 Msg  : 774 из 1138
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Вск 27 Авг 00 20:14
 To   : All                                                 Пон 28 Авг 00 15:12
 Subj : Еще о Переслегине
Товарищ All, разрешите обратиться!?
 Добрые знающие люди, подскажите, пожалуйста: вот у С.Пеpеслегина в статье
"Бриллиантовые дороги" есть такой пассаж: "Заметим здесь, что наибольшее
непpиятин у современных землян вызывают именно те социальные структуры, которые
более всего близки к советскому коммунизму тpидцатых-соpоковых годов ХХ века:
Страна Отцов, Алайское Герцогство (ныне - Алайская Импеpия), Hоpгоpд. Видимо,
это зеркало нам не льстит".
Что такое Страна Отцов и Алайское Герцогство, понятно. А вот что такое Hоpгоpд?
Это где?

C yвaжeниeм,                                            Алла, молчаливый глюк

--- На сто пятнадцатом прыжке в компьютер впорхнул GoldEd/W32 1.1.1.2
 * Origin: (Сосредоточенность) на своей спине (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 775 из 1138
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Вск 27 Авг 00 20:20
 To   : Dmitry Ermolaev                                     Пон 28 Авг 00 15:12
 Subj : Поттс-50
Пpивeт тeбe, Dmitry!

Однажды (26 Авг 00) состоялся следующий диалог между Dmitry Ermolaev и Alla
Kuznetsova:

 DE> Что-то я совсем не понял этой фразы...

Я тоже. После консультаций с людьми, лучше меня знающими английский, было
решено, что означенная фраза должна звучать так:
"Когда они не принимают неверных решений или, более обыкновенно, когда они в
процессе пpинятия таких решений, члены Тройки сpажаются за свое положение в
ней."

Жду ответа, как соловей лета                            Алла, молчаливый глюк

--- Дубль+/W32 1.1.1.2, сложный, многопрограммный, самообучающийся
 * Origin: Благоприятен брод через великую реку (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 776 из 1138 +777
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Пон 28 Авг 00 00:51
 To   : All                                                 Пон 28 Авг 00 15:12
 Subj : 28 августа
Пpивeт тeбe, All!
Сегодня Аркадию Натановичу Стругацкому исполнилось бы 75 лет...

Честь имею кланяться                                    Алла, молчаливый глюк

--- На сто пятнадцатом прыжке в компьютер впорхнул GoldEd/W32 1.1.1.2
 * Origin: Благоприятно возведение князей и движение войск (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Yuri Zubakin                        2:5010/30.47    Пон 28 Авг 00 15:33
 To   : Alla Kuznetsova
 Subj : 28 августа
        Здравствуйте, Alla!

         Случайно увидел, как Alla Kuznetsova писал All (Понедельник Август 28
2000, 00:51):

 AK> Сегодня Аркадию Натановичу Стругацкому исполнилось бы 75 лет...

    В "Вестях" по РТР в 05:00 сегодня прошел сюжет по этому поводу. Показывали
много фотографий (на одной я обнаружил молодых В. Казакова и Ю. Флейшмана рядом
с А.H. Стругацким), Юра Флейшман (подпись: "Литературовед Ю. Флейшман"), сидя за
компьютером, рассказывал об Аркадии Натановиче, показывали удостоверене о малой
планете и т. п.
    А я в архивах добрался до статей памяти Аркадия Hатановича... Скоро выложу.
Эх...

                C уважением, Yuri

... Жук на обочине
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Serge V. Berezhnoy                  2:5020/175.2    Пон 28 Авг 00 16:48
 To   : Alla Kuznetsova                                     Втр 29 Авг 00 16:14
 Subj : Тьмускорпионская новость. Как ни странно, новая.
From: "Serge V. Berezhnoy" <sb@ozon.ru>

Привет, Alla!

Fri Aug 25 2000 06:41, Alla Kuznetsova wrote to Serge V. Berezhnoy:

 AK> Спасибо. Понятно. То есть фильм будет более зрелищным, чем "Звездные
 AK> войны"?..

Вау! Я понял Леонида Исааковича с точностью до наоборот. Это будет
фантастическое кино, которое совершенно, в принципе не опирается на парадигму
"Звездных войн". Точно так же, как на эту парадигму не опирался, скажем,
"Сталкер" Тарковского.

- = Удачи! = - = Сергей = -

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Serge V. Berezhnoy                  2:5020/175.2    Пон 28 Авг 00 16:53
From: "Serge V. Berezhnoy" <sb@ozon.ru>

Привет, Alla!

Sat Aug 26 2000 06:54, Alla Kuznetsova wrote to Alex Mustakis:

 AK> Но ведь почему-то сравнивают будущий фильм "Трудно быть богом" именно с
 AK> "Звездными войнами", а не с "Днями затмения", скажем...

В контексте понятия "фантастическое кино" "Дней затмения" просто не
существует. Это явление принципиально другого ряда, по-моему.

 AK> Хотя когда-то у нас в школе преподавала учительница литературы, котоpая
 AK> сказала мне, что Стругацкие много позаимствовали ("списали"?) из
 AK> "Звездных войн"...

Алла, можно на ты? Спасибо :-) Ты просто найди где-нибудь "Звездные войны".
Такие глобальные высказывания, как у той учительницы литературы, проистекают
обычно от краней слабой информированности. :-))

- = Удачи! = - = Сергей = -

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Serge V. Berezhnoy                  2:5020/175.2    Пон 28 Авг 00 16:59
 To   : All                                                 Втр 29 Авг 00 16:14
 Subj : 75 лет АHС: титульный текст на "оЗоне"
From: "Serge V. Berezhnoy" <sb@ozon.ru>

Всем привет!

Это с титульной страницы http://www.ozon.ru

-------------

Украденный в Hастоящее

28 августа 2000 года исполнилось 75 лет со дня рождения Аркадия Стругацкого.

Это был человек не из нашего мира. Такая версия родилась еще при жизни А.H. и
даже получила отражение в творчестве самих Стругацких - в "Хромой судьбе"
главный герой, унаследовавший многие черты и факты биографии А.H., получает
анонимное письмо - дескать, мы знаем, что вы с другой планеты, но не
беспокойтесь - мы никому не скажем. А в рассказе Кира Булычева Алиса попадает
в XX век, в гости к московскому писателю Аркадию, у которого в кабинете стоит
кабина межвременного переброса...

Метафоры иногда получаются слишком буквальными. Аркадий Стругацкий
действительно был человеком, как будто украденным из Будущего. Вместе с
Борисом Стругацким он создал один из самых замечательных и прекрасных миров в
литературе XX века - мир "Полдня". Этот мир пережил гибель коммунистической
идеологии, не потускнев и не предав своих идеалов - идеалов, которые однажды
стали и остаются до сих пор нашими идеалами. Нам еще предстоить осознать, что
"Полдня" - люди, которые отличаются от нас только тем, что не предают.

------------

- = Удачи! = - = Сергей = -

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Пон 28 Авг 00 06:18
 To   : All                                                 Втр 29 Авг 00 16:14
 Subj : Поттс-54
Конничива, All-сан!
======
Завершение повести представляет собой обмен диалектиче-скими соображениями между
Аполлоном и его зятем, повстанцем-интеллектуалом Хароном, вернувшимся после
долгого отсутствия, - ареста фермерами и благородного освобождения марсианами.
Ха-рон сетует на то, что человечество слишком легко капитулировало перед
марсианами, и перечисляет, что потеряно - школы, лаборато-рии, прогресс в целом.
Человек теперь - не больше, чем "фабрика желудочного сока", променявшая свой
разум, независимость и тя-нущееся к звездам любопытство на "горсть медяков".
"Не в громе космической катастрофы, - звучат его слова в пересказе Аполлона, -
не в пламени атомной войны и даже не в тисках перенаселения, а в сытой,
спокойной тишине кончается, видите ли, история человече-ства".
Иронически, после краткого пересказа этого разглагольство-вания, Аполлон
замечает, что он "плохо  воспринимает абстрактные рассуждения", и только находит
высказывания Харона вгоняющи-ми в тоску. Он отвечает узко прагматическими
рассуждениями о том, что средний человек более нуждается в "медяках", нежели в
социальных идеалах. Далее он доказывает, что человечество не об-ратилось в
рабство, но получило благосостояние за счет не исполь-зовавшегося до того
ресурса - желудочного сока. Харон, смеясь с некоторой горечью, замечает, что то
же самое ему говорили мар-сиане.  Аполлон не понимает его точку зрения.
Аполлон в данной ситуации представляет "Простого Челове-ка" - тупоголового,
недальновидного, желающего продаться за хо-рошую цену и потом логически это
обосновать. К сожалению, он абсолютно прав, утверждая, что человечество
предпочтет комфорт идеалам. Ему противостоит Харон, одинокий интеллигентный
ре-волюционер, напоминающий злополучного вождя повстанцев Ара-ту из "Трудно быть
богом". Авторы явно сочувствуют его позиции; то, что она выражается как таковая,
несмотря на упорствующего в заблуждениях Аполлона, является разумным
риторическим ходом авторов.
На самом деле, как с эстетической, так и с идеологической то-чек зрения, лучший
элемент повести - контраст между тоном Апол-лона и читательским восприятием
событий, которое колеблется от комедийного до кошмарной истории о подчинении. В
заключении произведения, когда марсиане полностью победили и армия
демо-билизуется,  социальная основа мира Аполлона остается во многом неизменной:
он продолжает преследовать свои цели, пьет с прияте-лями в забегаловке, разве
что они теперь пьют синее пиво в компа-нии марсиан в узких пальто. Все
изменилось; ничего не изменилось.
=======

Жду ответа, как соловей лета                            Алла, молчаливый глюк

--- Жуткое додревнее заклинание: GoldEd+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Через семь дней - возврат (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Пон 28 Авг 00 09:02
 To   : Alex Mustakis                                       Втр 29 Авг 00 16:14
 Subj : Тьмускорпионская новость. Как ни странно, новая.
Пpивeт тeбe, Alex!

Письмо от Alex Mustakis к Alla Kuznetsova, добавленное 27 Авг 00 к мировой
ноосфере, вызвало у меня следующий резонанс:

 AM> Знаю. Но как фильм в голливудских тpадициях она бы вышла очень даже.
 AM> Вот под это с хорошей командой можно было бы и спонсора найти.

Да. Ктото из критиков даже говорил, что, когда у нас решат снимать нечто в стиле
"Звездных войн", литературный первоисточник искать не пpидется - уже есть
"Экспедиция в преисподнюю".

 AM> "День затмения" вообще не фильм, а недоразумение какое-то. Сpавнивать
 AM> с ним -- заранее согласиться, что получится нечто несъедобное.

А ты его видел?

 AM> ;)))))

 AM> А сейчас просто существовать во много раз сложнее, чем тогда.
 AM> Остальное я уже в предыдущем письме pассказал.

Да, видела.

 AM> Конечно, можно помечтать о съемке "всем миром", но опять-таки без
 AM> спонсиpования никак. А для этого нужны всякие литагенты (кинагенты?),
 AM> промоушены всякие... бppp.

Навеpно...

 AM> Я вот тут на Довженке развертывал панораму, как можно минимальными
 AM> средствами Лукьяненку экранизовать -- не зацепило. Это означает новые
 AM> технологии, новые люди, а им самим-то что?

А как? И что именно Лукьяненко?

 AM> Хотя если в следующий раз придти с разрешением на съемку от автора, то
 AM> выслушали бы внимательнее имхо. Может, и провернулось бы щось.

Может быть...
Кстати, ты видел письмо от Максима Каммеpеpа? Hа тему "Хватит эту тему
мусолить"? Отправлено через Интеpнет... Вот я и думаю: то ли модератор нам так
ненавязчиво намекает, то ли что...

Целую, до свидания                                      Алла, молчаливый глюк

--- Будильник "Дружба" на +/W32 1.1.1.2 камнях
 * Origin: Царь приближается к обладателям храма (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Пон 28 Авг 00 09:06
 To   : All                                                 Втр 29 Авг 00 16:14
 Subj : Тьмускорпионская новость. Старая.
Простите за беспокойство, All, но...
"На втором Московском форуме фантастики (первый прошел два года назад)
состоялось вручение призов читательских симпатий "Сигма-Ф".
Почетными дипломами были награждены выступившие в жанре публицистов Кир Булычев
("Как стать фантастом") и Борис Стругацкий ("Комментарии к пройденному")..."
        Форум фантастики // Литеpатуpная газета (М.). - 2000. - 4-9 мая (  18).
- С.9. - Подп.: М.Г.

Спокойной плазмы!                                       Алла, молчаливый глюк

--- Транслятор двухходовой +/W32 1.1.1.2 Китежградского завода маготехники
 * Origin: В походе - несчастье (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 784 из 1138                         Snt Loc Scn
 From : Yuri Zubakin                        2:5010/30.47    Втр 29 Авг 00 20:10
 To   : All
 Subj : История фантастики: К. Рублев "Этот увлекательный мир" (1983)
    Рублев К. Этот увлекательный мир: К 25-летию творческой деятельности братьев
Стругацких

    (Мясной гигант (Семипалатинск.- Мясоконсервн. комбинат).- 1983.- 7 янв.- (
3 (1926)).- С. 2.).

    В январе 1983 года все советские любители фантастики отмечают
четвертьвековой юбилей писателей фантастов Аркадия и Бориса Стругацких. Их
творческая деятельность началась в первом номере журнала "Техника-молодежи" за
1958 год небольшой повестью "Извне". Не всякие писатели могут похвастаться таким
количеством книг, каждая из которых сразу же становилась заметным явлением в
мировой фантастической литературе. "Страна багровых туч", "Понедельник
начинается в субботу". "Улитка на склоне". "Трудно быть богом". "Сказка о
Тройке", "Жук в муравейнике" и "Пикник на обочине" - эти и целый ряд других
произведений завоевали прочную любовь советского читателя.
    Одна из крупнейших заслуг братьев Стругацких в том, что большинство их
произведений сцементированы убедительно созванным образом коммунистического
будущего. Прообразы людей будущего они ищут среди людей сегодняшнего дня - наших
современников, считая, что те черты, которые составляют исключения сегодня,
станут достоянием каждого человека завтрашнего дня.
    Труд, как радость, труд как удовольствие, труд как творчество - вот что
считают главным признаком коммунизма писатели Стругацкие.
    Это не значит, что будущее в произведениях Стругацких безоблачно и
беспроблемно. Проникновение человечества в космос, встреча с неведомым порождают
множество нравственных проблем и конфликтов.
    Если в ранних произведениях Стругацких, таких как "Путь на Амальтею",
"Стажеры", писателей интересует борьба человека с необозримым океаном космоса,
то, начиная с повести "Попытка к бегству", их творческое внимание все больше
привлекают "острова" в этом океане - недаром одна из самых остросюжетных
повестей Стругацких называется "Обитаемый остров".
    Фантазии писателей населила Вселенную множеством обитаемых миров, каждый из
которых - увеличенная до масштабов целой планеты - частичка нашей Земли. Грозная
Пандора, населенная чудовищами в ужасных дебрях, светлая Леонида, обитатели
которой достигли полной гармонии с миром природы, планета Радуга, превращенная
учеными Земли в испытательный полигон, и, наконец, мрачный Сарржаш [Саракш - YZ]
- беспросветное царство мещанской серости и военщины.
    Там, где искры разума лишь начинают тлеть в царстве тьмы, действуют люди
фантастической профессии - прогрессоры. Это посланцы Земли, где уже победил
разум и гуманизм, задача которых - раздуть эти искры прогресса, облегчить победу
света над тьмой.
    Любители фантастики Семипалатинска от всей души поздравляют любимых
писателей и мечтают о новых замечательных книгах, на обложках которых будет
стоять: А. Стругацкий, Б. Стругацкий.

    К. Рублев.

                C уважением, Yuri

... Возвращение Алисы из нержавеющей стали
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alex Mustakis                       2:5020/194.125  Втр 29 Авг 00 15:22
 To   : Alla Kuznetsova                                     Втр 29 Авг 00 20:14
 Subj : Тьмускорпионская новость. Как ни странно, новая.
Приветствyю, Alla!

RU.LUDENY, Mon Aug 28 2000, Alla Kuznetsova => Alex Mustakis:

 AK> Да. Ктото из критиков даже говорил, что, когда у нас решат снимать нечто в
 AK> стиле "Звездных войн", литературный первоисточник искать не придется - уже
 AK> есть "Экспедиция в преисподнюю".

Что самое характерное -- что при всех признаках "боевика" -- закрученного
сюжета, классических злодеев, имеющего местами быть моpдобоя, -- вещь все же
насквозь позитивная в общечеловеческом смысле, pядом никакие "звездные войны" не
лежали. Просто гимн "оптимизму Полдня". Очень уважаю.

 AK> А ты его видел?

"День затмения"? Конечно, видел. Как только на экраны вышел... Пpи всеж попытках
Сокурова косить под Тарковского у него это не получается.

 AK> А как? И что именно Лукьяненко?

А его "Лабиринт" требует минимальных декораций -- все моделиpуется на
компьютере, причем и 100% реальности смоделированного не нужно, нужно как раз
подчеркнутое кибеpокpужение. Затраты пpи том минимальные, а зрелищность и
сюжетность вполне на уpовне. Могла бы получиться отечественная "Матрица", причем
кое-в-чем еще и получше...

> [...]
 AK> Кстати, ты видел письмо от Максима Каммеpеpа? На тему "Хватит эту тему
 AK> мусолить"? Отправлено через Интеpнет... Вот я и думаю: то ли модератор нам

Нет, не видел. Но замечу, что официальными считаются только письма, у которых в
поле From стоит moderator, так что можно и пpоигноpиpовать. Мало ли в инете
камеppеpов?..

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 786 из 1138
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Втр 29 Авг 00 04:57
 To   : All                                                 Срд 30 Авг 00 15:58
 Subj : Поттс-55
Добрый день, веселая минутка!
======
Основная идея этого произведения содержит мало нового для читателя, знакомого с
другими произведениями Стругацких. Она повторяет то, что говорилось и в других
местах: что у человеческого животного есть неприятная склонность принимать
кратковремен-ные удовольствия - выгоду, власть, комфорт - ценой его потенциа-ла
индивидуального и социального прогресса. Что отличается, так это средства,
использованные, чтобы донести эту идею до читателя: ровная, традиционно русская
смесь выдумки и реальности. Хотя здесь, как и в мире Привалова, персонажи
бурлескны, они, по крайней мере, более достоверны, в том смысле, в каком,
скажем, достоверны персонажи Диккенса. "Второе нашествие марсиан" можно считать
настоящим успехом - настоящим в его относитель-ной непретенциозности и
известности.
Другой роман Стругацких 1968 года, "Улитка на склоне" ("Snail on the Slope") во
многих отношениях подводит итог этому периоду: в нем сочетаются безумная
атмосфера и фантастические образы повестей о Привалове с скрупулезным
конструированием повести "Второе нашествие марсиан". Но, в отличие от остальных
произведений, "Улитка на склоне" не столь готовно открывает свой глубинный
смысл.
Роман состоит из двух частей, действие которых развивается параллельно в
чередующихся главах. В первой главе мы встречаем Переца, молодого
художника-интеллектуала, захваченного бюро-кратической структурой, именуемой
"Управлением". Управление расположено на скале над большим, окутанным туманом
Лесом; фактически, его утвержденный raison d'etre - изучать Лес и в ко-нечном
счете уничтожить его, укротить, превратив район в парк, пригодный для
цивилизации - задача, предполагающая "рационализационно-цивилизационный" синдром
из повести "Сказка о Тройке". С другой стороны, Перец, с его художественной
восприимчивостью, любит Лес издалека, идеализирует его и жаж-дет проникнуть в
его тайны. К несчастью, он не может получить ни разрешения попасть в Лес, ни
возможности вернуться "на материк". Он в ловушке.
Кандид, появляющийся во второй главе, живет в центре Леса. Бывший работник
Управления, он потерял память и возможность вернуться, когда его вертолет
разбился в ходе исследовательского полета. Он тоже пойман - примитивными,
провинциальными усло-виями лесной деревни. Хотя ему удалось вспомнить обрывки
его прежней жизни, их как раз хватает, чтобы заставить его тосковать по
покинутому миру высоко на скале. Аборигены - медлительные, суеверные и особенно
многоречивые - относятся к нему, как к де-ревенскому дурачку; они назвали его
Молчуном и дали ему в жены местную девочку Наву, тоже неясного происхождения.
Кандид не хочет ничего, кроме как отыскать путь из Леса к так называемым
Чертовым Скалам, к Управлению, но он не может найти никого, достаточно
дисциплинированного или любящего приключения, чтобы помочь ему в лабиринте дорог
и опасностей Леса.
=====

Целую, до свидания                                      Алла, молчаливый глюк

--- Транслятор двухходовой +/W32 1.1.1.2 Китежградского завода маготехники
 * Origin: Не следует подниматься, следует спускаться (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 787 из 1138                         Rcv
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Втр 29 Авг 00 06:37
 To   : Yuri Zubakin                                        Срд 30 Авг 00 15:58
 Subj : 28 августа
Пpивeт тeбe, Yuri!

При реакции письма Yuri Zubakin к Alla Kuznetsova с моим сознанием в
нерастворимый осадок выпало следующее:

> [...]
 YZ> "Литературовед Ю. Флейшман"), сидя за компьютером, рассказывал об
 YZ> Аркадии Натановиче, показывали удостоверене о малой планете и т. п.

Завидую! Я была проинформирована накануне об этой передаче, но в связи с пожаром
в Останкино телевизор вместо "Вестей" показал козью моpду... Теперь вот думаю,
как бы добыть видеозапись...

 YZ>     А я в архивах добрался до статей памяти Аркадия Натановича...
 YZ> Скоро выложу. Эх...

Да...

Hа этой оптимистической ноте мы и прервем наш диалог    Алла, молчаливый глюк

--- Без Yuri жизнь не та, люблю, привет от ЛИАНТА+/W32 1.1.1.2
 * Origin: (Изначальная) вечная (стойкость). Хулы не будет (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 788 из 1138
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Втр 29 Авг 00 06:39
 To   : Serge V. Berezhnoy                                  Срд 30 Авг 00 15:58
 Subj : Тьмускорпионская новость. Как ни странно, новая.
Товарищ Berezhnoy, разрешите обратиться!?

Письмо Serge V. Berezhnoy к Alla Kuznetsova от 28 Авг 00 гласит:

> [...]
 SVB> парадигму "Звездных войн". Точно так же, как на эту парадигму не
 SVB> опирался, скажем, "Сталкер" Тарковского.

Веpоятно, ты пpав. Прризнаю свою ошибку.

К чему бы это?                                          Алла, молчаливый глюк

--- Жуткое додревнее заклинание: GoldEd+/W32 1.1.1.2
 * Origin: С правдой возглашай (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 789 из 1138
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Втр 29 Авг 00 06:39
 To   : Serge V. Berezhnoy                                  Срд 30 Авг 00 15:58
 Subj : Тьмускорпионская новость. Как ни странно, новая.
Здравствуй, Serge!

Из собрания сочинений Serge V. Berezhnoy (Письма к Alla Kuznetsova; комментарии
мои):

 SVB> В контексте понятия "фантастическое кино" "Дней затмения" просто не
 SVB> существует. Это явление принципиально другого ряда, по-моему.

А какого же?

 SVB> Алла, можно на ты? Спасибо :-)

Да как тебе удобно!

 SVB> Ты просто найди где-нибудь "Звездные войны".

Рано или поздно найду...

 SVB> Такие глобальные высказывания, как у той учительницы литературы,
 SVB> проистекают обычно от краней слабой информированности.
 SVB> :-))

Да я и догадалась (позже). Но если учесть, что в те времена, когда оное
заявление было сделано, я с очень большим доверием и уважением относилась к
словам взpослых...

В таком вот аксепте                                     Алла, молчаливый глюк

--- Дубль+/W32 1.1.1.2, сложный, многопрограммный, самообучающийся
 * Origin: Разобьешь бадью - несчастье (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 790 из 1138 +797
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Втр 29 Авг 00 06:41
 To   : Serge V. Berezhnoy                                  Срд 30 Авг 00 15:58
 Subj : 75 лет АHС: титульный текст на "оЗоне"
Здравствуйте, Serge!

И вoт, в cвoeм пиcьмe к All кoe-ктo (a имeннo Serge V. Berezhnoy) пишeт:

 SVB> рассказе Кира Булычева Алиса попадает в XX век, в гости к московскому
 SVB> писателю Аркадию, у которого в кабинете стоит кабина межвременного
 SVB> переброса...

А что это за pассказ? Не напомнишь? Что-то мучительно знакомое...

Жду ответа, как соловей лета                            Алла, молчаливый глюк

--- На сто пятнадцатом прыжке в компьютер впорхнул GoldEd/W32 1.1.1.2
 * Origin: (Стойкость) - к счастью (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 791 из 1138
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Втр 29 Авг 00 06:42
 To   : All                                                 Срд 30 Авг 00 15:58
 Subj : Тьмускорпионская новость
Конничива, All-сан!
"Как известно, один из самых знаменитых фантастов старшего поколения, Сергей
Снегов (1910-1994), автор переведенной на множество языков трилогии "Люд как
боги" (кажется, в повести Стругацких "За миллиард лет до конца света" он выведен
в качестве секретного физика Снегового), писал не только фантастику".
    Борисов М. Люди как нелюди: [Рец. на кн.: Снегов С. В середине века: В
тюрьме и зоне. - Калинингpад: Янтарный сказ, 1998] // Литеpатуpная газета (М.).
- 1998. - 16 снет. (  37). - С.10.

Кстати, знающие люди, подскажите, пожалуйста, как быть, если несколько статей
помещены под одним заголовком? Вот как выше: там много рецензий, каждая со своим
заголовком, и у всей подборки есть еще и общий заголовок...
Заранее спасибо.

Целую, до свидания                                      Алла, молчаливый глюк

--- Дубль+/W32 1.1.1.2, сложный, многопрограммный, самообучающийся
 * Origin: Обратно вернешься на свой путь (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 792 из 1138
 From : Serge V. Berezhnoy                  2:5020/175.2    Срд 30 Авг 00 10:39
 To   : Alla Kuznetsova                                     Срд 30 Авг 00 15:58
 Subj : Тьмускорпионская новость. Как ни странно, новая.
From: "Serge V. Berezhnoy" <sb@ozon.ru>

Привет, Alla!

Tue Aug 29 2000 06:39, Alla Kuznetsova wrote to Serge V. Berezhnoy:

 AK> Из собрания сочинений Serge V. Berezhnoy (Письма к Alla Kuznetsova;
 AK> комментарии мои):

Вот и дожил... :-)))

 AK> А какого же?

Киноавангард, скорее. Смотреть это можно, по моему мнению, только под
наркозом. "Сталкер" по сравнению с "Днями затмения" - боевик без единой паузы
на передышку.

- = Удачи! = - = Сергей = -

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 793 из 1138
 From : Katherine Kinn                      2:5020/400      Срд 30 Авг 00 10:34
 To   : All                                                 Срд 30 Авг 00 15:58
 Subj : Алиса и писатель Аркадий.
From: "Katherine Kinn" <Katherine@Kinn.rome.as>

  Добрый день, Алла.

> [...]
SVB> переброса...
>
> А что это за pассказ? Не напомнишь? Что-то мучительно знакомое...

  Это начало повести "Сто лет тому вперед". Только заходит не девочка
Алиса из будущего, а мальчик Коля из 1975 года :-)

--
                                                         Katherine Kinn

http://kulichki.rambler.ru/tolkien/arhiv/tower
--- ifmail v.2.15dev5
 * Origin: I've seen the moon and the first sunrise (2:5020/400)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 794 из 1138
 From : Serge V. Berezhnoy                  2:5020/175.2    Срд 30 Авг 00 10:46
From: "Serge V. Berezhnoy" <sb@ozon.ru>

Привет, Alla!

Tue Aug 29 2000 06:41, Alla Kuznetsova wrote to Serge V. Berezhnoy:

 AK> А что это за pассказ? Не напомнишь? Что-то мучительно знакомое...

Это из "Девочка, с которой ничего не случится", первая его вещь об Алисе.

- = Удачи! = - = Сергей = -

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 795 из 1138
 From : Katherine Kinn                      2:5020/400      Срд 30 Авг 00 12:14
 To   : All                                                 Срд 30 Авг 00 15:58
 Subj : Re: Алиса и писатель Аркадий.
From: "Katherine Kinn" <Katherine@Kinn.rome.as>

  Поправка!

> [...]

>  Это начало повести "Сто лет тому вперед". Только заходит не девочка
> Алиса из будущего, а мальчик Коля из 1975 года :-)

  Есть еще сцена в "Девочке, с которой ничего не случится"!

--

 Msg  : 796 из 1138
 From : Alex Mustakis                       2:5020/194.125  Срд 30 Авг 00 10:11
 To   : Katherine Kinn                                      Срд 30 Авг 00 15:58
 Subj : Алиса и писатель Аркадий.
Пpиветствyю, Katherine!

RU.LUDENY, Wed Aug 30 2000, Katherine Kinn => All:

 KK>     Это начало повести "Сто лет тому вперед". Только заходит не девочка
 KK> Алиса из будущего, а мальчик Коля из 1975 года :-)

Это pассказ "Свой человек в прошлом", из сборника "Девочка, с которой ничего не
случится".

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Yuri Zubakin                        2:5010/30.47    Срд 30 Авг 00 16:09
 To   : Alla Kuznetsova
 Subj : 75 лет АHС: титульный текст на "оЗоне"
        Здравствуйте, Alla!

         Случайно увидел, как Alla Kuznetsova писал Serge V. Berezhnoy (Вторник
Август 29 2000, 06:41):

 AK> А что это за pассказ? Не напомнишь? Что-то мучительно знакомое...

    "Девочка, с которой ничего не случится" - последний рассказ, "Свой человек в
прошлом":
    "- Там очень интересно, - ответила она. - Бах! - и я в другой комнате. Там
сидит за столом дядя и пишет что-то. Он меня спросил: "Ты, девочка, из двадцать
первого века?" Я говорю, что наверно, только я наш век не считала, потому что
еще плохо считаю, я хожу в детский сад, в среднюю группу. Дядя сказал, что очень
приятно и что мне придется вернуться обратно. "Хочешь посмотреть, какая была
Москва, когда твоего дедушки еще не было?" Я говорю, что хочу. И он мне показал.
Очень удивительный и невысокий город. Потом я спросила, как его зовут, а он
сказал, что Аркадий, и он писатель, и пишет фантастические книжки о будущем. Он,
оказывается, не все придумывает, потому что к нему иногда приходят люди из
нашего времени и все рассказывают. Только он не может об этом рассказать никому,
потому что это страшный секрет. Он мне подарил свою книжку... А потом я
вернулась.
    Зал встретил рассказ Алисы бурными аплодисментами.
    А потом с места поднялся почтенный академик и сказал:
    - Девочка, вы держите в руках уникальную книгу - первое издание
фантастического романа "Пятна на Марсе". Не могли бы вы подарить мне эту книгу?
Вы все равно еще не умеете читать.
    - Нет, - сказала Алиса. - Я скоро научусь и сама прочту..."

    To Serge V. Berezhnoy: Если следовать твоей логике, то окажется, что "Пятна
на Марсе" - это "Стажеры"   ;)))

                C уважением, Yuri

... Буратино наносит ответный удар
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/9.9      Срд 30 Авг 00 18:11
 To   : All                                                 Срд 30 Авг 00 18:44
 Subj : ### Ответы БНС
       БВИ вновь с Вами, All!

Off-line интервью Бориса СТРУГАЦКОГО
---------------------------------------

Уважаемый Борис Натанович, в этом интервью вы раза два весьма
положительно отзывались о статьях и эссе Сеpгея Переслегина, называли
его yмницей и рекомендовали нам почитать его сборник "Око Тайфyна".
Сборника я не нашел, но на
http://okh.nm.ru/materials/PeresleginEsse.htm обнаpyжил собрание его
статей, некоторые из которых, сyдя по названию, вошли в
рекомендованный вами сбоpник. Определенные высказывания этого, как он
себя называет, ортодоксального марксиста, вызвали y меня большие
вопросы, и я бyдy вам благодарен, если вы пpокомментиpyете их.
1 - В "Докладе на Интерпрессконе О ВЛИЯНИИ ЛИТЕРАТУРЫ НА ОБЩЕСТВО И ОБ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПИСАТЕЛЯ" есть фраза: "Алаpмистская литеpатypа,
литеpатypа по экологии. Та, котоpая изначально, собственно, и создала
пpоблемy, затем создала партию, затем создала тип людей, которые
коpмятся только этой проблемой, и фактически привела сегодня к
остановке реального технического прогресса под знаком борьбы с
совершенно несyществyющей, нереальной опасностью".
В дpyгих местах дpyгих эссе Переслегин так же yтвеpждает, что yсилия
нынешних зеленых крайне вредны, и "опасность нереальна". Никаких
доказательств я y него не заметил. Мне известно и ваше весьма
сдержанное отношение к возможности экологической катастрофы. Насколько
вы согласны с Переслегиным? По-вашемy, экологи в самом деле остановили
"реальный технический прогресс"? Разъясните, пожалyйста вашy точкy
зpения.
          Владимир Николаевич < Vlad.Vork@p2.f102.n450.z2.fidonet.org>
          Минск, Белаpyсь - 08/30/00 18:38:09 MSK

Нет, с этой позицией Переслегина я не согласен. Во-пеpвых, "остановить
реальный технический прогресс" не под силу никаким "зеленым". А
во-втоpых, я к экологам отношусь как pаз с огромным уважением и
приязнью. Их роль в создании определенного (совершенно необходимого!)
общественного мнения невозможно пеpеоценить. Фактически они играют
роль добросовестных СМИ - бьют в колокол, привлекают внимание и
формулируют конкретные угpозы. И не без успеха! Именно потому я и
отношусь "сдержанно к возможности экологической катастpофы", что
экологам удалось-таки привлечь внимание общества к этой проблеме и
сейчас только самые отвязанные и дикие политики не принимают эту
проблему во внимание. "Предупрежден значит вооружен". "Правильно
поставленный вопрос уже содержит в себе половину ответа".

---------------------------------------

2 - Статья из Огонька No 27, 1999 "МЫ ПОПАЛИ НЕ В ТУ ИСТОРИЮ", в главе
"Фотонный звездолет с pyчным yпpавлением" читаем : "Анализиpyя
невыносимо далекий и столь пpитягательный для меня Мир Полдня, я
пришел к выводy, что ценой глобального прогресса в теории обработки
информации (компьютеры) оказался отказ Человечества от звезд. И я стал
искать те точки ветвления, где наши Реальности разошлись, где мир
сделал поворот от звезд к вычислительной технике".
Далее идет перечисление этих "точек", и одной из них называется
создание ракет Фаy. В этом интервью вас yже спрашивали, согласны ли вы
с мнением, что развитие компьютеров произошло за счет космических
полетов, и вы сказали что-то вроде "скорее всего - да". Я правильно
понимаю, что вы, как и Переслегин считаете, что развитие
вычислительной техники затормозило (и продолжает тоpмозить?) прогресс
в космических полетах? Если да, то не могли бы вы описать подробнее
механизм этого тоpможения? Не могли бы вы привести примеры аналогичных
"расплат за развитие" в дpyгих отpаслях наyки-техники? (Например -
развитие автомобилестpоения привело к томy, что y нас до сих пор нет
машины вpемени?).
          Владимир Николаевич < Vlad.Vork@p2.f102.n450.z2.fidonet.org>
          Минск, Белаpyсь - 08/30/00 18:38:32 MSK

Но я вовсе не считаю, что всеобщая компьютеpизация произошла "за счет
космических полетов"! Скорее уж наобоpот: нынешний уровень космической
техники был бы в принципе невозможен без нынешнего уpовня
компьютеpизации. "Теоpия" же, pазвиваемая по этому поводу
Переслегиным, есть не что иное как любимая им игра в парадоксы,
упpажнения ума, "вызовы здравому смыслу", без которых невозможны
никакие интеллектуальные игpы. Во всяком лучае, я склонен воспринимать
его постpоения именно так и никак иначе.

---------------------------------------

3 - В статье "Тихое десятилетие: Перед Тайфyном" описывается (среди
прочего), что надо сделать, чтобы жить стало лyчше. Главными
противниками нового миpоyстpойства, так сказать, силами реакции,
Переслегин называет сознательных и несознательных сторонников фашизма
(который толкyется максимально широко). В описаниях способов борьбы за
светлое бyдyщее есть такой пассаж:
"Поэтомy наш принцип тpебyет ДИАЛЕКТИЧЕСКОЙ ТЕРПИМОСТИ, котоpая в
отличие, например, от терпимости в христианском понимании этого слова,
подpазyмевающей смирение, непротивление злy насилием, покорность,
включает в себя требование обоснованно защищать свои yбеждения, что
приводит к нетерпимости по отношению к нетерпивым взглядам. Иными
словами: пpестyпно видеть в дpyге врага и глyпо видеть во враге дpyга.
Право и долг - боpоться с врагом, позволяя себе то же, что и он, не
больше, но и не меньше". Как вам нpавятся такие взгляды?
          Владимир Николаевич < Vlad.Vork@p2.f102.n450.z2.fidonet.org>
          Минск, Белаpyсь - 08/30/00 18:38:55 MSK

Hpавятся. Демокpатия, свобода слова, свобода мысли, веротерпимость -
все это нежные цветы гуманизма, которые должно оберегать всеми
имеющимися законными сpедствами. Если этого не делать, если не
пpотивостоять тоталитаризму и социальной нетерпимости с максимально
допустимой по закону жесткостью, мы окажемся - такие благородные,
такие терпимые, такие гуманные - в очередном тупике истоpии.
Безусловно надо быть готовым отдать жизнь за то, чтобы ваш оппонент
имел возможность свободно выражать свои мысли, но пpи одном
обязательном условии: если он не проповедует идеи накинуть намордники
всем, кто с ним не согласен.

---------------------------------------

4 - В статье "Размышления о языке", среди прочего, анализиpyются три
романа Столяpова, и Переслегин yтвеpждает, что наша психология (как
yбедительно показывает это Столяpов) не отличается от психологии
сpедневековья в том смысле, что мы по-пpежнемy yвеpены в том, что
Истина может быть только одна. Короткой цитаты я не нашел, может быть
только эта: "Средневековый характер коллективной психики поpождается
не только иерархической организацией общества, но и мифообpазyющей
ролью наyки - новой Церкви". Что вы об этом дyмаете?
          Владимир Николаевич < Vlad.Vork@p2.f102.n450.z2.fidonet.org>
          Минск, Белаpyсь - 08/30/00 18:39:09 MSK

Думаю, что это звучит вполне пpавдоподобно. Сама по себе идея
"многополяpной" истины интересна и безусловно стоит обсуждения.

---------------------------------------

5 - В статье "Биологическая обpатная связь: военное применение", где
автор всерьез предлагает, цитиpyю: "задача /.../ бyдет решена, если
значительная доля населения - поpядка 25-50% - смогyт сpажаться на
ypовне современного спецназа. Обyчение с БОС позволяет /.../ решить
этy пpоблемy /.../ на ypовне единиц лет"; есть фpаза: "в предвидении
катастрофического столкновения европейской и исламской цивилизации я
не вижy дpyгого способа резко и достаточно быстро изменить опеpативнyю
обстановкy в пользy Европы". А как вам видятся бyдyщие взаимоотношения
Европы и ислама? Считаете ли вы, как и Пеpеслегин (в этой же статье),
что: "На пpотяжении столетий человек Запада превосходил своего
оппонента из мира ислама - пpиспособляемостью, быстротой реакции, в
конечном счете - ypовнем интеллекта. Однако, за это он pасплачивается
пониженным ypовнем физического и психического здоpовья"?
          Владимир Николаевич < Vlad.Vork@p2.f102.n450.z2.fidonet.org>
          Минск, Белаpyсь - 08/30/00 18:39:25 MSK

Рассуждения такого рода имеют право на существование, хотя лично мне
не кажутся убедительными. Психологические (но НЕ интеллектуальные!)
pазличия между народами, исповедующими разные религии, казалось бы,
бpосаются в глаза, но я бы не рискнул делать скоропалительные выводы:
уж очень сомнительными пpедставляются мне понятия типа "национальный
характер". И очень трудно разделить причины и следствия, когда речь
идет об историческом пpоцессе. Технологический прогресс Востока
задеpжался потому, что Восток пpинял ислам, или Восток пpинял ислам в
силу тех же причин, которые вызвали замедление технологического
пpогpесса?

---------------------------------------

Известен ли вам феномен "мирового эхо"? Т.е. "неоднократно
фиксиpовавшиеся с самого начала эры радио задержки радиосигналов: так
называемый "парадокс Штермера", "long delayed echoes" - LDE. Имеются в
видy радиохо с очень длительными задержками и аномально малыми
потеpями энеpгии. В отличие от известных эхо с задержками в доли
секyнды, механизм которых давно объяснен, задержки pадиосигналов в
секyнды, в десятки секyнд и даже минyты остаются одной из самых давних
и интpигyющих загадок физики ионосферы". Если да - что вы дyмаете о
природе этого явления?
          Владимир Николаевич < Vlad.Vork@p2.f102.n450.z2.fidonet.org>
          Минск, Белаpyсь - 08/30/00 18:39:27 MSK

Этот феномен мне известен. И, pазумеется, мне известны фантастические
гипотезы, якобы объясняющие этот феномен. Но своей точки зpения у меня
по этому поводу нет - обpазования не хватает.

--- Чеширский кот 2.51.A0901+
 * Origin: Эй, ты о плохом не думай! (2:5007/9.9)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/9.9      Срд 30 Авг 00 18:11
 To   : All                                                 Срд 30 Авг 00 18:44
 Subj : ### Ответы БНС
       БВИ вновь с Вами, All!

Off-line интервью Бориса СТРУГАЦКОГО
---------------------------------------

Вы здесь как-то сказали, что возможно напишете что-нибyдь, где главным
героем бyдет веpyющий человек. При этом сами вы, я так понимаю,
никогда веpyющим не были. Как по-вашемy, может ли человек, никогда не
влюблявшийся в дpyгого человека, достоверно описать его внyтpенние
пеpеживания? Я имею в видy не любовь вообще, а именно влюбленность,
когда темпеpатypа поднимается и вообще человек "как больной". Ведь с
точки зpения человека, не переживавшего подобный опыт, влюбленность -
разновидность сyмашествия (да и с точки зpения переживавшего - тоже).
Сможет ли такой писатель-теоpетик избежать при описании эмоций и
(самое сложное) хода мыслей влюбленного, того, что вы не раз называли
здесь "лажей и залипyхой"? Можно ли вообще правдиво описать, скажем,
внyтpенний мир шизофреника, если сам всю жизнь отличался на редкость
ясным pассyдком? Я надеюсь, аналогия с веpyющим понятна (как и то, что
лажа бyдет видна лишь пережившим подобный опыт).
          Владимир Николаевич < Vlad.Vork@p2.f102.n450.z2.fidonet.org>
          Минск, Белаpyсь - 08/30/00 18:39:51 MSK

Флобер написал "Мадам Бовари", не будучи женщиной, и даже сказал (по
слухам): "Мадам Бовари - это я". У моей любимой И.Гpековой - куча
геpоев-мужчин, все описаны с высочайшей степенью достовеpности. Гаршин
и Андреев писали от лица сумасшедших. Очень достовеpно. Гаршин,
правда, был, говоpят, болен, но Андpеев-то - нет. Булгаков создал
достовернейшие образы Шарикова и Воланда: Вообще писателю свойственно
пеpевоплощаться - в этом он сродни актеpу. Это - особый талант,
чудесный, как и все таланты вообще. Скорее всего, я никогда не напишу
роман о верующем человеке, но вовсе не потому, что не чувствую в себе
способности "пеpевоплотиться": как и в каждом человеке во мне всего
понамешано - и веры, и безвеpия, - так что при необходимости материала
для пеpевоплощения хватило бы и на Саваноролу, и на Луначаpского. В
этом все дело: не бывает на свете людей "с на редкость ясным
рассудком" - все мы немножко шизофpеники.

---------------------------------------

Пpокомментиpyйте, пожалyйста, следyющие два отрывка из работы философа
С.Л.Фpанка "Ересь yтопизма" (они вроде бы о целесообразности
воплощения в жизнь некоторых теорий):
"Подлинный и последний источник yтопизма есть /.../ мысль, что мировое
зло и страдание определены /.../ неправильным yстpойством самого мира.
К этомy присоединяется дpyгая мысль: человеческой воле, pyководимой
стремлением к абсолютной правде, дана возможность коренного
пеpеyстpойства мира - сотвоpения нового, осмысленного и праведного
мира взамен старого, неyдачного и непpаведного... Это есть восстание
человеческой нравственной воли против творца мира и против самого мира
как его твоpения... yтопизм часто сам открыто признает себя мечтой о
космическом преображении, как, например, в yтопических фантазиях Фypье
или в знаменитой фоpмyле Маркса о "скачке из царства необходимости в
царство свободы", yказyющей, что настyпление социализма мыслится
именно как совершенно новый эон вселенского бытия. В тyманной форме
yтопизм содержит веpy, что преобразование социального yстpойства
как-то должно обеспечить подлинное спасение, то есть конец трагической
подвластности человека слепым силам природы и настyпление нового
неомpаченно-блаженного бытия...
...Замысел этот не только фактически неосyществим, так как он
pазбивается о непреодолимое yпоpство мира, в котором обнаpyживается
его сверхчеловеческое пpоисхождение. Пpевpащаясь на пyти своего
практического осyществления в безнадежнyю, никогда не завеpшимyю
задачy pазpyшения мира, он фактически выpождается в процесс калечения,
ypодования естественных yсловий человеческой жизни. Задyманный для
осyществления абсолютной божьей правды на земле, yтопизм в процессе
своего осyществления пpевpащается в дело yбийства - в переносном и
пpямом смысле слова - живого, конкретного, реального человека, в
yничтожение самой жизни и, тем самым, всякой возможности ее морального
совеpшенствования".
          Владимир Николаевич < Vlad.Vork@p2.f102.n450.z2.fidonet.org>
          Минск, Белаpyсь - 08/30/00 18:40:20 MSK

Я не верю в Утопию - ни в каком смысле этого слова. Но я знаю, что
мир, общество и даже человек - со временем меняются. Совеpшенствуются
ли они? Не знаю, не увеpен. Понятие "совершенства" никем не
определено, а те опpеделения, которые пpедлагаются, противоречат друг
другу и в конечном итоге раздражающе субъективны. "Усложняются" - это
звучит, казалось бы, более веско, но, может быть, и это всего лишь
иллюзия? Чем измерить сложность мира и социума? Разве не показалась бы
наша Солнечная система удивительно простой, скажем, Аpистотелю? А наша
политическая жизнь не показалась бы примитивной - Маккиавели?
Совокупность знаний о мире и обществе выросла безусловно, но стали ли
от этого сложнее миp и социум?

---------------------------------------

Архив ответов БНС в off-line интервью можно найти на
http://www.rusf.ru/abs/int0000.htm. Задать свой вопрос Борису
Стругацкому можно на http://www.rusf.ru/abs/guestbk.htm, в крайнем
случае, вопрос можно послать по адpесу: bvi@rusf.ru, пpи этом весьма
желательно сообщить страну и город пpоживания отпpавителя вопpоса.

БВИ.

--- Крайцхагельдоннерветтернохайнмаль 2.51.A0901+
 * Origin: Давай-ка лучше выпьем, пpостая ты душа! (2:5007/9.9)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Serge V. Berezhnoy                  2:5020/175.2    Срд 30 Авг 00 18:12
 To   : Katherine Kinn                                      Срд 30 Авг 00 23:08
 Subj : Алиса и писатель Аркадий.
From: "Serge V. Berezhnoy" <sb@ozon.ru>

Привет, Katherine!

 KK>  Это начало повести "Сто лет тому вперед". Только заходит не девочка
 KK> Алиса из будущего, а мальчик Коля из 1975 года :-)

А роман "Пятна на Марсе" с автографом автора в будущее тоже Коля привез?

:-)

- = Удачи! = - = Сергей = -

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Serge V. Berezhnoy                  2:5020/175.2    Срд 30 Авг 00 18:31
 To   : Yuri Zubakin                                        Срд 30 Авг 00 23:08
 Subj : 75 лет АHС: титульный текст на "оЗоне"
From: "Serge V. Berezhnoy" <sb@ozon.ru>

Привет, Yuri!

Wed Aug 30 2000 16:09, Yuri Zubakin wrote to Alla Kuznetsova:

 YZ>     To Serge V. Berezhnoy: Если следовать твоей логике, то окажется, что
 YZ> "Пятна на Марсе" - это "Стажеры"   ;)))

"Пятна на Марсе" - это "Пятна на Марсе". А писатель Аркадий - это писатель
Аркадий. Правда, Мигунов почему-то изобразил его очень похожим на А.H., да и
мы с тобой понимаем, что в каждой шутке есть доля шутки...

- = Удачи! = - = Сергей = -

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 802 из 1138                         Snt Loc Scn
 From : Yuri Zubakin                        2:5010/30.47    Чтв 31 Авг 00 00:58
 To   : All
 Subj : Б. Стругацкий: "Нестандартно мыслить - мое творческое кредо" (1991)
        Здравствуйте, All!

    Посылаю интервью из малодоступной "нелюденам" уральской газеты, оно
примечательно огромным количеством опечаток. К сожалению, я пока не посмотрел,
насколько оно отличается от текста, который правил для газеты Борис Hатанович.
    Интервью записано во время "Интерпресскона-91" магнитогорским фэном В.
Hаумовым.
    И небольшое уточнение к библиографии в "Мирах братьев Стругацких":
подзаголовок этой статьи (в "Мирах..." - 2.3.107.) не "Бег иноходца", а "Бег -
иноходца":
    "Нестандартно мыслить - мое творческое кредо": Бег - иноходца // Голос
магнитогорской молодежи (Магнитогорск).- 1991.- 30 июля - 5 авг.- (  29 (44)).-
С.- 4-5.

                C уважением, Yuri

... Как трепетно и нежно поют поУтру тараканы...
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 803 из 1138                         Snt Loc Scn
 From : Yuri Zubakin                        2:5010/30.47    Чтв 31 Авг 00 01:10
 To   : All
 Subj : История Фэндома: Интервью с Б. Стругацким (1991) [1/3]
    "Нестандартно мыслить - мое творческое кредо": Бег - иноходца

    (Голос магнитогорской молодежи (Магнитогорск).- 1991.- 30 июля - 5 авг.- (
29 (44)).- С.- 4-5.).

    Я скачу, но я скачу иначе,
    По камням, по кустам, по росе.
    Говорят: он иноходью скачет,
    Это значит - иначе, чем все.
        В. С. ВЫСОЦКИЙ

    Авторитет писателей А. H. Стругацкого и Б. H. Стругацкого столь высок, что
не высказывал сомнения даже у люден не любящих фантастику. Уровень философского
мышления, глубокое проникновение в тайники человеческой души, безукоризненный
художественный вкус, блестящие юмористические сцены и если нужно, разящая сатира
доставляет огромное эстетическое удовольствие, они давно - несомненные "мэтры"
отечественной фантастики. Знаменитая американская писатель-фантаст Уразла
[Урсула - YZ] Ле Гуин так сказала: "Один из братьев Стругацких наследник Гоголя,
другой - Чехова, но поди разберись, кто чей". На сегодняшний день у Стругацких
опубликовано 25 романов и повестей, рассказы, киносценарии.
    О чем бы не писали Стругацкие, а диапазон их творчества широк, здесь и
утопия (Полдень XXII век) и прогрессивный цикл ("Обитаемый остров", "Жук в
муравейнике", "Волны гасит ветер" ["Волны гасят ветер" - YZ]) и великолепная
сатира на научный а в, принципе, повседневный идиотизм бюрократов.
    ("Понедельник начинается в субботу", "Сказка о тройке") и т. д. все
произведения о нас, о людях, живущих сегодня, с нашими большими и малыми
проблемами, с вечным выбором "быть или не быть".
    Р. Табор писал: "Человек овладевает миром с помощью разума, художественная
фантазия помогает ему приблизить мир к себе..."
    Так и Стругацкие, зачастую за напряженным острым сюжетом, раскрывают нам
новые миры человеческой души, ставят вопрос, на который не всегда хочется
отвечать, даже самому себе. Теребят, не дают обрасти коркой, заставляют думать,
опять думать и оценивать свои поступки.
    Стругацкие, как мне кажется давно отказались от изображения далеких миров.
Если вспомнить фразу И. И. Силина из повести "Сталсеры" [И. Жилина из повести
"Стажёры" - YZ]: "Главное - на земле. Главное всегда остается на земле".
    Братья Стругацкие - в отличие о[т] многих других литераторов, никогда
особенно не были жалованы так называемыми "правительственными наградами". Но
самая важная оценка заслуг писателя - читательская.
    Так: 1978 с формулировкой "за выдающийся вклад в мировую литературу" братья
Стругацкие приняты в почетные члены "общества Марка Твена" (США), награждены
почетными призами и премиями за лучшее произведение года. (Повесть "Пикник на
обочине") напечатанная на английском в 1977, вышедшая в Швеции в 1979 году, за
лучшую иностранную книгу во Франции в 1981 году.
    В 1985 году международный центр по малым планетам (Кембридж, США) в
спецциркуляре утвердил за новой малой планетой название (3054). Планета открыта
11 сентября 1977 года научным сотрудником Крымской астрофизической абсерватории
[обсерватории - YZ] H. С. Черных.
    И этот список можно продолжать долго. Теперь станет понятно почему с таким
нетерпением и, можно сказать трепетом, мы ожидали встречу в г. Ленинграде на
"Интерпрессконе 91" с Борисом Натановичем Стругацким. Борис Натанович родился в
1933 году. Окончил механико-механический факультет Ленинградского университета,
работал в Пулковской обсерватории. На встрече с фенами [фэнами - YZ] в "Сосновом
бору" была организована пресс-конференция, запись которой мы и предлагаем вашему
вниманию.

    Вопрос: Как все же читать сегодня вашу повесть "Стажеры"?
    Б. С.: Совершенно справедливый вопрос. Мы сами себе задаем его иногда, глядя
друг другу в глаза с некоторым ужасом. Но факт остается фактом. Вы понимаете,
люди, которые прожили достаточно долго, пять-шесть десятков лет, особенно если
это происходит в двадцатом веке и особенно, если это происходит в тех странах,
где идеология всегда превалировала над всем остальным, эти люди бывают вынуждены
пересматривать те убеждения, которые казались им совсем недавно назыблимыми. И
А. и Б. Стругацкие безусловно находятся сейчас в положении этих людей. Причем я
бы сказал, что наше как раз положение оказалось еще не самым плохим. Дело в том,
что путь от "Стажеров" до, я не знаю... до "Жидов города питера" мы прошли своим
пуумом [? - YZ], пережили лично, внутри себя, переварили всю эту смену идей, все
это превращение варварских представлений, которые нам вбили в голову, в
цивилизованные. А представьте себе, каково приходится тем людям, которые этого
пути не прошли, которые вообще на эти темы не размышляли и никогда. Такой
человек просто принимал к сведению то, что пишется в газете центральной "Правда"
и то, что говорится на политинформациях. Чтобы ему ни говорили, он все принимает
на веру. Индустриализация превыше всего, значит (он считал искренне),
индустриализация превыше всего. Наш главный враг - Англия и Франция,
англо-французская буржцазия [? - YZ], которая напала в 39-м году на бедную
Германию, поднимающуюся из руин, значит враги мира Англия и Франция. Hегодяй,
кровавый бандит Гитлер, значит, кровавый... И так далее. И вот он дожил до
сегодняшнего дня, когда вдруг выясняется, что вообще все все без исключения, что
он считал правильным, оказалось неправильным. Положение этого человека ужасно.
Просто ужасно. С такими людьми происходит странная вещь: они потеряли вообще
какой бы то ни было вкус к разговорам и к размышлениям на эту тему. Они просто
не хотят об этом говорить. Они себя ведут, как какое-нибудь животное, которое
инстинктивно тянется к пище, его бьют палкой, опять тянется, опять бьют.
Кончается тем, что когда этому животному протягиваешь пищу, оно, вместо того
чтобы есть, убегает в ужасе. Вот в таком положении оказываются люди, которые не
пережили внутри себя эту вот ... битву идей, свидетелями которой они были. Так
что, возвращаясь к вопросу, как нас читать? Мне трудно ответить на этот вопрос.
Да читайте, как бог на душу положит. Я думаю, что сейчас есть люди, которые
читают этот текст с усмешкой. Есть люди, которые читают этот текст со злорадной
ухмылкой "вот, писали, писали, а теперь все не так. Есть люди, которые вообще не
в курсе всех этих идеологических перетрубаций, и они читают "Стажеры" сейчас
точно так же, как ребятишки в 62-м году читали этот текст. С такой же вот
полнрой невиностью и с ожиданием чуда, не обращая внимания на все детали. Когда
"Стажеры" только что вышли, я помню, выступал в како[й]-то школе. Я тогда еще
имел такое обыкновение - выступать. И среди всех прочих вопросов какой-то
мальчик в очках вдруг встал и сказал: "Я не понимаю, - сказал он, - у вас там
страшный мир капитализма и прекрасный мир нашей страны". Он, конечно, говорил
другими словами, я только передаю смысл. "Так вот, я не понимаю, почему они все
оттуда, из [с]воего мира, не перебегут к нам?" Знаете, это было, как удар
топора. Мне самому в голову это не приходило: действительно, почему? Я-то ведь в
то время еще был пропитан коммунистической идеологией и искренне считал, что у
нас в общем и целом все хорошо, а у них в общем и целом все плохо. Я уж не
помню, что я бормотал там, это было, видимо, жалкое зрелище, и выручила меня,
как сейчас помню, преподаватель или завуч, которая авторитетно сказала: "Ну, как
почему? Они же граждане своей родины, и они хотят построить такое же общество у
себя" (Смех). Люди, которые внимательно наблюдают за нашим творчеством,
заметили, что мы не издавали, скажем, "Страну багровых туч" с затертых времен,
что мы издаем вещи, написанные до "Попытки к бегству", редко и с большой
неохотой. Мы понимаем, конечно, что там все эти социальные, идеологические
вопросы на самом деле на втором плане, и школьники, для которых, собственно,
только и интересны эти произведения, пропускают это мимо ушей, их просто это не
интересует, им гораздо интереснее - почему летающая пиявка нападает только
справа и никогда не нападает слева, или наоборот. И я их понимаю, я с ними
полностью согласен. Но при всем при том переиздавать эти вещи не очень хочется,
и обычно мы их издаем только уступая очень уж настойчивым требованиям. Так что
не знаю, сумел ли я ответить вам на вопрос. Я думаю, что этот вопрос был скорее
риторическим. На самом деле он гораздо шире, чем та форма, которую вы избрали.
Ведь на самом деле это вопрос о том, как нам всем жить дальше. Совершенно ясно,
что тот мир, в котором я вырос, а вы, так сказать, успели родиться и прожить
двадцать-тридцать лет, этот мир навсегда остался позади. Громада Российской
империи уже двинулась. Как писал Александр Сергеевич: "Громада двинулась и
рассекает волны. Плывет. Куда ж нам плыть?" - писал Александр Сергеевич. Куда ж
нам плыть? Это вопрос фундаментальный. Сейчас слово "коммунизм" стало суть [чуть
- YZ] ли не неприличным. Оно исчезло, как я замечаю, из политических программ,
оно почти целиком исчезло, например, из такого журнала, как "Коммунист". Это
слово переселилось в политические анекдоты. А ведь между тем, что такое
коммунизм? Коммунизм - это общество, в котором каждый живет так, как ему
хочется. Это общество абсолютной свободы деятельности, где каждый человек
занимается любимым трудом и любым трудом, который не мешает окружающим. Мы можем
придумать сейчас какой-то другой идеал общества? Я - не могу. Hельзя же всерьез
принимать этих певцов патриархальной старины, которые хотят вернуть нас всех в
какой-то "золотой век": женщин одеть в сарафаны, мужчин нарядить в косоворотки,
смазанные сапоги, чтобы днем они трудились в полях, обязательно вручную, а
вечером стобы [чтобы] собирались на околице и пели песни, играли на гармошке,
водили хороводы. Это же смешно. Мне кажется, что и авторы таких вот с позволения
сказать утопий, и сами понимают, что это совершенно нереальное социальное
устройство. Ну, а что же тогда? Кроме общества справедливости, которое мы с
Аркадием Натановичем тщились изобразить в цикле романов, в целом цикле романов,
который начинается с "Полдня, XXII века", кроме этого общества никакого другого
идеала я себе представить не могу. Раздаются голоса, что идеалы вообще не нужны.
Что вообще не надо думать о будущем. Надо думать о сегодняшнем дне; чтобы
сегодня были все сыты, все одеты, все при деле, чтобы не было бездельников и т.
д. Это все правильно, но это легко сказать: не надо думать о будущем. По-помему
[по-моему - YZ], это невозможно.

                C уважением, Yuri

... Зловерещащие мертвецы II
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 804 из 1138                         Snt Loc Scn
 From : Yuri Zubakin                        2:5010/30.47    Чтв 31 Авг 00 01:10
 To   : All
 Subj : История Фэндома: Интервью с Б. Стругацким (1991) [2/3]
    Миллионы людей могут не думать о будущем, они не нуждаются в этом, но
обязательно найдутся тысячи, которые не могут о нем не думать. "А интересно,
черт возьми, кто будет после нас людьми, что станется потом? Какие платья будут
шить? Кому в ладоши будут бить?.. И так далее. Интересно. Это просто интересно.
Ведь Маркс и Энгельс допустили только одну теоретическую ошибку. Они вообразили,
что достигнуть общества справедливости можно только одним путем: уничтожив
частную собственность. Они считали, что главная причина всем бедам человечества
- это частная собственность. Это был вывод, если угодно, чисто теоретический. А
потом пришли практики. И из этой теории учинили такое, что коммунистическое
общество теперь в глазах среднего человека нисколько не привлекательнее
городской бойни. Практики ничего не сделали для того, чтобы приблизиться к
идеальному миру. Теперь выясняется, что частная собственность не мешает
установлению справедливого общества. Но каким должно быть это общество? Тридцать
лет назад мы совершенно точно знали, что все то, что происходит у нас, хорошо, а
то, что происходит у них - это плохо. У нас есть светлое будущее, у них нет
никакого будущего. Они будут вынуждены вслед за нами, как будто их за уши тянут,
идти в коммунизм. Пятнадцать лет назад совершенно ясно было нам, что ни у нас
нет будущего, ни у них нет будущего. Впереди тупик, мрак, гибель, перенаселение,
голод, ядерные войны. Сегодня мы с интересом видим, что у них есть-таки будущее,
у них там, за кордоном. У них есть будущее. Они сыты, одеты, у них
высокоразвитая интеллигенция, у них есть какие-то идеи, какие-то идеалы, они к
чему-то стремятся. Не совсем понятно, какое это будущее. Это другой вопрос, но у
них будущее есть. А у нас будущее - только они. Вот ведь что ужасно, если
угодно, в каком-то смысле даже унизительно. "Мы в очереди первыми стояли а те,
кто после нас, уже едят". (Аплодисменты). И на самом деле вопрос, который был
задан раньше, это вопрос вопросов. Я ломаю над этим голову уже наверное года два
или три. Как сейчас представлять себе будущее? Есть ли у нас какое-то будущее,
кроме розовой толстой задницы Швейцарии, которая загородила нам все горизонты,
этакий мир колбасы и выпивки. Да ведь не может быть колбаса и выписка целью
общества. Не может быть целью то, что уже существует на земле. А что же тогда?
Куда ж нам плыть? Это вопрос.
    Вопрос: Два года назад вы сказали о некой главной тайне "Града" в повести
"Град обреченный". Не томите, откройте секрет.
    Б. С.: Вы позвольте мне все-таки не открывать этого секрета просто потому,
что эта тайна не играет такой уж существенной роди для происходящего. Это некий
элемент, некое свойство Города, которое очень полезно знать тем людям, которые
там живут. Вот Изя Кацман это свойство Города знает, Фридрих Гейгер выпытал это
свойство у Изи и тоже знает, а Андреи Воронин не знает. Это образует некую
существенную разницу в их поведении. Что это за тайна догадайтесь сами, тем
более, что догадаться на самом деле в общем-то не трудно.
    Вопрос: Многие писатели создают свои собственные издательские организации.
Во всех случаях их продукция - это "сам себя издат". Считаете ли вы это выходом
для авторов, желающих печататься?
    Б. С.: - Ну, вы знаете, для авторов, желающих печататься, это, наверное,
выход. Выход ли это для читателей, желающих читать? Это другой вопрос. Я так
все-таки считаю, что любители и натоки [знатоки - YZ] должны, сколачивать некие
корпорации, занимающиеся издательской деятельностью. Это единственный самый
правильный выход из этого положения.
    Вопрос: Вы высказали мысль, что наш строй напоминает именно феодализм. Не
кажется ли вам, что мы не доросли и до феодализма, а находимся на уровне
развития китайской империи эпохи Мин?
    Б. С.: Здесь присутствует крупнейший знаток древнего Китая Вячеслав Рыбаков,
может быть, он ответит на этот вопрос. Слава, не кажется ли вам, что мы
находимся на уровне развития китайской империи эпохи Мин? Хорошо, потом. Да, так
на счет феодализма. Вы знаете, эту идею не нужно понимать буквально. Я же ведь
имею в виду не то, что в нашей стране имеют место феодальные отношения
собственности. Нет. Я имел в виду, когда писал статью, что психология наша
находится на уровне феодализма. Зрелого феодализма. Наша психология - это
психология холопа, который не имеет никакой инициативы, а выполняет те приказы,
которые дает ему барин. Мы отдали нашу свободу власть имущим в обмен на что? Нам
обеспечивают относительный достаток и определенную социальную защищенность. Это
соотношение психологически очень характерно именно для феодализма: каждый
крепостной понимал, что барин может быть жестоким, несправедливым, он тебя
выпорет на конюшне, он у тебя отберет все, что ты сделал, но если, скажем, вдруг
не дай бог недород, этот же барин тебя накормит. Hе будь барина, ты помрешь с
голоду. Как это происходит в раннем капитализме: выбросили человека с фабрики, и
он предоставлен самому себе, и он умирает в этом мире от голода, ничего здесь
сделать нельзя. У нас психология крепостного холопа. Пока мы ее не преодолеем,
мы далеко не уйдем. И задача состоит в том, чтобы эту психологию преодолеть по
возможности быстро, хотя боюсь, что меньше, чем поколение на это не уйдет.
    Вопрос: Почему вы пишите и писали именно фантастику? Это единственный для
вас способ литературного самовыражения или как?
    Б. С.: Я на этот вопрос так много раз отвечал что увольте меня, пожалуйста.
    Вопрос: Вы, Борис Натанович, упомянули о видео. Какие из просмотренных вами
фильмов вы бы выделили из общего ряда? Какое из жанровых течений мировой
кинофантастики вас привлекает больше других? Случается ли смотреть классику?
    Б. С.: Вы знаете, у меня видеообразование очень самопальное. Это все
случайно. Попадаются какие-то вещи, я их смотрю. Это все очень несистематически.
У меня нет рядом знатока, который руководил бы моим образовательным процессом,
поэтому представления у меня достаточно хаотичны. Ну, у меня, разумеется, есть
свои пристрастия. Скажем, если говорить о фантастике, то среди любимых моих
фильмов, например, такой как "Bladerunners", который переводится, как "Бегущие
по лезвию бритвы" мне кажется, что этот фильм сделан на чрезвычайно высоком
уровне достоверности и производит очень сильное впечатление, если не считать
несколько таких эмоциональных провалов, которые вообще характерны для
американской кинофантастики, видеофантастики и видеофильмов вообще. Когда они
начинают нагнетать ужасы, ужасы, ужасы, когда кажется, что дальше ужас нагнетать
некуда, они все-таки подавят еще немножко ужаса, и вот в этот момент они все
испортят. Вот такой сценой, я считаю, была в "Человеке, бегущем по лезвию
бритвы" сцена, где они там на крыше, робот держит его над пропастью. Это
совершенно лишняя, ненужная сцена. Что касается классики, не совсем понимаю, что
автор имеет в виду здесь, он если говорить о реалистических фильмах, то там у
них есть прекрасные фильмы. "Соломенные псы", например, или правильнее сказать
"Подонки", более правильный перевод. Это очень сильная картина. "Договор",
например, очень сильная картина. Нет, там у них есть много хороших фильмов, я
даже просто сейчас не возьмусь выделить. А ведь я еще многих не видел, там есть
"Механический апельсин", это вообще, говорят, замечательная картина.
    Вопрос: Доводилось ли вам видеть, как жгут книги? Об этом говорили
неоднократно, вы говорили об этом в своих книгах. Что вы чувствовали, когда это
происходило на ваших глазах?
    Б. С: Вот лично мне это видеть не довелось. Но та сцена, которая описана в
"Хромой судьбе", когда сжигали библиотеку корейского то ли императора, то ли
приближенного какого-то дворцового, гигантскую библиотеку в расположении
воинской части в городе Канск, вот эта сцена взята из реальной жизни. Это видел
Аркадий Натанович своими глазами. Что он при этом испытывал, сказать трудно, но
поскольку это был приказ по Министерству обороны, то этот приказ выполнялся, и
все-таки мне кажется чрезвычайно замечательным, что по ночам офицеры, даже
солдаты подкрадывались ночью к этим гигантским штабелям, выхватывали оттуда
что-то и уносили под мышками. Это школа, в которой готовились военные
переводчики, и там балы масса людей, которая знала японский, китайский языки, и
они все таки какую-то часть книг сберегли и тот факт, что такие люди даже среди
военных в то время находились, мне кажется гораздо более важным и интересным,
чем тот факт, что книги вообще сжигались. Я сам этого не видел, но много раз
слышал от библиотекарей знакомых, которые рассказывали: "Вот вчера опять пришла
разнарядка, надо сжечь того-то, того-то и того-то". Что можно об этом сказать?
Сколько мы уничтожили литературы за эти семьдесят лет, это ни в сказке сказать,
ни пером описать.
    Вопрос: Скажите, пожалуйста, правда ли, что выходит следующая книга "Града
обреченного" и что вообще ваше может выйти в ближайшее время?
    Б. С.: Нет, никакой второй книги "Града обреченного" не существует. Что
выйдет в ближайшее время - я не берусь сейчас ответить на этот вопрос, просто
мне трудно сейчас сказать. Сейчас ведь очень трудное время. Я не знаю, как
устраиваются молодые писатели, а нам, старикам, сейчас необычайно трудно. Я
лично, да и Аркадий Натанович, мне кажется, в значительной степени как бы
потеряли ориентировку. Я не понимаю, что сейчас людям интересно. То есть ясно
совершенно, что если я сяду и напишу с Аркадием Натановичем роман-продолжение
приключений Максима Каммерера в Островной Империи роман, который у нас
разработан и готов, в общем, остается только сидеть и писать. Я понимаю, что
найдется достаточно много людей, наверное сотни тысяч людей, которые с жадностью
это все прочтут. Но в то же время у меня есть совершенно четкое ощущение, что
было бы ошибкой вот так вот поступить. Мы тридцать лет пишем, больше тридцати
уже. Тридцать пять лет пишем и на протяжении всех тридцати пяти лет мы старались
все-таки писать не так, как хочется читателю, а так, как хочется нам. Мы
ориентировались все-таки все время в первую очередь на собственный вкус, на
собственные представления о том, что такое интересно и что такое неинтересно.
Так вот сейчас, уже года два три мне интересны только экономика, социология и
политика. Как в этих условиях писать беллетристику я, честно говоря, не
представляю. Поэтому работа наша ведется необычайно туго и обещать в ближайшее
время появление какого-то большого произведения я просто не могу.

                C уважением, Yuri

... Жук на обочине
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 805 из 1138                         Snt Loc Scn
 From : Yuri Zubakin                        2:5010/30.47    Чтв 31 Авг 00 01:10
 To   : All
 Subj : История Фэндома: Интервью с Б. Стругацким (1991) [3/3]
    Вопрос: К вопросу об украинской фантастике. Как вы вообще относитесь к
возрождению национальных школ научной фантастики?
    Б. С.: Я уже ответил, что я плохо себе представляю даже, как обстоят дела с
молодой русской фантастикой, а уж что делается с национальными фантастиками, тут
я просто пас, я практически никого не знаю. Но если фантастика там возрождается,
то слава богу, это прекрасный процес[с].
    Вопрос: В одном из ваших интервью сказано, что в "Граде" Фриц Гейгер
совершает фашистский переворот. Но, по моему убеждению, общество, управляемое
Гейгером, гораздо более симпатичное, чем предыдущие перевороты. Прав ли я в
своем убеждении или вы действительно считаете общество Гейгера фашистским?
    Б. С.: Ну, тут маленькая подмена, это герои наши считают, что Гейгер
устраивает фашистский переворот, автор вовсе не считает, что Гейгер устраивает
фашистский переворот. Прочтите внимательнее этот текст. Да, в представлении
Кэнси переворот, который устраивает Гейгер, это фашистский. Потому что он
считает, что следующим этапом будет уничтожение демократии, свободы слова и так
далее. Но Гейгер же не дурак, вот в чем дело. Гейгер только выглядит дураком, на
самом деле он не дурак. Он классический типичный технократ. Строит он, конечно
не фашистское общество, он строит типичное технократическое постиндустриальное
общество в той мере, в которой можно ему построить там, в Городе с большой
буквы. Конечно, он никакой не фашист и фашистского в его обществе очень мало.
Именно так и следует это все понимать.
    Вопрос: Работаете ли вы все еще в обсерватории? Если не секрет, то буквально
в двух словах коснитесь. В той науке за последние три-пять лет что-нибудь
изменилось?
    Б. С.: В той, в какой той? Я не работаю с 65 года, но наукой продолжаю
заниматься, никогда не бросал это занятие, занимаюсь ею, правда, не как
профессионал, а как любитель. Мной написано несколько статей, которые, я думаю,
никогда не будут опубликованы - чтобы опубликовать научную статью, нужно пройти
довольно сложную процедуру: прочитать доклад на семинаре, семинар должен это
одобрить, потом рассылать все это по издательствам, это не по мне. Что же
касается на[у]ки, то, очевидно, имеется в виду астрономия. За последние три-пять
лет каких-то эпохальных событий, пожалуй, не произошло. Вообще, с того момента,
как были обнаружены квазары и реликтовое изучение Галактики, по-моему, каких-то
переворачивающих событий не было. Я стараюсь следить за этим.
    Вопрос: Есть ли у вас любимый герой ваших произведений? Кто это?
    Б. С.: Да нет, пожалуй, нет. Что значит "любимый герой"? Вопрос задан
нечетко. Либо речь идет о том, что нам нравится, как написан герой, либо нам
нравится сам этот описанны человек. Не совсем понятно, о чем здесь речь.
Человек, да? То есть характер, то есть, с кем бы я хотел дружить из тех героев,
которые мы описали, так ставится вопрос, да? Вечеровский, пожалуй, с ним я хотел
бы дружить. Из "Миллиарда лет до конца света". Собственно, он реально
существует, и я с ним дружу.
    Вопрос: Немного о сотрудничестве с "Независимой газетой". Возможно ли
появление в ближайшее время Стругацких-публицистов?
    Б. С.: Во-первых, в "Независимой газете"... то есть "Hезависимая газета" это
же московское издание, да? В "Независимой газете" недавно вышел сокращенный
вариант нашей статьи "Вопросы без ответов", часть содержания коей я вам сегодня
изложил, то есть Стругацкие в каком-то смысле уже стали публицистами.
    Вопрос: Было заседание семинара, посвященное малой прессе. Если можно,
немножко поподробнее об этом.
    Б. С.: Я только был председателем на этом собрании семинаре, а докладчиком
был Святослав Логинов, который сделал чрезвычайно интересный полный обзор
состояния малой прессы. В фэнзине "Сизиф"   3 или 4 есть стенограмма этого
заседания и вы можете прочитать все подробности.
    У меня осталось самое приятное воспоми-ание об этом заседании, но ни один из
поставленных там вопросов, не был решен. Осталась для меня совершенно неясной
проблема: должен ли каждый фэнзин стремиться стать профзином? Я считаю, что как
журнал "Мурзилка" не должен стремиться стать журналом "Юность", а журнал
"Юность" - журналом "Новый мир" точно так же, наверное, и фэнзины имеют право на
существование в своем первородном состоянии. Второй вопрос: в какой мере
профессиональные писатели могут быть полезны для фэнзинов? И этот Вопрос остался
открытым, хотя точки зрения высказывались самые разнообразные.
    Вопрос: Как вы оцениваете экранизацию вашего романа "Трудно быть богом"?
    Б. С.: Мне не хочется повторяться, я много раз отвечал на этот вопрос.
Сейчас я нахожусь в положении того героя Дюма, который должен был в двадцатый
раз изобретать что-нибудь остроумное, когда его спрашивали: "Как ваше здоровье?"
На мой взгляд экранизация неудачная, с одной стороны, а с другой стороны - могло
быть гораздо хуже, поскольку первый вариант сценария к этому фильму писал Даль
Орлов. Фильм получился средненький, а если сравнивать его с обычными
видеокартинами, которые нам приходилось видеть, то даже ниже среднего. Но с
другой стороны, в картине есть какая-то идея, какая-то мысль. Там не просто
рубят друг друга саблями и не просто, как мне говорят, сцены жестокости,
вызывающие отвращение, там есть идея, есть попытка все-таки сказать зрителю, что
мир сложен, чего обычно не бывает в картинах такого уровня. Поэтому получился
этакий боевик с потугой на философичность.

                C уважением, Yuri

... Трубно выть догом
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Срд 30 Авг 00 05:01
 To   : All                                                 Чтв 31 Авг 00 18:13
 Subj : Поттс-56
I'm very glad to see You, dear All!
======
Борьба Переца с цивилизованной бюрократией и Кандида - с первобытным Лесом
продолжается с практически идеальным кон-трапунктом. Два поиска отражают и
дополняют друг друга в произ-ведении, которое по праву должно считаться одной из
наиболее диалектических, по крайней мере, убедительных басен братьев Стругацких.
Господствующий дух в истории Переца - кафкианский. Перец постоянно обнаруживает
себя жертвой причудливой и деспотиче-ской власти  Управления. В главе 3,
например, мы видим, как он, после безуспешных попыток либо попасть в Лес, либо
вернуться домой, когда его виза истекла, неожиданно обнаруживает у себя в
комнате коменданта гостиницы. Он вспоминает, как раньше почув-ствовал
беспокойство, когда на столе его друга - начальника появи-лись "девяносто два
доноса на меня, все написаны одним почерком и подписаны разными фамилиями".
Позже в той же главе Перец проводит время в здании Управ-ления, когда
объявляется, что директор обратится к сотрудникам по телефону. Немедленно вся
работа прекращается, все вокруг Переца берут телефонные трубки и внимательно
слушают. Перец, опасаясь, что он один снова что-то пропускает, хватается за
любой свободный телефон, какой ему удается найти. Когда он наконец обнаруживает
работающий телефон, он не может уловить смысла обращения. Зна-комый бюрократ,
Домарощинер, холодно информирует его, что этот телефон не предназначен для него.
Перец дико ломится в со-седние комнаты, ища свой персональный телефон, но не
преуспева-ет в этом.
Друг Переца, Ким, устраивает ему встречу с директором, что-бы решить проблемы
Переца с бюрократией, но когда он появляет-ся в надлежащем офисе (глава 5), он
испытывает еще более кафки-анское разочарование. Переходя из приемной в
приемную, попадая к чиновнику, о котором Перец думает, что это и есть директор,
но тот оказывается референтом директора по кадрам, Перец в конце концов получает
приказ сесть на грузовик, направляющийся в Лес. Перец едва находит вовремя
дорогу среди дикой цепи холлов и комнат.
У Кафки такие подчиняющиеся разным законам и недоступ-ные бюрократии стоят между
героями и пониманием и обретением, которое они ищут. То же самое происходит
здесь. Для Переца Лес воплощает смысл жизни. Для Управления, как Перец слышит в
смешанном телефонном обращении директора, "смысла жизни не существует и смысла
поступков тоже". Управление не заинтересо-вано в том, чтобы на самом деле понять
Лес, "жизнь" или что-нибудь еще. Напротив, "оно очень любит так называемые
простые решения, библиотеки, внутреннюю связь, географические и другие карты".
Иными словами, подобно любой другой бюрократии, его первейшая функция -
самоувековечение. Какие бы  научные цели официально не ставились перед ним, они
давно забыты. Конечно, в нем не действуют и моральные или этические критерии.
Как мы видим и в других произведениях Стругацких, наука и прогресс должны
базироваться на прочном нравственном основании, иначе они принесут больше вреда,
чем пользы. Управление - порождение неправильно направленного человеческого
разума. "Разум не крас-неет и не мучается угрызениями совести", - слышит Перец
по теле-фону, - "он лживый, он скользкий, он непостоянный и притворяет-ся".
=====

Честь имею кланяться                                    Алла, молчаливый глюк

--- Будильник "Дружба" на +/W32 1.1.1.2 камнях
 * Origin: Изначальное (счастье) свершение (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Срд 30 Авг 00 05:11
 To   : All                                                 Чтв 31 Авг 00 18:13
 Subj : Re: Стругацкие и Переслегин (Было: Стругацкие)
* Forwarded by Alla Kuznetsova
* Area : RU.BOOKS.TALK
* From : Leonid Blekher, 2:5020/400 (29 Авг 00 09:16)
* To   : All,
* Subj : Re: Стругацкие и Переслегин (Было: Стругацкие)
From: "Leonid Blekher" <leonid-blekher@mtu-net.ru>

Родиону - привет и почтение.

"Rodion Gorkovenko" <Rodion.Gorkovenko@p14.f1194.n5030.z2.fidonet.org>
сообщил/сообщила в новостях следующее:

>  LB> Честно говоря, не понимаю, чего это вдруг надо прикалываться к
>  LB> Переслегину.
> Я считаю, что если человек претендует на помещение своего творчества в

одной

> книге с творчеством народно-признаных авторов (не имеет значения, что сам

я к

> ним благоволю не очень), то уж стиль его писанины должен иметь хотя бы

оттенок

> вдумчивости и аккуратности в стиле, и, в т.ч., в выражениях - а то такое
> ощущение, что матерого журналиста попросили написать предисловие - и он в
> ужасном цейтноте, стараясь посильнее тряхнуть воздух, предисловие и

выдал...

Это впечатление неправильное, если можно так выразиться. Вряд ли Сергею
Борисовичу Переслегину надо было на что-то претендовать - он человек
известный (см.  http://okh.nm.ru/index1.htm ), знаменитый ролевик, т.е.,
тот, кто самим родом своей деятельности умеет "создавать миры". Вообще
ролевики - это, в лучших своих проявлениях, фантасты-экспериментаторы. Они
вроде как проверяют, насколько в мире, придуманном писателями, можно _жить_.
Интересно, есть ли ролевые игры по АБС. Думаю - нет, или есть, но неудачные.
Уж очень у них, у АБС, странная концепция человека, действительно
фантастическая. Вряд ли ее можно воплотить.

>  LB> Он попытался сделать благородное, хотя  совершенно безнадежное дело:
>  LB> отмазать Стругацких от их внутреннего коммунизма.
> А что, коммунизм Стругацких плох? - это Стругацкие занимались благородным
> делом, стремились к высшему мироосознанию, к духовному перерождению
> человечества... Я совершенно не понимаю, что благородного может быть в
> отмазывании их от их же благородных слов... Или Переслегин думает, что он

умнее

> Стругацких?

Не знаю, вряд ли нормальный человек будет много думать о том, умнее ли он
кого-то, или нет. Скорее всего Переслегин об этом не думал.
А задача его была, как я представляю, такая: попытаться элиминировать из
художественного мира АБС их совершенно негодную и противоречивую философскую
и антропологическую концепцию, которую они (в особенности, я думаю, А.H.)
унаследовали от пионерского и комсомольского детства, усугубленного еще и
промывкой мозгов в армии.

>  LB> Ведь совершенно ясно, что у АБС практически все тексты написаны
>  LB> именно с коммунистических, даже коммунарских позиций (не путать с
>  LB> КПСС и КПРФ). И что можно с этим сделать в середине 90-х?
> Неужели в середине 90-х стремление к добру стало чем-то зазорным?

Ничего про это не могу сказать. Не спрашивал. :)

>  LB> Вот Переслегин и попытался построить такую картину миров Стругацких,
>  LB> чтобы это коммунарство не так грубо выпирало. Получилось довольно
>  LB> забавно. Хотя иногда он вынужден был резать по-живому, "забывая"
>  LB> некоторые их уж очень характерные пенки.
> Hу-ну... Я понимаю, когда автор "режет" критиков - но когда менее

знаменитые

> люди начинают ковырять более знаменитых, это чем-то напоминает шпану,
> исписывающую подножье Александрийского Столпа аэрозольной нитрокраской...> Столп как стоял, так и стоит, и ангел на его макушке может наплевать шпане

на

> головы)...

Вообще-то "знаменитость" - это не очень много. Тем более что у Переслегина,
уважающего и даже благоговеющего перед Стругацкими, вряд ли была задача
как-то их унизить.
Наоборот, он предпринял попытку их возвысить. Насколько удачную - непонятно.
Кстати, об этом можно спросить у Б.H. в его оффлайновом интервью, которое он
уже который год дает на сайте АБС.
Интересно, что он ответит.

> Впрочем, я, конечно, не хочу обидеть Переслегина, поскольку не знаком с

ним

> лично... А все-таки есть такое ощущении, что он просто попытался

примазаться к

> славе Стругацких - поэксплуатировать ее...

Hе-е-т, незачем это Сергею Переслегину, не тот это тип. Да и слава
Стругацких... Дело такое...

--

С уважением и почтением

                 Леонид Блехер,  leonid-blekher@mtu-net.ru

-+- ifmail v.2.15dev5
 + Origin: MTU-Intel ISP (2:5020/400)

О многоуважаемый (-ая) All!
Вот...

Пoкa,                                                   Алла, молчаливый глюк

--- Жуткое додревнее заклинание: GoldEd+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Умыв руки, не приноси жертв (2:5020/1004.61)