История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

Аркадий Стругацкий

НИ СЛОВА О ПРИШЕЛЬЦАХ

ИНТЕРВЬЮ ФЭНДОМА

© А. Комраков, А. Стругацкий, 1988

Космомолец (Челябинск).- 1988.- 7 мая.- ( 55-57).- С. 9.

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2001

Если вам доведется когда-либо встретиться с писателем-фантастом Аркадием Стругацким, не спрашивайте его о летающих тарелках, инопланетянах или о жизни на Марсе. Он этого не любит.

- Поверьте, НЛО не главное, что может будоражить мысль человека в 63 года, - говорит автор книг "Трудно быть богом", "Понедельник начинается в субботу", "Жук в муравейнике", "Пикник на обочине", "За миллиард лет до конца света" и многих, многих других. - Тем более, что и в реальной, земной, жизни происходит немало странных, порой необъяснимых вещей. Возьмем хотя бы нашу фантастическую литературу. Здесь парадоксы встречаются на каждом шагу.

Вот один из примеров. Написали с братом Борисом новую повесть "Отягощенные злом, или Сорок лет спустя". Считаем ее одним из самых серьезных и трудных наших произведений. Право на ее публикацию попросила редакция журнала "Юность". Но лично я не уверен, что первыми читателями этой сложной повести должны стать подписчики молодежного журнала. А что делать? Специализированных журналов для фантастики у нас в стране нет.

Другой пример. Прошлым летом побывали с братом в английском городе Брайтон. Нас пригласили в качестве почетных гостей на традиционную встречу любителей фантастики "Конвент-87". То, что мы там увидели, - предмет зависти любого поклонника этого жанра в нашей стране. Посудите сами. Несколько тысяч читателей, съехавшихся со всего земного шара, могли узнать о новинках в области фантастики из первых уст. В программе "Конвента" были встречи с известными писателями, редакторами специализированных журналов и альманахов, представителями прессы. В ходе многочисленных бесед, обмена информацией выяснялся спрос на этот вид литературы. Уверяю, что удовлетворяется он зарубежными издательствами полно.

- По самым скромным подсчетам, книг этого жанра ждут около 10 миллионов читателей нашей страны. Сколько придется ждать, никто не знает, - продолжает писатель. - Со скрипом открываются перед моими собратьями по перу двери книжных издательств. Но ненормальное положение, когда мощный литературный пласт искусственно сдерживается, долго просуществовать не сможет.

В прошлом те времена, когда о фантастике писали "обедненный жанр", когда считалось, что она не имеет права выходить за рамки утопических картинок о будущем или что ее удел только прогнозирование научно-технического прогресса. Высказывались и такие мнения, что фантастика - это книжки для детей. Действительно, основной наш читатель - молодежь. То есть возрастная группа людей, которые чаще других задумываются: а что там, в будущем? И мы вместе с ними ищем ответы.

Серьезная литература имеет неограниченное право на выбор тем и объектов своего внимания. Серость мысли, убогость слова не прикрыть никакими сюжетными выкрутасами и нагромождением технократических терминов. А талантливое произведение талантливо, независимо от того, на какой планете разворачиваются его события. Элементы ирреального часто нужны автору, чтобы "развязать себе руки", раскрыть простор для полета мысли.

За такие полеты Стругацким нередко доставалось от критиков. Целую волну возмущений, сомнений, намеков вызвали их повести "Хищные вещи века" и "Улитка на склоне". Их обвиняли, например, в нечеткости социальной позиции. Допытывались, а на какой это общественный строй намекают авторы, описывая некую "Страну дураков", обитатели которой живут в полном материальном изобилии. Целью этого мысленного эксперимента было стремление показать, что отсутствие потребности в труде может привести к духовной пустоте, нравственной апатии.

Пьянство и разврат процветают среди персонажей книги "Хищные вещи века", вышедшей в свет в 1965 году. А через несколько лет была написана "Улитка на склоне", где нарисована мрачная картина жизни людей, загнанных в глухие леса и стоячие болота. Как не вспомнить предостережения в наши дни, когда общество расплачивается за годы застоя, борется с алкоголизмом.

Что это - особый дар предвидения, свойственный таланту писателя-фантаста?

- Просто опыт и умение здраво оценивать события. Сейчас, например, модно проводить параллели между чернобыльской аварией и событиями, описанными в нашей книге "Пикник на обочине". Никаких пророчеств мы не делали. Просто писали о том, что волновало: о возросшей ответственности человека перед природой в век небывалого натиска научно-технического прогресса...

Вообще последнее время Стругацкие стараются быть ближе к Земле. Их творчество все чаще обращено к проблемам нашей планеты. Но с мыслью о пришельцах они не расстались.

- Судя по вашим книгам, к встрече с ними нужно готовиться уже сегодня?

- Ни слова о НЛО. Пока в положении нежелательного гостя находится сам этот жанр. А ведь серьезная фантастика призвана приподнять человека над его ежедневными заботами, заставить оценить себя с высот Вселенной.

    Артем КОМРАКОВ,
    корр. ТАСС.
    МОСКВА.



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Интервью >
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т Ф Ц Ч Ш Щ Э Я
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2018
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001