История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

Х. Шайхов

НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОЛЖНО ПРОЯВЛЯТЬСЯ...

ИНТЕРВЬЮ ФЭНДОМА

© Х. Шайхов, 1989

В мире фантастики: Сб. лит.-крит. статей и очерков.- М.: Мол. гвардия, 1989.- С. 18, 23-24.

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2001

АНКЕТА

1. Какие научные проблемы и гипотезы ставит НТР перед фантастикой в наше время?

2. Какие новые задачи возникли перед фантастикой в период возникновения опасности "звездных войн"?

3. Каковы возможности фантастики отображать героическое прошлое нашего Отечества на разных этапах его истории?

4. Какие направления, на ваш взгляд, характерны для фантастики 20, 80, 40, 50-х и далее вплоть до 80-х годов XX века?

5. Что вас привлекает в научно-фантастической литературе: динамичные, увлекательные сюжеты или концепции - футурологические, утопические, сатирические, игровые, сказочные и т. д.?

Эти вопросы были посланы писателям-фантастам.

ХОДЖИАКБАР ШАЙХОВ

НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОЛЖНО ПРОЯВЛЯТЬСЯ...

1. В ваше время НТР ставит перед фантастикой проблемы полного раскрытия творческих возможностей человека (имеется в виду парапсихологические, психодинамические и пр. возможности). А фантастика, в свою очередь, учит нас правильно воспринимать могучее влияние науки на общественную жизнь, на искусство, другие сферы человеческой деятельности, предостерегает нас об опасностях, которыми грозит ее неумелое использование и раскрывает перед нами широкие возможности науки.

2. В период возникновения опасности "звездных войн" усиливается предупреждающая функция фантастики. Она должна незамедлительно осмыслить и дать панорамную картину последствий космических войн с тем, чтобы предостеречь человечество от гибельного шага.

3. Возможности фантастики отображать героическое прошлое нашего Отечества безграничны. Как и "большая художественная литература", она способна охватить все глубинные пласты истории на всех ее этапах, причем охватить не просто объективно, но и с выдвижением совершенно новых исторических версий, гипотез, основываясь, разумеется, строго на научных данных.

4. На этот вопрос лучше ответят критики и литературоведы от фантастики.

5. Я считаю, что в лучших произведениях фантастики органично должны быть соединены интересная научно-техническая идея, сильный приключенческий элемент, динамика действия, чтение, четкие, героические характеры персонажей, обоснованные идеей и характерами ситуации. И все это должно быть, разумеется, отображено в высокой художественной форме.

Как известно, уже где-то два десятка лет идут критические дискуссии о том, что жанр следует поделить на "чисто" научную фантастику, приключенческую, сказочную, социально-нравственную, философскую, утопическую и т. д. Однако творческая практика показывает, что только в неполноценных произведениях происходит указанное расслоение. И тогда появляются опусы, либо нестерпимо перегруженные всяческим техницизмом, либо "космические вестерны", либо, наоборот, сугубо "гуманитарные", не менее скучные, сюжетно вялые. Словом либо "научная" схема, либо схема нравственно-дидактическая... Убежден, что "ток в цепи", "кровь в сосудах" появляются только тогда, когда все это "играет за одну команду", взаимно питая друг друга. Иначе говоря, только синтез научно-технических проблем и проблем гуманитарных, психологических, если этот синтез найден писателями, дает полновесный художественный результат. В этом смысле жанр научной фантастики даже несколько каноничен, как и хороший детектив, но и всякие попытки уйти от этих канонов приводят к произведениям-уродцам. Творческое следование основным принципам жанровой поэтики не есть эпигонство, оно укрепляет научную фантастику как особый, очень нужный и популярный жанр. Речь идет, конечно, не о воспроизведении одних и тех же сюжетных "матриц", но об острой комбинационной игре в пределах определенных правил, и в этом смысле фантастика схожа с шахматами, игрой жестко регламентированной и в то же время неисчерпаемо богатой творчески.

Меня интересует и такой вопрос - в каких формах и пропорциях должны отражаться в фантастике национальное и интернациональное?

В фантастике о прошлом национальный колорит может и должен проявляться повсеместно. То есть в такого рода произведениях имеется большой "фронт" для использования мотивов и приемов устного народного художественного творчества, для описания национальных традиций, обрядов и пр.

В фантастике о дне сегодняшнем национальное должно проявляться прежде всего в раскрытии национального характера.

Что касается фантастики о будущем, то и здесь национальные приметы органично должны существовать. Они проявляются частично в форме и - в большей степени - в содержании. В одних случаях это какие-то второстепенные признаки, в других - более ощутимые и важные детали. Причем в таких произведениях национальное и интернациональное взаимодействуют по сложным и неоднозначным законам, обогащая друг друга, отражаясь в характерах героев и в манере повествования.

Придаю я большое значение и взаимоотношению фантастики, фольклора и мифологии. Назовите мне любые фантастические мотивы, элементы, либо образы из современной фантастики, а я вам найду их "прототипы" в фольклоре, мифологии.



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Интервью >
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т Ф Ц Ч Ш Щ Э Я
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2018
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001