 From : Dmitry Startsev                     2:5020/400      Пон 03 Июл 00 11:35
 To   : All                                                 Пон 03 Июл 00 22:14
 Subj : Re: о поиске смысла
From: "Dmitry Startsev" <startsev@x4u.lebedev.ru>

Kirill Rakitianskij wrote in message <962233458@p330.f1004.n5020.z2.ftn>...
>И не знаю уж каким чудесным образом после
>этих заключений я случайно натолкнулся на работы В.Рыбакова. И его вера в
>добpого человека так точно совпала с моими мыслями, что это было пpосто
>замечательно и удивительно. Еще я всегда помню М&М, когда Иешуа говорит на
>допpосе Пилату, что злых людей нет на свете. Причем в этом плане я этот
роман
>вспомнил совсем неожиданно и недавно. Раньше этой фразе я не уделял особого
>внимания, хотя перечитывал его неоднокpатно.

Как-то ненаучно все это.... Вот есть такая вещь - NLP.
Там утверждается, что каждое поведение имеет положительное намерение.
Или более того, поведение, сформировавшееся подсознательно, например
в результате стресса, потом "обрастает" сознательными положительными
намерениями (я все-таки не спец по NLP, пусть меня поправят, если что
неверно).
Вот в этом смысле на свете действительно нет злых людей :-)

 From : Tiger                               2:5020/400      Пон 03 Июл 00 13:36
 To   : All                                                 Пон 03 Июл 00 22:14
 Subj : Опечатка в "ДЗ"?
From: Tiger <tiger@kulichki.rambler.ru>

Привет!

Вопрос. Мелкий, но все же интересно услышать ответ.
"Дневной дозор", двадцатая страница, сцена, где Ромашовой
пред'являют обвинение... Гарик перечисляет права
арестованного... Самым первым идет "Вы можете отвечать на наши
вопросы". Имелось в виду "можете _не_ отвечать"? Очепятка?
Сергей, как было в оригинале?

Tiger
tiger@kulichki.rambler.ru
http://tiger.kulichki.net

Sent via Deja.com http://www.deja.com/
Before you buy.
--- ifmail v.2.15dev5
 * Origin: Tigers Ltd (2:5020/400)
 Msg  : 240 из 1827                         Snt Loc Scn
 From : Yuri Zubakin                        2:5010/30.47    Пон 03 Июл 00 23:26
 To   : All
 Subj : История Фэндома: Всесоюзная программа работы КЛФ (1981)
        Здравствуйте, All!

    Вчера вернулся из Магнитогорска, разбирали архив Татьяны Приданниковой
(1949-2000). Наследники, зять Дима Кумок и дочь Яна, любезно передали мне часть
архива Татьяны. Другая часть передана Андрею Самойлову из Уфы и Игорю Харламову
из Магнитогорска. Материалов много, среди них есть уникальные. По мере
возможности постараюсь их выкладывать - чтобы не забылось то время вместе с
нами... Начну с самого начала, с "А" - Абакан.
    Статьи выложу на www.tree.boom.ru

    Всесоюзная программа работы клубов любителей фантастики (проект основных
направлений)

    1. Лекционная пропаганда НФ.
    2. Организация материалов по НФ в газетах, радио- и телепередачах.
    3. Организация встреч авторов-фантастов с читателями.
    4. Помощь молодым авторам-фантастам.
    5. Рекомендация издательствам произведений авторов-фантастов и переводов, а
также произведений для перевода.
    6. Выпуск методических материалов в помощь КЛФ.
    7. Обмен литературой, переводами НФ, выполненными в клубах, информационными
материалами по деятельности клубов.
    8. Создание центральной библиотеки НФ - основного хранилища НФ в стране.
    9. Организация целенаправленного распространения НФ силами клубов с
использованием их библиотек.
    10. Контакты с зарубежными организациями любителей фантастики.
    11. Проведение объёмного социологического исследования (анкеты) по изучению
восприятия НФ, её циркуляции и её читателей.
    12. Создание всеобъемлющей библиографии советской НФ, переводов НФ на языки
народов СССР, национальных библиографий, а также библиографии критики НФ
(включая кино-, аудио-, видео- и другие материалы).
    13. Hаучно-исследовательская работа в области истории и теории НФ, поиски
практического применения потенциала научно-технических идей НФ.
    14. Присуждение премии любителей НФ за лучшее HФ произведение года.
    15. Проведение ежегодных съездов любителей HФ страны.

                C уважением, Yuri

... Добродушащее привидение
 Msg  : 241 из 1827                         Snt Loc Scn
 From : Yuri Zubakin                        2:5010/30.47    Пон 03 Июл 00 23:26
 To   : All
 Subj : История Фэндома: КЛФ "Гонгури" (Абакан), 1981
    АНКЕТА
    Клубов любителей фантастики

    1. Полное наименование клуба (организации):
    Абаканский клуб любителей научной фантастики "Гонгури".

    2. Адрес для переписки:
    662616, Абакан, ул. Кати Перекрещенко, 19, кв. 30. Борисову В.

    3. Имеются ли постоянные помещения для встреч, хранения архива, библиотеки
(при наличии указать, кому оно принадлежит и адрес)?
    Правление городского отделения ВОК (Абакан, ул. К. Маркса, 13).

    4. Фамилия, имя отчество председателя:
    Борисов Владимир Иванович.

    5. Периодичность работы клуба:
    2 заседания в месяц.

    6. Количество членов клуба (постоянный состав, переменный):
    Актив - 10 человек, переменный состав - до 25 человек.

    7. Качественный состав, представители каких социальных групп участвуют в
работе клуба:
    - рабочие;
    - крестьяне;
    - ИТР, научные работники;
    - творческие работники;
    - служащие;
    - учащиеся;
    - студенты:
    Рабочие, ИТР, журналисты, студенты.

    8. Структура клуба:
    Имеется консультативный совет клуба, на секции пока не разбивались.

    9. С какого времени работает клуб?
    С сентября 1980 года.

    10. На помощь каких организаций опирается клуб?
    Городское отделение ВОК.

    11. Имеются ли в составе клуба:
    - писатели-фантасты;
    - переводчики HФ;
    - композиторы;
    - библиографы:
    Борисов - переводчик, библиограф;
    Тарнаруцкий Григорий - фантаст;
    Бушков Александр - фантаст, переводчик.

    12. Финансируется ли деятельность клуба, из каких источников:
    - бюджет организации;
    - взносы членов клуба;
    - личные средства членов клуба:
    Пытаемся на средства ВОК организовать подписку для клуба, приобретать книги,
но пока удалось получить согласие лишь на размножение планов работы.

    13. Какие средства массовой информации клуб использует в своей работе
(указать конкретно: газеты, радио, ТВ)? Каким образом (регулярно, нерегулярно,
случайно)?
    По радио было краткое сообщение о клубе, готовим обзоры текущей фантастики 1
раз в месяц.
    В местной газете "Советская Хакасия" нерегулярно появлялись критические
статьи и рассказы, 12 апреля 1981 года вышло нечто вроде странички, посвящённой
космонавтике и фантастике, готовим очередные подборки.

    14. Укажите основные направления деятельности клуба в соответствии с
проектом программы работы КЛФ:
    1, 2, 3, 4, 7, 11, 12, 13 [см. "Всесоюзная программа работы клубов любителей
фантастики" - YZ].

    15. Какие формы работы используются?
    Лекции, доклады, беседы, обсуждения, чтение фантастики и переводов,
выполненных в клубе, выставки.

    16. Выскажите свое мнение по поводу Всесоюзного клуба любителей фантастики
(включающего клубы на местах) и печатного органа, полностью посвящённого научной
фантастике и смежным проблемам.
    Клуб считает нужным объединение КЛФ и создание журнала фантастики.

                C уважением, Yuri

... Жук на обочине
 Msg  : 242 из 1827                         Snt Loc Scn
 From : Yuri Zubakin                        2:5010/30.47    Пон 03 Июл 00 23:26
 To   : All
 Subj : История Фэндома: КЛФ "Центавр" (Абакан), 1981
    АНКЕТА
    Клубов любителей фантастики

    1. Полное наименование клуба (организации):
    Абаканский клуб юных любителей научной фантастики "Центавр".

    2. Адрес для переписки:
    То же [662616, Абакан, ул. Кати Перекрещенко, 19, кв. 30. Борисову В. - YZ].

    3. Имеются ли постоянные помещения для встреч, хранения архива, библиотеки
(при наличии указать, кому оно принадлежит и адрес)?
    Областная детская библиотека (Абакан, Хакасская ул., 68).

    4. Фамилия, имя отчество председателя:
    То же [Борисов Владимир Иванович - YZ].

    5. Периодичность работы клуба:
    3 заседания в месяц.

    6. Количество членов клуба (постоянный состав, переменный):
    15 человек.

[...]
    Школьники 4-8-х классов.

    8. Структура клуба:
    -

    9. С какого времени работает клуб?
    С апреля 1981 года.

    10. На помощь каких организаций опирается клуб?
    Городское отделение ВОК, Областная детская библиотека.

    11. Имеются ли в составе клуба:
    - писатели-фантасты;
    - переводчики HФ;
    - композиторы;
    - библиографы:
    Пока нет.

    12. Финансируется ли деятельность клуба, из каких источников:
    - бюджет организации;
    - взносы членов клуба;
    - личные средства членов клуба:
    Hет.

    13. Какие средства массовой информации клуб использует в своей работе
(указать конкретно: газеты, радио, ТВ)? Каким образом (регулярно, нерегулярно,
случайно)?
    Готовится телепередача "Приглашаем в книжкин дом" о HФ.

    14. Укажите основные направления деятельности клуба в соответствии с
проектом программы работы КЛФ:
    3, 4, 7, 11 [см. "Всесоюзная программа работы клубов любителей фантастики" -
YZ].

    15. Какие формы работы используются?
    Доклады, беседы, обсуждения, просмотр диафильмов, участие в конкурсах и
мероприятиях "Пионерской правды".

    16. Выскажите свое мнение по поводу Всесоюзного клуба любителей фантастики
(включающего клубы на местах) и печатного органа, полностью посвящённого научной
фантастике и смежным проблемам.
    То же [Клуб считает нужным объединение КЛФ и создание журнала фантастики -
YZ].

                C уважением, Yuri

... Фантастика - это хорошо
 Msg  : 243 из 1827                         Snt Loc Scn
 From : Yuri Zubakin                        2:5010/30.47    Пон 03 Июл 00 23:27
 To   : All
 Subj : История Фэндома: КЛФ "Центавр" (Абакан), 1983
    Борисов В. Хроника клубных дел: [Отр.]

    (Трикотажник (Абакан.- Трикотаж. фабрика "Хакасия").- 1983.- 29 дек.- (
51-52 (679-680)).- С. 4.).

    Абаканский клуб юных любителей фантастики "Центавр" отпраздновал новоселье:
недавно ему было предоставлено отдельное помещение в городском Доме культуры.
Ребята оформляют комнату, готовят галерею фантастов и НФ рисунков, пишут НФ
рассказы. Среди активистов "Центавра" Дмитрий Сергеев, Алексей Юдинцев, Игорь
Коршиков (его рассказ "Волшебный калейдоскоп" был опубликован в прошлом выпуске
нашей странички), Николай Кудрявцев, Константин Коростелев. Встречи в "Центавре"
состоятся каждое воскресенье в 11 часов дня.

                C уважением, Yuri

... Пыль книг, въевшаяся в душу
 Msg  : 244 из 1827                         Snt Loc Scn
 From : Yuri Zubakin                        2:5010/30.47    Пон 03 Июл 00 23:27
 To   : All
 Subj : История Фэндома: КЛФ "Гонгури" и "Центавр" (Абакан), 1982
    [Без авт.] Гонгури: Из опыта работы абаканского клуба любителей фантастики

    ([Плакат].- Абакан: Добровольное общество любителей книги РСФСР, Хакасская
областная организация, 1982. - 1 с.- 150 экз.).

    "Гонгури":
    8 декабря - Многонациональная советская фантастика.
    22 декабря - Творчество Алексея Толстого.
    12 января - Космическая опера. Приключенческая фантастика.
    26 января - Будущее человека и человечества.
    Заседания клуба начинаются в 18.30.
    Место проведения - актовый зал редакции газеты "Советская Хакасия".

    Своим названием Абаканский городской клуб любителей фантастики (КЛФ) обязан
повести Вивиана Итина "Страна Гонгури". Она увидела свет 60 лет назад, в трудные
послереволюционные годы, когда в стране царила разруха, мировой капитализм
грозил задушить молодую республику Советов, и когда, казалось, было совсем не до
фантастики. Любил и умел мечтать вождь пролетарской революции В.И. Ленин,
считавший фантазию "качеством величайшей ценности", умели мечтать и, главное,
сумели превратить дерзновенные мечты в действительность миллионы его
последователей... Одним из таких мечтателей был и молодой сибирский
писатель-большевик Вивиан Итин.
    КЛФ "Гонгури" создан в сентябре 1980 года.
    С первых дней работы клуба принимали участие абаканские писатели-фантасты.
Рассказы Григория Тарнаруцкого печатались в сборниках научной фантастики
центральных издательств и за рубежом, а молодой Александр Бушков, недавно
дебютировавший в журнале "Литературная учеба" повестью "Варяги без приглашения",
лишь начинает свою творческую биографию. Присутствие фантастов в клубе наполнило
существование КЛФ новым смыслом. Одно дело - говорить о творчестве в общем-то
незнакомых людей и совсем другое - обсуждать произведение в присутствии автора.
Не случайно именно те заседания, на которых речь шла о фантастике, созданной
членами нашего клуба, проходили наиболее оживленно и плодотворно.
    Как правило, заседания клуба посвящены какой-то одной теме или творчеству
отдельных авторов. Но какой бы теме не была посвящена встреча в клубе,
фантастика в ней не самоцель, а лишь средство углубленного всматривания в нашу
действительность, возможность обсудить злободневные проблемы научно-технической
революции.
    Наверное, подобный клуб был бы все-таки обречен на угасание, если бы он
ограничивал свою деятельность рамками города или даже области. Контакты с
другими аналогичными клубами нашей страны расширяют возможности "Гонгури". У нас
установились крепкие дружественные связи с пермским КЛФ "Рифей", хабаровским КЛФ
"Фант", ростовским КЛФ "Притяжение", с любителями фантастики Калининграда,
Свердловска, Тбилиси, Вильнюса, Минска, Новосибирска и многих других городов.
    Общение с коллегами по увлечению позволяет перенимать опыт клубной работы,
обмениваться фантастическими произведениями и переводами, созданными в клубах.
Любопытна и переписка с писателями-фантастами, литературоведами. Письма авторов
знакомят нас с их планами и замыслами, позволяют получать информацию из первых
рук. Среди корреспондентов клуба - Аркадий Стругацкий и Генрих Альтов, Николай
Шагурин и Виктор Колупаев, Феликс Дымов, Евгений Брандис, Виталий Бугров, Вл.
Гаков.
    Абаканский клуб любителей фантастики еще молод. В последнее время "Гонгури"
расширяет свою пропагандистскую деятельность: специальная агитгруппа выезжает на
встречи с любителями книг соседних городов и сел, члены клуба читают лекции на
предприятиях Абакана. Недавно прошла встреча клубных знатоков фантастики с
книголюбами объединения "Абаканвагонмаш", подобная телевизионной викторине "Что?
Где? Когда?".
    В соответствии с планом работы методического совета по пропаганде научной
фантастики при правлении Добровольного общества любителей книги РСФСР на 1982
год 3-5 декабря в городе Абакане проводится региональный семинар клубов
любителей фантастики Сибири и Дальнего Востока, посвященный 60-летию образования
СССР и выхода первой советской научно-фантастической книги - повести Вивиана
Итина "Страна Гонгури". Гостями абаканцев станут представители КЛФ из пятнадцати
городов нашей страны. На семинар приедут известные фантасты Георгий Гуревич,
Геннадий Прашкевич, Дмитрий Биленкин и другие. Там же будет вручен приз клуба
"Гонгури-81" за лучший дебют в фантастике красноярскому писателю Олегу
Корабельникову, автору сборника "Башня птиц".
    Особое внимание мы уделяем работе с молодежью, считаем своей обязанностью
формировать у молодых людей хороший читательский вкус, ориентировать их в
безбрежном море фантастики, научить отличать серьезную литературу от дешевых
поделок, обучить работе с книгой. Своеобразным филиалом "Гонгури" стал клуб юных
любителей фантастики "Центавр", в работе которого принимают участие школьники
4-10 классов. Ребята охотно знакомятся с лучшими научно-фантастическими
произведениями, смотрят фантастические диафильмы, участвуют в мероприятиях
"Пионерской правды", связанных с фантастикой. Например, они писали вместе с
Киром Булычевым главы фантастической повести "Ловушка", дважды получали призы -
книги фантастов - за участие в конкурсах юных изобретателей, проводимых
"Пионеркой". Часто и в самом "Центавре" проводятся различные викторины и
конкурсы: на лучший фантастический рассказ, фантастический рисунок... Недавно
при "Центавре" начались занятия по курсу развития творческого воображения,
которые учат ребят творчески мыслить, подходить нетривиально к решению любой
проблемы.

    "Центавр":
    12 декабря - Творчество Артура Кларка.
    19 декабря - Многонациональная советская фантастика.
    26 декабря - Алексей Толстой: "Аэлита" и "Гиперболоид инженера Гарина".
    9 января - Комиссия по контактам: Великое Кольцо (И.А. Ефремов).
    16 января - Конкурс на лучший фантастический рисунок.
    23 января - Бермудский треугольник и загадки океана.
    Заседание клуба начинается в 11.00.
    Место проведения - читальный зал областной детской библиотеки.

    Ответственный за выпуск СКОРОБОГАТОВА Г.И.
    АЧ00247. УПП "Хакасия, 1982 г. Зак. 6443. Тир. 150.

                C уважением, Yuri

... Электроник - это юный Terminator
 Msg  : 245 из 1827                         Snt Loc Scn
 From : Yuri Zubakin                        2:5010/30.47    Пон 03 Июл 00 23:27
 To   : All
 Subj : История Фэндома: Семинар КЛФ в Абакане (1982)
    Об Абаканском семинаре

    (Информация КЛФ.- Вып. 11.- Б. м., б. г. - С. 1.).

    Семинар КЛФ Сибири и Дальнего Востока, посвященный 60-летию образования СССР
и выхода первой советской НФ книги - повести В. Итина "Страна Гонгури", который
должен был состояться в Абакане 3-5 декабря [1982 - YZ], был отменен в последнюю
минуту решением заместителя председателя правления ДОК РСФСР Потапова. Не зная
об этом, в Абакан успели приехать делегации КЛФ "Альтаир" (Тирасполь),
"Прогрессор" (Семипалатинск).

                C уважением, Yuri

... Жук на обочине
 Msg  : 246 из 1827                         Snt Loc Scn
 From : Yuri Zubakin                        2:5010/30.47    Пон 03 Июл 00 23:27
 To   : All
 Subj : История Фэндома: КЛФ "Гонгури" и "Центавр" (Абакан), 1980
    Абаканская городская организация Российского добровольного общества
любителей книги
    Абаканский городской клуб любителей фантастики "Гонгури"
    Абаканский городской клуб любителей фантастики "Центавр"

    КЛУБ ЛЮБИТЕЛЕЙ ФАНТАСТИКИ

    г. Абакан
    1981

    Фантазия - есть качество величайшей ценности...
    В. И. ЛЕHИH.

    Будущее испытало на себе всякое - и оптимизм, и безрассудную слепую надежду,
и безысходное отчаяние. Ему угрожали кликуши и точные расчеты, его пытались
отравить и попросту уничтожить, повернуть, вспять, вернуть в пещеры. Оно выжило.
Появилась возможность серьезного, вдумчивого изучения его. Сейчас, может быть
как никогда еще в истории человечества, будущее зависит от настоящего и требует
нового подхода к себе. Оно чревато кризисами, соизмерить которые мы не в
состоянии. Кризисы, связанные не только с иным понятием свободы, но и с понятием
индивидуальности. Мыслящая материя Земли, она дискретна. Потребность ее единства
и человеческая личность - это тенденции противоположные. С одной стороны расцвет
личности, с другой - ее ассимиляция. Ее самовыражение и ее существование в
процессе сплочения миллиардов...
    Путешествие в страну Будущего никогда не было бесплодным занятием. Великие
утопии помогали человечеству вырабатывать идеалы. А это то, в чем сегодня
нуждается мир, может больше, чем прежде.
    Д.А. ГРАHИH.

    Абаканский городской клуб любителей фантастики "Гонгури" приглашает всех
желающих на свои заседания.
    Совет клуба:
    В. И. Борисов - председатель
    Члены совета:
    А. А. Бушков
    М. Ф. Новожилов
    Г. М. Ошаров
    Ю. А. Пашинин
    Г. А. Тарнаруцкии
    Абаканский городской КЛФ "Гонгури" был основан в сентябре 1980 года. Клуб
объединяет любителей фантастики самых разных возрастов и профессий: школьников,
студентов, рабочих, интеллигенцию.
    Цель работы клуба - знакомство его членов с историей и теорией научной
фантастики в СССР и за рубежом, пропаганда ее лучших образцов, развитие
теоретических возможностей членов клуба в области научно-фантастической
литературы, живописи, литературоведения и критики научной фантастики.
    Клуб ведет переписку с писателями-фантастами, критиками НФ и любителями
фантастики из клубов других городов: Москвы, Ленинграда, Калининграда,
Днепропетровска, Свердловска, Новосибирска, Красноярска, Ростова, Хабаровска.
    Встречи клуба проводятся в помещении правления городской организации ВОК
(ул. К. Маркса, 13, 1 этаж) во вторую и четвертую среду каждого месяца кроме
июля и августа. Начало в 18.30.
    Справки по телефонам:
    6-60-56 - Антонова Нина Даниловна
    6-33-74 - Борисов Владимир Иванович

    ПЛАН РАБОТЫ КЛФ "ГОНГУРИ" НА 1981/82 ГОД И РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

    1981 ГОД
    9 сентября-Творчество Станислава Лема. К 60-летию со дня рождения.
    Лем С. Возвращение со звезд - Звездные дневники Ийона Тихого. М., Молодая
гвардия, 1965 (Библиотека современной фантастики, т. 4).
    Лсм С. Навигатор Пиркc - Голос неба, М., Мир, 1965.
    Лем С. Непобедимый - Кибериада, М., Мир, 1967.
    Лем С. Солярис - Эдем, М., Мир, 1973.
    Лем С. Сумма технологии, М., Мир, 1968.
    23 сентября - Обзор НФ новинок.
    14 октября - Кинофантастика.
    Гуревич Г. Карта страны фантазии, М., Искусство, 1967.
    28 октября - Творчество Аркадия и Бориса Стругацких.
    Стругацкий А., Стругацкий Б. Жук в муравейнике, Знание-сила, 1979,    9-12;
1980,    1-3, 5-6.
    Стругацкий А., Стругацкий Б. За миллиард лет до кенца света, Знание-сила,
1976,    9-12; 1977,   1.
    Стругацкий А., Стругацкий Б. Пикник на обочине, Аврора, 1972,    7-10.
    Стругацкий А., Стругацкий Б. Стажеры - Второе нашествие марсиан, М., Молодая
гвардия, 1968.
    Стругацкий А., Стругацкий Б. Трудно быть богом - Понедельник начинается в
субботу, М., Молодая гвардия, 1966 (Библиотека современной фантастики, т. 7).
    Стругацкий А., Стругацкий Б. Хищные вещи века, М., Молодая гвардия, 1965.
    11 ноября - Обзор деятельности КЛФ в СССР и за рубежом.
    25 ноября - Сибирь в НФ и НФ в Сибири.
    Зеленый поезд, М., Молодая гвардия, 1976.
    9 декабря - Творчество абаканских авторов.
    23 декабря - Мишина времени.
    Леонов Л. Бегство мистера Мак-Кинли, М., Молодая гвардия, 1970 (Библиотека
современной фантастики, т. 19).
    Пески веков, М., Мир, 1970.
    Уэллс Г. Машина времени, М., Правда, 1964 (Собрание сочинений в 15 т., т.
1).

    1982 ГОД
    13 января - Обзор НФ новинок.
    27 января - Творчество Клиффорда Саймака. Саймак К. Все живое... М., Мир,
1968.
    Саймак К. Город, М., Молодая гвардия, 1974.
    Саймак К. Заповедник гоблинов, М., Мир, 1972.
    Саймак К. Почти как люди, М., Молодая гвардия, 1970 (Библиотека современной
фантастики, т. 18).
    Саймак К. Прелесть, М., Мир, 1967.
    10 февраля - Роботы в НФ и жизни.
    Азимов А. Я., Робот, М., Детская литература, 1969.
    Каттнер Г. Робот-зазнайка, М., Мир 1968.
    Чапек К. Рур М., Мир, 1966. Шутник, М., Мир, 1971.
    24 февраля - новые переводы НФ. 10 марта - НФ в журналах.
    24 марта - Творчество Ивана Ефремова. К  75-летию со дня рождения.
    Брандис Е., Дмитревский В. Через горы времени, М-Л., Советский писатель,
1963.
    Ефремов И. Собрание сочинений в 3 т., М., Молодая гвардия, 1975.
    14 апреля - Комиссия по контактам.
    Братья по разуму, М., Мир, 1977.
    Дальний полет, М., 1972.
    Огненный цикл, М., Мир, 1970.
    28 апреля - Фантастика-81. Обсуждение.
    12 мая - "Страна Гонгури" Вивиана Итина. К 60-летию со дня выхода.
    26 мая - Юмор в фантастике.
    Варшавский И. Тревожных симптомов нет, М., Молодая гвардия, 1972.
    Зубков Б., Муслин Е. Самозванец Стамп, М., Молодая гвардия, 1968.
    Hежданно-негаданно, М., Мир, 1973.
    Тридцать первое июня, М., Мир, 1968.
    9 июня - Обзор НФ новинок.
    23 июня - Прогнозы фантастов и действительность.
    Альтов Г. Гадкие утята фантастики. В кн.: Полюс риска, Баку, Гянджлик, 1970.
    Альтов Г. Перечитывая Уэллса, В кн.: Эти удивительные звезды, Баку,
Азернешр, 1966.
    Альтов Г. Судьба предвидений Жюля Верна. В кн.: Мир приключений, М., Детская
литература, 1963.

    Надо мечтать...
    В. И. ЛЕHИH.

    Хорошая научно-фантастическая литература имеет не только большой успех у
молодых читателей, но и приносит им несомненную пользу...
    Хороший научно-фантастический роман дает большее или меньшее количество
знаний в увлекательной форме, а главное, - побуждает читателя к более глубокому
ознакомлению с описываемыми в нем странами, изобретениями, пользуясь уже чисто
научной литературой...
    В. Л. ОБРУЧЕВ.

    Любить научную фантастику - это значит так или иначе заботиться о будущем
человечества; в какой-то степени это значит даже любить всех людей и желать им
счастья в те далекие времена, когда сами мы уже давно завершим свой путь. Я не
знал этого, когда начинал писать, но сорок лет работы в научной фантастике
открыли мне на это глаза, и я счастлив, что без длительных размышлений сделал
именно такой выбор четыре десятилетия назад.
    А. АЗИМОВ.

    Абаканский городской клуб юных любителей фантастики "Центавр" был основан в
апреле 1981 года. Клуб объединяет школьников 4-8 классов - любителей научной
фантастики.
    Члены клуба на своих заседаниях знакомятся с новинками научно-фантастической
литературы, читают рассказы, обсуждают наиболее интересные произведения, смотрят
фантастические диафильмы, проводят конкурсы и викторины.
    Встречи клуба проводятся в здании областной детской библиотеки (ул.
Хакасская, 68) по воскресеньям. Начало в 11.00. Приглашаются все желающие.

    ПЛАН РАБОТЫ КЛФ "ЦЕНТАВР" НА 1981/82 ГОД И РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

    1981 ГОД
    6 сентября - Обзор НФ новинок.
    13 сентября - Творчество Станислава Лема. К 60-летию со дня рождения.
    Лем С. Магелланово облако, М., Детская литература, 1966.
    Лем С. Непобедимый - Кибериада, М., Мир, 1967.
    Лем С. Охота на сэтавра, М., Мир, 1965.
    20 сентября - За тридевять веков (будущее в НФ).
    Гуревич Г. Мы - из Солнечной системы, М., Мысль, 1965.
    Ефремов И. Туманность Андромеды, М., Молодая гвардия, 1965.
    Мартынов Г. Гость из бездны, Л., Лениздат, 1962.
    Снегов С., Люди как боги, Калининград, кн. изд., 1971.
    4 октября - По страницам журналов "Юный техник" и "Техника-молодежи".
    11 октября - Как поумнели роботы.
    Азимов А. Я, робот, М., Детская литература, 1969.
    Росоховатский И. Гость, М., Молодая гвардия 1979.
    Чапек К. РУР, М, Мир, 1966.
    18 октября - В подводном мире.
    Адамов Г. Тайна двух океанов, М., Детгиз, 1960.
    Кларк А. Большая глубина, М., Молодая гвардия, 1966.
    1 ноября - Творчество Евгения Велтистова.
    Велтистов Е. Глоток Солнца, М., Детская литература, 1972.
    Велтистов Е. Миллион и один день каникул, М., Детская литература, 1979.
    Велтистов Е. Победитель невозможного, М., Детская литература, 1975.
    15 ноября - Разумные инопланетяне.
    Космический госпиталь, М., Мир, 1972.
    Огненный цикл, М., Мир, 1970.
    22 ноября - НФ в России до революции.
    Вечное солнце, М., Молодая гвардия, 1979.
    Взгляд в прошлое, М., Молодая гвардия, 1977.
    6 декабря - Обзор НФ новинок.
    13 декабря - Потомки Мюнхаузена.
    Лем С. Звездные дневники Ийона Тихого, М., Молодая гвардия, 1965.
    20 декабря - Конкурс на лучший НФ рассказ.

    1982 ГОД
    10 января - Творчество Александра Беляева.
    Беляев А. Собрание сочинений в 8 т., М., Молодая гвардия, 1963 - 1964.
    Бритиков А. Русский советский НФ роман, Л., Наука, 1970.
    Ляпунов Б., Александр Беляев, М., Советский писатель, 1967.
    17 января - Гномы и гоблины. К 90-летию со дня рождения Дж. Толкина.
    Саймак К. Заповедник гоблинов, М., Мир, 1972.
    Толкин Дж. Хоббит, М., Детская литература, 1976.
    24 января - Петля времени.
    Азимов А. Конец вечности, М., Молодая гвардия, 1966.
    Гаррисон Г. Тренировочный полет, М., Мир, 1970.
    Тридцать первое июня, М., Мир, 1968.
    7 февраля - Обзор НФ новинок.
    14 февраля - Изменение климата.
    Ефремов И. Туманность Андромеды, М., Молодая гвардия, 1965.
    Сафронов Ю., Сафронова С. Внуки наших внуков, М., Молодая гвардия, 1959.
    28 февраля - Летающий человек.
    Беляев А. Ариэль, М., Молодая гвардий, 1964.
    Грин А. Блистающий мир, М_ Правда, 1965.
    14 марта - Творчество Ивана Ефремова. К 75-летию со дня рождения.
    Брандис Е., Дмитревский В. Через горы времени, М.-Л., Советский писатель,
1963.
    Ефремов И. Собрание сочинений в 3 т., М., Молодая гвардия, 1975.
    28 марта - конкурс на лучший НФ рисунок.
    11 апреля - Творчество Александра и Сергея Абрамовых.
    Абрамов С. Выше радуги, М., Московский рабочий, 1980.
    Абрамов А., Абрамов С. Всадники ниоткуда, М., Детская литература, 1968.
    Абрамов А., Абрамов С. Рай без памяти, М., Детская литература, 1969.
    Абрамов А., Абрамов С. Селеста-7000, М., Детская литература, 1971.
    Абрамов А., Абрамов С. Серебряный вариант М., Детская литература, 1980.
    18 апреля - Обзор HФ новинок.
    25 апреля - Фантастика-81. Обсуждение.
    16 мая-По страницам альманаха "Мир приключений".
    23 мая - Творчество Аркадия и Бориса Стругацких.
    Стругацкий А., Стругацкий Б. Далекая Радуга, М., Молодая гвардия, 1964.
    Стругацкий А., Стругацкий Б. Обитаемый остров, М., Детская литература, 1971.
    Стругацкий А., Стругацкий Б. Полдень, XXII век, М., Детская литература,
1967.
    Стругацкий А., Стругацкий Б. Понедельник начинается в субботу, М., Детская
литература, 1965.
    Стругацкий А., Стругацкий Б. Стажеры, М., Молодая гвардия, 1968.
    Стругацкий А., Стругацкий Б. Страна багровых туч, М., Детская литература,
1960.
    30 мая - Гулливер и его путешествия.
    Аникин А. Пятое путешествие Гулливера. В кн.: Фантастика-78, М., Молодая
гвардия, 1978.
    Каринти Ф. Фантазии Фридьеша Каринти, М., Мир, 1969.
    Свифт Д. Путешествия Гулливера, М., Художественная литература, 1967.

    Ответственные за выпуск: Антонова H. Д., Борисов В. И.
    АЧ01163 УПП "Хакасия", 1980 г., зак. 4256

                C уважением, Yuri

... Возвращение Алисы из нержавеющей стали
 Msg  : 247 из 1827                         Snt Loc Scn
 From : Yuri Zubakin                        2:5010/30.47    Пон 03 Июл 00 23:28
 To   : All
 Subj : История фантастики: А. Бушков о книге В. Итина "Страна Гонгури" (1982)
    Хакасская областная организация общества "Знание"
    Хакасская областная организация Добровольного общества любителей книги РСФСР
    Абаканский городской клуб любителей фантастики "Гонгури"

    СТРАНА ГОНГУРИ

    К 60-летию выхода в свет книги Вивиана Итина
    (Методические материалы в помощь лекторам)

    Составитель: А. Бушков.
    Ответственный за выпуск: Г. Скоробогатова
    Абакан, 1982

    К ЧИТАТЕЛЮ

    Hаряду с другими жанрами научно-фантастическая литература занимает одно из
первых мест в чтении современного читателя. Советская литература выдвинула много
талантливых имен писателей-фантастов, особое место среди них занимает имя
Вивиана Итина.
    В. А. Итин - участник разгрома колчаковщины в Сибири и автор первого
изданного в СССР фантастического произведения. Его первая книга "Страна
Гонгури", рассказывая о событиях гражданской войны и о далеком будущем страны
победившей народной революции, и сегодня представляет интерес для молодого
читателя.
    Памятка включает в себя обзор жизни и творчеста В. Итииа. Рассчитана на
лекторов и пропагандистов творчества советских писателей, книголюбов и может
использоваться в работе клубов любителей фантастики.

    ПО ЗАКОНАМ СЕРДЦА

    Популярность фантастики, этой древней, но вечно юной ветви литературного
древа, в нашей стране огромна. Велик и вклад в нее писателей Сибири, однако до
сих пор мало кто знает, что в Сибири было издано первое в СССР
научно-фантастическое произведение - повесть Вивиана Итинп "Страна Гонгури",
вышедшая и 1922 году в Канске. Книга, которая могла появиться только в нашей
стране, только в годы революции.
    "Обыкновенная биография в необыкновенное время", - эти слова Аркадия Гайдара
метко и полно характеризуют судьбы тысяч молодых людей, которых революция
подняла на долгую, трудную, но безусловно романтичную борьбу за построение
первого в мире социалистического государства. В их числе был и Вивиан Азарьевич
Итин.
    Родился он в 1894 году в Уфе. Много читал, пробовал писать стихи и прозу.
Юридическое образование получил в Петрограде. Там, в университете, он и написал
рассказ "Открытие Риэля", переработанный впоследствии в повесть "Страна
Гонгури". Рассказ понравился А. М. Горькому, который даже хотел напечатать его в
своем журнале "Летопись". Однако журнал вскоре прекратил существование - не на
все пока хватало сил и материальных ресурсов у только что родившейся Советской
республики... Совершила крутой поворот и судьба самого Итина - он стал
политработником, комиссаром. В составе Пятой армии, преследовавшей отступавших
колчаковцев, Итин прошел с боями половину Сибири. В 1920 году он вступил в
партию и был командирован в Канск, обезлюдевший и голодающий, как все, наверное,
города той трудной поры.
    "Прежде чем украшать дворец нового мира, нужно его построить", написано в
предисловии к первому изданию книги Итина "Страна Гонгури". Строительством
нового и занимался в Канске Итин. Он - член уездного исполкома, редактор газеты;
заведующий уездным РОСТА, агитпропом, уездным политпросветом, председатель
дисциплинарного суда, выполняет задание Наркомата юстиции по розыску похищенной
нумизматической коллекции. И все это -один человек, которому в ту пору едва
исполнилось двадцать шесть. Мы знаем десятки имен подчас совсем еще юных бойцов,
совершавших подвиги, работавших, не жалея себя, но каждый раз, знакомясь с
биографией подобного Итину человека, думаешь с уважением и удивлением - как они
успевали, как их хватало на все? Успевали. Хватало на все. Потому что такое было
время, требовало от человека отдать всего себя, и слабый ломался, а сильного уже
ничто не могло остановить на выбранном им пути.
    Работавшие с Итиным вспоминали, что был он прекрасным оратором, способным
увлечь и убедить слушателей, честным судьей, не раз повторявшим, что общество
будущего "будет построено по законам сердца". А жил он в то время, вернее,
ночевал, - в кинотеатре "Фурор". Заканчивался последний сеанс, расходились люди,
и Итин при свете самодельной коптилки писал свою книгу. "Когда я читал эту
книгу, меня очень удивило: как человек, будучи совсем неустроенным, мог создать
такое светлое произведение - мечту, сказку об удивительной стране, где живут
люди коммунистического общества?" - писал впоследствии один из тех, кто работал
с Итиным в то время.
    Снова вернемся к предисловию, данному издательством к "Стране Гонгури". "Мы
отдаем художественному творчеству немногие ночные часы... Творец, поэт и
художник отражает лишь великую потребность народов и общественных классов
запечатлеть свои бури, радости и страдания в нетленных формах. И так велико это
стремление, что искусство возникает даже в самой гибельной для него среде".
    Как видим, ответ был дан в те же годы. Больше того, - тогда может быть, даже
больше чем сейчас, нужна была книга о светлом будущем, показавшая бы людям, ради
чего они борются. И это хорошо понимали работники уездного комитета партии,
приложившие немалые усилия для издания "Страны Гонгури".
    Тираж - тысяча экземпляров. Напечатана на оберточной бумаге, обложка - из
картона, в которой обычно заворачивали сахарные головы. Бледный шрифт. Такой
была эта книга, которая разошлась почти молниеносно и давно уже стала
библиографической редкостью. Она невелика, нет и девяноста страниц, но взяв ее в
руки, испытываешь странное ощущение - словно услышал голоса и увидел краски
прошлого и одновременно заглянул в будущее.
    ...Чехословацкий корпус, возглавляемый капитаном Гайдой, будущим главарем
чешских фашистов, поднял контрреволюционный мятеж, присоединился к
белогвардейцам. В камере контрразведки встретились двое - молодой поэт и
партизан Гелий, приговоренный к расстрелу, и старый врач, не принимавший участия
в борьбе, но обвиненный в принадлежности к большевикам. Обоих ждет смерть.
Понимая это и пытаясь спасти хотя бы своего молодого друга, врач
загипнотизировал Гелия и отправил его в прекрасную и счастливую страну Гонгури.
    Там давно покончено с войнами, преступлениями и частной собственностью.
Города там воздвигаются в одну ночь, вся страна - цветущий сад. "Земной рай
бородатого Ягве был бездарной копией садов Лоэ-Лэле". Лучшие люди носят на груди
сердца из рубинов, поэтов хоронят, отправляя в прозрачных гробах в космическое
пространство. И Гелий уже не Гелий - он Риэль, гениальный ученый, создавший
установку, с помощью которой можно заглянуть в любую точку пространства и
времени, совершивший межпланетное путешествие, открывший новые законы
мироздания. И полюбивший красавицу Гонгури, обладательницу почетного Рубинового
Сердца.
    Странствует в космическом пространстве звездолет "Паон". Во Дворце Мечты
создаются новые машины, "от изящных хрупких и тонких приборов для точнейших
измерений до огромных электрических молотов". С помощью своего аппарата Риэль
изучает историю человеческой цивилизации.
    Дорога в будущее у Итина - это долгая трудная борьба, где победить нужно и
врага, и затаившиеся в тебе самом пережитки прошлого. Недостойно спастись,
волшебным образом перенесясь из кровавого сегодняшнего дня в светлое завтра, -
чем это лучше откровенного дизертирства? Поэтому Гелий-Риэль возвращается назад,
в тюрьму, где наутро его расстреляют. "Это было сияющее утро. Внизу, сквозь
зеленые горы, стремился голубой, сказочный Енисей. Рядом вздымались кедры, а
внизу, меж красных скал, росли неисчислимые ирисы, сарана и красные гроздья
незнакомых цветов, называющихся в Сибири ландышами...
    В красному бору, у Красного Яра, красные ландыши!
    Упоительный горный ветер стремился в его поднятое ввысь лицо.
    Как сквозь сои он почувствовал, что шедшие сзади остановились, осторожно
защелкали затворами и зашептались быстрым чешским говором.
    Он продолжал идти вперед, не оглядываясь, подняв голову, улыбаясь навстречу
ветру, небу и солнцу.
    Он ликовал.
    Он возвращался в Страну Гонгури".
    Так заканчивается повесть. Трагический, но не безысходный финал - казнить
еще не значит покорить и победить... И Гелий, и мы знаем, что будущее будет
светлым, что в нем не найдется места отвергнутым историей палачам.
    В книге Итина удивительно гармонично сплелись поэтическая фантазия и смелые,
опередившие время прогнозы. Глобальная сеть телевидения, охватившая всю планету,
автоматизация производства, перемена русла рек, исследование соседних планет-
все это сбылось, но сила тяготения еще не побеждена, обитатели Страны Гонгури,
овладевшие секретами гравитации, пока опережают нас....
    После окончания гражданской воины Вивиан Итин много писал и печатался,
выпустил сборник стихов, книги очерков и повестей, семь лет был главным
редактором Новосибирского литературно-художественного журнала "Сибирские огни".
Умер он в 1945 году.
    К сожалению, в силу разных причин судьба оказалась несправедливой к "Стране
Гонгури". Последний раз она издавалась в 1927 году и выпала из поля зрения
широкого читателя. Изредка о ней вспоминали такие серьезные фантастоведы, как Е.
Брандис и В. Дмитревский, Б. Ляпунов, А. Бритиков, но их работы были изданы
малыми тиражами. И тем не менее влияние на советскую фантастику книга Итина
оказала большое - достаточно сказать, что фабула "Страны Гонгури" встречается в
одной из самых известных повестей братьев Стругацких "Попытка к бегству".
Кстати, вскоре после войны А. H. Стругацкий три года прожил в Канске - так
продолжалась "связь времен". Трудно перечислить фантастов, так или иначе
развивавших идеи и сюжетные повороты "Страны Гонгури". Автор этих строк,
перечитывая повесть, натолкнулся на фразу, которая могла бы стать эпиграфом к
одному из его рассказов, написанному задолго до знакомства со "Страной
Гонгури"...
    Сейчас, когда исполняется шестьдесят лет со дня выхода первой в СССР
фантастической книги, о ней вспомнили. Имя "Гонгури" носит основанный в 1980
году Абаканский городской клуб любителей фантастики. В печати нашего края
появились посвященные Итину статьи. В будущем году в Новосибирске, городе,
которому Итин отдал много лет жизни, намечено переиздать "Страну Гонгури".
Читателя ждет встреча с книгой, о которой шестьдесят лет назад писали: Ее
высокие переживания дадут читателю радостный отдых и новый импульс энергии на
тяжелом пути в страну будущего", с книгой, которая вызывает у сибиряков, и в
первую очередь у жителей Красноярского края законную гордость за наш край,
ставший колыбелью признанной ныне во всем мире советской фантастики, первой ее
ласточкой.
    Возможно, в чем-то книга Итина устарела. Но она - Первая. Ракетам Королева
предшествовали чертежи Кибальчича и Циолковского, "ИЛам" н "ТУ" - самолет
Можайского. День сегодняшний есть следствие дня вчерашнего, и в символической
форме это выразил один из крупных фантастов: "Ни океан, ни море не ведают об
этой речке. Но море было бы другим, не вбери оно в себя и ее".
    Вряд ли нужно добавлять что-то к этим словам.

    Александр БУШКОВ.

    АЧ00243 УПП "Хакасия", 1982 г. зак. 6419

                C уважением, Yuri

... Ой, вы ручки мои шаловливые... (с) Ф.Крюгер
 Msg  : 248 из 1827                         Snt Loc Scn
 From : Yuri Zubakin                        2:5010/30.47    Пон 03 Июл 00 23:28
 To   : All
 Subj : История фантастики: В. Борисов о С. Леме и др. (1982) [1/2]
    Хакасская областная организация общества "Знание"
    Хакасская областная организация Добровольного общества любителей книги РСФСР
    Абаканский городской клуб любителей фантастики "Гонгури"

    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

    по пропаганде научно-фантастической литературы

    Составитель: В. И. Борисов
    Ответственный за выпуск: Г. И. Скоробогатова

    Абакан 1982

    К ЧИТАТЕЛЮ

    Правление Хакасской областной организации общества "Знание" совместно с
правлением Хакасской областной организации Добровольного общества любителей
книги и Абаканским городским клубом любителей фантастики "Гонгури" составили
методические рекомендации по пропаганде научно-фантастической литературы.
    Цель данного издания - ознакомление с положительным опытом работы клуба
любителей фантастики "Гонгури" по пропаганде научно-фантастической литературы
среди населения, прежде всего, среди молодежи.
    В состав рекомендаций вошли лекция о творчестве известного писателя-фантаста
С. Лема "Фантастика и действительность", а также советы по оценке
научно-фантастических произведений начинающих авторов.
    Методические рекомендации предназначены в помощь лекторам, пропагандистам
творчества советских писателей, а также широкому кругу любителей фантастики.

     Владимир БОРИСОВ

    ФАНТОМАТИКА И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ

    Об одном из аспектов творчества Станислава Лема

    В 1968 году издательство "Мир" выпустило "Сумму технологии" Станислава Лема.
Оценивая это сложное произведение, Б. Бирюков и Ф. Широков в послесловии
обратили внимание читателей на тот факт, что "Сумма технологии" в какой-то мере
объясняет цельность и непротиворечивость фантастического мира, представленного в
трудах писателя. Авторское мастерство Лема зиждется на предварительном
теоретическом обосновании фантастических предпосылок и тщательной разработке
психологического воздействия тех или иных допущений на отдельных людей в
частности и на все общество в целом. Именно это предопределяет успех рассказов,
повестей и романов Станислава Лема, благодаря именно этой подготовительной,
черновой работе его произведения приобретают законченный, удивительно цельный и
логически последовательный вид.
    Одна из глав "Суммы технологии" носит название "Фантомология" и повествует о
фантоматике, науке о создании иллюзорных миров, кои практически невозможно было
бы отличить от настоящей действительности. Лем убедительно доказывает
теоретическую возможность построения такого устройства, которое, воздействуя на
человеческие органы восприятия информации (глаза, уши и т. д.), могло бы
изменить видение окружающего мира. Существующие разновидности искусства (кино,
театр, литература) уже являются подобием такого воздействующего на человека
механизма, но их влияние строго детерминировано, и независимо от того, кто сидит
в зале и смотрит пьесу, театральное зрелище протекает по своим законам,
определенным режиссером постановки. Разработанная Лемом фантоматическая машина
позволяет осуществлять обратную связь между человеком, подключенным к ней, и его
видением. Из пассивного созерцателя участник фантоматического спектакля
превращается в непосредственно действующее лицо. Лем уточнил и некоторые аспекты
технической реализации подобного устройства: поскольку все ощущения человека
преобразуются в организме в цепочку импульсов, поступающих в различные участки
мозга, то можно такие импульсы создавать непосредственно и передавать сразу в
мозг, минуя наши. природные анализаторы зрения, слуха, обоняния, осязания и
запаха. Конечно, формировать такие цепочки импульсов довольно сложно, но с
развитием кибернетических устройств возможно и вероятно станет в будущем
осуществимо реально.
    Как показывает история, любое научное или техническое достижение имеет
положительные и отрицательные стороны. В "Сумме технологии" Станислав Лем
подробно рассмотрел возможные последствия создания фантоматической машины. А
сама идея фантоматики, видоизмененная и преобразованная, облеченная в
беллетристические одежды и наделенная плотью живого воображения
писателя-фантаста, проникла в ряд его произведений и зажила отдельно от своего
научного обоснования. Попыткой рассмотреть эти преобразования и увидеть в
фантастических перипетиях некоторые черты современной действительности и
являются предлагаемые читателю размышления о творчестве выдающегося польского
фантаста.
    Пожалуй, наиболее близким подобием фантоматической машины, описанной в
"Сумме технологии", является Дворец Мерлина, в который попадает главный герой
романа "Возвращение со звезд"' Эл Брегг. Опасное путешествие по бурной реке на
пироге - лодке, выдолбленной из древесного ствола - оказалось развлекательным
трюком. "Я знал, что все это: негры, поток, африканский водопад - лишь
необыкновенная иллюзия, но сидеть неподвижно, когда нос лодки уже скользнул под
залитый водой смолистый ствол огромного дерева, было выше моих сил. Я
молниеносно упал, но одновременно вытянул руку, и она прошла сквозь ствол, не
коснувшись его, я не почувствовал ничего, как и ожидал, и несмотря на это,
впечатление, будто мы чудом избегли катастрофы, было полным".
    Как явствует из вышесказанного, даже несовершенная фантоматика (иллюзии
Дворца Мерлина воздействуют в данном случае не на все органы чувств) производит
гораздо более сильное впечатление, нежели обычные виды искусства. Но это
достоинство фантоматики оборачивается ее чудовищным преступлением против
человечества, как только она попадает в руки дельцов в том мире, где мерилом
всего является золотой телец, где жажда наживы безраздельно властвует даже в
искусстве, сводя его высокие н гуманные задачи к возможности оболванивать людей,
отвлекать их помыслы от проблем современности. Именно такие варианты прежде
всего волнуют Станислава Лема, именно на возможность противоестественного
использования фантоматики обращает он внимание читателя. Сам писатель не
использует термин "фантоматика" в случаях, о которых речь пойдет ниже, может
быть, его употребление здесь не совсем правомочно, но это не меняет сути: наш
век развитой науки может вложить в руки империалистических властителей
возможность отгородить народы от жгучих вопросов времени, затушевать контрасты
или смазать их. Причем делать это можно различными способами. И Лем раскрывает
эти способы, развенчивая якобы благостные намерения некоторых деятелей смешать
истину с ложью.
    Пожалуй, наиболее эффектно предстает в творчестве Лема химическая
фантоматика, описанная в повести "Конгресс футурологов" (2). Здесь в роли
фантоматическои машины, искажающей окружающий мир, выступает пилюля-химическое
вещество, которое может очень избирательно воздействовать на мозг человека,
внушая ему все, что угодно. Характерно, что в повести все описываемые действия
являются галлюцинациями прославленного космопроходца Ийона Тихого, что еще более
усиливает впечатление от прочитанного. Под действием большой дозы
галлюциногенов, используемых властями одной латиноамериканской страны в борьбе с
беспорядками, Ийон Тихий видит мир отдаленного будущего, в котором химические
средства стали панацеей от всех бед. Поначалу герой повести видит благополучное
существование, некую всеобщую гармонию, от которой он приходит в умиление. Народ
почтителен и вежлив, роботы взяли на себя заботу о людях, и даже дети ведут себя
ниже травы, тише воды.
    А как облегчилось получение образования! Проглотил таблетку, и знаешь высшую
математику! Или иностранный язык... Что пожелаешь. Но более близкое знакомство с
этим миром начинает тревожить Тихого. Таблетки оказываются не так безобидны, как
это казалось вначале. Твой вежливый собеседник, тихо беседующий с тобой,
проглотил пилюлю и продолжает улыбаться, а на самом деле он, возможно, ощущает
сейчас наслаждение от доставленной тебе пакости (не настоящей, лишь зримо
осуществленной в его сознании), а может, просто отхлестал тебя по щекам так, что
у него заболели руки. Двуличность стала пороком общества, но никто не говорит об
этом вслух, все довольны. Дальше - больше. Оказывается, не все в окружении
Тихого реально, ибо в воздухе также распылены галлюциногены, которые улучшают
настоящую действительность, как бы завешивают ее декорациями. Алюминиевая миска
с экстрактом травы и кормовой свеклы кажется прекрасным фарфоровым блюдом с
аппетитно зажаренной куропаткой, например, а изодранная циновка - великолепным
ковром, и так далее.
    Маскировка окружающей действительности осуществляется уже много лет, одни
галлюцинаций накладываются на другие, и взору Ийона Тихого, который с помощью
мощных противогаллюциногенных средств срывает одну маску за другой, предстает
страшное зрелище: "Сделалось светлее - побелело. Снег лежал на тротуарах,
оледенелый, утоптанный сотнями ног, улица приняла зимний вид, одновременно
исчезли витрины магазинов, вместо окон - всюду прогнившие, крест-накрест забитые
доски. Зима царила меж грязными стенами в подтеках, с притолок, ламп свисали
гирлянды скользких сосулек, в остром воздухе стоял горький чад, посинелый, как
небо вверху, сугробы грязного снега у домов, из них торчали груды мусора, тут и
там, словно большие тюки, чернели кучи тряпок, неустанная волна пешеходов
спотыкалась об них, отбрасывала их в стороны, между заржавленными баками,
банками, оледеневшими опилками, снег не падал, но видно было, что недавно сыпал
и снова будет сыпать; я вдруг понял, кто исчез с улицы: роботы. Не было ни
одного - ни однюсенького! Их заснеженные остовы валялись у стен, замершие,
железные развалины - в обществе тряпья и ветоши, лохмотьев, из-под которых
торчали покрытые инеем желтоватые кости; какой-то оборванец усаживался прямо на
груду снега, словно устраивался в пуховой постели, я видел его довольное лицо,
он чувствовал себя как дома, в кровати, вытягивал ноги, шарил босыми в снегу,
так вот откуда была та стужа, та странная резвость, словно издалека приходящая
время от времени даже в центр улицы, в самый солнечный полдень - он уже
укладывался на долгий сон - вот откуда было все это. Людской муравейник
безучастно проходил мимо него, прохожие занимались сами собой - одни опыляли
других, можно было легко распознать по их поведению, кого считать человеком, а
кого - роботом. Значит, и роботы были ненастоящие? И откуда взялась эта зима в
середине лета - выходит, весь календарь был галлюцинацией? Но зачем?
"Действительно - зачем? Пожалуй, такой же вопрос можно задать столпам общества
"благоденствия", пытающимся убедить весь мир в том, что загнивающий империализм
на самом деле благоухает и процветает.
    Недавно в газетах сообщалось о том, что домовладельцы пустующих небоскребов
в Hью-Йорке заклеивают фасады зданий обоями, которые придают домам жилой вид: на
обоях нарисованы окна с яркими занавесками, цветочными горшками и открытыми
форточками. Этот анекдотический случай живо напомнил мне декорации "Конгресса
футурологов". Как развернулись бы эти реальные дельцы, имей они в руках мощные
химические оболваниватели!
    А пока сильные мира Запада используют уже существующие средства, и прежде
всего - информацию, а точнее, дезинформацию об окружающем мире. Если лишить
человека возможности проверить какое-либо сообщение, очень просто внушить ему
все, что угодно. Особенно теперь, когда чудеса науки уже не удивляют, а оглушают
обывателя своими неожиданностями. Стал уже хрестоматийным случай с
радиоинсценировкой романа Герберта Уэллса "Война миров" в Соединенных Штатах
Америки предвоенных лет, когда фантастическая постановка, выдержанная в форме
документальных сообщений, вызвала невообразимую панику в нескольких штатах
страны. Люди бежали из городов, спасаясь от якобы высадившихся марсиан, и
поначалу панике поддались даже местные власти и полиция. Несколько недель
спасательные группы ликвидировали результаты переполоха, вызванного часовой
передачей!
Хорошо понимая мощь слова, Станислав Лем, для творчества которого вообще
характерно внимание к информационным проблемам (3), в ряде своих сочинений дал
несколько вариантов именно информационной фантоматики.
    Простым примером такой фантоматики является двадцать шестое путешествие все
того же неутомимого звездоплавателя. Ийон Тихий, по ошибке вместо далекой
планеты высадившейся на Земле, сбитый с толку небрежным американским
произношением, долгое время не понимает, что "Мерка" - это не какая-то
экзотическая планета, а США, "Раша" - СССР и так далее. Простой прием совершенно
переворачивает все с ног на голову, позволяя автору ярко и образно высветить
оголтелых милитаристов, разоблачить их преступные замыслы.

                C уважением, Yuri

... Зловерещащие мертвецы II
 Msg  : 249 из 1827                         Snt Loc Scn
 From : Yuri Zubakin                        2:5010/30.47    Пон 03 Июл 00 23:20
 To   : All
 Subj : История фантастики: В. Борисов о С. Леме и др. (1982) [2/2]
    Но если история с Тихим скорее комична, чем трагична, то осознанное
манипулирование информацией уже не смешно. В романе Лема "Эдем" (4) появляется
термин "прокрустика", который превосходно передает основной принцип подобных
манипуляций. Подобно герою древнего мифа анонимные правители планеты Эдем ловко
подгоняют информацию для своих надобностей, укорачивая ее или растягивая по
необходимости. Станислав Лем не сообщает истинного положения вещей на планете
(как того требует структура романа), и можно лишь догадываться о подробностях
происходящего, но и эта недосказанность позволяет нарисовать непривлекательную
картину мира, в котором каждый получает свою порцию информации согласно рангу и
положению. Оказывается, можно наказывать разумное существо, лишая его правдивой
информации, или наоборот, поощрять, добавляя крупицу знания. А впрочем, разве не
наблюдаем мы нечто подобное в капиталистическом мире, где получить образование,
например, тем труднее, чем ниже имущественное положение человека? Разве это не
своеобразная прокрустика в действии?
    Возвращаясь с космических высот на Землю, Лем ставит новый мысленный
эксперимент. В рецензии на вымышленный роман Альфреда Целлермана "Группенфюрер
Луи XVI" (5) фантаст излагает историю возникновения в труднодоступной местности
Аргентины замка-королевства. Бывший нацист, пятидесятилетний группенфюрер
Таудлиц, бежав из разгромленного рейха с группой таких же преступников, создает
мини-государство в государстве и реализует в нем свою давнишнюю страсть к
монархизму: провозглашает себя Людовиком XVI и принуждает всех окружающих
поддерживать этот фарс. Он обрывает практически все связи с окружающим миром и
управляет своим "королевским двором", руководствуясь ничтожными знаниями об
эпохе средневековой Франции, почерпнутыми скорее всего из бульварных романов.
Самое поразительное во всей этой истории, что постепенно в игру втягивается все
окружение Таудлица, поначалу лишь из желания угодить главарю, а затем и по
необходимости. Возведенные в ранги епископов, графов, герцогов и маркизов,
бывшие группенфюреры, шофера гестапо, стражники крематориев и коменданты
концлагерей понимают, что они никогда не смогут вернуться на свои прежние
позиции, понимают, что в реальном мире им не на что рассчитывать, а потому живут
в мире призрачном, полном фальши, интриг, доносов, которые и становятся смыслом
их жизни.
    Нечто подобное происходит и в романе Лема "Дневник, найденный в ванне" (6).
Его действие разворачивается в бункере, упрятанном где-то в Скалистых горах, в
штабе руководства американской армией - Пентагоне. После объединения всех
государств Земли обитатели бункера, опасаясь "красной заразы", закрывают все его
выходы и, снабженные запасами продовольствия, воды и воздуха, продолжают свою
деятельность, теперь уже ненужную никому кроме их самих. Через несколько лет
общество бункера, совершенно утратив чувство реальности, существует лишь как мир
мифов, созданных им самим. Мифом становится мощь Пентагона, внешняя
действительность, цели и вся деятельность жителей бункера. Они живут иллюзией,
которую и считают единственно объективной истиной:
    Способы деятельности бывших вояк и работников правительственного аппарата -
бюрократия, система доносов, провокации, шпионаж, а также затасканная идея об
угрозе с Востока. - создают замкнутый круг, из которою эти люди уже не могут
выбраться. Они ничему и ни во что не верят и продолжают разрабатывать
стратегические битвы, хотя давно уже лишены возможности реализовать свои планы.
Лишь на бумаге и в их воспаленных мозгах существуют авианосцы, бомбардировщики,
напалм и прочие реквизиты милитаризма, лишь на их картах существуют взрывы и
лагеря смерти, а они по-прежнему воюют, не замечая, каким прекрасным становится
мир... И выхода из обреченного на исчезновение бункера нет...
    Пожалуй, именно этот роман Станислава Лема наиболее ярко и выразительно
доказывает, что в будущем нет и не может быть места войнам и милитаристским
настроениям, что рьяные вояки окажутся инородным телом, которое будет отторгнуто
освобожденным человечеством.
    Но не только милитаризм может встать на пути коммунистического развития. В
уже упоминавшемся "Возвращении со звезд" Лем пишет об обществе, социальное
развитие которого было подменено биологическим. Вместо того, чтобы
последовательно и непримиримо вытравлять из людей атавистические стремления к
агрессии, найден способ еще в младенчестве путем инъекций подавлять все
низменные желания, так что человек, прошедший бетризацию (таково фантастическое
название операции по истреблению пороков), даже подумать о насилии не может, не
то что совершить что-либо подобное. Казалось бы, вот путь к совершенству. Но
вместе с водой вылили и ребенка. Бетризованное общество вместе с агрессивными
наклонностями потеряло и бесстрашие, стало чересчур осторожным, что неизбежно
вызвало его регресс. Опять подмена настоящих ценностей мнимыми, а значит, и
достижение этих ценностей - мнимая победа.
    Все эти варианты иллюзорных миров, созданные Станиславом Лемом, вряд ли
волновали бы читателей, если бы действительность не показывала нам все новые и
новые попытки империализма продлить свою агонию, выдать желаемое за
действительность. Проявлений реальной фантоматики много, но особенно стоит
отметить одно из них - так называемую массовую культуру Запада. Не имея
возможности полностью лишить людей информации об иных, более прогрессивных путях
развития общества, дельцы от искусства и политики делают все, чтобы заглушить,
замаскировать крепнущий голос будущего. Мутные потоки развлекательного чтива или
низкопробных зрелищных представлений, помимо кассового успеха, приносят и
другое: отвлечение обывателей от насущных вопросов сегодняшнего дня, бегство от
тошнотворной действительности в мир благоденствия и процветания, сексуальных
развлечений и леденящих душу приключений, растление молодежи и подавление
естественных попыток как-то изменить мир.
    Но увлечение фантоматикой не проходит безнаказанно. Еще в романе
"Магелланово облако" С. Лем писал о бунте звездолетчиков, которые не выдержали
длительного обмана - имитации уголков родной планеты на гигантском космическом
корабле. Так или иначе бунтуют и все герои вышеназванных произведений
замечательного фантаста. Так и в действительности. Все больше прогрессивных
деятелей культуры Запада выступает против любых проявлений фальши в искусстве и
политике. Пока они не добились победы. Но сила века социалистической революции
за ними. И в этой борьбе свою важную роль играют и произведения польского
писателя, недавно отметившего свое шестидесятилетие, но по-прежнему не
стареющего душой.

1. Лем С. Звездные дневники Ийона Тихого. - Возвращение со звезд. М., "Молодая
гвардия", 1965. (Библиотека современной фантастики. Т. 4).
2. Lem S. Glos pana. - Kongres futurologiczny. Krakov, Wid. literackie, 1973.
3. Этот аспект творчества писатели еще ждет своего исследователя, и настоящие
заметки отнюдь не претендуют на полноту рассмотрения всех вопросов, связанных с
использованием понятия и теории информации в произведениях Лема.
4 Лем С. Солярис. - Эдем. М., "Мир", 1973.
5 Антология. М., "Молодая гвардия", 1973. (Библиотека современной фантастики. Т.
25).
6. Lem S. Pamietnik znaleziny w wannie. Krakow, Wyd. Literackie, 1970.

    ОБ ОЦЕНКЕ HАУЧHО-ФАHТАСТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НАЧИНАЮЩИХ АВТОРОВ

    Среди любителей научной фантастики часто встречаются желающие попробовать
свои силы в написании научно-фантастического произведения. Пишут рассказы,
юморески, пародии, а иногда сразу берутся за роман. Простая оценка типа
"нравится" - "не нравится" мало что дает начинающему автору, а ему хочется и
полезно знать, что именно в его опусе исполнено на достаточно хорошем уровне, а
что - ниже нормы.
    Настоящие заметки не претендуют на описание всесторонней оценки НФ
произведения, и могут служить лишь примерным методологическим пособием при
работе с начинающими фантастами, особенно в таких условиях, когда невозможен или
трудно реализуем квалифицированный разбор творения опытным редактором.
    В научной фантастике большой вес имеет собственно научно-фантастическая
идея. Придумать новую HФ-идею довольно сложно, и хорошая новая идея встречается
гораздо реже, чем даже хорошие произведения. Как правило, молодые фантасты
используют вторичные идеи. Это не всегда заведомо плохо, но в таком случае
становится особенно важной реализация этой идеи. Полезно сравнить произведение
начинающего автора с уже известными рассказами на ту же тему и выяснить, чем
отличается новое от старого. Некоторые идеи так широко разработаны фантастами
(машина времени, пришельцы, роботы), что в них трудно найти даже новый поворот в
освещении темы.
    Далее, важно также, для чего использована автором эта идея? Помогает ли она
ярче осветить характеры героев, высказать какую-то общественно значимую мысль,
выявить ростки намечающихся тенденций в окружающем мире и так далее. Обязательно
стоит оценивать новое произведение с позиций коммунистической направленности,
гуманизма, то есть даже в самом маленьком произведении искать зерна сверхзадачи,
которые, возможно, стоит развить, дать им прорасти в самостоятельный организм,
принести желаемые плоды.
    Иногда в произведениях молодых авторов встречается неумение строить сюжет.
Полезно оценивать сюжеты по общим литературным критериям (наличие завязки,
кульминации и т. д.), указывать на логические противоречия, если таковые
встретятся, наконец, находить оплошности, неграмотные или малонаучные места с
целью их устранения. Следует помнить, что в коротких рассказах, там, где
невозможно достаточно полно разработать характеры героев, сюжет играет главную
роль, зачастую действие закручивается, как пружина, чтобы сорваться в самом
последнем предложении или абзаце. Хорошо, если автору удается найти такую
концовку, такой неожиданный поворот (или даже два поворота) в ситуации, который
заставляет читателя производить молниеносную переоценку прочитанного.
    И конечно же, в любом произведении важен стиль письма, литературные качества
написанного. Начинающие авторы, часто неосознанно, переносят в свои творения
манеру и образ писания наиболее импонирующих им авторов. Конечно, у мастеров
нужно учиться, но в любом литературном произведении ценится именно самобытность
автора, и любое подражание рано или поздно начинает раздражать читателя,
особенно если оно бросается в глаза. На это следует обращать внимание молодых
писателей, стремиться помочь им выработать свой стиль, свой язык, свое отношение
к описываемому.
    Автор предлагаемых глав из фантастической повести "Каторга для богов",
Александр Бушков, в общем-то, уже не новичок в фантастике. В пятом номере
журнала "Литературная учеба" за 1981 год была опубликована его повесть "Варяги
без приглашения", ряд рассказов А. Бушкова печатался в молодежных газетах.
    В новой повести А. Бушкова основная идея - наказание землян инопланетянами
за варварское отношение к "братьям нашим меньшим" - животным планеты Земля. И
хотя не каждый согласится с тем, что высший разум сможет позволить также далеко
не гуманное отношение к разумным существам - людям-охотникам, направленность
повести достаточно актуальна и современна. Когда-то охота была для человека
единственным средством выжить, тогда она была насущной необходимостью, а не
развлечением, теперь же охота на животных чаще всего выглядит жестокой потехой.
Браконьерское отношение к дичи чаще всего приводит к вымиранию отдельных видов
животных. Hа грани исчезновения находятся и хищники, и травоядные во многих
странах. И повесть "Каторга для богов" с новой точки зрения подводит читателя к
простой, но далеко не всем ясной истине: жестокость к животным будет наказана.
Скорее всего, дело обойдется без инопланетян, но расплата неминуемо наступит!
    Предлагаемые главы из повести достаточно разноплановы, чтобы оценить
мастерство автора. Если в "Гладиаторе" главное - действие, насыщенное экзотикой
и фантастикой, то глава "Подсудимые" - рассуждения о судьбе животных в нашем
мире. Рассуждения в форме монолога, где автор не спешит назидательно и
снисходительно объяснить, кто прав, кто виноват. Обе главы читаются с интересом,
автор умеет держать читателя в напряжении, которое не исчезает ни на минуту.
    А. Бушков пишет раскованно, четко и последовательно, его лексикон достаточно
широк. Может быть, временами он злоупотребляет вниманием читателя, роскошно
выплескивая свою эрудицию, как, например, в речи Ляхова, но с другой стороны,
это увеличивает познавательную ценность произведения, что в научной фантастике
также немаловажно. Начитанный любитель фантастики заметит, видимо, что сцена
сбора синих лепешечек перекликается с охотой на яйца ганзеров в "Обмене Разумов"
Р. Шекли, но аналогия между этими описаниями чисто внешняя и не нарушает общего
впечатления от прочитанного.
    Конечно, по части произведения нельзя судить о нем в целом но можно смело
сказать, что автор выдал хорошую заявку на добротную повесть. Хотелось бы
надеяться, что через некоторое время мы увидим "Каторгу для богов"
опубликованной.

    Вл. ЯКОВЛЕВ.

    АЧ00244 УПП "Хакасия", 1982 г. зак. 6420

                C уважением, Yuri

... Добродушащее привидение
 Msg  : 250 из 1827                         Snt Loc Scn
 From : Yuri Zubakin                        2:5010/30.47    Пон 03 Июл 00 23:28
 To   : All
 Subj : История Фэндома: Интервью с И. Варшавским (1974 ?)
    Илья Варшавский: "В фантастике спрессованы горизонты будущего..."

    (Трикотажник (Абакан.- Трикотаж. фабрика "Хакасия").- 1984.- 29 февр.- (  7
(687)).- С. 2.).

    29 января Илье Иосифовичу Варшавскому (1909 - 1974) исполнилось бы 70 лет.
Он поздно начал писать фантастику, но за несколько лет творчества внес в нее
больше нового, чем иные за всю жизнь. Его рассказы, как правило, небольшие по
объему, были лиричны и насыщены мягким юмором, который сменялся беспощадно
язвительной сатирой, когда писатель обращался к критике пороков
империалистического общества. Книги И. Варшавского "Молекулярное кафе",
"Человек, который видел антимир", "Солнце заходит в Дономаге", "Лавка
сновидений", "Тревожных симптомов нет" и сейчас остаются в строю бойцов за
светлое будущее. Сегодня мы печатаем отрывки из интервью писателя, которое взяли
С. Муратов и Г. Фере незадолго до смерти писателя.

    Дверь открылась. На пороге стоял профессор звездной зоологии Тарантога из
Лемовских дневников Ийона Тихого. Короткая бородка, черная ермолка, клетчатый
халат и мягкие шлепанцы.
    Хозяин дома курил трубочку, слегка грассировал и хитровато разглядывал
посетителей.
    Он провел нас через большую столовую в уютный кабинет.
    Мы робко присели на краешки стульев.
    По стенам - фотографии, безделушки, наклеечки, вырезки, шутливые надписи.
Так живут студенты, а не сказочники...
    - Илья Иосифович, почему вы обратились к фантастике?
    - Дело в том, что я терпеть не могу фантастику, по поводу чего неоднократно
спорил со своим сыном, инженером-кибернетиком, которого можно причислить к ярым
приверженцам этого жанра. Однажды, когда я ему сказал, что фантастика - чушь, он
мне заявил: "Да? А ты попробуй сам напиши такую чушь!" Мы заключили пари на
бутылку коньяку, и... спустя два часа бутылку я выиграл. Домашние признали мою
стряпню "рассказом".
    - Когда это было?
    - В шестьдесят втором году. Отвращение к фантике не прошло. Но возможность
приобретения коньяка за счет средств сына меня заинтересовала, и я стал писать
пародии. А пародин на фантастику привели меня и одно прекрасное утро к самой
фантастике. Я проснулся и написал рассказ, в котором ничто не пародировалось.
Это было несколько фантастично, но...
    Словом, я как-то постепенно увяз. Вышла уже четвертая книжка. После каждой я
давал себе слово больше не писать. Но писал...
    - Свой первый рассказ вы написали на пари. Но, может быть, ваша профессия
носила характер трамплина?
    - Я знаю многих специалистов, которые стали писателями. Но вот что
интересно. Почти никто из них не пишет в своей области.
    - И чем вы это объясняете?
    - Психологическим барьером, который накладывает профессия. Странно будет,
если известный авиаконструктор напишет рассказ о некоем фантастическом самолете.
Ему проще такой самолет построить. Во всяком случае, интереснее. Я даже думаю,
что рассказ о ведьме, летающей на помеле, он тоже не напишет - ведь и метла у
него будет подчиняться строгим законам аэродинамики. Работая в незнакомой
области, ты не чувствуешь "тормозов", накладываемых официальной наукой. В
фантастике зачастую выдвигаются "невежественные" - с точки зрения специалистов -
идеи...
    - Фантастика вошла в вашу жизнь случайно. А чем вы занимались до этого?
    - По образованию я моряк.
    - С тех пор, как вы стали фантастом, изменилась ли в чем-то ваша жизнь?
     - Безусловно. Я будто переехал в другой город - настолько изменился круг
моих знакомых. Писал я свои рассказы шутя, а восприняты они были всерьез. Меня
приняли в Союз писателей. Это меня смутило. А потом как бы подстегнуло и обязало
- если к этому виду деятельности люди относятся столь серьезно, неудобно было не
оправдать ожиданий... Поначалу я писал по семь-восемь рассказов в неделю, а
теперь мне и для одного нужен месяц.
    - А как встретила ваши рассказы критика?
    - Лучшей оценкой для меня явились не критические разборы, а переводы моих
рассказов. Я объясняю это не качеством своих сочинении, а тягой к научной
фантастике, захлестнувшей весь мир. У Ираклия Андроникова была книга "Загадка
НФИ". Теперь можно написать другую - "Загадка НФ". О феномене
научно-фантастической литературы, о ее фантастических тиражах.
    - Читателям научная фантастика безусловно необходима. Это доказывают тиражи.
А нужна ли она людям науки?
    - Считают, что поклонников научной фантастики немало среди ученых. Они
действительно любят почитывать такую литературу. Но почему? Потому что
фантастика пользуется теми же методами, что и современная наука. Ставит
мысленный эксперимент: а что будет, если... С другой стороны, ученого занимает
разоблачение "ошибок" фашиста. Он видит эти ошибки, и он прощает, справедливо
рассуждая, что нельзя от писателя требовать больше того, что он может дать. Но
вот странность: представители точных знаний больше всего любят как раз такие
"парадоксальные" ситуации, которые заведомо противоречат науке. Потому что в
парадоксах спрессованы горизонты будущего метода мышления...

                C уважением, Yuri

... Гусеница на холме
 From : Dmitriy Gromov                      2:461/76.2      Пон 03 Июл 00 15:16
 To   : All                                                 Пон 03 Июл 00 23:37
 Subj : OLDNEWS N 14/2000 (63): ПРИГЛАШАЕМ В ХАРЬКОВ НА "ЗВЕЗДНЫЙ МОСТ-2000"!!!
* Crossposted in KНARKOV.AUTНORS
* Crossposted in RU.FANTASY
* Crossposted in RU.FANTASY.ALT
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЛИСТОК УКРАИНСКОЙ ФАНТАСТИКИ     N 14/2000 (63)

                                     От 3 июля 2000 г.
                                     (с) ТМ "Второй блин" (г. Харьков).

                         С П Е Ц В Ы П У С К ! ! !

        ПРИГЛАШАЕМ ВСЕХ ЖЕЛАЮЩИХ В ХАРЬКОВ НА ФЕСТИВАЛЬ ФАНТАСТИКИ

              " З В Е З Д H Ы Й   М О С Т -- 2 0 0 0 " ! ! !

                             ОТ СОСТАВИТЕЛЕЙ:

украинской фантастики.
  Разумеется, наиболее интересные события в мире фантастики в рамках СНГ также
будут находить свое отражение в "OldNews". Мы освещаем только русско- и
без нас.
  Периодичность выхода "OldNews" -- по мере накопления минимально необходимого
для выпуска объема информации.

                         Дмитрий Громов, Олег Ладыженский, июль 2000 г.

                      ПРИГЛАШАЕМ ВАС ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ
                   В МЕЖДУНАРОДНОМ ФЕСТИВАЛЕ ФАНТАСТИКИ
                          "ЗВЕЗДНЫЙ МОСТ-2000"!

  Международный фестиваль фантастики "ЗВЕЗДНЫЙ МОСТ-2000" состоится с 14 по 17
сентября 2000 г. в городе ХАРЬКОВЕ (Украина). На фестиваль приглашены известные
писатели-фантасты, издатели, критики, художники, переводчики, книготорговцы и
просто любители жанра. Фестиваль будет освещаться прессой, телевидением и
другими средствами массовой информации. Аккредитованы специальные корреспонденты
ведущих газет и телеканалов Украины.
  В программе фестиваля: доклады и диспуты на темы современного состояния и
перспектив развития фантастики, встречи писателей и издателей с читателями,
пресс-конференции, интервью, телевизионный "круглый стол" писателей и издателей,
театрализованные шоу, презентации новых изданий, книжная ярмарка, семинар
молодых авторов; а также голосование участников по ряду учрежденных оргкомитетом
литературных премий, вручение наград, пресс-конференция лауреатов и банкет. Если
Вы желаете выступить на фестивале с докладом или сообщением -- просьба выслать
его название и краткие тезисы на адрес оргкомитета фестиваля не позднее 15
августа 2000 г.
  ПРИГЛАШАЕМ ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В ФЕСТИВАЛЕ ВСЕХ ЖЕЛАЮЩИХ!
  Участники фестиваля размещаются в отеле "Турист". Точный адрес отеля: Украина,
г. Харьков, Московский проспект, 144, отель "Турист" (высотное здание сразу по
выходу со станции метро "им. Маршала Жукова". Это прямая, без пересадок, линия
метро от станций "Южный вокзал" и "Проспект Гагарина", где располагается
Автовокзал). Участники фестиваля обеспечиваются трехразовым питанием и
транспортом для доставки в места проведения основных мероприятий фестиваля
(Харьковский Государственный университет, библиотека им. Короленко и т. д.).
  Оргвзнос составит НЕ БОЛЕЕ 50 (пятидесяти) долларов США с человека. Для тех,
кто предпочитает поселиться и питаться самостоятельно, но желает принять участие
во всех мероприятиях фестиваля, включая голосование по премиям и банкет,
оргвзнос составит 15 (пятнадцать) долларов США. Гости фестиваля (не прошедшие
регистрацию и не заплатившие взнос) допускаются на все открытые мероприятия
"Звездного моста", однако не получают бэдж участника, не участвуют в голосовании
по премиями, банкете, и возможно -- еще в одном или двух закрытых мероприятиях.
  Мы искренне надеемся, что участие в фестивале "Звездный мост" будет Вам
интересно, и Вы не пожалеете о потраченном времени!
  О том, сможете ли Вы приехать, убедительно просим сообщить в оргкомитет, по
возможности, сразу по получении данного приглашения. Наши контактные телефоны:
(0572) 26-24-51 (с 18:00 до 23:00; Макаровский Николай Александрович); (0572)
45-34-82 (с 18:00 до 23:00; Кулинич Олег Васильевич). (Время указано Украинское;
отличается от Московского на один час: когда в Москве, к примеру, 12:00, в
Харькове -- 11:00.)
  Электронная почта:
  E-Mail (Internet): oldie@kharkov.com
  NetMail (FidoNet): 2:461/76.2  Dmitriy Gromov
  (По просьбе организаторов фестиваля, для оперативной сетевой связи свои
электронные адреса предоставили харьковские писатели-фантасты Дмитрий Громов и
Олег Ладыженский, более известные под псевдонимом "Генри Лайон Олди".)
  Дополнительный E-Mail: nikmak@kharkov.com (Макаровский H. А.)
  Почтовый адрес: 61068, Украина, г. Харьков-68, пр. Московский, д. 102/112, кв.
172; а/я 2567. Макаровскому Николаю Александровичу. (Председатель оргкомитета
фестиваля фантастики "Звездный мост".)
  О своем намерении принять участие в фестивале фантастики "Звездный мост-2000"
следует сообщать в следующей форме:
  -- Фамилия, имя, отчество участника (если есть псевдоним, который Вы хотите
видеть на бэдже -- указать и его);
  -- Намерены ли Вы заплатить полный взнос, либо уменьшенный (без проживания и
питания); (гостям, не намеренным регистрироваться и платить взнос, присылать
заявки не надо -- можете приезжать спонтанно).
  -- Кем Вы желаете зарегистрироваться на фестивале (информация для личного
бэджа): писатель, литератор, издатель, редактор, журналист, художник,
переводчик, книготорговец, критик, фэн и т. д.
  -- Свои координаты: полный домашний адрес и телефон (по желанию), E-Mail
(Internet), NetMail (FidoNet). Из адреса, как минимум, город указывать
обязательно.
  Председатель оргкомитета --
  H. А. Макаровский.
  1 июля 2000 г.

  КОНКУРСЫ "ЗВЕЗДНОГО МОСТА-2000":

  ВНИМАНИЮ ХУДОЖНИКОВ (как профессионалов, так и любителей)!!!
  На фестивале "ЗВЕЗДНЫЙ МОСТ-2000" по результатам голосования всех участников и
гостей фестиваля в числе других призов будет вручаться приз "ПОРТРЕТ ДОРИАНА
ГРЕЯ". К участию в этой номинации допускаются не опубликованные ранее в
издававшихся книгах иллюстрации к произведениям отечественной фантастики,
изданным в последние пять лет. Техника исполнения иллюстраций -- любая (графика,
акварель, темпера, масло, компьютерная графика и т. д.). Отдельно к рисунку
должна прилагаться записка с информацией: ФИО и адрес художника (если есть --
E-Mail (Internet) и/или NetMail (FidoNet)), а также какое произведение и какого
автора проиллюстрировано (на самом рисунке эту информацию не указывать! работа
должна быть анонимной, без названия и без всяких пояснений! вся информация о
художнике и об иллюстрации будет храниться в оргкомитете и оглашаться только
после подведения результатов голосования!).
  Работы принимаются ТОЛЬКО на бумаге (картоне, холсте, ватмане, ткани и т. д.
-- т. е., в МАТЕРИАЛЬНОМ, а НЕ в файловом (цифровом) виде).
  Работы вместе с сопроводительными записками присылать до 4 сентября 2000 г. по
адресу: 61024, Украина, г. Харьков-24, Пушкинский въезд, д. 10, кв. 28. Громову
Дмитрию Евгеньевичу.
  Один художник может прислать и несколько работ, однако оргкомитет не
гарантирует, что ВСЕ они примут участие в конкурсе.
  В качестве победителей по результатам голосования премируется как художник,
нарисовавший иллюстрацию, которая набрала наибольшее число голосов, так и автор
произведения, проиллюстрированного этим художником. При этом автору
проиллюстрированного произведения вручается картина-призер, а художник получает
приз и диплом.

  ВHИМАHИЕ!!! В рамках фестиваля фантастики "ЗВЕЗДНЫЙ МОСТ-2000", проводимого с
14-го по 17-е сентября в городе Харькове (Украина), объявляется конкурс
"ЭПИГРАММА-Ф". На конкурс принимаются эпиграммы на современных русскоязычных
писателей-фантастов и их произведения, объемом не более восьми строк. Непечатную
лексику и поэмы не предлагать. Победителей, определяемых оргкомитетом фестиваля
(пристрастно и субъективно), ждут овации участников "Звездного Моста-2000",
награды и вселенская слава.
  Эпиграммы на рассмотрение (с указанием автора эпиграммы и его адреса, а также
на какого писателя (на какую книгу) написана эпиграмма) присылать до 7-го
сентября 2000-го года по адресам:
  E-Mail (Internet): oldie@kharkov.com
  NetMail (FidoNet): 2:461/76.2  Dmitriy Gromov
  Почтовый адрес: 61024, Украина, г. Харьков-24, Пушкинский въезд, д. 10, кв.
28. Громову Дмитрию Евгеньевичу.

  Просьба от оргкомитета фестиваля "Звездный Мост-2000": распространить это
приглашение и информацию о конкурасх среди всех Ваших знакомых, кого это может
заинтересовать, но кто не имеет доступа к сети.

  [Оркомитет фестиваля фантастики "Звездный Мост-2000", Харьков.]

    ATTENTION!!! ВHИМАHИЕ!!! УВАГА!!!

    Ще не вмерла Украина! (с) Старый Гимн.

    Адрес редакции:
    E-Mail (Internet):    oldie@kharkov.com
    по адресам:
    http://rusf.ru/oldnews/  или
    http://www.rusf.ru/oldnews/  плюс "зеркала";
    http://kulichki.rambler.ru/moshkow/SCIFICT/OLDNEWS/  плюс "зеркала".
    http://sff.kharkov.com:8080/  (раздел "OldNews")

    (с) ТМ "Второй блин" (г. Харьков), 2000 г.
 * Origin: H Oldie (2:461/76.2)
 From : Oleg Pol                            2:5020/194.86   Пон 03 Июл 00 17:28
 To   : Andrew Tupkalo                                      Пон 03 Июл 00 23:37
 Subj : Лукьяненко - ... ?
Hello honorable Andrew!

03 июля 2000 года в 18:06 Andrew Tupkalo писал к Nick Kolyadko:

 AT>   Ты лучше кленовой медовухи наваpи. Будем Лоис поить -- я тоже на
 AT> "Странник" собиpаюсь. ;)

Квас все равно лучше.

С уважением, Oleg                           03 июля 2000 года

 From : Oleg Pol                            2:5020/194.86   Пон 03 Июл 00 17:29
 To   : Andrew Tupkalo                                      Пон 03 Июл 00 23:37
 Subj : Бyджолд
Hello honorable Andrew!

03 июля 2000 года в 18:19 Andrew Tupkalo писал к Alexander Balabchenkov:

 AT>   Страдают, стpадают. Один посол Воpобьёв в "Цетаганде" чего стоит. ;)

Ну, не скажи. Фамилия "Форобьев" достаточно мила и прозрачна.

С уважением, Oleg                           03 июля 2000 года

 From : Vladimir Borisov                    2:5007/9.9      Суб 01 Июл 00 19:30
 To   : Konstantin Grishin                                  Пон 03 Июл 00 23:37
 Subj : Бyджолд
       БВИ вновь с Вами, Konstantin!

     Jun 28 2028: Konstantin Grishin --> Vladimir Borisov:

 KG>     ...а придется!

 KG>     А что, в Томск не поедешь? Это же рядом :)

В Томск собиpаюсь. Это действительно pядом. И хочется Колупаева повидать. Давно
не виделся, с "Белого Пятна"...

А вот на "Стpанник", Еврокон, Булгакон и в Краков -- увы, нет...

                                                            Wlad.
--- ВЭДРО 2.51.A0901+
 * Origin: У вас есть фантазия, молодой человек! (2:5007/9.9)
 From : Kirill Tretyak                      2:461/108.6     Пон 03 Июл 00 17:02
 To   : Alexander Balabchenkov                              Пон 03 Июл 00 23:37
 Subj : Бyджолд

                   Привет Alexander!

02 июля 2000 г. 22:00  Alexander Balabchenkov (2:5030/1247) -> Andrew Tupkalo

 AB> Фонетическая полифония "фор-" достаточно прозрачна, и шутки от этого
 AB> варианта не страдают ни чуть. А вот аристрократизм пропадает.

    Самая главная шутка - то, что аристократия называется Ворами.
Что это не случайное совпадение, а действительно русское слово "воры".
То есть блатные, братва. Просто за 500 лет изоляции сами воры изменились -
облагородились, стали Ворами с Большой Буквы. Но слово именно то самое.

    Пусть это вышло у Буджолд неумышленно - не имеет значения, теперь
это уже не бага, а официально признанная (и используемая) автором фича.
Так что не надо стыдливо прятать Воров под всякими псевдонимами, "чтоб
никому ничего не послышалось" - наоборот, надо гордо выставлять их
напоказ.

    Предвижу возражение: дескать, у американских читателей это слово
никаких ассоциаций не вызывает, сталбыть, так должно быть и в переводе.
Нет уж. Каждый волен улавливать ассоциации в меру стоих познаний - будь
он физик, биолог, военный, русский или негр преклонных годов.

                   С уважением, Кирилл

... No afroamericans were harmed during writting this message
---
 * Origin: Tia mi aven Moridin isainde vadin (2:461/108.6)
 From : Anna Hodosh                         2:5020/175.2    Пон 03 Июл 00 20:13
 To   : Andrew Kasantsev                                    Втр 04 Июл 00 02:06
 Subj : проект "Переведем Буджолд заново"
From: "Anna Hodosh" <anna@aitsoft.dol.ru>

Mon Jul 03 2000 09:31, Andrew Kasantsev wrote to Anna Hodosh:

 AK>  Анна... Я не знаю, как со временем у тебя, но по моим наблюдениям (я
 AK> когда-то переводил и даже издавался чуть) хороший перевод отнимает месяца
 AK> три _постоянного_ труда.
А десять - не хочешь? :( Я мучалась над этим переводом аж с июня по март.
Правда - по вечерам.

 AK>Это непросто - такой кусок выдрать и отдать...
Да, конечно. Hе-коммерческий проект, который можно реализовывать лишь
в свое свободное время - это сурово. Согласна. Но вдруг кто хочет?
Я, например, хочу. Есть такое слово - "хобби"...

 AK> Кроме того - хороший перевод - стилистически должен быть единым. У меня,
 AK> скажем, к твоему переводу Кампании очень немало стилистических придирок -
 AK> он, на мой взгляд, англицизирован - но я точно помню правило -
 AK> "критикуешь - предлагай" - и, боюсь, к этому не готов.
У меня к моему переводу - в том варианте, на которой ты ссылаешься -
претензий еще больше, чем у тебя. Но это ЧЕРHОВИК!
Более ни менее "выбеленный" текст можно посмотреть на
www.sworld.newmail.ru/CCo1.htm и ...CCo2.htm
Если хочешь и можешь его поругать - милости просим нетмылом.
Я буду только рада.
 AK>  По ходу одно замечание-вопрос - мне грезится, или все-таки 12-hundred в
 AK> отношении времени это не "двенадцать-сто", а двенадцать-ноль-ноль? ;)
Согласна на все сто (не двенадцать-сто, конечно... :) )
И давно поправила, как только мне на эту ошибку указали.

Анна

Посмотрите  www.sworld.newmail.ru/bujold.htm

 From : Anna Hodosh                         2:5020/175.2    Пон 03 Июл 00 20:15
 To   : Andrew Kasantsev                                    Втр 04 Июл 00 02:07
 Subj : Бyджолд
From: "Anna Hodosh" <anna@aitsoft.dol.ru>

Привет!

Mon Jul 03 2000 09:51, Andrew Kasantsev wrote to Anna Hodosh:
 AK>  Я скажу. Плохо смотрится "вор". Постоянно глаз спотыкается (твой перевод
 AK> у Мошкова в чьей-то редакции". Лучше оставить форов. Можно со сноской.

Вот именно насчет перевода у Мошкова в редакции Вассермана сей спор и пошел!
(Кстати, сделана сия редакция совсем без моего ведома и желания)
Лично мое мнение - "фор". Но я бы хотела знать и точку зрения большинства.

Анна Ходош

Посмотрите  www.sworld.newmail.ru/bujold.htm

 From : Anna Hodosh                         2:5020/175.2    Пон 03 Июл 00 20:22
 To   : Kirill Tretyak                                      Втр 04 Июл 00 02:07
 Subj : Бyджолд
From: "Anna Hodosh" <anna@aitsoft.dol.ru>

Привет!

Mon Jul 03 2000 09:59, Kirill Tretyak wrote to Anna Hodosh:
 KT>     Барраярские врачи как раз вылечили ее - до их вмешательства
 KT> Висконти была совершенно невменяема - а вот эскобарцы, пытаясь
 KT> "восстановить справедливость" и сделали Елену психопаткой.

Я согласна, что барраярцы сделали "хорошо", а эскобарцы - "плохо".
Тут дискуссий быть не может.
Но ведь техника психоманипуляций у барраярцев была по определению слабее
(помните, что про эту технику говорит Корделя в "Барраяре"),
следовательно, снятие их блока могло быть очень травматичным.
Вот и весь мой тезис.

Анна Ходош

Посмотрите  www.sworld.newmail.ru/bujold.htm