История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

Владимир В. Шелухин

ПРОГРЕССИРУЕМ, ЧТО ЛИ?

Заметки участника первого фэнзинерского семинара

ФЭНЗИНЫ ФАНТАСТИКИ

© В. Шелухин, 1990

Фэнзор: Любител. ж-л по проблемам фантастики и фэндома (Севастополь).- 1990.- 1.- С. 78-84.

Публикуется с любезного разрешения С. Бережного - Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2002

Назад Начало Вперед

Первый всесоюзный семинар по фэн-прессе (выражение "малая пресса" пока не вошло в наш обиход) проходил в Ленинградском Дворце Молодежи с 1 по 4 февраля текущего года. Пленарные заседания были поочередно посвящены "фантастическим" страничкам в областных и районных газетах и многотиражках, фэнзинам и книжным и журнальным публикациям. Представляя Николаевский филиал ЛИА "Оверсан" и редколлегия нового фэнзина "Мэд лэб", я все внимание сосредоточил на проблемах фэнзинеров. Поэтому заседание, посвященное книжным и журнальным публикациям, я пропустил, а что до "страничек", то наиболее ясно по их поводу высказался Андрей Чертков ("Оверсан", г. Севастополь), назвав их вымирающим жанром, который был вызван к жизни только отсутствием свободы печати. Их появление на страницах газет чаще всего случайно и зависит, по словам Михаила Якубовского ("Фонд Фантастики", ВС КЛФ, ВО КЛФ, г. Ростов-на-Дону), от наличия в составе редакции человека, любящего фантастику и его отношений с главным редактором. Впрочем, в текущий момент "странички" еще могут сыграть немалую роль в развитии отечественной фантастики. Роман Арбитман ("Теория невероятности", г. Саратов), открывая заседание, подчеркнул, что до вступления в Бернскую конвенцию для газет не существует никаких ограничений, то есть в них можно свободно перепечатывать что угодно и откуда угодно, используя, скажем ФЛП в качестве "обогащенной руды". Возвращением в культурный обиход украденного у нас за предшествующие годы "светлого пути" мирового культурного наследия намерены активно заняться полностью или частично посвященные фантастике издания газетного типа - "Измерение Ф" (г. Ленинград), "ПиФ" (г. Свердловск). "Аэлита" (г. Иванове), "Фантом" (г. Черкассы). Несмотря на то, что вряд ли от них можно ожидать высокого качества переводов, освоение ими сделанного в других странах позволит наконец перейти от изобретения велосипеда к разработке перспективных технологий.

Наиболее интересным оказалось заседание секции фэнзинов. Катализатором бурных дебатов стал Роман Арбитман, показавший себя яростным противником малой прессы и постоянно взрывавший унылое перечисление проблем аргументами против существования фэнзинов как явления культуры. Сочетая в себе непоколебимую убежденность сенатора Катона с сен-симоновским активным прекраснодушием, он в ходе дискуссия сформулировал ряд претензий к малой прессе, в целом сводившихся к следующему: а) в связи с некоторым расширением возможностей печатать и читать фантастику и ростом числа профессиональных писателей-фантастов малая пресса изжила себя; ее аудитория по определению ограничена, а по всему по этому стоит говорить лишь о журналах, выбивающихся в биг-таймы ("Оверсан", "Измерение Ф"); б) фэнзины стоят очень дорого, а это недемократично; в) профессиональный уровень публикаций в малой прессе крайне низок, а это поощряет графоманов.

Камикадзе был тут же атакован с разных сторон лихими оппонентами. Вадим Казаков ("АБС-панорама", г. Саратов) заметил, что фэнзины, помимо сказанного, еще и являются школой кадров для фантастических журналов, которые неминуемо появятся в будущем. Владимир Гопман (РПК "Текст", г. Москва), долго свысока взиравший на ратующих, попытался урезонить Романа Арбитмана тем несуетным фактом, что малая пресса есть объективная реальность и доказывать ее нужность или ненужность просто нелепо: зависит она не от вынесенного семинаром решения, а от доступности технических средств и наличия у фэнзинов читателей. Фэн № 1 Борис Завгородний ("Ветер времени", г. Волгоград) и автор этих строк по очереди, подробно и почти на пальцах объясняли и роль фэнзинов в обществе, и процесс ценообразования в области малой прессы, и многое другое. Арбитман был тверд в своей вере, однако, видя превосходство противников в живой силе и количестве аргументов, сменил тактику и, применив маскировку, заявил: раз вы считаете, что малая пресса доберется наконец до техники оперативной полиграфии и, увеличив тираж, несколько снизит цену, а совсем никудышные журналы потеряют читателей, значит, вы все мои союзники. Уйдя таким образом из-под массированного обстрела профэнзинерских группировок, саратовский критик в дальнейшем ограничивался редкими партизанскими вылазками. (Оказалось, что для этого критика намерение Черткова публиковать в новом "Оверсане" комиксы по степени духовного падения равносильно публикации рекламы с голыми женщинами: грех, Содом и Гоморра).

В периоды затишья собравшиеся говорили о насущном и обменивались информацией. Андрей Чертков вызвал всеобщую зависть красочными рассказами о том, каким будет выйдущий в апреле первый номер нового, профессионального "Оверсана". Было обещано много хорошего, вплоть до ужаснувших Арбитмана комиксов. Увы, как показывает практика, история с "Оверсаном" - не первый случай патологических родов: не было его в апреле, как до того - в марте. Повторяется история с "Вижнс" и "Фантархом".

Всеволод Мартыненко (ежегодник "Бойцовый кот", газета "Андромеда", г. Москва) сообщил, что редактируемая им газета, вероятно, зароет опрометчиво потревоженную могилу классика советской фантастики, тем самым совершив харакири. "БК", с таким скрипом распространяемый ЛИА "Оверсан"-НФ, будет выходить по-прежнему без существенных изменений.

Плохи дела у "АБС-панорамы". После выхода двух номеров редакция оказалась без полиграфической базы. Перспектива дальнейшего выхода журнала, накопившего, по словам редактора Вадима Казакова, материалов на 10 лет вперед, пока неясна.

Важные перемены имели место в Ленинграде. После выхода Л. Резника из редакции фэнзина "Измерение Ф" и появления одноименной профессиональной газеты журнал сменил название и теперь зовется "Сизифом". Возглавляет его Андрей Николаев. Найдя наконец неплохой ротапринт, он поклялся еще улучшить этот первый в нашей стране "толстый" литературно-художественный фэнзин. В настоящее время первый его номер рассылается подписчикам.

По-прежнему будет выходить при неизменно шутовском содержании журнал "Страж-птица" (г. Омск, редактор Н. Горнов).

О новых проектах, находящихся на разных стадиях осуществления, рассказали Вячеслав Дорошин (г. Алма-Ата, юмористический фэнзин "Ноу" - название читать по-английски!), Дмитрий Лысенко (г. Киев, фэнзины для детей "Койво" и "Форт МечТы") и автор этих заметок (г. Николаев, международный фэнзин ужасов "Мэд лэб").

Трезво оценивая семинар в перспективе минувшего времени, отчетливо видишь, что (как всегда) от его официальной части никакой практической пользы не было. Конечно, весело гуртом наваливаться на жертвующего собой ради идеи Арбитмана, считающего слово "коммерция" ругательством. И новости послушать интересно. Однако ни малейшей попытки хоть как-то решить свои проблемы собравшиеся в Ленинграде фэнзинеры так и не сделали, а слоны и динозавры фэндома, занятые своими коммерческими делами, не очень-то их к этому и подталкивали. Ни слова не было произнесено о насущнейшей проблеме как-то объединиться и заявить о своих правах на пару-тройку дышащих на ладан ротапринтов со всеми причиндалами (их вполне хватило бы на все, повторяю: все издающиеся в стране фэнзины). Не было никакого обмена опытом. По утвердившейся порочной практике вся деловая часть семинара сама собой перетекла в кулуары, где, разбившись на группки по два-три человека, фэнзинеры строили совместные планы по выплавке чугуна на своих подворьях, иначе и не скажешь.

Единственное глобальное заявление сделал на заседании секции фэнзинеров Анатолий Стегалин (г. Куйбышев), представлявший широко разрекламировавшее себя агентство "ФэнПринт", созданное для оказания фэндому полиграфических услуг. По словам этого агента, "ФэнПринт" готов заключить с любой редакцией фэниздания договор о тиражировании и распространении очередных номеров с выдачей на руки скольких-то там процентов тиража. Семинар завершился, Стегалин отбыл в Куйбышев и там канул в Лету.

Остается радоваться хотя бы тому, что ленинградский семинар засвидетельствовал сам факт существования фантастической малой прессы в СССР. О признании де-юре участники семинара, сбитые с толку обещаниями правительства даровать Закон о печати, и не помышляли, что было их стратегической ошибкой. Что ж, судя по сообщениям печати, в Чили и Польше народ побойчее. (Увы, этим я не открываю Америки).

В заключение - несколько слов благодарности организаторам всего мероприятия - ленинградскому комсомолу и КЛФ "Миф-ХХ". То, что для проведения семинара они добились предоставления мест в ЛДМ, я считав их громадной заслугой. Атмосфера этого международного постоялого двора сковала буйный дух праздношатающейся по всем конам братии. На семинаре было несравненно больше порядка, чем на других конах подобного рода. Даже питие проходило тихо, укромно и... неорганизованно, так что те, кто приехал заниматься делом, делом и занимались. Помогали сосредоточиться на фантастике и нормальные условия проживания - свободный, как в цивилизованных странах, вход и выход, удобные номера с телефонами, лифты, сытное питание в ресторане Дворца, работавшие бары со скромным, но все же ассортиментом напитков и пирожных. В общем, это был лучший из конов, на которых мне довелось побывать. Прогрессируем, что ли? Того и гляди, в следующий раз требования выдвинем. Эй, начальник!..

-:о:0:о:-



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Фантастика >
Книги | Фантасты | Статьи | Библиография | Теория | Живопись | Юмор | Фэнзины | Филателия
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2021
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001