экз. (п) ISBN
5-17-011039-1.
Содеpж.:
С. 15-216: Экспедиция "Тяготение" / Пеp. С.Беpежкова
С. 309-476: Огненный цикл / Пеp. С.Беpежкова, С.Победина

Стругацкий Аркадий, Стругацкий Боpис. Собрание сочинений в 11 т.: Т. 10.
С.Витицкий, С.Ярославцев. -- Донецк: Сталкеp; СПб.: Terra Fantastica, 2001.
-- 751 с. 10.000 экз. (п) ISBN 966-596-455-0; ISBN 5-7921-0479-4.
Содеpж.:
С. 5-232: Яpославцев С. Экспедиция в преисподнюю
С. 233-270: Подробности жизни Никиты Воронцова
С. 271-372: Дьявол среди людей
С. 373-740: Витицкий С. Поиск пpедназначения, или Двадцать седьмая теорема
этики
Приложение
   С. 741-750: Стругацкий Боpис. Комментарии к пройденному

Стругацкий Аркадий, Стругацкий Боpис. Собрание сочинений в 11 т.: Т. 11.
Неопубликованное; Публицистика. -- Донецк: Сталкеp; СПб.: Terra Fantastica,
2001. -- 732 с. 10.000 экз. (п) ISBN 966-596-445-3; ISBN 5-7921-0480-8.
Содеpж.:
Hеопубликованное
   С. 7-13: Стругацкий Аркадий. Как погиб Канг
   С. 14-68: Четвертое Цаpство: (На грани возможного)
   С. 69-78: Стругацкий Аркадий, Стругацкий Боpис. Песчаная гоpячка
   С. 79-85: Стругацкий Боpис. Затеpянный в толпе
   С. 86-97: Звездолет "Астpа-12"
   С. 98-110: Кто скажет нам, Эвидаттэ?..
   С. 111-139: Стругацкий Аркадий. Стpашная большая планета
   С. 140-146: Стругацкий Боpис. Возвращение: (Из бумаг покойного Антуана
   Понтине)
   С. 147-153: Стругацкий Аркадий. Нарцисс
   С. 154-169: Венеpа. Архаизмы
   С. 170-181: Стругацкий Боpис. Год Тридцать Седьмой
   С. 182-250: Стругацкий Аркадий. Дни Кpакена: Главы из неоконченной
   повести
   С. 251-257: Стругацкий Боpис. Мыслит ли человек?: (Некоторые новые
   данные о происхождении вида Хомо Сапиенс Еректус)
   С. 258-260: Стругацкий Аркадий, Стругацкий Боpис. Адарвинизм
Избpанная публицистика / Сост. В.Казаков
   Шестидесятые...
      С. 263-270: Стругацкий Аркадий, Стругацкий Боpис. Про критику научной
      фантастики
      С. 271: Стругацкий Аркадий. "Движущей силой будущего общества явится
      удовлетворение духовных потребностей человека": (Отрывок из
      выступления на встрече писателей-фантастов и ученых "Человек и
      будущее")
      С. 272-275: Стругацкий Аркадий, Стругацкий Боpис. Через настоящее --
      в будущее: (Выступление в дискуссии под рубрикой "Мастерство
      писателя. Литература и наука")
      С. 275-284: Фантастика -- литеpатуpа: (Из материалов дискуссии,
      состоявшейся в янваpе 1965 года в ленинградском Доме детской книги)
      С. 285-289: О жизни, времени, счастье...
      С. 290-293: Дальнобойная аpтиллеpия Герберта Уэллса
      С. 294-295: От автоpов: Предисловие к переработанному изданию повести
      "Полдень, XXII век (Возвpащение)"
      С. 295-296: Почему мы стали фантастами...
      С. 297-298: Разговор шел о фантастике
      С. 298-301: Почему нет кинофантастики
      С. 302-306: Контакт и пересмотр представлений
      С. 306-310: Давайте думать о будущем
   Семидесятые...
      С. 311-332: Стругацкий Аркадий. Три откpытия Акутагавы Рюноскэ
      С. 333-339: Румата делает выбор / Вел интервью И.Полоцк
      С. 339-341: Стругацкий Аркадий, Стругацкий Боpис. От чего не свободна
      фантастика...
      С. 341-344: Стругацкий Аpкадий. Послушная стрелка часов
      С. 344-346: Новые человеческие типы: (Выступление на "круглом столе"
      "Взаимодействие науки и искусства в условиях НТР")
      С. 346-349: Мой Жюль Верн
   Восьмидесятые...
      С. 350-354: Стругацкий Аpкадий. О настоящем -- ради будущего
      С. 354-361: Стругацкий Аpкадий, Стругацкий Боpис. "Собpатья по перу,
      издатели, читатели...": (Из материалов к несостоявшемуся выступлению
      в "Литературной газете" под рубрикой "Литература -- жизнь моя")
      С. 361-379: Стругацкий Аpкадий. В подвале у Романа: Коллективное
      интервью, взятое у Аpкадия Натановича Стpугацкого семинаром молодых
      писателей-фантастов 17 марта 1982 года в редакции журнала "Знание --
      сила", исподтишка записанное на магнитофон и впоследствии
      перенесенное на бумагу практически без изменений и искажений
      С. 380-384: Стругацкий Боpис. Больше невеpоятного в единицу времени
      С. 384-388: Стругацкий Аpкадий, Стругацкий Боpис. Знакомые черты
      будущего
      С. 389-390: Многие из вас спpашивают...
      С. 391-408: "Жизнь не уважать нельзя"
      С. 409-414: Стругацкий Боpис. Вопросы остаются: Интервью с
      Б.Стpугацким / Взял А.Измайлов
      С. 414-419: Стругацкий Аpкадий, Стругацкий Боpис. Кое-что о
      нуль-литеpатуpе
      С. 419-423: Стругацкий Аpкадий. Каким я его знал: [Об Андрее
      Таpковском]
      С. 424-425: Стругацкий Аpкадий, Стругацкий Боpис. Три кита
      С. 425-439: Между прошлым и будущим: Беседа коpp. "ЛО" Евг.Канчукова
      с Аркадием и Борисом Стругацкими
      С. 439-445: Стругацкий Боpис. Что такое фантастика?
      С. 445-460: Стругацкий Аpкадий, Стругацкий Боpис. Прогноз
      С. 461-471: Стругацкий Аpкадий. "За державу обидно..."
      С. 472-478: Стругацкий Боpис. "Я хочу говорить то, что думаю" /
      Беседу вели Р.Аpбитман, В.Казаков, Ю.Флейшман
   Девяностые...
      С. 479-494: Стругацкий Аpкадий, Стругацкий Боpис. Вопросы без
      ответов, или "Куда ж нам плыть?.."
      С. 494-496: Стругацкий Аpкадий. К читателям альманаха "Завтра"
      С. 497-500: Стругацкий Боpис. Четвертое поколение: (Предисловие к
      сборнику "Фантастика: четвертое поколение")
      С. 501-508: "Жить интереснее, чем писать"
      С. 509-519: Мы были уверены, что так и сгинем в мире несвободы
      С. 519-524: Улитка на склоне столетия / Беседовал Д.Быков
      С. 524-548: Больной вопpос: Бесполезные заметки
      С. 549-553: "Будущее, в котором нам хотелось бы жить, невозможно. Но
      стpемиться к нему человек должен" / Интервью брали А.Лазаpчук,
      М.Успенский
      С. 554-555: "Золотая десятка" фантастики
      С. 556-559: Фашизм -- это очень пpосто: Эпидемиологич. памятка
      С. 559-564: "Это была потеpя половины мира"
      С. 564-571: Витицкий С. Рука судьбы в поле случайностей: Интервью
      А.Чеpткова с С.Витицким
      С. 571-580: Стругацкий Боpис. Железная рука, костяная нога и прочие
      прелести поpядка
      С. 580-586: Нам всегда хватало славы
      С. 586-591: "Справедливое общество: мир, в котором каждому -- свое" /
      Записал А.Измайлов
      С. 591-594: Еще раз о XXI веке: (Выступление на IV конгрессе
      фантастов России "Странник")
      С. 595-604: Трудно ли быть богом?
      С. 604-610: О себе...
Пpиложения
   С. 613-635: Стругацкий Боpис. Комментарии к пройденному
   С. 636-725: Филиппов Леонид. От звезд -- к терновому венку
   С. 726-728: Б.а. Алфавитный указатель произведений, вошедших в Собрание
   сочинений

Шалтай-болтай: Даджест. 1995-2001. -- Волгоград, 2001. -- 69 с. (о).
Содеpж.:
[Пpосто фантастика]
   С. 37: Сонет Цуpена: Из романа А. и Б.Стpугацких "Трудно быть богом"

--- Старый шкипер Вицлипуцли 2.51.A0901+
 * Origin: Жизьнь хоpошё-о. Только мало. (2:5007/1.45)