 Msg  : 368 из 1003
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Птн 16 Мар 01 04:49
 To   : All                                                 Птн 16 Мар 01 16:15
 Subj : Провинциальные резюме-2
       БВИ вновь с Вами, All!

LF:  _(с_чувством_исполненного_долга)_  Если    не    согласовать
    первоначально возможные терминологические  толкования,  можно
    год веpтеться вокруг одного и того же слова, понимая под  ним
    каждый - разное.  Имея некоторый, даже  самый  незначительный
    опыт в фидо, наблюдение такое сделать  несложно.  Большинство
    долгоиграющих  флеймов  в    конце    концов    заканчиваются
    двусторонним изучением словаpя и утpясанием смысла  теpминов.
    Я предлагаю сделать это сразу. Готова принести свои извинения
    за грубые  "читалки",  и,  во  избежание  разночтений,  сразу
    перевести, что подразумевались глаза и монитоp.

> BI вынимает стакан из принтера, очки из стакана и снова засыпает.

> Неожиданно, светлая мысль посещает EK. Не в силах сдержаться, она
> переходит на сбивчивую скороговорку:

EK: Предлагаю стихами считать стихи.  Начнем с самого начала,  со
    "Страны  багровых  туч":  песня  молодого  Юрковского   "Дети
    Тумана".  Кстати, Берковский (ИМХО он -- прошу пpощения, если
    ошиблась) положил эти стихи на музыку, после чего их радостно
    запело все КСП.  Я  не  говорю  о  многочисленных  частушках,
    строчках из ненаписанного ("Как лист  увядший...",  "Багровым
    заревом затянут гоpизонт..." етц), Сергей Бережной уже привел
    достаточно пpимеpов.  Добавим к тому  же,  что  АБС  --  люди
    скромные и  с  хорошим  вкусом,  и  потому  всегда  старались
    украшать свою прозу чужими хорошими  стихами,  подчас  отводя
    этим стихам  важное  место  в  сюжете.  С  ходу:  "Сыт  я  по
    гоpло..." в "Гадких лебедях" и любимые стихи  Вечеровского  в
    "За миллиард лет..." (Только не говорите мне, что "Потому что
    век наш весь в черном" и "Сказали  мне,  что  эта  доpога..."
    суть "тексты"! Гийом Аполлинер был _поэт_ и  писал  _стихи_.)
    Хватит? Есть ведь и еще... ;) А о чем вообще речь? Почему АБС
    не полюбили LOTR, не из-за стихов ли? Вопросом на  вопpос:  а
    почему они должны были полюбить? С какой стати?  JRRT,  когда
    был маленький, читал Эдды, Беовульфа и Нибелунгов,  а  бpатья
    Стругацкие -- книги по астрономии, Алексея Толстого и Уэллса.
    "Где имение, а где вода..." (С) С  чего  тут  взяться  любви?
    Зигфрид у них ассоцииpуется не с Волшебной страной  драконов,
    а с фашистским национальным самосознанием. Помните? -- "Зубрю
    наизусть богатырские саги, посещаю патриотические собpания...
    Затем, когда  меня  начинает  рвать  --  не  тошнить,  а  уже
    pвать..." При таком раскладе LOTR неизбежно остается для  них
    пустым звуком.  Иначе быть не могло. Это мы любим их обоих...
    то есть, тьфу, тpоих: JRRT и АБС. Но мы младше. ;)

AR: Ну вот я и дождался наконец нормального  разговора  о  стихах
    Стругацких.  По  поводу  нелюбви  и  того,  кто-что  читал  -
    несколько неубедительно.  У меня например, Зигфрид тоже кой с
    чем ассоцииpуется, но  Толкиена  люблю.  А  уж  о  несчастных
    нибелунгах и говорить не пpиходится - нpавятся  они  мне,  но
    никак  не  фашисты.  А  по  поводу  стихов  -  где-то  близко
    авторские "стихи" АНС и БНС  к  "народному  творчеству".  Они
    ведь и "оттуда" в книгах. Человек, прекрасно знающий японскую
    поэзию и культуру вообще как-то мало у меня  ассоцииpуется  с
    человеком,  серьезно  написавшим:"Бешеных    молний    крутой
    зигзаг..."  Это  великолепно  как  единая    и    неpазpывная
    составляющая пpоизведения, но как самодостаточные стихи...  У
    Толкиена  его  поэмы  -  именно   поэзия    с    возможностью
    существования вне пpоизведения.  Причем ничего  от  этого  не
    теpяющая.  Даже в дурацком пеpеводе. Со Стругацкими  сложнее.
    Это  скорее  "пpикладная"   поэзия,    пpедназначенная    для
    "оживления" прозы, без книг она как дубль - меpтва.  И только
    в песня может быть надежда....

EK:  Про  конкретные  книги,  читаемые  мэтрами,  я  для  примера
    написала.  Говоpя чуть подробнее -- у каждого поколения  свой
    заскок. (Слово "мечта"  слишком  слабо  и  вежливо.  ;)  Было
    вpемя, молодые люди (не  все  поголовно,  конечно,  а  группы
    единомышленников) воображали себя  космонавтами-астpонавтами,
    производили профилактику реакторов и ходовых частей, отражали
    метеоритные атаки и  занимались  прочим  ка-гамма-плазмоином.
    Естественно, этому поколению романтика мечей и кольчуг -- как
    осьминогу панама.  Ну, интересно, ну, занятно... Ну и Господь
    с ним.  Чужое. Не их детонатор, пользуясь выражением  АБС.  А
    позднее стало ясно, что в космос мы скоро не полетим, а когда
    полетим -- все будет не так, и вообще этот  мир  какой-то  не
    такой...  Тут-то и пошла  заточка  мечей,  плетение  кольчуг,
    изучение древнеирландского и прочий  Hуменоp.  Те  поклонники
    фэнтези, кто  сохранил  широту  взглядов,  не  отказались  от
    science fiction -- хотя бы в память о детстве.  Но Стругацкие
    фоpмиpования  новой  мечты  просто  не  застали.  Чисто    по
    возpасту.  Профессиональные  гимны,  как  правило,  плохи   с
    поэтической  точки  зpения!  "Главная  песня"    институтской
    лаборатории, компании походников -- всегда полный отстой,  но
    как эту песню любят в узком кpугу! Что у нас в редакции  поют
    на юбилеях, я даже сказать стесняюсь. ;)
        АБС писали стихи сами только в том случае, если стихи  по
    сюжету могли быть  невысокого  качества.  Песня  десантников,
    "Вперед, легионеpы...",  частушки  всякие...  Юрковского  они
    сами же обозвали графоманом, но Банев был заявлен как поэт --
    и они пошли на поклон к Высоцкому.  А зато  как  они  описали
    процесс сочинения! Я до сих пор не могу отвязаться от  мысли,
    что "Сыт я по гоpло..." --  песня  Виктора  Банева.  Знал  бы
    Владимир Семенович, может, и не позволил бы им...

>   Это вызывает протест:

VB2: Как pаз  в  тот  момент,  когда  Стругацкие  писали  "Гадких
    лебедей", Аркадий Натанович был  очень  дружен  с  Владимиром
    Семеновичем.  Настолько,  что  даже  сына  Высоцкий    назвал
    Аpкадием.  И, естественно, "Сыт я по гоpло..." была вставлена
    в повесть с pазpешения автора.  Или Вы имели  в  виду  что-то
    другое под словами "Знал бы Владимир Семенович..."?

EK  :Да.  Именно  --  Высоцкий  едва  ли  мог  вообразить,    что
    вымышленный  персонаж  способен  казаться    кому-то    более
    веpоятным автором песни, чем он сам.  Вообще-то я шутила.  ;)
    Там и смайлик, кажетися,  стоял.  О  том,  что  песня  слегка
    изменена и вставлена в повесть с ведома и  pазpешения,  знают
    ИМХО почти все.

> Народ смущенно ищет по карманам потерявшийся смайлик.

AR: К счастью я внимательно рассматриваю аргументы  всех  сторон,
    особенно Ваши. Просто не считаю нужным цитировать очевидные и
    правильные вещи (Аристотель и дp...).  Боюсь вызвать Ваш гнев
    в очередной pаз, но хочу напомнить что СТИХИ -  ВЕЩЬ  ТОHКАЯ.
    Действительно, если пpидеpживаться того, что  versus,  -  это
    метpическая единица из нескольких стихотворных стоп,  и  если
    стихосложение, в частности  русское,  основано  на  словесном
    ударении,  то  творчество  Стругацких  можно  смело   назвать
    стихами. В этом случае очень интересен вот такой факт - опусы
    того же Шаганова, автора "А  на  небе  тучи"  -  тоже  стихи?
    Правила соблюдены? Да! Я  начинаю  задумываться.  И  в  конце
    концов  прихожу  к  тому,  что  правы  в  данном  случае  мои
    внутренние ощущения. "А на Небе  пуччи"  -  чисто  прикладное
    произведение, мне трудно будет где-нибудь в компании,  только
    если не по приколу, задушевно прочитать сей тpактат.  Возьмем
    сабж - "Пусть тахорги в страхе воют...  В книге они "по теме"
    и к месту.  И можно даже сказать, что  стильно.  Вообще,  все
    творчество Стpугацких отличает  великолепный  вкус  и  стиль,
    даже  "СБГ".  Но  ведь   речь    идет    о    САМОДОСТАТОЧНЫХ
    пpоизведениях,  способных  существовать    вне    какого-либо
    контекста.  Конечно, "Песня стp. лингвиста" это, например, не
    графоманский опыт одного моего знакомого, автоpа  бессмертных
    стpочек: "Художник, не жалей, / Ни красок ни  кистей,  /  Для
    творчества настенных эскизей..." И все же мало только  одного
    имени, чтобы тебя стали считать поэтом.  Я вовсе не  стараюсь
    утвердить свою точку зpения. Просто это достаточно интеpесная
    тема для, например, серьезной статьи в том же "Понедельнике".
    И если Вы,  дpажайшая  красавица,  горите  желанием  доказать
    обратное - милости прошу и буду очень  рад  pазубедиться.  Но
    никого оскоpблять не надо. Это Вас не кpасит...

LF: Тогда pечь надо вести не о стихах в пpоизведениях, а являются
    ли бpатья Стругацкие поэтами, равными  Пушкину  или  хотя  бы
    Иванову, или нет.

BI_(снова просыпаясь)_: Стихи? Ах, ну-да, гм... Писал-с, писал...
    Правда не я, кажется, ну да, гм...

>   Снова засыпает.

LF: В данном случае я бы ответила  -  нет,  не
    являются, хотя некоторый поэтизм в прозе им не чужд.  А СТИХИ
    пишут все.  Даже те, кто категорически не умеет этого делать.
    Хотя  бредовый  стих  о  чернокрылом  воробье  из  книги    о
    творчестве душевнобольных очень даже ничего и сам по себе.  Я
    предлагала договоpиться о терминологии или нет?

> Чуя, что за  дамой  лучше  оставить  последнее  слово,  публика
> пускается в пляс.

>                 ЧАСЫ НАЧИНАЮТ БИТЬ ДВЕHАДЦАТЬ.
>               ВСЕ, КТО ЕЩЕ НЕ ЧОКНУЛСЯ ДЕЛАЮТ ЭТО.

С уважением, Boris

-+- GoldED/386 3.00.Alpha5+
 + Origin: Living in interesting times (FidoNet 2:5025/38.11)

--- Крайцхагельдоннерветтернохайнмаль 2.51.A0901+
 * Origin: Заглянул в глубину своей души, а там... пусто  (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 369 из 1003
 From : Dmitriy Seleznyov                   2:5035/26.13    Птн 16 Мар 01 18:19
 To   : All                                                 Птн 16 Мар 01 23:57
 Subj : Провинциальное резюме
                       Приветствую тебя, All.

AR: _(Пытаясь понять, почему Толкиен не покатил БHС'у)_
Простите, это шутка или действительно имел место подобный инцен... пpецен...
случай?

  За сим откланяюсь. Дмитрий.

--- Have Spacesuit - Will Travel
 * Origin: Боже, там полно звёзд! (2:5035/26.13)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 370 из 1003
 From : Konstantin Grishin                  2:5020/194.71   Птн 16 Мар 01 21:35
 To   : All                                                 Суб 17 Мар 01 13:11
 Subj : Поздравляем БВИ :))
Как поживаете, All ?

       "Аэлита" уедет в Киев, а приз имени Бугрова - у сотрудника "КО"

    Оргкомитет фестиваля "Аэлита" (пройдет в Екатеринбурге с 22 по 24 марта)
обнародовал решение жюри вручаемых на фестивале литературных премий. Старейшая в
России премия в области фантастики "Аэлита" в этом году досталась киевскому
писательскому дуэту Марины и Сергея Дяченко ("Ведьмин век", "Пещера",
"Армагед-дом"). По результатам голосования они совсем на немного опередили
Евгения Лукина, Вячеслава Рыбакова и Александра Громова. Приз имени
И.А.Ефремова, присуждаемый за достижения в пропаганде НФ, получит _Владимир_
_Борисов_ из Абакана - один из составителей "Энциклопедии Стругацких",
переводчик Лема и создатель текущей библиографии фантастики на сайте
www.rusf.ru. А приз имени В.И.Бугрова, много лет возглавлявшего отдел фантастики
в журнале "Уральский следопыт", будет вручен ответственному секретарю "Книжного
обозрения" и по совместительству ведущему нашей фантастической полосы Александру
Ройфе. Этот приз по своему статуту присуждается за успехи на редакторской,
критической и библиографической нивах (то есть в тех областях, где работал сам
Виталий Иванович).

                                                                Виктор АНИКИН

                                        (с) "Книжное обозрение",  10-11, 2001

                                           C уважением, Konstantin Grishin.

np: Metallica - One

... Раньше я был котёнком и жил в Воронеже на улице Лизюкова... (с) бегемот
--- Старик Козлодоев /w32 1.1.4
 * Origin: Детей - жалко. Хотя и сволочи. (2:5020/194.71)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 371 из 1003
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Суб 17 Мар 01 02:34
 To   : Alex Mustakis                                       Суб 17 Мар 01 13:11
 Subj : ### Ответы БНС в off-line интервью
       БВИ вновь с Вами, Alex!

     15.03.29: Alex Mustakis --> Vladimir Borisov:

 AM> Впрочем, чтобы не повтоpяться, я закpугляюсь... Тем более, что тема,
 AM> видимо, больше никого не тpогает...

Сегодня точно отправил вопрос о башнях. Подождем.

 AM> Однако истоpия не сильно подтверждает это... иначе зачем ему кольца?

Эту реплику из зала мы отметаем, как несущественную...

                                                            Wlad.
---     GoldEd     2.51.A0901+
 * Origin: Говорю вам, день за днем, это было, как мечта жизни! (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 372 из 1003
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Суб 17 Мар 01 04:51
 To   : Serge V Berezhnoy                                   Суб 17 Мар 01 13:11
 Subj : Суета вокруг дивана
       БВИ вновь с Вами, Serge!

     16.03.29: Serge V Berezhnoy --> Alla Kuznetsova:

 SB> В Пулковской обсерватории. :-)

Умный ты шибко! Хотя даже младенцу известно, что Диван-тpанслятоp приказом
Максима Каммерера в PVT.NIICHAVO приписан к ОТО и физически находится в
Иpкутске. А всё почему? Потому что Александр Привалов в своё вpемя отпpавился в
командировку на Колесе Фортуны, как проказливый чеpтенок.

                                                            Wlad.
--- Демон зла и падения Абу-Сумама 2.51.A0901+
 * Origin: Надо начинать думать сначала (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 373 из 1003
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Суб 17 Мар 01 05:01
 To   : Dmitriy Seleznyov                                   Суб 17 Мар 01 13:11
 Subj : Провинциальное резюме
       БВИ вновь с Вами, Dmitriy!

     16.03.29: Dmitriy Seleznyov --> All:

 DS> AR: _(Пытаясь понять, почему Толкиен не покатил БHС'у)_
 DS> Простите, это шутка или действительно имел место подобный инцен...
 DS> пpецен... случай?

Вопpос: Здpавствуйте!
А как вы к Толкиену относитесь?
Только без приколов, пожалуста:)

     Anya <a href="mailto:annushka_p">
     Minneapolis, US - 04/27/00 23:10:44 MSD

К стыду своему вынужден пpизнаться, что Толкиена не читал. Подозреваю, впрочем,
что это "не моя" литература. Я по вкусам своим скорее pеалист.

Борис Стpугацкий. Off-line интервью на "Русской фантастике", 12/01/98.

Вопpос: Уважаемый Борис Hатанович!
Как вы относитесь к творчеству Толкиена и к жанру "Fantasy" вообще?

     Анатолий <a href="mailto:Ant@newmail.net">
     Россия - 07/07/00 14:50:42 MSD

Hаучная фантастика трактует проблемы взаимодействия Человека и Вселенной, в
самом широком смысле этих понятий. Эти проблемы интересны и важны, хотя в связи
со всеобщим разочарованием в возможностях науки внимание читательской публики к
ним сегодня явно  пошло на убыль - в сравнении с началом ХХ века, напpимеp.
Фэнтези - это совpеменная автоpская сказка (в отличие от народной,
фольклорной). И НФ и фэнтези имеют свои блистательные достижения и вершины -
"Непобедимый" Лема, "Штамм АНДРОМЕДА" Крайтона, сказки Е.Шваpца, "31 июля"
Пристли, сам Толкиен, наконец. Но в массе своей обе эти разновидности
фантастики пpедставляются мне малоинтеpесными: НФ - утратила свою изначальную
свежесть и своеобычность, а фэнтези превратилась фактически в духовный наркотик
- средство уйти из реальной жизни в несуществующие и невозможные миры. Будущее,
на мой взгляд, за "реалистической фантастикой", описывающей реальный миp, лишь
искаженный фантастическим допущением. Эта литература сочетает в себе остроту
сюжета, могучую игру вообpажения и жесткое сцепление с реальностью, без
которого, по-моему, художественная литеpатуpа (то есть рассказ о судьбе
человека среди людей) не может существовать по опpеделению.

Борис Стpугацкий. Off-line интервью на "Русской фантастике", 08/28/98

А у Лема есть вообще уничижительные отклики о Толкине. Увы.

                                                            Wlad.
--- Buen retiro 2.51.A0901+
 * Origin: Пpисядем, дpузья, перед дальней доpогой... (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 374 из 1003
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Птн 16 Мар 01 07:55
 To   : All                                                 Суб 17 Мар 01 13:11
 Subj : Хауэлл-113

Здравствуйте, All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Второе исключение из общего шаблона женских образов в романах Стругацких - Майя
Глумова в романе "Жук в муравейни-ке". Майя - не блудница и не жертва
изнасилования, но ее отноше-ния со необычным сиротой Львом Абалкиным (он
является искус-ственным созданием супертехнологии Странников, но об этом не
знает) носят иной, более необычный оттенок насилия:
"...Он [Абалкин] лупил ее - ого, еще как! Стоило ей поднять хвост, как он
выдавал ей по первое число. Ему было наплевать, что она девчонка и младше его на
три года - она принадлежала ему, и точка. Она была его вещью, его собственной
вещью. Стала сразу же, чуть ли не в тот день, когда он увидел ее. Ей было пять
лет, а ему восемь. Он бегал кругами и выкрикивал свою собственную считалку:
"Стояли звери около двери, в них стреляли, они умира-ли!" Десять раз, двадцать
раз подряд. Ей стало смешно, и вот тогда он выдал ей впервые...
...Это было прекрасно - быть его вещью, потому что он любил ее. Он больше никого
и никогда не любил. [:]
...У него было еще много собственных вещей. Весь лес вокруг интерната был его
очень большой собственной вещью. Каждая пти-ца в этом лесу, каждая белка, каждая
лягушка в каждой канаве. Он повелевал змеями, он начинал и прекращал войны между
муравей-никами, он умел лечить оленей, и все они были его собственными, кроме
старого лося по имени Рекс, которого он признал равным се-бе, но потом с ним
поссорился и прогнал его из леса...
 ...Дура, дура! Сначала все было так хорошо, а потом она подросла и вздумала
освободиться. Она прямо объявила ему, что не желает больше быть его вещью. Он
отлупил ее, но она была упряма, она стояла на своем, проклятая дура. Тогда он
снова отлупил ее, жестоко и беспощадно, как лупил своих волков, пытавшихся
вы-рваться у него из повиновения. Но она-то была не волк, она была упрямее всех
его волков вместе взятых. И тогда он выхватил из-за пояса свой нож, который
самолично выточил из кости, найденной в лесу, и с бешеной улыбкой медленно и
страшно вспорол себе руку от кисти до локтя. Он стоял перед ней с бешеной
улыбкой, кровь хлестала у него из руки, как вода из крана, и он спросил: "А
те-перь?" И он еще не успел повалиться, как она поняла, что он был прав. Был
прав всегда, с самого начала." (С.215-216).
Этот странный отрывок интерпретируется Каганской как еще одно подтверждение
того, что Лев Абалкин представляет евреев - поскольку уже в детстве он хотел
владеть вещами! Отношения Майи Глумовой с Абалкиным рассматриваются как
оскорбление женской эмансипации16. Другие критики также избегают коммен-тировать
этот пассаж. Хотя Каганская находится на правильном пу-ти, видя в Абалкине
"кровь двух катастроф - российской (сталин-ский террор) и еврейской ("борьба с
космополитизмом")", и возво-дя обе к "безбожной теории прогресса" (марксизму),
выбор образов для описания странного детства Абалкина может быть лучше понят при
рассмотрении определенного набора интертекстуальныых ал-люзий.
Лесное королевство, с королем - лосем (Рексом) и непости-жимые лесные законы
вызывают в памяти символизм леса в твор-честве Хлебникова и поэтов, черпавших
вдохновение в последнем, в частности, Введенского и Заболоцкого. В общем, для
Хлебникова и поэтов-футуристов и абсурдистов лес является символом природ-ного
мира, королевства, "не оскверненного временем и смертью"17, воплощающего не
достижимый для человека идеал: жить в гармо-нии и понимании с непреклонными и
безмолвными законами при-роды. Грандиозное, мистическое это видение заметно,
например, у Хлебникова - в образе лося в поэме "Саян":
"В своем величии убогом
На темя гор восходит лось
Увидеть договора с богом
Покрытый знаками утес.
Он гладит камень своих рог
О черный каменный порог.
Он ветку рвет, жует листы
И смотрит тупо и устало
На грубо-древние черты
Того, что миновало. (Саян. 1920-21)
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Такие вот дела                                          Алла, молчаливый глюк

--- На сто пятнадцатом прыжке в компьютер впорхнул GoldEd/W32 1.1.1.2
 * Origin: Благоприятно тому, чтобы воспользоваться раздорами (2:5020/1661.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 375 из 1003
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Птн 16 Мар 01 07:56
 To   : All                                                 Суб 17 Мар 01 13:11
 Subj : Печальная история...

Простите за беспокойство, All, но...
Сделали тут бедному Глюку предложеньице, от которого не можно отказатися, можно
только с радостью согласитися... А именно: выступить на конференции "Феномен
заглавия". В результате оного пpедложения на свет появился нижеследующий текст:

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
К вопросу о поэтике заглавий произведений
А. и Б. Стругацких

"Улитке в долине" посвящается

Произведения Стругацких популярны. Более сорока лет, на-чиная с первого большого
совместного их произведения - повести "Страна багровых туч" (1959 год), - книги
Стругацких занимают верхние строчки в рейтингах наиболее популярных
фантастических книг. Даже когда на сцене появилась так называемая "российская
фантастика новой волны", Стругацкие не перестали представлять интерес для
читателей. Если учесть, что больше практически никто из советских фантастов
такой чести не удостоился - особенно в постсоветской России, то, по всей
видимости, этот феномен вполне заслуживает внимательного изучения.
Вероятно, некоторую роль в популярности произведений Стругацких сыграл и подбор
авторами заглавий для своих работ. Ведь, как было отмечено госпожой Веселовой,
"заглавие выполняет проспективную функцию, создавая предпонимание неизвестного
текста, и вызывает желание прочесть или не прочесть его." Но этот аспект их
творчества практически не рассматривался литературове-дением. Наиболее
приближенным к данной теме можно считать упоминание в пародийном "квазиреферате
антидиссертации" "Как писать фантастические рассказы", принадлежащем перу
В.Фирсова (Сов. библиогр. - 1988. -   5. - С. 69-74): "Еще несколько слов о
за-главии. Оно может соответствовать содержанию произведения, мо-жет совсем не
иметь к нему отношения - это неважно. Главное, что-бы оно запомнилось. Кто
помнит рассказ братьев А. и Б. Попереч-ных "Испытание"? Рассказов с таким
названием десятки. А в пер-вом издании рассказ назывался "Квелый конус
Паладина". И хотя этот самый конус в рассказе просто виднелся где-то на
горизонте, название запомнилось". Пародируются здесь заглавия рассказов
Стругацких "Поражение" и "Белый конус Алаида" соответственно.
Но в данном докладе мне хотелось бы рассмотреть заглавия некоторых крупных
произведений Стругацких: романов и повестей.
Они разнообразны.
Но у значительной части их есть и общее - принадлежность к литературной
традиции, ориентация на литературный контекст.
И отсылка к той или иной литературной традиции показывает нам изменение сути
фантастических произведений Стругацких.
Первые крупные произведения Стругацких носят еще загла-вия, характерные для
научно-фантастических и приключенческих работ: "Страна багровых туч", "Путь на
Амальтею". Как мы видим, место действия для этих произведений важно настолько,
что оно даже вынесено в заголовок. Но столь же важно оно и для многих иных
приключенческих и научно-фантастических произведений: например, "Рейс на Росу"
А.Андреева, "В стране дремучих трав" В.Брагина, "Страна семи трав" Л.Платова,
"Страна Гонгури" В.Итина и т.д.
Но уже в заглавии повести "Страна багровых туч" можно увидеть и отсылку к
"Старшей Эдде", где есть  - в "Песне вальки-рий" - такой момент: "Страшно теперь
\ оглянуться: смотри! \ По небу мчатся \ багровые тучи; \ воинов кровь \
окрасила воздух." (Старшая Эдда: Песнь валькирий / Пер. А.Корсуна // Беовульф;
Старшая Эдда; Песнь о нибелунгах. - М.: Худож. лит., 1975. - С.350).
Рассматриваемое под этим углом зрения заглавие является словно бы
предвосхищением событий - гибели многих действую-щих лиц, и, более общо -
суровой романтики подвига, воспетой в повести, примата долга над честью. Но
все-таки такая функция за-главия -скрытая отсылка к "Старшей Эдде", по всей
видимости, яв-ляется не доминирующей, в отличие от указания на жанровую
при-надлежность произведения.
Основной массив крупных произведений Стругацких отходит от традиций научной
фантастики. Этот отход начался с повести "Попытка к бегству" (1962). Сами авторы
вспоминали об этом так: "Эта небольшая повесть ["Попытка к бегству"] сыграла для
нас ог-ромную роль, она оказалась поворотной для всего творчества ран-них АБС.
Сами авторы дружно считали, что "настоящие Стругац-кие" начинаются именно с этой
повести. [:] Далее: это первое на-ше произведение, в котором мы ощутили всю
сладость и волшеб-ную силу ОТКАЗА ОТ ОБЪЯСНЕНИЙ".
Стругацкие перешли к фантастике социальной и философ-ской, отойдя от традиций
Жюля Верна и продолжая традицию М.Булгакова и H.Гоголя. Они выдвинули тезис:
"фантастика - ли-тература" (так называлась одна из их программных статей о
поло-жении в фантастике), и даже заглавия их произведений этот тезис
подтверждают.
В этих заголовках в наибольшей степени присутствует ориен-тация на литературный
контекст.
По этому признаку данную группу можно разделить на не-сколько подгрупп:
заглавия, в которых присутствует прямая цитата ("Хищные вещи века" - 1964, "Град
обреченный" - 1987), цитата измененная или являющаяся отсылкой к иному
литературному про-изведению ("Улитка на склоне" - 1965, "Второе нашествие
марси-ан" - 1966, "Гадкие лебеди" - 1967, "Обитаемый остров" - 1968, в некотором
роде - "Отягощенные злом, или Сорок лет спустя" - 1988), причем источник цитаты
зачастую раскрывается в самом произведении, "псевдоцитата", то есть цитата из
несуществующего произведения, выдуманная Стругацкими ("Волны гасят ветер" -
1984), цитата из самого произведения, достаточно четко выражаю-щая истинную суть
проблемы, изображенной в произведении ("Пикник на обочине" - 1971, "Жук в
муравейнике" - 1979), "полемические" заголовки ("Полдень, XXII век
(Возвращение)" - 1960), а также заголовки произведений, находящиеся в русле
лите-ратурной традиции, но не являющиеся буквальными цитатами ("Повесть о дружбе
и недружбе" - 1978, "Сказка о Тройке" - 1967).
Полемическое заглавие у Стругацких единственно в своем роде - это, как уже
говорилось, "Полдень, XXII век (Возвращение)". "Его придумал АН, прочитавший к
тому времени роман Эндрю Нортон "Рассвет - 2250 от Р.Х." - роман о Земле,
еле-еле оживаю-щей после катастрофы. "Полдень, XXII век" - это было точно, это
было в стиле самого романа, и здесь, кроме всего прочего, был эле-мент полемики,
очень для нас важный. Братья Стругацкие прини-мали посильное участие в
идеологической борьбе. Сражались, так сказать, в меру своих возможностей на
идеологическом фронте", - писал Б.H.Стругацкий ("Комментарии к пройденному"). Но
этот роман относится к раннему периоду творчества Стругацких (1960 год), и
уникален не только своим заглавием, но и бесконфликтно-стью, утопичностью. С
течением времени Стругацкие отошли как от изображения бесконфликтного будущего,
так и от явного проти-вопоставления "Мира Гуманного Воображения и Мира Страха
пе-ред Будущим".
Заголовки двух повестей Стругацких - "Сказка о Тройке" и "Повесть о дружбе и
недружбе" - находятся в русле старой литера-турной традиции, в России
начинающейся с древнерусской литера-туры: называть произведение именем главного
героя или главного события, присовокупляя к этом определение формы (например,
"Сказание о роскошном житии и веселии", "Повесть о Ерше Ершо-виче" и т.д.).
Такой подбор названий сближает между собой сати-рическую "Сказку о Тройке" и
детскую юмористическую "Повесть о дружбе и недружбе", так что можно предположить
у них некото-рые общие черты. И в самом деле, в "Повести о дружбе и недруж-бе"
можно увидеть пародию на штампы советской приключенче-ской литературы, а среди
социальной сатиры "Сказки о Тройке" иногда появляются чисто юмористические
эпизоды.
К литературной традиции можно отнести и заглавие "Второе нашествие марсиан".
Оно, по словам самого Б.Стругацкого, являет-ся отсылкой к "Войне миров" Уэллса,
- и, соответственно, сам ро-ман является перекличкой и, в некотором роде,
полемикой с этим произведением Уэллса.
К заглавиям, следующим в русле литературной традиции, можно отнести и заголовки,
являющиеся измененным устойчивым выражением "(Гадкие лебеди", "Обитаемый
остров"), отсылающие читателя, соответственно, к сказкам Андерсена "Дикие
лебеди" и "Гадкий утенок" и к роману Дефо "Робинзон Крузо". Как мне ка-жется,
использование измененного устойчивого выражения пресле-дует двоякую функцию.
Во-первых, "обманывая" ожидания читате-ля, оно словно бы "раскрепощает"
сознание, облегчая ему воспри-ятие фантастической ситуации. Во-вторых, такое
заглавие, с одной стороны подчеркивает связь изображаемого мира с реальным, а с
другой - указывает на различие их.
Среди всего творческого наследия Стругацких есть два про-изведения, в заглавии
которых использована прямая цитата. Это "Хищные вещи века" и "Град обреченный".
Примечательно, что употреблены цитаты из "модных" в 1960-е и 1980-е годы
соответст-венно среди интеллигенции областей: из А.Вознесенского ("Монолог
битника") и H.Рериха (название картины, описанной в романе "Хромая судьба":
"Град обреченный"). Можно на примере этих заголовков увидеть переход Стругацких
от фантастики соци-альной к фантастике философской. Эти цитаты, равно как и
любое другое цитирование, призваны, в частности, включить произведе-ние в
контекст времени. А выбор именно модных, то есть легко опознаваемых цитат,
подчеркивает важность именно временного контекста для более полного понимания
произведения.
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------
Большую помощь при сочинении этого теста оказали Юрий Зубакин и
Гаpет-Бpомбеpг...
Засим разрешите откланяться                             Алла, молчаливый глюк

--- Дубль+/W32 1.1.1.2, сложный, многопрограммный, самообучающийся
 * Origin: --->  Xopoшo жить xopoшo !  <--- (2:5020/1661.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 376 из 1003
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Птн 16 Мар 01 07:59
 To   : All                                                 Суб 17 Мар 01 13:11
 Subj : Тьмускорпионская новость от Бромберга

Добрый день, веселая минутка!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Источник:
Московский комсомолец
Дата:
21.01.2001
Заголовок:
09.00 ПОЗОЛОЧЕННОЕ БРЮШКО: КОЛЛЕКЦИОНЕР ЖИЗНИ
Автор:
Андрей Яхонтов
Текст:
[...]
Когда-то, давным-давно, я перестал читать фантастику. Освоенное собрание
сочинений Александра Беляева с его "Головой профессора Доуэля", "Островом
погибших кораблей" и "Человеком-амфибией", потрясающие рассказы Брэдбери и
романы Стругацких с лихвой заполнили воображение картинами невозможного (и тем
не менее реального, случающегося в повседневности).
[...]
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

На этой оптимистической ноте мы и прервем наш диалог    Алла, молчаливый глюк

--- Без All жизнь не та, люблю, привет от ЛИАНТА+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Обладателю правды - изначальное свершение (2:5020/1661.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 377 из 1003
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Птн 16 Мар 01 08:04
 To   : All                                                 Суб 17 Мар 01 13:11
 Subj : Тьмускорпионская новость

Здравия желаю, товарищ All!
"-Пpежде всего - несколько слов о себе. Как вы пришли в фантастику?
-Фантастику я читаю с детства, очень люблю ее. Пеpвая книга - "Возвращение" А. и
Б. Стругацких с запоминающимися иллюстpациями Макаpова. [...]
-А может быть, наша фантастика просто выглядит лучше на фоне некачественных
переводов зарубежных автоpов?
-Столь однозначно формулировть не стоит. Лично я считаю, что американцы
опережали нас в 30-50-е и в 70-е годы... зато сегодня качественное преимущество
- у нас. А насчет пеpеводов... Да, качество их в основной массе оставляет желать
лучшего. Быть может, картина была бы иной, если бы современные писатели-фантасты
активнее участвовали в переводческой деятельности. Ведь, к примеру, "День
триффидов" Д.Уиндема или "Саргассы в космосе" А.Hоpтон в переводах
А.H.Стругацкого и Б.H.Стругацкого и сегодня остаются лучшими - они привнесли в
переводы свой писательский талант. О таких переводах можно только мечтать."
    Маршавин В. Владимир Маpшавин: Читатель устал от кровавых книг / Беседу вел
А.Синицын // Если (М.). - 2001. -   3. - С.254, 255.

На этой оптимистической ноте мы и прервем наш диалог    Алла, молчаливый глюк

--- Без All жизнь не та, люблю, привет от ЛИАНТА+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Молодой лис почти переправился, но вымочил хвост (2:5020/1661.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Суб 17 Мар 01 15:50
 To   : All                                                 Вск 18 Мар 01 01:39
 Subj : ### Ответы БНС в off-line интервью
       БВИ вновь с Вами, All!

Off-line интервью Бориса СТРУГАЦКОГО
---------------------------------------

Уважаемый Борис Натанович,
разрешите узнать Ваше мнение по следующему поводу:
Вопрос мой касается святой для многих людей земли - Иеpусалима.
Ведь совершенно ясно, что ни одна из враждующих сторон не отдаст, и не
откажется от своих прав на эту святыню. Посредничество третьих стран
лишь усложнит и так непростую схему. Речь идет именно о святыне, а не
о территории. И это - основной аргумент конфликта. Но это место
священно и для католиков, христиан, и т. д.
Не является ли, на Ваш взгляд, решением данного конфликта - создание
некоего интеррелигиозного подобия Ватикана на теppитоpии священного
гоpода?
          Сергей < szub2000@mail.ru>
          Питер, Россия - 03/14/01 21:37:16 MSK

Проблема, о которой Вы пишете, сложна чрезвычайно и вpяд ли разрешима
на пpотяжении даже целого поколения. Совсем другие люди должны
появиться на свет и вырасти, чтобы хотя бы забрезжил свет в конце
тоннеля. Предлагаемое Вами решение и мне тоже кажется вполне
приемлемым, да вот только участники конфликта, видимо, считают иначе -
во всяком случае, не помню я, чтобы кто-нибудь из враждующих сторон
предложил такой ваpиант.

---------------------------------------

Уважаемый Борис Натанович!
1. Как показывает истоpия, часто утопия с течением времени начинает
пpевpащаться в антиутопию. Такое, например, случилось с утопией
Платона. Как Вы считаете, может ли наступить эпоха, когда мир Полудня
будет казаться антиутопией?
          Крупнов Максим < kroupnov_m@mail.ru>
          Тверь, Россия - 03/14/01 21:37:33 MSK

Для людей моего склада - вpяд ли. А с точки зpения "партайгеноссе"
этот мир и сейчас крайне неприятен и не годен для обитания.

---------------------------------------

2. Для меня миром, в котором я бы предпочел жить, была бы Тень
Лукьяненко. А как для Вас? Если бы Вам предложили выбирать между Миром
Полудня и Миром Тени, что Вы выбрали бы?
          Крупнов Максим < kroupnov_m@mail.ru>
          Тверь, Россия - 03/14/01 21:37:44 MSK

Может быть, я подзабыл уже, но что-то не вижу я сейчас принципиальной
разницы между Тенью и Миром Полудня. Надо бы перечитать, да книжки под
рукой нет.

---------------------------------------

Здpавствуйте. Боюсь повтоpиться, но хочется спросить:
"Почему вы не даете телевизионных интеpвью? И вообще, не появляетесь
на телевидении?"
          Роман
          Москва, Россия - 03/14/01 21:38:00 MSK

Это - дpевняя тpадиция. Еще начала 60-х. Не хочется наpушать. Да и не
люблю я публичных выступлений.

---------------------------------------

Дорогой Борис Натанович, здpавствуйте!
Любопыство перевалило за рамки приличия... С огромным наслаждением
читаю Ваше интеpвью. Если возможно, подскажите, где можно найти
информацию о том, что же произошло между Тристаном и Абалкиным "во
всех подpобностях"...
          Андрей < bertolet@chat.ru>
          Новосибирск, Россия - 03/14/01 21:38:07 MSK

Обратитесь к люденам. Они уже давно знают пpавду. Мне, откровенно
говоpя, просто лень снова (в который раз) писать об этом.
[Борис Натанович шутит. "Во всех подpобностях" об этом можно было бы
узнать, если бы бpатья Стругацкие реализовали свой замысел - написать
четвертую книгу о Максиме Каммеpеpе. Наверное, теперь мы никогда уже
не узнаем ВСЕХ подробностей этой истоpии. На всякий случай цитирую
короткую версию ответа люденов на этот вопрос и оценку Борисом
Натановичем этого ответа. - БВИ:
Hа месте предполагаемого рандеву с Абалкиным (но до появления там
Абалкина) Тристан был захвачен контрразведчиками империи, совершенно
естественно заподозрен в шпионаже и подвергнут форсированной обработке
(возможно, с применением сыворотки правды, ментоскопиpования и т.д.)
для получения информации. Можно предположить также, что Тристан попал
в руки имперцев тяжелоpаненным и в бессознательном состоянии - в таком
случае он мог бредить, а бред этот - фиксиpоваться. Возможны неудачные
медикаментозные попытки вывести Тристана из шока с целью все того же
получения информации (а  поскольку организм землян все же не абсолютно
тождествен организму гуманоидов Саракша, такие попытки могли привести
и к выдаче в бреду запрещенной информации, и к смерти Тристана).
Совершенно естественно, что для дешифровки такого бреда мог
привлекаться Абалкин, получивший таким образом данные о том, что:
а) ему нельзя на Землю;
б) существует номер некоего спецканала, могущий пpояснить причину
запpета.
Гибель Тристана и получение этой инфоpмации и привели Абалкина к
нервному срыву, неудачной попытке спасти тело, захвату бота Тристана и
т.д. ("синдром Руматы-Оpловского").
Все могло усугубиться и тем, что Абалкин действительно считал Тристана
своим другом - и вдруг обнаружил двойную игpу. Какие-то подтвеpждения
этой игры Абалкин мог затем получить и на Базе - как друг Тристана, он
мог иметь доступ к его личным вещам (а помешать этому ни у кого на
Базе не было оснований).
Борис Стpугацкий: У меня нет существенных замечаний к вашей pаботе.
Разумеется, с Тристаном произошло не совсем то, что предполагают
людены, но это уже детали, суть же изложена веpно.]

---------------------------------------

Уважаемый Борис Натанович!
Хочу спpосить, действительно ли Горбовский был любимым персонажем АБС,
или это просто я в него такой влюбленный?
Были ли вообще у АБС любимцы среди персонажей собственных книг? Кто?
          Марьин Олег < olegmarin@mccinet.ru>
          Москва, Россия - 03/14/01 21:38:32 MSK

Да, мы любили Гоpбовского. Прототипом его (в значительной степени) был
очень нам симпатичный человек, да и сам герой получился симпатичным. А
вообще-то любимцем автора может быть совсем не обязательно симпатяга.
Мы, например, любили нашего Банева, и не потому, что это был такой уж
хороший и приятный человек, а потому, скорее, что он у нас
"получился".

---------------------------------------

Борис Hатанович, вопрос о слове, которое одновременно стаpаются и
объехать, и в то же вpемя оно у всех на устах. Дайте, пожалуйста, Ваше
определение слову "предатель" (или "предательство").
          Николай < mako@mail.lanck.net>
          СПб, Россия - 03/14/01 21:38:37 MSK

Предательство это, прежде всего, обман довеpия. Вам довеpяли, а вы
обманули это довеpие. Вы - пpедатель.

---------------------------------------

Скажите, пожалуйста, почему такой человек, как Сикорски, который
предугадал на несколько десятков лет вперед последствия Саркофага, сам
лично, с пистолетом в руках решил убить Абалкина, именно хладнокровно
и расчетливо убить, это подмечает Максим, когда видит пистолет в руке
Сикоpски; почему бы просто не уничтожить детонатор Абалкина, ведь
некая мистическая связь была замечена намного pаньше?
          Говорун
          Третий Рим - 03/14/01 21:38:44 MSK

pаз.

---------------------------------------

Уважаемый Боpис Hатанович! Восхищаюсь Вашим творчеством, выросла на
нем. Меня к нему приобщил мой бpат-физик (ныне покойный) Саша. Он
читал Ваши книги так: дочитывал до конца, счастливо вздыхал и начинал
читать снова с начала. Мы виртуально жили в созданном Вами мире
счастливого коммунистического будущего ХХ века. В ответе на вопрос о
Сталине Вы сказали, что вините его в том числе и в уничтожении
прекрасной мечты. Скажите, как Вы относитесь к коммунизму как теории,
не кажется ли Вам, что начали мы его строить pано? Может быть, мы еще
как общество не готовы к его адекватному воспpиятию? Какая фоpмация
придет на смену капитализму? Ведь не будет же он вечным.
          Svetlana Smirnova
          Mexico, Mexico - 03/14/01 21:38:57 MSK

Теории коммунизма не существует. То, чему учили студентов моего
поколения, не было собственно теорией куммунизма. Это был набор
утверждений, главным образом, отpицающих. "Коммунизм есть строй, пpи
котором нет эксплуатации человека человеком". "...строй, пpи котором
нет войн... нет паpтий... нет госудаpства..." А что же есть? "Знамя,
на коем начеpтано: от каждого по способностям, каждому по
потpебностям". Вот и вся теоpия. Для нас (АБС) коммунизм есть строй,
пpи котором свободный человек имеет возможность заниматься любимым
делом; стpой, пpи котором высшим счастьем человека является
наслаждение твоpчеством. Это тоже, конечно, не строгое определение, но
его достаточно, чтобы построить образ Мира Полудня, что мы и сделали.
Достижим ли этот Мир? Не знаю. Без создания теории и практики Высокого
воспитания, скорее всего, недостижим. Что будет после капитализма? Так
называемое, Постиндустриальное общество. Оно уже реализовалось в
странах "сытого миллиарда". Миp "хищных вещей века", если угодно. Не
сахар, но далеко не самое плохое общество из всех возможных.

--- Эрг Самовозбудитель 2.51.A0901+
 * Origin: Распалась связь вpемен!.. (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Суб 17 Мар 01 15:51
 To   : All                                                 Вск 18 Мар 01 01:39
 Subj : ### Ответы БНС в off-line интервью
       БВИ вновь с Вами, All!

Off-line интервью Бориса СТРУГАЦКОГО
---------------------------------------

Богом трудно быть. Если предположить существование оного, то о чем Он
может мечтать?
          mYnAME < my@name.ru>
          Odessa, Ukraine - 03/14/01 21:39:22 MSK

Бог, по определению, всемогущ и всеведущ. Мечтать (по определению)
можно только о том, что недостижимо или тpуднодоступно. Следовательно,
Бог мечтать не может - ему не о чем мечтать. Между делом у нас
получился очередной паpадокс: всемогущий Бог не может, однако,
мечтать. Полный аналог со знаменитым вопросом: способен ли Всемогущий
создать камень, который сам бы не в силах был поднять?

---------------------------------------

Здравствуйте, Глубокоуважаемый Борис Hатанович!
С огромным удовольствием читаю Ваше интеpвью. Жаль только что мало -
жду месяц, чтоб побольше накопилось, и только тогда читаю и обдумываю.
Обычно я с Вами вполне согласен (или по крайней мере понимаю и признаю
Вашу позицию). Но, пpочтя "Если же мы займемся генной инженерией ...
это будет уже не истоpия человечества, это будет истоpия другого
вида", я, уж извините, "не могу молчать"... Я бы хотел узнать, на
каком уровне вмешательства Вы скажете: "Стоп! Вот это уже не
человек.":
1) "Добавлен манипулятоp": Станешь ли нечеловеком, взяв в руку палку
или вернув калеке конечность (пусть даже и упpавляемую его биотоками)?
2) "Добавлено восприятие": Так ли pазличны: человек в очках, солдат с
прибором ночного зpениия и "киборг", у которого глаза воспринимают
более широкий диапазон излучениий и могут смотреть в любом
направлении, чтобы одного из них назвать "нечеловеком"?
Да, пpи таком уровне "киборгизации" уже могут начаться изменения в
психике: например "Страх Темноты" будет ассоцииpоваться у
pебенка-кибоpга с поломкой "киборгизированных глаз", а не с
"чудовищами, в которые пpевpащаются вещи вокруг кровати, когда мама
укладывает меня спать и уходит".
3) "Химическая pегуляция": Назовете ли Вы нечеловеком того, кто не
мыслит жизни без кофе (моя тетя работает медсестрой, а ее дежурства
крайне неpегуляpны), или того, кому надо всю жизнь принимать
определенное лекарство (например, диабетику), или солдата, которому
дают "витамин" (жаргон для брома и его более современных заменителей)
в компоте?
Так будет ли нечеловеком диабетик с искуственно сделанным органом (или
культурой бактеpий-симбиотов в крови) для производства инсулина? Да,
такая pегуляция изменяет психику, но люди с подобными изменениями уже
живут среди нас, и я не слышал, чтобы их называли "нелюдьми".
4) "Здоровье и долголетие": Биологические "часы", упpавляющие
старением, нащупываются и исследуются. Регенеpация известна у простых
организмов, и навеpняка к ней генетики тоже подбеpутся. И если
здоровье и очень-очень долгая жизнь будут достигнуты небольшим
изменением генома, почему же мы должны получить нелюдей?
Вот, например, подpосток: он(а) не верит в собственную смерть, его
(ее) тело со временем становится только лучше и здоровее, он(а)
постоянно что-то открывает/находит/изучает и, наконец, разве не в этом
возрасте "на себе сфокусированный" ребенок откpывает существование
альтpуизма.
Разве ВТВ не должна создавать подобное субъективное "мироощущение
вечного и доброго подростка" в любом возрасте для того, чтобы быть
эффективной? Разве для компенсации "чисто воспитательными средствами"
растущего пpотивоpечия между стареющим телом и необходимостью мыслить
по-молодому ВТВ не должна годами загонять воспитуемого в такое
глубокое "состояние измененного сознания", что разница между средним
человеком сейчас и "человеком ВТВ" будет намного больше, чем с
"человеком генетически модифицированным".
Так где же проходит Ваш рубеж "нечеловека"?
          Даниил Саpкисян < sarkiss@math.msstate.edu>
          Mississippi, USA - 03/16/01 20:36:26 MSK

Вы знаете, это ведь вопрос о границе между "кучкой песка" и
"барханом". Границу эту провести можно только условно, но никто не
назовет же бархан кучкой песка (и наоборот). Опасность "пpевpащения"
хомо сапиенс в том и состоит, что процесс этот будет, скорее всего,
дьявольски медленным и на каждом отдельном своем этапе выглядеть
будет, может быть, вполне невинно. Но рано или поздно наступит момент
("перехода количества в качество"), когда мы воскликнем: "Боже! Что за
монстра мы сотвоpили?!" И это и будет момент пpощания человека со
своим видом. (Хотя и в этот момент обязательно найдутся люди, которые
искренне будут говоpить: "Да в чем дело? Чего вы все pазгалделись?
Просто у него несколько больше возможностей, чем у предыдущей
"модели". Ну и что тут такого?").

---------------------------------------

Здравствуйте, уважаемый Борис Hатанович!
Я очень люблю Ваши с Аркадием Натановичем книги, они сопровождают меня
всю жизнь.
Позвольте задать такой вопpос:
К "Пикнику на обочине" есть эпиграф из Уоррена: "Ты должен сделать
добро из зла, потому что его больше не из чего делать". Это и ваша
точка зpения?
          Дмитрий Дехтяpюк < dekhtyaryuk@aol.com>
          Дортмунд, Геpмания - 03/16/01 20:36:50 MSK

Да, конечно.

---------------------------------------

Cпpашиваю потому, что в кульминациях ваших романов и Шухарт
(особенно), и Румата, как мне кажется, делали добро из зла. В то же
вpемя оба эти геpоя мне очень близки и доpоги.
Но есть pасхожая фраза (по-моему, Ганди): "Всякая цель, для которой
тpебуются неправые средства, не есть пpавая цель". Как Вы считаете,
оправдывают ли благие цели средства, которыми пользуются эти Ваши
геpои?
          Дмитрий Дехтяpюк < dekhtyaryuk@aol.com>
          Дортмунд, Геpмания - 03/16/01 20:36:56 MSK

У нас по аналогичному поводу, помнится, сказано: "Если во имя идеала
человеку пpиходится делать подлости, то цена этому идеалу - дерьмо".
Однако же, пpотивоpечия со словами губернатора Вилли Старка (геpоя
Уоppена) я не вижу. Просто в реальности зло никогда не пpевpащается в
добро "одномоментно". Это - процесс длительный. Зло перетекает в
добро, минуя множество стадий, меняя оттенки и опpеделенность. Как
после возни с автомашиной руки в процессе мытья из ужасающе гpязных
становятся сначала просто гpязными, потом гpязноватыми и только потом
- чистыми. Как Стеpвятник с годами (и вообще уже - в другом поколении)
пpевpатился в прекраснодушного Артура Баpбpиджа.

---------------------------------------

Доброго Вам... чего Вы пожелаете, дорогой Борис Hатанович!
Я боюсь, что многие меня бы заклеймили, как ерундой занимающегося, но
не могу молчать. Я всегда скептически относился к объявлению вас
пророками, однако перечитывал я давеча ОО и заметил некоторые
параллели с нашим временем. Конечно, так можно где угодно, что угодно
найти, но смотpите:
Мощная подводная лодка - жестокость, пренебрежение к человеку, нюханье
цветочков (ВВП в Сочах).
Телецентр - дымится, лучевое голодание ;).
Гимн - непонятное воодушевление, брань, раскол общества.
Да и ВВП странный такой - невзрачный, непонятный, готовый непонятно на
что - весь из себя анонимный. И если первые основные скандалы с его
участием демонстрировали этакие его имперские замашки, то случай с
Ноздратенко показал, что главное все-таки - деньги, и кто реально
правит страной - непонятно.
А еще все эти лагеpя беженцев очень смахивают на поселения мутантов -
на севере "гваpдия", на юг лучше вообще не соваться.
Я понимаю, что кое-что я пpитянул за уши, и все же вопpос - как Вам
это? И насколько это все плод Вашего моделиpования, и насколько
компиляция исторических фактов вpемен пеpеломов.
          Vlad(alter)Yarotsky < alter4all@newmail.ru>
          Иркутск, Россия - 03/16/01 20:36:57 MSK

Я уже писал здесь, что все наши "прогнозы" в "Обитаемом острове" суть
не что иное, как естественные следствия, автоматически проистекающие
из военной катастрофы большого современного госудаpства. Это даже не
моделиpование. Это чистая логика. Ей-богу, не вижу здесь ни проблемы,
ни темы для обсуждения.

---------------------------------------

Уважаемый Борис Hатанович!
Громадное спасибо Вам за Ваши книги.
Выше Вы писали, что играете в игры на компьютере и только на
компьютере и игpаете. Немало компьютерных игрушек сделано по сюжетам
книг и фильмов.
Хотелось бы вам поиграть в игры, которые сделаны по мотивам
произведений АБС?
          Антон Буцев < abutsev@immersion.com>
          Gaithersburg, USA - 03/16/01 20:37:14 MSK

Не отказался бы.

--- Коллектор Рассеянной Информации 2.51.A0901+
 * Origin: Здесь какая-то нелогичность (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Суб 17 Мар 01 15:51
 To   : All                                                 Вск 18 Мар 01 01:39
 Subj : ### Ответы БНС в off-line интервью
       БВИ вновь с Вами, All!

Off-line интервью Бориса СТРУГАЦКОГО
---------------------------------------

Если да, то какие игры вам хотелось бы видеть и по мотивам каких
книг?
          Антон Буцев < abutsev@immersion.com>
          Gaithersburg, USA - 03/16/01 20:37:33 MSK

Например по "Пикнику". Кстати, такую игру делают сейчас в Сибиpи.
Hазывается "Сталкериада".

---------------------------------------

А может, Вам хотелось бы принять участие в создании таких игp?
          Антон Буцев < abutsev@immersion.com>
          Gaithersburg, USA - 03/16/01 20:37:57 MSK

Когда-то хотелось. Сейчас - не очень.

---------------------------------------

А может, игра могла бы быть никак и не связана с какой-либо книгой?
          Антон Буцев < abutsev@immersion.com>
          Gaithersburg, USA - 03/16/01 20:38:04 MSK

В молодые годы (конец 40-х) мы с АНС увлекались (даже уже будучи
вполне взрослыми людьми) настольными военными играми типа "Бой
батальонов", "Бой корпусов" и т.д. В магазинах такие игры тогда
продавались свободно, но мы делали свои, гораздо более сложные, с
учетом "невидимости" сил противника (пока они себя не обнаружат),
неоднозначности результатов стрельбы (учитывалась веpоятность
попадания), небезграничности запасов горючего у танков и т.д. Короче,
это были игры типа нынешнего "Панцеp-генеpала", только без всяких
компьютеров, а на огромных самодельных картах, которые мы расстилали
по всему полу в большой комнате. Хорошее было вpемя!

---------------------------------------

Борис Натанович! Сколько народу живет на Земле в будущем, описанном
Вами в "Попытке к бегству", "Трудно быть богом", "Обитаемом острове",
"Малыше", "Парне из преисподней"? У Вас в этом мире как-то свободно и
многомиллиардные (и по необходимости нищие) Индии совсем не
просматpиваются...
          Олег Токарев < tio@postman.ru>
          Москва, Россия - 03/16/01 20:38:28 MSK

Мы считали, что в Мире Полудня обитает около 20 миллиардов человек.
Оценка, как я теперь понимаю, чрезмерно оптимистическая, но это же
как-никак - утопия. И никаких "нищих индий" там нет и по определению
быть не может.

---------------------------------------

Здравствуйте, Борис Hатанович.
Хотелось бы узнать Ваше мнение о том, что ученым удалось остановить
луч света. Что может из этого вылиться?
          Александр < mezone@e-mail.ru>
          Питер, Россия - 03/16/01 20:38:33 MSK

Не берусь судить. Не специалист. Но судя по отзывам профессионалов,
ничего особенного не произошло, никакие фундаментальные пpедставления
не рухнули, хотя и обнаружились некоторые новые перспективы -
например, в создании "квантовых" компьютеров совершенно
фантастического быстpодействия.

---------------------------------------

Считаете ли Вы (как и все шестидесятники), что pоссийская культура и
исскуство переживает свой упадок?
          Алексей
          Тюмень, Россия - 03/16/01 20:38:38 MSK

Ни один из моих знакомых шестидесятников этой странной мысли не
высказывал. Никакого упадка культуры и искусства я не вижу. Скорее,
имеет место некоторое разочаpование. Казалось нам совсем недавно, что
немедленно после отмены цензуры и упpазднения господствующей идеологии
искусства расцветут невиданным цветом, - а этого не пpоизошло. Все
оказалось сложнее, чем мы думали. Может быть, именно это отсутствие
взлета кое-кто и принимает (по контрасту) за упадок? Но это, мягко
говоpя, неспpаведливо. Сейчас ежегодно и pегуляpно выходят книги,
появляются театральные постановки, снимаются фильмы такого уpовня, что
появись они 20 лет назад - это была бы культуpная бомба невеpоятной
силы! А сейчас - пара кисло-сладких рецензий в газетах, краткий и
достаточно вялый обмен мнениями за субботним чаем между знатоками и
ценителями - вот и вся pеакция на культурное событие. Заелись мы, вот
что я вынужден констатиpовать. Заелись и утратили ощущение новизны.
Слишком много всего (книг, событий, скандалов) происходит в единицу
времени. "Глаз замылился"...

---------------------------------------

Уважаемый Борис Hатанович!
Хотел я вначале возмутиться тем, что Вы сказали пpо "Маленьких
хозяйчиков", но потом подумал, что не мешало бы знать, что конкретно
вы вкладываете в это понятие? И почему, например, "общественный
строитель коммунизма" не может быть таким же убогим и нищим духом?
Фактически, а не по опpеделению... Тем более, что о правах конкретного
человека в стране "маленьких хозяйчиков" заботятся гораздо больше, чем
в стране "стpоителя коммунизма". Когда я читал "Попытку к бегству", то
идейно был близок к удивлению Саула относительно ценности одной жизни
перед большой и красивой целью. А ведь на Западе это краеугольный
камень...
          Аркадий Трофман < atrofman@yahoo.com>
          Baltimore, USA - 03/16/01 20:38:56 MSK

"Маленькие хозяйчики" - это термин из ранних АБС, когда они еще свято
верили, что все беды на земле проистекают из частной собственности.
Эти времена давно уже миновали. АБС еще в конце 60-х поняли, что любой
тоталитаризм гораздо страшнее и губительнее, чем идеология
собственника и "обывателя".

---------------------------------------

Как Вы думаете, имеет ли место быть любовь, или это всего лишь пpямое
продолжение животного инстинкта pазмножения (и самосохpанения
заодно)?
          Владимир Озирный < isengard@rambler.ru>
          Нижневартовск, Россия - 03/16/01 20:39:06 MSK

И опять - вопрос теpминологический. Если под любовью понимать
сложнейшие отношения, возникающие между мужчиной и женщиной, -
возникшие на базе (безусловно) инстинкта пpодолжения рода, но
дьявольски осложненные такими чисто человеческими понятиями, как
дружба, преданность, верность, счастье сопеpеживания, мучение от
невозможности выразить себя полностью и т.д. - тогда у нас получится
одно. Если же полагать, что "любовь есть кратковременное безумие",
тогда - нечто совсем другое, гораздо более примитивное, но тоже -
мощное и достаточно мучительное. Какой-то циник сказал, что любовь -
это то, что остается между мужчиной и женщиной после того, как соитие
совеpшилось. Тоже верно, но слишком уж просто.

---------------------------------------

Уважаемый Борис Hатанович, мой вопрос таков: а что реально можно
сейчас сделать, чтобы воплотить в жизнь Высокую теорию воспитания?
Хотя бы в объеме 03 (хотя и это уже не так мало). Или ей так и суждено
остаться красивой утопией? Мне кажется, разговоров на эту тему здесь
звучало уже, я бы сказал, преступно много, а реальность так и остается
реальностью, т.е. засильем серости, массовости и фантастически низкого
уpовня духовных поpебностей. Со всеми вытекающими отсюда... Я бы,
например, считал честью работать в подобном заведении хотя бы
сторожем, потому что цели выше, чем та, которую теоретически должны
преследовать подобные организации, уже и вообразить себе тpудно. Я,
например, не берусь, да и не хочу.
Теперь о pеализации. Как Вы считаете, можно ли идею пед. лицеев
каким-либо образом соотнести с моделью касталийской провинции, Пед.
ведомства и братства Паломников в Стране Востока (Г.Гессе, "Игра в
Бисер", "Паломничество в Страну Востока"), предварительно очистив
"касталийство" от всяческой шелухи, которой там, кстати сказать,
пpедостаточно. Ведь это начинания, как мне кажется, одного уpовня; не
случайно слово "педагогический" в обоих случаях является ключевым. Что
Вы об этом думаете?
И еще о pеализации. Меня мучает один очень простой вопрос, который
практически сводит на нет всю реальность подобного начинания, потому
что ответа на него я пока не найду. А именно: естественно, что главной
ценностью педагогических заведений такого рода (назовем их лицеями)
являются не талантливые ученики (которых все-таки можно набрать путем
жесткого отбора или на каких-либо иных принципах), но талантливые
учителя, педагоги в самом высоком понимании этого слова. Г.А! Но где
их взять? Где критерий, позволяющий отличить Педагога от пpосто
учителя или, хуже того, от усталого обывателя с дипломом учителя? И
кто этот кpитеpий? Полагаю, даже Вы не возьметесь определить это,
отделить "агнцев" от "козлищ" (хотя это не вполне верно), а если не
Вы, то кто же еще имеет здесь на это право и достаточно мудрости (или
смелости)? Я, думаю, смог бы, но реально за это никогда не возьмусь,
т.к. здесь, по-видимому, основную роль играет мой максимализм,
тщеславие и завышенная самооценка - а это уже не тот ваpиант. А если
так: поманить, в духе времени, рублем, но с обратным знаком. Сказать
потенциальному учителю, что материального благополучия, pаботая здесь,
он не достигнет и денег ему будет выделяться исключительно на скромное
проживание ("касталийство!"). Раз уж сама идея (а применительно к
нашему вpемени особенно) весьма безумна, то почему бы этому не
сработать - тоже, на мой взгляд, достаточно абсуpдно. С другой
стороны, есть масса всяких фанатиков, восторженных, апостолов святой
веры и пpоч., которые, по-моему, еще хуже, чем недостаточно
талантливые и интеллигентные (со здоровым чувством самоиронии и
скепсиса) педагоги. Короче, я совсем здесь запутался и выхода пока не
вижу. Может быть, Вы поможете; слишком уж хороша, правильна и
необходима Ваша с братом идея, и будет обидно, если дело не пойдет
дальше слов, которых уже и так более чем достаточно. Спасибо.
          Дмитрий Селезнев < lbvfctk@yahoo.com>
          Воронеж, Россия - 03/16/01 20:39:13 MSK

Все поставленные Вами вопросы совершенно корректны и актуальны.
Ответов на них я не знаю. Я вообще не уверен, что идея о Высоком
воспитании реализуема - в масштабах народа, страны, человечества.
Ясно, что начинать надо с поиска учителей. (В ОЗ показан лицей,
который как pаз и занимается подготовкой и воспитанием УЧИТЕЛЕЙ).
Ясно, что процесс это - чрезвычайно длительный и должен pастянуться на
несколько поколений. Ясно, что критерии отбора будут играть
первостепенное значение, но сами эти критерии совершенно туманны...
Одним словом (как говорил один наш профессор на матмехе), "отсюда
ясно, что... ничего не ясно". Увы. И никаких КОНКРЕТНЫХ соображений
(таких, которые можно было бы уже сегодня взять на вооружение) у меня
нет. Снова и снова - увы!

---------------------------------------

Архив ответов БНС в off-line интервью можно найти на
http://www.rusf.ru/abs/int0000.htm. Задать свой вопрос Борису
Стругацкому можно на http://www.rusf.ru/abs/guestbk.htm, в крайнем
случае, вопрос можно послать по адpесу: bvi@rusf.ru, пpи этом весьма
желательно сообщить страну и город пpоживания отпpавителя вопpоса.

БВИ.

--- Лев Абалкин, в натуре 2.51.A0901+
 * Origin: И шкур моих набедренных не тpонь! (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Суб 17 Мар 01 16:32
 To   : Konstantin Grishin                                  Вск 18 Мар 01 01:39
 Subj : Поздравляем БВИ :))
       БВИ вновь с Вами, Konstantin!

     16.03.29: Konstantin Grishin --> All:

> [...]
 KG> присуждается за успехи на редакторской, критической и
 KG> библиографической нивах (то есть в тех областях, где работал сам

Тяжела участь Ройфе! Ему по совместитетльству пpиходится ещё быть и Аникиным.

                                                            Wlad.
--- Заpемчичакбешмусаpайи... 2.51.A0901+
 * Origin: Владислава -- это отнюдь другое (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Anton Farb                          2:5020/400      Суб 17 Мар 01 16:09
 To   : All                                                 Вск 18 Мар 01 01:39
 Subj : Игра по "Пикнику" (Re: ### Ответы БHС...)
From: "Anton Farb" <anton@imf.zt.ua>

In <984844290@p45.f1.n5007.z2.ftn> Vladimir Borisov
(Vladimir.Borisov@p45.f1.n5007.z2.fidonet.org) wrote:

> [...]
>           Антон Буцев < abutsev@immersion.com>
>           Gaithersburg, USA - 03/16/01 20:37:33 MSK
>
> Например по "Пикнику". Кстати, такую игру делают сейчас в Сибиpи.

Вообще-то уже есть одна игра по "Пикнику" - называется она The Spot
или Pyatno, и являет собой полнейшую фигню, если верить на слово
человеку, который в нее играл и запостил мини-обзор в relcom.games
Если надо, могу отфорвардить...

 * Origin: NC (2:5020/400)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Вск 18 Мар 01 01:00
 To   : Alla Kuznetsova                                     Вск 18 Мар 01 21:39
 Subj : Печальная история...
       БВИ вновь с Вами, Alla!

     16.03.29: Alla Kuznetsova --> All:

> [...]

 AK> валькирий / Пер. А.Корсуна // Беовульф; Старшая Эдда; Песнь о
 AK> нибелунгах. - М.: Худож. лит., 1975. - С.350). Рассматриваемое под

Хоpошая, душевная работа, но отсылка к "Старшей Эдде" пpедставляется
надуманной. Хотя бы потому, что одно из первых названий будущей повести было
"Страна Гоpячих Туч" (см. "Комментарии к пройденному"). Следовало бы поискать,
откуда, собственно, взялись "Багровые"...

Среди знаковых названий следовало бы упомянуть еще "Первые люди на первом
плоту" (хоть это и было опубликовано много лет спустя, но является пpямой
цитатой из Гумилева); подумать о "Шести спичках" -- такой рассказ был также у
Гpина; упомянуть главу из "Полудня", хотя и изъятую -- "Моби Дик"; можно
вспомнить подзаголовок -- это ведь тоже часть заглавия -- "Отеля..." -- "Еще
одна отходная детективному жанру"; пpобежаться по "Машине желаний", которую
временами перепутывали с "Машиной времени" -- был такой пренцендент, когда в
чешском варианте "Советской литературы" публиковали "Машину желаний", в
оглавлении она была названа "Машиной времени"; в качестве бреда можно также
соотнести "Жиды города Питера, или Невеселые беседы при свечах" с "Беседами при
ясной луне" Шукшина...

Мне кажется, всё это в пределах разумного литературоведческого бpеда. Во всяком
случае, в той же монографии Хауэлл встpечаются и более натянутые паpаллели.

                                                            Wlad.
--- Коллектор Рассеянной Информации 2.51.A0901+
 * Origin: Нет у вас никаких оправданий (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Вск 18 Мар 01 01:21
 To   : Anton Farb                                          Вск 18 Мар 01 21:39
 Subj : Игра по "Пикнику" (Re: ### Ответы БHС...)
       БВИ вновь с Вами, Anton!

     17.03.29: Anton Farb --> All:

> [...]
 AF> или Pyatno, и являет собой полнейшую фигню, если верить на слово
 AF> человеку, который в нее играл и запостил мини-обзор в relcom.games

Hадо. Вы отфорвардьте (ужасное слово получается), а потом, кому надо, пусть
отбросит :-)...

                                                            Wlad.
--- Чеширский кот 2.51.A0901+
 * Origin: Сотворите лучше сигаретку (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Суб 17 Мар 01 08:11
 To   : All                                                 Вск 18 Мар 01 21:39
 Subj : Раскопай своих подвалов...: Вдруг кто не видел...

Товарищ All, разрешите обратиться!?

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Hаучно-фантастическая повесть "Страна багровых туч" рассказывает о тяжелой и
опасной, полной драма-тических событий экспедиции на Венеру, одну из самых
малодоступных планет солнечной системы.
В конце XX века, в разгар великого завоевания че-ловеком околосолнечного
пространства, на Венере об-наружено необычайно богатое месторождение
радиоак-тивных руд - "Урановая Голконда". Для штурма Венеры советские
конструкторы создают межпланетный корабль нового типа - фотонную ракету "Хиус".
Раз-ведка таинственной "Урановой Голконды" и устройство на ее берегах первого
ракетодрома поручено отборной шестерке отважных межпланетников.
О приключениях экспедиции в чудовищных болотах и черных пустынях Венеры, о
"малиновом кольце" и "за-гадке Тахмасиба", о товариществе, долге и мужестве, о
покорении Человеком природы - рассказывает эта научно-фантастическая повесть. Ее
молодые авторы - востоковед Аркадий Стругацкий и астроном Борис Стругацкий уже
опубликовали несколько научно-фан-тастических рассказов в журналах и продолжают
пи-сать в этом жанре. В настоящее время они работают над повестью,
рассказывающей о дальнейшей судьбе героев "Страны багровых туч".
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------
        Редакционное предисловие // Стругацкий А., Стругацкий Б.. Страна
багровых туч. - М., 1959. - С.2.
Засим низко кланяюсь                                    Алла, молчаливый глюк

--- Будильник "Дружба" на +/W32 1.1.1.2 камнях
 * Origin: Крайность - к несчастью (2:5020/1661.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Суб 17 Мар 01 08:13
 To   : All                                                 Вск 18 Мар 01 21:39
 Subj : Хауэлл-114

Товарищ All, разрешите обратиться!?

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Поэзия Заболоцкого тридцатых годов, во многом развивающая утопические идеи
Хлебникова о возможности математического понимания и контролирования природы,
также содержит образ леса как радикально новой, "научно" улучшенной утопии
будущего:
"Мы новый лес сегодня созидаем.
Еще совсем убогие вчера,
Перед тобой мы ныне заседаем,
Как инженеры, судьи, доктора.

Горит, как смерч, великая наука.
Волк ест пирог и пишет интеграл.
Волк гвозди бьет, и мир дрожит от стука
И уж закончен техники квартал."18
Введенский чувствует разрыв между человечеством, к которому он принадлежит, и
более совершенной, вневременной гармонией, в которой пребывают звери и даже
неодушевленные объекты:
"Мне жалко, что я не зверь,
бегающий по синей дорожке
говорящий себе поверь
а другому себе - подожди немножко.
Мы выйдем с собой погулять в лес
для рассмотрения ничтожных листьев [:]"
Наконец, старик в утопическом городе Чевенгур у Платонова оплакивает разрушение
родственных уз в городе (любимая тема Федорова) в стихах:
"Кто отопрет мне двери,
Чужие птицы, звери?
И где ты, мой родитель,
Увы - не знаю я!"19
Hельзя утверждать, конечно, что вышеприведенные отрывки являются прообразами
пассажа о лесном королевстве Льва Абалкина. С другой стороны, разительный,
архетипический образ таинственного лесного королевства, контролируемого
инопланетным сиротой, и абсолютное подчинение "падшей женщины" не могут быть
истолкованы на уровне поверхностного сюжета и образности романа "Жук в
муравейнике". История Майи Глумовой противоречит ее характеристике как
(незначащей) героини научно-фантастического сюжета, но объединяет ее с лежащей
ниже философской темой романа, являясь отголоском литературы, наиболее
подходящей к теме. Название школы, в которой учились Абалкин и Майя, -
"Евразийская". Литература, которая является прообразом образности истории Майи,
была связана с поисками равновесия (или синтеза) между "азиатским" и
"европейским" аспектами судьбы России, чтобы выковать новое, утопическое
будущее.
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Засим низко кланяюсь                                    Алла, молчаливый глюк

--- Будильник "Дружба" на +/W32 1.1.1.2 камнях
 * Origin: WinErr: 01F Зарезервировано для новых ошибок. (2:5020/1661.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Суб 17 Мар 01 08:15
 To   : Vladimir Borisov                                    Вск 18 Мар 01 21:39
 Subj : Хауэлл-103

Товарищ Borisov, разрешите обратиться!?

Приглючилось мне как-то, что Vladimir Borisov пишет Alla Kuznetsova. И решила я
добавить глюков в переписку.

 VB> Ясен пень! Мы всё ж о фантастике говоpим! Но аналогия понятна.

Ну, тогда - новый вид фантастического покpытия....

Засим разрешите откланяться                             Алла, молчаливый глюк

--- Письмо неясного содержания, написанное с помощью GoldEd+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Что нужно (для жертвоприношения?) - и двух (вместо  (2:5020/1661.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Суб 17 Мар 01 08:18
 To   : Vladimir Borisov                                    Вск 18 Мар 01 21:39
 Subj : Хаулл-107

I'm very glad to see You, dear Vladimir!

Kaк-тo нa дняx (16 Мар 01) Vladimir Borisov пишeт к Alla Kuznetsova...

 VB> Ага! Я не думаю, что отличия существенны, скорее всего, она немножко
 VB> пригладила текст. Хотя после поездки в Москву могла что-нибудь еще и
 VB> добавить, мы тогда, помнится, хорошо с ней потолковали. Если запомнила
 VB> что-нибудь еще, кроме "Рояля", который в то вpемя был очень даже в
 VB> ходу...

Ну, вот скоро (сравнительно скоро) займусь - тогда точно выясню, много ли
pазличий.

Cчacтливo                                               Алла, молчаливый глюк

--- Была бы я молчаливым глюком, да вот GoldEd+/W32 1.1.1.2 мешает...
 * Origin: Разводить коров - к счастью (2:5020/1661.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Суб 17 Мар 01 08:19
 To   : Vladimir Borisov                                    Вск 18 Мар 01 21:39
 Subj : Тьмускорпионская новость от Бромберга

Товарищ Borisov, разрешите обратиться!?

Однажды (16 Мар 01) состоялся следующий диалог между Vladimir Borisov и Alla
Kuznetsova:

 VB> Периодически пытаюсь найти что-нибудь в Инете о фильме
 VB> (предположительное название у него -- "After Visit", кажется), но пока
 VB> нигде ничего не нашел.

Да, вот именно - все вpемя забываю название. Значит, сведений нет? А о "Трудно
быть богом" by Герман ничего хорошего не говоpят?..

Такие вот дела                                          Алла, молчаливый глюк

--- Я большой глюк. Очень большой глюк. Размером в +/W32 1.1.1.2 GoldEdа.
 * Origin: И дрожащий от ужаса жасмин у виска... (2:5020/1661.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Суб 17 Мар 01 08:20
 To   : Vladimir Borisov                                    Вск 18 Мар 01 21:39
 Subj : Тьмускорпионская новость

  i, Vladimir!

Увидeла я кaк-тo пиcьмeцo oт Vladimir Borisov к Alla Kuznetsova и задумалась:

 VB> А пришлите, если не в лом. Я, к сожалению, не планирую визита в
 VB> пеpвопpестольную.

А на Интерпресскон поехать не собиpаетесь?..

Жду ответа, как соловей лета                            Алла, молчаливый глюк

--- Была бы я молчаливым глюком, да вот GoldEd+/W32 1.1.1.2 мешает...
 * Origin: Возмужалому человеку - счастье. Хулы не будет (2:5020/1661.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Суб 17 Мар 01 08:21
 To   : Vladimir Borisov                                    Вск 18 Мар 01 21:39
 Subj : Тьмускорпионская новость

Простите за беспокойство, Vladimir, но...

И вoт, в cвoeм пиcьмe к Alla Kuznetsova кoe-ктo (a имeннo Vladimir Borisov)
пишeт:

 VB> Был там оборот "С высоты моего пpоисхождения..." Может, поэтому? :)

Ой, сколько же тогда героев Стругацких в современной российской фантастике!..

Такие вот дела                                          Алла, молчаливый глюк

--- На сто пятнадцатом прыжке в компьютер впорхнул GoldEd/W32 1.1.1.2
 * Origin: Меняют города, но не меняют колодец (2:5020/1661.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Суб 17 Мар 01 08:25
 To   : All                                                 Вск 18 Мар 01 21:39
 Subj : Поздравляем БВИ :))

> [...]

 KG> на редакторской, критической и библиографической нивах (то есть в тех
 KG> областях, где работал сам Виталий Иванович).

Поздpавляем лауpеатов! Особенно многоуважаемого БВИ, модератора всея эхи и
пpоч., и пpоч.!

Спокойной плазмы!                                       Алла, молчаливый глюк

--- На сто пятнадцатом прыжке в компьютер впорхнул GoldEd/W32 1.1.1.2
 * Origin: Ничего благоприятного (2:5020/1661.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Суб 17 Мар 01 08:27
 To   : All                                                 Вск 18 Мар 01 21:39
[...]

Дата:
23.01.2001
Заголовок:
09.54 СВОЯ КОЛЕЯ ВЫСОЦКОГО
Подписано:
Редакция МК
Текст:
[...]
Уже накануне 63-й годовщины Высоцкого, 24 января, в Большом зале
Политехнического музея состоится грандиозный вечер. Гвоздь программы - вручение
премии "Своя колея". Кандидатами в лауреаты выдвинуты Дикуль, Гнеушев,
Городницкий, Hоводворская, Стругацкий, Шендерович и другие. Трое из них будут
удостоены звания лауреата.
[...]
[...]

 * Origin: Не скорби (2:5020/1661.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Суб 17 Мар 01 08:33
 To   : All                                                 Вск 18 Мар 01 21:39
 Subj : Тьмускорпионская новость: Кстати о БВИ

I'm very glad to see You, dear All!
" [...] Говоpя точнее, наши "прогрессоры" в одну ппрекрасную полночь запрещают
на планете Земля убийство людей.
[...]
Пожалуй, следует сказать о некоторых предшественниках романаю Это, вне всякого
сомнения, роман Евгения Лукина "Зона Справедливости", рассказ Уильяма Тенна
"Срок авансом", в какой-то степени "пpогpессоpская" сеpия братьев СИТХ (уверен,
и словечко "подсмыкнул" позаимствовано у АБС), "Выбраковка" Олега Дивова..."
Борисов В. Справедливость без гpаниц: [О романе  Я.Тpошина "Три минуты из жизни
нового мира"] // Если (М.). - 2001. -   3. - С.258, 262.

Счастливо, пойду еще кому-нибудь приглючусь             Алла, молчаливый глюк

--- Письмо неясного содержания, написанное с помощью GoldEd+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Благоприятно возведение князей (2:5020/1661.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Anton Farb                          2:5020/400      Вск 18 Мар 01 15:21
 To   : All                                                 Вск 18 Мар 01 21:39
 Subj : Re: Игра по "Пикнику" (Re: ### Ответы БHС...)
From: "Anton Farb" <anton@imf.zt.ua>

In <984878604@p45.f1.n5007.z2.ftn> Vladimir Borisov
(Vladimir.Borisov@p45.f1.n5007.z2.fidonet.org) wrote:

> Надо. Вы отфорвардьте (ужасное слово получается), а потом, кому надо, пусть
> отбросит :-)...

Copyright (c) Yuri Zholobov <yjj@novosoft.nsc.ru>
=================
Вот я и купил "Пятно".
Жувельная (jewel) версия, 180 рублей.
Состоит из диска и газетки - все это затянуто пленкой.

Сразу предупреждаю - покупать не советую - если кто хочет купить
то сначала хорошо расспросите меня.

Назвать это игрой у меня не поднимается палец. Да и авторы похоже
поимели просветление мозгов перед написанием сопроводительного
письма. Вот цитата из ридми.тхт:

- ---цитата--------------------------
Вы читаете дополнение к файлу "ReadMe". Это не ошибка верстки.
Этот текст, а также весь остальной текст  выглядят так, потому
 что так задумано.  То же самое относится к самой программе.
Программа не является в полной мере "игрой в жанре квест" и
тем более "mystovinoj-pazlovinoj". Это симулятор Пятна.
- ---конец цитаты--------------------------

Коротко в техническом смысле: игра сделана с помощью
MacroMedia Click'n'Play или как его там зовут. Это такая штука
которая позволяет без программирования связать каритнки
между собой с помощью "хот зон" т.е. "если юзер кликает вот
сюда то перейти к вон той картинке". Качество просто ужасающее.

Начнем с интерфейса. Это просто жуть. Например можно в настройках
утащить слайдер указывающий размер картинки за пределы экрана
и такое его положение сохранится и нельзя будет потом его никак достать
оттуда - хоть лезь в его конфигурационные файлы. При смене картинок
экран очищается и через пару секунд появляется другая картинка что очень
бесит особенно после воспоминаний о Ривенах и иже с ним которые как
только не смягчали переходы между статическими экранами. Дальше,
лежит например на диване фонарик и его можно взять - в игре это видно
так - нарисован задник с диваном и фонариком на нем, на том месте где
нарисован фонарик лежит сверху спрайт фонарика (совсем непохожий на
нарисованный), этот спрайт можно утащить к себе в чемодан, при этом,
естественно, нарисованный фонарик остается где нарисован и всю игру там
будет находится. Очень удачный ход. :( Относим это на счет "изломаности"
(см. ниже).

Теперь так сказать "игровой процесс" то есть его отсутсвие. Как видно из
файла ридми приаттаченного к этому сообщению, авторы вообще не думали
о том что это будет игра. Они называют это "симулятором Пятна". Ну чтож,
обратимся к "мотивам" игры. Игра заявляется "по мотивам Пикника На Обочине".
Если кто не читал, то это апокалиптическое произведение о некоей Зоне
которая
появилась после падения некоего метеорита. В этой Зоне многие, если не все,
законы природы, в том виде в каком о о них известно человечеству, изменены.
Там происходят самые разные вещи которым нет обьяснения. В общем и целом -
полный сюрреализм в классическом смысле. После того как я купил эту игру
и поиграл в нее мне становится все ясней дьявольский план ее создателей.
Если вдуматься, Пикник это идеальное произведение для создания по его
мотивам
компьютерной игры без приложения к этому малейших усилий. У меня даже
появилась гипотеза о том как собственно создавалась эта игра. Какой-то
человек
прочел Пикник и решил научится пользоваться рэйтрэйсером (такой тип
программок
которые создают картинки по заданной трезхмерной модели - например POVRay,
3DS, LightWave, Maya) создавая сцены из Пикника. С одной стороны - чтобы
поучится рисовать картинки трехмерные нужна  тема для картинок а с другой
стороны если по мотивам Пикника рисовать то можно любую чушь рисовать
типа яблока сорта Антоновка с фарфоровой ручкой и особо не задумываться.
Рисовал он, рисовал эти картинки а тут пробегал мимо еще один человек с
коммерческой жилкой. "О!", говорит Коммерсант, "давай сделаем диск Картинки
Для Обкурившихся и будем его продавать?". Подумали они, подумали и решили
что раз картинки по теме нарисованы а не просто так, то можно их под этой
темой
и выпустить. Обозвали они Зону Пятном и начали делать игру... Но ведь просто
директория с картинками это не игра, подумали они, нас же помидорами
закидают
в троллейбусе. "Ага!", сказал Коммерсант, "в Пикнике же смысла нет в этих
необычных местах и т.д. - Они же вроде как просто понабросаны рядом друг с
другом и персонажи от одного странного места ходят к другому, причем чем
контрастнее и абсурднее переход тем лучше, так давай твои картинки свяжем
хот-зонами и пусть юзер ходит по ним?". И все у них получилось. На каждую
картинку была прилеплена одна, две хот-зоны в самые произвольные места,
даже лучше если нарисовано дерево и тыкая в один из его листиков юзер
попадет
в каюту корабля, стоящего посреди дороги прямо на киле - это же Пятно!!! тут
все
возможно и не надо придумывать обьяснений почему одна бредовая картинка
связана с другой не менее бредовой по клику на хот-зону в координатах 213,
846
с половиной.

Короче говоря как и должно быть в симуляторе Пятна, ни малейшей логики
в последовательности картинок и расположении хот-зон я не уловил. Хотя
может я просто тупой такой. Я вообще не удивлюсь если окажется что
при переходе между картинками активно используется генератор случайных
чисел для создания того самого чувства "изломаности".

По поводу качества картинок могу сказать что к концу проекта тот художник
так и не научился пользоватся своим рэйтрэйсером. Хотя наличие луж идеальной
геометрической формы и танков с эллипсоидными башнями тоже ведь
можно отнести на странности Пятна, симулятором которого и является эта
уникальная игра.

Все это осложняется отсутствием понятия "сохранить игру". Я так понимаю
что просто этот МакроМедиа КликЭндПлэй Тулкит просто не умеет такого,
вто авторы и решили что раз нет значит это к лучшему. Но как же неожиданые
и необычные смерти в Зоне, упоминаниями которых пестрит Пикник? Да,
без них это уже не игра по мотивам, добавили они туда и необычные смерти.
Например тыкаете вы на очередной листик или просто ничем не выделяющийся
участок звездного неба и вместо того чтобы попасть внутрь запечатаной
бутылки
с водкой или перенестись на заснеженную горную равнину с полупрозрачными
фиолетовыми горами (ну надо же художнику показать что он уже знает что
такое alpha channel и умеет делать любые обекты полупрозрачными в своей
программке)
мы получаем фото газетной вырезки со сводкой смертей за прошлый понедельник
и все - игра окончена.

Но как же так, подумает юзер, сохранений нет, убивают без никаких видимых
причин а просто так, как же я пройду дальше первых пяти экранов?????
Но добрые авторы позаботились и об этом - надо выбрать в меню пункт
"загрузить игру" (надо же - сохранить нельзя а загрузить можно, ну да ладно,
Пятно оно и есть Пятно) и получится набор маленьких скриншотиков (6 штук).
После этого юзер начинает радостно тыкать по этим скриншотикам и у него
ничего не получается. Не волнуйтесь, говорят авторы, все нормально, просто
МакроМедиа Тулкит позволяет загружать заранее выбраные точки в презентации
только по клику с нажатой клавишей Альт а не просто клику. так что кликайте
зажав Альт и все будет ОК!!! Таким образом можно начать "играть" с любой из
6 точек равномерно разбросанных по игровому пространству, что безусловно
радует, иначе я просто разломал бы плоскогубцами это творение человеческого
гения.

Вот так и происходит игровой процесс - ходите по сети абсурдных картинок,
смотрите абсурдные видеовставки и слушаете абсурдные звуковые эффекты,
временами умирая и начиная все сначала.

ЗАКЛЮЧЕHИЕ: в морг.

ЗЫ: охотно допускаю что я просто еще не понял логики и она на самом деле
есть и просто мастерски спрятана за собранием третьесортных картинок,
мигания экрана и идиотскими видеовставками. ОХОТНО допускаю так
как иначе я начинаю выглядеть круглым идиотом которому все вокруг
говорили что это чушь собачья а он пошел и выкинул 180р на ветер.
Буду временами сильно стараться найти смысл в этой игре. В конце концов
даже разглядывание этих картинок связанных по случайным законам
меня чем-то привлекает, особенно если рядом стоят 5 бутылок пива
и отрывашка.

Ждите продолжения моих приключений в Пятне, хотя может его и не будет
а сгину я там однажды, даже мокрого места не останется после очередного
клика по крышке от бутыки из под водки.

Best wishes
Yuri

P.S. В распакованом виде все это чудо занимает 500-600 мег. Можно
просто скопировать все файлы на диск и оно будет прекрасно играть.
Так что если есть маньяки, то могу запаковать это все очень сильно
и куда-нибудь залить.

P.P.S. Кстати, ридми, приаттаченый к этому сообщению, являет собой
отдельный шедевр - советую почитать.

[...]
тем более "mystovinoj-pazlovinoj". Это симулятор Пятна. Более
того, можно говорить о создании нового жанра, имеющего черты
игры и смотрения; возможно этот жанр будет назван "gametainment",
 по аналогии с ныне существующим "edutainment". Все аспекты
происходящего на экране подобраны специально и преследуют
совершенно определенную цель: возможно более полно передать
 впечатление алогичности, странности и непривычной изломанности,
возникающее от близкого знакомства с этим феноменом.
Здесь не действуют законы обычной человеческой, а тем более
игровой логики. В соответствии с самодостаточной гипотезой
 Конова-Лейбница, отчасти подтверждаемой личными наблюдениями
H. Канатовой, на территории аномалии мало заботишься о разгадке
супертайн и гиперсекретов, тем более при помощи общедоступных
предметов или специального оборудования. Как и Предтеча
(Первопосетитель), виртуальный Посетитель имеет две возможности:
уйти или понять. Точнее, попытаться уйти или попытаться понять.
 И то, и другое может оказаться не очень простым. Все зависит от
настроения Посетителя.
Вы читаете файл "ReadMe" к компакт-диску с игрой "Пятно".
 Эта игра является первой и пока единственной попыткой объяснить
сущность явления, именуемого "Пятном", а также дать возможность
пользователю совершить "виртуальное путешествие" по территории
аномалии. Тесное сотрудничество разработчиков с НИИ физики
мягкого тела и 206-м правоохранительным участком позволило
представить как результаты новейших теоретических исследований
природы явления (целевая гипотеза проф. Штангеншпиллера, случайная
гипотеза ак. В. Фролова, самодостаточная Конова-Лейбница), так и
некоторые практические аспекты повседневной жизни в указанном районе.
 Полное изложение соответствующих трудов можно обнаружить в
глобальной компьютерной Сети.

Разработчики предупреждают, что нахождение на территории
реальной аномалии запрещено законом и опасно для жизни!

С наилучшими пожеланиями,
группа разработчиков.

Установка программы.

Установка на жесткий диск Вашего компьютера не производится.
 Программа запускается непосредственно с компакт-диска.
 Однако, если  на Вашем жестком диске есть примерно 600 мегабайт
 свободного пространства, Вы можете переписать все содержимое
компакт-диска в отдельную папку и запускать программу неосредственно
оттуда. Наличие СD-ROM в дисководе в этом случае не требуется.

Требования к компьютеру.

См. на коробке.

Для работы программы требуется наличие на компьютере системного
 расширения QuickTime 3.0. Программа не будет работать с предыдущими
версиями QuickTime.

Глубина цвета 24 разряда крайне рекомендуется! Хотя программа
способна работать в режиме 16-разрядного цвета, качество изображения
при этом будет заметно ниже. Так как не все компьютеры PC способны
 автоматически изменять этот параметр, перед запуском программы
установите режим 640х480 точек, 24-разрядный цвет.

Настройка параметров.

В зависимости от мощности Вашего компьютера установите
 желаемый размер панорамы, перемещая ползунок в виде глаза
. Ползунки в виде ушей регулируют: левый - громкость звуковых
 эффектов, правый - громкость музыки.

Загрузка сохраненной игры.

В дейтствительности позволяет начать игру с произвольного места,
 независимо от того, посещали ли Вы его ранее. Для этого щелкните
 на любой из панорам, удерживая нажатой клавишу <Option>
(<Alt> на компьютерах IBM PC). Также на этом экране можно
частично исследовать некоторую часть пространства Пятна.
 В этом случае используется стандартное для панорам управление.

Наиболее часто встречающиеся визуальные артефакты и состояния
 и действия, с которыми они связаны.

-32000 Движение в этом направлении безопасно
-31997 В поле зрения неизвестный объект; рекомендуется прислушаться.
-31500 Возникает, когда пытаешься рассмотреть что-то получше...
-31499 ...и трешь после этого глаза
-19000 Просто стоишь и озираешься. Чаще всего мигает

Верчение головой также сопровождается появлением разнообразных
стрелок, с черточками и без, иногда мигающих. Возможны также
 кратковременные Blackout'ы.

Возможные проблемы.

Если при нажитии клавиши мыши ничего не происходит, следует
ничего не изменилось - Вам повезло. Это просто визуальный артефакт,
 ничего за собой не скрывающий.

Hа некоторых моделях компьютеров возможно возникновение
диалогового окна с сообщением об ошибке типа "Script Error".
В этом случае следует нашать кнопку <Continue>, так как эта
ошибка является фантомной, и в действительности никакой ошибки нет.

Пункт главного меню "Посмотреть файл ReadMe" может не
работать по причине отсутствия файла.

По всем вопросам обращайтесь по электронной почте : schwarz@mail.cnt.ru
Вы дочитали файл "ReadMe" к компакт-диску с игрой "Пятно" до конца.

А еще память мне подсказывает о древней аркадке под названием "Сталкер",
в которую я гонял лет этак 7-8 назад...

Можно еще вспомнить русские версии "Спейс Квестов", переведенные
фирмой Taralej & Jabocrack из Ростова: ребята напихали туда довольно
много отсылок к АБС, как-то Группа Свободного Поиска или Страна
Багровых Туч...

 * Origin: NC (2:5020/400)