| ФЭНДОМ > Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью |
Уважаемые коллеги! Прочитал широко развернувшуюся в подпольной печати грызню на счет первого выпуска «Фэн-Фэн» и – верите – не смог удержаться. Дискуссия – это конечно очень хорошо и даже необходимо, но давайте сначала договоримся, о чем спорить и зачем. Начну по порядку – с О. Токаревой. Верю, что она хороший человек, искренне заботящиеся о КЛФ движении, но, тем не менее, не вполне понимаю ее напористость и комсомольский задор. Жестким прессингом строгой пионервожатой, под звуки горна и барабана, она проехалась по совершенно невинному сборнику, отчитывая его авторов, словно пятиклассников, не сдавших вовремя металлолом. В чем она их только не обвинила... И марксизм-то они не знают, и анархизм им не чужд, и перед английской клубной системой преклоняются, и кастовость у них процветает, и с бюрократизмом у них смычка, а те, кто отстаивает «живую неформальную сущность», вообще гангстерги и неофашисты. Короче, если кому-то не досталось, милости просим – коллега еще добавит. И все это посыпалось – повторяю – на вполне невинный сборник. Кто не верит – пусть еще раз перечитает «Фэн-Фэн». Поймите меня правильно, я не собираюсь с пеной у рта отстаивать позицию авторов. В целом сборник весьма слаб. Есть там и явные фантазеры (например, Никифоров, мечтающий о лазерном принтере в книжном магазине, или Дьяков, который собрался до последней капли крови бороться за мир в своем родном городе Чебоксары). Есть вполне трезвые мысли, конкретные детали работы сегодняшней и работы на перспективу. Есть и очевидный бред, например, иметь всем обязательную подписку на «Уральский следопыт», или что-то собирать и издавать, как это делается в Омске, хотя даю вам голову на отсечение, такого за нами не водилось. В общем, среднеквадратичное отклонение довольно приличное. И это не удивительно – в большом коллективе всегда достаточно людей, которые готовы выплеснуть на доверчивых слушателей свои ортодоксальные откровения. Этого не избежать, даже если мы выстроимся в походные колонны и будем всем КЛФ движением шагать по необъятным просторам нашей родины, поэтому я бы посоветовал коллеге Токаревой оставить ненадолго свой интеллектуальный снобизм и назидательность. Не надо делать из мухи слона! Ради торжества справедливости хочу заметить: в целом ее статья мне импонирует, подробнее на этом я остановлюсь несколько ниже, а пока хочется сказать и о других участниках дискуссии. «Крик души» Бережного с множеством эпитетов и взвизгами типа: «забодай ее комар!» на мой взгляд, попросту неприличен, формула Паниковского «а ты кто такой?» не совсем уместна в культурной полемике между коллегами по работе в КЛФ. Я не буду подробно на этом останавливаться, благо за честь прекрасной дамы вступились без меня, правда доводы благородного идальго Ираклия начинают быстро утомлять и больше напоминает шельмование, против которого он и поднимает свое рыцарское копье. Ну да пусть это останется на совести автора. Хотелось бы сказать еще вот что: коллеги, давайте вместе пообещаем читать только то, что написано, а, не заглядывая между строк, и не дергать друг у друга цитаты, подтасовывая их по своему усмотрению. Не надо ударов ниже пояса – это утомляет и затуманивает суть спора. Да, чуть не забыл, – не будем считать себя умнее остальных. Пусть равенство и братство будет аксиомой. Теперь я наберусь наглости и попробую порассуждать. Читателя прошу набраться терпения – очень уж мне хочется остановиться подробнее на некоторых положениях статьи Токаревой, заранее прошу прощения у всех уважаемых коллег за то, что берусь за эту авантюру не имея философского образования, так же заранее извиняюсь перед отцами-основателями и седобородыми аксакалами-ветеранами фэн-движения (персонально перед Бережным), если каким-либо неосторожным словом посмею замарать их девственно-чистый, канонизированный лик... Ну, кажется перед всеми расшаркался – пора и начинать. Начну с самого, пожалуй, запутанного вопроса в нашей дискуссии – «коммунистического воспитания молодежи». Я согласен с О. Токаревой, что вопрос серьезный и не праздный. Согласен я и с тем, что КЛФ многое может сделать, как и другие организации, впрочем. Однако, как и что? Вот тут-то и начинается весь сыр-бор. Токарева в пух и перья разбивает платформу своих оппонентов, причем бьет их сразу оптом, не обращая внимания на то, что это весьма неоднородный контингент. Я не собираюсь ловить ее на неточностях, как это девает Бережной, но хочется уточнить – мнения фэнов не ограничиваются сборником. Что же до самого термина «коммунистическое воспитание», то его настолько долго вбивали нам в головы различные угодливые идеологи, отягощенные научными знаниями, что он потерял не только первоначальный, но и вообще какой-либо смысл. Токарева ехидно замечает, что политическая безграмотность и незнание общественных наук – предмет особой гордости фэнов. Что ж, может с общественными у нас и плоховато, но я вполне понимаю тех, кто не хочет иметь ничего общего с кастрированным, начисто лишенным диалектики учением, которое имеет смелость именовать себя марксизмом. Марксизм вывели почти начисто, осталась лишь помпезная демагогия, кичиться знанием которой я бы лично постеснялся. Однако время от времени в воздухе возникают вырванные с мясом цитаты классиков, есть это и среди фэнов – не на другой же планете мы живем! Мне кажется это не от сердца, а просто запросто своеобразный панцирь. Щит. Вот, мол, глядите, уважаемые дяди, какие мы причесанные, сознательные и идейные, не такие как эти панки-поганки. Видите, даже фантастика может быть полезна... Все это рецидив эпохи разгона клубов, неосознанное стремление защитить и выгородить любимую НФ в глазах общественного мнения – и не более того! Теперь посмотрим несколько поглубже. Отметая мнения оппонентов Токарева выдвигает свою версия коммунистического воспитания, подкрепляя оную несколькими цитатами из Ленина. «Необходимым условием коммунистического воспитания личности является ее участие в общественно-полезной деятельности». Кто говорит, что это неверно? Действительно необходимым, но отнюдь не достаточным. А дальше начинается вольное переложение уже сказанного, этакий кустарный волюнтаризм. КЛФ, говорит Токарева, и должен создать условия для этой общественно-полезной деятельности. Браво, коллега! Но, по моему, у вас ранняя стадия гигантомании, неужели вы всерьез решили заменить клубами любителей фантастики все общественные организации, Ленин то как раз не их имел в виду. А впрочем, идея неплохая, сколько у нас сейчас бесхозных лозунгов – тьма. Взять, к примеру «профсоюзы – школа коммунизма» и, закрасив слово «профсоюзы», написать КЛФ. Свежо, актуально, к тому же страшная экономия кумача. Но шутки в сторону. Давайте не будем заниматься словоблудием и несбыточными прожектами, а вернемся к фантастике, но к фантастике не как к объекту потребления, а как к методу познания реального через иррациональное. Фантастика – это не столько литература, сколько, на мой взгляд, социофеномен, многомерное пространство осознания. Наивно думать, что все уже давно ясно и понятно, даже одним изучением фантастики можно заниматься не один десяток лет. А сколько еще другой работы у клубов. Вот на этом-то поприще мы и сможем ненавязчиво и плодотворно влиять на общественное сознание, и совсем не надо этих абстрактных целей. В общем, поменьше позерства и работы на публику. А если уж до конца выяснять этот вопрос, как говорится «раз пошла такая пьянка», то я считав термин «коммунистическое воспитание» нужно ненадолго снять с повестки дня. Несвоевременно мы о нем заботимся, пора оставить эту партизанскую тактику. О каком воспитании коммунара спорить, если за долгие годы советской власти мы даже не приблизились к вопросу о достаточном удовлетворении материальных и духовных потребностей. Какой может быть спор в условиях катастрофического книжного голода, с этого года даже подписку на газеты и журналы превратили в гонку с препятствиями, залимитировали даже – смешно сказать! – «Уральский следопыт», который последние годы упорно боролся за читателя, а, следовательно, за подписчика. Проснитесь, коллеги! Вспомните, что проблема № 1 – что бы покушать? Длительное пребывание в чужом городе равнозначно смерти – либо от голода, либо от общепитовских блюд. Вспомните сколько приходится переплачивать за фантастику различным ловким проходимцам. А иной раз рад бы отдать за хорошую книгу, но вышла она на противоположном конце страны. А центральное издательства выпускают продукцию в массе своей не отвечающую требованиям госта... Даже если мы, наконец, наберемся наглости и постановим: всем КЛФ в обязательном порядке заниматься воспитанием коммунаров, то нужно для начала хотя бы наладить выпуск фантастики так, чтобы она стала доступной массовому читателю. В общем, я клоню к тому, что это под силу только всему государству, государству с крепкой, конкурентоспособной экономикой. Идеологическое донкихотство здесь неуместно. Теперь несколько слов об «объединениях» и «бюрократах». Лично я не боюсь ни того, ни другого. К чему такой панический крик? Будет ли нам лучше от объединения – не знаю, только и хуже будет вряд ли, вспомните статью Дьякова в сборнике «Фэн-Фэн». КЛФ, пишет он, объединение людей связанных одним увлечением. Добровольное, замечает он ниже. Молодец. Все верно. Жаль, что многие ораторы немного подзабыли про эту добровольность. Интересно тебе – работай, разочаровался – можешь уйти. Таким же образом решается вопрос и с бюрократизацией выборных органов. Совет – не министерство, да и фэны зарплату от него не получают. Чувствуете, что пошли пустопорожние постановления или приказы – просто не подчиняйтесь, бойкотируйте, живите по собственным законам, как подсказывает здравый смысл. Что огород-то городить из пустякового дела? Структура КЛФ-движения настолько расплывчата и аморфна, что заорганизовать ее будет тяжеловато, впрочем, как и уничтожить. Клубы просто уходят в андеграунд. Еще хочется сказать несколько слов о призыве «клубы для фантастики». Мне непонятны придирки Токаревой к этой вполне четкой формулировке. Она, конечно, достаточно точно подметила некоторые черты: кастовость, элитарность и т. д., но, увы, нельзя всем приказать полюбить фантастику, можно только выявить читателей с обделенной структурой мышления способных стать будущими членами клуба, а главное желающими стать, и направить их в нужное русло. (Таких, кстати, немного.) И это будет отнюдь не чванливый потребитель, а читатель думающий. Читатель аналитик и творец. Как раз на это направлена деятельность клуба. Конечно, не у всех это получается хорошо, но тут надо искать новые формы, пробовать, совершенствоваться. Уверен у клубов есть будущее. А ваши коллега (к О. Токаревой) рассуждения это просто демагогия от нечего делать и пустопорожняя болтовня с потугами на глубокомыслие (простите за резкость!). В ваших рассуждениях довольно много таких натяжек, которые и опровергать даже не интересно – настолько они неубедительны. Настораживает в статье Токаревой еще один момент. Она напрочь лишена даже слабого намека на программу действий КЛФ. Что же думает сама Токарева? По-моему ничего, иначе бы не забыла упомянуть. Правда есть у нее две строчки на этот счет: КЛФ – это способ проявления социальной активности. А в чем мы ее конкретно должны проявлять? Этого, увы, в статье не найти. Предавая анафеме программу работы клубов, она как-то в спешке подзабыла высказать свою, полностью отвечающую ее жестким требованиям. Согласитесь, что абстрактная «социальная активность» так и останется абстрактной без конкретных дел в которые она выливается. «Отвергая – предлагай». Конечно, не все безоблачно. И у меня есть свои тревоги и опасения, но это разговор отдельный и довольно большой, к тому же по весьма скользкой теме. И пусть КПД нашего движения очень мал (надеюсь, он будет увеличиваться со временем), и пусть наши коллективные письма в основном игнорируются, а «глухая оборона» молодогвардейцев может длиться бесконечно долго (они тоже заботятся о досрочной смене) главное – не складывать руки, глядя на суету других с саркастической усмешкой. Я тоже пессимист, как и Токарева, однако твердо уверен в жизни нет молниеносных изменений, на все требуется время, много времени. Я не уверен, что высказываюсь последним в этом заочном споре. Наверняка будут и другие суждения, поэтому заранее прошу не ловить меня на мелких неточностях, ежели таковые обнаружатся. Горнов Н. В. КЛФ «Алькор», Омск август, 1988 г.
ИНТЕРЕСНЫЕ СТАТЬИ
Талалаев В., Новосёлов А. Цвета магии Куцка П. Венгерская фантастика: новые горизонты
|
|
|
||