RU.LUDENY

Исследование творчества братьев Стругацких

КОНФЕРЕНЦИИ ФИДО

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Птн 15 Сен 00 07:13
 To   : Leonid Blekher                                      Суб 16 Сен 00 08:17
 Subj : История про Цурэна Правдивого, прощальный сонет и превратности судь
О многоуважаемый (-ая) Leonid!

Письмо от Leonid Blekher к All, добавленное 14 Сен 00 к мировой ноосфере,
вызвало у меня следующий резонанс:

 LB> Да я бы с удовольствием, но не умею по фидошному адресу пересылать
 LB> письма с вложением, не получается.
 LB> Так что, если можно, перешлите мне Ваш e-mail.

Нету его...

 LB> А сонеты и предисловие я начну пересылать в эху пока.

Тогда зачем же слать лично мне, если в эхе и так будет?

На этой оптимистической ноте мы и прервем наш диалог    Алла, молчаливый глюк

--- Транслятор двухходовой +/W32 1.1.1.2 Китежградского завода маготехники
 * Origin: Будет опасность (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Птн 15 Сен 00 07:14
 To   : Dmitry Ermolaev                                     Суб 16 Сен 00 08:17
 Subj : Еще о толкинистах и Стругацких
Здравствуй, Dmitry!

Увидeла я кaк-тo пиcьмeцo oт Dmitry Ermolaev к Alla Kuznetsova и задумалась:

 DE> Как и в первой и второй частях. И в пятой и шестой тоже есть.
 DE> Звягинцев их любит. 8-)

Спасибо, учту, посмотpю...

Таков наш примар                                        Алла, молчаливый глюк

--- Будильник "Дружба" на +/W32 1.1.1.2 камнях
 * Origin: Обладателю правды - изначальное свершение (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Птн 15 Сен 00 07:14
 To   : All                                                 Суб 16 Сен 00 08:17
 Subj : Тьмускорпионская новость
Пpивeт, All!
"Дело не в том, что Чобаки охотятся на Гоблинов из-за Стены еще с раних времен
Саймака, а уж что касается психоволновой обработки населения, то автор и сам
честно ссылается в тексте на Стругацких (впрочем, ссылайся не ссылайся - основа
сюжета скалькирована один к одному, разве что дело происходит в нынешней Москве,
а не на далеклм Саракше, ну, так и вpемя тогда было другое)."
    Галина М. Зомби и сын: [Рец. на кн.: Дивов О. Мастер собак. - М.: ЭКСМО,
1997] // Литеpатуpная газета (М.). - 1998. - 18 фев. (  7). - С.10.

Кстати, никто рецензируемую книгу не читал?...

Таков наш примар                                        Алла, молчаливый глюк

--- Будильник "Дружба" на +/W32 1.1.1.2 камнях
 * Origin: Жизнь такова, какова она есть. И больше никакова. (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Суб 16 Сен 00 05:02
 To   : All                                                 Вск 17 Сен 00 12:12
 Subj : Поттс-74
I'm very glad to see You, dear All!
=====
Кусочки головоломки начинают складываться, когда Вайн-гартен заходит к Малянову
с неким Захаром Губарем и плохо веду-щим себя мальчиком последнего. Похоже, что
Вайнгартену, биохи-мику, стремящемуся к Нобелевской премии, нанес визит
маленький человечек, утверждавший, что он - пришелец, и предостерегавший
Вайнгартена от продолжения его исследований. Работа Губаря, изобретателя, была
успешно остановлена неожиданным нашестви-ем всех женщин, которых он когда-либо
знал в своей жизни, при-чем одна из них оставила вышеупомянутого мальчика,
предполо-жительно, его внебрачного ребенка, а заодно и предупреждение,
аналогичное сделанному Вайнгартену. Вывод кажется однознач-ным: кто-то или
что-то пытается прекратить их исследования, управляя их личными жизнями.
В этот круг Вайнгартен также втягивает некого Глухова, ори-енталиста (подобно
Аркадию Стругацкому), который не мог рабо-тать из-за мучительных головных болей,
и Вечеровского, математи-ка, знакомого всем. Последний пытается бесстрастно и
логично ре-шить проблему и в результате утверждает, что решения нет до тех пор,
пока они придерживаются мнения, что попали в зону внима-ния инопланетного
заговора. Глухов предлагает всем оставить их исследования, как сделал он, и
наслаждаться жизнью, что бы это ни значило - вино, природу или телевизор.
До этого момента Малянов был настроен скептически, не же-лая поверить, что он и
остальные были выбраны для преследова-ния. Он считает, что его скептицизм
подтверждается прагматиче-ской реакцией Вечеровского - до тех пор, пока
Вечеровский сосре-доточен на предпосылке: "Кто производит давление?", а не на
ре-зультате: "Как вести себя под давлением?". Глухов фактически сдался, он
только раздавленное, искалеченное напоминание о чело-веке, каким он когда-то
был. Застрелившийся Снеговой, специалист по ракетам, тоже, по-видимому, сломался
под давлением. Вместо гипотезы Вайнгартена о сверхцивилизации, вмешивающейся в
их работу, Вечеровский предлагает менее антропоцентрическую ин-терпретацию
событий: природный закон "гомеостазиса", дейст-вующий во Вселенной и
предотвращающий превращение цивили-заций в сверхцивилизации, угрожающие
существованию мирозда-ния.
Вечеровский критикует теорию Вайнгартена в терминах, на-поминающих Лема. Не
только идея сверхцивилизации слишком че-ловеческая, это типично
антропоцентристский подход - полагать, что человечество на настоящей ступени
развития способно угро-жать какой-либо сверхцивилизации, достойной этого
названия. Так готовно находить антропоморфный ответ на их проблему - значит
попасть в старую ловушку:
"От бога отказались, но на своих собственных ногах, без опо-ры, без
какого-нибудь костыля стоять еще не умеем. А придется! Придется научиться.
Потому что у  вас,  в  вашем положении не только друзей нет. Вы до  такой
степени  одиноки,  что у вас и вра-га нет!"
====

К чему бы это?                                          Алла, молчаливый глюк

--- На сто пятнадцатом прыжке в компьютер впорхнул GoldEd/W32 1.1.1.2
 * Origin: Благоприятна в трудности стойкость (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Суб 16 Сен 00 06:33
 To   : Dmitry Ermolaev                                     Вск 17 Сен 00 12:12
 Subj : Поттс-72
Простите за беспокойство, Dmitry, но...

По агентурным данным, Dmitry Ermolaev писал 15 Сен 00 к Alla Kuznetsova:

 DE> Ух ты! А где-нибудь есть перевод этой статьи?

Не видела. Но можно будет заняться...

 DE> Один великий фантаст о другом великом фантасте - это интересно... 8-)

Да...

 DE> Ой. Из нейтрино - это он сильно сказал. 8-)

Или это я сказала? В оригинале было neutrino, а такого слова словарь не знает...

Спокойной плазмы!                                       Алла, молчаливый глюк

--- Жуткое додревнее заклинание: GoldEd+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Не беспокойся (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Суб 16 Сен 00 06:34
 To   : All                                                 Вск 17 Сен 00 12:12
 Subj : Тьмускорпионская новость
Добрый день, веселая минутка!

"Гетеpохpония (многовременье) - управление вpеменем. Частный случай -
контpамоция, жизнь в обратном потоке времени (Аркадий и Борис Стругацкие
"Понедельник начинается в субботу")."
    Ахманов М. От ультраридинга до гетеpохpонии: Опыт классификации непознанных
человеческих возможностей // Книжное обозрение (М.). - 1998. - 22 сент (  38). -
С.16.

Пoкa,                                                   Алла, молчаливый глюк

--- Транслятор двухходовой +/W32 1.1.1.2 Китежградского завода маготехники
 * Origin: Чем шире рот, тем чеширей кот (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Суб 16 Сен 00 06:39
 To   : All                                                 Вск 17 Сен 00 12:12
 Subj : А что это такое?
Пpивeт, All!
Сабж, добрые знающие люди:
Stroj prani / Strugackij Arkadij, Strugackij Boris; Prelozil Jaroslav Piskacek
// Sovetska literatura. - 1982. - # 12. - S. 5-35. - (Na s. 5: Stroj casu).

Spunt / Strugackij Arkadij, Strugackij Boris; Prel. L. Dvorak; Il. M. Erazim;
Graficky upr. Z. Kudelka. - Praha: Albatros, 1989. - 160 s. - (Knihy odvahy a
dobrodruzstvi. Svazek 186). - Naklad 33500 vytisku. - 20. - Kcs. - Чеш. яз.

Заранее спасибо.
Целую, до свидания                                      Алла, молчаливый глюк

--- Жуткое додревнее заклинание: GoldEd+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Благоприятна стойкость (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Leonid Blekher                      2:5020/400      Вск 17 Сен 00 22:15
 To   : All                                                 Пон 18 Сен 00 05:51
 Subj : Re: О природе человека у Стругацких
From: "Leonid Blekher" <leonid-blekher@mtu-net.ru>

Алексу - привет и почтение.

"Alex Mustakis" <Alex.Mustakis@p125.f194.n5020.z2.fidonet.org>
сообщил/сообщила в новостях следующее:

> "Стимул-pеакция" -- это не позитивизм...

Виноват, неточно выразился. Конечно, это бихевиоризм. А что же такое
позивитизм в твоем понимании?
Особенно позитивизм Стругацких?

>  LB> А то, что ты рассказываешь, вообще не очень глубоко. Т.е.,
по-твоему
>  LB> получается, что братья вообще в своих произведениях отрицали
наличие у
>  LB> человека независимой от обстоятельств души?
>
> Именно. Такой души, котоpая невзиpая ни на что, будет пpиводить
человека к
> творению зла. Даже д.Рэба пpеобpажается в смотpителя кошачьего
заповедника
> (хоть это и спорно, но мне кажется, вполне може служить
подтверждением
> позитивизма АНС).

Насколько я понимаю, из любого монотеизма для данной проблемы
существует принятое просто-таки на бытовом уровне представление.
Существует-де в человеке нечто, первичное по отношению к
обстоятельствам земного периода его жизни (вернее, земной части,
поскольку о времени здесь говорить довольно трудно). И это нечто (для
простоты называемое душой) развертывается и реализуется в
обстоятельствах земной жизни. С возможностью улучшиться или
ухудшиться, потому что в результате известного события начала времен
душа носит в себе некую червоточину.
Отсюда ясно, что "Цаство Божие усилием дается", и главная задача
человека на этой земле - не потерять, не "опустить" это сокровище,
данное ему с рождением.

Антропология АБС, по сравнению с этим представлением (ну конечно не с
этим, очень огрубленным, а с действительным) мне всегда казалась
очень, мягко говоря, простой.

Вообще у меня такое ощущение, что они, как и любые утописты и
преобразователи мира, питают к душе человеческой глубокое недоверие, и
ждут от нее всякого подвоха.

>  Потом (в частности, в ОЗ) эта позиция очень хорошо испытывалась на
пpочность. И
> выдержала испытание.

Извиняюсь, не читал, ничего не могу сказать.

> Про 27-ю теорему я не говорю, это явный отказ от позитивизма :(

Похоже, что и этого произведения я не знаю. И чего вылез,
спрашивается, если последнее, что прочел, это был "Град обреченный"?

> Да ну, почему кошмаp? Кшмр -- это когда макрокосм и микpокосм
переполнен злыми
> "вещами-в-себе", это скорее ощущение забитого язычника перед
всесильной
> Пpиpодой.

Ну, "забитый язычник" - это что-то из "научного атеизма".
Те язычники, которых я знаю, ни перед Природой, ни перед чем иным не
пасуют. Да и основное освоение Природы человек совершал, будучи в
состоянии язычества, если я правильно помню.
И где ж он насчет злых Ding an sich боялся?

> Ну, я бы так не сказал. Просто они не ставили пеpед собой чисто
психологические
> цели. Ну где у них герои психологически недостовеpны? разве что в
ТББ есть
> моменты... но нет, все равно в pамках. Да и шли они в показе
"психологии" за
> Хэмингуэем... вот вам внешние пpоявления, психологию сами
достpаивайте...

Не знаю...
Отношения между людьми у них частенько как в "Ваське Трубачеве и его
товарищах"... Такое ощущение, что сначала придумывается рассуждение,
фабула, а потом - маски, которые ее разыгрывают. И эти маски, роли
существуют только пока и поскольку, в пределах этой задачи, до ее
решения.
Правда, в жанровой литературе иначе и не бывает.
Так вот, русская литература жанровой отнюдь не была. Даже когда
притворялась жанровой, как в"Преступлении и наказании".

> Вот уж нет! У АБС люди живые. А вот у Аксенова точно -- абстракции,
фигуpы...
> хотя иногда выписаны лучше, но все равно фигуpы. В отличие от
живого, весомого
> и зримого хама Выбегаллы ;)))

Да не живые они, а под живых косят! Внешними проявлениями. Их
размерность не более размерности самого придуманного мира. Они на
самом деле очень функциональны. Всему остальному приходится верить в
кредит.

>  LB> Я вот сейчас подумал, что один из глобальных "коммунаризмов"
АБС - это
>  LB> их отношение к имуществу, к собственности. У них здесь более
чем
>  LB> где-либо вылезают утопические уши. Противопоставление имущества
>  LB> духовности - одна из коронных идей шестидесятников. Все ХВВ
вроде об
>  LB> этом.
>
> Не-е, тут все тоньшее... Собственно, Страна Дураков -- это наглядный
> эксперимент Выбегаллы по созданию общества из желудочно
удовлетворенных
> кадавpов. Развитие по горизонтали по экстенсивной линии, неизбежно
заводящее в
> тупик. Теплый такой, уютный тупичок, мечта для большинства... зачем
они,
> звезды, кто их видел... вот, оно тут все под носом, в большой
лохани...

Вот посмотри: вышеописанная картина мира существенно основывается на
псевдоманихейском предположении, что существует бездуховное
"желудочное" развитие, и развитие сам-по-себе-духовное, что ли. И
сначала было более низкое, материальное, а потом уж и более высшее,
духовное.
И в ту лохань, где есть только материальное, духовный человек может
только плюнуть с омерзением, или засучить рукава и преобразовать это
болото пополам да надвое (путем то ли отбора самых лучших, то ли
реквизиции детей, то ли еще какой операции).
...Так вот это и есть коммунарство, последняя судорога умирающей и
распадающейся коммунистической идеологии в ее российском варианте.

> Шестидесятники не противопоставляли имущество и духовность. Они были
пpотив
> того, чтобы первое закрывало втоpое. "Вы свободны -- pаботайте!" --
вот девиз
> шестидесятников. Но для того, чтобы понять верность этого тезиса,
нужно быть
> чуть более воспитанной обезьяной, нежели вырастающей "в диком
состоянии". Нужно
> воспитание, без него изобилие просто убьет все желание идти куда-то
и делать
> что-то... доползти бы только до ванны и включить пpиемник...

Здорово, да? Так о какой же реальной антропологии АБС может идти речь?
Разве реальный человек такой?
Ведь у утопистов и вообще врагов рода человеческого всегда был такой
способ бороться с людьми: промывать им мозги во всю силу, а чтобы они
не сопротивлялись, забрать у них все, что они имеют (имущество то
есть), и выдавать в зависимости от степени их "духовной" готовности. В
степень и в меру.
До сих пор Борис Стругацкий твердит эту все более и более
отвратительную максиму: "Необходима теория воспитания". Нет , даже не
так: "Большая Теория Воспитания". Чтобы страшнее было. Т.е., парадигма
переделки людей. Привет от Льюиса, кстати.

> Hе отказа, а постройки на этом базисе культуpы. Более сложной,
нежели стpоится
> сейчас. Ничего помимо того, что уже делается, никаких pеволюционных
"отpечемся
> от старого мира". Просто -- последовательно и дальше. До полного
вытеснения
> Звеpя из мотивации.

А кто будет определять, что такое Зверь, вот вопрос? Стругацкие, что
ли? Или это так уж ясно с первого взгляда?
А ну-ка, покажите вне это проницательного! :)

Надо бы мне рассказать об одном разговоре с Аркадием Натановичем на
эту тему, который был у меня в том же 1970 году, если не ошибаюсь.
Но это - в другом письме, а то и так я вылез за все приличные рамки.

--

С уважением и почтением

                 Леонид Блехер,  leonid-blekher@mtu-net.ru

--- ifmail v.2.15dev5
 * Origin: MTU-Intel ISP (2:5020/400)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Dmitry Ermolaev                     2:5057/19.19    Пон 18 Сен 00 00:32
 To   : Alla Kuznetsova                                     Пон 18 Сен 00 05:51
 Subj : Поттс-74
                         Привет, Alla!

16 Sep 00 05:02, Alla Kuznetsova wrote to All:

 AK> последнего. Похоже, что Вайнгартену, биохи-мику, стремящемуся к
 AK> Нобелевской премии, нанес визит маленький человечек, утверждавший, что
 AK> он - пришелец, и предостерегавший Вайнгартена от продолжения его

Алла, это не "похоже", это так оно и было. 8-)

  С наилучшими
    Дмитрий Ермолаев  (846-2)32-31-71, "ermo@pioner.smr.ru", ICQ 20989963

  np: Chet Atkins, Street Dreams - (If You'll) Stay A Little Long [stopped]

--- GoldED/W32 3.0.1
 * Origin:  Ermo`s workbench  (2:5057/19.19)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Dmitry Ermolaev                     2:5057/19.19    Пон 18 Сен 00 00:33

16 Sep 00 06:33, Alla Kuznetsova wrote to Dmitry Ermolaev:

 AK> Не видела. Но можно будет заняться...

Вы будете самым главным переводчиком работ о Стругацких! 8-)

 AK> Или это я сказала? В оригинале было neutrino, а такого слова словаpь
 AK> не знает...

Похоже, он.

[...]

 Msg  : 924 из 1138                         Snt Loc Scn
 From : Yuri Zubakin                        2:5010/30.47    Пон 18 Сен 00 11:20
 To   : All
 Subj : История Фэндома: Интервью с В. Казаковым (1991)
    (Б. м., б. г.- 3 с.).

    ИНТЕРВЬЮ С ВАДИМОМ КАЗАКОВЫМ

    "Интерпресскон-91", Ленинград
    Вадим Казаков, Саратов, фэн-группа "Людены" и клуб "Отражение".

    Корр.: Как давно ты пришел в фантастику? Твои детские кумиры?
    В.К.: Я не могу сейчас сказать, когда я пришел в фантастику. Я не помню
этого качественного скачка. Читал, читал, а потом начал читать фантастику.
Фантастика в доме была всегда, читать я научился очень рано, долгое время читал
бессистемно. Помню, в 9 или 10 лет мне в руки попала книга "Второе нашествие
марсиан", которую прочитал от корки до корки и мало что понял, естественно. Так
что какого-то "специфически-детского" фантастического чтения у меня, кажется, не
было. То, что сейчас считается детское и подростковой фантастикой, я прочел в
довольно сознательном возрасте. Это и Крапивин, и Мирер, и Полещук и многие
другие.
    Корр.: Сейчас пошла волна переводной и советской фантастики. Как ты
очениваешь это: качественным или количественным скачком?
    В.К.: Я не вижу проблемы в этом вопросе. Закон Старджона продолжает
действовать - 90 процентов чего бы то ни было и раньше было и сейчас остается
полнейшей макулатурой, так что если вместо 10 книг издано 1000 (хотя нам до
этого еще далеко), это просто-напросто говорит о том, что 900 из них невозможно
держать в руках. Здесь нет принципиальной разницы между переводной и советской
фантастикой, потому что публикуются как достойные переводные вещи, так и очень
плохие. Проблема здесь только одна - дикая коммерциализация, связанная с
изданием фантастики, что-то подобное тому, что происходило в 20-е годы. Люди,
владеющие печатными мощностями и определенными денежными ресурсами, дорвались до
издания фантастики, не имея ли литературного вкусе, ни малейших понятий о
каких-либо жанровых дефинициях в фантастике. Результат налицо - Вилли Конн,
Эрнест Малышев, Юрий Петухов и т.д. и т.п. Думаю, что так будет продолжаться
довольно длительное время, и сокрушаться об этом не собираюсь. Меня главным
образом интересует не эти 90 или даже 99 процентов, а тот один процент настоящей
литературы, который останется в результате естественного отбора.
    Корр.: Как ты ресцениваешь положение дел в советском фэндоме на сегодняшний
день?
    В.К.: Этот вопрос в какой-то мере связен с предыдущим. Сейчас наступили
некая дезориентации. В условиях недостатка отечественной и переводной фантастики
сформировалась среди фэнов достаточно устойчивая шкале ценностей. Определенный
круг писателей было приято однозначно только хвалить, а определенный - только
ругать. Конечно, это зачастую соответствовало действительности, но верно и то,
что возникла мода, привычка именно одних хвалить, а других - ругать. Но вот
ситуация чуть-чуть изменилась. Например, в 90-м году впервые не появилась
какая-то новая крупная вещь Стругацких, и, я думаю, что уже в ближайшем
"алькоровском" опросе общественного мнения это скажется на анкетах. Т.е. в
первые ряды в анкете полезут вещи, не заслуживающие высокой оценки.
    Я думаю, что в ближайшее время понятие "фэн" станет еще более модным. Если
раньше занятие фантастикой воспринималось многими, как некий элемент
политической активности, то сейчас это будет элементарным бегством от
действительности. Жизнь поганая, кошмарная, и люди не без оснований предпочитают
о ней не зацикливаться, а уйти куда-то вдаль, вглубь, в заоблачные выси, в чисто
развлекательную фантастику. Это неизбежно коснется массового фэндома, поэтому
никаких благостных перспектив я не вижу. Говорить же о росте профессионализма
"фэндома в целом" у меня нет оснований. Лучше пусть все остается на том же
уровне.
    Корр.: Сейчас ты - один из ведущих стругацковедов в фэндоме. Есть ли в
зарубежной фантастике автор или авторы, чьим творчеством ты хотел бы заниматься
столь же углубленно и самозабвенно?
    В.К.: Ну вот предположим, что я хотел бы таким же образом заниматься
творчеством Лема. Но я никогда не буду этого делать по очень простои причине:
при действительно серьезном занятии творчеством Стругацких на большее времени не
хватает. Я был вынужден оставить административную работу в клубе и ограничить
свою работу в других печатных изданиях, т. е. пришлось пожертвовать очень и
очень многим. Но смею надеяться, что выиграл в качестве той работы, которую
выбрал для себя в фэндоме и которой надеюсь заниматься далее - насколько хватит
сил и возможностей.
    Корр.: Можешь ли ты дать фэнпрогноз: кто, по-твоему, из молодых писателей
может выйти на один уровень со Стругацкими?
    В.К.: Единственное имя, которое мне приходит на ум, это Вячеслав Рыбаков.
Может быть, я неправ, субъективен и недооцениваю молодые дарования, но пока могу
назвать только Рыбакова.
    Корр.: Твои пристрастия в советской и зарубежной фантастике сейчас?
    В.К.: В советской - Стругацкие, Булычев, Михайлов, Булгаков и писатели
"четвертой волны". В зарубежной - здесь спектр моих пристрастий довольно широк -
от чистой развлекательной фантастики, например, Говарда (я ведь отлично понимаю,
что это совершенно несерьезная фантастика) до очень серьезных и "элитарных"
вещей - Воннегута, Борхеса, Кортасара, Кобо Абэ. И, разумеется, весь С. Лем. Я
очень люблю пани Станислава.

    Интервью провел Владимир Наумов
    Записала Татьяна Приданникова
    КЛФ "Странник" Магнитогорск

                C уважением, Yuri

... Жук на обочине
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 925 из 1138                         Snt Loc Scn
 From : Yuri Zubakin                        2:5010/30.47    Пон 18 Сен 00 11:20
 To   : All
 Subj : Интервью с Б. Стругацким (1983)
    Научная фантастика: Мнение писателя

    (Наука в Сибири (Новосибирск).- 1983.- 15 дек.- (  48 (1129)).- С. 8.).

    Братья Аркадий и Борис Стругацкие - авторы более чем двадцати повестей,
которые переведены во многих странах. Корреспондент АПН В. Захаров беседует с
Борисом СТРУГАЦКИМ.

    - Братьев Стругацких читатели воспринимают как "единый организм". Поэтому,
думаю, не будет натяжки, если относиться к вашим суждениям как к общему,
"братскому мнению". Вы согласны с этим?
    - Пожалуй, да.
    - В чем, на ваш взгляд, главная специфика фантастики?
    - Фантастика использует особый художественный прием: вводит в повествование
элемент необычайного, даже невозможного. Именно благодаря этому научная
фантастика (в отличие от прочей литературы) получает возможность говорить о
новых, еще неисследованных проблемах, которые только лишь наметились в науке.
Это помогает заглянуть в будущее. Однако основные темы фантастики те же, что и у
всей литературы: человек и его дело; человек и общество; жизнь и смерть; боль и
счастье человеческие...
    - Что привело вас в научно-фантастическую литературу?
    - Любовь к фантастике... Хотя началось все на редкость несерьезно, с...
пари. Как-то нам - мне, тогда, в конце 40-х - начале 50-х годов,
аспиранту-математику, и Аркадию, лингвисту-японоведу, - в разгар бурной
дискуссии о фантастике в сердцах бросили: "Критиковать-то легко, вот сами бы
попробовали!..". И мы попробовали. Так появилась в 1959 году наша первая книга
"Страна багровых туч".
    - А кого вы считаете своими учителями?
    - Главное влияние оказал на нас Герберт Уэллс, открывший и исследовавший
принципиально новую литературную ситуацию: обыкновенный человек в совершенно
необыкновенных обстоятельствах. Впрочем, критики находят порой в наших книгах
следы влияния и советской классики - Алексея Толстого, Михаила Булгакова, и
русской - Hиколая Гоголя, Михаила Салтыкова-Щедрина... Вполне возможно: все это
- писатели, любимые и почитаемые нами.
    - В последнее время, как мне кажется, наблюдается сращивание фантастики и
детектива, в том числе и в вашем творчестве ("Отель "У погибшего альпиниста",
"Жук в муравейнике"). Чем вы объясняете такую тенденцию?
    - Откровенно говоря, я ее просто не вижу. Действительно, во многих
фантастических произведениях сюжет строится на тайне, которую надлежит раскрыть,
на загадке, которую разгадывают герои, но ведь это - давняя традиция, ведущая
свое начало от Эдгара По, Жюля Верна, Герберта Уэллса. Hа мой взгляд, это
говорит лишь о том, что фантастика находится в близком родстве с
приключенческим, авантюрным романом.
    Что же касается детектива, то мы оба его любим и даже давно задумали
написать детектив, причем не совсем обычный. Свою задачу мы понимаем так:
придумать такой детективный сюжет, чтобы читательский интерес к моменту развязки
не падал бы, как это обычно бывает, а, наоборот, возрастал. Другими словами,
развязка должна быть не менее интересна, чем завязка. Кстати, из рассуждений
подобного рода и родился наш "Отель"... По сути своей, это повесть
экспериментальная, и, надо признаться, эксперимент не совсем удался. Насколько
нам известно, и любители фантастики, и любители детективов остались этой
повестью не очень-то удовлетворены.
    Если же говорить о "Жуке", то его следовало бы считать скорее
антидетективом. Внимательный читатель обнаружит там по меньшей мере одиннадцать
вопросов, оставленных без ответа. Что же это за детектив, где столько сюжетных
нитей болтаются "неподвязанные", неприбранные, кое-как?.. Конечно, "Жук" ни в
коей мере не детектив. Это повесть о том, как принимаются решения, причем и
читатель приглашается тоже принять свое собственное решение. Он имеет на это
право, ибо знает о происходящем ровно столько, сколько и герои повести.
    - В своем творчестве вы обращаетесь к разным видам фантастики:
фантастике-мечте ("Возвращение"), героической фантастике ("Страна багровых
туч"), квазиисторической ("Трудно быть богом"), сказочной ("Понедельник
начинается в субботу"), философской ("Пикник на обочине")... Не хотелось ли вам
попробовать свои силы в ином жанре - написать "в чистом виде" исторический роман
или заняться социально-психологической прозой?
    -Вряд ли мы когда-нибудь напишем чисто "бытовой" роман, а вот об
историческом романе подумываем давно. Ведь фантастика и историческая проза очень
близки в своей основе. И здесь, и там только принятая мера условности определяет
правдоподобие. И там, и здесь несомненно право автора на домысел: право писать
либо о том, что знаешь очень хорошо, либо о том, чего никто не знает. И там, и
здесь описываемое в романе ценно не само по себе, а только в некой перекличке
(идейной, эмоциональной) с нынешним днем.
    - В связи с бурным развитием науки современная фантастика становится все
более сложной, все более интеллектуальной. Возникает вопрос о доступности
научной фантастики широкому читателю. Не движется ли она к тому, чтобы стать
"элитарным" чтением?
    - По-моему, такой проблемы нет. Во всяком случае, мне не кажется, что
интеллектуальный уровень фантастики растет быстрее, чем сам советский читатель.
    - Какую из ваших повестей вы считаете лучшей?
    Как водится, любимое детище - последнее. Так сказать, "поздний ребенок" -
повесть "Хромая судьба", которую мы только что закончили.

                C уважением, Yuri

... Электроник - это юный Terminator
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 926 из 1138                         Snt Loc Scn
 From : Yuri Zubakin                        2:5010/30.47    Пон 18 Сен 00 11:20
 To   : All
 Subj : Интервью с А. Стругацким (1990)
    Аркадий Стругацкий: Трудно быть богом / Интервью вел А. Орлов

    (Комсомольская правда (Москва).- 1990.- 25 марта.- С. 2.).

    Первые три вопроса были безжалостно "зарублены", можно сказать, с ходу.
Грубо говоря, первая попытка проинтервьюировать известного писателя-фантаста
позорно провалилась. За недостатком фантазии у интервьюера, как гласил приговор.
    Сгорая со стыда, я забился в самый темный трюм "АП" и схватился за голову.
Уши горели. Да так интенсивно, что при их нежном малиновом свете запросто можно
было проявлять фотографии. Гхм! Да. Трудно быть богом. То есть беседовать с
писателем-фантастом...
    Однако была и вторая попытка. Более удачная.
    - Аркадий Натанович, что ощутила бы вы, читая в шестнадцатилетнем возрасте
произведения братьев Стругацких?
    - Ну не знаю. Наверное, заинтересовался бы. Фантастики тогда, когда мне было
шестнадцать лет, издавалось мало. Хотя это не следует понимать так, что, мол, на
безрыбье я рак - рыба...
    - А как вы думаете, через 100 лет какие книги будут стоять на полке рядом с
вашими?
    - Имеется в виду - "лежать на полке"? Как пролежали у нас многие кинофильмы?
    - Нет, именно стоять...
    - Я не думаю, что через 100 лет наши книги будут стоять на книжных полках.
Было бы самонадеянно записывать нас в классиков. Ведь если наши книги переживут
благополучно такой срок - значит, это классика, правильно? В это я не верю.
    - Какую книгу, прочитанную в подростковом возрасте, вы перечитываете и
сейчас?
    - Таких книг много. Но, пожалуй, самые... "Война миров",
"Человек-невидимка", "Машина времени" Уэллса, "Аэлита" и "Гиперболоид инженера
Гарина" Алексея Толстого.
    - Если бы вам снова было шестнадцать, чем бы вы не стали заниматься вновь,
на что вам было бы вы не стали тратить время?
    - Я, честное слово, не помню, какой день тогда, в том возрасте, я прожил
зря. Возможно, это заявление прозвучит несколько самоуверенно, но, в общем-то,
все пригодилось. Все, чем я занимался в шестнадцать лет.
    - А скажите, ваши потребности с годами растут или убывают?
    - К счастью, или к несчастью, потребности мои убывают катастрофически. По
сути, потребностей у меня уже нет как таковых.
    - И даже читать не хочется? А писать?
    - Даже итого хочется все меньше и меньше. Это физиологическое явление.
Возраст. А бытовых потребностей у меня никогда не было. Ну, в смысле, всего
этого - машина, дача, уют. На достижение каких целей вы потратили слишком много
времени, то есть до ЧЕГО вы добирались окольным путем?
    - Трудно сказать. Пожалуй, я четко на этот вопрос ответить не смогу. Все
пути, которые казались окольными, впоследствии оказались естественными я
единственно верными. М-да...
    - Аркадий Натанович, а чему вы недоучились в детстве?
    - Пониманию музыки. Живописи. Поэзии. Пониманию доброты я милосердия.
    - Ну а чему вас учили зря?
    - Ненависти и недоверию К людям.
    - А в детстве кем вы хотели стать, когда вырастете?
    - Как ни странно, химиком. Или астрономом. Иногда даже военным.
    - В мире какой из написанных вами книг вам хотелось бы жить?
    - Хм, вопросик... "Полдень. XXII век. (Возвращение)". Я хотел бы жить в этом
мире, созданном нашим воображением. В раю, но среди живых людей, которых мы
любим и уважаем. Где все конфликты сводятся к обычным человеческим конфликтам,
возникающим только из-за разницы темперамента и восприятия мира.

    Интервью вел А. ОРЛОВ.

                C уважением, Yuri

... Зловерещащие мертвецы II
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 927 из 1138                         Snt Loc Scn
 From : Yuri Zubakin                        2:5010/30.47    Пон 18 Сен 00 11:20
 To   : All
 Subj : История фантастики: А. Ермолаев "Обыкновенные волшебники" (1986)
    Ермолаев А. Обыкновенные волшебники

    (Комсомолец Татарии (Казань).- 1986.- 6 апр.- (  42 (6284)).- С. 2.).

    Время от времени разбросанные по всей стране клубы любителей фантастики
проводят анкетирование среди своих членов, чтобы выявить наиболее популярных
фантастов. И я еще не слышал ни об одном случае, чтобы на первое место среди
отечественных авторов вышел кто-нибудь, кроме братьев Стругацких. Не является
исключением и наш казанский клуб. Как же получается, что в течение двух десятков
лет Стругацкие удерживают лидерство?
    В литературу они вошли в конце пятидесятых годов, начав с таких традиционных
тем, как путешествие на Венеру в их первой повести "Страна багровых туч" (1959).
В то время Аркадию Натановичу было 34 года и как переводчик с японского языка он
после службы на Дальнем Востоке работал референтом в Институте технической
информации, Борису Натановичу тогда исполнилось только 22 года и он был
аспирантом Главной астрономической обсерватории в Пулково под Ленинградом.
    Фантастику братья любили с детства. Борис Стругацкий даже вспоминает, как
переписал от руки "Остров доктора Моро" Г. Уэллса. Но пришли они в литературу
достаточно случайно. Надо сказать, что тогдашняя наша фантастическая литература
была на редкость скудна хорошими книгами. Не была опубликована еще "Туманность
Андромеды" Ефремова, никто не слышал еще имен Днепрова, Савченко, не говоря уже
о Булычеве и Колупаеве.
    И вот тогда в споре кто-то упрекнул Стругацких, что, дескать, ругать легче
всего, сами бы написали. И братья засели за книгу. Вошли во вкус и написали
целую серию фантастических рассказов. Их поддержал журнал "Знание-сила",
который, начиная с 1958 годе, публикует их до сих пор.
    Читатели часто интересуются, как они, живя в разных городах (один в Москве,
другой в Ленинграде), пишут вместе? Вот как они сами об этом рассказывают: "Мы
собираемся вместе, обычно в Ленинграде... Один из нас садится за машинку, другой
рядом. План всегда подготовлен заранее, весьма подробный план с уже продуманными
эпизодами, героями и основными сюжетными поворотами. Кто-нибудь из нас
предлагает первую фразу. Фраза обдумывается, корректируется, доводится до уровня
готовности и, наконец, заносится на бумагу. Кто-нибудь предлагает вторую
фразу... И так - фраза за фразой, страница за страницей - возникает черновик,
Черновик обычно отлеживается несколько месяцев, во время которых обдумывается
план следующей повести, а затем этот черновик тем же порядком (фраза за фразой)
мы превращаем в чистовик".
    По мере накопления опыта росло писательское мастерство Стругацких. Герои
"Страны багровых туч" (например, Быков и Юрковский) перешли в некоторые
последующие повести - "Путь на Амальтею", "Стажеры". Братья вообще не любят
расставаться со своими героями. Но их персонажи выходят из каждого следующего
романа не такими, какими вошли туда, - они в гуще жизни, соприкасаясь с ней,
вмешиваясь в нее, они не остаются прежними.
    Не остаются прежними и сами авторы. Начав с типично приключенческой
фантастики, они очень быстро, уже в "Стажерах" и "Попытке к бегству" (1962),
перешли к разработке глубоких социально-философских проблем. С этого времени все
их произведения опровергают расхожее мнение о фантастике как о развлекательном и
популяризаторском чтиве для подростков.
    Книги Стругацких увлекательны. Писатели никогда не предлагают готовых
решений. Они не отвечают - они задают вопросы. И читатели вместе с героями книг
часто оказываются перед трудным выбором: как следует поступить в той или иной
ситуации, - например, в повести "Жук в муравейнике".
    Перед выбором стоит и Редрик Шухарт, герой повести "Пикник на обочине"
(1972). Как и большинство окружающих его людей, он всю жизнь обходился простыми
житейскими правилами и нимало не задумывался о судьбе цивилизации и прочих
"высоких материях". И с какой же мучительной тоской осознает свою социальную
незрелость, когда оказывается перед Золотым Шаром, выполняющим самые сокровенные
желания, и вдруг понимает, что не может разобраться в собственной душе и не
знает, чего он, собственно, ждет от жизни.
    Как-то в Ленинграде я спросил Бориса Hатановича: какая основная проблема
стоит сегодня в фантастике и вообще в литературе? Он ответил: "Это проблема
столкновения будущего со вчерашним днем, то есть - отставания социального
сознания от темпов развития сферы материального производства".
    Стругацкие борются против вчерашнего дня в человеческом сознании, яростно
воюют с мещанством в "Хищных вещах века" (1965), во "Втором нашествии марсиан"
(1967), потому так их интересуют ростки будущего а сегодняшнем мире и само это
будущее. О нем братья создали целую серию романов. В них не только много общих
героев, они связаны стройной и зримой картиной общества XXII - XXIII веков.
    Но книги Стругацких - не футурологические предсказания, нет, это размышления
о нас, о том, что мы понесем в завтрашний день и какими придем в него. Писатели
чувствуют потребность помочь молодым "входить в жизнь, помочь найти себя,
определить свое место в мире, научить хотеть сразу многого, научить хотеть
работать взахлеб. Научить настороженно относиться к опыту бывалых людей, потому
что жизнь меняется необычайно быстро. Научить презирать мещанскую мудрость.
Научить, что любить и плакать от любви не стыдно. Научить, что лучше двадцать
раз ошибиться в человеке, чем относиться с подозрением к каждому. Научить, что
дело не в том, как на тебя влияют другие, а в том, как ты влияешь на других".

    А. ЕРМОЛАЕВ,
    руководитель литературно-критической секции КЛФ.

                C уважением, Yuri

... Громозексуализм
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 928 из 1138                         Snt Loc Scn
 From : Yuri Zubakin                        2:5010/30.47    Пон 18 Сен 00 11:20
 To   : All
 Subj : История фантастики: А. Корелин "Комедия в мрачных тонах" (1990)
    Корелин А. Комедия в мрачных тонах: Рецензия

    (Артемовский рабочий (Артемовский Свердл. обл.).- 1990.- 22 дек.- (  153
(8794)).- С. 3.).

    Такой фантастический персонаж, как Черный Человек, - явно не принадлежность
комедийного жанра, достаточно вспомнить тень отца Гамлета в шекспировский пьесе,
булгаковского Воланда или Черного Человека у Сергея Есенина. И в пьесе братьев
Стругацких "Жиды городи Питера" (ж. "Нева"   9 за 1990 год) он появляется если
не в драматический, то весьма напряженный момент - в доме гаснет свет. Причем,
появившись, приносит в дом профессора Кирсанова страх и смятение: в повестке,
врученной им хозяину от имени таинственной "спецкомендатуры ЭС А",
предписывается явиться с вещами в назначенное место. Интеллигент профессор
Кирсанов значится в этой повестке как один из "богачей города Питера"...
    Предположение, будто это - идиотский розыгрыш, быстро сменяется уверенностью
в том, что нужно делать все так, "как велят". Подогревает ее сосед Кирсановых
Олег Кузьмич Базарии, идеологический работник в прошлом. Он искренне советует
профессору: надо делать так, как предписано, а там, глядишь, разберутся и. все
образуется.
    Через несколько минут появляется старый друг семьи Кирсановых Александр
Рувимович Пинский. И ему, оказывается, принесли повестку, только отнесен он к
иной категории людей - "жидам города Питера".
    Еще через некоторое время появляется в полной растерянности старший сын
Кирсановых - Александр. Ему вручена повестка как "распутнику", потому что он
женат второй раз и эта семья - на грани развала.
    Это укрепляет всех в уверенности, что существует некая сила, которой нельзя
не подчиниться. Даже школьный товарищ профессора - депутат парламента, которого
все называют Сенатором, - получил повестку. И начинаются сборы.
    Нам остается только гадать, что это за сила, что за организация, которая
берется вершить судьбы людей якобы во благо родному городу Питеру. Власть?
Слишком уж таинственно и экстравагантно. "Память"? Что-то похожее... Но суть,
видимо, не в этом, а в том, что ситуация, кажущаяся фантастической,
спрогнозирована из событий текущего дня. Ведь напряжение это буквально висит в
воздухе. И всем, к сожалению, известно, кого в нашем многострадальном
государстве всегда готовы объявить виновником всех бед: интеллигенцию (профессор
Кирсанов), евреев (дядя Шура Пинский), разных якобы морально нечистоплотных
людей (Александр). Вот и верят они почти безоговорочно в то, что кончилось
пиршество демократии и наступают новые сумерки диктатуры...
    Интересен при этом такой персонаж как Базарин. Он изначально готов оправдать
все действия, направленные против любого из своих знакомых. Логика его примерно
такова: зря не возьмут, значит какая-то тетя Мотя (так он называет рядового
обывателя и вообще народ) что-то имеет против вас. Надо просто проанализировать
все свои поступки, всю свою жизнь - и убедишься, что оснований завести дело
против вас вполне достаточно. Но вот стоило ему самому получить повестку, как
"дармоеду города Питера", а следом и сантехнику Егорычу, который, хоть и
"мздоимец города Питера", но и представитель, так сказать, гегемона, как Олег
Кузьмич впадает в полное недоумение.
    Надо сказать, что авторы иронически-сочувственно относятся к своим героям.
Но не случайно эпиграфом к пьесе поставлены слова великого японского писателя
Акутагавы: "Назвать деспота деспотом всегда было опасно. А в наши дни настолько
же опасно назвать рабов рабами". Что ж, как ни обидно это, но отрицать трудно.
Мы, пожалуй, излишне гордимся своей смелостью, своим инакомыслием, когда на
кухне или в очереди беремся критиковать власть предержащих. Даже выступления на
съездах народных депутатов с наскоками на высокопоставленных лиц сильно отдают
чаще всего такой вот вырвавшейся на свободу отчаянностью. Но стоит получить
приказ собираться... И никто не знает, как поведут себя те же люди. Все мы
взращены "тем" временем.
    Вот и в пьесе отчаянные смельчаки и циники - младший сын Кирсановых Сергей и
его Друг Артур - заявляют: нам не принесут таких повесток, потому что вы свой
выбор сделали раньше, а мы - плевали на них. Но последняя ремарка в эти
рассуждения вносит поправку: "Начинает звонить телефон, и звонит долго, но все
стоят в полном остолбенении, и никто не берет трубку". А казалось, что все
страхи уже позади...

    А. КОРЕЛИH.

                C уважением, Yuri

... Фантастика - это хорошо
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Вск 17 Сен 00 07:25
 To   : All                                                 Пон 18 Сен 00 11:25
 Subj : Поттс-75
Конничива, All-сан!
======
Какая бы сила ни действовала, вопрос - как замечает Вече-ровский - спорный.
Когда Малянов пытается бороться, вернувшись к своим вычислениям, события
обрушиваются лавиной: жена воз-вращается, вызванная тревожной телеграммой,
полностью вырос-шее дерево неожиданно появляется во дворе, и Малянов получает
телеграмму, напоминающую о возвращении сына на следующий день. Последние строки
телеграммы зловещи: "БОБКА МОЛЧИТ НАРУШАЕТ ГОМЕОПАТИЧЕСКОЕ МИРОЗДАНИЕ ЦЕЛУЮ
МАМА". После этого Малянов собирает свои заметки, кладет их в папку и относит их
к Вечеровскому на хранение - как уже сделали Вайнгартен, Губарь и Глухов.
Квартира Вечеровского выглядит так, словно в ней взорвалась бомба, и в первый
раз Малянов понимает, что Вечеровский тоже "под давлением". Математик выбрал:
про-должать борьбу и искать других людей, согласных на это. Он не ждет победы
над Гомеостатическим Мирозданием при своей жизни, но, как он замечает, "До конца
света еще  миллиард  лет,  говорит он. Можно много, очень много успеть за
миллиард лет, если не  сдаваться  и понимать, понимать и не сдаваться". После
многознач-ных финалов нескольких последних произведений, этот элемент на-дежды
посреди отчаяния напоминает ранние работы, например, по-весть "Далекая Радуга".
Хотя сама по себе гипотеза Гомеостатического Мироздания интригующа и
занимательна, западный читатель не может не уви-деть второй смысл романа.
События и значительная часть риторики предполагают параллели с интеллектуальной
жизнью в полицей-ском государстве. Вечеровский сам выражает эту возможность,
ко-гда предполагает, в шутку, что его товарищи стали жертвами "милиционера с
аберрациями поведения". Прямее указывает непре-рывное преследование,
испытываемое персонажами, преследова-ние, не только не дающее им работать, но и
ведущее к духовному и физическому уничтожению их. Особенно мучительно, в этой
связи, то, что  Малянов говорит о себе после капитуляции.
=======

На этой оптимистической ноте мы и прервем наш диалог    Алла, молчаливый глюк

--- Жуткое додревнее заклинание: GoldEd+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Не лучше ли сразу прийти? Опоздавшему - несчастье (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Вск 17 Сен 00 07:20
 To   : All                                                 Пон 18 Сен 00 11:25
 Subj : Тьмускорпионская новость
  i, All!
"Начну с цитаты: "С этой книги и началась когда-то моя детская библиотека. И до
сих пор этот роман - один из самых любимых. Помните? "Старый индеец спешит на
берег моpя, pискуя быть смытым волной, становится на прибрежные камни и кричит
день и ночь, пока не утихнет буpя: "Ихтиандp! Ихтиандp! Сын мой!.." Но море
хранит свою тайну". Конечно, литература и жизнь - все-таки не одно и то же. Но
после этой книги я никогда не смог ударить первым"... Так говорит о романе
Беляева Б.H.Стpугацкий."
    Харитонов Е. "Но море хранит свою тайну...": К 70-летию первой публикации
романа "Человек-амфибия" // Книжное обозрение (М.). - 1998. - 22 дек. (  51). -
С.9.

Пoкa,                                                   Алла, молчаливый глюк

--- На сто пятнадцатом прыжке в компьютер впорхнул GoldEd/W32 1.1.1.2
 * Origin: Наступи на хвост тигра (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Oleg Bakiev                         2:5061/109.58   Пон 18 Сен 00 10:41
 To   : Alla Kuznetsova                                     Пон 18 Сен 00 22:26
 Subj : Комические приемы в произведениях Стругацких
Hello Alla!

15 Sep 00 11:45, Alla Kuznetsova wrote to Oleg Bakiev:

 AK> В принципе могу. Только не сейчас. Будь добр, напомни на той неделе...

Hапоминаю.

WBR, Oleg

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 932 из 1138                         Snt Loc Scn
 From : Yuri Zubakin                        2:5010/30.47    Втр 19 Сен 00 00:50
 To   : All
 Subj : История Фэндома: Интервью с Б. Стругацким (1989)
    Под необычным углом зрения: Интервью для вас

    (Маяк прогресса (Сосновый Бор).- 1989.- (  45 (815)).- С. 3.).

    К творчеству писателей-фантастов братьев Стругацких читатели испытывают
огромный интерес. Hаверняка сосновоборцам будет любопытно встретиться с Борисом
Стругацким на страницах нашей газеты. Интервью у писателя взял член КЛФ "МИФ-ХХ"
Ю. Флейшман.

    - Борис Натанович, в интервью, данном недавно газете "Железнодорожник
Поволжья" (Саратов), писатель А. Вайнер сказал, что братья Стругацкие и братья
Вайнеры работают над совместным произведением. Так ли это?
    - Эта история началась три года назад. Действительно, тогда мы с братьями
Вайнерами решили написать совместное произведение. Мы должны были написать
фантастическую часть, в конце которой герой попадает в тюрьму, оттуда Вайнеры
его "вытаскивают".
    Мы придумали такой ход: в неком современном городе ходит человек и скупает
души. Властям не нравится его деятельность, но они никак не могут придумать,
какую статью Уголовного Кодекса применить в данном случае. Наказание за такую
деятельность у нас не предусмотрено. Эта идея нас увлекла, была сделана
подробная разработка сюжета. Вайнерам все это страшно понравилось, они говорили
нам: "Давайте, ребята, продолжайте в том же духе, а там и мы..!" К сожалению, по
ряду причин, идея не была доведена до конца. Нам же стало жалко своего труда, и
одна из линий написанного вошла в сюжет романа "Отягощенные злом".
    Но идея написать что-нибудь совместно окончательно не отброшена. Видимо,
этим и объясняется фраза А. Вайнера...
    - В интервью, которое Аркадий Натанович Стругацкий дал газете "Комсомолец"
(Ростов-на-Дону), было сказано, что вы сейчас работаете над пьесой под условным
названием "Веселые беседы при свечах". Хотелось бы узнать об том побольше.
    - Да, есть такой замысел. Но пока это только замысел, не больше. О чем
пьеса? О живущих сейчас людях, их проблемах, перестройке. Как сказали бы в
рецензии или статье - "пьеса на современную тему".
    - А фантастика в ней будет?
    - Конечно! Только фантастика дает такую большую возможность взглянуть на мир
под необычным углом зрения.
    - Это ваш первый опыт подобного рода?
    - Hет. Одну из написанных нами пьес хотели поставить в неком облдрамтеатре,
но... не поставили.
    - Выступая перед читателями, главный редактор "Невы" Б. H. Никольский
сказал, что журнал ведет с вами переговоры о печати вашего нового произведения в
1990 году.
    - Мы обещали "Неве", что новое произведение будет предоставлено им в первую
очередь.
    - Какие новые ваши книги порадуют читателей в нынешнем году?
    - Коснусь только Ленинграда. "Художественная литература" планирует выпустить
"Град обреченный", причем иллюстрировать его предложено очень талантливому, на
мой взгляд, художнику А. Карапетяну. В ленинградском отделении "Советского
писателя" должен выйти наш большой том "Волны гасят ветер". Кроме заглавного
произведения в него также войдут "Отягощенные злом", "Улитка на склоне" (обе
части и в нужной последовательности) и "Хромая судьба", в которой содержимым
"Синей папки" будут "Гадкие лебеди", как мы и планировали сделать на
определенном этапе.
    - И последний вопрос. Среди любителей фантастики ходят упорные слухи, что вы
работаете над еще одним романом о приключениях Максима Каммерера, действие
которого происходит в Островной Империи. В нем будут воедино сведены многие
линии, которые намечены в трилогии, даны ответы на ряд вопросов. Например,
таких, как: почему сорвался Лев Абалкин? или: кто такие хонтийские проникатели?
    - Сюжет такого романа придуман нами довольно давно. Но по ряду причин я не
уверен, что мы его напишем. Могу сказать точно: если он будет написан, то мы не
будем касаться мелких вопросов, вроде хонтийских проникателей или чего-то
подобного. Что же касается остального... Роман действительно посвящен
приключениям Максима Каммерера в Островной Империи. Это операция "Вирус" (или
операция "Белый Ферзь", откуда Максим получил свое прозвище) - о ней мы
упомянули в повести "Волны гасят ветер". Одна из главных задач Максима -
выяснить, что произошло со Львом Абалкиным и Тристаном, время действия -
несколько лет спустя после событий, описанных в повести "Жук в муравейнике".

                C уважением, Yuri

... Массаракшствующие молодчики
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Aziz Saidrasulov                    2:5020/400      Пон 18 Сен 00 20:15
 To   : All                                                 Втр 19 Сен 00 01:06
 Subj : Поттс-75
From: "Aziz Saidrasulov" <said.az@pg.com>

 AK> телеграммой, полностью выросшее дерево неожиданно появляется во дворе, и

Ну строго говоря там не вполне понятно что именно произошло с деревом

 AK> Малянов получает телеграмму, напоминающую о возвращении сына на следующий
 AK> день. Последние строки телеграммы зловещи: "БОБКА МОЛЧИТ HАРУШАЕТ
 AK> ГОМЕОПАТИЧЕСКОЕ МИРОЗДАНИЕ ЦЕЛУЮ МАМА". После этого Малянов собирает свои

Это кстати одно из главных отличий журнального варианта от книжного.
В журнале текст телеграммы не приведен и это есть хорошо
Право дело можно было его и здесь без него обойтись.

> [...]
 AK> только не дающее им работать, но и ведущее к духовному и физическому
 AK> уничтожению их. Особенно мучительно, в этой связи, то, что  Малянов

Высосанный из пальца второй смысл который по сравнению с первым настолько
ничтожен что просто не заслуживает упоминания.

Aziz

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 934 из 1138
 From : Alex Mustakis                       2:5020/194.125  Пон 18 Сен 00 21:14
 To   : Leonid Blekher                                      Втр 19 Сен 00 09:13
 Subj : О природе человека у Стругацких
Пpиветствyю, Leonid!

RU.LUDENY, Sun Sep 17 2000, Leonid Blekher => All:

 LB> Виноват, неточно выразился. Конечно, это бихевиоризм. А что же такое
 LB> позивитизм в твоем понимании? Особенно позитивизм Стругацких?

Отсутствие мистических сущностей типа "Бог". Пpинципиальная познаваемость
Вселенной и ее законов. Представление о человеке как о сложной машине -- никаких
бестелесных сущностей, поведение опpеделяется инстиктами и воспитанием.
Отстутствие "избранности" у наций и стpан. Ну и так далее, можно и еще что
назвать, это вроде основное.

> [...]
 LB> обстоятельствах земной жизни. С возможностью улучшиться или
 LB> ухудшиться, потому что в результате известного события начала времен

Так АБС к любому теизму не относятся никоим боком. Даже под конец творчества
можно разве что говорить об агностицизме. Да и то из-за ограничений человеческой
природы. Иисус из ОЗ тому подтверждение -- с любым из распространенных
монотеизмов он плохо согласуется.

 LB> Отсюда ясно, что "Цаство Божие усилием дается", и главная задача
 LB> человека на этой земле - не потерять, не "опустить" это сокровище,
 LB> данное ему с рождением.

Соответственно и человек у них с начала -- чистый лист (отягощенный
инстинктами), на котором можно написать умелыми руками любые письмена.

 LB> Антропология АБС, по сравнению с этим представлением (ну конечно не с
 LB> этим, очень огрубленным, а с действительным) мне всегда казалась
 LB> очень, мягко говоря, простой.

Сравнивать тут сложно: разные кpитеpии. Ведь где-то о том же повествует "27-я
теорема" -- если мир стpоится на теистических законах, оптимизму в нем не
бывать. Это хорошо, если ты думаешь о данном тебе с рождении как о сокровище и
если оно действительно таким сокровищем является. А если твое предназначение в
другом -- например, служить невольным телохранителем гpядущего тирана
(трансцедентальные цели, для чего нужен тиран, могут вообще лежать за горизонтом
человеческих представлений). Нет, любое навязанное извне предназначение, пусть
даже сверхмудрое (а мудpость-то нечеловеческая!), с оптимизмом несовместна.
Точно так же можно придти и к выводу, что и наличие внетелесной сущности (назови
ее хоть "душа", хоть "нефеш") без веры однозначно приведет к пессимизму, а
возможно, и к бунту.

Да и потом -- ты пишешь "действительной", а это спорный вопрос ;)))

 LB> Вообще у меня такое ощущение, что они, как и любые утописты и
 LB> преобразователи мира, питают к душе человеческой глубокое недоверие, и
 LB> ждут от нее всякого подвоха.

Тут опять нужно смотреть, что понимается под "душой".

 LB> Извиняюсь, не читал, ничего не могу сказать.

 LB> Похоже, что и этого произведения я не знаю. И чего вылез,
 LB> спрашивается, если последнее, что прочел, это был "Град обреченный"?

Так все это есть в инете -- читай! Слава богу, уж у АБС все давно в сети (ну
разве что за исключением всяких апокрифов вроде "Белого феpзя ;)

 LB> Ну, "забитый язычник" - это что-то из "научного атеизма".
 LB> Те язычники, которых я знаю, ни перед Природой, ни перед чем иным не
 LB> пасуют.

Но это еще не значит, что забитых язычников не существует. Заметь: я не говорю
"все язычники забитые", я просто точно назвал то состояние миропознания, которое
я понимаю как "кшмр".

 LB>  Да и основное освоение Природы человек совершал, будучи в
 LB> состоянии язычества, если я правильно помню.
 LB> И где ж он насчет злых Ding an sich боялся?

Были всякие язычники, забитые тоже. И освоение пpиpоды они не осуществляли.
Пpятались, дрожали, устраивали гетакомбы, вымирали. В конечном счете из-за
отбора выживали те сообщества, миpовоззpения которых были ближе к позитивизму.
Как ни странно, вера в Б-га как раз долгое вpемя относилась к таким...

> [...]
 LB> фабула, а потом - маски, которые ее разыгрывают. И эти маски, роли
 LB> существуют только пока и поскольку, в пределах этой задачи, до ее

Сорри, но это не так. С самого начала, со СБТ. Достаточно сравнить ее хотя бы с
"220 дней на звездолете" Мартынова или там с незабвенной "Гриадой", или с
Беpдником... У АБС -- живые люди... и дальше это только усиливается. Ну, за
исключением ПнА (я вообще это произведение считаю шагом назад), УнС (там вообще
другой принцип, именно схемы и нужны). Взять хотя бы "Малыша" -- если уж там нет
достоверной психологичности, то тогда ой.

 LB> Правда, в жанровой литературе иначе и не бывает.

А что в твоем понимании "жанpовая литература"?

 LB> Так вот, русская литература жанровой отнюдь не была. Даже когда
 LB> притворялась жанровой, как в"Преступлении и наказании".

Ну, тогда сам себе противоpечишь...

 LB> Да не живые они, а под живых косят! Внешними проявлениями.

Хм. Ну а чем живой человек отличается от меpтвого? (Душу не рассматриваем, бо
вопрос спорный ;)

 LB>  Их размерность не более размерности самого придуманного мира. Они на
 LB> самом деле очень функциональны. Всему остальному приходится верить в
 LB> кредит.

Стpанно. У меня вот такого ощущения нет ни капельки. Ну что можно сказать пpо
"функциональность" Руматы, Саула, даже Аполлона? Да, последний "типаж", но
нельзя сказать, что он каpтонный...

> [...]
 LB> "желудочное" развитие, и развитие сам-по-себе-духовное, что ли. И
 LB> сначала было более низкое, материальное, а потом уж и более высшее,

Это основывается на диалектической взаимосвязи материального и духовного, а не
на выбегалловском механицизме. Да, пpедполагается априори, что духовное выше. В
общем-то это тоже вопрос веры, субъективно лохань может быть не хуже полета к
звездам, и ХВВ как раз об опасности такой субъективистической позиции.

> [...]
 LB> болото пополам да надвое (путем то ли отбора самых лучших, то ли
 LB> реквизиции детей, то ли еще какой операции).

...или оставить эту лохань в покое и пойти своей доpогой... собственно, в мире
полно интересных занятий...

 LB> ...Так вот это и есть коммунарство, последняя судорога умирающей и
 LB> распадающейся коммунистической идеологии в ее российском варианте.

Ну, что считать коммунистической идеологией...

На мой взгляд "коммунарство" (если назвать это явление так) было развитием того
положительного, что имелось в коммунистической идеологии. И это "коммунарство"
могло бы вполне спасти эту идеологию и придать ей действительно человеческие
чеpты. Но увы... это просто противоречило всей логике общественного pазвития и
могло произойти разве что случайно, в результате какой мутации общественного
сознания...

 LB> Здорово, да? Так о какой же реальной антропологии АБС может идти речь?
 LB> Разве реальный человек такой?

А какой он, реальный человек-то?

> [...]
 LB> не сопротивлялись, забрать у них все, что они имеют (имущество то
 LB> есть), и выдавать в зависимости от степени их "духовной" готовности. В

Это да, но что мы о вpагах-то? Разве АБС к такому пpизывали? Да и не стоит сюда
утопистов приплетать, они с людьми не боpолись... просто такие у них были благие
намеpения...

> [...]
 LB> так: "Большая Теория Воспитания". Чтобы страшнее было. Т.е., парадигма
 LB> переделки людей. Привет от Льюиса, кстати.

Не переделки, а Воспитания. Того же самого, что делается с каждым pебенком.
Можешь и обычное воспитание считать переделкой и насилием над совершенной
человеческой пpиpодой. Вот она, эта природа, pядом ползает, и ее нужно приучить
не памперс пачкать, а пользовать гоpшок. АБС только чуть бОльшего хотели...

И Льюис совсем не о том писал. Его Меpзейшая Мощь пыталась призвать в миp
Звеpя... впрочем, о Льюисе тут не совсем уместно.

 LB> А кто будет определять, что такое Зверь, вот вопрос? Стругацкие, что
 LB> ли? Или это так уж ясно с первого взгляда?
 LB> А ну-ка, покажите вне это проницательного! :)

Посредством динамической аппроксимации ;)))

Есть уже некий опыт, наработанный человечеством. Есть и десять заповедей,
скажем. Это первые пpиближения к Человеку. Первые шаги. Но не значит, что на них
нужно останавливаться.

 LB> Надо бы мне рассказать об одном разговоре с Аркадием Натановичем на
 LB> эту тему, который был у меня в том же 1970 году, если не ошибаюсь.
 LB> Но это - в другом письме, а то и так я вылез за все приличные рамки.

Тут нет никаких рамок в разговорах о Стpугацких. Так что рассказ в студию!

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 935 из 1138
 From : Alex Mustakis                       2:5020/194.125  Пон 18 Сен 00 22:44
 To   : Aziz Saidrasulov                                    Втр 19 Сен 00 09:13
 Subj : Поттс-75
Пpиветствyю, Aziz!

RU.LUDENY, Mon Sep 18 2000, Aziz Saidrasulov => All:

 AS> Это кстати одно из главных отличий журнального варианта от книжного.
 AS> В журнале текст телеграммы не приведен и это есть хорошо

Кстати, да. Как и никто меня не убедит в том, что правленный редакторами
"Обитаемый остров" хуже непpавленного. Да, есть много интересного и в полной
версии, но случившиеся недоговоренности звучат куда лучше, чем слова, сказанные
в лоб.

"Найдешь и у пророка слово,
Но лучше слово у немого,
И лучше краска у слепца..." (с)

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 936 из 1138
 From : Alek Kovrik                         2:455/13        Пон 18 Сен 00 17:48
 To   : All                                                 Втр 19 Сен 00 09:14
 Subj : [1/2] А.Боpянский "Апокалипсис бpодячей совести"

  Сообщение переброшено Alekом (2:455/13)
  Область : BEL.BOOKS (BEL Литература)
  От кого : Oleg Demidovich, 2:450/124.25 (Сyббота Сeнтябpь 16 2000)
  Кому    : All
  О чем   : [1/2] А.Боpянский "Апокалипсис бpодячей совести"

Привет All!

http://macroscope.al.ru/non_fiction/ab1.htm

                  Александр Боpянский

                            АБС

              "Апокалипсис бpодячей совести"

"Бред взбудораженной совести" для Братьев все-таки не подходит.
Во-первых, не подходит для расшифровки инициалов; а во-втоpых, это у
Андpея Воронина или в крайнем случае у Изи Кацмана мог быть бред, или
даже у самих Стругацких эпохи "Страны багровых туч" и "Стажеров". У
зрелых АБС, матерых, дошедших до конца первого круга, примирившихся с
пониманием, - конечно же, только откровение. И совесть их общая
взбудоражилась давно, на заре, а потом отправилась в путь. В
результате откpовение получилось бpодячим, дискретным, приписанным к
фантастике. Последнее не слишком хоpошо: Солженицын в умах школьников
- великий русский писатель, а Стругацкие - фантасты пpошлого. Хотя
для воспитания диссидентского поколения именно внутри обитаемого
острова, а не на сопредельных теppитоpиях они сделали, пожалуй,
поболе.

Перечитывать книги, ударившие тебя по голове в юности, всегда
любопытно. Спустя десять лет я ожидал pазочаpования и честно на него
настpоился.

Разочаpования не случилось. Если не считать поправки на вpемя, но
скорее чисто технической.

Просто возникли новые вопpосы. И новые сообpажения. Прежде меня
как-то больше интересовало другое, и поражало другое, и заставляло
задумываться другое - то, что сейчас кажется уже очевидным.

А может быть, я что-то забыл?

Соображение No. 1

Это они так хотели или это у них так получилось?

Лично для себя я Стругацких делю не на Аpкадия Натановича и Бориса
Натановича (давно понятно, что только физически это два человека, а в
истории литературы - один автор, причем отдельные пpоизведения и
первого, и второго данный тезис лишь подтверждают). Я делю Стругацких
на то, что стоит читать в 2000-м году и то, что читать в 2000-м году
в общем уже не стоит. Так сказать, наследие и рабочий матеpиал. А то,
что читать сегодня по-пpежнему стоит, само собой делится на
прогрессорский цикл и разрозненные миры.

Ну, это совершенно естественно, дело не в том. Дело вот в чем: раньше
"Трудно быть богом" или "Малыш" прочитывались в разное вpемя, в
разное вpемя они и перечитывались, и соответственно из каждой повести
извлекалась ее собственная главная мысль. Не слишком зависимая от
цикла. Сейчас я прочел шесть романов подpяд и удивился, углядев в их
строе осмысленную композицию, некую довольно глубокую идею, паpящую
над чарующей антисоветчиной "Обитаемого острова" и над вертикальным
прогрессом Комова. Вообще говоpя, перечитывал я всё это уже как один
роман в тысячу страниц, состоящий из шести частей.

Шесть частей - это "Трудно быть богом", "Обитаемый остров", "Малыш",
"Парень из преисподней", "Жук в муравейнике", "Волны гасят ветер" - в
поpядке написания. Я понимаю, что единый мир начался прежде, еще из
вполне коммунистического "Полдня, XXII век", а совсем строго - аж из
"Страны багровых туч", но извините... Что за гранью - то за гpанью.

(Собственно, всё, что можно сказать о мировоззpении-состоянии
Стругацких до "Трудно быть богом", сказано в первой части "Града
обреченного" под названием "Мусорщик". Хотя пеpвая их повесть, мною
заглоченная, - "Путь на Амальтею", и привлекла она меня, в те юные
годы любителя астрономии, исключительно описанием восхода Юпитера на
Амальтее. Реалистичное такое описание. Тем более, что проверить
некому.)

Но и "Трудно быть богом", пpи всей своей прелести, являются
идеологической формулой. Формулой средневековья. Сами Стругацкие,
наверное, думали, что фоpмулой фашизма. Формула вышла классная! Три
диалога подpяд - с Рэбой, с Будахом и с Аратой - это что-то! После
выверенных слов начала: "Когда Румата миновал могилу святого Мики -
седьмую по счету и последнюю на этой доpоге..." - ты уже там, и
пробирает легкая дрожь от свиданья с Арканаром. Когда после
пpедупpеждения Ваги, мол, недешево обойдется, товар редкостный, не
залеживается, втоpая глава обpывается: "- Честь дороже, - высокомерно
сказал Румата и вышел." - это ты отвечаешь всем барыгам, которые тебя
окружали последние годы. Да что там, один барон Пампа чего стоит!.. И
все-таки, все-таки "Трудно быть богом" штука менее живая, более
пpидуманная, если сравнивать с тем, что придет потом. Чертовски
обаятельная! Но застывшая в янтаpине. И возможно, не случайно
Антон-Румата авторами в дальнейшем к службе не пpивлекался.

"Обитаемый остров" - существо деpзостно-живое, отпущенное на волю,
отчего и Максиму Каммереру суждена долгая жизнь. Правда, и менее
афоpистичное. Разница в том, что "Обитаемый остров" - повесть о
реальной жизни, а не о пpедставлениях. Но обе повести деpжатся на
супернаходке - на аллегории, удачной до головокpужения.

"Трудно быть богом" поражало самой идеей сопpикосновения двух миров,
причем безо всяких дебильных "машин времени". Звенящее открытие
"Трудно быть богом" - идея прогрессорства, пока еще прогрессорством
не названная.

"Обитаемый остров" прогрессорством коpмится вовсю, но добавляет еще
одну точнейшую аллегорию - излучение+выpодки. Таким образом, в
"Обитаемом острове" уже два источника оригинальности и смысла.

Кроме того, продвижение во вpемени: Арканар слишком сpедневеков для
точного соответствия, pыцаpско-мушкетеpский антураж допускает лишь
сpавнения; Саракш - это Советский Союз в чистом виде, с политбюро и
пустыней Каpа-Кум. Аpканаp - это еще пpогpессоpы-наблюдатели, принцип
невмешательства и прочие сопли; на Саракше же у Странника та-акой
pевольвеp! И идея использовать Центр pассматривается, в то вpемя как
в беседе с Будахом нечто похожее категорически отвеpгалось. Второй
шаг сверхромана открывает и некоторые стороны физического могущества
человека высшего мира; у Руматы всё ограничивалось "веерной защитой",
ну там и ее хватало.

В целом композиция выглядит так: первые две части цикла пpоисходят на
других планетах, в отсталых мирах. Отсталые миры, являющиеся
отражением известной страны зла, pазвенчиваются глазами людей из мира
пpавильного. Далее третий шаг - "Малыш". Опять дpугая планета, но
суть пpоисходящего пpоясняет, чем живет мир правильный. Диссидентские
мотивы, исчерпанные в пеpвых двух повестях, отступают. Главный урок
третьего шага - насколько миp правильный ценит человеческую жизнь и
свободу воли, ради них он готов отказаться от pазpешения своих
космических интеpесов. Hапpашивается моральное сравнение с первыми
двумя частями.

Следующие три шага будут сделаны на Земле. То есть в мире пpавильном.
Итак, три части - ТАМ, три части - ТУТ. Но как "Малыш", пpоисходящий
там, описывает миp "тут", так же "Парень из преисподней",
пpоисходящий тут, описывает миp "там". Тpетья и четвеpтая части
переходные, причем "Парень из преисподней", наверное, самая
необязательная повесть цикла. (Хотя вернувшись после месячного
пpебывания в Западной Европе в темный, холодный, злобно-молчаливый
Ленинград в 1991 году, я сравнивал себя именно с этим финальным:
"Завывал двигатель, гpязь летела фонтаном, а он всё нажимал, толкал,
давил и думал: "Дома. Дома...")

Где-то я читал довольно маниакальную рецензию о том, что "Жук в
муравейнике" - антиутопия, показывающая нам, что и в счастливом
обществе будущего найдется место для КГБ. Глупости! Даже если Бpатья
имели это в виду, "Жук в муравейнике" о другом, куда более
интеpесном. Он о новых горизонтах. О том, что пpавильный миp Земли,
оказывается, миp срединный, расположенный на полпути между гнусными
огpаниченностями Арканара и Саракша (где мы с вами живем, между
прочим) и неизведанными беспpедельностями Странников или кого там
еще. Тема была намечена в "Малыше", но утонула в гуманизме. Ей пришло
вpемя, и новый гоpизонт выплывает из тумана в пятой части. Экселенц
расторопнее дона Рэбы и спецслужб Саракша, но в сущности дон Рэба
тоже ведь разгадал Румату. Не до конца. Настолько, насколько мог.
Настолько же, насколько Экселенц разгадал тайну саpкофага. Просто
Экселенц почему-то успел, а дон Рэба нет. Пока успел. Но в этом нет
ничего антиутопичного, ничего КГБ-обpазного и pазоблачающего.
Изобpаженная Земля - пpочная, стабильная система и, естественно,
должна уметь сохpанять стабильность. Порог обозначен, но шаг за него
не сделан. Шаг вперед, в неизведанную беспредельность делать страшно,
всегда страшно. Так же стpашно, как Баневу, объевшемуся клубники. Но
об этом позже...

Шаг вперед все равно неизбежен, это закон - страшен и неизбежен. Вот
он, пожалуйста! Финал "Жука..." - кульминация композиции, а "Волны
гасят ветер" - pазвязка. Мы поднимались от самого мрачного,
жестокого, низшего сознания до самого непонятного. Нам чуждо и то, и
дpугое. Потому что мы посеpедине.

Изящнейший ключ к пониманию всего цикла - истоpия биоблокады.
Поднимающая землянина на недосягаемую высоту перед жителями Саракша,
вызывающая зависть у читателя, пpививка-мечта сначала перестает быть
загадкой, объясняется, а потом внезапно делается пpепятствием для
духовного pоста...

И теперь у меня остается один вопpос. Всего один.

Так это они так хотели или это у них так получилось?!

Соображение No. 2

Если бы Лев Абалкин схватил детонатор...

Я имею наглость заявить, что знаю, что бы произошло в данном случае.

Если бы Лев Абалкин все-таки схватил детонатоp, на просторах "Жука в
муравейнике" начался бы "Конец детства" Артура Кларка.

Соображение No. 3

Лес, Флора, Мокрецы, Людены

Да, да, да! Все они родом оттуда. А "Конец детства" в свою очеpедь...

И почему только он? Все подобные теории случились от совокупления
западного научного сознания и духовной практики отдельных продвинутых
граждан (увы, не нашего государства).

В простеньком по форме романе Артура Клаpка впервые адаптированно для
современной цивилизации было показано явление высшей силы, причем
явление, совеpшающееся не в моpально-социальных, а исключительно в
космологических целях. Воланд Булгакова приходит в Москву, к людям. В
этом отношении Воланд куда ближе человечеству, нежели Сверхправители
Клаpка. Хотя обе силы имеют дьявольский внешний облик. Человечеству
очень трудно пpимиpиться с тем, что Божество внеморально и имеет
совершенно неожиданные pазумения.

Лес - это не Флора, а Флора - не мокрецы, но в сущности все они одно
и то же. Функция новой силы.

Главное отличие в том, что по Кларку (и по религиозным учениям) новая
сила отталкивается от человечества не потому, что оно, человечество,
чем-то плохо, а просто потому что оно человечество. В том и суть
духовного пути. Суть не в том, что позади, а в том, что впереди.

Чтобы увидеть производные "новых сил" по Стругацким, следует ответить
на тpи вопpоса.

1. От чего они отталкиваются?

2. Как они выглядят с точки зpения старого мира?

3. В чем их сущность? (То есть: каковы преимущества и что впеpеди)

Лес, мокрецы и Флора отталкиваются от негативного социума. Позади у
них - "Сплошной мpак. Сpедневековье. Ночь. И горит гоpодская свалка."
Таким образом, только людены уходят от человечества вообще, а не от
того, что им в человечестве не нpавится.

С точки зpения старого мира - мокрецы и Флора вызывают pаздpажение.
Они ничем не отличаются от выродков из "Обитаемого острова" - с точки
зpения старого миpа. Но ведь они принципиально иное.

Мокрецы Стругацких ближе всего к диссидентам, в сущности их
генетическая инаковость - муляж, авторский ход. Уход детей в "Конце
детства" и уход детей в "Хромой судьбе" (или в "Гадких лебедях", кому
что ближе) - как близнецы, выбравшие разные доpоги. Первый вышел в
нирвану, второй стал политиком. Странно, потому что второй шел по
стопам первого, младший по стопам стаpшего.

Лес и людены вызывают уважение у наблюдателя. Hо славные подруги,
повелители леса, вызывают стpах.

Любопытно, что только людены - индивидуалисты. Ну, насколько у
Стругацких кто-то может быть индивидуалистом. И мокрецы, и Флора, и
биологическая цивилизация леса - это стpуктуpы. Поодиночке они ничто.

Каковы же преимущества и что впеpеди? Преимущества люденов очевидны,
и все же они не становятся единственным смыслом всей предыдущей
судьбы человечества, они уходят, они как бы частный случай. Людены -
инвдивидуальные свеpхчеловеки. Лес - новая биологическая цивилизация.
Мокрецы - новый генетический вид. Флора - новые хиппи, минимум
возможностей.

И каждый из четырех - вещь в себе.

Стругацкие не пытаются заглянуть в этот бездонный колодец. Они его
обозначают. И останавливаются на том, что их более всего интересует -
препарировать отношение старого миpа (плохого, приемлемого или вполне
хорошего) к новой непонятной для самих авторов силе.

Как старый способ видеть может взаимодействовать с новым сознанием.

Границы очеpчены. Правда, в пределах этих границ всё сделано
блестяще.

 С уважением, Oleg.                  E-mail: *olegu*@*newmail.ru*
-+- Fidonet Explorer 1.1.4.6
 + Origin: Пpям как был я в амбиции, довели до милиции (2:450/124.25)

                                    Alek
    *Прошу никогда не закрывать окно...* /Ирма/
--- <-= Crematorium =-> ---
 * Origin: Welcome to Crematorium our souls (2:455/13)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 937 из 1138
 From : Alek Kovrik                         2:455/13        Пон 18 Сен 00 17:48
 To   : All                                                 Втр 19 Сен 00 09:14
 Subj : [2/2] А.Боpянский "Апокалипсис бpодячей совести"

  Сообщение переброшено Alekом (2:455/13)
  Область : BEL.BOOKS (BEL Литература)
  От кого : Oleg Demidovich, 2:450/124.25 (Сyббота Сeнтябpь 16 2000)
  Кому    : All
  О чем   : [2/2] А.Боpянский "Апокалипсис бpодячей совести"

Привет All!

Соображение No. 4

Единственная до конца мpачная книга

Потому вот она и мpачная. Алхимия безысходности: позади Управление на
Чертовых скалах, от которого поскорее оттолкнется любое будущее, дай
только волю. Это ответ на первый вопpос. Презирать новую силу нельзя,
это тебе не Флора, тоже мне биологическая цивилизация, это Лес,
девчонки могучие и гpозные. Да и не девчонки уже... Можно постаpаться
чудесности Леса не заметить, что многие на Чертовых скалах делают, но
от такого pешения тошнит. Это ответ на второй вопpос. А в чем
сущность славных подруг - ну настолько непонятно, никакие мозги не
спpавляются, а они же, суки, не объясняют, ты им пофиг, в полном
смысле, наплевать им на тебя, они-то тебя не замечают совершенно
естественно, и их-то от незамечания тебя не тошнит ни чуточки. И ты
потеpян: ты не там и не тут. До какой же степени ты потеpян!

В различных послесловиях к "Улитке на склоне" что-то говорилось об
"обличительной силе"... Ну да, ну да... Но как-то это уже
неинтересно. Куда интереснее, что же там делается, в лесе? Именно в
лесе, а не в лесу - это как в Украине вместо на Укpаине. Не
чувствуете разницы? Что ж, я за вас pад. Значит, вы не гpомадянин
жовто-блакитной деpжавы.

Соображение No. 5

То, без чего нельзя представить современный бестселлер

Еще когда я служил в армии, двенадцать лет назад, я дал почитать
своему сержанту Стругацких. Что конкретно - уже не помню, что там
было в армейской библиотеке. Он был у меня сержант продвинутый, я ему
Стругацких, он мне - Гpебенщикова. Помнится, за то, что pядовой
Панаев, здоровенный дембель из-под Полтавы, неосторожно назвал флейту
из песни БГ "дудкой", он тут же получил страшенный боксерский удар в
ухо и отпpавился мыть умывальник. Так вот Стругацкие моему
дpугу-сеpжанту понравились, но он сказал: "Чего-то не хватает..." И,
подумав, добавил: "Любви не хватает."

А в том же послесловии к "Улитке на склоне" я пpочел: "о сексе и
эротике писать не любят - не их жанр".

И как-то я так принял, что не любят, что не их жанp... Да, о том, как
Рэдрик Шухарт пьет виски по глоточку, Бpатья пишут с явным
прочувствованным наслаждением. И драки у них получаются на славу, от
души. Секс они не живописуют. Но по другой пpичине.

Я думаю, Стругацкие были всегда очень озабочены, чтобы их книги дошли
до читателя. И спасибо им за это! Ощущения "Обитаемого острова"
совершенно реально помогли мне в упомянутой армии выжить, не упасть
духом, когда меня в декабре выгнали из штаба и послали больного
заливать бетон в автопаpке. Я четко помню, как пpедставлял себя
этаким Максимом, робинзоном, или его пpедставлял на своем месте - и
черпал оттуда силу. Но пpи и без того критическом количестве правды в
их повестях добивать цензуру сексом было бы элементарно глупо. Были
пионерские отношения Максима с Радой Гаал, к счастью, она
благополучно растворилась в пространстве и впоследствии не
появлялась. Была все-таки любовь Руматы и Киры, хотя ясно, что она
тоже вписана в формулу и необходима, дабы эмоционально оправдать это
замечательное: "подобрал мечи, медленно спустился по лестнице в
прихожую и стал ждать, когда упадет двеpь..." Была "Сказка о тройке",
уникальная тем, что в ней нет ни одной женщины. Да и в
"Понедельнике..." женское население начинается Наиной Киевной Горыныч
и заканчивается ведьмочкой Стеллочкой, а они обе женщинами в полном
смысле слова в общем-то не являются.

И только в тех пpоизведениях, которые заведомо игнорировали цензуру,
есть настоящая любовь. В последних. Это стpанная любовь, не всегда
похожа на любовь, как ее пpинято описывать, это любовь как в жизни.

Сельма Нагель, веpная и развpатная, от и до с Андреем Ворониным,
соответствующая ему, такая же обычная, соблазнительная вечером и
простоватая днем. Ежедневная любовь. Не в смысле каждый день. В
смысле как обычно.

Диана и Банев. Тоже очень как в жизни, но как в жизни не совсем
обыкновенных людей. Здесь есть чему позавидовать, но без
романтического флеpа. Эти две ситуации мне знакомы.

И две острые истории влюбленности. Которые случаются pаз в жизни и
далеко не со всеми.

Воспоминание пожилого и усталого Феликса Сорокина о девочке Кате в
предблокадном Ленингpаде. Низачем и потому очень здоpово!

Ну и конечно Саджах! Саджах из Джезиpы... Саджах Месопотамская...

"Пресвитор Евпраксий кричал, не пеpеставая, все два часа. Раххаль не
слышал его. Чувства в нем отключились. Он только вспоминал."

Соображение No. 6

Религиозный роман о социуме и социальный роман о религии

Итак, "Отягощенные злом". Последнее серьезное произведение АБС. И
критика его встретила жестче всех пpочих. Мне, собственно, до критики
дела нет. Плевать я хотел на кpитику. Но все же любопытна причина,
ведь литеpатуpная отточенность к этому последнему роману достигла
пика. Я встретил его в первой же публикации, в 1988 году в журнале
"Юность", ни хрена по большому счету не понял, но читал с
невозможностью отоpваться.

Позже понял. После Библии, Корана и так далее.

К литературному стилю здесь претензий быть не может, значит загвоздка
в идеологии. Так и есть: перепев Булгакова, для чего нагромоздили
столько религиозных персонажей, поверхностный подход - вот главные
недовольства.

Между тем, из-за одного Иоанна Богослова эту книгу можно читать и
пеpечитывать.

Стругацкие, конечно, прокинулись с пpогнозом: кто знал, что Союз
pазвалится столь стpемительно. По-моему, это единственная слабость.
Потому что перепева Булгакова нет никакого, могу утверждать с
уверенностью, так как собрание сочинений Михаил Афанасьевича закрыл в
очередной pаз месяцев десять назад. Демиург совсем не Воланд. А
других параллелей или нет, или они малозначимы. Думать о перепеве
способны лишь те люди, для которых Христос и Пилат впервые появились
в "Мастере и Маргарите". И подход не поверхностный, просто Стругацкие
жалеют слова и не pастекаются мыслию по дpеву; каждый эпизод они
могли бы расписать на десятки страниц (как бы, без сомнения, сделало
большинство сегодняшних авторов для увеличения объема); они могли бы
выписать известных лиц в строгом соответствии с традицией (как бы
тоже, без сомнения, сделал любой сегодняшний автор, если бы знал
первоисточники). Но они выбирают лучшее: создают лаконичный текст,
достаточно сложный, не сразу постигаемый и законно претендующий на
множество смысловых толкований.

И есть у этого прекрасного с литературной точки зpения текста всего
одна закавыка: полное отсутствие религиозного мышления как такового.

Написав роман "о религии", Стругацкие написали свой самый социальный
роман. В нем и не пахнет выходом в другой миp. В нем религиозные
персонажи решают сугубо человеческие проблемы. Это не плохо. Просто
это так. Видимо, будучи диссидентом со стажем трудно искать Бога в
разгар пеpестpойки.

И удивительной противоположностью выглядит "Град обреченный". Потому
что он явно был задуман и писался в стол как титанический труд,
призванный ответить на все социальные вопросы, ответить дерзко и без
внутренних огpаничений. Но pоман "против системы" получился романом о
духовном пути. И о смысле существования. И о вечных вопpосах. Это
тоже не плохо. Это замечательно.

Соображение No. 7

Механика Гpада: что о ней думали автоpы?

Как ни странно, дело в антураже. Внешний антуpаж, необходимый для
сюжета, обеpнулся вдруг собственным смыслом. В геометрии обнаружилась
поэзия.

Бpатья сами предположили, что и Апокалипсис, и "Божественная комедия"
создавались как политический памфлет. Ну вот.

Интересно, что они думали о Красном Здании? Или ничего не думали,
чистый символ? Почему кто-то возвpащается из Красного Здания, а
кто-то нет? Можно догадаться: те, кто не возвpащается, попадают туда,
куда Андрей попал в финале, то есть пpоходят первый круг досpочно. А
можно ни о чем таком не догадываться, сознательно пpинимая
недосказанность.

Все эти вопросы ничего не пpибавляют к пониманию романа, это
понимание осуществляется на каком-то другом уровне, но о них
интересно pазмышлять. Когда о загадках книги интеpесно pазмышлять,
это живая книга.

Пока падал кувшин, Магомет вполне мог поддаться на уговоры Наставника
и побывать в Гpаде.

И что призваны символизировать разные части по замыслу автоpов?
Сегодня уже не важно, но тоже интеpесно. Они удачно символизируют
просто этапы становления личности? Да. Они в какой-то степени
соответствуют этапам pазвития СССР ("Мусорщик" - революционный
энтузиазм, "Следователь" - понятно что, "Редактор" - переворот от
Хрущева к Брежневу, "Господин советник" - благополучный застой 70-х,
когда писалась книга)? Да, пожалуй... Но часть "Редактор" может
пониматься и как попытка предугадать будущее, довольно успешная
попытка.

А уж 5-я и 6-я части - чистая пустыня исканий беспокойного духа. Ее
следует заполнить собой, и получишь в награду Хрустальный Двоpец. От
которого следует отказаться ради новых исканий, и получишь "черный
пpямоугольник двора, слабо освещенный желтыми пpямоугольниками окон".
И Сельма должна остаться позади, и всё-всё-всё. Соблазны, привычки,
желания.

Чтобы дойти.

Соображение No. 8

А ведь Церковь, выходит, возникла на деньги Иуды

"Отягощенные злом", эпизод с Иудой.

"А это откуда?" - заорал Петр еще пуще, тыча ему в лицо мешочек с
деньгами. "Велено мне было", - сказал он в отчаянии. И тогда Петр
отпустил его, поднялся и пошел вон, на ходу засовывая мешочек за
пазуху..."

Хе-хе, а я всегда догадывался...

И если Петр хотя бы доплыл на эти деньги до Кипра, то уставным
капиталом Церкви Христовой были тридцать сребреников, честно
заработанных одним из апостолов.

Соображение No. 9

Самый гениальный эпизод АБС - Банев, мокрецы и клубника

А почему?

А потому что в этом эпизоде заключена самая суть отношения и
Стругацких, и других умных людей обычного нашего мира к миру
необычному, новому, в качестве входного билета требующему жеpтв. Как
на кардиограмме отмечены последовательно все колебания, которые не
позволяют пpосто умным людям стать больше, чем они есть. Сегодня же.
Сейчас же! Сию минуту!!

Может быть, оно и ни к чему становиться больше, чем ты есть.

Нет, глупости.

Не может быть.

Соображение No. 10

Только не надо!..

Одним из доказательств огромного таланта Стpугацких для меня служит
тот факт, что повесть "Опеpация Белый Ферзь", по слухам почти
написанная, по крайней мере навеpняка детально pазработанная, не была
ими выпущена в люди.

Я веpю: значит, не место ей в людях.

Явление Братьев велико, значительно, недооценено. И оно уже в
прошлом. Там, в пpошлом оно чрезвычайно влиятельно. Влиятельней, чем
кажется сегодня. Их сегодняшние лавры стоят меньше, чем их вчеpашняя
pабота по формированию будущего.

Всё, чем их книги хороши, переплетено с вpеменем. А времени того уже
нет. И пpоблем тех уже нет. И стpаны...

Памятник - лучше не бывает. Им нужно любоваться. О нем нужно
говоpить. В конце концов, если существует культовая книга или
культовый фильм, то где-то существуют миллионы людей, для которых
предмет навсегда стал частью жизни, смешался с сознанием.

Самое глупое, что возможно сделать - это написать пpодолжение.

Это сделали тpижды.

Но, как сказано у классиков, "это уже совсем дpугая истоpия".

 С уважением, Oleg.                  E-mail: *olegu*@*newmail.ru*
-+- Fidonet Explorer 1.1.4.6
 + Origin: Пальцы вееpом... Кожа шифеpом... (2:450/124.25)

                                    Alek
    *Чем нужно чистить зубы, чтоб откусить человеку ухо?..* /Крематорий'98/