История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

С. Кошелев

«ВЕЛИКОЕ СКАЗАНИЕ» ПРОДОЛЖАЕТСЯ

У книжной полки

ФАНТАСТЫ И КНИГИ

© С. Кошелев, 1987

Комсомолец (Челябинск).- 1987.- 28 нояб.- ( 142-144).- С. 9.

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2001

Англоязычная фантастике может похвастаться многими громкими именами. После всемирного успеха произведений Г. Уэллса широко прославились и англичане Дж. Уиндем, Дж. Боллард, и американцы А. Азимов, Р. Брэдбери, Р. Шекли и многие другие. Но в изданной после войны фантастике на английском языке не было более знаменитого имени, чем имя оксфордского профессора Джона Роналда Руэла Толкина (в наших изданиях его обычно не совсем верно называют Толкиеном). Умерший в 1973 году писатель выпустил совсем немного книг, но каждая заняла свое место в большой, настоящей литературе. А главная книга Толкина, трилогия "Властелин Колец", завоевала поистине редкостную популярность и любовь читателей. Она переведена на все основные (и не только основные) языки, а тиражи ее достигли астрономических цифр. Ее читают, по выражению одного из критиков, "дети и академики, хиппи и домохозяйки". Студенты - бунтари 60-х провозгласили ее своей библией. В ряде стран созданы многочисленные клубы любителей Толкина, вот уже лет двадцать пять в США выходит посвященный ему журнал...

А вот знакомство нашего читателя с творчеством английского фантаста, можно сказать, еще лишь начинается. Две небольшие журнальные публикации, сказочная повесть "Хоббит", вышедшая в конце 70-х да первый том "Властелина Колец", опубликованный в 1982 году под названием "Хранители" и сокращенный при этом почти на треть, - это пока все. Правда, начиная с будущего года, издательство "Радуга" намеревается печатать полный перевод "Властелина" - по одному тому в год. Что ж, лучше поздно...

"Властелин Колец" был опубликован в начале пятидесятых, а создавался значительно раньше, примерно с 1937 по 1947 год, преимущественно в годы войны. А что мы видим в книге? Сюжет разворачивается в несуществующей стране Средиземье в небывалые времена. Действуют наряду с людьми всяческие фантастические существа: чародеи, гномы, эльфы, тролли, придуманные Толкином хоббиты. Цель героя - уничтожить волшебное Кольцо, обладающее злой властью над живыми существами. Писатель не раз резко отвергал мнение о прямой иносказательности своей книги, однако значит ли это, что "Властелин Колец" никакого отношения к современности не имеет?

Напротив, погружаясь в историю борьбы за Кольцо Всевластья, читатель постоянно чувствует, что для него поднятые в книге проблемы близки и важны, может быть, впервые осознает, насколько они современны. Ведь милитаризм, неограниченная власть, технократия, экологический кризис - совсем не сказочные проблемы, а именно они образуют во "Властелине Колец" сложный идейный комплекс.

Непросто разобраться в сегодняшнем мире, ведь жизнь так усложнилась, столько вокруг не до конца понятного, что то и дело задаешься вопросом: "Кто с нами? Кто против нас?" философские принципы в книге обретают телесную форму, ясно определенные добро и зло учат безошибочно отличать их Друг от друга.

Вот Кольцо Всевластия - центральный образ романа. Давно уже отмечено, что всякая власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно. Магическое Кольцо не только безмерно увеличивает мощь и власть своего владельца, но и делает его своим рабом. Оно внушает маниакальную страсть к себе, постепенно уничтожает материальную природу человека. Всех основных персонажей романа автор проводит через искушение властью, и лишь самые сильные из них способны добровольно отвергнуть ее.

Но, наверное, главный урок "Властелина Колец" заключается в том, как раскрывается в книге проблема современного героизма и нравственной ответственности человека за пути истории.

Трудна задача, стоящая перед героем романа - хоббитом Фродо Торбинсом. Он должен доставить Кольцо Всевластья в мрачную страну зла Мордор. И уничтожить его в пламени огнедышащей горы. И никогда бы ему не исполнить этого, если бы не был Фродо человечен, не понимал бы своего несовершенства и несовершенства своих спутников и не любил бы их.

Решая свою задачу, герои осознают ее как часть "вечного сказания" человеческой истории, в котором меняются участники, но само сказание нескончаемо. У каждого, будь он человек или хоббит, есть своя история, "свое сказание". Оно маленькое и неинтересное, если не включено в "великое сказание, не имеющее конца", - в вечную борьбу человечности и жестокости, свободы и тирании, света и тьмы. Много раз герои сказаний могли повернуть назад, по не повернули. А если бы повернули, вряд ли кто-нибудь помнил их имена. Легенды и песни слагают только о тех, кто шел вперед.

Третий Век Средиземья передает эстафету четвертому, Веку человека, - нашей исторической эпохе. Но "великие сказания" не прерываются с переходом от века к веку. И зло еще сильно и деятельно. Иди вперед, куда зовет долг, пусть, может быть, не всегда к счастливому лично для тебя концу, - призывает читателя Толкин. В этом один из важнейших уроков "Властелина Колец".

    С. КОШЕЛЕВ,
    кандидат филологических наук, доцент кафедры русской и советской литературы ЧГУ.



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Фантастика >
Книги | Фантасты | Статьи | Библиография | Теория | Живопись | Юмор | Фэнзины | Филателия
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2018
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001