История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

Г. Лапчатый

КОШМАРЫ ВСПЛЫВАЮТ СО ДНА

ФЭНЗИНЫ ФАНТАСТИКИ

© С. Бережной, 1990

Фэнзор: Любител. ж-л по проблемам фантастики и фэндома (Севастополь).- 1990.- 1.- С. 85-89.

Публикуется с любезного разрешения С. Бережного - Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2002

Назад Начало Вперед

"МЭД ЛЭБ", № 1, январь 1990 г., ежеквартальный международный журнал НФ и фантастики ужасов, карманный формат, ксерокс, двустороння печать, клееный блок, 224 с., илл., издание Николаевского филиала ЛИА "Оверсан", главный редактор - Владимир В. Шелухин, 327003, г. Николаев, ГОС-3, а/я 22.

Выход первого номера нового фэнзина сродни рождению ребенка, которому еще только предстоит взрослеть, набираться жизненного опыта, накачивать мускулатуру... Вспомните, какой путь становления прошел журнал "Измерение Ф" - и вы поймете, что я имея в виду. Все в мире развивается естественным путем.

Исключение из этого правила составляют лишь монстры.

Как и положено монстрам, "Мэд лэб" родился сразу взрослым. Его первый криком стал рев голодного вампира, который уже вырастил зубы и готов впиться в первого встречного. Вампиры держатся кровью, и чья-то артерия должна была пострадать ради того, чтобы "Мэд лэб" мог утвердиться на этом свете. Кому-то должно было не повезти...

Не повезло Еремею Парнову. Такое впечатление, что за катастрофическое положение с изданием "темной фэнтези" в нашей стране ему придется отвечать перед "Мэд лэб" на всю катушку. Передовая статья первого номера, программно озаглавленная "Конец емелиной неделе!", почти целиком посвящена перечислению заслуг Еремея Иудовича на поприще сепарации идеологических литературных агнцев от деидеологизированных "масс-культных" козлищ, что редактор "МЛ" Владимир Шелухин считает профанацией литературоведения (и совершенно прав). Конечно, в своей виновности Парнов не одинок, поэтому полновесные оплеухи получают от Шелухина также Богомил Райнов и критик Владимир Молчанов, а Ивану Ефремову посмертно выносится выговор с занесенном. В заключение Шелухин предупреждает остальных адептов идеологизированного литературоведения, что их очередь еще наступит (это, видимо, затем, чтобы они но дрались за место в очереди) и приглашает читателей в Безумную Лабораторию.

Правда, в это жуткое место читатель попадает не сразу. Сначала его впихивают в некое подобие международного переговорного пункта и дают понять, какие у "Мэд лэб" широкие связи. Действительно, каких только имен не встретишь в подборке писем первого номера! Фэны всех стран и народов, редакторы фэнзинов Запада и Востока, даже личный секретарь самой Марион Циммер Брэдли! Но вот, наконец, и проза! Ожидавшие встретить здесь кровь цистернами будут невыразимо разочарованы. Любители возить себе по нервам напильником - тоже. Фанатики высокой литературы, случайно заглянувшие в "МЛ", пожмут плечами и вернутся к Сартру. И только мы, скромные приверженцы добротного коммерческого чтива (как-то: Булычев в лучшие годы, Желязны, Гаррисон), будем довольны, потому что всегда приятно прочесть хорошо сделанный рассказ.

Вот, например, "Надвигается шторм" Хока. Фантастики здесь нет, зато рассказ просто-таки пропитан "эдгарповским" ощущением того, что ты вот-вот провалишься в страшные и ведомые одному лишь Фрейду глубины сумеречного сна. Читая "Непогоду" Виталия Тюнникова (кстати, единственное произведение отечественной прозы, прорвавшееся в "МЛ" сквозь стройные ряды рассказов-иммигрантов) ощущаешь, что этот сон тебя уже охватил навеки... но тут вас возвращает к жизни "Ювенатор Рекс" Майка Херли, рассказ весь из себя черноюморной, повествующей об очередной проделке врага рода человеческого...

"Последняя ставка" Марион Брэдли попала в номер, видимо, только благодаря престижному имени автора. Мадам Брэдли, видимо, долго искала, что же послать в Союз, и выбрала в конце концов рассказ, который ей было совсем не жалко. Видимо. Да еще и (на радость нам, убогим) написанный по мотивам "Пиковой дамы".

Пятый рассказ номера - "Паук" Ханса Эверса, классика немецкой фантастики ужасов (1908 год). Он почти лишен динамичного сюжета, действие его развивается медленно, но неуклонно и неотвратимо. Правда, каких-то особых новаций я в рассказе не отметил, автор просто варьирует набор приемов литературы романтической готики: проклятая комната, и роковая любовь героя к незнакомке, и символичный эпизод-подсказка герои и читателю ("Вот, значит, как выглядит любовь у этих тварей - ну, благодарю тебя, Господи, что я не паук-самец..."). Рассказ все это довольно органично сочетает, автор делает упор на атмосферу, на чувство обреченности и безысходности. Современный читатель воспримет "Паука" несколько скептически, но не без благосклонности.

Практически всю вторую половину номера занимает раздел, посвященный малой прессе. Статьи редактора "Скейвенджерс ньюслеттер" Дженет Фокс (специально для "Мэд лэб"!) и Владимира Шелухина о самом "Скейве", эссе того же Шелухина об опыте издания фэнзинов американских редакторов. Большинству читателей этот раздел будет интересен лишь с точки зрения его информативности), фэнзинерам же он может сослужить очень хорошую службу. По сути, это практическое руководство по изданию любительского журнала. Шелухина можно лишь поблагодарить за то, что он устроил такой ликбез для деятелей нашей малой прессы.

Редактор "МЛ" не только постарался растолковать фэнзинерам, что значит хороший фэнзин, он еще и попытался показать это на примере своего журнала. Подобного наша малая пресса еще не знала, во многих отношениях первый номер "Мэд лэб" - революционный. Никто до сих пор не подходил так тщательно к оформлению. Никто до сих пор не использовал в таких количествах рекламу. Никто из фэнзинеров не печатал настолько качественные переводы. Никто не прилагал к номеру постеры и атрибутику. Первый номер "МЛ" - прекрасная демонстрация того, что может сделать хороший редактор, имея в приложение к голове, рукам и машинке еще и некоторые нечрезмерные технические возможности.

Есть у "МЛ" и недостатки - номер несбалансирован, непомерно раздут отдел публицистики и информации... Но это, по-моему, мелочи. В целом редакторский дебют "критика с томагавком" Владимира Шелухина можно считать очень удачным. Хочется надеяться, что дела и дальше пойдут столь же хорошо.

Да будет на то воля Тьмы!

    Г. Лапчатый,
    "критик с мухобойкой"



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Фантастика >
Книги | Фантасты | Статьи | Библиография | Теория | Живопись | Юмор | Фэнзины | Филателия
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2021
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001