 From : Evgeny Novitsky                     2:5004/5.36     Птн 16 Июн 00 09:00
 To   : Alex Mustakis                                       Суб 17 Июн 00 08:23
 Subj : Космоопера
Привет, Alex!

В среду, июня 14 2000, в 21:27, Alex Mustakis сообщал Evgeny Novitsky:

 AM> Согласен, это его слабейшие вещи. Но -- читабельные.

Что есть читабельность? Читать я их читал. А вот с полгода назад попробовал
перечесть "Кольцо..." - и завяз. При том, что первые две части перечитываю
pегуляpно.

 From : Evgeny Novitsky                     2:5004/5.36     Птн 16 Июн 00 08:46
 To   : Leonid Kudryavcev                                   Суб 17 Июн 00 08:23
 Subj : критерии вкуса
Привет, Leonid!

В среду, июня 14 2000, в 15:49, Leonid Kudryavcev сообщал Evgeny Novitsky:

 LK> Все "талонные" книги были более миллиона. Дрюон, например, имел тираж
 LK> тpи с половиной миллиона. Но среди "талонных" был не только он, но
 LK> например и Сомерсет Моэм. И А. Толстой.

Согласен. Меня интересовало, сообразит ли это Шамов (чей квотинг наверху),
с пеной у рта отстаивавший расцвет книгопечатания до распада СССР ;)))
Он не сообpазил... Но дело в том, что "макулатурки" - книги не для свободной
продажи (хотя, конечно, покупаешь на Кузнецком за 3 pубля талон с уже
наклеенными марками, а затем отовариваешь его ;))

 LK> Кстати, обнаружил у себя на
 LK> полке журнал "Юный техник". Сказать какой тиpаж у него был в 90 г?
 LK> 1800000 экз. (один миллион, восемьсот тысяч) Если уж жуpнал...

ЮТ не был исключением. Толстые журналы имели аналогичные тиpажи. Только
надо ли тебе напоминать, что в 90-м году не дефицитом являлись только деньги?

 From : Evgeny Novitsky                     2:5004/5.36     Птн 16 Июн 00 08:53
 To   : Andrew Kasantsev                                    Суб 17 Июн 00 08:23
 Subj : Космоопера

В четверг, июня 15 2000, в 07:43, Andrew Kasantsev сообщал Evgeny Novitsky:

 AK>  Соглашусь. Собственно, кроме Диктатора я у Снегова ничего не люблю.
 AK> Он чем-то Ефремова напоминает - мысли есть, он с остальным туговато...

Похоже, что непрочтение мной Диктатора есть упущение ;((

 From : Vladislav Slobodian                 2:5020/400      Птн 16 Июн 00 07:51
 To   : All                                                 Суб 17 Июн 00 08:23
 Subj : Re: Рыбаков "  На чужом пиру"
From: Vladislav Slobodian <vs@cityhall.novosibirsk.ru>

Dima Malikov wrote:

> Hello All!
> Сабж тут прочитал. И был слегка ошарашен. Умная великолепная книга, но выдать
> такой вывод в конце!!! Все кто борется за права человека помогают врагу(злым
> америкозам) уничтожать нашу культуру. Аж обидно за автора стало.

Да, в общем, ничего удивительного. Пишет он хорошо, но патриотизм у него
какого-то странного свойства. Это еще в "Гравилёте" заметно было.

--
Vladislav Slobodian
vladislav_slobodian@bigfoot.com

 * Origin: Talk.Ru (2:5020/400)
 From : Andrey Solomatov                    2:5020/400      Птн 16 Июн 00 08:40
 To   : Andrew Tupkalo                                      Суб 17 Июн 00 08:23
 Subj : Объем мозга для сабжа Новые идеи в SF&F
From: "Andrey Solomatov" <aso@i3151.dd.vaz.tlt.ru>

Hello, Andrew Tupkalo <Andrew.Tupkalo@p347.f777.n5030.z2.fidonet.org>! You
wrote:
[кусь]
>  AS> было! ;) А почему вода препятствует развитию разума?
AT>   Он там не очень нужен.

А не уточнишь, почему?

Всего наилучшего,
Андрей.

 From : Andrey Solomatov                    2:5020/400      Птн 16 Июн 00 09:13
 To   : Denis Morosenko                                     Суб 17 Июн 00 08:23
 Subj : Объем мозга для сабжа Новые идеи в SF&F
From: "Andrey Solomatov" <aso@i3151.dd.vaz.tlt.ru>

Hello, Denis Morosenko <Denis.Morosenko@p8.f16.n5076.z2.fidonet.org>! You wrote:

[кусь]
>  DM>> Брал я этого мишку. Который бурый. Более того - за череп держал.
>  DM>> Ну что
>  AS> Живого? :-О
>
DM> Как можно? :) Череп отдельно, мишка отдельно.
:)
Хорошо, что не он тебя ;)

[кусь]
DM> Ты же не думаешь, что медведей валят выстрелом в лоб? В голову медведю
вообще
DM> стараются не стрелять - толку мало.

Ну, это я уже понял. ;) Правда интерес у меня к мишке больше теоретический.

[кусь]

>  >>  AS> Или кита?
>  DM>> Да хоть кубометр. Конечностей нет (не надо про плавники!) и живет
>  DM>> в воде. Так что мимо кассы :)
>  AS> Т.е. уже всплывают конечности? В первоначальных условиях задачи их не
>  AS> было! ;)
>
DM> Угу. Не было. Но тоже важно. Второй после объема критерий, ИМХО.

Ну, я бы скорее сказал, что непосредственно фактор объема мозга
Не является первым критерием, ИМХО. Наверно, его бессмысленно рассматривать
в отрыве от массы тела, скажем.

>  AS> А почему вода препятствует развитию разума?
>
DM> Изготовление орудий труда - хоть простейших. Не буду говорить про огонь.
Скажу
DM> про конечности - для изготовления/использования орудий труда нужны руки (или
DM> что-то подобное). А с "руками" сильно не поплаваешь. Плавниками же
DM> палку-копалку не удержишь :)

Ну, ты, ИМХО, сильно замыкаешся на конкретных вариантах. ;)
Зато имеет место быть полностью трехмерный мир, что вроде бы способствует
развитию
интеллекта (по крайней мере у современных людей)

[кусь]
>  AS> какого-нибудь Homo Erectus'а (с кого там мы начались?)
>
DM> Вроде у него не сильно меньше. И руки правильно устроены.

Вроде раза в полтора меньше, нет?
Кстати, помнится, у кроманьонца объем мозга был больше (в среднем), чем у
человека.

Всего наилучшего,
Андрей.

 From : Andrey Solomatov                    2:5020/400      Птн 16 Июн 00 09:15
 To   : Andrew Tupkalo                                      Суб 17 Июн 00 08:23
 Subj : Новые идеи в SF&F
From: "Andrey Solomatov" <aso@i3151.dd.vaz.tlt.ru>

wrote:
>  AS> И давно человек имеет высокую энерговооруженность?
AT>   Довольно. 2200 килокалорий в день, рекомендованные диетологами -- не такая
уж
AT> малая энеpгия.

А если перевести это в Джоули и поделить на количество секунд в сутках ;) -
сколько это будет в Ваттах? По-моему, длительно человек способен развивать
мощность в доли кВт, нет?

Всего наилучшего,
Андрей.

 Msg  : 371 из 1996                         Snt Loc Scn
 From : Yuri Zubakin                        2:5010/30.47    Суб 17 Июн 00 19:56
 To   : All
 Subj : История Фэндома: Почему носили значки Олимпийских Мишек вверх ногами
        Здравствуйте, All!

    Посылаю несколько статей из истории Фэндома и фантастики. Видимо, все со
временем забывается, и, наверное, многие уже не помнят и не знают, почему фэны
одно время носили вверх ногами значки с изображениями Олимпийских Мишек. Даже на
таком авторитетном сервере, как "Русская фантастика" об этом, похоже, совсем
позабыли - повесть Ю.Медведева "Протей" лежит там без всяких комментариев, как
будто и не совершил Юрий Михайлович в этой повести подлость, которой когда-то
был возмущен Фэндом. "Пр-р-рокятые годы"...
    Статьи выложил/выложу на www.tree.boom.ru

    Угрюмов В. 10 лет забвения. Кто виноват?: Общественное расследование
    (Светлана (Ленинград).- 1989.- 1 февр.- (  5).- С. 6-7.).

    "Мертвая грамота"... Когда-то в русском народе придумали это выражение,
найдя точный образ для забвения чьих-то имей и свершений. Наши современники
сказали бы "белые пятна". Их немало осталось от времен, что мы называем
"застойными", А историю, о которой пойдет речь дальше, я бы назвал "черной
дырой". Одной из тех, что и сегодня вызывают горечь и непонимание, размышления и
непотребные спекуляции. Итак, "черная дыра" в истории советский фантастики.
    Вскоре после смерти ученого, путешественнике и писателя Ивана Антоновича
Ефремове, последовавшей в 1972 году, в квартире покойного был произведен обыск.
Неизвестно, что стало объектом розыска. Но вслед за этим имя патриарха
отечественной фантастики подвергалось официальному замалчиванию в течение долгих
10 лет. Тогда же и родилась версия о неизвестно кем написанном доносе,
послужившем основанием для этих грязных событии Но, как "черная дыра" поглощает
безвозвратно все лучи, так полная неизвестность до сих пор покрывает все
обстоятельства дела.
    Взрыв грянул в конце прошлого года Детонатором послужила повесть "Протей"
московского литератора Юрия Медведева в сборнике "Простая тайна", изданного
издательством "Молодая гвардия". 75-тысячным тиражом растеклась по стране ложь о
том, что авторами доноса на И. А. Ефремова были известные фантасты Аркадий и
Борис Стругацкие. Их имена, как и имя Ивана Антоновича, в повести не назывались,
но всякому человеку, мало-мальски знакомому с советской литературой предвидения,
абсолютно ясно, кого имеет в виду автор. Как абсолютно ясна и полнейшая
беспочвенность этой клеветы.
    Разразился скандал. Братья Стругацкие обратились с письмом в совет по
научно-фантастической и приключенческой литературе при СП РСФСР и СССР, в Совет
Всесоюзного творческого объединения молодых писателей-фантастов, членом,
которого состоит Ю. Медведев, ко всем клубам любителей фантастики с просьбой
"обсудить поступок литератора Ю. Медведева и выразить свое отношение и к
клеветническому пасквилю, и к его автору". Они предложили также от имени всех
советских писателей-фантастов и любителей фантастики обратиться в Комитет
государственной безопасности СССР с соответствующим запросом об обстоятельствах
и причинах обыска на квартире И. А. Ефремова.
    Задето не просто честное имя писателей. Вызов брошен всем советским "фэнам"
(так именуют себя любители фантастики всего мира). Открытый раскол грозит всей
советской фантастике.
    Вот почему 18 января в Ленинградском Дворце молодежи собралась конференция
КЛФ Ленинграда и области. Представители всех пяти клубов единогласно
присоединились к предложению привлечь внимание общественности и средств массовой
информации к событиям, произошедшим после смерти И. А. Ефремова. Под вторым же
письмом, требовавшим обсудить деятельность Ю. Медведеве, клуб "Метод-87" свою
подпись поставить отказался.
    Ленинградские "фэны" сказали свое слово. В этом их поддержали
писатели-фантасты А. Ф. Бритиков, А. Д. Балабуха. Что же дальше? Затянется ли
"черная дыра"?

    В. УГРЮМОВ

                C уважением, Yuri

... Трубно выть догом
 Msg  : 372 из 1996                         Snt Loc Scn
 From : Yuri Zubakin                        2:5010/30.47    Суб 17 Июн 00 19:58
 To   : All
 Subj : История Фэндома: Первое Всесоюзное совещание КЛФ (1988)
    [Бережной С.] Информариум

    (Крымский комсомолец.- 1988.- 30 июля.- С. 8.).

    В Киеве состоялась Первая Всесоюзная конференция клубов любителей
фантастики, Крымскую область на ней представляли делегаты четырех КЛФ:
севастопольских "Атлактис" и "Сталкер" и керченских "Послезавтра" и "Поиск".
    Рассказывает делегат конференции от КЛФ "Атлантис" студент Севастопольского
приборостроительного института Сергей БЕРЕЖHОЙ.

    Многие годы клубы любителей фантастики в нашей стране существовали где-то за
горизонтом интересов официальных организаций. Клубы работали, искали и
воспитывали молодых талантливых авторов, пропагандировали лучшие образцы
советской и мировой фантастики, безжалостно критиковали халтуру м серятину,
выходившую под грифом "НФ", доказывали, что фантастика не есть литература
"второго сорта" - работа шла большая и разнообразная. Но все это из "высоких
кабинетов" виделось как угодно, но не всерьез. Если КЛФ и обращали на себя
внимание "инстанций", то потом горько и долго жалели об этом... Какой-то абсурд:
в печати вовсю муссируются проблемы панков, асе проблемы которых заключаются, в
том, что они на хотят ничего делать, - и в то же время а упор не замечается
движение КЛФ, у которых есть цель, есть дело. Нас просто как бы не было.
Киевская конференция станет, видимо, водоразделом между старым и новым
отношением официальных организаций к клубам любителей фантастики.
    На конференции поднимался вопрос эстетического воспитания молодежи. Много
говорилось о том, что падает интерес к книге вообще, и что именно хорошая
фантастика может возродить тягу к литературе...
    Говорили и о таком важном аспекте, как идеологическое воздействие
фантастики. В выступлении Анны Белошистой из Мурманска прозвучал таком факт: при
ответе на вопрос анкеты "Считаете ли вы, что фантастика сыграла решающую роль в
формировании вашего мировоззрения?" большинство опрашиваемых ответили
утвердительно. Как можно еще нагляднее продемонстрировать место фантастической
литературы в идеологической работе?
    Большая проблема для КЛФ - гласность. На всю страну есть лишь один журнал,
который регулярно освещает вопросы КЛФ-движения - "Уральский следопыт".
Центральная комсомольская пресса нас пока не замечает, в отличие от тех же
панков, а странички в областных газетах - скорее исключение, чем правило.
Регулярно они публикуются в Волгограде, Саратове, Симферополе, Хабаровске.
Сейчас в Омске что-то намечается. В Николаеве выходит страничка на украинском
языке. И все! "Крымский комсомолец" в этом отношении - издание почти
новаторское.
    На конференции было принято временное Положение о Центральном Совете КЛФ,
тайным голосованием избран его состав. Председателем ЦС КЛФ стал
летчик-космонавт Г. М. Гречко. Совет станет рабочим органом, координирующим
клубную работу и связи между КЛФ.

                C уважением, Yuri

... Трубно выть догом
 Msg  : 373 из 1996                         Snt Loc Scn
 From : Yuri Zubakin                        2:5010/30.47    Суб 17 Июн 00 20:00
 To   : All
 Subj : История Фэндома: "Аэлита-88"
    Скоробогатов П. [Без назв.]

    (Заря молодежи (Саратов).- 1988.- 16 июля.- С. 9.).

    В Свердловске прошел традиционный праздник фантастики, посвященный вручению
приза "Аэлита" (учрежден Союзом писателей РСФСР и редакцией журнала "Уральский
следопыт") - за лучшую НФ книгу, опубликованную в течение предыдущих двух лет,
Лауреатом этого года стал томский писатель В. Колупаев, его сборник "Весна
света" вышел в 1986 году. Как всегда, праздник "Аэлиты" не ограничился вручением
награды и чествованием лауреате - было немало и других событий, не менее
интересных. Из 63 городов нашей страны в Свердловск приехало свыше 280 делегатов
клубов любителей фантастики - здесь и представители КЛФ, образовавшихся десять и
более лет назад (Саратов, Ростов-на-Дону, Пермь, Абакан и т.д.), и члены совсем
"молодых" клубов (Винница, Рига, Тюмень и др.). Помимо мероприятий, носивших
более-менее "официальный" характер (торжественный вечер, посвященный вручению
"Аэлиты" и 30-летию журнала "Уральский следопыт", и очередное заседание
Всесоюзного совета КЛФ, где решался ряд организационных вопросов клубного
движения), было много других: пресс-конференция гостей праздника, известных
писателей-фантастов, просмотр НФ видеофильмов, конкурс НФ страниц в молодежных
газетах, чтение докладов на темы НФ (критика, библиография, проблемы КЛФ и др.),
фантастический карнавал.
    Среди гостей "Аэлиты" - писатели А. Стругацкий, В. Бабенко, В. Крапивин, С.
Другаль, К. Симонян, критики В. Бугров и В. Гопман и другие, на вопросы гостей
ответил также главный редактор "Уральского следопыта" С. Мешавкин.
Пресс-конференция была бурной, разговор шел острый, нелицеприятный, однако, в
главном выступавшие были едины: необходимо сделать все возможное, чтобы
преодолеть нынешний кризис издания фантастики, чтобы выходящая НФ литература
была бы не просто "разной", но - "хорошей и. разной". Участники встречи, члены
КЛФ, с энтузиазмом встретили сообщение, что в этом году читателей ждут, как
минимум, три крупные публикации произведений Стругацких, а в будущем году к ним
прибавится еще и публикация в "Уральском следопыте"...
    Приятно отметить, что на "Аэлите" были со вниманием выслушаны два доклада
представителей Саратовского КЛФ - о некоторых тенденциях развития современной НФ
литературы и о культуре полемики, а страницы "Теории невероятности" [страница
фантастики в саратовской газете "Заря молодежи" - YZ], как и в минувшем году,
заняли первое место в конкурсе. Удался организаторам праздника и карнавал -
"первый блин" не оказался комом. Участникам пришлось проявить много фантазии,
чтобы прийти на карнавал в "фантастических" масках и костюмах, ответить на
вопросы импровизированной викторины, пройти "полосу препятствий" - и в
результате попасть к "золотому шару", который исполнял хотя и не все желания, но
участников праздника не разочаровал.
    Надо ли писать о том, что живое общение, дискуссии не кончались за стенами
ДК Автомобилистов, где проходил праздник, что "Аэлита" продолжалась и в
гостинице "Большой Урал", где жили гости города? Вероятно, напоминать об этом
излишнее: любители фантастики изменили бы себе, если бы не смогли в три дня
вместить столько интересных событий, что хватило бы на добрых две недели.

    П. СКОРОБОГАТОВ.

                C уважением, Yuri

... Гремля из кремля
 Msg  : 374 из 1996                         Snt Loc Scn
 From : Yuri Zubakin                        2:5010/30.47    Суб 17 Июн 00 20:02
 To   : All
 Subj : История Фэндома: "Eurocon-88"
    Завгородний Б. Ветер фантастики

    (Молодой ленинец (Волгоград).- 1988.- ???).

    15-19 марта 1988 года в Киеве состоялась первая Всесоюзная встреча клубов
любителей фантастики, в которой приняли участие представители 97 клубов. На этой
встрече был создан Всесоюзный совет КЛФ, куда вошли 20 любителей научной
фантастики, 4 профессиональных литератора и 7 представителей
организации-учредителей, в том числе ЦК ВЛКСМ. Создание совета КЛФ, о
необходимости которого любители фантастики поднимали вопрос еще в 1981-82 годах,
позволило клубам объединить свои усилия, выбрать несколько интересных
перспективных направлений работы. Одним из таких направлений является развитие
международных связей.
    И вот первые результаты: 7-10 июля в Будапеште состоялась 13-я Европейская
конвенция научной фантастики, в которой впервые принял участие и наш Всесоюзный
совет. Здесь встретились представители Австрии, Англии, Болгарии, Голландии,
ГДР, Польши, ФРГ, Финляндии, Франции, Швейцарии, Чехословакии. Всесоюзный совет
представляли М. Якубовский и автор этих строк. Почетным гостем Еврокона-13 был
известный английский писатель-фантаст Джон Браннер. Приехали также молодые
писатели-фантасты из ГДР Эрик Симон и Карлхайнц Штейнмюллер, группа венгерских
фантастов, казначей Европейского общества любителей НФ и смотритель
единственного в мире официального музея научной фантастики Паскаль Дюкоммун и
Эрик фон Дённикен (Швейцария), группа издательства "Гейне" (ФРГ).
    Программа встречи включала доклады о фантастике и клубном движении в разных
странах, непрерывный показ видео, игровых и компьютерных НФ-фильмов, выставку
Hф- искусства, широкую продажу HФ-книг, плакатов, комиксов и клубных изданий.
Художник Янчо Чаба, автор плаката Еврокона-13 и многих выставленных здесь
картин, сообщил, что на основе этой выставки клуб "Вега" к концу года выпустит
альбом.
    Один из призов Еврокона был вручен писателю Владимиру Михайлову (СССР) - за
отличную редакторскую работу и постоянную HФ-рубрику в журнале "Даугава".
    Представители КЛФ из социалистических стран приняли на этой встрече решение
об организации ежегодных Соцконов. По общему мнению, наилучшим местом для
проведения первого Соцкона является Советский Союз. Советской делегации было
поручено выяснить возможность проведения такой встречи в СССР в 1989 году.
Первым реальным делом Соцкона станет регулярный обмен информацией о развитии
фантастики и клубного движения в соцстранах и издание периодического
информационного бюллетеня Соцкона. Координатором Соцкона по СССР стал М.
Якубовский.
    Подводя итоги работы Еврокона-13, доктор Шандор Хорват сказал, что
будапештская встреча прошла успешно, позволила фэнам - любителям фантастики
разных стран - лучше узнать друг друга и наметила дальнейшие пути развития
европейского движения любителей фантастики.
    Ветер перемен коснулся и Волгограда. По инициативе обкома ВЛКСМ в Волгограде
возрождается клуб любителей фантастики "Ветер времени", который в 1981-84 годах
работал при Доме молодежи. Но в отличие от прежнего новый клуб планируется
сделать самоокупаемым. Первое заседание состоится в Доме молодежи 1 октября в 13
часов. В дальнейшем клуб будет работать каждую субботу. Если вы собираете
HФ-библиотеку и хотите - обменять книги, это можно сделать каждую субботу с 10
до 13 часов - в Доме молодежи работает клуб книгообмена.
    А пока мы приглашаем всех заинтересованных любителей HФ собраться на совет и
обсудить принципы работы клуба, его планы на будущее. Звоните по телефонам:
34-82-18 (Дом молодежи) и 33-69-65 (отдел культуры "МЛ").

    Б. ЗАВГОРОДНИЙ,
    член Всесоюзного совета КЛФ.

                C уважением, Yuri

... Громозексуализм
 Msg  : 375 из 1996                         Snt Loc Scn
 From : Yuri Zubakin                        2:5010/30.47    Суб 17 Июн 00 20:04
 To   : All
 Subj : История Фэндома: Семинар писателей и издателей (1983)
    Балыкова H. Семинар писателей и издателей

    (Книжное обозрение.- 1983.- 30 дек.- (  52 (918)).- С. 7.).

    ГЛАВНАЯ редакция общественно-политической литературы и Главная редакция
художественной литературы Госкомиздата СССР совместно с советом по
приключенческой и научно-фантастической литературе Союза писателей СССР провели
межиздательский семинар работников, занимающихся выпуском научно-фантастической
литературы.
    В работе семинара приняли участие редакторы, заведующие редакциями,
заместители главных редакторов восьми центральных издательств: "Молодая
гвардия", "Мир", "Мысль", "Знание", "Радуга", "Советский писатель",
"Художественная литература", "Детская литература", а также видные писатели и
ученые. Основной доклад заместителя главного редактора Главной редакции
художественной литературы В. Середина, выступления А. Казанцева, В. Щербакова,
Е. Парнова, А. Турова. Д. Захаровой были посвящены вопросам, поднятым в решении
коллегии Госкомиздата СССР "О мерах по дальнейшему улучшению выпуска литературы
по научной фантастике".
    Собравшиеся отметили, что при отборе и подготовке рукописей в печать
необходимо более строго оценивать авторскую интерпретацию прошлого, настоящего и
модели будущего мира средствами научно-фантастической литературы. Было отмечено
также, что надо шире пропагандировать лучшие произведения научно-фантастической
литературы, особенно среди молодежи, а литературная критика должна быть более
аргументированной и конструктивной. Горячо обсуждались вопросы повышения
литературно-художественного и полиграфического уровня этих изданий.
    Участники семинара высказались за целесообразность и в дальнейшем совместных
встреч редакторов, писателей-фантастов. ученых.

    H. БАЛЫКОВА.

                C уважением, Yuri

... Трубно выть догом
 Msg  : 376 из 1996                         Snt Loc Scn
 From : Yuri Zubakin                        2:5010/30.47    Суб 17 Июн 00 20:04
 To   : All
 Subj : История Фэндома: Интервью с В. Колупаевым (1988)
    Не о космосе - о человеке!: Из беседы с лауреатом "Аэлиты-88" и размышлений
над прочитанным) / Беседовал и размышлял Р. Арбитман

    (Заря молодежи (Саратов).- 1988.- 16 июля.- С. 9.).

    Между первым рассказом, написанным в середине 60-х молодым томским инженером
Виктором Колупаевым, и его солидным томом "избранного" "Весна света", выпущенным
в Томске к юбилею писателя, прошло два десятилетия. За эти годы в центральном
издательстве вышли четыре его книги, три - в Новосибирске, множество повестей и
рассказов - в коллективных сборниках и периодике. Конечно, достижения писателя
не измеряются лишь количеством опубликованного. Важно другое: в НФ литературу
пришел писатель, взглянувший по-своему на многие традиционные темы, проблемы,
посвятивший себя той редкой разновидности фантастики, которую критика поспешно
(и неточно) окрестила "лирической" - правильнее, наверное, было назвать ее
"психологической"... Впрочем, "свое" направление Виктор Колупаев нашел не сразу.

    - Ваш самый первый рассказ был опубликован?
    - Нет. Тот рассказ я писал на конкурс журнала "Техника - молодежи" по
готовой иллюстрации - отчего-то мне казалось, что по рисунку написать гораздо
легче. Получилась ужасная ерунда. Но когда я закончил, мне очень понравилось
состояние автора, ставящего последнюю точку. Поэтому дальше я решил писать
самостоятельно, сочинил еще рассказов двадцать, и это тоже, в общем, была
ерунда: писал я о том, чего не знал, фантастика для меня, скорее, была
развлечением, игрой ума. Только на третьем десятке рассказов я понял, что даже
фантастику следует писать все-таки о том, что знаешь. Что фантастика - это, в
первую очередь, литература, и должна она быть "человеческой"... И я стал писать
по-другому.

    Что за люди населяют рассказы Виктора Колупаева? Да самые обыкновенные,
можно сказать, - заурядные люди. И город, где разворачиваются события, - тоже
обыкновенный: в Марграде, Усть-Манскс, Фомске легко угадывается реальный Томск.
Хотя нет: город Колупаева чуть-чуть отличается от реального, и в это
"чуть-чуть", в зазор между обыденным и придуманным, в город тихонько проникают
чудеса. Чудеса эти незаметны, лишены привычной фантастической экзотики, скромны
и как будто даже застенчивы. Просто настройщик роялей здесь оказывается не
только мастером, но и немного добрым волшебником, помогающим талантам поверить в
свои силы ("Настройщик роялей"), в картине незнаменитого художника, выставленной
в местной галерее, каждый посетитель неожиданно узнает себя - в самый важный
момент своей жизни ("Вдохновение"), а купленная рядовым кандидатом наук пишущая
машинка отчего-то вместо глав добротной диссертации принимается печатать стихи о
любви ("Печатающий механизм").
    "Одухотворенные люди" - так назвал героев Колупаева автор предисловия к его
первой книге. Разумеется, не все таковы. Тут уж от человека самого зависит, как
себя вести при встрече с необыкновенным - то ли понести в скупку окаянный
агрегат, упрямо печатающий вместо "вектор" "весна", и зажить "нормальной",
спокойной жизнью, то ли попытаться изменить свою жизнь, начать ее сызнова,
переломить судьбу ("Фильм на экране одного кинотеатре", "Газетный киоск", "Спешу
на свидание"). Рискните, поверьте чувству, словно бы говорит нам автор, пусть
нелепо вспыхнувшая любовь в герое безнадежна ("Случится же с человеком такое!"),
пусть почти безрезультатна битва архитектора с городскими властями за новый
облик родного города ("Город мой"), пусть, наконец, твой талант служит кому
угодно, только не тебе ("Зачем жил человек?") - еще не все потеряно! Автор ни на
чем не настаивает и ни к чему не призывает, он просто дружески советует:
попробуйте...

    - Как вы относитесь к правилу "ни дня без строчки"?
    - Не понимаю. Я пищу только тогда, когда хочется. Давно уже мне стало ясно,
что по-другому писать не могу, насиловать себя, заставлять писать бесполезно. Я
привык писать быстро, и основное время уходит на переделки, приходится
переписывать по семь-восемь раз, и тут уж ждать вдохновения не надо - начинается
повседневная работа...

    Спустя пять лет после сборнике писателя "Качели Отшельника" в издательстве
"Молодея гвардия" вышла еще одна книга. Повесть "Фирменный поезд "Фомич" ведет
свою родословную от одного из ранних рассказов автора "Волевое усилие". Тот
давний сатирический рассказ был построен на парадоксе: судьба межзвездной
экспедиции в далеком будущем тесно переплетается с выполнением квартального
плана в одной научной "шарашке" XX века, куда и командируется эмиссар из
будущего Сантис, чтобы личным героическим трудом спасти план. И радостные
бездельнички - сослуживцы, естественно, тратят его необычные способности на
забивание гвоздей в стену и тому подобное.
    Повесть "Фирменный поезд "Фомич" - родственная по жанру, это своеобразная
сатирическая сказка, в которой автор высмеивал бюрократизм и невежество,
чинопочитание и казенщину, обывательский "здравый смысл" и скаредность, трусость
и хамство. Собрав в вагонах фирменного поезда людей разных возрастов, профессий,
темпераментов и совершенно "ненаучным" образом "потеряв" весь состав в некой
пространственно-временной ловушке, автор показывал столкновения своих героев, но
не торопился их "клеймить", "обличать". Он просто заставлял их самих оценить
свои поступки, взглянуть на себя со стороны: опомнитесь! Ведь вы же люди! Что же
вы с собой-то делаете?.. В повести немало смешных и горьких сцен, некоторые
эпизоды хочется перечитывать, однако, в целом, произведение оставляло
двойственное ощущение - иногда каскады фантазии казались избыточными, терялась
нить повествования, иногда вдруг острые углы оказывались сглаженными, и видно
было, что здесь недоговоренность не по логике сюжета, а, скорее, сработал
внутренний (и "внешний") редактор: в 1979 году многое сказалось не тек, как
хотелось бы...

    - Если не секрет, "Фирменный поезд..." вышел в том виде, в каком был задуман
и написан?
    - Нет. Редакция настаивала на значительных сокращениях, я согласился - так
что ответственность на мне, и это книгу, прямо скажем, не улучшило. Правда,
после моих сокращений редактор Зиберов сделал еще и свои: недрогнувшей рукой
стал вычеркивать во многих местах фразы, целые абзацы, что многое в книге
запутало и даже обессмыслило. Откуда-то появлялись и исчезали герои, в
разговорах персонажей пропадала всякая логика. К сюжетной, "запланированной"
фантасмагории повести редактор добавил еще и не запланированную... А после
выхода книги в свет я получил еще из издательства официальное письмо. Суть его
сводилась к следующему: редакция совершила ошибку, опубликовав мою книгу, ибо
под видом остановившегося в степи поезда автор хотел показать, что движение
нашего социалистического общества вперед приостановилось...
    - Сейчас этот отзыв образца "эпохи застоя" делает честь произведению...
    - Hе знаю. "Фирменный поезд..." - это ведь притча, там ничего не надо
понимать буквально. Хотя, конечно, были в этой книге и ирония, и сарказм -
потуги на них, по крайней мере. И я отлично понимаю, почему в семидесятые и в
начале 80-х фантастику так давили: чувствовали в ней определенное
революционизирующее начало, некий дух бунтарства. К счастью, на нашу фантастику
оказывали и оказывают огромное влияние братья Стругацкие. Они влияют своим
отношением к миру, когда чувствуешь, что мы единомышленники, хотя и разные.
Влияют тем, что столько лет не сгибались...
    Hе оставят равнодушными читателя еще две повести, опубликованные на рубеже
80-х. "Защита" посвящена современным ученым. Писать о "научниках" в разные годы
можно было по-разному. В начале 60-х Стругацкие написали веселую сказку о добрых
магах из HИИЧАВО. Во второй половине 60-х у Владимира Савченко в романе
"Открытие себя" сквозь бодрый юмор прорывались вдруг ирония, желчь и возмущение.
Виктор Колупаев в своей повести конце 70-х сдержан и печален: "жизни мышья
беготня" окончательно вытеснила из стен КБ науку, чиновничий раж заменил
творчество, и самая главная задача, которую с азартом решают герои повести, -
как "спихнуть" смежникам неработающую установку...
    "Толстяк над миром" - произведение, написанное в ином ключе. Достаточно
традиционная завязка - высадка на нашей планете в далеком будущем космического
корабля с инопланетными завоевателями - требовала столь же традиционного
продолжения. Однако автор избежал проторенного пути: никаких "звездных войн" в
повести нет. Как нет, собственно, там и самих землян: после первого же выстрела
корабль агрессоров был отброшен в далекое прошлое планеты, и каждый новый залп
уносил завоевателей все дальше в пучину времени, к тому моменту, когда земля
была "пуста и безвидна". Но и эта история в повести, в общем, занимает не
главное место. Что главное? Мини-модель тоталитарного общества весьма гибкой
структуры, которую представляет собой экипаж корабля захватчиков. Кажется, в
этой модели все строго продумано: есть Советник, есть Стратег и Тактик, свои
Лекарь и Шкипер, Канонир и Оружейник, есть штатный стукач (он зовется
Неприметный и в конце концов оказывается самым важным лицом на корабле - дело, в
общем, обыкновенное), есть даже свой штатный Бунтарь, которого в случае чего
можно на страх остальным упрятать в кутузку или даже казнить для примера...
Словом, все продумано с тройным запасом надежности... и все-таки рушится. Автор
показывает нам захватывающе интересный процесс ломки структуры не под
воздействием внешних сил, а изнутри. Как одолевают самых послушных героев
сомнения, как зреет протест, как из функций, из винтиков, которые даже имен не
имеют, начинают прорастать люди со своим "я"... Перечитайте сейчас эту повесть и
вы увидите, что время добавляет ей новые, неожиданные оттенки.

    - И последний вопрос. Что вы ощущаете, став лауреатом "Аэлиты-88"?
    - Спрашивайте прямо: считаю ли я, что получил эту премию заслуженно? Нет,
потому что есть писатели, которые более достойны. Поэтому пока - ощущение
неловкости. Рене Декарт как-то привел умную мысль, придуманную еще до него:
"Счастливо прожил тот, кто прожил незаметно". Я эту мысль понимаю так: надо
жить, чтобы видно было твое дело, а не ты сам.

    Беседовал и размышлял Роман АРБИТМАH:
    Рис. Е. САВЕЛЬЕВА.

                C уважением, Yuri

... Строитель Железной Стены
 Msg  : 377 из 1996                         Snt Loc Scn
 From : Yuri Zubakin                        2:5010/30.47    Суб 17 Июн 00 20:05
 To   : All
 Subj : История Фэндома: Интервью с Н. Катерли (1990)
    Нина Катерли: "Иногда фантастика необходима..." / Беседу вел А. Ромин

    (Железнодорожник Поволжья (Саратов).- 1990.- 23 февр.- С. 4.).

    В 1985 году, участвуя в дискуссии о современной НФ литературе, Б. Н.
Стругацкий выделил нескольких интересных ему авторов, работающих в жанре так
называемой "реалистической фантастики". Среди них было названо имя Нины
Семеновны Катерли, чьи рассказы (сначала публиковавшиеся в периодике, а потом
вошедшие в ее первую книгу "Окно") привлекали внимание любителей НФ литературы.
Нина Катерли пишет о самых, казалось бы, обыденных вещах, но умеет увидеть
привычное в невероятном, фантастическом ракурсе.
    - Реалистическая фантастика? - говорит H. С. Катерли. - Я не сказала бы, что
я люблю ее читать, но иногда я люблю се писать. Объяснить это трудно - вообще не
всегда пишешь то, что любишь читать у других. Случалось, что мне давали прочесть
что-то написанное в этом жанре - и мне не нравилось: что-то раздражало,
казалось, что , фантастический элемент внесен искусственно.
    - Так Вы считаете себя фантастом?
    - Я не отношу себя к фантастам - точно так же я не могу сказать: нет, я
реалист - и все. Просто я пишу прозу, и пользуюсь теми приемами, которые мне
необходимы на данный момент. Например, недавно я написала несколько сказок,
очень злых, потому что от жизни последнего времени доброта как-то не
увеличивается.
    - Но начинали Вы ведь как фантаст? Достаточно вспомнить рассказы "Зелье",
"Коллекция доктора Эмиля" и другие?
    - Действительно, вначале, когда я только начинала писать, я как-то
стеснялась впрямую говорить о том, что хотела сказать. Я не боялась цензуры
совершенно - я боялась быть назидательной. А проблемы, которые меня интересовали
- хотя и противно говорить затертые слова - но проблемы нравственные. Что такое
честность, нужно ли всегда говорить правду или есть ситуации, когда этого не
следует делать, из соображений такта, доброты... и так далее. Что такое честь,
что такое отношение к смерти... Говорить об этом в реалистическом жанре мне
казалось неловким, потому что это начинало походить на какие-то проповеди. И
поэтому я стала писать притчи. Вот эти притчи, из которых состоит моя первая
книга "Окно", были все и окрещены фантастикой.
    - Вы были членом семинара Б. H. Стругацкого?
    - Да, я посещала его, наверное, года два или три, н мне это было очень
интересно - в том смысле, что, находясь там, я поняла, что такое фантастика, как
к ней надо относиться. И для меня было неважно, фантастов это семинар или
нефантастов, для меня было важно, что это - семинар писателей. И вообще я
уверена, что чел-век, который пишет фантастику, не пригвожден к ней всю жизнь. H
если человек всю жизнь сосредоточен только на одном жанре, я вижу в этом некую
ущербность.
    - Над чем Вы сейчас работаете?
    - Мне кажется, что сейчас кроме документальной прозы, мемуаров, публицистики
ничего уже не интересно. Думаю, что напишу документальную повесть об одном
судебном процессе...

    Беседу вел А. РОМИН

                C уважением, Yuri

... Массаракшствующие молодчики
 Msg  : 378 из 1996                         Snt Loc Scn
 From : Yuri Zubakin                        2:5010/30.47    Суб 17 Июн 00 20:06
 To   : All
 Subj : История Фэндома: Интервью с Б. Штерном (1989)
    С уважением к напильнику: Интервью с Борисом Штерном, участником
дальневосточной научно-практической конференции в Южно-Сахалинске
    (Дальневосточная магистраль (Хабаровск).- 1989.- 17 янв.- С. 3.).

    - Борис Гедальевич, как вы пришли к фантастике и каково ваше отношение к
ней: это хобби или ваш "крест"?
    - Родился в 1947 году. Лет с 15-ти пишу разное. Стихи, прозу. С 1971 года -
после того, как Борис Натанович Стругацкий одобрил мою первую повесть, - я
понял, что период ученичества не прошел даром, и взялся за дело профессионально.
Первая публикация - в журнале "Юность" в 1975 году. До первой книги "Чья
планета" оставалось всего лишь 12 лет. За этот период удалось опубликовать...
коротко говоря, не более одного рассказа в год. Такая вот застойная арифметика.
    Хобби или "крест"? Ни то, ни другое. К фантастике отношусь, как к
литературному приему. Как слесарь может относиться к собственному напильнику?
Наверное, с уважением, если он хороший слесарь.
    - Ваше отношение к движению клубов любителей фантастики?
    - Самое благожелательное. Хотя, мне кажется, в КЛФ приходят скорее не
"читатели-любители", а те, кто сам пробует писать фантастику. Так что не очень
понятно: чем именно занимаются члены КЛФ - "любят" фантастику или "пишут"?
Впрочем, все взаимосвязано.
    - Ваш "джентльменский набор" книг писателей фантастов? А также - несколько
фамилий, завершающих этот список?
    - Вначале - Лем, Шекли, братья Стругацкие. Эти писатели - прекрасные
стилисты и меньше всего похожи на писателей - научных фантастов. С конца же...
Затрудняюсь назвать самого достойного. Таковых много, один хуже другого.
    - Борис Гедальевич, кто из рецензентов "страшнее": въедливый любитель
фантастики или работник издательства!
    - Боюсь глупых рецензентов. Да еще тех, кто пишет рецензии только лишь для
заработка.
    - Борис Гедальевич, поделитесь планами ближайших публикаций...
    - У меня столько раз срывались "ближайшие публикации", что я привык говорить
о таких новых публикациях, которые уже состоялись. Или - когда подписан договор
с издателем. Журнал "Советская библиография" в   1 за 1989 год собирается
опубликовать отрывки из моих "Записок динозавра". Кстати, молодежная газета
"Молодая гвардия" в Южно-Сахалинске вроде бы собирается сделать то же самое, но
в большем объеме.

                C уважением, Yuri

... Гремля из кремля
 Msg  : 379 из 1996                         Snt Loc Scn
 From : Yuri Zubakin                        2:5010/30.47    Суб 17 Июн 00 20:07
 To   : All
 Subj : История Фэндома: Интервью с Н. Кошкиным (1987)
    "Это динамика, это трюк, это выдумка на каждом шагу..." / Беседу вел Р.
Арбитман

    (Заря молодежи (Саратов).- 1987.- 28 нояб.- С. 9.).

    Лестничный пролет. Еще один. Еще... И мы вместе с Маляновым вдруг видим
скорчившуюся на ступеньках одинокую фигуру историка Глухова - маленького,
жалкого, в нелепом, почти надвинутой на глаза шляпе. Видим человека, предавшего
в себе ученого, но страдающего от рудиментов совести, от "пережитков XIX века в
сознании"...
    Рисунки художника Hиколая КОШКИНА к повести А. и Б. Стругацких "За миллиард
лет до конца света", опубликованные в журнале "Знание - сила", - не просто
иллюстрации, это своего рода сотворчество, точное попадание "в резонанс" с
тревожной атмосферой повести. Лучшие работы Кошкина в журналах "Знание - сила",
"Семья и школа" и других изданиях отличаются неожиданным решением, точной
проработкой деталей, впечатляющей коллажностью...

    H. КОШКИH: - Все, что вы сказали о технике иллюстраций, прежде всего,
чрезвычайно плотно связано было с технологией печатного производства. Точнее, с
недостатками этой технологии. Потому-то и пришлось изобретать довольно жесткую
манеру рисунка. Я пробовал сначала работать и в цвете, и карандашом. Но цвет при
печати сдвигался, карандашные линии получались нечетко. Так я перешел к
черно-белому рисунку тушью, к пятну. Это определило и отношение к рисованию, и
скрупулезность деталей, породило определенный "джентельменский набор"
иллюстратора...

    Николай Кошкин родился в 1947 году, учился в ростовском втузе. В конце 60-х
переехал в Москву, стал работать на заводе имени Лихачева и - одновременно -
много рисовал. К счастью, на его пути оказались люди, которые помогли определить
настоящее призвание. Кошкин стал работать в журнале "Знание - сила". Здесь он
интересно проиллюстрировал рассказы И. Варшавского, К. Булычева, М. Коуни, Р.
Шекли, Ст. Лема и других фантастов. Его работы в журнале "Семья и школа" также
отмечены особым, фантастическим видением.

    H. КОШКИH: - Сотрудники редакции "Семьи и школы" тогда стремились, чтобы
каждый материал даже в оформлении имел свое лицо. Раздел художественной прозы
должен был отличаться от всех других. Нам хотелось показать тех же детей, но с
иной стороны, заставить читателей задуматься. Иллюстрация должна была сразу
"ввести" читающего в повествование, не сопровождать, а предварять повороты
сюжета, определяя настроение повести или рассказа.
    Примерно так же обстояло дело и с оформлением "Миллиарда..." Стругацких в
"Знание - сила": для иллюстрации каждого номера (повесть печаталась в нескольких
журналах) выбирался некий сюжетный центр, который соответствовал настроению
главы. Мы показали иллюстрации авторам и, насколько я помню, Стругацким они
понравились. Признаться, я и сейчас бы с удовольствием взялся оформить книгу
фантастики Стругацких.
    Вообще говоря, к фантастике я отношусь с уважением, как и к любой другой
серьезной литературе. Люблю книги Брэдбери, Шекли, Саймака.

    Ну, в как у нас обстоят дела с фантастикой в кино, точнее, в мультипликации?
Этот вопрос уже не к Кошкину-читателю, а к Кошкину - профессиональному
художнику-мультипликатору. Кстати, и беседа наша проходит в одном из павильонов
киностудии "Союзмультфильм". Только что закончена лента "Прямое попадание"
(режиссер В. Морозов). Герой ее - мальчик в зале игральных автоматов: сначала он
городошник, потом - солдат-пехотинец, военный моряк, летчик... Главное, не
переступить грани между иллюзорным миром и реальным, считают авторы фильма, не
заиграться в опасные игрушки.

    H. КОШКИH: - Фантастика в мультипликации? Здесь, я считаю, наше лицо,
показатель нашего сегодняшнего уровня - тридцатиминутная "Тайна Третьей планеты"
Романа Качанова. "Полигон" Анатолия Петрова - это, как сейчас любят говорить,
эксперимент. Режиссер здесь попробовал новую технику, новый - гиперреалистичный
- стиль, очень трудоемкий. Петров - один из сильнейших наших режиссеров, хотя
мне показалось, что "Полигон" получился фильмом... как бы сказать... чересчур
ярким, красивым. Это уместно в начальных кадрах, не вот все драматические сцены
погони, смертей требовали, наверное, более строгого, менее красочного
воплощения.

    Позволим себе добавить, что и сам Николай Кошкин вместе с режиссером
Владимиром Тарасовым сделал немало интересных, неординарных НФ фильмов: "Зеркало
времени", "Возвращение", "Контакт", "Юбилей". Недавняя работа художника -
"Контракт" по мотивам рассказа американского фантаста Роберта Силверберга.
Рассказ  этот - не более, чем забавная история, как на одной планете находят
общий язык представители конкурирующих фирм - человек и робот. Сценарист
мультфильма, Виктор Славкин, сделал финал более жестким, не похожим на
традиционный "хэппи энд". И когда в последних кадрах "Контракта" на пустой,
заносимом снегом планете остаются только человек и робот, тесно прижавшиеся
спина к спине, это тронет за душу даже самого несентиментального зрителя...
    Большинство фильмов, сделанных художником, - одночастевые десятиминутки. Hе
возникает ли желание поработить над полнометражной картиной?

    H. КОШКИH: - Мне приходилось видеть немало американских, японских
полнометражных мультфильмов. Среди них попадались удачные: например, "Желтая
подводная лодка" с "Битлз" или "Вечное движение", "Лед и пламя" американского
режиссера Ральфа Бакши. Запомнилась еще японская лента "Энспресс-999". Но в
основном такие фильмы - не что иное, как оживший комикс. Всем им не хватает
какой-то мощной идеи, и поэтому уже через несколько минут их становится скучно
смотреть. Ведь мультфильм - это, прежде всего, динамика, это трюк, это выдумка
на каждом шагу. По-моему, мы еще просто не готовы к тому, чтобы полнометражный
мультфильм удовлетворял всем этим требованиям.

    И заключение разговора еще три вопроса к художнику:
    - С кем из режиссеров вам хотелось бы сделать фильм?

    - Помимо тех, с кем я уже работал и работаю?.. Наверное, с Эдуардом
Hазаровым. Хотя, когда режиссер одновременно еще и художник, с ним работать
гораздо труднее...

    - О чем будут ваши новые картины?

    - Сейчас с режиссером Ефимом Гамбургом начинаем съемки нового фильма. Сюжет
там вполне фантастический: как в одном из районов города исчез весь транспорт и
жителям - что ж делать? - пришлось отращивать себе крылья. Ну и вести себя потом
в соответствии с тем, какие у кого крылья. В будущем году с этим же режиссером
мы должны начать работу над картиной "Роковые лучи" (по повести Михаила
Булгакова "Роковые яйца"). Мне очень нравится Булгаков, и, хотя между его
сатирическими повестями 20-х годов и романом "Мастер и Маргарита" - огромная
дистанция, талант его отчетливо виден и в этих ранних произведениях.

    - А вам никогда не хотелось заняться не только мультипликацией и
иллюстрированием книг, но и, скажем, станковой живописью?

    - Пожалуй, нет. Натюрморты писать, например, мне просто неинтересно. Очень
хотел бы заняться гравюрой, офортом, но... все никак не хватает времени.

    Беседу вел Р. АРБИТМАH.
    Рисунки H. КОШКИHА.

                C уважением, Yuri

... Возвращение Доедая. StarWars?
 Msg  : 380 из 1996                         Snt Loc Scn
 From : Yuri Zubakin                        2:5010/30.47    Суб 17 Июн 00 20:12
 To   : All
 Subj : История Фэндома: Интервью с Я. Зайделем [1985 ?]
    Роман Липчик. Пасмурный рай Януша А. Зайделя [Пер. из журн. "Fantastyka"]

    (Заря молодежи (Саратов).- 1988.- 26 нояб.- С. 9.).

    Незадолго до кончины известного польского фантаста Януша Зайделя (автора
романов "Цилиндр ван Троффа", "Выход из тени", "Вся правда о планете Кси",
"Парадиз" - советскому читателю известны, к сожалению, только несколько
рассказов этого писателя) с ним встретился журналист Р. Липчик. Речь шла о
социально-философской фантастике, о жанре антиутопии, в котором написан
последний роман фантаста "Парадиз".

    Роман ЛИПЧИК: В книге "Парадиз" подчинение человеческой личности доведено до
абсурда. Думаете ли вы, что это - реальная угроза или только злой сон
антиутопистов?
    Януш ЗАИДЕЛЬ: Наверное, это не является обязательной судьбой человечества.
Если мы только начнем жить с таким убеждением, то манипулировать нами будет
очень легко. Ничто не неотвратимо, однако опасность существует всегда. Сейчас
думаю о книге, в которой хотел бы в форме научно-фантастической повести показать
поединок двух способов руководства обществом: общества, управляемого
централизованно, твердой рукой, с таким, которое в значительной степени
управляет само собой. Увы, войну выигрывает манипулированное общество - такой
способ управления является наиболее легким, стоит меньшего труда и устраняет
множество опасностей. Поэтому к нему тяготеет власть, которая не уверена, что
справится с любой ситуацией. Ведь предоставление свободы несет с собой
определенный риск: вдруг люди начнут делать что-то плохое? А, может, и нет - кто
знает? Такой эксперимент требует большой отваги и уверенности в себе...
    Кроме того, хотелось ясно показать, в какой степени можно манипулировать
информацией и обществом и каковы получаются итоги.
    Р. Л.: Мир ваших книг очень печален. Это фантазия или убеждение, вытекающее
из личного опыта?
    Я. З.: Нет, к счастью, это не опыт. Скорее всего, делаю это для того, чтобы
увлечь моих читателей к поиску наилучших выходов и решений, к защите того мира,
который нам дан. Он ведь вовсе не так плох изначально. В моих книжках, конечно,
многое не является прогнозом, а, скорее, предостережением против чрезмерного
натяжения струны... Вообще я оптимист, стараюсь всегда и во всем отыскивать
светлые стороны. Говорю "светлые", ибо хочу подчеркнуть, что сидит во мне,
вопреки моей воле, порядочная доля пессимизма.
    Р. Л.: Вы по профессии физик-ядерщик. Оказала ли ваша профессия влияние на
ваши произведения?
    Я. З.: Сегодня единственное, что меня контролирует, так это моя профессия,
не позволяет слишком далеко уйти от реальности, от "science" (науки) к
чрезмерной "fiction" (фантастике).
    Р. Л.: А в какой мере фантастика может либо должна выполнять роль
развлекательной литературы?
    Я. З.: Литератор, который хочет поведать своим читателям что-то важное и для
того "убегает" о фантастику, должен помнить о том, что доля элементов, создающих
развлекательный слой его книги, должна быть ощутимой. Иначе книга не будет
читаться. Если доля эта сводится к нулю, и остается только философским трактат,
то произведение "не умещается" в жанре, потому что чтение фантастики должно быть
отдыхом и развлечением. Тираж подобной НФ невысок. В больших же тиражах,
характерных для развлекательной литературы, те важные мысли, которые автор
вложил в свое, на первый взгляд, развлекательное произведение, дойдут до
широкого круга читателей. Не каждый поймет, но с ростом тиража растет
вероятность попадания книги к правильному адресату. Идеальное произведение, на
мой взгляд, кроме развлечения дает некоторое вдохновение, толкающее к
размышлениям на какую-то тему. Эти факторы должны быть тщательно взвешены:
сначала забава, а потом - второе дно, которое содержит мысли... Иногда и третье.
    Р. Л.: Это красивая теория, однако на практике все немного иначе. На Западе
правит "чисто" развлекательная фантастика, а у нас в основном до недавнего
времени, а иногда и сейчас - менторские, неудобоваримые произведения... Может
быть, они и несут интеллектуальные ценности, но их трудно читать.
    Я. З.: Фантастика стран социалистического лагеря берет начало от
произведений, очень серьезно описывающих будущее мира в чисто идеологических
категориях. Однако и сейчас, наверное в силу какой-то инерции, прошлое еще
тяготеет над этим жанром. Наша социалистическая фантастика отличается от
западной также потому, что происходит она от других страхов. Американцы боятся
не того, чего мы, и собственные опасения преобразовывают в кошмары, пугающие их.
Нам не дают покоя иные видения, видения проблем, которые нам угрожают, событий,
которых следует остерегаться, явлений, которые трудно понять, либо которые
затрудняют нам жизнь, а усиление их способно принести немало зла...

                C уважением, Yuri

... Строитель Железной Стены
 From : Andrew Tupkalo                      2:5030/777.347  Птн 16 Июн 00 16:37
 To   : Ann Yakovenko                                       Суб 17 Июн 00 20:20
 Subj : Объем мозга для сабжа Новые идеи в SF&F
HI, Ann!

В четверг 15 июня 2000 13:37, Ann Yakovenko писал к All:
 AY> Точно помнишь? :)
  А я видел не далее как сегодня, как раз когда бpился. ;)

   Пока Ann! "Listen to the music,.. not the song..." (c)Kosh Naranek

... @\Fido\Golded\np
 * Origin: В шуйце вострая катана -- что-то вроде ятагана,.. (2:5030/777.347)
 From : Andrew Tupkalo                      2:5030/777.347  Птн 16 Июн 00 16:38
 To   : Vladislav Slobodian                                 Суб 17 Июн 00 20:20
 Subj : Альтернативка Японии
HI, Vladislav!

В четверг 15 июня 2000 16:42, Vladislav Slobodian писал к All:
 VS>  А я не знаю,как "бусидо" по-японски. Именно по причине
 VS> вышеотквоченного. -- Vladislav
  Так ведь так и будет -- "бусидо" ;) И, кстати, для одушевлённых существитель-
ных используется не "ару", а "иру", то есть надо говорить "имасэн".

   Пока Vladislav! "Listen to the music,.. not the song..." (c)Kosh Naranek

 From : Andrew Tupkalo                      2:5030/777.347  Птн 16 Июн 00 16:39

В четверг 15 июня 2000 16:44, Vladislav Slobodian писал к All:
 VS> Может, надо удельную массу оценивать? Отнесённую к массе тела?
  А так и оценивают. Просто тут об этом не упоминали, прикидывали абсолютную.;)

 From : Andrew Tupkalo                      2:5030/777.347  Птн 16 Июн 00 16:40
 To   : Andrey Beresnyak                                    Суб 17 Июн 00 20:20
 Subj : Объем мозга для сабжа Новые идеи в SF&F
HI, Andrey!

В четверг 15 июня 2000 21:28, Andrey Beresnyak писал к All:
 AB> Точнее, шляпа в 3.5 и дельта-фунция в 7.
  А кинь-ка ещё разик гистогpаммку-то, я уже её и забывать начал. ;)

 From : Andrew Tupkalo                      2:5030/777.347  Птн 16 Июн 00 16:41

В четверг 15 июня 2000 21:39, Andrey Beresnyak писал к All:
 AB> "Спейсболлз" -- суксь. Лучше качайте "Фотона". Не пожалеете.
  Это который "Photon-chan"? Много слышал хорошего, но не видел. ;)

 From : Andrew Tupkalo                      2:5030/777.347  Птн 16 Июн 00 17:29
 To   : Denis Morosenko                                     Суб 17 Июн 00 20:20
 Subj : Новые идеи в SF&F
HI, Denis!

В пятницу 16 июня 2000 02:15, Denis Morosenko писал к Andrew Tupkalo:
 DM> А не там ли производят "Бета-чай"? Если там, то эта колония та еще
 DM> дыра...
  Нет, не там. А Бета -- одна из главных галактических метpополий.

   Пока Denis! "Listen to the music,.. not the song..." (c)Kosh Naranek

 From : Andrew Tupkalo                      2:5030/777.347  Птн 16 Июн 00 18:11
 To   : Nick Kolyadko                                       Суб 17 Июн 00 20:20
 Subj : Новые идеи в SF&F
HI, Nick!

В четверг 15 июня 2000 04:01, Nick Kolyadko писал к Andrew Tupkalo:
 NK>  Конечно Люков, чей же ещё :).
  А если бы у Люка его не было? ;) Замёpзли бы ведь оба.

   Пока Nick! "Listen to the music,.. not the song..." (c)Kosh Naranek

 From : Ann Yakovenko                       2:463/418       Птн 16 Июн 00 09:45
 To   : Andrew Kasantsev                                    Суб 17 Июн 00 20:20
 Subj : Re: Объем мозга для сабжа Новые идеи в SF&F

      Hi, Andrew!
Andrew_Kasantsev@f6.n5040.z2.fidonet.org (Andrew Kasantsev) writes:

> [...]
>  >>  AY> использование орудий и т.д. До 5 лет обезьяны лидировали...
>  >>  AY> Кстати, а кто-нибудь видел ребенка, умевшего читать-писать до
>  >>  AY> 4-х лет? Это по-моему из области эхотага.
>  >>  Хе... ;) Ну я видел. Позавчерась. И сегодня тоже (я бреюсь через
>  >> день)... ;)
>
>  AY> Точно помнишь? :)

>  Ну, на это у меня родители есть. ;) Я вообще был
> вундеркиндер. Был. Но вот старшая дочка у меня научилась читать в
> 4.8 - причем это напоминало включение систем - вчера еще складываем
> слоги, сегодня - читаем за день Питера Пэна без картинок...

Родители - лицо заинтересованное. :)) Они склонны преувеличивать
способности своих детей, особенно по прошествии 20 лет :) А вот
пример, относящийся к недавнему времени - более достоверен, имхо. Моей
старшей сейчас 4.6 и она пока только пишет (или набирает) простенькие
слова. Впрочем, пора закругляться, пока нас не послали в ру.бэби ;)))

   Пока. Аня.

--- Gnus v5.7/Emacs 20.4
 * Origin: Satelia (2:463/418.0)
 From : Ann Yakovenko                       2:463/418       Птн 16 Июн 00 09:50
 To   : All                                                 Суб 17 Июн 00 20:20
 Subj : Re: Объем мозга для сабжа Новые идеи в SF&F
      Hi, Pavel!

Pavel_Gritskevich@p7.f53.n5005.z2.fidonet.org (Pavel Gritskevich) writes:

> [...]
> всех фактоpов: обьём, строение, воспитание и т.д. Выкинуть хоть один
> из них и мы не получим разумного человека.  Повредили мозг (наpушили
> строение) - наpушаются мыслительные реакции и человек пеpестаёт
> одекватно оценивать действительность. Если человек воспитывается вне
> общества (Тарзан), то опять же он не сможет одекватно воспpинимать
> нашу повседневность, даже если его интенсивно пытаться
> перевоспитать, он всё равно до конца дней останется тем, кем его
> воспитали в детсве.
>
>    P.S. Может я и не прав, можете закидать меня гнилыми помидорами, но

Да прав ты, ясен кактус, просто есть необходимые условия и есть
достаточные...

      Пока. Аня.

--- Gnus v5.7/Emacs 20.4
 * Origin: Satelia (2:463/418.0)
 From : Ann Yakovenko                       2:463/418       Птн 16 Июн 00 09:58
 To   : Alechka Bolgova                                     Суб 17 Июн 00 20:20
 Subj : Re: Объем мозга для сабжа Новые идеи в SF&F

      Hi, Alechka!
Alechka_Bolgova@p52.f122.n5020.z2.fidonet.org (Alechka Bolgova) writes:

>  AY>  орудий и т.д. До 5 лет обезьяны лидировали...  Кстати, а кто-нибудь
>  AY>  видел ребенка, умевшего читать-писать до 4-х лет? Это по-моему из
>  AY>  области эхотага.
>
>    Мой старший. С 2-х. Начали с года с наклеенных на шкафы и кровати
> букв. Потом короткие слова. Книжки. Книги. Потом писал "спослания"
> печатными буквами. Младшие этим путем не пошли категорически, причем
> по совершенно разным причинам: дислексия и упрямство. Забавно так.

Вундеркинды - на то и вундеркинды, что их подавляющее меньшинство. :((
Многие дети в возрасте 2-х лет и говорить-то не умеют.

      Пока. Аня.

--- Gnus v5.7/Emacs 20.4
 * Origin: Satelia (2:463/418.0)
 From : Alex Mustakis                       2:5020/194.125  Птн 16 Июн 00 15:08
 To   : Andrey Beresnyak                                    Суб 17 Июн 00 20:20
 Subj : Объем мозга для сабжа Новые идеи в SF&F
Пpиветствyю, Andrey!

RU.SF.NEWS, Thu Jun 15 2000, Andrey Beresnyak => All:

Hефиг! Бывают и просто воспоминания!

 From : Sergey Tiurin                       2:5059/16.60    Птн 16 Июн 00 15:17
 To   : Evgeny Novitsky                                     Суб 17 Июн 00 20:20
 Subj : Re: Звездопад...
Тpям, Evgeny!
<Wednesday June 14 2000> Evgeny Novitsky [-----    >>] Sergey Tiurin

 EN> [скип]
 EN> ... У меня выпала челюсть... Я имел в видy рассказ "Приход ночи"
 EN> (кажется, так, лениво вставать пpовеpять) и дyмал, что ты говоришь о
 EN> нем же, только дpyгой перевод => дpyгое название. Однако, сyдя по
 EN> оставленной мной строке, Азимов роман на этy темy написал 8))) Для
 EN> меня - новость...
У меня эта книжка yже давно. Айзек Азимов, Роберт Сильверберг "Приход ночи",
издательство "Поляpис", сеpия "Мастера фантастики", 94 год. Вот что написано в
краткой pецензии:

    Более пятидесяти лет назад малоизвестный в те годы Айзек Азимов написал
повесть "Приход ночи", котоpая сpазy сделала его знаменитым. Полвека спyстя,
совместно с Робертом Сильвербергом, повесть была переработана в роман,
сохранивший и развивший все достоинства своего короткого пpедшественника.

                           За SIMM пpощаюсь. Sergey.

np: Crematory "Just Dreaming" '94

... Некоторые считают, что петтинг - это разведение домашних животных
--- [MuSiC xTReMe] [russian sci-fi&fantasy] [HoMM III] [JRRT]
 From : Evgeny Novitsky                     2:5004/5.36     Птн 16 Июн 00 18:51
 To   : Pavel Ryabov                                        Суб 17 Июн 00 20:20
 Subj : Смещенный центр тяжести
Привет, Pavel!

В среду, июня 14 2000, в 21:37, Pavel Ryabov сообщал Swiatoslaw Loginov:

 PR>   Ты,веpоятно был там.Очень испyган.Из нашей СВДшки с данного
 PR> pасстояния возможно вести беспокоящий огонь по слоновьим попам и не
 PR> более того.Любой снайпер не беpется точно попадать далее 600 м,пpичем
 PR> реально стpеляют на 300-400.А остальное-понты пионэpов. Я не к
 PR> томy,что я занyда,это я знаю.

Ты согласен с тем, что пуля на километpе-полутоpа свою убойную силу
сохpаняет? ;)) Твоя поправка относится к ситуации киллера, когда нужно
уложить конкретное лицо. Выстрел единственный, бо шибко шустро ловить
будут, и если подранит только или уложит не того - брак это в киллерской
пpофессии. Заказчик не поймет, и будет киллеру козья морда ;))
А Слава о боевых условиях. Целил в лейтенанта - попал в ефрейтора, тоже
неплохо... Убить хотел, а только подранил, дык противнику еще больше
хлопот - об убитом можно и потом поскорбеть, а раненый помощи просит сейчас...

 From : Andrew Tupkalo                      2:5030/777.347  Птн 16 Июн 00 20:00
 To   : Andrew Kasantsev                                    Суб 17 Июн 00 20:20
 Subj : Объем мозга для сабжа Новые идеи в SF&F
HI, Andrew!

В пятницу 16 июня 2000 08:38, Andrew Kasantsev писал к Ann Yakovenko:
 AK> Но вот старшая дочка у меня научилась читать в 4.8 - причем это
 AK> напоминало включение систем - вчера еще складываем слоги, сегодня -
 AK> читаем за день Питера Пэна без картинок...
  Ну, она у тебя, помнится, вообще нетипичная, Мононоке свободно смотрит и не
пугается... ;)

 From : Andrew Tupkalo                      2:5030/777.347  Птн 16 Июн 00 20:02

В пятницу 16 июня 2000 12:29, Andrew Kasantsev писал к Alex Volperts:
 AK>  Там же недавно подкинули еще более забавную причину - самоубийства по
 AK> времени подозрительно совпадают с использованиями военными мощных
 AK> сонаров... А у трупов соответствующие центры повреждены или
 AK> раздражены. То есть сразу вспоминается Биленкин, где радарами
  Ну, сонар кита обладает таким устройством, что повредить его даже весьма
мощным звуковым облучением затpуднительно. А вот временно ослепить -- запpосто.

 From : Andrew Tupkalo                      2:5030/777.347  Птн 16 Июн 00 21:18
 To   : Andrey Solomatov                                    Суб 17 Июн 00 20:20
 Subj : Новые идеи в SF&F
HI, Andrey!

В пятницу 16 июня 2000 09:15, Andrey Solomatov писал к Andrew Tupkalo:
 AS> ;) - сколько это будет в Ваттах? По-моему, длительно человек способен
 AS> развивать мощность в доли кВт, нет?
  Речь шла об энергии, а не о мощности. ;)

 From : Andrew Tupkalo                      2:5030/777.347  Птн 16 Июн 00 21:22

В пятницу 16 июня 2000 08:40, Andrey Solomatov писал к Andrew Tupkalo:
 AS> А не уточнишь, почему?
  Условия окружающей среды уж больно простые, и главное, -- неизменные.

 From : Andrew Tupkalo                      2:5030/777.347  Птн 16 Июн 00 21:22
 To   : Pavel Ryabov                                        Суб 17 Июн 00 20:20
 Subj : Калибры
HI, Pavel!

В четверг 15 июня 2000 02:15, Pavel Ryabov писал к Andrew Tupkalo:
 PR>   Hy,не все :)
  Я про .500 NE. ;)

 PR>   Это лишь самые крyпные по диаметрy пyли.Хотя я слышал про .600 NE и
 PR> .700 NE.Hо там ваще пyшки...
  Видел. ;))) На фотогpафиях, правда, но там вообще какие-то драконобойки, по
десять граммов пороха в патpоне. ;)

   Пока Pavel! "Listen to the music,.. not the song..." (c)Kosh Naranek

 From : Andrew Tupkalo                      2:5030/777.347  Птн 16 Июн 00 21:29
 To   : Sergey Lukianenko                                   Суб 17 Июн 00 20:20
 Subj : Новые идеи в SF&F
HI, Sergey!

В четверг 15 июня 2000 10:54, Sergey Lukianenko писал к Andrew Tupkalo:
 SL>     Вроде бы да. Мне кажется, это был небольшой стеб, этакое
 SL> "приземление" лайтшабера, использование его для столь неромантичной и
 SL> утилитарной цели, как разделка туши. :)
  Оби-Ван и Квай-Гон в первом эпизоде пользуются ими просто как инстpументами.

   Пока Sergey! "Listen to the music,.. not the song..." (c)Kosh Naranek

 From : Edward Megerizky                    2:5020/1803     Птн 16 Июн 00 16:53
 To   : Andrew Tupkalo                                      Суб 17 Июн 00 20:20
 Subj : RE:Hовые идеи в SF&F
Увидел я, что 15 Jun 00  20:01:33 написал Andrew Tupkalo для Edward Megerizky на
тему <RE:Hовые идеи в SF&F> и решил потоптать клаву...

EM> А прикинуть, что могут тормозиться процессы окисления, потребляющие,
EM> например, несвязанный кислород, образования не хватает? Или то, что
EM> тормозится некаталитическое окисление?
AT>   Hепpавдоподобно. То, что тоpмозятся все процессы с энегетикой выше
AT> опpеделённой -- я ещё поверю, хотя этого не может быть, но что _одни_
AT> процессы такой энергетики тоpмозятся, а другие нет -- увольте.

Как раз правдоподобно... Почему бы не быть полю блокирующему все
некаталитические реакции присоединения кислорода к чему либо? Человек в таком
поле вполне себе живет и здравствует, ибо все реакции в организме -
каталитические... А вот бензин гореть не будет...

С уважением, Эдуард.
--- Самый фипсатый фипс
 * Origin: It's nice to be a preiss,but it't higher to be a bay (2:5020/1803.0)
 From : Edward Megerizky                    2:5020/1803     Птн 16 Июн 00 16:59
 To   : Denis Morosenko                                     Суб 17 Июн 00 20:20
 Subj : RE:Hовые идеи в SF&F
Увидел я, что 16 Jun 00  02:17:02 написал Denis Morosenko для Edward Megerizky
на тему <RE:Hовые идеи в SF&F> и решил потоптать клаву...

EM> А ты не путай божий дар с яичницей...
DM>
DM> Уже объяснили. Потом объяснили, что разницы, в принципе, нет. Затем
DM> объяснили, что разница есть, но несущественная. После - что разница
DM> существенная, но все равно за отмазку не катит. :)
DM> Так что ждем-с, что будет дальше.

Я уже высказал идею, что поле может блокировать некаталитические реакции
окисления... Например за счет значительного усиления связей в молекуле кислорода
(О2), в результате чего атомарный кислород не образуется и реакция горения не
идет... А вот каталитическим реакциям присоединения кислорода, которые имеют
место в организме человека, это препятствовать не будет...

С уважением, Эдуард.
--- Самый фипсатый фипс
 * Origin: Faellt heute aus! (2:5020/1803.0)
 From : Ljuba Fedorova                      2:5021/6.4      Птн 16 Июн 00 14:41
 To   : Dmitry Kuraishevich                                 Суб 17 Июн 00 20:20
 Subj : Геном

12 Jun 00 20:22, Dmitry Kuraishevich wrote to Ivan Kovalef:

 DK> Некий господин _Юз Алешковский_ - ругань виртуознейшая :-)
 DK> А вот к фантасике отнести его весьма ФАНТАСмагорические вещи отнести
 DK> трудно. Хотя реальностью в них тоже не пахнет.

    "Николай Николаевич" вполне себе фантастика.

with *.*,
Ljuba

[Team Pentium Killers]

--- Пополам-это полуосный полумух
 From : Alex Mustakis                       2:5020/194.125  Птн 16 Июн 00 15:30
 To   : Denis Morosenko                                     Суб 17 Июн 00 20:20
 Subj : Объем мозга для сабжа Новые идеи в SF&F
Пpиветствyю, Denis!

RU.SF.NEWS, Fri Jun 16 2000, Denis Morosenko => Andrey Solomatov:

> [...]
 DM> руки (или что-то подобное). А с "руками" сильно не поплаваешь.
 DM> Плавниками же палку-копалку не удержишь :)

Зато могут быть щупальца.

 Msg  : 404 из 1996                         Snt Loc Scn
 From : Yuri Zubakin                        2:5010/30.47    Вск 18 Июн 00 02:10
 To   : All
 Subj : История Фэндома: Р. Арбитман "Феномен "ЗФ" (1988)
        Здравствуйте, All!

    Посылаю несколько статей из малодоступных газет по истории Фэндома и
фантастики.
    Статьи выложу на www.tree.boom.ru

    Арбитман Р. Феномен "ЗФ": Представляем серию

    (Заря молодежи (Саратов).- 1988.- 24 дек.- С. 9.).

    НЕБОЛЬШИЕ аккуратные томики карманного формата. В твердых обложках и мягких.
Толстые и потоньше. С картинками и без. Любителям фантастики (да и тем, кто
искренне не считают себя таковыми, а просто уважают хорошую литературу) не надо
представлять эту книжную серию. К сегодняшнему дню издательство "Мир" выпустило
уже...
    А, впрочем, давайте все по порядку.
    "Что нужно Лондону, то рано для Москвы" - ироничная пушкинская строка из
"Послания цензору" многими поколениями цензоров XX века (цензоров как "по
службе", так и "по душе") воспринималась серьезно, почти как аксиома. Так, в
30-е - 50-е годы зарубежной фантастики, если не считать хрестоматийных романов
Жюля Верна и Уэллса, у нас практически не знали - по вполне понятным причинам.
Отечественная литература втискивалась тогда в прокрустово ложе догматических
канонов, а ее хиленький росток - научная фантастика - и вовсе был придавлен
чугунным прессом господствовавшей тогда Теории Ближнего Прицела. "Внушалось, что
космос - это американская фантастика, а наша обязана быть земной, что далекие
фантазии буржуазны, а наши должны укладываться в рамки пятилетки", - вспоминал
позднее писатель Георгий Гуревич. Только в конце 50-х, в начале 60-х, после XX
съезда, после "Туманности Андромеды" И. Ефремова, которая дала советской НФ
литературе живой импульс (появились первые произведения братьев Стругацких,
Биленкина, Гансовского и др.), когда из бывшего "нельзя" многое оказалось
"можно" и даже необходимо, - вот тогда непробиваемое "рано" дало первую трещину,
и книги зарубежных писателей-фантастов начали потихоньку проникать к нашему
читателю. Сначала еще медленно, робко, с тенденциозной оглядкой (скажем, сборник
"Научно-фантастические рассказы американских писателей", выпущенный
Издательством иностранной литературы в 1961 году, хитроумно был составлен таким
образом, что по прочтении возникало только ощущение горечи и сострадания к "их"
горемычной жизни, в уж предисловие...), потом все смелее и увереннее заявили о
себе книги "Я, робот" А. Азимова в "Знании", "Звездные дневники И иона Тихого"
С. Лема и сборник "Современная зарубежная фантастика" в "Молодой гвардии", "451
по Фаренгейту" Р. Бредбери в "Мире" и так далее - книги яркие, необычные,
зачастую не похожие на то, что мы так привыкли именовать "фантастика", ломающие
многие стереотипы Потребность в такой литературе не соответствовала тем удачным,
но достаточно редким публикациям зарубежной фантастки разбросанным по разным
издательствам. Необходимо было наладить регулярный выпуск таких книг. Утопия?
Мечта? Реализовалась эта идея хотя бы на два-три года позднее, в конце 60-х -
весьма проблематично. Но то, что случилось - случилось: на самом излете
"оттепели" в издательстве "Мир" возникла новая серия, названная безыскусно и
просто - "Зарубежная фантастика" ("ЗФ").
    С 1965 года - обвал, смерч, землетрясение, цунами! - на нас хлынул целый
поток новых книг с маркой "ЗФ": Бредбери, Лем, Пол и Корнблат, Азимов, Шекли и
снова Бредбери, и снова Лем... Оказалось, что мы многого и многих просто не
знали. Предстояло знакомиться - и с безмолвными марсианскими городами
грустно-щемящего Бредбери, и с обжитым, каким-то очень уютным, будничным
космосом "Рассказов о Пирксе" Лема (а чуть позже - окунуться в философскую
глубину исповедального романа "Голос Неба"), с бойкими, не теряющими оптимизма
ни при каких обстоятельствах космическими бизнесменами Шекли, с лукавыми
гоблинами и полными достоинства, неторопливыми фермерами Саймака. И с многими
другими это было нам поначалу немного страшно (иная обстановка, иные реалии,
иной быт), но не чуждо. И принимали мы это легко не только в силу воспетой еще
Достоевским нашей слегка мистической "всемирной отзывчивости", но и просто
потому, что сразу поняли: "это мир - наш", всех нас объединяет гораздо большее,
чем разъединяет. Мы всмотрелись - и поразились! Земля неожиданно оказалась
неплоской, вызывающе неплоской, Вселенная - бесконечной и неисчерпаемой, мир -
расцвечен разнообразными красками, и конфликты в нем не ограничивались набившей
оскомину "борьбой лучшего с хорошим", Он был непривычным, этот мир. Он мог быть
жесток и великодушен, лжив и прям, мог пугать и вселять надежду. "Зеркало тревог
и сомнений" отражало этот мир, но были там не только тревоги, и не только
сомнения. Все оказывалось сложней - и интересней.
    Выяснилось, что многое здесь - при всех различиях антуража - и похоже, и
знакомо. Иногда мы ощущали радость узнавания, а нередко узнаваемое было знакомым
до боли. И дело было не только в сладости (чаще - горечи) так называемых
аллюзий, которые в те годы уже вновь начинали пугать бдительных редакторов (ведь
кто-то, читая, мог "Вашингтон" "перевести" как "Москва", "НАСА" - "Главкосмос",
а "президент"... страшно подумать). Многие сравнения, действительно, так и
напрашивались, но дело, повторяю, было не в них. Просто в нашем мире
интернациональными оказывались не только такие высокие понятия как добро,
гуманизм, красота, самопожертвование, трудовой энтузиазм, если угодно, но и (о
чем вспоминалось реже) многоликий бюрократизм, нерушимость чиновничьих пирамид и
тупое солдафонство, и "ангажированность" прессы, и прагматическое отношение
власть имущих к труду ими же презираемых "высоколобых", и ответное презрение
немалой части ученой братии - на этот раз к конкретным результатам воплощения их
смелых теоретических построений... И так далее, и тому подобное. Все это были и
есть наши общие беды, а потому не только бестактным, но и попросту неумным
становилось стремление "списать" многие пороки на особенности "их" жизни: у нас,
мол, "это невозможно". Практика показала, что возможно. Перелистайте книги серии
"ЗФ", и вы найдете немало таких "точек соприкосновения" (примеры беру почти
наугад - их в этих книгах можно было бы отыскать еще десятки, если не сотни).
Вот насквозь коррумпированные чиновники из блистательного, смешного рассказа
Генри Каттнера "Котел с неприятностями" (из авторского сборника "Робот -
зазнайка"), строящие плотину на жалком ручейке, чтобы прикрыть многочисленные
кражи из государственной казны. И если в конце концов они оказываются за
решеткой - так лишь потому, что вмешиваются добрые волшебники, семейство
Хогбенов: без "бога из машины", увы, эту гору едва ли свернешь... А герои
рассказа итальянской писательницы Анны Ринонаполи "Ночной министр" (сборник
"Луна двадцати рук"), "блуждая на высшем уровне", не в силах вырваться из
бюрократических тенет и предупредить землян о грозящем вторжении: каждая
инстанция аккуратно отфутболивает их к следующей. "Их нравы"? Вот бюрократия
фантасмагорического, но такого привычного учреждения в романе Майкла Фрэйна
"Оловянные солдатики", с бессмысленно-активным времяпрепровождением, где поиски
тайных "неблагонадежных" (в данном случае таковым оказывается ни в чем не
повинный бедняга Голдвассер) перемежаются с ритуальными репетициями встречи
Официального Лица (в данном случае, английской королевы). Что-то нам это
напоминает, верно? И треволнения "маленького человека" из рассказов Роберта
Шекли (сборники "Паломничество на Землю", "Миры Роберта Шекли"), и жаркая
ненависть разгоряченной толпы к "иным" - неважно, чем они иные, способностью к
телекинезу или непривычными взглядами на жизнь (романы Клиффорда Саймака), - все
это внятно нам, и близко, и знакомо.
    Определенно: смелые люди издавали серию "ЗФ". В пору, когда политический
климат в стране значительно посуровел, официальное отношение к фантастике, и
раньше прохладное, стало еще более двусмысленным. И все же на "мировскую" серию
переводной фантастики в целом никто не покушался. В тот самый год, когда в
центральной печати "прорабатывали" братьев Стругацких за их повесть "Улитка на
склоне", в серии "ЗФ" выходил уже упомянутый нами роман Майкла Фрэйна, своим
антибюрократическим пафосом во многом перекликающийся с повестью Стругацких.
Роман, однако, не был удостоен внимания критики. Довольно спокойно отнеслись и к
многим другим весьма достойным книгам, появившимся в "ЗФ" в конце 60-х и в 70-е.
"Любопытная ситуация сложилась и в 70-е годы, - вспоминал о той поре
литературовед Д. Затонский: "оттепель" давно кончилась, а издания далеко не
однозначных иностранных писателей, что называется, "шли косяком"..." Д.
Затонсиий связывал феномен "либерального" отношения к зарубежной литературе с
неизжитыми еще традициями XX съезда (в этой, конечно, узкой области).
Применительно к фантастике можно добавить и то счастливое обстоятельство, что
жанр издавна считался "легким", в потому кто хотел быть слепым, был им и не
воспринимал всерьез ЗФ, считая ее относительно безобидным развлекательным
чтением.
    За пятнадцать лет до Чернобыля, за десятилетие до того, как слово "экология"
вошло в нашу повседневность (а до тех пор людей, обеспокоенных скудными мерами
по охране природы, отпугивали словечком "алармизм"), в серии "ЗФ" вышел роман
Майкла Крайтона "Штамм "Андромеда", в котором легко было увидеть контуры большой
беды, причиной которой была безответственность. Не увидели. "Феномен Крайтона,
или как фантасты прозевали проблему", - так назовет свою статью кануна 80-х
критик Вл. Гаков. Фантасты, между прочим, хоть и поздновато, но проблему
все-таки увидели. Прозевали другие...
    Перелистывая сейчас книги, изданные полтора-два десятилетия назад,
удивляешься прозорливости составителей: как мало здесь устарело! Да, ныне
безнадежно устарел роман Мартина Кэйдина "В плену орбиты", привлекавший когда-то
космическим антуражем (теперь работы в околоземном пространстве стали привычной
банальностью из программы теленовостей, а больше в романе ничего и не было).
Устарело, возможно, еще несколько книг, отдельных рассказов. И все. Даже
произведения, впервые увидевшие свет в 10-20 годы нашего века, а то и раньше
(сборник К. Чапека, "Фантазии Фритьеша Каринти", "Hа серебряной планете" Е.
Жулавского и некоторые произведения из коллективных сборников), продолжают
оставаться актуальными, ибо выбраны были не "технические" скоропортящиеся
фантазии, а произведения в жанре социальной или психологической (как, скажем, у
Жулавского) фантастики.
    Полагаем, что у тех, кто готовил книги серии "ЗФ", было две задачи:
тактическая и стратегическая. Первая состояла в том, что по возможности быстрее
и точнее заполнить зияющие пробелы в нашем знании иноязычной фантастики, ввести
в наш обиход произведения, уже пользующиеся заслуженной популярностью у себя на
родине (книги Бредбери, Азимова, У. Ле Гуин и др.). Вторая задача - максимально
расширить горизонты нашего знания фантастики в целом, вводя в оборот
произведения, представляющие самые разные направления и ответвления НФ
литературы, весь спектр, открывать нам новые имена.
    Характерно, что в последние годы издатели не только расширили круг
переводимых авторов, но и подключили к изданию серии новых интересных
переводчиков. Так, над книгами успешно работают как признанные мастера (Нора
Галь, И. Гурова и др.), так и молодые переводчики (В. Бабенко, В. Баканов, В.
Гопман, К. Душенко, А. Корженевский и др.). Очередной сборник, вышедший в этом
году, - "Ночь, которая умирает" (книга остросюжетной, приключенческой
фантастики) - также подготовлен молодыми, но уже высокопрофессиональными
переводчиками. Эта книга стала сотой по счету в серии "Зарубежная фантастика",
своеобразный итог работы издательства, начатой в 1965 г.
    Нет сомнения, что более чем двадцатилетнее существование серии "ЗФ" изменило
в чем-то самого читателя фантастики, и технические проблемы проникновения в
Большой Космос стали волновать его куда меньше, чем проблемы нравственные.
Лемовское пророчество "Среди звезд нас ждет Неведомое", помимо всего прочего,
означает еще: "неведомое" - в самом человеке. И фантасты, ставя своих героев в
невероятные обстоятельства, всматривались в человека не менее пристально, чем
реалисты. Устойчивый, не прекращающийся с годами интерес читателей к серии "ЗФ"
доказывает: мы, кажется, научились понимать "их" (а в "них" - себя). Дело за
малым: нам бы научиться как следует понимать друг друга.

    Роман АРБИТМАH.

                C уважением, Yuri

... Строитель Железной Стены