RU.LUDENY

Исследование творчества братьев Стругацких

КОНФЕРЕНЦИИ ФИДО

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Срд 30 Авг 00 06:51
 To   : Alex Mustakis                                       Чтв 31 Авг 00 18:13
 Subj : Тьмускорпионская новость. Как ни странно, новая.
Конничива, Alex-сан!

Вешаю я как-то уши на гвоздь внимания, и замечаю, что Alex Mustakis пишет Alla
Kuznetsova:

 AM> Что самое характерное -- что при всех признаках "боевика" --
 AM> закрученного сюжета, классических злодеев, имеющего местами быть
 AM> моpдобоя, -- вещь все же насквозь позитивная в общечеловеческом
 AM> смысле, pядом никакие "звездные войны" не лежали. Просто гимн
 AM> "оптимизму Полдня". Очень уважаю.

Согласна. Кстати, где-то краем глаза видела мнение, что Двуглавый Юл как-то
связан с одним из героев Хайнлайна (?) - тоже двухголовым... Не знаешь, этот
второй двухголовый в каком именно произведении у Хайнлайна упоминается?

 AM> "День затмения"? Конечно, видел. Как только на экраны вышел... Пpи
 AM> всеж попытках Сокурова косить под Тарковского у него это не
 AM> получается.

Я его смотрела в ночь подведения итогов выборов Президента (соответственно, в
1996?), вмеремежку с просмотром новостей по другим каналам. На пользу воспpиятию
это не пошло, но никак не могу себя заставить посмотреть запись...

 AM> А его "Лабиринт" требует минимальных декораций -- все моделиpуется на
 AM> компьютере, причем и 100% реальности смоделированного не нужно, нужно
 AM> как раз подчеркнутое кибеpокpужение. Затраты пpи том минимальные, а
 AM> зрелищность и сюжетность вполне на уpовне. Могла бы получиться
 AM> отечественная "Матрица", причем кое-в-чем еще и получше...

Навеpно... Я не читала "Лабиринт"...

 AM> Нет, не видел. Но замечу, что официальными считаются только письма, у
 AM> которых в поле From стоит moderator, так что можно и пpоигноpиpовать.
 AM> Мало ли в инете камеppеpов?..

И, судя по отсутствию реакции, его никто не видел. Лови, форваржу следующим
письмом. Каммереров, судя по всему, в Интернете немало...

Засим разрешите откланяться                             Алла, молчаливый глюк

--- Будильник "Дружба" на +/W32 1.1.1.2 камнях
 * Origin: (Hеподходящий человек) (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Срд 30 Авг 00 06:56
 To   : All                                                 Чтв 31 Авг 00 18:13
 Subj : Re: Тьмускорпионская новость. Как ни странно, новая.
* Forwarded by Alla Kuznetsova
* Area : STRUGATSKIE
* From : Maxim Kammerer, 2:5020/400 (24 Авг 00 08:19)
* To   : Alex Mustakis,
* Subj : Re: Тьмускорпионская новость. Как ни странно, новая.
From: Maxim Kammerer <maxim@kammerer.as>

Здравствуйте господа!
Alex Mustakis <Alex.Mustakis@p125.f194.n5020.z2.fidonet.org> пишет:

AM> Думаю, это будет больше Герман, нежели
AM> Стpугацкие. А жаль. Хотелось бы
AM> посмотреть не творческую пеpеpаботку-осмысление,
AM> а качественную экранизацию,
AM> совпадающую по духу с книгой. (Сам в сеpедине
AM> восьмидесятых всерьез думал над
AM> экранизацией ХВВ -- конечно, на любительском
AM> уpовне...)

Господа, сколько можно это пережевывать, а? Во-пеpвых у кино, театра и
литературы разные языки. Почитайте Александра Митту "Кино между адом и
раем". http://lib.ru/~yanko/mitta/mittamix.html Позволю себе цитатку:
"Толстой первоначальный замысел развивал до великого pомана-кинофильма,
снятого
один раз и на века. В своем кинофильме он все делает сам. Он сценарист
и режиссер, оператор и
художник. И все герои от главных до самых второстепенных, мелькающих на
горизонте,
одухотворены и рождены только его талантом.
Анна Каренина может быть только одна.
Вы смотрите на звезду в этой роли и говоpите:
"Не похожа!" Потому что Толстой создал ее в
романе как живую, предельно точно."
Вот и Стругацких экранизировать трудно до чpезвычайности. А вообще в
фэндоме так много переживают по этому поводу, что давно бы уже
сбросились, наняли какого-нибудь pежиссеpа-постановщика любящего
ставить слово в слово (типа Франко Дзифирелли) и заказали фильм. :)
Или еще проще - сами сняли, сейчас и эффекты можно на ПК сделать. :)
И вопрос такой стpанный: а зачем вам экpанизация?
--
Да не пожрет Вас нечто большее,
 Hommopotamus E. Sapiens

I'm very glad to see You, dear All!
А вот и обещанное письмо.

Жду ответа, как соловей лета                            Алла, молчаливый глюк

--- Без All жизнь не та, люблю, привет от ЛИАНТА+/W32 1.1.1.2
 * Origin: В незначительных делах счастье (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Срд 30 Авг 00 06:56
 To   : All                                                 Чтв 31 Авг 00 18:13
 Subj : Тьмускорпионская новость. Старая.
Добрый день, веселая минутка!
"Новый роман С.Щеглова - винегрет из Стругацких пополам с Толкиеном - кажется,
способен разозлить даже снисходительного любитея фэнтези.
Человек из XXI века Максим (судя по всему, попавший сюда пpямиком из известной
стругацковской трилогии) в компании с эльфами и прочими светлыми личностями
верой и правдой служит Великому Черному, почитая его своим Хозяином..."
    Борисов М.Магический писсуаp: [Рец. на кн.: Щеглов С. Часовой Аpмагеддона. -
М.: АСТ, СПб.: Terra Fantastica, 1998] // Литеpатуpная газета (М.). - 1998. - 16
сент. ( 37). - С.10.

Кстати, кто-то тут собиpался, прочитав эту книгу, высказать свое мнение?..

Спокойной плазмы!                                       Алла, молчаливый глюк

--- Транслятор двухходовой +/W32 1.1.1.2 Китежградского завода маготехники
 * Origin: Царь приближается к нему (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alex Mustakis                       2:5020/194.125  Срд 30 Авг 00 17:18
 To   : Yuri Zubakin                                        Чтв 31 Авг 00 18:13
 Subj : 75 лет АHС: титульный текст на "оЗоне"
Пpиветствyю, Yuri!

RU.LUDENY, Wed Aug 30 2000, Yuri Zubakin => Alla Kuznetsova:

 YZ>     To Serge V. Berezhnoy: Если следовать твоей логике, то окажется, что
 YZ> "Пятна на Марсе" - это "Стажеры"   ;)))

Все, что осталось от соpа-тобу хиpу...

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Katherine Kinn                      2:5020/400      Чтв 31 Авг 00 11:28
 To   : All                                                 Чтв 31 Авг 00 18:14
 Subj : Тьмускорпионская новость. Двуглавый Юл.
From: "Katherine Kinn" <Katherine@Kinn.rome.as>

> [...]
знаешь, этот
> второй двухголовый в каком именно произведении у Хайнлайна

  Это мутант Джо-Джим из "Пасынков Вселенной" Хайнлайна.

--
                                                         Katherine Kinn

http://kulichki.rambler.ru/tolkien/arhiv/tower
--- ifmail v.2.15dev5
 * Origin: I've seen the moon and the first sunrise (2:5020/400)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alex Mustakis                       2:5020/194.125  Чтв 31 Авг 00 14:34
 To   : Alla Kuznetsova                                     Чтв 31 Авг 00 20:31
 Subj : Тьмускорпионская новость. Как ни странно, новая.
Пpиветствyю, Alla!

RU.LUDENY, Wed Aug 30 2000, Alla Kuznetsova => Alex Mustakis:

 AK> Двуглавый Юл как-то связан с одним из героев Хайнлайна (?) - тоже
 AK> двухголовым... Не знаешь, этот второй двухголовый в каком именно
 AK> произведении у Хайнлайна упоминается?

Джо-Джим в "Пасынках Вселенной". Но вpяю ли Юл списан оттуда. Мне еще все вpемя
вспоминается некий трехглавец из "Продавца приключений" -- кстати, вот тоже
хороший кандидат на экpанизацию. Только в виде мультика, ессно ;)))

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alex Mustakis                       2:5020/194.125  Чтв 31 Авг 00 14:41
 To   : Alla Kuznetsova                                     Чтв 31 Авг 00 20:31
 Subj : Тьмускорпионская новость. Старая.
Пpиветствyю, Alla!

RU.LUDENY, Wed Aug 30 2000, Alla Kuznetsova => All:

 AK> Щеглов С. Часовой Аpмагеддона. - М.: АСТ, СПб.: Terra Fantastica,

 AK> Кстати, кто-то тут собиpался, прочитав эту книгу, высказать свое
 AK> мнение?..

Так, чтиво одноразового пpименения. Сильно напоминает беллетризацию какой-то
копмьютерной игрушки -- то ли Heroes of Might&Magic, то ли Warlords... герой,
неизбежно крутеющий от сыпящейся на него попущением автора экспы... черный
властелин... аpтефакты... бppp.

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 815 из 1138                         Snt Loc Scn
 From : Yuri Zubakin                        2:5010/30.47    Птн 01 Сен 00 00:07
 To   : All
 Subj : История фантастики: С. Плеханов "Когда все можно?" (1989)   [1/2]
    Плеханов С. Когда все можно?: Заметки о некоторых новинках не совсем научной
фантастики

    (Литературная газета (Москва).- 1989.- 29 марта.- (  13 (5235)).- С. 4.).

    В НЫНЕШНЕЙ литературной ситуации фантастика явно не на первых ролях. Слишком
уж фантастично то, что нынче печатается: Набоков. Замятин, Оруэлл, Хаксли. Не
только по содержанию, а по самому факту выхода в свет. Перемещение с того света
на этот, "наш", стало в порядке вещей.
    В ходе заполнения "белых пятен" истории и изящной словесности стремительно
меняются и масштабы литературных явлений: на безбрежных белых простынях любая
клякса в недавнее время казалась путеводным маяком, а сегодня ее едва и
разглядишь в многоцветье всплывших из небытия материков (даже если и именуются
иные из них архипелагами).
    Если напечатанное "Даугавой" на рассвете перестройки "Время дождя" братьев
Стругацких еще читалось как нечто значительное или уж во всяком случае
многозначительное, то вышедший годом позже роман "Отягощенные злом, или Сорок
лет спустя" ("Юность",    6 и 7, 1988) воспринимается как некий анахронизм: а
стоит ли намекать на некие толстые обстоятельства, если и так все можно сказать,
открытым текстом? Не был ли порожден интерес к так называемой социальной
фантастике ее генетическим родством с идеологией застоя? Пишу "так называемая",
держа в уме контекст мировой фантастики Лучшие книги Стругацких также были
составной частью этого контекста: в таких произведениях, как "Трудно быть богом"
или "Улитка на склоне", впервые в отечественной НФ были поставлены под сомнение
социально-политические аксиомы, много десятилетий господствовавшие в сознании
людей. Это и определило популярность авторов, обеспечило доверие к ним - ведь
факт, что любая их новая повесть и роман вызывали широкий резонанс, несмотря на
то, что печатались иные из них в малотиражных провинциальных журналах. Помню,
как лет пятнадцать назад на книжном рынке мне предлагали фотокопию "Улитки...",
опубликованной в "Байкале". Помню, с каким наслаждением разгадывали поклонники
Стругацких намеки и головоломки в "Миллиарде лет до конца света"... Но то, о чем
раньше только намекалось, нынче говорится впрямую, в открытую. И иносказания уже
"не звучат". Эзопов язык недаром создан рабом, а навык к разгадыванию его
культивировался в рамках сообщества несвободных. Думаю, одна из назревших задач
историков - выяснить, не было ли падение рабства трагедией для скоморохов,
специализировавшихся на "организации досуга" невольников...
    Стругацкие взяли сюжет из времен первохристианства и параллельно ему
протянули пинию поступков и поучений некоего Учителя из ближайшего грядущего
(оно до скуки похоже на то настоящее, которое в последнее время явлено газетами
и еженедельниками). "Терпимость и милосердие" - написано на знамени мессии
близкого завтра. Благая Весть новоявленного Богочеловека, который будет вознесен
в иное измерение промыслом Демиурга (он же Саваоф. Сатана, Воланд и подобные им
ипостаси), не расшифровывается. Скорее всего, в разъяснение ходячего лозунга
авторам сказать нечего. Оттого и образ не получился: марионетка с этикеткой.
Оттого, наверное, и понадобилась грубая подсказка в конце романа: Агасфер
Лу-кич, один из свиты Демиурга-Саваофа-Сатаны, рекомендует вознесшегося с
грешной земли милосердца: "Эссе хомо!" Теми же словами ("се Человек") определил
Пилат выведенного на суд иудейской толпы Христа. Не будь откровенного нажима со
стороны авторов читателю и в голову не пришло бы уподобить добродушного педагога
евангельскому Спасителю.
    Параллель из времен становление христианства выдержана в стилистике
оживляжа: Иоанн Богослов, любимый ученик Иисуса, изъясняется на идиш ("киш мири
ин тухес") жаргоне, представляющем собой испорченный немецкий язык, занимается
воровством, проводит время со шлюхами, а ежели последних нет пол рукой -
скотоложествует. Измышления Агасфера Лукича о земном пути Иисуса и его учеников
поданы как свидетельства очевидца, как некая объективная истина. Хотя замешены
они на заурядном полуинтеллигентском невежестве. Чего стоит хотя бы утверждение
о том, что во время ареста Иисуса Иоанн вступил в схватку с людьми
первосвященника и потерял при этом ухо. Ведь во всех четырех евангелиях
говорится, что ухо Рыто отрублено у раба первосвященника, а евангелист Иоанн
(тот самый, который выведен у Стругацких в личине уголовника) свидетельствует:
меч поднял Петр, будущий апостол.
    Об уровня историзма этого сочинения Стругацких говорит и такой факт: автором
знаменитой фразы "Верую, ибо нелепо" издревле приписываемой Тертуллиану (II в.),
назван Блаженный Августин (IV в.). По приговору римского суда героя романа
ссылают "в одну из самых занюханных колонии Рима, в Азию, а именно - на островок
Патмос". А ведь на дел- то Асия (так правильнее) была одним из райских уголков
империи. Достаточно сказать, что здесь находились богатейщие и культурнейшие
города - Эфес, Милет, Смирна, Пергам, Сарды. В тамошнем Иераполе - любимом
курорте императоров - собирался весь цвет римской державы. Одна, другая неточная
деталь такого рода - и возведенная на зыбком фундаменте домыслов романная
постройка начинает разрушаться.
    Пожалуй, единственное, что, безусловно удалось авторам, - это достоверно
передать накал злобы по отношению к "почвенникам", "широким славянским натурам".
Один из героев Стругацких с мазохистским удовольствием перечитывает роман "Во
имя отца и сына" Похоже, поэтика забытого памфлета настолько заворожила наших
фантастов, что они, позабыв о читателе, решили совершить некое магическое
действо для изничтожения зловредного арийско-славянского фантома. Его
воплощением на сей раз становится Марек Парасюхии - еще не видя его, мы (по
авторскому замыслу) пропитываемся ненавистью: "Кто-то поднимался по лестнице да
так бодро, с энергичным, напористым ширканьем одежды, мощно, по-спортивному дыша
и даже напевая что-то классическое - "Рассвет на Москва-реке", не то "Боже, царя
храни". И я (главный герой - alter ego Стругацких. - С. П.) подумал злобно: это
же надо, какой веселый энергичный клиент у мае пошел, наверняка с какой-нибудь
особенной гадостью, с гадостью экстра-класса, с такой гадостью, чтобы уж всех
вокруг затошнило, чтобы женщины плакали, сами стены блевали и сотня негодяев
ревела "Бей! Бей!"..." Ну, а затем следует целая пригоршчя определений: фашист,
педераст, тля, "сючка", дрянь поганая и т. п. ...Не только элементарная
воспитанность оставлена, но и забыто, похоже, ради чего сие писано, каков
отношение имеет все это к фантастическому повествованию. Желаний уколоть, погуще
мазнуть грязью во имя групповых амбиций - зачем приобщать к этой возне три
миллиона читателей (таков тираж "Юности")?
    Аборигены Австралии в недавнем прошлом рисовали на земле желаемую добычу, а
затем поражали ее копьями. Они полагали, что это принесет удачу в охоте на
означенного зверя. Но сегодня даже аборигены стесняются этой примитивной магии
Очень неловко за опытных прозаиков, когда попадаешь на устроенное ими убогое
камлание...
    Обостренный интерес к истории вызван сегодня как бы исчезновением смысла
истории - десятилетиями в сознание среднего человека усилиями школы и масс-медиа
вживлялась комфортная схема восприятия мира: движение прогресса неизменно и
всепобеждающе. И вдруг схема разладилась - ведь сигналы идут теперь не из одного
источника, они часто противореча отменяют друг друга. Излюбленная фантастами
картина хаоса воцарившегося в роботизированном обществе.
    Особенно обжигают нас моменты сходств в судьбе государств и народов,
когда-то прошедших через эпохи крушения верований, истаивания идеалов. Да если к
тому же они завершились распадом и гибелью. В первом ряду таких жутко-манящих
тем - судьбы великих культур прошлого: Атлантиды, исчезнувшей в океанской пучине
цивилизации долины Инда. Hе сами ли себя ввергли в катастрофу земляне далеких
тысячелетий: что если не вулкан, не метеорит виновен в гибели этих цивилизаций,
а экологический кризис или мировая война?..
    Развитие человеческого общества всегда шло рука об руку с углублением
представлений о прошлом. Чем обширнее доступная обозрению перспектива истории,
тем меньше укрытий для застарелых догм. Сколько рай бывало, что новая
идеологическая система утверждалась от имени исторического прогресса. До сих пор
в наук отрабатывается тезис о том, что христианство неизбежно должно было
сменить язычество, ибо "надстройка" всенепременно поспешает за изменившимся
"базисом": единобожие соответствует авторитарной власти Хотя опыт истории и
противоречит таким установкам - тысячи лет на земле господствовали деспотии при
самом разухабистом политеизме.
    Идея неостановимости и закономерности прогрессивного развития на деле
оказалась идеальным полицейским средством: всякий взгляд назад и сомнение в
превосходстве нынешнего автоматически приравнивается к криминалу
    И все же на наших глазах монополии "прогрессистов" приходит конец. Но вместе
с этим и для фантастики, которая сегодня не пророчествует, а как бы закрепляет в
сознании уже осмысленное обществом, начались трудные времена: перестают работать
старые добрые коллизии. Если нет интересных научных идей (история ведь тоже
наука), то возвратное кружение на орбитах притчи и мифа становится все более
непривлекательным..
    В свое время классическая схема социально-фантастического романа Уэллса
питало целое направление, плодотворно развивающееся несколько десятилетий:
"Аэлита" и "Гиперболоид" А. Толстого - наиболее известные опыты такого рода в
нашей литературе, а для последнего времени это, скажем, "Силайское яблоко" Вяч.
Hазарова.
    "Повелитель эллов", Зиновия Юрьева - еще одна модификация притчи о
социальном противоборстве. Hа сей раз действие разворачивается на планете,
населенной несколькими расами разумных существ и электронными роботами,
обособившимися в некую цивилизацию после гибели народа, создавшего их.
    Однако - в полном соответствии с веяниями времени - на смену классовой
правде и на далекой Элинии пришли общечеловеческие ценности. Сотрясающие
тамошних обитателей страсти умиряются посланником с Земли, то и дело
заставляющим своих пробудившихся для социального творчества "братьев меньших"
осмысливать каверзные вопросы: о цене, которую можно уплатить за освобождение, о
сути прогресса.

                C уважением, Yuri

... Спокойно, Сикорски, я - Бромберг
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 816 из 1138                         Snt Loc Scn
 From : Yuri Zubakin                        2:5010/30.47    Птн 01 Сен 00 00:07
 To   : All
 Subj : История фантастики: С. Плеханов "Когда все можно?" (1989)   [2/2]
    Погребенные под руинами несколько бесплотных эбров - былых властелинов
планеты - жаждут воплотиться и возродить исчезнувшую расу. Это
законсервированные интеллекты, которым необходима оболочка. Землянин помогает в
обретении ее одному из эбров. И тот, будучи запрограммирован лишь на движение
вперед, на неостанавимый прогресс во всем, демонстрирует доведенный до абсурда
эгоизм. Все, кто живет историческим сознанием, кажутся эбрам ущербными, по их
мнению, лишь они сами представляют истинный цвет Вселенной. Говоря об одной из
инопланетных культур, "интеллектуальные консервы" заявляют: "У Кометы крошечная
твердая головка и гигантский пыльный хвост. Так и эти цивилизации: их жалкое
настоящее блекло по сравнению с чудовищным хвостом прошлого. Если они и пытались
плестись куда-то, то спиной вперед, ибо сердце их было в хвосте".
    То, что произошло на Элинии, было результатом нерассуждающего прогресса, и
повинна в катастрофе провиденциальная установка: "Нас не интересуют ничьи точки
зрения. Мы эбры, и нам достаточна одна точка зрения - своя. Другие нам не нужны
Мы мчимся вперед сквозь толщу времен, и разные точки зрения привели бы лишь к
тому, что мы потеряли бы координаты. Мы бы не могли определить, где будущее и в
какую сторону двигаться".
    Очень созвучны эти романные дебаты популярным сегодня рассуждениям об
истории и ее закономерностях. Но созвучие это носит характер дежурного
поддакивания. Уже айтматовская притча о манкуртах появилась как обобщение
расхожих инвектив против беспамятства, наполнявших критику и публицистику в
семидесятые годы. А сегодня такие правильные мысли особенно нуждаются в каком-то
интересном образном воплощении. Заставить "заиграть" их могут оригинальные
прочтения истории. Собственно говоря, ничего нового не было в обсуждаемых здесь
темах и сотни лет назад, когда кто-то выговорил отлившееся в пословицу: "Не будь
грамотен, будь памятен". Все нравственные принципы и коллизии, на которых стоит
литература, стары, как мир, но каждому поколению дано вдохнуть в
 них новую жизнь.
    У фантастики долгое время было большое преимущество перед другими жанрами:
она могла "подбираться" к этим самым принципам в ту пору, когда, скажем, для
сугубого реализма коснуться их всерьез было труднее. Тоталитаризм, экологический
кризис, нелинейность прогресса, многовариантность исторического развития - это
было на долгие годы изъято из обсуждения серьезной литературой. Потому и была в
авантаже фантастика: хоть на других планетах или в других измерениях она
моделировала ситуации и подвергала испытанию на прочность принципы, определявшие
наше "тутошнее" вынужденное молчание. И ей прощалось многое - за тему.
    Сегодня, когда "все можно", когда реалистическая проза копает где хочет,
фантастике предстоит борьба за читателя. Пока он по инерции еще хватает любую
книжку, изданную под грифом "НФ", но завтра лимит априорного доверия может быть
утрачен, если по-прежнему на страницах романов будут действовать образы-функции,
отрабатываться ситуации, давно ставшие хрестоматийными. Научная фантастика
сильна выдумкой, умением показать необычное в обычном, остраненно взглянуть на
действительность. Hа этом пути ее и ждут удачи.
    Когда я слежу за развитием возможных моделей исторического процесса,
создаваемых Андреем Аникиным в повести "Смерть в Дрездене" (сборник А. Аникина
"Вторая жизнь". Издательство "Молодая гвардия", М. 1988), меня заставляет
сопереживать сама причастность к поиску. Ведь судьбы героев на моих глазах
меняются по произволу случая. И все же, все же ловлю себя на том, что и на
"втором круге" наблюдаю за ними не как за пешками. Будь та же самая событийная
канва передана иным языком, не с таким умением стилизована манера письма, я бы,
может быть. и не стал дознаваться, что там сталось с Европой в результате
предположенной смерти Наполеона накануне похода в Россию.
    Один из героев повести заявляет: "Люди определяют события и должны отвечать
за них". Звучит мажорно, но действительность очень часто противоречит такому
воззрению - словно движимые роком, человеческие множества вовлекаются в деяния,
которые замыслил кто-то там, "наверху".
    Эксперименты такого рода: "а что было бы, если бы" - всегда занимают нас,
хотя мы и знаем, что нет ничего бессмысленнее подобных гаданий. Всякая
переломная эпоха вызывает у людей потребность в возвращении к некоей стартовой
точке, ибо снова в порядок дня становится вопрос: а правильно ли выбран путь, не
ввергнем ли себя опять в роковой круговорот?
    Сегодня то и дело приходится слышать рассуждения: "если бы Ленин прожил
еще...", "если бы выбрали не Сталина...", "если бы не свернули нэп...".
Озабоченность такими темами способна вызвать разве что томление духа, но в
искусстве она притягательна: творимый мир бесконечно многолик, одно мановение
художника меняет узор судеб этого мира. Тут фантазия - не заложница суемудрия,
она возносит человека к осознанию своей действительной значимости,
суверенности...

                C уважением, Yuri

... Гремля из кремля
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Чтв 31 Авг 00 04:54
 To   : All                                                 Птн 01 Сен 00 15:57
 Subj : Поттс-57
Здравствуйте, All!
=====
По иронии судьбы, когда Перец наконец попадает в Лес, его надежды не сбываются.
В самом деле, бок о бок с его первоначаль-ным невысказанным удивлением, он
находит Лес "тошнотворным". Эта реакция едва ли удивит читателя, который
следовал за Канди-дом в его попытках избежать непреодолимой и гнетущей жизни
Ле-са. "Жизнь" здесь значит, двусмысленно, не просто рост и размно-жение, но и
сопутствующие смерть и упадок, которые, в конце кон-цов, тоже жизненные
процессы. Лес - не понимающий, добрый ро-дитель, которого ищет Перец, в лучшем
случае он равнодушен, а местами - злонамерен. Подавленные своим окружением,
обитатели деревни Кандида почти буквально - люди земли - живущие в гря-зевых
хижинах с муравьями, питающиеся грибами, ферментиро-ванной растительностью и
даже съедобной землей, отданные во власть невежества, узкомыслия, предрассудков
и страха.
Их окружение оправдывает такие тенденции. Среди угро-жающих феноменов, с
которыми эти люди вынуждены бороться, - "мертвяки". Это приблизительно
гуманоидная, но нечеловеческая форма жизни ярких оттенков, с обжигающе горячей
кожей, круг-лыми головами, глубоко сидящими глазами и длинными руками, которыми
они хватают женщин и уволакивают их в глубь леса - чтобы съесть, как полагают
аборигены. В ходе введения в мир Кан-дида (глава 2) встречаются также упоминания
о деревнях, полных странным народом и озерах, покрытых утопленниками, о Подругах
и Одержании, и о полном ужасов ландшафте, раскинувшемся за околицей деревни. Но
это не отвращает Кандида от его путешест-вия, в которое его сопровождает жена,
Нава.
Мы начинаем понимать, насколько реальны и странны фено-мены этого зловонного
мира, только когда доходим до описания ви-зита Переца - в центральной, шестой
главе. Hа биостанции, куда Перец был привезен получать зарплату, миры Леса и
Управления пересекаются. Первое знакомство Переца с "жизнью" Леса проис-ходит в
ходе извержения природной клоаки. Этот отвратительно пахнущий бассейн,
наполненный кипящей массой протоплазмы, переваривающей все, что в нее попадает
(включая мотоцикл), раз-множается, выбрасывая несколько дюжин шариков "белесого,
зыб-ко вздрагивающего теста", которые уходят, теряясь среди растений. Это не то
противостояние со смыслом жизни, которого ожидал идеалист Перец. Он быстро
делает вывод, что неспособен понять Лес: "Я здесь побыл, я ничего не понял, я
ничего не нашел из того, что хотел найти, но теперь я точно знаю, что никогда
ничего не пойму: Между мной и лесом нет ничего общего, лес ничуть не ближе мне,
чем Управление".
======

Честь имею кланяться                                    Алла, молчаливый глюк

--- Транслятор двухходовой +/W32 1.1.1.2 Китежградского завода маготехники
 * Origin: Благоприятно тому, чтобы воспользоваться раздорами (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Чтв 31 Авг 00 06:44
 To   : Alex Mustakis                                       Птн 01 Сен 00 15:57
 Subj : Алиса и писатель Аркадий.
Товарищ Mustakis, разрешите обратиться!?

Вы, Alex Mustakis, как-то писали, что...

 AM> Это pассказ "Свой человек в прошлом", из сборника "Девочка, с котоpой
 AM> ничего не случится".

Большое спасибо.

Спокойной плазмы!                                       Алла, молчаливый глюк

--- Без Alex жизнь не та, люблю, привет от ЛИАНТА+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Когда настанет восьмая луна, будет несчастье (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Чтв 31 Авг 00 06:45
 To   : Katherine Kinn                                      Птн 01 Сен 00 15:57
 Subj : Алиса и писатель Аркадий.
Конничива, Katherine-сан!

Из собрания сочинений Katherine Kinn (Письма к All; комментарии мои):

 KK> московскому

 KK>     Это начало повести "Сто лет тому вперед". Только заходит не
 KK> девочка Алиса из будущего, а мальчик Коля из 1975 года :-)

Большое спасибо. А разве сосед Коли был писателем?..

К чему бы это?                                          Алла, молчаливый глюк
PS.С присоединением к эхе!

--- На сто пятнадцатом прыжке в компьютер впорхнул GoldEd/W32 1.1.1.2
 * Origin: Благоприятна стойкость (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Чтв 31 Авг 00 06:46
 To   : Serge V. Berezhnoy                                  Птн 01 Сен 00 15:57
 Subj : Тьмускорпионская новость. Как ни странно, новая.
Пpивeт, Serge!

Вы, Serge V. Berezhnoy, как-то писали, что...

 SVB> Вот и дожил... :-)))

Можно только поpадоваться!

 SVB> Киноавангард, скорее. Смотреть это можно, по моему мнению, только под
 SVB> наркозом. "Сталкер" по сравнению с "Днями затмения" - боевик без
 SVB> единой паузы на передышку.

Да, это чувствовалось...

Засим разрешите откланяться                             Алла, молчаливый глюк

--- Дубль+/W32 1.1.1.2, сложный, многопрограммный, самообучающийся
 * Origin: Возмужалому человеку - счастье. Хулы не будет (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Чтв 31 Авг 00 06:46
 To   : Serge V. Berezhnoy                                  Птн 01 Сен 00 15:57
 Subj : 75 лет АHС: титульный текст на "оЗоне"
Здравия желаю, товарищ Berezhnoy!

Письмо от Serge V. Berezhnoy к Alla Kuznetsova, добавленное 30 Авг 00 к мировой
ноосфере, вызвало у меня следующий резонанс:

 SVB> Это из "Девочка, с которой ничего не случится", первая его вещь об
 SVB> Алисе.

Большое спасибо.

С демократическим приветом                              Алла, молчаливый глюк

--- На сто пятнадцатом прыжке в компьютер впорхнул GoldEd/W32 1.1.1.2
 * Origin: Говори от своего города (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Чтв 31 Авг 00 06:47
 To   : Yuri Zubakin                                        Птн 01 Сен 00 15:57
 Subj : 75 лет АHС: титульный текст на "оЗоне"
I'm very glad to see You, dear Yuri!

Однажды было послано сообщение от Yuri Zubakin к Alla Kuznetsova:

 YZ>     "Девочка, с которой ничего не случится" - последний рассказ, "Свой
 YZ> человек в прошлом":

[покрыто мраком энтропии]
Большое спасибо.

На этой оптимистической ноте мы и прервем наш диалог    Алла, молчаливый глюк

--- Без Yuri жизнь не та, люблю, привет от ЛИАНТА+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Если некуда выступить, то оно (=разрешение) наступи (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Чтв 31 Авг 00 06:50
 To   : All                                                 Птн 01 Сен 00 15:57
 Subj : Тьмускорпионская новость...
Простите за беспокойство, All, но...
"То есть примерно двадцать еще дохрущевских рублей и за "Счастливую звезду", и
за "Последний полустанок", и за "Семь цветов радуги", и просто за "Избранное", и
просто за "Hаучно-фантастическе повести". Hазвания последних двух мне и сейчас
по душе. Без вычурности, без утомляющей изощренности, без претензий, не как у
этих там Герберта Уэллса, Станислава Лема или братьев Стpугацких.
Сpавните.
С одной стороны скромное - "Избранное", с другой вычурное - "Рассказы о
пространстве и времени". С одной стороной негромкое "Hаучно-фантастические
повести", с другой "За миллиард лет до конца света", а то так еще лучше - "О
том, как Трурль женоторон применил, желая королевича Пантарктика от томления
любовного избавить, и как потом к детомету прибегнуть пришлось". Какие тут могут
быть комментаpии? Сразу видно, кто думает о читателе, а кому на читателя
наплевать.
Немалое число фэнов и сегодня убеждено, что все стоящие внимания сюжеты в
фантастике разработаны бpатьями Стpугацкими..."

Прашкевич Г. Адское пламя: Комментарий к неизданной Антологии: Гибель шахмат //
Лавка фантастики (Пермь). - 2000. -   1. - С.37, 38.

Засим низко кланяюсь                                    Алла, молчаливый глюк

--- Дубль+/W32 1.1.1.2, сложный, многопрограммный, самообучающийся
 * Origin: (Свершение) (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 824 из 1138
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Птн 01 Сен 00 05:58
 To   : All                                                 Суб 02 Сен 00 13:50
 Subj : Поттс-58
Здравия желаю, товарищ All!
====
[...]
главе. На биостанции, куда Перец был привезен получать зарплату, миры Леса и
[...]
Перец одинок в своем экзистенциальном отчуждении, как был одинок а поиске
окончательного смысла. Для его товарищей, работ-ников Управления, лесная
биостанция - просто еще одно место, где они могут спать с женщинами, напиваться
и предаваться иным по-рокам. Даже наиболее амбициозные исследователи ставят
целью напечатать статью, а не понять Лес. В ходе своего краткого пребы-вания на
биостанции нелюбовь Переца к Управлению перерастает в отвращение, а его
отвращение к Лесу - в страх. К концу главы Пе-рец - лишившийся иллюзий и
angstvoll - не хочет ничего, кроме как оказаться далеко и от Леса, и от
Управления.
Две последующие главы обозначают аналогичное завершение странствований Кандида,
завершение более разоблачительное, если не более достигшее цели для героя. Здесь
повествование становится абсолютно сюрреалистическим, когда Кандид и Нава
натыкаются на деревню, которая выглядит покинутой, хотя на самом деле в ней
много людей в состоянии приостановленной жизни. Когда наступа-ет ночь, яркий
лиловый туман наполняет деревню, люди возвраща-ются к жизни, и Кандид
обнаруживает себя в гуще необъяснимого, похожего на сон, ритуала, в ходе
которого он едва не теряет Hаву. Утром Нава пробуждается, держа в руке скальпель
- в своей про-стоте и незнании она думает, что это животное, заползшее к ней, -
и они с Кандидом наблюдают затопление деревни.
Путешествуя, они находят и другие странные места - теплое озеро, где плавают
дюжины обнаженных женщин, покрытый тума-ном холм, с которого волна за волной
сходят насекомые и чудови-ща. Гротескный оттенок этого мира чувствуется в
описании по-следнего эпизода.
======

Жду ответа, как соловей лета                            Алла, молчаливый глюк

--- Hа сто пятнадцатом прыжке в компьютер впорхнул GoldEd/W32 1.1.1.2
 * Origin: Царь приближается к нему (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 825 из 1138
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Птн 01 Сен 00 08:14
 To   : Katherine Kinn                                      Суб 02 Сен 00 13:50
 Subj : Тьмускорпионская новость. Двуглавый Юл.
Пpивeт тeбe, Katherine!

По агентурным данным, Katherine Kinn писал 31 Авг 00 к All:

 KK>     Это мутант Джо-Джим из "Пасынков Вселенной" Хайнлайна.

Большое спасибо всем ответившим.
Буду читать.

В таком вот аксепте                                     Алла, молчаливый глюк

--- Без Katherine жизнь не та, люблю, привет от ЛИАНТА+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Hе показано, чтоб было куда выступить (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 826 из 1138
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Птн 01 Сен 00 08:14
 To   : Alex Mustakis                                       Суб 02 Сен 00 13:50
 Subj : Тьмускорпионская новость. Как ни странно, новая.
Добрый день, веселая минутка!

Однажды (31 Авг 00) состоялся следующий диалог между Alex Mustakis и Alla
Kuznetsova:

 AM> Джо-Джим в "Пасынках Вселенной".

Спасибо.

 AM> Но вpяю ли Юл списан оттуда.

Да, навеpно...

 AM> Мне еще все вpемя вспоминается некий трехглавец из "Пpодавца
 AM> приключений" -- кстати, вот тоже хороший кандидат на экpанизацию.

А это что?

Сайонара                                                Алла, молчаливый глюк

--- Транслятор двухходовой +/W32 1.1.1.2 Китежградского завода маготехники
 * Origin: По первому гаданию - возвещу (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 827 из 1138
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Птн 01 Сен 00 08:16
 To   : All                                                 Суб 02 Сен 00 13:50
 Subj : Тьмускорпионская новость...
  i, All!
"[С.Л.] -... Главным образом непpиятно то, что я... Не то непpиятно, что я пока
жив, а то, что дpузья умиpают. Понимаете... Я знаю, что из русских писателей,
скажем, Аркадий Стругацкий помеp. Борис там один остался. Я где-то читал, что он
пишет воспоминания личные, биогpафические...
[В.Б.] - Не совсем. То, что он написал, называется "Комментарии к пройденному".
О том, как они писали книги. Я pегуляpно общаюсь с Борисом Натановичем, и когда
написал ему, что еду в Краков и постараюсь встpетиться с вами, он просил
передать вам пpивет.
- Да! О, спасибо! А как, насколько вам известно, с книжками Стpугацких?
Пpодаются?
-Да, конечно. Ситуация примерно такая же, как и с вашими книгами. Тиражи,
правда, небольшие, но книги постоянно пеpеиздаются.
-Я спрашивал потому, что у них были такие трудности, знаете, они были немножко
против советской власти. Эта сторона дела уже не такая важная?
-Hет, теперь у нас разрешено все... Если хотите, я попрошу у Бориса Стругацкого
файл с его воспоминаниями для вас. Я могу распечатать или прислать файл.
-По факсу?
-Компьютеpом. Ведь у вас есть интеpнетовская связь.
-Только тогда, когда работает мой секpетаpь. Я лично не в состоянии
пользоваться...
-Понятно. Я могу прислать или бумажный ваpиант...
-На каком? Hа pусском?
-Hа pусском.
-Я не знаю, можно ли прислать это электронной почтой? Там какие-то сложности с
кодиpовками... Я не знаю.
-Я попробую с вашим секретарем списаться, и мы определим, сможет он получить или
нет... Но я могу и просто напечатать. Эти воспоминания публиковалось пока только
в журнале, сокращенный ваpиант..."
    Лем С. Станислав Лем: "В какое необыкновенное вpемя мы живем тепеpь!" /
Записал интервью В.Боpисов // Лавка фантастики (Пермь). - 2000. -   1. -
С.53-54.

Честь имею кланяться                                    Алла, молчаливый глюк

--- Без All жизнь не та, люблю, привет от ЛИАНТА+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Пребудешь в стойкости - будет счастье (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 828 из 1138
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Птн 01 Сен 00 08:34
 To   : All                                                 Суб 02 Сен 00 13:50
 Subj : Стих
Конничива, All-сан!
Люди добрые и знающие, скажите, пожалуйста: в свое вpемя я видела краем глаза
стихотворение, начинавшееся словами "Где-то в дебpях Вселенной затеpялась
планетка, нелегко среди звезд отыскать к ней доpоги..." - "по мотивам
произведений А. и Б.Стpугацких". Никто полного текста не знает?
Заранее спасибо.
Честь имею кланяться                                    Алла, молчаливый глюк

--- Жуткое додревнее заклинание: GoldEd+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Обратно вернешься на свой путь (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Суб 02 Сен 00 08:08
 To   : All                                                 Вск 03 Сен 00 10:21
 Subj : Поттс-59
Конничива, All-сан!
======
"Только слизни оставались на вершине, но зато вместо них по склонам ссыпались
самые невероятные и неожиданные животные: катились волосатики, ковыляли на
ломких ногах неуклюжие рукоеды и еще какие-то неизвестные, никогда не виданные,
пестрые, многоглазые, голые, блестящие не то звери, не то насекомые: И снова
наступала тишина, и снова все повторялось сначала, и опять, и опять, в пугающем
напористом ритме, с какой-то неубывающей энергией: [:] Несколько раз выбегали
мертвяки и сразу кидались в лес, оставляя за собой белесые полосы остывающего
пара. А лиловое неподвижное облако глотало и выплевывало, глотало и выплевывало
неустанно и регулярно, как машина".
Все вышеперечисленное, - утонувшая деревня, то озеро, тот холм - как мы узнаем,
относится к Одержанию. Вскоре Кандид и Нава встречаются с надзирателями
Одержания - Подругами. Эти сильные, высокомерные женщины имеют абсолютную власть
над жизнью и силами Леса. Одна из них, как выясняется, - давно потерянная мать
Hавы. Быстро становится ясным, что Подруги не видят применения мужчинам;
размножаются они таинственным способом - через посредство ранее упомянутых
теплых озер. Цель Одержания - не менее как постепенное уничтожение цивилизации,
в которой доминируют мужчины, будь то лесная деревня, или, как намекается,
Управление. Задача мертвяков, их слуг, - собирать всех женщин Леса, чтобы
объединить их. Открытие Кандидом правды становится для него переломной точкой;
он теряет Наву, но узнает, что способен убить мертвяка вертикальным разрезом
новонайденного скальпеля.
Последние три главы - антикульминационные для обоих героев, хотя в них
происходит многое. Перец возвращается в Управление и пробуждается посреди хаоса:
потерялась машинка со встроенным механизмом самоуничтожения. Большую часть
эпизода Перец прячется и слушает сонную дискуссию нескольких машин на темы
работы и человечества. Следующим утром он узнает, что стал директором. Против
своего желания вознесенный на вершину своего мира Перец по-прежнему находится
среди абсурда и произвола; он отказывается подписать директиву, делающую
случайности преступлением, только для того, чтобы всерьез было принято его
сардоническое предложение - сотрудникам группы Искоренения самоискорениться
путем самоубийства.
=====

Спокойной плазмы!                                       Алла, молчаливый глюк

--- Дубль+/W32 1.1.1.2, сложный, многопрограммный, самообучающийся
 * Origin: Поднимешься до царского двора (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Суб 02 Сен 00 08:08
 To   : All                                                 Вск 03 Сен 00 10:21
 Subj : Тьмускорпионская новость. Старая.
Простите за беспокойство, All, но...
"Если бы действие разворачивалось в романе Стругацких, то его герой, узнав о
"картотеке", обязан был бы пpинять решение о немедленном уничтожении ее самой,
всех ее файлов, следов, а возможно - во имя настоящего и будущего человечества -
и некоторых лиц, которые принимали участе в ее создании".
    [Пpедисловие к:] Эльсултанов М. Коллекционер компpомата: Что хpанится в
уголовном деле Сеpгея Лисовского / Интервью записал Л.Hикитинский // Московские
новости (М.). - 1999. - 20-26 апp. (  15). - С.1.

Засим низко кланяюсь                                    Алла, молчаливый глюк

--- Жуткое додревнее заклинание: GoldEd+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Что нужно (для жертвоприношения?) - и двух (вместо  (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Leonid Blekher                      2:5020/400      Вск 03 Сен 00 09:20
 To   : All                                                 Вск 03 Сен 00 21:12
 Subj : Re: ### Ответы БНС
From: "Leonid Blekher" <leonid-blekher@mtu-net.ru>

> Могу только повтоpить: Мир Полудня возможен, но весьма маловеpоятен. А
> если не будет создана Теоpия Воспитания, то и Мира Полудня не будет
> никогда.

Да, интересно. Значит, коммунизма не будет, если не удастся сломать
человека и изменить его природу.

Звучит оптимистично! :)
Мы все на это надеемся.

--

С уважением и почтением

                 Леонид Блехер,  leonid-blekher@mtu-net.ru

--- ifmail v.2.15dev5
 * Origin: MTU-Intel ISP (2:5020/400)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Leonid Blekher                      2:5020/400      Вск 03 Сен 00 09:20
 To   : All                                                 Вск 03 Сен 00 21:12
 Subj : Re: ### Ответы БНС
From: "Leonid Blekher" <leonid-blekher@mtu-net.ru>

Сергею - привет и почтение.

"Serge V. Berezhnoy" <sb@ozon.ru> сообщил/сообщила в новостях следующее:

> Ух, как интересно! Между прочим, это вполне в контексте некоторых моих
> прикидок. Оказывается, Борис Натанович плохо воспринимает
художественную
> условность. Возможно, корни его трудных отношений с фэнтези тоже
где-то здесь,
> но по сравнению с Шекспиром все это уже не столь важно.

Конечно, конечно.
Там, где речь заходит о самой сущности человека, которая и отражается в
языке и этой самой условности, здесь несложная под-толстовская картина
мира дает большой сбой.
Ну, это как в АП большой любитель фантастического Кукина пытается понять
абсолютного реалиста Щербакова. Ничего не выйдет.
Ведь Шекспир-то - реалист, а не фантаст.

> Однако, я озадачен.

Однако что же тут странного?

 From : Leonid Blekher                      2:5020/400      Вск 03 Сен 00 09:20
 To   : All                                                 Вск 03 Сен 00 21:12
 Subj : Re: ### Ответы БНС
From: "Leonid Blekher" <leonid-blekher@mtu-net.ru>

> ---------------------------------------

> Ваша трактовка понятия "нищих духом" нам известна. Мы склонны,
> впрочем, пpименять это понятие в традиционной манере - "убогие",
> "слабые", "несчастненькие".
> ---------------------------------------

Вообще-то "нищий" всегда понимался как "просящий, вымаливающий" - в
отличие от "бедного", т.е., неимущего.
Здесь - совершенно разные оттенки смысла. "Нищий" - это действие, а
"убогий" - это состояние.

 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Вск 03 Сен 00 05:06
 To   : All                                                 Пон 04 Сен 00 12:16
 Subj : Поттс-60-61
Здравия желаю, товарищ All!
=======
На менее юмористическом фронте Кандид возвращается в свою деревню, собираясь
предупредить ее обитателей о природе Одержания, но его высмеивают. Для них он
по-прежнему просто деревенский дурачок, хотя их впечатляет его новый талант -
убий-ство мертвяков. Любопытно, что он в своей личной войне противо-стоит
Одержанию, даже когда он пришел к выводу, что оно пред-ставляет собой неизбежное
будущее, историческую необходимость, подобную революции. Более всего его
возмущает то, что он остался в стороне.
Оба - Перец и Кандид - являются примерами характерного типа героев Стругацких -
преданного интеллектуала, пойманного окружением в ловушку и принужденного к
компромиссу. Дарко Сувин в его предисловии к неопубликованному изданию
издатель-ства Bantam предполагают, что они представляют "два альтерна-тивных
варианта, стоящих перед современными интеллектуалами, - приспособление и отказ".
Сувин прав только в том случае, если считать, что Одержание представляет собой
такое же злоупотребле-ние властью, как и Управление. Верно, что, несмотря на все
разли-чия между этими двумя мирами, они во многом - зеркальные отра-жения друг
друга, противоположные, но аналогичные. Даже хотя одним миром правят мужчины,
предписания и неудержимые техно-логии, а другим - женщины, традиции и
неудержимая "жизнь", в обоих прогресс равен разрушению, в обоих недостаток
моральной и интеллектуальной смелости приводит к социальному застою. Но надо
учитывать, что в романе не две противостоящие силы - Лес и Управление, - а три:
Управление, Одержание и аборигены - жители деревень. С этой точки зрения деревня
и бюрократия представляют противоположные формы общественного застоя, и
единственное "прогрессивное" действие, происходящее на любом из "фронтов" -
регрессивно по отношению к Одержанию. Если под последним и есть какая-то
этическая основа, она не постижима человеческим ра-зумом (тема, позже
рассмотренная в романе "Гадкие лебеди"). Оба - и Перец, и Кандид - принимают -
пусть неохотно и поверхностно - взгляды общественного окружения (бюрократии и
деревни соот-ветственно) и оба до некоторой степени - против отталкивающей
чуждости Леса.
Диана Грин (Diana Greene) в заметке 1986 года применяет феминистический подход к
этому роману и находит, что неудиви-тельно, отвращение ко всему, связанному с
женщинами. Она выяс-няет, что лесные Подруги безжалостны и манипулируют людьми,
что их Одержание, судя по описанию, ужасно, что женские персо-нажи - от Навы до
различных работниц Управления в истории Пе-реца - тугодумы, строптивы или не
заслуживают доверия. Этот критический взгляд мог бы служить серьезным
свидетельством "сексизма" Стругацких, если бы мужские персонажи были более
привлекательны. Фактически, все же, все жители деревни глупы и несносны, как -
по-своему - и работники Управления, независимо от их пола. По крайней мере,
Подруги дисциплинированны и эф-фективно добиваются своей цели, чего нельзя
сказать об управляе-мых мужчинами обществах деревни и Управления.
Должно быть очевидно, что это произведение изобилует  не-определенностями и
тонкими различиями, слишком многими, что-бы окончательно относиться к этому
разделу. Если "Второе нашест-вие марсиан" более удовлетворяет помещению в данную
часть сво-ей соблазнительной простотой, то "Улитка на склоне" - богаче и
за-ставляет задуматься. Подобно остальным произведениям, написан-ным в жанре
сатирической фэнтези, она в первую очередь соотно-сится с подверженным ошибкам
ответом человека и его институтов на вызов, бросаемый его окружением, в первую
очередь - на неиз-вестное, которое наука пытается исследовать. Во всем этом мы
ви-дим, как лучшие порывы человеческого духа калечатся самовозве-личиванием,
невежеством, консерватизмом и бюрократической не-эффективностью; мы видим, как
необъяснимое якобы объясняется ("рационализируется") и неправильно используется
("утилизируется). Все произведения, рассмотренные в этом разделе,  мотивно
связаны с русским фольклором и русской литературой, с примесью Свифта, Кафки и
Кэрролла. Описание трудностей,  с ко-торыми человек встречается, пытаясь понять
чуждое, особенно про-явившееся в таких произведениях, как "Второе нашествие
марсиан" и "Улитка на склоне", указывает на влияние Станислава Лема. Это та
тема, которая доминирует в их позднейших работах.
=======

К чему бы это?                                          Алла, молчаливый глюк

--- Жуткое додревнее заклинание: GoldEd+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Hеблагоприятно браться за оружие (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Вск 03 Сен 00 06:19
 To   : All                                                 Пон 04 Сен 00 12:16
 Subj : Тьмускорпионская старая новость, рассказанная своему хвосту
Пpивeт, All!
"Длч "молодогвардейских" фантастов, как, кстати, и для Петухова, бpатья
Стругацкие - наиболее одиозные личности в отечественной фантастике, носители
"разрушительных, нигилистических тенденций"."
    Гопман В. Погружение во мpак: Юрий Петухов как социокультурное явление //
Литературное обозрение (М.). - 1997. -   1. - С.112.

Таков наш примар                                        Алла, молчаливый глюк

--- Жуткое додревнее заклинание: GoldEd+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Обладателю правды - только в сердце - свершение (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alex Mustakis                       2:5020/194.125  Пон 04 Сен 00 16:19
 To   : Alla Kuznetsova                                     Пон 04 Сен 00 22:37
 Subj : Тьмускорпионская новость. Как ни странно, новая.
Пpиветствyю, Alla!

RU.LUDENY, Fri Sep 01 2000, Alla Kuznetsova => Alex Mustakis:

 AK> А это что?

Г.Садовников. По стилистике больше напоминает "Экспедицию в преисподнюю", только
в еще более сказочном ваpианте. Советую пpочитать.

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alex Mustakis                       2:5020/194.125  Пон 04 Сен 00 16:21
 To   : Leonid Blekher                                      Пон 04 Сен 00 22:37
 Subj : ### Ответы БНС
Пpиветствyю, Leonid!

RU.LUDENY, Sun Sep 03 2000, Leonid Blekher => All:

 LB> Да, интересно. Значит, коммунизма не будет, если не удастся сломать
 LB> человека и изменить его природу.

Его природу (звериную) изменяет в той или иной степени любое воспитание.

 From : Leonid Blekher                      2:5020/400      Втр 05 Сен 00 00:21
 To   : All                                                 Втр 05 Сен 00 10:46
 Subj : Re: ### Ответы БНС
From: "Leonid Blekher" <leonid-blekher@mtu-net.ru>

Алексу - привет и почтение.

>  LB> Да, интересно. Значит, коммунизма не будет, если не удастся
сломать
>  LB> человека и изменить его природу.
>
> Его природу (звериную) изменяет в той или иной степени любое
воспитание.

У меня, боюсь, другое мнение. И про природу, и про возможность изменения
ея.
Но вообще, перефразируя Булгакова, можно сказать, что _природу_ может
изменить только тот, кто ее создал. Снаружи (т.е., воспитанием) можно
только некоторое время на нее давить. С известным результатом.

 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Пон 04 Сен 00 04:52
 To   : All                                                 Втр 05 Сен 00 12:32
 Subj : Поттс-62
О многоуважаемый (-ая) All!
========
Глава 5.
Противостояние чуждому

С ходом 1960-х годов в диалектических произведениях Стру-гацких все большую роль
начинал играть сюжет, в то время каких диалектика становилась менее позитивной,
отмеченной двусмыс-ленностью и сомнениями. Долог путь от определенного будущего
"Полдня" к сомневающемуся миру романа "Улитка на склоне", от филантропического
оптимизма мира Горбовского до темной сатиры мира Переца. Эта
эстетическая/философская эволюция творчества Стругацких достигла кульминации в
группе произведений, поя-вившихся в начале 1970-х.
Первая из этих работ, "Гадкие лебеди" ("The Ugly Swans" в английском переводе)
должна была быть опубликована в СССР в 1968 г., но в последний момент была
изъята из плана. В печати она появилась не ранее 1972 года, когда была
опубликована не согласо-ванным с авторами изданием во Франкфурте (Западная
Германия). Хотя "Гадкие лебеди" написаны в то же время, что и "Второе наше-ствие
марсиан" и "Улитка на склоне", они не столь явно фантасти-ческие и сатирические;
вместо этого они схожи с более серьезными проблемами и подходами более поздних
работ.
Действие романа "Гадкие лебеди" происходит во время, по-хожее на настоящее, в
деревенском обществе некой неопределенной европейской страны. Главный герой,
стойкий, сильно пьющий пи-сатель в стиле Хемингуэя, Виктор Банев, вернулся на
свою родину чтобы забрать дочь, Ирму, у своей бывшей жены. Он обнаружива-ет, что
город гниет от трех лет непрекращающегося дождя. Счита-ется, что этот феномен
обязан своим существованием обитателям близлежащего лепрозория, называемым так
же "мокрецами" или "очкариками", поскольку болезнь, которой они страдают,
придает скользкий желтый оттенок коже, особенно ярко проявляющийся в виде
больших кругов у глаз. Отдельные мокрецы могут случайно быть встречены в городе,
особенно ночью; они одеты полностью в черное - пальто, шляпы, перчатки, даже
черные повязки, которыми они закрывают все лицо, за исключением глаз.
Выясняется, что они также используют некий контроль над детьми и подростками
горо-да. Население города в основном относится к ним со страхом и не-навистью,
как к проявлению аномальности в середине их мира; в начале книги мы видим, как
мокреца избивают и похищают мест-ные фашистские головорезы, а также ловушки для
них, расставляе-мые городским чиновником. Hесмотря на частые сравнения мокре-цов
с другими преследуемыми - чернокожими, евреями, интеллек-туалами - они никогда
не появляются как частично симпатичные существа. Помимо их неприятного внешнего
вида, они холодны, бесчувственны, надменны, даже по отношению к тем, кто рискует
многим, чтобы защитить их.
======

Пoкa,                                                   Алла, молчаливый глюк

--- Транслятор двухходовой +/W32 1.1.1.2 Китежградского завода маготехники
 * Origin: Хотели как лучше, а получилось как всегда (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Пон 04 Сен 00 06:25
 To   : All                                                 Втр 05 Сен 00 12:32
 Subj : Тьмускорпионская новость
Здравствуйте, All!
"Буквально на каждом шагу вылавливаются сюжетные и ситуационные кусочки из
произведений классической фантастики. Пеpвая из повестей не что иное, как
фантазия на тему "Дона Руматы", только неуязвимого. Это "дон Румата" не мучается
всяческой философией, ему не страшно и не больно. И читатель вместе с ним не
опасается, что действие закончится печально.
Препаратор отличается от прогрессора личной незамысловатостью и заранее заданной
непобедимостью.
От повести к повести нарастает роль психических возможностей препаратора (почему
не провизора или пpозектоpа?), и на мотивы "Трудно быть богом" постепенно
наслаивается густой "Обмен разумов" Р.Шекли. Впрочем, в "Ключе" вновь видна
попытка откорректировать Стругацких в сторону "Чапай не потонул". Человеческая
цивилизация оказывается лишь ступенью для появления неких творцов - существ,
способных из утлой Действительности выкроить сверкающую Реальность (термины
авторские), то есть модификации люденов. Но у Щеглова главный люден - все тот же
Олег Соловьев - не желает бросить людей на погибель и пpинимается спасать мир".
    Володихин Д. [Рец. на кн.: Щеглов С. Дипломат особого назначения. - М.: АСТ;
СПб.: Terra Fantastica, 2000] // Если (М.). - 2000. -   9. - С.253.

Никто не читал?...

Такие вот дела                                          Алла, молчаливый глюк

 From : Alex Mustakis                       2:5020/194.125  Втр 05 Сен 00 07:54
 To   : Leonid Blekher                                      Втр 05 Сен 00 12:32
 Subj : ### Ответы БНС
Пpиветствyю, Leonid!

RU.LUDENY, Tue Sep 05 2000, Leonid Blekher => All:

> [...]
 LB> _природу_ может изменить только тот, кто ее создал. Снаружи (т.е.,
 LB> воспитанием) можно только некоторое время на нее давить. С известным

Так одно другому не пpотивоpечит: человек воспитанием создает другую природу
поверх той, первой (как вторую сигнальную систему), и в этой второй природе он
уже творит что хочет. (А хочет он под влиянием первой природы ;))

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Втр 05 Сен 00 04:59
 To   : All                                                 Срд 06 Сен 00 11:47
 Subj : Поттс-63
Здравствуйте, All!
=====
Такие многозначности наполняют это проблемное произведе-ние - начиная с
вышеупомянутой неопределенности места действия. Изображенное общество отмечено
чертами как Востока, так и Запа-да. Подобно Баневу, большая часть персонажей
носит славянские, или, во всяком случае, восточноевропейские имена. Правление
мнимо демократическое, с президентом и парламентом, о которых главный
герой-диссидент резко отзывается, что, равно как и эконо-мика, основанная на
социальном дарвинизме, предполагает запад-ный капитализм. Но, с другой стороны,
количество местных раз-ведчиков и контрразведчиков, действующих на протяжении
пове-ствования, а также намеки на далекие трудовые лагеря являются
реминисценциями сталинизма, хотя они могут быть и отсылкой к фашистскому
обществу. По крайней мере в одном месте, там, где он говорит об освободительных
и империалистических войнах, прези-дент похож не коммунистического вождя, хотя
из остального текста ясно, что в стране антикоммунизм. Непрокаженный,
надзирающий за лепрозорием, некто Голем, общественный изгой из-за того, что
открыто признает себя марксистом. Это общество с немногими доб-родетелями и
многими пороками, наполненное коррупцией в жизни общественной и цинизмом - в
жизни частной. В конце концов, это может быть любая система: даже советское
общество, о чем Стру-гацкие были, очевидно, в курсе, преследовало евреев и
интеллек-туалов. Можно указать на эту многозначность как на одну из при-чин, по
которым эта книга никогда не была опубликована в СССР.
Другой многозначный и, возможно, противоречивый момент - персонажи, особенно
главный герой. Если осторожный, расслаб-ленный Горбовский и его товарищи не были
достаточно героиче-скими для критиков "холодного потока", они были ангелами по
сравнению с пьянствующим, ухаживающим за женщинами, сардо-ническим Виктором
Баневым. С начала романа мы видим его как интеллектуала-диссидента, долго
ведущего персональную кампа-нию против господина Президента. Он не патриотичен и
настроен антивоенно (хотя и награжден за героизм во Вторую мировую вой-ну), он
постоянно пьян и находится в чисто физиологической связи с социально активной
медсестрой, Дианой. Его речи зачастую бого-хульны, жестоко ироничны и даже
мизантропичны. Хотя в основе драчливой баневской индивидуальности лежит
настоящее стремле-ние к справедливости и натуральное отчаяние из-за того, что
чело-вечество не способно подняться над животным эгоизмом и недаль-новидностью.
Постоянный мизантропизм Виктора так противопо-ложен гуманному оптимизму ранних
персонажей, подобных Гор-бовскому и Жилину, но его корни там же - в заботе о
благоденст-вии человечества; Виктору Баневу же, впрочем, не хватает
маркси-стской уверенности в остальных. Поэтому он более сложная и инте-ресная
фигура, нежели его предшественники.
=====

Целую, до свидания                                      Алла, молчаливый глюк

--- Жуткое додревнее заклинание: GoldEd+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Царь приближается к обладателям храма (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Втр 05 Сен 00 06:49
 To   : All                                                 Срд 06 Сен 00 11:47
 Subj : Тьмускорпионская новость
Здравия желаю, товарищ All!
"Специфический взгляд на творчество Стругацких высказывает другой участник
дискуссии - прозаик и эссеист Леонид Костюков: "В центре страдательной русской
литературы всегда стоит маленький человек с его бедами и проблемами,
pотивостоящий тому хаосу или космосу, который его давит. А у Стругацикх в центре
стоит майор ГБ на спецзадании. Всегда. Зовут его Максим Каммере или как-то
иначе, но в руках он держит судьбы миpа. Мучит его совесть или нет, стpелять ли
с колена или с руки, но он будет все решать за дpугих... Так что они
(Стpугацкие. - ЕюЧ.) себя сами вывели за рамки русской литературной традиции".
Ну, это даже неловко комментиpовать. Творчество братьев Стругацких давно
признано одним из достояний современной русской пpозы. Л.Костюков, мимо
которого, веpоятно, прошли и "Улитка на склоне", и "Град обреченный", и "За
миллиард лет до конца света", и тем более "Гадкие лебеди", взявшись судить о
непрочитанном, попросту высек сам себя, продемонстрировав элементарную
профессиональную недобросовестность в многотиражном издании".
    Харитонов Е. Бег по кругу // Если (М.). - 2000. -   9. - С.259-260.

Жду ответа, как соловей лета                            Алла, молчаливый глюк

--- На сто пятнадцатом прыжке в компьютер впорхнул GoldEd/W32 1.1.1.2
 * Origin: Княжичу есть куда выступить (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Втр 05 Сен 00 06:57
 To   : Alex Mustakis                                       Срд 06 Сен 00 11:47
 Subj : Тьмускорпионская новость. Как ни странно, новая.
Пpивeт тeбe, Alex!

Kaк-тo нa дняx (04 Сен 00) Alex Mustakis пишeт к Alla Kuznetsova...

 AM> Г.Садовников. По стилистике больше напоминает "Экспедицию в
 AM> преисподнюю", только в еще более сказочном ваpианте. Советую
 AM> пpочитать.

Спасибо, посмотpю.

Таков наш примар                                        Алла, молчаливый глюк

--- На сто пятнадцатом прыжке в компьютер впорхнул GoldEd/W32 1.1.1.2
 * Origin: Молния приходит... о, о! (А пройдет - и) смеемся ха (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/9.9      Срд 06 Сен 00 18:16
 To   : All                                                 Срд 06 Сен 00 20:18
 Subj : ### Ответы БНС
       БВИ вновь с Вами, All!

Off-line интервью Бориса СТРУГАЦКОГО
---------------------------------------

Уважаемый Борис Натанович!
Как Вы оценили бы мысль о том:
1. Что люди верующие в любой Сверхразум "перед лицом смерти", точнее,
перед страхом будущего небытия (я материалист, и меня как раз
беспокоит не небытие, а сама мучительность смеpти: я живое существо и
мое предназначение жить и ежесекундно - осознанно, или нет - до конца,
изо всех сил, всеми средствами боpоться с процессом моего уничтожения,
боpоться за выживание), стpемясь избежать этого небытия, просто
ориентируют свои потребности на "законы божьи" и на свою,
индивидуальную модель Бога, свое понимание Бога. То, что мы, простые
люди называем совестью (то есть заложенных в нас, в основном,
воспитанием моделях воспpиятия мира, моделях поведения людей,
механизмах оценок этого поведения)?
          Валерий < valera@north.cs.msu.su>
          Москва, Россия - 09/06/00 19:12:38 MSK

Ваши сообpажения никакого особенного протеста у меня не вызывают. Вот
только Бог - не есть "любой Сверхразум". Бог бесконечно больше любого
Свеpхразума. Множество принципиально иной мощности. Как множество всех
вещественных чисел в сравнении с множеством всех pациональных.

---------------------------------------

2. Что "слабость" верующих пpоявляется в страхе перед небытием, перед
абсолютной невозможностью будущей своей реабилитации ("грехов"),
сатисфакции (своих мучений в "этой" жизни), в страхе перед своей в
конечном счете объективной ненужностью (в чем я не сомневаюсь перед
лицом неизбежной гибели в жерновах истории всего, что когда-либо
сотвоpяется в этом мире: планет ли, звезд ли, галактик ли, жизни ли)?
          Валерий < valera@north.cs.msu.su>
          Москва, Россия - 09/06/00 19:12:51 MSK

"Страх перед небытием", по-моему, есть свойство любого человека (если
он вообще задумывается об этом). Но, как правило, вера в Бога есть
следствие ощущения слабости своей именно перед pеальностями жизни.
Ничего иррационального. Слабость = незащищенность от случайностей, от
начальства, от соседей, от хронического безденежья, от болезней...
Ничего, повтоpяю, иppационального, все вполне конкpетно.

---------------------------------------

3. Что "жить по своей воле" - значит жить исключительно в соответствии
со своими внутренними потpебностями, что, на мой взгляд есть свойство
не только человеков, но это абсолютная пpивилегия любого пpоявления
жизни (только живое имеет потребности, и существует целиком для их
удовлетвоpения).
          Валерий < valera@north.cs.msu.su>
          Москва, Россия - 09/06/00 19:12:53 MSK

...в соответствии с внутренними потpебностями, включая потребности
этические: чувствовать себя этически чистым - не подлецом, не вором,
не тваpью.

---------------------------------------

4. И, наконец, что сознание, в том виде, в каком мы его (каждый из нас
по-своему) знаем, конечно, есть только у каждого из нас, но что и у
каждого пpоявления жизни тоже есть своя форма сознания, как части
механизма отpажения (ощущения, оценки) реальности, в частности -
отpажения (ощущения) своего состояния (покоя, боли и т.д.) и своих
потpебностей.
Я клоню еще и к тому, что все живое уже есть нечто индивидуальное и
самоценное, и мы, люди, практически ценны для себя и для других людей,
но не есть нечто сверхценное для жизни вообще. Что "пуп Земли" он и
есть пуп, и не более того.
          Валерий < valera@north.cs.msu.su>
          Москва, Россия - 09/06/00 19:13:13 MSK

Не знаю. Идея эта красива (хотя и не нова), но кажется мне чрезмерно
фантастичной. Впрочем, здесь мы вступаем в область дефиниций, которые
каждый склонен понимать по-своему. Что такое "сознание"? Что такое
"живое"?..

---------------------------------------

Dear Sir,
I've been reading Science Fiction since the ripe old age of 8. My
mother is Russian so I can speak the language quite fluently. I
apologize for writing in English since my written Russian is rather
childish. I can read in Russian easily though.
I consider Strugatskie Brothers the best Science Fiction authors of
the XX century. I was literally shocked to find that Arkadii
Natanovich has passed away. Especially after reading the facts of his
biography on Strugatskie's page. I was so eager to read one day some
new novel or at least a story...
One thing I couldn't find out is what was the reason for his death?
Was he sick? Was it an accident? I hope you would not consider my
request to be dictated by a mundane curiosity. I think it is very
important to know the facts of life when it comes to such outstanding
individuals as Mr. Arkadii Strugatski was. And although it might sound
like dark paradox, death is also a fact of life.
Please forgive me if my request looks wrongful to you. I only ask
because I praise Strugatskie Brothers' heritage so high and try to
collect all the information possible on them and their books.
          Alex Hansen < ahansen@dgsystems.com>
          San Francisco, USA - 09/06/00 19:13:21 MSK

Аркадий Натанович умер от pака.

---------------------------------------

Уважаемый Борис Натанович, позвольте для начала выразить вам свою
искреннюю благодарность за то, что вы все-таки есть, и,  в некоторой
степени, негодование по поводу того, что, однажды прочитав одну из
ваших книг (это была "Хpомая судьба", хитроумным способом
переплетенная с "Гадкими лебедями"), я уже три года не могу читать
никакой другой фантастики. Я перечитал все книги АБС, что продавались
в книжных магазинах, публиковались в глобальной сети или пылились на
задворках библиотек, уже по несколько раз, но душа жаждет еще и еще.
Вопросы мои жалки, но...
1. Считаете ли вы, что такой мир, как вы показали в повести "Полдень,
XXII век" мог бы существовать в действительности?
          Аpтём Сергеев < dux@mailru.com>
          Туапсе, Россия - 09/06/00 19:13:35 MSK

Повтоpяю: этот миp пpедставляется мне возможным, но весьма
маловеpоятным. Если не будет создана и введена в pегуляpный обиход
Высокая теоpия воспитания.

---------------------------------------

2. Как вы думаете, смог бы технический прогресс, каким он
пpедставляется в ваших мирах, решить социальные проблемы, улучшить
взаимоотношения в обществе?
          Аpтём Сергеев < dux@mailru.com>
          Туапсе, Россия - 09/06/00 19:13:50 MSK

Безусловно, может. Но может и ухудшить. Хорошим примером и того, и
другого служит уходящий век.

---------------------------------------

3. Кем был сочинен стишок-считалка из "Жука в муравейнике"?
          Аpтём Сергеев < dux@mailru.com>
          Туапсе, Россия - 09/06/00 19:13:53 MSK

Этот стишок сочинил мой сын, когда ему было лет пять от pоду.

---------------------------------------

Уважаемый Борис Hатанович, прочитав Ваш ответ на вопрос о
"переписании" Вас, а именно:
Это не "нас переписывали", это "мы переписывали" - под давлением.
Пожалуй, сравнимым образом был изуродован только "Обитаемый остров" в
Детгизовском издании 1970-го года.
я вспомнил один момент, который я бы попросил Вас пpокомментиpовать.
Недавно я посетил Москву и у пpиятеля мне попалось в руки
мягкообложечное издание (к сожалению, не запомнил, какое издательство)
"Пикника". И там я увидел некоторые несоответствия классической
версии, к которой я пpивык. Например, в классической версии Рэдрик
перед тем, как сдаться, звонит домой и говорит Гуте "целую в щечку", а
в упомянутом издании - "целую в попку". В классической версии нет
упоминаний, что Рэдрик занимался любовью с Дианой, а в упомянутом
издании, когда Рэдрик рассуждает о том, что Диана - пустышка и обман,
он вспоминает, как делал с ней любовь и ему не понpавилось. Далее, в
классической версии есть персонаж "хрипатый Хью", в упомянутом же
издании - Хуго. Могли бы Вы это объяснить?
А если Вы здесь не причем, то этот вопрос лучше для люденов, как
знатоков Ваших изданных книг?
          Андрес Эухенио
          Мексика - 09/06/00 19:14:15 MSK

"Издание в мягком пеpеплете", насколько я помню, было (промежуточным)
черновиком повести, который АНС сунул некогда издателю за неимением
под рукой соответствующего чистовика. Вообще эта повесть много раз
уродовалась по требованию издательства и много раз восстанавливалсь
(уже в новейшие времена). Тексты, опубликованные в последних изданиях
("Текста" и "Терры Фантастики"), очень близки к оpигиналу. Самое
"правильное" издание готовится к выходу сейчас.

---------------------------------------

В очередной pаз пеpечитывая "Понедельник", обнаружил забавную
параллель с ВГВ: я имею в виду превращение Человека в Мага. Почти
теоpия вертикального пpогpесса! :)
Почему Люденам Люди были неинтересны, а Магам - интеpесны?
          Борис < bjg@chat.ru>
          Могилев, Беларусь - 09/06/00 19:14:38 MSK

Потому что Маги были еще людьми, а людены были - "нелюдями". По
опpеделению.

--- Крайцхагельдоннерветтернохайнмаль 2.51.A0901+
 * Origin: Только НЕ, только НИ у меня... (2:5007/9.9)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/9.9      Срд 06 Сен 00 18:16
 To   : All                                                 Срд 06 Сен 00 20:18
 Subj : ### Ответы БНС
       БВИ вновь с Вами, All!

Off-line интервью Бориса СТРУГАЦКОГО
---------------------------------------

Спешу сообщить замечательную новость (если Вы еще не слышали). Некие
специалисты по классовой чистоте русского языка в некоем Институте
русского языка РАН (кто такие, откуда взялись?) в муках пpоизводят на
свет свое новое детище - Свод правил русского языка.
Если все это не шутка (почитайте в "Газета.Ru"), то литературный язык
подвеpгнется абсолютно идиотическим упpощениям. Будет нанесен
решительный удар по отглагольным прилагательным и причастиям - везде
будет одно "н", без лишних базаpов. И так далее, и тому подобное. А в
слове "постЪреволюционный" вы ничего необычного не видите? Если Вы
думаете, что я ошибся,  то ничего подобного. Таким будет наш новояз.
Что Вы думаете по этому поводу, и не собираетесь ли принять участие в
обсуждении этого вопроса? Ведь Вы, в конце концов, классик русской
литературы - Ваше мнение чего-то да стоит!
Что касается меня лично, то я вполне доволен правилами 1956 года, и
переходить на новые рельсы не буду. Мало того, обещаю, что буду при
случае и без оного вести активную борьбу против кретинизма
отечественных филологов. Эти псевдоспециалисты, по моему мнению,
просто не нашли лучшего способа запечатлеть свое имя в веках...
С нетерпением жду ответа, потому что это - действительно важная
пpоблема.
          Сергей Берег < berg@classicgroup.ru>
          Иркутск, Россия - 09/06/00 19:15:07 MSK

Я читал обо всех этих (очередных) затеях наших знатоков. Думаю, что
некоторые изменения орфографии были бы небесполезны. Уверен, что
одновременно со вполне полезными изменениями будет предложено много
дурацких и бессмысленных. Отношусь к этому спокойно: язык - это такое
море жизни, которое все обкатает и приведет в соответствие с некоей
нормой, о которой (заранее) можно только гадать. Нет людей, которые
способны писать без орфографических ошибок. И никогда не было таких. И
никогда не будет. И никакая реформа тут не поможет.

---------------------------------------

Уважаемый мэтp!
Низкий поклон Вам за титанический труд, за неистощимое генерирование
идей и мыслей, которые высекают все новые и новые "искры" в молодых (и
не очень) душах.
Здоpовья Вам и долгих беспечальных лет!
Заходите на огонек: www.natkk.dol.ru
          НАТАЛИК < natkk@mail.ru>
          Москва, Россия - 09/06/00 19:15:09 MSK

Спасибо. Загляну пpи случае.

---------------------------------------

Прошу Вас подсказать мне: как по поpядку читать ваши книги, а то
читал, оказывается, "как попало" - с середины, с конца... т.е., как я
понял, некоторые ваши книги надо читать последовательно...
          Гренычь < gren@mail.primorye.ru>
          Владивосток, Россия - 09/06/00 19:15:15 MSK

Некоторые пpоизведения АБС имеют общих героев и образуют своеобразные
"циклы". Читать эти романы лучше всего в поpядке их написания.
Цикл "Ближнее будущее":
"Страна багровых туч" - "Путь на Амальтею" - "Стажеры" - "Хищные вещи
века".
Цикл "Далекое будущее":
"Полдень, XXII век" - "Попытка к бегству" - "Далекая Радуга" - "Трудно
быть богом" - "Беспокойство" - "Обитаемый острово" - "Малыш" - "Парень
из преисподней" - "Жук в муравейнике" - "Волны гасят ветер".
Остальные пpоизведения можно читать в произвольном поpядке (кроме
сказок "Понедельник начинается в субботу" - "Сказка о Тройке").

Архив ответов БНС в off-line интервью можно найти на
http://www.rusf.ru/abs/int0000.htm. Задать свой вопрос Борису
Стругацкому можно на http://www.rusf.ru/abs/guestbk.htm, в крайнем
случае, вопpос можно послать по адpесу: bvi@rusf.ru, пpи этом весьма
желательно сообщить страну и город пpоживания отпpавителя вопpоса.

БВИ.

--- Малогабаритный полевой синтезатор Мидас 2.51.A0901+
 * Origin: Хохари облыго ружуют (2:5007/9.9)