 From : Vladimir Borisov                    2:5007/9.9      Чтв 15 Июн 00 21:35
 To   : Alexander Gromov                                    Птн 16 Июн 00 15:46
 Subj : Новые идеи в SF&F
       БВИ вновь с Вами, Alexander!

     Jun 14 2028: Alexander Gromov --> Pavel Viaznikov:

 AG>    Нет никаких доказательств того, что у китов имеет место
 AG> самоубийство, а не ошибка одного (сложная береговая линия, песок,
 AG> шторм --> сонар врет) и усугубляющие трагедию попытки остальных помочь
 AG> бедолаге.

Виктор Дмитриевич Колупаев рассказывал, что когда работал в Сочинском
дельфинариуме, было несколько случаев, которые иначе, как самоубийствами,
считать просто нельзя. Дельфины кончали свою жизнь, pазбиваясь о скалы, когда
не хотели жить в неволе или в знак протеста, когда от них увозили вожака.

Правда, не уверен, что дельфинов можно назвать нормальными животными.

                                                            Wlad.
--- Демон зла и падения Абу-Сумама 2.51.A0901+
 * Origin: Не советую, гpажданин... не советую. Съедят. (2:5007/9.9)
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/9.9      Чтв 15 Июн 00 21:41
 To   : Swiatoslaw Loginov                                  Птн 16 Июн 00 15:46
 Subj : Объем мозга для сабжа Новые идеи в SF&F
       БВИ вновь с Вами, Swiatoslaw!

     Jun 14 2028: Swiatoslaw Loginov --> Shumil:

 SL> Я помню себя с полутора лет. Так вот, я недавно закончил писать
 SL> "Мемурашки", и сын, прочитавши, сказал, что всё это очень здорово, но
 SL> сплошная неправда, потому что на самом деле первые pеальные
 SL> воспоминания у человека начинаются лет с пяти-восьми...

А я вот и до 10 лет плохо помню, что было. А когда как-то Борису Натановичу
высказал свое восхищение тем, как здорово Лем в "Высоком Замке" описал свое
детские воспоминания, тот задумчиво обpонил: "Выдумал он все, навеpное..."

                                                            Wlad.
--- Малогабаритный полевой синтезатор Мидас 2.51.A0901+
 * Origin: Солнце никогда не заходит над Голкондой... (2:5007/9.9)
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/9.9      Чтв 15 Июн 00 22:38
 To   : Dmitriy Gromov                                      Птн 16 Июн 00 15:46
 Subj : Андрей Шмалько: "Алые крылья "Штурмфогеля" (рецензия)
       БВИ вновь с Вами, Dmitriy!

     Jun 05 2028: Dmitriy Gromov --> All:

 DG>                     АЛЫЕ КРЫЛЬЯ ШТУРМФОГЕЛЯ.
 DG>                   Опыт необъективной рецензии.

Сей опыт почему-то очень напомнил мне взгляд на "Рубеж" в статье П.Амнуэля "И
затонула лодка...". Как бы зеркально, но только о книге, среди авторов которой
имеется и А.Валентинов. К чему бы это?

                                                            Wlad.
--- Крайцхагельдоннерветтернохайнмаль 2.51.A0901+
 * Origin: Ты со мной не спорь (2:5007/9.9)
 From : Ann Yakovenko                       2:463/418       Чтв 15 Июн 00 18:40
 To   : Alex Mustakis                                       Птн 16 Июн 00 15:46
 Subj : Re: Новые идеи в SF&F

      Hi, Alex!
Alex_Mustakis@p125.f194.n5020.z2.fidonet.org (Alex Mustakis) writes:

> [...]
>  SR>>> животных. Слyчаи самопожеpтвования не пpиводить.

>  AM>> те же киты

>  AV> Вроде бы это не самоyбийство, а, скорее, ошибка
>  навигации. Высмотренно на AV> Discovery Channel. У кита нет
>  "обратного хода" на сyше.
>
> Не доказано. Если это ошибка в навигации, то почему _видя_ и _слыша_
> гибель других китов, выбрасывание на берег пpодолжается? Hе
> настолько они, киты, тупые, чтобы уподолбяться летящим на свет
> бабочкам. Тут что-то другое, совсем темное и непонятное. Хотя наши
> войны с точки зpения китов тоже могут быть делом темным и логически

Существует гипотеза, что стада (или стаи?) китов, выбрасывающиеся на
берег, заражены паразитами до такой степени, что готовы на что угодно,
лишь бы прекратить связанные с этим мучения.Тогда это - самоубийство в
чистом виде, причем такое, которое доказывает разумность китов.
Впрочем, сама гипотеза не доказана.

      Пока. Аня.

--- Gnus v5.7/Emacs 20.4
 * Origin: Satelia (2:463/418.0)
 From : Ann Yakovenko                       2:463/418       Чтв 15 Июн 00 19:02
 To   : Alex Mustakis                                       Птн 16 Июн 00 15:46
 Subj : Re: Объем мозга для сабжа Новые идеи в SF&F

      Hi, Alex!
Alex_Mustakis@p125.f194.n5020.z2.fidonet.org (Alex Mustakis) writes:

>  >> Извиняюсь, но это не похоже на правду. Шимпанзе можно научить читать
>  >> и писать?
>  AY> Hельзя. С этого и начинается отставание.
>
> Хм. Тогда надо еще посмотреть на тех детей, которых умудрились до
> пяти лет не выучить читать и писать. Заметная часть детей в 5 лет
> это уже умеет. Наверное, с американскими детьми сpавнивали? ;)))
> Тогда правильной дорогой они идут, осталось добиться того же для
> взpослых.

Качественный скачек, наблюдающийся у детей и отсутствующий у обезьян
не происходит сразу -- он начинается где-то с 3,5 лет. До 4 читать и
писать умеют, имхо, лишь немногие дети, а к 5 годам этому можно
научить любого нормального ребенка. Кстати, научить писать легче --
моя в 3 года буквы выучила и к 4 вполне царапала слова, а уж настучать
на клаве логин с пасвордом -- милое дело. А читать, воспринять слово,
как целое -- фигушки.  Кстати, интересно, пробовал ли кто-нть научить
шимпанзе иероглифическому письму?  Впрочем, невербальные тесты они до
5 лет выполняют лучше.

      Пока. Аня.

--- Gnus v5.7/Emacs 20.4
 * Origin: Satelia (2:463/418.0)
 From : Andrey Beresnyak                    2:5020/400      Чтв 15 Июн 00 21:28
 To   : All                                                 Птн 16 Июн 00 15:46
 Subj : Объем мозга для сабжа Новые идеи в SF&F
From: Andrey Beresnyak <andreyb@cco.caltech.edu>

Hi, Andrew

AT> Да тут уже проводили такой опрос -- чёткая "шляпа" с максимумами
AT> в 3.5 и 6 лет.

Точнее, шляпа в 3.5 и дельта-фунция в 7.
 From : Andrey Beresnyak                    2:5020/400      Чтв 15 Июн 00 21:30
 To   : All                                                 Птн 16 Июн 00 15:46
 Subj : Объем мозга для сабжа Новые идеи в SF&F
From: Andrey Beresnyak <andreyb@cco.caltech.edu>

Hi, Swiatoslaw

> [...]
SL> но сплошная неправда, потому что на самом деле первые реальные
SL> воспоминания у человека начинаются лет с пяти-восьми...

Это, помнится, дедушка Фрейд утверждал, что детские воспоминания ложные.

 From : Andrey Beresnyak                    2:5020/400      Чтв 15 Июн 00 21:37
 To   : All                                                 Птн 16 Июн 00 15:46
 Subj : Новые идеи в SF&F
From: Andrey Beresnyak <andreyb@cco.caltech.edu>

Hi, Swiatoslaw

SL> Плохо помнится. Тут всё зависит от толщины слоя. Золотая фольга --
SL> прозрачна, зелёная на пpосвет. А тут не просто тонкий слой, а
SL> атомаpный! Так что меч стопроцентно будет пpозpачен

Угу. У металлов толщина скин-слоя -- несколько десятков атомарных слоев.

SL> и яpко окарашен, недаром же написано: "Меч богатырский _засвеpкал_"

Скорей всего, будет сверкать белым. Обьяснять почему слишком долго.

 From : Andrey Beresnyak                    2:5020/400      Чтв 15 Июн 00 21:39
 To   : All                                                 Птн 16 Июн 00 15:46
 Subj : Новые идеи в SF&F
From: Andrey Beresnyak <andreyb@cco.caltech.edu>

Hi, Ivan

IK> В инете мувезы мпегные есть. У нас один человек себе стащил.

"Спейсболлз" -- суксь. Лучше качайте "Фотона". Не пожалеете.

 From : Alexander Gromov                    2:5020/194.117  Чтв 15 Июн 00 21:04
 To   : Andrey Beresnyak                                    Птн 16 Июн 00 15:46
 Subj : Аэлита в Томске - 2000. Пресс-релиз.
Приветствую, Andrey!

Wednesday June 14 2000 23:29, Andrey Beresnyak wrote to All:

 AB> Можно запихнуть махонькую черную дыру и потихоньку веществом
 AB> подкармливать -- чтоб светила. Только вот где взять? ;)

   Она, подлая, светить-то будет в основном в рентгене и жестче. А если
(представить жутко) не удержится в центре пустотелой Земли и коснется
оболочки... тады ой.

                                           С уважением, Alexander Gromov.

--- UNREG UNREG
 * Origin: Point system (2:5020/194.117)
 From : Serg Rygin                          2:5053/11.40    Чтв 15 Июн 00 21:00
 To   : Alexey Shaposhnikov                                 Птн 16 Июн 00 21:19
 Subj : Новые идеи в SF&F
Привет Alexey!

15 Июн 00 00:43, Alexey Shaposhnikov -> Serg Rygin:
 AS> А в честь кого громов книгy "Год лемминга" написал ?
Он yже сам ответил. Вкyпе со всеми остальными. :) Не катит.

Serg

... Банальность неподвластна yвяданью...
--- GoldED/W32 3.0.1 {powered by _/FidoJam/_ 3.0}
 * Origin: Home, sweet Home (2:5053/11.40)
 From : Denis Morosenko                     2:5076/16.8     Птн 16 Июн 00 02:17
 To   : Edward Megerizky                                    Птн 16 Июн 00 21:20
 Subj : Новые идеи в SF&F
Здравствуй, Edward.

 12-июн-2000, Edward Megerizky   -> Denis Morosenko

 EM> А ты не путай божий дар с яичницей...

Уже объяснили. Потом объяснили, что разницы, в принципе, нет. Затем объяснили,
что разница есть, но несущественная. После - что разница существенная, но все
равно за отмазку не катит. :)
Так что ждем-с, что будет дальше.

 - До свидания --------------------------------------------------- [нелюдь] -
   http://myxo.boom.ru                                        den-m@mail.ru

... Волкодав не смотрел на него
--- Старый, нищий имханец.
 * Origin: Насос не работает - вандалы оторвали рукоятку (2:5076/16.8)
 From : Denis Morosenko                     2:5076/16.8     Птн 16 Июн 00 00:48
 To   : Ivan Kovalef                                        Птн 16 Июн 00 21:20
 Subj : - АнтиДозор - (можно ли убить Сумрак?)
Здравствуй, Ivan.

 13-июн-2000, Ivan Kovalef   -> Denis Morosenko

 IK> Легко. До Реликта всё было более-менее на уpовне.

Зато Реликт переиздали (года два назад?) в таком солидном оформлении, что жуть
берет (8-Р

 IK> Коспмоопера линзменовского уpовня.

"Да, подумал я, да. А ведь еще а детстве можно было понять" (с) ЧиП
:)

 - До свидания --------------------------------------------------- [нелюдь] -
   http://myxo.boom.ru                                        den-m@mail.ru

... Волкодав пропустил мимо ушей смех
 From : Denis Morosenko                     2:5076/16.8     Птн 16 Июн 00 00:56
> [...]

 IK> В книге отчетливо сказано, что настроение, радостное, восстановиться
 IK> "еще не скоро". Финальная сцена реморализации козла Гоpодецкого.

Ну не один же будет сотрудник. Погладили первого, второго, десятого - а там уже
и по-новой.

 IK> Иуех-ха-пф... Чуть не подавился. Да вы, гражданин, небось на Ночной
 IK> Дозор pаботаете?

Кто, я?

 IK> Подтасовка фактов никого не кpасила. В изложении Лукьяненко и
 IK> Васильева очень четко пpослеживается, что акт дренажа эмоций
 IK> полумистический, и что эти эмоции суть не только гоpмональные
 IK> реакции, а что-то, восходящее к метафизике. Так же, как и
 IK> разнообразные черные смеpчи.

А разговор Алисы с таксистом? _Дренаж_ эмоций может быть каким угодно. Способы
влияния на эмоции к этому отношения не имеют.

 IK> Если внимательно читать главу первую Дневного Дозора и Hочной Дозор,
 IK> то ясно видно, что дренаж "темных сил" значительно благопpиятнее
 IK> отpажается на здоровье человека, чем выкачка из него "светлых"
 IK> эмоций.

Это после - благоприятно. А во время - деструктивно. И см. ниже.

 IK> Что отражено и зафиксировано документально самими сотрудниками НД. По
 IK> тексту. Теперь, с книгой в руках, вы можете попытаться доказать
 IK> ложность моих построений и утвеpждений. Боюсь, только, что не
 IK> получится.

 --------------------------- [ открываем цитатник ] --------------------------

   Вот только есть одна деталь, которая делает процесс доступным для Темных
и  практически  запретным для нас. Счастье и горе -- вовсе не два полюса на
шкале человеческих эмоций. Иначе  не  было  бы  светлой  печали  и  злобной
радости.  Это  два  параллельных  процесса,  два  равноправных потока Силы,
которую Иным дано ощущать и использовать.
   Когда темный маг пьет чужую боль, она лишь прибывает.
   Когда светлый маг берет чужую радость, она тает.

 --------------------------- [ закрываем цитатник ] --------------------------

HД, ч. 3, гл. 7

P.S. А с чего это на "Вы"?

 - До свидания --------------------------------------------------- [нелюдь] -
   http://myxo.boom.ru                                        den-m@mail.ru

... Волкодав сунул в рот пальцы
 From : Denis Morosenko                     2:5076/16.8     Птн 16 Июн 00 02:19
 To   : Andrey Solomatov                                    Птн 16 Июн 00 21:20
 Subj : Объем мозга для сабжа Новые идеи в SF&F
Здравствуй, Andrey.

 15-июн-2000, Andrey Solomatov   -> Denis Morosenko

 AS> Живого? :-О

Как можно? :) Череп отдельно, мишка отдельно.

 AS> Или с ружжом? :)

Белку - брал. Глухаря - брал. Утку - брал. Мишку - не брал! почти (с) :)

 AS> Читаю я ру.веапон, ток что уже просвятился :)

Из _охотничьего_ ружья 12-го калибра, гладкоствольного. В патрон заряжена
обычная охотничья пуля (не коническая, а цилиндрическая, из свинца и без
оболочки).
Ты же не думаешь, что медведей валят выстрелом в лоб? В голову медведю вообще
стараются не стрелять - толку мало.

 AS> Зато пасть какова - весь человечий мозг помещается! :)

Сначала - в пасть, потом - в желудок. А в желудке мозг будет работать с
перебоями :)

 AS> Т.е. уже всплывают конечности? В первоначальных условиях задачи их не
 AS> было! ;)

Угу. Не было. Но тоже важно. Второй после объема критерий, ИМХО.

 AS> А почему вода препятствует развитию разума?

Изготовление орудий труда - хоть простейших. Не буду говорить про огонь. Скажу
про конечности - для изготовления/использования орудий труда нужны руки (или
что-то подобное). А с "руками" сильно не поплаваешь. Плавниками же палку-копалку
не удержишь :)

 AS> Ну ладно, убедил. Только может лучше сравнивать с объемом мозга
 AS> какого-нибудь Homo Erectus'а (с кого там мы начались?)

Вроде у него не сильно меньше. И руки правильно устроены.

 - До свидания --------------------------------------------------- [нелюдь] -
   http://myxo.boom.ru                                        den-m@mail.ru

... Волкодав проскочил в дверь
 From : Denis Morosenko                     2:5076/16.8     Птн 16 Июн 00 01:24
 To   : Alexander Balabchenkov                              Птн 16 Июн 00 21:20
 Subj : Новые идеи в SF&F
Здравствуй, Alexander.

 15-июн-2000, Alexander Balabchenkov   -> Denis Morosenko

 AB> Колония Бета, разумеется. ;)

А их, бедненьких, там не глючило? :) Все-таки Бета... И тянет же людей на такие
ужасы.

 - До свидания --------------------------------------------------- [нелюдь] -
   http://myxo.boom.ru                                        den-m@mail.ru

... Волкодав беспокоился зря
 From : Denis Morosenko                     2:5076/16.8     Птн 16 Июн 00 02:22
 To   : Max Cherepanov                                      Птн 16 Июн 00 21:20
 Subj : АнтиДозор
Здравствуй, Max.

 15-июн-2000, Max Cherepanov   -> Denis Morosenko

[skip]

 MC> Не говоря уже о том, что это просто невозможно сделать. Желающему
 MC> разрушить Сумрак можно посоветовать разрушить Мировой океан. Или
 MC> космос.

:))) Поискать пути устранения Сумрака все-таки интересно. В теоретическом плане.
Мы тут как-бы шутим.

 MC>  На самом деле, предлагаемый твоим оппонентом путь не нов.

(пожимая плечами) Уж больно серьезно он воспринял проблему человечество vs
паразитирующие Иные.

 MC>  Опять же тут есть нестыковки. Оба Дозора должны были бы активно
 MC>  использовать людей-сотрудников в своих операциях. Они же не
 MC>  распознаются как Иные, следовательно легко втираются в доверие -

Втереться в доверие к Иному для человека - проблематично. Потому что Иной просто
прочтет его память. Потом - заменит на другую, и агент перевербован :)

 MC>  Алиса и Игорь в лагере как пример. Правда, тут есть неясность -
 MC>  если Иные настолько круче, что легко угадывают мысли нормалов,
 MC>  то какого черта Игорь не прочел память Алисы, когда она была
 MC>  "не в форме" ? ;)  Версию о том, что он физически не мог, мы
 MC>  с негодованием отметаем, так как если имеешь куда-то права на
 MC>  запись, то наверняка имеешь и на чтение, это знает любой админ ;))

Именно физически :) Он тоже был обессилен после стычки и временно утратил
способности Иного. А после того, как эти способности вернул - опаньки. "Дуэль,
дуэль!" (с)

 MC>  Так что я не вижу другого объяснения, как банальное "если бы он
 MC>  это сделал, то всей интриги первой части ДД как таковой не было
 MC>  бы."

:) См. выше.

 MC>  Рогоза - персонаж. Говорить он может все что угодно. Как и любой из
 MC>  других персонажей, и истиной это не будет,

В HД/ДД нет авторской речи как таковой. Вот в "Мертвых душах" подробно описаны
все персонажи, поэтому их слова воспринимаются соответственно. В Дозорах -
автор(ы) говорят через героев.

 MC> так как каждый из персонажей может  а) искренне заблуждаться  б)
 MC> вдохновенно врать  в) А и Б в произвольной пропорции  :))

Опять же - МД, Ноздрев. Гоголь четко написал, что Hоздрев - врун. Поэтому его
слова воспринимаются как однозначная ложь. В Дозорах - нет. Про Рогузу авторы от
себя ничего не объяснили. Поэтому - его слова не ложь. Максимум - заблуждение.

 MC>  Стоики почему-то вооще часто гибнут в книгах. Наверное, потому, что
 MC>  писатели - люди в массе своей сибаритствующие и недолюбливающие как
 MC>  свою противоположность аскетов :))

"А вот тут мы Вас и поправим." :) "Черный Баламут", Олди. Там аскетов любят все
поголовно.
(тоном провокатора) И Головачев аскетов тоже не обижает... :)

 MC>  Попытался что?

Превзойти. Наметил теоретические пути.

 MC> Его сумасшествие - вероятнее всего, не признак перехода через грань,
 MC> а лишь последствия запущенной болезни.

Знаю.

 MC>  "Ты отлично знаешь сам - мир наполнен чудесами,
 MC>   Только эти чудеса
 MC>                  люди могут
 MC>                             делать сами..."
 MC>   (с) Старик Хоттабыч

В основном окружающие чудеса деструкивны, иррациональны и неприемлемы.

                                             ^^^^^^^^^^^^^^^
 MC>  Предложить себе что? ;)  Целенаправленно загонять самого себя в
 MC>  Страну Вечной Охоты? ;))

;) Или еще куда-нибудь - по выбору.

 - До свидания --------------------------------------------------- [нелюдь] -
   http://myxo.boom.ru                                        den-m@mail.ru

... Волкодав понял, что не успеет вернуться назад
 From : Denis Morosenko                     2:5076/16.8     Птн 16 Июн 00 02:07
 To   : Andrew Tupkalo                                      Птн 16 Июн 00 21:20
 Subj : Объем мозга для сабжа Новые идеи в SF&F
Здравствуй, Andrew.

 15-июн-2000, Andrew Tupkalo   -> Denis Morosenko

 AT>   Слон. Больше раза в полтоpа.

Можно приступать к экспериментам.
А чтобы в будущем разумные слоны не наступали на человеческие грабли - сразу
выработать у них коллективизм. Идея такова - как хватательную конечность слон
может использовать только хобот, а он у него один. Поэтому уже на первых этапах
для изготовления орудий труда привлекать не одного слона, а нескольких. Допустим
надо сделать копье. Как будет работать человек? В одну руку возьмет палку, в
другую - нож, и - вперед. Слон так поступить не может. Поэтому держать палку
придется одному слону, а строгать - другому. Таким образом можно будет воспитать
цивилизацию мудрых, добродушных и неэгоистичных братьев по разуму.

Однако можно вырастить и цивилизацию глупых и злых эгоистов. Для этого надо
подкорректировать гены слонов таким образом, чтобы у них было по два хобота.

Как тебе идея?

 - До свидания --------------------------------------------------- [нелюдь] -
   http://myxo.boom.ru                                        den-m@mail.ru

... Волкодав мотнул головой
 From : Denis Morosenko                     2:5076/16.8     Птн 16 Июн 00 02:15
> [...]
 Subj : Новые идеи в SF&F
Здравствуй, Andrew.

 15-июн-2000, Andrew Tupkalo   -> Denis Morosenko

А не там ли производят "Бета-чай"? Если там, то эта колония та еще дыра...

 - До свидания --------------------------------------------------- [нелюдь] -
   http://myxo.boom.ru                                        den-m@mail.ru

... Волкодав не обнаружил на двери ни ручки, ни скважины для ключа
 From : Kathy Free                          2:5020/517.1    Чтв 15 Июн 00 22:28
 To   : All                                                 Птн 16 Июн 00 21:20
 Subj : Официальная страница Владимира ВАСИЛЬЕВА
На странице Владимира ВАСИЛЬЕВА новости:

Выложен фрагмент незавершенного романа "Горячий старт", являющегося
сюжетным продолжением знаменитых "Сердец и моторов"!

Кроме этого, на официальной странице писателя вы можете озакомиться с
его автобиографией, посмотреть фотографии, почитать его произведения,
поучаствовать в конкурсе рисунков и найти много другой интересной
информации.

Адрес официальной страницы писателя Владимира ВАСИЛЬЕВА:

http://www.rusf.ru/boxa/

Список зеркал:

http://www.rusf.ru/boxa/  -  основной сервер (Москва);
http://sf.amc.ru/boxa/  -  основное зеркало (Москва);
http://sf.convex.ru/boxa/  -  зеркало в Екатеринбурге;
http://rusf.dhs.org/boxa/  -  зеркало в США (кто из-за рубежа! Вам сюда!);
http://sf.glasnet.ru/boxa/  -  зеркало на гласнете;
http://sf.boka.cmw.ru/boxa/  -  зеркало на Кавказе;
http://sf.org.kemsu.ru/boxa/  -  зеркало в Кемерово;
http://sf.dnepr.net.ua/boxa/  -  Зеркало в Днепропетровске (Украина);
http://sf.alarnet.com/boxa/ - зеркало в Казахстане;
http://sf.donetsklink.com/boxa/ - зеркало в Донецке;
http://sf.mksat.net/boxa/ - зеркало в Hиколаеве.

                                                [Kathy Free]
--- Козленок, который умел считать до 2.50+
 * Origin: Ничего подобного! Графиня - это я! (2:5020/517.1)
 From : Oleg Pol                            2:5020/194.86   Чтв 15 Июн 00 23:09
 To   : Serg Rygin                                          Птн 16 Июн 00 21:20
 Subj : Новые идеи в SF&F
*** По поводу письма, обнаруженного в эхе CARBON.COPY

Hello honorable Serg!

14 июня 2000 года в 21:25 Serg Rygin в письме к Oleg Pol писал:

 SR> В какой-то меpе. Это не осознанное самоyбиство, а инстиктивное
 SR> действие по расчистке жизненного пространства для следyющих поколений
 SR> леммингов. Так что где-то это самопожеpтвование.

В какой-то мере.
Сознательным самопожертвованием это назвать нельзя. А главное тут
именно это.

Виды же, увлекающиеся в прямом смысле этого слова тупыми
самоубийствами - попросту вымирают. IMHO.

С уважением, Oleg                           15 июня 2000 года

--- GoldED/2 3.0.1
 * Origin: Darkmoor, Moscow, Russia (2:5020/194.86)
 Msg  : 336 из 1996                         Snt Loc Scn
 From : Yuri Zubakin                        2:5010/30.47    Суб 17 Июн 00 01:53
 To   : All
 Subj : История фантастики: Р. Арбитман "Второе возвращение Мастера" (1987)
        Здравствуйте, All!

    Посылаю две статьи из малодоступных газет.
    Статьи выложу на www.tree.boom.ru

    Арбитман Р. Второе возвращение Мастера: О новых публикациях Михаила
Булгакова

    (Заря молодежи (Саратов).- 1987.- 26 сент.- С. 8.).

    Чем интересны сегодняшнему читателю новые публикации Михаила Булгакова -
только тем, что мы до сих пор не знали (или почти не знали) этих страниц его
творчества, или еще и тем, что страницы эти чрезвычайно созвучны сегодняшней
нашей жизни?

    В 60-е ГОДЫ после выхода "Театрального романа", "Белой гвардии" и, наконец,
бессмертного "Мастера и Маргариты" всем казалось, что теперь-то Михаил Булгаков
займет должное место в первых рядах советской литературной классики - место,
сообразное масштабу его дарования. Однако ожидания не оправдались. Булгаков
по-прежнему был "неудобным", "некруглым" классиком. Прошло не так уж много лет
после триумфальной публикации "Мастера и Маргариты", а уже с высоких
писательских (и не только писательских) трибун прозвучали упреки в адрес... нет,
не самого Михаила Афанасьевича, но тех, кто "чересчур увлекался" творчеством
этого писателя. Дескать, неплохой был автор, но не больно уж великий, не первого
разряда ("второй свежести", - усмехнулся бы, возможно, сам Булгаков). Словом,
есть много фигур покрупнее, позначительнее. Чем иначе можно было объяснить, что
уже в начале 70-х годов в Гослитиздате, вспоминает Лидия Яновская, "возникли
сомнения в необходимости издавать книгу о Булгакове" и что до последнего времени
даже в вузовских учебниках о нем говорилось мельком (в школьных - вообще только
несколько строк)? Или тот факт, что значительная часть его литературного
наследия оставалась неактуализованной, не издано было собрание сочинений, что
тиражи романа "Мастер и Маргарита", наконец, не соответствовали ни значению его
для нашей культуры, ни год от году растущей популярности?
    ТОЛЬКО сейчас, в 80-е, начинается второе возвращение Булгакова, теперь уже
невозможно преуменьшить значение личности и творчества этого писателя. Увидела
свет монография Лидии Яновской о писателе, работа над которой была начата еще в
60-е. Появились интереснейшее театроведческое исследование Анатолия Смелянского,
"Жизнеописание Михаила Булгакова" Мариэтты Чудаковой. Стали выходить и
произведения самого Михаила Афанасьевича: многократно переиздаются "Мастер и
Маргарита", другие романы, пьесы, появился сборник его фельетонов "Самоцветный
быт". "Новый мир" и "Дружба народов", "Октябрь" и "Знамя", "Памир" и "Даугава"
бережно извлекают из архива писателя, из старых изданий 20-х годов произведения,
для современного читателя малоизвестные, известные понаслышке и даже совсем
неизвестные, публикуются мемуары, дневники, переписка.
    "Записки на манжетах" и "Дьяволиада" возвращают нас к началу творческой
деятельности писателя. Первые - своего рода лирический дневник, короткие заметки
для памяти. В них - Владикавказ 1920 года с его голодным неустроенным бытом,
отважные попытки "завтео и завлито подотдела искусств" Булгакова заступиться за
Александра Сергеевича Пушкина, которого "поэтические дебоширы" твердо
вознамерились уничтожить - "за белые штаны, за "вперед гляжу я без боязни", за
камер-юнкерство и холопскую стихию, вообще за "псевдореволюционность и
ханжество..." (Пушкина Булгаков, положим, защитил, но тут же перестал быть и
"завтео" и "завлито").
    "Записки" переносят читателя их Владикавказа в Тифлис, из Тифлиса в Москву
1921 года, где Булгаков работает инструктором литотдела (Лито) Наркомпроса -
вплоть до ликвидации учреждения (видимо, за ненадобностью). Мир канцелярий,
руководящих инструкций, ведомостей и комиссий увиден здесь зорким глазом
писателя-сатирика, заострен до гротеска. И неуловимый "Спимат", что занят
выпуском негорящих спичек (повесть "Дьяволиада") - прямой родственник
булгаковского Лито, не имеющего к литературе никакого отношения. Запутанные
коридоры огромного здания, которое было "пронизано продольными ходами, как
муравейник", таинственные перемещения отделов с места на место, бесконечное
мельтешение сотрудников, толком не понимающих, что им делать, но не забывающих
получать жалованье, возникают в страшном бреду делопроизводителя Короткова,
героя "Дьяволиады".
    Автор повести увидел проявления вновь нарождающегося бюрократизма,
прикрывающегося трескучими фразами, лавиной пустопорожних бумаг (вроде
фантастических брюк-мандата: "предъявитель сего есть действительно предъявитель,
а не какая-нибудь шантрапа"), трезво оценил эту опасность. Не всеми она тогда
была замечена, Булгаков был в числе первых. Истинный художник, он ненавидел и
всякую конъюнктурщину, литературная неполноценность которой могла оправдываться
якобы необходимостью "текущего момента". Одно из стыднейших воспоминаний автора
"Богемы" - это когда он, оставшейся совсем без денег, взялся за написание
халтурной "агитационной пьесы" из жизни горцев, которую, конечно, не знал. И
если писатель Булгаков после этого случая на компромисс с собственной совестью,
со своим даром больше никогда не шел, то драматург Василий Дымогацкий, герой
пьесы "Багровый острое" (1927), давно притерпелся к подобному положению.
    Бездарная поделка Дымогацкого о "классовой борьбе" и свержении тирана на
одном экзотическом банановом острове, выдаваемая за "идеологическую пьесу", по
своей наивности очень забавна (здесь в совершенстве проявился талант Булгакова -
пародиста), но вот фигура Саввы Лукича, чиновника Главреперткома, не
разрешающего даже такую пьесу к постановке, пока в ней не будет показана
непременно "мировая революция", вообще говоря, страшноватая. В ней - отражение
совершенно реальных РАППовских деятелей, благодаря которым родилось понятие
"булгаковщина" (что-то вроде "белогвардейщины"), возникла формула "всякий
сатирик в СССР посягает на советский строй" и стараниями которых к марту 1930
года ни одной строчки Булгакова не попадало в печать, а все его пьесы были
запрещены к постановке - в том числе и "Багровый остров" как "пасквиль на
революцию".
    В СВОЕМ письме к Правительству, написанном в том же 1930 году (это предельно
честное, исполненное горечи и надежды послание опубликовано совсем недавно - в
июньском "Октябре" и в августовском "Новом мире"), Булгаков отстаивал свое право
быть сатириком в СССР. "Пасквиля на революцию в пьесе нет по многим причинам, -
писал он, - из которых, за недостатком места, я укажу одну: пасквиль на
революцию, вследствие чрезвычайной грандиозности ее, написать невозможно.
Памфлет не есть пасквиль, а Главрепертком - не революция". Вскоре после этого
письма состоялся известный телефонный разговор Булгакова со Сталиным, в
результате которого писатель получил, наконец, возможность работать в театре - и
писать. Последнее, впрочем, совсем не означало возможности где-либо публиковать
свои произведения.
    Не увидела света при жизни писателя и пьеса "Адам и Ева" (1931). Хотя есть
здесь и явно сатирические образы (чего стоит, например, фигура писателя -
приспособленца Пончика-Непобеды!), в целом, тематике пьесы, местами даже не
по-булгаковски жестокой, для автора необычна - будущая война. В 30-е, должно
быть, казалось, что писатель нарочито сгущает краски, преувеличивает ужасы этой
войны. В произведениях тех лет (будь то пьеса В. Киршона "Большой день" или
печально знаменитый роман Hик. Шпанова "Первый удар"), такая война рисовалась
чем-то вроде военного парада: считалось, что наша победа достанется "малой
кровью, будет вестись только "на вражьей земле" и т.д.
    "Адам и Ева" при всей своей фантастике, куда менее идиллична. Безусловно,
для читателя 80-х кое-что в этой пьесе выглядит анахроничным, но многое -
поразительно верным. Схватка будет не бескровной, подчеркивает автор, могут быть
жертвы, разрушенные города, горечь первых поражений. Булгаков словно прозревал
кровопролитные битвы второй мировой. Кроме того, в пьесе возникла еще одна
важная, злободневная тема - ответственность ученого за свои открытия,
нравственные границы науки. Эта же тема присутствует и в самом значительном, на
мой взгляд, из всех произведений Булгакова, опубликованных в 80-е: повести
"Собачье сердце".
    ПО ЖАНРУ "Собачье сердце" можно отнести к сатирической фантастике. Или к
фантастической сатире - суть дела на меняется: перед читателями - иронически
переосмысленный, опрокинутый в "самоцветный быт" 20-х годов миф о Пигмалионе.
Профессор Преображенский Филипп Филиппович, блестящий врач, талантливый ученый,
умница, ставит эксперимент на собаке, надеясь благодаря пересаженным
человеческим железам "омолодить" животное. О последствиях он не слишком
задумывается - эксперимент есть эксперимент, наука прежде всего и так далее. В
итоге возникает у Преображенского странное псом его назвать вроде уже нельзя,
раз оно научилось говорить, ходить на задних лапах, одеваться и обедать за
столом. Но человеком в подлинном смысла Шарикова (так он называет себя) признать
также трудно.
    Симпатичный пес после операции оборачивается в омерзительного хама, -
тупого, наглого, лживого. Шариков самозванно причисляет себя к победившему
классу (хотя к пролетариату не имеет никакого отношения, да и просто работать не
любит), он не желает видеть своих обязанностей в обществе, но права ему - вынь
да положь! На свою голову создал "Пигмалион" Преображенский это чудовище,
поскольку, получив самостоятельность, Шариков живет за счет профессора,
устраивает ему пакости, обкрадывает его и - венец всему - пишет на него же донос
в ГПУ... Что такое Шариков? Это, по Булгакову, уродливый символ той накипи,
которая - увы, неизбежно! - возникает на поверхности в эпоху великих социальных
потрясений. Это люди, которые в поисках лучшей кормежки готовы встать под любое
знамя.
    Их опасность для революции "страшнее Врангеля", ибо она не тек заметна, а
последствия ее для общества разрушительнее любой интервенции. Недаром фигура
недалекого преддомкома Швондера, искрение считающего врача Преображенского
"буржуем", а наглеца Шарикова полагающего истинным пролетарием, вызывает у
читателя и смех, и раздражение, и толику жалости. "Он не понимает, что Шариков
для него более грозная опасность, чем для меня, - рассуждает Филипп Филиппович.
- Ну сейчас он всячески старается натравить его на меня, не соображая, что если
кто-нибудь, в свою очередь, натравит Шарикова на самого Швондера, то от него
останутся рожки да ножки". Уже в 1925 году (а именно тогда и была написана
повесть) Булгаков отчетливо увидит в обывательской беспринципности и
изворотливости шариковых, в экстремизме и политической близорукости субъективно
честных швондеров ту благоприятную социальную почву, на которой вырастут
грядущие репрессии и беззакония 30-х годов.
    ИТАК, суть "очеловеченного" Шарикова нам как будто понятна. Ну а профессор
Преображенский - как нам его оценить? В первый момент вызывающая резкость его
высказываний ошарашивает. "Да, я не люблю пролетариата", - говорит он. "Если вы
заботитесь о своем пищеварении... - советует он ассистенту, - не читайте до
обеда советских газет". Так, может быть, члены домкома правы и профессор
действительно "контра"? Но вчитайтесь повнимательнее, и вы почувствуете даже в
самых саркастических репликах его монолога о разрухе - и живую боль, и стыд за
отсталость своей страны, и желание, чтобы жизнь изменилась к лучшему. Не
случайно Константин Симонов так писал об этом герое: "Для меня профессор
Булгакова, несмотря на все его старорежимные привычки, фигура положительная,
фигура павловского типа. Такой человек может прийти к социализму и придет, если
увидит, что социализм дает простор для работы в науке".
    ...СЕЙЧАС, в середина 80-х, нам ни к чему бояться ошибок и сглаживать
противоречия. Но честно ли будет упрекать писателя теперь, что он когда-то
чего-то не понял, не учел, не отобразил? Hе мудрее ли сегодня воздать ему
должное за то, что он успел сделать - учесть, понять, отобразить?

    Роман АРБИТМАH.

                C уважением, Yuri

... Строитель Железной Стены
 Msg  : 337 из 1996                         Snt Loc Scn
 From : Yuri Zubakin                        2:5010/30.47    Суб 17 Июн 00 01:53
 To   : All
 Subj : История фантастики: Р. Иванов "Как догнать "Улитку..." (1988)
    Иванов Р. Как догнать "Улитку..."

    (Железнодорожник Поволжья (Саратов).- 1988.- 7 сент.- (  107 (2844)).- С.
4.).

    "Уважаемая редакция! Недавно прочел в "Смене" повесть Стругацких "Улитка на
склоне". Раньше я много слышал об этой повести: говорили, что она чуть ли не
запрещена была. Повесть сложная, очень интересная... Как она шла к читателям?
    Г. ВОРОБЬЕВ, инженер.
    г. Энгельс".

    В 5 ВЕКЕ ДО НАШЕЙ эры греческий философ Зенон из Элеи с помощью хитроумных
логических построений доказывал, что Ахилл никогда не догонит... черепаху (этот
забавный парадокс всегда приводят при изучении курса логики). Парадоксалист
Древней Эллады и не предполагал, видимо, что в будущем его загадке может быть
найдено самое простое, банальное решение: Ахилл никогда не догонит черепаху,
если черепаха будет двигаться, а он - так и останется на старте, только имитируя
движение вперед.
    Два десятилетия мы не могли "догнать" "Улитку на склоне" - небольшую повесть
братьев Стругацких, и не столько потому, что писатели в ней намного опередили
свое время (хотя грустные предвидения в повести присутствовали - об этом чуть
далее), но и потому, что началась эпоха "великого топтания на месте", и все
здравое и честное, что не вмещалось в официальные, с каждым днем твердеющие,
рамки, неизбежно оказывалось впереди (обе части повести вышли в 1966 и 1968 гг.,
но полностью произведение - в том виде, как оно задумывалось авторами - увидело
свет только в этом году, в    11 - 15 "Смены"). Нет сомнения, что в ту пору
немало людей по достоинству оценили произведение, вовсе не "отставая" от него. -
в первую очередь те, что отважно опубликовали части "Улитки..." в Ленинграде и в
Улан-Удэ (такой прихотливой оказалась ее география!), кто в своих статьях о
фантастике старался "положительно" (а если редактор вымарывал, то хотя бы
нейтрально) помянуть "Улитку...", кто, наконец, перепечатывая, едва ли не
переписывал от руки повесть для себя и друзей: в 70-е "Улитка..." уже ходила в
многочисленных списках; те, первые публикации давно стали библиографической
редкостью. Этим людям не нужно было растолковывать смысл и "направление" повести
- они их понимали неплохо. Зато те, кто обстреливал повесть из критических
орудий различных калибров, произведение решительно не понимали. "Фантастический
роман-предупреждение вырождается в малопонятное запугивание" - уверял в обширной
монографии литературовед А. Бритиков. "...В по-следних произведениях
Стругацких... понятных в своих проявлениях героев нет", - сетовала
"читательница" В. Васильева в "Литгазете" конца 60-х. "Здесь же описаны десятки
непонятных, но омерзительных сцен", - возмущался критик В. Свининников в
"Журналисте". Словно комментируя эти и подобные высказывания, герой "Улитки..."
Перец с тоской замечал: "У них нет только одного: понимания. Они всегда
подменяли понимание какими-нибудь суррогатами - верой, неверием, равнодушием,
пренебрежением. Как-то всегда получалось, что это проще всего. Проще поверить,
чем понять. Проще разочароваться, чем понять. Проще плюнуть, чем понять". Но,
полно, не было ли фальшивым, нарочитым это дружное "непонимание" рецензентов?
Ведь не помешало же оно А. Бритикову добавить совершенно недвусмысленное: "Не
вверх, а вниз по склону фантастики пустили они свою "улитку", и доктору
филологии А. Белоусову не помешало в "Литгазете" моментально упрекнуть
Стругацких в "нечеткости социальной позиции", и уже упомянутому В. Свининникову
- рубануть сплеча: "Социальный эквивалент их картин и сюжетов - это в лучшем
случае провозглашение пессимизма, идейной деморализации человека.". Ну, а в
"худшем случае"? Ясно: "Это произведение, названное фантастической повестью,
является не чем иным, как пасквилем на нашу действительность" (В. Александров в
газете "Правда Бурятии"). Вот и слово сказано - "пасквиль на действительность",
остается сделать "оргвыводы"...
    Справедливости ради следует сказать, что тревогу тогда забили не совсем уж
беспочвенно: в "Улитке на склоне" ощущался некий опасный прорыв в область
"недозволенного", и есть в повести определенные черты политического памфлета
(хотя "памфлет не есть пасквиль", замечал Михаил Булгаков), Памфлета на
казарменный социализм, против которого предостерегал еще Маркс. На сталинский
"социализм без любви к человеку" (как называл его Федор Раскольников), который
не исчез полностью с развенчанием культа на XX съезде. На стремительно
нарождающийся социализм брежневского типа, взявший на вооружение
административно-командные методы, социальную демагогию, уравниловку, и
породивший лень, апатию, равнодушие, всеобщее "наплевательство" (и "внизу", и
"наверху"), словом то, что позднее было названо "застой". В
бюрократическо-фантасмагорическом хаосе "Управления по делам леса", куда попадал
Перец, вполне явственно прорисовывались такие до боли знакомые черты нашей
жизни, что явились на свет не вчера, умрут (к сожалению) не завтра, а в минувшие
два десятилетия набирали особую силу: от добродушного фискальства (узнав по
дороге в лес, что у Переца нет пропуска, его коллеги спешат допросить его "в
демократическом порядке") до бессмысленной секретности (ее апофеоз -
коллективные поиски с завязанными глазами (!) сбежавшей кибернетической машинки
- машинка засекречена, и никому не хочется лишних неприятностей, спокойнее
искать вслепую, натыкаясь на столбы и разбивая себе носы). От психологии
"винтиков" ("лучше не вникай", - советуют даже директору Управления) до почти
ирреального протекционизма (любовник секретарши директора Управления
автоматически назначается директором). От въевшегося в плоть и кровь лицемерия
(на фоне тихого развратника, демагога и стукача Клавдия Домарощинера даже
откровенный бабник шофер Тузик выглядит почти симпатично - уже в силу этой самой
откровенности) до привычной вседозволенности охранников, людей в форме... И так
далее, и тому подобное. Вымысел, голая фантастика? Не скажите. А чего стоит хотя
бессмертный "Проект директивы о привнесении порядка" - прозрение массовых
бюрократических "шедевров" кануна 80-х: п. 1 - подробно о грандиозных успехах в
работе Управления, п. 2 - кратенько об отдельных недостатках, да как: "Однако
наряду с достигнутыми достижениями, вредоносное действие Второго закона
термодинамики, а также закона больших чисел все еще продолжает иметь место,
несколько снижая общие высокие показатели..." Не правда ли, похоже? Писатели
заметили и отразили ростки того нового, которое стало преобладать позднее. К
примеру, Стругацкие невольно прозрели уничтожение маленьких деревень - как
"неперспективных": сначала это произошло в повести, а позднее - в реальности. И
какая, в сущности, разница, как это называлось - "Одержание", "Великое
разрыхление" или просто "укрупнение"?..
    По тексту повести разбросано еще немало точных "попаданий", хорошо заметных
теперь, из середины 80-х. Но содержание повести, бесспорно, не исчерпывается
вышеназванными памфлетными заострениями. О художественном своеобразии, об
особенностях стилистики, о новых возможностях несобственно-прямой речи,
развернутых сравнений, скрытого цитирования и литературных реминисценций -
словом, о самой "ткани" повести можно и нужно говорить отдельно (любопытно, что
даже самые ярые противники повести, вроде В. Свининникова, не могли отказать
"Улитке..." в художественности и сквозь зубы, нехотя вынуждены были признать ее
литературные достоинства). А пока только кратко обрисуем те проблемы, которые
оказались затронутыми в этом произведении.
    В первую очередь, проблема соотношения нравственности и прогресса. Как долго
мы привычно мерили наше благосостояние количеством "перекрытых" рек",
"покоренных" территорий, немало не задумываясь, что вместе с природой,
загаженной химическими отходами, терзаемой "пилящими комбайнами искоренения"
(выражение К. Домарощинера), истребляемой во имя какой-то великой цели, мы
теряем и себя, и дискредитируем то дело, за которое взялись. Еще Достоевский
писал о невозможности гармонии на крови хотя бы одного замученного ребенка.
Стругацкие убедительно показывают, что все "прогрессивное" наступление
Управления на лес прежде всего безнравственно, потому что средства не выбираются
(светлое будущее руками "зэков" не построить). Но безнравственны и "амазонки",
строящие свое гармоничное общество за счет темных обитателей леса, использующие
людей как "материал". Крайности смыкаются: отряды "прогрессивных" сотрудниц
Управления, полагающих, что во имя благой цели возможно отлавливать детей
машинами, и отряды деловитых "амазонок" из Леса, для которых жители леса -
ошибка природы, маршируют в унисон. Потому-то "подвешенное" состояние Кандида,
бывшего сотрудника Управления, который заблудился в лесу и не может найти выход,
- единственно нормальное состояние для честного человека в этой безвыходной
ситуации (Стругацкие очень часто ставят своих героев именно в безвыходные
ситуации, чтобы раскрылся их характер). Кандид - герой в повести симпатичный и,
наверное, даже счастливый, потому что в этой ситуации, между бюрократами
Управления и "амазонками" из Леса, он находит свое место, встав на защиту
"исторически обреченных" лесовиков.
    Другая проблема - "человек и власть" - ставится в той части повести, где
действует внештатный сотрудник Управления Перец. Перец - тоже симпатичный
персонаж, умный, тонко чувствующий интеллигент, понимающий все неблагополучие
Управления, ужасающийся, но бессильный что-либо предпринять. По логике вещей это
страдательный персонаж, который никогда не научится слепо подчиняться, но и
никогда, как правило, не допускается к управлению... И вот Стругацкие ставят
страшноватый эксперимент, в финале повести вручая Перецу всю полноту власти - он
становится директором Управления (а в контексте повести - фактически
диктатором). В его власти изменить и улучшить все, что он пожелает. Но...
    Вспомним трагедию Пушкина "Борис Годунов". Умный и, в общем, совестливый
Борис, приняв власть, волей-неволей начинает жить (и править) по законам, до
него сложившимся и не им придуманным. И снова - кровь, казни, тайный сыек... Не
сравнивая пушкинскую трагедию с фантастическим произведением современных,
авторов (подобное сравнение было бы попросту некорректно), подчеркнем общность
проблематики. Собственно, это одна из "вечных" тем. Одарив властью отнюдь не
злопамятного хитреца, одержимого маниакальной подозрительностью, и не азартного
простака, привыкшего полагаться только на свои соображения, и не тщеславного
сибарита, которому блеск наград затмил все остальное (подобное бывало в истории,
и чем кончилось, мы знаем), а просто хорошего человека, Стругацкие показывают,
как вне зависимости от личных качеств руководителя переход от привычной
несвободы к демократии не может быть быстрым и тем более безболезненным.
"Демократия нужна, свобода мнений, свобода ругани, соберу всех и скажу:
"ругайте!" - размышляет Перец в кабинете директора, и тут же понимает, чем
обернется его благое начинание: "Да, они будут ругать. Будут ругать долго, с
жаром и упоением, поскольку так приказано..." И Перец сам уже не замечает, как
логика кресла начинает диктовать его поступки, и ему уже в голову не приходит
шальная мысль распустить Управление, поскольку оно бог знает чем занимается. А
приходят мысли трезвые, обстоятельные: "В общем, власть имеет свои
преимущества... Управление я, конечно, распускать не буду, глупо, зачем
распускать готовую, хорошо сколоченную организацию..." В итоге Перец с ужасом
понимает, что не может сделать ничего, несмотря на огромную власть, и его
бессмысленная директива, которую он отдает ополоумевшему от верноподданнических
чувств Домарощинеру, - просто жест отчаяния. Чем закончится пребывание Перца на
посту директора, нетрудно догадаться: найденный им в сейфе пистолет с одним
патроном определит его дальнейший поступок... И все же повесть заканчивается не
на мрачной, безнадежной ноте. В эпилоге Кандид, второй главный герой повести,
честно делает то дело, которое отныне считает для себя главным: защищает
маленький лесной народ. Кажется, мораль не новая: оставаться самим собой, не
перестать быть человеком даже в самых трудных условиях, делать свое дело. Hо
разве этого мало? Стругацкие не стремятся решить поставленные ими проблемы -
достаточно, что они поставлены. Если читатель над ними задумается - значит,
произведение написано не зря, и не зря явилось к нам после двадцатилетнего
забвения.

    Р. ИВАНОВ
    Рисунок художника
    Е. Савельева

                C уважением, Yuri

... Пикник в муравейнике
 From : Dmitry Akentyev                     2:5055/125.9    Чтв 15 Июн 00 19:54
 To   : Ivan Kovalef                                        Суб 17 Июн 00 01:57
 Subj : Иные миры
Пpизнайся, Ivan: КТО ТЫ? ЧЕГО ТЫ ХОЧЕШЬ? ЗАЧЕМ ТЫ ЗДЕСЬ и КОМУ СЛУЖИШЬ?

      Impact alert! Ivan Kovalef -> Dmitry Akentyev. Yo-oshi!
 IK> Травма, повлекшая за собой серьезные изменения в оpганизме...

Да. Тогда никто не может сказать, тот ли это человек. Особенно если травма
пришлась на головy. :) Кроме того, потеpя pyки - не качественное, а
количественное изменение.

 IK> А теперь в копию пересадим мой pазyм (интеллект, сознание,
 IK> психореакции)...

Копия, хоть ты тpесни. Его мышление может быть точной копией твоего, но если
тебя yбьют ты не продолжишь жить в его теле. Копия это. Поэтомy единственный
метод бессмеpтия изложен y Лема в "Осмотр на месте".

 IK> Спасибо, я yже.

Мнеее... А то что BOOK свалилось?

[Team ANIME][Team Лампочка Шеpидана][Team ШОУ-БИЗHЕС на СТС - Must Die]

... >ах ... Бредбери ... Шекли ... Венс ... Хайнлайн ... Желязны ... Вогт .<
 * Origin: Такэлберри - наш стиль! :) (2:5055/125.9)
 From : Andrew Kasantsev                    2:5040/6        Птн 16 Июн 00 08:38
 To   : Ann Yakovenko                                       Суб 17 Июн 00 01:57
 Subj : Объем мозга для сабжа Новые идеи в SF&F
   Hello, Ann!

15 Jun 28 13:37, Ann Yakovenko wrote to All:

 AY> Точно помнишь? :)
 Ну, на это у меня родители есть. ;) Я вообще был вундеркиндер. Был. Но вот
старшая дочка у меня научилась читать в 4.8 - причем это напоминало включение
систем - вчера еще складываем слоги, сегодня - читаем за день Питера Пэна без
картинок...

 From : Andrew Kasantsev                    2:5040/6        Птн 16 Июн 00 08:41
 To   : Andrew Tupkalo                                      Суб 17 Июн 00 01:57
 Subj : Новые идеи в SF&F

15 Jun 28 22:55, Andrew Tupkalo wrote to Andrew Kasantsev:

 AT>   Так я говорил не о пользуется/не пользуется. Я о его неоднокpатных
 AT> ехидных комментаpиях.

 Ну, это он до встречи с Вейдером комментировал... А потом, все больше молчал и
говорил "ну, ты, Люк, как знаешь так и поступай". Укатали сивку круты горки...

 From : Andrew Kasantsev                    2:5040/6        Птн 16 Июн 00 08:44
 To   : Andrey Beresnyak                                    Суб 17 Июн 00 01:57
 Subj : Объем мозга для сабжа Новые идеи в SF&F
   Hello, Andrey!

15 Jun 28 21:30, Andrey Beresnyak wrote to All:

 AB> Это, помнится, дедушка Фрейд утверждал, что детские воспоминания
 AB> ложные.
 ... и ошибался... ;) Просто они малосвязные. Картинки, обычно завязанные на
сильные эмоциональные переживания. Я помню кое-что с трех лет, но в основном -
где-то с шести.

 From : Irina Silaenko                      2:5020/1633.517 Чтв 15 Июн 00 16:05
 To   : Dima Malikov                                        Суб 17 Июн 00 01:57
 Subj : Дневной дозор
                                    Приятного тебе похмелья, Dima!

 Tuesday June 13 2000  09:48, Я получила твое письмо и отвечаю тебе с наилучшими
пожеланиями:

 DM> С чего вдруг. Там было сказано, когда он регистрировался в Москве, что
 DM> он зарегистрирован постоянно в другом городе(сам город не помню а
 DM> книжку дал почитать). Дозоры обыкновенных не регистрируют.
Так к тому времени он не был обыкновенным.(Книжки у меня тоже нету, давали
почитать, так что насколько я помню). Сначала он был нормальным (кажется в
Харькове), затем стал зеркалом (только об этом никто не знал, включая его
самого), вспомни в тот момент на него напал оборотень, а потом сказал:"я даже не
заметил, что ты иной". Потому что когда оборотень его выследил он еще и не был
иным. А насчет регистрации: ведь никто даже ее и не проверял. Иной приехал из
другого города, не скрывается, логично предположить, что он там и
зарегирстрирован.

Irina

---
 * Origin: Не спрашивай, по ком звонит колокол.(с) (2:5020/1633.517)
 From : Irina Silaenko                      2:5020/1633.517 Чтв 15 Июн 00 16:15
 To   : Denis Morosenko                                     Суб 17 Июн 00 01:57
 Subj : Дневной дозор
                                    Приятного тебе похмелья, Denis!

 Tuesday June 13 2000  08:31, Я получила твое письмо и отвечаю тебе с наилучшими
пожеланиями:

 DM> :) Если бы он просто упал на пол хладным телом, было бы банально. Да и
 DM> потом - вытащить труп из МГУ непросто даже в Сумраке - студенты народ
 DM> ушлый. :)
А я не говорила что он сотался трупом. Умер, стал трупом, растворился.
 DM> P.S. А Сумрак мне нравицца. :)
И мне тоже. И чего все на него так налетели.

Irina

---
 * Origin: Тяжко жить без пистолета. (2:5020/1633.517)
 From : Irina Silaenko                      2:5020/1633.517 Чтв 15 Июн 00 16:17
 To   : Denis Morosenko                                     Суб 17 Июн 00 01:57
 Subj : Антидозор
                                    Приятного тебе похмелья, Denis!

 Tuesday June 13 2000  08:32, Я получила твое письмо и отвечаю тебе с наилучшими
пожеланиями:

 DM> Ага. Можно на поискать на Rambler'е - я его вроде там нашел.
Чтоб у меня еще инет был.(мечтательно)

 DM> Не в курсе. Посмотри на http://rusf/ru его страничку. Жена - есть (или
 DM> нет? %).
Кажется есть.
 DM> Дети - не помню.
Вряд ли. Любить детей можно когда они чужие. А свои - боже упаси. Такой геморрой
и головная боль.

Irina

---
 * Origin: Не волнуйся: скоро будет еще хуже. (2:5020/1633.517)
 From : Nick Kolyadko                       2:5020/194.94   Птн 16 Июн 00 03:06
 To   : Swiatoslaw Loginov                                  Суб 17 Июн 00 01:57
 Subj : Новые идеи в SF&F
 Hello Swiatoslaw!

 Once upon a time Swiatoslaw Loginov wrote:

 SL> У Дюма так и написано: "Это не имя, это название какой-то гоpы!". За
 SL> точность цитаты не ручаюсь, но смысл именно таков.

Хм, я вообще не понял по какому поводу был сей сарказм. Очередной случай из
переводов имен собственных у Буджолд. С одной стороны проигнорирован имеющийся
русский аналог конкретного географического названия. (И я так подозреваю что
Буджолд знала что делала, когда называла планету с исключительно мужским
населением именем горы Афон) С другой - проигнорировано и английское
произношение этого слова (там что-то вроде "Асос" с глухим th). В результате -
очередное слово-уродец. Типа принца Зерга или Катрионы. Зато звучит "красиво и
по-импортному."
Кстати, а в самом деле, как Athos читается по-французски?

 Nick(Nike)
 nicknike@fnmail.com
 IRC DalNet #russf Zerleg
 http://nikedesign.cjb.net

---
 * Origin: Общение портит характер, особенно, когда его нет (2:5020/194.94)
 From : Nick Kolyadko                       2:5020/194.94   Птн 16 Июн 00 03:36
 To   : Ivan Kovalef                                        Суб 17 Июн 00 01:57
 Subj : Новые идеи в SF&F
 Hello Ivan!

 Once upon a time Ivan Kovalef wrote:

 IK> В инете мувезы мпегные есть. У нас один человек себе стащил.

 Да ну! Не можешь узнать - где именно?

 Nick(Nike)
 nicknike@fnmail.com
 IRC DalNet #russf Zerleg
 http://nikedesign.cjb.net

---
 * Origin: Общение портит характер, особенно, когда его нет (2:5020/194.94)
 From : Yevgeny Ben                         2:5030/913.1    Чтв 15 Июн 00 20:51
 To   : Irina Silaenko                                      Суб 17 Июн 00 01:57
 Subj : Антидозор

  Ну вот мы и встретились, Irina!

Во вторник 13 июня 00 года в 02:09 на свет появилось письмо
от Irina Silaenko к Denis Morosenko. И Я решил удостоить его ответом...

 По-моему, гораздо чаще его обвиняют в том, что он ненавидит детей.
 Их же постоянно обижают у него в книжках. :(

 IS> посадить головками вниз (тоже шутка). Кстати у Лукьяненко свои дети есть
 IS> (если да какого возраста) ты не в курсе?

 Кстати, он здесь. Немного невежливо в присутствии человека спрашивать
 о его личной жизни третьих лиц... А лучше вообще удовлетворяться тем,
 что он сам захочет сообщить. :-Ь.

                               Прощай! Может, свидимся еще когда-нибудь...

--- GoldED 3.00.Alpha1+
 * Origin:  Решил покончить с собой, жду Конца Света... (2:5030/913.1)
 From : Yevgeny Ben                         2:5030/913.1    Чтв 15 Июн 00 20:59
 To   : Sergey Lukianenko                                   Суб 17 Июн 00 01:57
 Subj : БУ

  Ну вот мы и встретились, Sergey!

Во вторник 13 июня 00 года в 10:57 на свет появилось письмо
от Sergey Lukianenko к Yevgeny Ben. И Я решил удостоить его ответом...

 SL>    Я отложил "БУ". Почти уже дописанные. Чтобы вылежались. :)
 SL>    Надеюсь, все, кто их ждет, меня поймут. Я не хочу с ними торопиться.

 Выдержка - это хорошо... Только книжка - не коньяк. Надеюсь, сто лет ждать
 не придется.

 From : Yevgeny Ben                         2:5030/913.1    Чтв 15 Июн 00 21:06
 To   : Sergey Lukianenko                                   Суб 17 Июн 00 01:57
 Subj : Космоопера

  Ну вот мы и встретились, Sergey!

Во вторник 13 июня 00 года в 18:58 на свет появилось письмо
от Sergey Lukianenko к Alex Volperts. И Я решил удостоить его ответом...

 SL>    Гм. Если нравятся другие вещи Снегова - то да. Не знаю, если честно,
 SL> как она сейчас будет читаться. Я в детстве читал.

 Честно говоря, о "ЛкБ" у меня тоже детские восторженные воспоминания.
 Перечитывал раз десять. А не так давно купил "Хрононавигаторов" -
 сплошное разочарование. :( Не пойму, то ли книга хуже, то ли я уже не тот...

 From : Shumil                              2:5030/581.56   Чтв 15 Июн 00 04:31
 To   : Serg Rygin                                          Суб 17 Июн 00 01:57
 Subj : Новые идеи в SF&F
      15 Jun 00 в 04:31 суровый Shumil хмуро изучил буковки на экране,
подумал и написал:
      Hello, Serg!

 SR> Пpодемонстpиpyй хоть один пример самоyбиства среди ноpмальных
 SR> животных. Слyчаи самопожеpтвования не пpиводить.

Хотел написать про леммингов и китов, но просмотрел почту - шестым
бы оказался. И не стал писать про леммингов и китов :)
   А вспомнил, откуда пошло выражение "Лебединая песня".
   А еще вспомнил про собачку, у которой друг умер, и она себя
голодом замоpила. Дpугая собака умерла на могиле хозяина.
   Кошки часто из окон выбpасываются. Ну чисто бизнесмены в Америке
в 1939-м.
    А вообще, даже у людей суицид - явление pедкое. Попробуй у ежика
выясни, зачем он под автобус бpосился? Или почему лось с обрыва упал?
Так что постановка вопроса несовсем коppектна. Большинство случаев
могут быть отнесены к самопожертвованию (если мотив очевиден) или
могут тpактоваться как несчастные случаи (если мотива не видно.)
Вот у моей бабушки кошка на бантике повесилась. Сама. Но это был
несчастный случай.
    Некоторые рыбы после икpометания жить могут, но не хотят. (А кто
захочет кормить пять тысяч детей? :)
Ы?
                                               Не унывай!
                                                         Shumil.
--- GoldED/386 3.0.1
 * Origin:                  Лемминги, впеpед!                   (2:5030/581.56)
 From : Boris Tolstikov                     2:5070/42.4     Птн 16 Июн 00 08:49
 To   : Andrey Solomatov                                    Суб 17 Июн 00 01:57
 Subj : Объем мозга для сабжа Новые идеи в SF&F
   Желаю здравия и процветания, Andrey!

15 Jun 00 09:41, Andrey Solomatov ==> Denis Morosenko:

 AS> Читаю я ру.веапон, ток что уже просвятился :)

Зато височная кость очень тонкая -- ножом пробить можно (опыт у моего знакомого
имеется)
К эхотагу -- а почему, действительно, височные кости тонкие? Возможно, через них
"тонкое энергетическое взаимодействие" с окружающим миром идет? :)

А почему про слона забыли? Беляевского Хойти-Тойти хотя бы вспомнить...

   С уважением и благопожеланиями, Борис

bort@isea.ru

 From : Alex Mustakis                       2:5020/194.125  Чтв 15 Июн 00 21:14
 To   : Ann Yakovenko                                       Суб 17 Июн 00 01:57
 Subj : Объем мозга для сабжа Новые идеи в SF&F
Пpиветствyю, Ann!

RU.SF.NEWS, Wed Jun 14 2000, Ann Yakovenko => All:

 AY> Кстати, а кто-нибудь видел ребенка, умевшего читать-писать до 4-х
 AY> лет?

Я его каждый день вижу. В зеpкале. Хоть уже и не совсем ребенка ;)))

 AY>  Это по-моему из области эхотага.

Да ну.

Чмтать я научился в районе 2-х лет. С писаниями было хуже -- из-за плохой
координации, и по сей день мои редкие каракули на бумаге сам разбираю с тpудом.
В основном на клавишах...

 From : Alex Mustakis                       2:5020/194.125  Птн 16 Июн 00 05:29
 To   : Vladislav Slobodian                                 Суб 17 Июн 00 01:57
 Subj : Объем мозга для сабжа Новые идеи в   SF&F
Пpиветствyю, Vladislav!

RU.SF.NEWS, Thu Jun 15 2000, Vladislav Slobodian => All:

 VS> Ну, в пять лет выучиться _читать_ по русски и выучиться читать по
 VS> английски - две большие разницы.

Да нет, сложность там не сильно pазнится. По сравнению с осмыслением самого
процесса чтения все это мелочи.

Вот китайский -- это да. Просто за счет числа требуемых иеpоглифов. Но и то мне
кажется вполне pеально.

 VS>  Это к вопросу об американских детях. А вообще-то, конечно, "ежели вы
 VS> такие умные, то почему такие бедные".

Прочитай Рыбакова "На чужом пиру". (чтобы хоть чуть веpнуться к эхотагу)

 VS> Очень любил, когда читали вслух. Читать научился уже в школе, в
 VS> первом классе.

Я рад за тебя ;)))

 From : Alex Mustakis                       2:5020/194.125  Птн 16 Июн 00 05:33
 To   : Pavel Gritskevich                                   Суб 17 Июн 00 01:57
 Subj : Объем мозга для сабжа Новые идеи в SF&F
Пpиветствyю, Pavel!

RU.SF.NEWS, Tue Jun 13 2000, Pavel Gritskevich => All:

 PG>    Народ, а чё все причипились к обьёму мозга? "Меньше чем у тpёх летнего
 PG> pебёнка...." - БРЕД!!! Возьмём к примеру кpликов.

А кpоликов-то за что?

;)))

 From : Alex Mustakis                       2:5020/194.125  Птн 16 Июн 00 05:36
 To   : Dima Malikov                                        Суб 17 Июн 00 01:57
 Subj : Рыбаков "На чужом пиру"
Пpиветствyю, Dima!

RU.SF.NEWS, Thu Jun 15 2000, Dima Malikov => All:

 DM> Сабж тут прочитал. И был слегка ошарашен. Умная великолепная книга, но
 DM> выдать такой вывод в конце!!! Все кто борется за права человека
 DM> помогают врагу(злым америкозам) уничтожать нашу культуру. Аж обидно
 DM> за автора стало.

Наверное, тебе еще раз пpидется пpочитать. Нет там такого вывода.

 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Чтв 15 Июн 00 06:52
 To   : Victor Sudakov                                      Суб 17 Июн 00 01:57
 Subj : Новые идеи в SF&F
Здравствуйте, Victor!

По агентурным данным, Victor Sudakov писал 14 Июн 00 к Alla Kuznetsova:

 VS> Мне вот подумалось. А мушкетер Атос тогда, по-нашему, Афоня будет?
 VS> Замечательно.

В общем, имя Атос, говоpят, тоже к топониму Афон восходит...

C yвaжeниeм,                                            Алла, молчаливый глюк

--- На сто пятнадцатом прыжке в компьютер впорхнул GoldEd/W32 1.1.1.2
 * Origin: Выходу и входу не будет вреда (2:5020/1004.61)
 From : Vladislav Slobodian                 2:5020/400      Птн 16 Июн 00 06:44
 To   : All                                                 Суб 17 Июн 00 01:57
 Subj : Re: Объем мозга для сабжа Новые идеи в   SF&F
From: Vladislav Slobodian <vs@cityhall.novosibirsk.ru>

Denis Morosenko wrote:

> [...]
> будет воспитать цивилизацию мудрых, добродушных и неэгоистичных братьев по

Фармер, "Пробуждение каменного бога". Там были разумные _прямоходящие_ слоны.
Правда, как у них там обстояло дело с хватательными конечностями, я в упор не
помню.

--
Vladislav Slobodian
vladislav_slobodian@bigfoot.com

 * Origin: Talk.Ru (2:5020/400)
 From : Timofei Koryakin                    2:5020/400      Птн 16 Июн 00 06:48
 To   : Alexander Gromov                                    Суб 17 Июн 00 01:57
 Subj : Аэлита в Томске - 2000. Пресс-релиз.
From: Timofei Koryakin <5126@inf.tsu.ru>

     Приветствую Вас, Alexander Gromov.

AG>   А кто из Земли нутро выковырнет и махонькое солнышко туда запихнет?
AG> Без этого не Плутония, а одно название. ;)

     Солнце не солнце, но в земле Томской много чего внутре имеется,
так что сойдет. Мне гораздо больше пугает намерение Юлия завезти в
Томск еще одних бабочек. Тут и так от капустницы не продохнуть, с юга
саранча и луговой мотылек идут (в том году почти дошли), а еще будут
тучи мадагаскарских бабочек. "Цветы на нашем пепле" досрочно в жизнь
воплотятся.

                                            С yважением, Тимофей.
--- ifmail v.2.15dev5
 * Origin: Рыжие хроники Амбера (2:5020/400)
 From : Alexey Shaposhnikov                 2:5092/1        Птн 16 Июн 00 07:02
 To   : Swiatoslaw Loginov                                  Суб 17 Июн 00 08:23
 Subj : Re: - АнтиДозор - (можно ли убить Сумрак?)

Swiatoslaw Loginov - "SL", writes:

SL> Ты был под огнём снайпеpов? Так вот, во вpемя боевых действий снайпеp
SL> занимает позицию в километpе-полутоpа
Это только если будет мочить в сортире, поскольку пуля слишком долго лететь
будет.

--
Алекс Корчмарь бросает слакваристам в лицо правду и тяжелые предметы.
(Цикл "Хмурое утро сисадмина")

 С уважением, Алексей Шапошников, поганый атеист и недобитый коммуняка.

--- Gnus v5.5/XEmacs 20.4 - "Emerald"
 * Origin: Cat's Lair BBS (2:5092/1.0)
 From : Andrew Kasantsev                    2:5040/6        Птн 16 Июн 00 12:29
 To   : Alex Volperts                                       Суб 17 Июн 00 08:23
 Subj : Новые идеи в SF&F
   Hello, Alex!

15 Jun 28 14:27, Alex Volperts wrote to Alex Mustakis:

 AV> Hy, во всяком слyчае, на Discovery C. это объяснялось тем, что если,
 AV> мол, самка беpется вести всю китовyю братию, то такая беда и
 AV> пpиключается. За что кyпил :)... Кроме того - если их вытянyть катеpом
 AV> за хвост в море, то они не повтоpяют попыток вылезти на мелководье.

 Там же недавно подкинули еще более забавную причину - самоубийства по времени
подозрительно совпадают с использованиями военными мощных сонаров... А у трупов
соответствующие центры повреждены или раздражены. То есть сразу вспоминается
Биленкин, где радарами ухитрились ослепить почти всех жителей планеты, которые
этими радарами глядели...

 From : Alexey Shaposhnikov                 2:5092/1        Птн 16 Июн 00 07:20
 To   : Yuri Zubakin                                        Суб 17 Июн 00 08:23
 Subj : Re: Истоpия Фэндома: Интервью с Б.Клюевой (1989)

Yuri Zubakin - "YZ", writes:

YZ> Или, как его еще  назвали в одной недоброй памяти статье конца 80-х -
YZ> "Р.А.".
Помниться Страх-птичка над этим ещё постебалась в 90-х. (Преподователь Омон
Р.А. из Саратова) :)

--
Построим аккрецирующую электростанцию в срок !

 From : Alechka Bolgova                     2:5020/122.52   Чтв 15 Июн 00 19:31
 To   : Ann Yakovenko                                       Суб 17 Июн 00 08:23
 Subj : Объем мозга для сабжа Новые идеи в SF&F
                            Добрый утр!

   - Тятя, тятя, наши СЕТИ притащили "Re: Объем мозга для сабжа Новые идеи в
SF&F"
                    Ann Yakovenko пишет All, 14 Jun 00 23:50

 AY>  орудий и т.д. До 5 лет обезьяны лидировали...  Кстати, а кто-нибудь
 AY>  видел ребенка, умевшего читать-писать до 4-х лет? Это по-моему из
 AY>  области эхотага.

   Мой старший. С 2-х. Начали с года с наклеенных на шкафы и кровати букв. Потом
короткие слова. Книжки. Книги. Потом писал "спослания" печатными буквами.
Младшие этим путем не пошли категорически, причем по совершенно разным причинам:
дислексия и упрямство. Забавно так.

 Вот и всё.
 Алька.
 [ Team "Валим отсюда"]

--- *** Группа продлённой ночи...  К.Злобин UNREG
 * Origin: = Не гоните, и не гонимы будете!  Болгов (2:5020/122.52)
 From : Boris Ivanov                        2:5025/38.11    Птн 16 Июн 00 06:20
 To   : Ivan Kovalef                                        Суб 17 Июн 00 08:23
 Subj : Новые идеи в SF&F
Здравствуйте, Ivan!

Вторник Июнь 13 2000 18:09, Ivan Kovalef писал к  Boris Ivanov:

 IK> Мне, конечно, может и казаться, но страх перд каннибализмом, выводимый
 IK> во всех книгах, не является естественным. Это нечто вроде комплекса.
 IK> Хотя у Хайнлайна таки каннибализм пpистутствует.

 IK> Почему-то к каннибализму Чужих все читатели относятся весьма
 IK> коppектно. :/

Нет - страх вызывает не сам факт поедания человеческого трупа (это, как
показывает опыт диких племён - преодолимо). Сознательный страх и неприятие
вызывает необходимость производства этих трупов. Каковой процесс гибелен для
общества. Так что не комплекс это...

С уважением, Boris

--- boris_writer@hotmail.com