История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

Сергей Бережной

ОЧЕНЬ ПРАВИЛЬНЫЕ СВОЛОЧИ

ФЭНЗИНЫ ФАНТАСТИКИ

© С. Бережной, 1990

Фэнзор: Любител. ж-л по проблемам фантастики и фэндома (Севастополь).- 1990.- 1.- С. 62-64.

Публикуется с любезного разрешения С. Бережного - Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2002

Назад Начало Вперед

Владимир Покровский. Парикмахерские ребята: Фантастическая повесть // Металлург. -1989. - №№ 11, 12; 1990. - №№ 1, 2.

Конец прошлого года стал для Владимира Покровского периодом удач - вышли сразу две его повести: "Танцы мужчин" ("Химия и жизнь", №№ 9-12) и "Парикмахерские ребята". Первая, честно говоря, особого впечатления на меня не произвела (хотя и раскрыла, наконец, одну из жгучих тайн "Игоряши" Виталия Бабенко - П. Кровский именуется там однажды "отцом импатоведения"). Зато другая повесть...

"Парикмахерские ребята" построены как мемуары, - нет, не то слово, - воспоминания человека полусволочной, полугероической профессии - куафера Лестера Массены. Куаферы командами высаживаются на только что открытых планетах и "причесывают" их биосферы, делая их пригодными для существования землян. Они уничтожают целые виды животных поголовно, а взамен генными манипуляциями выводят новых, безопасных для переселенцев. Такое вмешательство неизбежно уничтожает естественную биосферу, но нравственность и этика куаферов волнуют мало: Земля перенаселена, людям нужно жизненное пространство... Куафер, спаситель человечества, романтическая фигура.

"Парикмахерские ребята" - одна из самых крутых с точки зрения психологии персонажей повестей, когда-либо попадавшая мне в руки. Покровский нашел то редкостное сочетание характеров, которое имеют в виду добрые дяди, сообщая восторженным юнцам, что они еще не нюхали "всей правды жизни". Вот она, эта "правда жизни" - путь спасения человечества связан с этическими проблемами (насилие над биосферами чужих планет), и, естественно, в этом случае "спасителями" становятся люди, которых этика не слишком волнует...

Как вообще можно сочетать благородную миссию - и отсутствие совести, отягощенное садизмом? Выполнение долга перед человечеством - и предательство? Гуманизм - и трусость? Оказывается, можно. Все куаферы - люди во многом незаурядные, - этические уроды. Даже движимый благородными стремлениями Кхолле Кхокк, симпатичный и правильный до невозможности, легко идет на подлость, едва она представляется ему необходимой. Гуманистичный и тошнотворно-назидательный дю-А вдруг оказывается грязным трусом. Идеал всех мальчишек Земли, руководитель команды куаферов Федер - хитрый и умный диктатор...

Неужели великие дела так необходимо делать грязными руками? Вопрос "Оправдывает ли цель сродства?" давно уже стал якобы риторическим, но он встает снова и снова, и ставит его не Владимир Покровский, не литература - жизнь, наша собственная история. Ибо разве светлая цель - построение общества всеобщей справедливости - не породила в нашей стране один из самых страшных диктаторских режимов в истории человечества?

Так что же делать нам, людям, полагающим себя слишком совестливыми, чтобы лезть в те дела, за которые подонки берутся без колебаний? Оставить эти дела подонкам? Или все-таки взяться за них самим, мыча и отплевываясь, пытаясь белыми халатами оттереть с белой стены сантиметровый слой сажи и не запачкаться при этом? Что делать?

Неужели удел вечных вопросов - вечное отсутствие ответов на них?

А может, и не пытаться дать исчерпывающий ответ? Может, достаточно приближения к ответу?

"Парикмахерским ребятам" не суждена большая популярность. Как ни жаль. Эта повесть слишком серьезна для "хита". Но мне очень хотелось бы, чтобы ее не оставили вниманием серьезные критики.

Она достойна их внимания.

    Сергей Бережной

-:о:0:о:-



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Фантастика >
Книги | Фантасты | Статьи | Библиография | Теория | Живопись | Юмор | Фэнзины | Филателия
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2018
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001