История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

Т. Харламов

В БИТВЕ ЗА БУДУЩЕЕ

К 95-летию со дня рождения Е. Зозули

ФАНТАСТЫ И КНИГИ

© И. Халымбаджа, 1987

За знания (Комсомольск-на-Амуре).- 1987.- 19 февр.- С. 4.

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2005

"Нет ничего страшное, чем оставаться и стороне! - Если бы я остался дома, то никогда себе потом этого не простил бы", - писал другу Ефим Зозуля 4 июля 1941 года, ступая добровольцем и ряды московского ополчения. Немолодой человек, никогда не отличавшийся здоровьем, он мужественно, не ропща, переносил тяготы походной жизни. В рядах 31-й армии он прошел нелегкий боевой путь от Ельни до Калинина, участвуя в боях, описывая в своих корреспонденциях с передовой героизм и самоотверженность советских бойцов. Ефим Давыдович Зозуля погиб под Ржевом 3 ноября 1941 года.

Это был разносторонне одаренный человек, полный всевозможных замыслов и задумок. В юности он работал маляром, участвовал в революции 1905 года. С 1910 года стал сотрудничать в провинциальных газетах и журналах, помещал и них фельетоны, очерки рассказы. Вскоре короткие рассказы Е. Зозули принесли ему известность. В 1918 году выходит его первая книга - сборник рассказов "Гибель Главного Города". Уже тогда в ней проявился острый интерес Е. Зозули к социальной фантастике: в гротесковой, образной форме он "нарисовал картину гибели Старого мира...

С 1919 г. Е. Зозуля - редактор, один из организаторов журнала "Огонек" инициатор издания популярной ныне "Библиотечки Огоньки".

В 1930 г. было опубликовано наиболее значительное произведение Е. Зозули - фантастическая повесть "Мастерская человечков", в которой он высмеял механистические попытки искусственно "вывести" "идеального человека".

Среди многочисленных новелл Е. Зозули, составивших несколько авторских сборников, немало фантастических, отличающихся, как правило, оригинальностью сюжета и мастерством его разработки. Очень удачен, например, "Граммофон веков", в котором писатель рисует ситуации, возникшие после создания аппарата, позволяющего "слышать" прошлое. А такие рассказы, как "Живая мебель", в которых гиперболизирована мысль о безжалостной эксплуатации трудящихся капиталом, отнюдь не пустая игра фантазии, а художественное обобщение большого социального звучания.

Е. Зозуля постоянно находился в самой гуще жизни, он много путешествовал по стране, побывал на всех крупнейших ее стройках, увлеченно работал с творческой молодежью. Неистово отдававшийся работе, он немало мог бы еще создать, но в трудные для Родины дни не оставался в стороне, а отдал свою жизнь за светлое будущее Родины.

    Т. ХАРЛАМОВ.



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Фантастика >
Книги | Фантасты | Статьи | Библиография | Теория | Живопись | Юмор | Фэнзины | Филателия
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2018
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001