История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

RU.SF.NEWS

Фантастика: книги, фильмы, периодика, события, мнения

КОНФЕРЕНЦИИ ФИДО



- RU.SF.NEWS (2:5010/30.47) --------------------------------------- RU.SF.NEWS -
 Msg  : 994 из 1458                         Snt Loc Scn                         
 From : Yuri Zubakin                        2:5010/30.47    Втр 13 Июн 00 00:57 
 To   : All                                                                     
 Subj : История Фэндома: КЛФ "Фанкон" (Муром), 1990                             
--------------------------------------------------------------------------------
    [Без авт.] КЛФ "Фанкон"

    (Галактические новости (Владимир).- 1990.- С. 3.).


    Муромский клуб любителей фантастики "Фанкон" отмечает в этом году свое
десятилетие. Созданный усилиями инженеров ОГК завода РИП - они и сейчас остаются
ядром клуба - "Фанкон" очень благотворно повлиял на духовную атмосферу города.
Десяток КЛФ в лучшие годы и ныне здравствующий КЛФ "Пульсар" (президентом и
основателем "Пульсара" является В. Ткачев - активист "Фанкона")-уже неплохой
результат. КЛФ "Фанкон" отличает высокая социальная активность. Это и обсуждение
проблем нашего общества, и попытки решить часть проблем своими силами, например,
путем создания общества "зеленых". Следствием прямых контактов с "Фанконом"
(инициатором которых выступил "Фанкон") стали определенные изменения,
происходящие в нашем городе. Нам хотелось бы еще раз выразить благодарность
президенту КЛФ Баулину Алексею, а в его лице всему "Фанкону", за стремление
изменить окружающую жизнь к лучшему.

    Политклуб "XX век".


    УСТАВ КЛФ "ФАНКОН"

    1. Общие положения

1.1. КЛФ "Фанкон" (и далее везде по тексту КЛФ) является творческой общественной
неформальной организацией, прогрессивным объединением коллектива гуманоидов
определенных белковых субстанций, способных к прогнозированию, переработке,
усвоению в частичной реализации неведомых, явлений в области психологии, науки, 
техники, литературы и искусства.
1.2. КЛФ имеет свое название, устав, девиз, гимн, нагрудный знак и свою "жгучую 
тайну". Все атрибуты клубной символики должны обеспечивать однозначное
определение клуба в Великом содружестве подобных ему коллективов Земли и других 
населенных планет.
1.3. КЛФ ставит своей целью:
- пропаганду творений земных писателей-фантастов в пределах Метагалактики;
- проведение книгообмена между членами КЛФ и среди клубов, входящих в "Великое
кольцо";
- организацию клубной библиотеки и обеспечение членов клуба необходимой
литературой;
- пополнение личных библиотек членов клуба новинками фантастических
произведений;
- развитие творческого воображения;
- организацию просмотров лучших произведений отечественной и зарубежной
кинофантастики при помощи кино..., видео..., теле..., голо..., и других
визуально-технических средств;
- предоставление членам клуба возможности контактов третьего вида с "братьями
.по разуму" на планете Земля и, по возможности, на других обитаемых мирах;
- проведение работы по вовлечению в члены клуба новых гуманоидов, независимо от 
их родной планеты, места приземления, внешнего облика и если они соответствуют
требованиям, изложенным в п. # 1;
- участие в мероприятиях по оздоровлению экологической обстановки на своей
родной планете Земля.
1.4. Основной принцип функционирования КЛФ - общение.
    2. Выборные органы и их обязанности
2.1. Высшим органом КЛФ является общее собрание его членов, собираемое не реже
одного раза в один земной год, но не чаще одного раза в одни земные сутки. Все
решения общего собрания обязательны для каждого члена клуба, включая президента.
Дата, время и место проведения общего собрания клуба доводятся службой
президента до каждого члена заблаговременно. Отсутствующие на общем собрании без
уважительной причины члены считаются проявившими неуважение к клубу, что
предоставляет совету возможность применения санкций.
    Примечание. Уважительной считается такая причина отсутствия, о которой Совет
извещается не позднее, чем за земные сутки до и после общего собрания.
2.2. Для ведения текущей работы собрание избирает большой Совет в составе:
президента, координатора, менеджера, банкира, редактора, библиотекаря, эколога, 
дизайнера, представителя организации-учредителя. Срок их полномочий исчисляется 
одним годом земного времени.




                C уважением, Yuri

... Чебурашкообразные эвоки. StarWars?
---
 * Origin: Blocked Life & Забытый Поцелуй (2:5010/30.47)
- RU.SF.NEWS (2:5010/30.47) --------------------------------------- RU.SF.NEWS -
 Msg  : 995 из 1458                         Snt Loc Scn                         
 From : Yuri Zubakin                        2:5010/30.47    Втр 13 Июн 00 00:57 
 To   : All                                                                     
 Subj : История Фэндома: КЛФ "Ветер времени" (Волгоград), 1988                  
--------------------------------------------------------------------------------
    [Без авт.] [Без назв.]

    (Молодой ленинец (Волгоград).- 1988.- 29 сент.- С. 3.).


    1 ОКТЯБРЯ по инициативе обкома комсомола вновь открывается волгоградский
клуб любителей фантастики. Его организатором, как и прежде, является Борис
Завгородний - член секции международных связей недавно созданного Всесоюзного
совета КЛФ. Символично название, сохраненное от старого клуба - "Ветер времени".
Свежий ветер перестройки поднял из руин движение любителей фантастики,
пострадавшее от застоя не только в Волгограде, а по всей стране.
    На открытие клуба, которое состоится в Доме молодежи в 12 часов,
организаторы приглашают всех, кто любит фантастику. В программе встречи -
выступления волгоградских писателей-фантастов, дискуссия о том, как работать
обновленному клубу, лотерея книг по фантастике и показ американского фильма
"Терминатор" с участием Арнольда Шварцнсйгера.
    Серию публикаций клуба открывают молодые волгоградские фантасты.
    Сергей ДОМОВЕЦ известен читателю прежде всего как юморист. Его рассказы,
пародии и миниатюры публиковались во многих периодических изданиях, включая
"Литературную газету". Как фантаст дебютировал два года назад на страницах
волгоградской печати.
    Любовь и Евгений ЛУКИНЫ начинали в студенческие годы с поэзии, но довольно
быстро определились как фантасты.
    Сейчас их рассказы переведены на десять европейских языков, а "Вторжение",
опубликованное в нашей газете, Борис Стругацкий назвал одной из лучших повестей 
в советской фантастике за последние годы.




                C уважением, Yuri

... Буратино наносит ответный удар
---
 * Origin: Blocked Life & Забытый Поцелуй (2:5010/30.47)
- RU.SF.NEWS (2:5010/30.47) --------------------------------------- RU.SF.NEWS -
 Msg  : 996 из 1458                         Snt Loc Scn                         
 From : Yuri Zubakin                        2:5010/30.47    Втр 13 Июн 00 00:57 
 To   : All                                                                     
 Subj : История Фэндома: "Соцкон-89"                                            
--------------------------------------------------------------------------------
        Здравствуйте, All!

    В статье рассказывается о известном магнитогорском фэне Татьяне
Приданникове. В начале этого года ее не стало.
    Вспомним ее добрым словом...


    Долгих А. Фэн из МГМИ

    (За кадры (Магнитогорск.- Горно-метвллург. ин-т).- 1989.- 22 сент.- (  29
(1108)).- С. 4.).


    Бывает же так! Работаешь с человеком бок о бок, встречаешься каждый день по 
нескольку раз, думаешь, все-то ты о нем знаешь. И вдруг - открытие!
Ну кто бы мог подумать, что в нашем институте в скромной должности старшего
лаборанта работает председатель городского клуба любителей фантастики. Фэном
(так традиционно называют друг друга любители фантастики) Татьяна Федоровна
Приданникова является... с десятилетнего возраста. Увлечение росло, крепло, пока
не превратилось с годами в нечто, без чего немыслима жизнь, как вода, хлеб,
воздух...
    Теперь Татьяна Федоровна имеет возможность не только читать произведения
любимых авторов, но встречаться с ними, беседовать, знакомиться с горяченькими -
только из-под пера рукописями. Удается это фэнам на слетах любителей фантастики.
Но нынешняя встреча, проходившая с 3 по 9 сентября в местечке Коблево, что близ 
Одессы, сама по себе была фантастической.
    Впервые для Советского Союза состоялся Международный конгресс любителей
фантастики "Соцкон-89". Сюда съехались посланцы шести социалистических стран:
Чехословакии, Болгарии, ГДР, Польши, Румынии, СССР. Писатели, журналисты,
критики, представители издательств, члены клуба любителей фантастики вобрались
на этот форум.
    Своими планами, мыслями, исканиями делились с участниками конгресса Аркадий 
Стругацкий, Ольга Ларионова, Сергей Другаль, Александр Шалимов, Владимир
Савченко, Борис Штерн, Виталий Бабенко и многие-многие другие. Всего на
"Соц-кон-89" приехало 25 писателей-фантастов.
    Не многим из нас удается узнать, насколько интересны в человеческом плане
многие наши кумиры-фантасты. Сергей Другаль, например, стал писателем в 50 лет. 
Однажды, прочитав тусклый фантастический рассказ, поспорил с друзьями, что
сумеет написать лучше. И написал! И пишет до сих пор.
    Было за что участникам благодарить организаторов - членов клуба любителей
фантастики из города Николаева во главе с председателем Леонидом Курицем,
Впечатлений от программы конгресса - масса. Помимо встреч с писателями были
визиты к зарубежным друзьям, беседы с издателями о планах изданий. Поездка в
Одессу, предусмотренная программой конгресса, совпала с празднованием одесситами
195-летия родного города. В это время там давал свои сеансы врач-психотерапевт
Анатолий Кашпировский.
    Была предоставлена счастливая возможность приобрести на аукционе книг
любимые произведения писателей-фантастов. Заключились контракты на издание новых
книг.
Лучшим писателем года был признан Владимир Михайлов. Самым активным фэном по
праву стал Леонид Куриц. Приз за лучшее оформление праздника по праву получил
художник Николаевского клуба любителей фантастики Игорь Шаганов. Он же стал
победителем конкурса на лучшую эмблему "Соцкона". Ее нарекли "Фэнко".
    Итак, праздник окончен. Каковы же итоги? Бесспорно то, что нашим любителям
фантастики необходимо укреплять и расширять международные связи. Это будет
способствовать и пропаганде нашей литературы за рубежом, и знакомству советских 
читателей с мировой фантастикой. Тем более, что подобные конгрессы-конвенты за
границей традиционны. И только двум представителям нашей страны - Михаилу
Якубовскому, председателю КЛФ Ростова-на-Дону и Борису Завгороднему из
Волгограда - посчастливилось, благодаря частным приглашениям, стать участниками 
Международных конвентов.
В целом же движение фантастов нашей страны в этом направлении только-только
начинается. Думаю, необходимо для него зажечь зеленый свет.

    А. ДОЛГИХ.



                C уважением, Yuri

... Громозексуализм
---
 * Origin: Blocked Life & Забытый Поцелуй (2:5010/30.47)
- RU.SF.NEWS (2:5010/30.47) --------------------------------------- RU.SF.NEWS -
 Msg  : 997 из 1458                         Snt Loc Scn                         
 From : Yuri Zubakin                        2:5010/30.47    Втр 13 Июн 00 00:57 
 To   : All                                                                     
 Subj : История Фэндома: "Еврокон-90"                                           
--------------------------------------------------------------------------------
    [Без авт.] 14-й Еврокон

    (Галактические новости (Владимир).- 1990.- С. 1.).


    Сан-Марино (республика на Апеннинском полуострове, окружена территорией
Италии, население 20 тыс. чел.). Здесь с 18 по 21 мая проходил 14-й Еврокон
(совместно с Уорлдконом и 15-м Италконом).
    На фестиваль приехали фэны Болгарии, Венгрии, Голландии, Польши, Португалии,
Финляндии, Чехословакии, Югославии, Китая, Японии, а также, разумеется, Италии. 
Любителей фантастики нашей страны в Сан-Марино представлял Б. Завгородний (КЛФ
"Ветер времени", Волгоград).
    Почетными гостями фестиваля были Э. Анхалл, Г. Гаррисон, Д. Вивиани, Л.
Ельпи, Д.Мэй, С.Люндвалл, Б. Олдисс, Ф. Пол, Э. Парнов, Р. Сильверберг, H.
Спинрад, П. Тэйлор, Й. Хобану.
Призы Уорлдкона лучшим переводчикам - "Карел" - получили В. Виллер и H. Ли Вуд
(США), Э. Каллон (Франция, Э. Симон (ГДР) и Т. Пелтола (Финляндия).
    Призы Гарри Гаррисона - за вклад НФ в дело мира - были присуждены H. Барон
(США) и члену ВС КЛФ В. Гопману (СССР).
    Специальными призами президента Уорлд СФ были отмечены Янг Ксяо (Китай), Р. 
де Гарис (США) и член ВС КЛФ Б. Завгородний (СССР), Всесоюзный совет КЛФ
поздравляет лауреатов и с удовлетворением констатирует растущую европейскую и
мировую известность советского фэндома.
    Два из многочисленных призов Еврокона за содействие развитию фантастики
приехали в Советский Союз - кинорежиссеру К. Шахназарову и издательству
"Советская Россия" (последний), очевидно, за выпуск 2-томника Е. Парнова - прим.
ред.).
    Местом проведения Еврокона 90-го года выбран Фаянс (Франция). Время
проведения - ноябрь.
В 1991 г. Еврокон будет проходить в Кракове (Польша), совместно с Полконом, во
2-е или 4-е воскресенье мая. Польские организаторы настолько хотят видеть среди 
гостей советских фэнов, что даже не требуют с них оргвзносов.
    Определены сроки проведения ЕВРОКОHА-91. Он состоится в Кракове с 9 по 12
мая 1991 г. Оргкомитет ЕВРОКОHА-91 принимает заявки от советских фэнов. Просьба 
направлять их по адресу:
    Виктор Букато, п/я 983, 00-950, Варшава, Польша.
    Отметим, что, благодаря неимоверно возросшей на Западе популярности СССР
советским фэнам предоставляется, если можно так выразиться, "режим наибольшего
благоприятствия".
    Так, на Уорлдконе 1990 года в Голландии оргвзнос для советских фэнов не
только снижен со 160 гульденов до 90, но и эти средства могут быть отнесены за
счет Оргкомитета, если фэн сделает доклад о проблемах НФ (английский или
немецкий язык), или привезет коллекцию (книги, значки, фэнзины, др. атрибутика).
Художники могут привезти картины, рисунки, скульптуры и т. д.
    Адрес Оргкомитета:

    Worldcon 1990 - P. O. BOX 95370-2509
    CJ The Hague-Hollsnd.




                C уважением, Yuri

... ЗАССД (с) Э.Ф.Рассел
---
 * Origin: Blocked Life & Забытый Поцелуй (2:5010/30.47)
- RU.SF.NEWS (2:5010/30.47) --------------------------------------- RU.SF.NEWS -
 Msg  : 998 из 1458                         Snt Loc Scn                         
 From : Yuri Zubakin                        2:5010/30.47    Втр 13 Июн 00 00:57 
 To   : All                                                                     
 Subj : История Фэндома: "Чумацький шлях - 91"                                  
--------------------------------------------------------------------------------
    [Без авт.] "Чумацький шлях" - 91

    (Великое Кольцо (Киев).- 1991.-   1.- С. 1.).


    В 1989 голу в Киеве состоялся фестиваль "Чумацький шлях". Первая конвенция
фантастики на Украине. Первой успех плюс некоторые, первые же, комочки в
празднике... Но, как бы там ни было, фестиваль было решено проводить ежегодно.
Вот только в 1990-м... не получилось. Чтобы праздник состоялся, не хватило
самого главного - лауреата одноименного приза за лучшую книгу фантастики,
выпущенную издательствами Украины. Книжка обязательно должна стать событием
(большим или маленьким - вопрос иного порядка), что же касается "общих заслуг", 
то они в расчет не принимаются. Может быть, для кого-нибудь это и печальный, но 
- факт.
    1991-й сейчас на дворе. И что же? Оргкомитет принял решение: фестивалю быть.
Еще несколько дней - и комиссия обнародует свое решение: назовет имя лауреата.
На помним: первым лауреатом стал Борис Штерн (1988 г.), вторым - Владимир
Савченко (1989 г.). Имя третьего лауреата, призера этого года, газета "Великое
Кольцо" сообщит своим читателям в следующем номере.
    Что же касается самого фестиваля, Оргкомитет ждет заявок от клубов любителей
фантастики. фэнов и т. д. на участие в "Чумацьком шляхе"-91. Вступительный взнос
(50 рублей) на каждого участника следует внести на р/с   000609205 в Радянском
отделении Промстройбанка СССР г. Киева, МФО 322294, Совету клубов любителей
фантастики Украины ("Чумацький шлях").
    Телефон для справок: г. Киев - 417-09-84.




                C уважением, Yuri

... Возвращение Доедая. StarWars?
---
 * Origin: Blocked Life & Забытый Поцелуй (2:5010/30.47)
- RU.SF.NEWS (2:5010/30.47) --------------------------------------- RU.SF.NEWS -
 Msg  : 999 из 1458                         Snt Loc Scn                         
 From : Yuri Zubakin                        2:5010/30.47    Втр 13 Июн 00 00:57 
 To   : All                                                                     
 Subj : История фантастики: И. Халымбаджа "Да здравствует вымысел!" (1991)      
--------------------------------------------------------------------------------
    Халымбаджа И. Да здравствует вымысел!: Послесловие

    (Мастерская человеков: Сатир. проза 20/30 годов / Сост. И.Г. Халымбаджа.-
Пермь: Кн. изд-во, 1991.- С. 410-413.).


    Думается, впервые они встретились под одной обложкой - трое таких непохожих 
авторов. В то же время у них много общего - обращение к сатире в 20-е годы и... 
"одесский период" в жизни каждого. А еще сходной была полная скитаний жизнь,
особенно в молодые годы, и причастность к революционной работе.
    Яков Маркович Окунев (настоящая его фамилия была Окунь) родился 6 (18)
февраля 1882 года в Бендерах в семье мелкого торговца. Учился в Новороссийском
университете (так назывался до революции Одесский университет). С 1903 года
первые стихотворения и рассказы Окунева стали появляться на страницах
петербургских и провинциальных изданий. В эти же годы он примкнул к
революционному движению, активно участвовал в нем с 1903 по 1907 год,
подвергался арестам и высылке. После разгрома революции целиком отдался
литературной работе: в 1913 году в столичном издательстве "Прометей" выходит его
первая книга "Каменное иго". С началом первой мировой Окунев оказывается в
армии, во время так называемого "галицийского похода" становится Георгиевским
кавалером, издает две книги очерков "Военные тетради" и "В огне войны".
    Свержение монархии вернуло Окунева к активной политической деятельности. В
июле 1917 года он вступает в партию большевиков, работает при политотделе на
фронте, назначается редактором газет, становится сотрудником "Правды", затем
"Московского рабочего". В последние годы жизни Окунев работает сотрудником
газеты "За пищевую индустриализацию", по ее заданию он и поехал в Караганду, где
заразился в дороге сыпным тифом, и умер 27 декабря 1932 года 8 Петропавловске.
Юрий Слезкин, хорошо знавший Окунева, называл его "незадачливым": "маленький,
щуплый, без зубов... всегда в поисках денег, всегда кем-то обиженный... Партиец,
лишенный какой-либо твердости" (в 1923 году Окунева исключили из партии за
"нарушение партийной дисциплины"), "...он устраивал у себя литературные
вечеринки, затеял издание альманаха "Новые берега"..." Некто Л. Бать, автор
маленькой статьи об Окуневе в первом издании Литературной энциклопедии, назвал
его "...типичным представителем той мелкобуржуазной интеллигенции, которая,
примыкая к революционному движению в период его подъема, не срастается с ним
органически...". Для Окунева, по его словам, характерно "отсутствие единой
идейной направленности". Нелепость подобной характеристики очевидна каждому,
читавшему произведения Я. Окунева, которые выдержаны в точных идеологических
рамках своего времени. Истинную цену подобных ярлыков показал Б. Зозуля в
"Мастерской человеков".
    "Социально-сатирическая" повесть "Катастрофа" была впервые опубликована в
1927 году издательством "Молодая гвардия". Ныне она воспринимается почти как
пародия: плакатные, одноцветные образы друзей и врагов - без полутонов, скупой
телеграфный стиль и твердая вера в близость (завтра, ну, в крайнем случае,
послезавтра) мировой революции.
    Здесь искажены пропорции, смещены и деформированы жизненные реалии. Канву
сюжета составляет калейдоскоп невероятных событий. Образ Райта несет черты
сказочного Иванушки-дурачка, с которым просто не может случиться ничего плохого.
Враги же - глупые, ожиревшие миллиардеры, абсолютно не представляющие реального 
соотношения сил. Их примитивная животная жадность и вызывает социальную
катастрофу.
    Повесть является частью своеобразной гротескной "истории будущего",
нарисованной Я. Окуневым в трилогии "Грядущий мир" (1923), "Завтрашний день"
(1924) и "Катастрофа" (1927). Эти книги могут служить своеобразным документом
эпохи, отражающим бытовавшие в 20-е годы представления о мировой революции и
грядущей Коммуне в виде единого города, покрывающего всю планету. Впрочем,
считал Окунев, сделать абсолютно счастливыми всех не способно и общество
будущего.
    Ефим Давидович Зозуля родился в Москве 10 декабря 1891 года. Детство и
юность его прошли в Лодзи, где, мечтая уехать в Америку, он учился
малярно-вывесочному ремеслу. Маляром он работал недолго, но страсть к живописи
сохранил на всю жизнь. В период революции 1905 года был близок к революционным
кругам, трижды оказывался в тюрьме. В 1911 году, переехав в Одессу, стал писать 
очерки, фельетоны, юморески, которые появлялись в одесских газетах "Южная мысль"
и "Одесские новости". В 1914 году Зозуля перебрался в Петербург, где стал
работать в редакции "Сатирикона", часто встречаясь с молодым Маяковским,
сотрудничал и в журналах "Солнце России", "Новый Сатирикон". Началась первая
мировая война, и Зозуля был мобилизован. Первая его книга вышла в 1918 году
("Гибель Главного Города"). После революции он работал в редакции журнала
"Красноармеец", заведовал отделом в "Прожекторе", с 1919 года - редактором
Жургазобъединения, участник ЛОКААФа. В 1923 году вместе с М. Кольцовым он
возобновил издание популярного "Огонька", был создателем его "Библиотеки".
    Писал Е. Зозуля легко и быстро. По словам К. Паустовского, литературу он
воспринимал как учительство, проповедь. Часто писал короткие рассказы, "короче
воробьиного носа", каждый из которых заключал в себе мораль. Писал он и повести,
и романы (в том числе "Эпоха", "Собственность", "Мастерская человеков").
Выходили сборники рассказов, путевые очерки Зозули, в 1923-1928 годах было
издано его собрание сочинений.
    Добродушный, близорукий и снисходительный чело-век, Зозуля много занимался с
литературной молодежью, Когда началась Великая Отечественная война, больной и
уже немолодой писатель не остался в стороне от борьбы - уже 4 июля он рядовым
вступил в народное ополчение, участвовал в боях под Ельней. После появления
приказа о переводе писателей на работу по специальности был секретарем редакции 
армейской газеты "На врага", мужественно переносил тяготы фронтовой жизни,
прошел с 31-й армией боевой путь от Калинина до Ржева. 3 ноября 1941 года погиб 
под Ржевом.
    Сатирический роман "Мастерская человеков" - наиболее яркое произведение
Зозули. В 1930 году в журнале "Молодая гвардия" было опубликовано 32 главы
первой книги. Готовился выход романа в издательстве Московского Товарищества
писателей, но в связи с реорганизацией издательского дела в стране и ликвидацией
кооперативных издательств он так и не состоялся. Был опубликован только
маленький отрывок из второй книги в "Огоньке". А потом сатира романа оказалась
вообще не ко двору. И напрасными были поиски "нового человека" воскрешенным
Капеловым и получившим при создании слишком большую дозу "эликсира интеллекта"
Мурелем.
    Бесспорно, самый известный из авторов этой книги - Борис Степанович Житков. 
Писатель, книгами которого зачитывается уже не одно поколение детей в нашей
стране. Родился он 11 сентября 1882 года под Новгородом, в семье учителя
математики. Детство его проходило в Новгороде, Петербурге, Риге, а с лета 1890
года в Одессе. В 1900 году Житков поступил на физико-математический факультет
Новороссийского университета (одновременно с Я. Окуневым, который стал студентом
историко-филологического факультета. Несомненно, они были знакомы, так как
активно участвовали в студенческих беспорядках). В 1902 году Житков был а первый
раз исключен из университета, а в 1904-м покинул его не по своей воле
окончательно. Будущий писатель плавал матросом и штурманом на парусниках по
Черному, Средиземному и Красному морям, участвовал в экспедиции по Енисею. В
1909 году он поступил на кораблестроительный факультет Петербургского
политехнического института. Во время практики Жиг-ков совершил штурманом
кругосветное путешествие из Одессы во Владивосток.
    В годы первой мировой войны Житков - контролер по приемке моторов для
русских подводных лодок и самолетов в Англии и Франции. Вернувшись в Россию в
1917 году, он вплоть до 1923 года живет в Одессе, работает и инженером, и
сторожем... В 1923 году, перебравшись в Петроград, Житков начинает писать для
детских журналов, быстро завоевывая популярность. Уже в 1924 году выходит его
первая книга - "Злое море".
    Житковым создано более 200 рассказов, повестей, пьес, написан роман. От
рассказов и сказок писателя тянется нить к его фантастическим произведениям-
рассказам "Элчан Кайя", "Микроруки". Особняком в творчестве Житкова стоит
повесть "Без совести", над которой он работал более семи лет, начиная с 1929
года, но так и не решился опубликовать. Эта ярко сатирическая повесть сейчас
может быть отнесена к жанру так называемых "предупреждений". Предупреждений об
ответственности ученых за свои изобретения, об опасностях, которые возникают,
когда чудовищные достижения XX века оказываются в руках человекоподобных зверей.
    Трудно сказать, был ли Житков знаком с повестью дореволюционного русского
фантаста С. Соломина (Стечкина) "Необыкновенные приключения Оскара Дайбна и
Кондратия Невеселого", написанной на похожий сюжет, да это и неважно. Идея
ответственности за происходящее вокруг всегда волновала умы лучших
представителей нашей литературы, доказательством чему - очень разные
произведения советских сатириков, собранные в этой книге.

    И. ХАЛЫМБАДЖА




                C уважением, Yuri

... Массаракшствующие молодчики
---
 * Origin: Blocked Life & Забытый Поцелуй (2:5010/30.47)
- RU.SF.NEWS (2:5010/30.47) --------------------------------------- RU.SF.NEWS -
 Msg  : 1000 из 1458                        Snt Loc Scn                         
 From : Yuri Zubakin                        2:5010/30.47    Втр 13 Июн 00 00:57 
 To   : All                                                                     
 Subj : История фантастики: Р.Арбитман "В чем провинился Ваня Присыпкин" (1989) 
--------------------------------------------------------------------------------
    Арбитман Р. В чем провинился Ваня Присыпкин: Опыт литературной реабилитации

    (Заря молодежи (Саратов).- 1989.- 25 февр.- С. 9.).


    "Я С ИНТЕРЕСОМ прочитал учебник литературы..." Фреза явно из фантасти-еского
романа. В жизни все иначе: нынешний учебник литературы откровенно скучен, суров,
назидателен, скуп не эмоции, написан, словно сквозь зубы. Это в 20-е годы
учебник можно было читать взахлеб, как роман. Была тогда еще одна увлекательная 
форма приобщения к миру литературы - инсценированные "литературные суды".
"Судили" героев книг - Обломова и Печорина, Бедную Лизу и Евгения Онегина... Как
положено, назначались обвинитель, защитник, вызывались свидетели. В результате
"подсудимых" осуждали. Чаще - оправдывали. Такое было время.
    Справедливости ради заметим, что уже к концу 30-х интерес к подобной игре,
кажется, подувял. Каким-то подозрительным намеком выглядели бы такие комические 
суды - на фоне черных комедий неправедных судов над "врагами народа", на фоне
"чрезвычайных троек", "особых совещаний", где не только защитник и свидетели, но
и присутствие обвиняемых нередко не требовалось.
    Сегодня, когда мы медленно, но верно избавляемся от обвинительного уклона
как в правоохранительной сфере, так и в гуманитарных науках - истории,
философии, филологии, над нашими учебными пособиями как будто продолжает витать 
мрачнея тень 30-х. Вот уже много лет главный герой пьесы В. Маяковского "Клоп"
Ваня Присыпкин морально уничтожается во всех учебных пособиях: "воплощение
мещанства новой формации", "страшный человекообразный симулянт", "редкостное и
небезопасное животное", "звериные интересы" (цитаты беру почти наугад).
    А не пора ли проверить на прочность некогда незыблемые, устоявшиеся оценки
персонажей известных книг? Поговорить, к примеру, о том же Ванечке. Похоже, что 
ему по части недоброжелательства от всех нас перепало излишне, не по
проступкам...
Итак, что же такого ужасного он совершил?

    "...НЕ ДОСТРОИЛ И УСТАЛ..."

    "За што я боролся?" - спрашивает в пьесе Присыпкин. И сам же себе отвечает: 
"Я за хорошую жизнь боролся..." Если оставить пока в стороне весьма своеобразное
понимание Ванечкой "хорошей жизни", то мысль его выглядит в целом вполне здраво.
Ибо не бессмысленная борьба ради борьбы, а стремление к новой, лучшей жизни было
движущей силой масс в революции, Введение новой экономической политики в начале 
20-х помогло восстановить страну из развалин, оздоровить экономику, вдохнуть
новые силы в сельское хозяйство и торговлю - словом, существенно поднять
жизненный уровень людей. Многие поверили, что нэп - "всерьез и недолго". Виноват
ли Ванечка Присыпкин, что он тоже поверил? Что решил без задних мыслей: "Кто
воевал, имеет право..."? Но ведь так думали многие. И бывшие красноармейцы,
ставшие мастерами-ремесленниками, и те, что вернулись к земле или шли в
торговлю, отрывали кооперативы, полагали, что "имеют право...". 1929 год - год
начала конца нэпа, "год великого перелома", по терминологии Сталина, разрушил
многие иллюзии. Человек, стремившийся к "хорошей жизни" даже вполне законным
путем, становился весьма сомнительной фигурой.

"Шел я верхом, шел я низом,
Строил мост в социализм,
Не достроил и устал,
И уселся у моста..."

    Этими стихами сосед по общежитию дразнит Ванечку, считая, что тот изменил
делу строительства социализма., уже лишь прикоснувшись к нэповской стихии.
Однако образ Ванечки, якобы бесконечно чуждого теперь интересам страны, не
соответствует действительности. "Я свой долг, на случай надобности, завсегда
исполнить сумею", - подчеркивает он (вспомним, что в подобной ситуации
булгаковский Шариков на вопрос: "А вдруг война с империалистическими хищниками?"
заявляет тут же решительно: "Я воевать не пойду никуда!"). И "мирное
сосуществование" с "классовым врагом" (женитьба на нэпмановской дочке), которое 
ставят Ване в упрек, не кажется мне великим преступлением. В год написания
пьесы, возможно, отношение к этому было иным. Даже фраза пустейшего Олега Баяна,
произнесенная на Ваниной свадьбе о том, что Ване-де "удалось увязать" своей
женитьбой "классовые и иные противоречия", могла показаться недопустимо
кощунственной. А уж через несколько лет, когда "вождь" заявил о "неуклонном
возрастании классовой борьбы", - попросту вражеской. И то, что, вздумав решиться
на такой брак, Ваня тут же оказывается исключенным из партии, не удивляет
никого. Тут не заклеймить бы Ваню, а пожалеть. Да и его потуги украсить свою
небогатую жизнь не вызывают ныне положенных иронии и желчи...

    "Я ЗЕРКАЛЬНЫМ ШКАФОМ ИHТЕРЕСУЮСЬ..."

    Как мы уже отмечали, Хорошую Жизнь наш герой понимает весьма своеобразно:
духовные его запросы не распространяются дальше зеркального шкафа, дешевого
кинематографа, модных романсов и бюстгальтеров на меху (которые он, по
недостатку образования, покупает в качестве "аристократических чепчиков" для
своих будущих детей). Все это - и многие другие столь же убогие представления
Присыпкина о счастье - провоцирует смех читателей (и зрителей). Но вовсе не
безнадежен Ваня: уже сам факт его эстетических "изысканий", невероятно
скособоченных, конечно, вызывает определенное сочувствие. Пусть по-своему,
неумело и неграмотно, но он пытается вырваться из жизненной рутины. Правда, с
таким недалеким и ограниченным "учителем", как "самородок из домовладельцев"
Олег Баян, "культурную революцию на дому" не проделаешь, но Ванечка-то про то не
знает! Для него эта "культура" - подлинная, для него романс "На Луначарской
улице" - вер-шина поэзии, два галстука одновременно и крахмальная рубашка
навыпуск - эталон светскости... Стоит ли клеймить Ванечку, сбившегося с пути? Он
ведь не закоренелый пошляк, он младенец, губка, готовая впитывать и подлинное, и
мусор - что предложат... Но нет сочувствия к Ване со стороны его бывших
товарищей. Даже такой невинный поступок, как смена неблагозвучной фамилии, - и
то вызывает саркастические комментарии. Между тем, ничего крамольного в перемене
неблагозвучной фамилии в 20-е годы не было, это было обычнейшим явлением и даже 
воспринималось едва ли не как закономерное - символ, знак освобождения от всего,
что связано со "старым миром". И если известный в ту пору крупный партийный
функционер В. М. Скрябин, давно отказавшись от своей "музыкальной" фамилии, стал
Молотовым, то почему бы Ванечке, напротив, не украсить себя "музыкальной"
фамилией и не стать Скрипкиным? Ведь если все-таки забежать немного вперед, то
можно напомнить: позднее фамилии меняли нередко по более конкретному поводу -
после отречения от родных - "врагов народа", и в этой исторической перспективе
поступок Вани Присыпкина выглядит совершенно заурядным.

    "...ПОМАТРОСИЛ И БРОСИЛ"

    Самое серьезное обвинение, которое мы сейчас можем предъявить Вене,
морального плена: он бросил свою Зою Березкину, чтобы жениться не Эльзевире
Ренессанс. Беда, однако, в том, что бывшие товарищи судят Ваню вовсе не по
сегодняшним критериям. Поскольку, безоговорочно осуждая поведение Присыпкина,
товарищи оценивают его поступок не с нравственных, а с классовых позиций: он
бросил пролетарку ради нэпманши, работницу - ради маникюрши и парикмахера...
Нетрудно представить, что, случись наоборот, брось Ваня Эльзевиру ради Зои, его 
поведение среди товарищей не вызовет и десятой части того неодобрения.
    Кроме того, в исторической перспективе поступок Вани, вознамерившегося путем
брака с парикмахерской дочкой улучшить свое положение в обществе, вызывает у нас
горькую усмешку. Недолговечным было бы Ванино счастье. Что было бы лет через
семь-восемь после свадьбы с Ваней Присыпкиным - бывшим рабочим, "изменившим
своему классу", вычищенным из партии, породнившимся с носителями подозрительно -
зарубежной фамилии Ренессанс, - нетрудно представить. (Еще в канун свадьбы сосед
по общежитию, слесарь, мрачно замечает по Ваниному поводу "Из окопов такие тоже 
бегали, только мы их шлепали"). Поэтому определенно спас Ваню пожар, случившийся
на свадьбе, когда он угодил в погреб и замерз на полвека - с тем, чтобы
вынырнуть из небытия в 1979 год.

    "КУДА Я ПОПАЛ! КУДА МЕНЯ ПОПАЛИ!"

    Постановщикам "Клопа" конца 70-х - начала 80-х, видимо, трудно пришлось с
этой точной датой присыпкинского воскрешения. С одной стороны, в реальном 1919
[1979 - YZ] не было еще многого из того, что напророчил Маяковский. Скажем,
голосовальных машин, с помощью которых можно было в кратчайший срок устроить
всенародный референдум по любому вопросу, не было. И боюсь, в реальном 1979
всенародный референдум по поводу одного Ванечки едва ли стали бы созывать...
Кроме того, для людей будущего, описанного Маяковским, Ивай Присыпкин из
далекого 1929-го был средоточием всех немыслимых пороков, которые, по
Маяковскому, через полвека были благополучно изжиты. Сдается, что курящий,
любящий выпить водки и крепко выразиться Присыпкин в нашем 1979-м не вызвал бы
такого всеобщего интереса.
    В то же время наивным было бы думать, что автор пьесы "Клоп" всерьез
вознамерился показать светлое будущее, к которому мы все стремимся. Утопия
Маяковского сильно смахивала на антиутопию, когда в будущее протянуты и развиты 
далеко не самые лучшие черты настоящего. Будущее, которое полностью отринуло от 
себя прошлое - так что сведения о нем можно почерпнуть только в старых
энциклопедиях или из воспоминаний считанных старушек, дсвно уже впавших в
глубокий маразм; будущее, где среди устарелых понятий оказались не только
"бюрократизм" и "буза", но и бублики, и Михаил Булгаков; будущее, где забыли
понятие влюбленности. Будущее, где индивидуальность нивелирована, и профессор с 
гордостью говорит: "Наша жизнь принадлежит коллективу", где главное развлечение 
(заменившее устаревшие танцы) - общий "танец десяти тысяч рабочих" на площади - 
"веселая репетиция полевых работ..." Согласитесь, что такое будущее не вызывает 
особого энтузиазма.
    Согласитесь, что на фоне этого в высшей степени рационального,
дистиллированного будущего живой и грешный Ваня Присыпкин выглядит даже
симпатично. Закономерно, что все дурные примеры, которые невольно подает
Присыпкин, оказываются для общества необычайно заразительными... В финале пьесы,
когда Присыпкин посажен в железную клетку, изолирован от общества и содержится в
качестве пищи для размороженного вместе с Ваней клопе, не ощущаешь даже тени
удовлетворения. Хотел того Маяковский или нет, но в "Клопе" отсутствует "хэппи
энд". Напротив, финал рождает смутное чувство неудовлетворенности, беспокойства.
Да, приговор общества, засадившего "непохожего" Ваню в клетку зоопарка, по
законам этого общества абсолютно логичен. Но вот нам, людям из 1989 года, вряд
ли стоит - как того требует школьный курс - спешить с приговорами. Дело тут,
собственно, уже не в одном Ване. Дело в принципе.

    А ВАМ HЕ ХОТЕЛОСЬ БЫ...

    ...переписать хотя бы нынешний школьный учебник литературы? Экзамены по
истории в прошлом году отменили потому, что стало стыдно врать. А литература?
Хватит ли у нас совести изучать этот предмет без Булгакова и Замятина, без
Платонова и Мандельштама? Бездумно повторять, что соцреализм уже заведомо на
голову выше критического реализма? Не покраснев, утверждать при изучении
"Поднятой целины", что статья Сталина в газете "Правда" сыграла огромную
прогрессивную роль? Вопросов немело, и их будет еще больше, если мы не побоимся 
быть честными перед самими собой.
    А чтобы оставаться до конца честными, надо учиться эти вопросы задавать. И
давайте сообща поищем на них ответы.

    Роман АРБИТМАH.
    Рис. Е. САВЕЛЬЕВА.



                C уважением, Yuri

... Чебурашкообразные эвоки. StarWars?
---
 * Origin: Blocked Life & Забытый Поцелуй (2:5010/30.47)
  

Предыдущая Список сообщений Следующая


Скачать в виде архива




Русская фантастика > ФЭНДОМ > ФИДО >
ru.fantasy | ru.fantasy.alt | ru.ludeny | ru.mythology | ru.sf.bibliography | ru.sf.news | ru.sf.seminar | su.books | su.sf&f.fandom
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2018
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001