| ФЭНДОМ > Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью |
620219, г. СВЕРДЛОВСК, ГСП-353
АНКЕТА 1. Когда и почему Вы обратились к фантастике? Было ли опубликовано Ваше самое-самое первое НФ-произведение?
Публикуем заключительную подборку ответов писателей-фантастов на вопросы нашей анкеты. Предыдущие подборки ответов были напечатаны в №№ 4, 6 и 7. * * * Павел АМНУЭЛЬ 1. Мне было тогда лет тринадцать. Шел 1957 год - был запущен первый спутник и опубликована "Туманность Андромеды" И. Ефремова. Какой еще нужен толчок для школьника, который любит пофантазировать? Но любить и уметь - разные вещи. Прошло два года, прежде чем я все же рискнул и послал очередной опус а журнал "Техника - молодежи". Самое удивительное; что опус этот был опубликован! Публикация рассказа, в общем, хорошей службы не сослужила - создала впечатление, что писать фантастику легко... 2. Своей целью я ставлю изображение проблем, которые могут возникнуть перед наукой будущего. Это прогностическая ветвь научно-технической фантастики. Конечно, эта ветвь далеко не исчерпывает фантастику. Фантастика чрезвычайно многообразна и многослойна. По идее, фантастика даже многообразнее обычной "большой" литературы. Вот пример. Даже в популярной сейчас "большой" литературе ветви так называемого производственного романа производство - не более чем фон, на котором изображаются конфликты между людьми. И часто эти конфликты никак с фоном не связаны. Конечно, чем более талантлив писатель, тем более тщательно и жизненно фон выписан. Но никаких собственных идей, собственных предложений автор производственного романа не выдвигает. Фантастика в этом смысле шире. В хорошем фантастическом произведении автор не просто описывает какой-то элемент науки или техники будущего, но выдвигает свою идею нового научного или технического достижения. Свою, а не вычитанную из популярных брошюр. И такие идеи фантастов часто сбываются! Новая научно-фантастическая идея - это свойство фантастики, выделяющее ее из "большой" литературы. 3. Конечно. Достаточно исследовать фантастические идеи и сюжеты последнего десятилетия, и вы увидите, что фантастические произведения лишились прелести новизны, которая была у них прежде. И это при значительном росте общего литературного уровня фантастики! Исчезли новые сюжеты, в космической фантастике многократно обыгрываются одни и те же ситуации с пришельцами и межзвездными полетами. Из-за этого создается мнение, что космическая фантастика себя изжила. Или психологическая фантастика. Что нового сказала сна за последние годы о человеке будущего?.. Беда в том, что нет новых фантастических идей, новых фантастических тем. В пору расцвета советской фантастики, лет десять назад, были отработаны первые слои идей, лежащие на поверхности явлений. Сейчас нужно снимать второй слой - смотреть глубже. К примеру, существует фантастика предупреждений. Это попытка показать гибельные последствия ряда отрицательных тенденций в развитии человечества. Первый слой. Дальше, по идее, нужно попытаться ответить на вопрос: как эти последствия предотвратить? Хотя бы в модельном мире фантастики. А таких произведений нет... Или в космической фантастике: давно стало привычным летать в подпространстве, хотя такой способ - не попытка предвидеть будущее реальных межзвездных полетов, а попытка вообще обойти этот вопрос. А как же реально будут летать звездолеты? На этот вопрос ответить трудно, потому что такая фантастическая идея должна обладать определенной научно-технической, а не только литературной ценностью. В идеале фантаст должен уметь предвидеть будущее науки, предвидеть грядущие научные революции. Умели же это делать Жюль Верн, Уэллс, Беляев! Кризис в фантастике (не только в нашей, но и в западной) будет существовать до тех пор, пока фантасты не перейдут к новому качеству... 4. К сожалению, в последнее время фантастика занимает по отношению к науке положение подчиненное. Наука сейчас так развита, что кажется невозможным, чтобы фантасты могли предложить что-то новое, до чего сами ученые еще не додумались. А между тем, одна из многих задач фантастики - будить мысль ученого, лишать ее инерции. Перелеты в подпространстве, стрельба из сигма-бластеров такой задачи не решают, потому что фантазии в этом нет. Но вот вспомните рассказ Б. Шоу "Медленное стекло" или повесть Р. Шекли "Обмен Разумов". Убежден, что ученый, прочитав эти произведения, обретет определенную степень свободы и в своих научных размышлениях, даже если эти произведения прямого отношения к его науке на имеют. В науке сейчас как никогда нужны "безумные" идеи. Способности генерировать "безумные" идеи и должна учить фантастика. Это одна сторона дела. Вторая сторона - фантастика использует чисто научные методы исследования будущего, например, метод моделей. Каждое фантастическое произведение - модель будущего, и чем больше разнообразных моделей, тем более вероятно, что фантастам удастся правдиво описать будущее раньше, чем око наступит. 5. По-моему, пределов для фантазии нет. Или, во всяком случае, не должно быть. Ведь фантастика как раз и должна действовать там, где пасует наука. Прогностика может предвидеть будущее на десяток-другой лет, фантастика забегает на тысячелетия. И даже миллиарды лет - вспомним "Машину Времени" Г. Уэллса. Наиболее интересные фантастические сюжеты лежат, по-моему, как раз за тем пределом, переступать который "не принято". 7. Я не согласен с тем, что фантастика все больше сближается с "большой" литературой. Для некоторых поджанров фантастики это, впрочем, верно - для психологической, например, или для фантастики предупреждений. Но есть поджанры, которые в принципе не могут слиться с "большой" литературой. Как может, например, слиться с нею научно-техническая фантастика, если у них разные методы изображения? 8. "За миллиард лет до конца света" А. и Б. Стругацких. 9. Здесь почти все неправильно в самой постановке вопроса. Во-первых, что значит "как Вы полагаете"? Я не полагаю, а точно знаю. Каждый автор, пишущий о прошлом или будущем, твердо убежден, что все было (или будет) именно так, как он описывает. Для автора то, что происходит с его героями, реальнее самой реальности. Так что автор-фантаст точно знает, что произойдет в 2079 году. Правда, два разных автора могут знать это совершенно по-разному, - но ведь и в реалистической прозе случаются диаметрально противоположные изображения одного и того же явления. Великая вещь - интерпретация! Во-вторых, что значит "на какую тему"? Я точно знаю, что в 2079 году не будет произведений "на тему". Литературное произведение будет продуктом совместного творчества автора и читателя. Будут читатели талантливые и бездарные, будут и читатели-графоманы. У талантливого читателя герои будут действовать вовсе не так, как у читателя бездарного, и, возможно, даже не так, как полагал автор (впрочем, в задуманных писателем. рамках!). В-третьих, что значит "будет написан"? Никто не будет в 2079 году писать книги, бумаги и сейчас не хватает. Автор будет книгу вымысливать, воображать в виде реальных картин, в которых останется много места и для фантазии читателя. Разумеется, не исчезнет и прелесть художественного слова - слова автора будут звучать в подсознании читателя, как бы измысленные им самим, что придаст особую прелесть процессу "сотворчества". Так как же ответить на такой вопрос, если в нем почти все неправильно?.. 10. Проблема, которая встанет перед наукой будущего - вероятно, довольно отдаленного, - изменение законов природы. Во всякой науке есть три стадии "освоения" явления: сначала идет наблюдение, затем явление используется и, наконец, явление изменяется, создается в том виде, которое нужнее. То же будет и с законами природы. Сейчас мы еще на стадии познания их, и нам кажется кощунственной мысль об их изменении. Но придет время, настанет третий этап, и мы начнем менять законы природы: ускорять свет, менять мировые постоянные, создавать новые Вселенные. Из этой научной проблемы вытекает и социальная - изменение законов природы возможно в довольно отдаленном будущем, еще нужно, чтобы человечество до него дожило. Проблема социальная: как избавиться от угрозы войны, как перейти к лучшему строю - коммунизму? Вот, по-моему, самые интересные проблемы. Об этом я писал в повести "Крутизна", пишу и сейчас, ведь это очень большая и сложная проблема...
ИНТЕРЕСНЫЕ СТАТЬИ
Зубакин Ю. Фантастика Фрэнка Тинсли Зубакин Ю. Гвинейские фантазии на тему Луны и Марса
|
|
|
||