История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

ЗА КРУГЛЫМ СТОЛОМ ФАНТАСТЫ

[Павел Амнуэль]

ИНТЕРВЬЮ ФЭНДОМА

© П. Амнуэль, 1979

Уральский следопыт.- 1979.- 9.- С. 61-62.

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2001

620219, г. СВЕРДЛОВСК, ГСП-353
ул. 8 МАРТА, 8, тел. 51-55-26

25 октября 1978 г.

АНКЕТА

1. Когда и почему Вы обратились к фантастике? Было ли опубликовано Ваше самое-самое первое НФ-произведение?
2. Ставите ли Вы целью своей работы в фантастике изображение будущего и его проблемы? Или всецело озабочено при этом насущными проблемами настоящего?
3. Высказывалось мнение о "кризисе" фантастики. Разделяете ли Вы эту точку зрения?
4. Каковы ныне, на Ваш взгляд, взаимоотношения фантастики и науки? Не исчерпала ли своих возможностей фантастика сугубо техническая?
5. Существуют ли, на Ваш взгляд, какие-либо ограничения, пределы фантазии, переступать которые не принято?
6. Фантастика - любимое чтение школьников - формирует из них неофитов в лагерь "физиков". А будущие "лирики"? Что даёт фантастика им?
7. Фантастика наших дней все больше сближается с "большой" литературой. Как Вы расцениваете это? Не растворится ли фантастика - в нефантастике?
8. Назовите наиболее интересные, на Ваш взгляд, произведения советской фантастики последних двух - трех лет.
9. Как Вы полагаете, на какую тему будет написан НФ бестселлер 2079 года?
10. Какая проблема (научная, социальная, нравственная) волнует Вас более всего? Над чем Вы сейчас работаете?
11. Что пожелали бы Вы журналу и его читателям?

    Не скупитесь на мысли и улыбку, отвечая нам! Тем более, что не обязательно останавливаться на каждом вопросе.

Публикуем заключительную подборку ответов писателей-фантастов на вопросы нашей анкеты. Предыдущие подборки ответов были напечатаны в №№ 4, 6 и 7.

* * *

Павел АМНУЭЛЬ

1. Мне было тогда лет тринадцать. Шел 1957 год - был запущен первый спутник и опубликована "Туманность Андромеды" И. Ефремова. Какой еще нужен толчок для школьника, который любит пофантазировать? Но любить и уметь - разные вещи. Прошло два года, прежде чем я все же рискнул и послал очередной опус а журнал "Техника - молодежи". Самое удивительное; что опус этот был опубликован! Публикация рассказа, в общем, хорошей службы не сослужила - создала впечатление, что писать фантастику легко...

2. Своей целью я ставлю изображение проблем, которые могут возникнуть перед наукой будущего. Это прогностическая ветвь научно-технической фантастики. Конечно, эта ветвь далеко не исчерпывает фантастику. Фантастика чрезвычайно многообразна и многослойна. По идее, фантастика даже многообразнее обычной "большой" литературы. Вот пример. Даже в популярной сейчас "большой" литературе ветви так называемого производственного романа производство - не более чем фон, на котором изображаются конфликты между людьми. И часто эти конфликты никак с фоном не связаны. Конечно, чем более талантлив писатель, тем более тщательно и жизненно фон выписан. Но никаких собственных идей, собственных предложений автор производственного романа не выдвигает. Фантастика в этом смысле шире. В хорошем фантастическом произведении автор не просто описывает какой-то элемент науки или техники будущего, но выдвигает свою идею нового научного или технического достижения. Свою, а не вычитанную из популярных брошюр. И такие идеи фантастов часто сбываются! Новая научно-фантастическая идея - это свойство фантастики, выделяющее ее из "большой" литературы.

3. Конечно. Достаточно исследовать фантастические идеи и сюжеты последнего десятилетия, и вы увидите, что фантастические произведения лишились прелести новизны, которая была у них прежде. И это при значительном росте общего литературного уровня фантастики! Исчезли новые сюжеты, в космической фантастике многократно обыгрываются одни и те же ситуации с пришельцами и межзвездными полетами. Из-за этого создается мнение, что космическая фантастика себя изжила. Или психологическая фантастика. Что нового сказала сна за последние годы о человеке будущего?.. Беда в том, что нет новых фантастических идей, новых фантастических тем. В пору расцвета советской фантастики, лет десять назад, были отработаны первые слои идей, лежащие на поверхности явлений. Сейчас нужно снимать второй слой - смотреть глубже. К примеру, существует фантастика предупреждений. Это попытка показать гибельные последствия ряда отрицательных тенденций в развитии человечества. Первый слой. Дальше, по идее, нужно попытаться ответить на вопрос: как эти последствия предотвратить? Хотя бы в модельном мире фантастики. А таких произведений нет... Или в космической фантастике: давно стало привычным летать в подпространстве, хотя такой способ - не попытка предвидеть будущее реальных межзвездных полетов, а попытка вообще обойти этот вопрос. А как же реально будут летать звездолеты? На этот вопрос ответить трудно, потому что такая фантастическая идея должна обладать определенной научно-технической, а не только литературной ценностью. В идеале фантаст должен уметь предвидеть будущее науки, предвидеть грядущие научные революции. Умели же это делать Жюль Верн, Уэллс, Беляев! Кризис в фантастике (не только в нашей, но и в западной) будет существовать до тех пор, пока фантасты не перейдут к новому качеству...

4. К сожалению, в последнее время фантастика занимает по отношению к науке положение подчиненное. Наука сейчас так развита, что кажется невозможным, чтобы фантасты могли предложить что-то новое, до чего сами ученые еще не додумались. А между тем, одна из многих задач фантастики - будить мысль ученого, лишать ее инерции. Перелеты в подпространстве, стрельба из сигма-бластеров такой задачи не решают, потому что фантазии в этом нет. Но вот вспомните рассказ Б. Шоу "Медленное стекло" или повесть Р. Шекли "Обмен Разумов". Убежден, что ученый, прочитав эти произведения, обретет определенную степень свободы и в своих научных размышлениях, даже если эти произведения прямого отношения к его науке на имеют. В науке сейчас как никогда нужны "безумные" идеи. Способности генерировать "безумные" идеи и должна учить фантастика. Это одна сторона дела. Вторая сторона - фантастика использует чисто научные методы исследования будущего, например, метод моделей. Каждое фантастическое произведение - модель будущего, и чем больше разнообразных моделей, тем более вероятно, что фантастам удастся правдиво описать будущее раньше, чем око наступит.

5. По-моему, пределов для фантазии нет. Или, во всяком случае, не должно быть. Ведь фантастика как раз и должна действовать там, где пасует наука. Прогностика может предвидеть будущее на десяток-другой лет, фантастика забегает на тысячелетия. И даже миллиарды лет - вспомним "Машину Времени" Г. Уэллса. Наиболее интересные фантастические сюжеты лежат, по-моему, как раз за тем пределом, переступать который "не принято".

7. Я не согласен с тем, что фантастика все больше сближается с "большой" литературой. Для некоторых поджанров фантастики это, впрочем, верно - для психологической, например, или для фантастики предупреждений. Но есть поджанры, которые в принципе не могут слиться с "большой" литературой. Как может, например, слиться с нею научно-техническая фантастика, если у них разные методы изображения?

8. "За миллиард лет до конца света" А. и Б. Стругацких.

9. Здесь почти все неправильно в самой постановке вопроса.

Во-первых, что значит "как Вы полагаете"? Я не полагаю, а точно знаю. Каждый автор, пишущий о прошлом или будущем, твердо убежден, что все было (или будет) именно так, как он описывает. Для автора то, что происходит с его героями, реальнее самой реальности. Так что автор-фантаст точно знает, что произойдет в 2079 году. Правда, два разных автора могут знать это совершенно по-разному, - но ведь и в реалистической прозе случаются диаметрально противоположные изображения одного и того же явления. Великая вещь - интерпретация!

Во-вторых, что значит "на какую тему"? Я точно знаю, что в 2079 году не будет произведений "на тему". Литературное произведение будет продуктом совместного творчества автора и читателя. Будут читатели талантливые и бездарные, будут и читатели-графоманы. У талантливого читателя герои будут действовать вовсе не так, как у читателя бездарного, и, возможно, даже не так, как полагал автор (впрочем, в задуманных писателем. рамках!).

В-третьих, что значит "будет написан"? Никто не будет в 2079 году писать книги, бумаги и сейчас не хватает. Автор будет книгу вымысливать, воображать в виде реальных картин, в которых останется много места и для фантазии читателя. Разумеется, не исчезнет и прелесть художественного слова - слова автора будут звучать в подсознании читателя, как бы измысленные им самим, что придаст особую прелесть процессу "сотворчества".

Так как же ответить на такой вопрос, если в нем почти все неправильно?..

10. Проблема, которая встанет перед наукой будущего - вероятно, довольно отдаленного, - изменение законов природы. Во всякой науке есть три стадии "освоения" явления: сначала идет наблюдение, затем явление используется и, наконец, явление изменяется, создается в том виде, которое нужнее. То же будет и с законами природы. Сейчас мы еще на стадии познания их, и нам кажется кощунственной мысль об их изменении. Но придет время, настанет третий этап, и мы начнем менять законы природы: ускорять свет, менять мировые постоянные, создавать новые Вселенные. Из этой научной проблемы вытекает и социальная - изменение законов природы возможно в довольно отдаленном будущем, еще нужно, чтобы человечество до него дожило. Проблема социальная: как избавиться от угрозы войны, как перейти к лучшему строю - коммунизму? Вот, по-моему, самые интересные проблемы. Об этом я писал в повести "Крутизна", пишу и сейчас, ведь это очень большая и сложная проблема...



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Интервью >
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т Ф Ц Ч Ш Щ Э Я
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2018
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001