История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

Аркадий Стругацкий

«ЛИЧНОСТЬ ПРЕВЫШЕ ВСЕГО!»

ИНТЕРВЬЮ ФЭНДОМА

© К. Исааков, А. Стругацкий, 1988

Комсомолец (Челябинск).- 1988.- 24 сент.- ( 15-117).- С. 8

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2001

- Итак, своего рода прогноз на перестройку?

- И прогноз дальний. Как много мы сейчас слышим причитаний: три года прошло, а у нас так ничего и не происходит - в экономике, в искусстве... Только ведь три года, - ничтожный срок. У нас происходит революция, которая должна привести страну к процветанию. Либо мы скатимся на положение третьестепенной державы.

- То есть альтернативы нет?

- Ну почему? Я думаю, очень многих устроит как раз пребывание на положении третьестепенной державы. Одно из самых страшных последствий сталинизма и периода застоя - из людей выбили гордость за свою Родину. Иногда встречаюсь с прежними товарищами - бывает, пути в свое время разошлись, - и слышу: а пропади все оно пропадом, вот водку не продают - это плохо, вот колбасы в магазине нет; и что это за перестройка, когда колбасы не купишь... "Где сахар?" - вот что они спрашивают. "Где моя гордость за Родину?" - на спрашивают.

- И как переделать обывателя?

- Это вообще не вопрос. Сталиниста не переделаешь. Не переделаешь и тунеядца. Можно, конечно, его заставить вкалывать, но что это будет за работа? Вся надежда на то, что мы сумеем воспитать новых людей, свободных от предрассудков прежних лет. Когда я говорю "мы", даже не знаю, кого имею в виду. У нас катастрофическое положение с педагогической наукой.

- Но если рассчитывать на тех, кто сейчас только подрастает, то даже самых первых результатов перестройки можно ждать лет так через двадцать?

- Чтобы построить другое общество, нужно два-три поколения, не меньше. И воспитывать их надо совсем по-другому, не так, как у нас сейчас принято. А ведь есть талантливые, яркие педагоги! Надо создавать для них условия максимального благоприятствования - и тогда за ними потянется учительский "середняк". Каждый из таких учителей-новаторов, обрастая единомышленниками, способен создать свое направление, свою школу, из совокупности которых и должна родиться Школа - та самая, что формирует не среднеарифметического обывателя, а личность. Единая для всех школьная программа - вздор. Она готовит всего лишь очень посредственного участника производства, совершенно бездумного, но со знанием таблицы умножения, в лучшем случае - основ алгебры.

И еще: педагогические таланты выявлять надо в самом раннем возрасте. Академик Колмогоров отбирал ребят с математическими способностями, кто-то занимается отбором детишек с шахматными наклонностями. Но никто до сих пор не додумался отыскивать потенциальных педагогов - тех, кто любит и умеет возиться с младшими. Что до государственных дотаций, то на образование они должны направляться даже прежде, чем на армию.

- Сейчас мы откровенно говорим о социальном расслоении в нашем обществе. Чьим же идеалом служил долгие годы миф о единстве?

- А это воплощение армейского идеала. Солдаты могут сколько угодно бить друг другу морду в казармах, но в строю они все - в одной форме, одинаково острижены. Какой офицер согласится командовать необученной, галдящей толпой, в которой каждый со своим мнением, своим взглядом на вещи? Это же противоречит главному армейскому принципу - принципу шеренги. Вот Сталин и выстроил весь народ в шеренгу. А кто чуть-чуть завертел головой - в лагеря: там, в опутанном проволочной колючкой строю, не повертишься.

- Но возможность иметь и высказывать свое мнение, плюрализм взглядов пока у нас приводит чаще к конфликтам, барахтаемся в демократии подчас очень неловко...

- А учиться надо - другого выхода нет. Мы еще не умеем спорить: из-за непривычки к демократии. Если уж дали возможность, то не напишешь: "Мне кажется, что предложение тов. Иванова насколько неразумно". А напишешь: "По-моему, Иванов - дурак. И осел в придачу". Редактор "осла" вычеркнет. А "дурак" останется.

- Но не опасна ли такая, мягко говоря, некорректность для самой демократии?

- Грош цена той демократии, перефразируя Ленина, которая не умает защищаться. Пусть учится.

- И какую же роль писатель "братья Стругацкие" отводит сегодня себе?

- Мы будем писать. Возникают новые идеи, новые люди, ситуации. Обобщить все это - вот что от нас требуется.

Главный для писателя вопрос - как внешний мир, события влияют на личность? Живем ведь пока скверно, страшно неуютно. Так, наверное, но живут ни в одной из цивилизованных стран. Все - проблема. Ремонт, детский садик, квартира, переезд на дачу, сахар, водка, горячая и холодная вода... Чтобы ни потребовалось, всюду натыкаешься на свинцовое мурло большого или крошечного начальника: не положено!

Больше воздуха, больше свободы - вот что сейчас нужно. Красный свет старому мерзкому лозунгу: государство превыше всего. Мы уже знаем, к чему это приводит. Нет. Нашим нынешним лозунгом должно быть: личность превыше всего.

    Беседу вел
    К. ИСААКОВ,
    (Пресс-бюро "Комсомольской правды").



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Интервью >
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т Ф Ц Ч Ш Щ Э Я
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2018
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001