История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

ЗА КРУГЛЫМ СТОЛОМ ФАНТАСТЫ

[Виктор Колупаев]

ИНТЕРВЬЮ ФЭНДОМА

© В. Колупаев, 1979

Уральский следопыт.- 1979.- 7.- С. 46, 48.

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2001

620219, г. СВЕРДЛОВСК, ГСП-353
ул. 8 МАРТА, 8, тел. 51-55-26

25 октября 1978 г.

АНКЕТА

1. Когда и почему Вы обратились к фантастике? Было ли опубликовано Ваше самое-самое первое НФ-произведение?
2. Ставите ли Вы целью своей работы в фантастике изображение будущего и его проблемы? Или всецело озабочено при этом насущными проблемами настоящего?
3. Высказывалось мнение о "кризисе" фантастики. Разделяете ли Вы эту точку зрения?
4. Каковы ныне, на Ваш взгляд, взаимоотношения фантастики и науки? Не исчерпала ли своих возможностей фантастика сугубо техническая?
5. Существуют ли, на Ваш взгляд, какие-либо ограничения, пределы фантазии, переступать которые не принято?
6. Фантастика - любимое чтение школьников - формирует из них неофитов в лагерь "физиков". А будущие "лирики"? Что даёт фантастика им?
7. Фантастика наших дней все больше сближается с "большой" литературой. Как Вы расцениваете это? Не растворится ли фантастика - в нефантастике?
8. Назовите наиболее интересные, на Ваш взгляд, произведения советской фантастики последних двух - трех лет.
9. Как Вы полагаете, на какую тему будет написан НФ бестселлер 2079 года?
10. Какая проблема (научная, социальная, нравственная) волнует Вас более всего? Над чем Вы сейчас работаете?
11. Что пожелали бы Вы журналу и его читателям?

    Не скупитесь на мысли и улыбку, отвечая нам! Тем более, что не обязательно останавливаться на каждом вопросе.

Продолжаем публиковать ответы писателей-фантастов на вопросы нашей анкеты. Предыдущие подборка ответов были напечатаны в №№ 4 и 6.

* * *

Виктор КОЛУПАЕВ

1. В 1965 году написал рассказ на конкурс, объявленный журналом "Техника - молодежи". Рассказ никогда не публиковался. Всегда любил фантастику, а когда увидел, что могу закончить рассказ (начать-то очень легко), увлекся этой работой, да так, что уже больше и не бросал. Первый из опубликованных рассказов - "Билет в детство" - был, кажется, двадцатым из написанных мною к тому времени.

2. Целью своей работы в фантастике я ставлю изображение настоящего. Настоящее интересует меня больше всего. Ведь оно - зародыш будущего. Как всякий, видимо, фантаст, люблю писать и о будущем, но это уже ближе к игре, чистому фантазированию, хотя и здесь вылазят-то, в основном, снова проблемы настоящего.

3. Мнения о "кризисе" в фантастике я не разделяю. Фантастика - неотделимая часть литературы вообще. И "кризис" фантастики означал бы "кризис" литературы, чего, на мой взгляд, сейчас не наблюдается.

4. Взаимоотношения науки и техники сложны и многообразны. В этом процессе под наукой я подразумеваю не только физику (как это часто делается), но и философию, социологию, психологию, организацию науки. В физике фантастика сделала многое. Я не буду касаться "фантастических" открытий, открытых потом и физикой. Главное здесь было в подготовке сознания людей к эпохе НТР, раскрепощение этого сознания. В решении великой проблемы "нестандартного мышления" главная роль принадлежала фантастике. В последние десятилетия фантастика расширила свое поле деятельности. И мне кажется, что намного гуманнее ставить социальные, психологические и прочие эксперименты в романах, чем в действительности. Тем более, что они тотчас же становятся достоянием миллионов людей, которые могут "прокрутить" этот эксперимент в своем сознании и согласиться или не согласиться с ним. Возможности сугубо технической фантастики, видимо, очень ограничены сейчас. Научно-популярные книги, написанные специалистами, читаются с не меньшим, если не большим интересом, чем фантастика. Что же касается всего остального, то взаимосвязь Фантастики и Большой Науки неисчерпаема.

5. Ограничений и пределов фантазии, переступать которые нельзя, на мой взгляд, не существует, кроме нравственных, этических, моральных.

6. Фантастика, конечно же, привлекает школьников в лагерь "физиков". Ничего страшного в этом нет. Физика - не сухая наука, и в ней, может быть, больше всего лирики. Вспомните таких физиков, Как Эйнштейн. Ведь его "физические" труды - это поэмы. Кроме того, фантастика Брэдбери, Анчарова и многих других привлекает школьников в лагерь "лириков". А в какой лагерь привлекает людей фантастика Азимова? Мне всегда казалось, еще со времен известного выступления инженера Полетаева, что проблема "физики" - "лирики" полностью надумана. Есть другая проблема: человек - не человек. И тут уж, кажется, фантастика не оплошала.

7. Действительно. Фантастика все более сближается с "большой" литературой. С одной стороны - возросший уровень литературного мастерства фантастов. Это уже само по себе "большая" литература. С другой стороны - все большее использование "большой" литературой приемов из корзины фантастов. Пример тому латиноамериканская литература, "Мастер и Маргарита" Булгакова, романы Гессе, Абэ Кобо и др. Не знаю, растворится ли фантастика в нефантастике, но если они когда-нибудь и сольются, то это послужит на пользу "большой" литературе.

8. В порядке прочтения мною: "За миллиард лет до конца света" А. и Б. Стругацких, "Сами боги" А. Азимова, "Лунная радуга" С. Павлова.

9. НФ бестселлером 2079 года будет реалистический роман о фантастах, живших сто лет назад.

10. Больше всего меня волнуют нравственные и социальные проблемы добра и зла, красоты, творчества, счастья.



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Интервью >
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т Ф Ц Ч Ш Щ Э Я
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2018
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001