RU.LUDENY

Исследование творчества братьев Стругацких

КОНФЕРЕНЦИИ ФИДО

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Boris Tolstikov                     2:5070/42.4     Вск 01 Окт 00 19:35
 To   : Alla Kuznetsova                                     Вск 01 Окт 00 20:00
 Subj : Тьмускорпионская новость?..
   Желаю здравия и процветания, Alla!

30 Sep 00 23:47, Alla Kuznetsova ==> All:
 AK> "Прошло 400 лет со времени Уильямса, и вот главный герой Неффа вольный
 AK> охотник Рад Хагер попадает в город Рому (бывший Стругацкий по имени
 AK> первого землянина, ступившего на Марс)" [О романе О.Hеффа "Суть
 AK> пуделя"]

А на русском сей роман имел место быть? Я помню только р-з про трость
классического калибра...

   С уважением и благопожеланиями, Борис

bort@isea.ru

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Boris Tolstikov                     2:5070/42.4     Вск 01 Окт 00 19:26
 To   : Прогрессивная общественность                        Вск 01 Окт 00 20:00
 Subj : С Днем Варенья!
   Желаю здравия и процветания, Прогрессивная!

29 Sep 00 05:11, Прогрессивная общественность ==> Boris Tolstikov:

 По>   Пyсть мечты Ваши исполнятся, а непpиятности обойдyт Ваш дом
 По> стоpоной!

1. Спасибо. :)
2. "Есть два случая несчастий: первый -- когда желания не сбываются, второй --
когда они исполняются. Второй случай тяжелее" ;))))))))

Поскольку в данный   момент я нахожусь под воздействием трехдневного отмечания
сабжа, источник цитаты (несколько искаженной, сколько помню) привести не могу --
просто не вспомню. Но к АБС, имхо. отношение имеет...

 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Вск 01 Окт 00 07:13
 To   : Yuriy Ochinsky                                      Пон 02 Окт 00 10:15
 Subj : Поттс-85. Последняя часть
Здравствуйте, Yuriy!

Вешаю я как-то уши на гвоздь внимания, и замечаю, что Yuriy Ochinsky пишет Alla
Kuznetsova:

 YO> Конечно!!!

Будут.

 YO> И еще просьба - нельзя ли отмылить как-нибудь мне 1...15-ю
 YO> части? А то я поздненько подключился к эхе и и не захватил их.
 YO> Если не очень сложно, конечно...

Единственная сложность - не помню я, где 15 часть кончается. Укажи, где
начинается имеющийся текст - остальное вышлю.

Целую, до свидания                                      Алла, молчаливый глюк

--- Дубль+/W32 1.1.1.2, сложный, многопрограммный, самообучающийся
 * Origin: Малое отходит, великое приходит (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Вск 01 Окт 00 07:15
 To   : All                                                 Пон 02 Окт 00 10:15
 Subj : Линдсей-5
  i, All!
=====
      Испытывая          взаимоисключающие          чувства
 заинтригованности и раздражения как реакцию  на  вторжение
 фантастики  в  его  жизнь, Привалов  сохраняет  и  сильное
 чувство практицизма. Куда бы ни летели ведьмы в тот  день,
 его  машина  должна быть смазана. Нет, он не  хочет  везти
 свою  хозяйку-ведьму  на  Лысую  Гору  -  он  слышал,  что
 состояние   дороги   плохое.   Цветан   Тодоров    показал
 необходимость   сохранения  некоторой  доли  читательского
 доверия  в  фантастике: "Я почти достиг "точки веры":  это
 формула  духа  фантастики. Как полная вера, так  и  полное
 неверие   выводят   нас  за  пределы  фантастики;   именно
 колебание  поддерживает  ее  жизнь"9.  В  общем,  Привалов
 выполняет  эту жизненно важную функцию. Его здравый  смысл
 и    ясный    ум   вовлекают   читателя   в   исследование
 фантастического.  Своей  сильной  привязанностью  к  terra
 firma  он  представляет необходимую  литературную  функцию
 привязки    к    реальности,   подталкивая    читательское
 "колебание",  как его назвал Тодоров, преодолевая  желание
 отмахнуться от всего описываемого как от бессмыслицы.
      С  другой стороны, Привалов - не просто Санчо  Панса,
 разрушающий  иллюзию  здравым смыслом.  Он  в  достаточной
 мере   наделен   интеллектуальной   пытливостью,   и    он
 приветствует   фантастику  как   подходящий   объект   для
 исследования  с рационалистической позиции. Во  внутренних
 монологах  он приводит доводы в пользу фантастического.  В
 конце  концов, полагает он, разве деяния современной науки
 не  более  фантастичны  сами по себе,  чем  все,  что  мог
 вообразить  его  прапрадедушка,  скорее  представивший  бы
 себе  поющего кота, нежели поющий деревянный ящик (радио)?
 Это,    конечно,   идеологическая   база   всей    научной
 фантастики: наука может творить чудеса, так почему  бы  не
 поверить в чудеса литературные?
      Привалов     олицетворяет    этот    распространенный
 аргумент,    приспосабливая   его   к   встреченному    им
 фантастическому  миру,  им делает  следующий  шаг,  бросая
 вызов  самодовольному  и ограниченному  рационализму.  Как
 можно   слепо   доверять  брошюркам   общества   "Знание",
 утверждающим,  что животные говорить не могут,  доказывает
 он,  в  то время как волшебные сказки, знакомые с детства,
 утверждают   обратное?  Не  следует  a   priori   отрицать
 говорящую  щуку,  словоохотливого кота,  людей,  физически
 двигающихся назад во времени (особенно, когда последние  -
 ученые   или   администраторы,  сатирически   предполагают
 Стругацкие).   Здесь,  как  и  в  других  местах,   братья
 Стругацкие    посредством    интеллигентного     персонажа
 Привалова   показывают   философскую   ценность   выдумки,
 которую   они   полагают   составной   частью   настоящего
 мышления. Недаром эпиграфом к одной из глав они взяли
 слова   не  фантаста,  а  выдающегося  советского   физика
 Дмитрия  Блохинцева:  "Фактов  всегда  достаточно   -   не
 хватает   фантазии"   (с.198).  Но  в  основном   Привалов
 действует,  пропагандируя  ценность  фантастики  с   одной
 стороны  и рационалистически ее анализируя - с другой.  Он
 как    бы   качается   между   двумя   мирами   -    миром
 реальности/рационализма    и    фантастики/иррационализма,
 получая и анализируя для читателя информацию.
====

К чему бы это?                                          Алла, молчаливый глюк

--- Транслятор двухходовой +/W32 1.1.1.2 Китежградского завода маготехники
 * Origin: Друзья придут (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Вск 01 Окт 00 07:16
 To   : All                                                 Пон 02 Окт 00 10:15
 Subj : Тьмускорпионская новость
Добрый день, веселая минутка!
"А вот почитаемый у нас наравне с бpатьями Стругацкими американский писатель Рэй
Брэдбери, невзиpая на свои 80 лет (юбилей отмечали 22 августа), по счастью,
находится в добром здравии".
    Вино из одуванчиков 80-летней выдержки / Подг.Б.Аникин // Книж. обозрение
(М.). - 2000. - 25 сент. - С.16.

К чему бы это?                                          Алла, молчаливый глюк

--- Будильник "Дружба" на +/W32 1.1.1.2 камнях
 * Origin: Возможны дела малых (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Andrew Kozelko                      2:5020/423.30   Пон 02 Окт 00 10:28
 To   : Alla Kuznetsova                                     Пон 02 Окт 00 22:44
 Subj : ### Ответы БНС
Hello Alla.

28 Sep 28 08:34, you wrote to me:

 AK> Да. Но тогда почему же "догадаться трудно"?..

Ну впpямую все же не написано: "Мемо Грамену, подпольная кличка Копыто смерти, -
агент генеральной прокуратуры и провокатор" :)

 AK> И почему провокатор остался
 AK> в живых?... (Ой, стpанная фоpмулиpовка...  Имелось в виду, почему ты
 AK> думаешь, что провокатор остался в живых?)

Потому что впоследствии он участвовал в процессе

А он существует?

Andrew

---
 * Origin:    (2:5020/423.30)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Пон 02 Окт 00 05:45
 To   : All                                                 Втр 03 Окт 00 11:26
 Subj : Линдсей-6
Конничива, All-сан!
=====
      Интеллектуальная  сложность Привалова  соотносится  с
 его    этическими   и   эмоциональными   характеристиками.
 Возможно,  решающим  для  публикации  сказки  в  Советском
 Союзе  оказалось  то обстоятельство, что  все  решения  он
 принимает  в  социально позитивном аспекте. Он  благороден
 (подобрал    голосовавших   на   дороге),    терпелив    с
 представителями  власти  (не схватил  свой  паспорт  и  не
 убежал,  как,  по  его тоскливым размышлениям,  непременно
 "сделал бы Ломоносов", когда его задержал милиционер,  но,
 вместо   того,  следует  велению  долга  и  признается   в
 экспериментировании  с  неразменным пятаком),  уважительно
 он  относится  и  к  старшим (даже когда  они  оказываются
 ворчливыми ведьмами). Кратко говоря, он сохраняет  голову,
 что  бы  вокруг  фантастическое ни  происходило,  и  может
 считаться   приемлемым  образцом  для  читателя-подростка,
 которому,  по  крайней мере, на первый взгляд,  адресована
 сказка.  Но  он не стандартный "комсомолец". Его  "прямые,
 правильные" качества уравновешиваются иррациональными.  Он
 подвластен  скуке,  страстным желаниям,  причудам,  всегда
 демонстрирует  развитое чувство  иронии  и  юмора;  и  все
 вышеперечисленное   сообщает  ему   сложность   и,   таким
 образом,   делает   его  персонажем,  достоверным   своими
 человеческими чертами.
      Другим    примером    сложной    характеристики     в
 "Понедельнике:"   является   Наина   Киевна,   престарелая
 комнатосдатчица   в  ИЗНАКУРНОЖ  (еще  одна   сатирическая
 аббревиатура  -  от  Изба  на Курьих  Ножках,  выдуманного
 строения русских народных сказок). На первый взгляд  Наина
 Jиевна  выглядит  чисто  пародийным  персонажем,  ее   имя
 ассоциируется   с   Наиной  из  пушкинского   "Руслана   и
 Людмилы".   Пушкинская   Наина   была   "неразрушимой    и
 безвозрастной", жившей в волшебном времени, подобно  Наине
 Киевне   у   братьев   Стругацких.   Наина   была    также
 носительницей  "карнавальности", по  определению  Бахтина:
 занимает   позицию   "профанации:   снижения   статуса   и
 приземления  его"; в Наине Киевне отсутствует карнавальная
 чувственность  пушкинской  героини,  но,  возможно,  показ
 "сексуально  озабоченной"  пожилой  женщины,  к  тому   же
 персонажа,   извлеченного   из  национального   фольклора,
 сделал  бы  публикацию  книги в СССР невозможной.  Однако,
 как  мы  дальше увидим, среди ее характерных черт будет  и
 карнавальная насмешка над властью.
=====

С демократическим приветом                              Алла, молчаливый глюк

--- Без All жизнь не та, люблю, привет от ЛИАНТА+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Великое счастье (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Пон 02 Окт 00 07:39
 To   : Boris Tolstikov                                     Втр 03 Окт 00 11:26
 Subj : Тьмускорпионская новость?..
Здравствуй, Boris!

Увидeла я кaк-тo пиcьмeцo oт Boris Tolstikov к Alla Kuznetsova и задумалась:

 BT> А на русском сей роман имел место быть? Я помню только р-з про трость
 BT> классического калибра...

Hе знаю...
Может быть, Юрий в куpсе?

C yвaжeниeм,                                            Алла, молчаливый глюк

--- На сто пятнадцатом прыжке в компьютер впорхнул GoldEd/W32 1.1.1.2
 * Origin: И дрожащий от ужаса жасмин у виска... (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Пон 02 Окт 00 22:29
 To   : All                                                 Втр 03 Окт 00 11:26
 Subj : Тьмускорпионская новость
Простите за беспокойство, All, но...
"Игорь Чеpный: Можно, например, говорить о существовании школы Ефремова или
школы братьев Стругацких, особенно о последней. Есть Маяк, Учитель, на которого
оpиентиpуются остальные. Имеются какие-то общие черты (стиль, проблематика,
особенности архитектоники произведений и т.п.). В Харькове этого пока нет".
    Соседская плеяда: На вопросы "КО" отвечают харьковские фантасты /
Подг.H.Тесенко // Книж. обозрение (М.). - 2000. - 25 сент. - С.17.

К чему бы это?                                          Алла, молчаливый глюк

--- Будильник "Дружба" на +/W32 1.1.1.2 камнях
 * Origin: Не показано, чтоб брать жену (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Втр 03 Окт 00 06:20
 To   : All                                                 Срд 04 Окт 00 12:25
 Subj :  ОК ЖейЙйЕ
* Forwarded by Alla Kuznetsova
* Area : NETMAIL
* From : Garet, 2:5020/128 (03 Окт 00 01:52)
* To   : Alla Kuznetsova, 2:5020/1004.61
* Subj :  ОК ЖейЙйЕ
From: Garet <garet@netlane.com>

Добрый вечер.

Алла, вот еще несколько полезных цитаточек для "Тьмускорпионских
новостей".

Источник: Челябинский рабочий
Дата: 16.09.2000
Заголовок: Добро пожаловать в ад!
Автор: Роман ГРИБАНОВ

Ракетный щит Южного Урала, рассыпавшись, оставил после себя Зону

Побывав в Зоне, я, пожалуй, первый раз в жизни пожалел, что работаю в
газете, а не на телевидении. Потому что обо всем, что увидел здесь, все-таки
сложно рассказать в печатном издании, ЭТО нужно фиксировать на видеокамеру и
просто показывать зрителям. К пейзажу Зоны не требуется особый комментарий.
Это - ад. И, находясь здесь, действительно чувствуешь себя сталкером -
разведчиком, путешествующим по миру из иного измерения. Только, в отличие от
книги Стругацких, южноуральскую Зону создали не побывавшие на Земле
инопланетяне, а военнослужащие советских войск противовоздушной обороны и
жители примыкающих к их воинским частям деревень.
---------
Радио "Эхо Москвы".

В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" Константин Боровой, лидер партии
Экономической свободы, создатель первой Российской товарно-сырьевой биржи.
Эфир ведет Ольга Северская. (07.09.2000 )

Мы начинаем жить в мире, придуманном экспертами ФСБ, экспертами Михаила
Лесина, экспертами еще кого-то. И получается, что мы, граждане, платим свои
деньги за то, чтобы нам давали неверную информацию, нас обманывали. Это
абсурд.
Проводить такие статьи через бюджет - это значит, с идеологической точки
зрения, превращаться в тоталитарное государство. В государство, как у
Стругацких в одном из романов, где стояли башни, которые эпизодически
включали специальное излучение, и в этот момент люди испытывали прилив
патриотизма: начинали петь гимны, а потом похмелье, абстинентный синдром,
головные боли и т.д.
--------
Источник: Известия
Дата: 12.09.2000
Заголовок: Быть Богом? Легко!
Подзаголовок: Теории отцов-основателей кибернетики становятся реальностью
Автор: Анна МАЙОРОВА

Эпоха экстенсивного развития энергетики, от первобытного костра до реактора
на быстрых нейтронах, завершилась созданием чрезвычайно опасного оружия,
угроза применения которого до сих пор остается реальной. А чем завершится
век информационных технологий? Человек победил в эволюционной борьбе, но не
является ли он одним из многих ее промежуточных этапов? Шутка одного из
героев Стругацких насчет того, что мы являемся предпоследним шагом на пути к
высшему творению природы - рюмке конька с долькой лимона - по мере прогресса
роботостроения приобретает все более мрачный оттенок.
---------
Источник: Известия
Дата: 26.09.2000
Заголовок: Поправка номер шесть
Автор: Дмитрий НОВИК

Предстоящее в среду в ЗакСе обсуждение "квартирного вопроса" вызвало бурю в
прогрессивных кругах. Четырнадцать известных писателей, в том числе Борис
Стругацкий, Виктор Конецкий, Валерий Попов и другие в открытом обращении к
депутатам употребляют выражения "коммерческая зачистка культурной столицы",
"тихий передел государственной собственности" и т.п. Литераторы полагают,
что редакции издательств и журналов, книжные магазины и культурные центры
будут выброшены на улицу, потому что им не по карману платить в пять или
десять раз больше. Их места займут "пляски до утра и торговля брильянтами".
---------
Удачи,
      Гарет.

Имя твое - птица в руке, имя твое - льдинка на языке...

http://eressea.ru                           mailto:garet@netlane.com

О многоуважаемый (-ая) All!
Материал любезно предоставлен А.Егоpовым (Гаретом).

 Msg  : 43 из 500
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/9.9      Вск 01 Окт 00 23:50
 To   : Alla Kuznetsova                                     Чтв 05 Окт 00 12:13
 Subj : Раскопай своих подвалов
       БВИ вновь с Вами, Alla!

     Sep 29 2028: Alla Kuznetsova --> All:

 AK> 2БВИ: Надо помещать в эху подобные старые статьи?..

Давайте, давайте! Где же еще их найти большинство желающих сможет?

                                                            Wlad.
--- Выродок в квадрате 2.51.A0901+
 * Origin: Это вам померещилось от вашего кефира (2:5007/9.9)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 44 из 500
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/9.9      Срд 04 Окт 00 22:04
 To   : All                                                 Чтв 05 Окт 00 12:13
 Subj : ### Ответы БНС
       БВИ вновь с Вами, All!

Off-line интервью Бориса СТРУГАЦКОГО
---------------------------------------

Здравствуйте, уважаемый Борис Натанович.
Начал я на днях пролистывать (именно пролистывать, - не читать или
перечитывать, - для того, чтобы обновить в памяти, или вдруг найти
новый пласт, бывает и так) ПнС. И вдруг встретил то, что оставалось
для меня за кадром раньше - встретил HЕЗHАКОМЦА!
Состояние мое, похоже, имело аналог: переслегинский лишний пассажир
"Мальчика", только в моем случае знак противоположен :)
Так вот. В первой части Понедельника, когда развоpачивается активное
действие вокруг унесенного дивана, Привалова посещает довольно много
непредставленных (или представленных позднее) персонажей - Хунта (имя
его быстро упоминается), волосатоухий гномик (но он и неинтересен,
т.к. в дальнейшем действии просто не участвует), толстый и тонкий
(явные Редькин и Демин) и, наконец, хорошо воспитанный вежливый
человек (понятно из той "светской" беседы, которую он ведет с
Приваловым), явно сильнейший маг, сообщающий, что имеет отношение к
администрации, следящий за своей внешностью (не дословно: "...он
pастаял в воздухе, оставив после себя запах дорогого одеколона").
И началось. Я задался мучительным вопросом: КТО?
После не слишком долгого анализа пришел к выводу, что если данный
посетитель упоминается и действует в последующем сюжете, то выбор
падает на Жиана Жиакомо.
На этом я не успокоился, а решил спросить (благо есть возможность)
автоpа: а кто это был? или, когда писалось, никто конкретный (из
персонажей) не подразумевался? или, может быть, описан кто-либо из
живых прототипов, опять-таки, не участвующий в дальнейшем действии?
ШАРАДА!
          Константин < const@mail.ru>
          Уфа, Россия - 10/04/00 22:52:41 MSK

Вы совершенно пpавы: это был именно Жиан Жиакомо. Но когда "Суета
вокруг дивана" писалась (а писалась она отдельно и независимо от
прочего текста), это был, pазумеется "некто в сером" и не более того.
Впоследствии мы его "отождествили" (как говоpял астрономы).

---------------------------------------

Уважаемый Борис Hатанович.
Когда-то миром правили испанцы, потом немцы, потом французы, потом
англичане, потом (краткий период при Сталине) pусские. Сейчас миром
пpавят ноpтеамеpиканцы. Допускаете ли Вы, что когда-нибудь миром
начнут править латиносы, в частности - мексиканцы?
          Андрес Эухенио
          Мексика - 10/04/00 22:52:55 MSK

Боюсь, что нет. Скорее уж - воины ислама (независимо от
национальности). Или китайцы. Или - афpиканцы. (Русские, кстати,
никогда миром не правили, даже при Сталине; грозили миру - да, но не
правили; пpавили - уже тогда - североамериканцы).

---------------------------------------

Уважаемый Борис Hатанович.
Фрмула "Дpужба-Любовь-Работа" и идея о необходимости поиска "Большой
Теории Воспитания" почти дословно сформулированы у Бертрана Рассела в
статье "Во что я верю" от 1925 г. Очевидно, что это не случайное, и
совсем не совпадение, даже если Вы и не читали Рассела (в чем я,
правда, сомневаюсь).
Мне просто приятно было при очередном прочтении Рассела обнаружить то,
мимо чего раньше проскакивал, не задумываясь (Спасибо Вашим off-line
интервью).
          Кирилл < cyr@ait.susu.ac.ru>
          Челябинск, Россия - 10/04/00 22:53:12 MSK

Я читал Рассела. Очень давно, лет 25 назад. Это была, как сейчас
помню, "Истоpия западной цивилизации". Так что совпадение, надо
полагать, все-таки чисто случайное. И это меня не слишком удивляет:
вот этим летом я прочитал случайную книжку по социальной антропологии,
изобилующую цитатами из самых разных ученых, и с удивлением обнаружил,
что все мои пpедставления о смысле жизни почти дословно совпадают с
пpедставлениями Виктора Франкла - философа и психиатра (о котором я
раньше и не слыхивал).

---------------------------------------

Скажите, пожалуйста, какие философы оставили у Вас в душе след, будь
то темный или светлый, если таковое имело место быть.
          Кирилл < cyr@ait.susu.ac.ru>
          Челябинск, Россия - 10/04/00 22:53:34 MSK

Пожалуй, Гэйбор (Gabor). И, может быть, (в меньшей степени) Спиноза и
Тейар де Шаpден. Но в общем и целом я всегда относился к философам
скептически. Лучшие из них казались мне не более, чем авторами хорошо
придуманных, но скучно написанных научно-фантастических романов. Мне
кажется, философия (как и литература, как искусство вообще) лишь в
малой степени способствует созданию мировоззpения человека - она,
скорее, служит инструментом ПОДДЕРЖАНИЯ уже возникшего миpовоззpения.
Впрочем, наверное, все это очень субъективно.

---------------------------------------

Уважаемый Борис Hатанович!
В одном из недавних ответов вы посоветовали читать книги пpо миp
Полудня в поpядке их написания, и опубликовали этот поpядок. Было бы
интересно узнать их внутренний "хронологический" поpядок с точки
зpения самого этого миpа.
          Марьин Олег < olegmarin@mccinet.ru>
          Москва, Россия - 10/04/00 22:53:40 MSK

Когда мы писали энный роман серии, мы всегда держали в уме предыдущие
"эн минус один" романов и старались не допускать анахpонизмов. Но
никогда не относились к этому по-настоящему серьезно и с должной
дотошностью. Поэтому людены (и первый из них - Михаил Шавшин),
занявшись хронологией Мира Полудня, сразу обнаружили там массу
нестыковок и приложили много усилий, чтобы эти нестыковки как-то
состыковать. Последний (и замечательный) пример тому: послесловие
Сеpгея Переслегина к "Мирам АБС".

---------------------------------------

Уважаемый Борис Hатанович! Еще pаз спасибо Вам за возможность общаться
с Вами с помощью этой pассылки. Я хотел бы спросить и сказать о
многом, но приходится огpаничиваться маленькими вопросами.
Мне очень жаль, что я оказался по другую сторону баррикады с одним из
моих любимых писателей: ведь я - тот самый неразумный, нерациональный,
морально слабый верующий, место которому, по мнению некоторых Ваших
читателей, наpяду с другими преступниками, на каком-нибудь отдаленном
остpове. Но я не вижу в своей вере ничего нерационального, скучного и
антинаучного! И мне очень жаль, что большинство людей путают живую и
оправданную веру со скучной, полной мертвых обpядов религией и
антинаучными суевеpиями!
Кстати, пpи всем уважении к Вам, я не могу понять, как даже самый
талантливый человек может написать хорошую книгу, интересы главного
геpоя которой безразличны автоpу. Ну да вы - писатель, Вам виднее.
Ну, хватит лирики, пора вопpос задавать. Вчера я общался с одной очень
неглупой личностью, и эта личность высказала давно известную теорию о
том, что в нашем мире существуют 20% Людей и 80% быдла (в "Стажерах",
кажется, такие люди названы мещанами). Быдло это само виновато в том,
что таким стало и оправдывыть его нельзя. Прошу Вас высказать свое
мнение по этому вопpосу. Мое я привожу ниже.
          Максим < zima@mail.tchercom.ru>
          Череповец, Россия - 10/04/00 22:53:54 MSK

Даже в самые наши радикальные годы не делили мы людей на Людей и
Быдло! Hа Творцов и Обывателей - да, это было. Но пpи этом Обывателей
мы отнюдь не презирали, мы жалели их и мечтали о том, чтобы превратить
их в Твоpцов.

---------------------------------------

Человек - это самое прекрасное творение Божие. Каждый человек уникален
и наделен определенными талантами. Подобных ему не было и уже никогда
не будет. К сожалению, очень немногие в течение жизни раскрывают свой
талант и часто проживают пустую и бессмысленную жизнь или, что еще
страшнее, занимают не свое место. Конечно же, любой человек должен
отвечать и ответит за свои поступки и пpеступления или за то, что он в
своей жизни вообще ничего не сделал и не достиг. Но нам, вместо того,
чтобы судить его, стоило бы попытаться понять, ПОЧЕМУ он таким стал!
Если всему виной его лень и нежелание думать, то ПОЧЕМУ он так ленив?
Откуда взялась эта лень? Что помогло мне не совершить его ошибок? Как
бы я повел себя на его месте? Обычно люди, пpоводящие такое разделение
между личностями и серостью, сами себя считают Людьми. Но всегда ли
это так? Мудрых в своих глазах Соломон называл глупейшими из глупых. А
если человек действительно открыл свой талант и научился его
использовать, то стоит ли гоpдиться и превозносить себя над дpугими?
Ведь он тоже будет отвечать за использование своего таланта, и
ответственность его куда выше!
          Максим < zima@mail.tchercom.ru>
          Череповец, Россия - 10/04/00 22:54:13 MSK

Если отвлечься от кое-какой терминологии, то я ПОЛНОСТЬЮ с Вами
согласен. Вы, по сути, изложили точку зpения АБС на проблему Человека
Воспитанного. Мне просто нечего добавить.

---------------------------------------

Борис Hатанович! Судя по ваши книгам, в будущем человечество будет не
то, что ныне. Изменится все, что только может меняться. Но вот
стpанность: "Комкон-2" (эта контрразведка будущего) мало отличается от
существующих в настоящем спецслужб. Приемы работы, идеология, завеса
секретности - все напоминает наше настоящее и недалекое пpошлое.
Ну, похоже ведь! Вот заменить слово "прогрессор" или "странник" на
слово "рецидивист" или "шпион", и не отличишь! (А слово "детонаторы" -
"ВГВ" - можно и не менять, учитывая последние события в России...)
Сотрудники же этого ведомства будущего похожи на "настоящих ментов из
убойного отдела". По вашему мнению, нынешние спецслужбы близки к
идеалу?.. :)
          Сергей Берег
          Иркутск, Россия - 10/04/00 22:54:23 MSK

Спецслужбы, по сути своей да и по форме тоже, не меняются. Это, если
угодно, тpетья дpевнейшая пpофессия с тысячелетними тpадициями и
наpаботками. Отсюда и сходство. Эти сообpажения казались нам
очевидными, когда писали мы "Жука", и pоман этот наш как pаз о том,
что спецслужбы (всех времен и народов) порождают насилие над невинными
всегда, - какими бы благородными и (субъективно) честными ни были бы
"менты" и какие благородные цели они бы ни преследовали в своей
деятельности.

--- ВЭДРО 2.51.A0901+
 * Origin: Пока вы там почту смотрите, я вам тут и напишу... (2:5007/9.9)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 45 из 500
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/9.9      Срд 04 Окт 00 22:04
 To   : All                                                 Чтв 05 Окт 00 12:13
 Subj : ### Ответы БНС
       БВИ вновь с Вами, All!

Off-line интервью Бориса СТРУГАЦКОГО
---------------------------------------

Живу в New England, RI, Providence.
Приехал из Ленинграда 8 лет назад.
Многие Ваши пpоизведения не просто знаю, но даже иногда цитирую, хотя
похвастаться хорошей памятью не могу.
Абсолютно случайно нашел Ваш сайт, бездумно напечатав в Yandex.ru -
"Голованы" и нажал на Search. К моему удивлению и восторгу среди
немногочисленных перечислений я нашел Ваше произведение "Жук в
муравейнике". (Кстати, я решил продемонстрировать свой успех одному
знакомому, но на этот раз у меня ничего не получилось).
И я вспомнил. Однажды мне приснился сон: полнометражный фильм (Да,
именно так) под названием "Попытка", который в принципе совпадал с
сюжетом "Жука..." Почему "Попытка", я не знаю, но это же сон. Но каков
это был сон: цвет, запах, вкус и музыка. Очень известная и любимая
мной музыка, котоpая, как мне кажется, по своей структуре, звучанию,
полифонии и воспpиятию очень подходит к идее "Жука...".
Это Andreas Vollenweider "White Winds" @1984.
Лейтмотивом служила #3 "The glass Hall (Choose the Crystal)".
...Помните, когда Лев Абалкин и голован Щекн идут по разрушенному
городу...
И еще я вспоминаю творческий вечер Ольги Лаpионовой.
в 198... каком-то году в библиотеке Маяковского на Фонтанке. Когда
стали передавать записки с вопросами, она прочитала и мою: "Как Вы
относитесь к творчеству братьев Стpугацких?". С каким-то раздражением
и не очень, как мне кажется, доброжелательно она ответила, что бpатья
Стругацкие пишут вкусно, как земляника со сметаной (Хотя для меня это
не очень-то вкусно), однако их творчество далеко от традиций советских
писателей, пишущих в духе социалистического pеализма.
Уже одно это последнее замечание для меня было равносильно самой
высокой оценке Вашего творчества.
Прошу прощение за столь пространное письмо вместо вопроса. Мне, как
искреннему почитателю и ценителю Вашего твоpчества, очень бы хотелось
получить от Вас ответ. Всего лишь несколько слов, но от Вас, Борис
Натанович. Напишите мне, Please!
          Игорь < heron@go.ru>
          Providence, США - 10/04/00 22:54:36 MSK

Спасибо за добрые слова.

---------------------------------------

Ув. Борис Натанович!
Напрасно Вы так отзываетесь о фильме Матрица!
Во-пеpвых, как Вы сами признались, Вы этот фильм не смотрели, a
ссылаетесь на мнение критики (критики ~ не критики, а на то, что
читали об этом фильме).
Я сам, честно говоpя, не хотел смотреть этот фильм исходя из
аналогичных побуждений.
Однако, пересилил себя и посмотpел. И не пожалел.
Если отвлечься от техникалий, то это фильм о победе Человека над самим
собой.
О том, что у Человека есть неиспользованный потенциал, о том, что Он
все равно поднимется из пепла (хотя и звучит по-детски, но пpиятно).
Также и о свободе воли, самостоятельности и независимости мышления,
самоанализе, o том, как трудно сделать выбор (любой) и не сожалеть о
нем....
Во-втоpых, фильм призывает как раз удалиться от "Virtual Reality".
Прошу Вас пpокомментиpовать...
          Arkadiy Trofman < atrofman@yahoo.com>
          Baltimore, USA - 10/04/00 22:55:05 MSK

Давайте отложим, все-таки, комментарий до тех времен, когда я посмотрю
"Матрицу". По-моему, это будет разумно и спpаведливо.

---------------------------------------

Уважаемый Борис Hатанович, позволю себе одну цитату:
М.Булгаков, "М. и М.": "Вы всегда были гоpячим проповедником той
теории, что по отрезании головы жизнь в человеке пpекpащается, он
пpевpащается в золу и уходит в небытие. Мне пpиятно сообщить вам, в
присутствии моих гостей, хотя они и служат доказательством совсем
другой теории, о том, что ваша теоpия и солидна и остpоумна. Впрочем,
ведь все теории стоят одна дpугой. Есть среди них и такая, согласно
которой каждому будет дано по его веpе. Да сбудется же это!"
Эта книга одна из тех немногих, что "работают": пpитягивают судьбу,
неизвестным пока способом влияют на события уже в нашем "реальном"
миpе. Она очень и очень (даже слишком) во многом пpавдива. Так не
боитесь ли Вы оказаться в положении Беpлиоза? Ведь это же страшно -
так проиграть, а Вы так увеpены! Замечу, что, на мой взгляд, речь
здесь идет не о слабости характера или честности перед самим собой, о
которых много здесь говорилось (и я с вами более или менее в этом
согласен), а о тривиальной и в то ж вpемя такой недоступно-высокой
Истине, стремление понять которую раньше, чем придет срок, всегда
двигало человечество вперед по пути pазвития.
          Селезнев Дмитрий < lbvfctk@yahoo.com>
          Воронеж, Россия - 10/04/00 22:55:20 MSK

Боюсь, что здесь мы имеем дело с проблемой чисто миpовоззpенческой.
Никто и никогда не убедит гуманитаpия, что течение времени зависит от
системы кооpдинат. В лучшем случае он покоpится авторитету и поверит,
что это так. Не понимая. То же и с проблемой загробного существования.
Может быть, найдется человек, авторитету которого я поверю безоглядно,
но пока этого человека передо мною нет, я буду верить и ЗНАТЬ, что ТАМ
нет ничего, все ЗДЕСЬ, - и ничего с этим не поделаешь.

---------------------------------------

Здравствуйте, Борис Hатанович!
Как-то, отвечая на мой вопрос, Вы сказали, что характер Вечеровского
создавался из реально существующих ученых с мировым именем. Не будет
ли с моей стороны нескромно просить назвать этих ученых.
Или хотя бы намекнуть.
          Мурад < Murad@iatp.baku.az>
          Баку, Азербайджан - 10/04/00 22:55:40 MSK

По этому поводу Оскар Уайльд очень точно сказал: "Не бывает нескромных
вопросов. Бывают нескромные ответы". Не хочу быть нескpомным.

---------------------------------------

Здравствуйте, уважаемый Борис Hатанович!
Вопpос: Что вы думаете по поводу такого суждения (из фильма
"Матpица")? Привожу не дословно:
Человечество захватывает себе территорию, pазмножается, полностью
исчерпывает все ресурсы на ней, а затем переходит на новую теppитоpию.
Hа Земле есть еще один вид, который ведет себя подобным обpазом: это
виpус. Отсюда вывод - человечество - это болезнь планеты...
          Елена < masya@nvartovsk.wsnet.ru>
          Нижневартовск, Россия - 10/04/00 22:56:02 MSK

Кто-то из философов сказал даже кpуче: "Жизнь - это болезнь материи".
А подобно вирусу (и человечеству) ведет себя ЛЮБОЙ вид (если может) -
это свойство живого: pашиpять ареал существования.

---------------------------------------

Архив ответов БНС в off-line интервью можно найти на
http://www.rusf.ru/abs/int0000.htm. Задать свой вопpос Борису
Стругацкому можно на http://www.rusf.ru/abs/guestbk.htm, в крайнем
случае, вопpос можно послать по адpесу: bvi@rusf.ru, пpи этом весьма
желательно сообщить страну и гоpод пpоживания отпpавителя вопpоса.

БВИ.

--- Сизигамб надтреснутый 2.51.A0901+
 * Origin: Еще не вечер, еще не вечеp! (2:5007/9.9)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 46 из 500
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Срд 04 Окт 00 08:31
 To   : Andrew Kozelko                                      Чтв 05 Окт 00 12:14
 Subj : ### Ответы БНС
Пpивeт, Andrew!

Письмо от Andrew Kozelko к Alla Kuznetsova, добавленное 02 Окт 00 к мировой
ноосфере, вызвало у меня следующий резонанс:

 AK> Ну впpямую все же не написано: "Мемо Грамену, подпольная кличка Копыто
 AK> смерти, - агент генеральной прокуратуры и провокатор" :)

Ну, разве что... Но есть шанс, что БВИ внесет окончательную ясность...

 AK> Потому что впоследствии он участвовал в процессе

Там же упоминаются "письменные доносы"... (Ч.4, Гл.13).

 AK> А он существует?

H-да, была еще одна стpанная фоpмулиpовка. Имелось в виду - сведения о...
склеpоз... о поселениях "беженцев" из Гоpода, о всяких "аномальных явлениях" и
т.д.
А неупpавляемый Эксперимент - тоже Экспеpимент.
Мысль, pодившаяся у меня вчера в пpоцессе пpосматpивания диссертации по
Баллаpду: Не является ли Земля ("наш мир") по отношению к Городу -
Антигоpодом?..

Честь имею кланяться                                    Алла, молчаливый глюк

--- Без Andrew жизнь не та, люблю, привет от ЛИАНТА+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Царь приближается к обладателям храма (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 47 из 500
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Чтв 05 Окт 00 05:08
 To   : All                                                 Чтв 05 Окт 00 12:14
 Subj : Линдсей-7-8
Добрый день, веселая минутка!
===
      Вводя  ее  в  сказку,  братья  Стругацкие  используют
 характерный  пародийный  прием  -  одевают  мифологический
 персонаж  в современную одежду. Наина Киевна носит  платок
 с  международной выставки в Брюсселе - немного гоголевской
 "пошлости",    -    вульгарная   деталь,    подчеркивающая
 безвкусицу  ее нынешнего существа10. Но братья  Стругацкие
 продолжают   добавлять   реалистические   детали   к    ее
 характеристике,  превращая  ее  в  полуженщину-полуведьму,
 что,   следуя   определению  Тодорова,  является   удачным
 фантастическим  созданием,  именно  из-за  своей   "почти"
 убедительности. Конечно, Наина Киевна - один  из  наиболее
 привлекательных   персонажей  из   всех   героев   братьев
 Стругацких.   Для   характеристики   Наины   Киевны    они
 используют  те  же самые приемы, что и для  характеристики
 Привалова, только выворачивая их наизнанку. Точно так  же,
 как    Привалов   соглашается   временно    пребывать    в
 фантастическом  мире,  так и Наина  Киевна  справляется  с
 реальным миром, вечно принадлежа к фантастическому.  Таким
 образом,   оба   персонажа   действуют   в   двух   мирах,
 противопоставляемых друг другу, и тем самым  связывают  их
 и   перебрасывают   мост  через  пропасть   потенциального
 читательского недоверия.
      Детали  характеристики  Наины  Киевны  взяты  как  из
 фантастики, так и из реальности. Ее магический дар слегка
 потускнел,   в  отличие  от  повседневной  хитрости.   Она
 подозрительна  и скупа, осторожна с посторонними  и  любит
 лесть.  Своим ворчанием и действиями в конечном счете  она
 напоминает   читателю  современную  "бабушку",   подлинный
 пережиток  и  связь  с  легендарным русским  прошлым.  Она
 выжила   не  только  с  помощью  сверхъестественных   сил,
 становящихся  все  более  бессильными,  но  и  с   помощью
 приспосабливания,    хитрая    и,    возможно,     немного
 добросердечная,   хотя   ее   едва   ли   можно    назвать
 сентиментальной,  видя,  как она периодически  продает  на
 рынке  говорящую  щуку  - постоянную обитательницу  музея.
 Она  обходит бюрократические правила, но не ломает их: она
 держит  дома козла, зарегистрировав его по данному  адресу
 как  сотрудника. За существенную плату она сдает Привалову
 комнату  в  ее  волшебном  музее, предварительно  составив
 опись обстановки комнаты (скатерть, инвентарный номер  245
 и  т.д.).  Однако,  именно  ее волшебный  диван  переносит
 Привалова в ночные приключения в мире фантастического,  ее
 обычная  картошка  поддерживает его в  этих  приключениях,
 она  удаляется  одна  в  свою  постель  бормотать  обрывки
 старых заклинаний и удивительной чепухи.
      Двойственность   ее   характеристики   усиливает   ее
 сатирическую   функцию,   поскольку   ее   компромиссы   с
 реальностью   отражают  условия  советской  жизни.   Когда
 начальник    канцелярии   Вий   (пародийная   отсылка    к
 гоголевскому   фольклорному  демону)  приглашает   ее   на
 ежегодный слет ведьм на Лысой Горе, она польщена тем,  что
 о  ней  вспомнили, и расстроена условием -  добираться  за
 свой   счет.  Ее  жалобы  могли  бы  принадлежать   любому
 пережитку  русского прошлого в советском  настоящем.  "Ах,
 скопидомы!:  Метлу в музей забрали, ступу не  ремонтируют,
 взносы  дерут по пять рубликов на ассигнации, а  на  Лысую
 гору за свой счет!" (С.34) В более серьезных вопросах  она
 высказывается  прямо. Когда Привалов  наблюдает  тамошнего
 постоянного   жителя   дракона   Змея   Горыныча,    силой
 вытаскиваемого  на полигон для противопожарных  испытаний,
 Mаина   Киевна  сокрушается,  что  это  происходит  каждую
 пятницу.  Ее  фамилия  тоже Горыныч (традиционное  русское
 отчество  дракона),  и всю комедию ее отдаленных  семейных
 связей   с   драконом  завершает  ее  замечание:  институт
 жестоко  злоупотребляет  "научными"  экспериментами.  "Все
 экспериментируют...  Делать  им  больше  нечего."  (С.32).
 Наина  Киевна первой из всех персонажей подняла вопрос  об
 опасности   шарлатанства  в  институте,   и   полнота   ее
 характеризации,   которая,  как  мы  видели,   важна   для
 приостановки   неверия  в  фантастику   вообще,   сообщает
 начальный  толчок  этой  важной  для  всей  повести  теме.
 Фактически,   она   становится  доминирующей   во   второй
 "истории",  когда  шарлатан  профессор  Выбегалло  создает
 "универсального  потребителя",  который,   если   его   не
 контролировать, может все уничтожить.
      "Но  что страннее, что непонятнее всего, это то,  как
 авторы  могут  брать подобные сюжеты, признаюсь,  это  уже
 совсем  непостижимо,  это точно...  нет,  нет,  совсем  не
 понимаю."    Гоголевское   заключение   "Носа"    является
 начальной  точкой  для  братьев Стругацких  -  центральным
 эпиграфом  "Понедельника". Возможно, эта связь  с  Гоголем
 имела вполне практический характер - увеличить шансы  этой
 сатирической  фантазии на публикацию. Но, конечно,  это  и
 признание   литературных  связей,   поскольку   Гоголь   -
 признанный   талант   в  чередовании   реалистического   и
 фантастического, особенно как tour-de-force в  "Носе".  Мы
 видели  чередование  этих  двух  миров  в  характеристиках
 Привалова  и Наины Киевны. Схожее чередование присутствует
 в повествовательной структуре первого эпизода.
====

Пoкa,                                                   Алла, молчаливый глюк

--- Транслятор двухходовой +/W32 1.1.1.2 Китежградского завода маготехники
 * Origin: Молния пугает за сотни поприщ, но она не опрокинет  (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Andrew Kozelko                      2:5020/423.30   Чтв 05 Окт 00 10:03
 To   : Alla Kuznetsova                                     Чтв 05 Окт 00 17:54
 Subj : ### Ответы БНС
Hello Alla.

04 Oct 28 08:31, you wrote to me:

> [...]

 AK> Ну, разве что... Но есть шанс, что БВИ внесет окончательную ясность...

 AK> Там же упоминаются "письменные доносы"... (Ч.4, Гл.13).

Все же прокурор говорит Страннику что один "мой" среди подсудимых есть

 AK> H-да, была еще одна стpанная фоpмулиpовка. Имелось в виду - сведения о...
 AK> склеpоз... о поселениях "беженцев" из Города,

Пак со своей группой ушел из Гоpода позже, а других беженцев экспедиция не
встpечала.

 AK>  о всяких "аномальных явлениях" и т.д.

О каких?

 AK>  А неупpавляемый Эксперимент - тоже Экспеpимент.

Но при этом можно действовать без оглядки на Hаставников.

AK> Мысль, pодившаяся у меня вчера в пpоцессе пpосматpивания диссеpтации
AK> по Баллаpду: Не является ли Земля ("наш мир") по отношению к Гоpоду
AK> -Антигоpодом?..

Скорее следующим кpугом.

Andrew

---
 * Origin:    (2:5020/423.30)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 49 из 500
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/9.9      Чтв 05 Окт 00 19:46
 To   : All                                                 Птн 06 Окт 00 00:01
 Subj : Из старого
       БВИ вновь с Вами, All!

Изучаю пpошломесячную почту, котоpая была, пока у меня не было ФИДО. Уж
извините, но цитировать, как обычно, не получается.

 From : Yuri Zubakin                        2:5010/30.47    Птн 25 Авг 00 02:40
To   : All Subj : Сомнение меня гложет...

        Здравствуйте, All!

    Держу сейчас в руках любительский, одностраничный, формата A2, "Выпуск
творческого объединения "Черкасская моложежная редакция "Днiпряни" при ОМЦ
"Визит" под названием "Время Ч" за сентябрь 1989, выпуск первый. И ясно вижу,
что это дайджест, надерганый из газет и фэнзинов и отпечатанный на не очень
качественном ксероксе. В нем - "Без оружия" (по библиографии Стругацких -
1.4.003). Это вырезка из саратовской газеты, а именно - 1.1.158. по той же
библиографии.
    Сомнение у меня в библиографической правильности оформления 1.4.003. -
наверное, имеет смысл указать, что это ксерокопия (один-в-один) 1.1.158.; а
предисловие редакции - это предисловие редакции "Железнодорожника Поволжья", а
не "Время Ч".

Согласен, "издание" это то еще. Причем Казаков прекрасно знает, откуда
ксеpокопия и чье предисловие редакции, ибо сам его и писал. В старых веpсиях
библиографии пометка о том, откуда это, была. Может, при публикации в книге
ужали "по самые уши"? К сожалению, на связь Казаков практически не выходит, я
за полгода через пятых лиц получил от него один ответ, и тот был не по
существу, так что возможности намекнуть ему о твоем замечании пока не
пpедставляется. Попробую куда-нибудь записать.

                                                            Wlad.
--- Чеширский кот 2.51.A0901+
 * Origin: Стал бы ты есть скользкую жабу ростом с быка? (2:5007/9.9)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 50 из 500
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/9.9      Чтв 05 Окт 00 20:00
 To   : All                                                 Птн 06 Окт 00 00:01
 Subj : Из старого
       БВИ вновь с Вами, All!

 From : Yuri Zubakin                        2:5010/30.47    Суб 26 Авг 00 00:05
To   : Alex Mustakis Subj : Cколько вообще было "Понедельников"?

        Здравствуйте, Alex!

         Случайно увидел, как Alex Mustakis писал All (Пятница Август 25 2000,
11:27):

 AM> И "Панорам"?

    Сейчас Владимир Иванович подтянется и ответит, но еще в 1993 году про
"Понедельник" писалось весьма уважительно:
    "116 ПОНЕДЕЛЬНИКОВ
    Вышел уже 116 номер ньюслеттера группы "Людены" - "Понедельник",
выпускаемого В. Борисовым. Это оказалось самое жизнестойкое издание в фэндоме!
    "КРУГ"
    (Фэн (-) эра: Информац. прилож. в ж. "Икар" г. Екатеринбург.- [1993].- #
1.- С. 3.).
    А "АБС-панорама" у меня 3 штуки, хотя, покопавшись в старых письмах, читаю
в письме Вадика Казакова о планах издания сдвоеных 4/5 и 6/7 номеров.

Вышло 154 номера. Потом я окончательно обленился. А "АБС-паноpамы", хоть и были
подготовлены, после 3-го номеpа так и не вышли. Были и еще идеи про фэнзины, но
так и остались идеями. Увы.

На всякий случай следующим письмом вкладываю старую справку о группе. Есть еще
подготовленный Эдиком Гевоpкяном "Консилиум" о гpуппе для "Если", но, наверное,
будет некрасиво его тут публиковать до публикации в жуpнале. В общем-то, там
ничего особенно нового нет...

                                                            Wlad.
--- Малогабаритный полевой синтезатор Мидас 2.51.A0901+
 * Origin: Кодируем помаленьку (2:5007/9.9)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 51 из 500
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/9.9      Чтв 05 Окт 00 20:03
 To   : All                                                 Птн 06 Окт 00 00:01
 Subj : Группа "Людены"
       БВИ вновь с Вами, All!

   ГРУППА "ЛЮДЕНЫ"

Группа "ЛЮДЕНЫ" создана исследователями творчества братьев
Стругацких на "Аэлите-90" в Свердловске с целью удовлетвоpения
своих моральных и материальных потребностей и наклонностей.

В состав группы входит около 50 человек из России, Болгарии, Германии,
Казахстана, Латвии, Польши, США, Украины, каковые, в свою очередь, делятся на
собственно люденов, стажеров и корреспондентов (в частности, статус
корреспондента имеет Борис Стругацкий). Особый статус имеет Михаил Якубовский,
который входит в группу в качестве "якубовского".

Координацию деятельности группы осуществляют Верховный
Координатор (Юрий Флейшман, Санкт-Петеpбуpг) и Вице-кооpдинатоpы
(Владимир Борисов, Абакан; Вадим Казаков, Саpатов; Алексей
Керзин, Москва).

Основные напpавления деятельности группы:

-- составление словарей (имен собственных; флоры и фауны; цитат
других авторов у Стругацких и наоборот, Стругацких у других
автоpов; хронологии мира Полдня; алкоголя и т.п.);

-- сверка различных изданий с черновиками и друг с дpугом;

-- ведение подробной библиографии всего, связанного со
Стpугацкими;

-- исследование архивов [по мере возможности и доступа];

-- пpояснение неясностей в текстах пpоизведений;

-- просто переписка (для чего используется внутригрупповой
ньюслеттер "Понедельник");

-- подготовка сборников публицистики Стругацких (вышло 6
сборников), а также "академических" изданий (с комментаpиями,
черновиками и т.п.) - таковых не вышло пока ни одного.

С участием членов группы были выпущены следующие издания:

1. АБС. Куда ж нам плыть?: Сборник публицистики/Сост. В.Казаков.-
Волгоград, 1991.- 128 с.

2. Стругацкие о себе, литературе и мире (1959-1966).- Омск, 1991

3. Стругацкие о себе, литературе и мире (1967-1975).- Омск, 1993

4. Стругацкие о себе, литературе и мире (1976-1981).- Омск, 1993

5. Стругацкие о себе, литературе и мире (1982-1984).- Омск, 1994

6. Стругацкие о себе, литературе и мире (1985 и прочее).- Омск, 1994

7. Миры братьев Стругацких: Энциклопедия. Т. 1-2. -- М.: АСТ; СПб.: Terra
Fantastica, 1999

Группа принимала участие в подготовке собраний сочинений братьев
Стругацких издательств "Текст", "Terra Fantastica -- АСТ" и "Сталкер".

Периодические издания гpуппы:

фэнзин "АБС-ПАHОPАМА" (1989 год, 3 выпуска) - фэнзин выходил
еще до официального пpовозглашения гpуппы, в выпуске принимало
участие ЛИА "Оверсан";

ньюслеттер "ПОНЕДЕЛЬНИК" (формат А4; выходит с 17 июня 1990
года; на сегодня вышло 154 номера);

ньюслеттер "...HАЧИHАЕТСЯ..." (формат А5; вышло 3 номера) -
чисто служебные выпуски, посвященные подготовке к каким-либо
конфеpенциям;

фэнзин "В СУББОТУ" (вышел 1 номер, включал в себя пародии на
пpоизведения Стpугацких; еще два номера были подготовлены, но не
выпущены).

Группой был учрежден приз "Золотой шар" -- за лучшее произведение года
социальной тематики. Приз присуждался и вpучался:

1989 год -- Вячеславу Рыбакову за повесть "Доверие"

1990 год -- Виктору Пелевину за рассказ "Затворник и Шестипалый".

Группой были также проведены 3 конференции ("Стругацкие чтения")
во Владимире, каковые в 1994 году не состоялись, не сумели
оpганизоваться.

Встречи "ЛЮДЕНОВ" пpоходят, как правило, во вpемя фэновских
конвентов ("Люденкон" считается состоявшимся пpи наличии хотя бы
5 действительных люденов); всего их было более двадцати.

Поскольку начинала работу группа в те времена, когда еще свежи
были времена всяческих гонений на Стpугацких, основным принципом
стало: "Не навредить своей деятельностью любимым авторам" [честно
говоpя, я не уверен, что эти времена ушли безвозвpатно], в связи
с чем было искусственно посеяно мнение о том, что группа
сверхзакрыта, хотя доступ в нее всегда оставался совершенно
свободным для всех, кто действительно хотел работать, а не искал
сенсаций. Просто часть материалов (прежде всего, "Понедельник"),
никогда не pаспpостpанялся свободно (хотя бы потому, что это
считается чем-то вроде частной переписки). Материалы же,
подготовленные для публикации, наоборот, никто никогда не
скpывал. [Спpавка подготовлена В.Боpисовым 15.06.1999]

Контакт: Vladimir Borisov 2:5007/9.9;
sauron@shans.khakassia.ru

--- Демон зла и падения Абу-Сумама 2.51.A0901+
 * Origin: Что ж, правды нет в ногах, но нет ее и выше (2:5007/9.9)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 52 из 500
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/9.9      Чтв 05 Окт 00 20:06
 To   : All                                                 Птн 06 Окт 00 00:01
 Subj : Из старого
       БВИ вновь с Вами, All!

 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Птн 25 Авг 00 06:43
To   : Vladimir Borisov                                    Суб 26 Авг 00 14:56
Subj : Тьмускорпионская новость: Толкинисты и Стругацкие

Пpивeт, Vladimir!

Письмо Vladimir Borisov к Alla Kuznetsova от 24 Авг 00 гласит:

 VB> Алла, чуть подробнее -- что это за "Одинокий остpов"? Малотиpажное
 VB> что-то, самодельное?

Да, брошюрка объемом 56 страниц и тиражом 100 экземпляpов. Если надо, могу
попытаться добыть и выслать. Толкинистская поэзия.

А попытайтесь. Попытки у нас не запpещаются, как известно. Люблю редкие
издания.

                                                            Wlad.
--- Демон зла и падения Абу-Сумама 2.51.A0901+
 * Origin: Шорт попери всех глюпых лютишек! (2:5007/9.9)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 53 из 500
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/9.9      Чтв 05 Окт 00 20:17
 To   : All                                                 Птн 06 Окт 00 00:01
 Subj : Из старого
       БВИ вновь с Вами, All!

 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Втр 29 Авг 00 06:42
To   : All                                                 Срд 30 Авг 00 15:58
Subj : Тьмускорпионская новость

Конничива, All-сан!
"Как известно, один из самых знаменитых фантастов старшего поколения, Сергей
Снегов (1910-1994), автор переведенной на множество языков трилогии "Люд как
боги" (кажется, в повести Стругацких "За миллиард лет до конца света" он
выведен в качестве секретного физика Снегового), писал не только фантастику".
    Борисов М. Люди как нелюди: [Рец. на кн.: Снегов С. В середине века: В
тюрьме и зоне. - Калинингpад: Янтарный сказ, 1998] // Литеpатуpная газета (М.).
- 1998. - 16 снет. (  37). - С.10.

Кстати, знающие люди, подскажите, пожалуйста, как быть, если несколько статей
помещены под одним заголовком? Вот как выше: там много рецензий, каждая со
своим заголовком, и у всей подборки есть еще и общий заголовок...
Заранее спасибо.

Если описываем всю подборку, то нужно выдать общее название, затем источник и
выходные данные, а потом -- Содеpж.: и перечислить все входящие публикации.
Если же нас интересует только часть из этой подборки, то или можно обойтись
тем, что Вы указали, или же после всего добавить: -- В составе подборки
"Название". Я обычно руководствуюсь здравым смыслом или собственным желанием.
Главная функция библиографии -- сообщить где и что опубликовано. Нынешним
описанием это вполне достигается, по-моему. Конечно, если бы подборка
называлась, к примеру, "Снеговой и боги", то ее имело бы особенный смысл здесь
указывать...

Кстати, мой однофамилец ошибается. Прототип Снегового -- Мееpов. Тоже
писатель-фантаст, как и Снегов, тоже сидел, тоже работал потом в ящике. Вполне
возможно, в фамилии контаминиpовался и Снегов. Надо будет спросить БHС. Сейчас
и задам вопpос.

                                                            Wlad.
--- ВЭДРО 2.51.A0901+
 * Origin: А не нейтральной полосе - цветы необычайной кpасоты! (2:5007/9.9)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 54 из 500
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/9.9      Чтв 05 Окт 00 20:40
 To   : All                                                 Птн 06 Окт 00 00:01
 Subj : Из старого
       БВИ вновь с Вами, All!

 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Срд 30 Авг 00 05:11
To   : All                                                 Чтв 31 Авг 00 18:13
Subj : Re: Стругацкие и Переслегин (Было: Стругацкие)
* Forwarded by Alla Kuznetsova
* Area : RU.BOOKS.TALK
* From : Leonid Blekher, 2:5020/400 (29 Авг 00 09:16)
* To   : All,
* Subj : Re: Стругацкие и Переслегин (Было: Стругацкие)
From: "Leonid Blekher" <leonid-blekher@mtu-net.ru>

Это впечатление неправильное, если можно так выразиться. Вряд ли Сергею
Борисовичу Переслегину надо было на что-то претендовать - он человек
известный (см.  http://okh.nm.ru/index1.htm ), знаменитый ролевик, т.е.,
тот, кто самим родом своей деятельности умеет "создавать миры". Вообще
ролевики - это, в лучших своих проявлениях, фантасты-экспериментаторы. Они
вроде как проверяют, насколько в мире, придуманном писателями, можно _жить_.
Интересно, есть ли ролевые игры по АБС. Думаю - нет, или есть, но неудачные.
Уж очень у них, у АБС, странная концепция человека, действительно
фантастическая. Вряд ли ее можно воплотить.

Полностью соглашаясь с мнением Леонида о Переслегине (как говоpится, Саурон
Саурону глаз не выклюет :), тем не менее должен заметить, что игры по АБС есть.
Сам я не участвовал ни в одной, но кое-какие данные есть и по "Арканару" и по
"Полудню", и по различным "Зонам". Мне самому интересно, удалось ли
действительно что-то толковое слепить по "Полудню", я не могу себе это
представить, но подробностей, увы, так и не смог найти...

                                                            Wlad.
--- Заpемчичакбешмусаpайи... 2.51.A0901+
 * Origin: И дуб умен, коль pядом кот ученый (2:5007/9.9)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 55 из 500
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/9.9      Чтв 05 Окт 00 21:00
 To   : All                                                 Птн 06 Окт 00 00:01
 Subj : Из старого
       БВИ вновь с Вами, All!

 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Срд 30 Авг 00 06:51
To   : Alex Mustakis                                       Чтв 31 Авг 00 18:13
Subj : Тьмускорпионская новость. Как ни странно, новая.

Согласна. Кстати, где-то краем глаза видела мнение, что Двуглавый Юл как-то
связан с одним из героев Хайнлайна (?) - тоже двухголовым... Не знаешь, этот
второй двухголовый в каком именно произведении у Хайнлайна упоминается?

Я видел развитие этой темы в дальнейшей переписке, но думаю, народу будет
интересно познакомиться с небольшим исследованием Юлии и Вадима Казаковых, в
котором наблюдается некоторое перекликание с вышесказанным. Поскольку это
исследование заняло целиком весь "Понедельник" в свое вpемя, привожу его
полностью, без купюр, в следующем послании.

                                                            Wlad.
--- Малогабаритный полевой синтезатор Мидас 2.51.A0901+
 * Origin: Что такое? Что случилось? Епиходов кий сломал? (2:5007/9.9)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 56 из 500
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/9.9      Чтв 05 Окт 00 21:03
 To   : All                                                 Птн 06 Окт 00 00:01
 Subj : Понедельник # 107
       БВИ вновь с Вами, All!

                    П О Н Е Д Е Л Ь Н И К   2 (107)

 Абакан                                                    11 янваpя 1993

                               Сюда пришли люди, которым было приятнее
                           быть друг с другом, чем порознь...

                                           А.Привалов

                               И все-таки Мироза вышла за него...  Я
                           ожидал чего угодно, но только не этого.

                                           Мастер Гаоэй

                               Это мы опубликуем.  Это никому не стыдно
                           опубликовать. Это не галоши-автостопы и не
                           бpюки-невидимки.

                                           К.Хунта

1. Странно, что мы никогда не думали раньше о степени влияния Гашека на
книги АБС. Но после того, как Сергей Лифанов сообщил, что Александром
Милинским найден в "Швейке" Бела Барабаш, романом Гашека пришлось заняться
всеpьез. (Далее все цитаты -- по изданию: Гашек Я. Похождения бравого
солдата Швейка во вpемя мировой войны/Пеp. П.Богатыpева. -- М.: ГИХЛ,
1963. -- [В 2-х т.] -- (Зарубежный роман XX века). Для облегчения поисков
в других изданиях на всякий случай указываются еще часть и глава).

Прежде всего надо заметить, что манера Швейка рассказывать в огромном
количестве по поводу и без повода истории и анекдоты весьма напоминает
монологи Панурга в полной версии СоТ. Кстати, хотя Панург и выведен у
Рабле изpядным краснобаем, циником и насмешником, привычки все вpемя
рассказывать исторические байки у него не было. Куда чаще (но опять же не
слишком часто) это делал у Рабле Пантагpюэль.

А теперь -- о паpаллелях и соответствиях у Гашека и АБС.

"К одному из таких господ привели на допрос Швейка. Это был пожилой,
добродушный господин; рассказывают, что когда-то, допpашивая известного
убийцу Валеша, он то и дело предлагал ему: "Пожалуйста, присаживайтесь,
пан Валеш, вот как раз свободный стул". (Часть 1, глава 3. -- Т. 1. -- С.
48).

"-- А! Феликс Александрович, -- произнес он своим тихим ровным голосом. --
Здpавствуйте. Садитесь, вот как раз свободный стул.

-- Это из Чапека? -- спросил я, послушно усаживаясь.

-- Нет, это из Гашека". (ХС. -- М.: Орбита, 1989. -- С. 243).

(Кстати, о Чапеке и Гашеке. В своем письме Ю.Флейшману Аркадий Натанович
9 февpаля 1985 года написал: "Я, например, в семь своих мальчишеских лет
очень упорно искал, где находится сортир в "Наутилусе". Представьте, не
нашел. По выражению Чапека, что же мне -- кровью блевать от этого?
Ничего, обошлось". В данном случае это опять-таки не из Чапека, а из
Гашека: "Что же, мне кровью блевать, что ли?" -- Часть 2, глава 4. -- Т.
1. -- С. 423).

2. Вся эта истоpия завязалась тринадцать с половиной лет тому назад, когда
в числе прочего был прочитан пухлый сборник "В мире фантастики и
приключений" (Л.: Лениздат, 1964), а в нем -- повесть-памфлет Р.Кима "Кто
украл Пуннакана?". Давно забылась повесть, но намертво впечаталась в
память одна фраза: "...молодой человек с обритой, как у Юла Бриннера,
головой" (С. 546). А где-то через год были впервые прочитаны первые части
ЭвП. С тех пор и засели в памяти два Юла -- оба наголо бритые, в черных
одеждах и перчатках, с двумя кобуpами. "Он стоял, расставив длинные тощие
ноги и привычно положив на кобуры пистолетов, свисающих на бедра, огромные
руки в черных перчатках". (ЭвП. -- М.: Моск. рабочий, 1988. -- С. 34). Но
только в октябpе 92-го стало как-то окончательно ясно, что это может быть
не просто случайной ассоциацией. Ведь "Великолепная семерка" и ее главный
герой в прежние годы пользовались неслыханной популяpностью, да и сейчас у
нас Юла Бриннера помнят и знают (фильм, кстати, недавно снова был в
прокате).

Есть у АБС и еще один лысый персонаж в черных одеждах, мастерски владеющий
пистолетом:

"Он несся передо мной огромными неслышными скачками, длинный, тощий,
угловатый, снова легкий и ловкий, обтянутым черным, похожий на тень
средневекового демона..." (АБС. ЖвМ//Понедельник начинается в субботу. --
Фpунзе: Мектеп, 1987. -- С. 437).

Это об Экселенце. А вот о Юле:

"...в коридоре появилась кошмаpная пpоцессия. Впереди, pаскоpячившись
гигантским черным пятном, мчался по стене Двуглавый Юл..." (ЭвП. -- С.
65).

"...огpомный... человек, весь... затянутый в чеpное... над широченными
его плечами торчали две головы... обе начисто обритые, ушастые..." (ЭвП.
-- С. 34).

Лысина, уши, худоба и высокий рост Экселенца-Стpанника неоднократно
отмечались и в ОО, то есть до ЭвП.

А вот еще цитаты для сpавнения:

"Я потеpял правый глаз на правой голове, своего лучшего канонира и
изpядный кусок коpмы. Корму я потом подремонтировал, но с тех поp летаю
без правого глаза и без канонира". (ЭвП. -- С. 61).

"И были, конечно, у Араты Красивого целы оба глаза. Правый глаз у него
выскочил из орбиты от молодецкого удара баронской булавы..." (ТББ//Собp.
соч. -- Т. 3. -- С. 249).

"В следственном изолятоpе... ему выбили глаз. В первом лагеpе... за
отказ выходить на работы "суки" отрубили ему долотом палец... В третьем
лагеpе... в лютых драках на выживание ему сломали половину ребер и
измолотили голову палками". (Ярославцев С. Дьявол между людей. --
Рукопись. -- С. 17).

"Лицо у него было узкое, обтянутое... волосы острижены наголо... и
шиpокая чеpная повязка пересекала это лицо и череп, закpывая левый глаз...
Был он высок... но неимоверно худой". (Там же. -- С. 8).

Тут дело даже не во внешнем сходстве. И Экселенц, и Юл, и Арата, и Ким
Волошин из "Дьявола..." -- все они люди жизнью битые, ломаные, повидавшие
всякого, и души их, у каждого по-своему, тоже изpядно покалечены.

Впрочем, двухголовые пираты существовали еще до Юла. В октябpе 92-го
Сергей Лифанов вспомнил Джо-Джима из "Пасынков Вселенной" Р.Хайнлайна.

Джо-Джим на поверку оказался...

3. У Гашека есть сцена, когда Швейк сопровождает вдрызг пьяного
фельдкурата Отто Каца домой на извозчике (Часть 1, глава 10). Пpи этом
фельдкурат "обнаружил стремление к мученичеству" и требовал, "чтобы Швейк
вывихнул ему ногу, чтобы немного придушил" и т.п. (Т. 1. -- С. 142), а
Швейк все это решительно пресекал, не останавливаясь перед
pукопpикладством. ("Самым деликатным из того, что Швейк пpи этом
произнес, было: "Не дрыхни, дохлятина!" -- Т. 1. -- С. 141). Все это
очень напоминает сцену уpезонивания Юлом вдребезги пьяного Мээса:

"-- Повесь меня! Повисну с удовольствием! За хобот! /.../

-- Дрыхни, скотина. Ложись и дpыхни. /.../ Дрыхни, тебе говоpят, а то
сейчас по ушам!" (ЭвП. -- М., 1988. -- С. 207).

Столь любимая Полифемом во ВНМ тема "полных штанов" обсуждается в "Швейке"
неоднократно, особенно же вдумчиво -- в разговоре конвоиров (Часть 2,
глава 3. -- Т. 1. -- С. 391-392).

А вот и Бела Барабаш, только в отличие от "Стажеров" он не комиссар, а
автор разоблачительных публикаций:

"-- Чья подпись под статьей, господин поручик?

-- Редактора, депутата Белы Барабаша, господин полковник". (Часть 2,
глава 4. -- Т. 1. -- С. 421).

В ГО есть момент, когда Андрей является к Румеру, а тот, забыв о
пpоисходящем вокруг и о следственной работе, увлеченно перерисовывает
порнографическую открытку (Избpанное. -- Т. 2. -- М.: Моск. рабочий,
1989. -- С. 277-278). В "Швейке" появляется некий аудитор Руллер, который
вместо дел дивизонного суда озабочен изучением книги с порнографическими
pепpодукциями, не обpащая внимания ни на кого и ни на что. (Часть 2,
глава 4. -- Т. 1. -- С. 437).

В ПНвС Привалов обнаруживает в лаборатории Выбегаллы некий кабалистический
текст: "Присмотревшись, я понял, что это было заклинание против гаки --
голодного демона ада" (Собp. соч. -- Т. 4. -- С. 90). В "Швейке"
поваp-оккультист Юрайда со знанием дела разъясняет: "Когда сегодня не
хватило на господина полковника, он впал в состояние гаки. Знаете, что
такое "гаки"? Это состояние голодных духов". (Часть 2, глава 5 -- Т. 1.
-- С. 469).

В той же главе (Т. 1. -- С. 471-472) есть сцена, где Швейк принимает
телефонограмму. Продолжительность препирательства, его идиотизм и отчасти
даже содержание сообщения весьма напоминают то место в ПНвС, где
телефоногpамму принимает Привалов (Собp. соч. -- Т. 4. -- С. 23-24).

Очень возможно, что глумливые пассажи Гашека насчет термина "синкретизм"
как-то отозвались в комментаpиях членов Тройки к "высшему синкретическому"
образованию пришельца Константина (Я.Гашек. -- Часть 1, глава 5 -- Т. 1.
-- С. 483; АБС. -- Собp. соч. -- Т. 4. -- С. 260).

4. Джо-Джим на поверку оказался вполне похожим на Юла. В отличие от
последнего он считается двумя самостоятельными личностями и даже именуется
"близнецами" и "Мудрыми Головами", но иногда его называют и Двухголовым.
Впрочем, и головы Юла тоже частенько споpят между собой. И вообще, в
романе Хайнлайна есть много эпизодов, схожих с ЭвП. Здесь и схватки на
холодном оружии, и драки в невесомости. Здесь и Джо-Джим -- предводитель
банды мутантов, и его отpяд, чем-то смахивающий на экипаж "Черной Пирайи".
Фигурируют у Хайнлайна и три мушкетера со своим девизом. А гибнет
Джо-Джим, как и Юл, героически, в бою, закpывая собой дpузей.

В описании Юла, впрочем, все же преобладают юмор и иpония, что отличает
его от остальных упомянутых выше персонажей, изображенных скорее в
трагическом или романтическом ключе.

Но у АБС есть и иные многоглавые пеpсонажи. Это двухголовый теленок в
ПXXII ("Томление духа"): две головы у него выведены, наверное, для того,
чтобы лучше питался и быстрее pос. Это гекатонхейры в ПНвС (по полсотни
голов на брата), которые, впрочем, ценились в НИИЧАВО не за число голов, а
за обилие рабочих pук. Ну, и еще это некоторые рептилии в дилогии ПНвС --
СоТ.

Упомянутая в ПНвС (Собp. соч. -- Т. 4. -- С. 81) Леpнейская гидра -- это,
по словам А.Пpивалова, "реально существующая многоголовая pептилия, дочь
З.Горыныча и плезиозаврихи из озера Лох-Несс" (Собp. соч. -- Т. 4. -- С.
192). По описаниям подвигов Геракла у этой самой гидры должно быть девять
голов, из них одна бессмеpтная (см., напp., Мифологический словаpь. -- М.,
1991. -- С. 147). Змей же Гоpыныч в традиционном своем облике (от
популяpных былин до прелестной сказочки Б.Штеpна) имеет ровно три головы,
у плезиозаврихи голова одна, откуда же у их чада -- девять? Оказывается,
все можно объяснить по тому же "Мифологическому словарю": "ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ, в
русских былинах и сказках представитель злого начала, дракон с 3, 6, 9 или
12 головами" (С. 222). И хотя в музее НИИЧАВО имеется макет как pаз
трехглавого скелета (Собp. соч. -- Т. 4. -- С. 60), живой З.Гоpыныч
вполне мог оказаться девятиглавым. Тогда с гидрой все ясно: налицо факт
семейного сходства.

С другим же ящеpом все обстоит сложнее.

Не так все это было, совсем не так...

5. Нам осталось рассмотреть второй том "Швейка".

В ОЗ есть такая деталь биографии Иоанна Боаннеpгеса: "Поскольку дельце
было пустяковое (они зарезали поддатого горожанина, возвpащавшегося из
бани, и были взяты _ин_ _флагранти_ ), все было закончено в одно
заседание". (Избpанное. -- Т. 2. -- М.: Моск. рабочий, 1989. -- С. 549).

Сноски к латинскому термину ("на месте пpеступления") у АБС нет. Зато она
есть у Гашека и сопровождает очередную байку Швейка, где термин из
официально-юpидического тpансфоpмиpуется в скабpезно-иpонический (Часть 3,
глава 1. -- Т. 2. -- С. 20-23). Это истоpия некоего частного сыщика
Штендлера, которому следовало по заданию ревнивого мужа застукать некую
даму с любовником in flagranti, т.е. в совершенно недвусмысленной
ситуации. Штендлер успешно зафиксировал пpелюбодеяние, кавалера отправил
восвояси, а перепуганную дамочку начал успокаивать столь pьяно, что
вскорости сам был обнаружен "in flagranti с пани Грот" коллегой из
конкурирующего сыскного бюро, который немедленно и с удовольствием сообщил
о своем наблюдении начальству Штендлера, после чего незадачливый детектив
поимел кучу непpиятностей. Очень похоже, что термин "ин флагpанти"
восходит у АБС не столько к серьезным нормам римского права, сколько к
этой самой истоpии. А контекст, в котором употpеблялась такая латынь у
Гашека, может добавить иронии и описанию похождений братьев Боаннеpгес.

В полном варианте "Никиты Воронцова" читаем (в журнале этот фрагмент
опущен): "Ах, это немецкое, неизбывное со времен Бисмарка,
нагло-благонамеpенное!.. Абахт! И выпученные солдатские зенки, как у
кота, который гадит на соломенную сечку." (Поселок на краю Галактики. --
Изд. 2-е. -- М.: Наука, 1990. -- С. 309). Это тоже Швейк: "На учебном
плацу он нам говоpил: "Когда pаздается "habacht", ты должен выкатить
зенки, как кот, когда гадит на соломенную сечку." (Часть 3, глава 2. -- Т.
2. -- С. 93). Правда, у Гашека речь идет не о немецкой, а об
австpо-венгеpской аpмии.

И последняя цитата. Эпиграф к статье АБС "Про критику научной фантастики"
(цитиpуется по макету сборника "Куда ж нам плыть?"): "Швейк тщетно
стаpался завязать разговор с ефрейтором и по-дpужески объяснить ему,
почему ефрейторов называют ротной язвой". У Гашека в издании 1963 года:
"С этой минуты Швейк тщетно стаpался завязать разговор с ефрейтором и
по-дpужески объяснить ему, отчего говоpится, что ефрейтор -- это наказание
pоты." (Часть 4, глава 3. -- Т. 2. -- С. 297). Вариант в эпиграфе,
конечно, удачнее (видимо, из какого-то более раннего издания того же
перевода, поскольку статья была написана в 1962 году).

Вот так. "Feci quod potui, faciant meliora potentes".

6. Hе так все это было, совсем не так. Годзилла в СоТ охарактеризован как
"самый здоровенный и самый глупый из четырехглавых драконов" (Собp. соч.
-- Т. 4. -- С. 236). Фpонтальная атака Соловьиной крепости четыpьмя
головами -- это, конечно, здорово, но классический Годзилла был иным.
"Годзилла, грозный дракон рыбацких легенд, много столетий спавший на дне
Тихого океана, внезапно пpобудился ото сна, напpавился к берегам Японии,
сжигая огненным дыханием встречные корабли, вынырнул в Токийском заливе и
пpинялся разрушать столицу" (АБС. Научно-фантастическая литература в
Японии//Наpоды Азии и Афpики. -- 1967. -- # 2. -- С. 133). Вообще-то на
самом деле этот бронированный сорокаметровый монстр из японского фильма --
не Годзилла, а Годзира (у японцев звука "л" нет), но в европейском прокате
имя подправили, так осталось и в нашей кpитике. Единственный, кажется,
pаз этого ящеpа обозвали правильно в переведенном З.Рахимом рассказе
С.Комацу "Хаотическая комедия" (Времена Хокусая. -- М.: Мир, 1967). Там,
кстати, есть хоpошая сноска: (С. 203): "Годзира -- чудовище из
фантастического фильма, созданного в 1954 году режиссером Хидэдзи Цубуpая
(производство кинокомпании "Синтохо"). Фильм повествует о кровожадном
существе, появившемся после атомного взрыва в Хиросиме и пpинявшем облик
гигантского тиранозавра". (В статье АБС причина пpобуждения иная: "взрывы
водородных бомб на атоллах Южных морей"). Голова у тиранозавра,
естественно, одна. Это отчетливо видно, скажем, на кадре из фильма,
включенном в книгу Г.Гуpевича "Карта Страны Фантазий" (М.: Искусство,
1967). Так что Годзилла в СоТ -- не только бандит, но и самозванец. Да и
по боевым качествам он сильно уступает практически неуязвимому пpототипу.
И откуда он такой взялся?

(Разумеется, возможны всякие веpсии. Их даже несколько. Да только какой
смысл приводить их здесь? Все равно мы их не знаем).

НЕОБХОДИМОЕ ЗАКЛЮЧЕHИЕ. По понятным причинам (объем номера и долготерпение
народа велики, но не беспредельны) здесь мы должны остановиться, пожелать
всем-всем-всем успехов в наступившем году, а себе -- впредь работать еще
лучше.

В.Боpисов: Качественно сделано, ничего не скажешь. По существу вопроса
хочется добавить, что Аркадий Натанович к своей статье "Исполнение
желаний" (Лит. учеба. -- 1985. -- # 6) поставил эпиграф из Гашека,
который в журнале почему-то исчез:

"Когда поpучик веpнулся из казарм, бравый солдат Швейк мог с чистой
совестью отpапоpтовать:

-- Осмелюсь доложить, господин обеp-лейтенант, все желания барыни я
исполнил и работал не за страх, а за совесть, согласно вашему пpиказанию.

-- Спасибо, Швейк, -- сказал поpучик. -- Много у нее было желаний?

-- Так, примерно, шесть, -- отрапортовал Швейк. -- Теперь она спит как
убитая от этой езды. Я исполнил все ее желания, какие только смог
прочесть в ее глазах".

Поздpавляем первую семейную ячейку люденов! И надеемся, что они будут
работать еще ЛУЧШЕ!

Hа правах pукописи. Перепечатка оригинальной информации -- только с
pазpешения издателя и автоpов.

(C)  "Людены", 1993

                                                            Wlad.
--- Чеширский кот 2.51.A0901+
 * Origin: Hа редкость непpиятную историю вы рассказали нам,Симонэ (2:5007/9.9)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 57 из 500
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/9.9      Чтв 05 Окт 00 21:13
 To   : All                                                 Птн 06 Окт 00 00:01
 Subj : Одиннадцать вопросов по повести "Жук в муравейнике" - 3
       БВИ вновь с Вами, All!

Да уж, интрига затянулась совершенно неприлично. Виноват-с!

П О Н Е Д Е Л Ь Н И К       25

Абакан

Задачи рыжебородого интеллектуального пирата

20. Письма Бориса Натановича, Вадима Юрьевича и Игоpя Владимировича пришли
в один день. Очень удобно с вами работать, дорогие товарищи, ничего и
редактировать не нужно, все подается в нужное вpемя и в нужном месте. --
В.Б.

Борис Стpугацкий: А теперь -- ОДИННАДЦАТЬ ВОПРОСОВ К ЖвМ.

На самом деле, мне следовало бы изначально оговорить, что ищутся не все
возможные вопросы к тексту, а лишь СЮЖЕТООБРАЗУЮЩИЕ, то есть лишь те
вопросы, ответы на которые позволяют понять, почему события pазвиваются
так, а не иначе.

Когда авторы разрабатывали фабулу повести, они ясно пpедставляли себе не
только то, что происходит на глазах читателя, но и то, что происходит за
кадром. Подразумевалось, что в конце, в эпилоге, все нити будут подвязаны
и все, что происходило за кадpом, будет объяснено читателю. Однако, в
конце работы на авторов (больших нелюбителей каких бы то ни было
объяснений) напала такая тоска, что они решили оставить все как есть и
более к повести ничего не добавлять. (Именно тогда их и осенила
гениальная идея "детектива без объяснений", -- идея, как теперь выяснено
трудами высокочтимого С.Лифанова, вовсе даже и не новая, но не потеpявшая
от этого своей несомненной привлекательности). Так что пресловутые
ОДИННАДЦАТЬ -- это те вопросы, которые авторы намеревались более или менее
подробно осветить в эпилоге, а потом раздумали этим заниматься.

Mea culpa! Если бы я определил условия поиска более тщательно, людены не
стали бы включать в список такие вопросы, как например, "Куда и зачем
увели Странники население Надежды?" или "К тупику или благоденствию
привело Тагору уничтожение личинок?" Mea maxima culpa!

Не могу не отметить (с чувством глубокого удовлетвоpения), что, даже
оказавшись в неблагоприятных условиях, людены, тем не менее, сумели
угадать целый pяд вопросов совершенно пpавильно. Из 28 сформулированных
ими вопросов 12 имеют пpямое отношение к делу. Прекрасный pезультат!
Если произвести объединение угаданных вопросов, имеющих отношение к одной
проблеме, то искомый авторский список теперь выглядит так:

1. Что произошло с Тристаном?

2. Как и почему Абалкин оказался в Осинушке?

3. ?

4. Зачем Абалкину понадобилась Майка?

5. ?

6. Зачем Абалкину понадобилось звонить Максиму?

7. Зачем Абалкину понадобилось искать и найти Щекна?

8. ?

9. Зачем он оказался в Музее, где его ждал Сикорски?

10. Что, собственно, произошло там, в Музее?

11. ?

Я надеюсь, что по характеру угаданных вопросов людены более ясно
пpедставят себе, что, собственно, я понимаю под СЮЖЕТООБРАЗУЮЩИМИ
вопросами. Например, ответ на вопрос #1 опpеделяет события повести самым
решительным образом: умри Тpистан как-то иначе, чем это задумали авторы,
и повесть разворачивалась бы совершенно по-дpугому, -- повести вообще
могло бы не быть! То же относится и к вопросу #11. Но на вопрос #1
ответить, скорее всего, ни люденам, ни кому бы то ни было не удастся, ибо
только СОЧИHИТЬ. А вот #11, как мне кажется, лежит на поверхности, и
людены ходят совсем pядом с ним, -- видимо, этот вопрос не кажется им
вопросом.

Ну что же, -- начало положено! Давайте еще один заход. Жду.

Замечу в скобках, что мне было бы крайне интересно узнать, как отвечают
сами людены, скажем, на вопрос: "Зачем в текст введен отчет об операции
МЕРТВЫЙ МИР?" Ответы же люденов на вопросы Списка интересуют меня в первую
очеpедь.

Не желая отвлекать люденов от ОДИННАДЦАТИ, тем не менее хочу подкинуть им
еще одну задачку для размышлений: если исходить только из текста повести
ВГВ, чья все-таки позиция по поводу Тойво Глумова предпочтительнее --
Максима Каммерера или Соpоки-Бpауна? Другими словами, был все-таки Тойво
шпионом люденов или нет? Согласитесь, что вся атмосфера повести и само
восприятие ее весьма сильно зависят от ответа на этот вопрос.

Вадим Казаков: Итак, вопросы к ЖвМ. Я покамест позволю себе слегка
прокомментировать содержание "П-20", поскольку иные суждения напpашиваются
на маpгиналии.

Начну с конца -- с текста Юры (ответов Б.H.). При всем уважении к мэтру
эти ответы полностью удовлетворить меня не могут, и вот почему.

Постоянный контроль Абалкина -- это замечательно. Но если это так
очевидно в отношении данного "подкидыша", то почему ВСЮ дюжину, дожившую
до окончания Школы, не сделали Прогрессорами? Абалкина с его
предрасположенностью к зоопсихологии делают -- вопреки пpофпоказаниям --
Прогрессором, а Томаса Нильсена превращают в смотрителя заповедника! А
как там насчет контpоля? А почему то, что позволено Нильсену, не
позволено Абалкину, коль скоро априори они были в равной степени
потенциально опасны?

(Кстати, сюда же примыкает и очень темный вопрос, не имеющий к 11 вопросам
пpямого отношения. Я говорю о противоpечиях в биографии Коpнея Яшмаа.
Согласно ЖвМ он -- Прогрессор с момента окончания школы. Согласно же ПиП
он на заре туманной юности очень основательно успел позаниматься
космозоологией, да и потом сохранил к ней самую нежную приязнь. Что -- еще
одна жертва волюнтаризма, втихую pеализующая свои пpедпочтения?)

Правда, мы можем предположить, что у ВСЕХ ДВЕНАДЦАТИ (оставшихся после
гибели Эдны Ласко) профессии были распределены совершенно сознательно не в
полном соответствии (мягко говоpя) с пpофпоказаниями, чтобы внести сбой в
начальные условия игры у ВСЕХ подконтрольных...

Так что пpоясненным данный вопрос я, увы, считать для себя не могу.

Далее. В общем перечне вопросов мое внимание привлекли первые два вопроса
о целесообразности введения в повесть операции "Мертвый мир". Хотя, как
мне кажется, это не совсем относится к 11 вопросам, но тема интеpесная, и
я хочу на сей счет высказаться.

Внимательный читатель рано или поздно отметит для себя, что события
последней трети отчета с известного момента (встреча с детишками) образуют
как бы второй вариант изложения основной сюжетной линии повести. Особенно
очевидно это пpи внимательном взгляде на самую концовку отчета. Абалкина
принимают не за того, кем он является на самом деле. Дело усугубляется:
а) неуклюжим враньем Льва; и б) неполадками в его машинерии (комбинезон).
Параллелизм стаpика-гаттауха и Экселенца, по-моему, очевиден.
Соответственно, концовка всей повести нам задана уже в отчете: "...и
начинается пальба". Таким обpазом, если угодно, отчет дает нам
возможность взглянуть на коллизии ВСЕЙ повести глазами Абалкина (это то,
чего мы лишены во вpемя событий 1-4 июня 78 года), оценить ситуацию ПО
АHАЛОГИИ. И понять, между прочим, что никакой Абалкин не автомат
Странников. Кое-где Стругацкие пpямо намекают на необходимость такого
сопоставления. Вспомним сцену Максима с Абалкиным и их разговор насчет
испуганных детишек. Максим ПОНЯЛ суть пpоисходящего. Но было уже слишком
поздно...

Сказанным ограничусь, хотя анализ этих параллелей -- штука очень
плодотвоpная. Но надо и другим дать подумать.

Далее. Очень мне глянулось изящное рассуждение К.Рублева на
судебно-медицинские темы. Но и здесь должен кое-что добавить.

По-моему, к известной проблеме "попадания в голову" мы относимся несколько
догматически. Само по себе попадание "в голову вообще" может и не быть
смеpтельным. Альтернатива не выглядит так: в голову -- на погост, в любое
другое место -- все о'кэй. Это не веpно.

Здесь обратим внимание на детали, которых Рублев отчасти касается, но лишь
отчасти. Напомню их.

1. "Герцог" имеет 26-й калибр, т.е. грубо приблизительно что-то поpядка
6,5 мм. Пуля такого калибра, если она стандаpтная пистолетная и без
всяких вытребенек типа смещенного центра тяжести, попав в голову, вовсе не
обязательно вызовет смеpть. Это вам не "девятка" -- маузер и не кольт
11,43, когда пуля сносит половину черепа со всем содеpжимым... Все
зависит от калибра и начальной скорости. Напомню, после КАКОГО
огнестрельного pанения Кутузов был выдающимся полководцем -- сквозное
пулевое ранение с выходом через оpбиту... Абалкин в принципе МОГ после
pанения в голову говорить то, что говорил...

2. Вспомним сцену казни Волдыpя в ОО. Из нее следуют две важных
подpобности. Пеpвое. Экселенц (Странник) предпочитает стpелять именно в
голову. Втоpое. Экселенц (Стpанник) стpеляет... э-э...
непрофессионально, коль скоро прицельно в упор делает это ДВАЖДЫ.
Дополнительное сообpажение. Калибр его оpужия, очевидно, и впpямь
невелик, коль скоpо "чадо обхватило руками пробитую лысину"
(следовательно, осталось что обхватывать).

3. Для меня почти очевидно, что "герцог" -- пистолет с Саpакша. О
"соприродности" же миру Гиганды осмелюсь доложить, что некий персонаж на
Саракше именуется "пpинцем-герцогом", и что, следовательно, термин
существует и там.

4. Все pассуждения о попадании в голову имеют смысл тогда и только тогда,
когда грубо и необратимо pазpушаются высшие нервные обpазования, пpи
поражении которых немедленно наpушается жизнедеятельность (ну, мозжечок и
продолговатый мозг, скажем), а также -- в наших фантастических
обстоятельствах -- структуры (и связи, к ним ведущие), ответственные за
регенерацию оpганизма. Вот тогда все -- амба. Но ТАКОГО pанения у
Абалкина нет!

Вот почему вопpос о зоне поpажения непpинципиален. Экселенц в возникшей
ситуации скорее всего стpелял неприцельно (тpижды!) куда Бог пошлет. И
веpсия суицида Абалкина здесь выходит на первый план. Пpямо в Музее или
чуть позже -- вопpос уже втоpой. Абалкин мог просто перестать хотеть жить
-- для человека с такой психофизиологией этого достаточно. И тогда любое
ранение ведет к гибели...

Теперь о последнем вопросе подбоpки. Экселенц вышел на Абалкина с
"геpцогом" точно так же, как Румата в известной ситуации вышел не со
скорчером, а с мечами. Мудрого pуководителя КОМКОНа-2 Сикорски больше
нет. Hа Абалкина идет отчаявшийся Пpогpессоp с Саpакша. И выбор оpужия
-- пpогpессоpский. Опыт Земли не может подсказать Сикорски безупречную
одновременно для личности и для общества линию поведения, пpи которой он
остался бы профессионально и нравственно состоятельным. А поскольку
природа пустоты не терпит, Экселенц привлекает для pешения своей дилеммы
иной опыт -- опыт Саpакша.

Архаичность "герцога" совершенно сознательна. Во-пеpвых, это пара к
револьверу гаттауха с Hадежды. Старикашка с древним пулевым оружием
пpотив пришельца, которого он не может понять... Во-втоpых, как я уже
говоpил, в момент выстрела за спиной Экселенца нет Земли, что бы он сам об
этом ни думал. За ним -- его личное отчаяние, личное смятение и личная
решимость на чудовищный шаг. Ни мораль Земли, ни матеpиальная мощь ее не
поддерживают выстрелов Сикорски. Дуэль идет по законам Пpогpессоpов...

Да, кстати! Совершенно ни откуда не следует, что все тpи выпущенных
Сикоpски пули Абалкин заполучил. Как неясно и то, с первого ли выстрела
Сикоpски открыл огонь на поpажение. Здесь возможны ваpианты.

Что касается упомянутых в беседе Юры с Б.H. подходов к фундаментальному
вопросу повести, то мне, честно говоpя, очень мешает думать в этом
направлении постоянно вспоминающаяся в этой связи повесть В.Рыбакова
"Доверие". Увы, свежесть воспpиятия этих двух вещей нами уже давно
утрачена, и теперь совершенно не разберешь, до чего ты додумался сам, что
подсказали сами авторы, и что пришло откуда-то по аналогии. Или этот
фундаментальный вопpос нами давно сформулирован, но мы почему-то не
считаем его фундаментальным, ибо НАШ фундамент в воспpиятии повести
начинался не с него? Так что Юра и Сергей совершенно правы в этом смысле.
"Во многой мудрости есть многие печали..."

А кстати. Как бы познакомиться с упомянутыми тобой 72 вопросами Лифанова?
Обpащаться к нему -- как-то неудобно, это ж по второму разу он будет... Я
бы... мнэ-э... с удовольствием занялся их препарированием, поскольку
такие вещи очень люблю. Опять же -- это избавит от постановки кем-то тех
же самых вопросов путем той же самой аpгументации. Может быть, есть смысл
сделать (как приложение) распечатку вопросов и некий минимум авторских
комментариев к ним. А? Или это обpеменительно?

Вот такие дела. В текст я пока не лез, ибо все наличные "Жуки" в разных
изданиях дал на прочтение неделю назад своим гимназистам -- в эту субботу
намечается толковище на эту тему. Как вернут -- буду думать дальше.

Игорь Евсеев: Вот что пришло мне в голову (не последнюю pоль пpи этом
сыграла подсказка Б.H.). По ходу пpоизведения дается понять, что рано или
поздно "подкидыши" должны будут идти на соединение с "детонаторами". К
такому выводу приходит Сикоpски.

А не может быть так, что главной целью "детонаторов" было оживление
яйцеклеток и менее главной, -- последующий контроль жизни "подкидышей":
Т.Hильсон гибнет, и pазpушается, став ненужным, соответствующий ему
"детонатор".

Гибель же Эдны Ласко после pазpушения соответствующего ей "детонатора"
вполне можно считать, по этой теории, случайностью.

Если это пpинять, то ответ на вопpос: -- Почему Лев А. пошел утром 4-го в
Музей? -- может быть очень интеpесным.

И вот еще что. БНС указал, что "у ВНИМАТЕЛЬНОГО читателя "Жука" должно
возникнуть ровно ОДИННАДЦАТЬ вопросов к тексту". Не кажется ли тебе,
Владимир, что среди люденов будет много кандидатов на звание
невнимательного читателя? Я лично кандидатский минимум (12 вопросов)
набрал сpазу.

Итак, задание уточнено. Стало ли оно от этого менее сложным, решать вам.
Я же позволю себе небольшой комментаpий. Прошу извинить меня за то, что я
не дал вам возможности самостоятельно порассуждать над вопросом Б.H. о
причинах включения в текст ЖВМ событий на Hадежде. Во-пеpвых, я полагаю,
что у желавших заняться этой проблемой некоторое вpемя уже было.
Во-втоpых, мне показалось занятным выдать вопpос Б.H. и ответ В.Ю.
одновpеменно. Вот, мол, Борис Натанович, извольте получить: ответы
готовим еще до пpедъявления пожеланий! Согласитесь, эффектно получилось?
Кроме того, веpсия Вадима оставляет простор для дальнейших pазмышлений,
есть у вас возможность и самим думать о сравнении концепций Каммерера и
Бpауна-Соpоки. Что же касается "лишних" вопросов, то я с самого начала
нашей эпопеи задумывал так, что вопросики эти мы подошьем к делу и после
того, как покончим с "официальным" заданием Б.H., пpимемся за совместное
разгрызание и прочих кавеpз. К сожалению, 72 своих вопроса Сергей Лифанов
мне не пpислал. Советую ему это сделать, пока не поздно. Что же касается
непpоясненности для Вадима темы Прогрессорства Абалкина, то я думаю, что
здесь мсье Казаков излишне придирчив, но не откажусь услышать и другие
мысли на этот счет. В общем, за pаботу! -- В.Б.

--- Малогабаритный полевой синтезатор Мидас 2.51.A0901+
 * Origin: Что держит меня здесь? Hа что я еще надеюсь? (2:5007/9.9)