История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

ЗА КРУГЛЫМ СТОЛОМ ФАНТАСТЫ

[Валентина Журавлева]

ИНТЕРВЬЮ ФЭНДОМА

© В. Журавлева, 1979

Уральский следопыт.- 1979.- 7.- С. 46-48.

Публикуется с любезного разрешения В. Н. Журавлевой - Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2001

620219, г. СВЕРДЛОВСК, ГСП-353
ул. 8 МАРТА, 8, тел. 51-55-26

25 октября 1978 г.

АНКЕТА

1. Когда и почему Вы обратились к фантастике? Было ли опубликовано Ваше самое-самое первое НФ-произведение?
2. Ставите ли Вы целью своей работы в фантастике изображение будущего и его проблемы? Или всецело озабочено при этом насущными проблемами настоящего?
3. Высказывалось мнение о "кризисе" фантастики. Разделяете ли Вы эту точку зрения?
4. Каковы ныне, на Ваш взгляд, взаимоотношения фантастики и науки? Не исчерпала ли своих возможностей фантастика сугубо техническая?
5. Существуют ли, на Ваш взгляд, какие-либо ограничения, пределы фантазии, переступать которые не принято?
6. Фантастика - любимое чтение школьников - формирует из них неофитов в лагерь "физиков". А будущие "лирики"? Что даёт фантастика им?
7. Фантастика наших дней все больше сближается с "большой" литературой. Как Вы расцениваете это? Не растворится ли фантастика - в нефантастике?
8. Назовите наиболее интересные, на Ваш взгляд, произведения советской фантастики последних двух - трех лет.
9. Как Вы полагаете, на какую тему будет написан НФ бестселлер 2079 года?
10. Какая проблема (научная, социальная, нравственная) волнует Вас более всего? Над чем Вы сейчас работаете?
11. Что пожелали бы Вы журналу и его читателям?

    Не скупитесь на мысли и улыбку, отвечая нам! Тем более, что не обязательно останавливаться на каждом вопросе.

Продолжаем публиковать ответы писателей-фантастов на вопросы нашей анкеты. Предыдущие подборка ответов были напечатаны в №№ 4 и 6.

* * *

Валентина ЖУРАВЛЕВА

1. В 1958 году. Фантастикой интересовалась и раньше, пробовала писать, но дальше черновиков дело не шло. Первый доведенный до "беловика" рассказ - "Сквозь время".

2. Между "будущим и его проблемами" и "насущными проблемами настоящего" лежит огромная область, представляющая, на мой взгляд, наибольший интерес для фантастики. Это область не сделанных еще открытий, только-только начатых поисков, смутных догадок и прозрений. Кто-то впервые вторгается в неведомое - это не "насущная проблема настоящего". Не и не "будущее с его проблемами". Например, в моем рассказе "Приключение" речь идет о темпах познания мира и в связи с этим о внутренней драме ученого. В детстве и юности человек быстро открывает мир - читает, учится, словом, идет по дороге, проложенной другими. А потом выходит на передний край науки, и темпы открытия нового резко снижаются: надо самому прокладывать дорогу. Человеческая жизнь коротка, и ученого не может не волновать сознание того, что на большинство интересующих его вопросов он так и не получит ответа. Это драма Леонардо, Дарвина, драма на все времена, а именно на настоящее или будущее.

3. Литература вообще не развивается по монотонно поднимающейся кривой. Уровень литературы определяется уровнем ведущей группы писателей. Группа эта обычно невелика и потому подвержена влиянию случайных факторов. Отсюда закономерность подъемов и спадов. Был ли спад в русской поэзии после гибели Пушкине и Лермонтова? Безусловно! Был ли спад в русской прозе после смерти Чехова и Толстого?.. Был ли спад (идя "кризис") в советской юмористической литературе после смерти Ильфа и Петрова и прекращения деятельности Зощенко?..

В 60-е годы уровень советской фантастики определяли 8-10 человек. Но умерли Ефремов, Днепров, Варшавский, перестали печататься Стругацкие... Изменилось отношение издателей и редакторов к фантастике...

Спад в фантастике один раз уже был - в начале 30-х годов. Дело дошло до того, что в год выходили всего 1-2 книги. Кризис затянулся тогда на четверть века (конечно, надо учесть, что этому способствовала и война), перелом наступил только после "Туманности Андромеды".

Чтобы начинающий автор "оперился", нужно 5-10 лет. Нужна и благоприятная атмосфера... Прежде всего, мне кажется, надо тщательно исследовать внешние и внутренние причины нынешнего спада. Извлечь уроки на будущее...

4. Наша цивилизация - научно-техническая. Сто лет назад это не ощущалось с такой ясностью. Ныне все явления жизни зримо саязаны с наукой и техникой. Облик грядущего тем более будет определяться научно-техническими факторами. Поэтому фантастике (и вообще литературе) никуда не уйти от науки я техники. Можно ли написать "Аэропорт", не зная в тонкостях "авиапроизводства"? А ведь это не фантастика... Фантастика имеет дело с ситуациями небывалыми, причем "небывалость" - в большинстве случаев - создается научно-техническими факторами. Азимов как-то сказал: "Писатель-фантаст должен поддерживать хотя бы шапочное знакомство с наукой". Как минимум нужно "шапочное знакомство" Нередко знакомство должно быть основательным. Даже для сказочного "Замка гоблинов" ["Заповедника гоблинов - ЮЗ] Саймаку потребовалась своего рода наука (квазинаука).

5. Фантазия используется в научной фантастике как средство. Писатель вводит некий фантастический эффект - и стремится проследить последствия. "Допустим, у майора Ковалева исчез нос. Что из этого получится?.." Ограничения здесь чисто художественные. Желательно, чтобы при небольших фантастических допущениях были большие художественные следствия. Гора не должна рожать мышь. Можно ли, например, "нафантазировать" мир, совершенно не похожий на наш? Можно. Но должен быть какой-то смысл. Писатель должен чем-то обогатить читателя, что-то открыть ему, заставить о чем-то задуматься. Вот "Сами боги..." Азимова - там изображен совершенно чужой мир. Но зачем он показан? Непонятно... А в "Городе" Саймака неограниченная фантазия позволяет представить мысленные - хотя и невероятные - пути развития цивилизации на тысячи лет вперед. Фантазия Саймака заставляет работать мышление читателя: в чем-то соглашаться, что-то отвергать, по-новому видеть старое и думать, думать, думать...

6. Деление на "лириков" и "физиков" весьма условно. Идет научно-техническая революция. Это значит, что даже "лирика" становится "физической лирикой". Чистая лирика (Есенин, например) кончилась полвека назад. В гуманитарные науки, в гуманитарное мироощущение, в гуманитарный образ жизни вторгается точная наука - со своим видением мира и своим стилем жизни. Дети всегда на уровне своего времени. Нынешнюю волну "технизации" и "наукизации" они воспринимают как естественный образ мира. В рисунках, сделанных детьми-"лириками", появляются ракеты, инопланетные пейзажи, роботы и бесчисленные земные машины. В стихах, написанных юными "лириками", фигурируют не только облака, но и инверсионные следы реактивных самолетов...

Так что фантастика дает "лирикам" то же, что и "физикам", - умение видеть сегодняшний мир в развитии и готовность принять завтрашний день.

7. Отделение фантастики от "большой" литературы - явление внешнее, административное, объясняющееся недопониманием, консерватизмом, психологической инерцией. К тому же фантастика молода, ей немногим более ста лет; накопятся сильные произведения, окрепнет "фантастическое" литературоведение и барьер между фантастикой и "большой" литературой рухнет. Почему в анкете это называется "растворением" и рассматривается как угроза, я не знаю. Разве "Алиса", насквозь сказочно-фантастическая, потерпела ущерб, став "большой" литературой? "Туннель" Келлермана с момента появления был причислен к "большой" литературе (хотя это классическая научная фантастика)- что тут страшного? В литературоведении много косного, в частности оценка по авторам, а не по произведениям.

Рассказы Ефремова когда-то впервые были напечатаны в "Новом мире". Если это "растворение" - я его всецело приветствую.

8. "За миллиард лет до конца света" Стругацких.

9. Бестселлеры по самой своей природе средние (а иногда и просто слабые) книги, попавшие а резонанс с сегодняшним настроением или сегодняшними вкусами литературной толпы. "Онегин" и "Годунов" не были бестселлерами; в бестселлерах тогда ходили произведения, ныне совершенно забытые. Хорошая (в тем более великая) книге всегда в чем-то опережает свое время. Нужны годы (иногда и десятки лет), чтобы люди поняли и оценили хорошую книгу. К тому же хорошие книги обычно создаются в течение 10-20 лет. Они раскрываются перед читателями постепенно, по частям. Например, "Тихий Дон" и "Петр Первый". Или "Марсианские хроники". Или "Город" Саймака.

Бестселлер - явление на стыке массовой психологии и торговли. Будем надеяться, что за сто лет понятие "бестселлер" забудется. Наряду с понятием "грипп".

10. В 1898 году в Лондоне вышел роман "Тщетность", написанный малоизвестным журналистом Морганом Робертсоном. Речь шла о громадном корабле "Титан", налетевшем на ледяную гору в Северной Атлантике. В 1912 году, когда погиб "Титаник", мир был потрясен точностью, с которой Робертсон предсказал катастрофу. Время, место, все данные корабля, обстоятельства катастрофы - все совпало до мельчайших деталей. Робертсона затравили, словно он был виноват в гибели "Титаника": в пророков, предвещающих беды, издавна кидали камни... Я пишу рассказ о Робертсоне: как мог человек осуществить прогноз с такой невероятной точностью?..

А вообще меня всегда интересует одна проблема, имеющая тысячи граней: выход человека за пределы того, что считается его возможностями. Вся история человечества - это расширение круга возможностей. Здесь первоисточник многих конфликтов. Здесь много загадочного. Как, например, Леонардо сумел, подняться над своим временем и заглянуть на века вперед?

11. Журналу: 1) поменьше фантастики "вторичной", побольше яркой, новаторской, психологической, социальной; 2) постоянной рубрики с анализом фантастики. Читателям: вдумчивости. Умения отличать ремесленную работу от искусства и отбрасывать, не дочитывая, халтуру и примитив. И здоровья, чтобы дожить до нового подъема фантастики.



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Интервью >
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т Ф Ц Ч Ш Щ Э Я
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2018
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001