 From : Dmitriy Gromov                      2:461/76.2      Чтв 28 Сен 00 22:01
 To   : All                                                 Птн 29 Сен 00 07:15
 Subj : Доклад Андрея Валентинова (Шмалько) со "Звездного Моста-2000" (3/3)
* Crossposted in KНARKOV.AUTHORS
* Crossposted in RU.FANTASY
* Crossposted in RU.FANTASY.ALT
    Представители "Четвертой волны" пришли уже в готовые структуры и были
вынуждены в них влиться, поелику вливаться было больше некуда. Рассмотрим в
качестве примера двух наиболее известных авторов этого поколения: Марину и
Сергея Дяченко и Генри Лайона Олди.
    Первые изданные произведения Марины и Сергея ("Привратник", "Ритуал") по
сути сказки для взрослых, а точнее для тех взрослых, которые в душе остаются
детьми. Но в качестве чего все сие можно было напечатать? Прежние, сохранившиеся
рамки (большая литература, детектив, фантастика, детская литература - плюс нечто
новое - женский роман) давали очень небольшой выбор. В большую литературу не
пускают, ибо там нужно очень плохо и очень непонятно писать, в детскую разве
что? или в женский роман?
    Смех смехом, а одна из повестей Юлия Буркина, автора этой же волны
("Королева полтергейста"), все-таки вышла в серии женского романа.
    В результате Марина и Сергей оказались среди фантастов и, надеюсь, не жалеют
об этом. Иное дело, что ноблес, как известно, оближ, и авторы, оказавшиеся среди
фантастов, начинают постепенно более-менее соответствовать общим представлениям
о жанре, хоть и не всегда. Но это - иной разговор.
    Генри Лайон Олди, сиречь Олег Ладыженский и Дмитрий Громов, довольно рано
выделили свои книги в отдельный жанр: философский боевик. И действительно,
достаточно сравнить любой НФ-роман 60-х годов хотя бы с "Бездной голодных глаз"
(не говоря уже о "Герое..."), чтобы, мягко говоря, почувствовать разницу. Но...
Первые публикации авторов прошли, как фантастика, были оценены, как фантастика
(премия "Великое Кольцо") и... деваться оказалось просто некуда. В результате
войско фантастов выросло, а для тех, кто издается в журнале "Новый мир" и
клянчит английские гранты, Генри Лайон Олди оказался навечно приписан к "низкому
жанру", как крепостной при Екатерине.
    Что говорить об Андрее Валентинове, который писал и пишет исключительно
историко-авантюрные романы? Однако, такие романы не соответствовали общепринятым
традициям Шишкова и Костылева - и писатель не успел моргнуть, как оказался опять
же среди фантастов.
    Вывод второй: нынешняя фантастическое сообщество сложилось оттого, что в
фантастику выталкивали - и сейчас выталкивают - все непохожее, не влезающее в
прежние рамки. Авторам и читателям от этого, надеюсь, хуже не стало, а вот
критикам и литературоведам приходится ломать голову, дабы определить что именно
ныне является фантастикой.
    Все, кто вступил в литературу уже после великого книжного бума 1996 года
практически уже не имели выбора. Сложилась традиция Новой фантастики, в которой
благополучно сплелись несколько жанров и направлений: турбореализм, философский
боевик, литературная сказка, криптоистория и только отчасти, НФ и фэнтези. Ниша
фантастики стала необыкновенно широкой и глубокой, но осталась фактически той же
нишей, тем же гетто. Hо прежней фантастики и прежних фантастов в этом гетто уже
нет. Сложился удивительный сплав, который ныне по традиции продолжают именовать
фантастикой, она же НФ или фэнтези. В результате мы искренне удивляемся, когда
приходится сталкиваться с каким-то иным ее, фантастики, пониманием. Например,
многих из моих коллег позабавило и умилило, что в Америке, сиречь в США,
фантастика должна быть либо звездолетной либо бароно-драконовой и никак не иной.
Смешивание жанров там не только не поощряется, но отвергается в корне - равно
как и любые литературные изыски. И герои, и сюжеты должны напоминать если не
швабру, то рельс. Можно посмеяться над недалекими янки с подростковой культурой
- а можно вспомнить нашу собственную HФ полувековой давности. Как ни странно,
именно американцы куда ближе к пониманию того, что такое традиционная фантастика
(развлекательно-поучительное чтиво для молодежи и домохозяек), чем мы с нашими
литературными претензиями.
    Итак, рискну сделать вывод, что современная русскоязычная фантастика - не
жанр, даже не метод, а очень непростой конгломерат жанров и методов с одной
стороны - и собрание совершенно непохожих в творческом отношении авторов - с
другой. Они оказались вместе благодаря обстоятельствам не столько творческим,
сколько историческим и отчасти случайным. Однако, оказавшись вместе, они создали
нечто вроде параллельной, весьма сложной литературы, временами достаточно
высокого уровня, которая дублирует, а порою и успешно заменяет "Большую
литературу", переживающая ныне состояние полного маразма.
    И действительно! Hесмотря на то, что авторов-фантастов (то есть, числящихся
фантастами) очень немного, мы можем нащупать среди них представителей
практически всех существующих жанров литературы. Вспомним: социальная проза -
Вячеслав Рыбаков, сатира - Евгений Лукин, юмор - Михаил Успенский, остросюжетный
боевик - Василий Головачев, философский роман - Олди, историческая проза -
Вершинин и Валентинов, женский роман - Трускиновская, литературная сказка и
авантюрный роман - Марина и Сергей Дяченко. Имеется даже свои претенденты на
эстетский авангард (последние публикации Фрая) и заодно - очень неплохие поэты.
    Примеры нашего, фантастического, маскульта приводить не буду, дабы никого не
обидеть, но он (маскульт) тоже в явном наличии.
    Желающие могут подвергнуть подобному анализу иные "низкие", с точки зрения
поэта К., жанры, например, современный детектив. Уверен, картина будет
аналогичной.
    Таким образом, в гетто, над которым висит объявление "Осторожно!
Фантастика!" собрался настоящий Ноев Ковчег Литературы, что позволяет и авторам,
и читателям, и жанру (в очень широком и формальном смысле этого слова),
чувствовать себя весьма уверенно. Изменится ли ситуация в ближайшее время?
Думаю, нет. Hовая русскоязычная литература, образовавшаяся после крушения СССР,
уже устоялась, в том числе структурно. На смену одним литгенералам, в прежние
годы воспевавшим БАМ, пришли новые, изобретающие сонеты без единой гласной. Для
этих новых русских писателей мы, фантасты, столь же чужды, как и для их
предшественников. Вместе с тем, относительно свободное книгоиздание в России
позволило сформироваться и окрепнуть нескольким новым, уже не зависимым от
всяческих Союзов, полностью самостоятельным течениям (или, скорее, кланам),
которые и в дальнейшем будут вести самодостаточную и вполне счастливую жизнь,
завися только от читателей. Период абсолютизма сменился феодальной
раздробленностью, и в этом смысле наше гетто вполне может восприниматься, как
сильное и независимое княжество. И это княжество не одно. По сути, на обломках
номенклатурной литературной Империи возникло несколько параллельных литератур,
каждая из которых содержит целый комплекс жанров и направлений. В их число
входит и то, что мы сейчас называем фантастикой.
    Итак, нынешняя фантастика - не часть литературы. Она и есть литература -
одна из нескольких, ныне существующих. Чем мы, фантасты, имеем полное право
гордиться.
    Что касаемо поэта К., с излияний которого я начал свой доклад, то он, если
не ошибаюсь, уже успел получить своего Букера, и теперь может вволю курить
"Кэмел", вместо того, чтобы подбирать окурки. Таким образом, мы можем быть
спокойны не только за нашу фантастику, но и за Большую Литературу.
 * Origin: H Oldie (2:461/76.2)
 From : Roman Panteleyev                    2:5056/16.35    Срд 27 Сен 00 19:08
 To   : Sergey Lukianenko                                   Птн 29 Сен 00 07:15
 Subj : Близится утро
Hello, Sergey!

11 Апр 00 14:25, Sergey Lukianenko wrote to Roman Panteleyev:

SL>     Летом.

Не вышла еще? Или к нам не везут?

Bye!
Roman

--- GoldED+/W32 1.1.2
 * Origin: SAD, BUT TRUE (2:5056/16.35)
 From : Vladislav Slobodian                 2:5020/400      Птн 29 Сен 00 06:59
 To   : All                                                 Птн 29 Сен 00 16:34
 Subj : Re: Реформа pyсского языка
From: Vladislav Slobodian <vs@cityhall.novosibirsk.ru>

Nick Kolyadko wrote:

>  AA>> (да и не только по ТВ или радио, но и дикторы в магазинах).
>  AA>> Сейчас же по ТВ бормочут всякие кисилевы, которые и двух слов без
>  AA>> блеянья сказать не могут.
>  MH> Киселев- не диктор.
>
> Увы, ты прав. Дикторов, по крайней мере, хотя бы учили склонять
> числительные... А "Несущие Народу Правду" такими мелочами как-то не
> обременяются.

Ну, у дикторов тоже были свои заморочки. Вспомним, например, _что_ они читали. И
задумаемся - а нет ли здесь какой связи. Может, дикторы как класс могли
существовать в лишь в совершенно конкретных условиях. Вот в Америке, например,
дикторы есть?

--
Vladislav Slobodian
vladislav_slobodian@bigfoot.com

 * Origin: Talk.Ru (2:5020/400)
 From : Vladislav Slobodian                 2:5020/400      Птн 29 Сен 00 06:59
 To   : All                                                 Птн 29 Сен 00 16:34
 Subj : Re: Реформа pyсского языка
From: Vladislav Slobodian <vs@cityhall.novosibirsk.ru>

Alexey Alborow wrote:

>  AA>> понять "диллер", "трейдер", "криэйтор" и т.п. - новые профессии,
>  AA>> но, например, всякие масс-медиа,
>
>  TK>      Мокроступы, то бишь СМИ много лучше?
> Ну, есть такое старое заимствование, как пpесса. Чем плохо?

Тем, что телевидение назвать прессой лично у меня язык как-то не поворачивается.
Термин "масс-медиа" - гораздо шире, чем пресса.

 From : Vladislav Slobodian                 2:5020/400      Птн 29 Сен 00 07:08
 To   : All                                                 Птн 29 Сен 00 16:34
 Subj : Re: Книжная ярмарка
From: Vladislav Slobodian <vs@cityhall.novosibirsk.ru>

"Irina R. Kapitannikova" wrote:

>  SL> объяснит необходимость.    А уж если в каком-нибудь экзотическом языке
>  SL> имя "Данька" будет созвучно слову "пописать", то долг переводчика снять
>  SL> эту ассоциацию.
>
>      "Сердце Данко". Danke... Бездна смыслов, однако. :)

Даньки грязи не боятся... :)

 From : Nick Kolyadko                       2:5020/194.94   Птн 29 Сен 00 10:58
 To   : Vladislav Slobodian                                 Птн 29 Сен 00 16:35
 Subj : Реформа pyсского языка
Hello Vladislav!
Once upon a time Vladislav Slobodian wrote

 VS> Ну, у дикторов тоже были свои заморочки. Вспомним, например, _что_ они
 VS> читали. И задумаемся - а нет ли здесь какой связи. Может, дикторы как

    Гм, а какая связь? Что бы они не читали - они делали это профессионально, на
нормированном русском языке. В отличие от...

 VS> класс могли существовать в лишь в совершенно конкретных условиях. Вот
 VS> в Америке, например, дикторы есть?

   Какая разница - как они называются... Как-то на BBC World была забавная
передачка об их нелёгком труде... Особенно мне понравился эпизод, когда
известный ведущий раз за разом повторял вступительную фразу, просматривал её в
записи и повторял снова. Интонацию правильную искал... Ты можешь представить
кого-нибудь из наших "властителей дум трудовой интеллигенции" за подобным
занятием? С их "беспренцендентными инцендентами"...

  Nick (Nike)
  nicknike@fnmail.com
  http://nikedesign.cjb.net
  IRC DalNet #russf Zerleg

 From : Mark Rudin                          2:5023/1.25     Птн 29 Сен 00 10:21
 To   : Dmitriy Gromov                                      Птн 29 Сен 00 16:35
 Subj : Доклад Андрея Валентинова (Шмалько) со "Звездного Моста-2000" (3/3)
Hello Dmitriy!

28 Sep 00 22:01, you wrote to All:
> [...]
 DG> того, что такое традиционная фантастика (развлекательно-поучительное
 DG> чтиво для молодежи и домохозяек), чем мы с нашими литературными
Автору читать полчаса Яркевича про русского и американского писателя ;-)

Бред какой-то. А откуда взялась классика американской фантастики? А у Стивена
Кинга что, только звездолеты и бароны-драконы на уме? А киберпанк?
Пинать Америку, вовсю потребляя порождения американской культуры, у некоторых
граждан остальной части мира стало общим местом. Ладно еще, когда за дело
пинают...

Не понимаю я, чего этот Шмалько хочет? На Кибирова обиделся. (К, насколько я
понял, это Тимур Кибиров). Так Кибиров имеет право говорить, что захочет. Он еще
при советской власти матерные поэмы про Ленина писал. А большая часть советских
фантастов тогда ляпала идеологически ангажированную и до бессовестности
верноподанную стряпню, им даже "из стола" оказалось нечего достать. (Стругацких
не берем, автор сам признал, что их можно к фантастике только условно отнести)
В "большую литературу" хочется? А зачем? Льготы, которые раньше имели СПшники,
теперь не светят. В "Новом мире" печататься? Зачем Шмалько "Новый мир"? Ему что,
"Если" не хватает? (Помнится, "Град обреченный" Стругацких был напечатан в
"Неве", "ОЗ" их же и "Помутнение" Ф.Дика -- в "Юности", так что хорошая
фантастика имеет возможность попасть в "толстый" журнал) Кстати, "реалистов" в
"Технике-молодежи" и "Юном технике" не печатали. Они тоже имеют право обидеться.
Читатель у этих журналов был вполне приличный.
Но в одном Шмалько безусловно прав: фантастику можно считать параллельной
литературой. Так же как можно считать параллельной литературой отделения Союза
Писателей города Занюханска. Так сидят занюханские писатели и переживают:
"почему бы это нас в "Новом мире" не печатают и "Букеров" не дают? Мы же
хорошие. Вот "Занюханские тропинки" нас же с удовольствием печатают и мэр
ежегодно "Кубок бывшего Славы КПСС" лучшему занюханскому писателю вручает." Так
у фантастов есть несомненное преимущество: их издают, читают, и гонорары
перепадают, видимо, неплохие. Так какого черта еще надо? Hельзя скопом (всей
фантастикой) влезть в большую литературу, можно только по отдельности. Так кто
заслуживает, туда влезет, а графоманам и халтурщикам там делать нечего.
Хороший писатель не нуждается в лейбаке "фантаст", "постмодернист", "демократ",
"педераст" и т.п. А вот литотстои всегда готовы прицепиться к модному течению.

Mark

... Samsung -- Must Die
---
 * Origin: Zarathustra in Deutschland... (2:5023/1.25)
 From : Andrey Minkevich                    2:5020/268.6    Птн 29 Сен 00 13:08
 To   : All                                                 Птн 29 Сен 00 17:28
 Subj : "Ведьмак" Сапковского

    Добрый день,

А нравится, определенно нраится он мне :)

Вот что значит - ломка стереотипов жанра.

Сыну на ночь пересказываю (с некоторым модерированием, понятно :) Он безумно
возлюбил Геральта.

  С уважением, -- Андрей Минкевич, 2:5020/648, minkevich at yahoo.com.

---
 * Origin: JSC seeks MS VC++ pogrammer1000$. inetmail me (2:5020/268.6)
 From : Sergey Lukianenko                   2:5020/194.555  Птн 29 Сен 00 11:50
 To   : Alexey Alborow                                      Птн 29 Сен 00 18:36
 Subj : Реформа pyсского языка
Как поживаете, Alexey ?

 Четверг Сентябрь 28 2000 13:09 перехвачено сообщение:  Alexey Alborow ==>
Sergey Lukianenko:

 AA> Руку-то за что?!

    Ну не звери же испанцы, в конце концов! :)

 * Origin: Император Иллюзий (2:5020/194.555)