История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

ЗА «КРУГЛЫМ СТОЛОМ» ФАНТАСТЫ

[Кирилл Булычев]

ИНТЕРВЬЮ ФЭНДОМА

© К. Булычев, 1979

Уральский следопыт.- 1979.- 9.- С. 61, 64-65.

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2001

620219, г. СВЕРДЛОВСК, ГСП-353
ул. 8 МАРТА, 8, тел. 51-55-26

25 октября 1978 г.

АНКЕТА

1. Когда и почему Вы обратились к фантастике? Было ли опубликовано Ваше самое-самое первое НФ-произведение?
2. Ставите ли Вы целью своей работы в фантастике изображение будущего и его проблемы? Или всецело озабочено при этом насущными проблемами настоящего?
3. Высказывалось мнение о "кризисе" фантастики. Разделяете ли Вы эту точку зрения?
4. Каковы ныне, на Ваш взгляд, взаимоотношения фантастики и науки? Не исчерпала ли своих возможностей фантастика сугубо техническая?
5. Существуют ли, на Ваш взгляд, какие-либо ограничения, пределы фантазии, переступать которые не принято?
6. Фантастика - любимое чтение школьников - формирует из них неофитов в лагерь "физиков". А будущие "лирики"? Что даёт фантастика им?
7. Фантастика наших дней все больше сближается с "большой" литературой. Как Вы расцениваете это? Не растворится ли фантастика - в нефантастике?
8. Назовите наиболее интересные, на Ваш взгляд, произведения советской фантастики последних двух - трех лет.
9. Как Вы полагаете, на какую тему будет написан НФ бестселлер 2079 года?
10. Какая проблема (научная, социальная, нравственная) волнует Вас более всего? Над чем Вы сейчас работаете?
11. Что пожелали бы Вы журналу и его читателям?

    Не скупитесь на мысли и улыбку, отвечая нам! Тем более, что не обязательно останавливаться на каждом вопросе.

Публикуем заключительную подборку ответов писателей-фантастов на вопросы нашей анкеты. Предыдущие подборки ответов были напечатаны в №№ 4, 6 и 7.

* * *

Кирилл БУЛЫЧЕВ

1. Самые первые мои фантастические произведения были опубликованы в 1966 году - это были сказки про Алису ("Девочка, с которой ничего не случится") и рассказ "Когда вымерли динозавры" а "Искателе", написанный по той простой причине, что мы с ребятами (я тогда был близок с журналом "Вокруг света") никак не могли придумать, как спасти номер, в котором уже была отпечатана в тираже обложка - на ней была нарисована банка с динозавром на стуле, а рассказ (не помню уже чей) вылетел а самый последний момент, Я поспорил, что напишу за ночь рассказ по обложке. Написал... и с тех пор не смог остановиться.

2. Меня куда больше интересуют проблемы настоящего, чем будущее, а будущее - только как отражение настоящего и его тенденций. И вообще я считаю, что фантастика - это в первую очередь литература и должна писать о людях, как и любая литература, а не о науке. О науке пишет научная и научно-популярная литература (в последнем случае "литература" - термин условный; скажем лучше - "научно-популярное изложение"). Отличие для меня в том, что "художественная (реалистическая) литература" пишет обычно о людях в ординарных, реальных обстоятельствах, а литература "фантастическая" - о тех же людях, поставленных волей автора в невероятные условия.

5-7. Вопрос о пределах фантазии мне совершенно непонятен. Что такое пределы? Давайте договоримся сначала о терминах...

Так же мне непонятен вопрос о лагерях "физиков" и "лириков", непонятен и вопрос о растворении фантастики в нефантастике.

Все это непонимание мое исходит, разумеется, от того, что я не делю принципиально фантастические и нефантастические жанры, потому что не знаю, был ли фантастом Гоголь. Грин или Булгаков. А то знаете, что получается: если хороший писатель пишет фантастику - это мы называем художественной литературой. А если плохой - то навешиваем ему фиговый листочек с надписью "фантастика". Иногда мне бывает стыдно, если меня называют фантастом. В этом у нас почти всегда звучит снисхождение (ах, она так хороша, у нее такие красивые глаза - это говорится о некрасивой женщине, чтобы ее не обижать слишком открыто). Это для меня все равно, как если бы говорили: "Он танцор, правда, танцует не я балете, а чечеточник на выходах"."

8. Что касается последних лет советской фантастики, то я боюсь, что назвать почти нечего. По двум причинам. Первая - почти ничего не издается и оттого общий уровень падает. Для того, чтобы появились жемчужины, надо удобрить поле. Статистика здесь непобедима. Хорошая книга выходит одна на сто - сколько бы их ни выходило в целом. В Америке в год печатается примерно 1000 новых фантастических книг, поэтому там есть 10 хороших ежегодно. У нас десять - попробуй найди. От этого талантливые ребята не идут в фантастику - это работа трудная и неблагодарная. Притока нет. Всем пишущим - за сорок, все мы перевалили за вершину и лучше уже не напишем. Больше того, нет школы, традиции. Сейчас я играю в "Пионерке" в повесть "совместно с читателями". Совместность эта условна, потому что от читателей берутся только некоторые фразы. Но дело в том, что писем приходят тысячи и все они в массе стандартны - дети отталкиваются а своем творчестве от образцов, которые им доступны. Образцов мало, и они невысоки по уровню. Я пессимистичен у отношении завтрашнего дня нашей фантастики, и не только потому, что она вызывает априори недоверие у редактора, и он предпочтет что-нибудь более для него понятное. Удручающе смотреть на рассказы, которые сейчас печатаются, у меня такое впечатление, что в массе все тщательно переписывают какой-то неудачный рассказ, отлично обходясь без мыслей. Отсюда и качество почвы, не которой растут ребята.

И второе. Даже живя в Москве, я не имею возможности купить новую книгу и давно уже не покупал: марка "фантастика" (при полном отсутствии здоровой конкуренции и возможности для читателя сверить, сравнить, подумать) - залог тому, что книга уходит на черный рынок.

Так что последняя вещь, которая мне по-настоящему понравилась, была повесть Стругацких "За миллиард лет...".

9. Не знаю, на какую тему будет написан НФ бестселлер XXI века, и даже боюсь об этом думать. Хорошо бы - не о том, как герой купается в реке и не умирает немедленно от отравления.

10. Какие проблемы меня волнуют? Такие же, как всех. С Викторовым мы написали сценарий о планете, которую ее жители довели до ручки. А вообще мне хочется, чтобы читатель улыбнулся, а потом задумался, но почему-то все чаще редакторы задумываются прежде, чем читатель все это увидит... Так что предпочитаю сейчас работать по специальности и пишу монографию по второй мировой войне в Юго-Восточной Азии и статьи по буддизму.

11. Журнал ваш хороший. Поэтому пожелание мое - чтобы журнал жил и дальше. И традиции у него славные, "следопытские"...

ОТ РЕДАКЦИИ.

Собрались за редакционным столом 19 писателей-фантастов. Непохожих, разно думающих и пишущих, во многом друг с другом не согласных...

Мы не подытоживаем их ответы на анкету "Уральского следопыта": предоставляем сделать это одной из заинтересованных сторон - вам, наши читатели.

Напишите нам: что в ответах писателей показалось вам наиболее интересным? А наиболее спорным? Быть может, вы подметили какие-то любопытные тенденции; быть может, кто-то из фантастов был, на ваш взгляд, излишне субъективен {или, напротив, чересчур беспристрастен} в ответе на тот или иной вопрос? И сами эти вопросы: какие из них показались вам удачными, существенными, а какие - не очень? Кстати, доводись вам готовить подобную анкету, о чем спросили бы писателей-фантастов вы сами?

Ждем ваших писем!



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Интервью >
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т Ф Ц Ч Ш Щ Э Я
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2018
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001