История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

И. Вахтангишвили

О ПОДМЕНЕ

Oсновной упрек в адрес КЛФ «Гелиос»

КЛУБЫ ФАНТАСТИКИ

© И. Вахтангишвили, 1984

Тбилиси, 1984.- 3 с.

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2001

Если бы упрек в наш адрес был высказан только членами литобъединения "Фаэтон" г. Тбилиси, наверное не стоило бы браться за подобное разъяснение нашей позиции и ошибочности приводимого ниже обвинения, но к сожалению, аналогичный упрек высказан на страницах центральной комсомольской прессы ("Комсомольская правда" от 30.05.84 г.) и, следовательно, центральным комсомольским органом. Тут уж действительно стоит разобраться во всем внимательно и объективно.

Так в чем же, в конце концов, нас обвиняют? А обвиняют нас в подмене функций существующих государственных и общественных организаций, в том, что мы берем на себя больше, чем нам полагается брать. В качестве доказательства "Комсомолка" приводит нашу цель и противопоставляет ей "марксистко-ленинское мировоззрение". Думаю, что тут имеет место заблуждение.

Всем хорошо известно, что мы ставим своей целью пропаганду прогрессивных идей НФ и через эту пропаганду - способствовать социальному прогрессу, заинтересовывать читателей НФ решением общечеловеческих проблем. Почему мы поставили себе такую цель? Дело в том, что мы придерживались принципа: задавать вопрос до тех пор, пока ответ на него не станет бессмысленным, поставить вопрос в последней инстанции, т. е. - окончательно определить свое место и назначение. И руководствовались при этом не стремлением кого-то подменить, а тезисом: "...Каждый берется за частные вопросы без предварительного решения общих, тот будет на каждом шагу бессознательно для себя натыкаться на эти общие вопросы." (В. И. Ленин).

Представьте себе, что мы ограничили свою цель, и написали: "Пропаганда НФ". Тут же возникают, как минимум, два вопроса: пропаганда какой фантастики? И зачем эта пропаганда нужна? Хорошо, немного дополним данную формулировку и напишем: "Пропаганда прогрессивной НФ", ответив тем самым на первый вопрос. Но второй вопрос все равно остается - зачем нужно пропагандировать прогрессивную фантастику? Тут многие могут пожать плечами: "Неужели не ясно, ведь это так просто". И что же дальше? Пропагандировать прогрессивную фантастику, потому что она прогрессивна?.. Предвижу ещё одно возрождение: "Прогрессивная фантастика соответствует основным принципам коммунистического строительства, основной цели, которая поставлена перед нашим обществом и государством. Это ведь очень просто". Но если все так просто и ясно - почему бы нам просто и ясно об этом не сказать и тем самым внести окончательную ясность?

"Социальный прогресс" есть прогресс общественных отношений, что в конечном итоге приводит к коммунизму. Вот это действительно, настолько просто и ясно, что в комментариях не нуждается. Таким образом, мы получаем формулу: "Пропаганда прогрессивной фантастики с целью - способствовать социальному прогрессу". Но эта формулировка ещё недостаточно конкретна. Для того, чтобы действительно способствовать социальному прогрессу, надо определить, как это можно воплотить в жизнь, через какую форму эта пропаганда может выразиться наиболее эффективно. В итоге мы получили то, что имеем: "Способствовать социальному прогрессу через формирование в сознании людей с помощью научной фантастики заинтересованности в активном решении социальный проблем. "Сама пропаганда отходит на второе место и, в соответствии с поставленной целью, означает именно пропаганду прогрессивной НФ; в тезисах уже отпадает необходимость в повторении слова "прогрессивной". Вместе с тем, чтобы знать "что такое "хорошо"", надо знать и "что такое "плохо"". Необходимо раскрыть суть не только прогрессивной НФ, но и реакционной, показать и доказать, в чем состоит эта реакционность. Без такого подхода поставленная цель никак не может быть притворена в жизнь. Т. е. - "способствовать социальному прогрессу через формирование в сознании людей с помощью НФ..." - значит, показывая плохое, и показывая, что это плохое, побуждать их к действию: отмежеваться от него, бороться с ним, уничтожать его, и, таким путем, стремиться к претворению в жизнь идеалов коммунизма.

Вот, вкратце, эволюция цели нашего клуба, как таковой. Но нас упрекнули в том, что мы "превысили свои полномочия", что все вышесказанное не входит в компетенцию КЛФ! Думаю, что утверждение это неверно, ведь "для правильного понимания практики социалистического искусства необходимо постоянно учитывать её принципиально передовую идейно-философскую направленность, её теснейшую связь с общими задачами преобразования действительности в соответствии с общественно-эстетическими идеалами социалистической, коммунистической формации". ["Философско-эстетические основы метода социалистического реализма". М, "Искусство", 1983. стр. 23].

Считают, что советский клуб, какие бы наиконкретнейшие задачи он перед собой не ставил, должен всегда сознательно подходить к ним, с позиций советского общества, должен руководствоваться в своей работе теми общими и основными принципами, которыми руководствуется все наше общество. Именно такой подход позволит создать молодежную организацию, основанную на четких идейных позициях.

Наша "вина" состоит только в том, что мы постарались подойти к задачам художественного творчества с позиций социалистического реализма, с пониманием того, что "Воздействуя на человека, формируя его мироощущение, а, следовательно, и мировоззрение, искусство способно придавать человеческой деятельности определенную направленность, цель и смысл - не просто изменить мир, а изменить его эстетически, по законам прекрасного" ["Философско-эстетические основы метода социалистического реализма". М, "Искусство", 1983. стр. 23].

Альтернатива марксистко-ленинской эстетике - только буржуазная эстетика, эстетство, апологетика регрессивного, принижение роли действительно прогрессивных, коммунистических идей в искусстве.

Пожалуй, надо тщательно разобраться, кто заинтересован в ограничении молодежных организаций узкими, и, вместе с тем, очень расплывчатыми тезисами, позволяющими пережиткам прошлого не только проникнуть в них, но и порой занять наиболее ведущее место, выявить тех, кто бросает обвинения в некой "подмене" организациями, подобным КЛФ "Гелиос" потому только, что сам факт существования подобных клубов и такой цели мешает им жить, противоречит их мещанской жизненной позиции и ценностям. Ещё В. И. Ленин подчеркивал, что любое шатание, любое отклонение от марксизма, в конечном итоге приводит к идеализму, к реакционной зарубежной идеологии. Либо четкое осознание цели своего объединения, в соответствии с задачами коммунистического строительства, либо, в итоге - "английский клуб". Любые искусственные ограничения, любые жесткие рамки создают либо дополнительные лазейки для распространения в молодежной среде буржуазной идеологии. Ибо эти ограничения как бы говорят - художественному творчеству свое место и нечего его смешивать с социальным прогрессом, с жизнью. То же самое утверждает и буржуазная эстетика.

Я уверен - наступит такое время, когда обвинения в подмене каких либо государственных органов или общественных организаций будет вызывать у людей только смех. Это будет общество, в котором никто никого не "подменяет", но все подменяют друг друга, ибо реализован и принцип Ленина - "...Все будут управлять по очереди и быстро привыкнуть к тому, чтобы никто не управлял". ("Государство и революция").

    Ираклий Вахтангишвили.
    Август 1984 г.
    Тбилиси.



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Клубы >
А Б В Г Д З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Ц Ч Ш Э | Другое о КЛФ
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2018
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001