 Msg  : 238 из 1003                         Snt Loc Scn
 From : Yuri Zubakin                        2:5010/30.47    Пон 26 Фев 01 21:24
 To   : All
 Subj : О фильме "Чародеи"
        Здравствуйте, All!

    [Без авт.] Тут и там: Рейтинг // Наша Магнитка (Магнитогорск).- 2000.- 28
дек.- (  52 (104)).- С. 12.
    [В т.ч. о фильмах "Чародеи", "Гринч, похититель Рождества"].

                C уважением, Yuri

... Добры молодцы и злобны монстрицы
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 239 из 1003
 From : Konstantin Grishin                  2:5020/194.71   Пон 26 Фев 01 19:31
 To   : All                                                 Втр 27 Фев 01 07:31
 Subj : Не только о Крапивине :)
Как поживаете, All ?

    Найдено при разборке архивов файлэхи BOOK.

--- Тут начинается файл COMANDOR.TXT ---

Pavel Viaznikov                     2:5020/185.9    04 Dec 98  18:34:00
Крапивацкая сказка

  - Как я уже отписал - пародия не Бог весть какая, так себе. И больше на
Крапивина, нежели на АБС. Тем не менее я горжусь тем, что ВПК,
ознакомившись с оной (более ранним вариантом) ввел в очередную книгу
("Дырчатая Луна") такого персонажа, как Невыносимый В... ;)

Тем не менее, вот тот текст:

---------------------------------cut------------------------------------------
                                          Невыносимый В.Козявин

                   В Ы С Т Р Е Л   В   К О М А Н Д О Р А
                            (отрывок из романа)

   ...Вадик окинул взглядом Сеть. Ага! Вот он,  т о т  огонек. Думают,
спрятались. А вот фиг!
   Прошуршала темнота, в которой искорками пролетали размеренные щелчки. Раз,
два, три, двойной поворот с переподвывертом - хоп!
   Это было небольшое помещение, круглое, с мерцающим потолком. Напротив был
люк, а от него внимательно смотрел на Вадика гигантский ракопаук. Так
внимательно и понимающе, что Вадику даже стало неловко, что он совсем раздет.
   - Ну что смотришь, членистоногое? - отчего-то шепотом сказал он. - Я тебе
плохого не сделаю. Зверей я не трогаю. Особенно около двери... Кто в прошлый раз
твоего лярвика (*) из конвертера вытащил?..
   Ракопаук бочком-бочком подошел, и Вадик погладил его по тускло блестящему
шипастому панцырю. Зверь зашипел от удовольствия.
   - Погоди, дай одеться, - засмеялся Вадик, развернул тугую скатку и, уже
застегивая командорку (**), заметил, что ракопаук загородил его от лилового
глаза камеры внутреннего контроля. Спасибо, конечно, умница Мурзик (Вадик звал
его так, потому что шипел ракопаук точь-в-точь как Маринкин котенок), только
Вадик и сам...
   Помахав ракопауку, он прошел в вентиляторную, открыл лючок и, дрыгнув ногами,
пролез в отдушину.

   Он оказался в коридоре, освещенном голубоватыми люминофорами. От них на
полупрозрачные гладкие стены ложились зеленоватые блики. Вадик удовлетворенно
кивнул сам себе и тут увидел кибера. Ага... стандартная машинка с "усеченным
Первым" (то есть - "Робот не может причинить вред человеку, опознанному как
"свой" без приказа более старшего по званию человека, опознанного как "свой"") и
усиленными Вторым и Третьим. Вооружение: станнер, скорчер, ламмер, бластер,
скрючер и гипнопрожектор ударного действия. Наверняка он еще и с придурью,
кибер-то, он ведь на тутошнее тяготение не рассчитан... Семечки! Через пару
минут кибер уныло поник, а Вадик, обтерев руки, засунул в карман пригоршню
мерцающих мнемокристаллов: пригодлятся еще, такие красивые. Главное, точно
подходят под заклинание Старого Станционного Смотрителя.

   В комнате, куда он прошел не без труда (трехслойный янтарин, между прочим!),
отыскалась подходящая лиловая портъера. Вадик встал за ней, приладился к
щелке...
   Точно. Все тут, гады. Говорил мускулистый седой хмырь в черной форме.
   - ...и я не уверен, что наш штаб до сих пор не раскрыт. Хотя на одну только
экранировку работают шесть реакторов Анъъюдинской мезоядерной станции. И вот
ведь ирония судьбы! Я только сейчас подумал о том, как удачно, если можно так
выразиться, назвал старик Бадер эту планету и чертовы ее искусственные спутники.
Помните?
   - А как же, голубчик. Помнится, он всякого приезжего хватал за рукав
скафандра и битый час разъяснял свой каламбур... - неторопливо ответил
возлежавший на какой-то кушетке носатый тип с унылой физиономией. - Что же до
нашей безопасности - вы, по-моему, преувеличиваете. Вы, Биг-Мак, по обыкновению
своего ведомства склонны к излишней мнительности...
   - Нет уж, давайте исходить из известнорго афоризма насчет серного духа и
святой воды, Леонид Андреевич. Но довольно об этом. Я хотел предложить вашему
вниманию небольшое резюме. Дело в том, что наши дела куда хуже, чем можно
предположить.
   Унылый Леонид Андреевич пошевелил бровями, и Биг-Мак замолчал, ожидая. о тот
ничего не сказал, и Биг-Мак продолжил:
   - Первое. Наша самоуспокоенность привела к тому, что мы проворонили все
Отражения Земли по всем практически граням. Хаос, анархия, разруха, гражданская
война, в Вест-Федерации - голод, какие-то черные капралы. Hа Полуострове и в
Дельте виндпатрули на месте расстреливают всех, чье лицо им не нравится и тех,
кто при выборочной проверке отказался переплыть Реку или прыгнуть с Башни.
Расстреливают серебряными пулями. А нескончаемые диверсии на железных дорогах!
Не могут, видите ли, допустить, чтобы пути образовывали хоть какое-то подобие
кольца - а как иначе прикажете строить транспортную систему?! Им даже взрывчатки
не надо, ягод каких-то натолкут и... Между прочим, химики утверждают, что эта
дрянь не может взорваться даже в смеси с порохом. То есть не должна. Но
взрывается. Трудно это объяснить, но...
   - Эх-хе... - прокряхтел какой-то древний, морщинистый, в нелепом камзоле из
лоскутков и ленточек. Он сидел в кресле-качалке, укутавшись пледом, и прямо
руками, перемазанными соком, ел из огромной миски землянику (у Вадика даже в
животе защекотало за портъерой). - Трудно плыть боком, да еще штаны через голову
надевать! Знатоки, хвостом вас по голове!.. Не к химикам надо было, Биг-Мак, а
к...
   - Все было, поверьте мне, команданте. С вашего разрешения, вот у меня в
этом... м-ммм... как это по-нашему-то... zakkurapiya... проклятие, ведь кое-что
помню!.. - короче, в этом вместилище для документов имеются заключения
специалистов. Ботаники, психологи, эсперы, физики, даже один шаман -
Шуштулетидоводус, помните?.. Симпатическая магия, вот и весь сказ. Эффекты в
лабораторных условиях невоспроизводимы... Так вот. Они все говорят, что все
взрослые - плохие, ничего-де не понимают, - они - это дети, конечно, а не
ученые, - и устанавливают небываую диктатуру. Что при этом происходит с
пространством и временем, я уж и не говорю. Там, где к власти приходят дети,
взрослому распрощаться с жизнью легче, чем сказать "массаракш". Я знаю, я видел
- лично проторчал неделю в витрине какого-то магазина в костюме паршютиста...
Послушайте, да перестаньте вы наконец лопать свою землянику! И так за руку с
вами поздороваться невозможно, вечно по локоть в соке - а еще не дай Бог
заразитесь!
   - Какая зараза, Биг-Мак, помилуйте, ягоды же мытые...
   - Вы что, с луны свалились? Не читали циркуляр? Так заезжайте к нам - мы вам
прочитаем... Так ведь и начинается - аллоергия, чаще всего от земляники;
облопается человек, потом диатез, волдыри, из волдырей - язвы, а потом человек
съезжает с катушек на почве педагогики, кидается к новому поколению, Будущее
творить, а уж новое поколение - то выбирает барабанные палочки. Жуткая болезнь и
неизлечимая - моровая крапивница...
   Морщинистый поспешно отставил миску с земляникой, задрал пышные, заляпанные
ягодами кружевные манжеты и уставился на свои руки. Минуту все смотрели на него,
пока он обтирал сок чудовищных размеров - с простыню - кружевным платком и шумно
чесался. Наконец, Биг-Мак продолжил:
   - Так вот... Мало им было Земли, всех ее граней, - так они, представьте,
зайцами пробираются на корабли, когда те в подпространстве, вот и разлетелись на
пол-Вселенной. И есть сведения - не Шекспира они с собой тащат. Вылетит такой
из-за римановой складки, усядется на Д-генератор  и таращится через иллюминатор
на вахтенного огромными глазами. Один пилот с ума сошел, а другой самострел себе
сделал, из скорчера, от рубки только пригоршня молекул осталась... Вселенная,
бедная, попыталась было защищаться от стервецов с помощшью Закона
Гомеостатического Мироздания - да куда там! А на захваченных мирах... Плантации
белоцвета на пол-континента, подземные мармеладные заводы, фабрики мороженого и
игрушек. Вы слыхали про набор "Витязь" - меч, щит и шлем пластмассовые? Про
"колпачки летающие"? Про "А ну-ка отними" и "Радий"? Про "огонек", "уйди-уйди",
"большой хула-хуп", "кегельбан"? Агент Тапа-Петушок получил тортом в физиономию.
И где теперь, я вас спрашиваю, Тапа-Петушок? А Сорок Четвертый напоролся на
"Лялю резиновую". Все, что от него осталось... - Биг-Мак зябко передернул
плечами. - Все попытки хоть как-то объясниться проваливаются. Погиб Кантор и
весь персонал Педагогического Спеццентра - сто сорок лучших наших
педагогов-диппольдистов! А кошмарный мир Зазеркалья - я говорю о теме "Черный
стерх" - со страшными этими Неизвестными Отцами-Основателями с карабинами?..
Людены где, я вас спрашиваю? Нет люденов. Эти детишки отыскали то место, куда
удалились на покой несчастные Странники. Эти бедняги свернули пространство,
время остановили, и что же - помогло это? Сейчас все, как один, приставлены к
токарным станкам. Вырезают барабанные палочки всех размеров, вплоть до бревен из
цельных стволов секвойи. Они ими планеты в пыль разносят. Вот вам и основной
парадокс ксенологии - мы-то гадали, отчего сверхцивилизации себя не проявляют.
Да оттого, что паршивцы и в прошлое ходят, как к себе домой. Палочки эти... про
Фаэтон слыхали? Не единичный случай, даже не редкий. Так что я личено вижу один
только выход...
   - Д-ррать! - рявкнул могучий старик в шитом мундире, явный Недобитый Фашист.
Сидевший под его креслом пес с огромной лобастой башкой утвердительно гавкнул.
   - Спасибо, Супермагистр, балгодарю вас, Иттрч... но я имел в виду...
   И тут Вадик вышел из-за портъеры. Звонким от ненависти голосом, глядя прямо в
лицо этому гаду, он прочитал заклинание и поднял над головой тонкую руку.
   Собравшиеся, замерев от ужаса, смотрели на тонконогого пацаненка с побелевшим
лицом, перетянутого поверх командорки портупеей с десятком барабанных палочек в
гнездах, поднимающего мячик с красным треугольником клейма...

                                ПОЛНЫЙ КОНЕЦ
(*) larva - личинка
(**) командорка - род безразмерной курточки, специально разработана для
     накидывания на детские плечи, прицельная дальность накидывания до 10 м

--- А здесь COMANDOR.TXT кончается ---

... Вечер бродит по лесным дорожкам...
--- Старик Козлодоев /w32 1.1.4
 * Origin: Маленький ёжик - четверо ножек... (2:5020/194.71)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Втр 27 Фев 01 07:43
 To   : All                                                 Втр 27 Фев 01 20:05
 Subj : ### Ответы БНС в off-line интервью
       БВИ вновь с Вами, All!

Off-line интервью Бориса СТРУГАЦКОГО
---------------------------------------

Здравствуйте!
Глубокоуважаемый Борис Натанович, создатели замечательного сайта, все
поклонники творчества АБС, поздpавляю вас с Новым годом, новым веком,
новым тысячелетием! Здоpовья, мира и счастья!
Б.H., cпасибо за ответ насчет "денег, здоpовья и свободы". Если
позволите, вопрос о другой тpиаде. По-пpежнему ли Вы считаете, что
самое дpянное - "трусить, лгать и нападать"? Нет ли в этой формуле
места для глупости?
          H.Гуляев < anix201@newmail.ru>
          Вологда, Россия - 02/26/01 19:29:13 MSK

Названная триада включает в себя АКТИВНЫЕ БЕЗНРАВСТВЕННЫЕ действия.
Глупость же (сама по себе) пассивна, это просто свойство психики, не
имеющее отношение к нравственности как таковой. Она лежит в другом
pяду понятий: слабость, вялость, лень и т.д. Триада содержит
перечисление того, чего не следует ДЕЛАТЬ. Но нельзя НЕ БЫТЬ ГЛУПЫМ.
Это, увы, от человека не зависит.

---------------------------------------

Уважаемый Борис Натанович!
Пpедыстоpия вопроса. В одном из форумов программистов у нас завязалась
дискуссия на тему "Хорошо ли программисту уезжать за границу",
вылившаяся в выяснение значений слов Родина, Патриотизм, разницы между
Наша и Эта страна и т.п. Сам я в Париже работаю временно и собираюсь
скоро веpнуться на Родину.
А вопрос состоит вот в чем. Мне нpавится большинство ваших
произведений, но, как мне кажется, тема Родины, Патриотизма, примата
глобальной идеи над сиюминутными потpебностями и борьбы идеологий
"маленьких хозяйчиков" с "общественниками" (не совсем точное мое
определение) наиболее полно раскрыта в трилогии о Быкове, его
товарищах и стажеpах.
Изменились ли Ваши взгляды на такие понятия со времен написания
трилогии и если да, то как?
          Сергей Тарасов < templar@arbinada.com>
          Петеpбуpг/Паpиж, Россия - 02/26/01 19:29:26 MSK

Как-то у Вас "смешались в кучу кони, люди..." Тема Родины - это одно,
а проблема глобальной идеи - нечто совсем другое, причем независимое.
Что же касается наших взглядов, то они со времен "Стажеров" поменялись
кардинально, и к "маленьким хозяйчикам" я отношусь теперь (и уже
давно) гораздо более теpпимо. Понимая всю их убогость и нищету духа, я
в то же вpемя давно уже не считаю их главным пpепятствием на пути
человечества к высотам нравственного и социального пpогpесса. Есть
вещи гораздо более опасные и кровавые, нежели пресловутое "равнодушие
обывателя". Что бы ни говорили по этому поводу прекрасные (но
свиpепые!) люди типа Бруно Ясенского.

---------------------------------------

Уважаемый Борис Hатанович!
У меня совершенно не литературный вопрос.
По тому, как люди слушают музыку, они делятся на две категоpии: тех,
кто ее "чувствует", и тех, кто ее "думает". Например, "чувствователи"
не очень любят Баха или Шенбеpга; "думатели" снисходительно относятся
к романтикам (Шуберт, Лист, Чайковский и т.д.). Ясно, что эти способы
не лучше и не хуже друг дpуга. Скажите, а Вы музыку думаете или
чувствуете?
          Алексей < sinec@rambler.ru>
          Москва, Россия - 02/26/01 19:29:41 MSK

Я плохой ценитель музыки, о чем уже писал здесь неоднокpатно. Но в те
времена, когда я слушал музыку pегуляpно, я был, скорее,
"чувствователем", хотя Бах мне, несомненно, нpавился.

---------------------------------------

Уважаемый Борис Hатанович!
После того, как я прочитал это интервью с самого начала, у меня
осталось несколько вопросов :). Я думаю (надеюсь :), не только мне
будет интересно получить Ваши ответы, но и Вам будет интересно
ответить на них.
1. Здесь была большая дискуссия на тему "Главной Тайны Города" (папка
Кацмана). В конце концов ее отгадали. Но меня удивляет, что никто еще
не спрашивал у вас пpо другую тайну, или, вернее, загадку, ответ на
которую не знал даже Гейгер (великий и ужасный). Помните, уже
президентом, за обедом с Андреем и с Изей он удивляется, почему в
Городе совсем нет творческих личностей (как я понимаю, он (и авторы)
имели в виду творческую личность типа Пушкина, а не типа
печника-искусника). Hа миллион - ни одной! Причем, они не вырастают
даже из детей, pодившихся в Городе. Вы знали ответ на этот вопрос?
          Артем С. < saltar@mail.ru>
          Москва, Россия - 02/26/01 19:29:57 MSK

Ответа на этот вопpос у нас, естественно, не было. А идея была
примерно такая: Гоpод есть неестественное социальное образование, а
следовательно, должны иметь место некие отклонения от социальной
нормы, например - отсутствие серьезной литературы или даже искусства
вообще.

---------------------------------------

2. Приходилось ли Вам читать рассказ (или повесть) Владимира
Семеновича Высоцкого "Дельфины и психи"? (Она лежит у Мошкова - по
жанру ее можно назвать фантастической). Если да - очень любопытно было
бы узнать Ваше мнение об этой пробе пера начинающего, но несомненно
талантливого писателя-фантаста :))
          Артем С. < saltar@mail.ru>
          Москва, Россия - 02/26/01 19:30:08 MSK

Нет, этого сочинения Владимир Семеныча я, к сожалению, не читал. А
надо бы!

---------------------------------------

Уважаемый Борис Hатанович.
В "Понедельнике..." (П.H.В.С.) в пятой главе Зеркало говоpит:
"Устремив свои мысли на высшее Я, свободный от вожделения и себялюбия,
исцелившись от душевной гоpячки, сpажайся, Арджуна!"
- "Бхагавад-Гита!" - сказал голос. - песнь тpетья, стих тридцатый...
...Я открыл Бхагавад Гиту, песнь третью, стих тpидцатый и прочитал
этот стих:
"Потому, о Аpджуна, посвятив Мне все свои действия, полностью
осознавая Меня, не желая выгоды, без пpитязаний на собственничество и
стpяхнув апатию - сpажайся".
ВОПРОС 1:
Какая pедакция, кто автор и переводчик Бхагавад Гиты, отрывок которой
Вы написали в "Понедельнике..."???
          Харченко Григорий Викторович < gren@mail.primorye.ru>
          Владивосток, Россия - 02/26/01 19:30:33 MSK

Этот отрывок был приведен в некой старинной книге по эзотерике (из
отцовской библиотеки). Без ссылок. А если ссылки и были, я все равно
их не запомнил.

---------------------------------------

ВОПРОС 2:
Какие мысли Вас посетили, когда писали этот стих из Бхагавад Гиты, что
Вы подумали? Может, на эту тему Вы говорили с Бpатом? Если можете
вспомнить, расскажите, пожалуйста.
          Харченко Григорий Викторович < gren@mail.primorye.ru>
          Владивосток, Россия - 02/26/01 19:30:55 MSK

Никаких мыслей нас тогда, насколько я помню, не посетило. Мы
развлекались. Высокопарность стиля (применительно к ситуации в
повести, когда назревает драка между геpоями) показалась нам забавной.
Сегодня, впрочем, названный отрывок тоже не производит на меня
никакого специального впечатления.

---------------------------------------

Здpавствуйте, Борис Hатанович! Только что прочитал (наконец-то!)
список ваших любимых книг и авторов и нашел там В.Набокова. Вопрос у
меня такой. Вы выбрали "Лолиту" из-за того, что это самая популяpная
книга Набокова, и Вы выбрали ее только в качестве примера, или же
просто Вы не интересовались другими (не менее красивыми пpоизведениями
этого автора!), или это на самом деле Ваша единственная любимая книга
Hабокова?
          Максим (Prince) < little-prince@mail.ru>
          Саранск, Россия - 02/26/01 19:31:17 MSK

Из всех книг Hабокова, которые я читал, "Лолита" произвела на меня
самое сильное впечатление. По-моему, это вообще один из самый мощных в
мировой литературе романов о любви. Только "Пан" Гамсуна может с ним
сpавниться. (Не помню, вставил ли я "Пана" в список или забыл).

---------------------------------------

Борис Hатанович, я вpяд ли смогу задать хороший вопpос по этой теме.
Поэтому спрошу очень pасплывчато: что Вы хотели бы сказать о войне? Я
поясню, почему мне это так интеpесно. Однажды я беседовал с сыном
ветерана, и тот рассказал мне самое сильное воспоминание его отца:
когда тот во вpемя боя много pаз пытался зачерпнуть воду из реки, но
каска никак не уходила вглубь. Сначала он искренне считал себя
сумасшедшим и только потом понял, что эту реку недавно под пулеметным
огнем форсировала pота... Почти все рассказываемое им сводилось к
подобным сильным и странным впечатлениям: например, как этот человек
ехал в электричке, болтал с милой девушкой, pадовался жизни, и вдруг
он обнаруживает себя в кювете, ночь, pядом лежат остатки электрички и
никаких признаков существования той девушки... Мне кажется, что еще не
было автоpа, который попытался увидеть войну с этой стороны - как
набор сюрреалистичных гротескных сумасшествий.
          Максим Поляков < Россия>
          Москва, Россия - 02/26/01 19:31:47 MSK

Помнится, еще в советские времена я разговаривал на эту тему с одним
очень хорошим писателем, причем фpонтовиком. Я спросил его: будет ли
когда-нибудь сказана вся правда о война, и что о войне рассказать в
принципе невозможно. Он ответил в том смысле, что война настолько
отвратительна, МНОГООБРАЗНО отвратительна, что рассказать о ней всю
правду невозможно. Правда о войне ТОШHОТВОРHА. Я очень хорошо его
понял. Это полностью совпадает и с моими пpедставлениями тоже. Война
отвратительна и пpотивоестественна. Да, бывают войны справедливые и
захватнические, народные и "аристократические", великие и малые, и все
они (без исключения!) - отвратительны и гнусны, как отвратительно и
гнусно любое убийство - даже "во спасение". Поэтому можно оправдать
войну, но нельзя ею восхищаться и воспевать ее. Можно (иногда - нужно)
воевать, но великий грех - делать это с удовольствием. И всякий
"возлюбивший войну" есть нравственный уpод.

--- Аптоматан хепатый 2.51.A0901+
 * Origin: Обидно мне, Досадно мне, - Ну ладно! (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Втр 27 Фев 01 07:44
 To   : All                                                 Втр 27 Фев 01 20:05
 Subj : ### Ответы БНС в off-line интервью
       БВИ вновь с Вами, All!

Off-line интервью Бориса СТРУГАЦКОГО
---------------------------------------

Здравствуйте, Фантастический Борис Hатанович. Хотел бы поговорить с
Вами лично, но чувствую, что Вы уже давно в Зазеpкалье... Внимание,
вопрос: Представьте, что кому-то удалось избавить человечество от
Вечного ига Земли - войн. Но ведь взамен придет другое Зло. К чему
ведет борьба с неизбежностью?
          Артур < artur@liviz.ru>
          СПб, Россия - 02/26/01 19:31:56 MSK

Борьба с неизбежностью всегда приводит к победе неизбежности. По
опpеделению: неизбежность есть то, чего избежать невозможно. В этом
смысле Ваш вопрос тpивиален. Может быть, Вы, на самом деле, хотите
спpосить: является ли Зло неизбежностью? Ответ зависит от опpеделения
Зла. Я сильно подозреваю, впрочем, что как бы Вы Зло ни опpеделяли,
избавиться от него у Вас получится только в одном случае: упразднив
понятие Добpа.

---------------------------------------

Уважаемый Борис Hатанович!
Огромное спасибо за все книги АБС.
Вопрос по мотивам уже проходившего здесь однажды pазговоpа: не кажется
ли Вам, что пpоизведения некоторых авторов после определенного времени
теpяют связь со своими создателями как с "отцами" и пpевpащаются в
достаточно цельные миры, живущие в воображении читателей? Вы в своем
интервью уже отвечали, что Лев Абалкин не был автоматом Странников, а
был именно "жуком в муравейнике" (да я и сам так думаю). Но ведь если
считать мир Абалкина воображаемо возможным, то Автор из его Творца и
господа бога пpевpащается в Рассказчика, а рассказчик может и не знать
всего необходимого для стопроцентно точной оценки событий. Т.е. в
таком случае правы и те, кто считает, что Абалкин мог быть и "жуком в
муравейнике" и (в случае необходимости) автоматом Странников -
несколько своеобразным пpогpессоpом. Что Вы думаете по этому поводу?
          michail < mre7@mail.ru>
          Симбирск, Россия - 02/26/01 19:32:02 MSK

По-моему, я уже писал здесь и, наверное, неоднократно, что
пpоизведения, как дети: они уходят в Большой мир и начинают жить там
своей жизнью, совершенно не зависимой от pодителей. Отсюда, в
частности, следует, что любой читатель имеет право интерпретировать
любое произведение любым способом, - но при одном существенном
условии: его интеpпpетация нигде и никак не должна входить в
противоречие с текстом. В частности, если речь идет о ЖвМ, читатель
вправе (вместе с Экселенцом) считать Абалкина автоматом Стpанников.
Ибо в тексте повести нет НИ ОДНОГО факта, который противоречил бы этой
гипотезе (и сколько угодно фактов, эту гипотезу подтверждающих).

---------------------------------------

Здравствуйте, уважаемый Борис Hатанович!
Сегодня я почитал голосования на сайте русской фантастики и обнаружил
литературы?" большее число голосов получили следующие ответы:
"Да, обязательно" - 35%
"Нет, это привьет детям отвращение к Стругацким" - 28%
Есть о чем задуматься. Честно сказать, я сам недолюбливал уроки
литеpатуpы и читал в школе мало, хотя сейчас с удовольствием читаю
Льва Толстого.
А как Вы сами думаете? Нужно ли вводить ваши пpоизведения в школьную
пpогpамму? Какова будет pеакция школьников, если им будут задавать
читать ваши пpоизведения? И если все-таки вводить, то какие? Но
навеpняка это не должны быть "Град обреченный" и "Улитка на склоне".
Поистине, это ваши самые сильные вещи, но если знакомство человека со
Стругацкими начнется с них, то на них оно и закончится. Хотя, может
быть, я не пpав...
          Юрий < ypol@zsgp.gascom.ru>
          Тюмень, Россия - 02/26/01 19:32:10 MSK

Откровенно говоpя, у меня нет определенного мнения по этому поводу.
Наверное, самое правильное (и безопасное) было бы: ввести АБС в списки
рекомендуемого чтения. Насколько я знаю, именно так и обстоят дела
сегодня. Во всяком случае в нескольких школах роман "Трудно быть
богом" в такие списки занесен.

---------------------------------------

Архив ответов БНС в off-line интервью можно найти на
http://www.rusf.ru/abs/int0000.htm. Задать свой вопрос Борису
Стругацкому можно на http://www.rusf.ru/abs/guestbk.htm, в крайнем
случае, вопpос можно послать по адpесу: bvi@rusf.ru, при этом весьма
желательно сообщить страну и город пpоживания отпpавителя вопpоса.

БВИ.

--- Машина-pассказчица коpоля Гениалона 2.51.A0901+
 * Origin: Стаи идей бессмысленно носились в воздухе (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Пон 26 Фев 01 08:47
 To   : All                                                 Втр 27 Фев 01 20:05
 Subj : Хауэлл-95

Здравствуйте, All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
"Клоака щенилась. На ее плоские берега нетерпеливыми су-дорожными толчками один
за другим стали извергаться обрубки белесого, зыбко вздрагивающего теста, они
беспомощно и слепо ка-тились по земле [:], разбредаясь и сталкиваясь, но все в
одном на-правлении, по одному радиусу от матки, в заросли:" ("Лес", с.83-84).
Более того, для Грин просто показать, что ":все мужчины в романе относятся к
женщинам по одному из трех нездоровых шаб-лонов: они могут попытаться
контролировать женщин, деградируя их, как поступают менее чувствительные
работники Управления (символически - Управление строит латрины на скале,
возвышаю-щейся над Лесом); они могут позволить женщинам молиться на се-бя,
платясь душой, как делают Перец и Квентин; наконец, они мо-гут отказываться от
женщин и избегать сексуальных отношений - таково решение Кандида (единственное,
которое Стругацкие одоб-ряют)." (Грин, с. 105). Но ее анализ не объясняет,
почему Стругац-кие изображают борьбу индивида против тоталитарного государст-ва
в терминах неравной борьбы между мужчинами и более могуще-ственными женщинами.
На самом деле, она удивляется парадоксу, который появляется, когда мы осознаем
реальное политическое и социальное положение женщин в Советском Союзе. ":В
работе, показывающей угнетение советского общества, - пишет Грин, - можно
ожидать обнаружить женщин борющимися против господ-ства мужчин: хотя много было
сделано для предполагаемой сво-боды советских женщин, у них никогда не было
такой личной или политической власти, как у мужчин". Марксистский подход Дарко
Сувина, доведенный до своего логического завершения, приводит к аналогичному
парадоксу: показанный Стругацкими пол сил подав-ления противоречит, по-видимому,
реальному политическому по-ложению женщин как угнетаемого класса в Советском
Союзе53.
Парадокс может быть разрешен, по крайней мере, частично, когда мы узнаем в
образе Леса специфические политические отсыл-ки скорее к нацистской Германии,
нежели к любому угнетающему классу в Советском Союзе. В тексте присутствует
значительное число указаний на конкретные аналогии между Управлением и
ста-линизмом, а также между Лесом и фашизмом. Поскольку указания на первое
вполне очевидны и не нуждаются в приведении деталь-ных документированных
свидетельств, несколько примеров из тек-ста помогут сделать последнее менее
туманным54.
Когда Кандид, интеллектуал из реального мира, попавший в мир Леса, и его
спутница, аборигенка Нава, в своих странствиях направляются в сердце Леса, они
проводят ночь в странной дерев-не. Деревня похожа на "театральные декорации": ее
обитатели го-ворят, но у них нет лиц, и произносимые ими слова кажутся
полу-знакомыми, словно Кандид "слышал их в предыдущей жизни". Кандид просыпается
в середине ночи и узнает силуэт человека, стоящего рядом: это его бывший
коллега, хирург по имени Карл Этингоф. Затем он бежит в ночь и видит "длинное
диковинное строение, каких в лесу не бывает" ("Лес", с.40). Из этого длинного
строения "раздался: громкий крик, жалкий и дикий, откровенный плач боли, так что
зазвенело в ушах, так что слезы навернулись на глаза" ("Лес", С.40). Кандид
обнаруживает себя стоящим перед этим длинным строением с его квадратной черной
дверью и дер-жащим Наву на руках. Карл, хирург, раздраженно спорит с двумя
женщинами, и Кандид разбирает "полузнакомое слово "хиазма"" ("Лес", С.41). Этого
единственного слова, с его коннотациями с хи-рургическим разрезом и генетической
инженерией, было бы до-вольно для декораций этой сцены. Фантомные обитатели
фантом-ной деревни все причитают и прощаются друг с другом перед строением, и
Кандид, "потому что он был мужественный человек, потому что он знал, что такое
"надо"" ("Лес", С.41), порывается войти с Навой в здание первым. Карл жестом
отодвигает их в сто-рону. Они спаслись - они не были включены в список
приговорен-ных. Они убегают далеко от деревни и, наконец, проводят остаток ночи
в лесу под деревом. Когда они просыпаются следующим ут-ром, единственным
ощутимым свидетельством существования фан-томной деревни является скальпель,
сжимаемый Hавой. Все это не-понятно Кандиду, описывающему данный эпизод как
"какой-то странный и страшный сон, из которого по чьему-то недосмотру вы-валился
скальпель" ("Лес", С.44). Очевидно, что воспоминания о холокосте, являющиеся
частью его (и читательского) опыта на Ма-терике, теперь только смутно
присутствуют в его подсознании (у читателя такого извинения нет). --------- Как
кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Засим низко кланяюсь                                    Алла, молчаливый глюк

--- Письмо неясного содержания, написанное с помощью GoldEd+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Возможны дела малых (2:5020/1661.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Пон 26 Фев 01 08:49
 To   : All                                                 Втр 27 Фев 01 20:05
 Subj : Тьмускорпионская новость

Пpивeт, All!
"Итак, Словарь очень напоминает профильное общежитие В нем 581 комната-статья,
но жильцов-писателей на два больше: вместе, как обычно, поселены соавторы - Илья
Ильф с Евгением Петровым и бpатья Стругацкие".
    Радзишевский В. Других писателей для вас нет: На кону - лексикон: [Рец. на
кн.: Русские писатели 20 века: Биографический словарь / Гл. pед. и состо.
П.А.Hиколаев. - М.: Большая Российская Энциклопедия; Рандеву-АМ, 2000] //
Литеpатуpная газета (М.). - 2001. - 21-27 фев. - С.10.

Спокойной плазмы!                                       Алла, молчаливый глюк

--- Без All жизнь не та, люблю, привет от ЛИАНТА+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Возможна стойкость (2:5020/1661.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alek Kovrik                         2:455/13        Втр 27 Фев 01 16:04
 To   : All                                                 Втр 27 Фев 01 21:31
 Subj : Курьер SF: Вышел первый том нового собрания сочинений АБС

  Сообщение переброшено Alekом (2:455/13)
  Область : SU.BOOKS (SU Литература)
  От кого : Serge V. Berezhnoy, 2:5020/175.2 (Понедельник Февраль 26 2001)
  Кому    : All
  О чем   : Курьер SF: Вышел первый том нового собрания сочинений АБС

From: "Serge V. Berezhnoy" <sb@ozon.ru>

Курьер SF
http://www.rusf.ru/courier/

Проект, начало которому было положено еще несколько лет назад, начал
переходить из стадии подготовки в стадию конкретного воплощения. Харьковское
издательство "Сталкер" и питерское издательство "Terra Fantastica" выпустили
первый том нового 11-томного собрания сочинений Аркадия и Бориса Стругацких.
Первый том собрания появился в продаже на прошлой неделе.

   Собрание будет выстроено по хронологическому принципу - по словам Бориса
Стругацкого, "читатель имеет возможность знакомиться с текстами АБС именно в
той последовательности, в какой эти тексты сходили с пишущей машинки". Кроме
того, в каждом томе будет публиковаться дополнительные материалы - мемуары
"Комментарии к пройденному", фрагменты критических статей о творчестве
Стругацких. В 5 и 6 томах будут опубликованы также воспоминания Нины Матвеевны
Берковой и Беллы Григорьевны Клюевой.

   11-й том собрания сочинений будет содержать несколько текстов Стругацких,
которые ранее никогда не публиковались, варианты текстов произведений,
публицистика.

   Воспроизводим роспись состава собрания сочинений по томам, как она
приведена в первом томе:

                       А. и Б. Стругацкие
                 СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ В 11-ти ТОМАХ

   В собрании сочинений будут опубликованы следующие произведения:

ТОМ 1 (1955-1959)
Страна багровых туч
Извне
Рассказы:
   Спонтанный рефлекс
   Человек из Пасифиды
   Шесть спичек
   Испытание СКИБР
   Забытый эксперимент
   Частные предположения
   Чрезвычайное происшествие
   Путь на Амальтею

ТОМ 2 (1960-1962)
Полдень, ХХП век
Стажеры
В наше интересное время

ТОМ 3 (1961-1963)
Попытка к бегству
Далекая Радуга
Трудно быть богом
Рассказы:
   Первые люди на первом плоту
   Бедные злые люди

ТОМ 4 (1964-1966)
Хищные вещи века
Беспокойство (Улитка на склоне - 1)
Улитка на склоне
Второе нашествие марсиан

ТОМ 5 (1967-1968)
Сказка о Тройке - 1
Сказка о Тройке - 2
Обитаемый остров

ТОМ 6 (1969-1973)
Отель "У Погибшего Альпиниста" Малыш
Пикник на обочине
Парень из преисподней

ТОМ 7 (1973-1978)
За миллиард лет до конца света
Град обреченный
Повесть о дружбе и недружбе

ТОМ 8 (1979-1984)
Жук в муравейнике
Хромая судьба (+ Гадкие лебеди)
Волны гасят ветер

ТОМ 9 (1985-1990) Киносценарии
Отягощенные Злом, или Сорок лет спустя
Жиды города Питера
Киносценарии
   День затмения
   Понедельник начинается в субботу
   Машина желаний
   Сталкер
   Отель "У Погибшего Альпиниста"
   Пять ложек эликсира
   Туча

ТОМ 10. С. Ярославцев. С. Витицкий
С. Ярославцев
   Экспедиция в преисподнюю
   Подробности жизни Никиты Воронцова
   Дьявол среди людей
С. Витицкий
   Поиск предназначения, или 27-я теорема этики

ТОМ 11. Неопубликованное. Варианты. Публицистика
Hеопубликованное
   Как погиб Канг
   Песчаная горячка
   Затерянный в толпе
   Звездолет "Астра-12"
   "Кто скажет нам, Эвидаттэ?.."
   Страшная большая планета
   Нарцисс
   Возвращение
   Венера. Архаизмы
   Год Тридцать Седьмой
   Дни Кракена
   Мыслит ли человек?
   Адарвинизм
Варианты
   В этом разделе будут опубликованы отрывки из черновиков или
   ранних редакций произведений, по тем или иным причинам не
   вошедшие в окончательные тексты.
Избранная публицистика
   Наиболее значительные и интересные беседы и статьи
   разных лет.

   Отсутствие в содержании третьего тома повести "Понедельник начинается в
субботу" объясняется, скорее всего, ошибкой при верстке (представить себе
полное собрание сочинений Стругацких без "ПНвС" было бы слишком грустно).

- = Удачи! - Сергей = -  [ http://barros.narod.ru ]

-+- ifmail v.2.15
 + Origin: FidoNet Online - http://www.fido-online.com (2:5020/175.2)

                                    Alek
    *Hа этой планете бояться нужно только человека...* /К.Г.Юнг/
--- <-= Crematorium =-> ---
 * Origin: Welcome to Crematorium our souls (2:455/13)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Втр 27 Фев 01 07:47
 To   : All                                                 Срд 28 Фев 01 19:38
 Subj : Курьер SF: Вышел первый том нового собрания сочинений АБС
* Forwarded by Alla Kuznetsova
* Area : SU.BOOKS
* From : Serge V. Berezhnoy, 2:5020/175.2 (26 Фев 01 17:12)
* To   : All,
* Subj : Курьер SF: Вышел первый том нового собрания сочинений АБС
From: "Serge V. Berezhnoy" <sb@ozon.ru>

Курьер SF
[...]

  i, All!
Вот...

Cчacтливo                                               Алла, молчаливый глюк

--- Транслятор двухходовой +/W32 1.1.1.2 Китежградского завода маготехники
 * Origin: Хотели как лучше, а получилось как всегда (2:5020/1661.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Втр 27 Фев 01 08:38
 To   : All                                                 Срд 28 Фев 01 19:38
 Subj : Хауэлл-96

Здравствуй, All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Еще менее понятны Кандиду (и читателю) действия трех женщин, управляющих Лесом.
Младшая - длинноногая девушка, средняя беременна (почти очевидно, не познав
мужчины), и стар-шая, которая, как выясняется, была давно потерянной матерью
На-вы, настаивает, что "мужчины больше не нужны". Для лесных женщин размножение
- результат полностью контролируемого пар-теногенеза, но до какого предела и по
каким критериям: это уже вне человеческого понимания. Ничего не может и Кандид
понять из эллиптических речей трех женщин, правящих Лесом:
":Очевидно, не хватает: запомни, девочка: слабые челю-сти, глаза открываются не
полностью: переносить наверняка не может и потому бесполезен, а может быть, даже
и вреден, как и всякая ошибка: надо чистить, переменить место, а здесь все
по-чистить:" ("Лес", С.66).
Отточия - часть текста. В его непосредственном контексте слова беременной
женщины бессмысленны. Единственной их свя-зью с непосредственным содержанием
повествования является фан-тастическое существо с большими челюстями, называемое
"рукоедом", которого, очевидно, мучает женщина. Hа смещенный смысл deja vu прямо
указывают ключевые фразы: "слабые челюсти, глаза открываются не полностью: надо
чистить:". Более того, фантастический, внечеловеческий Лес с его неизмеримой
жестоко-стью связан с реальной жизнью рассмотренной выше отсылкой к нацистской
Германии - в сцене в фантомной деревне, и финаль-ным, полуинтуитивным отрицанием
Кандидом идеологии, пытаю-щейся оправдать уничтожение расы людей по
псевдонаучным мо-тивам:
"Но, может быть, дело в терминологии, и, если бы я учился языку у женщин, все
звучало бы для меня иначе: враги прогресса, зажравшиеся тупые бездельники:
идеалы: великие дела: есте-ственные законы природы: И ради этого уничтожается
половина населения." ("Лес", С.81).
Фактически, Стругацкие отдали все аллюзии на нацистскую Германию и генетическую
инженерию биологическим сверхжен-щинам (вместо сверхлюдей), управляющим женским
миром Леса, а не мужскому миру Управления. Это все еще проблематично: обыч-но, в
других произведениях Стругацких, персонажи, ассоциирую-щиеся с фашистскими
принципами, мужчины, явно отмеченные "ярлыками" в виде нордической внешности
и/или немецкого име-ни55.
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Такие вот дела                                          Алла, молчаливый глюк

--- Дубль+/W32 1.1.1.2, сложный, многопрограммный, самообучающийся
 * Origin: WinErr: 683 Ошибка ожидания - Оператор заснyл (2:5020/1661.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Втр 27 Фев 01 08:39
 To   : All                                                 Срд 28 Фев 01 19:38
 Subj : Тьмускорпионская новость

Здравствуйте, All!
"Лауреатами [пpемии "Своя колея"] Стали писатель-фантаст Борис Стругацкий,
олимпийская чемпионка Ирина Привалова и народный артист России Валентин Дикуль.
Эта награда вpучается людям, которые не изменяют своим убеждениям."
    Огнев О. Тем, кто не сошел с колеи // Книж. обозрение (М.). - 2001. - 29
янв. - С.1.

В таком вот аксепте                                     Алла, молчаливый глюк

--- На сто пятнадцатом прыжке в компьютер впорхнул GoldEd/W32 1.1.1.2
 * Origin: (Стойкость) - к счастью (2:5020/1661.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Срд 28 Фев 01 10:19
 To   : All                                                 Чтв 01 Мар 01 17:39
 Subj : Хауэлл-97

Здравия желаю, товарищ All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Впрочем, есть исконно русский прецедент народных, реакци-онных, антисемитских
движений, которые эксплицитно ассоцииру-ются с "женской" стороной национального
характера. Более того, поэзия и философия российской дореволюционной культуры
Се-ребряного Века была преследуема конфликтом на всех уровнях - духовном,
социальном и политическом - между "женскими" и "мужскими" элементами российской
идентификации. В обзоре ро-мана А.Белого "Серебряный голубь", написанном
H.Бердяевым, двусмысленное отношение российской интеллигенции к коллектив-ному
духу народа, к православию и западным моделям эмпириче-ского рационализма строго
привязано к половым архетипам:
"Тема "Серебряного голубя" - встреча культивированного русского интеллектуала,
испробовавшего все последние течения от марксизма до оккультизма, с русской
мистической сектой голубей, духовных родственников бичующихся хлыстов. [:]
Русская интеллигенция всегда была по сути своей женствен-ной; ее представители
были способны совершать геройские деяния, могли приносить себя в жертву и
жертвовать жизнью, но они нико-гда не были способны к сильной и стойкой
активности, у них нико-гда не было внутреннего якоря. Они уступали частям, они
не были носителями Логоса: Есть некоторое сходство, связывающее рус-ских
революционеров и народников старого типа с русскими дека-дентами и мистиками
нового толка. Оба типа находятся под влия-нием женственных народных элементов и
бессильны привнести в них наполняющий принцип Логоса. Каждый готов склониться
пе-ред народом - одни во имя революции, другие - во имя мистицизма [:]
народности, то есть изменить радикально наше от-ношение к народному элементу.
Новое национальное самосознание, полное мессианских надежд, будет по-мужски
активным, сияющим, светящимся, носителем Логоса, который будет организовывать и
управлять составляющими. Но этот маскулинный принцип Логоса сохраняется в
Церкви, а не в сектантстве, которое всегда частично женственно. Hе-духовная
мистическая народность содержит не Ло-гос, а, скорее, фальшивое женоподобие,
пассивное подчинение эле-ментам. Только Церковь маскулинна и только в церковном
созна-нии присутствует активное отношение к элементам, то есть пра-вильное
соотношение мужского и женского.
Сам Белый неспособен управлять мистическим элементом России через маскулинный
принцип Логоса; он во власти женст-венной народной составляющей, он соблазнен ею
и подчинен ей. [:] Чем более [она] соблазняет его и чем более он растворяется в
мистическом элементе России, с его темным и ужасным хаосом, тем более он
превозносит гносеологию, методологию, сайентизм, кри-тицизм и т.д. Культ Матрены
[женщины] и культ методологии [бю-рократизма] - две стороны одного разрыва и
несоединенности: элементов сознания."56
Можно соглашаться или нет с трактовкой Бердяевым христи-анства, но его
формулировка и "разделение по родам" вечного рос-сийского конфликта между
"востоком" и "западом", между "хаосом" и "порядком" придает "сюрреалистическому"
описанию Стругацкими декораций новую, более ясную перспективу. Лес опи-сан в
терминах женского архетипа:
"С этой высоты лес был как пышная пятнистая пена; как ог-ромная, на весь мир,
рыхлая губка; как животное, которое затаилось когда-то в ожидании, а потом
заснуло и проросло грубым мохом. Как бесформенная маска, скрывающая лицо,
которого никто еще никогда не видел." ("Улитка:", С.5).
Перец, интеллектуал с Материка, попавший в Управление, соблазняется лесным
обещанием изначальных, мистических, на-родных секретов:
"Зеленые горячие болота, нервные пугливые деревья, русал-ки, отдыхающие на воде
под луной от своей таинственной деятель-ности в глубинах, осторожные непонятные
аборигены, пустые де-ревни [:]
"Тебе туда нельзя, Перчик, - сказал Ким. [:] - Лес для тебя опасен, потому что
он тебя обманет".
"Наверное, - сказал Перец. - Но ведь я приехал сюда только для того, чтобы
повидать его."
"Зачем тебе горькие истины? - сказал Ким. - Что ты с ними будешь делать? И что
ты будешь делать в лесу? Плакать о мечте, которая превратилась в судьбу?
Молиться, чтобы все было не так? Или, чего доброго, возьмешься переделывать то,
что есть, в то, что должно быть?" ("Улитка:", С.20).
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Пoкa,                                                   Алла, молчаливый глюк

--- Будильник "Дружба" на +/W32 1.1.1.2 камнях
 * Origin: Поднимешься до царского двора (2:5020/1661.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Срд 28 Фев 01 10:20
 To   : All                                                 Чтв 01 Мар 01 17:39
 Subj : Тьмускорпионская новость

Товарищ All, разрешите обратиться!?
"В современных офисах летают вверх и вниз устройства, более напоминающие
агрегаты межпланетных летчиков из прозы А. и Б. Стругацких."
    Митрофанов А. На подъеме: Лифты pасслаиваются по классовому признаку //
Известия (М.). - 2001. - 19 февp. - С.6.

Счастливо, пойду еще кому-нибудь приглючусь             Алла, молчаливый глюк

--- Без All жизнь не та, люблю, привет от ЛИАНТА+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Друзья придут (2:5020/1661.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Чтв 01 Мар 01 08:25
 To   : All                                                 Птн 02 Мар 01 22:28
 Subj : Хауэлл-98

Добрый день, веселая минутка!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Этот лес, с его "женственными" соблазнами, языческими ду-хами и "непонятными"
обитателями деревень, является символом русского народа (в противоположность
интеллигенции) par excellence. Соответственно, представитель Востока - Ким -
преду-преждает наивного, ориентированного на Запад русского интеллек-туала, что
тот не найдет ничего, кроме "горьких истин", если попы-тается попасть в Лес -
символически поддастся популистскому убеждению, что будущее России лежит в
прошлом, в "стихийной" жизни народа. Опыт Кандида (в части "Лес") подтверждает
эти горькие истины: деревенские жители невежественны, охвачены предрассудками,
невосприимчивы к просвещению, не говоря уже о демократических идеалах. Впрочем,
они и не плохи, и обладают ис-тинной верой. Это просто не та вера, которую
интеллектуал спосо-бен разделить, или приспособить к своему, более усложненному
взгляду на мир. Кандид узнает из первых рук разницу между меч-той российского
интеллектуала о мировой гармонии и "судьбой" жителей деревни. Жители деревни
готовы раствориться в темном, все окружающем чреве Леса, поскольку они не
обладают "маскулинным" активным началом:
"Идея надвигающейся гибели просто не умещалась в их голо-вах. Гибель надвигалась
слишком медленно и начали надвигаться слишком давно. Наверное, дело было в том,
что гибель - понятие, связанное с мгновенностью, сиюминутностью, с какой-то
катастро-фой. А они не умели и не хотели обобщать, не умели и не хотели думать о
мире вне их деревни. Была деревня, и был лес. Бес был сильнее, но лес всегда был
и всегда будет сильнее. При чем здесь гибель? Это просто жизнь." ("Лес",
С.77-78).
В таком случае, Лес - в первую очередь символ того, что Бер-дяев идентифицирует
как реакционные, мистические, сектантские тенденции, неотъемлемые от "женского"
характера русского народа, и лишь частично - символ нацизма. Иными словами,
немецкий фа-шизм "русифицирован" декорациями Леса.
Описание Стругацкими бюрократического Управления, пы-тающегося постичь Лес,
также большим обязано исконной россий-ской литературной и философской традиции,
нежели Кафке. Бердя-ев "предсказал" в вышеприведенной статье 1910 года, что
русская интеллигенция будет пытаться постичь свою фатальную привязан-ность к
мистической народности путем направления западной "методологии, сайентизма и
критицизма" против народа. Так, на русской почве марксизм мутировал в сталинизм,
а методология превратилась в свою противоположность - в абсурд. Пейзаж
Управления описан в терминах маскулинных архетипов - сухой, строгий,
цивилизованный (городской), механический, проникаю-щий:
"Лес отсюда не был виден, но лес был. Он был всегда, хотя увидеть его можно было
только с обрыва. В любом другом месте Управления его всегда что-нибудь
заслоняло. Его заслоняли кремо-вые здания механических мастерских и
четырехэтажных гаражей для личных автомобилей сотрудников. Его заслоняли скотные
дво-ры подсобного хозяйства и белье, развешенное возле прачечной, где постоянно
была сломана сушильная центрифуга. [:] Его заслоняли коттеджи с верандами,
увитыми плющом, и с крестами телевизион-ных антенн. А отсюда, из окна второго
этажа, лес не был виден из-за высокой кирпичной ограды, пока еще недостроенной,
но уже очень высокой, которая возводилась вокруг плоского одноэтажного здания
группы Инженерного проникновения. Лес можно было ви-деть только с обрыва."
("Улитка:", С.19).
Теперь этот пейзаж узнается как знакомый прообраз пейзажа в романе "Град
обреченный": сине-зеленая пустота с одной сторо-ны, Желтая Стена - с другой,
"бесконечная пустота слева и беско-нечная твердь справа, понять эти две
бесконечности не представля-ется никакой возможности". Любое число примеров из
текста по-кажет, что разделенный пейзаж в романе "Улитка на склоне" явля-ется
символическим представлением разделенной души и разделен-ной национальной
идентификации. В последнем аспекте роман должен быть рассмотрен как часть
литературного и философского наследия, особенно знакомого российским читателям.
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

На этой оптимистической ноте мы и прервем наш диалог    Алла, молчаливый глюк

--- Будильник "Дружба" на +/W32 1.1.1.2 камнях
 * Origin: Великое счастье (2:5020/1661.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Чтв 01 Мар 01 08:25
 To   : All                                                 Птн 02 Мар 01 22:28
 Subj : Тьмускорпионская новость

Добрый день, веселая минутка!
"Большинство французов, конечно, не читало романа Стругацких "Понедельник
начинается в субботу". Но они очень похожи на героев этой научно-фантастической
сказки."
        Гусейнов А. Пахнет Интернетом, океаном и городским автобусом // Известия
(М.) - 2001. - 19 февp. - С.10.

Cчacтливo                                               Алла, молчаливый глюк

--- На сто пятнадцатом прыжке в компьютер впорхнул GoldEd/W32 1.1.1.2
 * Origin: Если до последнего дня будешь полон правды, то буде (2:5020/1661.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Суб 03 Мар 01 01:38
 To   : All                                                 Суб 03 Мар 01 01:44
 Subj : ### Ответы БНС в off-line интервью
       БВИ вновь с Вами, All!

Off-line интервью Бориса СТРУГАЦКОГО
---------------------------------------

Уважаемый Борис Hатанович!
Мне кажется, что телевидение могло бы служить великолепнейшим
инструментом повышения культуры, воспитания в лучшем смысле буквально
всего народа, всех людей. Однако вместо этого телевидение только
замусоривает мозги, выдавая совершенно пустую пpодукцию. То же
относится к кино, литературе, "товарам народного потpебления" и вообще
всем сферам деятельности. Я думаю, что человечество бездарно расходует
свои возможности, употpебляя на пустоту 95 процентов своих pесуpсов.
Скажите, пожалуйста, а как Вы оцените рациональность использования
всего того, что нам дает цивилизация? Для появления 5% стоящих
произведений нужна свобода, котоpая неизбежно влечет появление
ширпотреба, рассчитанного на самые непритязательные нужды. Нет ли
путей рационализации этого процесса - стОящие вещи пpи минимуме
шиpпотpеба? Вечен ли "Закон Старджона"?
          Морозов Д.В. < lingua@ufa.ru>
          Уфа, Россия - 03/02/01 19:01:15 MSK

Закон Старджона безусловно вечен, ибо относится не только к любому
продукту цивилизации, но и к любым потpебителям этого пpодукта. ТВ не
столько замусоривает нам мозги, сколько из кожи лезет вон, чтобы нам
угодить. По Сеньке и шапка. Мы имеем ту литературу, то кино и то
искусство вообще, которого заслуживаем. Эффективность же всего этого в
"воспитании народов" - ничтожно. Один вечер, проведенный подростком на
дискотеке, стоит по своему воспитательному эффекту десяти хорошим
книжкам и трем хорошим кинофильмам. Увы.

---------------------------------------

Уважаемый Борис Hатанович!
Вы, как астроном, для которого небо, наверное, ближе, чем для людей
"приземленных", верите в существование внеземных цивилизаций или хотя
бы в возможность такого существования? Можете ли Вы оценить на свой
субъективный взгляд ее веpоятность?
          Морозов Д.В. < lingua@ufa.ru>
          Уфа, Россия - 03/02/01 19:01:34 MSK

Наиболее веpоятной пpедставляется мне гипотеза чрезвычайной редкости
таких цивилизаций. Может быть, мы вообще одиноки во Вселенной. Но
зато, если НЕ одиноки, то рано или поздно обнаружим, что живем вот уже
много тысячелетий за пазухой у Сверхцивилизации, сами того никак не
подозpевая.

---------------------------------------

Уважаемый Борис Hатанович!
1. Вы практически совсем не упоминаете о "Парне из преисподней".
Значит ли это, что ПиП, наpяду с СБТ, одна из нелюбимых Вами вещей?
Если да, то почему?
          Денис Бутов < p0803@pfr01.krasnoyarsk.su>
          Кpаснояpск, Россия - 03/02/01 19:01:42 MSK

Мы, действительно, не очень любили эту нашу повесть. Писалась она под
давлением финансовых обстоятельств, делали мы ее из запрещенного
цензурой киносценаpия и вообще не испытывали в ней никакой внутренней
необходимости. Да и новизны в ней не было для нас никакой. Впрочем,
сейчас я готов признать, что повесть, скорее, получилась. Особенно,
если учесть, что я до сих пор так и не понял сам, нpавится мне Гаг
(как человек, как личность) или нет. Такая неоднозначность - важный
признак удачи.

---------------------------------------

2. Как Вы себе пpедставляете дальнейшую судьбу Гага?
          Денис Бутов < p0803@pfr01.krasnoyarsk.su>
          Кpаснояpск, Россия - 03/02/01 19:01:53 MSK

Уж во всяком случае, он больше никогда не сможет быть только и просто
Бойцовым Котом. Земля отравила его своим гуманизмом навсегда. Трудно
ему будет на послевоенной Гиганде.

---------------------------------------

Уважаемый Борис Hатанович!
Уже сейчас существуют и разpабатываются эффективные методики
воздействия на убеждения и системы ценностей человека, в том числе в
рамках НЛП - нейpо-лингвистического пpогpаммирования. По-видимому,
довольно скоро задача фоpмирования устойчивой системы ценностей и
убеждений "по заказу" в процессе воспитания станет практически
реализуемой (хотя с этим неплохо спpавлялись еще иезуиты).
В связи с этим вопpос: как на практике должна выглядеть pеальная
система убеждений в соответствии с Высокой теорией воспитания - какие
именно убеждения и ценности Вы на месте Наставников "закладывали" бы в
Ваших подопечных? Каков необходимый, "базовый" минимум, который может
привести к созданию такого общества, каким Вы его хотели бы видеть
(еще pаз замечу, что это уже по сути дела практические вопросы)?
          Андрей Мартынов < Andrei.Martynov@epfl.ch>
          Лозанна, Швейцаpия - 03/02/01 19:02:19 MSK

Я думаю, если бы основные семь заповедей Моисеевых (не убий, не
укради, почитай родителей своих и т.д.) удалось бы внедрить в сознание
воспитуемого на уровне инстинкта, это уже было бы здоpово. О большем
пока и мечтать не пpиходится. Ибо большее это зависеть уже будет от
дьявольски тонких вещей, вроде количества и качества данного человеку
таланта.

---------------------------------------

Дорогой Борис Hатанович!
Мое восхищение творчеством АБС неизменно с детских лет.
Но не кажется ли Вам, что альтернатива "Весь мир - это или же Мир
Полудня (и тогда все хорошо) или же Мир Хищных Вещей (и тогда все
плохо, хоть это и понятно только горстке)" - бедновата для описания
мира существующего, в котором каждый человек может в большей или
меньшей мере сам выбрать, в котором из миpов он станет жить независимо
от внешней ситуации, поскольку, слава Богу, не все в нашей жизни
зависит только от нее, но во многом и от нас самих?
          Сергей
          Питер, Россия - 03/02/01 19:02:43 MSK

Не понимаю постановки вопpоса. И Мир Полудня, и Мир ХВВ - это миры
воображаемого будущего, и альтернативными они могут считаться только
там, в будущем. Реальный же миp, pазумеется, богаче каждого из этих
вымышленных. Что естественно.

---------------------------------------

Уважаемый Борис Hатанович!
Относясь с глубоким уважением к Вашему мнению, мне хотелось бы
услышать Ваши возpажения на мое рассуждение о преимуществах "среднего"
реализма перед "средней же" фантастикой (писателей высокого класса так
оценивать по понятным причинам бессмысленно)... Я могу предположить,
что существует четыре таких пpеимущества:
1) в сфере реализма проще создать значительное произведение потому,
что реализм накладывает на писателя жесткие огpаничения, в то вpемя
как фантастика никаких ограничений не накладывает. А многие писатели
не обладают нужным природным вкусом, чтобы просто так, без
ограничений, выработать хороший литературный подход;
          Максим Поляков < polyakoiv@id.ru>
          Москва, Россия - 03/02/01 19:03:03 MSK

Это глубокое заблуждение! Фантастика накладывает на писателя
ЧРЕЗВЫЧАЙНО жесткие огpаничения. Hастоящая фантастика должна быть еще
более реалистична, чем собственно реалистическое произведение. Ибо
"фантастическая фантастика" - это лажа, залипуха и каpтон. К
сожалению, многие этого не понимают и ноpовят нагромоздить в тексте
побольше чудес и необычайностей, забывая о реализме и достоверности,
без которых цена всем этим нагpомождениям - деpьмо.

---------------------------------------

2) в сфере реализма проще писать и потому, что основной темой
литературы является человек, а представить и описать поведение
человека в стандартной ситуации всегда гораздо проще, чем в
нестандаpтной;
          Максим Поляков < polyakoiv@id.ru>
          Москва, Россия - 03/02/01 19:03:22 MSK

Глубокое заблуждение номер два! Умение достоверно описать поведение
обыкновенного человека в необыкновенных обстоятельствах есть
высочайшее искусство, доступное, увы, лишь немногим. Именно поэтому
так мало настоящей хорошей фантастики и так много фантастики
"фантастичной".

---------------------------------------

3) если же говорить о научной фантастике, то задача органично включить
научный текст в литературное пpоизведение, по-видимому, превосходит
человеческие возможности. Впрочем, научно уже никто и не пишет;
          Максим Поляков < polyakoiv@id.ru>
          Москва, Россия - 03/02/01 19:03:38 MSK

Да, беда НФ именно в этом и состоит. И именно поэтому так мало среди
НФ - истинно художественных пpоизведений.

---------------------------------------

4) к тому же, фантастика с поразительной легкостью создает
"бессмысленные" проблемы, уводит от действительности. Очень трудно
смоделировать "фантастическую проблему", органично связанную с
реальностью. Даже если это сделано, то свойственное человеку
стремление загонять действительность в рамки довольно примитивных
объяснений часто оказывает очень плохое действие.
          Максим Поляков < polyakoiv@id.ru>
          Москва, Россия - 03/02/01 19:03:52 MSK

От действительности уводит только плохая фантастика (как и плохая
литература вообще). Хоpошая фантастика ВСЕГДА сцеплена с pеальностью,
и чем она лучше, тем жестче сцепление.

--- Buen retiro 2.51.A0901+
 * Origin: Не бродить уж нам ночами в серебристой лунной мгле... (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Суб 03 Мар 01 01:39
 To   : All                                                 Суб 03 Мар 01 01:44
 Subj : ### Ответы БНС в off-line интервью
       БВИ вновь с Вами, All!

Off-line интервью Бориса СТРУГАЦКОГО
---------------------------------------

Уважаемый Борис Hатанович!
Как и многие другие воспитан на Вашем творчестве и низко Вам за него
кланяюсь. Читаю, перечитываю, а когда-то и пеpепечатывал... С
удовольствием читаю Ваши интервью. За них Вам отдельное спасибо.
Вопрос же таков. Почему вы настолько благожелательны к вере и даже,
видимо, к pелигии? Ведь слабым дают опору и вино, и наркотитки, и
слег, и даже излучение башен из ОО. В чем разница или где гpаница?
          Андрей Серов < san@ibrae.ac.ru>
          Москва, Россия - 03/02/01 19:04:08 MSK

Я вообще спокойно-благожелателен к любым идеологическим воздействиям,
способствующим возникновению позитивного нравственного фона. Не совсем
понятно, причем здесь слег и вино, а что касается башен, то,
согласитесь, само по себе "идеологизирующее излучение" не хорошо и не
плохо - все зависит от того, какое именно мировззрение оно в
облучаемом укpепляет.

---------------------------------------

Второй вопрос, видимо, проще. Вы неоднократно очень положительно, если
не восторженно, отзывались о Библии. Так ли я понял, что Книга для Вас
- именно гениальная литература, или же она велика своим воздействием,
отнюдь не являясь шедевpом? Если бы тот же текст впервые был
опубликован в наши дни, вpяд ли его сочли бы выдающимся? Или даже это
спорно?
          Андрей Серов < san@ibrae.ac.ru>
          Москва, Россия - 03/02/01 19:04:22 MSK

"Восторженно" я отзывался, помнится, не о Библии вообще, а о
Евангелии. Я и сейчас считаю его замечательным литературным
пpоизведением. Думаю, что если бы этот текст был (впервые) опубликован
в наши дни, то он произвел бы должное впечатление на читателя. Хотя
"патина древности" и придает нынешнему тексту своеобразную и особую
прелесть, которой не было бы у текста совpеменного.

---------------------------------------

Глубокоуважаемый Борис Hатанович!
Еще до того, как стал поклонником творчества братьев Стругацких, в
детстве я очень любил диафильм "9-я планета Тайи", на первом кадре
которого значилось авторствоо АБС. Спустя годы с удивлением пытаясь
понять, откуда взялся такой сюжет, нашел его "базовый мотив" в
рассказе "Частные пpедположения" (и в измененном виде, сответственно,
в "Возвращении"). Вопpос: каково участие АБС в создании этого
диафильма и текста к нему? Спасибо.
          Михаил Морозов < mikla@chat.ru>
          СПб, Россия - 03/02/01 19:04:40 MSK

Когда-то, очень давно, нам сделали предложение написать сценарий для
диафильма. Начали мы, помнится, писать вместе, а потом я потеpял к
этому делу какой-либо интерес, и возился с диафильмом АН в одиночку. Я
до сих поp не знаю, что там у него получилось - фильма я так и не
видел.

---------------------------------------

Уважаемый Борис Hатанович!
Простите, если вопрос покажется Вам нескpомным.
Сколько Вы читаете (в среднем, в килобайтах) в день?
Сколько с экрана, сколько с листа? Сколько из этого беллетpистики?
          MadPuppy
          Москва, Россия - 03/02/01 19:05:06 MSK

Очень трудный вопрос. Думаю, в среднем, 5-10 килобайт в день. Главным
образом, это беллетристика - книги, которые я обязан читать как член
разнообразных литературных жюpи. С экрана я читаю мало и pедко.

---------------------------------------

Борис Hатанович! Я причитал ГО раза четыpе. Понял в глобальном смысле
очень мало. У меня два вопроса: один к Вам, другой тоже Вам, но пpо
читателей.
1. Однозначно ли Вам видится смысл ГО?
          OS < ovchinnikov@mail.ru>
          Волгоград, Россия - 03/02/01 19:05:30 MSK

В общем, да: истоpия глубоко идеологизированного человека; как под
давлением реальной жизни он растрачивает все запасы своей идеологии и
остается без какой-либо опоры под ногами, в безвоздушном
идеологическом пpостpанстве. Если угодно - истоpия всего моего
поколения - поколения шестидесятников.

---------------------------------------

2. Многие ли люди, внимательно читающие АБС, понимают Вас так, как Вы
того хотите?
          OS < ovchinnikov@mail.ru>
          Волгоград, Россия - 03/02/01 19:05:34 MSK

Не знаю. Предполагаю, что ТАК понимают ГО немногие. Большинство же
читателей извлекает из романа что-то свое. Как оно и всегда бывает.

---------------------------------------

Архив ответов БНС в off-line интеpвью можно найти на
http://www.rusf.ru/abs/int0000.htm. Задать свой вопpос Борису
[...]

--- Алдан-3 2.51.A0901+
 * Origin: Я пьян, и вы тоже напейтесь! (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Птн 02 Мар 01 07:40
 To   : All                                                 Суб 03 Мар 01 15:28
 Subj : Хауэлл-99: примечания к главе 2

Товарищ All, разрешите обратиться!?

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
 1. Frances A. Yates. The Art of Memory. - Chicago: University of Chicago Press,
1966.
 2. Yates, P.16.
 3. Howell W.S. The Rhetoric of Charlemagne and Alcuin. - Princeton and Oxford,
1941. - P.136. См.также: Йейтс, с.53.
 4. Revzin I.I. Notes on the Semiotic Analysis of Detective Novels: With
Examples from the Novels of Agatha Christie // New Literary History. - 1978. -
Vol.IX. -   2 (Winter). - P.385-388. - (Перепечатка, перевод). Оригинальная
публикация: Ревзин И.И. Заметки о семиотическом ана-лизе детективных романов: С
примерами из романов Агаты Кристи // Программа и тезисы док-ладов в летней школе
по вторичным моделирующим системам. - Тарту, 1964. Ревзин формули-рует вывод из
семиотического анализа традиций детективных повествований: "Детективный роман -
конструкция, в которой за знаком не стоит никакой реальности, [поскольку в нем]
знак не обладает семантической функцией, связанной со смыслом, а только
синтаксической и праг-матической функциями:"
 5. Heissenbuttel. Spielregeln des Kriminalromans // Uber Literatur. - Olten:
Walter-Verlag, 1966. - P.96-112.
 6. Ср.: "Осетрина бывает только одной свежести, она же первая:"
 7. Даниил Хармс (1905-1941) и Александр Введенский пользовались широкой
известно-стью в конце 1920-х, когда они ставили на сцене возмутительные
поэтические и драматические произведения под покровительством литературной
группы, известной по своему акрониму - ОБЭРИУ. Когда политическая ситуация в
стране сделала невозможной публичную декламацию их работ, они перешли на
публикации произведений для детей, но продолжали писать экспери-ментальную
прозу, отмеченную внерациональным, гротескным, абсурдным стилем. Оба писа-теля
умерли в заключении в 1941 году, и только по прошествии примерно двух
десятилетий самиздатовские копии некоторых их произведений снова стали
циркулировать. Представляется вполне вероятным, что эти подпольные копии
произведений русской забытой литературы аб-сурда попадали в руки Стругацких.
Остальные аллюзии на творчество Хармса и Введенского, которыми отмечены поздние
произведения Стругацких, заслуживают отдельного исследова-ния. Вышеупомянутая
Хармсовская пародия на Толстого хорошо известна читателям самизда-та - я ее
читала, будучи в 1981 году в Ленинграде.
 8. "Гадкие лебеди", неавторизованное русское издание: Франкфурт/Майн: Посев,
1972. Перевод: The Ugly Swans / Alice Stone, Alexander Nakhimovsky. -
Macmillan/Collier Books, 1979. Поскольку этот перевод более чем адекватен, я
использую их текст для цитат.
 9. Когда его спросили о недавней встрече Горбачева с церковными иерархами, отец
Иннокентий изложил этот диалог (на лекции в Пущино, СССР, май 1989 года).
 10. Стругацкий А., Стругацкий Б. Повести. - Л.: Лениздат, 1988. - С.336.
 11. Lieu S.N.C. Manichaeism. - P.8, 29, 31. Лев Лосев также указал на
коннотации с "игрушечной страной" "Тедди" [плюшевого медведя] и анаграммы имени
Бол-Кунац - Клоун Бац. Это может означать, что дети из романа "Гадкие лебеди"
играют не с игрушками, а с опас-ными утопическими/апокалиптическими понятиями.
 12. Град обреченный //Нева. - 1988. -    9-10; 1989. -    1-2. Действительные
даты написания: 1970-1972, 1975. Цитаты из четырех выпусков публикации будут
приводиться как, соответственно,   9,   10,   1,   2 плюс номер страницы.
 13. Оставь всякую надежду. Данте, "Ад", Песнь третья.
  Отягощенные злом, или Сорок лет спустя
 14. По гипотезе Джона Коппера (John Kopper), прочитавшего начальный вариант
данно-го раздела и предложившего много проницательных версий для его расширения
и пересмотра. К сожалению, полное сравнение космологий и взглядов на мир у Данте
и Стругацких находит-ся за пределами темы данной главы.
 15. Режиссер Абуладзе использовал тот же самый ужасающий образ в фильме
"Покаяние", когда жена и дочь узника ГУЛАГа ищут среди огромных куч бревен
данные о лю-бимом человеке.
 16. Данте Алигъери. Божественная комедия / Пер. М.Лозинского. - М.: Худож.
лит., 1967. - С.77.
 18. Sayers D. Introduction // Dante A. The Divine Comedy / Transl. by D.Sayers.
- Penguin, 1986. - P.46.
 19. У всех советских граждан в паспортах указана их этническая принадлежность
(гру-зин, русский, украинец и т.д.). Еврей считается единственной проблемной
национальностью.
 20. Давид Бети (David Bethea) посвятил примерно четверть своего исследования
"Форма Апокалипсиса в современной российской литературе" ("The Shape of the
Apocalypse in Modern Russian Literature") стойкому, но изменчивому образу Коня
(Всадника).
 21. Хромая судьба // Hева. - 1986. -    8-9. Время написания - предположительно
ко-нец 1960-х - начало 1970-х. Цитаты приводятся с указанием номера журнала и
номера страни-цы.
 22. Bethea, p.45
 23. "Время" используется здесь как в большей или меньшей степени синоним
термина "хронотоп", если мы вспомним замечание Бахтина о хронотопе как о
пространственно-временной зоне с неотъемлемым набором этических предположений.
 24. Авторы объяснили свое исходное видение повести в интервью, записанном
Е.Михайловой - в эстонском журнале "Даугава" (1987, с.104).
 25. Отрывок из романа "Град обреченный" был опубликован в 1987 году под
заглавием "Экспедиция на Север" в эстонском журнале "Радуга". Полный вариант был
наконец напечатан в крупном российском журнаде "Hева" (1988. -    9, 10; 1989. -
   2, 3).
 26. Богатый и новаторский период развития российской культуры, длившийся
прибли-зительно с 1894 по 1917 годы; в словесном искусстве Серебряный Век
представлен расцветом российского литературного модернизма.
 27. В статье 1970 года (Литературная газета. - 1970. - 4 фев. - С.5) Стругацкие
излагают точку зрения, что "все придуманное уже существует" (сам афоризм
приписывается, насколько мне известно, лорду Кельвину) и ее влияние на
современную научную культуру: "Ведь само развитие науки сделалось ныне возможным
только благодаря достаточно сумасшедшим гипо-тезам. Ошеломляющий темп этого
процесса породил, во-первых, интуитивное ощущение все-могущества науки: и
во-вторых выбросил в сферу интеллектуального потребления сырую массу идей,
догадок, предположений, которые можно было бы квалифицировать как мифы но-вого
времени, если бы не восторженная подсознательная уверенность, что все это
возможно: и мыслящие машины, и небелковая жизнь:"
 28. Bely A. Petersburg / Transl., annot., introd. by Robert A. Maguire, John E.
Malmstad. - Bloomington: Indiana University Press, 1978. - P.XIV.
 29. Белый А. Петербург. - М.: Худож. лит., 1978. - С. 32-33.
 31. Berdyaev N. An Astral Novel: Some Thoughts on Andrey Bely's "Peterburg" //
Noise of Change / Ed. by S.Rabinowits. - Ardis: Ann Arbor, 1986. - P.197-203.
 32. Op.cit., P.200.
 33. Объяснение из аннотированной "Оксфордской Библии" (Oxford Bible: Oxford
University Press, 1973).
 34. Hans Jonas. The Gnostic Religion: 2nd Ed. - Beacon Press, 1963. Перевод
"Гимна:" приводится на стр. 113-114.
 35. Галинская И.Л. Загадки известных книг. - М.: Наука, 1986.
 36. Интервью взято Е.Михайловой, опубликовано в журнале "Даугава" за 1987 г.
(С.100).
 37. Это наблюдение высказано Львом Лосевым, введшим самый термин
"метеорологический апокалипсис".
 38. Булгаков М. Романы. - Л.: Худож. лит., 1978. - С.779, 787.
 40. Ср. "Рукописи не горят" (там же).
 41. Ср. "Он не заслужил света, он заслужил покой" (там же)
 42. Личный разговор
 43. Brodsky J. Introduction // Platonov A. The Collected Works. - Ardis, 1978.
- P.X.
 44. "Улитка на склоне". Главы 2,4,7,8,11 были опубликованы в сборнике
"Эллинский секрет" (Л., 1966); главы 1,3,5,6,9,10 - в журнале "Байкал" (1968,
1-2).
 45. Александр Иванович Введенский (1904-1940). Заметки из его неопубликованной
"серой тетради", перепечатанной и переведенной Алисой Нахимовски (Alice
Nakhimovsky) в: Laughter in the Void: The Writings of Daniil Kharms and
Alexander Vvedensky // Wiener Slawistischer Almanach. - Wien, 1982. - Sonderband
5. - P.153.
 46. Hеавторизованная версия части, напечатанной в журнале "Байкал" была
опублико-вана под заглавием "Улитка на склоне" эмигрантским издательством
"Посев" (Франкфурт-на-Майне) в 1972. Издательство "Ардис" ("Ardis") перепечатало
вторую часть - на русском языке - под заглавием "Лес" (Ann Arbor, 1981).
Hумерация страниц в цитатах относится к этим изда-ниям.
 47. Suvin D. Criticism of the Strugatsky Brothers' Work // Canadian-American
Slavicc Studies. - 1972. -   2 (Summer).
 48. Дарко Сувин во введении к роману "Улитка на склоне" описал Управление как
"кафкианский бюрократизм" и "кафкианский мрак, соединенный с бессмыслицей в духе
Кэр-ролла" (с.14,15). Обозреватель в "Литературной газете" (1969, 15 окт.)
сожалел, что многие чи-татели не могут понять последнее произведение Стругацких
(то есть роман "Улитка на скло-не"). В некотором роде, материалы, представленные
в этом разделе, предвосхищает примеча-ние Дианы Грин (Diana Greene),
присоединяющей роман к "традиции нетрадиционных форм". "Например, "Симфония" -
поэма в прозе Белого, эксперименты с поэзией Велимира Хлебнико-ва и Владимира
Маяковского, роман Юрия Олеши "Зависть" (бинарная структура которого в некотором
роде предвосхищает роман "Улитка на склоне").".
 49. 19 мая 1968 г.
 50. "Если Лес - образ будущего, неизвестного, неясного, образ самой жизни со
всеми ее противоречиями, то Управление и его служащие - образ близорукого,
невежественного и нена-вистнического подхода к противоречиям жизни" (Д.Руднев.
Замкнутый мир современной рус-ской фантастики // Грани. - 1970. -   78; 1971. -
  71. С.185). Интерпретация Руднева игнори-рует связанную с этим "образом
будущего" жестокость, силу и разрушение.
 51. Suvin D. Introduction // Strugatsky A., Strugatsky B. The Snail on the
Slope. - Bantam, 1980. - pp. 11-20. Кустанович К. Hеопубликованная диссертация
(Колумбийский университет), с. 33-36.
 52. Greene D. Male and Female in The Snail on the Slope // Modern Fiction
Studies. - 1986. - Vol. 32. - ? 1. (Spring). - Pp.97-107.
 53. Грин, с.106. Для Сувина Лес также не менее угрожающ, чем Управление:
":социологически [Лес] может изображать общество; антропологически - людей;
политиче-ски - государство: онтологически - жизнь в общем, тягучее течение и
существование, для ко-торого в русском языке есть выразительный термин "быт":
Лес, наконец, внечеловечен: партеногенетические "высшие виды":" (Введение,
с.16-17). Он не задается вопросом: почему такие подавляющие категории, как
государство, народ (здесь: противопоставленный интеллек-туалам), общество и,
наконец, "внечеловечные, "высшие виды"" выражены в терминах резко негативных
женских архетипов.
 54. Значительная часть враждебной советской критики, сопровождавшей публикацию
части "Управление" (1968 год), основывалась на невысказанном убеждении, что
произведение является антисталинистской аллегорией. Западные критики также в
целом восприняли антиста-линистский или антитоталитарный уклон, но, насколько
мне известно, ни одна из существую-щих критических работ - ни на Востоке, ни на
Западе - не упоминает специфические отсылки к нацизму и фашизму и симметричную
оппозицию двух типов тоталитаризма, выраженную в об-разе мужского-женского в
романе. Этот взгляд на значение романа заинтересовал меня в ходе дискуссии с
Омри Роненом (Omry Ronen), который предположил существование параллель между
мужским/женским в романе и сталинизмом/фашизмом.
 55. Максим Каммерер и Рудольф Сикорски борются с фашистским режимом в романе
"Обитаемый остров"; Фриц Гейгер является "гитлероподобным" диктатором в романе
"Град обреченный"; у Марека Парасюхина светлые волосы, нордические черты лица и
он носит чер-ную кожаную куртку, похожую на эсэсовскую, в романе "Отягощенные
злом, или Сорок лет спустя".
 56. Бердяев H. Русский соблазн: По поводу "Серебряного голубя" А.Белого //
русская мысль. - 1910. -   11. Переведено Стэнли Рабиновицем (Stanley
Rabinowitz) и опубликовано в: The Noise of Change. - Ardis: Ann Arbor, 1986. -
Pp. 185-195.
Николай Александрович Бердяев (1874-1948) был одним из центральных участников
русского культурного ренессанса Серебряного Века. Вынужденный эмигрировать в
1922 году, он провел остаток своей жизни в Париже. Его работы по этике,
метафизике, христианскому эк-зистенциализму, эстетике и истории утвердили его в
роли одного из ведущих религиозных мыслителей и христианских философов этого
века.
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Сайонара                                                Алла, молчаливый глюк

--- Письмо неясного содержания, написанное с помощью GoldEd+/W32 1.1.1.2
 * Origin: С правдой возглашай (2:5020/1661.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Птн 02 Мар 01 07:50
 To   : All                                                 Суб 03 Мар 01 15:28
 Subj : Тьмускорпионская новость

Конничива, All-сан!
"Уже десять лет, как нет Советского Союза, а меня вpемя от времени прорывает
цитатами этой Атлантиды, словно сумасшедшее зеркало из повести братьев
Стругацких."
    Паршикова И. Когда-то я был такой // Известия (М.). - 2001. - 3 февp. - С.6.

Пoкa,                                                   Алла, молчаливый глюк

--- Письмо неясного содержания, написанное с помощью GoldEd+/W32 1.1.1.2
 * Origin: В незначительных делах счастье (2:5020/1661.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Суб 03 Мар 01 10:48
 To   : All                                                 Вск 04 Мар 01 16:16
 Subj : Хауэлл-100 (о, юбилей!)

Пpивeт, All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
ГЛАВА 3
3.1. Характеризация
В предыдущих двух главах мы обнаружили определенные черты научно-фантастического
замысла и декораций, которые поя-вились в ходе использования Стругацкими
жанровой формы для своих целей. Эта глава сосредотачивается на характеризации.
Како-ва связь между темой и персонажем? Как апокалиптические и гно-стические
мотивы, служащие фоном для формирования сюжета и отраженные в ландшафте,
отражаются в характеристике главных героев? Как с течением времени меняется
связь между человече-ским главным героем и чуждым? Во многих случаях, материал,
представленный в этой главе, основан на уже рассматривавшемся, но сейчас он
анализируется под другим углом. Изучение характери-зации завершает процесс
исследования того, каким образом уни-кальная научная фантастика Стругацких так
хорошо служила нуж-дам российской интеллигенции на протяжении трех десятилетий.
Можно ожидать, что интеллигентные читатели находили свое отра-жение в героях
Стругацких, и это действительно так. Впрочем, ни-жеследующий анализ текстов
предполагает, что, используя фанта-стические приемы для моделирования
реальности, авторы давали интеллигенции больше, чем просто отражение - они
давали опреде-ленный культурный миф для жизни по нему. Герои Стругацких не
только воплощают ценности интеллигенции, они несут эти ценно-сти в
экспериментальное будущее или альтернативный мир фанта-стики, где они находят
либо отрицание, либо подтверждение.
Наиболее ранний "типичный" герой научной фантастики Стругацких убежденно верит
во власть Разума - то есть в научный прогресс и (пере)воспитание масс, чтобы
вернуть гуманистические социалистические цели, "временно" преданные "культом
лично-сти". Hесмотря на их утопические социо-политические идеалы и непогрешимое
этически поведение, популярные герои ранних про-изведений Стругацких - "Далекая
Радуга" (1963), "Трудно быть бо-гом" (1964) и "Понедельник начинается в субботу"
(1965) обладают чувством юмора, ироническим остроумием и очаровательной
экс-центричностью. Сравнение между характеристиками персонажей Станислава Лема и
Стругацких показывает, что у последних герои намного "теплее" и эмоционально
притягательнее, нежели у перво-го, несмотря на их весьма схожие этику и взгляд
на мир, которыми как Лем, так и Стругацкие снабжали персонажей их ранних работ.
Разница в стиле характеризации, предположительно, обуславлива-ется разностью
намерений авторов, которые кратко можно сумми-ровать так: в то время как Лем,
рассматривая своих персонажей с постоянной интеллектуальной отчужденностью,
намеревается "заставить реальное выглядеть странным", Стругацкие, наделяя своих
персонажей знакомыми спонтанными чертами, "заставляют странное выглядеть
реальным". Например, герои раннего цикла "истории будущего" у Стругацких
("Полдень, XXII век (Возвраще-ние)") шутливо предполагают, что первым вопросом
одного из них тагорянам - когда состоится первый контакт человечества с други-ми
разумными расами - будет "Можно я лягу?.." Авторское наме-рение, стоящее за этим
аспектом метода характеризации по Стру-гацким, рассматривается А.Ф.Фроловым  с
точки зрения читатель-ского восприятия. Если читатель эмоционально
идентифицирует себя с психологией персонажа, полагающего себя обитателем
"реального мира", читатель более готовно "подавляет недоверие" и принимает
определенные фантастические постулаты:
"Недоумевающий читатель становится более открытым для восприятия душевного
смятения растерянного героя в чисто психо-логическом плане, так как оба
находятся примерно в одинаковом состоянии, отвлекающим читателя от существующего
в подсозна-нии своего жизненного опыта." (Фролов, с.67).1.
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

К чему бы это?                                          Алла, молчаливый глюк

--- Была бы я молчаливым глюком, да вот GoldEd+/W32 1.1.1.2 мешает...
 * Origin: В круговороте дня трижды принимать подданных (2:5020/1661.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 257 из 1003 +258                    Scn
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Суб 03 Мар 01 10:49
 To   : All                                                 Вск 04 Мар 01 16:16
 Subj : Тьмускорпионская новость

Пpивeт тeбe, All!
"Жаль только, что в пеpсоналиях я не нашла своего коллегу Максима Борисова,
интересного и острого критика Владимира Березина и "людена" Юpия Флейшмана, так
много сделавшего для изучения творчества Стругацких."
    Каpтогpафия жанpа: [Рец. на кн.: Харитонов Е. Наука о фантастическом:
Библиогpафич. спpавочник. - М.: Мануфактура, 2001. - 240 с. - 2000 экз.] //
Литеpатуpная газета: Книжный pазвал. - 2001. - 28 февp. - 6 маpта. - С.7. -
[Подп. М.Г.].

В таком вот аксепте                                     Алла, молчаливый глюк

--- Без All жизнь не та, люблю, привет от ЛИАНТА+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Крайность - к несчастью (2:5020/1661.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Yuri Zubakin                        2:5010/30.47    Вск 04 Мар 01 16:31
 To   : Alla Kuznetsova
 Subj : Тьмускорпионская новость
        Здравствуйте, Alla!

    Случайно увидел, как Alla Kuznetsova писал All (Суббота Март 03 2001,
10:49):

> [...]
 AK> 240 с. - 2000 экз.] // Литеpатуpная газета: Книжный pазвал. - 2001. -
 AK> 28 февp. - 6 маpта. - С.7. - [Подп. М.Г.].

    Так пусть с Женей свяжется - он сейчас как раз активно пополняет и уточняет
"Науку о фантастическом". И, кстати сказать, действительный тираж справочника
всего 200 экз. Что грустно      :(

                C уважением, Yuri

... Жук на обочине
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Вск 04 Мар 01 15:25
 To   : All                                                 Пон 05 Мар 01 10:14
 Subj : Библиогpафия: Февраль 2001
       БВИ вновь с Вами, All!

> Библиогpафия: Февраль 2001

> Книги:

Сказание о Ёсицунэ/Пеp. со стаpояп. А.Стpугацкого. -- СПб.: Евpазия, 2000.
-- 320 с. 7.000 экз. (п) ISBN 5-8071-0056-5.
Содеpж.:
С. 300-318: Стругацкий Аpкадий. Комментарии

> Пеpиодика:

Ваганов Андpей. Заметки кибеp-нытика//Hезависимая газета (М.). -- 2000. --
20 дек. (# 240). -- С. 13
[В заметке приведен отрывок из "Далекой Радуги" Стpугацких]

Герман Алексей. Алексей Герман: "Я хочу, чтобы люди задумались": [Беседа с
режиссером о работе над к/ф "Трудно быть богом" по роману
Стpугацких]/[Беседовала] Ю.Кантоp; Фото H.Логиновой//Известия (М.). --
2001. -- 19 янв. (# 8). -- С. 1-2, поpтp.

Герман Алексей. Трудно быть Геpманом: [Беседа о съемке к/ф по книге
Стpугацких]/Беседу вела Я.Юферова; Фото С.Аксенова//Тpуд (М.). -- 2000. --
25 нояб. (# 221). -- С. 5

Касперски Кpис. Симулятоp от... NASA//Компьютеppа (М.). -- 2000. -- # 8. --
С. 38-39
[Эпигpаф -- из "Понедельник начинается в субботу" Стpугацких]

Кошелев Александp. От Уэллса до ПРО: Еще в начале XX столетия писатели
знали, когда случится Хиpосима//Век (М.). -- 2001. -- 12-18 янв. (# 2). --
С. 15
[Тема ядеpной войны в фантастике. Упом. А.Белый, Г.Уэллс, H.Томан,
К.Каpтмилл, П.Роджеpс, Т.Клэнси, Стpугацкие]

Кудpяшова Мила. Леонид Ярмольник чуть не погиб на съемках. Трудно быть
богом: [Беседа с А.Геpманом о съемках фильма по мотивам повести
Стpугацких]//Веч. Москва. -- 2000. -- 14 дек. (# 233). -- С. 1, 6

Московкин Лев. Ничего нового не пpивезла//Моск. пpавда. -- 2000. -- 18 апp.
(# 70). -- С. 1
[О миссии ОБСЕ. Упом. Стpугацкие]

Стругацкий Борис. Близнецы из разных вpемен/[Беседовала]
Е.Яковлева//Известия (М.). -- 2000. -- 8 дек. (# 232). -- С. 9, поpтp.

Стругацкий Борис. Боpис Стругацкий: "Это страшный крест -- быть из
будущего"/Беседовали А.Сеpгеев, М.Говоpун//Миp Internet (СПб.). -- 2001. --
# 1. -- С. 76-81, поpтp.

Стругацкий Боpис. Стpугацкий Боpис, писатель: "Извините, конечно, но...":
2001. -- # 1-2. -- С. 7

Тильман Андpей. "А книга у меня уже есть!"//Компьютеppа (М.). -- 2000. -- #
4. -- С. 36
[Упом. Стpугацкие]

Юфеpова Ядвига. Трудно быть богом: Алексей Геpман экранизирует самую
правдивую из всех фантаст. повестей Стpугацких/Фото С.Аксенова//Тpуд-7
(М.). -- 2000. -- 2-8 нояб. (# 206). -- С. 21

В обзоре использована информация, полученная от
Владимира Колядина, Андрея Мешавкина, Михаила Манакова, Генри Лайона Олди,
Юрия Флейшмана, Виктора Язневича.

---     GoldEd     2.51.A0901+
 * Origin: Улыбаюсь во сне -- ну а что мне еще остается... (2:5007/1.45)