| ФЭНДОМ > Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью |
От редакции: Да чего же все-таки удобная штука электронная почта! Сегодня ты только отослали свое письмо, а завтра уже можете читать ответ, пришедший с другого конца света. Например. Степан Вартанов, автор многих заметных рассказан, повести "Белая дорога" и сборника "Смерть взаймы", в настоящее время проживает в Канаде. Да и до Перми, откуда родом другой наш герой, Сергей Щеглов, бумажному письму добираться не один день. При помощи же компьютерных сетей Интернет и FIDO мы сумели передать наши вопросы авторам и получить ответы буквально в течение недели. Конечно, переписка не может в полной мере заменить личный контакт, но оперативность, на наш взгляд, несколько компенсирует этот существенный недостаток. Оба автора, которым мы предоставляем слово в этом номере, хорошо известны фэндому задолго до выхода в свет книг "Часовой Армагеддона" и "Смерть взаймы", и назвать их дебютантами уж точно никак нельзя. Оба они достаточно удачно отметились в фантастике еще в конце восьмидесятых - начале девяностых, но до сих пор, как нам кажется, были не слишком избалованы вниманием критики - пусть даже фэн-критики. А между тем, не исключено, что именно творчество этих писателей в ближайшем будущем будет определять лицо отечественной фантастики. По крайней мере, у писателей есть мощный творческий потенциал, а также желание и силы активно этот потенциал реализовывать. И пускай кое-что в их творчестве может вызвать неприятие у определенного сорта читателей, даже самый прожженный скептик не будет отрицать, что и тот, и другой автор обладают немалым талантом. Мы же всего-навсего попробовали выяснить, как сами писатели относятся к процессу и результату своего творчества. Наши вопросы: 1. Какие книги и какие авторы оказали на Вас наиболее сильное влияние? 2. Ловили ли Вы себя в своем творчестве на подражании кому-либо? Если да - то кому? 3. Что заставило Вас обратиться в своем творчестве именно к фантастике? 4. Над чем в художественном произведении Вы работаете наиболее тщательно, что на Ваш взгляд получается легче всего, а что - сложнее: сюжетная фабула, язык или характеры героев? 5. Пытаетесь ли Вы в своих произведениях отражать тенденции современного общества (если да, то какие), или Вас более интересуют личностные проблемы героев? 6. При каких обстоятельствах была издана первая Ваша книга? Степан Вартанов:
1. Стругацкие - "Обитаемый Остров" и "Парень из преисподней". В особенности - "Парень из преисподней"... Я тогда заявился в гости к Аркадию Натановичу ("хочу быть вашим гостем"). Он, кажется, удивился, но книжку мне подписал....Умнейший был человек, и очень интересный собеседник... Александр Мирер - "Дом скитальцев". Плюс - он вбил-таки мне в голову простую идею, что мало хотеть писать, надо знать, как это делается. Смех смехом, но для меня в свое время это было откровением. Помнится, он привел в пример "Звездные войны", с их классической раскладкой: хороший, его учитель, его друг, девушка, главный плохой, его правая рука и так далее... За то, что я принялся воплощать эти идеи в жизнь, Эдик Геворкян обозвал меня "поп-фантастом". Кажется, поделом. 2. Еще как! Фразы и сюжетные ходы Стругацких, которые я с изумлением обнаруживаю у себя в книжках, это просто беда какая-то! Уж очень хорошо они писали... Умышленно же - нет, не подражал. Разве что - пародировал, но это не в счет. 3. Ну, это просто. Книжная полка моего дяди. Потом - викторины "Уральского Следопыта". Я там даже книжку выиграл - Другаля, "Тигр проводит вас до гаража". А вообще фантастика - это та же литература, только там больше разрешено. А когда здравый смысл становится помехой, можно писать фэнтези. 4. Ни то, ни другое. Все, я повторяю, все мои "произведения", кроме нескольких, изначально задуманных как юмористические, так вот - они все были, по замыслу, очень серьезными и глубоко психологическими. Затем, я уж не знаю как, вместо "ходилки-думалки" получалась очередная "стрелялка-бегалка", в моем любимом жанре "скоростного спуска с лестницы", то, что деликатный В. Гончаров назвал "местами кажется, что он просто с трудом поспевает за картиной разворачивающихся событии, едва успевая подбирать слова для ее описания." Сам по себе сюжет - дело несложное. Но ни разу не было так, чтобы он не менялся несколько раз в процессе написания книги. Радикально. Та же "Белая дорога" была изначально детской повестью. А "Кристалл" был больше о разборках организованной преступности... Словом, судите сами. Полагаю, правильнее будет сказать - все получается само собой. 5. Пытался отражать, так будет точнее. Потом перестал. Бессмысленно это. Человеческие отношения остаются, по сути своей, теми же, происходи дело в эпоху строительства коммунизма или в эпоху обвала рубля. Да и потом, хочешь ты или нет, тенденции эти все равно... отразятся. Личные проблемы героев - тут сложнее. Наверное, все-таки, меня больше интересует, как эти герои будут выкручиваться из придуманных мною ситуаций. Характеры проявятся сами - через их действия. 6. Книга или рассказ? Рассказ был издан "Уральским следопытом", и был это "Город Трора". К вопросу о "тенденциях общества": Трор был списан с дедушки Ленина, хотя ни лучше, ни хуже рассказ от этого не стал. Я очень благодарен Виталию Бугрову за этот рассказ, не издай он его, вполне возможно, не было бы и остального. Первая книга вышла в "Молодой гвардии", ВТО, это была "Белая дорога". В ней слегка изменилась пара мест" включая концовку, но, не сильно. Опять же - большое спасибо Пищенко, и отдельное - Силецкому, который провел со мной воспитательную работу на тему "надо ли молодому автору привередничать при выборе издателя". Одной фразой провел, но как лихо закрутил! К сожалению, фраза не для печати. А вообще я считаю, что мне повезло с публикациями. По-настоящему, крупно повезло. А то, что рубль валится каждый раз, когда мне собираются платить гонорары, так ведь это же совпадение. Правда?
ИНТЕРЕСНЫЕ СТАТЬИ
Брэдбери Р. Непрочитанные книги умеют мстить Зубакин Ю. Крылатые марсиане Герберта Уэллса Орлов В. Три стихии Александра Беляева Зубакин Ю. Инопланетный электронный мозг Афонин В., Дышленкова Р., Курочкин Н. Возвращение «Могилы Таме-Тунга»
|
|
|
||