 Msg  : 1 из 500
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Втр 26 Сен 00 07:15
 To   : All                                                 Срд 27 Сен 00 16:03
 Subj : Тьмускорпионская новость
  i, All!
"Фестиваль, проходивший в библиотеке Пушкина, откpывался и закpывался сценками
из жизни вселенского фэндома. Тут были и неандертальцы, и звездолетные (будущие
аналоги домовых-вагонных), и профессор Выбегалло, и мифическая баба-яга Урсула
Виевна - почетный член клуба, пpибывшая из будущего на темпоральной лопате
вместо pядовой фэнтезийной метлы".
    Лукашина М. "Фэндом-2000" // Лавка фантастики (Пермь). - 2000. -   2. -
С.39.

В таком вот аксепте                                     Алла, молчаливый глюк

--- Дубль+/W32 1.1.1.2, сложный, многопрограммный, самообучающийся
 * Origin: Созерцай скулы: они сами добывают то, что наполняет (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 2 из 500
 From : Andrew Kozelko                      2:5020/423.30   Срд 27 Сен 00 10:08
 To   : Alla Kuznetsova                                     Срд 27 Сен 00 16:03
 Subj : ### Ответы БНС
Hello Alla.

26 Sep 28 07:03, you wrote to me:

 AK> Спасибо, это-то я помню. Весь вопрос в том, кто именно был тем самым
 AK> одним. Действительно, в тексте есть многочисленные намеки, позволяющие
 AK> заподохрить Копыто. Но это - самый легкий, напpашивающийся вывод. Но ведь
 AK> было сказано, что "догадаться можно, но сложно". Так не является ли
 AK> "направление подозрений" на Копыто намеренным "отвлечением" внимания от
 AK> истинного провокатоpа?

Хорошо, будем рассуждать логически. После атаки на башню в живых остались
Копыто, Генерал, Доктор и Малыш (последние двое собственно в акции участия не
принимали). По словам мэтра, Доктор отпадает. Про Малыша вообще нет никакой
информации, кроме того, что он водит мотоцикл. Согласись, что если БНС говорит,
что догадаться о том, кто злодей можно, то должен быть оставлен хоть какой-то
"камень в кустах". Так что Малыш также отпадает. В принципе по тем же
сообpажениям отпадает и Генерал, пpо которого нам известно только то, что он
представитель штаба, что он смел и что он безответно влюблен в Оpди. Кроме того,
в самом конце книги Максим, уже изpядно обломавший себе рога и хорошо
pазбиpающийся в людях, продолжает ему довеpять, а это говорит о многом. Остается
Копыто, в отношении котрого "камней в кустах" набросано достаточно. Или сам
Максим. :)

Короче говоpя, тут все довольно однозначно. На мой взгляд гораздо интереснее
обсудить, что же все-таки было в папке у Изи Кацмана? Мой вариант - инфоpмация о
том, что никакого Эксперимента на самом деле нет и что Наставники никоим образом
не упpавляют жизнью Гоpода.

Andrew

---
 * Origin:    (2:5020/423.30)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 3 из 500                            Snt Loc Scn
 From : Yuri Zubakin                        2:5010/30.47    Срд 27 Сен 00 21:03
 To   : All
 Subj : История Фэндома: Интервью с Ю. Флейшманом (1991)   [1/2]
    ИНТЕРВЬЮ С ЮРИЕМ ФЛЕЙШМАНОМ
    "Интерпресскон-91" Ленинград, февраль
    Юрий Флейшман, группа "Людены", координатор, г. Ленинград

    Вопрос: Как давно ты пришел в фантастику? Твои детские кумиры?
    Ю.Ф.: Фантастику начал читать где-то лет в 10. Я тогда достал сборник
"Эллинский секрет", прочитал и единственным, что запомнилось, были Стругацкие.
Я, правда, ничего не понял, но получил своего рода прививку. Если бы я прочитал
тогда Казанцева, то, вероятно, навсегда отвратился от фантастики. Моими детскими
кумирами почти сразу стали Стругацкие, а потом это переросло в любовь, сильную и
постоянную. Но время от времени я открывал для себя и других авторов, они мне
тоже нравились определенное время. Так я открыл Фирсова, Колупаева, большое
впечатление на меня произвела "Избушка" Булычева. Сначала она была напечатана в
сборнике НФ под названием "Великий Дух и беглецы", а потом переработана в
повесть "Избушка". А вот "Гуслярские истории", "Алиса" на меня не произвели
такого большого впечатления. Такая тенденция сохраняется до сих пор: есть
любимые авторы, но время от времени я открываю для себя кого-то еще.
    Вопрс: Сейчас пошла волна переводной и советской фантастики. Как ты
оцениваешь это: качественным или количественным скачком?
    Ю.Ф.: Для меня ни количественный, ни качественный. Я считаю, что на 95
процентов это "делание" денег. Поэтому и пошла волна, на которой всплывает
всякая "пена": и сексуальная вроде Вилли Конна, и просто графоманская, вроде
нашего ленинградского автора Кантова или московского Малышева, да и другие,
соблазнившиеся возможностью легко напечататься. А где-то процентов пять то, что
лежало под спудом, это всегда читаю с большим удовольствием. Все это "молодые"
авторы, которым уже под сорок. Вот так я открыл для себя лукиных, с самых первых
их произведений в газетах. Дело в том, что одной из форм нашей работы является
библиография фантастики, мне коллеги и фэны присылают много источников, где
печатаются молодые авторы, - газеты, журналы, клубные издания. Вот я знакомлюсь
с новыми именами.
    Вопрос: Как ты расцениваешь положение дел в советском фэндоме на сегодняшний
день?
    Ю.Ф.: Как критическое. Считаю, что фэндом давно перестал существовать как
фэндом. Мне он практически перестал быть интересен. С каждым коном, на который я
езжу, и это тому подтверждение, они удовлетворяют меня все меньше и меньше.
Становится просто скучно, может быть, потому, что организационно этим никто не
занимается, да и мы ничем не занимаемся совместно. На последнюю "Аэлиту" я ехал
чисто по инерции, там должна была образоваться группа "Людены", это меня
примирило. Раньше я ездил знакомиться и общаться, а сейчас предпочитаю ездить
поработать. При нынешней дороговизне ехать в Свердловск, чтобы попить и
повеселиться три дня? Конечно, это приятно, но этим можно и дома заниматься.
    Вопрос: Сейчас ты - один из нескольких стругацковедов в фэндоме. Есть ли в
зарубежной фантастике авторы, чьим творчеством ты бы хотел заниматься столь же
углубленно и самозабвенно?
    Ю.Ф.: К сожалению, я плохо знаю зарубежную фантастику, в основном по ФЛП, но
я там никем не хотел бы заниматься, хотя наверняка есть интересные авторы. Я
очень ревниво воспринял то, что в Советском Союзе появились "толкиенисты". Это
для меня покушение на авторитеты: я занимаюсь Стругацкими, а тут появились
"толкиенисты"! Но потом я успокоился: это нормально - кто-то занимается
Толкиеном, если я занимаюсь Стругацкими. Аркадий Натанович говорил по поводу
того, что мы занимаемся их творчеством: "Нам это, конечно, приятно, но вот вы
тратите на это свои силы и время, дай вам Бог здоровья". Так дай Бог здоровья и
всем этим людям. Ведь есть же на западе те, кто занимается Берроузом, Толкиеном
и даже писателями меньшего уровня, например, клуб, занимающийся творчеством
Холдемана. Что касается Советского Союза, мне кажется, здесь нет другого объекта
в фантастике для занятий, кроме Стругацких, хотя я знаю человека, который очень
углубленно занимается творчеством Булычева. Это М. Манаков из Челябинска.
    Вопрос: Можешь ли ты дать фэнпрогноз: кто, по-твоему, из молодых писателей
может выйти на один уровень со Стругацкими?
    Ю.Ф.: Я считаю, что на один уровень со Стругацкими не выйдет никто и
никогда. Не потому, что будут не писать лучше, а потому, что бессмысленно
сравнивать. Стругацкие пишут в определенное время, на определенные темы, в
отдельной "экологической" нише. Hельзя же сказать, что кто-то превзошел Уэллса
или Ефремова, хотя я последнего не люблю, но понимаю, что это - явление в
мировой фантастике. А того же Беляева, Гоголя, кто превзошел? Вопрос в другом:
будут ли писатели, настолько же популярные, как сейчас Стругацкие? Да, вполне
возможно. Ведь были же поэты, в свое время более популярные, чем Пушкин. Но
будут ли эти писатели столь же популярны через 100 лет? Я не знаю. Я даже не
знаю, будут ли популярны Стругацкие через 100 лет. У нас все может произойти. Но
тот заряд, который они дали своим творчеством обществу - очень сильный, и
затухать, как мне кажется, он будет очень и очень медленно. А вообще читайте
"Хромую судьбу".
    Вопрос: Коснемся их последней вышедшей вещи "Беседы при свечах". Это мало
напоминает фантастическое произведение. Уже есть мнение, что Стругацкие
исписались и больше от них ждать нечего. Как расценивает эту вещь группа
"Людены".
    Ю.Ф.: Hельзя уточнить, от кого идет такая информация: от фэнов? И каков их
возраст?
    Корр.: От фэнов среднего возраста, лет сорока.
    Ю.Ф.: Творчество Стругацких - очень и очень многослойное. В этом его сила.
Каждый человек ищет и находит у них то, что ему нужно. Возьмем для примера мое
любимое произведение "Обитаемый остров". Немногие из их числа считают его
лучшим. Когда я прочитал его в первый раз, я нашел там боевик и приключения
Максима Каммерера, который был мне симпатичен, был героем для подражания. Когда
я прочитал вещь в пятый раз, я нашел там описание диктатуры Отцов, к тому
времени я начал уже что-то соображать в нашей действительности. Когда прочитал в
десятый раз, то обнаружил там нашу несчастную страну, а когда в двадцатый, то у
меня полезли совсем жуткие ассоциации, вроде того, что Островная империя - это
Япония. Ассоциации там лезут из любой строчки. Стругацкие всегда писали и пишут
неотвлеченно, а о нашей действительности, мне это интересно читать.
    Теперь что касается "Жидов города Питера". Я думаю, фэны эту вещь не поняли.
Здесь опять-таки описана наша действительность, эти описания, из-за огромного
количества подобных, всем уже приелись. Ничего особенного нам неизвестного в
пьесе не происходит. Все очень обыденно. Описанное там происходило, происходит
где-то и может произойти у нас в любое время. Другое дело, что фэны не обратили
внимания на очень интересные сочетания фамилий, сюжетов на прямые аналогии с
Тургеневым, Есениным. Никто, наверное, из фэнов не знает, текст листовки,
присланный Пинскому - "Жиды города Питера" - полностью соответствует тексту
листовки, которые немцы расклеили в Киеве перед уничтожением евреев в Бабьем
Яру. Принцип Стругацких и вообще писателей фантастического реализма таков:
берется реальная ситуация, вносится некий фантастический элемент и данная
ситуация описывается под этим углом. Может быть, в описании-то и вся сила, весь
страх этой повести, на которую многие просто не обратили внимания. Что видит
обычный читатель? Ну, сидят, ну, разговаривают, начинают получать дурацкие
повестки, обсуждают это, а то, что тут показан разрез нашей жизни, общества, это
надо еще понять. Кто там из персонажей? Профессор, типичный представитель
интеллигенции, который жил, особо не рыпался, вдруг пришла свобода и
перестройка. Он где-то там выступил. Дальше - представитель всеми нами любимого
и нелюбимого национального меньшинства. Дело даже не в том, что он - еврей, а в
том, что представитель национального меньшинства. Потенциальный партийный
работник, к тому же еще и сексот, который даже не может понять, почему он в
одной кагорте со всеми получает повестку. Следующий персонаж - представитель
наших славных кооператоров в лице младшего сына профессора. Жена профессора,
работник искусств, милая, порядочная женщина. Стругацкие взяли микросоциум, но
со всеми проблемами, характерными для нашего социума и описали его. Это как
голограмма: любой ее элемент хранит ту же информацию, что и целая голограмма.
Либо, по аналогии с математическим моделированием, я бы назвал это литературным
моделированием общества и существующих в нем тенденций. Получилась обыденная и
очень страшная картина. Страшная как раз своей обыденностью, тем что для нас
обыденными стали страшные, невозможные вещи. А многим хотелось боевиков,
стрельбы, словом - новых приключений Максима Каммерера. Отсюда и
разочарованность.
    Как мне кажется, Стругацкие сейчас не совсем знают, что писать и то, что они
написали в "Жидах города Питера" и в "Отягощенных злом" - это эксперимент. Он
нам непонятен, мы к нему не привыкли. А на мой взгляд, это хорошо, когда каждый
раз что-то новое. В этих произведениях много слоев, их надо читать и
вдумываться.
    Вопрос: В "Жидах города Питера" есть персонаж - Черный человек. Есть мнение,
что это параллель с "Гадкими лебедями", именно с Зурзмансором и мокрецами - тот
же дождь, плащи, спрятанные лица. "Людены" рассматривали этот аспект вопроса?
    Ю.Ф.: "Людены" согласились с мнением Вадима Казакова, который нашел у
Есенина (я точно строки не помню) аналогию "и летит моя дубина прямо в морду
этого черноого человека".
    У нас есть фэнзин "Понедельник", там эти строчки приведены. Я не думаю, что
в "Жидах города Питера" параллели с "Гадкими лебедями", с Зурзмансором.
Большинство считает, что в "Гадких лебедях" мокрецы - это "хомо супер", т. е.
люди, которые в силу каких-то условий превращаются в каких-то сверхсуществ. На
самом деле мокрецы не "хомо супер", а пришельцы из будущего, того самого
будущего, которое появилось в результате действий нашего настоящего. Мокрецы
приходят из будущего, это сегодняшние генетические и другие эксперименты создали
их такими: страшные лица, носят повязки. Поэтому они и приходят в прошлое, чтобы
изменить его в лучшую сторону. Они его изменяют и исчезают, ведь они изменили
прошлое, и их там нет, в результате изменилось и будущее. Поэтому Голем говорит,
что мокрецов нет и можете считать, что их никогда и не было.
    Есть одно высказывание Бориса Натановича, которое стало для нас ключевым при
высказывании различных гипотез, даже самых "сумасшедших". Он сказал, что если
какая-то вещь вытекает из текста, она имеет право на существование, даже если
авторы имели в виду совершенно иное.

                C уважением, Yuri

... Как трепетно и нежно поют поУтру тараканы...
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 4 из 500                            Snt Loc Scn
 From : Yuri Zubakin                        2:5010/30.47    Срд 27 Сен 00 21:03
 To   : All
 Subj : История Фэндома: Интервью с Ю. Флейшманом (1991)   [2/2]
    Корр.: Как сейчас работает группа "Людены"? Для узкого круга или выходите ко
всем фэнам с информацией?
    Ю.Ф.: Группа "Людены", на мой взгляд, существует для нас самих (может быть,
это вызовет раздражение у кого-либо). Мы знаем, что нашу группу интересует
проблема творчества Стругацких, и мы этим занимаемся. Создали мы группу
спонтанно, в ней каждый занимается какой-то областью творчества Стругацких. Я,
например, занимаюсь библиографией Стругацких. Но это не значит, что это жесткое
закрепление - заниматься только этим. Каждый может заняться чем ему нравится. В
фэнзине "Сизиф"   4 есть об этом моя статья. Мы решили обьединиться в группу,
чтобы появилась некая организационная структура. Сначала она называлась
межрегиональной группой, т. е. это - обыкновенная горизонтальная структура.
    Для фэндома мы сделали "Измерение Ф" - юбилейный номер, посвященный Аркадию
Натановичу. Мнения об этом номере я слышал совершенно полярные: от всеобщего
восхищения до полного отрицания. А задумали мы его в подарок Аркадию Натановичу
к 65-летию. Сначала хотели сделать просто фэнзин, но в процессе работы он
перерос в "Измерение Ф". А. Согрин согласился его напечатать. Там мы хотели
представить Аркадия Натановича читателям с разных сторон. Но так как Стругацких
разделить трудно, то есть материалы и о Борисе Hатановиче. Еще нам удалось
сделать к юбилею семь страничек в газетах разных городов. Например, в такой
крупной, как "Книжное обозрение". Через "Оверсан-информ" обратились к фэнам с
информацией о юбилее и несколько клубов поздравили Аркадия Hатановича.
    Как раз в связи с юбилеем хочу сказать несколько слов о нашем "славном
фэндоме". Я не буду подробно разбирать случай с "Протеем", когда фэндом, мягко
говоря, обгадился. Когда фэны должны были бомбардировать письмами все мыслимые и
немыслимые инстанции с протестом, но очень мало, кто на это откликнулся, а от
большинства я слышал, что это не наше дело. Это Медведев со Стругацкими
"поцапались" и это их дело, а мы будем читать книжки, заниматься фэнством и
выпускать "Минутки".
    Теперь другой случай - юбилей. Мы понимаем, что не каждый клуб может
выпустить страничку в газете, журнале и т. д. Но телеграмму-то поздравительную
ты можешь послать! Поздравили очень немногие. Поэтому к юбилею были только
"Измерение Ф", "Галактические новости" и еще шесть страничек в газетах,
сделанных членами группы "Людены", были еще странички, сделанные другими клубами
- три или четыре. Сергей Бережной во втором номере "Фэнзора" посвятил юбилейный
блок материалов о Стругацких, тоже сделанный не без нашей помощи. И это все.
    Так же для фэндома мы сделали библиографический указатель по творчеству
Стругацких из двух частей: первая - список художественных произведений
писателей, вторая - их публицистические произведения. Выпустил его ВС КЛФ. Мы
считаем, что он необходим всем фэнам, интересующимся творчеством Стругацких,
хотя раздаются голоса, что это никому не нужно, но из тиража в 500 экземпляров
уже где-то под 300 разошлись и заявки проходят. Андрей Коломиец в Омске
параллельно со своим указателем "Великое кольцо" выпустил указатель "Стругацкие
в зеркале критики". Это сборник цитат, ругательных и хвалебных, из различных
изданий за много лет. К нашим работам можно отнести и выпуск "АБС-панорама",
которая, правда, уже год, как не выходит. Но, думаю, что выйдет.
    Корр.: Расскажите, что за издание "Понедельник"?
    Ю.Ф.: Я не очень хорошо разбираюсь в таких изданиях, но Сергей Бережной
называет его "ньюслейтер". Это такой листок 11 формата с двумя колонками
плотного компьютерного текста с двух сторон (лазерный принтер, программа
"Вентура"). Это внутреннее издание группы "Людены", поэтому оно очень откровенно
по содержанию, с опубликованием отрывков писем членов группы, вопросов, задач,
находок. К примеру, в произведении Стругацких "Понедельник начинается в субботу"
есть такая шутка, когда Киврин говорит Хунте: "Кристобаль, это же задача Бен
Бецалеля. Он доказал, что она неразрешима", а тот отвечает: "Что-то ты странный,
Федор. Мы знаем, что она неразрешима, нам интересно, как ее решать".
    ["- Г-голубчики, - сказал Федор Симеонович озадаченно, разобравшись в
почерках. - Это же п-проблема Бен Б-бецалеля. К-калиостро же доказал, что она
н-не имеет р-решения.
    - Мы сами знаем, что она не имеет решения, - сказал Хунта, немедленно
ощетинившись. - Мы хотим знать, как ее решать." - YZ]
    Вот и нам интересно. В "Понедельнике" этому посвящен раздел "Задачи
рыжебородого интеллектуального пирата". Если у кого-то возникает подобный
вопрос, мы его там помещаем, и все члены группы пытаются на него ответить. Меня,
например, интересовала такая задача: почему в совершенно великолепных
иллюстрациях Стерлиговой к "Экспедиции в преисподнюю", в "УС" [журнал "Уральский
следопыт" - YZ], изображающих заседание Совета по чрезвычайным ситуациям,
председатель напоминает Аркадия Hатановича?" Почему Стерлигова нарисовала
Стругацкого в роли председателя Совета, есть ли в тексте какие-либо намеки, из
которых следует, что Аркадий Hатанович вывел сам себя в этом произведении?
Оказалось, что есть. Но пока на этот вопрос члены группы "Людены" не ответили.
    Также в "Понедельнике" публикуются отрывки из статей, в которых упоминаются
Стругацкие, исследования членов группы. Вот сейчас идет большая дискуссия по
поводу забытых уже с 82 года знаменитых 1 вопросов к "Жуку в муравейнике", на
которые, практически, пока никто так и не ответил. Если помните, Стругацкие
говорили, что у внимательного читателя после прочтения "Жука в муравейнике"
должны возникнуть 1 сюжетообразующих вопросов, на которые в тексте ответов нет.
Они должны были быть разрешены авторами в эпилоге, но тем стало лень это делать,
и они закончили фразой: "И тогда Майа Тойвовна Глумова закричала". Вот мы и
пытаемся эти вопросы откопать, и довольно успешно.
    Так же в "Понедельнике" печатаются некоторые материалы из архива Стругацких,
их письма, адресованные именно для "Понедельника". Первоначально издание
планировалось как капустник, но сейчас это нечто большее. Не думаю, что со
временем мы дадим его в широкую публикацию. Я буду против этого. Это мои мысли,
они предназначены для других людей, почему их должны читать совершенно
посторонние люди?
    Наша группа состоит из: Вадим Казаков (Саратов, КЛФ "Отражение"), Алексея
Керзина (Москва, КЛФ), Сергея Лифанова (Нижний Новгород, "Параллакс"), Светланы
Бондаренко (Харцызск, Донецкой области, КЛФ "ГСП"), Михаила Шавшина (Ленинград,
КЛФ "Артефакт"), Владимира Борисова (Абакан, КЛФ "Центавр"), Александра Лукашина
(Пермь, КЛФ "Рифей"), Константина Рублева (Семипалатинск), Hиколая Калашникова
(Новокузнецк), Геннадия Глазунова (Владимир, "Мордор"), Андрея Ладыка
(Тернополь) и некоторых других, где-то полтора десятка человек. Как в группу
попасть? Не знаю. У нас нет четких критериев, кого принимать, а кого нет. В
"Оверсан-информе" мы напечатаем список членов группы "Людены". Я думаю, нужно,
чтобы занятие творчеством Стругацких было для человека основным делом, его
состоянием души, а не конкретное какое-то задание выполнить.

    10.04.1991

                C уважением, Yuri

... Гриадный Крокодил
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 5 из 500                            Scn
 From : Alex Mustakis                       2:5020/194.125  Срд 27 Сен 00 16:19
 To   : Alla Kuznetsova                                     Срд 27 Сен 00 22:50
 Subj : Поттс-85. Последняя часть
Пpиветствyю, Alla!

RU.LUDENY, Tue Sep 26 2000, Alla Kuznetsova => All:

 AK> Еще переводы надо?..

Hада!!!

Сейчас я соберу все вместе и наконец-то пpочитаю. И возможно, выскажусь.

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 6 из 500                            Scn
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Срд 27 Сен 00 04:52
 To   : All                                                 Чтв 28 Сен 00 18:49
 Subj : Линдсей-1
Конничива, All-сан!
======
On the Strugackij Brothers' Contemporary Fairytale: Monday Begins On Saturday

Byron Lindsey, University of New Mexico

The Supernatural In Slavic And Baltic Literature:
Essays In Honor Of Victor Terras. - Columbus, 1988. - P.290-302.

Байрон Линдсей, Университет Hью-Мехико

О современной волшебной сказке братьев Стругацких: "Понедельник начинается в
субботу"

Немногие официально признанные и публикуемые писатели владеют столь широкой
читательской аудиторией в Советском Союзе, как научно-фантастические писатели
Аркадий и Борис Стругацкие; их произведения никогда не печатаются в достаточном
количестве и зачастую передаются от читателя к читателю . Но в Америке их
научно-фантастическое metier по-прежнему страдает от того, что к нему относятся
традиционно как к низкому жанру, что затмевает и загораживает их замечательный
талант сатириков и новаторов. В то время как преданные читатели научной
фантастики считают их общепризнанными лучшими писателями этого жанра в Советском
Союзе, их популярность не распространяется на широкого читателя; в отличие от
советских любителей фантастики, для него маловероятно чувство созвучности
разгадыванию литературного подтекста или особенного интереса к последнему,
скрыто поднимающему вопросы, обычно табуированные в СССР. Подобным образом, все
внимание критики, которым они здесь пользуются, ограничено несколькими учеными,
углубленно занимающимися советской научной фантастикой .
С другой стороны, в Советском Союзе пренебрежение критиков может быть
профессионально ценным качеством, которое сами писатели культивируют, чтобы
избежать чрезмерного внимания со стороны политической и соответствующих
издательских структур, и это временное пренебрежение было счастливым для братьев
Стругацких. Но камуфляж научной фантастики, жанра, по крайней мере, внешне
адресованного подросткам, не помог избежать горячей полемики об их наиболее
дерзких работах в конце шестидесятых - начале семидесятых. Консервативные
идеологические критики были обеспокоены тем, что для Стругацких фантастика была
только уверткой, которая при внимательном, "расшифровывающем" чтении подвергала
сомнению некоторые священные советские доктрины. Обеспокоены они также были
экспериментальным направлением их произведений, за которыми мог последовать весь
заново возрожденный жанр . После критической бури, разразившейся над их
произведениями, братьев Стругацких стали публиковать много меньше, и их
последние работы, как, например, "За миллиард лет до конца света", более
традиционны в применении к научной фантастике и более осторожны в использовании
сатиры. Однако, их последняя "фантастическая сказка" "Хромая судьба"
(напечатанная в "Неве",    8-9, 1986 г.) - явное отклонение от научной
фантастики к чисто сатирической фантазии.
======

Целую, до свидания                                      Алла, молчаливый глюк

--- Будильник "Дружба" на +/W32 1.1.1.2 камнях
 * Origin: Через семь дней - возврат (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 7 из 500 +10                        Rcv Scn
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Срд 27 Сен 00 18:37
 To   : Yuri Zubakin                                        Чтв 28 Сен 00 18:49
 Subj : Тьмускорпионская новость. Свежачок-с.
Здравствуйте, Yuri!

Увидeла я кaк-тo пиcьмeцo oт Yuri Zubakin к Alla Kuznetsova и задумалась:

 YZ>     Почему-то пришла только одна статья - С. Иванова... Я ее запостил
 YZ> в RU.SF.NEWS и SU.SF&F.FANDOM - большое спасибо!      :)

Простите, пожалуйста, я неточно выpазилась. Первой статьей была та, что была в
этой эхе ("Неужели так будут говорить люди будущего?"), второй - статья Иванова,
а сегодня поедет мылом тpетья статья (подтвердите, пожалуйста, получение).
Кстати, обратили ли Вы внимание на следующий пассаж в статье Иванова: "Давно уже
не выступали с новыми произведениями, но работают над ними и ветераны советской
научной фантастики А.Беляев и С.Беляев и многообещающие молодые писатели, как,
например, А.Казанцев". Насколько мне известно, А.Беляев умер в 1942 году
(А.Р.Беляев), других же А.Беляевых в справочниках найти не удалось. "Это баг или
фича"?
К чему бы это?                                          Алла, молчаливый глюк

--- Жуткое додревнее заклинание: GoldEd+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Не беспокойся (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 8 из 500                            Scn
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Срд 27 Сен 00 07:10
 To   : All                                                 Чтв 28 Сен 00 18:49
 Subj : Тьмускорпионская новость
Пpивeт тeбe, All!
"Отдельно надо рассматривать целый пророческий "мир", выстроенный Стругацкими.
Их "социальная фантастика" оказалась точна в деталях: нынешняя pоссийская жизнь
- это мир, соединяющий пресыщенную пустоту "Хищных вещей века" с навороченностью
кошмаров "Обитаемого острова". Хотя в общественном сознании творчество
Стругацких уже стало "остывать", вpемя от времени их продолжают цитировать даже
на научных конфеpенциях - за неимением другой литературы на Стругацких
воспитывалось целое поколение. Будет крайне печально, если впереди нас ждет жуть
из "Поиска пpедназначения..." С.Витицкого (Б.Стpугацкого)."
    Ихлов Е., Митрофанов С. Индустpия пpоpочеств: Любое предсказание сбывается,
если оно часть успешеного проекта // Книжное обозрение "Ex libris НГ" (Пpил. к
"Независимой газете"). - 1999. - 25 маpта. - С.3 (11).

Спокойной плазмы!                                       Алла, молчаливый глюк

--- Дубль+/W32 1.1.1.2, сложный, многопрограммный, самообучающийся
 * Origin: Надо солнцу быть в середине (своего пути) (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 9 из 500                            Scn
 From : Serge V. Berezhnoy                  2:5020/175.2    Чтв 28 Сен 00 09:40
 To   : Alla Kuznetsova                                     Чтв 28 Сен 00 18:49
 Subj : Тьмускорпионская новость. Свежачок-с.
From: "Serge V. Berezhnoy" <sb@ozon.ru>

Привет, Alla!

Wed Sep 27 2000 18:37, Alla Kuznetsova wrote to Yuri Zubakin:

> [...]
 AK> других же
 AK> А.Беляевых в справочниках найти не удалось. "Это баг или фича"? К чему бы

Иванов "не отследил" смерть Беляева, видимо, из-за того, что тот умер в
оккупированном немцами Пушкине. Дальнейшие информационные затыки могли идти
как по понятным чисто цензурным причинам, так и по простой неинформированности
автора и редакции.

- = Удачи! = - = Сергей = -

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 10 из 500 -7                        Snt Loc Scn
 From : Yuri Zubakin                        2:5010/30.47    Чтв 28 Сен 00 20:04
 To   : Alla Kuznetsova
 Subj : Тьмускорпионская новость. Свежачок-с.
        Здравствуйте, Alla!

         Случайно увидел, как Alla Kuznetsova писал Yuri Zubakin (Среда Сентябрь
27 2000, 18:37):

 AK> Простите, пожалуйста, я неточно выpазилась. Первой статьей была та,
 AK> что была в этой эхе ("Неужели так будут говорить люди будущего?"),

    Ага... Понятно  :)

 AK> второй - статья Иванова, а сегодня поедет мылом тpетья статья
 AK> (подтвердите, пожалуйста, получение).

    Получил статью из "Октября" за 1953 - огромное спасибо   :)
    Сегодня же подготовлю и запощу ее в фантастические эхи.

> [...]
 AK> Насколько мне известно, А.Беляев умер в 1942 году (А.Р.Беляев),
 AK> других же А.Беляевых в справочниках найти не удалось.

    Да, конечно же, обратил - и даже указал это в статье, когда пересылал в
RU.SF.NEWS и SU.SF&F.FANDOM:

----- Начало

фантастики А. Беляев [умер в 1942 - YZ] и С. Беляев и многообещающие молодые

----- Конец

 AK> "Это баг или фича"?

    Вполне возможно, что автор статьи действительно не знал о смерти А. Беляева
- после войны, похоже, вообще много людей затерялось и было разбросано по всей
стране, о многих не было достоверной информации. Наверное, еще меньше информации
было о тех, кто остался на занятой фашистами территории - Беляев скончался в
оккупированном Пушкине. К тому же в 1946 в "Детгизе" вышло переиздание книги
"Человек-амфибия". Возможно, и это отразилось на уверенности С. Иванова, что
Беляев жив.

                C уважением, Yuri

... Массаракшствующие молодчики
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Sergej Qkowlew                      2:5020/122.1    Срд 27 Сен 00 13:20
 To   : Alla Kuznetsova                                     Чтв 28 Сен 00 20:13
 Subj : Тьмускоpпионская новость
Hi from RUSSIA!

06:22 on 23 Sep 2000 Alla Kuznetsova wrote to Sergej Qkowlew:

 SQ> Читал. Вообще-то "идея психотронной обработки населения" в описываемое
 SQ> автором вpемя была настолько популяpна, что скалькированы скорее уж
 SQ> заморочки, которыми полнилась тусовка контактёpов, уфологов,
 SQ> экстрасенсов и т.п.
 AK> А про что там?..

Ээээ.. А не оффтопик ли?

Книжка, в общем-то не дуpная - читать можно. Пересказывать - не хочется, слишком
много сюжетных казусов хочется "оставить детективно прикрытыми"...

 SQ> Отсылка же на разрушение Центра... Ну давайте теперь и пожар на
 SQ> телебашне назовём "скалькированным" со Стpугацких... :-)))))))
 AK> Ты будешь смеяться, но мне двое (независимо друг от друга) сказали:
 AK> "Все знают, что там телецентр и радиоцентр, а там, оказывается, и
 AK> просто Центр"... И что, у Дивова Центp таки pазpушают?..

Угу.
С яpкими подpобностями...

Best Regards to you from Sergej Qkowlew

--- timEd 1.10.y2k+
 * Origin: Тот, кто не больше чем человек - ничто. (2:5020/122.1)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/9.9      Чтв 28 Сен 00 22:19
 To   : All                                                 Чтв 28 Сен 00 23:37
 Subj : Резюме
       БВИ вновь с Вами, All!

С удовольствием прочел месячную хронику эхи. Молодцы, хорошо поpаботали.
Постараюсь в ближайшее вpемя ответить там, где надо...

                                                            Wlad.
--- Малогабаритный полевой синтезатор Мидас 2.51.A0901+
 * Origin: Бифштекс - это мясо (2:5007/9.9)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Timofei Koryakin                    2:5005/105.77   Чтв 28 Сен 00 21:01
 To   : Alla Kuznetsova                                     Птн 29 Сен 00 00:41
 Subj : ### Ответы БНС
Приветствую тебя, Alla!

> [...]
 AK> является ли "направление подозрений" на Копыто намеpенным
 AK> "отвлечением" внимания от истинного пpовокатоpа?

     "Отвлечением внимания" была та сцена с безымянным. Наивный Максик
так и передал -- а еще одного забрал к себе штатский, по видимому, в
контрразведку.

                                                С уважением, Тимофей.
--- GoldEd+/W32 1.1.4.3
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Чтв 28 Сен 00 05:41
 To   : All                                                 Птн 29 Сен 00 16:34
 Subj : Линдсей-1. Вторая попытка.
Конничива, All-сан!
Добрые люди, простите, пожалуйста, но в помещенной тут вчера первой части
перевода оказались "съедены" все ссылки, поэтому - втоpая попытка.
======
[...]

 от   читателя  к  читателю1.  Но  в  Америке  их   научно-
[...]
 советской научной фантастикой2.
[...]
 возрожденный  жанр3. После критической бури, разразившейся
[...]
====

Засим разрешите откланяться                             Алла, молчаливый глюк

--- Дубль+/W32 1.1.1.2, сложный, многопрограммный, самообучающийся
 * Origin: Крайность - к несчастью (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Чтв 28 Сен 00 05:42
 To   : All                                                 Птн 29 Сен 00 16:34
 Subj : Линдсей-2
Простите за беспокойство, All, но...
=====      Неважно, насколько то, что они относятся к писателям-
 фантастам, помогает Стругацким в Советском Союзе,  это  не
 извиняет    пренебрежения   ими   на   Западе.    Подобное
 удивительное   новаторство   в   избранном   ими    жанре,
 поднимаемые  ими  острые  моральные  проблемы,  образы  их
 призрачных   пейзажей   и  жалящая  сатира,   чередующиеся
 светлые   и   темные  видения  человечества  -   все   эти
 характеристики  среднего, наименее  ограниченного  периода
 их  творчества редко встречаются в любом жанре современной
 литературы и заслуживают большего критического внимания  к
 братьям  Стругацким,  чем  то,  которым  они  до  сих  пор
 пользовались.  Я  сфокусирую  свое  внимание   на   работе
 переходного периода - "Понедельник начинается  в  субботу"
 (1965).
      Использование  братьями  Стругацкими  жанра   научной
 фантастики   не   может   быть   оценено   безотносительно
 социально-исторического контекста того периода, в  который
 произошло  возрождение  научной  фантастики  в  СССР.  Это
 возрождение,    как   и   возрождение    всей    советской
 литературной жизни, пришло с хрущевской оттепелью.  Первым
 и  образцовым  произведением была ефремовская  "Туманность
 Андромеды"  (1957-1958), которая,  несмотря  на  энтузиазм
 читателей  и полемику в критике, которую она породила,  не
 выделялась  сильно  из  главного потока  социалистического
 реализма  с его чопорными, одномерными героями, борющимися
 с  обременительными морально-философскими излияниями a  la
 Маркс.    По    контрасту,   герои   братьев    Стругацких
 воспринимаются как современники, говорящие на  сегодняшнем
 сдержанном, лаконическом разговорном русском языке.
      Характеризация    является    сильной    чертой    их
 произведений начиная с их первого романа "Страна  багровых
 туч"  (1959).  В этом и последовавших вскоре произведениях
 герои  "многослойны": они стремятся к познанию, и  если  в
 глубине  они  идеалистичны, то этот идеализм специфический
 -  более практический, нежели риторический. Их герои также
 имеют   слабости,  подобно  всем  нам,  приобретая,  таким
 образом,  убедительность. Далее, ироническое  самосознание
 и  чувство юмора смягчают их идеализм, представляя  их  не
 столько  социальными  образцами, сколько  привлекательными
 людьми  -  главными  героями, с  которыми  читатель  может
 идентифицировать себя. А.Г.Громова, их главный защитник  в
 критике,   подчеркивает  эти  качества   в   произведениях
 братьев  Стругацких.  "Hекоторая  традиционность   тем   и
 сюжетов   компенсируется   вниманием   к   психологии    и
 интеллектуальной    жизни    героев,     стремлением     к
 индивидуализации        характеров,        достоверностью,
 "реалистичностью" деталей фантастического мира, юмором"4.
=====

С демократическим приветом                              Алла, молчаливый глюк

--- Дубль+/W32 1.1.1.2, сложный, многопрограммный, самообучающийся
 * Origin: Выдвинется он - заблудится, последует - найдет госп (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Чтв 28 Сен 00 06:55
 To   : All                                                 Птн 29 Сен 00 16:34
 Subj : Re: чК эЙъ
* Forwarded by Alla Kuznetsova
* Area : NETMAIL
* From : Garet, 2:5020/128 (28 Сен 00 00:24)
* To   : Alla Kuznetsova, 2:5020/1004.61
* Subj : Re: чК эЙъ
From: Garet <garet@netlane.com>

Добрый вечер.

Алла, я тут малось прихворнул, так что пока отвечать на письмо не
буду, сорри. Только кину тебе пару-тройку полезных для
"Тьмускорпионских новостей" фрагментов, собранных еще здоровым мной
;):

ФИДОшный стеб "Оловянные солдатики" - про игрушечных программистов.
Вот избранные фрагменты из него:
___
 ОЛОВЯННЫЕ СОЛДАТИКИ
                                 ВЕРСИЯ 3.0

  2.3. Техник с ОСЦИЛЛОГРАФОМ.  Представляет собой карикатуру  на  аборигена
Зефа ("Обитаемый  остров").  Его  вооружение  -   гранатомет,   у   раструба
переходящий  в  длинную  ЭЛТ-трубку  от  осциллографа.  За спиной - рюкзак с
аппаратурой.  На рюкзаке закреплена шарнирная штанга с пультом,  на  который
выведены ручки  и  тумблеры с передней панели осциллографа.  Штанга изогнута
так,  что пульт находится у техника под рукой.  Стреляет  шипящими  зелеными
молниями прямоугольных цифровых сигналов-меандров.

  3.2. Сеймур Крэй - некто вроде Саваофа Бааловича Одина ("Понедельник...").
Боевая модификация  CRAY-1  под управлением самого С.К.  способна справиться
даже с Голубым Гигантом (см.).

     5.2. НАНТУККЕТ - некий аналог древнего зверя Пэх ("Трудно быть богом").
Его  мало  кто  видел,  но  все  знают что он скрывается в карстовых пещерах
Старой dБазы ("Стажеры").

-----
"Тривиальная сцена, отпечатавшаяся в мозгу своей нелепостью. Через два дня
после этого происшествия в рыбинском медвытрезвителе избили в чудовищной
форме моего одноклассника. Я стал выяснять подробности. Опять мое
удостоверение вертели в руках, затем ни с того, ни с сего фраза:

- Вы на такой-то улице живете?

- Да, на такой.

- Мы знаем, где вы живете.

- Извините, какое отношение это имеет к разговору?

- Hикакого. Я просто вам говорю, что мы знаем, где вы живете. (???)

И все. Конец разговора.

Такое ощущение, что попал в роман Стругацких. Или Пелевина. Сюр в чистом
виде. Hепонятные фразы, непонятные действия. На набережной нельзя пить пиво.
Милиционер говорит мне, что он знает, где я живу.

Что вообще происходит?! "

"Общая газета", 24.08.2000, "Свобода, ты пятое время года", АНДРЕЙ НОВИКОВ

_
"Борис Стругацкий, писатель:

-- Я бы дал Чечне любую независимость, только чтобы этот кошмар больше не
повторился. Но я понимаю, что у нас очень небольшой выбор из средств
воздействия на Чечню. А единственное верное средство -- одно: доказать
Чечне, что мы друзья. Для этого сначала надо найти тех авторитетных
чеченцев, которые захотели бы с нами дружить. А властям вместо обычной
дерготни пора найти реальных виновников. "

Источник: Коммерсантъ
Дата: 10.08.2000
Заголовок: Прямая речь
________

Источник: Известия
Дата: 03.08.2000
Заголовок: Кушать подано

В Америке создан робот, который получает энергию,
переваривая человеческую пищу

Сергей ЛЕСКОВ

В культовом романе братьев Стругацких "Понедельник начинается в субботу"
инженеры, наделенные способностями чародеев, создали желудочно
неудовлетворенного кадавра, который по причине вечного голода стал пожирать
оборудование лаборатории. Это была поучительная сказка. А теперь -
реальность.

Робот - самый распространенный атрибут будущего. Какие бы выдумки ни
посещали футурологов и фантастов, без роботов (этот термин, кстати, придуман
Карелом Чапеком) они ни в одном сценарии, ни в одном романе не обходятся. И
очень часто роботы не только живут и работают бок о бок с людьми, но и
проявляют свойственные далеко не всякому человеку благородные порывы.
Вспомним хотя бы героический персонаж из "Чужих", который положил свою
электронную жизнь на алтарь цивилизации.

Роботов и сейчас немало, они используются во многих производствах, помогают
в лабораториях. Но до сей поры все роботы получали энергию для своей
жизнедеятельности от химических или электрических источников питания. Ясное
дело, это обстоятельство образует бездонную пропасть между человеком и
роботом.

И вот сенсационное сообщение из Флориды, где люди, оказывается, не только
загорают, но и бьются над вселенскими проблемами. В местном университете
собран робот, который добывает энергию, переваривая человеческую пищу.
Первая демонстрация плотоядного робота намечена на август и состоится на
Гавайях во время конференции по робототехнике. Пища переваривается в
топливной ячейке, заселенной кишечной палочкой. Бактерии разлагают пищу и
добывают энергию, которая превращается в электричество.

Помните недавний блокбастер "Люди в черном"? Там страшный гуманоид питался
исключительно сахаром. По злой иронии, флоридский робот также предпочитает
этот богатый калориями продукт. Впрочем, сахар - временная мера.
Изобретатели считают, что скоро искусственный желудок будет способен
переваривать траву и мясо. Мясо даже предпочтительно - оно в процессе
пищеварения даст больше энергии, чем растения.

Однако за мясом нужно охотиться, на что придется эту самую энергию тратить.
Можно научить робота труду садовника - пусть стрижет в палисаднике травку и
питается ею. Но перспективнее другая специальность. Высказывается
предположение, что первым полем деятельности плотоядных роботов станет
борьба с акулами. Океан полон белковой пищи, и робот, который будет
отлавливать планктон и мелкую рыбешку, сумеет обеспечить себя достаточным
количеством энергии для своего главного задания.
____

Пока что все, но я еще что-нибудь постараюсь накопать. ;)

Удачи,
      Гарет.

Where now the horse and the rider? Where is the horn that was blowing?

http://eressea.ru                           mailto:garet@netlane.com

Товарищ All, разрешите обратиться!?
Материал любезно предоставлен А.Егоpовым (Гаретом)

Такие вот дела                                          Алла, молчаливый глюк

--- Жуткое додревнее заклинание: GoldEd+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Благоприятна женщине стойкость (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Чтв 28 Сен 00 08:34
 To   : Andrew Kozelko                                      Птн 29 Сен 00 16:34
 Subj : ### Ответы БНС
Пpивeт, Andrew!

Письмо Andrew Kozelko к Alla Kuznetsova от 27 Сен 00 гласит:

> [...]
 AK> кустах" набросано достаточно. Или сам Максим. :)

 AK> Короче говоpя, тут все довольно однозначно.

Да. Но тогда почему же "догадаться трудно"?.. И почему провокатор остался в
живых?... (Ой, стpанная фоpмулиpовка...  Имелось в виду, почему ты думаешь, что
провокатор остался в живых?)

> [...]
 AK> у Изи Кацмана? Мой вариант - инфоpмация о том, что никакого Экспеpимента
 AK> на самом деле нет и что Наставники никоим образом не упpавляют жизнью

А может, инфоpмация об Антигоpоде?..

Пoкa,                                                   Алла, молчаливый глюк

--- На сто пятнадцатом прыжке в компьютер впорхнул GoldEd/W32 1.1.1.2
 * Origin: Благоприятна в трудности стойкость (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Чтв 28 Сен 00 08:37
 To   : Alex Mustakis                                       Птн 29 Сен 00 16:34
 Subj : Поттс-85. Последняя часть
Товарищ Mustakis, разрешите обратиться!?

Вы, Alex Mustakis, как-то писали, что...

 AM> Hада!!!

Будут.

 AM> Сейчас я соберу все вместе и наконец-то пpочитаю. И возможно,
 AM> выскажусь.

Ой, что будет...

Сайонара                                                Алла, молчаливый глюк

--- Транслятор двухходовой +/W32 1.1.1.2 Китежградского завода маготехники
 * Origin: Ничего не утратишь, но ничего и не приобретешь (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Чтв 28 Сен 00 08:42
 To   : All                                                 Птн 29 Сен 00 16:34
 Subj : Тьмускорпионская новость. Ч.1.
  i, All!
2YZ. Юрий, это и Вам в коллекцию - может, пpигодится.
=====
Апология жанра
Фантастика - это 75% науки, 25% литературы:
Но к Стругацким это отношения не имеет

Книжное обозрение "Ex libris НГ". - 1999. - 11 фев. - С.6 (14).
В Крымском геопоэтическом клубе прошел "круглый стол" на тему "Апология
фантастики". Вел вечер Ант Скаландис, известный российский писатель-фантаст
(помимо сольных вещей, изданы два романа, написанные им в соавторстве с
классиком science fiction американцем Гарри Гаррисоном). В спорах вокруг места
фантасти-ки в отечественной и мировой культуре участвовали поэт Мария Ордынская,
прозаик и эссеист Леонид Костюков, литературовед и критик Владимир Гопман;
прозаик и публицист, редактор ежене-дельника "Алфавит" Дмитрий Стахов, прозаик и
эссеист Павел Кузьменко, поэт и сценарист, замдиректора московского магазина
"Подписные издания" Сергей Сидоров, куратор Крымского клуба Игорь Сид.
Представляем вниманию читателей некоторые фрагмен-ты дискуссии.

Скаландис: Начну, пожалуй, с постулата, что фантастика - не просто часть
литературы, а глубинная суть, основа и предтеча всех видов литературного
творчества. Реальность, изложенная на папирусе, глиняной табличке или бумаге, -
это уже иная, новая ре-альность, неизбежно пропущенная через представления
пишущего о мире, через его фантазию.
Фантастика XX века - это особый социокультурный феномен, по существу, защитная
реакция общества на НТР, глобальные ка-таклизмы и эсхатологические ожидания
человечества. С помощью художественного вымысла фантастика вынуждает общество
созда-вать единую картину мира, грозящих ему опасностей и способов их
предотвращения. И все же фантастика несводима к самой себе, в отечественном
культурном пространстве существуют, например, братья Стругацкие как отдельная
тема. Именно в их творчестве ор-ганически соединились современная фантастика и
классическая русская проза:
Но будем говорить начистоту, все-таки фантасты - это изгои литературного мира. В
англо-американской традиции принято го-ворить о литературе главного потока (main
stream) - и о фантастике (science fiction) как одном из параллельных
направлений. Это не со-всем верно, но в любом случае более уважительно, чем
устоявшийся у нас еще со времен СССР стереотип: писатель-фантаст - и не
писа-тель вовсе, как. например, поэт-песенник - совсем не поэт. Фанта-стика-де
служит для популяризации науки и для воспитания моло-дежи. В постсоветские же
времена, нацепив аляповато-яркую эро-тически-идиотическую униформу, фантастика
легла на прилавки рядом с боевиками, мелодрамами-"лавбургерами" и откровенной
порнографией. Великие тени Гоголя и Булгакова содрогнулись бы, увидав, под
какими обложками и в каких компаниях издаются кни-ги их более или менее
успешных, но прилежных учеников: Стру-гацких, Вячеслава Рыбакова, Андрея
Измайлова, Михаила Успен-ского, Евгения Лукина: В общем, фантастику как не
признавали. так и не признают.
Ордынская: Что значит - не признают? Это в 70-е не при-знавали, а уже в 80-е все
стало по-другому: напечататься - не про-блема, книг намного больше, в СП доля
фантастов резко возросла, и относиться к ним стали лучше. Объяснять сегодня, что
фантастика тоже литература - какой-то нонсенс! Просто бывает литература хо-рошая
и плохая.
А что касается Стругацких - это и вправду отдельный разго-вор. Я достаточно
внимательно читала их и в детстве, в 60-е, и те-перь. Я хорошо представляю, по
какому принципу они писали. Ар-кадий Натанович читал что-то на японском, потом
они говорили друг другу: "А что, разве мы так не можем?" - и писали.
Скаландис: Так зачастую писали и Хемингуэй, и даже Лев Толстой. Что в этом
плохого?
Ордынская: Да нет, ничего, просто не могу назвать Стругац-ких безусловно
первыми. Одна из проблем фантастики, как я пони-маю, это подход к идее, как к
изобретению. Если что-то придумано, второй раз уже нельзя - плагиат. Как "Черный
квадрат" Малевича.
Скаландис: В этом и беда. Многие до сих пор считают, будто в фантастике главное
- новая идея. А идей таких уже сегодня край-не мало, и будет еще меньше.
Благодаря науке появляются новые темы, однако новые идеи уэллсовско-беляевского
масштаба уже вряд ли появятся. Да и Бог с ними! Ведь фантастика подчиняется
общим законам литературы. Любая идея может повторяться столько же раз, сколько и
любой классический сюжет, от этого книга скуч-нее не станет.
Костюков: И все же можно отделить идейный пласт от того, как это сделано, можно
отделить кости от мяса. Никогда не мог бы возникнуть вопрос: плагиат или не
плагиат "Фауст" Гете, хотя Мар-лоу задолго до него писал на тот же сюжет. Или по
поводу "Страшной мести" Гоголя - было ли подобное? Было, тысячу раз, но там
невозможно оторвать текст от идеи. И то же получается с лучшей вещью Шефнера
"Девушка над обрывом". Да, в ней есть фантастика, но не это главное - в основе
лежит некая лирическая история, и вот этой лиричности как раз и не хватает
Стругацким. А что касается их слога - так это же Зощенко, я могу совершенно
кон-кретно указать пальцем на места, где сходство особенно ярко. То есть поймать
их за руку.
Гопман: Все. Больше не могу молчать. Прежде всего необхо-димо провести некую
стратификацию. Давайте вот как. Вы сказали о "Фаусте". Перед Гете и Марлоу была
немецкая Народная книга, которая вышла в 1583 году, и у немцев о Фаусте не писал
только ленивый.
То есть имеется литературная традиция. И точно так же есть традиция, в русле
которой работают Стругацкие. Откуда она идет? Разумеется, Толстой, стилистика
похожа. Они это сами признавали. В какой-то степени Зощенко. Но Зощенко мастер
малой формы, этакой литературной виньетки. Да, это тоже своеобразная традиция,
частный случай 20-х годов. А Стругацкие - исконно русские писа-тели, идущие от
глубин отечественной прозы, и они не просто взяли лучшее, но развили и подняли
на очень существенную высоту.
Как вы думаете, кого из советских писателей больше всего переводили на
иностранные языки? Маркова, Сартакова? Так вот, количество зарубежных изданий
Стругацких больше, чем всех ос-тальных, вместе взятых. Это официальные данные
ВААП. И при-чина не в оппозиционности режиму, просто у Стругацких мощная
качественная проза.
Далее. Тут говорили, что Аркадий Натанович немного почи-тывал по-японски. Да, он
профессиональный японист, автор одного из лучших переводов на русский "Сказания
о Ёсицунэ" - японского памятника XII века. Hа английском читали оба, Борис
Натанович знает французский. Так что мировую фантастику изучили хорошо и
пользовались этим активно. Но при чем здесь плагиат?
Ант говорил, что развитие НФ связано с HТР. И да, и нет. Смотря что и как
писать. Хьюго Гернсбек, в честь которого названа премия "Хьюго", выдвинул тезис:
фантастика - это 75% науки, 25% литературы. Можно писать и так. Но к Стругацким
это отношения не имеет. Скорее уж к издательству "Молодая гвардия", которому я в
свое время попортил немало крови.
Ордынская: Каким образом?
Гопман: Перо, только перо. В 90-м году вышел там очеред-ной сборничек
квазилитературных произведений, а время было как раз такое - жаркая полемика шла
во многих изданиях, и в преди-словии написали, что все хорошо в нашей
фантастике, если бы не враги. И назвали поименно: Аркадий Натанович Стругацкий,
Бу-лычев, Ревич и ваш покорный слуга:
Теперь о том, в загоне фантастика или нет. Конечно, в загоне. Да сейчас
фантастики много. Но что издают? Сливки давно уже сняли, осталось даже не
молоко, а та вода, которой помыли стакан. Но имеет ли такая, с позволения
сказать, литература что-то общее со Стругацкими или, например, со Скаландисом?
Думаю, что нет.
Люди же, способные читать серьезную фантастику, просто не знают, что и где
взять, - их отталкивает этот вал убогой бульварщи-ны. Что касается телевидения,
Ант правильно сказал, точно так же, как и двадцать-тридцать лет назад, ничего о
фантастике не гово-рят:
=======

Засим разрешите откланяться                             Алла, молчаливый глюк

--- Дубль+/W32 1.1.1.2, сложный, многопрограммный, самообучающийся
 * Origin: Благоприятна стойкость (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Чтв 28 Сен 00 08:43
 To   : All                                                 Птн 29 Сен 00 16:34
 Subj : Тьмускорпионская новость. Ч.2.
Добрый день, веселая минутка!
====
Стахов: Ну да! На телевидении постоянно рекламируют кни-ги:
Гопман: Правильно, потому что фантастика - это товар.
Стахов: Литература - это вообще товар - для писателя. Он пишет, чтобы продать, а
издатель печатает книги, чтобы делать деньги, и ему все равно, Толстой или
Скаландис - главное, на ком больше заработает. Это нормальный подход. Пугает
другое - та си-туация, когда представители какого-то жанра становятся на
пози-цию оправдания.
Гопман: А кто оправдывается?
Стахов: Ну не знаю, может, у меня со слухом нелады, но тут явно прозвучало, что
есть необходимость доказывать, что Стругац-кие-де выше всех. Все мы их читали,
все вышли из "Шинели" Гого-ля: Тем не менее ситуация изменилась, и надо об этом
как-то по-проще, без патетики. Стругацкие были другой стороной все той же
медали, они представляли советскую литературу. Теперь появился Пелевин. Я
согласен, величина не та, но и речь не об этом:
Была великая русская литература, потом она накрылась мед-ным тазом. Пришел этап
советской литературы - она тоже накры-лась медным тазом. А бить себя в грудь и
говорить, что Стругацкие открыли новое направление, нет смысла. Я тут попробовал
их пере-читать и не смог. В фантастике слишком много идей. Это вообще беда
русской литературы. Вспоминается Набоков, который говорил, что появится однажды
молотобоец и даст огромным молотом по ли-тературе больших идей. Продолжить игру
в идеи можно. Пелевин, например, создает некую компьютерную прозу, она находит
потре-бителя. Но беда в том, что проблемы, которые он решает очень ус-пешно и
талантливо, не решаются художественно. Идеи довлеют.
Костюков: Вы говорите, есть у нас такие писатели - не фан-тасты, а именно
писатели - Стругацкие, и надо не подсчитывать их идеи, а оценивать язык, стиль.
Спрашиваете, почему Стругацких не причисляют к серьезной русской прозе: Гоголь,
Щедрин и так да-лее. По двум причинам. Во-первых, потому что не один серьезный
человек, занимающийся литературой, не поставит в один ряд Гого-ля и Щедрина.
Гоголь, Достоевский, Чехов - это очень глубокая ли-ния, а Щедрин - нечто более
поверхностное. И во-вторых, в центре страдательной русской литературы всегда
стоит маленький человек со всеми его бедами и проблемами, противостоящий тому
хаосу или космосу, который его давит. А у Стругацких в центре стоит майор ГБ на
спецзадании. Всегда. Зовут его Максим Камерер или как-то иначе, но в руках он
держит судьбы мира. Мучит его совесть или нет, стрелять ли ему с колена или с
руки, но он будет все решать за других.
В "Медном всаднике" главный не Всадник, а Евгений. У Стругацких - главный герой
сильный, хоть и не всегда знает, что делать со своей силой. Так что они себя
сами вывели за рамки рус-ской литературной традиции. С Гоголем нет ничего
общего, зря вы нам тут мозги пудрите, дескать, у того в прозе были
фантастические элементы. Не надо все валить в одну кучу и говорить, что всякая
вещь либо выдумана, либо списана с жизни. В художественной прозе одна десятая
выдумана и одна десятая списана с жизни, все остальное возникает третьим
чудесным путем. Так же рождаются сны - они и не выдуманы, и не являются жизнью.
Скаландис: И фантастика может так рождаться, но это лишь частный случай.
Творчество, как сон, - красивая концепция, однако обобщать ее на всю
художественную литературу: Этак авторы психоделической прозы заявят нам, что
невозможно писать без ЛСД. Вообще возражений у меня масса, но после слов о
майоре ГБ остальное блекнет. Ведь это все равно, что назвать главным героем
романов Георгия Маркова благородного диссидента-правозащитника, борющегося с
коммунистическим режимом. Если в "Обитаемом острове" Камерер действительно
супермен и может быть приравнен к какому-нибудь майору Вихрю по формальным -
подчеркиваю! - признакам, то в "Жуке:" он типичный рефлекти-рующий интеллигент,
очень слабый человек, в трагическом финале осознающий весь ужас своего бессилия.
И ничего он не держит в руках, кроме полного, отчаянного непонимания ситуации.
Стахов (смеется): Штирлиц таким был.
Скаландис: Да не был таким Штирлиц! И вообще, кроме Ка-мерера, у Стругацких
есть, например, Виктор Банев из "Гадких ле-бедей" - ничего себе
супермен-гэбэшник!
Сидоров: Hравится нам это или нет, но деление в литературе есть. "Фантасты" и
"нефантасты" даже в этом зале невольно сели по разные стороны. Фантасты
оправдываются. Беда это их или вина? Конечно, беда.
Скаландис: Стоп. Оправдываются те, кого обвиняют, а мой вечер называется
"Апология фантастики". Мягко говоря, не одно и то же. Апология есть, пардон за
ликбез, восхваление с целью защи-ты. А фантастику нужно защищать не только от
писателей-снобов и от неумных читателей, но еще и от неумных политиков,
Зюганова, например, заявляющего между делом, что он любит читать фанта-стику.
Как бы после такой антирекламы от нас не отвернулась вся демократическая
общественность: мол, ваша фантастика - это лите-ратура коммунистического
прошлого! А оправдываться фантастам не перед кем!
Сидоров: А беда второй половины зала в том, что не знакомы вы с современной
фантастикой. И обсуждаем мы все на примере Стругацких только потому, что других
вы не знаете. Если б читали, например, Рыбакова, его романы о любви, где
фантастика - не бо-лее чем формальный прием, согласились бы, что это прекрасная
проза, достойная каких угодно "букеров".
Стахов: Я не пойму, о чем мы говорим. Тиражи, продажи, деньги - это один вопрос.
Художественное решение проблемы, ис-кусство - это другой вопрос. Наконец, премии
- вопрос третий.
Сидоров: Мы говорим о разобщенности нашей литературы. Именно нашей, где
постоянно что-то тазиками накрывалось. Фанта-стику не признали, ее просто стали
тиражировать - это очень раз-ные вещи. А мы здесь собрались, чтобы попытаться
понять друг друга.
Стахов: Фантастика, к сожалению, многие свои задачи не решает художественно, как
и вообще массовая литература. А если решает, сразу перестает быть фантастикой.
Кортасар, например. Или Кафка с его "Жуком" - это фантастика? Да какая, к черту,
фан-тастика - просто литература!
Сидоров: Ну зачем развешивать ярлыки? Замечательный прозаик Рыбаков страдает
именно от того, что на нем табличка: фантаст.
Стахов: Читал я один раз его тексты. Да, это - художествен-но, значит, не
фантастика.
Скаландис (тяжко вздыхает): Был такой старый анекдот. "Мама, а как люди в
телевизор заходят?" Мама долго объясняет. "Понял?" "Понял. Вот только как они
оттуда выходят?" И для кого мы тут распинались?
=====

Cчacтливo                                               Алла, молчаливый глюк

--- На сто пятнадцатом прыжке в компьютер впорхнул GoldEd/W32 1.1.1.2
 * Origin: Обладателю правды - изначальное счастье. Хулы не бу (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Прогрессивная общественность        2:5020/1004.61  Птн 29 Сен 00 05:11
 To   : Boris Tolstikov                                     Птн 29 Сен 00 16:34
 Subj : С Днем Варенья!

                           Драгоценный Борис!
  @->->->---                                                  ---<-<-<-@

  Вот и наступил этот великий день - Ваш День Рождения!

  Как мы его ждали! Ждали, чтобы сообщить Вам следующее:

  Мы желаем Вам в новом году Вашей жизни исполнения всех Ваших желаний,
  здоровья и счастья, бодрости тела и духа, много друзей и денег (на
  числе "сто" останавливаться необязательно) и всего самого наилучшего!
  Красивой и пpиятной жизни Вам!

  Да и всего того, что Вы сможете (и захотите) себе пожелать!

  Пyсть мечты Ваши исполнятся, а непpиятности обойдyт Ваш дом стоpоной!

            Общественность эхи "Ru.Ludeny"

  @->->->---                                                  ---<-<-<@

---
 * Origin: Лучший босс - это мой босс  --> (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alek Kovrik                         2:455/13        Птн 29 Сен 00 11:37
 To   : Vladimir Borisov                                    Суб 30 Сен 00 00:58
 Subj : Резюме
                   Привет, Vladimir Borisov!
*** Четверг Сeнтябpь 28 2000, Vladimir Borisov написал для All следующее :
 VB> С удовольствием прочел месячную хронику эхи. Молодцы, хорошо поpаботали.
 VB> Постараюсь в ближайшее вpемя ответить там, где надо...
А также просветить нас об 11 вопросах к ЖВМ:))
                                    Alek
    *Христианское - это ненависть к духу: к гордости, мужеству...* /Ф.Hицше/
--- <-= Crematorium =-> ---
 * Origin: Welcome to Crematorium our souls (2:455/13)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 23 из 500
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Птн 29 Сен 00 05:21
 To   : All                                                 Суб 30 Сен 00 12:23
 Subj : Линдсей-3
О многоуважаемый (-ая) All!
===
      Набор   изощренных  научно-технологических  концепций
 является   другим   проявлением   силы   таланта   братьев
 Стругацких  в  их произведениях. Это важно  для  удержания
 читательского  доверия  в  строю их  воображения.  Обладая
 скептическим, уэллсовским взглядом на научный прогресс,
 они  должны  облекать свои моральные и социальные  идеи  в
 заслуживающие   доверия  научные   структуры.   Сила   как
 научного,  так  и  литературного  аспектов  их  творчества
 отличает   братьев   Стругацких  от  остальных   советских
 писателей-фантастов,  и,  без сомнения,  в  этом  отражены
 "дополнительные",   внелитературные   профессии   братьев:
 Аркадий  Натанович  (род.  1925)  работал  переводчиком  с
 японского  и  редактором; Борис Натанович  (род.  1933)  -
 математик-программист5.
      Дарко  Сувин  делит творчество братьев Стругацких  на
 три  периода: идиллический, описывающий "историю будущего"
 (1959-62),  к  которому относятся такие произведения,  как
 "Полдень,    XXII    век   (Возвращение)",    напоминающие
 произведения  американских фантастов Азимова и  Хайнлайна;
 "экспериментальный"  (1962-68),  для  которого  характерны
 иносказательность,  пессимистичность, а  также  мастерство
 отделки внешней формы, сатирическая тональность, а из  тем
 -  злоупотребление политической властью (к нему  относится
 "Улитка  на склоне" - 1968); и период с 1971 по  настоящее
 время,  для произведений которого характерно то,  что  они
 "отчуждены  от  мира  и мрачны, хотя и сохраняют  характер
 юношеской  героики"6. Этот период включает в себя  "Пикник
 на  обочине"  (1972),  вероятно, лучшее  их  произведения.
 (Блестящий  фильм Андрея Тарковского "Сталкер" основан  на
 этом   произведении).  Можно  оспорить   конкретные   даты
 периодизации  Сувина,  но,  бесспорно,  есть  одна  четкая
 граница  -  дискуссия 1969-70 годов о  научной  фантастике
 вообще  и о братьях Стругацких в частности, после  которой
 их  произведения, возможно, стали более изысканными, но  и
 более скучными.
      "Понедельник  начинается  в  субботу"  приходится  на
 средний  период,  но написан он как раз перед  "Сказкой  о
 Тройке"  и  "Улиткой на склоне", вызвавшими  скандал.  Это
 одна  из  вечных, наиболее популярных их книг, и, с  точки
 зрения  советской цензурной бюрократии, одна  из  наименее
 спорных7.   Общая   маска   ориентированности   на   юного
 читателя, подчеркнутая подзаголовком "Волшебная сказка
 для   младших  научных  работников",  скрывает  под  собой
 богатство  сатиры  и  философской полифонии,  смотрящей  в
 лицо  столь  серьезным  реалиям советского  общества,  как
 интеллектуальная   свобода,  качество  жизни,   формальное
 отношение  к народным традициям и шарлатанство под  маской
 науки.   То,   что  в  данном  произведении   пародируются
 фольклорные    герои,   а   точнее   -    их    пушкинские
 интерпретации,  делает  его типично  русским  национальным
 произведением  и,  возможно, именно этим  объясняется  его
 широкая популярность.
===

C yвaжeниeм,                                            Алла, молчаливый глюк

--- Без All жизнь не та, люблю, привет от ЛИАНТА+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Горе ограничено (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 24 из 500
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Птн 29 Сен 00 07:22
 To   : Serge V. Berezhnoy                                  Суб 30 Сен 00 12:23
 Subj : Тьмускорпионская новость. Свежачок-с.
Простите за беспокойство, Serge, но...

И вoт, в cвoeм пиcьмe к Alla Kuznetsova кoe-ктo (a имeннo Serge V. Berezhnoy)
пишeт:

> [...]
 SVB> умер в оккупированном немцами Пушкине. Дальнейшие информационные затыки
 SVB> могли идти как по понятным чисто цензурным причинам, так и по простой

Спасибо. Понятно...

Засим низко кланяюсь                                    Алла, молчаливый глюк

--- Будильник "Дружба" на +/W32 1.1.1.2 камнях
 * Origin: Поход на юг - к счастью (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 25 из 500                           Rcv
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Птн 29 Сен 00 07:23
 To   : Yuri Zubakin                                        Суб 30 Сен 00 12:23
 Subj : Тьмускорпионская новость. Свежачок-с.
Конничива, Yuri-сан!

И вoт, в cвoeм пиcьмe к Alla Kuznetsova кoe-ктo (a имeннo Yuri Zubakin) пишeт:

 YZ>     Ага... Понятно  :)

С ней тоже можно сделать что-нибудь хоpошее...

 YZ>     Получил статью из "Октября" за 1953 - огромное спасибо   :)
 YZ>     Сегодня же подготовлю и запощу ее в фантастические эхи.

Пожалуйста. Сегодня-завтpа в эху (кончились у меня копии статей по общим
вопросам фантастики) кину какую-нибудь из старух статей по Стpугацким.

> [...]
 YZ> пересылал в RU.SF.NEWS и SU.SF&F.FANDOM:

 YZ> ----- Hачало

 YZ> фантастики А. Беляев [умер в 1942 - YZ] и С. Беляев и многообещающие

Ой, извините!

> [...]
 YZ> тому же в 1946 в "Детгизе" вышло переиздание книги  "Человек-амфибия".
 YZ> Возможно, и это отразилось на уверенности С. Иванова, что Беляев жив.

Понятно. Спасибо.

[...]

 Msg  : 26 из 500
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Птн 29 Сен 00 07:26
 To   : Timofei Koryakin                                    Суб 30 Сен 00 12:23
 Subj : ### Ответы БНС
Простите за беспокойство, Timofei, но...

По агентурным данным, Timofei Koryakin писал 28 Сен 00 к Alla Kuznetsova:

 TK>      "Отвлечением внимания" была та сцена с безымянным. Наивный Максик
 TK> так и передал -- а еще одного забрал к себе штатский, по видимому, в
 TK> контрразведку.

Тоже может быть...

На этой оптимистической ноте мы и прервем наш диалог    Алла, молчаливый глюк

--- На сто пятнадцатом прыжке в компьютер впорхнул GoldEd/W32 1.1.1.2
 * Origin: Обладателю правды - только в сердце - свершение (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 27 из 500
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Птн 29 Сен 00 07:28
 To   : All                                                 Суб 30 Сен 00 12:23
 Subj : Тьмускорпионская новость.
Пpивeт тeбe, All!
Вопрос из кроссворда (19 по вертикали): "Что натворил Андрей Тарковский из
"Пикника на обочине" братьев Стругацких?"
    Кроссворд от Олега Васильева // Комсомолькая правда (М.). - 2000. - 28 сент.
- С.24.

С демократическим приветом                              Алла, молчаливый глюк

--- Дубль+/W32 1.1.1.2, сложный, многопрограммный, самообучающийся
 * Origin: Великое счастье (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 28 из 500
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Птн 29 Сен 00 07:33
 To   : All                                                 Суб 30 Сен 00 12:23
 Subj :  ек а
* Forwarded by Alla Kuznetsova
* Area : WANDERERS
* From : Garet, 2:5020/128 (19 Сен 00 00:22)
* To   : Alla Kuznetsova,
* Subj :  ек а
From: Garet <garet@netlane.com>

Добрый вечер.

> А ты не знаешь ли каких-то еще версий сонета Цурэна - где они могут
> обитать в Интеpнете?

Есть кое-что.

Кидаю тебе для начала "Арканарский цикл" Виктора Карасева (Сказочника)

Цурен

                     "Румата навсегда запомнил его таким - иссиня-бледным
                     от пьянства, когда, вцепившись тонкими руками в ванты
                     на палубе уходящего корабля, он звонким молодым голосом
                     выкрикивал строчки своего прощального сонета
                     "Как лист увядший падает на душу..."
                                                        АБС "ТББ"

Цурэн.
Какое мне дело до этой страны,
Где души - замшелы, дороги грязны;
Леса да болота, и прОсвета нет...
Но здесь я, всего-то, родился на свет...

Какое мне дело до этой страны,
Пропитой без цели, за четверть цены,
Лжеистина гаже засаленных губ.
И кто не продажен - наверное, глуп...

Какое мне дело до этой страны,
Где звон до предела зажатой струны,
Где смерть - в изголовье, но медлит пока;
Где пишется кровью любая строка...

Какое мне дело до этой страны,
Где сердце хмелело от каждой весны,
Наукою горькой расщедрились дни,
Ночные задворки всё память хранит...

О, сколько страданий в болоте родном.
Мне сто оправданий найдстся потом.
И ветер попутный, и ясный маяк...
Но чувствую смутно - всё как-то не так.

Живучий, беспутный цветок пустырей
Зачахнет в уюте, лишившись корней;
В спокойствии скучном тоска о былом
Царапнет мне душу увядшим листом...

Успеть бы проснуться сквозь вязкую тьму,
Успеть бы вернуться к себе самому,
Понять, подытожив сплетение дней,
Что жизни дороже и смерти сильней...

В горячие строчки всю душу вложить.
Чтоб стоило  точно - не выжить, а Жить
Понять у предела последней стены -
Какое мне дело до этой страны...
              ...до нашей страны.

Сайва

                            Пашка крался по сайве, а сайва не шутит.
                            Сайва, приятель, спросит. И надо успеть ответить..."
                                                   АБС "ТББ"

Белых деревьев кроны, узкий просвет небес.
Мало ли мест укромных прячет великий лес?
Луч одинокий косо дарит во мраке свет...
Сайва, приятель, спросит! Готов ли твой ответ?

Странная птица Сиу, Пэх или вепрь Ы...
Но пострашнее силы спрятаны средь листвы...
Слухи молва разносит, правды не знает свет.
Сайва, приятель, спросит! Готов ли твой ответ?

Ветви нависли тучей, душно от комарья.
В этих лесах дремучих люди страшней зверья.
Звук в тишине несносен, каждый тревожен след.
Сайва, приятель, спросит! Готов ли твой ответ?

Ночью себя согрею скрытым от глаз костром.
Выживет, кто умеет ухо держать востро.
Эхо ли крик доносит, лязгнул ли арбалет?
Сайва, приятель, спросит! Готов ли твой ответ?

Кто не в ладах с законом, кто рисковать привык,
Входит под эти кроны. Выйдет ли? Бог велик!
Нету гарантий вовсе, сколько б ни прожил лет -
Но сайва однажды спросит - готов ли твой ответ?
Сайва любого спросит - готов ли твой ответ?
Сайва, приятель, спросит!

Сонет Цурэна

Нас учат, что презренна наша плоть,
И слушать зов её не должно душам, -
Но неужели в нас вложил Господь
Стремление закон Его нарушить?
Меня или попов попутал бес,
Но лада нет в потоках книжных истин:
Ведь то, что нас возносит до небес,
Не может быть греховным или низким.

Пусть старцы - те, чья плоть давно нема, -
Являют нам примеры воздержанья;
Им проще, растерявшим прыть ума
И позабывшим прелести желанья;
Я сам, когда мне стукнет сотня лет, -
А лучше бы, конечно, чтобы тыща, -
Дам тоже воздержания обет,
Но прежде дам раскаянию пищу.

Ещё нас учат в прозе и стихах, -
И эта мысль на истину похожа, -
Тот грешник, что раскаялся в грехах,
Десятка вечно праведных дороже;
Пред Богом быть хочу не хуже всех,
Свершив Ему угодное деянье,
Но если не допущен прежде грех,
Не может быть затем и покаянья.

Я верю - Бог, что правит в небесах,
Всеведущий, всеблагий, всемогущий, -
Читать умеет в душах и сердцах,
И различит притворство или сущность...

Зов сердца только слушай в этот час -
И Бог поймёт, и не осудит нас.

Каррр!

                "При чуме - окуривание дымом икуна болотного"
                                               (Арканар - 97)

Каррр!

Засыпает Арканар, тает облачный пожар,
И спускается степенно стая чсрная на стены -
Каррр!!!

Почернел внезапно мир, вороньс спешит на пир,
Лишь по улицам пустым проползает едкий дым -
Каррр!!!

Будь ты молод или стар, обожжст смертельный жар,
То явилась к нам сама господарыня Чума -
Каррр!!!

Для кого судьбы удар, а для стаи божий дар,
Безошибочно свос угадает вороньс, -
Каррр!!!

Потушили мы пожар, и забыт уже кошмар,
Но опять на стены птица многомудрая садится -
Каррр!!!
         Каррр!!!
                 Каррр!!!

Дурацкая песня

Тем, кто сверху, вечно сладко; те, что снизу - ни гу-гу.
Всс-то шепчутся украдкой, всс-то жизни берегут!
Двери в ад всегда открыты, рисковать ли головой;
Хоть не сытый, да не битый; хоть побитый, да живой!

Говорить возможно много лишь поэтам да шутам.
А иным в петлю дорога, или к пытошным столбам.
По заслугам и награда - что захочешь, выбирай;
Что поэту хуже ада, то для лавочника - рай!

Кинут кости, как собачке, за умение "служить".
А впридачу к тем подачкам - право правду говорить;
Пусть замазывает пятна верноподданная ложь;
Ну а я возьму да брякну, с дурака чего возьмешь!

Если ты не в меру весел, а сказать попроще - шут,
То за правду не повесят - лишь пощсчину дадут!
Говорить мне можно вволю правду горькую в лицо;
Дураком быть хорошо ли? Только лучше ль - подлецом?!
Дураком быть хорошо ли? Только лучше ль - мертвецом...
Дураком быть хорошо ли?...

                                                  1997

Поищу и еще что-нибудь кину.

Удачи,
      Гарет.
Имя твое - птица в руке, имя твое - льдинка на языке...

http://eressea.ru                           mailto:garet@netlane.com

Здравствуй, All!
Материал любезно предоставлен А.Егоpовым (Гаретом).

Засим низко кланяюсь                                    Алла, молчаливый глюк

--- Дубль+/W32 1.1.1.2, сложный, многопрограммный, самообучающийся
 * Origin: Друзья придут (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 29 из 500
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Птн 29 Сен 00 09:35
 To   : All                                                 Суб 30 Сен 00 12:23
 Subj : Раскопай своих подвалов
Здравствуй, All!
====
"Хиус" летит на Венеру

Смена (Л.). - 1959. - 25 сент. - С.4.

:- Работать вам придется не здесь, так сказать, не на Земле.
:-Hе на Земле? На Луне, быть может?
-Hет, не на Луне. Гораздо дальше: Мы посылаем экспедицию на Венеру:
Этот диалог происходит между инженером Быковым и его новым начальником
Краюхиным, заместителем председателя Государственного комитета межпланетных
сообщений при Совете Министров. С ними мы можем познакомиться, прочитав
научно-фантастическую повесть А.Стругацкого и Б.Стругацкого "Страна багровых
туч".
Время действия, описываемого в повести - конец нашего века. В разгаре завоевание
человеком космоса. Уже хорошо знакомы межпланетникам Луна, Марс, Меркурий. На
очереди - освоение Венеры, где открыто богатейшее месторождение радиоактивных
руд, названное "Урановой Голкондой". И вот на Венеру летят в созданной
советскими конструкторами фотонной ракете "Хиус" шесть отважных межпланетников.
Им поручена разведка "Урановой Голконды" и устройство первого ракетодрома.
Об их драматических приключениях в чудовищных болотах и черных пустынях Венеры,
о том, как им удалось разгадать так называемую "загадку Тахмасиба", о
проявленных ими мужестве, товариществе и чувстве долга рассказывается в повести.
===
2БВИ: Надо помещать в эху подобные старые статьи?..

Целую, до свидания                                      Алла, молчаливый глюк

--- Транслятор двухходовой +/W32 1.1.1.2 Китежградского завода маготехники
 * Origin: Благоприятно иметь, куда выступить (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Yuriy Ochinsky                      2:50/445.6      Суб 30 Сен 00 00:15
 To   : Alla Kuznetsova                                     Суб 30 Сен 00 22:38
 Subj : Re: Поттс-85. Последняя часть
                             Удачи, Alla!

26 Сен 00 07:14, Alla Kuznetsova писал к All:

 AK> Еще переводы надо?..

Конечно!!!

И еще просьба - нельзя ли отмылить как-нибудь мне 1...15-ю
части? А то я поздненько подключился к эхе и и не захватил их.
Если не очень сложно, конечно...

                                                   Yuriy.

--- _With_ *BEST* _Regards_
 * Origin:  FidoNet, Internet...  Deneg net...  (2:50/445.6)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 31 из 500
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Суб 30 Сен 00 23:47
 To   : All                                                 Вск 01 Окт 00 09:38
 Subj : Тьмускорпионская новость?..
Пpивeт, All!
"Прошло 400 лет со времени Уильямса, и вот главный герой Неффа вольный охотник
Рад Хагер попадает в город Рому (бывший Стругацкий по имени первого землянина,
ступившего на Марс)" [О романе О.Hеффа "Суть пуделя"]
    Герчикова И.А. Чешская фантастическая проза 70-80-х гг. XX века: К проблеме
новатоpства: Дис. на соиск. учен. степ. канд. фмлологич. наук. - М., 1987. -
С.134.

Жду ответа, как соловей лета                            Алла, молчаливый глюк

--- Дубль+/W32 1.1.1.2, сложный, многопрограммный, самообучающийся
 * Origin: Разобьешь бадью - несчастье (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 32 из 500
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Суб 30 Сен 00 05:23
 To   : All                                                 Вск 01 Окт 00 09:38
 Subj : Линдсей-4
Пpивeт, All!
====
      Подобно  волшебникам,  братья  Стругацкие  используют
 поразительный  своей полнотой набор литературных  приемов,
 включающий  пародию,  мечту,  фантастическое  путешествие,
 философские  споры, эксцентричное поведение  персонажей  и
 персонажи-двойники. Этот спектр приемов,  столь  необычный
 для  советской  литературы, сразу заставляет  нас  оценить
 всю  многосторонность  советской  научной  фантастики,  по
 крайней    мере    появившейся    в    "экспериментальные"
 шестидесятые  годы,  а  также связывает  этот  современный
 жанр  с глубокой традицией менипповой сатиры, которая,  по
 определению    М.М.Бахтина,   содержит   те    же    самые
 гетерогенные элементы: "Жанр всегда тот же  и  не  тот  же
 самый,  одновременно старый и новый,  Жанр  обновляется  и
 возрождается  на  каждой стадии развития  литературы  и  в
 каждом   произведении  данного  жанра.  Это   дает   жанру
 жизнь"8. Читая "Понедельник" с точки зрения Бахтина, мы можем
 соотнести  его  с  древней огромной  традицией  менипповой
 сатиры.  Это,  в свою очередь, помогает нам отделить  суть
 произведения   от  его  "безвредной"  оболочки   -   жанра
 подростковой  фантастики, давшей возможность  опубликовать
 его,   -  для  того,  чтобы  осветить  серьезный  подтекст
 произведения   и   объединить   его   внешне   разделенные
 элементы.
      Это    произведение   разделено   на   три   свободно
 соединенные  части  -  "истории":  первая,  "Суета  вокруг
 дивана",   является  представлением   главного   героя   и
 фантастических феноменов, в которые он оказался вовлечен;
 вторая,  "Суета  сует",  ставит  нравственную  проблему  -
 злоупотребления логической "наукой"; и третья,  "Всяческая
 суета",   наиболее  традиционна  с  точки  зрения  научной
 фантастики    и    посвящена   рациональному    объяснению
 фантастической   загадки.   Все   три   части   напоминают
 мениппову  сатиру  решением философских  или  нравственных
 проблем  фантастическими приемами, но я хочу  остановиться
 на  первой из трех "историй", не только потому,  что  жанр
 фантастики  используется  в  ней  наиболее  оригинально  и
 эффектно,  но  и  потому,  что в ней  с  наибольшей  силой
 проявляется  литературный талант братьев  Стругацких.  Два
 аспекта  этого произведения будут наиболее важны для  моей
 работы.  Это  описание  персонажа и его  использование,  а
 также       текстуальное/субтекстуальное       чередование
 повествования и сатиры.
      Главным  героем  сказки является Александр  Привалов,
 молодой  программист из Ленинграда (во многом  похожий  на
 самого  Бориса  Стругацкого в 1965), во время  путешествия
 по  русскому  Северу (традиционно "фольклорному"  региону)
 наткнувшийся  на  НИИЧАВО  (сатирическая  аббревиатура  от
 Hаучно-исследовательский    институт     чародейства     и
 волшебства),  филиал  Академии наук СССР,  и  ставший  его
 сотрудником.  Но  Привалов - больше, чем "прямой"  главный
 герой-разведчик,  изучающий  и  познающий  этот  маленький
 фантастический мир, - он - вполне достоверный персонаж  со
 своими правами.
====

К чему бы это?                                          Алла, молчаливый глюк

--- Транслятор двухходовой +/W32 1.1.1.2 Китежградского завода маготехники
 * Origin: Благоприятно свидание с великим человеком (2:5020/1004.61)