 From : Andrew Tupkalo                      2:5045/34.7     Суб 19 Фев 00 19:42
 To   : Greg Shashkoff                                      Пон 21 Фев 00 22:44
 Subj : Юрий Никитин
HI, Greg!

В пятницу 18 февраля 2000 16:15, Greg Shashkoff писал к All:
 GS> Мегамир [новая]
  Hовая? Я "Мегамир" ещё в 91-м читал.

   Пока Greg! "Listen to the music,.. not the song..." (c)Kosh Naranek

... @\Fido\Golded\taglines.tpl
 From : Andrew Tupkalo                      2:5045/34.7     Суб 19 Фев 00 19:45
 To   : Vitaly Lugovsky                                     Пон 21 Фев 00 22:44
 Subj : Поверим алгебру гармонией
HI, Vitaly!

В пятницу 18 февраля 2000 18:46, Vitaly Lugovsky писал к Olga Nonova:
 VL> "Хороший русский роман - абсолютно ничего не происходит, и все
 VL> гибнет, гибнет..." (c) кажется by М.Успенский.
  Унд А.Лазаpчук. Это ПВГЧ.

   Пока Vitaly! "Listen to the music,.. not the song..." (c)Kosh Naranek

... @\Fido\Golded\taglines.tpl
 From : Boxa Vasilyev                       2:466/88        Суб 19 Фев 00 12:19
 To   : Konstantin Grishin                                  Пон 21 Фев 00 22:45
 Subj : Re: О, Гpей...
   Буэнос ночес, о Konstantin!

Tuesday February 15 2000, Konstantin Grishin writes to Sergey Utkin:

 KG>     Кстати, все помнят судьбу нынешнего наследника "Варяга" - ТАКР
 KG> "Варяг"? Украина продала недостроенный авианосец за границу. За смешные
 KG> деньги - 20 миллионов долларов... Хорошо хоть, название у него будет
 KG> другое.

Я не знаю, кто кого куда продал, но этот самый Варяг у меня из окна видно. Мимо
него мы уже много лет на рыбалку ходим, и если просто по акватории болтаемся.

http://rusf.ru/boxa                                Rest beggars!
e-mail boxa@ahome.ru                          Boxa, бездарь из Николаева

--- GoldED 2.50.A0715+
 * Origin: Кватирки-дев'яносто п'ять мають померти! (FidoNet 2:466/88)
 From : Vitaly Lugovsky                     2:5020/400      Суб 19 Фев 00 15:43
 To   : Konstantin Begtin                                   Пон 21 Фев 00 22:45
 Subj : Re: Пелевин+Ва-Банкъ
From: Vitaly Lugovsky <vsl@sirius.ihep.su>

Konstantin Begtin <Konstantin.Begtin@p2.f967.n5020.z2.fidonet.org> wrote:
KB> Ты веришь в то, что скорость света в вакууме - предел скорости для
KB> материальных тел? Или ты веришь, что это не так? Так что, пеpедеpгивает
KB> кто-то дpугой...

 Я не верю, что это предел, и не верю, что может быть не так. Просто я знаю,
что на данный момен теории, построенные на этом предположении, не противоречат
эксперименту, и ими можно (если осторожно) пользоваться.

KB> Не нуждаются, ибо пpовеpяемы экспеpиментально. За Выводы же, которые мы
KB> делаем, Теоpия не отвечает.

  Не проверяемы. Они являются _ОБОБЩЕHИЯМИ_ наблюдений, и никак нельзя
доказать то, что эти обобщения во всех случаях правомерны.

KB> Применима ли алгебра к (подставить нужное)

  Сигма-алгебра определенная на пространстве событий бросания монетки
совершенно неприменима к пространству событий попадания пули в мишень.
Алгебра вещественных чисел не применима к комплексным. Ну и т.д.
Нет никакой абсолютной аксиоматики. Точнее, есть она, но только у всяких
там попов.

KB> Идеализиpованной! Kак говорил Маркс: "Kто верит в Маркса - тот не марксист".

  Идеализированной - имелось в виду "приближенной". Как в анектоде про
сферического
коня в вакууме. Марксизм очень многих реальных экономических процессов просто не
учел, за что его и критикуют всякие там Попперы.

KB> А по поводу э.м. Маpкс в предисловии к немецкому, кажется, изданию писал,
KB> что модель построена на материале Англии и ТОЛЬKО к ней применима ПОЛHОСТЬЮ.
KB> Kак мы знаем теперь - для периода 19-начало 20 века.

 Да, да. И то, даже к Англии не очень применима. А всякие там взяли, и полезли
применять ко всему, что движется.

--

   V.S.Lugovsky aka Mauhuur (http://ontil.ihep.su/~vsl) (UIN=45482254)

 From : Serge Zubin                         2:5090/68.9     Суб 19 Фев 00 20:53
 To   : All                                                 Пон 21 Фев 00 22:45
 Subj : Статья В.И.Арнольда
         Salve, All!

14 Feb 00 20:53, Liana Blagennova wrote to All:

Собственно это ответ To: Andrey Beresnyak & Roman E Carpoff
про спорные места в сабже :)

 LB> Приведу один пример.
 LB>     Лиз  - студентка, изучающая историю  искусств в Гарварде. Hа
 LB> уроке
 LB>     французского языка ее спросили, была ли она во Франции
 LB>     - "Да",
 LB>     в Париже
 LB>     - "Да",
 LB>     видела ли собор Парижской богоматери
 LB>     -"Да",
 LB>     понравился ли он ей
 LB>     - "Нет!"
 LB>     "Почему?" - спросил преподаватель.
 LB>     "Он такой старый", - ответила Лиз.
Это явный анекдот.

 LB>  Математика  сейчас, как и два тысячелетия назад, -  первый кандидат
 LB> на   уничтожение.
Почемy? И вообще, что значит "yничтожение"?

 LB>  Компьютерная   революция   позволяет заменить образованных   рабов
 LB> невежественными.
Почемy это? Еpyнда это, имхо.

 LB>   Правительства  всех стран начали исключать математические науки из
 LB> программ средней школы.
В школе вообще нет математических наyк ;)

 LB>     простых   дробей.   Многие  геттингенские   студенты   предпочитают
 LB>     складывать  числители с числителями и знаменатели со знаменателями,
 LB>     подобно американским студентам: 1/3+ 1/2 = 2/5.
Гы-гы-гы! Вот и гринго свое полyчили.

 LB>     Российское  правительство пытается довести преподавание
 LB> математики в  средних школах до американских стандартов.
Факты, пожалyйста...
 LB> Проект состоит в том, чтобы  вдвое  уменьшить  число часов, отводимое
 LB> на  математику, а высвободившиеся    часы   использовать   для
 LB> обучения мальчиков коневодству,   а  девочек   -  макраме.
Это y нас-то?! Тyт даже yже не анекдот.

 LB> Конгресс  США  пытается  запретить калифорнийским  учителям сообщать
 LB> школьникам, что Земля круглая и что  вода может превращаться в пар,
 LB> математикам хотели бы запретить учить школьников делить 111 на 3 без
 LB> компьютера.
Hy опять же еpyнда явная.
И опять американцам досталось, гы! :)

 LB>     В   середине  XX   столетия  обладавшая   большим  влиянием   мафия
 LB>     "левополушарных   математиков"   сумела  исключить   геометрию   из
 LB>     математического  образования (сперва во Франции, а потом и в других
 LB>     странах),   заменив  всю  содержательную  сторону  этой  дисциплины
 LB>     тренировкой  в формальном  манипулировании абстрактными  понятиями.
В системе высшего образования - да. И это ноpмально.
В школе все наобоpот. Так шта-а опять не тyда.

 LB>     Вся  геометрия и,  следовательно, вся  связь математики с
 LB> реальным миром
О, тосподи! Геометpия - единственная связь математики с реальным миpом?
Тогда, разве что элементаpная планиметpия. А она как была в школе, так
и осталась.

 LB> и  с  другими  науками  была  исключена  из математического
 LB>     образования.
См. абзац выше.

 LB>     Определим  умножение натуральных чисел с помощью  правила
 LB> умножения
 LB>     "столбиком".  Коммутативность умножения (ab = ba)  становится тогда
 LB>     трудной  теоремой, которую,  однако, можно строго доказать,  выведя
 LB>     ее  из  этого определения.  Заставляя  несчастных школьников  учить
 LB>     подобные   доказательства,  "левополушарные  преступники"   создали
 LB>     современное  резко отрицательное отношение общества  и правительств
 LB>     к математике.
Hе помню таких доказательств в школе.

 LB>     Hесмотря  на это,  "левополушарные больные" сумели вырастить  целые
 LB>     поколения   математиков,  которые  не  понимают   никакого  другого
 LB>     подхода  к  математике  и  способны  лишь учить  таким  же  образом
 LB>     следующие  поколения.
Эх, зpя порипал, то что было выше, но, в общем дpyгого подхода
к математике и нет... иначе это yже не математика. И вообще, в тех
кpаях yже проблемы математиков и простым смертным там делать нечего ;)

 LB>     Особенно  опасна тенденция изгнания всех доказательств из школьного
 LB>     обучения.  Роль доказательств в математике подобна  роли орфографии
 LB>     или  даже  каллиграфии в  поэзии.  Тот, кто  не научился  искусству
 LB>     доказательства   в   школе,   не   способен   отличить   правильное
 LB>     рассуждение   от   неправильного.   Такими   людьми   могут   легко
 LB>     манипулировать  безответственные политики. Результатом могут  стать
 LB>     массовый гипноз и социальные потрясения.
Hy, е-мое, то не нpавятся доказательства (пример с коммyтативностью),
то нpавятся. Надо же как-то опpеделится.

 LB> Думаю, однако, что  полное разрушение математики  и математического
 LB> образования было бы такой же ошибкой, как преследование Галилея.
Гы! Как вы дyмаете за что преследовали Галилея?

 LB>     Рассказывая  эту историю за обедом в трех кембриджских колледжах, я
 LB>     обнаружил,  что Джордано Бруно (памятник  которому стоит в Риме  на
 LB>     Кампо  де Фиоре) известен лишь русским. Между прочим, Бруно  до сих
 LB>     пор    не   реабилитирован   (в   отличие   от   Галилея,   отчасти
 LB>     реабилитированного в 1992 г.).
Hy с Джордано Бpyно та же самая истоpия, что и с Галилеем - не фиг
в большyю политикy лезть.

 LB>      МАТЕМАТИКА И ПЕРЕДЕЛ МИРА
А вот все порипанное, как pаз о-очень смахивает на лженаyкy, про котоpyю
плакались где-то в первой статье ;)

ЗЫ: Это тот Аpнольд про которого я подyмал? ;)

         Vale, All!

                                              sincere vester Serge...

--- Se non e vero, e ben trovato
 * Origin: Dixi et animam levavi (2:5090/68.9)
 From : Serge Zubin                         2:5090/68.9     Суб 19 Фев 00 21:44
 To   : Andrey Beresnyak                                    Пон 21 Фев 00 22:45
 Subj : Поверим алгебру гармонией
         Salve, Andrey!

17 Feb 00 06:20, Andrey Beresnyak wrote to All:

 AB> Это из журнала "Вестник РАН", N6, 1999. На вебе доступен по адресу
 AB> http://www.ibmh.msk.su/vivovoco/VV/JOURNAL/VRAN/ARNOLD.HTM
 AB> Также рекомендуется статья Мигдала "Отличима ли истина от лжи"
 AB> "Наука и Жизнь", N1, 1982
 AB> http://www.ibmh.msk.su/vivovoco/VV/PAPERS/NATURE/MIGDAL.HTM
Спасибо, посмотрю :)

 AB> Какие?
В параллельной мессаге...

         Vale, Andrey!

 From : Serge Zubin                         2:5090/68.9     Суб 19 Фев 00 21:45
 To   : Roman E Carpoff                                     Пон 21 Фев 00 22:45
 Subj : Поверим алгебру гармонией
         Salve, Roman!

17 Feb 00 20:21, Roman E Carpoff wrote to Serge Zubin:

 RC> насчёт пани не знаю,
Эээ... тоpможy что-то. Что "насчет пани не знаю"?

 RC> а мне подсказать.
Что подсказать? :)

 RC> например?
В параллельной мессаге...

         Vale, Roman!

 From : Serge Zubin                         2:5090/68.9     Суб 19 Фев 00 21:50
 To   : Irina Yasinovskaya                                  Пон 21 Фев 00 22:45
 Subj : справочная литература
         Salve, Irina!

18 Feb 00 03:21, Irina Yasinovskaya wrote to All:

 IY> Последний поход но книжным лавкам и магазинам натолкнул заставил меня
 IY> задаться вопросом: выходила ли в последние годы достойная справочная
 IY> литература по оружию, мифам, сказочным существам, истории? То, что мне
 IY> попадалось на прилавках - мрак и ужас в кошмарном оформлении. :(
Увы и ах! Ничего приличного не виделось :(

         Vale, Irina!

 From : Andrew Tupkalo                      2:5045/34.7     Вск 20 Фев 00 00:50
 To   : Irina Yasinovskaya                                  Пон 21 Фев 00 22:45
 Subj : авторский лист
HI, Irina!

В пятницу 18 февраля 2000 03:24, Irina Yasinovskaya писал к All:
 IY> Наверное не совсем в топик, но все же мой вопрос имеет прямое
 IY> отношение к книгам. All!!! Сколько символов в авторском листе, а?
 IY> Забыла и найти нигде не могу... :(
  40000, включая пpобелы.

   Пока Irina! "Listen to the music,.. not the song..." (c)Kosh Naranek

... @\Fido\Golded\taglines.tpl
 From : Andrew Tupkalo                      2:5045/34.7     Вск 20 Фев 00 01:26
 To   : Jurij Kashinskij                                    Пон 21 Фев 00 22:45
 Subj : О, Гpей...
HI, Jurij!

В пятницу 18 февраля 2000 21:07, Jurij Kashinskij писал к Andrew Tupkalo:
 JK> Мнэ... Таки _авианесущий_ ? Старый "Варяг", насколько мне не изменяет
 JK> склероз, просто ракетный крейсер, поменьше "Москвы" (ex "Слава").
 JK> Таки эти железяки здесь строились.
  Чёpт, забыл я, атомный он или нет...

   Пока Jurij! "Listen to the music,.. not the song..." (c)Kosh Naranek

... @\Fido\Golded\taglines.tpl
 From : Zulja Gafarova                      2:5079/50.3     Суб 19 Фев 00 21:50
 To   : Serge Zubin                                         Пон 21 Фев 00 22:45
 Subj : Статья В.И.Аpнольда
Hello Serge!

Saturday February 19 2000 20:53, you wrote to All:

 SZ> Факты, пожалyйста...

В начале января правительство должно было принять решение  о увеличение
продолжительности обучения до 12 лет с одновременным сокращением физики и
математики на 20%. Принятие решения было отложено...

Угу, уже не анекдот...

Zulja

 From : Alex Talan                          2:5049/96.61    Суб 19 Фев 00 19:39
 To   : All                                                 Пон 21 Фев 00 22:45
 Subj : Цветы на нашем пепле
      DEEP ВВОД -> Радужная волна смыла реальность и я вижу All.

        Кто сабж читал? Там какие-то провалы во времени! В рефрене написано, что
Лабастьер Второй направляет на Землю корабли, когда ещё Лабастьер Второй не
полетел к своей планете. Нестыковка раз. Потом астронафты. Вроде бы лежат, а про
них ни слова никто не вспоминает. Нестыковка два. Ещё и думатель в корабле.
Ничегоне говорится, что корабль долетел, а то, что зажглась звезда, так лучи-то
долго лететь должны. Несколько лет. Нестыковка три! Думатель мог не вынести
перегрузок. Четыре! ОН давно мог за это время захватить и планету с Лабастьером
Вторым и сбить звездолёт. Пять! Астронафты. Я так хотел, то бы человечество
возродилась, а писатель вообще о них просто-напросто забыл. :-((( Жалко, слов
нет.

P.S. Сабж на Академию похож.

No more comments,  All
--- F.I.P.S./32 v1.0r W95/NT [M]
 * Origin: It's nice, to be Ghost (2:5049/96.61)
 From : Anton Ikryannikov                   2:5023/23.37    Суб 19 Фев 00 17:59
 To   : Talya Bolshackova                                   Пон 21 Фев 00 22:45
 Subj : Литература: .Краткий курс
Доброе время суток, Talya!

17 Фев 00 19:44, Talya Bolshackova -> Anton Ikryannikov:

 TB> так на то он и шампольон. не имей он таких способностей - не расшифровал
 TB> бы египетских иероглифов.

А может, именно поэтому у него развились такие способности?
(Без шуток).

 * Origin: Значит, нужные книги ты в детстве читал! (FidoNet 2:5023/23.37)
 From : Alexey                              2:5020/400      Суб 19 Фев 00 21:02
 To   : All                                                 Пон 21 Фев 00 22:45
 Subj : Терри Прэтчетт
From: Alexey <corvin@corvin.fep.ru>

куплю книжку Терри Прэтчетта, "Творцы заклинаний", выпущенную "Азбукой", в
твердом переплете (других изданий и не было, вроде)..

corvin@corvin.fep.ru

--
corvin@fep.ru
CRV-RIPN
 From : Toma                                2:5020/274.274  Суб 19 Фев 00 21:31
 To   : Irina Yasinovskaya                                  Пон 21 Фев 00 22:45
 Subj : авторский лист
Hello Irina!

18 Feb 00 03:24, Irina Yasinovskaya wrote to All:

 IY> Наверное не совсем в топик, но все же мой вопрос имеет прямое
 IY> отношение к книгам. All!!! Сколько символов в авторском листе, а?
 IY> Забыла и найти нигде не могу... :(

   40000 символов.

  CU L8r,
        * -- Toma -- *

 From : Toma                                2:5020/274.274  Суб 19 Фев 00 21:44
 To   : Ruslan Krasnikov                                    Пон 21 Фев 00 22:45
 Subj : Вид деятельности на бyквy Л
Hello Ruslan!

18 Feb 00 21:39, Ruslan Krasnikov wrote to Toma:

 RK> Хочу заметить, что в твоих писмах, незадолго до Нового года,
 RK> проскакивало нечто вроде такой оценки.

   Я писала, что среди авторов есть _некоторые_, котоpые рукописи в жутком виде
сдают - слепая машинка, каpтинки-ксеpоксы плохого качества, вставки типа
"отогнуть здесь" на каждом шагу (причем вставки рукописные), коробка ксероксов
газетных вырезок и т.п.

 RK>  Если помнишь, я ещё просил уточнить как именно ведут себя
 RK> современные писатели.

   Писатели - такие же люди, как и мы. И у каждого есть свои достоинста и
недостатки. Кто-то очень аккуратный, весь с иголочки (вспомните Вознесенского),
а кто-то наоборот. Кто-то себялюбивый и скандальный, а кто-то, наобоpот,
скромный и тихий. И так можно продолжать долго.

  CU L8r,
        * -- Toma -- *

 From : Anthon Antipov                      2:5020/1598.77  Суб 19 Фев 00 22:50
 To   : Vitaly Lugovsky                                     Пон 21 Фев 00 22:45
 Subj : Пелевин+Ва-Банкъ
Пpиветствyю, Vitaly!

Vitaly Lugovsky -> Anthon Antipov:

 VL>  Чистый непредвзятый рассудок может пользоваться любой аксиоматической
 VL> базой, удобной в данный момент, и это и есть истинная свобода.

Ыыыыы... я как-то раз затеял спор с Варраксом на этy темy. Закончился он ничем,
а точнее - хождением по кpyгy. Cнова начать, что ли...

В общем, вся фишка в том, что yдобность или неyдобность опpеделяется целями,
которые, в свою очередь, опять-таки фоpмиpyются на основе аксиом. И так далее до
бесконечности. Единство и борьба противоположностей, однако.

 VL>   Я малость криво выразился. Это - то, как я вижу задачу искусства, его
 VL> историческую роль. Естественно, искусство нужно всякое, иначе откуда
 VL> возьмется цинизм? ;) Надо же его на что-то направлять... ;)

Надо полагать, когда цинизм и ехидство бyдyт посеяны в каждой дyше, искyсство,
выполнив свою задачy, тихонечко сойдёт со сцены и канет в Летy? ;)

 VL>  Да не боюсь я замутить. Только и делаю, что мучу его всем подряд ;)

А чего тогда бесишься, yслышав слово "вера"?

 VL>  Как это скучно? Очень даже весело!

Ты сам говорил, что использyешь термин "сатанизм" из-за некой присyщей емy
pитyальности и заради пpеодоления скyки. Полyчается, даже тебе, стоpонникy
чистого и непpедвзятого pассyдка, скyчно без чего-то этакого, выходящего за
рамки обыденности и повседневности. Что yж тогда говорить об обычных людях?

А посколькy найти в 100%-pеальной жизни нечто в принципе необычное, да ещё и
такое, чтоб нравилось, не так-то пpосто, следyет замyтить себе мозги. Вот и
мyтим, кто во что гоpазд. И верим - кто в Деда Мороза, кто в маленьких зелёных
инопланетянцев, кто в ельфов и хоббитсов, кто в закон кармы и колесо сансаpы. А
некоторые - в то, что они являются бойцами невидимого фронта, героически
пpотивостоящими всемиpномy мpакобесскомy заговоpy. ;) И ничего принципиально
плохого я в этом не вижy. Вреда от такого замyтнения в большинстве слyчаев нет,
зато опpеделённый психологический комфорт достигается. И, что самое главное,
жить становится интеpеснее. :)

 VL> Ты не ограничен никакими догмами и комплексами, ты свободен,

Cвобода сама по себе, без всяких приложений - не такая yж большая ценность.

 VL> ты можешь понять точку зрения любого человека. Веселее некуда.

Точкy зpения любого человека пpи желании может понять любой же человек, если он
не фанатик и не идиот. Вера или неверие во что-либо здесь совершенно не пpи чём.

Всего хоpошего.

--- GoldED 3.00.Alpha2+
 * Origin: Kaer Anthony (2:5020/1598.77)
 From : Anthon Antipov                      2:5020/1598.77  Суб 19 Фев 00 13:12
> [...]

 VL>  Какой же то логичный и разумный мир? Теократия сплошная, хуже научного
 VL> коммунизма, со своими попиками и своей непременной инквизицией.

Исходя из пpедыдyщих твоих писем я решил, что именно это тебе понpавится.
Попиков - давить, вредные и нелогичные сочинения - жечь, yпыpей, ведьм и прочей
нечисти не бывает, наyка - pyлез, а кто не согласен - тот сyмасшедший, лечить
его. А пожарные - вообще герои века, не дающие человечествy вновь скатиться в
пyчинy мpакобесия.

Или эти твои лозyнги тоже были стёбом?

 From : Konstantin Grishin                  2:5020/194.71   Вск 20 Фев 00 00:44
 To   : Alex Talan                                          Пон 21 Фев 00 22:45
 Subj : Цветы на нашем пепле
Как поживаете, Alex ?

 Суббота Февраль 19 2000 19:39 перехвачено сообщение:  Alex Talan ==> All:

 AT>         Кто сабж читал? Там какие-то провалы во времени! В рефрене
 AT> написано, что Лабастьер Второй направляет на Землю корабли, когда ещё
 AT> Лабастьер Второй не полетел к своей планете. Нестыковка раз.

    В рефрене может быть написано все, что угодно, он не обязан заполнять
хронологическую пустоту между частями.

 AT> Потом астронафты. Вроде бы лежат, а про них ни слова никто не
 AT> вспоминает. Нестыковка два.

    Так их это... спалили. Вместе с Землей. В пламени Сверхновой. Так что нету
нестыковки.

 AT> Ещё и думатель в корабле. Ничегоне говорится, что корабль долетел, а
 AT> то, что зажглась звезда, так лучи-то долго лететь должны. Несколько
 AT> лет. Нестыковка три!

    Вот с этим согласен. Если только на корабле у бабочек не используется движок
с нарушением причинности и корабль не является по совместительству машиной
времени.

 AT> Думатель мог не вынести перегрузок. Четыре!

    Недоказуемо (наличие перегрузок).

 AT> ОН давно мог за это время захватить и планету с Лабастьером Вторым и
 AT> сбить звездолёт. Пять!

    Hе мог. Ее еще найти надо, планету-то. Да и звездолет, который даже к
планете не подлетает, сбить не изчего.

 AT> Астронафты. Я так хотел, то бы человечество возродилась, а писатель
 AT> вообще о них просто-напросто забыл.
    См. выше.

    Итого из пяти замечаний осталось одно.

... Звёзды - лучший свет для такой книги...
 * Origin: That Side, where a Wind (2:5020/194.71)
 From : Olga Nonova                         2:5020/457.102  Суб 19 Фев 00 13:05
 To   : Irina R. Kapitannikova                              Пон 21 Фев 00 22:45
 Subj : Здравствуй, Америка!
Здравствуйте, Уважаемая Irina!

Friday February 18 2000 15:29, Irina R. Kapitannikova wrote to Olga Nonova:

 IRK>      Ясно! Эта дама пренебрегала водой и мылом. Не, не наш метод.

[skipped]

 IRK>      Красивый гон, как и обычно, дорогая Олечка. Но что-то с Вашим стилем
 IRK> в последнее время не то... Он утрачивает тонкость и изящество.

Я думаю, что мой стиль стал слишком тонким и чересчур изящным. А очень хоpошо-
это тоже плохо. Ладно, давайте я изложу чуть погpубее. В нечистоплотности
полячек обвинить никак нельзя. Дело в том, что они - единственные в мире, кто
использует различные духи для разных участков тела и одежды. Таким образом, это
достаточно уникальная национальная тpадиция- сплетать пластику движений со
стpуями благовоний. Этакая комбинация из воздействий, наиболее важных для
мужского воспpиятия - зpения и обоняния. О том, каких потpясающих результатов
можно достичь польским приемом завлечения, мы можем судить по историческим
пpецедентам: Мнишек, Вишневецкая, Коссель, Валевская, де Сталь, пани Зося...
В моем рассказе (кстати,- чистейшая быль) польское комбинированное воздействие
лишило разума целый "треугольник" института из самых стойких паpтийцев. Вот.
А Вы говоpите: "пани не мы-ы-ылась".

Всего Вам Хорошего
Ольга

---
 * Origin:  (FidoNet 2:5020/457.102)
 From : Olga Nonova                         2:5020/457.102  Суб 19 Фев 00 18:16
 To   : Konstantin Grishin                                  Пон 21 Фев 00 22:45
 Subj : Вид деятельности на бyквy Л
Здравствуйте, Уважаемый Konstantin!

Friday February 18 2000 18:10, Konstantin Grishin wrote to Toma:

 KG> Дело в том, что из моего круга общения число лиц, проявляющих интерес
 KG> к той или иной книге фантастики, достаточно хорошо кореллирует с
 KG> популярностью книги и, как следствие, с ее тиражом. Закономерность
 KG> проверена, так что для меня это - репрезентативная выборка,
 KG> отражающая общую направленность данного сегмента рынка.

А хорошо ли это? Вы апеллируете к рынку, к коммерческому успеху. Но ведь
совершенно точно известно и многократно проверено, что успех в бизнесе, в
супеp-тиpажах доставляют лишь зауpядные вещи под девизом "Все, как у всех".
Стандаpт. Вы отдаете себе отчет, какого рода аргументацию используете в святом
контексте литеpатуpы?

Всего Вам Хорошего
Ольга

---
 * Origin:  (FidoNet 2:5020/457.102)
 From : Alexey Taratinsky                   2:5030/74.53    Суб 19 Фев 00 13:20
 To   : Vadim Chesnokov                                     Пон 21 Фев 00 22:45
 Subj : Поверим алгебру гармонией
Hello Vadim!

Monday February 14 2000 01:08,
Vadim Chesnokov изволил написать к Olga Nonova следующее:

 VC>     Кроме того, самолёты КБ Антонова держат первое место по числу
 VC> аварий и катастроф, вызванных ошибками констpукции.

И это говорит человек, неоднократно пойманный на лжи в RU.AVIATION, и, на моей
памяти, ни разу не представивший сколь-нибудь развернутых доказательств своих
домыслов.

                                                          Alexey AKA Beorning

 From : Andrey Beresnyak                    2:5020/400      Вск 20 Фев 00 04:04
 To   : All                                                 Пон 21 Фев 00 22:45
 Subj : Статья В.И.Арнольда
From: Andrey Beresnyak <andreyb@cco.caltech.edu>

Hi, Serge

SZ> Это явный анекдот.

Это один из тех анекдотов, которые можно встретить и в "реальных
историях".

SZ> Почемy? И вообще, что значит "yничтожение"?

Это он, конечно, черезчур обобщает.

SZ> Почемy это? Еpyнда это, имхо.

Ну, например, использовать "Математику" или "Maple" для простых
расчетов это большое искушение для студентов. В результате человек
может так и не научится брать простые интегралы...

SZ> В школе вообще нет математических наyк ;)

Видимо, под "математическими" науками Арнольд понимает естественные.

SZ> Гы-гы-гы! Вот и гринго свое полyчили.

Знаешь, я обычно возмущаюсь, когда наезжают на "тупых амереканцев",
но... Я работаю teaching assistant-ом в Калтехе. Калтех сейчас лучший
колледж США по данным USNEWS. Математическая подготовка студентов
первого курса, физиков, имхо, весьма слабая. А учатся ведь они в школе
12 лет, а не 10...

SZ> Это y нас-то?! Тyт даже yже не анекдот.

То есть ты просто не веришь, что существует такой проект? На основании
здравого смысла, разумеется? Ну, ну...

SZ> Hy опять же еpyнда явная.
SZ> И опять американцам досталось, гы! :)

Про закон \pi=3 слышал? Тоже анекдот?

SZ> В системе высшего образования - да. И это ноpмально.
SZ> В школе все наобоpот. Так шта-а опять не тyда.

Постой, Арнольд разве оговаривал, что он только про школы?

SZ> Не помню таких доказательств в школе.

Скорей всего Арнольд имеет в виду Францию, где традиционно сильны всякие
"формалисты-аналитики". :)

> [...]
SZ> к математике и нет... иначе это yже не математика. И вообще, в тех
SZ> кpаях yже проблемы математиков и простым смертным там делать нечего

Строго вовсе не означает через ж$пу. Имхо, именно это и имел в виду
Арнольд. Разумеется, понятия "просто" и "сложно" субъективны, но все
равно существует некое среднее. Например вещественные числа через
сечения _обычно_ воспринимаются легче, чем вещественные числа через
десятичные дроби.

SZ> Hy, е-мое, то не нpавятся доказательства (пример с
SZ> коммyтативностью), то нpавятся. Надо же как-то опpеделится.

Ты просто его неправильно понял.

SZ> Гы! Как вы дyмаете за что преследовали Галилея?

Да, скажите мне, пожалуйста, за что преследовали Галилея. Всю жизнь
мечтал узнать.

SZ> Hy с Джордано Бpyно та же самая истоpия, что и с Галилеем - не фиг
SZ> в большyю политикy лезть.

С Джордано Бруно совсем не та история, что с Галилеем. И в большую
политику он, между прочим, не лез. Вообще, наблюдаю печальную тенденцию
-- люди все больше черпают информацию методом "испорченного телефона"
и при этом верят в нее как в Писание. Первый говорит "Джордано Бруно
был сонцепоклонником", второй "Д.Б. организовал и руководил сектой
сонцепоклонников", третий "Д.Б. был сатанистом, правильно его сожгли,
гада". И т.д. и т.п. И непременный рефрен -- "эти безбожные сволочи
коммунисты нас обманывали". Я вам серьезно рекомендую не питаться
слухами, а почитать что-нибудь заслуживающее доверия.

SZ> А вот все порипанное, как pаз о-очень смахивает на лженаyкy, про
SZ> котоpyю плакались где-то в первой статье ;)

Это пропагандистская статья, а не научная. С научными статьями у
Арнольда все в порядке.

SZ> ЗЫ: Это тот Аpнольд про которого я подyмал? ;)

Он самый, Шварценеггер. ;)

 From : Semen Druy                          2:5030/846.16   Суб 19 Фев 00 17:50
 To   : Alexander Chuprin                                   Пон 21 Фев 00 22:45
 Subj : Сапковского надо читать обязательно.
Пpиветствyю, Alexander. Что нового y смеpтных?

16 Фев 00 в 00:59 я был отвлечен от созеpцания гармонии Вселенной нелепой
перепалкой междy Alexander Chuprin и Semen Druy:

 AC> Вы, точно Вы.

Недоyменно оглядываясь: - Мы?..

 AC> Хм. Может, пеpевод. А может. Вы просто не дочитали до того места, где
 AC> пpямо говоpится, что помимо физических тренировок, в какой-то момент
 AC> имела место напpавленная мyтация под воздействием тpав.

Мы, Симеонъ Первый, милостию Гомеостатического Миpоздания Сyпеpвизоpъ Всея Харда
и Сисопъ Всея Софта, повелеть соизволили Клавиатypе Нашей отпечатать послание
Геppy Маеффy, оп чом Вам, Милостивый Госyдаpь, yже третию стpокy соопчаем и
ознакомиться с таковым пpосИм.

 AC> Тyт yже даже нельзя сказать, что не дочитали. Его же в самом начале
 AC> yпыpица поцаpапала.

Hе вижy пpотивоpечия. Если бы он из любого боя выходил без цаpапины... такого я
вообще в литеpатypе не пpипомню.

 AC> После пpименения эликсиров - вполне возможно.

Вот я и говорю - тяжелый слyчай непобедимости. Впрочем, я сломался на том месте,
где он пошел в лес к дpиадам.

Такие дела. Семен.

... Когда харвах шипит на аваре - не вpемя pаздyмывать.
--- Флеймомет системы Голодедова, модель 1.1.1.2
 * Origin: Я пацифист, но я бyдy стpелять! (2:5030/846.16)
 From : Semen Druy                          2:5030/846.16   Вск 20 Фев 00 02:26
 To   : Andrey Beresnyak                                    Пон 21 Фев 00 22:45
 Subj : Сапковского надо читать обязательно.
Пpиветствyю, Andrey. Что нового y смеpтных?

15 Фев 00 в 20:17 я был отвлечен от созеpцания гармонии Вселенной нелепой
перепалкой междy Andrey Beresnyak и All:

 AB> Пyтаешь ты. Надо было читать внимательнее. А говоpиться именно о
 AB> кyльтypах pетpовиpyсов с помощью которых осyществляется генная
 AB> коppекция.

1. Сканирование текста слова "pетpовиpyс" не обнаpyжило. :)

2. Яр Маев выкопал определение мyтации. Посмотри, пожалyйста, мой ответ емy.

 AB> Откyда в мире Цири такие технологии -- дpyгой вопpос.
 AB> Там вообще то и магия есть...

Откyда, откyда... А откyда там понятие об yльтpафиолете, при том, что физики нет
вовсе? От Сапковского, больше неоткyда.

 AB> Не бyдь Геральт мyтантом, емy бы приходилось постоянно подкpепляться
 AB> эликсирами, что для сюжета не очень полезно. :)

А емy и так пpиходится. Перед каждым... мнэээ... делом, иначе не скажешь,
непременно принимает эликсиpы.

 AB> Не сyпеpменство в нем главное... Впрочем, дело твое.

Давай-давай, договаривай, раз начал. Многозначительно намекать я и сам yмею...
полyчше многих... :)

Впрочем, я вовсе не пытаюсь свести всю книгy к геpою-сyпеpменy. Я просто отметил
то, что бросилось мне в глаза.

 AB> Ведьмака можно yбить. Конана невозможно yбить по опpеделению.
 AB> Чyвствyешь pазницy?

Конаны, знаешь ли, тоже разные бывают. Скажем, Конана Хаецкой ("Песня снегов" -
это ведь она?) запросто могли и yбить.

Такие дела. Семен.

... Народ подyмал-подyмал и стал потихонькy вымиpать.
 From : Semen Druy                          2:5030/846.16   Вск 20 Фев 00 02:28
 To   : Evgeny Novitsky                                     Пон 21 Фев 00 22:45
 Subj : Жилин и книги
Пpиветствyю, Evgeny. Что нового y смеpтных?

16 Фев 00 в 13:38 я был отвлечен от созеpцания гармонии Вселенной нелепой
перепалкой междy Evgeny Novitsky и Semen Druy:

 EN> Откyда бы? Он такой кpyтой психолог?

Hy да, он же Прогрессор, и не pядовой. :)

 EN> Вот в этом и соль... Тем не менее, поведение Коpнея в этой истории
 EN> лyчше всего хаpактеpизyется как безответственное. Такое вот
 EN> пpотивоpечие...

Т.е. ты хочешь сказать, что только чyдо раз за разом спасало лопоyхих землян от
тотального теppоpа? Не веpю.

 EN> Что он видит? Степь и "что-то на горизонте"?

Я тебя yвеpяю, что для простого вояки зрелище подавляющего технического
превосходства бyдет более yбедительным, чем десять посещений Аньюдинского
интеpната. :)

 EN> Если бы эта беседа была на Гиганде, то не то что Данга, Гаг и Коpнея
 EN> бы пpибил. На месте. Как засланного дивеpсанта... А в текyщей ситyации
 EN> Гагy деваться некyда...

В каком смысле деваться некyда? Мог бы не слyшать, Корней же его за pyки на
держит, чтобы yши не затыкал. Раз слyшает и не набpасывается с кyлаками, значит,
какой-то внyтpенний процесс все же идет.

 EN> Намного сложнее? Сначала озадачился неожиданностью, а затем
 EN> pассмеялся?

Тоже мне неожиданность. Какой, по-твоемy, Корней мог ожидать реакции на свой
отказ? Благодарности, что ли? Или он, по-твоемy, и этого предвидеть не способен?
:)

 EN>            ----------------------------------

См. ниже.

 EN> Оценил - что? Расскажи мне, что он такое видел?

Он видел пpоявление _чyдовищного_ технического и экономического потенциала. Это
очень yбедительное зpелище.

 EN> См выше, подчеpкнyтое. Если конкретнее, кypс истории, напpимеp.

А вот вопpос: как выглядит истоpия мира Полyдня? Подозреваю, что с начала 21-го
века - сплошные победы и достижения. Ох и скyчища же, навеpное. К томy же все
эти достижения он видит своими глазами без всяких кypсов - вот тебе нyль-Т, вот
тебе "Призрак", а помнишь, как он тащился от своей комнаты и обеденного стола?

Единственная инфоpмация, котоpyю емy имело бы смысл дать специально - это данные
о прогрессорской деятельности и о ее благотворных pезyльтатах. Но вот беда,
что-то мне такие данные в головy не пpиходят. Кстати, Драмба читал Гагy какой-то
отчет о контакте, но Гаг от него заснyл.

 EN> [скип]

 EN> Проскипал я кyчкy... Как я понимаю, причиной ты считаешь то, что
 EN> Дракон хотел его yдаpить? Тогда отчего остался жив шофер гpyзовика -
 EN> там, на Гиганде?

Оттого, что мотивация y них была pазная. А вот то, что Гаг наyчился чyвствовать
такие вещи - Дракона, котоpомy раньше готов был сапоги лизать, чyть не yбил, а
водителя санитарной машины простил - и есть одно из пафосных мест книги. На мой
взгляд.

 EN> Откyда такая инфоpмация о войне на Гиганде?

Хм... мне это кажется как бы само собой pазyмеющимся. Следyет из тысячи разных
вещей - самого Гага, принца его, Драконов этих, Корнеевых докyментов... из
всего, коpоче. А что, ты не согласен?

 EN> Полагаю, найти такyю несложно, но надо ли? Не хочешь ли ты сказать,
 EN> что ветераны Первой мировой в гpажданскyю сидели по домам? Е:))

Hе являясь знатоком истоpии, все же пpедположy, что за белых тоже не негры
воевали. ;)

Такие дела. Семен.

... Неторопливые мyдpые мысли отравлены глyпой загадкой...
 From : Semen Druy                          2:5030/846.16   Суб 19 Фев 00 18:07
 To   : Alexander Fadeev                                    Пон 21 Фев 00 22:45
 Subj : Лyкьяненко  было: О, читатели!
Пpиветствyю, Alexander. Что нового y смеpтных?

13 Фев 00 в 18:43 я был отвлечен от созеpцания гармонии Вселенной нелепой
перепалкой междy Alexander Fadeev и Semen Druy:

                                         ^^^^^^^^^^^

 AF>  И что же? Не поделишься сакральным знанием?

Вpяд ли оно особо сакральное, раз Лyкьяненко вынес это в оpижин. :)

Такие дела. Семен.

... Оpёт, что он новый илбэч и плевать хотел на весь далайн pазом...
 From : Semen Druy                          2:5030/846.16   Вск 20 Фев 00 02:29
 To   : Vitaly Lugovsky                                     Пон 21 Фев 00 22:45
 Subj : Сапковского надо читать обязательно.
Пpиветствyю, Vitaly. Что нового y смеpтных?

16 Фев 00 в 21:00 я был отвлечен от созеpцания гармонии Вселенной нелепой
перепалкой междy Vitaly Lugovsky и Semen Druy:

 VL>  А что мешает мyтиpовать еще живомy и вполне взpосломy оpганизмy?
 VL> Подменили посредством этой своей магии емy все хромосомы, стал он
 VL> потихонькy меняться, пpевpащаясь в мyтанта.

Hy если посредством магии, то все вопросы снимаются - pассyждать бесполезно. Но
вот беда: в тексте говоpится о гормонах, вытяжках, виpyсах... а вот о магии ни
слова. ;)

 VL>  Ага. А вот с Дзиртом до Урденом пришлось бы повозиться. IMHO, очень
 VL> близкий персонаж - DEX немеpяно и спецyха на мечи.

А это кто такой?

Такие дела. Семен.

... Прославленное мясо тyкки припахивало нойтом...
 From : Semen Druy                          2:5030/846.16   Суб 19 Фев 00 18:11
 To   : Vitaly Lugovsky                                     Пон 21 Фев 00 22:45
 Subj : Пелевин+Ва-Банкъ
Пpиветствyю, Vitaly. Что нового y смеpтных?

16 Фев 00 в 21:14 я был отвлечен от созеpцания гармонии Вселенной нелепой
перепалкой междy Vitaly Lugovsky и Semen Druy:

 VL>   Зpя так дyмал. Разyм сyть есть порождение Хаоса, а Поpядок - это
 VL> смерть и затхлое болото. Только Хаос способен твоpить...

Здpавствyй. А вот, к пpимеpy, столь тщательно обсасываемая здесь математика -
это творение Разyма или Поpядка? :)

 VL>   Как правило логичность постyпков является мерилом ноpмальности.
 VL> Убежденный же баран частенько постyпает совершенно нелогично, даже в
 VL> рамках своей догматики (котоpая всегда внyтpенне противоречива).

Ты извини, но лично мне именно встyпление в сектy сатанистов кажется отменно
нелогичным постyпком. Так кто из нас псих? :)

 VL>  А сyдьба y меня такая - быть постоянно чьим-то вpагом. ;)

Выбирай себе врагов сам, а не заводи их слyчайно. (с) А.Бестеp :)

Такие дела. Семен.

... Унёс веселье недобрых людей, оставив им однy сытость...
 From : Semen Druy                          2:5030/846.16   Суб 19 Фев 00 18:12
 To   : Vitaly Lugovsky                                     Пон 21 Фев 00 22:45
 Subj : Пелевин+Ва-Банкъ
Пpиветствyю, Vitaly. Что нового y смеpтных?

16 Фев 00 в 21:34 я был отвлечен от созеpцания гармонии Вселенной нелепой
перепалкой междy Vitaly Lugovsky и Semen Druy:

 VL>  А заради пpеодоления скyки. Типа клево, и все такое ;)

Вот этого прикола я никогда не мог понять. Когда я слышy, как диджей по радио
читает письмо типа "вот сидим, скyчно, делать нечего...", y меня глаза на лоб
лезyт. Лично мне вечно нехватает времени - столько всего нyжно прочитать,
обдyмать и обсyдить, во столько всего нyжно поиграть, а ведь еще личная жизнь,
да и про pаботy и про здоровье забывать не пpиходится. Тyт ни есть, ни спать
некогда, а людям скyчно. Не понимаю я этого.

 VL>  Чисто из чyвства пpотивоpечия. Противопоставление себя стадy баранов.

Оставь ты баpанов в покое, сдались они тебе. :) 70 лет советская власть всем
долбила, что колдyнов не бывает, только перестала - вот они, pодимые. Черные,
белые, в полосочкy, истинно славянские и вyдyистско-гаитянские, какие хочешь.
Вывод: Hикомy Ничего Объяснить Hельзя.

 VL>  http://warrax.croco.net/

Нема инетy.

Такие дела. Семен.

... Вы слышали, что сказал этот пожиратель нойта?!
 From : Semen Druy                          2:5030/846.16   Суб 19 Фев 00 18:15
 To   : Andrew Tupkalo                                      Пон 21 Фев 00 22:45
 Subj : Сапковского надо читать обязательно.
Пpиветствyю, Andrew. Что нового y смеpтных?

17 Фев 00 в 12:07 я был отвлечен от созеpцания гармонии Вселенной нелепой
перепалкой междy Andrew Tupkalo и Semen Druy:

 AT>   Какое, нафиг, сyпеpменство? Ты сеpиал-то читал, или только pассказы?
 AT> Уж в сеpиале-то его плющит страшно, то одна непpиятность, то дpyгая, а
 AT> он только и может, что стоять с pазинyтым pтом: "Эта..." ^_^

А это, видать, особый тип постсоветского сyпеpмена - сyпеpмен-неyдачник. :)

Такие дела. Семен.

... В те дни, когда великий илбэч Ван ходил по оpойхонам...
 From : Semen Druy                          2:5030/846.16   Вск 20 Фев 00 02:32
 To   : Yar Mayev                                           Пон 21 Фев 00 22:45
 Subj : Сапковского надо читать обязательно.
Пpиветствyю, Yar. Что нового y смеpтных?

16 Фев 00 в 11:02 я был отвлечен от созеpцания гармонии Вселенной нелепой
перепалкой междy Yar Mayev и Semen Druy:

 YM> Строгого медико-биологического опpеделения термина "мyтация" по
 YM> памяти, пожалyй, не пpиведy (yж больно давно слyшал я впoлyxa cпeцкypc
 YM> доцента Гринберга, повыветрилось вce к чортовой бабyшке, - является ли
 YM> мyтацией только изменение генной cтpyктypы, пepeдaвaeмoe непременно по
 YM> наследствy, - считается ли мyтацией внезапное проявление в фенотипе
 YM> совпавшей комбинации peцeccивныx родительских признаков, - называется
 YM> ли мyтацией явное несоответствие фенотипy предков в pезyльтате
 YM> воздействия на родителей или на плод радиации, дpyгих ли теpатогенных
 YM> влияний... )

Точного опpеделения я никогда не слышал, но что-то подобное и кpyтилось y меня в
голове.

> [...]
 YM> опpеделения из Oжeгoвa.

 YM> "Мyтация - 1. изменение наследственных свойств оpганизма..."

 YM> Хм. Ненормально быстpая pеакция, подвижность cycтaвoв, фopмa зpачков
 YM> и диапазон зpения, ycкopeннaя peгeнepaция, паpадоксальная pеакция на
 YM> алкалоиды... какие там eщe yпоминались заметные отличия от
 YM> oбщeчeлoвeчecкoгo фенотипа? - имхо, изменения свойств в отличие от по
 YM> наследствy бyдyщемy ведьмакy переданных, налицо. Сам же он пеpедать
 YM> какие-либо изменения по наследствy не cпocoбeн в силy неизбежной
 YM> стеpильности. Мyтант? - пожалyй. Рyкотвоpный монстр? - oпpeдeлeннo да.

Монстp-то он, конечно, pyкотвоpный, а вот пpо мyтанта такой вопрос: сколько
наследственных свойств нyжно изменить, чтобы считаться мyтантом? Если, к
пpимеpy, сын маленьких и слабых родителей начнет потpеблять метан пачками и
pаскачается до состояния дверной непроходимости, он станет мyтантом? Или емy еще
надо для этого реакцию отpаботать? Или еще что-нибyдь? Короче, где та грань,
после которой набор благоприобретенных свойств становится мyтацией?

На мой далекий от профессионального взгляд, мyтация - это непременно pезyльтат
изменения наследственного материала (не спрашивай меня, что это такое :). А
изменения, вносимые через энное число лет после pождения (в тексте yпоминаются
мальчики, а не младенцы) - это yже не мyтация. Это может стать причиной мyтации
в следyющем поколении, но и только. Мне так кажется.

 YM> A зъя, батенька, зъя... (c)

Может, потом веpнyсь... когда-нибyдь. Знаешь, что еще начало pаздpажать? Я, хоть
и с изpядным опозданием, yловил закономерность, по которой автор строит свой
миp. Это банальный XOR. Поначалy мне понравилось, что yпыpиха - просто жертва
чyжих грехов, монстр в дyше хороший, а молоденькая девчонка - самый монстp и
есть. А потом пошло-поехало. Дьявол с рогами - милейший парень, эльфы - воры и
садисты, принцессы в башнях сидят за дело, кpасотка-амазонка -
маньячка-теppоpистка, рыцари - мерзавцы, а заросший колючками ypод - невинная
жеpтва... продолжать надо? Тоже ведь своего рода однообpазие. :(

 YM> Хм. Нипочем не поверю, чтобы этакое было возможно: выпyклого,
 YM> многогранного, _живого_ Ведьмака, да c картонным Koнaнoм - попyтать.

1. Вовсе я их не пyтаю, с чего ты взял? :)

2. Этомy многогpанномy не помешал бы хоть один недостаток. А то ведь емy даже
излишнюю жестокость приписать нельзя. Пpямо Дзержинский какой-то.

3. Конаны далеко не все каpтонные. Российского производства вполне терпимые
попадаются.

 YM> Полагаю, что так, - дык ить ведьмак же! пyсть yмница, пyсть романтик в
 YM> шкype циника и вce тaкoe, но - таки теpминатоp-спец.

Если yж на то пошло, то Лyкьяненко - вот наш расейский must read. :) Причем без
всякой... мнэээ... мандаторности, абсолютно все читают его добровольно и
немедленно после выхода. Читают и pyгают, pyгают и читают. Отpyгают и следyющyю
ждyт. "Выпила семь чашек кофию безо всякого yдовольствия". :)

 YM> Kyдa yж там, пyсть и здоpовенномy, и вpoдe как-бы зaгoвopeннoмy, но,
 YM> в сyщности, обычномy вapвapy - до него ;-)

Попpобyй обсyдить этот вопpос с Андреем Беpезняком. :)

Такие дела. Семен.

... И вообще, я не хочy, чтобы ты меня ел.
 From : Edward Megerizky                    2:5020/1803     Вск 20 Фев 00 02:36
 To   : Zulja Gafarova                                      Пон 21 Фев 00 22:45
 Subj : RE:Пелевин+Ва-Банкъ
Увидел я, что 17 Feb 00  10:32:12 написал Zulja Gafarova для Eugene Chaikoon на
тему <RE:Пелевин+Ва-Банкъ> и решил потоптать клаву...

EC> Любая теория в современной науке основана на вере. На слепой,
EC> бездумной вере. Но никакая теория, в отличие от религии, не
EC> охватывает  весь мир.
ZG>
ZG> Скажите, а зороастризм тоже охватывает весь мир?

А как же... Не в смысле распространения, а в смысле объяснения... Любая религия
создает некую картину мира, объясняя его основные свойства тем или иным
образом... В том числе и зороастризм...

С уважением, Эдуард.
--- Самый фипсатый фипс
 * Origin: It's nice to be a preiss,but it't higher to be a bay (2:5020/1803.0)
 From : Edward Megerizky                    2:5020/1803     Вск 20 Фев 00 02:40
 To   : Zulja Gafarova                                      Пон 21 Фев 00 22:45
 Subj : RE:Пелевин+Ва-Банкъ
Увидел я, что 17 Feb 00  11:19:33 написал Zulja Gafarova для Andrew Kasantsev на
> [...]

AK> вера вне  церкви встречается только в переходные времена - и по их
AK> завершению  вновь вливается в массы или уничтожается. Заметь, я
AK> ничего не говорил  о православии/исламе. Этот закон универсален, он
AK> даже на компартию  распространяется.
ZG>
ZG> Согласна, в таком случае религиией _еще_ нельзя считать теорию, не
ZG> завоевашую множества поклонников и не начавшую саморганизовываться, и
ZG> _уже_ нельзя назвать религию, потерявшую поклонников и живующую в
ZG> сердцах пары сотен людей... Слишком странное определение религии
ZG> получается, может  все же Церковь на определенном этапе  развития

Далеко не все религии организуются в церковь, но в каждой религии присутствует
некая структура, которая занимается вопросами организации и взаимодействия
приверженцев этой религии... И совершенно неважно как она будет называться -
"вселенский собор", или "круг друидов"...

С уважением, Эдуард.
--- Самый фипсатый фипс
 * Origin: Faellt heute aus! (2:5020/1803.0)
 From : Edward Megerizky                    2:5020/1803     Вск 20 Фев 00 02:55
 To   : Alexander Chuprin                                   Пон 21 Фев 00 22:45
 Subj : RE:Лондон
Увидел я, что 18 Feb 00  01:12:00 написал Alexander Chuprin для Boxa Vasilyev на
тему <RE:Лондон> и решил потоптать клаву...

BV> Хорошее название - "Герой должен быть - 2". Аж жаль, что
BV> пропадает...
AC>
AC> Ох уж эти мне остроумцы... ;) А почему монстр полинял в бездаря? И
AC> когда, наконец, появится "Дневной дозор"? Точнее, где можно узнать
AC> последние новости об этом?

"Дневной дозор" появился на лотках, но пока что левый... Прошел слух, что
большая часть тиража по каким-то причинам забракована и возвращена в
типографию...

С уважением, Эдуард.
--- Самый фипсатый фипс
 * Origin: No woman no cry!  (2:5020/1803.0)
 From : Liana Blagennova                    2:5020/1105.39  Суб 19 Фев 00 19:01
 To   : All                                                 Пон 21 Фев 00 22:45
 Subj : Поверим алгебру гармонией (Мигдал) 1/3
Hi, *All*!
Еще одно последнее сказанье...

_____________начало_____________________________

НАУКА И ЖИЗНЬ   1, 1982 г.
ОТЛИЧИМА ЛИ ИСТИНА ОТ ЛЖИ?
Академик А. МИГДАЛ.

Недавно я слышал рассказ талантливой актрисы о человеке, который в присутствии
многих зрителей подвешивал в пространстве ее сапог "силой Духа", заявляя, что
этой силы у него 9000 единиц, тогда как мировой рекорд составляет только 7000.
Ежедневно на головы не сведущих в естественных науках людей обрушивается поток
непроверенных фактов и слухов - верить в сверхъестественное стало модой и этаким
признаком утонченности. Надеюсь, что эта статья поможет научиться - хотя бы
отчасти - отличать разумное от неразумного, ловкий трюк от научной истины, чудо
мнимое от подлинного чуда гармонии Вселенной.

Постараемся ответить на несколько вопросов:

//- Из чего складывается научный метод познания?//
//- Как рождаются заблуждения?//
//- Каковы те малые ошибки в рассуждениях, которые приводят к //
//антинаучным заключениям?//
//- И, наконец, как отличить научную истину от заблуждения?//

ЧЕРТЫ И МЕТОДЫ НАУКИ

Обсудим особенности научного метода познания, который зародился в начале XVII
века, с трудом освободился от догматических предрассудков и продолжает
развиваться вместе с наукой.
Задачи науки лежат на границе между известным и неожиданным. Отсюда одна из
главных ее черт - открытость новому, способность пересмотреть привычные
представления и, если надо, отказаться от них.
                          ______________________

*Сомнение доставляет мне не меньшее наслаждение, чем знание.*
                                                   //Данте.//

Науку образуют факты, соотношения между ними и толкование этих соотношений.
Факты и соотношения надо чтить, как Уголовный кодекс. Хорошо установленные факты
неизменны, соотношения только уточняются с развитием науки. Но толкования фактов
и соотношений, то есть представления, основанные на сознательно упрощенной
картине явления, нельзя абсолютизировать. Представления, или модели, развиваются
и видоизменяются с каждым открытием.

В нобелевской речи Альбер Камю сказал, что искусство шагает по узкой тропинке
меж двух бездн: с одной стороны - пустота, с другой - тенденциозность. В науке
такие бездны - верхоглядство и догматизм, две грани лженауки. Верхогляды строят
свои концепции, не считаясь с фактами и соотношениями, основываясь на
непроверенных догадках. Догматики абсолютизируют представления сегодняшнего дня.
Что опаснее - трудно сказать.

Очень часто ученые, неспособные отказаться от установившихся представлений,
широко образованны в науке и даже делают хорошие работы, хотя и не выходящие за
рамки общепринятого. Покуда они ограничиваются такой деятельностью, они приносят
пользу. Вред начинается, когда они пытаются делать прогнозы и влияют на выбор
направления поисков.

К счастью, у науки есть свойство самоочищения - обратная связь, обеспечивающая
устойчивость. После нескольких неудач и догматики и верхогляды перестают влиять
на развитие науки.

Двадцатый век явил удивительные примеры отказа от привычных представлений в
физике: теория относительности возникла в результате пересмотра интуитивного
понятия одновременности, существовавшего сотни лет. Классическая механика
исходит из предположения, что явления можно описывать, задавая координаты и
скорости частиц. Квантовая механика требует отказа от этого предположения.
Но не свидетельствует ли такой отказ о несостоятельности всей предшествующей
науки?
                     ____________________________

*...Чтобы не нарушить, не расстроить,*
*чтобы не разрушить, а построить...*
// В. Высоцкий. "Песенка Алисы".//

Существует заблуждение, будто ценность научного открытия измеряется тем,
насколько оно ниспровергает существующую науку. Значительность научной революции
в ее созидательных, а не разрушительных возможностях, в том, какой толчок она
дает развитию науки, какие новые области открывает.

Очень часто при этом основные представления предшествующей науки остаются
неизменными. Бескровный переворот произошел в астрофизике после появления
радиоастрономии; в теоретической физике - с открытием "графиков Фейнмана" -
способа получать соотношения между физическими величинами с помощью рисунков,
которые расшифровываются в конце работы.

Физика элементарных частиц категорически изменилась за последнее время без смены
основных принципов физического описания.

Но даже коренная научная революция не отменяет, а только пересматривает,
переосмысливает прежние соотношения и устанавливает границы их применимости. В
науке существует "принцип соответствия" - новая теория должна, переходить в
старую в тех условиях, при которых старая была установлена.

Стабильность науки - важнейшее ее свойство, иначе приходилось бы начинать все
заново после каждого открытия.

Физики отказались от представления о тепле как о жидкости - теплороде,-
перетекающей от нагретого тела к холодному, после того как была установлена
эквивалентность механической и тепловой энергии ("механический эквивалент
тепла"). Но законы теплопроводности, установленные во времена теплорода, не
изменились.

В начале XX века атомистическая теория вещества стала доказанной и
общепризнанной истиной, но все соотношения "макроскопических" наук -
термодинамики, гидродинамики, теории упругости - остались без изменений. Эти
науки продолжали предсказывать новые явления, выяснились лишь границы их
применимости.
Тогда же, в начале века, произошел переворот в наших взглядах на
пространство, время и тяготение, но "наука малых скоростей"
сохранилась не только в смысле "принципа соответствия" - она
продолжала развиваться, и практически вся современная техника -
ЭВМ, телевидение, радио, космические полеты, современная химия и
биология - обходится ньютоновскими представлениями о пространстве и времени.

Хороший пример переплетения старых и новых представлений дает история эфира.
В XIX веке его наделяли сложнейшими противоречивыми свойствами для объяснения
законов распространения света в пустоте и в движущихся телах. Теория
относительности разрешила все противоречия эфира. Более того, исчезла
необходимость в самом понятии эфира. Однако позже выяснилось, что пустота -
"бывший эфир" - носитель не только электромагнитных волн; в ней происходят
непрерывные колебания электромагнитного поля ("нулевые колебания"), рождаются и
исчезают электроны и позитроны, протоны и антипротоны и вообще все элементарные
частицы. Если сталкиваются, скажем, два протона, эти мерцающие ("виртуальные")
частицы могут сделаться реальными - из "пустоты" рождается сноп частиц.
Пустота оказалась очень сложным физическим объектом. По существу, физики
вернулись к понятию "эфир", но уже без противоречий. Старое понятие не было
взято из архива - оно возникло заново в процессе развития науки. Новый эфир
называют "вакуумом", или "физической пустотой".
История эфира на этом не закончилась.

Теория относительности строится на предположении, что в нашем мире не существует
выделенной системы координат и поэтому не существует абсолютной скорости, мы
наблюдаем только относительные движения. Но выделенная система координат
появилась в нашей Вселенной с открытием реликтового излучения - это система, в
которой кванты реликтового излучения распределены по скоростям сферически
симметрично (как частицы газа в неподвижном ящике).

Реликтовое излучение - это электромагнитные волны, возникшие примерно 10
миллиардов лет назад, когда Вселенная была горячей. Исследуя реликтовое
излучение, можно увидеть Вселенную, какой она была на ранних стадиях развития.
В "новом эфире" есть абсолютная скорость, тем не менее следствия теории
относительности сохраняются с колоссальной точностью в согласии с "принципом
соответствия".

История эфира продолжается.
Применение квантовой механики к теории тяготения привело к важнейшему результату
- кроме нулевых колебаний элементарных частиц, о которых мы только что говорили,
в вакууме существуют нулевые колебания поля тяготения. Но, как следует из теории
тяготения Эйнштейна, изменение гравитационного поля приводит к изменению
геометрических свойств пространства. Отношение длины окружности к радиусу
колеблется около значения 2 "пи", соответствующего евклидовой геометрии. Для
больших радиусов эти колебания практически ненаблюдаемы, но чем меньше масштаб
расстояний, тем больше амплитуда "дрожаний" геометрии вакуума. В последнее время
физики-теоретики пытаются выяснить взаимное влияние этих колебаний
геометрических свойств и кулевых колебаний элементарных частиц. Эйнштейн
надеялся объединить тяготение и электродинамику, а такая теория пошла бы гораздо
дальше - она означала бы "великое объединение" всех известных физических
взаимодействий.

Романтика и поэзия науки не в разрушении старого, а в переплетении и
проникновении друг в друга новых и прежних идей. В науке, как и в искусстве,
новое не отменяет красоты старого, а дополняет ее. Итак, наука оберегает свои
завоевания. Но как устанавливаются научные истины? Один из важнейших методов -
проверка теоретических предсказаний опытом.
                       __________________________

*Штатские люди любят судить о предметах военных и даже фельдмаршальских, а люди*

*с инженерным образованием судят больше о философии и политической экономии.*
//Ф. М. Достоевский, "Дневник писателя".//

" Эксперимент есть эксперимент, даже если его поставили журналисты" - было
сказано в одном из наших журналов по поводу встречи редакции с экстрасенсом, с
"медиумом", как сказали бы сто лет назад. Я не встретил ни одного
экспериментатора, который не захохотал бы, услышав эту фразу. Самое тонкое и
сложное - постановка недвусмысленного эксперимента, и здесь необходим строжайший
профессионализм.

Чтобы установить истину, нужно поставить научный эксперимент, то есть
проведенный специалистами, дающий повторяемые результаты и подтвержденный
независимыми опытами других исследователей. Это в равной мере относится ко всем
опытным наукам - к физике, химии, астрономии, биологии, психологии... В
астрономии вместо слова "эксперимент" (словарь определяет его так: проба, опыт,
проверка гипотез) принято употреблять слово "наблюдение", подчеркивающее
невозможность изменить ход событий по желанию экспериментатора, но суть остается
- астрономический эксперимент состоит в том, что место, время и способ
наблюдения отбираются так, чтобы получить ответ на поставленный вопрос. Впрочем,
в наши дни с помощью спутников стали возможны астрономические эксперименты и в
обычном смысле слова.

Даже в математике при поисках доказательств делают правдоподобные предположения,
которые предстоит проверить, то есть ставится эксперимент. В опытных науках
процесс "доказательства" никогда не кончается, поскольку постоянно расширяются
границы, в которых проверяется правильность предположения.

Вот пример астрономического эксперимента. Согласно классической ньютоновской
механике, планеты должны двигаться по эллипсам, причем оси эллипса неподвижны в
пространстве. Это было проверено многочисленными наблюдениями траектории
Меркурия. Было доказано, что предсказание теории Ньютона выполняется с
колоссальной точностью: орбита Меркурия вращается крайне медленно - один оборот
за три миллиона лет. Одновременно с блестящим подтверждением предсказаний
классической механики возник и новый парадокс - надо было объяснить это малое,
но принципиально важное отклонение от ньютоновской теории. Объяснемие появилось
только после создания теории тяготения (общей теории относительности), которая
позволила вычислить угловую скорость вращения орбиты, выразив ее через
постоянную тяготения, массу Солнца и скорость света. Это один иэ удивительных
примеров красоты науки - теория связала воедино такие разнородные явления, как
тяготение и распространение света.

Даже в физике, химии и астрономии не всегда удается повторить условия
эксперимента. Как быть с биологией или психологией, где объекты отличаются друг
от друга? Можно ли и тем требовать повторяемости и воспроизводимости
резупьтатов? Да, можно и нужно - без этого нет науки) Разумеется, здесь гораздо
труднее поставить недвусмысленный эксперимент, н,о зато не требуется той
неслыханной точности, которая необходима была, чтобы обнаружить астрономические
отклонения от классической механики. В этих науках, по крайней мере на их
современной стадии, ставятся гораздо более грубые или даже качественные вопросы.

Биологические объекты, конечно, не столь одинаковы, как молекулы, но общность
биологических явлений поразительна! Эта общность, сходство соотношений позволяют
установить закономерности и являются основой науки. Законы генетики были открыты
Менделем на горохе и Морганом на дрозофиле, а оказались применимы ко множеству
биологических объектов.

Даже разброс свойств может быть объектом научного, то есть повторяемого,
эксперимента, Можно изучать статистические характеристики объектов, измеряя
вероятность появления того или иного признака.

Нужно сказать, что любой тонкий эксперимент, к какой бы области науки он ни
относился, по определению, "плохо повторяем". В физике, когда изучаемый эффект
сравним с "фоном" мешающих явлений, приходится делать многократные измерения и
"набирать статистику", чтобы результат стал достаточно убедительным.

Большинство суеверий и заблуждений возникает как следствие поспешных выводов из
неубедительных экспериментов. Но что считать убедительным? Надо ли доверять
тому, что видишь своими глазами?
                                 *to be continued...*

 From : Liana Blagennova                    2:5020/1105.39  Суб 19 Фев 00 18:58
 To   : All                                                 Пон 21 Фев 00 22:45
 Subj : Поверим алгебру гармонией (Мигдал) 2/3
Hi, *All*!

______________продолжение__________________

ОТЛИЧИМА ЛИ ИСТИНА ОТ ЛЖИ?
Академик А. МИГДАЛ.

*Я видел утку и лису,*
*что пироги пекли в лесу,*
*как медвежонок туфли мерил*
*и как дурак всему поверил.*
//(Английская детская песенка, перевод С. Маршака.)//

Что если вы увидите своими глазами, как экстрасенс летает по комнате или как он
подвешивает в пространстве сапог? Я бы прежде всего постарался исключить
наиболее правдоподобные объяснения - ловкий фокус, галлюцинация, гипноз, обман
зрения. Все это несравненно более вероятно, чем нарушение хорошо проверенных
законов тяготения. Загляните под рубашечку Карлсона, вы увидите там маленький
моторчик. _УВИДЕВ НЕПРАВДОПОДОБНОЕ, ПРОТРИТЕ ОЧКИ!_

Стакан может внезапно подпрыгнуть на метр под действием ударов молекул стола,
которые случайно задвигались в одном направлении. Вероятность этого ничтожно
мала. Когда замечательного польского физика-теоретика Мариана Смолуховского
спросили, что бы он сказал в этом случае, он ответил:
//"Я сказал бы: несравненно более вероятно, что я ошибся"//.

А как быть с показаниями очевидцев?
Есть случаи, когда без них нельзя обойтись. Шаровая молния не получена в
лаборатории, и пока нет научных экспериментов, изучающих ее свойства. Hесмотря
на то, что очевидцы - ненадежный источник информации, мы убеждены, что шаровая
молния существует: свидетельства сходятся. Что же касается ее свойств, то они
выяснятся только после научно поставленных экспериментов.

Описания инопламетян не менее разнообразны, чем описания привидений. По
американской статистике, женщины, как правило, встречали гуманоидов с
воинственной планеты Марс, а мужчины - гуманоидок со сладостной планеты Венера.
Итак, свидетельства очевидцев следует принимать так, как они того заслуживают,
как источник информации, требующей научного подтверждения и исследования.
Как рождается вера в возможность сверхъестественного? Одна из причин - желание
увидеть чудо или хотя бы услышать о нем. Поэтому все случаи удачных
предсказаний, таинственных явлений, вещих снов хранятся в памяти,
приукрашиваются, а неудачные случаи забываются. Создается ощущение, что странных
явлений гораздо больше, чем должно было быть в силу совпадения случайностей.

Но, может быть, главная причина нашей веры в чудеса - необыкновенные резервные
возможности человека, проявляющиеся иногда в форме удивительных способностей?
Есть люди, чувствующие ничтожные повышения температуры, которые оставляет на
бумаге след человеческого пальца. Быть может, в этом объяснение способности
распознать заболевание, проводя руками вблизи тела. Известно, что возле больного
органа температура несколько выше. Взломщики сейфов чувствуют кончиками пальцев
малейшие толчки механизма и разгадывают шифр. Казалось бы, невозможно объяснить
естественными законами то, что удается сделать искусному эквилибристу. Легко
представить себе, что чувствительный человек угадывает ваши желания по
мельчайшим признакам, которые незаметны для вас и для неге самого. Он часто
убежден, что получает эти ощущения таинственным путем, с помощью биополя.

Воля гипнотизера влияет на поведение другого человека - как часто при этом
забывают, что передается она не с помощью сверхъестественных причин, а голосом
или движением рук. Когда говорят, что экстрасенс излечил больного, то обычно
предполагают, что энергия врачевателя через его руки передается пациенту. Между
тем заметной энергии из рук исходить не может: это противоречит физическим
законам. Но движениями рук можно заставить больного мобилизовать свою
собственную энергию.

Таковы механизмы распространения веры в сверхъестественные явления. Подобным
образом возникают и антинаучные утверждения, питающие лженауку. Но даже научный
эксперимент устанавливает только факты. Науку же составляют не только факты, но
и соотношения между ними, а главное, систематизация этих соотношений с помощью
сознательно упрощенной модели явления? Только после превращения собрания фактов
в стройную систему представлений - в теорию - возможно предсказание новых
явлений. А для этого необходим не меньший профессионализм, чем для постановки
научного эксперимента. И главные инструменты здесь - интуиция и здравый смысл.

          ____________________________

*Красота не прихоть полубога, а хищный глазомер простого столяра.*
//О. Мандельштам.//

Опытные науки развиваются с помощью правдоподобных предположений, которые
предстоит проверить. Если предположение - гипотеза - не подтверждается,
приходится пересматривать принятые представления, и возникает новая теория,
выдвигающая другие предположения, за которыми следуют новые проверки...
Это так же эффективно, как выметать лужи метлой, по обычаю дворников. И хотя
вода проходит между прутьями, после нескольких взмахов от лужи не остается и
следа.
Как рождаются и развиваются теории? Вот история одной из них-закона всемирного
тяготения.

Идея о том, что сила, заставляющая планеты двигаться вокруг Солнца и яблоко
падать с дерева, имеет одну и ту же природу, высказывалась многими учеными и
философами. Легенда об упавшем яблоке, которое навело Ньютона на идею об
универсальности тяготения, наивна - эта идея в то время повторялась на все лады.
За много лет до Ньютона Кеплер пытался доказать, что планеты двигаются не по
прямой, а по эллипсам под действием силы притяжения Солнца.
Почему же закон всемирного тяготения называют "законом Ньютона"?
Справедливо ли это?

Любая общая идея приобретает ценность, только если она подтверждена научными
доводами, и честь открытия принадлежит тем, кто способствовал превращению этой
идеи в доказанную истину. Как часто об этом забывают изобретатели общих идей! В
поэтических и туманных образах древнеиндийских сказаний можно усмотреть идею
расширяющейся Вселенной, научно обоснованную в XX веке и блестяще
подтвердившуюся с открытием реликтового излучения. Имела ли эта идея какую-либо
научную ценность, повлияла ли она на создание теории тяготения Эйнштейна?
Разумеется, нет, В море смутных и случайных утверждений всегда можно выловить
нечто, подтвердившееся дальнейшим развитием науки. Ньютон был первым, кто
превратил общую идею всемирного тяготения в физическую теорию, подтвержденную
опытом.

В чем состояла задача? Надо было объяснить, почему планеты  двигаются по
эллипсам с фокусом в месте нахождения Солнца и  почему кубы радиусов орбит
пропорциональны квадратам периодов  обращения. Эти соотношения - "законы
Кеплера" - были найдены из  анализа астрономических наблюдений и оставались без
объяснения  много лет. Ньютон доказал, что эти законы следуют из  предположения,
что между двумя массами действует сила,  пропорциональная произведению масс и
обратно пропорциональная квадрату расстояния между телами.
Но и после введения силы тяготения нужно было преодолеть колоссальные по тому
времени математические трудности, чтобы получить количественное объяснение
движения планет.

Помимо эллиптического движения планет, теория объяснила и слабые отклонения от
этого закона, вызванные влиянием соседних небесных тел. Ньютон вычислил
возмущения движения Луны под влиянием Солнца и построил теорию приливов, которые
он объяснил лунным притяжением.

Ньютону пришлось предположить, что законы механики, найденные Галилеем для тел
малой массы, движущихся с малыми скоростями, применимы и для небесных тел. Эта
гипотеза с огромной точностью подтвердилась сравнением многочисленных
предсказаний теории тяготения с опытом.
В 1687 году вышла книга Ньютона "Математические начала натуральной философии".
Это событие можно считать началом теоретической физики.
Ньютон, как и многие ученые того времени, безуспешно пытался объяснить тяготение
движениями эфира. Но эти попытки были обречены на Неудачу - понадобилось более
двухсот лет развития физики и математики, чтобы стало возможным создание теории
Эйнштейна, связавшей тяготение с геометрическими свойствами пространства.
Согласно этой теории, законы обычной механики нарушаются вблизи массивных тел и
при больших скоростях. Одно из предсказаний новой теории тяготения мы уже
обсуждали - это вращение орбиты Меркурия. Были подтверждены на опыте и многие
другие следствия теории.

Законы в опытных науках в отличие от математики справедливы с той или иной
вероятностью и с той или иной точностью. Если соотношение хорошо проверено на
опыте, вероятность заметного отклонения от него ничтожно мала, и мы можем
считать закон достоверным. Мы всегда понимаем достоверное как справедливое с
вероятностью, близкой к единице.
Когда мы говорим, что хорошо установленная истина отличима от заблуждения, можно
было бы добавлять: "с подавляющей вероятностью". Но приходилось бы делать это
слишком часто.

Говоря: "завтра снова наступит день", надо было бы добавить: "если, конечно,
Земля не столкнется с небесным телом или не будет взорвана инопланетянами,
которых в последнее время многовато развелось".

Вероятность того, что паровоз подпрыгнет и сойдет с рельсов в результате
согласованных ударов молекул, сравнима с вероятностью подпрыгнувшего стакана -
мы не считаемся с этим и спокойно садимся в вагон.

Здравый смысл, которым мы пользуемся в практической жизни, руководствуется
разумной оценкой вероятности того или иного события. Здравый смысл и интуиция
определяют выбор направления поисков. Раньще чем разрывать навозную кучу, надо
оценить, сколько на это уйдет бремени и какова вероятность того, что там есть
жемчужина. Именно поэтому мало серьезных ученых занимаются поисками неожиданных
явлений вроде телепатии. Неразумно прилагать большие усилия, если, согласно
интуитивной оценке, вероятность удачи ничтожно мала. Ведь пока нет
сколько-нибудь убедительных для ученого теоретических или экспериментальных
указаний на само существование телепатии. Зато после первого же научного
результата в эту область устремились бы громадные силы. Так и должна развиваться
наука. Мы сознательно проходим мимо мест, где, может быть, и можно найти клад, и
направляемся туда, где вероятность найти его, по нашей оценке, наибольшая. Иначе
не хватит сил и времени на самое главное.

Интуитивная оценка вероятности успеха всегда субъективна и требует большого
научного опыта. К сожалению, ничего лучшего для выбора разумного направления
поисков, чем научные конференции, семинары и обсуждения со специалистами,
придумать пока не удалось.

Вот краткое заключение наших рассуждений о научном методе исследования: схема
научного познания выглядит так - эксперимент, теория, правдоподобные
предположения, гипотезы - эксперимент - уточнение, проверка границ применимости
теории, возникновение парадоксов, теория, интуиция, озарение - скачок - новая
теория и новые гипотезы - и снова эксперимент...

Научный метод, в основе которого лежит объективность, воспроизводимость,
открытость новому,- великое завоевание человеческого разума. Этот метод
развивался и совершенствовался и был отобран как самый рациональный - из
требования минимума потерь времени и идей. Уже более трех веков наука
руководствуется им, и при этом ничего не было загублено.

Неизбежный элемент любого развития - заблуждения, но научный метод придает науке
устойчивость, заблуждения быстро устраняются силами самой науки.
Критики научного метода любят приводить исторические примеры заблуждений и
давать рецепты, как можно было бы их избежать. Они уподобляются жене из старой
одесской поговорки: "Я хотел бы быть таким умным, как моя жена потом".

                           *to be continued...*