История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

Вл. Львов

ОБРАЩЕННАЯ В СЕГОДНЯ

О молодых писателях-фантастах

СТАТЬИ О ФАНТАСТИКЕ

© В. Гопман, 1988

Детская литература.- 1988.- 3.- С. 23-26.

Публикуется с любезного разрешения автора - Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2002

Еще в 70-е годы при клубах любителей фантастики стали образовываться литературные объединения (в настоящее время число таких клубов по стране приближается к ста пятидесяти). Над начинающими фантастами взял шефство Союз писателей: с 1974 года в Ленинграде действует постоянный семинар молодых фантастов, в 1979 году аналогичный семинар был образован в Москве. С 1982 года Совет по приключенческой и научно-фантастической литературе СП СССР проводит ежегодно всесоюзные "семинары молодых". По словам их руководителей мастеров НФ жанра Д. Биленкина, Е. Войскунского, В. Михайлова и С. Снегова, в процессе работы этих семинаров нетрудно убедиться, что у отечественной научно-фантастической литературы есть будущее. В некоторых издательствах составлены и выпущены в свет сборники из произведений "семинаристов" - "Платиновый обруч", "Хрустальная медуза" - Рига, 1982, 1985; "Фантавры" - Симферополь, 1984; "Синяя дорога" - Ленинград, 1984; "Снежный август" - Новосибирск, 1985.

Среди молодых фантастов немного профессиональных литераторов - чаше это люди иных профессий: математики, физики, филологи, учителя, экономисты, журналисты, врачи. К жанру научной фантастики они обращаются, как правило, не затем, чтобы предложить читателю свою модель развития общества в далеком будущем. Придумывая и создавая фантастические ситуации, они предлагают некие модели, провоцирующие сегодняшнюю современную жизнь на самовыражение. Одни межпланетные дали, в которых еще недавно перемещались герои научно-фантастических произведений, теперь нередко вызывают иронию у молодых представителей научно-фантастического жанра, "...герои торжественно и чудно бороздили просторы Вселенной, с ходу покоряли плохих инопланетян и братались с хорошими пришельцами, в светлом будущем у них не было никаких проблем, а само будущее вырастало откуда ни возьмись в чистом поле на пустом месте... Словом, это была неистовая профанация литературы..." (В. Бабенко "Игоряша Золотая Рыбка").

В современной фантастике накопилось немало штампов, стереотипов сюжетных ходов и образов. Создана настоящая "кладовая", откуда ремесленники от литературы могут пригоршнями черпать материал для научно-фантастических произведении. Молодые фантасты не отказывают себе в праве поиронизировать над этим. Так издевается в своем рассказе "Чья планета?" над набившей оскомину темой покорения космоса лихими космопроходцами, "в любую погоду" штурмующими галактические дали, Борис Штерн. Вот как представляет он своего героя, капитана межпланетного корабля: "Инспектор Бел Амор - человек средних лет с сонными глазами; в разведке не бреется, предпочитает быть от начальства подальше. Не дурак, но умен в меру. Анкетная биография интереса не представляет". Или вот как ведут себя его герои. Бел Амор и корабельный робот Стабилизатор, обнаружив безымянную планету: "Тут же у них произошел чисто технический разговор, разбавленный юмором для большего интересу; разговор, который обязаны вести герои многострадального фантастического жанра в порядке информации читателя - о заселении планет, о разведке в космосе, о трудностях своей работы. Закончив этот нудный разговор, они облегченно вздохнули и занялись своим делом: нужно было ставить бакен".

Но надо признать, что и молодые фантасты сами не без греха. Иной из них только и озабочен, как бы сделать сюжет позалихватистее, события поневероятнее. Притом в недостатке воображения их не упрекнешь. Например, красноярца Александра Бушкова, написавшего повесть "И ловили там зверей". В ней перед читателем предстает герой романтической профессии - сотрудник "Динго", так называется отдел Спасательной службы Астрофлота.

Отправляя своего героя в опасное путешествие в иную галактику, автор экипирует его на славу. Здесь и некий "бластер", замаскированный под электродрель, и другое сокрушительное оружие - иглер, замаскированный под электрическую зубную щетку. Есть тайные назначения и у остальных на вид безобидных предметов: гребенка - индикатор "наличия или отсутствия силовых полей", отвертка - "радиометр и радар" и, наконец, универсальный гаечный ключ, способный открывать "запертые двери и обезвреживать сигнализацию". Мало того, видимо считая, что напоминающий этакого научно-фантастического слесаря-сантехника герой недостаточно фантастичен, автор приживляет на его ладони "микроскопические волоски, не меньше сотни тысяч на квадратный миллиметр", чтобы ладонь "прилипала к любой, даже самой гладкой поверхности". Но, к сожалению, только на эти детали и растрачивает свой ум и воображение писатель, на содержание повести их уже не хватает... Случай, к сожалению, не единичный.

Однако, как уже отмечалось, молодые советские фантасты в большинстве своем увлечены не самоценным конструированием фантастической реальности и общением с представителями иных галактик и планет. А заняты они освоением тех духовных проблем, которые стоят перед нынешним обществом в наше время, от которого в большинстве своем и зависят все футурологические прогнозы. Рост материальной обеспеченности в результате достижений научно-технического прогресса вызвал к жизни социальный тип, названный Аркадием и Борисом Стругацкими Массовым Сытым Невоспитанным Человеком. Против современного мещанства, против многоликого потребительства - этой, по словам Стругацких, "духовной инфекции" - направлены многие произведения молодых фантастов.

...Кто из нас не мечтал хотя бы в детстве, как в "Сказке о рыбаке и рыбке", получить волшебное средство для исполнения желаний? Такую возможность предоставил своему герою Виталий Бабенко в повести "Игоряша Золотая Рыбка". Молодой человек по имени Игоряша, "посредственный специалист с дипломом о высшем образовании, представитель широких масс не читающей, но любящей книгу публики", поймал Золотую Рыбку (на самом деле это не Рыбка, а информационный биомодуль, посланный галактической цивилизацией на Землю для сбора сведений о нашей планете). Запросы Игоряши, обращенные к Золотой Рыбке, немудрены - чемоданы денег, шкафы супермодного тряпья, квартира в несколько десятков комнат, целый гараж автомашин последней марки, красивейшие женщины мира, безупречное здоровье и бессмертие, чтобы пользоваться всем в свое удовольствие... И получая все это с помощью новых и новых золотых рыбок, ни разу не подумал Игоряша, что их волшебные свойства можно обратить на пользу и всем другим, остальным, людям: например, навсегда покончить с войнами, уничтожить голод, болезни. Впрочем, Игоряша не мог об этом подумать - ведь мещанин "галактического масштаба", так зло, остроумно и узнаваемо нарисованный Бабенко, убежден, что именно его персона - центр мироздания... -

Борьба с потребительством созвучна душе каждого человека, ступившего на путь нравственного поиска. Жадности, стяжательству должны противостоять бескорыстие и благородство. Должны - но всегда ли происходит так? Мещанин в наши дни захватывает не только сферу материальных благ, но и духовную сферу, причем культурные ценности он не усваивает, а присваивает, переводя в один ряд с "престижными" знаками материального благоденствия. Таков герой рассказа Алана Кубатиева "Книгопродавец" - знакомый, безусловно, многим тип спекулянта книгами, да и вообще любыми предметами культуры, если они, по его мнению, хорошо "идут" на "рынке".

К чему может привести бесконтрольное, неостанавливаемое развитие потребительства, живописует и московский фантаст Александр Силецкий в рассказе "Ночь птичьего молока". Герою рассказа под Новый год привалила удача - за бесценок он купил с рук скатерть-самобранку. Что можно добыть с ее помощью? Конечно, сколько хочешь любой еды и питья, откуда возникают бесчисленные варианты неограниченного обогащения. Но главное в том, что скатерть способна выполнять и другое - снять ограничения, запреты этические, нравственные, помочь переступить через, казалось, невозможное, получив то, о чем подумать-то страшно - жареную человечину... Не на каждый взгляд оправдано гротескное и страшное в этом рассказе, но мне вспоминаются слова известного литературоведа Д. Затонского о Кафке: "Отрицание может быть продуктивным, отчаяние - никогда". Рассказ Силецкого, на мой взгляд, как раз и силен своим отрицанием.

Проблемы войны и мира, предотвращения ядерной катастрофы - сегодня самые важные для нашей цивилизации. Вопрос - быть или не быть человечеству - впервые так остро стал зависеть от его сегодняшнего дня. На искусство и литературу сейчас ложится груз повышенной ответственности. Относится это и к фантастике - ведь на страницах НФ книг можно "проиграть" ситуации, какие в реальной жизни люди не должны допустить.

В 1984 году ЦК ВЛКСМ и Союз писателей Грузии, республиканский комитет космонавтики и общество "Знание" при поддержке Совета по приключенческой и научно-фантастической литературе СП СССР провели Всесоюзный молодежный конкурс антивоенного рассказа. Первую премию получил рассказ фантастов из Волгограда Любови и Евгения Лукиных "Право голоса". С большим мастерством в рассказе создана психологическая атмосфера вымышленной западной страны, живущей в постоянном страхе перед войной. Искусно построенная новелла показывает, что милитаристская пропаганда, нагнетаемая средствами массовой информации, несет гибель людям.

Внимание любителей фантастики привлек рассказ московского фантаста Владимира Покровского "Самая последняя в мире война". Борьба за установление мира на Земле вошла в завершающую стадию. Подписан договор о полном разоружении, уничтожаются запасы оружия, военная экономика переводится на мирные рельсы. Но остались еще разумные бомбы - кошмарное порождение милитаристского психоза. И начинается последняя в истории человечества война - человеческого разума с разумом внечеловеческим, созданным для убийства и не знающим иной формы существования...

В 1985 году в альманахе "Киносценарии" был напечатан сценарий молодого фантаста из Ленинграда Вячеслава Рыбакова и режиссера Константина Лопушанского "На исходе ночи". По этому сценарию в 1986 году был снят фильм "Письма мертвого человека", обошедший экраны мира и отмеченный на кинофестивалях. Отдельные мотивы сценария использованы в повести В. Рыбакова "Первый день спасения" и рассказе "Зима", в которых говорится о последствиях термоядерного самоистребления человечества.

Возможно, эти произведения тоже кому-то покажутся слишком мрачными, даже безысходными. Но писатели убеждены, что только правда, какой бы горькой она ни была, может предотвратить катастрофу. По словам академика А. Мигдала, "для того, чтобы сознание опасности перешло из области разума в область чувства - в область нравственности, и необходима вся мощь искусства. Писатели, художники... должны внушать людям не надежду выжить в ядерной войне, а надежду избежать ее, напоминая о нравственном законе внутри нас" ("Наука и религия", 1987, № 6, с. 51).

Социальная зоркость, точность выбора "мишени" - вообще примечательная примета молодой советской фантастики. Откроем повесть Эдуарда Геворкяна "Правила игры без правил". В одном из европейских государств (приметы его довольно условны) созданы странные школы. Там собирают подростков - из числа тех, кого называют трудными. Но чему их учат? Обычный общеобразовательный курс - и смертельные приемы рукопашного боя, история искусств - и владение всеми видами современного оружия, хорошие манеры - и умение выжить в самых тяжелых условиях. После окончания школы следы выпускников теряются...

Герой произведения - полицейский инспектор - проникает в одну из таких школ. Выясняется следующее: подростков прибирает к рукам некая инопланетная цивилизация, стремящаяся использовать их в качестве... иностранного легиона (пришельцы, оказывается, не очень-то любят марать руки...). И тут "игра без правил" обращается в борьбу инспектора-одиночки (пока - одиночки) за земных подростков, а правила, по которым герой отныне борется с пришельцами, - в правила справедливости, человечности.

Активно использует молодая советская фантастика традиционные темы НФ.

Моральный долг ученого, его ответственность перед обществом, перед будущим, несвобода науки от общих для всех законов нравственности - острота этих, столь актуальных в наше время вопросов не миновала НФ молодых. Но с каждым годом появляется все больше фантастов в союзных республиках, работающих на своем национальном материале. Примером того, насколько плодотворен такой путь художественных поисков в фантастике, может служить творчество узбекского прозаика Абдухакима Фазылова. Сюжеты его произведений часто строятся на исторической загадке, народном сказании. Прошлое соединяется в рассказах и повестях Фазылова с настоящим, события и явления далеких эпох входят в сегодняшний день, укрепляя связь времен.

Исторически достоверная реальность преобладает у писателя над вымышленным, натужным и бесплодным фантазированием, полет воображения уравновешивается трезвым анализом фактов с позиции современного научного знания (эта традиция в советской НФ заложена творчеством И. А. Ефремова). Так, например, герой его рассказа "Мираж", попав в заброшенный город-крепость древнехорезмийских царей, находит там скульптурные и архитектурные сооружения древних цивилизаций: Египта, Греции, Вавилона, Месопотамии, Индии, Китая. Это поразительное, казалось бы, совершенно невозможное явление получает у писателя научное толкование: в древности жители города в результате сложных оптических явлении в атмосфере видели миражи, рисующие на небе государства и страны, удаленные от Амударьи за тысячи километров. И легенде, основанной на вере в сверхъестественное, в чудо, дается материалистическое объяснение.

В последние годы возрастает в молодой фантастике удельный вес притчевости, сказочности, усиливается лирическое, юмористическое звучание. Примером этого направления может служить книга киевского фантаста Бориса Штерна "Чья планета?" - одно из наиболее ярких явлений в фантастике 80-х годов.

Сборник Штерна населен удивительными героями: живой Дом из рода Флигелей, решивший провести старость на Земле; Дед Мороз (настоящий!), живущий на окраине сибирского города вместе со Снегурочкой; последний дракон на Земле по имени Горыныч. О пришельцах и говорить нечего - их в сборнике полно, на любой вкус, самого причудливого вида и образа действий: от разумной жабы из созвездия Андромеды до обитателя Земли четвертого измерения. Автор обладает поразительно развитым чувством комического, умением увидеть его в самом прозаическом и обыденном.

Интересно работает в жанре притчевой фантастики прозаик из Свердловска Александр Чуманов, переосмысливая сюжеты русских народных сказок. В рассказе "Серый Волк и другие" перед героем, которого зовут Иван Царев, неожиданно возникает огромный волк и человеческим голосом требует, чтобы он отправился с ним на поиски Василисы Прекрасной. Но сказочная красавица, томящаяся согласно известной сказке в заточении у злого чародея, оказывается вульгарной мещанкой, вышедшей по расчету замуж за номенклатурного работника, невзрачного старикашку Кощея Сергеевича, который находится у нее под каблуком... Такие иронические коррективы вносит фантазия современного писателя в старый, сказочный сюжет.

Фантастическое видение действительности обладает более откровенными, чем реалистическое, способами субъективного анализа жизни. Здесь писатель свободнее, чем в реалистической прозе. Но о чем бы ни писали молодые советские фантасты, они не дают повода упрекнуть их в абстрактном фантазировании. В какие бы необычайные ситуации они ни помещали своих героев, в какие инопланетные дали ни уносились своим воображением, писательская задача у них вполне конкретная. И разобраться они хотят в наших земных делах. Это очень понятно. Как сказал герой одной из повестей А. Б. Стругацких: "Главное всегда остается на Земле".

В статье упоминаются следующие произведения

1. Бабенко В. Игоряша Золотая Рыбка: Повесть // Литературная учеба. - 1985. - № 6.

2. Бушков А. Стоять в огне: Рассказы. - Красноярск, 1986.

3. Геворкян Э. Правила игры без правил: Повесть // НФ: Сб. науч. фантастики. - Вып. 28. - М., 1983.

4. Кубатиев А. Книгопродавец // В кн.: Снежный август. - Новосибирск, 1985.

5. Лукина Л., Лунин Е. Право голоса: Рассказ // Изобретатель и рационализатор. - 1984. - № 8.

6. Покровский В. Самая последняя в мире война: Рассказ // Химия и жизнь. - 1984. - № 5.

7. Рыбаков В. Первый день спасения: Повесть // Даугава. - 1986. -№№ 10-12.

8 Силецкии А. Ночь птичьего молока // Даугава. - 1987. - № 8.

9. Фазылов А. Восточное вращение: Рассказы. - Ташкент, 1983.

10. Чуманов А. Иван родил девчонку: Рассказы. - Свердловск, 1987.

11. Штерн Б. Чья планета?: Рассказы. - Киев, 1987.

    Вл. ЛЬВОВ, кандидат филологических наук



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Фантастика >
Книги | Фантасты | Статьи | Библиография | Теория | Живопись | Юмор | Фэнзины | Филателия
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2018
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001