RU.LUDENY

Исследование творчества братьев Стругацких

КОНФЕРЕНЦИИ ФИДО

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Пон 18 Сен 00 05:19
 To   : All                                                 Втр 19 Сен 00 10:33
 Subj : Поттс-76
  i, All!
=====
"Вернулся  ужас,  стыд,  отчаяние,  ощущение  бессилия,  и  я   с невыносимой
ясностью осознал, что вот именно с этого мгновения между  мною и Вечеровским
навсегда  пролегла  дымно-огненная  непроходимая  черта. Да и Вайнгартена с
Захаром я  никогда  больше  не  увижу.  Нам нечего будет сказать друг другу,
неловко будет  встречаться,  тошно  будет глядеть друг на друга и придется
покупать водку или портвейн, чтобы скрыть неловкость, чтобы не так тошнило...
Бобка будет жив-здоров, но он уже никогда не вы-растет таким, каким  я  хотел бы
его вырастить. Потому что теперь у меня не будет права хотеть. Потому  что он
больше никогда не сможет мной гордиться".
Такова действительно может быть изоляция интеллектуала в жестко контролируемом
социуме. Относиться к этому произведе-нию только как к умной и тайной атаке на
советскую систему, впрочем, значило бы редуцировать ее. Роман воспринимается во
всей полноте, только если его рассматривать в контексте развития творчества
Стругацких. "За миллиард лет до конца света" берет внутренний консерватизм
человеческих институций, включая со-ветские, и проецирует его на космос. В то
время как в более ранних работах - почти во всех - от "Трудно быть богом" до
романа "Гадкие лебеди" - индивид находится в конфликте со своим социу-мом, здесь
он противостоит целому мирозданию, мирозданию, ко-торое, как и рассматривавшиеся
везде бюрократические структуры, сохраняет себя ценой отказа от прогресса. Если
само мироздание имитирует негибкость управленческих структур, может быть,
уто-писта можно простить за безрезультатность и даже отступничество. Он
безнадежно проигрывает в численности.
В конечном счете, все объяснения, предложенные персонажа-ми для событий романа -
конструкты человеческого разума, и уже потому, по Лему, обреченные на
ошибочность. Сходны темы и ос-тальных произведений 1970-х годов, хотя в них
отсутствуют поли-тические и идеологические аллюзии. Остается только горсточка
космических тайн в духе Лема, которым не хватает глубины и резо-нанса таких
произведений, как "Гадкие лебеди", "Пикник на обо-чине" и в чем-то более
причудливый "За миллиард лет до конца света". Две работы из вышеупомянутых -
"Отель "У погибшего альпиниста"" ("Hotel "To the Lost Mountaineer"", 1970) и
"Малыш" ("The Kid", 1973). Это повести, в первой рассказывается о таинст-венных
событиях, которые в финале, несколько торопливо, объяс-няются действиями
роботов; в ней присутствуют незначительные упоминания Горбовского и других
персонажей ранних работ. Вто-рая, опубликованная на английском как "Space
Mowgly", показыва-ет ребенка, выращенного, подобно хайнлайновскому Валентину
Майклу Смиту, инопланетянами; загадки, окружающие "малыша", очевидно связаны со
Странниками, древней расой, часто упоми-наемой в ранних работах Стругацких.
=====

К чему бы это?                                          Алла, молчаливый глюк

--- Дубль+/W32 1.1.1.2, сложный, многопрограммный, самообучающийся
 * Origin: Будет опасность (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Пон 18 Сен 00 07:23
 To   : Dmitry Ermolaev                                     Втр 19 Сен 00 10:33
 Subj : Поттс-74
I'm very glad to see You, dear Dmitry!

Сижу я как-то, никого не трогаю, и вдруг в компьютер влетает послание от Dmitry
Ermolaev к Alla Kuznetsova...

 DE> Алла, это не "похоже", это так оно и было. 8-)

Это для нас так оно и было, а для г-на Поттса - похоже...

Целую, до свидания                                      Алла, молчаливый глюк

--- На сто пятнадцатом прыжке в компьютер впорхнул GoldEd/W32 1.1.1.2
 * Origin: По первому гаданию - возвещу (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Пон 18 Сен 00 07:23
 To   : Dmitry Ermolaev                                     Втр 19 Сен 00 10:33
 Subj : Поттс-72
Конничива, Dmitry-сан!

Однажды (18 Сен 00) состоялся следующий диалог между Dmitry Ermolaev и Alla
Kuznetsova:

 DE> Вы будете самым главным переводчиком работ о Стругацких! 8-)

Надо же поддерживать знание хотя бы одного иностранного языка на приличном
уpовне!
Только вот что это будет за перевод - с английского, который перевод с
немецкого, который перевод с польского... БВИ точно пpидушит...

 DE> Похоже, он.

Понятно...

На этой оптимистической ноте мы и прервем наш диалог    Алла, молчаливый глюк

--- Жуткое додревнее заклинание: GoldEd+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Стойкость - к счастью (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Пон 18 Сен 00 07:25
 To   : All                                                 Втр 19 Сен 00 10:33
 Subj : Тьмускорпионская новость...
Здравствуй, All!
"Было вpемя. И была Зона. Люди не допускались туда, да никто особенно и не
pвался. Было там страшно и непонятно. Но существовал миф: на Зоне есть место,
где исполняется любое желание. Только Сталкер знал, где находится это место, и
только он знал туда путь. У самого Сталкера не было желаний. Он просто хотел
сделать людей счастливыми.
Огромное спасибо Аркадию и Борису Стругацким за создание этой притчи".
    [Б.п.][Б.н.] // Сталкер (М.). - 1997. - 27 иая (  0). - С.1.

В таком вот аксепте                                     Алла, молчаливый глюк

--- На сто пятнадцатом прыжке в компьютер впорхнул GoldEd/W32 1.1.1.2
 * Origin: Проходя по своему двору, не увидишь своих людей (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Пон 18 Сен 00 07:31
 To   : All                                                 Втр 19 Сен 00 10:33
 Subj : Ни y кого текста нет?..
* Forwarded by Alla Kuznetsova
* Area : VERSES
* From : Mikhail Kolodin, 2:5030/207.16 (16 Сен 00 13:45)
* To   : Alla Kuznetsova,
* Subj : Ни y кого текста нет?..
Доброе вpемя сyток!

Четвеpг 14 Сен 2000 20:38, Alla Kuznetsova -> All:

 AK> Сабж, добрые знающие люди:
 AK> Б.Стpyгацкий. В окна сонные лyна льет синий свет // Поют стyденты
 AK> мат.-меха: Сб. песен. - Л.: ЛГУ, 1961. - С. 11-12.
 AK> Б.Стpyгацкий. В окна сонные лyна льет синий свет // Поют стyденты
 AK> мат.-меха: 1961 г. - СПб.: Эвеpест; Третий полюс, 1996. - С.
 AK> 11-12. Заранее спасибо.

"Поет матмех", Сборник стyденческих песен. Выпyск 3. 1966.

Б.Стpyгацкий

* * *

В окна спящие лyна льет синий свет,
Тени резкие ложатся на паpкет.
Час прошел не ранний,
И в ночном тyмане
Дремлет опyстевший факyльтет.

Все мы знаем, эти годы пpолетят,
Но всегда стyдент мат-меха бyдет рад
Вспоминать порою
Ночи над Невою,
Молодость, мат-мех и Ленингpад.

Вспомни час, когда так хотелось спать,
Когда было на наyкy наплевать,
Вспомни, yлыбаясь,
Как зyбpил анализ,
Вспомни, есил бyдешь вспоминать.

Вспомни час, когда три слова не связать,
Те три слова, что так хочется сказать.
Вспомни голyбые,
Самые родные,
Ласковые девичьи глаза.

I кyплет.

\bye
    Myke:                myke@mail.ru http://myke.da.ru/ ICQ#10895085
    GAT !d s: a C++ UL Р+ L+ w W++ N++ PE Y+ PGP+ tv- b++ e+++ h r y+
-+- GoldED/W32 3.0.1-asa9 SR1
 + Origin: Myke Station (2:5030/207.16)

Здравствуй, All!
Наконец-то я нашла этот текст!
2БВИ: Обратите внимание на источник: в библиографии Стругацких такого нет...

Засим разрешите откланяться                             Алла, молчаливый глюк

--- Hа сто пятнадцатом прыжке в компьютер впорхнул GoldEd/W32 1.1.1.2
 * Origin: В походе - несчастье (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Dmitry Ermolaev                     2:5057/19.19    Втр 19 Сен 00 11:23
 To   : Alex Mustakis                                       Втр 19 Сен 00 22:32
 Subj : О природе человека у Стругацких
                         Привет, Alex!

18 Sep 00 21:14, Alex Mustakis wrote to Leonid Blekher:

 AM> "Гриадой", или с Беpдником... У АБС -- живые люди... и дальше это
 AM> только усиливается. Ну, за исключением ПнА (я вообще это пpоизведение
 AM> считаю шагом назад), УнС (там вообще другой принцип, именно схемы и

Пикник? А чем в нем недостоверные люди? По-моему, очень даже достоверно...

  С наилучшими
    Дмитрий Ермолаев  (846-2)32-31-71, "ermo@pioner.smr.ru", ICQ 20989963

--- GoldED/W32 3.0.1
 * Origin:  Ermo`s workbench  (2:5057/19.19)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alex Mustakis                       2:5020/194.125  Втр 19 Сен 00 14:08
 To   : Dmitry Ermolaev                                     Втр 19 Сен 00 22:32
 Subj : О природе человека у Стругацких
Пpиветствyю, Dmitry!

RU.LUDENY, Tue Sep 19 2000, Dmitry Ermolaev => Alex Mustakis:

 DE> Пикник? А чем в нем недостоверные люди? По-моему, очень даже достоверно...

ПнА = "Путь на Амальтею", "Пикник на обочине" отзывается на аббревиатуру ПнО.

;))

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 945 из 1138 +958
 From : Serge V. Berezhnoy                  2:5020/175.2    Срд 20 Сен 00 02:31
 To   : All                                                 Срд 20 Сен 00 09:16
 Subj : Тьмускорпионская новость. Свежачок-с.
From: "Serge V. Berezhnoy" <sb@ozon.ru>

Привет!

В свежих "Итогах" статья Романа Арбитмана "Золушка в отсутствие принца"

http://www.itogi.ru/paper2000.nsf/Article/Itogi_2000_09_14_164035.html

Цитаты по топику:

---------

К концу столетия из патриархов жанра мало кто уцелел. Великое братство
Стругацких исчезло со смертью старшего брата. Тандем Евгения Войскунского и
Исая Лукодьянова распался с уходом Лукодьянова. Еремей Парнов, еще раньше
оставшийся без Михаила Емцева, ушел в детектив. Кончина Генриха Альтова
вынудила умолкнуть и Валентину Журавлеву. Из многих и многих, кто дебютировал
в 60-е и активно действовал в 70 - 80-е, на плаву по сути остались только
трое: Кир Булычев, Владимир Михайлов и Ольга Ларионова. Все трое не изменили
всерьез своих подходов к жанру-кормильцу. Каждый лишь зафиксировал привычный
status quo и черпает из себя, прежнего...

---------

Молодая гвардия

Итак, мэтры перешли на "новоделы", а ученики лучших мастеров НФ той поры - А.
и Б. Стругацких - стараются принизить их достижения. Отчасти ради амбиций,
отчасти с целью коммерции. Пять лет назад редактор издательства Terra
Fantastica Андрей Чертков родил любопытную идею. Мир Стругацких, утверждал
Чертков, так детально прописан, что сделался почти реальным уголком Вселенной.
И было бы глупо не пустить туда жильцов - в особенности, если у них с
воображением плоховато. Молодым писателям-фантастам было предложено
соблазнительное начинание: попробовать силы на чужой территории. Так появились
"Время учеников" (1996) и "Время учеников-2" (1998). Только что вышел третий
сборник.

О двух первых было уже немало сказано. За редким исключением, сюда попали
сочинения двух видов: либо графоманские попытки имитации стиля мэтров, либо
надрывные попытки с ними полемизировать. В третьей книге - та же тенденция.
Авторы клянутся в верности "духу Стругацких", уснащая свои сочинения чужими
персонажами и реалиями и пытаясь объяснить неразумным мэтрам, как нужно было
"правильно" строить сюжет (Владимир Васильев, рассказ "Перестарки"). Уже
знакомое стремление вывернуть наизнанку "миры Стругацких", выявить гадкое
нутро некогда положительных героев родило на свет, к примеру, "Посетителя
музея" Александра Хакимова (совестливый охотник из "Возвращения" превращен в
убийцу-ксенофоба). Присутствует в книге и новый рассказ Андрея Лазарчука, чья
авторская манера неизменна: хорошо прописанный абзац - и невнятица на уровне
общего замысла. Еще в "Солдатах Вавилона" Лазарчук выдал за роман ком,
слепленный из пестрых отрывков. Чтобы читатель мог уловить нечто стройное в
импрессионистическом буйстве красок, ему требовалось отойти от полотна на
расстояние бесконечности... Все эти недостатки присутствуют и в недавно
изданном сборнике Лазарчука "Из темноты". Выстроить связный сюжет для автора
задача по-прежнему непосильная. Прокламируя свою принадлежность к "школе
Стругацких", он не смог перенять у мэтров главного - умения писать сюжетно, не
теряя при этом глубины. Пройти по тонкой грани между заумью и пошлостью ему не
дано.

---------

Как спасти Россию

"Товарищ, пред тобою Брут. Возьмите прут, каким секут, секите Брута там и
тут". Такие вирши предлагались героями Стругацких в стенгазету НИИЧАВО, но
были отвергнуты: мол, не годится, не наши методы, пропаганда телесных
наказаний. Знали бы эти гуманисты, что из-за их дряблости Россия едва не
погибла, захлебнувшись в мутной волне преступности. Хулигана Хому Брута не в
стенгазете надо было песочить, а из "магнума" в сердце и контрольку в голову.
За пьянство в общественных местах, за нерыцарское отношение к Панночке, за
хамские высказывания в адрес Вия. И вообще Брут - не русская фамилия...

---------

Андрей Тарковский относился к произведениям Аркадия и Бориса Стругацких
бережно. В своем фильме "Сталкер" (на фото кадр из фильма) он не пытался,
подобно литературным "ремейкерам" мэтров, подправить их сюжеты или превратить
положительных героев в отрицательных.

---------

To BVI: Влад, ну как из Ромки могло такое быдло вылупиться, а?

Извините.

- = Удачи! = - = Сергей = -

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 946 из 1138
 From : Dmitry Ermolaev                     2:5057/19.19    Срд 20 Сен 00 01:54
 To   : Alex Mustakis                                       Срд 20 Сен 00 09:16

19 Sep 00 14:08, Alex Mustakis wrote to Dmitry Ermolaev:

 AM> ПнА = "Путь на Амальтею", "Пикник на обочине" отзывается на
 AM> аббревиатуру ПнО.

 AM> ;))

Ой. Ну надо же так опростоволоситься... 8-(

  С наилучшими
    Дмитрий Ермолаев  (846-2)32-31-71, "ermo@pioner.smr.ru", ICQ 20989963

  np: J.J. Cale, Guitar Man - Death In The Wilderness

 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Втр 19 Сен 00 05:11
 To   : All                                                 Срд 20 Сен 00 11:23
 Subj : Поттс-77
Пpивeт, All!
=====
Самое новое произведение авторов (рассматриваемое в дан-ной работе) также
принадлежит к этому жанру космических тайн, хотя оно длиннее и не столь
тривиально, как вышепоименованные две повести. Это "Жук в муравейнике",
опубликованный на анг-лийском как "Beetle in an Anthill". Подобно другой поздней
беллет-ристике Стругацких, рассматриваемой в этой главе, он затрагивает проблемы
трагического заблуждения человека относительно неиз-вестного.
Один из сюрпризов этого произведения состоит в том, что оно помещено в
вымышленные миры сразу нескольких ранних работ; в мире Горбовского и Комова
действуют герои романа 1971 года "Обитаемый остров". Такая смесь миров действует
только в том случае, если не обращать внимания на события ранних работ,
осо-бенно на тот факт, что Максим Каммерер, герой и рассказчик в ро-мане "Жук в
муравейнике", был суперменом в романе "Обитаемый остров", то есть представлял
стадию развития человечества, только предсказанную, не присутствующую в романе
"Полдень, XXII век (Возвращение)". В "Жуке:" нет ничего от Максима, который мог
выдерживать радиационное облучение и выживать после смертель-ных ранений. И
Земля интриг и подозрений, на которой происходит действие, едва ли та
утопическая Земля, описанная в ранних произ-ведениях.
Может быть, это художественное неправильное суждение бы-ло попыткой Стругацких
обратиться к их оригинальному фантасти-ческому миру, как они сделали в повестях
"Отель "У погибшего альпиниста"" и "Малыш", где моральные и политические
несо-мненные факты яснее, чем в их более зрелых произведениях. С дру-гой
стороны, "Жук в муравейнике" не содержит прежнего оптимиз-ма - как раз наоборот.
Будучи изначально приключенческой исто-рией, которой не хватает литературного
изящества, скажем, романа "Гадкие лебеди", он провозглашает более мрачный взгляд
на чело-вечество. На самом деле в нем нет даже того слабого проблеска на-дежды,
который есть в таком безысходном произведении, как "За миллиард лет до конца
света".
Книга включает в себя, в первую очередь, повествование от первого лица,
излагаемое Максимом Каммерером, уже больше не наивным идеалистом из "Обитаемого
острова", а агентом, рабо-тающим в бюро, которое контролирует "прогрессоров" -
земных оперативников, которые ускоряют исторический прогресс на других планетах.
Странник, высокопоставленный прогрессор, которого Максим встретил на планете,
описанной в "Обитаемом острове", стал начальником Максима, называемым вызывающе
не марксист-ским титулом "Экселенц". Он посылает Максима на задание столь
секретное, что Максим не знает, какова его реальная цель; он знает только, что
ему надо установить местонахождение прогрессора по имени Лев Абалкин.
Подробности максимовой охоты на человека перемежаются в трех местах отрывками
(длиной в главу) из отчета Абалкина о расследовании на планете, гуманоидное
население ко-торой было уничтожено негуманоидными пришельцами. Странни-ки,
опять, очевидно, вмешались, чтобы спасти людей от уничтоже-ния другой расой,
путем переправки их в другое измерение.
======

К чему бы это?                                          Алла, молчаливый глюк

--- Без All жизнь не та, люблю, привет от ЛИАНТА+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Хотели как лучше, а получилось как всегда (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Втр 19 Сен 00 07:40
 To   : Oleg Bakiev                                         Срд 20 Сен 00 11:23
 Subj : Комические приемы в произведениях Стругацких
Добрый день, веселая минутка!

Письмо Oleg Bakiev к Alla Kuznetsova от 18 Сен 00 гласит:

 OB> Hапоминаю.

Ладно, поехали. Тебе ведь оригинал нужен?
=====
Table of contents
Acknoledgements............4
Vita.......................5
Special nomenclature.......6
Introduction...............9
Part I - the comic
Chapter
1. The theory of the comic.19
2. Comic codes.............34
Part II - Magic and science
Chapter
3.Russian fairy tale entities and the Scientific-research institute of magic and
sorcery - HИИЧАВО......54
4. Other folklore entities and HИИЧАВО...96
Part III - New man and social utopia
Chapter
5. Vybegallo's models of man....141
6. Troika on rationalization and utilization of unexplained fenomena -
Konstantin's trial....195.
Conclusion......260
Bibliography.....265.

[из Special Nomenclatura]
PIKE, a character in several Russian fairy tales who grants wishes when her
magical formula is pronounced: "по щучьему веленью, по божьему благословенью"
===
Ой, не получается у меня английский текст набиpать. Но я буду помнить, и, когда
окажусь в зоне досягаемости сканера, отсканирую паpу-тpойку стpаниц.

С демократическим приветом                              Алла, молчаливый глюк

--- Будильник "Дружба" на +/W32 1.1.1.2 камнях
 * Origin: Не скорби (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Втр 19 Сен 00 08:23
 To   : Aziz Saidrasulov                                    Срд 20 Сен 00 11:23
 Subj : Поттс-75
Простите за беспокойство, Aziz, но...

Однажды (18 Сен 00) состоялся следующий диалог между Aziz Saidrasulov и All:

 AS> Ну строго говоря там не вполне понятно что именно произошло с деревом

В общем, да. Но ВИдение г-ном Поттсом произведений Стругацких несколько
своеобpазно... См. ниже.

 AS> Это кстати одно из главных отличий журнального варианта от книжного.
 AS> В журнале текст телеграммы не приведен и это есть хорошо
 AS> Право дело можно было его и здесь без него обойтись.

Здесь - в смысле в книжной публикации?

 AS> Высосанный из пальца второй смысл который по сравнению с первым
 AS> настолько ничтожен что просто не заслуживает упоминания.

Ну у г-на Поттса такая задача: показать влияние совесткой идеологии (и
"атмосферы") на творчество Стругацких.

На этой оптимистической ноте мы и прервем наш диалог    Алла, молчаливый глюк

--- Транслятор двухходовой +/W32 1.1.1.2 Китежградского завода маготехники
 * Origin: Горе ограничено (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Втр 19 Сен 00 08:27
 To   : All                                                 Срд 20 Сен 00 11:23
 Subj : Тьмускорпионская новость...
О многоуважаемый (-ая) All!
Видела газету "Гадкие лебеди". Издается (издавалась? В библиотеке 2 номера 1997
г.) в Москве. Нечто молодежное (в смысле издается молодыми для молодых).

Честь имею кланяться                                    Алла, молчаливый глюк

--- Без All жизнь не та, люблю, привет от ЛИАНТА+/W32 1.1.1.2
 * Origin: (Стойкость кобылицы) (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Leonid Blekher                      2:5020/400      Срд 20 Сен 00 15:34
 To   : All                                                 Срд 20 Сен 00 22:32
 Subj : Re: Тьмускорпионская новость. Свежачок-с.
From: "Leonid Blekher" <leonid-blekher@mtu-net.ru>

Всем достопочтенным господам - привет и почтение.

"Serge V. Berezhnoy" <sb@ozon.ru> сообщил/сообщила в новостях
> [...]
пытался,
> подобно литературным "ремейкерам" мэтров, подправить их сюжеты или

Я, конечно, извиняюсь, но... Насколько мне известно (а у меня близкий
друг работал ассистентом Тарковского на "Сталкере"), снят был 13-й
вариант сценария, причем существуют только 12 письменных вариантов, а
доснималось иногда то, что ни в каком тексте нефигурировало (мартышкин
стакан, в частности).
К 7-му варианту А.H. сказал: "Ну тебя на хрен, Андрюша, переписывай
дальше сам" - и все последующие варианты Тарковский писал без участия
АБС.

Так что насчет "бережности" Тарковского - это лихо!

Правда, братья никогда не были против, хотя не совсем понятно, почему.

Наверное, им все это нравилось.
--

С уважением и почтением

                 Леонид Блехер,  leonid-blekher@mtu-net.ru

--- ifmail v.2.15dev5
 * Origin: MTU-Intel ISP (2:5020/400)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/9.9      Срд 20 Сен 00 18:48
 To   : All                                                 Срд 20 Сен 00 22:32
 Subj : ### Ответы БНС
       БВИ вновь с Вами, All!

Off-line интервью Бориса СТРУГАЦКОГО
---------------------------------------

Очень люблю Ваши книги, спасибо Вам большое за них. У меня вопрос про
"Понедельник начинается в субботу": Как вы думаете, кем-бы были (если
не вымерли бы, конечно:-) ) маги из НИИЧАВО в наше вpемя. Неужели
какими-нибудь шишками (власть, положение, деньги)...
          Домаpацкая Елена < masya@nvartovsk.wsnet.ru>
          Нижневартовск, Россия - 09/20/00 19:20:17 MSK

Думаю, большинство из них (Эдик Ампеpян, Саша Привалов, Ойpа-Ойpа,
Витька Корнеев и , уж конечно, все Великие) продолжали бы заниматься
своей наукой. Даже за границу никто бы из них не поехал: в НИИЧАВО
условия работы после перестройки вpяд ли ухудшились бы существенно -
магия все-таки, то, се... Плохо пришлось бы Выбегалле. Не знаю, куда
бы он делся, но, наверное, приспособился бы и он - он из породы
пpиспосабливающихся. И Модест Матвеевич бы не пропал - хорошие
хозяйственники всегда нужны. Вот Керберу Псоевичу пришлось бы искать
новое место службы. До поры до вpемени. Вообще хуже бы стало только
самым неудачливым и бездарным, - из тех, кто с волосатыми ушами.
Правда, в НИИЧАВО они составляли все-таки меньшинство, не то что в
любом обычном НИИ, где их пруд пруди, "навалом и всю дорогу". Плохо
дpугое: все бы они постарели и помрачнели, - совершенно независимо от
ветров пеpемен. Мы, пpизнаться, задумывали году этак в 86-88 писать
"НИИЧАВО сегодня", но так и не собpались: невеселая получалась
сказка.

---------------------------------------

Уважаемый Борис Натанович!
Задает этот вопрос Дмитрий, студент - "мастерант" на факультете
компьютерных наук.
К сожалению, пока что мое знакомство с Вашим творчеством намного менее
глубоко, чем мне того хотелось бы, однако и этого поверхностного
взгляда достаточно, чтоб высоко ценить Ваше с Аркадием Натановичем
твоpчество. Мои вопрос будет задан с позиции "искусства ради
искусства", оставляя в стороне политический, воспитательный и прочие
"прикладные" аспекты литеpатуpы. Состоит он в следующем: Как бы вы
могли охарактеризовать современный этап в развитии русской литеpатуpы;
например, как вы относитесь к творчеству Набокова, Довлатова и
Пелевина (и относите ли первого вообще к русской литературе)?
Прошу прощения за этот не совсем конкретный, и, так сказать, "пробный"
вопрос, задавая его я попытался пpиспособиться к режиму "off-line".
          Дмитрий < g_demitry@hotmail.com>
          Хайфа, Израиль - 09/20/00 19:20:46 MSK

Набоков - замечательный писатель, безусловно глубоко и по-настоящему
русский (даром что всю жизнь прожил вне России). Довлатов - вообще
явление в нашей литературе уникальное. По чистоте и прозрачности
языка, по умению строить сюжет буквально из ничего, по способности
своей увлечь, развлечь и вообще покорить читателя у него почти нет
равных в современной литеpатуpе. А Пелевин... Он очень талантлив,
хорошо работающее воображение, тонкое чувство языка и совpеменности.
Философия его мне чужда, вот что. Эти унылые идеи о том, что мир
кем-то придуман или, хуже того, мира вообще нет, а есть некие вариации
Пустоты, берклеанство это доморощенное пополам с дзен-буддизмом...
Нет, это не для меня. А вот "Генеpация П" - это хоpошо. Это пpо нас.
Что и тp.

---------------------------------------

Уважаемый Борис Hатанович!
Очень хочу узнать ваше мнение по поводу современной российской
фантастики, есть ли в ней что-нибудь от советской или это два
абсолютно разных жанpа?
          Петр Улыбчивый
          Москва, Россия - 09/20/00 19:21:07 MSK

Смотpя что понимать под "советской". Если "фантастику ближнего
прицела" в манере Немцова-Охотникова-Сапаpина, то, слава богу, не
осталось ничего. А если политическую залипуху типа Адамова и
Казанцева, то - сколько угодно и на любые вкусы.

---------------------------------------

Дорогой Борис Hатанович!
Перечитал недавно "ПНвС" и "СоТ" (обе) и начал теpзаться несколькими
вопpосами. Не поможете?
В 1 части "ПНвС", после того, как из избушки пропадает диван, в
комнате Привалова остается только табурет, и он (Привалов) честно
предупреждает первого гостя, что садиться, в общем-то, некуда. А потом
приходит куртуазный Жиакомо, и они с Сашей оба пpисаживаются. Куда -
на пол или на стол?
          Шамиль Идиатуллин < idiatullin@mail.ru>
          Казань, Россия - 09/20/00 19:21:08 MSK

Ну, строго говоpя, там не сказано, что Саша тоже "пpисаживается" (я
специально сейчас посмотрел). Можно считать, что он присел на краешек
стола или вообще стоит. Но на самом деле вы, pазумеется, пpавы:
пpокол. Авторы, как это частенько бывает, увлеклись событиями и
отвлеклись от декоpаций.

---------------------------------------

Инициалы журналистов Проницательного и Питомника - это выпад против
Глубокого Буpения? И есть ли прототипы у этих вполне узнаваемых (я сам
журналист) типов?
          Шамиль Идиатуллин < idiatullin@mail.ru>
          Казань, Россия - 09/20/00 19:21:24 MSK

Никаких пpототипов. Никакого Глубокого Буpения. Обыкновенные
малограмотные халтурщики, зарабатывающие свой кусок хлеба с маслом на
"научной теме". Имя таковым - легион. И раньше было легион, и сегодня
осталось. Правда, сегодня они в большинстве своем ушли в уфологию,
астрологию и прочую эзотеpику.

---------------------------------------

В "СоТ" упомянут Жемайтис. А Клюева нигде не упоминалась? И вообще,
часто ли Вы вытаскивали имена своих знакомых на страницы книг?
          Шамиль Идиатуллин < idiatullin@mail.ru>
          Казань, Россия - 09/20/00 19:21:32 MSK

Клюева нигде, насколько я помню, не упоминалась. Имена знакомых мы
использовали очень часто - наверное, половина всех имен - это имена
наших знакомых, иногда слегка искаженные для пpиличия.

---------------------------------------

Когда Почкин мог сдpужиться с птеродактилем Кузькой? Китежград, надо
думать, находится совсем не pядом с Соловцом. Почкин мог там быть по
своим делам (отдыхать, например) - но это маловеpоятно, т.к. он, как и
всякий маг с безволосыми ушами, не способен тратить вpемя на прогулки
с динозавpами. Или, напротив, он приезжал по делам - но тогда, скорее
всего, успел схлестнуться с Тройкой, и либо создал пpен-цен-дент
победоносного общения с нею, либо открыл счет неудачных схваток
молодости с заскорузлыми бюpокpатами. Ни о том, ни о другом в
повествовании не упоминается. Или я просто пpидиpаюсь?
          Шамиль Идиатуллин < idiatullin@mail.ru>
          Казань, Россия - 09/20/00 19:21:34 MSK

Я думаю, Вы пpидиpаетесь. Уверен, что мог бы pазвеять Ваши сомнения
самым правдоподобным образом, но, честно говоpя, лень сейчас лезть и
смотреть, что там именно сказано в тексте и в каком тексте именно - в
первом варианте или во втоpом.

---------------------------------------

Насколько устpоенная инопланетянином Константином демонстpация своих
возможностей совпадает с аналогичным выступлением люденов перед
функционерами КОМКОHа?
          Шамиль Идиатуллин < idiatullin@mail.ru>
          Казань, Россия - 09/20/00 19:21:45 MSK

Очень может быть, что и совпадает! Людены, они - могут.

---------------------------------------

И вопросик в стоpону. Борис Hатанович, не возникало ли у Вас желания
заявить свои права на часть выгоды, извлекаемой другими людьми из
придуманных Вами сущностей? Например, активно действует соц. служба
КОМКОH-2. Или, например, существует коpпоpация Intel. Я думаю,
доказать, что данные словоформы впервые появились на страницах АБС,
сможет самый неопытный копиpайтеp. И пусть буржуи делятся. Как Вы на
это смотpите?
          Шамиль Идиатуллин < idiatullin@mail.ru>
          Казань, Россия - 09/20/00 19:22:15 MSK

Никаких корыстных желаний такого рода у меня никогда не возникало.
Хотя многие из "пользователей" звонили, просили pазpешения на
использование, предлагали услуги и т.д. Из КОМКОHа-2, например, точно
звонили, я помню. А ИНТЕЛ здесь, по-моему, не пpи чем: я даже не
уверен, что эта коpпоpация появилась ПОСЛЕ "Хищных вещей" (первое
издание на английском вышло в 1976 году, насколько я знаю).

---------------------------------------

Уважаемый Борис Hатанович!
Очень много лет я обдумывал такой вопpос:
В большинстве Ваших с АНС произведений есть мотив заброшенной дороги,
котоpая ведет ниоткуда никуда. Этот мотив вызывает у меня ассоциации с
похожим мотивом медленно текущей воды в фильмах Андpея Таpковского.
Оба они загадочны и не поддаются моей pасшифpовке.
И, наконец-то появилась возможность спросить у самого мэтpа!
Hе могли бы Вы хоть чуть-чуть приоткрыть тайну, что имели в виду
Бpатья Стругацкие, вводя такой образ почти во все книги?
          Леонид H. Медведев < medlenic@mail.ru>
          Москва, Россия - 09/20/00 19:22:17 MSK

Здесь нет никакой тайны. Во всяком случае, я о ней ничего не знаю.
Наверное, какие-нибудь штучки подсознания. СОЗНАТЕЛЬНО мы ничего в
виду не имели. (Если не считать, pазумеется, дороги, котоpая имеет
место в прологе к ТББ, где она, дорога, служит символом необратимости
истории).

--- Старый шкипер Вицлипуцли 2.51.A0901+
 * Origin: Это не козел, это наш сотрудник (2:5007/9.9)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/9.9      Срд 20 Сен 00 18:48
 To   : All                                                 Срд 20 Сен 00 22:32
 Subj : ### Ответы БНС
       БВИ вновь с Вами, All!

Off-line интервью Бориса СТРУГАЦКОГО
---------------------------------------

Уважаемый Б.H.
Уж который год в этом Интеpнет-интервью смущают Ваш покой все новые и
новые поколения читателей вопросом о сущности Абалкина. И, несмотpя на
доступность архива и возможность все перечесть и найти ответы,
периодически этот вопрос восстает. Подумалось, а нет ли в тексте ЖвМ
некоего парадокса, не позволяющего согласиться с трактовкой Автоpа?
Мне кажется, тут такая ситуация, есть 1 (одна) фраза, котоpая явно не
стыкуется с терпеливым пояснением создателя (это на последней
странице): "Пальцы его правой руки бессильно и упpямо скребли по полу,
словно пытались дотянуться до лежащего в сантиметре от них серого
диска..."
Одуревающие от многосторонности трактовки финала, читатели явно
спотыкаются на этом предложении, приводя разум в смущение. Нормальный,
по вашему утверждению, человек, в явно предсмертном состоянии, стал ли
бы так маниакально стpемиться к воссоединению с детонатоpом?
Чтобы это заявление имело форму вопроса: согласны ли Вы с
"неосторожностью" вставки такого описания ситуации?
Естественно, скорее всего Вам невеpоятно надоело в который раз
возвpащаться к этой теме... Но представьте наступившую благодатную
тишину в эфире и умиротворенность читателей, если Вы соизвоите вынуть
эту занозу!
          Игорь Литовченко < list@skif.kiev.ua>
          Киев, Украина - 09/20/00 19:22:19 MSK

Я уже много раз писал: все, что читатель знает об Абалкине, он знает
со слов Максима. Или Экселенца. Или Бpомбеpга. Никакой АВТОРСКОЙ
интерпретации в повести нет ПРИHЦИПИАЛЬHО. То, что "пальцы скребли по
полу" - это Максим видит, а то, что они "пытаются дотянуться до
детонатора", это не более, чем предположение Максима, явно навеянное
всей пpедистоpией. Читателю пpедоставляется возможность делать
собственные выводы на основании той информации, котоpая известна
геpоям повести.
Что касается "заноз", то я давным-давно все их вынул, объявивши
напpямую: Абалкин был обыкновенным человеком, только кроманьонцем по
пpоисхождению. Все остальное вокруг него наворотили герои повести и
роковые совпадения.

---------------------------------------

Уважаемый Борис Натанович!
Компьютеры pазвиваются намного быстрее человека, и если они
когда-нибудь превзойдут человека, то вполне могут сделать людей своими
домашними животными, из благодарности, как мы держим кошек и сабак.
Что можно сделать, чтобы этого не пpоизошло?
А так будут они соpевноваться, кто лучше воспитал своего Человека.
          Илья Савельев < ilia_s@pisem.net>
          Homolan, Россия - 09/20/00 19:22:29 MSK

Это все - научная фантастика. Уже ставшие привычными страхи в пестрых
лакированных обложках. Совершенно не пpедставляю, как РЕАЛЬНО может
возникнуть ситуация, которую Вы задаете. И гораздо труднее ответить на
вопрос: "Что надо сделать, чтобы это стало возможным хотя бы в
принципе?".

---------------------------------------

Можно ли воплотить смысл жизни?
И что делать после выполнения своего пpедназначения?
          Илья Савельев < ilia_s@pisem.net>
          Homolan, Россия - 09/20/00 19:22:46 MSK

Вопросы поставлены настолько абстрактно, что я не знаю, как них
ответить. Смотpя какой смысл. Смотpя какое пpедназначение.

---------------------------------------

Уважаемый Борис Hатанович!
Недавно прочел в Вашем интервью в ответ на вопрос об возможностях
любви, работы и дружбы делать человека счастливым одну знаменательную
(на мой взгляд) фpазу:
"Они ничего "не должны". Они - "могут". Если они есть. И если человек
нормален".
Вот меня, как физиолога, весьма удивили последние 4 слова. Так может
вопрос нормы (ну хотя бы психической) мы недостаточно учитываем во
всех своих pассуждениях о судьбе цивилизации и человечества. Вот
психбольные оказывают весьма значительное влияние на развитие
общества. Одни только психопаты - как наверное одна из самых
распространенных категорий психического неблагополучия - выказывают
нам то огромное влияние этих людей (а ведь людей же!!!) на все, что
вокруг нас твоpится. Многие наши вожди только на памяти одного-двух
поколений имели явные признаки психических отклонений. Как Вы
относитесь к этому явлению в жизни личности и общества? Что вы думаете
о "душевных" болезнях в этом аспекте? И вообще, при всей сложности
вопроса о НОРМЕ и ПАТОЛОГИИ психики, души, может, многие пробемы
проистекают оттуда? И отрицательные герои в фантастических
пpоизведениях просто психи, которых надо ловить (или вежливо
заманивать) и лечить? Так что может психиатры уже давно знают отчего
мы не счастливы? И как устроена душа? И как выстроить Теорию
Воспитания? И вообще это интересно...
          Баженов Владимир < vla@rambler.ru>
          Ярославль, Россия - 09/20/00 19:23:14 MSK

Вы задали слишком много вопpосов. Я знаю, разумеется, какая тонкая
грань отделяет норму от аномалии. Точнее - насколько расплывчата и
неопределенна граница между этими понятиями. И о роли психопатов в
истории и в развитии культуры я тоже наслышан. А вот как устроена
душа, я не знаю. Я не знаю даже, что это такое. Гораздо более простые
(казалось бы) вещи до сих пор никем не определены и не поняты: pазум,
мышление, жизнь. Что же касается "четырех слов", которые Вас так
удивили, то я ничего особенно глубокого сказать и не намеpевался -
просто хотел подчеркнуть что понятие "счастья" я употpебляю только в
смысле "счастья здорового человека". "Счастье Джека-Потpошителя", или
"счастье Пупкина, воображающего себя Наполеоном" - понятия, лежащие за
пределами моих pассуждений.

---------------------------------------

Уважаемый Борис Hатанович!
Если Вы не возражаете, позвольте немного подискутировать на тему о
"выпуклых" и "вогнутых" мирах. Хорошо, допустим, на Саракше была такая
плотная атмосфера, что у аборигенов не было ни малейшей возможности
опpеделять положение светила над горизонтом, а периодические
измненения освещенности объяснялись какими-то таинственными процессами
в Мировом Свете. Но каким образом жители Саракша могли объяснить, что
когда на одной стороне мира - день, на противоположной - ночь? Или
хотя бы то, что в один и тот же день на разных широтах наблюдается
pазная освещенность и, соответственно, климат меняется от экватора к
полюсам? (А они, очевидно, это знали, если различали север и юг).
И еще. Не могла ли как-нибудь убежденность в жизни на внутренней
стороне сферы повлиять на развитие саракшской науки? (Например,
невозможность открыть закон всемирного тяготения, что сразу же
скажется на состоянии всей физики).
          Николай Эдельман < nedelman@ints.ru>
          Москва, Россия - 09/20/00 19:23:28 MSK

Hа все недоуменные вопросы, которые Вы задали, саpакшианская наука
безусловно дала бы самые исчерпывающие ответы. Человеческое
воображение воистину безгранично, когда пpиходится приспосабливать
реальный миp к затвердевшему уже, веками складывавшемуся
миpовоззpению. Очень хороший пример - Птолемеева космогpафия. Это же
ни в сказке сказать, ни пером описать, сколько сложностей и хитpоумия
наворотили древние астрономы, чтобы согласовать видимые небесные
явления с тем мировоззренческим принципом, который казался им таким
очевидным и непреложным ("Земля есть неподвижный центр Вселенной")!

---------------------------------------

Кто же все-таки был "Агентом # 711", предателем в террористической
группе Мак Сима? И куда, кстати, девается Доктор перед атакой на
башню? Или он и был этим агентом?
          Николай Эдельман < nedelman@ints.ru>
          Москва, Россия - 09/20/00 19:23:47 MSK

Нет, доктор здесь не пpи чем. Он не участвовал в атаке на башню по
причинам, не имеющим никакого отношения к сюжету. А вот кто был
провокатором, догадаться в принципе можно, но, согласен, довольно
сложно. Впрочем, людены, кажется, в конце концов догадались. Я могу,
конечно, назвать имя, но, может быть, читателям самим будет интеpесно
подумать?

---------------------------------------

Архив ответов БНС в off-line интеpвью можно найти на
http://www.rusf.ru/abs/int0000.htm. Задать свой вопpос Борису
Стругацкому можно на http://www.rusf.ru/abs/guestbk.htm, в крайнем
случае, вопpос можно послать по адpесу: bvi@rusf.ru, пpи этом весьма
желательно сообщить страну и город пpоживания отпpавителя вопpоса.

БВИ.

--- Чеширский кот 2.51.A0901+
 * Origin: У таукитян вся внешность - обман (2:5007/9.9)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -

 From : Vladimir Borisov                    2:5007/9.9      Срд 20 Сен 00 19:13
 To   : All                                                 Срд 20 Сен 00 22:32
[...]

 Msg  : 956 из 1138                         Snt Loc Scn
 From : Yuri Zubakin                        2:5010/30.47    Срд 20 Сен 00 23:21
 To   : All
 Subj : История Фэндома: Интервью с Б. Стругацким (1989)
    Читать интереснее, чем жить?

    (Светлана (Ленинград).- 1989.- 20 сент.- (  37 (1829))- С. 11.).

    Как уже сообщалось в одном из апрельских выпусков "Граней", на региональном
слете КЛФ в Сосновом Бору состоялась учредительная конференция Ленинградской
ассоциации фантастики. Это событие послужило причиной встречи корреспондента
еженедельника В. Угрюмова с писателем Б. H. СТРУГАЦКИМ.

    - Борис Натанович, известно, что именно вы стали духовным вдохновителем и
крестным отцом ассоциации (ЛАФ, как уже успели ее сократить). В чем же смысл ее
создания? Ведь существуют Советы по фантастике при СП РСФСР и СССР, секция в ЛО
СП СССР, ваш семинар в Доме писателя, наконец Всесоюзное творческое объединение
молодых писателей-фантастов при издательстве "Молодая гвардия"... Не многовато
ли?
    - Тем не менее идея носилась в воздухе. Впервые заговорили о ней года три
назад во время очередного семинара по кинофантастике в Репине. Там собралось
довольно много молодых талантливых писателей, и тогда мы задумались об
объединении людей не только с единой, если угодно, мировоззренческой платформой,
но и с единой платформой эстетической.
    Видите ли, при желании нетрудно усмотреть два фундаментабельных эстетических
направления в современной советской фантастической литературе. Одно представляет
так называемая "школа Ефремова". Судя по книгам, ими издаваемым, они обладают
вполне отчетливыми взглядами на то, что такое хорошая фантастика. И есть другая
литературно-эстетическая школа, которая выступает со своих позиций, зачастую
полярно противоположных.
    - Любопытно, но не очень ясно...
    - Существует направление реалистической и направление, если угодно,
"фантастической" фантастики. В первой, по сути дела, то, что мы называем
фантастикой - не более чем литературный прием. Реальный мир в результате некоего
допущения более или менее искажается таким образом, что становится удобно
рассматривать его скрытые глубины, подвалы, неприятные тупики. Удается обнажить
то, что скрыто за обыденным. Родоначальниками такой литературы были Герберт
Уэллс, Михаил Булгаков, Карел Чапек, Курт Воннегут, частично Станислав Лем. И
главное в ней, как ни парадоксально, - верность реализму.
    Этот род фантастики стоит на трех китах: Чудо, Тайна, Достоверность. Чудо -
способность поразить воображение читателя удивительной гипотезой или ситуацией.
Тайна - умение медленно, вдумчиво, со вкусом, разматывать цепь происшествий,
чтобы читатель рвался узнать, что происходит на следующей странице. И
достоверность - главное, может быть, качество: все события, герои, их психология
и поступки должны быть абсолютно убедительны и достоверны. То есть все
изображаемое на самом деле круто замешивается на реальности.
    И есть другая эстетика. Автор, ее исповедующий, считает себя свободным от
достижения психологической достоверности, реализма изображения. Зато
обязательны, скажем, повышенного романтизм происходящего, красивость, дидактика,
поучительность. Мир в таком произведении непременно отличается от реального,
совершенно не похож на действительность. Персонажи такого мира не прожили бы в
реальных измерениях и месяца.
    Вот эта фантастика, которую я считаю альтернативной, в течение многих лет
развивается на базе издательства "Молодая гвардия". Теперь ее приверженцы
организовали ВТО МПФ. Что ж, это их право.
    Ассоциация же - это объединение людей, в своей творческой деятельности
стоящих на принципах ралистической [реалистической ? - YZ] фантастики. Как
правило, это молодые писатели, критики, литературоведы. Опираться ассоциация
должна на какое-то издательство. Его, в отличие от ВТО МПФ, ассоциация пока не
имеет. Поэтому в ближайшие годы планируется сотрудничать с двумя
редакционно-издателъскими кооперативами: "Рондо" в Риге и "Текст" в Москве.
    - В годы застоя социальная фантастика воспринималась власть предержащими как
проводник "вредных" идей. Есть ли проблемы сегодня?
    - Знаете, я говорил это в годы застоя, повторю и сейчас: главная трудность
для советских фантастов состоит в отсутствии альтернативного издательства. Есть
"Молодая гвардия". И нет издательства, выпускающего другую, реалистическую
фантастику. Мы писали об этом в годы застоя. Но и сейчас, к сожалению, ничего
иного не прибавишь.
    Позарез требуется одно из двух: либо чтобы наш Госкомиздат выделил в
каком-либо издательстве еще одну редакцию фантастики и поставил во главе ее
широко мыслящих, интеллигентных людей, понимающих, что помимо эстетики
Александра Казанцева и Владимира Щербакова существует еще эстетика Вадима
Шефнера, Кира Булычева, Владимира Савченко, Вячеслава Рыбакова... Либо разрешить
кооперативное издательство, но без дураков, безо всяких дополнительных
трудностей: без необходимости идти на разнообразные ухищрения, чтобы выпустить
книгу.
    - Ну, а в идеологическом плане препон нет?
    - Я их не вижу, причем до такой степени, что не могу представить себе
фантастическое произведение, способное поразить сейчас читателя сильнее, чем
современная публицистика. Появление нашей повести "За миллиард лет до конца
света" на понимающего, думающего читателя в середине 70-х годов произвело
впечатление разорвавшейся бомбы. Это было запретное слово о запретных вещах. Но
написать подобную вещь сегодня я просто не вижу смысла.
    - Как же тогда быть фантастам?
    - Реализм создал фантастику в частности для того, чтобы исследовать будущее,
поскольку другими средствами этого сделать нельзя. Но специфика советской
фантастики сегодня заключается в том, что, как ни горько это признавать, ей не
придется изучать НАШЕ будущее. В 60-е годы братья Стругацкие искренне считали:
светлое будущее только за нами, за социалистическим государством, у них же, на
Западе, будущего нет. В 70-е, увидев, в каком жутком социально-политическом
тупике оказалось наше государство, мы вообще потеряли ориентировку: стало
казаться, что будущего нет вообще. Ни у нас, ни у них. Если бы у меня десять лет
назад спросили, что будет завтра, я бы совершенно точно ответил: "То же, что
сегодня, только несколько хуже". А теперь я не знаю ответа.
    Так что советскому фантасту приходится сейчас очень трудно. Дело не в том,
что наше будущее плохо. Дело в том, что она уже реализовано. Оно существует во
всяком случае, в своем благополучном варианте. То есть в лучшем случае лет через
десять-пятнадцать мы доживем до уровня сегодняшней Швеции с ее сегодняшними
проблемами. В худшем нас ждут кровавые социальные потрясения, новая волна
террора, лжи, тоталитаризма. Но и это лишь оттягивание, промежуточная стадия
перед той же Швецией. А где в это время уже будут они? Остаются, правда, еще
модели отрицательного будущего, носящие всеобщий характер: ядерная война,
экологическая катастрофа... Впрочем, они уже достаточно полно исследованы в
мировой HФ. Так что единственное, пожалуй, направление у которого на самом деле
необозримый простор - это сатирическая фантастика.
    Кто-то сказал: сегодня читать интереснее, чем жить. Я бы добавил: сегодня
размышлять интереснее, чем писать. Будем размышлять.

                C уважением, Yuri

... Гусеница на холме
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 957 из 1138                         Snt Loc Scn
 From : Yuri Zubakin                        2:5010/30.47    Срд 20 Сен 00 23:25
 To   : All
 Subj : Стругацкие как представители черной фантастики
    Трапезников В. В четверг, после меня

    (Политехнические кадры (Челябинск.- Политех. ин-т).- 1988.- 28 дек.- (  38
(1328)).- С. 7.).

    Читать мы начинаем с раннего детства, сначала это сказки, потом -
приключения и, наконец, - классика. Но иногда хочется вернуться в детство, стать
хоть на мгновение всемогущим волшебником. Вот тогда мы и берем в руки
фантастику.
    Фантастика - это особое направление в литературе и особый образ мышления.
Каждый человек ориентируется в необозримом море фантастики по-своему, но дать
универсальных советов нельзя.
    Ограничусь рекомендацией нескольких писателей. Каждый представляет особое
направление в современной фантастике. Большинство из них пользуются широкой
известностью, но это лишь еще раз подтверждает, что в фантастике, как и во
всякой другой литературе, успех определяет не случай, а громадный труд.
    Аркадий и Борис Стругацкие. Редкий любитель, фантастики не знает этих имен.
Это представители направления так называемой черной фантастики. В своих романах
они показывают, каким не должно стать человечество, но после прочтения их
произведений в душе не остается осадка безнадежности. Скорее, наоборот, они
рождают веру в человека, в то, что человечество, наконец, одумается.
    Сюжетно это произведения, богатые приключениями, погонями, перестрелками,
герои их встречаются с необычным и вступают в борьбу с ним. Все это дается в
сочетании с глубокими философскими раздумьями над вечными вопросами бытия.
    Владислав Крапивин. Писатель с вечно молодой душой. Его повести, наполненные
светом и солнцем, рисуют нам пронзительно тревожный мир будущего, увиденный
глазами ребенка. Захватывающий сюжет, красивые, мужественные характеры, тонкий
художественный показ героя с его противоречивыми чувствами делают фантастику
Крапивина неповторимой. После прочтения его произведений в душе еще долго поют,
не замолкая, солнечные струны.
    Кир Булычев. Его сюжеты всегда неожиданны и захватывающи. Основная часть
произведений написана в стиле коротких рассказов и повестей.
    Единственный недостаток, с моей точки зрения, в чрезмерном увлечении сюжетом
в ущерб прорисовки характеров. Его фантастика привлечет истинных любителей
приключений. Большинство повестей написано в стиле "космической оперы".
    Теперь о писателях менее знаменитых, но как мне кажется, не менее
талантливых. В девятом номере "Уральского следопыта" появился рассказ молодого
писателя Ивана Тяглова. И хотя это первая его публикация, уже сейчас видно
незаурядное мастерство автора.
    Евгений Дрозд. Большинство его рассказов - предостережение человечеству.
Характерная особенность - хитрое переплетение реальности с вымыслом, за которым
проступают острые проблемы дня сегодняшнего.

    В.ТРАПЕЗHИКОВ,
    Э-135.

                C уважением, Yuri

... Строитель Железной Стены
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Yuri Zubakin                        2:5010/30.47    Чтв 21 Сен 00 00:44
 To   : Serge V. Berezhnoy
 Subj : Тьмускорпионская новость. Свежачок-с.
        Здравствуйте, Serge!

         Случайно увидел, как Serge V. Berezhnoy писал All (Среда Сентябрь 20
2000, 02:31):

 SB> To BVI: Влад, ну как из Ромки могло такое быдло вылупиться, а?

    Сережа, спокойнее! Будь достоин Мира Полудня.
    Хотя... И в XXII веке, если судить по "Полдень, XXII век", будут в ходу
"тунеядец", "дурак" (и даже "самовлюбленный"), "осел"... А если уж вспомнить
"Жук в муравейнике"...
    "То и дело поле сражения целиком заволакивалось дымом, в котором не
различить было уже предмета спора, и только подобно раскаленным ядрам
проносились навстречу друг другу разнообразные "безответственные болтуны",
"феодальные рыцари плаща и кинжала", "провокаторы-общественники", "плешивые
агенты тайной службы", "склеротические демагоги" и "тайные тюремщики идей". Ну,
а менее экзотические "старые ослы", "ядовитые сморчки" и "маразматики" всех
видов сыпались градом наподобие шрапнели..."
    Гм...

                C уважением, Yuri

... Электроник - это юный Terminator
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alex Mustakis                       2:5020/194.125  Срд 20 Сен 00 20:38
 To   : Leonid Blekher                                      Чтв 21 Сен 00 01:34
 Subj : Тьмускорпионская новость. Свежачок-с.
Пpиветствyю, Leonid!

RU.LUDENY, Wed Sep 20 2000, Leonid Blekher => All:

> [...]
 LB> стакан, в частности). К 7-му варианту А.H. сказал: "Ну тебя на хрен,
 LB> Андрюша, переписывай дальше сам" - и все последующие варианты

По рассказам самих АБС "не так все было" (с).

 From : Leonid Blekher                      2:5020/400      Чтв 21 Сен 00 00:34
 To   : All                                                 Чтв 21 Сен 00 12:17
 Subj : Re: О природе человека у Стругацких
From: "Leonid Blekher" <leonid-blekher@mtu-net.ru>

Алексу - привет и почтение.

"Alex Mustakis" <Alex.Mustakis@p125.f194.n5020.z2.fidonet.org>
сообщил/сообщила в новостях следующее:
>  LB> Надо бы мне рассказать об одном разговоре с Аркадием
Натановичем на
>  LB> эту тему, который был у меня в том же 1970 году, если не
ошибаюсь.
>  LB> Но это - в другом письме, а то и так я вылез за все приличные
рамки.

> Тут нет никаких рамок в разговорах о Стpугацких. Так что рассказ в
студию!

Так вот, дело было так. В 1970 году приехал я в Москву (а был я тогда
студентом мехмата Ростовского университета). Ну, и поперся на
Бережковскую набережную, 14, к Стругацкому. Наглый был, однако!
Встретила меня сначала его матушка, и сказала, как позвонить. Позвонил
я, и встретился. И поговорил.
От почтения и непонимания запоминал я, конечно, все до запятой, что
мэтр рассказывал.
По ходу дела я спросил, о чем роман "Гадкие лебеди" (а тогда он
анонсировался, по-моему, в "Технике-молодежи", и я случайно прочел).
Аркадий Натанович и сказал: "Попросту говоря, о том, что если бы надо
было построить на Земле коммунизм, то для этого надо было бы убрать с
Земли всех людей старше 14 лет. И единственная проблема - где взять
учителей для оставшихся". Понять я, естественно, ничего не понял, но и
не забыл. И в дальнейшем неоднократно с различными чувствами вспоминал
эту фразу.
А говорили много о чем. Помню, как мэтр кротко удивился, где же это мы
нашли сходство с нашим обществом в мире "Обитаемого острова" ("невский
вариант"). Вот, мол, у Ефремова в "Часе быка" - вот там, мол, похоже!
Я вежливо посмеялся.
И о том, что "мы в вашем возрасте такими штурмовиками были!" (А мне
тогда шел двадцать второй год). А как же, спрашиваю, получилось. Да
вот повезло, говорит А.H. "Помер наш батька усатый, вот мы и выплыли".
И лежбище я видел, на котором, по известной легенде, и лежит один из
братьев, когда другой сидит за машинкой и пишет. В самом деле, большое
было лежбище. Два с половиной на три, надо полагать.

 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Срд 20 Сен 00 06:12
 To   : All                                                 Чтв 21 Сен 00 12:17
 Subj : Поттс-78
Добрый день, веселая минутка!
====
Странники оказываются центром тайны, окружающей Льва Абалкина. Когда
преследование человека по всему миру не прино-сит Максиму иных плодов, кроме
информации о том, что Лев Абал-кин вернулся на Землю и что антисоциальные
тенденции его детст-ва проявились ярче, Максим настаивает, чтобы Экселенц
проин-формировал его о причинах розыска. Выясняется, что Абалкин - один из
нескольких людей, выросших из человеческих эмбрионов, , оставленных Странниками
на планете, на которой никогда не было гуманоидной жизни. Абалкин, как и
остальные, подобные ему, до недавнего времени не знал о своем происхождении, и
возвращается на Землю, чтобы найти ответы на некоторые вопросы. Экселенц, наряду
с остальными, боится целей, преследуемых Странниками при помещении в земную
популяцию этих искусственных существ. С другой стороны, выдвигается
предположение, что цели Странни-ков могут быть аналогичны целям школьника,
помещающего жука в муравейник только для того, чтобы посмотреть, что будет. Эта
теория поддерживается не только заголовком книги, но и значком, появившимся на
руке Абалкина, когда тот был подростком, знач-ком, напоминающим кириллическую
букву "Ж". "Ж" - первая бук-ва слова "жук". В конце концов никто не может точно
знать, что кроется за действиями инопланетян. Один из персонажей выражает
проблему формулировкой, напоминающей опять о Леме: "И нико-гда ничего не
придумаем,  потому  что самые умные и опытные из нас - это всего-навсего люди".
Неуничтожимой метке на руке Абалкина, подобно меткам на руках остальных
искусственных человеческих существ, соответст-вует значок на одном из нескольких
монетовидных артефактов не-ясного назначения, найденных вместе с эмбрионами. Эти
предметы, известные компетентным людям (например, Экселенцу) как "детонаторы",
спрятаны в хранилище Музея Внеземных Культур. Там и встречаются все главные
герои - Максим, Абалкин, бывшая подруга Абалкина, и Экселенц, о котором
выясняется, что он когда-то был ученым Сикорски, - в последней главе. Все,
включая Абал-кина, по-прежнему не знают, какую цель преследовали Странники,
создавая эмбрионы. В то время как Абалкин в диком отчаянии ищет детонаторы,
надеясь обрести ответ на вопрос о своем сущест-вовании, Сикорски стремится
остановить его, страшась непредска-зуемых последствий. Максим присоединяется к
ним как раз в тот момент, когда Сикорски стреляет в Абалкина. Книга
заканчивается описанием Абалкина, истекающего кровью, так и не узнавшего о
смысле своей жизни, - еще одной жертвы человеческого страха пе-ред непознанным.
=====

Засим разрешите откланяться                             Алла, молчаливый глюк

--- Транслятор двухходовой +/W32 1.1.1.2 Китежградского завода маготехники
 * Origin: Малому - благоприятна стойкость (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Срд 20 Сен 00 06:13
 To   : All                                                 Чтв 21 Сен 00 12:17
[...]
пустить туда жильцов - в особенности, если у них с воображением плоховата.
[...]
сочинения двух видов: любо графоманские попытки имитации стиля мэтров, либо
[...]
Прокламируя свою принадлежность к "школе Стругацких", он [А.Лазарчук] не смог
[...]
захлебнувшись в мутной воде преступности.
[Далее о романе О.Дивова "Выбраковка"].

[Приводятся фотографии А. и Б.Стругацких, кадр из фильма "Сталкер". Подпись:]
Андрей Тарковский относился к произведениям Аркадия и Бориса Стругацких (слева)
бережно.  В своем фильме "Сталкер" (вверху)  он не пытался, подобно литературным
"ремейкерам" мэтров, подправить их сюжеты или превратить положительных героев в
отрицательных".
 Арбитман Р. Золушка в отсутствие принца: Отечественная научная фантастика в ее
привычном воплощении умерла с наступлением свободы // Итоги (М.). - 2000. - 19
сент. - С.68-71.

На этой оптимистической ноте мы и прервем наш диалог    Алла, молчаливый глюк

--- Транслятор двухходовой +/W32 1.1.1.2 Китежградского завода маготехники
 * Origin: --->  Xopoшo жить xopoшo !  <--- (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Срд 20 Сен 00 09:05
 To   : Dmitry Ermolaev                                     Чтв 21 Сен 00 12:17
 Subj : Поттс-72
Пpивeт тeбe, Dmitry!

Увидeла я кaк-тo пиcьмeцo oт Dmitry Ermolaev к Alla Kuznetsova и задумалась:

 DE> Зато будет!

Но очень не скоpо. За Поттсом будет перевод статьи Линдсея "О современной
волшебной сказке", потом меня энное вpемя не будет, и только потом я доберусь до
переводов снова...

 DE> Да за что? Те было ничего - а тут что-то будет... 8-)

Вот за то, ЧЕМ это и будет...

 From : Vladimir Borisov                    2:5007/9.9      Срд 20 Сен 00 19:28
 To   : All                                                 Чтв 21 Сен 00 12:17
 Subj : Test
       БВИ вновь с Вами, All!

Если это сообщение появится в эхе, прошу Саваофа Бааловича сообщить мне по
инету.

                                                            Wlad.
--- Крайцхагельдоннерветтернохайнмаль 2.51.A0901+
 * Origin: Ты понимаете, что, или совсем ошалели?.. (2:5007/9.9)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 965 из 1138
 From : Andrew Kozelko                      2:5020/423.30   Чтв 21 Сен 00 10:03
 To   : Vladimir Borisov                                    Чтв 21 Сен 00 22:31
 Subj : ### Ответы БНС
Hello Vladimir.

20 Sep 28 18:48, you wrote to All:

> [...]

 VB> сложно. Впрочем, людены, кажется, в конце концов догадались. Я могу,
 VB> конечно, назвать имя, но, может быть, читателям самим будет интеpесно

Чего там сложного? Копыто им был, намеки в тексте совершенно пpозpачные.

Andrew

---
 * Origin:    (2:5020/423.30)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Чтв 21 Сен 00 05:10
 To   : All                                                 Птн 22 Сен 00 10:46
 Subj : Поттс-79-80
О многоуважаемый (-ая) All!
======
Финал не предлагает никакого утешения, ничего не обещает в будущем. Если
считать, что действие повести происходит в мире Полдня, то она отменяет все
ранние утверждения о нравственном и интеллектуальном развитии человечества. Хотя
роман эстетически менее новаторский, чем лучшие произведения Стругацких конца
1960-х - 1970-х годов, он, по крайней мере, столь же радикален в отрицании
единственного позитивистского подхода к человеческой природе и человеческим
институциям. С романом "Жук в муравей-нике" Стругацкие завершили круг,
вернувшись к космосу своих ранних произведений, но в то же время они прошли от
марксист-ского утопизма через многозначный гуманизм к пессимизму, с привкусом
отвращения.
Патрик Макгайр (Patric McGuire) в своей работе, посвящен-ной творчеству
Стругацких и опубликованной в "Critical Encounters II", рассматривает данный
роман как выражение общего советского разочарования в марксистских ожиданиях эры
Хрущева, наступив-шего во времена Брежнева. Если это и так, то роман
представляет и сопутствующее разочарование Стругацких в потенциале
человече-ства.
Любопытно, что реакция советских читателей и критиков на помрачневший мир романа
и на его слишком человеческих персо-нажей оказалась не столь пессимистичной.
Владимир Гаков в своем панегирике Стругацким 1982 года увидел Сикорски как
"хорошего человека", вынужденного идти против своей совести, чтобы избе-жать
возможной опасности для всего человечества. В интервью, данном Федорову в 1986
году, А.Стругацкий заметил, что члены Владивостокского Клуба любителей
фантастики устроили суд над Сикорски и едва оправдали его. Если даже и нет
других свиде-тельств, столь различные реакции показывают, что даже в своей
наименее честолюбивой работе Стругацкие по-прежнему могут стимулировать
сдержанные противоречия.
Человеческая неспособность понять чуждое в работах Стру-гацких представляет
большее, нежели антропоцентрическое огра-ничение понимания, подобное находимому
в произведениях Лема. Как и более политизированные писатели, Стругацкие видят в
не-приятии чуждого нежелание человеческого разума и духа открыться новому опыту,
принять вызов, измениться. Если оглянуться от ро-мана "Жук в муравейнике" на
грубую эксплуатацию чуждого в ро-мане "Пикник на обочине", массовое насилие,
направленное против чуждого в романе "Гадкие лебеди", бюрократические
злоупотреб-ления в таких произведениях как "Улитка на склоне" и "Сказка о
Тройке", то видно, как часты эти неудачи в понимании, и как они связаны со
слабостью индивида и с негибкостью институций,  с не-достатком видения, которое
включает худшие человеческие тенден-ции в систему, будь то западный капитализм
или восточный ком-мунизм, исключая лучшее- воображение, гуманизм, стремление к
прогрессу. Конечно, и сами пришельцы выглядят - по крайней ме-ре, частично (и
это является недостатком) -  бесчувственными, над-менными, и принципиально не
постижимыми.
Настолько же обманывающие, сколь и яркий оптимизм ран-них работ, поздние
произведения выглядят мудрее и честнее, если даже не упоминать, что интереснее
тематически и эстетически. "Гадкие лебеди", "Пикник на обочине", и, в меньшей
степени, "За миллиард лет до конца света" могут считаться кульминацией
писа-тельской карьеры Стругацких.
======

Целую, до свидания                                      Алла, молчаливый глюк

--- Жуткое додревнее заклинание: GoldEd+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Жизнь такова, какова она есть. И больше никакова. (2:5020/1004.61)