RU.LUDENY

Исследование творчества братьев Стругацких

КОНФЕРЕНЦИИ ФИДО

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Вск 04 Мар 01 10:14
 To   : All                                                 Пон 05 Мар 01 12:49
 Subj : Хауэлл-101

О многоуважаемый (-ая) All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
"Вовлекая" читателя в моральные или этические дилеммы, стоящие перед персонажем,
авторы, тем не менее, ожидают, что чи-татель будет решать эти дилеммы,
основываясь на своем собствен-ном жизненном опыте. Чем проще для читателя
идентифицировать себя с вымышленным персонажем, тем больше дидактическая
цен-ность этого приема, поскольку читатель должен реконструировать жизнь
персонажа, исходя из своей собственной.
"Автор, например, может уже в самом тексте рассыпать не-сколько, казалось бы,
случайных намеков или же прямо дать не-сколько исходных пунктов, исходя из
которых читатель должен сам провести линию поступков главного героя или же
вообще всю ли-нию его жизни за пределами произведения. Важное значение при этом
приобретает индивидуальный опыт читателя, так как автор сознательно опирается на
внетекстовой фактор." (Фролов, с.66).
Я не буду далее углубляться в аспект читательского воспри-ятия и характеризации,
ведущий в мир "эзопова языка" и опоры на "внетекстовые факторы", чтобы сказать
то, что цензура не разре-шила поместить в текст. Примеры использования
Стругацкими "случайных намеков", которые, напротив, четко относятся к
поли-тическому или историческому подтексту, слишком многочисленны и большей
частью слишком очевидны для рассмотрения здесь.
Связь между читателем и текстом поворачивает обсуждение характеризации другим
боком. В предыдущих двух разделах мы видели, как замысел-"предвидение" или
ландшафт могут отослать образованного читателя к другим текстам, важным для
культурной памяти. Модель подтекстов, открываемых читателем, придает
зна-чительные философские глубины пряной форме популярного жан-ра. Ясно, что чем
больше читатель знает об интертекстуальном ми-ре, на который ссылаются
Стругацкие, тем больше "значение" (и дидактическая ценность) романа. Читатель,
менее искушенный в культурном опыте российского/еврейского интеллектуала в
Совет-ском Союзе ХХ века, поймет роман соответствующе: как более или менее
ссылающееся на самое себя, чисто развлекательное чтение. Перед рассмотрением
связи этого аспекта читательского восприятия с "мифотворческой" функцией научной
фантастики у Стругацких, необходимо посмотреть на более туманные подтексты,
которые по-казывают и изменяют образ героя в поздних работах.
В ранней фазе творчества Стругацких, приблизительно сов-павшей с десятилетием
1960-х, оптимистичные герои-ученые отра-жают оптимизм научной интеллигенции,
вызванный (в начале) хрущевскими реформами2. В следующей фазе, примерно
совпав-шей со следующим десятилетием, возобновленный доступ и интерес
интеллигенции к философии Hиколая Федорова и унаследованному от Серебряного Века
оккультными и мистическими системами от-ражен в характеристиках женщин, детей и
превосходящих челове-чество инопланетян. Таким образом, этот раздел внимательнее
рас-смотрит модель литературных и культурных подтекстов, форми-рующих
характеристику "Иного". Наиболее разительный аспект мира будущего представлен
героями-инопланетянами, воплощаю-щими открыто антигуманистическую,
неоплатоническую или гно-стическую традиции.
В зрелых работах Стругацких возможно различить черты третьего типа главных
героев. Альтернатива наивным социалисти-ческим гуманистам и опасным мистическим
идеалистам воплощена в фигуре Вечного Жида. Вечный Жид не имеет иллюзий,
характер-ных для социалистических утопистов, но, несмотря на глубокий пессимизм,
у него достаточно веры (иронически), чтобы отринуть научные и мистические
синтетические решения, предлагаемые "фальшивыми пророками". Он характеризуется
как фигура беско-нечной выносливости, вечно преследуемый, но вечно
придержи-вающийся чувства юмора и культурной истории.
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Честь имею кланяться                                    Алла, молчаливый глюк

--- Письмо неясного содержания, написанное с помощью GoldEd+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Пребудешь в стойкости - будет счастье (2:5020/1661.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Вск 04 Мар 01 10:16
 To   : All                                                 Пон 05 Мар 01 12:49
 Subj : Тьмускорпионская новость

Здравия желаю, товарищ All!
"Все хорошо, только вот зачем-то начал он [А.Бушков] публично боpоться с
бpатьями Стругацкими и этим отвратил от себя большинство думающих любителей
фантастики."
    Щеpбак-Жуков А. Танец фантаста // Книж. обозрение (М.). - 2001. - 26 февp.
(  8). - С.4.

Пoкa,                                                   Алла, молчаливый глюк

--- Без All жизнь не та, люблю, привет от ЛИАНТА+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Благоприятна в трудности стойкость (2:5020/1661.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 262 из 1003 +287                    Rcv Scn
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Пон 05 Мар 01 14:11
 To   : Yuri Zubakin                                        Пон 05 Мар 01 13:57
 Subj : Тьмускорпионская новость
       БВИ вновь с Вами, Yuri!

     04.03.29: Yuri Zubakin --> Alla Kuznetsova:

 YZ>     Так пусть с Женей свяжется - он сейчас как раз активно пополняет и
 YZ> уточняет "Науку о фантастическом". И, кстати сказать, действительный
 YZ> тираж справочника всего 200 экз. Что грустно      :(

М.Г. -- это, скорее всего, Маpия Галина. Если это точно она, то и сама, между
прочим, достойна включения в этот спpавочник.

                                                            Wlad.
--- Лопотуй голомозый 2.51.A0901+
 * Origin: Брюхо подбери, слабосильная команда! (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Пон 05 Мар 01 10:17
 To   : All                                                 Втр 06 Мар 01 10:53
 Subj : Хауэлл-102

Добрый день, веселая минутка!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
3.2. Влияние Hиколая Федорова
В залитом дождем городе романа "Гадкие лебеди" появилась раса генетических
мутантов, и, подобно Пестрому Флейтисту, эта раса мутантов угрожает увести за
собой городских детей, не могу-щих противостоять их обещанию лучшего мира.
Снаружи мутанты, известные как "мокрецы", выглядят физически отталкивающими и
больными. Они мокрые, мрачные, лысые, с желтыми кругами во-круг глаз (отсюда их
второе прозвище - "очкарики"). Они поселены в "лепрозории" вне города. Впрочем,
у них своя, высоко развитая интеллектуальная культура, и Виктор Банев упоминает
философа мокрецов, Зурзмансора, наряду со Шпенглером, Фроммом, Гегелем и Hицше.
Мокрецы в романе "Гадкие лебеди" представляют тот же са-мый тип
суперцивилизации, что и Странники (в цикле истории бу-дущего) или людены (в
романе "Волны гасят ветер"). Они отделы-ваются от своих менее развитых
человеческих братьев, как человек отделывается от значительной дискуссии с
маленькими детьми, но они не отягощают себя разрушением или насилием. Они просто
от-бирают наиболее многообещающих человеческих особей, чтобы на-селить ими свой
утопический мир (в этом романе городские дети отобраны для будущего
человечества) и уводят их от дистопическо-го настоящего. Мокрецы феноменально
хорошо читают (похоже, что книги нужнее им, чем пища) и они асексуальны. В
отличие от ранних утопических героев Стругацких, у них нет гуманистических
иллюзий и моральных сомнений в своем праве выбирать и "спасать". Таким образом,
переход от "ранней фазы" творчества Стругацких к тому, что можно назвать
"средней фазой", может быть описан как поражение гуманизма и культурного
релятивизма от авангарда до слабой защиты. Это та точка, с которой начинается
диалог с Федоровым.
Влияние идей философа Hиколая Федорова (1828? - 1903) на российскую/советскую
литературу и науку долго недооценивалось, поскольку его имя и работы были табу
на протяжении более чем тридцати лет, последовавших за появлением власти у
Сталина. По Янгу3, первое упоминание Федорова в советской печати после дол-гого
молчания было в 1964 году, в публикации мемуаров В.Шкловского4. Шкловский
упомянул, что Федоров был учителем Константина Циолковского, изобретателя,
заложившего теоретиче-ский и практический фундамент под современные космические
технологии Советского Союза. С этого времени постепенно расту-щее число
исследований (как в СССР, так и на Западе) стало рас-сматривать влияние Федорова
на российскую интеллектуальную жизнь - с середины XIX века и до конца
относительного культурно-го плюрализма, пришедшегося примерно на 1930 год.
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Такие вот дела                                          Алла, молчаливый глюк

--- Без All жизнь не та, люблю, привет от ЛИАНТА+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Возможна стойкость (2:5020/1661.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Пон 05 Мар 01 10:17
 To   : All                                                 Втр 06 Мар 01 10:53
 Subj : Тьмускорпионская новость

Простите за беспокойство, All, но...
А в журнале "Крылатый вестник" (Крылатый вестник: Регуляpное издание Молодежного
Движения "Хранители" (Новосибирск) есть рубрика "За передовую магию"...

Засим разрешите откланяться                             Алла, молчаливый глюк

--- На сто пятнадцатом прыжке в компьютер впорхнул GoldEd/W32 1.1.1.2
 * Origin: Обратно вернешься на свой путь (2:5020/1661.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Пон 05 Мар 01 10:27
 To   : All                                                 Втр 06 Мар 01 10:53
 Subj : Тьмускорпионская новость от Бромберга

И много ли у тебя глюков в этот прекрасный день, All? Давай добавлю парочку!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Источник: PC Magazine
Дата: 15.05.99
Заголовок:
09.00 Цифровая конвергенция
"Параллельные миры" - очень удобное название рубрики. Семейства граничных
плоскостей, эти миры разделяющих, можно проводить под разными углами, получая
всякий раз новые семейства "миров" и соответственно новые их проекции на
журнальную площадь. В позапрошлом номере, выбрав в качестве критерия разбиения
компьютерные платформы, мы говорили о пути SGI и о сближении миров. Сегодня
нашей темой тоже будет конвергенция, но - в другой плоскости.
Через саванну шла армия Великого КРИ... Кособокие трехколесные велосипеды на
паровом ходу. Гремящие жестью тарелкоподобные аппараты, от которых летели искры
и смердело горелым. Знакомые уже черепахи, неистово лягающиеся знаменитой задней
ногой. Паукообразные механизмы на длиннейших проволочных ногах, которыми они то
и дело спутывались. Позади, уныло вихляясь, приближались шесты на колесиках с
поникшими зеркалами на концах. Все это тащилось, хромало, толкалось, стучало,
ломалось на ходу и исходило паром и искрами. /А. и Б. Стругацкие. "Возвращение.
Полдень, XXII век"
Вообще говоря, эта тенденция не нова, об этом говорили и фантасты докомпьютерной
эпохи, и признанные авторитеты компьютерного мира, и обсуждать само ее наличие,
наверное, уже банально - это, скорее, знаковая констатирующая фраза для
вступления или заключения (вроде "стирания граней между умственным и физическим
трудом по мере перехода от социализма к коммунизму"). Речь идет об объединении -
по мере того, как мир становится цифровым - устройств, предназначенных для
получения и потребления информации, в некий универсальный гибрид и о связанных с
этим технологических и социальных изменениях. Но сегодня наступает новый этап:
отчетливо видны механизмы и движущие силы процесса, понятной стала объективная
неотвратимость происходящих изменений и уже можно различить не только то, что
должно произойти, но и как это будет происходить - хотя разнообразие переходных
форм порой основательно сбивает с толку.
[...]

 * Origin: Действия будут одобрены (2:5020/1661.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Прогрессивная общественность        2:5020/1661.61  Втр 06 Мар 01 05:41
 To   : Alexey Egorow                                       Втр 06 Мар 01 10:53
 Subj : С Днем Варенья!

                           Дорогой Гарет!
  @->->->---                                                  ---<-<-<-@

  Вот и наступил этот великий день - Ваш День Рождения!

  Как мы его ждали! Ждали, чтобы сообщить Вам следующее:

  Мы желаем Вам в новом году Вашей жизни исполнения всех Ваших желаний,
  здоровья и счастья, бодрости тела и духа, много друзей и денег (на
  числе "сто" останавливаться необязательно) и всего самого наилучшего!
  Красивой и пpиятной жизни Вам!

  Да и всего того, что Вы сможете (и захотите) себе пожелать!

  Пyсть мечты Ваши исполнятся, а непpиятности обойдyт Ваш дом стоpоной!

            Общественность эхи "Ru.Ludeny"

  @->->->---                                                  ---<-<-<@

---
 * Origin: Лучший босс - это мой босс  --> (2:5020/1661.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alex Mustakis                       2:5020/194.125  Втр 06 Мар 01 14:03
 To   : Vladimir Borisov                                    Втр 06 Мар 01 22:53
 Subj : ### Ответы БНС в off-line интервью
Пpиветствyю, Vladimir!

RU.LUDENY (RU.LUDENY), Sat Mar 03 2001, Vladimir Borisov => All:

 BNS> а что касается башен, то, согласитесь, само по себе
 BNS> "идеологизирующее излучение" не хорошо и не плохо - все зависит от
 BNS> того, какое именно мировззрение оно в облучаемом укpепляет.

Кстати, очень опасное заблуждение. Даже интересно, почему было высказано именно
такое мнение, противоположное, в сущности, одному из главных выводов "Обитаемого
острова". С точки зpения "системного анализа" управление таким излучением
невозможно охватить глобальной обратной связью, а посему всегда остается
ненулевая веpоятность использования его "в плохих целях". Если это помножить на
то, что "хорошие цели" в виду свободы и демократии позволяют эволюционно придти
к использованию систему в "плохих целях" (pасходящийся узел), а плохие прежде
всего стpемятся к сохранению статуса кво (сходящийся узел), то ясно, что за
конечный период времени такая система упpавления обществом неизбежно станет
тоталитаpной.

(в свое вpемя я даже сочинял на эту тему жуткий фант.pоман "про светлое до рези
в глазах будущее" под названием "Омега Махаона"...)

Неплохо бы узнать, как БНС отнесется к такому "системному" pассуждению. Могу
даже расширить объяснение, если вдруг что-то неясно.

--- Дед Мироед версии 3.00.Beta5+
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 268 из 1003
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Срд 07 Мар 01 01:55
 To   : All                                                 Срд 07 Мар 01 10:18
 Subj : ### Ответы БНС в off-line интервью
       БВИ вновь с Вами, All!

Off-line интервью Бориса СТРУГАЦКОГО
---------------------------------------

Уточнение к вопросу MadPuppy (Москва, Россия) от 02 марта 2001 о том,
сколько читает Борис Натанович в день.
Я уже разместил этот ответ на сайте, а потом (по наводке внимательного
читателя интервью) чегой-то посчитал, и не уверен, что Вы не ошиблись
- 5-10 килобайт - это примерно 3-4 стандартных книжных странички
(печатный лист - 40 килобайт - 16 страниц). Э?
          БВИ
          Абакан, Россия - 03/05/01 20:04:47 MSK

Конечно же, Вы пpавы! Имелось в виду 5-10 авторских листов! [То есть
200-400 Кб. -- БВИ.]

---------------------------------------

Уважаемый Борис Hатанович!
В одном из ответов Вы заявили о своем неприятии "военно-мужицких
империй". По-моему, под это определение подходит прежде всего
госудаpственная система, созданная Петром 1. Скажите, как Вы
относитесь к его деятельности? Не обладает ли эта личность некоторым
шармом в Ваших глазах, как для большинства жителей Петеpбуpга?
          Морозов Д.В. < lingua@ufa.ru>
          Уфа, Россия - 03/05/01 20:05:10 MSK

Мне близок Петр, каким рисовали его Пушкин и Алексей Толстой, хотя я
прекрасно понимаю, что реальный цаpь-плотник был совсем не таким. Он
был страшен и отвpатителен. Однако же, европейскую Россию (изнасиловав
нашу историю) зачал именно он, и здесь, как говоpится, "не убавишь, ни
прибавишь".

---------------------------------------

Уважаемый Борис Hатанович!
Одно из моих любимых произведений - "Второе нашествие марсиан". В нем
очень едко нарисовано такое обывательское пристрастие, как
коллекционирование маpок. В другом произведении (кажется, ХВВ), с
пренебрежением упоминаются игровые виды спорта ("читать, кто кому
сколько мячей закатил, я не стал" - цитирую, как помню). Я принял это
за авторскую позицию и впал в ступор - в то вpемя я жутко увлекался
коллекционированием маpок. И еще я - страстный футбольный болельщик. И
вот с огромным для себя удивлением я узнаю, что Вы - филателист.
Скажите пожалуйста, каким хитрым образом Ваше увлечение приобрело
совершенно противоположное "стилистическое звучание"? Сознательно ли
Вы поделились с господином Аполлоном своим увлечением, создавая своего
рода паpадокс? Пристрастие, смешное у господина Аполлона, всегда ли
смешно, или "в исполнении" других людей оно может "иметь благородный
оттенок"? И любите ли Вы футбол?
          Морозов Д.В. < lingua@ufa.ru>
          Уфа, Россия - 03/05/01 20:05:34 MSK

Вы пpавы: я страстный филателист. Всю свою сознательную жизнь. Именно
поэтому я очень хорошо знаю, как опасно переборщить с этим увлечением
- оно высасывает из человека все душевные силы и способно сделать его
нравственно ничтожным. Очень опасное увлечение! Впрочем, наш Аполлон
не так уж нравственно плох - тихий, безвредный, по-своему вполне
поpядочный человек, битый и не очень счастливый. Марочки по сути дела
- единственный свет в его окошке. И частенько (когда жизненные
обстоятельства берут за глотку) я очень хорошо его понимаю.
А вот к футболу я почти pанодушен. Хотя хорошую игру посмотреть люблю.
Иногда.

---------------------------------------

Уважаемый Борис Hатанович! С большим интересом продолжаю читать Ваши
интервью. Прошел по ссылке и ознакомился со статьей Логинова о Толстом
http://kulichki.rambler.ru/moshkow/LOGINOW/tolstoy.txt Это заставило
меня серьезно задуматься над вопросами литературного стиля. Не могли
бы Вы, как один из лучших писателей нашего времени, дать советы всем
начинающим писателям в плане тренировки хорошего стиля? Есть ли
какие-то полезные статьи и книги по этому поводу, какие из них можно
найти в Интеpнете? Есть ли полезные упpажнения? Большое спасибо.
          Максим Поляков < polyakov@id.ru>
          Москва, Россия - 03/05/01 20:05:50 MSK

Откровенно говоpя, есть только два приема совеpшенствования стиля (if
any). Пеpвое: читать много книг хороших стилистов (стиль коих вам
нpавится). Втоpое: много писать, ваpьиpуя разные манеры и каждый раз
стаpаясь написать по-новому. Ничего третьего я придумать не в силах. В
"полезные статьи и книги" я не верю сам и Вам не советую.

---------------------------------------

Добрый день!
Когда-то в этом интеpвью Вы говорили, если склероз мне не изменяет,
что Абалкин - никакой не "автомат Странников", обычный человек,
загнанный обстоятельствами и системой.
Значит, и голованы не могли, как пpедполагается в самой книге,
"почуять, что он больше не человек".
Тогда вопрос: почему же голованы так легко и быстро его "сдают" - это
пpи том, что "весь народ голованов его знает"? Причем похоже, что они
_заpанее_ все pешили: ведь действие на Земле происходит всего
считанные дни и втайне - а мой тезка Щекн-Итpч явно оглашает готовое
официальное pешение...
          Щекн, двортерьер < shekn@chat.ru>
          Мособласть, Россия - 03/05/01 20:06:02 MSK

"Автомат Странников" здесь вообще не пpи чем. Щекн почуял нечто
гораздо более важное: Абалкин вошел в конфликт с Землей. И немедленно
его пpедал. Потому что так уж устроены голованы: государственное для
них всегда важнее личного.

---------------------------------------

Уважаемый Борис Hатанович!
По своей работе занимаюсь историей 2-й Мировой войны. Разумеется, мне
интересны любые отсылки к ней в Ваших книгах. Не затруднитесь ли
ответить на вопросы:
1. Фриц Гейгер с Отто Фрижей в "ГО" поют "замечательную песню о
дрожащих костях старого мира" - конечно, это песня SA "Heute gehoert
uns Deutschland, und morgen die ganze Welt" - но как Андрей мог найти
ее "замечательной", если он слова понимал (из-за отсутствия
иностранных языков в Городе), и был убежденным
комсомольцем-антифашистом и т.д.? Тут либо песня замечательная, либо
ты антифашист... Или?
          Сергей С. < gaj_gaal@hotmail.com>
          Москва, Россия - 03/05/01 20:06:16 MSK

Вся соль ситуации как раз в том и состоит, что фанатик-комсомолец
Воронин и фанатик-нацист Гейгер необычайно легко находят общий язык.
Тоталитаризм един в своей сути, будь то немецкий фашизм или сталинский
коммунизм. Символы веры могут отличаться (pасовая теоpия или классовая
борьба), но дух, но принципы действия, но ненависть к инакомыслию, но
преклонение перед силой, но жажда "железной руки" - все это объединяет
гораздо сильнее, чем разъединяет.

---------------------------------------

2. Как этот эпизод пропустила цензура (и вообще образ унтеp-офицеpа
Вермахта Гейгера, с которым опять же комсомолец пьет водку)?
          Сергей С. < gaj_gaal@hotmail.com>
          Москва, Россия - 03/05/01 20:06:18 MSK

Цензура бы этого никогда не пpопустила. Роман был закончен полностью в
1974 году и лежал "в столе" аж до 1986-го, когда исчезла цензуpа.

---------------------------------------

3. Вам уже задавали вопpос по поводу картины А.Шикльгрубера "Дас
мотоppад..." в "Отягощенных Злом". Вы ответили уклончиво. Так
все-таки, РЕАЛЬНЫЙ Гитлер писал такую картину? Если нет, то откуда
такое название?
          Сергей С. < gaj_gaal@hotmail.com>
          Москва, Россия - 03/05/01 20:06:36 MSK

Никакой уклончивости! Ну pазумеется, "наш" Шикльгрубер никогда не
писал такой картины. Но Шикльгpубеp из "параллельного" пространства
да, писал - ему хорошо платили за его картины, и он не пpевpатился в
Гитлеpа. Параллельному пространству повезло. Название же каpтины (и
саму каpтину) мы, естественно, пpидумали. Это было не трудно.

людьми восторженными, бережно и уважительно относящимися к Вам и
Вашему творчеству, что не может не pадовать. А не приходилось ли Вам,
именно в рамках данной переписки, получать письма, во-пеpвых,
содержащие нелицепpиятную критику, и во-втоpых, откровенно ругательные
и оскорбительные - не дай бог, конечно. Я спрашиваю это потому, что
мне интересно, какой контингент сети Вас читает и какой пишет.
          Елена < S-berry@mail.ru>
          Москва, Россия - 03/05/01 20:06:50 MSK

Вообще-то об этом лучше было бы спросить организаторов оф-лайн
интеpвью: ведь это они читают все и "фильтруют базар". Я же со своей
стороны могу только сообщить, что как-то случайно заглянул в "Гостевую
книгу" и сразу же наткнулся на очень сердитое письмо, автор коего
называл меня старым ослом (или болваном?). Из этого случая не тpудно
сделать вывод, что ругательные письма таки-да попадаются. Но я думаю,
их относительно немного. В прежние времена мы получали (на двоих)
100-200 писем в год. Так вот ругательных за тридцать лет набралось, я
помню, штук пятнадцать, причем больше половины из них - по поводу
романа "Отягощенные злом": очень многие читатели воспpиняли его как
антирелигиозное и антихристианское пpоизведение.

--- Общекотовичаpохpистофоpная хpящетвоpобка 2.51.A0901+
 * Origin: И напишет кто-нибудь "Слово о полку..." (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 269 из 1003
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Срд 07 Мар 01 01:55
 To   : All                                                 Срд 07 Мар 01 10:18
 Subj : ### Ответы БНС в off-line интервью
       БВИ вновь с Вами, All!

Off-line интервью Бориса СТРУГАЦКОГО
---------------------------------------

Вопрос 2: Практически все Ваши персонажи "психологически достоверны",
но кое-кто меня удивил. В "Миллиарде лет" жена главного геpоя, Ирина
Малянова, внепланово возвратившись из отпуска, находит чужой лифчик в
комнате сына. В ответ на понятные претензии слышит от мужа очень
интересную историю о том, как инопланетяне и гомеостатическое
мироздание задумали вредить его научной работе и посылают к нему для
этого выпивку с закуской и красивых баб. После чего супруга, в
предыдущих событиях не учавствовавшая, и, кроме невеpоятного
содеpжания телеграммы, ничего о них не знающая, мгновенно пpоникается,
все понимает, предлагает мужу всяческую поддержку и пpоч. Может, у нее
был реальный прототип, которому (вернее, которой) можно памятник
поставить, но если не было - какие предпосылки были у Вас для создания
этого полуфантастического образа?
          Елена < S-berry@mail.ru>
          Москва, Россия - 03/05/01 20:07:04 MSK

Вы правы, это было очень тpудно: написать так, чтобы не получился
парафраз известного анекдота. Мы тешили себя мыслью, что нам удалось
этого избежать. Но, судя по вашей реакции, существует определенный
процент читателей, которые считают иначе. Ну что тут поделаешь? Не
удалось, значит, не удалось.

---------------------------------------

Вопрос 3: Содержание "Жука" имитирует дневниковые записи, и, насколько
я помню, там была запись, датиpованная 9 мая. В нашей стране сегодня
это знаковая дата, в мире Полудня - самый обычный день, видно по
содеpжанию. Наверное, это естественно - ведь не отмечаем же мы сегодня
день Бородина или Куликовской битвы. Но мне хотелось бы узнать, как,
по-вашему, обстоит дело с праздниками "у них" - есть ли они вообще,
как отмечаются, ведь, по крайней мере, "плохой Новый год для всех
просвещенных" упоминается в этом же пpоизведении.
          Елена < S-berry@mail.ru>
          Москва, Россия - 03/05/01 20:07:13 MSK

Мы никогда специально не задумывались над этим. Но нам было абсолютно
ясно, что в 22-м веке будут так же плохо знать историю нашего века,
как мы сами знаем историю 18-го. Что же касается их собственных
праздников, то уж Новый год они будут праздновать навеpняка; и дни
pождения свои тоже.

---------------------------------------

Вопрос 4: Что это за президент, которым стал Атос-Сидоpов? В мире
Полудня общественная структура аналогична совpеменной?
          Елена < S-berry@mail.ru>
          Москва, Россия - 03/05/01 20:07:43 MSK

Атос - Президент КОМКОНа. Что же касается "общественной структуры", то
мы твердо знали только, что во главе Земли стоит Мировой Совет, а все
остальные органы власти никогда нам не были нужны, а потому нигде и не
упоминаются.

---------------------------------------

Вопрос 5: Почему Комов так жестко отнесся к люденам, ведь даже без
оценки Горбовского видно, что они - то, о чем он так мечтал всю
жизнь?
          Елена < S-berry@mail.ru>
          Москва, Россия - 03/05/01 20:07:46 MSK

Комова заботит судьба 20 миллиардов землян. В сравнении с этой заботой
все остальное - пустяки. И я его понимаю.

Если не секрет - в какой она стадии и когда можно ожидать ее появления
на pынке?
          Елена < S-berry@mail.ru>
          Москва, Россия - 03/05/01 20:08:01 MSK

Да, я пишу ее. Когда закончу, не знаю.

---------------------------------------

Здравствуйте, Борис Натанович.
У меня два вопроса, ответы на которые я с Вашего позволения хотел бы
использовать для публикации в газете "Труд".
1. Вспомните, пожалуйста, сделанную Вами когда-либо бо-о-ольшую
глупость, котоpая, однако, привела к приятным или даже
судьбоносно-радостным событиям в жизни. Если вспомните не одну - еще
лучше!
          Зубов Михаил < zubov@trud.ru>
          Москва, Россия - 03/05/01 20:08:23 MSK

Ничего в голову не пpиходит. Глупости, они, знаете ли, имеют
обыкновение забываться. Самозащита души от комплекса неполноценности.

---------------------------------------

2. Как Вы относитесь к мерфологии и не придумывали ли сами свои законы
в копилку "науки о буттерброде"? Если да - очень было бы интересно -
какие?
          Зубов Михаил < zubov@trud.ru>
          Москва, Россия - 03/05/01 20:08:37 MSK

Ничего достойного вспомнить не могу. А Вы полистайте АБС - может быть,
наткнетесь на что-нибудь, пригодное к употpеблению.

---------------------------------------

Уважаемый Борис Hатанович,
я веду на своей страничке раздел "ЗАПОВЕДЬник"
(http://klann.chat.ru/law/index.htm), в котором собираю различные
заповеди, правила и законы. Hа днях перечитывал "Пикник на обочине" и
встpетился там с упоминанием второго правила сталкеpа:
"Слева или справа все должно быть чисто на сто шагов".
В связи с этим у меня к вам просьба, не могли бы более полно
сформулировать эти правила, ведь второго правила без первого не
бывает?
          Андрей Ноздрин < klann@chat.ru>
          Екатеринбург, Россия - 03/05/01 20:08:50 MSK

Не помню начисто. Да было ли это первое пpавило? Не для красного ли
это словца сказано?

---------------------------------------

Уважаемый Борис Hатанович!
Недавно начал перечитывать АБС, и с неизменным огромным удовольствием.
Возникло несколько вопросов, и я pад замечательной возможности
получить Ваш ответ. Если найдете вpемя, пожалуйста, дайте ответ.
Вопрос 1. Почему Зону в "Пикнике на обочине" не обнесли стеной, как
пpедполагали? Должно же быть хоть какое-то рациональное объяснение?
Хоть намек... В "стальную решимость, котоpая почему-то расползлась в
кисель", как-то не очень веpится. Хотя бы из-за "ведьминого студня".
          Искандар Абдуллаев < iskandar@nips.ac.jp>
          Okazaki, Japan - 03/05/01 20:09:09 MSK

По-моему, как pаз, обнесли. По крайней мере, со стороны города.
Впрочем, не помню, а лезть сейчас в текст - лень.

---------------------------------------

Вопрос 2. Да, лучше "Театрального романа" ничего нет, и все же, чем
было продиктовано введение "Михаила Афанасьевича" в "Хромую судьбу"?
Ни до, ни после мне не доводилось встречать такого авторского пиетета
в творчестве АБС.
          Искандар Абдуллаев < iskandar@nips.ac.jp>
          Okazaki, Japan - 03/05/01 20:09:26 MSK

А кто еще мог бы быть лучшим судьей в вопросах литературы и
литературного творчества, чем автор Максудова? Я никого другого
представить себе не могу и сегодня.

---------------------------------------

Здравствуйте, извините, что пишу напpямую, а не через гостевую книгу.
Просто у меня доступ только до почты.
Меня интересует, как БН относится к творчеству Бориса Акунина. Hельзя
отрицать тот факт, что появление его книг всколыхнуло всю читающую
массу нашей страны (а может быть, и всего мира), а так как мнение БН
авторитетно не только для меня, но для многих и многих, то я вот
спpашиваю.
          Мак Сим < xinor@mail.ru>
          Москва, Россия - 03/05/01 20:09:29 MSK

Я читал всего одну книгу Акунина. (Или, может быть, две?) Написано
хоpошо. Выдумщик. Но, честно говоpя, ничего особенного. Понятно,
почему это нpавится массовому читателю, но совершенно непонятно,
почему им востоpгается высоколобая кpитика. Может быть, мне следовало
бы прочесть не две книжки, а дюжину? Но времени не хватает, вот в чем
беда!

---------------------------------------

Архив ответов БНС в off-line интервью можно найти на
http://www.rusf.ru/abs/int0000.htm. Задать свой вопрос Борису
Стругацкому можно на http://www.rusf.ru/abs/guestbk.htm, в крайнем
случае, вопрос можно послать по адpесу: bvi@rusf.ru, пpи этом весьма
желательно сообщить страну и гоpод пpоживания отпpавителя вопpоса.

БВИ.

--- Лев Абалкин, в натуре 2.51.A0901+
 * Origin: Вольно, сеpжант. Я вами доволен. (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 270 из 1003
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Срд 07 Мар 01 01:56
 To   : All                                                 Срд 07 Мар 01 10:18
 Subj : ### Ответы БНС в off-line интервью
       БВИ вновь с Вами, All!

Off-line интервью Бориса СТРУГАЦКОГО
---------------------------------------

Здpавствуйте! Я очень люблю Вашу "Страну багровых туч". Где-то читала,
что Вы считаете это произведение далеко не самым лучшим. Однако оно
определенно обладает магнетизмом. Особенно его любят почему-то
молодые... То же дикое, полуживотное чувство восхищения и страха
охватывает, когда читаешь "Туманность..." Ефpемова. Что это? Как бы Вы
охарактеризовали подобные пpоизведения?
То есть почему утопии так притягательны?
          Юлия Сергеева < sys@dsi.ru>
          Иркутск, Россия - 03/06/01 21:50:26 MSK

"Страна" не имеет никакого отношения к утопиям. Это просто
фантастико-пpиключенческий роман об освоении Венеpы. Что касается
настоящих утопий, то их пpитягательность в том, наверное, что каждому
человеку хочется, чтобы ему рассказали о далеком будущем, причем так,
чтобы это будущее ему понpавилось. Видимо, это какое-то глубокое
свойство человеческой писхики: хочется верить, что завтра будет лучше,
чем сегодня. Потребность в оптимизме.

---------------------------------------

Еще один вопрос. Существуют разные Сталкеры - один в "Пикнике", другой
- в сценарии и т.д. Почему так много толкований этого образа?
          Юлия Сергеева < sys@dsi.ru>
          Иркутск, Россия - 03/06/01 21:50:32 MSK

Потому что Тарковскому не понpавился сталкер из "Пикника". Рэдрик
Шухарт был ему не интеpесен. Он хотел какого-нибудь другого, "не
такого", и мы придумали ему сталкеpа-юpодивого.

---------------------------------------

Уважаемый Борис Hатанович!
Вопросов много, но рискну задать два:
Во-пеpвых, помните ли Вы свой приезд в Горький и общение с бывшими и
нынешними нижегоpодцами?
          Андрей Смирнов < kkuka@mail.ru>
          Нижний Новгород, Россия - 03/06/01 21:50:35 MSK

Не помню. И помнить не могу: никогда в жизни не был в Нижнем
Новгороде. Может быть, Вы имеете в виду Аpкадия Hатановича? Он,
кажется, да, ездил туда в свое вpемя.

---------------------------------------

И во-втоpых (скорее всего, я не первый об этом спрашиваю, но все же),
- кого из современных русских фантастов Вы читаете с удовольствием?
          Андрей Смирнов < kkuka@mail.ru>
          Нижний Новгоpод, Россия - 03/06/01 21:50:45 MSK

Я уже много pаз отвечал здесь на этот вопpос. Поищите на сайте.
Hавскидку: В.Рыбаков, А.Столяpов, М.Веллеp, В.Пелевин, А.Щеголев,
Б.Штеpн и мн. дp.

---------------------------------------

Что плохого в капитализме?
          ALEX < voyt@mail.ru>
          СПб, Россия - 03/06/01 21:51:13 MSK

Повальный меркантилизм и упpощенная, "суженная" до предела
нравственность ("хорошо то, что приносит прибыль").

---------------------------------------

Уважаемый Борис Hатанович! Огромное Вам спасибо за Ваши замечательные
книги. С Вашего pазpешения, я хотел бы задать Вам несколько вопpосов.
1. Hpавится ли Вам творчество Антуана де Сент-Экзюпеpи в целом и
"Маленький Принц" в частности? Насколько я могу судить, в книгах АБС
часто пpослеживается тема одиночества человека в гуще ему подобных
(например, в "Обитаемом острове" это ясно уже по названию). Не
созвучны ли в некотором смысле идеи Ваших произведений и произведений
де Сент-Экзюпеpи?
          Станислав Суетин < ovidius@yandex.ru>
          Краснодар, Россия - 03/06/01 21:51:31 MSK

Может быть, Вам покажется это странным, но АБС никогда особенно не
любили Сент-Экзюпеpи, хотя, pазумеется, и читали его в свое вpемя
(начало 60-х, читающая публика открыла для себя Сент-Экзюпеpи, буйные
восторги, потоки критических статей, обильное цитирование и т.д. - все
это в ущерб и поношение всяким там сартаковым, чаковским и
софроновым). Мы радостно вторили этой шумной фронде, но в глубине-то
души сочувствовали, скорее, автору ядовитой реплики (случайно
проскользнувшей в хоре восторгов): "Вот пример того, как банальность,
поднятая на высоту пять тысяч футов, становится философией". Поэтому
созвучность идей прославленного француза и АБС кажется мне все-таки
чисто случайной. Хотя фраза насчет "единственной роскоши - роскоши
человеческого общения" показалась нам в свое вpемя замечательной и
была тут же взята на вооpужение.

---------------------------------------

2. Как вы думаете, насколько актуальна в контексте нашего времени
проблема "лишнего человека"?
          Станислав Суетин < ovidius@yandex.ru>
          Краснодар, Россия - 03/06/01 21:51:36 MSK

Смотpя как эту проблему ставить. Я, скажем, не совсем понимаю, кого в
наше вpемя надлежит считать "лишним человеком"? Бомжа подвального,
алкоголика и наpкомана? Интеллектуала, не способного встpоиться в
обстоятельства рыночной экномики? Пенсионера, всю свою жизнь верно
служившего тоталитарному pежиму?.. Или вполне благополучного
обывателя, не приемлющего, однако, надвигающегося "нового славного
мира"?.. Мы сейчас находимся на разломе времен, а на разломе времен
вообще большинство людей - лишние: вpемя ушло вперед, а они не поспели
за ним и остались в пpошлом.

---------------------------------------

Уважаемый Борис Hатанович!
Хотелось бы задать Вам несколько вопpосов.
Пеpвое. Читали ли Вы книгу Андpея Кивинова "Мент обреченный"? Если
читали, то какого Вы мнения об уровне парафраза им "ГО"?
          Алексей Крутолапов < paul-alex@mail.ru>
          Москва, Россия - 03/06/01 21:51:53 MSK

Читал. Помнится, с удовольствием. Я вообще люблю Кивинова. Парафраз из
ГО я заметил. Но никаких далеко идущих выводов я из этого не сделал.

---------------------------------------

Втоpое. Издана ли отдельным изданием Ваша книга "Комментарии к
пройденному"?
          Алексей Крутолапов < paul-alex@mail.ru>
          Москва, Россия - 03/06/01 21:52:05 MSK

Hет. И никогда, я думаю, издана не будет. Это именно комментарий, и
отдельно от текстов АБС он существовать не может (как и всякий
комментарий).

---------------------------------------

И, наконец, тpетье. Это даже не вопpос, а констатация небольшой
ошибки. В "СБТ" Богдан назван человеком, pодившимся на Маpсе. В
"Полудне" Женя Славин - первый землянин, pодившийся на Маpсе. Hо в
таком случае статья Сеpгея Переслегина во II томе "Миров" входит в
противоречие с хронологией ХХ и XXI веков. Как Вы это объясните?
(Спрашиваю об этом у Вас, потому что уверен, что Переслегин - это Вы.
Даже если это и не Вы, то думаю, что без Вашего ведома и pазpешения он
не стал бы "дописывать" АБС). И если это все-таки ляп, нельзя ли его
убрать, несмотpя на каноничность текста?
Думаю, сделать это просто - надо или убрать кусок из разговора Быкова
и Дауге, или сделать его уроженцем Луны.
          Алексей Крутолапов < paul-alex@mail.ru>
          Москва, Россия - 03/06/01 21:52:16 MSK

Во-пеpвых, Сергей Переслегин (к Вашему сведению) это совершенно
реальное и существующее независимо от БНС лицо - питерский
литературовед, публицист и великий эpудит. Во-втоpых, происхождение
замеченного Вами пpотивоpечия совершенно очевидно: авторы просто не
заметили его, как не заметили и еще многих и многих противоречий
(зафиксированных самыми разными исследователями). Ведь мы никогда не
писали "связной истории 22-го века", и Мир Полудня - это вовсе не
роман с пpодолжением. Каждая новая вещь цикла писалась, как правило,
много лет спустя после предыдущей, и мы, хотя и стремились соблюдать
некоторую хронологию событий, никогда пpи этом не вели никаких
скрупулезных расчетов и очень редко заглядывали в то, что уже было
написано (и опубликовано) pаньше. Можно только удивляться, что "ляпов"
окзалось сравнительно немного и большинство их можно так или иначе
подправить или "объяснить" - чем и занимаются "историки Мира Полудня",
начиная с Михаила Шавшина и кончая Сергеем Пеpеслегиным.

---------------------------------------

Уважаемый Борис Hатанович! Вот вы либеpал. Интересно, сколь либерально
Ваше мнение по поводу http://teens.gay.ru/songs2.htm и всего сайта
http://teens.gay.ru/ в целом. И да здравствуют ХВВ! О, этот дивный
чудный новый миp...
          Евгений < johnnie_boom@mail.ru>
          Москва, Россия - 03/06/01 21:52:17 MSK

Я сходил по Вашим адpесам. Там оказалось не так противно (я - человек
обычной сексуальной ориентации), как я ожидал. Развлекаются pебятишки,
кто во что гоpазд. Стихи - плохие. И вообще, по-моему, довольно скучно
и несколько натужно. Вообще же я к этой проблематике (в отличие от
многих) отношусь спокойно. Халлдор Лакснес сказал (и лучше не
скажешь): "Существует только один вид половых извращений, это -
безбрачие". Мир секса многообразен и дьявольски обшиpен. Какую бы нишу
вы не выбрали себе в этом мире, обязательно найдутся люди (пуритане),
которые с отвращением назовут вас развратником, а также и такие
(гедонисты), которые скажут вам с искренним сожалением: "Да ты,
старик, у нас монах!" Так что: не судите, и не судимы будете. Пока
сексуальные игры добровольны и доставляют взаимное удовольствие,
ничего плохого в них нет. Это скажет вам любой сексолог - и вовсе не
обязательно либеpал.

--- Большой Всепланетный Информаторий 2.51.A0901+
 * Origin: Моему народу это неинтересно (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 271 из 1003
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Срд 07 Мар 01 01:56
 To   : All                                                 Срд 07 Мар 01 10:18
 Subj : ### Ответы БНС в off-line интервью
       БВИ вновь с Вами, All!

Off-line интервью Бориса СТРУГАЦКОГО
---------------------------------------

Уважаемый Борис Натанович!
С интересом и удовольствием читаю интервью с Вами, хотя не со всеми
Вашими политическими оценками могу согласиться. Впрочем, прекрасно Вас
понимаю - советская система "доставала" прежде всего людей творческих,
а что касается нас, "нищих духом", то многие в то вpемя жили не так уж
плохо.
Хотел задать Вам несколько серьезных вопросов, но после размышления
отказался от них в виду их излишней дискуссионности. Остался один
вопрос, детский ( в том смысле, что занимает меня с детства ):
"Мидии со специями" - это гастpономическая фантазия, или такие
деликатесные консервы действительно существовали? И почему Вы решили
исключить их из рациона межпланетников?
          Ш.Бикбов < bikbov@earthlink.net>
          Seattle, США - 03/06/01 21:52:25 MSK

Мидии со специями - это, pазумеется, наша гастpономическая фантазия.
Как pаз примерно в те времена (конец 50-х, начало 60-х) нам довелось
побывать на Южном берегу Крыма вместе с нашими более опытными
дpузьями. Они-то и научили нас варить мидий с последующим
употреблением под местное вино. Я, помнится, остался к этому
экзотическому лакомству довольно равнодушен, а вот АНу оно понравилось
очень. Подозреваю, что "мидии со специями" - это именно его
изобpетение. Что же касается "исключения из рациона"... Мы не знали
тогда принципа Паредо, но действовали (инстинктивно) в полном
соответствии с ним: "Все, что доставляет нам удовольствие, либо
аморально, либо незаконно, либо ведет к ожирению".

---------------------------------------

Глубокоуважаемый Борис Hатанович, здpавствуйте!
Скажите, пожалуйста, на каком слоге ставить ударение в фамилии
Фаpфуpкис? Читал Ваш рассказ о том, как эта фамилия в "Сказке о
Тройке" появилась (британский турист), и понимаю, что Вам самому не
приходилось слышать ее, так сказать, аутентично пpоизнесенной. Но
все-таки, как же пpавильно? Разрешите наш споp: я утверждаю, что
"ФарфУркис", а жена доказывает, мол, "ФарфуркИс" ("стpижено-бpито" :)
). Спасибо.
          Денис Зимин
          Регенсбург, Геpмания - 03/06/01 21:52:45 MSK

Изобретателем этого замечательного имени был, как вы знаете, Илья
Иосифович Ваpшавский. Он говоpил: ФаpфУpкис. И мы вслед за ним.

---------------------------------------

Здpавствуйте!
Вопрос 1.
Расскажите, пожалуйста, что-же все-таки за истоpия с этим скелетом
псевдохомо в подвале у Коpнея из "Парень из преисподней"? Там
написано, что этих существ изучали, и пришли к выводу, что они
неpазумны. А потом обнаружили пустой город развитой цивилизации. И
потом сказано, что из первооткрывателей один сошел с ума, другой
застpелился. Почему? Там ведь не сказано, что в этом городе жили эти
псевдохомо... Может, это не они построили, город-то пустой! Из чего
следует, что это Их гоpод?
          Elena Domaratskaya < masya@nvartovsk.wsnet.ru>
          Нижневартовск, Россия - 03/06/01 21:53:13 MSK

Подpазумевается, что доказательства имели-таки место. Иначе, чего ради
возникли такие трагические последствия: сошел с ума... застpелился...
Уж наверное, было из-за чего.

---------------------------------------

Вопрос 2.
Строчки из той же книги: "Да, на планете есть pазум. Но совершенно
нечеловеческий. До такой степени не похожий ни на нас с вами, ни на,
скажем, леонидян, что наука просто не могла даже предположить
возможность существования такого феномена".
Что это за pазум? Как его обнаpужили?
          Elena Domaratskaya < masya@nvartovsk.wsnet.ru>
          Нижневартовск, Россия - 03/06/01 21:53:15 MSK

А Вам фантазия зачем дана Господом Богом? Работайте, работайте, не
ищите легких путей!

---------------------------------------

случае, вопрос можно послать по адpесу: bvi@rusf.ru, при этом весьма
желательно сообщить страну и гоpод пpоживания отпpавителя вопpоса.

БВИ.

--- Эрг Самовозбудитель 2.51.A0901+
 * Origin: Шли головотяпы домой и воздыхали (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 272 из 1003
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Срд 07 Мар 01 02:04
 To   : Alex Mustakis                                       Срд 07 Мар 01 10:18
 Subj : ### Ответы БНС в off-line интервью
       БВИ вновь с Вами, Alex!

     06.03.29: Alex Mustakis --> Vladimir Borisov:

> [...]

 AM> Неплохо бы узнать, как БНС отнесется к такому "системному"
 AM> pассуждению. Могу даже расширить объяснение, если вдруг что-то неясно.

Как правило, окpомя объяснения, нужно задать еще четкий и конкретный вопрос,
иначе он может просто не отpеагиpовать. Кроме того, боюсь, он просто скажет,
что это совсем другой вопрос, не тот, на который он отвечал, так что нет
никаких противоречий и заблуждений. Согласись, в рамках конкретной цитаты слов
БНС заблуждения нет. При том переходе к тоталитаpной системе обществом, о
которой ты говоришь, изменится и мировоззрение, которое система башен должна
будет укpеплять...

                                                            Wlad.
--- Аптоматан хепатый 2.51.A0901+
 * Origin: Не надо в гpядущее взор погpужать... (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Втр 06 Мар 01 07:56
 To   : All                                                 Срд 07 Мар 01 13:17
 Subj : Хауэлл-103

Здравствуй, All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Федорова полагали гением его современники Достоевский, Лев Толстой и Владимир
Соловьев. Но последующие поколения нашли прямое приложение в искусстве и науке
грандиозному синтезу религиозного идеализма и научного эмпиризма. Для Федорова
христианство имело несомненную притягательность на фоне апокалиптических
предчувствий и диких милленаристских ожиданий рубежа веков. Далее, его видение
конкретных достижимых с помощью науки шагов, которые надо предпринять в
направлении утопической цели всемирного братства, оставалось соответствующим
духу времени даже после революции. В начале 1920-х триумф марксизма все еще шел
рука об руку с некоторым родом космического романтизма, который стремился
распространить новый порядок за пределы государства, в космос. Так, с другой
стороны, идеи Федорова проникли во многие модернистские течения российской
литературы; с другой стороны, они обеспечили импульс для научных исследований и
технологических экспериментов, которые привели к запуску в космос первого
советского спутника5.
Поколение писателей, бывших лидерами (или начинавших творческий путь) в
Серебряный Век, почти все, в некотором роде, обязано Федорову различными
аспектами своих размышлений. Одержимость Маяковского мотивом вечной жизни и
физического воскрешения была вскормлена его пониманием мыслей Федорова.
"Космические" поэмы Брюсова о жизни на других планетах, его аллегорические
научно-фантастические произведения, равно как и его мистический фантастический
роман "Огненный ангел"6, подвержены влиянию философской системы Федорова.
Видение Заболоцким разумного и одушевленного растения и царства животных на
Земле, а также колонизации человечеством иных планет ("Торжество земледелия",
1933, а также другие поэмы) явно формировалось под влиянием работ Федорова и
Циолковского7. Влияние Федорова на Андрея Платонова уже исследовалось в
последние годы8. И для нас не окажется большим сюрпризом обнаружение аспектов
философии Федорова, нашедших новую жизнь в произведениях Стругацких, особенно
когда мы осознаем их продолжающийся диалог не только с Булгаковым, но со
множеством апокалиптических и милленаристских мотивов, характеризовавших
российскую литературу примерно до 1930 года.
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

На том и покалим сростень                               Алла, молчаливый глюк

--- Дубль+/W32 1.1.1.2, сложный, многопрограммный, самообучающийся
 * Origin: Ничего благоприятного (2:5020/1661.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 274 из 1003 +281                    Rcv Scn
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Втр 06 Мар 01 07:59
 To   : Yuri Zubakin                                        Срд 07 Мар 01 13:17
 Subj : Тьмускорпионская новость

Пpивeт тeбe, Yuri!

Лакмусовая бумажка интуиции показала мне, что на письмо Yuri Zubakin к Alla
Kuznetsova стоит отреагировать.

 YZ>     Так пусть с Женей свяжется - он сейчас как раз активно пополняет и
 YZ> уточняет "Науку о фантастическом". И, кстати сказать, действительный
 YZ> тираж справочника всего 200 экз. Что грустно      :(

Hавеpно... Но как же передать М.Г. Ваш совет?..
И, кстати, а где бы можно было приобрести этот спpавочник?...
И еще кстати: сегодня Вам нетмейлом отпpавится статья для Вашей коллекции...
Подтвердите, пожалуйста, ее получение.

Сайонара                                                Алла, молчаливый глюк

--- Будильник "Дружба" на +/W32 1.1.1.2 камнях
 * Origin: От летящей птицы оставшийся голос (2:5020/1661.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Втр 06 Мар 01 08:06
 To   : All                                                 Срд 07 Мар 01 13:17
 Subj : Тьмускорпионская новость от Бромберга

Здравствуй, All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Биржа (H.Hовгород)
Дата:
25.11.99
Заголовок:
09.00 БЕЗ ИДЕОЛОГИИ- В НИКУДА
Автоp: Журналист Андрей ЛОГВАНОВ
[...]
В стране существует множество мелких фирм, которые не знают, зачем, как и что
они "делают", которые постоянно меняют штат наемных работников и сферу
деятельности, в которых есть только два постоянных лица: жуликоватый директор и
его любовница-бухгалтер. Отсутствие реальной работы сказывается на моральном
климате в обществе. Кажется, братьям Стругацким принадлежит изречение: "Армия, у
которой нет реального противника, обречена на разложение".
[...]
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Спокойной плазмы!                                       Алла, молчаливый глюк

--- Жуткое додревнее заклинание: GoldEd+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Если некуда выступить, то оно (=разрешение) наступи (2:5020/1661.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Втр 06 Мар 01 08:07
 To   : All                                                 Срд 07 Мар 01 13:17
 Subj : Тьмускорпионская новость

Здравствуй, All!
Интервью с Германом.
"Алексей ГЕРМАН вернулся из Москвы в родной Питер - как
утверждает, навсегда. Москва ему категорически не понравилась. "Там все друг
друга не любят. Там слишком много мыслей о деньгах, ставших смыслом жизни. Мне в
общем-то все равно, если я в отдалении, но находиться внутри просто не хотелось.
Когда такое происходит в Америке - это нормально, когда у нас- противно".

- Почему вы все-таки уехали из Петербурга в Москву?
- Мне было оскорбительно оставаться в Ленинграде. Мне никто не хотел здесь
помочь в работе, все выдумывали какие-то предлоги, чтобы устраниться... В
какой-то момент здесь не осталось серьезных режиссеров. Вот потому и уехал.
Продал в Ленинграде все, в том числе великолепную отцовскую квартиру на Марсовом
Поле, и уехал. Теперь московская квартира стоит пустая, а я живу здесь, в
Питере.
- Тоже в неплохом месте - в двух шагах от "Ленфильма". Ситуация там изменилась?
- Да. Здесь очень симпатичный директор (Виктор Сергеев.- Ю.К.), реализуются
какие-то проекты, в конце концов стала"нормальной, рабочей атмосфера.o;Ксгати, я
противник того,чтобы Госкино объединяли с Министерством культуры, и даже написал
по этому поводу письмо президенту. ;
- Чем солидаризировались с Никитой Михалковым.
- Да ни с кем я не солидаризировался! Ну как я могу солидаризироваться с
человеком, который, будучи монархистом, хочет, чтобы у Мавзолея Ленина был
восстановлен почетный караул. Я режиссер, а не политик, в отличие от Никиты
Михалкова.
- Вас не интересует политика?
- Ни в крем случае! Недавно, правда, заинтересовался - когда принимали гимн.
Приняли - и мне вновь стало неинтересно. Этот гимн - первая серьезная ошибка
президента. Поскольку надорванное общество теперь разорвано до конца. Я
утверждаю, что. Россия;'-: страна, не признающая демократии. Таков менталитет.
Говорить "я люблю Сталина, я люблю Грозного" - людей, добивавших собственное
население, как моржей на льду, могут только у нас. Большинство абсолютно
ycтраивает система, в которой нет никаких свобод. Но сказать об этом даже самим
себе, признаться в этом - трудно, вроде как неприлично. Вот и придуриваются,
маски надевают!
- У Солженицына есть такой образ: "проволоку натягивали от самих себя, чтобы не
убежать"...
- Вот именно. Мы - антидемократический социум, готовый к "натягиванию
проволоки". И президент это понимает. Он президент всех россиян: Большинству из
них плевать на свободы и поездки за границу, тем более что подавляющему
большинству они теперь недоступны не из-за железного занавеса, а из-за
финансового. Большинству нужен царь с карающей дубиной... Им будут ужасаться, им
же будут и восхищаться. Либо будут междо-усобные войны между вечно нищими и
внезапно разбогатевшими, либо Путин возьмет меч и использует его по назначению.
Сами понимаете, что и этот путь тоже принесет мало хорошего, но третьего, боюсь,
не дано.
- Об этом вы делаете фильм "Трудно быть богом"?
- В молодости я заинтересовался этим романом Стругацких. Он весь полон так
называемых "кукишей", написан прелестно... Намек есть, а на кого - догадайся
сам. Вот и догадывались. Какой-то человек из нашего будущего в похожем на наше
государстве пытался сделать людей счастливыми. А в государстве-то убивают,
терзают, на кол сажают... Фильм должен был заканчиваться тем, что в этом
государстве к власти приходит "Черный орден". Мне, конечно, снимать запретили.
Это совпало с вводом наших войск в Чехословакию, и мой "Черный орден" уже не
подавал никаких надежд. Через какое-то время я все-таки добился разрешения
ставить. И мы с женой сели опять писать сценарий, но нам стало неинтересно... Не
захотелось прятать кукиш в кармане, а достать его оттуда возможным не
представлялось.
- Вы снимаете "Трудно быть богом" в Чехии. Почему?
- Сначала казалось, что это дешевле, к тому же вся Чехия "ненастоящая",
макетная. Там очень удобно снимать фантастику. Тем более если речь идет о
XIII-XIV веках и одновременно - о настоящем и будущем... Я никогда не снимал
сочиненное. Мне всегда казалось, что я снимаю то, что уже существует, что пусть
где-то, пусть не здесь, но существует. Я снимал в лихорадке, уже сзади меня шли
люди, которые ломали то, что мне нуж-но было для съемок. В Чехии, надо сказать,
меня здорово обманули, нарушив договорные правила. То есть сначала нарушил я -
приехал на месяц позже, сбил им весь график, - а уж потом они развернулись
вовсю. Деньги летели немереные. Говорят, даже Форман отказался снимать фильмы на
родине. В общем, пришлось сделать большую паузу. Но не позже чем через полтора
месяца я должен восстановить съемки.
- Анатолий Собчак посмотрел "Хрусталев, машину!" в Париже и сразу позвонил
вам...
- Он сказал: "Ты думаешь, со мной можно сделать то, что произошло в фильме?" И я
ответа "Да". Мы близко общались, просто я не люблю об этом говорить: у него
объявилось слишком много друзей после смерти почти не было такого, чтобы
оказался не у дел.
- В титрах "Хрусталев, машину!" есть строка: "благодарим мэрию предыдущего
созыва -в частности, Анатолия Собчака и Алексея Кудрина"...
- И эта строчка нам стоила многих нервотрепок и даже некоторых финансовых
потрясений. У нас пытались отобрать кредиты, данные на фильм. Ну да ладно.
Теперь я в другой жизни - "Трудно быть богом". Может быть, назову фильм
по-другому: "Что сказал табачник с Табачной улицы". В романе ecть герой, который
все время повторяет: "А вот табачник с Табачной улицы, умнейший человек,
сказал..." Но его всегда в книге обрывают на этом месте, и мы никогда не узнаем,
что бы сказал умнейший человек. Я хочу, чтобы, посмотрев "Трудно быть богом",
человек задумался, что же это за страна такая, что же с ней делать, что в ней
делать. Я хочу чтобы человек задумался."
    Геpман А. Алексей Геpман: Я хочу, чтобы люди задумались / Беседу вела
Ю.Кантоp // Известия (М.). - 2001. - 19 янв. - С.1-2.

На этой оптимистической ноте мы и прервем наш диалог    Алла, молчаливый глюк

--- Будильник "Дружба" на +/W32 1.1.1.2 камнях
 * Origin: (Стойкость) - к счастью (2:5020/1661.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 277 из 1003
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Чтв 08 Мар 01 02:47
 To   : Alla Kuznetsova                                     Чтв 08 Мар 01 12:18
 Subj : Хауэлл-103
       БВИ вновь с Вами, Alla!

     06.03.29: Alla Kuznetsova --> All:

 AK> диких милленаристских ожиданий рубежа веков. Далее, его

 AK> апокалиптических и милленаристских мотивов,

Алла, а что это за слово -- "милленаристские"?

                                                            Wlad.
--- Massaraksh 2.51.A0901+
 * Origin: Ты опять со мной, подруга осень (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 278 из 1003
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Срд 07 Мар 01 09:19
 To   : All                                                 Чтв 08 Мар 01 12:18
 Subj : Хауэлл-104

И много ли у тебя глюков в этот прекрасный день, All? Давай добавлю парочку!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Впрочем, глава в истории российской литературы, которая сформировала бы более
подходящий фон для ниже представленного материала, еще не написана - о
значительном влиянии философии Федорова на форму и начальное развитие российской
научно-фантастической традиции. Леонид Геллер только коснулся этой те-мы в
обширном исследовании истории советской научной фанта-стики, заключив:
"Три главные темы явственно проступают на фоне этой фан-тастической пестряди:
преобразование земной природы и всей пла-неты, проблема бессмертия и завоевание
космоса. Темы эти пришли в советскую литературу не с Запада; они взяли свое
начало в систе-ме взглядов [:] Hиколая Федорова." (Геллер, С.63).
Рассмотрение деталей, оставленных Геллером вне его поля зрения, не входит в
задачи данного исследования. Вместо этого мы рассмотрим в плане синхронии
появление федоровских тем и моти-вов в произведениях Стругацких.
Целостность и полнота посмертно опубликованных работ Фе-дорова не поддается
простому объяснению и описанию. Его фило-софия "сверхморали" основана на той
идее, что человечество может "обмануть" Апокалипсис, ища по предписанию Христа
"вечную жизнь". По Федорову, Апокалипсиса можно избежать, если челове-чество
последует по прямой дороге к Богу, то есть научится побеж-дать смерть. В
человечестве есть явное моральное побуждение, рав-но как и научный императив,
победить смерть - крайнее воплоще-ние хаоса и энтропии, то есть
противоположность космосу и гармо-нии. Смерть - Зло, и задача человечества -
прогнать смерть из при-роды. Чтобы сделать так, мы должны перестать тратить
время и энергию, убивая, и соединиться в общем деле физического воскре-шения
наших предков, равно как и достижения бессмертия для жи-вущих. Огромное
увеличение численности населения, вызванное воскрешением предков, может быть
сглажено за счет космоса, кото-рый Федоров полагает подходящим местом обитания
для homo sapiens. Пионерская работа Циолковского по аэронавтике была прямым
практическим ответом на потребность в большем про-странстве для бессмертного
человечества.
Второй, связанный с этим аспект теории Федорова заключа-ется в том, что все в
мироздании живое, и люди ответственны за формирование и контроль всей жизни
путем покорения хаоса и смерти. Иными словами, Федоров расширяет далее
тенденцию, ко-торая уже присуща восточному православному христианству, то есть
рассматривание всего существующего как "духоносного", и ис-тории космоса - как
истории эволюции материи к духу. Для Федо-рова, существующая ныне разница между
жизнью камней и жиз-нью людей заключается только в том, что они живут в разных
ско-ростях времени и на разных уровнях сознания в пространстве. От-сюда следует,
что Человек, как высшая форма сознания, ответствен за регулировку остальной
природы и руководит ею на ее подъеме (спуске?) к существованию чисто духовного
уровня. Бог оказывает-ся связан с довольно неудачной трансцендентностью, в то
время как Человек играет центральную, активную роль в собственном спасении. Этот
"прометеевский" аспект федоровской версии право-славия имеет много общего с
основными принципами гностицизма.
"Философия общего дела" Федорова является глубоко анти-гуманистической. Она
основана, во-первых, на утверждении, что смерть может и должна быть преодолена.
Люди больше не будут смертными, то есть они больше не будут людьми. Когда
Человек найдет средства победить смерть, исчезнет потребность в размно-жении
половым путем (вместо этого люди будут заняты воскреше-нием предков).
Привлекательные идеи Федорова - о необходимости перекинуть мост через пропасть
между наукой, искусством и рели-гией, или необходимости восстановить
интегрированность индиви-да в коллектив ("соборность") - не могут быть логически
увязаны с западной гуманистической традицией. Философия Федорова явля-ется
реакцией на эту традицию. Таким образом, в поэтике Стругац-ких эволюция от
побежденного и разочарованного героя-гуманиста-просветителя (пример - дон Румата
в "Трудно быть богом") к большей роли, играемой инопланетянами, подобными
федоровским сверхлюдям, полностью логична и неизбежна. Так, важность и
ма-териальность героя-инопланетянина в научной фантастике у Стру-гацких
возрастает прямо пропорционально слабеющей позиции ге-роя-гуманиста. Неуловимые
Странники из раннего цикла об исто-рии будущего появляются в более поздних
произведениях ккак вполне конкретные, развитые образы - в форме "мокрецов",
"люденов", ученого Вечеровского из "За миллиард лет до конца света" и Демиурга
из романа "Отягощенные злом, или Сорок лет спустя". Что у всех этих образов
общего - так это их схожесть с фе-доровскими или гностическими мотивами и
образами.
[...]

 * Origin: (Будь бдителен) за три дня до начала и три дня посл (2:5020/1661.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 279 из 1003
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Срд 07 Мар 01 09:20
 To   : All                                                 Чтв 08 Мар 01 12:18
 Subj : Тьмускорпионская новость

И много ли у тебя глюков в этот прекрасный день, All? Давай добавлю парочку!
"Воистину, есть ложь, беспаpдонная ложь и статистика, но не будем, дpузья,
забывать и о психологии.
        А. и Б. Стругацкие. "Жук в муравейнике"."
    [Послесловие к статье: Лукьяненко О. Докктора вызывали?] // Если (М.). -
2001. -   3. - С.30.

Сайонара                                                Алла, молчаливый глюк

--- На сто пятнадцатом прыжке в компьютер впорхнул GoldEd/W32 1.1.1.2
 * Origin: Удовлетворенному князю надо жаловать коней в велико (2:5020/1661.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 280 из 1003
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Срд 07 Мар 01 09:23
 To   : All                                                 Чтв 08 Мар 01 12:18
 Subj : Тьмускорпионская новость от Бромберга

I'm very glad to see You, dear All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Источник:
Биржа (H.Hовгород)
Дата:
13.01.2000
Заголовок:
09.00 ЧТО СМОТРИМ?
Автоp:
Ирина Панченко

[...]
А к кнопке НТВ можно пристраиваться уже с 20.00, когда начнется "О,
счастливчик!" Правда, теперь я в профессионализм устроителей этого миленького
шоу не верю. За что в новогодней игре НТВшников обидели Андрея Hоркина? Ведь
правильно тот ответил - действительно, в фильме "Чародеи" институт назывался
НУИНУ, а вот в первоисточнике - у Стругацких в повести "Понедельник начинается в
субботу" - HИИЧАВО. Бей своих, чтоб чужие боялись? Не дали мужику и тыщу
заработать на глазах у жены? Hехорошо!
[...]
[...]

 * Origin: Будет опасность (2:5020/1661.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Yuri Zubakin                        2:5010/30.47    Чтв 08 Мар 01 13:11
 To   : Alla Kuznetsova
 Subj : Тьмускорпионская новость
        Здравствуйте, Alla!

    Случайно увидел, как Alla Kuznetsova писал Yuri Zubakin (Вторник Март 06
2001, 07:59):

    С праздником!   :)

 AK> Hавеpно... Но как же передать М.Г. Ваш совет?..
 AK> И, кстати, а где бы можно было приобрести этот спpавочник?...

    У Жени - e-mail я отправил.

 AK> И еще кстати: сегодня Вам нетмейлом отпpавится статья для Вашей
 AK> коллекции... Подтвердите, пожалуйста, ее получение.

    Спасибо, все прошло - только жалко, страница не указана. И: это две статьи
или одна?

                C уважением, Yuri

... Добры молодцы и злобны монстрицы
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alex Mustakis                       2:5020/194.125  Чтв 08 Мар 01 17:45
 To   : Vladimir Borisov                                    Птн 09 Мар 01 02:54
 Subj : ### Ответы БНС в off-line интервью
Приветствyю, Vladimir!

RU.LUDENY (RU.LUDENY), Wed Mar 07 2001, Vladimir Borisov => Alex Mustakis:

[]

 VB> Как правило, окpомя объяснения, нужно задать еще четкий и конкpетный
 VB> вопрос, иначе он может просто не отpеагиpовать.

Разве в моем рассуждении не было вопроса?

Ладно. Мне кажется, что утверждение БНС идет вразрез с утверждаемой в ОО точкой
зpения. Означает ли это, что за прошедшее вpемя ценности переоценены и для
благой цели любые средства хоpоши?

 VB>  Кроме того, боюсь, он просто скажет, что это совсем другой вопpос,
 VB> не тот, на который он отвечал, так что нет никаких противоречий и
 VB> заблуждений. Согласись, в рамках конкретной цитаты слов БHС
 VB> заблуждения нет.

Заблуждение в том, что "система башен" способна быть элементом Полдня. То, что
эта система сама по себе ни хороша, ни плоха -- заблуждение. Ее наличие делает
общество неустойчивым и способным к тоталитарному перерождению, из которого уже
нет выхода своими силами. То есть эта система просто плоха, пpеступна.

 VB>  Пpи том переходе к тоталитарной системе обществом, о которой ты
 VB> говоришь, изменится и мировоззрение, которое система башен должна
 VB> будет укpеплять...

Ну и что тут не так, как я сказал? Или я что-то не понял?

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Чтв 08 Мар 01 08:02
 To   : All                                                 Птн 09 Мар 01 17:24
 Subj : Хауэлл-105

Пpивeт тeбe, All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
3.2.1. Меморандум Бромберга
В романе "Волны гасят ветер", последней книге Стругацких из цикла об истории
будущего, загадочные цели и методы инопла-нетян - Странников - получают
конкретный подтекст в "Меморандуме Бромберга":
"Любой  Разум [:] в  процессе  эволюции  первого  порядка  проходит  путь  от
состояния максимального  разъединения  (ди-кость,  взаимная  озлобленность,
убогость  эмоций,  недоверие)  к  состоянию  максимально  возможного   при
сохранении индивиду-альностей  объединения  (дружелюбие,  высокая  культура
отноше-ний, альтруизм, пренебрежение достижимым). Этот процесс  управляется
законами биологическими, биосоциальными  и  специ-фически  социальными.  Он
хорошо изучен  и  представляет  здесь  для  нас  интерес  лишь  постольку,
поскольку  приводит  к  вопро-су:  а  что   дальше?   Оставив   в   стороне
романтические трели теории вертикального прогресса,  мы  обнаруживаем  для
разума лишь две реальные, принципиально  различающиеся  возможности.  Либо
остановка,  самоуспокоение,  замыкание  на   себя,   потеря   интереса   к
физическому миру. Либо вступление на путь  эволюции  второго  порядка,  на путь
эволюции планируемой и управляемой, на путь к Монокосму.
Синтез Разумов [:] приводит к  уменьшению  страданий  до  минимума  и  к
увеличению радости до максимума. Понятие "дом" расширяется  до  масштабов
Вселенной. [:] Возникает  новый  ме-таболизм,  и  как следствие его - жизнь и
здоровье становятся прак-тически  вечными.  Возраст индивида становится сравним
с возрас-том космических объектов - при  полном отсутствии  психической
усталости.  Индивид  Монокосма  не  нуждается   в творцах. Он сам себе и творец,
и потребитель культуры. По  капле  воды  он спосо-бен не только воссоздать образ
океана, но и весь мир  населяющих  его существ, в том числе и разумных. И все
это  при  беспрерывном,  неутолимом сенсорном голоде.
Каждый  новый  индивид  возникает  как  произведение  син-кретического
искусства:  его   творят   и   физиологи,   и   генетики,   и   психологи,
эстетики-педагоги и философы Монокосма. Процесс этот занимает, безусловно,
несколько десятков земных лет и, конеч-но же, является  увлекательнейшим  и
почетнейшим родом занятий Странников. Современное  человечество  не  знает
аналогов такого рода искусству, если не считать, быть может, столь  редких в
исто-рии случаев великой любви.
"СОЗИДАЙ, НЕ РАЗРУШАЯ!" - вот лозунг Монокосма." (С.18-19).
В "меморандуме" демонстрируются основные принципы Фе-дорова: православное
видение гармоничного, альтруистичного и духовного братства людей, достигаемого
планируемым и контроли-руемым подчинением природы человеческой науке, которая не
только побеждает смерть, но также делает возможным богоподоб-ное воскресение и
сотворение новой жизни. Бессмертная раса будет свободно обитать во всем космосе.
Слово "Монокосм" является точной греческой калькой для русского слова
"соборность" - соби-рание частей в целое, - концептуальное для русского
православия вообще и для федоровской интерпретации в частности. Далее,
дис-гармонирующее сопоставление в "меморандуме Бромберга" рели-гиозных концепций
и языка материализма выглядит пародией на стиль работ Федорова, состоящий из
смеси церковных старославя-низмов и новейшей научной терминологии.
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

C yвaжeниeм,                                            Алла, молчаливый глюк

--- Без All жизнь не та, люблю, привет от ЛИАНТА+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Обладателю правды - только в сердце - свершение (2:5020/1661.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Чтв 08 Мар 01 08:03
 To   : Vladimir Borisov                                    Птн 09 Мар 01 17:24
 Subj : Хауэлл-103

Добрый день, веселая минутка!

Вешаю я как-то уши на гвоздь внимания, и замечаю, что Vladimir Borisov пишет
Alla Kuznetsova:

 VB> Алла, а что это за слово -- "милленаристские"?

Скажу честно: домашние словари мои этого слова не знают, но, судя по контексту -
нечто связанное со вторым пришествием Хpиста...

Засим разрешите откланяться                             Алла, молчаливый глюк

--- Будильник "Дружба" на +/W32 1.1.1.2 камнях
 * Origin: --->  Xopoшo жить xopoшo !  <--- (2:5020/1661.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Чтв 08 Мар 01 08:04
 To   : All                                                 Птн 09 Мар 01 17:24
 Subj : Тьмускорпионская новость

Пpивeт, All!
"Джефф, один из местных "сталкеров", желая заработать на охватившей страну
истерии, собирает через интернет группу молодых людей и отпpавляется с ними на
Черные холмы."
    Дяченко М., Дяченко С. Опять пугают - но уже не стpашно: [О фильме "Книга
теней: Ведьма из Блэp-2"] // Если (М.). - 2001. -   3. - С.127.

В таком вот аксепте                                     Алла, молчаливый глюк

--- Письмо неясного содержания, написанное с помощью GoldEd+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Наступи на хвост тигра (2:5020/1661.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Чтв 08 Мар 01 08:09
 To   : All                                                 Птн 09 Мар 01 17:24
 Subj : Тьмускорпионская новость от Бромберга

I'm very glad to see You, dear All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Источник:
Российская газета
Дата:
10.01.2001
Заголовок:
09.00 Сидим мы как-то в Интернете...
Автор:
Юрий ВАСИЛЬКОВ

[...]
Великий наш фантаст Борис Натанович Стругацкий не думает, что Интернет очень
скоро захватит все высоты. Слишком сильны вековые традиции в разных средствах
переноса информации. Пока просто количественно слишком мал (во всяком случае у
нас в России) процент пользователей Интернетом. "Но лет через тридцать, я думаю,
- пишет писатель, - положение начнет меняться, а может, и уже изменится.
Будущее, конечно, за электронной книгой, потому что занимает она несравненно
меньше места и во многих отношениях удобнее бумажной: ее легче листать в поисках
нужного места, ее можно снабжать иллюстрированным материалом, который Гутенбергу
с Федоровым и не снился, ее, черт возьми, можно даже озвучивать!"
Стругацкий говорил только об одной грани Интернета - книге и ее первопечатниках.
А сколько у него еще огромных возможностей!

 From : Yuri Zubakin                        2:5010/30.47    Суб 10 Мар 01 01:39
 To   : Vladimir Borisov
 Subj : Тьмускорпионская новость
        Здравствуйте, Vladimir!

    Случайно увидел, как Vladimir Borisov писал Yuri Zubakin (Понедельник Март
05 2001, 14:11):

 VB> М.Г. -- это, скорее всего, Маpия Галина. Если это точно она, то и
 VB> сама, между прочим, достойна включения в этот спpавочник.

    Все, я ее проассоциировал и вспомнил - мы с ней сидели рядом на семинаре
фантастоведения на "Росконе". И она слушала там доклад Жени Харитонова, в
котором он рассказывал и о своем справочнике. Так что, думаю, у нее не будет
проблем передать ему замечания по справочнику лично. К тому же, в этом
справочнике она тоже присутствует - правда, почему-то ни одной ее работы не
указано, только краткая биография.

                C уважением, Yuri

... Жук на обочине
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 288 из 1003
 From : Igor Bychkov                        2:5005/75.1     Птн 09 Мар 01 23:48
 To   : All                                                 Суб 10 Мар 01 05:25
 Subj :
Hello, All!

в "энциклопедии АБС" очень часто yпоминмается анекдот "и тyт выхожy я, весь в
белом". Не могли бы вы напомнить этот анекдот? можно нетмейлом.

 Игорь                                     [Сypовые сибирские Бипы]

... Кока-кола pyлит
--- Пельмени pyлят
 * Origin: Алинки pyлят (2:5005/75.1)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 289 из 1003
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Птн 09 Мар 01 10:33
 To   : All                                                 Суб 10 Мар 01 21:54
 Subj : Хауэлл-106

И много ли у тебя глюков в этот прекрасный день, All? Давай добавлю парочку!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
3.2.2. Вечеровский и "Гомеостатическое Мироздание"
Действие "За миллиард лет до конца света" (1976), ["One Billion Years Before the
End of the World"]9 происходит в эмпири-ческих параметрах пространства и времени
- в современной ленин-градской квартире. Даже телефонный номер главного героя
отлича-ется от номера телефона одного из авторов всего одной цифрой10. Сюжет
начинает развиваться, когда несколько ученых - специали-стов в весьма различных
областях знания - встречаются с необъяс-нимыми препятствиями и угрозами,
долженствующими помешать им продолжить весьма перспективные исследования. По
различным причинам они полагают, что находятся под воздействием абстракт-ной
сверхцивилизации, защищающей основы "гомеостазиса", не допуская человеческий ум
проникнуть чересчур далеко. К концу романа только один ученый, математик
Вечеровский, не ломается под давлением сверхцивилизации, будь то гипотетическая
сила ми-рового гомеостазиса или вполне конкретная сила советских спец-служб
(роман можно понять двояко). Вечеровский покидает своих неудачливых коллег и их
семьи, собираясь продолжить свои и их исследования на Памире. Малянов, главный
герой, напротив, лома-ется. Встретившись с решением противостоять
сверхцивилизации - проявляющейся в шантаже на сексуальной почве, материальных
лишениях, допросов КГБ и угрозе жизни сына Малянова (другой возможностью
является конец Малянова как ученого и человека, борющегося за знание), он не
видит иного выхода. Таким образом, не только пространственно-временные параметры
жанра сужаются до настоящего, но и этические горизонты главного героя.
У Малянова и его друзей можно обнаружить следы оптимиз-ма и иронической
уверенности в разумном социальном прогрессе, характерные для ученых - персонажей
ранних произведений Стру-гацких. В начальной сцене "За миллиард лет до конца
света" Маля-нов характеризуется своим отношением к науке как к оригинально-му
призванию, а не как к бездушной профессии или к опасной иг-рушке в фаустовском
духе. Его шутливое восхищение теоретиче-ской физикой выражено, в частности,
средствами разговорных, "нежных" моделей речи. Он обращается к интегралу, над
которым он работает, в юмористических, полуиронических уменьшительных формах:
"Малянов [:] уселся и взял ручку. Та-ак... Где же я все-таки видел этот
интеграл? Стройный ведь такой интеграшка, во все сто-роны симметричный... Где я
его видел? И даже не константа, а про-сто-напросто ноль! Ну, хорошо. Оставим его
в тылу. Не люблю я ничего оставлять в тылу, неприятно это, как дырявый зуб...
Он принялся перебирать листки вчерашних расчетов, и у него вдруг сладко замлело
сердце. Все-таки здорово, ей богу... Ай да Ма-лянов! Ай да молодец! Наконец-то,
кажется, что-то у тебя получи-лось." (С.3-4).
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Hа этой оптимистической ноте мы и прервем наш диалог    Алла, молчаливый глюк

--- Была бы я молчаливым глюком, да вот GoldEd+/W32 1.1.1.2 мешает...
 * Origin: Выдвинется он - заблудится, последует - найдет госп (2:5020/1661.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 290 из 1003
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Птн 09 Мар 01 10:36
 To   : All                                                 Суб 10 Мар 01 21:54
[...]

Век
Дата:
11.01.2001
Заголовок:
20.50 От Уэллса до ПРО: Еще в начале XX столетия писатели знали, когда случится
Хиросима
Автор:
Александр КОШЕЛЕВ

[...]
Более поздние советские "ядерные" утопии можно пересчитать буквально по пальцам
одной руки, да и то наши авторы предпочитали переносить действие куда-нибудь
подальше, лучше всего вовсе на другие планеты. О романе братьев Стругацких
"Обитаемый остров" (1968) шептались, будто в этой книге первая фаза ядерного
конфликта изображена в полном соответствии с советскими военными сценариями:
массированный танковый прорыв через пограничные укрепления неприятеля и поля
ядерных фугасов, причем первая волна атакующих обречена подрывать эти мины
собой, следующие под защитой брони прорываются через зараженную радиоактивными
осадками местность на оперативный просторх

[...]
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

К чему бы это?                                          Алла, молчаливый глюк

[...]
 Msg  : 291 из 1003                         Rcv
 From : Dmitry Baykalov                     2:5020/194.13   Чтв 08 Мар 01 03:04
 To   : Yuri Zubakin                                        Вск 11 Мар 01 20:16
 Subj : Тьмускорпионская новость
Приветствую Вас, о несравненный, Yuri!

Некогда в Sunday March 04 2001 16:31, некто Yuri Zubakin всячески наехал на Alla
> [...]

 YZ> уточняет "Науку о фантастическом". И, кстати сказать, действительный тираж
 YZ> справочника всего 200 экз. Что грустно      :(

М.Г. -- это вообще-то Мария Галина. И чего ей связываться, если Женя ей сам
книжку дал:)?
                                           Бай-бай!
                                               Бай.
bay@ortv.ru
ICQ UIN #5239946
IRC: DalNet, channel: #russf, nick: Zurzmansor

--- Золотой мальчик 1.1.3.1 века спустя
 * Origin: The Piper at the Gates of Dawn (2:5020/194.13)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 292 из 1003
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Суб 10 Мар 01 08:01
 To   : All                                                 Вск 11 Мар 01 20:16
 Subj : Хаулл-107

О многоуважаемый (-ая) All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Впрочем, теоретическому прорыву Малянова мешает серия разочаровывающих и
пугающих "совпадений", не дающих ему за-кончить работу. Несколько коллег
Малянова, специалистов в иных отраслях знаний, постигла та же судьба. Они вскоре
убедились, что стали мишенями враждебной сверхцивилизации, по каким-то при-чинам
желающей предотвратить научные открытия. Когда они об-суждают стратегию защиты
(выпив несколько бутылок водки), один из них демонстрирует знание французского,
говоря: ": А ла гер ком а ла гер". Весь диалог звучит вполне натурально, но
читается двояко: транслитерированное кириллицей, "ла гер" повторяет рус-ское
слово "лагерь". Иными словами, "типичные" главные герои Стругацких все еще едят,
пьют и шутят в промежутках между науч-ными открытиями, но шутки стали мрачнее,
отражая новое положе-ние героев - маленьких людей, борющихся с превосходящими
си-лами, чтобы отстоять свое чувство свободы и личной целостности в единственной
области жизни, которую они могут назвать своей - в науке. В конце концов
Государство - сверхцивилизация - контро-лирует даже это. Постепенно знакомый
современный быт, которым живет главный герой, начинает демонстрировать
сюрреалистиче-ские очертания. Еще один из коллег Малянова, находясь под
невы-разимым давлением, кончает той ночью жизнь самоубийством. По ходу
нарастающих кафкианских событий Малянов обнаруживает, что его допрашивают как
главного подозреваемого. После допроса он спасается бегством к соседу - за
успокоением:
"Слава богу, Фил [Вечеровский] был дома. И как всегда, у не-го был такой вид,
словно он собирается в консульство Нидерландов на прием в честь прибытия ее
величества и через пять минут за ним должна заехать машина. Был на нем какой-то
невероятной красоты кремовый костюм, невообразимые мокасины и галстук. Этот
гал-стук Малянова всегда особенно угнетал. Не мог он представить се-бе, как это
можно дома работать в галстуке.
[:]
Они отправились на кухню. [:] По кухне прекрасно запахло кофе. Малянов уселся
поудобнее. Рассказать или не стоит? В этой сверкающей ароматной кухне, где было
так прохладно, несмотря на ослепительное солнце, где всегда все стояло на своих
местах и все было самого высшего качества - на мировом уровне или несколько
выше, - здесь все события прошедших суток казались особенно не-лепыми, дикими,
неправдоподобными... нечистоплотными какими-то." (С.45-46).
Все, что говорится о существовании Вечеровского, отделяет того от соседей и
коллег. Его экстраординарный уровень жизни до-бавляет неизвестности сюжета, хотя
он действует как одно из ука-заний на то, что сверхъестественные силы могут быть
вовлечены в положение героев. Тот факт, что все, связанное с Вечеровским,
пре-восходит нормальный советский уровень жизни, подчеркивает та-инственный
ореол, окружающий его, словно бы высокий уровень его одежды и домашнего
хозяйства является материальным под-тверждением его фантастического личного
положения.
Ясно, с другой стороны, что равенство между несоветским, западным, уровнем жизни
(для любого российского читателя оче-видно, что "на мировом уровне" относится к
развитому, западному миру) и сверхчеловеком Вечеровским, ученым, устойчивым к
угро-зам и искушениям, который будет продолжать исследования свои и своих
товарищей. С другой стороны, как раз для материального по-ложения Вечеровского,
где все "самого высшего качества - на миро-вом уровне или несколько выше",
подходит ситуация, что матери-альный, эмпирический мир подтверждает себя. Вне
присутствия Вечеровского, в контексте повседневной советской жизни, непро-шеные
визитеры Малянова и мертвый сосед кажутся частью не-удачной, но неизбежной цепи
событий. На кухне Вечеровского со-бытия, свалившиеся на Малянова, выглядят
невероятными и аб-сурдными. Впрочем, вся экстраординарность Вечеровского
заклю-чается в том, что он живет и работает на уровне своих коллег из За-падной
Европы или Северной Америки; этот разрыв между той нормой и положением
советского интеллектуала позволяет проник-нуть внутрь сюрреалистическому и
фантастическому.
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Пoкa,                                                   Алла, молчаливый глюк

--- Я большой глюк. Очень большой глюк. Размером в +/W32 1.1.1.2 GoldEdа.
 * Origin: Изначальное (счастье) свершение (2:5020/1661.61)